Осенний пейзаж левитана: Картина «Осенний пейзаж», Левитан – Золотая осень (картина Левитана) — Википедия

От Левитана до Кандинского: осенние пейзажи русских художников

Осень в этом году особенно прекрасна: такого буйства красок, яркого солнца и теплого прозрачного воздуха в октябре мы не помним давно. И хотя скоро обещают морозы, ничто не мешает нам насладиться красотой момента: и гуляя в парке, и любуясь осенними пейзажами любимых русских художников.

Сейчас как никогда легко перешагнуть границы полотна и вдохнуть тот влажный осенний воздух, в котором сияющие желтые листья как будто парят, не держась за ветки, как на картине Остроухова.

И. Остроухов. Золотая осень. 1886.

Настроение легкой грусти увядания или щемящей тоски по родным пейзажам, размышления о быстротекущем времени или о красоте простого, незамысловатого, но любимого вида именно в осенних мотивах звучат особенно ярко и пронзительно.

И. Левитан. Золотая осень. Слободка. 1889.

Пейзаж на протяжении веков служил в искусстве фоном для религиозных и исторических сюжетов или портретов, его роль часто была очень значима, но все же вторична. Даже отдельные пейзажные композиции воспринимались поначалу как деталь оформления интерьера, например, заполнение простенков в залах ренессансных вилл. И только в XIX столетии его сольная партия зазвучала во всю свою силу и в европейском, и в русском искусстве.

А. Саврасов. Осень. 1871.

Л. Каменев. Туман. Красный пруд в Москве осенью. 1871.

Однако особенную тонкость и прелесть осенних мотивов художники оценили гораздо позже, чем парадную, репрезентативную выразительность летних или зимних видов.

И. Шишкин. Осень. 1892.

Именно в последней трети XIX века, когда в эмоциональной палитре пейзажа появились оттенки любования камерным, интимным, простым, обыденным видом, русская пейзажная живопись обрела всю полноту своих выразительных средств и всю магическую силу своего воздействия на зрителя.

Ф. Васильев. Болото в лесу. Осень. 1871 – 1873.

А. Шильдер. Овраг. 1915.

От парадного великолепия полотен И. Шишкина до тихих, задушевных мотивов Ф. Васильева и А. Саврасова, от красочного буйства Б. Кустодиева до тональной многоплановости А. Васнецова и Л. Каменева русская пейзажная живопись рассказывает нам о глубине переживания и широте душевного пространства человека. Всегда за изображением пейзажного мотива стоит гораздо более серьезная и выразительная идея автора, чем может показаться при первом, беглом взгляде.

С. Жуковский. Брошенная терраса. 1911.

С. Жуковский. Осень. Веранда. 1911.

В сияющих, как будто умытых дождем террасах С. Жуковского можно увидеть светлую печаль по уходящей красоте усадебной жизни.

Б. Кустодиев. Осень в провинции. Чаепитие. 1926.

Б. Кустодиев. Осенний сельский праздник. 1914.

В ярких мотивах Б. Кустодиева — радость и полноту бытия.

И. Левитан. Золотая осень. 1895.

И. Левитан. Осенний день. Сокольники. 1879.

В золотых переливах И. Левитана — нежность и тонкость поэзии. Прикосновение кисти этого певца пейзажа подобно звукам струнной симфонии, где каждый инструмент своим неповторимым голосом вносит свой оттенок в общее гармоничное звучание.

В. Поленов. Золотая осень. 1893.

В. Поленов. Ранний снег. 1891.

Подобное многообразие эмоциональной палитры воплотил в своих певучих полотнах В. Поленов. Изображение живописного берега реки, осыпанного золотыми листьями или укрытого первым снегом, рассказывает нам о глубоком и прочувствованном единении души художника с красотой мира. В его наполненных воздухом пейзажах царит удивительная гармония и вневременный покой.

С. Виноградов. В усадьбе осенью. 1907.

С. Виноградов. Осень. Задворки. 1901.

Пастозные, свободные мазки С. Виноградова передают мимолетное очарование заросшей усадьбы или увядающего луга. Прелесть неуловимого состояния пейзажа созвучна едва заметным движениям души, которые сложно выразить словами, но воплощенные в красках, они мгновенно находят отклик в сердце зрителя.

К. Юон. Мельница. Октябрь. Лигачево. 1913.

К. Юон в простом сельском мотиве смог выразить всю силу природы и живущего в гармонии с ней человека. Сочные, сияющие цвета и глубина пространства, как будто увиденного с высоты, говорят не о сиюминутном и повседневном, это скорее эпическая картина народной жизни.

М. Нестеров. Осенний пейзаж. 1906.

М. Нестеров. Видение отроку Варфоломею. 1889 – 1890.

На полотнах М. Нестерова природа созвучна тихому трепету души его героев. Именно в нежный и лиричный осенний пейзаж художник поместил трогательный и чистый образ отрока Варфоломея.

В. Серов. Осень. Домотканово. 1892.

А. Серов подчеркнул уединение и печаль одинокой фигуры мягким, пасмурным осенним видом. Поэтическое звучание сюжета здесь удивительно тонко и проницательно вторит эмоциональному настрою пейзажа.

И. Шультце. Булонский лес. 1920-е – 1930-е.

И. Шультце, мастер передачи света, восхищает своим живописным видением и виртуозностью передачи радостных солнечных лучей. Мир под его кистью наполнен ликующим осознанием красоты, в каждой точке пространства жизнь кипит и переливается светоносными оттенками.

В. Кандинский. Осень.

В. Кандинский. Осень в Баварии. 1908.

В. Кандинский. Осень. 1909.

Ранние работы В. Кандинского — пример великолепного чувства цвета и крепкой лепки формы, своей выразительностью и силой предвосхищающие его абстрактные построения. Динамика тягучих цветных мазков подчеркивает гармонию и завершенность целого. Мир природы для автора созвучен вечному и незыблемому миру идей.

И. Грабарь. Рябинка. 1915.

И. Грабарь. Рябины и березы. 1924.

Яркие и в то же время хрупкие рябинки на картинах И. Грабаря — многогранный образ, вызывающий множество ассоциаций и размышлений. В таком, на первый взгляд, простом и бегло написанном мотиве звучит надрывная интонация стихотворения Марины Цветаевой о родине, когда кажется, что голос срывается от подступивших слез:

Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст,

И все – равно, и все – едино.

Но если по дороге – куст

Встает, особенно – рябина…

А. и С. Ткачевы. Осень. Пора свадеб. 1973.

Братья Ткачевы подчеркнули тему свадьбы, тему таинственного соединения судеб, изображением осеннего дерева, как будто осеняющего молодых своим золотым сиянием. Символическое богатство и выразительность этого сюжета уникальны не только для своей эпохи. Природный мотив добавляет этому бытовому эпизоду вневременное, универсальное звучание.

К. Сомов. Осень. 1905.

К. Сомов. Фигуры в парке. 1919.

Для художников пейзажный жанр — это и возможность вообразить жизнь минувших веков, и обобщенный образ, объединяющий стереотипы современного сознания.

В. Дубосарский и А. Виноградов. Золотая осень. 1995.

Но какими бы ни были замыслы художника, какую бы идею ни пытался он воплотить в своей работе, неизменно одно: за очевидным мотивом всегда скрывается зашифрованный смысл, своеобразное «двойное дно», послание от автора зрителю. Никогда пейзаж не равен только пейзажу. И поэтому так интересно найти его потаенный смысл, прочесть его значение и почувствовать эмоциональную связь с душевным миром художника и его эпохи. Согласитесь, приятное и познавательное занятие для хмурых осенних вечеров.

Золотая осень в живописи — Gena S — ЖЖ

  Помню, как в детстве увидел я эту картину в учебнике «Родной речи», и засмотрелся… Маленькую цветную репродукцию на вкладке учебника я сразу выделил среди других. Не было тогда ни больших цветных альбомов, ни тем более интернетов, а телевидение и фотография были чёрно-белыми… Да и жил я вдалеке от «Третьяковки». Но, тем не менее, как же привлекала меня эта картина! Как хотелось оказаться на берегах этой речки, вдохнуть запах осенних трав, а я буквально ощущал его физически, забросить удочку в эту таинственную воду… Природу я тогда мало знал, за исключением прогулок в ближайшие лесопосадки, где так здорово золотой осенью шуршали листья под ногами, и речки своего детства с названьем Матыра в маленьком станционном городке Грязи, где в детстве я проводил лето… Гораздо позже я очутился в Третьяковской галерее, и подолгу простаивал перед этой картиной. С тех пор прошло много лет, но этот пейзаж остаётся самым любимым осенним пейзажем

Исаак Левитан ~ Золотая осень

Никто другой ни до, ни после не сумел изобразить нашу среднерусскую природу так проникновенно и лирично, как это сделал Левитан

Исаак Левитан ~ Туман. Осень

Исаак Левитан ~ Осенний пейзаж с церковью

Исаак Левитан ~ Сумерки. Луна

Юлий Клевер ~ Осенний пейзаж

Андрей Шильдер ~ Овраг

И несколько современных картин:

Валентин Сидоров ~ Курлычут в небе журавли

Валентин Сидоров ~ С грибами

Екатерина Штуц ~ Октябрь
Эх, что-то пахнуло Мещёрой…

Картина Левитана Золотая осень описание

Левитан картина Золотая осень

Исаак Ильич Левитан — знаменитый русский пейзажист, питал особенную любовь к осени. Вероятно потому, что осень резонировала с его меланхоличными чувствами лучше, чем любое другое время года. Всего Левитан написал более сотни осенних пейзажей. Осенью, в особенности в сентябре, как отмечают многие художники, воздух отличается кристальной прозрачностью. Не случайно именно ранней осенью астрономы-любители больше всего любят наблюдать звезды.

Золотая Осень Левитана описание картины

Картина «Золотая осень» запечатлела как раз самую яркую, прозрачную и нарядную стадию осени. В природе уже ощущается приближение холодов, но погода еще держится теплая, а утренние заморозки еще не испортили яркие краски желтеющих листьев. Бездонная синева неба контрастирует с золотыми и багряными оттенками осеннего листопада. Через две-три недели листва пожухнет и приобретет бурый оттенок, небо станет пасмурным и тяжело нависнет над землей серыми тучами; дождь превратит волшебные лесные тропинки в непроходимую грязь, спокойная река помутнеет.

Пейзаж написан в энергичной, экспрессивной манере, в нем ощущается влияние импрессионизма; многие детали написаны условно, объемными и рельефными мазками (березовая листва).

В целом, «Золотая осень» не самое типичное произведение Левитана – это яркая, солнечная, радостная картина. Вместо характерной для Исаака Левитана грусти и меланхолии, здесь ощущается лишь легкая тоска по прошедшему лету (и, возможно, сожаление о том, что прошло вместе с ним). Скорее всего, в этом пейзаже отразились приподнятые романтические чувства автора – известно, что перед началом работы над пейзажем у него был роман с Анной Турчаниновой.

История картины Золотая осень Левитана

Работать над картиной художник начал осенью 1895 года. В то время он проживал в усадьбе Горки (Тверская губерния). Наброски и эскизы были сделаны с натуры. Завершил свой знаменитый пейзаж художник зимой, после возвращения в Москву. Хотя картина производит впечатление написанной прямо с натуры, во время работы над ней художник полагался, главным образом, на свою зрительную память.

В следующем году «Золотая осень» выставлялась в Петербурге и Москве, где и была куплена меценатом и коллекционером Павлом Третьяковым. Надо заметить, что Левитану никогда не нравилось, что его картина фигурирует в каталогах под названием «Осень», он настаивал на названии «Золотая осень», так как просто «Осень» казалось ему грубым и неподходящим названием.

В настоящее время холст размером 82 см на 126 см находится в коллекции Третьяковской галереи.

Любопытно, что Исаак Левитан написал еще одну картину с таким же названием — «Золотая осень» — она была завершена в 1896 году и также находится в Государственной Третьяковской галерее. Эта картина примерно в два раза меньше свой знаменитой тезки, изображает другой яркий осенний пейзаж и написана в более простой, стилизованной манере.

Хотите, чтобы в вашем доме и осенью и зимой было тепло и уютно? Красивые и современные камины вы можете выбрать и приобрести здесь. Большой выбор каминов на любой вкус и дизайн жилища.

Левитан И.И. «Октябрь (Осень)». Описание картины.. Художники-передвижники

«Октябрь (Осень)» 1891 г. 95 x 136 см. Масло, холст.
Самарский художественный музей, Самара, Россия

 Описание картины Левитана И.И. «Октябрь (Осень)»

На картине «Октябрь» (Осень), написанной И. Левитаном, изображена березовая роща. Некоторые деревья уже лишись листвы, другие еще радуют нас яркими оранжевыми красками. Художником передана атмосфера печали и унынья. Картина вызывает настоящую грусть и тоску.

Далеко не радостную обстановку создают полуголые деревья, подобны заколдованным стражникам, пожелтевшая трава с сухими темными цветами, все это завершается мрачным небом, затянутым толстыми облаками. Такая цветовая гамма была специально использована для отображения напряженности этого пейзажа. Может быть, автор отразил состояние своей души – тревожное, как на этой картине.

Особая драматичность видна в унылом, беспросветном небе, здесь художник использует серо-голубые оттенки. Кажется, что сейчас пойдет или уже идет небольшой дождик. Золотистая листва на некоторых березах возможно уже мокрая, а на выцветшей траве как будто блестят капельки росы.

Вместе с небом плачет и вся природа, грустит по теплым и солнечным дням, по красивым нарядам. На картине уже не ощущается пение птиц, шелест травы – все замерло в преддверии холодов и морозов. Еще недавно осень была похожа на роскошную даму, теперь это убогая старуха. Хотя сейчас только октябрь. Вскоре все это не будет таким красивым и неотразимым, сильные ветра и бесконечные дожди поснимают с деревьев последнюю листву.

Пейзаж, изображенный на картине И. Левитана, является несомненным подтверждением того, что красота не вечна.

Лучшие картины Левитана И.И.

«Осень. Дорога в деревне», Исаак Ильич Левитан — описание картины

Осень. Дорога в деревне — Исаак Ильич Левитан. 1877. Холст, масло. 66 x 44 см


   Картина 17-летнего Исаака Ильича Левитана посвящена осени и простой деревенской дороге. Самый обычный пейзаж. Но в этом и особенность замечательного русского живописца – видеть красоту в обыденном, воспевать её, облагораживать, открывать затёртые от обыденности сюжеты и притягивать внимание зрителя к ним.

   Чёрная, размытая от дождей дорога визуально делит картину пополам, уводя извилистой лентой взгляд к горизонту. По обеим сторонам узкой дороги темные деревенские хаты с острыми крышами. Людей не видно – слякотная погода не располагает к прогулкам.

   На дворе осень и это подчёркивается в каждом элементе. Мы видим абсолютно голые деревья, жёлтую помятую, мокрую траву, низкие тяжёлые тучи. Однако самой примечательной деталью является лужа, которая почти разлилась на размякшую дорогу. Это частый приём художников, использовать водную гладь в роли зеркала, но обычно речь идёт о реках, озёрах – Левитану достаточно лужи. В ней так чётко отображается небо, голые стволы деревьев, она исполнена настолько филигранно и тонко, что невозможно не восхититься этой неровной грязной лужицей.

   Сложно сказать какое настроение в этой работе доминантное, скорее всего, это зависит от самого зрителя. Некоторые почувствуют щемящее одиночество, некоторые лёгкую грусть, вызванную осенним увяданием, иные пустятся в ностальгические воспоминания, другие же только восхитятся острому глазу и тонкой душевной организации автора полотна.

   Конечно, следующие полотна Левитана будут более наполненны различными элементами, отличаться композиционными находками, интересной палитрой, но даже по этой, очень ранней работе, виден огромный потенциал, талант юного и невероятно бедного в то время Исаака. Замечательный русский живописец здесь только начинает свой путь…и начинает он его с осенней деревенской дороги.