Оружие веер: Боевой веер — Википедия – Гунбай, тэссен, саихаи: боевые веера Страны восходящего солнца

Содержание

Боевой веер — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Боевой веер — веер, созданный специально для использования в рукопашном бою. Некоторые виды таких вееров использовались в феодальной Японии, Китае и Корее.

Описание[править | править код]

Японские боевые веера различаются по размерам, используемым материалам, формам и целям. Чаще всего их применяли для подачи сигналов.[1] Сигнальные веера существовали в двух вариантах:

  • веер с деревянными и металлическими ребрами с лакировочной бумагой, прикрепленной к ребрам, и наружной металлической крышкой.
  • твёрдый веер из металла или дерева, очень схожий с гумбаем, которым и сегодня пользуются судьи сумо.[2]

Командир должен был развернуть или свернуть свой веер и сделать с его помощью определенные движения, чтобы отдать приказ солдатам.[3]

Боевые веера также могли быть использованы как оружие, искусство боя этими веерами называется тэссэндзюцу.[1]

Виды[править | править код]

Тэссэн (железная дубинка в форме сложенного веера), выставленный в японском замке Ивакуни
  • Гунсэн (яп. 軍扇) — складной веер, который мог использоваться и для обмахивания. Его внутренние спицы были сделаны из дерева, бронзы, латуни или из другого аналогичного материала, внешние спицы или покрытие — из тонкого железа или другого металла. Это делало его легким, но крепким[1].
  • Тэссэн (яп. 鉄扇) — складной веер c внешними спицами из тяжелых пластин железа, выглядящий как обычный, неопасный веер, или железная дубинка в виде сложенного веера. Самураи могли использовать тэссэн там, куда нельзя было проносить мечи, а некоторые школы фехтования учат бою с использованием тэссэна. Такими веерами можно было отражать стрелы и дротики, метать веер во врага и пользоваться им как подручным средством при плавании[3].
  • Гумбай, гумпай или дансэн утива
    (яп. 軍配) — больший твёрдый раскрытый веер, сделанный из железа или дерева с металлическими элементами. Такой веер носили высокопоставленные военачальники[4], пользуясь им для отражения стрел, защиты от солнца и подачи сигналов отрядам[5][6].

История и фольклор[править | править код]

Согласно легенде, в ходе четвёртой битвы при Каванакадзиме полководец Уэсуги Кэнсин прорвался к шатру своего противника Такэды Сингэна и атаковал его, но Сингэн отразил удар боевым веером. Точно неизвестно, был ли этот веер тэссэном, дансэн утива или какой-то другой формой веера. Вообще же командиры очень редко вступали в бой, в основном в порядке самозащиты, когда рядом не было телохранителей.

Согласно другой легенде, Минамото-но Ёсицунэ победил монаха Сайто Мусасибо Бэнкэя с помощью веера.

Ещё одно предание гласит, что веер Араки Мурасигэ спас жизнь своему хозяину, когда военачальник Ода Нобунага пытался убить его. Араки, оставивший свои мечи у входа, по обычаю поклонился на пороге, а Нобунага хотел закрыть двери комнаты, чтобы они перерезали шею Араки. Однако тот положил свой тэссэн в пазы на полу, по которым двигались раздвижные двери, так что они не закрылись.

[3]

Учителя фехтования сёгунов Токугава из рода Ягю использовали тэссэндзюцу в своей школе боевых искусств, Ягю Синкагэ-рю.

Боевые веера использовались также в китайских и корейских боевых искусствах. В Китае веера назывались «тешань» (кит. упр. 铁扇, пиньинь: tiěshàn, буквально: «стальной веер», в Корее — «пучхэ» (кор. 부채).

Корейский боевой веер (кор. 무부채 мубучхэ) появился во время правления династии Чосон. Мечи и подобное оружие было в то время запрещено, что повлекло за собой создание оружия, которое даже бы находясь на виду не вызывало подозрений. Ремесленники нашли способ создавать подобные веера из древесины берёзы Шмидта (кор. 박달나무 пакталь наму)[7], произраставшей на севере Корейского полуострова. Это дерево было упругим и твёрдым, что позволяло веерам из него противостоять холодному оружию тех времён. Наиболее популярным боевой веер стал среди тюнинов (средний класс) и янбанов (дворянство). Веера выполняли по индивидуальному заказу.

Иногда во внешний край вплетали металлические полосы, чтобы веер мог резать, или перья, в которых прятались бритвы размером с палец, вылетающие после раскрытия веера. Другие веера содержали яд или применялись для скрытия оружия, например метательных лезвий, их можно было запустить, раскрыв веер. Последними, как говорят, применялись несколькими мастерами учения Куксульвон (кор. 국술원). Яд в веерах мог быть смертельным или длительного действия, он содержался в специальных пузырьках или каналах, которые открывались, когда владелец раскрывал свой веер, что позволяло владельцу выстрелить ядовитым содержимым в своего оппонента с небольшого расстояния.

Фольклор и слухи также упоминают отдельных путешествующих торговцев, торгующих с Китаем веерами с отсеками в лопатках, содержащих взрывоопасные гранулы, после удара по вееру гранулы создавали яркую ослепляющую вспышку, аналогичную современным китайским фейерверкам.

  • Железная дубинка-тэссэн периода Эдо.

  • Раскладывающийся тэссэн с железными внешними планками и деревянными рёбрами.

  • Развёрнутый гунсэн с деревянными рёбрами и железными внешними планками.

  • Самурайский гумбай. Дерево и лак с инкрустацией.

  • Oscar Ratti and Adele Westbrook, Secrets of the Samurai, Edison, NJ: Castle Books (1973).
  1. 1 2 3 William E. Deal, Handbook to Life in Medieval and Early Modern Japan, p.167
  2. ↑ Louis Frédéric, Japan Encyclopedia, p.267
  3. 1 2 3
    Oscar Ratti, Adele Westbrook, Secrets of the Samurai: A Survey of the Martial Arts of Feudal Japan, p.296-304
  4. ↑ Jōchi Daigaku, JSTOR (Organization), Monumenta Nipponica, Volume 16, p.71-p.73
  5. ↑ Karl M. Schwarz, Netsuke Subjects: A Study on the NetsukeThemes With Reference to Their Interpretation and Symbolism, p.116
  6. A Glossary of the Construction, Decoration and Use of Arms and Armor: In All Countries and in All Times, George Cameron Stone, Courier Dover Publications, 1999 P.256
  7. Keith L. Pratt, Richard Rutt, James Hoare. Korea: a historical and cultural dictionary. — Routledge, 1999. — С. 481. — ISBN 9780700704644.

Гунбай, тэссен, саихаи: боевые веера Страны восходящего солнца

В публикации Веер: великий толмач и насмешник в комментариях поднялся вопрос о боевых веерах Азии. Просили рассказать. Держу обещание! Встречайте: боевые веера Страны восходящего солнца.

В Японии (также как в остальной Азии) веера носили все — и женщины, и мужчины. Нежелание воинов расставаться с удобным аксессуаром даже на войне (а войн в истории Страны восходящего солнца было немало) привело к трансформации изящного предмета. Веер становится не просто безделушкой, но оружием, не менее грозным, чем самурайский меч!

Гунбай, тэссен, саихаи: боевые веера Страны восходящего солнца, фото № 1

Со временем произошло разделение по функциям. Появились сигнальные веера, боевые и комбинированные — ими можно было как сражаться, так и использовать по прямому назначению, то есть обмахиваться. Для человека в полном боевом доспехе, да в летний зной — не блажь, а острая необходимость.

Рассмотрим веера чуть ближе. Начнем с сигнальных.

Саихаи

Гунбай, тэссен, саихаи: боевые веера Страны восходящего солнца, фото № 2

Интересный как по форме, так и по назначению. Служил для дублирования сигналов младшими офицерами и представлял собой большую кисть из полосок плотной яркой бумаги или кожи. Прикрепленный на длинную рукоять, был виден издали и с его помощью отлично координировались отряды на марше.

Гунбай, тэссен, саихаи: боевые веера Страны восходящего солнца, фото № 3

Гунбай, тэссен, саихаи: боевые веера Страны восходящего солнца, фото № 4

Гунбай (дансэн утива)

Гунбай, тэссен, саихаи: боевые веера Страны восходящего солнца, фото № 5

Нескладной веер из железа или дерева. Опахало имело форму круга, листа или крыльев бабочки.

Гунбай, тэссен, саихаи: боевые веера Страны восходящего солнца, фото № 6

Гунбай, тэссен, саихаи: боевые веера Страны восходящего солнца, фото № 7

Очень скоро владение гунбаем стало прерогативой высшего военного начальства. Его использовали для подачи сигналов армии или противнику, в качестве «зонтика», заслоняясь от солнца, и как оружие. Так, по легенде, во время одной из войн Уэсуги Кеншин ворвался в шатер военачальника вражеской армии верхом на лошади. Но Такеда Сингэн, будучи застигнутым врасплох, отклонил удары меча своим боевым веером. Но военачальники редко сражались именно веерами, так что основной функцией гунбая была все же сигнальная.

Гунбай, тэссен, саихаи: боевые веера Страны восходящего солнца, фото № 8

Гунбай, тэссен, саихаи: боевые веера Страны восходящего солнца, фото № 9

В современном мире гунбай не тратил своего значения. Его можно увидеть в руках рефери, судящих борцов сумо.

Гунбай, тэссен, саихаи: боевые веера Страны восходящего солнца, фото № 10

Тэссен

Гунбай, тэссен, саихаи: боевые веера Страны восходящего солнца, фото № 11

«Железный веер». Был двух видов: состоял из связанных между собой металлических пластин с заточенными краями, или выглядел как обычный веер, но ребра делались из железа и тоже остро затачивались. Самурай мог носить его в местах, где мечи или другое оружие не было разрешено. Так, самурай не мог войти в дом сюзерена вооруженным, а уж во дворце микадо или сегуна такое было немыслимо! Выручал тэссен. Так, интересна история Араки Мурашиге, которого обвинили в заговоре.

Призванный явиться ко двору Ода Нобунага, Мурашиге отдавал себе отчет, что жизнь его висит на волоске и только тессен может помочь ему избежать мучительной смерти (все мечи отбирались стражниками, охранявшими главный вход в жилые помещения дворца). Способ, которым Нобунага решил избавиться от Мурашиге, состоял в том, чтобы перерубить ему шею двумя створками тяжелых деревянных дверей, когда он будет, стоять на пороге, отвешивая предписанный ритуалом приветственный поклон. Кланяясь, Мурашиге интуитивно положил свой тессен в паз, по которому скользили створки дверей, и «раздался оглушительный звон, когда двери ударились о стальной стержень, но кровь не пролилась. Говорят, что Араки повел себя, как будто ничего не произошло, и такое самообладание пришлось по вкусу быстрому на решения Нобунага, который тут же простил Араки все его прегрешения».

Гунбай, тэссен, саихаи: боевые веера Страны восходящего солнца, фото № 12

Гунбай, тэссен, саихаи: боевые веера Страны восходящего солнца, фото № 13

В бою тэссен использовался и в качестве дубинки (довольно тяжелой), и в раскрытом виде. Им успешно наносили режущие удары, а так же отражали летящие стрелы и дротики.

Гунбай, тэссен, саихаи: боевые веера Страны восходящего солнца, фото № 14

Гунсен

Гунбай, тэссен, саихаи: боевые веера Страны восходящего солнца, фото № 15

Гунбай, тэссен, саихаи: боевые веера Страны восходящего солнца, фото № 16

Складной веер, который мог использоваться «по прямому назначению», то есть для обмахивания и охлаждения. Состоял из металлических спиц, обтянутых бумагой или тканью. Внешнее ребро делалось стальным. Вряд ли использовался, как боевой, но при должной сноровке мог отвести удар.

Гунбай, тэссен, саихаи: боевые веера Страны восходящего солнца, фото № 17

Продолжение можно прочитать здесь >>

Боевой веер — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Боевой веер — веер, созданный специально для использования в рукопашном бою. Некоторые виды таких вееров использовались в феодальной Японии, Китае и Корее.

Японский боевой веер

Описание

Японские боевые веера различаются по размерам, используемым материалам, формам и целям. Чаще всего их применяли для подачи сигналов.[1] Сигнальные веера существовали в двух вариантах:

  • веер с деревянными и металлическими ребрами с лакировочной бумагой, прикрепленной к ребрам, и наружной металлической крышкой.
  • твёрдый веер из металла или дерева, очень схожий с гумбаем, которым и сегодня пользуются судьи сумо.[2]

Командир должен был развернуть или свернуть свой веер и сделать с его помощью определенные движения, чтобы отдать приказ солдатам.[3]

Боевые веера также могли быть использованы как оружие, искусство боя этими веерами называется тэссэндзюцу.[1]

Виды

Тэссэн (железная дубинка в форме сложенного веера), выставленный в японском замке Ивакуни
  • Гунсэн (яп. 軍扇) — складной веер, который мог использоваться и для обмахивания. Его внутренние спицы были сделаны из дерева, бронзы, латуни или из другого аналогичного материала, внешние спицы или покрытие — из тонкого железа или другого металла. Это делало его легким, но крепким[1].
  • Тэссэн (яп. 鉄扇) — складной веер c внешними спицами из тяжелых пластин железа, выглядящий как обычный, неопасный веер, или железная дубинка в виде сложенного веера. Самураи могли использовать тэссэн там, куда нельзя было проносить мечи, а некоторые школы фехтования учат бою с использованием тэссэна. Такими веерами можно было отражать стрелы и дротики, метать веер во врага и пользоваться им как подручным средством при плавании[3].
  • Гумбай, гумпай или дансэн утива (яп. 軍配) — больший твёрдый раскрытый веер, сделанный из железа или дерева с металлическими элементами. Такой веер носили высокопоставленные военачальники[4], пользуясь им для отражения стрел, защиты от солнца и подачи сигналов отрядам[5][6].

История и фольклор

Согласно легенде, в ходе четвёртой битвы при Каванакадзиме полководец Уэсуги Кэнсин прорвался к шатру своего противника Такэды Сингэна и атаковал его, но Сингэн отразил удар боевым веером. Точно неизвестно, был ли этот веер тэссэном, дансэн утива или какой-то другой формой веера. Вообще же командиры очень редко вступали в бой, в основном в порядке самозащиты, когда рядом не было телохранителей.

Согласно другой легенде, Минамото-но Ёсицунэ победил монаха Сайто Мусасибо Бэнкэя с помощью веера.

Ещё одно предание гласит, что веер Араки Мурасигэ спас жизнь своему хозяину, когда военачальник Ода Нобунага пытался убить его. Араки, оставивший свои мечи у входа, по обычаю поклонился на пороге, а Нобунага хотел закрыть двери комнаты, чтобы они перерезали шею Араки. Однако тот положил свой тэссэн в пазы на полу, по которым двигались раздвижные двери, так что они не закрылись.[3]

Учителя фехтования сёгунов Токугава из рода Ягю использовали тэссэндзюцу в своей школе боевых искусств, Ягю Синкагэ-рю.

В других странах

Боевые веера использовались также в китайских и корейских боевых искусствах. В Китае веера назывались «тешань» (кит. упр. 铁扇, пиньинь: tiěshàn, буквально: «стальной веер», в Корее — «пучхэ» (кор. 부채).

Корейский боевой веер (кор. 무부채 мубучхэ) появился во время правления династии Чосон. Мечи и подобное оружие было в то время запрещено, что повлекло за собой создание оружия, которое даже бы находясь на виду не вызывало подозрений. Ремесленники нашли способ создавать подобные веера из древесины берёзы Шмидта (кор. 박달나무 пакталь наму)[7], произраставшей на севере Корейского полуострова. Это дерево было упругим и твёрдым, что позволяло веерам из него противостоять холодному оружию тех времён. Наиболее популярным боевой веер стал среди тюнинов (средний класс) и янбанов (дворянство). Веера выполняли по индивидуальному заказу.

Иногда во внешний край вплетали металлические полосы, чтобы веер мог резать, или перья, в которых прятались бритвы размером с палец, вылетающие после раскрытия веера. Другие веера содержали яд или применялись для скрытия оружия, например метательных лезвий, их можно было запустить, раскрыв веер. Последними, как говорят, применялись несколькими мастерами учения Куксульвон (кор. 국술원). Яд в веерах мог быть смертельным или длительного действия, он содержался в специальных пузырьках или каналах, которые открывались, когда владелец раскрывал свой веер, что позволяло владельцу выстрелить ядовитым содержимым в своего оппонента с небольшого расстояния.

Фольклор и слухи также упоминают отдельных путешествующих торговцев, торгующих с Китаем веерами с отсеками в лопатках, содержащих взрывоопасные гранулы, после удара по вееру гранулы создавали яркую ослепляющую вспышку, аналогичную современным китайским фейерверкам.

Галерея

  • Железная дубинка-тэссэн периода Эдо.

  • Раскладывающийся тэссэн с железными внешними планками и деревянными рёбрами.

  • Развёрнутый гунсэн с деревянными рёбрами и железными внешними планками.

  • Самурайский гумбай. Дерево и лак с инкрустацией.

См. также

Литература

  • Oscar Ratti and Adele Westbrook, Secrets of the Samurai, Edison, NJ: Castle Books (1973).

Примечания

  1. 1 2 3 William E. Deal, Handbook to Life in Medieval and Early Modern Japan, p.167
  2. ↑ Louis Frédéric, Japan Encyclopedia, p.267
  3. 1 2 3 Oscar Ratti, Adele Westbrook, Secrets of the Samurai: A Survey of the Martial Arts of Feudal Japan, p.296-304
  4. ↑ Jōchi Daigaku, JSTOR (Organization), Monumenta Nipponica, Volume 16, p.71-p.73
  5. ↑ Karl M. Schwarz, Netsuke Subjects: A Study on the NetsukeThemes With Reference to Their Interpretation and Symbolism, p.116
  6. A Glossary of the Construction, Decoration and Use of Arms and Armor: In All Countries and in All Times, George Cameron Stone, Courier Dover Publications, 1999 P.256
  7. Keith L. Pratt, Richard Rutt, James Hoare. Korea: a historical and cultural dictionary. — Routledge, 1999. — С. 481. — ISBN 9780700704644.

Тэссэндзюцу — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Тэссэндзюцу (яп. 鉄扇術, «искусство тэссэн») — японское искусство ведения боя при помощи боевого веера под названием тэссэн (яп. 鉄扇), популярное среди женщин, принадлежавших к сословию самураев в феодальной Японии[1].

Тэссэндзюцу основано на использовании сплошного или сворачиваемого металлического веера, который, зачастую, оснащён 8-ю или 10-ю деревянными или железными спицами[2].

Точная информация о происхождении вееров отсутствует. Японские веера, особенно довольно крупных размеров, были широко известны в древности за пределами Японии, а самое первое документированное упоминание о них содержится в хрониках правления императора Юряку (457 — 479)[3].

Веера для личного пользования подразделяются на две группы:

  • жёсткий, как правило округлый веер с продолговатой ручкой — утива (яп. 団扇), или дансэн (яп. 断線);
  • складной веер, по форме напоминающий сектор диска — оги (яп. 扇), или сэнсу (яп. 扇子).

Изначально веера складного типа были очень популярны при дворе и являлись личными знаками отличия, сообщая о ранге и занимаемом положении своего владельца. Уже позже они были усовершенствованы под нужды военного сословия, пришедшего к власти. Предшественником боевого веера тэссэн является гумбай-утива (яп. 軍配団扇) — большой округлый веер, который применяли для подачи различных сигналов и команд. Впоследствии веера оснастили железными спицами, а рёбра укрепили лакировкой, тем самым превратив их в оружие[2].

Самыми распространёнными видами боевых вееров являлись гунсэн (яп. 軍扇) и тэцусэн (тэссэн). Гунсэн буси носили в доспехах, а тэссэн носился с повседневной одеждой. Оба оружия были удобным средством как для атаки, так и для защиты. Воин мог фехтовать им, вырывать меч из рук противника, зажимать лезвие между стальными ребрами веера или отражать пущенные в него ножи и отравленные дротики. Ударной поверхностью веера являются его боковые части, кончик рукоятки и заострённые верхушки рёбер в открытом виде, придающие оружию режущие и ударные свойства. Во многих школах боевых искусств Японии проводилось обучение технике боя с таким веером — тэссэндзюцу, приемы которого как правило большей частью повторяли программу тренировок на мечах[2]. Такими школами являются Ягю Синкагэ-рю(яп. 柳生新陰流’), Этиго-рю (яп. 越後流), Ягю-рю (яп. 柳生流) и Миякэ Синган-рю (яп. 三宅心眼流)[4].

Как и многие другие японские боевые искусства XV—XVI веков тэссэндзюцу достигли высокого уровня сложности. Знаменитый фехтовальщик и самурай конца XVI века Сасаки Кодзиро, по легенде, одолел нескольких противников исключительно при помощи одного лишь веера[2].

На сегодняшний день искусство тэссэндзюцу преподаётся в таких школах дзюдзюцу, как Кираку-рю (яп. 気楽流鉄扇術), Сибукава-рю (яп. 渋川流柔術), Такэноути-рю (яп. 竹内流) и Катаяма Хоки-рю (яп. 伯耆流)[4].

  1. Timothy Hosey. Masters Of Broom And Sword (англ.) // Black Belt : журнал. — Active Interest Media, Inc., 1980. — Vol. 18, no. 2. — P. 47. — ISSN 0277-3066.
  2. 1 2 3 4 Thomas Louis, Tommy Ito. Samurai: The Code of the Warrior (англ.). — Sterling Publishing Company, Inc., 2008. — P. 144-145. — 205 p. — ISBN 9781402763120.
  3. Oscar Ratti, Adele Westbrook. Secrets of the Samurai: The Martial Arts of Feudal Japan (англ.). — Booksales, 1999. — 481 p. — ISBN 978-0785810735.
  4. 1 2 Serge Mol. Classical Weaponry of Japan: Special Weapons and Tactics of the Martial Arts (англ.). — Kodansha International, 2003. — P. 85-87. — 217 p. — ISBN 9784770029416.
  • Oscar Ratti, Adele Westbrook. Secrets of the Samurai: The Martial Arts of Feudal Japan (англ.). — Booksales, 1999. — 481 p. — ISBN 978-0785810735.
  • Serge Mol. Classical Weaponry of Japan: Special Weapons and Tactics of the Martial Arts (англ.). — Kodansha International, 2003. — P. 81-87. — 217 p. — ISBN 9784770029416.
  • Tyra Vam. Tessen-Jutsu (нем.). — Books on Demand, 2004. — 72 S. — ISBN 9783833421631.
  • Thomas Louis, Tommy Ito. Samurai: The Code of the Warrior (англ.). — Sterling Publishing Company, Inc., 2008. — P. 144-145. — 205 p. — ISBN 9781402763120.

Боевой веер

Боевой веер был распространен не только в Японии, но и в феодальных государствах Древнего Китая и Кореи. Это необычное оружие Древнего Востока применяли нисколько не женщины, а мужчины-воины, в том числе и командиры. Веерами подавали сигналы, а также специально создали заточенную под боевое применение версию для рукопашных схваток.

Сигнальный веер использовался командирами соединений для информирования и приказаний своим воинам – для этого была разработана система определенных движений; также смысл сигнала зависел от того, открыт веер или закрыт.

Различия боевых вееров, которые применялись для сражений – достаточно ощутимы. Они изготавливались из дерева и металла, имели разнообразный внешний вид, форму и отделку, могли быть мягкими или жесткими, имели специфические элементы в конструкции (например, крышку) и предназначались для самых разных задач. Умение ведения боя при помощи боевого веера, в японском языке называется тэссендзюцу.

Японский боевой веер

Познакомимся с некоторыми видами этого необычного японского оружия:

Гунсэн – складной веер с основными спицами из древесины или латуни, иногда бронзы. Внешние детали и покрытие такого оружия, как правило, представляли собой тонкие металлические пластины. Боевой веер «гунсен» обладал небольшим весом, но очень хорошей прочностью. Носилось такое оружие или на поясе, или на груди – но во втором варианте воину было неудобно пользоваться мечом и луком.

Тэссэн – складной боевой веер с довольно массивными пластинами-спицами. Веер «тессен» выглядит не слишком опасным, даже простоватым; но на самом деле это многофункциональное оружие – даже в сложенном виде он может выполнять функции увесистой дубинки или метательного снаряда. Применялся веер тэссен в тех местах, где самураям было запрещено носить меч. При помощи тэссэн воин мог не только нападать, но и обороняться, отражая дротики или стрелы, а также помогать себе во время плавания. Именно от названия тессен произошло наименование искусства владения боевыми японскими веерами.

Гунбай – большой боевой веер, представляющий собой твердую раскрытую пластину из металла или дерева, который можно было использовать для подачи сигналов войску отраженным солнцем, блокировать стрелы и меч противника, прикрываться от солнечных лучей во время отдыха. Гунбай (варианты названий – гумбай, гунпай) – это атрибут военачальника, причем достаточно высокопоставленного, элитное оружие.

В современном мире японский веер также продолжает использоваться (правда, уже в более мирном применении) – в частности, судьи в борьбе сумо используют гумбай, который берет корни как раз от старинного восточного оружия. Ну и не стоит забывать про многочисленные реплики и копии, а также использование такого оружия в компьютерных играх.

виды, описание. Японские боевые искусства

Тесно переплелись сведения о древней Японии с истоками боевых искусств. Кроме распространенных видов единоборств, подобных кэндо или каратэ, здесь зародились достаточно экзотические. На одном из главенствующих мест стоит искусство владения боевым веером, или тэссэн-дзюцу, которое включает в себя комплексные элементы защиты и нападения при помощи такого специфического оружия.

Почитание веера в Японии

В Японии веер оставался одинаково любимым аксессуаром женщин и мужчин. Воины не могли с ним расстаться даже во время войны, поэтому изящный предмет перетерпел множество трансформаций. Веер из безобидной красочной безделушки превращается в грозное оружие, разящее врага подобно самурайскому мечу.

С течением времени веера обрастают специфическими функциями, зависящими от предназначения. Поэтому возникли боевые, сигнальные и комбинированные конструкции, которыми можно было не только сражаться, но и обмахиваться. А для человека в военном обмундировании наличие веера превратилось не в прихоть, а в необходимость, особенно во время длительных походов под знойным солнцем.

Веер находился в наличии у командующих отрядами, а по рисунку на этом предмете судили о принадлежности подразделения к определенному клану. Веером во время боя подавали сигналы, благодаря которым можно без слов управлять действиями воинов. А для японской аристократии дорогой аксессуар был свидетельством ранга владельца, на нем отображали определенные узоры и цвета.

боевой веер

Разновидности опасного аксессуара

  • Гунсэн – складной веер. Его использовали по предназначению, чтобы обмахиваться в зной. Внутренние спицы изготавливались из бронзы, дерева, латуни или другого металла. Покрытие и внешние спицы делали из железа. Такая конструкция обладала легкостью, но также была чрезвычайно крепкой. Воины предпочитали прятать веер гунсэн в область пояса или груди, но при втором варианте нельзя воспользоваться луком или мечом.
  • Тэссен – складной тип веера, внешние спицы которого изготовлены из пластин железа. На вид он напоминает обычный веер, но в сложенном состоянии используется вместо дубинки. Самураи могли вступить с таким оружием наперевес там, где запрещалось орудовать мечом. В школах фехтования учили вести бой с помощью тэссена. Боевым веером тессеном отводили в сторону летящие дротики и стрелы, метали его в сторону противника или использовали при переправе через реку.
  • Гунбай, гунпай или дансэн утива – твердый раскрытый веер значительных габаритов, изготовленный полностью из железа или дерева с включением металлических компонентов. С таким веером ходили знаменитые военачальники, им пользовались для отражения дротиков и стрел, также сигнализировали о способе ведения боя отрядам.

Преобразование веера в оружие

Деревянные веера были очень хрупкими, часто ломались, поэтому их стали мастерить из металлических спиц. Такие «железные веера» стали называть «тэссэн». Нет задокументированных свидетельств о том, кто первый придумал применить тэссен в качестве оружия.

Японское боевое искусство с применением такого аксессуара получило название «тэссен-дзюцу». Техника ведения боя и владения веером в тэссен-дзюцу напоминает кэндо, то есть тактику ведения боя на мечах. Но специфика использования веера отличается множеством особенных приемов, свойственных только этому виду боевых искусств.

Железный веер в сложенном виде используется для нападения, а в развернутом — в качестве защиты. По старинной легенде, такое оружие создал воин Минамото-но-Ётшинсуне, в бою победивший мифическое чудовище тэнгу, зажав наконечник его копья между пластинами веера.

С тех пор многие школы боевых искусств в обязательном порядке учили бойцов мастерству тэссен-дзюцу. Особенное развитие получило это боевое искусство в знаменитой школе Синкагэ-рю. В некоторых провинциях остались мастера, владеющие веерами, по аналогии с древними японскими боевыми искусствами по типу сумо, айкидо, кю-до, ябусамэ (стрельба сидя верхом на лошади по бегущей собаке из японского лука).

японский веер

Популярность тэссен-дзюцу

Тэссен-дзюцу получило распространение среди низших слоев общества, не имеющих права пользоваться мечом. Опытные бойцы достигали такого верха мастерства владением своим оружием, что могли справиться с несколькими противниками, вооруженными самурайскими мечами.

В одной старинной летописи рассказывается о происшествии в жизни мастера единоборств по имени Ганн-рю, который, благодаря искусному владению боевым веером, смог выйти победителем из противостояния с 10 противниками. При этом на нем не осталось ни одной царапины.

История боевого веера

На территории Японии развивались и модифицировались два вида веера. Один из них, знакомый каждому, складывали из пластинок и обтягивали плотной бумагой. Если его разложить, то конструкция принимает форму полукруга. На своей родине получает название «оги» или «сэнсу» (сен). В таком виде становится известным в Европе, где стал именоваться японским веером, хотя на родине считается крестьянским и используется для просеивания риса от шелухи.

Вторая разновидность имеет свою специфику и называется «дансэн» или «утива». Это веер округлой формы с жесткой ручкой. На древних картинках часто можно увидеть такой японский веер, чаще всего он изображается в руках знати. Происхождением обязан модернизации широкой палочки для правильной осанки — саку, которой держали подбородок и грудь во время церемоний. Позже палочка превратилась в веер, стала символизировать статус владельца.

японские боевые искусства

Самурайский веер: описание

Каждый самурай имел личный оги. Веера изготавливали различных модификаций и называли гунсен или тэссен. Для его изготовления применяли тонкие полосы из железа, или же их вставляли только по краям веера. Весила такая конструкция от 200 до 500 грамм.

Веер из металла состоит из 8-10 металлических пластин с заточенными ребрами и краями. Единственной формы изготовления не существовало: маленький, большой, с узкими или широкими пластинами. Его носили по необходимости. Если приглашали на официальный прием, тэссен держали в сложенном виде за поясом, но также припрятывали в рукав или за голенище сапога.

Веера богато украшали, наносили инкрустации, изображали солнце и луну, животных, природу, сказочные существа, немного позднее наносят на них герб семьи или специальный знак отличия. Сверху покрывали водостойким лаком или золочением. Веер превратился в символ статуса обладателя. По тому, как оформлена кисточка, прикрепленная к рукояти, судили о степени знатности.

веер гунсэн

Методика использования

Пользуются боевым тэссеном как в свернутом, так и в раскрытом виде. В сложенном состоянии используют подобно дубинке, а развернутый веер защищал от меча или метательного оружия. Пластинки не удержат стрелу, но любой летящий предмет перенаправят в сторону. Рубящие и режущие удары наносили краями острых лезвий по незащищенным участкам тела противника: шее, лицу, по кистям рук, чтобы выбить оружие из рук или ослабить хватку. Если аксессуар находился в сложенном виде, то били ниже и выше колена, чтобы враг потерял равновесие, а раскрытым перекрывали видимость в ближнем бою.

Самураи высоких рангов часто использовали тэссен для самозащиты от противника ниже рангом, ведь пользоваться мечом можно было против достойного соперника. Существовало ограничение на ношение при себе меча в доме, часто запрещали ношение различного оружия, поэтому тэссен получил широкое распространение как прекрасное средство для защиты.

Боевым веером при бое с близкой дистанции противнику можно было закрыть обзор. Поэтому, кроме тэссена, пользовались еще одним видом оружия, часто брали с собой короткий меч танто (который иногда называют ножом, но это противоречит истине, ведь танто относится к коротким мечам). Для рассеивания внимания врага чередовали закрывание и раскрывание веера, что становилось дополнительной помехой для соперника и рассредоточивало его действия.

веер из металла

Тэссен в деле: истории из глубины веков

Известны забавные случаи из истории боевого веера. Самурай Мацумура Сокон считался великолепным мастером рукопашного боя. До сегуна дошла весть о мастерстве и подвигах самурая. Сегуну захотелось устроить представление перед подданными и лицезреть мастера в бою, поэтому он вызвал его к себе и предложил через 10 дней поучаствовать в военном празднике, где Мацумуре предстоит сразиться на арене с быком. Воин решил пойти на определенную хитрость, ведь он не чувствовал уверенности в исходе поединка с разъяренным животным. Он подкупил охрану, где бык стоял в стойле, и все 10 дней пробирался к животному, чтобы за перегородкой бить его боевым веером по морде. Процедура продолжалась, пока бык не падал обессиленный. Спустя пару дней животное от одного вида самурая опускалось на колени, чтобы снова не получать побои.

Наступило празднование. Огромное количество народа собралось на трибунах, съехались желающие посмотреть бой великого мастера даже из соседних провинций. Трибуны ревели в предвкушении зрелища, а быка уже выпустили на арену. Мацамура медленно вышел на засыпанную песком площадку, а в его руках был только самый обыкновенный веер. При виде самурая бык взвыл и рухнул перед ним на колени. Публика получила настоящий восторг от увиденного зрелища, а сегун — удовлетворение от подтверждения мастерство своего подданного.

складной веер

Самозащита и тэссен

Боевым веером пользовались при настоящих схватках, в особенности когда правила запрещали обнажать самурайские мечи, например в доме повелителя. По правилам, когда приходится посещать дом или комнату старшего по рангу, самурай становится на колени и перед собой кладет веер. Касается татами ладонями и после совершает традиционный поклон.

Одному самураю надлежало явиться перед глаза своего господина, чтобы держать ответ за довольно серьезное прегрешение. Подчиненный догадывался, что его в любой момент могут убить, и всячески обдумывал дальнейшие действия. Подручные господина намеревались тяжеловесными створками раздвижной двери сломать ему шею, когда он на минуту остановится для ритуального поклона. Самурай выжил благодаря своей изворотливости. Чтобы не допустить движения дверей, он подсунул боевой веер в дверной желоб. При движении двери отскочили от него, а сам самурай остался невредимым. Господин остался в восторге от находчивости подчиненного, поэтому милостиво даровал прощение.

боевой веер самурая

Боевые аксессуары остались в прошлом

После появления огнестрельного оружия о боевом веере и мече для участия в вооруженных конфликтах стали забывать. Он превратился исключительно в женский аксессуар. Практически ушло в прошлое искусство боя тэссен-дзюцу, и если в современной Японии еще можно отыскать любителей боя при помощи боевого веера для айкидо, кю-до и др. искусств, то это единицы. Нельзя говорить о массовом увлечении этим видом единоборств. Ведь такие тренировки с применением веера с заточенными металлическими краями чрезвычайно опасны, после них остаются глубокие порезы и шрамы.

Боевой веер — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Боевой веер — веер, созданный специально для использования в рукопашном бою. Некоторые виды таких вееров использовались в феодальной Японии, Китае и Корее.

Японский боевой веер

Описание

Японские боевые веера различаются по размерам, используемым материалам, формам и целям. Чаще всего их применяли для подачи сигналов.[1] Сигнальные веера существовали в двух вариантах:

  • веер с деревянными и металлическими ребрами с лакировочной бумагой, прикрепленной к ребрам, и наружной металлической крышкой.
  • твёрдый веер из металла или дерева, очень схожий с гумбаем, которым и сегодня пользуются судьи сумо.[2]

Командир должен был развернуть или свернуть свой веер и сделать с его помощью определенные движения, чтобы отдать приказ солдатам.[3]

Боевые веера также могли быть использованы как оружие, искусство боя этими веерами называется тэссэндзюцу.[1]

Виды

Тэссэн (железная дубинка в форме сложенного веера), выставленный в японском замке Ивакуни
  • Гунсэн (яп. 軍扇) — складной веер, который мог использоваться и для обмахивания. Его внутренние спицы были сделаны из дерева, бронзы, латуни или из другого аналогичного материала, внешние спицы или покрытие — из тонкого железа или другого металла. Это делало его легким, но крепким[1].
  • Тэссэн (яп. 鉄扇) — складной веер c внешними спицами из тяжелых пластин железа, выглядящий как обычный, неопасный веер, или железная дубинка в виде сложенного веера. Самураи могли использовать тэссэн там, куда нельзя было проносить мечи, а некоторые школы фехтования учат бою с использованием тэссэна. Такими веерами можно было отражать стрелы и дротики, метать веер во врага и пользоваться им как подручным средством при плавании[3].
  • Гумбай, гумпай или дансэн утива (яп. 軍配) — больший твёрдый раскрытый веер, сделанный из железа или дерева с металлическими элементами. Такой веер носили высокопоставленные военачальники[4], пользуясь им для отражения стрел, защиты от солнца и подачи сигналов отрядам[5][6].

История и фольклор

Согласно легенде, в ходе четвёртой битвы при Каванакадзиме полководец Уэсуги Кэнсин прорвался к шатру своего противника Такэды Сингэна и атаковал его, но Сингэн отразил удар боевым веером. Точно неизвестно, был ли этот веер тэссэном, дансэн утива или какой-то другой формой веера. Вообще же командиры очень редко вступали в бой, в основном в порядке самозащиты, когда рядом не было телохранителей.

Согласно другой легенде, Минамото-но Ёсицунэ победил монаха Сайто Мусасибо Бэнкэя с помощью веера.

Ещё одно предание гласит, что веер Араки Мурасигэ спас жизнь своему хозяину, когда военачальник Ода Нобунага пытался убить его. Араки, оставивший свои мечи у входа, по обычаю поклонился на пороге, а Нобунага хотел закрыть двери комнаты, чтобы они перерезали шею Араки. Однако тот положил свой тэссэн в пазы на полу, по которым двигались раздвижные двери, так что они не закрылись.[3]

Учителя фехтования сёгунов Токугава из рода Ягю использовали тэссэндзюцу в своей школе боевых искусств, Ягю Синкагэ-рю.

В других странах

Боевые веера использовались также в китайских и корейских боевых искусствах. В Китае веера назывались «тешань» (кит. упр. 铁扇, пиньинь: tiěshàn, буквально: «стальной веер», в Корее — «пучхэ» (кор. 부채).

Корейский боевой веер (кор. 무부채 мубучхэ) появился во время правления династии Чосон. Мечи и подобное оружие было в то время запрещено, что повлекло за собой создание оружия, которое даже бы находясь на виду не вызывало подозрений. Ремесленники нашли способ создавать подобные веера из древесины берёзы Шмидта (кор. 박달나무 пакталь наму)[7], произраставшей на севере Корейского полуострова. Это дерево было упругим и твёрдым, что позволяло веерам из него противостоять холодному оружию тех времён. Наиболее популярным боевой веер стал среди тюнинов (средний класс) и янбанов (дворянство). Веера выполняли по индивидуальному заказу.

Иногда во внешний край вплетали металлические полосы, чтобы веер мог резать, или перья, в которых прятались бритвы размером с палец, вылетающие после раскрытия веера. Другие веера содержали яд или применялись для скрытия оружия, например метательных лезвий, их можно было запустить, раскрыв веер. Последними, как говорят, применялись несколькими мастерами учения Куксульвон (кор. 국술원). Яд в веерах мог быть смертельным или длительного действия, он содержался в специальных пузырьках или каналах, которые открывались, когда владелец раскрывал свой веер, что позволяло владельцу выстрелить ядовитым содержимым в своего оппонента с небольшого расстояния.

Фольклор и слухи также упоминают отдельных путешествующих торговцев, торгующих с Китаем веерами с отсеками в лопатках, содержащих взрывоопасные гранулы, после удара по вееру гранулы создавали яркую ослепляющую вспышку, аналогичную современным китайским фейерверкам.

Галерея

  • Железная дубинка-тэссэн периода Эдо.

  • Раскладывающийся тэссэн с железными внешними планками и деревянными рёбрами.

  • Развёрнутый гунсэн с деревянными рёбрами и железными внешними планками.

  • Самурайский гумбай. Дерево и лак с инкрустацией.

См. также

Литература

  • Oscar Ratti and Adele Westbrook, Secrets of the Samurai, Edison, NJ: Castle Books (1973).

Примечания

  1. 1 2 3 William E. Deal, Handbook to Life in Medieval and Early Modern Japan, p.167
  2. ↑ Louis Frédéric, Japan Encyclopedia, p.267
  3. 1 2 3 Oscar Ratti, Adele Westbrook, Secrets of the Samurai: A Survey of the Martial Arts of Feudal Japan, p.296-304
  4. ↑ Jōchi Daigaku, JSTOR (Organization), Monumenta Nipponica, Volume 16, p.71-p.73
  5. ↑ Karl M. Schwarz, Netsuke Subjects: A Study on the NetsukeThemes With Reference to Their Interpretation and Symbolism, p.116
  6. A Glossary of the Construction, Decoration and Use of Arms and Armor: In All Countries and in All Times, George Cameron Stone, Courier Dover Publications, 1999 P.256
  7. Keith L. Pratt, Richard Rutt, James Hoare. Korea: a historical and cultural dictionary. — Routledge, 1999. — С. 481. — ISBN 9780700704644.