Освящение дома батюшкой: Освящение дома – инструкция по применению / Православие.Ru

Освящение дома, квартиры священником (батюшкой): подготовка, чин

С постепенным воцерковлением каждый христианин желает иметь свое жилье освященным, будь то квартира или дом. Но что для этого надо предпринять, подготовить, знают не все, но хотят знать.

Зачем освящать жилье?

В жизни христианина в идеале все события освящаются. После рождения младенец принимает Таинство Крещения. Затем он очищает совесть в Таинстве покаяния, освящается посредством принятия Святых Христовых Таин. Вступая в брак, супруги принимают Таинство венчания. Каждый вечер и утро христианин молится, прочитывает Евангелие.

освящение дома и квартиры

Кончина человека также сопровождается молитвой. И после смерти его душу продолжают поминать в храме. Тем более, дом, в котором он проводит свободное время, должен быть освящен специальным чином.

Освящение дома охраняет его от бесовских воздействий, наветов злых человек, несчастных случаев. В освященном жилище поселяются Ангелы, если жильцы ведут благочестивый образ жизни (молятся утром и вечером, читают Священное Писание, избегают ссор).

Некоторые просят освятить жилище, чтобы избавиться от нечистых духов, беспокоящих людей (так называемых «полтергейстов»). Были случаи, когда жильцы страдали от приведений, которыми прикидываются бесы. После освящения все эти странные явления, конечно, исчезают.

Что нужно подготовить для чина освящения?

Люди, приглашающие священника к себе домой, должны подготовиться.

освящение дома и квартиры

Понадобятся:

  • иконы Спасителя, Божией Матери, святых, Ангела-хранителя ;
  • стол для того чтобы положить евангелие, крест;
  • сосуд (чаша) под святую воду.

Освободить четыре участка стен напротив друг друга, где священник будет изображать Распятие. Любой молебен служится перед образами, это связано с особым иконопочитанием христиан. Поэтому иконы обязательно должны быть в доме.

Желательно убрать на время освящения помещения домашних животных, чтобы они не мешались. Нецеломудренные изображения на стенах и магические предметы тоже не должны быть в доме, потому что они показывают неготовность жильцов к прохождению чина.


Из чего состоит чин освящения

Священник приходит в дом, достает все необходимые предметы. Затем начинается сам чин, которые состоит из двух молитв, чтения отрывков из Евангелия и ектеньи, во время которой воссылается просьба к Богу об охранении жизни людей, живущих в этом месте.

Сначала батюшка на стенах дома, соответствующих сторонам света (запад, юг, восток, север) рисует изображение креста. Иногда он приклеивает специальные бумажные наклейки с распятием. Их снимать или стирать со стен потом нельзя.

Эти изображения помазуются освященным маслом. Затем начинается сам чин, в конце которого происходит каждение дома, а потом окропление его святой водой.

Само собой разумеется, что после освящения дома, в нем нельзя допускать грехопадений, скверных слов, брани, драк и т.д. Иначе Ангел, охраняющий дом, может покинуть его.

о. Стахий Колотвин об освящении жилища

Мы работаем на добровольных началах, поэтому будем рады, если вы поддержите проект лайком и репостом в социальных сетях. Храни Господь!

Храм Живоначальной Троицы на Воробьёвых горах

Русская Православная Церковь

  • 14 Март 2020

    18 марта, в среду, в 19.00  в Лектории храма Троицы на Воробьевых горах состоится  выступление доктора исторических наук, профессора кафедры истории России и архивоведения ПСТГУ Владимира Геннадиевича Хандорина «Адмирал Колчак: правда и мифы».  Выступление приурочено к 100-летию со дня смерти Александра Васильевича Колчака.  Вход свободный.

  • 12 Март 2020

    15 марта, Воскресенье, 11.30  в Лектории храма Живоначальной Троицы на Воробьевых горах, в рамках Воскресной школы для взрослых, состоятся две лекции:  11.30 « Первые шаги Апостольской Церкви » (курс «Священное Писание»)   12.30 « Византизм и неославянофильство » (курс «Христианская философия»).  Ведущий: Аркадий Малер, философ, публицист, член Синодальной библейско-богословской комиссии и Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви. Вход свободный.

  • Все новости

Почему нельзя освящать дом: 7 причин

Освящение дома — особый обряд, с помощью которого можно изменить жизнь к лучшему и защититься от негатива. Однако существуют причины, по которым этого делать не следует.

Часто мы слышим, что не освященный батюшкой дом — жилище дьявола, но так ли это? Ведь есть причины, по которым, в силу обстоятельств, этот ритуал проводить нельзя. Мнения на этот счет разделяются. Однако все священнослужители единогласны во мнении, что там, где нет должной веры, не поможет ни освящение, ни иконы, ни церковные свечи. Поэтому прежде чем задумать освящение своего дома, обсудите свое решение с домочадцами и обязательно учитывайте их мнение на этот счет.

7 причин, по которым нельзя освящать жилище

pic

Причина первая — собака в доме. Многие священники считают помещение, в котором обитает собака, нечистым, и отказываются освящать дом. Это связано с поверьем, что собака нарушает баланс энергии и оскверняет святыни и иконы, расположенные в доме. Многие считают, что освящать такие помещения бесполезно, ведь собака никуда не денется, а своим присутствием она сводит на нет все приложенные усилия.

Причина вторая — вещи с тяжелой энергетикой. Любой предмет несет в себе информацию. Она накапливается годами и может быть как положительной, так и отрицательной. Но есть некоторые вещи, которые невозможно выбросить — это может быть какой-то памятный предмет, дорогой человеку. Вряд ли он захочет с ним расстаться, а на все уговоры чаще всего просто махнет рукой. Освящение — это избавление от негативной информации и как бы переписывание всей энергетики. Но если у вас есть вещи очень старые, то удалить с них информацию практически невозможно. Именно поэтому дом не стоит освящать до тех пор, пока в нем находятся такие вещи.

Причина третья — некрещеные домочадцы. Дом, освященный батюшкой, не приблизит вас к религии и не даст вам никакой защиты, если вы не верите в происходящее. Тем более, если в доме находится человек, который не является сторонником православия. В таких случаях ритуал освящения проводить не стоит из уважения к православной религии и ее канонам.

Причина четвертая — несогласие кого-то из домочадцев. Освящение помещения вещь сугубо добровольная и совершается лишь при добровольном согласии всех проживающих в доме. Если кто-то отказывается от такого обряда, ссылаясь на различные причины, стоит повременить с освящением. Ведь неверие и неприятие этого действа не принесет ни счастья, ни комфорта остальным членам семьи.

Причина пятая — покойник в доме. Считается, что обряд освящения нельзя проводить, если в доме умер человек и не прошло сорока дней после его смерти. Обряд стоит совершать только после того, как душа отправится на Небеса и там предстанет перед Высшим Судом.

pic

Причина шестая — присутствие в доме представителей другой религии или иного культа. Если в доме, помимо православных, проживают люди, поклоняющиеся другим Богам, то ритуал точно проводить не стоит. Конфликт вероисповеданий может стать камнем преткновения и спровоцировать разлад в семье. Поэтому вам стоит заранее обговорить со своими домочадцами пользу проведения обряда освящения.

Причина седьмая — люди, практикующие магию. Если в вашем доме есть те, кто использует не христианские обряды, а также предсказывает будущее, гадает на картах и всячески пытается изменить свою судьбу, то вряд ли освящение приведет к счастью. Все священники выступают против подобных занятий из-за того, что только Богу угодно вести нас дорогой жизни, и жизнь дана для того, чтобы прожить ее праведно, не используя уловок и ритуалов.

Таким образом, перед тем, как пойти на ответственный шаг и попросить Высшие Силы о защите своего дома, стоит учесть многие факторы. Помните, что этот ритуал не обязателен и несет сугубо индивидуальный характер. Если вы готовы к освящению, то обговорите с батюшкой все нюансы, чтобы потом у вас не возникало разногласий ни с ним, ни с вашей семьей. Желаем вам счастья и процветания, и не забывайте нажимать на кнопки и

сколько стоит и что нужно


Верующий человек вряд ли задастся вопросом, освящать ему свой дом или нет. Он обязательно пригласит батюшку для христианского обряда освящения квартиры. Неверующий тоже не будет терзать себя сомнениями: освящать квартиру он точно не станет. Но есть и другая категория людей — те, кто задается вопросом, стоит ли это делать.

Квартира освящается один раз, но в старое время на Руси существовала добрая традиция на великие праздники — Пасху, Крещение Господне — ходить Крестным ходом с иконами по домам, служить краткий молебен, кропить жилища верующих святой водой. Этот обычай сейчас, к сожалению, мало где сохранился, однако многие благочестивые Христиане продолжают чтить его и по сей день.

Что означает вызов батюшки для освящения квартиры?


Под вызовом батюшки для освящения квартиры понимают приглашение священника в жилище с целью проведения обряда для изгнания нечисти и призвания Божьей благодати.

Вызов богослужителя может потребоваться в таких случаях:


  • Смена семьей места жительства, хочется получить благословение на проживание на новом месте.

  • После смерти одного из проживающих в доме (особенно, если смерть была насильственная, случилось самоубийство).

  • Нужно укрепить душевные силы.

  • В семье есть тяжелобольной.

  • Хочется обрести счастье и благополучие в доме.

  • Заезд в новостройку (новый дом по церковным канонам требует благословения).

  • В помещении происходят непонятные вещи.


Читайте такжеУмные счетчики с 2019 года, последние новости — с 1 июля 2019 будут обязательнымиОсвящение представляет собой обряд православного христианства, во время которого очищаются любые предметы и места от негативного влияния потустороннего демонического мира. С целью провести освящение квартиры обращаются к служителям храма.

 Откуда возникла эта традиция – освящать жилища?..


— Традиция освящать жилища, и вообще все места, где живет, трудится, просто бывает человек, относится к глубокой древности. Первоначально, конечно, не было такого продуманного чинопоследования, обряда, какой существует сегодня. Верующие люди просто брали святую воду и кропили ею дома, амбары, скот. Или просто читали молитву, обходя помещения. На Востоке, где для наполнения домов благоуханием с древности использовали специальные ароматические смолы – ладан, верующие люди читали молитву над этим ладаном, клали его в специальную чашу, как бы мы сегодня сказали – кадильницу и обходили помещение с кадильницей. Ароматный дым, наполнявший помещение, символизировал здесь благодать Божию, наполняющую жилище.

Освятить квартиру батюшкой: инструкция по применению


Квартиру или любое другое свое жилище может освятить всякий Православный Христианин, попросив священника приехать к себе домой и совершить чин освящения жилища. Для этого, конечно, необходимо, чтобы все члены семьи были на это согласны. Чин освящения состоит из особых молитв, когда священник призывает благодать Святого Духа на освящаемую воду, которой кропится жилище, ставит на четырех стенах дома печати (изображение Животворящего Креста) и помазывает их освященным елеем. Он молится о здравии всех благо-честно живущих в доме и призывает на них Божественное благословение.
Освящение жилья имеет смысл при условии, если семья, живущая в этом месте, ведет церковную жизнь, приступает к церковным Таинствам, имеет постоянного духовника, то есть освящает уже свой дом собственной благочестиво

Посещение священником дома православных христиан, смотреть онлайн

На вопросы телезрителей отвечает протоиерей Александр Пашков, клирик Казанского кафедрального собора. Передача из Санкт-Петербурга. 

– Сегодняшняя тема – «Священник у вас дома». Поговорим о том, зачем можно пригласить домой священника и как себя при этом вести.

Батюшка, расскажите, пожалуйста, по каким случаям священник приглашается в дом.

– Так называемых поводов, или причин, бывает у людей весьма много. Как мы знаем это из опыта Церкви, из истории Церкви, самое первое, что сразу же приходит на ум, – это Книга деяний. Там говорится о совершении на дому Таинства святого соборования. Если человек болен, «да призовут пресвитеры церковные и молитвы деют и помажут его елеем» и так далее. То есть буквально с первых шагов Церкви, которую основал Господь Иисус Христос, требы на дому заняли, наверное, обычную часть жизни христиан. Потому что возникают, как я сказал, разного рода причины. Например, здесь [в Книге деяний] говорится о немощи человеческой и невозможности человека самому посещать общину (сегодня – посещать храм Божий). Есть и такая причина для приглашения священника домой, как освящение жилища.

Если мы пройдемся по Требнику, то увидим там несколько очень интересных, для нас сегодня мало используемых поводов. Например, молебен во время бездождия, или молитвословие во время выпаса скота, или молитва, совершаемая на копание кладезя (колодца). Много разных причин. Но если говорить о современной Церкви, современном мире, то священника приглашают по таким причинам: освящение жилища (квартиры или дома) или же к болящему человеку для совершения Таинства соборования и для напутствия его, как правило это бывает, в мир иной Таинством святого покаяния и Причащением Тела и Крови Христа Спасителя.

Конечно, в Требнике не прописаны какие-то особые молебны, но сейчас священников приглашают, например, на общегородские торжества. Мы видим по телевидению, к примеру, освящение вновь построенного моста, видим по телевидению и в СМИ, как священники освящают корабли (есть молитва на освящение корабля). Очень много причин бывает, но все они, как я уже сказал, связаны всегда с какой-то духовной потребностью. Священник приходит – и здесь очень важно всем людям уяснить, что священник  не некий маг, волшебник, кудесник. Будто он что-то такое совершит, прочтет какие-то заговоры… Есть определенный контингент людей, которые воспринимают молитвословия и богослужения, совершаемые вне храма на дому, именно так.

– Простите, перебью Вас, у нас звонок от телезрительницы Светланы: «У моей очень хорошей знакомой яйцо, освященное на Пасху, постоянно взрывается. Вот она переживает, что бы это значило. Или это ничего не значит?»

Простите, а через какое время оно взрывается?

Телезрительница: «Ну вот сегодня взорвалось…»

Соответственно, через полгода, большое спасибо за вопрос.

– Вы знаете, это вопрос из серии «почему у меня зацвела освященная вода» или «я принес домой просфору, а она заплесневела». Я ответил бы на этот вопрос таким образом. То, что благословлено Церковью в употребление в пищу как святыня или как какая-то праздничная трапеза, нужно вкушать своевременно. И пасхальные яйца… Знаете, Господь всем нам дал разум, я бы так сказал, все мы видим, свежий продукт или не очень. Ведь с яйцом во время освящения никаких физических изменений не происходит. Кулич, яйцо или такие особые святыни, как святая вода, святая просфора, святой антидор, вы приносите домой и должны своевременно их употребить, не доводить освященную пищу до каких-то состояний (некоторые держат ее сорок дней до отдания Пасхи, до следующего года). Я не знаю, почему эти яйца взрываются, мне сложно судить, я не знаю, что происходит, но я не вижу здесь ничего демонического или чего-то, что можно было бы объяснить здесь с точки зрения Церкви.

– Скажите, пожалуйста, как людям подготовить свой дом к приходу священника?

– Некоторые люди приходят в храм и приглашают священника. Это происходит в разные периоды. Некоторые приходят и спрашивают: «Батюшка, мы приобрели квартиру (дом, дачу). Когда ее нужно освятить – сейчас или после ремонта?» Безусловно, мы можем до ремонта, до каких-то строительных дел совершить в храме молебен, или люди просто могут взять святой воды, спеть «Спаси, Господи, люди Твоя» или прочитать «Царю Небесный» в этом жилище и с молитвой Божией начать приводить приобретенное или построенное жилище в порядок. То есть священника приглашают тогда, когда оно уже обустроено и употребительно для жизни людей.

Кто-то из этих людей приходит в храм, подходит к священнику и просит его о том, чтобы он пришел и совершил требу освящения жилища. Договариваются на определенное время. Священник приходит. Здесь нет какого-то регламента, что это нужно делать только утром, днем или вечером. Сейчас люди связаны с работой. Одни люди работают в первую смену, другие – во вторую, поэтому иногда приходится освящать утром. Кроме жилища люди иногда освящают свои офисы, предприятия. Конечно, это предприятия такого плана, чтобы там не было ничего недостойного – продуктовые магазины, необходимые для нашей жизни товары… Люди всегда просят, чтобы предприятие или магазин освятили до их открытия. Иногда, наоборот, это событие хотят сделать праздником. Кто-то желает сделать это праздником у себя дома, кто-то – торжеством на предприятии. Собирают весь свой коллектив. Некоторые люди приходят после работы, вечером, после семи-восьми часов (конечно, это нужно делать не ночью). Священник приходит к указанному времени, берет с собой все необходимое.

Что должны приготовить люди? Естественно, у каждого человека, вообще у каждого православного человека обязательно должны быть иконы. Неотъемлемые иконы всегда для всех нас – иконы Спасителя и Божией Матери. Нательный крест мы носим у себя на груди. То есть должно быть устроено святое место, которое раньше называлось святым углом. Необязательно иконы должны находиться в углу, потому что расположение жилища, особенно в современном строительстве, не всегда позволяет это делать. Как написано в Требнике, нужно поставить стол, накрытый желательно белой скатертью.

– Все это для освящения дома?

– Да. Нужны также подсвечники, потому что нужно зажечь четыре свечи. Требник предлагает нам этими свечами на четырех стенах жилища крестообразно начертать крест Господень и прикрепить эти свечи. Не всегда это сегодня возможно из-за материалов, из которых построено здание. Поэтому иногда приходится ограничиваться тем, что ставим четыре подсвечника. Нужна посуда для святой воды. Священник еще возжигает кадило. Он также приносит с собой крест, Евангелие, Требник, святой елей и совершает освящение дома по чину.

Читаются определенные молитвословия, жилище прежде всего окропляется святой водой, помазывается святым елеем как раз по крестам, начертанным на четырех стенах, затем совершается каждение фимиамом с чтением псалма. Читается Святое Евангелие, произносится ектенья о здравии живущих (или, если это предприятие или офис, о труждающихся там). Завершается освящение многолетием.

Но суть освящения жилища – это призвание благодати Святого Духа на жизнь этих людей. Почему? Потому что многие люди иногда часто переезжают или много работают и не чувствуют привязанности к дому. Дом для них, я бы сказал, как в советское время: как семья – ячейка общества, так и квартира. Вечером собрались, поужинали, а утром опять в 6 утра на работу, в школу. Суббота, воскресенье уделялись даче, и не было привязанности к дому. Сейчас, слава Богу, это возвращается. В связи с тем что государство вернуло закон и квартиры стали собственностью, жилище уже не вверено вам временно, а является вашей собственностью, многие люди чувствуют себя дома. Когда к нам приходят гости, им говорят: чувствуйте себя как дома; а англичане, к примеру, говорят: чувствуйте себя дома. То есть это совершенно разный подтекст.

Многие люди чувствуют, как говорится в простонародье: мой дом – моя крепость. Я прихожу, они все по-своему устраивают, как желают. И на эту жизнь (пусть живет там один человек или целая семья), на это место мы должны призвать благодать Божию. Благодать Божия должна содействовать людям в их жизни, в месте, где они проводят свой отдых, где создают семью. Если говорить о требах, самое главное в них – призвание благодати Божией, призвание Самого Творца, чтобы Он благословил.

– У нас еще один звонок, Валентина: «Почему недопустима коленопреклонная молитва после Причастия?»

– Вы знаете, я бы, наверное, сказал… Это нигде не прописано. Есть, скажем, какие-то уставные определения. Мы живем по Уставу Церкви. А в каждом приходе есть свои благочестивые традиции. Вот то, о чем сказала раба Божия Валентина, – это одна из распространенных благочестивых традиций.

Но я бы, наверное, сказал сейчас вот о чем. Есть период, когда Церковь не благословляет класть земные поклоны. Это время со среды Страстной седмицы (с того времени, когда заканчивается Божественная литургия Преждеосвященных Даров, выходит священник или епископ со священником на солею и совершается три земных поклона с молитвой преподобного Ефрема Сирина) до праздника Святой Троицы, дня Святой Пятидесятницы, когда после Божественной литургии на великой вечерне читаются так называемые коленопреклонные молитвы. Но в церковном Уставе четко прописано: со среды Страстной седмицы прекращаются земные поклоны, кроме земных поклонов у Святой плащаницы. Плащаницу мы выносим в пятницу. В субботу мы совершаем Божественную литургию, и некоторые люди, в силу своего благочестия, как правило, всегда, когда подходят к плащанице Господа Иисуса Христа, делают земные поклоны.

Второй момент – когда выносят крест. Мы можем видеть, как это делают священнослужители. Хотя крест выносится всегда на вечерне (если говорить строго, во время полиелея на утрене, после великого славословия) – например, на Воздвижение или на Крестопоклонной неделе крест всегда после великого славословия износится на середину храма и совершаются земные поклоны с пением «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое воскресение Твое поем и славим». Священники, совершая, например, Божественную литургию, на следующий день и священники, и епископы, причастившись Святых Христовых Таин, после Божественной литургии исходят на середину храма, воспевают тропарь Кресту Господню и кладут земные поклоны. Понимаете, всегда есть какие-то исключения из правил.

Вообще что такое сам по себе земной поклон? Это покаяние человека. Мы должны это усвоить и всегда понимать. Это не то чтобы какое-то глубокое смирение или так мы воздаем какую-то честь. Что заключено в этом поклоне? Когда человек причастился Святых Христовых Таин, то Господь уже находится в его сердце. То есть он, если желал, уже совершил свой земной поклон во время Таинства святого покаяния, уже находится в радости, ликовании, и по сути, наверное, здесь неуместно класть земные поклоны. Собственно, поэтому. Многие христиане придерживаются этой практики, то есть не кладут земных поклонов. Опять же, подчеркиваю, есть исключения из правил, когда мы делаем земные поклоны в знак особого благоговения перед святыней, которую нам дает для поклонения Церковь. В частности, Святая Плащаница, Крест Господень. Поэтому здесь нужно учитывать и знать, что такое поклон, для чего он делается и когда.

Иногда мне задают такой вопрос. Люди поехали, например, в какой-то монастырь. Там есть святыня. Люди поисповедовались, причастились. После Божественной литургии, как правило, открывают мощи для поклонения. Делать там земной поклон или не делать? Если вы сделаете земной поклон, например, перед мощами преподобного Сергия Радонежского, или Серафима Саровского, или святителя Тихона, патриарха Московского, в Донском монастыре, никакого греха  не будет. Нужно четко знать – где, когда. Но если уж у вас есть какой-то духовный  порыв сделать земной поклон, выразить свое особое сугубое благоговение (уже не покаяние) перед иконой или святыней, пожалуйста, совершенно никакого греха в этом не будет.

– В каких случаях необходимо освящать жилище? Допустим, после смерти кого-то из родственников?

– Наверное, начнем с того, что есть молитва на создание жилища (попросту говоря, на постройку дома). Мы находимся в современном мире, и когда писали Требник, такого понятия, как многоэтажные, многоквартирные дома, конечно, не было. Были дворцы. Конечно, если это был православный правитель или православный богатый человек, как правило, освящение было торжественно. Приглашалось какое-то количество духовенства с хором, освящали закладку дома. Читается молитва на основание дома. Когда все было готово, опять же приходил священник (до революции ходили священник, дьякон, псаломщик, а в особо торжественных случаях даже хор – если это какие-то особо почитаемые, значимые люди или освящался какой-то дворец).

Сейчас мы, конечно, должны учитывать условия современного мира. Если это частный дом, после постройки нужно обязательно, как я уже сказал, призвать благодать Святого Духа на это жилище… Все написано в молитвах: мы призываем благодать Божию с пожеланием людям мира, добра, процветания, приумножения семьи, имущества – то есть всего самого доброго. Все это завершается пением «Многая лета», этот гимн знают все православные (а теперь уже и неправославные).

Иногда у людей случаются трагедии – то, что может, наверное, осквернить это жилище. Вот смерть близкого человека. Нужно ли после этого освящать? Давайте все-таки подумаем. Если это был человек верующий, православный, жил православной жизнью, что такого, собственно, произошло? Какое осквернение, что ужасного произошло в этом доме? Я ничего не вижу. Если же произошла какая-то трагедия – не дай Бог, убийство, ограбление, вошли люди и совершили какое-то зло, насилие, – безусловно, здесь было какое-то присутствие демонических сил. Конечно, нужно, наверное, пригласить священника, чтобы он совершил чин освящения. Хотя когда люди приглашают священника в таких случаях, наверное, они хотят призвать благодать Святого Духа, хотят какой-то божественной помощи в лице священника, что он придет, что-то сделает, ждут какого-то утешения.

А если говорить о практике, которая была в дореволюционный период, до 1917 года, Церковь определяет такое время, когда мы празднуем Крещение Господне – 19 января по новому стилю. В сочельник и в сам день Крещения Господа нашего Иисуса Христа в храмах совершается великое освящение воды. Люди берут эту святую воду, испивают ее, омывают лицо и приносят домой. Сейчас кто-то сам. А если это были небольшие селения или села, то обязательным образом приглашали священника. В какой-то день он приходил в этот двор, дом и освящал, окроплял святой водой с пением тропаря празднику. То есть было призывание благодати Святого Духа. Это не заменяет молитвословие освящения дома! Но окропляется жилище, люди.

– Простите, вынужден Вас прервать, на линии звонок от телезрительницы Фотинии: «Можно ли приглашать домой священника не только с целью освящения квартиры, а просто для беседы? На чаепитие для беседы с детьми, например. Или это только в условиях храма?»

– Добрый вечер, Фотиния! Я бы так ответил на этот вопрос. Здесь нужно обозначить цель – для чего пригласить священника домой, если он не связан исполнением обязанностей той или иной требы. Может быть, я сужу по Санкт-Петербургу, по Москве, но я бы сказал, что, в принципе, сейчас священников достаточно. Храмов, конечно, недостаточно, об этом говорит и это видит наше священноначалие. Потому что всегда, когда мы говорим о посещении храма, мы в нашем сознании учитываем тех людей, которые могут сами свободно передвигаться или на автомобиле, или на общественном транспорте. Мы забываем о тех людях, для которых посещение храма, особенно если необходимо ехать на общественном транспорте, – целое дело, как говорил один мой знакомый. То есть пожилому человеку, особенно с какими-то немощами, болезнями…

Конечно, здесь нужно, наверное, вернуться к тем добрым пожеланиям и задачам, которые ставит перед нами Святейший Патриарх Кирилл. Стало уже понятным слово о шаговой доступности. Но сегодня у людей, если говорить о живых, в свободном передвижении, всегда есть возможность посетить храм Божий. В центре города храмы постоянно открыты, и там ежедневно дежурит священник. Я всегда говорю людям: когда вы приходите к священнику, вы не должны его бояться, не должны бояться задавать ему абсолютно любые вопросы, кроме полностью выходящих за рамки. Если может возникнуть какая-то грубость, неловкость, конечно, такого нужно избегать. Хотя жизнь человека очень многообразна, и слава Богу, что сегодня приходят люди и преодолевают в себе этот барьер, идут к священнику. Кого-то смущает молодость священника, кого-то еще что-то. Ничего это не должно смущать. Вы приходите в храм – и пожалуйста, можете побеседовать, пообщаться.

В частном, в данном случае (я бы это расценил как частный случай, потому что люди обращаются иногда к священнику, приглашают, но эта просьба довольно редкая), если Вы, например, знаете священника, он хорошо знает Вас или Вашу семью, почему бы и не пригласить, не побеседовать. Но все-таки Вы еще должны понимать, когда приглашаете священника домой для беседы, что многие священники достаточно сильно заняты, расписание достаточно интенсивное. Может быть, нужно подумать о том, чтобы других не ущемлять в этом общении. Соберитесь, например, не одна ваша семья дома – пригласите родных, близких, друзей. Конечно, это будет как малая община, священник придет, побеседует с вами. Возможно какое-то чаепитие, почему нет. Думаю, это уместно.

– Еще один звонок, спрашивает Алла: «Мне как-то сказали, что дом нужно освящать ежегодно. Насколько это справедливо?»

– Да, сейчас мы как раз говорили на эту тему: освящать дом ежегодно Устав Церкви нигде не предписывает. Существуют две молитвы – на основание дома и на освящение. Если произошли какие-то тягостные или оскверняющие события в Вашем жилище – пожалуйста, пригласите священника, и он освятит Ваш дом. И Ваша душа будет спокойна, и Вы вместе с ним призовете благословение Божие, и Господь вновь посетит Ваш дом, будет вам сопутствовать, покрывать Вас Своей благодатью.

– Хотелось бы поговорить с Вами о случаях, связанных с немощью и болезнью. Если нужно причастить или пособоровать болящего, каким образом подготовить дом, болящего, может быть, нужны какие-то атрибуты?

– Касательно этих треб я прежде всего хотел бы обратить сугубое, очень пристальное внимание людей, которые являются верующими или, может быть, не совсем являются верующими, на то, что  их родственники или близкие им люди нуждаются в исповеди и Причастии. Подчеркиваю: лежачим больным, больным смертельной болезнью, которые не могут передвигаться, нужно обязательно своевременное приглашение православного священника. К сожалению, и по сей день бытует мнение, что если священника пригласить причастить (люди не учитывают исповедь) – все это обязательно к смерти. Как будто бы священник придет, причастит, и завтра человек умрет. Люди, которые не вполне это понимают, – сами болящие (зачастую они это воспринимают так), а также их родственники.

Я всегда спрашиваю людей (и любой священник должен это делать), в каком состоянии находится человек. Человек обязательно должен быть в ясном, здравом уме, чтобы он смог участвовать в Таинстве святой исповеди и чтобы осмысленно причастился Святых Христовых Таин. С человеком, который находится без сознания, это совершать невозможно, потому что мы причащаемся частицы Тела и Крови Христа Спасителя, а у человека отсутствует глотательный рефлекс, и это сделать просто невозможно. В моей священнической практике было такое, хотя и редко.

Когда я начинал служить, меня как-то пригласили люди. Тогда, в начале девяностых, храмов было мало. Я отправился с метро Владимирского собора в район Гражданского проспекта на общественном транспорте после богослужения, везу с собой частичку. Перед этим спросил пригласивших, находится ли человек в сознании (ответили, что да). Я приезжаю и первым делом всегда смотрю, возможно ли, если просто выразиться, технически это совершить. И вижу, что человек лежит без сознания, уже у него предсмертное дыхание, он скоро отойдет.

Правда, по юности своих лет я даже немного возмутился. Смотрю, нарастает напряжение, люди начинают чуть ли не обвинять меня: как это так, Вы батюшка, пришли и сделать ничего не можете. Я им говорю: «Где же вы были? Я же вас спросил, что с человеком? Как это нужно сделать на дому…» Прямо на глазах возникает конфликтная ситуация. Причем эти люди, видимо, знали, что происходит, и собрались попрощаться с ним, потому что людей была полная комната, родственники (не знаю, близкие, дальние). Я стою среди них один и думаю: «Господи, что же мне теперь делать?» Тут я как-то спохватился и вспомнил (даже ввиду этого внутреннего напряжения), что есть канон на исход души и отходная молитва. Тогда я сказал людям, что причастить, к сожалению, уже невозможно, объяснил почему (человек должен проглотить святыню, а здесь глотательный рефлекс отсутствует, они это видят). Родственники стали как-то смягчаться. Я облачился, взял подрясник, крест, епитрахиль, поручи, стал читать канон на исход души. Вижу, что Господь уже призывает больного – к сожалению, без Таинства покаяния, без Таинства Причащения. Но то ли молитва так подействовала, смотрю – народ как-то стал утихать, смягчаться, я помолился, и мы миром разошлись.

Так что подчеркиваю: родственники (верующие или не очень), если вас кто-то просит пригласить священника в силу своих немощей причастить на дому, обязательно нужно учитывать, чтобы человек мог сам сознательно участвовать в этих таинствах – Таинстве покаяния и Таинстве Святого Причащения. Обязательно, это самое необходимое. Все, кто смотрит сейчас нашу передачу, обязательно должны это уяснить. Не доводить до последнего!

Недавно был случай…

– Простите, у нас звонок от телезрительницы Ирины: «Мы пригласили батюшку домой, как отблагодарить его? Он потратил силы, время, сделал доброе дело».

– Вы знаете, конечно, вопрос добрый, хороший, практический. Чувствуется, что он от души задан нашей телезрительницей. Мне не очень нравятся слова «такса», «оплата»…

– …прейскурант.

– Да, как-то это не очень уместно. «Сколько вам, батюшка, дать денег?» Или что-то такое. Я бы ответил так: главное, чтобы это было от души. Чтобы Ваше сердце, Ваша душа, Ваша отверстая рука была с добром, когда подавала то, чем Вы можете отблагодарить священника за совершение той или иной требы. Но еще раз обращаюсь к своей практике. В моей жизни были абсолютно разные случаи. Бывает, давали больше, кто-то копеечку, кто-то сувенир, еще что-то. В основном копеечку дают – больше, меньше.

Вспоминаю свою священническую юность. Меня рукоположили в 23 года, я начинал свою жизнь, семья… Все должны понимать, что у священника, как я иногда людям говорю, нет персонального облака, на котором он прилетает и улетает, и мы его видим в храме – нет, он так же нуждается в пище, в одежде, нужно заправить автомобиль, оплатить коммунальные услуги, поэтому вопрос оплаты должен быть какой-то… Не нужно какой-то таксы или еще что-то. Главное, чтобы это было от души. Вы захотели поблагодарить батюшку – пожалуйста. Как говорит нам Церковь, у Бога нет лицеприятия. То есть мы не должны смотреть на лицо, на одежду человека. Человек приходит, у него есть нужда, и священник должен прийти и по желанию этого человека совершить требу – исповедовать, причастить болящего, освятить квартиру, более радостное событие – кто-то приобрел машину, приехал к храму освятить. Но в жизни священника такое есть, подчеркиваю, что мы, священники, живем на пожертвования верующих людей. Также должен сказать верующим людям, что обязанность общины – содержать своего священника.

– Вы хотели рассказать какой-то случай, связанный с болящим человеком на дому.

– Да, совершенно недавно я служил в соборе, когда мне позвонил близкий друг и сказал, что у него умирает пожилая бабушка, такая трагедия. Я ответил ему, что сейчас служу, закончу службу, а после смогу поехать (в совершенно другой конец города), причащу ее. Мы общаемся близко, и он сказал мне: «Знаешь, она практически при смерти». Я приезжаю, он просит подождать его около дома, я жду. Он уже в трагическом состоянии. Я взял все необходимое. Поднимаюсь в квартиру, там его мама. Люди готовятся к покойнику. Я прямо оценил эту ситуацию. Я вижу, действительно, пожилая бабушка, очень тяжело дышит. Я спросил, слышит ли она меня, она ответила: «Слышу, батюшка, как хорошо, что Вы пришли, я совсем занемогла, наверное, помру…» Плачет, я пытаюсь ее как-то успокоить.

Приготовили столик, я достал дароносицу, зажег свечу, достал все необходимое, переносную Чашу, читаю молитвы. Поисповедовал ее, причастил. Ухожу с такими мыслями и сам вижу – они разводят руками: буквально день-два назад они ее привезли с дачи, она там ходила, общалась с внуком, была радостная, что же с ней такое, как так? Я видел ее в первый раз, честно говоря. Слава Богу, что мне удалось ее причастить. А пригласивший меня сначала позвонил нашему общему другу (тот более воцерковленный парень), который сказал: «Звони отцу Александру, обязательно ее причастите, мало ли что». Я рад тому, что все это совершилось, с чистой совестью говорю им: «Что бы ни произошло теперь, она пойдет к Господу в мир иной с чистой совестью, самое главное, что нужно было, мы совершили».

Приезжаю вечером домой, уже было около 11 вечера, товарищ звонит мне и говорит: бабушке стало лучше! И знаете, мне даже стало как-то неудобно. Конечно, я рад, что ей стало лучше. Просто для всех телезрителей хочу сказать, что когда приглашают к болящему, это не значит, что он умрет. Может быть совершенно по-иному. Слава Богу, уже прошел месяц, и бабушка эта жива, даже стала вставать с постели, ходит, общается с внуками, со своими родственниками. Вот так происходит по воле Божией. Я говорю товарищу, он сам врач: смотри, что происходит, чудо Божие произошло. Хотя даже скорую они вызывали, я спрашивал, дотерпит ли она до утра, он отвечал, что может умереть… Вот такие вещи происходят.

– Спаси Господи, батюшка, очень трогательный рассказ.

Осталась пара минут, благословите наших телезрителей. И, может быть, еще пару слов в назидание.

– Дорогие братья и сестры, верующие люди, воцерковленные и не очень воцерковленные, может быть, и неверующие, которые случайно включили телеканал! Мне хотелось бы вам сказать прежде всего, что если я что-то вам сказал сегодня доброе и полезное, прояснил какую-то ситуацию, я прежде всего буду рад этому и счастлив. Во-вторых, когда вы нуждаетесь в священнике, сократите этот барьер, прежде всего психологический, в себе. Особенно сложно бывает сократить этот барьер для людей взрослых, пожилых, особенно для людей, которые, например, были преподавателями. Они как-то стесняются.

 Иногда, прямо скажу, и гордыня не пускает («как так, мы же какой-то статус имели в обществе…»). Не нужно бояться священника. Не нужно смотреть на его возраст. Если вы нуждаетесь в Боге, то священник как Его служитель (я учитываю все-таки только самые положительные истории, события, обстоятельства) всегда постарается участвовать в вашей жизни. Вот что самое важное хотелось бы мне вам пожелать. И конечно же, пусть милость Божия, благодать Божия посредством треб или молитвословий, к чему мы, собственно, и обращаемся, нам всегда сопутствует. И пусть Господь всегда присутствует в нашей жизни, ведет нас к радости и ко спасению.

Ведущий Михаил Кудрявцев
Записала Маргарита Попова

Освящение квартиры, готового дома, прочих помещений

Освящение квартиры и дома, прочих помещений в Самаре. Как подготовиться, как пригласить священника и чем благодарить

Освящение — это призывание помощи Божией на жилище и на тех, кто проживает в доме

Каждый знает, что квартиру можно освятить, но не все до конца понимают смысл этого действия. В большинстве случаев люди называют это чинопоследование «чисткой», мол, «Батюшка, Вы почистите квартиру или сделайте так, чтобы дело пошло на работе».

А какой в действительности заложен смысл в данном чинопоследовании? На самом деле это чинопоследование очень глубокое и важное. И если бы все понимали смысл этого действия, то после освящения регулярно каждый год приглашали бы священника помолиться дома.

Если дом или квартира достроена, то ее можно и нужно освящать, если не достроена, то я бы рекомендовал отслужить молебен на основание дома

Как подготовиться к освящению квартиры?

  1. Прежде всего надо совершить уборку и навести порядок, таким образом Вы проявляете Благоговение к совершаемому действию.

  2. Важно, чтобы время и день освящения были определены таким образом, чтобы все живущие в доме присутствовали на освящении, потому как молитва важна для всех, если кто-то против, то семеро одного не ждут.

Какого священника пригласить на освящение квартиры или дома? И что важно при освящении квартиры

Все незапрещенные священники имеют равную возможность и являются одинаковыми носителями Божественной Благодати. Поэтому, какой бы священнослужитель ни совершал освящение, будет идентичный результат. Но сам подход священнослужителя к совершаемому действию важен. Потому как предстоящие люди могут начать молиться, а могут и не начать, и очень хорошо было бы, чтобы предстоящие люди начали молиться, а не просто присутствовать.

И здесь важны некоторые качества священнослужителя. Благоговейность, суетливость или отсутствие ее и так далее. Сам чин освящения жилища небольшой, и каждая молитва она должна проникать в души людей. Очень здорово, если батюшка освятит воду при присутствующих людях, тем самым увеличит временное пребывание в этом доме. Очень хорошая практика, когда священник находит общий язык с детьми и они помогают ему в совершении действий. Все это располагает, безусловно, к молитвенному настрою во всех предстоящих людях.

Так как выбрать священнослужителя?

Было бы правильным, прежде чем как просить священника об освящении, чтобы Вы знали его лично, т.е. окормлялись духовно на его приходе. Если Вы редкий человек в Храме, то я бы порекомендовал сходить на Богослужение, и там Господь направит, к кому душа лежит. Вот так как-то в интернете, посмотрел и выбрал понравившегося — это не дело, нужно личное общение, мое видение такое.

Чего не должно быть:

  1. Не должно быть потребительского отношения к Церкви, прежде всего священник пришел помолиться с Вами и относиться к совершаемому нужно как к молитве, но не как к услуге, а на молитве молятся все присутствующие.

  2. Квартиры не освящаются с целью продажи или более выгодной выручки, для таковых целей служится «Молебен на всякое прошение».

  3. Не нужно сильно отвлекаться на детей, если они совсем малы, но если они старше 4 годиков, пусть стоят и молятся, в игры потом поиграют, священник дома бывает не каждый день.

Глубокий смысл освящения жилища

Безусловно, освящение подразумевает под собой изгнание всякой нечистой силы, очищение, но – внимание! – освящение это еще и благословение.

В чине освящения читаются молитвы, псалмы, евангелия, возглашается ектения, совершается каждение, окропление, помазание святым маслом.

Совершаются все возможные действия для благословения, очищения.

«Ныне входом священных служителей»

Выдержка из тропаря (чин освящения дома): «…Ныне входом священных служителей твоих и с ними Святых Ангелов Твоих, мир твой подаждь дому сему и милостивно Благослови его, спасая и просвещая всех жити хотящих в нем».

Вникните в суть: священник заходит в дом, и с ним идут ангелы, Божие Благословение, освящается здание и просвещаются жить в нем хотящие!

Выдержка из молитвы: «…И нами недостойными мольбы тебе приносящие, от всякого зла неврежденных соблюди, благословляя их, и их обиталище сие, ненаветен тех живот (жизнь) выну сохраняя, изобильно вся благая твоя им твоим благословением на пользу подаваяй».

«Во имя, Отца и Сына и Святаго Духа, окроплением воды сея священные в бегство да претворится все лукавое и бесовское действо»

Понимаете, насколько это важно? Не просто освящается и благословляется! А священник призывает Пресвятую Троицу и ее действием, ее предстательством совершает действие и, поверьте, это не просто слова — в них заложен очень глубокий смысл, сам Господь окропляет помещение.

«Благословляется дом сей помазанием святаго елея сего, во имя Отца и Сына и Святаго духа».

Сильно? Да, сильнее некуда!

И как бы это ни звучало формально, но священник обычно клеит наклейки на стены освящаемого помещения, и клейка креста, восьмиконечного, которого очень сильно боятся бесы, – это не маркетинг.

Наверняка для Вас начинаю открывать Америку, говоря, что некоторые символичные знаки несут в себе и притягивают нечисть, и очень многие этого не знают и знать не хотят, так вот эта самая нечисть боится креста, и на расклеиваемых наклейках он четко прорисован, поэтому я бы рекомендовал самим наклеить, если батюшка этого не сделал.

Сколько стоит освящение квартиры в Самаре?

  1. Вопрос распространенный, но не совсем корректный. У каждого свои возможности, и от возможностей исходят обычно при освящении, избегая крайностей. Спросите батюшку, совершающего освящение. Если он ответит: «сколько дадите», то можете попросить сориентировать, мол, «а сколько обычно дают?» и батюшка Вам может дать направление мыслей.

  2. Совсем нехорошо ставить вопрос — «дадим, сколько не жалко», такая постановка не верная. Другое дело, если нет возможности, такое бывает, и вопросов совсем нет, священник без проблем сделает все, что от него требуется, и не возьмет денег. Священник бывает и в бараках, и в очень хороших квартирах, потому как люди-то везде люди, и это жизнь.

Интересный случай

Расскажу об одном интересном случае: в самом начале моего священнического служения меня пригласила одна наша «захожанка» (человек, который редко ходит в храм), у которой дома всё дома двигалось, прыгало и кто-то ходил. Она попросила меня о помощи. А незадолго до обращения этой женщины я с огромным интересом прочитал в библиотеке нашего храма одну книгу 1996 г. издания, написанную Игуменом, который имел куда больший духовный опыт, чем у меня, где он четко описывал действия символических знаков, бесовские игры и уловки. И вот мне, как молодому священнику, таким образом буквально сразу же выдался случай применить прочитанное на практике.

Зайдя в квартиру мучимой женщины, я отслужил водосвятный молебен, хотя мог взять воду святую с собой, но именно так решил сделать, чтоб побольше помолиться. Далее мы помолились совместно с хозяйкой уже об освящении квартиры, и когда на определенном этапе нужно было начать окропление водой, лопнула лампочка, это в моей практике не встречалось еще. Ну, ладно, иду и значения не придаю, смотрю – на полках и по всей квартире встречаются различные дьявольские значки и предметы, даже детские игрушки и посуда с рожицами какими-то, далее лежал домовой… (а кто такой домовой? – это символ бесенка, который человек себе придумал, а бес укрепил это в человеческом сознании, бес может и домовенком и гребочком себя проявить, какая разница… ему, главное – свою дьявольскую силу посеять).

В общем, эту квартиру уже освящали до меня священники, но история продолжалась, до тех пор, пока все таковые предметы не выбросили, – не странно ли это? Вообще-то нет, это духовная жизнь, о которой нужно знать что-то большее, чем знает обычный человек.

Для чего всё это пишу? Не для того, чтобы похвалиться, а с целью поделиться с Вами, пояснить, рассказать Вам, потому что очень хочется, чтобы Вы, дорогие читатели, правильно понимали происходящее с Вами, Храни Вас всех Господь!

Чин освящения квартиры. Освящение дома

Чин освящения квартиры

После того, как приготовлено все необходимое для проведения обряда, священник надевает епитрахиль и начинает совершение чина освящения. В этом ему должны активно помогать все, кто присутствует в доме; они выступают в роли лика, то есть хора. Во время совершения чина освящения хор должен петь все те песнопения и молитвы, которые предписаны Требником[1]. Также желательно, чтобы в чине освящения принимал участие чтец, то есть тот человек, который бы читал (а не пел) определенные молитвы и тексты во время совершения обряда. Роль чтеца может исполнить любой из присутствующих на освящении, если он – человек воцерковленный, знает традицию Церкви и имеет навыки правильного чтения на церковнославянском языке.

Обряд освящения начинается с возгласа священника: Благословен Бог наш всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь. В этом возгласе священник от лица всех верующих благодарит и прославляет Господа Бога, Который есть Податель всего благого для человека. После возгласа хор пропевает молитву «Царю Небесный», в которой возносятся молитвы к Третьему Лицу Пресвятой Троицы – Святому Духу. После молитвы чтец читает Трисвятое и Приидите, поклонимся… Далее читается псалом 90-й «Живый в помощи Вышняго…», в котором участники чина освящения молятся о том, чтобы Господь Бог защитил их самих и их дом от любого возможного бедствия. Как замечает протоиерей Геннадий Нефедов, в данном псалме «Церковь ободряет будущих жильцов, говоря, что они будут жить в новом доме своем, как в крове Бога Небесного, и что под сению Всемогущего им не страшны будут ни ужасы в ночи, ни стрелы, летящие днем» [5, с. 308]. По окончании чтения псалма хор поет тропарь «Якоже Закхееву дому…», в котором верующие обращаются к Господу Иисусу Христу и просят Его посетить ныне Своей благодатью освящаемый дом, как некогда Он посетил дом начальника мытарей Закхея (см. Лк. 19). По слову отца Геннадия, «Церковь просит Господа подать мир дому сему и милостиво благословить его, спасая и просвещая всех, намеревающихся жить в нем» [5, с. 308].

Далее священник становится лицом к востоку перед столом, на котором расположены крест, зажженные свечи, святая вода и елей (освященное масло) и обращается к диакону (если диакона нет, то к тому, кто помогает священнику): Господу помолимся. Хор поет: Господи, помилуй.

После этого священник в полный голос читает молитву «Господи Иисусе Христе, Боже наш, изволивый под сень Закхея мытаря внити…», в которой он вновь обращается к Господу Иисусу Христу с просьбой посетить ныне Своей благодатью освящаемое жилище и соблюсти его вместе с теми, кто в нем проживает невредимым, благословить и сделать изобильной жизнь освящаемого дома. Как, опять же, поясняет протоиерей Геннадий Нефедов в данной молитве священник «молится Спасителю, изволившему войти в дом Закхея и совершившему спасение всему дому его, благословить новоустроенное жилище и сохранить будущих жильцов от всякого зла, изобильно подавая им на пользу все блага Господня» [5, с. 308–309].

По окончании молитвы хор пропевает: Аминь. Священник произносит: Мир всем. Хор добавляет: И духови твоему. После этого диакон (или помогающий священнику) произносит: Главы ваша Господеви приклоните. Это означает, что сейчас будет прочитана особая молитва. Хор пропевает: Тебе, Господи.

Теперь священник читает тайную молитву «Владыко Господи, Боже наш, на высоких живый и на смиренныя призираяй…» В первой части этой молитвы священник вспоминает ветхозаветные и новозаветные примеры, когда Господь Бог освящал Своей благодатью то или иное жилище. Так, вспоминается вход праведного Иакова в дом Лавана, вход Иосифа в дом Пентефрия, и также внесение священного кивота в дом Аведдария. Во всех этих эпизодах мы вспоминаем ту благодать Божию, которая ниспосылалась на тот дом, в который входили праведники или вносилась святыня. Из Нового Завета опять же вспоминается история входа Господа Иисуса Христа в дом начальника мытарей и богача Закхея. Упоминая этот момент из Евангелия, священник, в частности, произносит следующие слова: спасение дому Закхеову даровавый… В этих словах молитвы выражено то упование, которое священник обращает к Господу при освящении и данного жилища, то есть испрашивается спасение дому. Во второй части молитвы священник обращается уже непосредственно к Господу

Иисусу Христу с прошениями о даровании защиты и благодати освящаемому дому и семье, которая в нем живет. Приведем эту часть молитвы полностью в качестве наглядного примера: Сам благослови и дом сей, и в нем жити хотящих страхом Твоим огради, и невредимых от сопротивных сохрани, и благословение Твое с высоты жилища Твоего низпосли им, и благослови и умножи вся благая в доме сем.

По окончании чтения молитвы звучит возглас: Твое бо есть, еже миловати и спасати ны, Боже наш: и Тебе славу возсылаем Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков, аминь. Хор также поет: Аминь.

Протоиерей Геннадий Нефедов, относительно следующей части чина освящения, пишет следующее: «В этом месте чинопоследования к нему [предыдущему возгласу – С. М.] может быть присоединена молитва «над пещею». В ней Церковь призывает на помощь для защиты домашнего очага от врагов видимых и невидимых ангелов – хранителей христиан – и всех святых Божиих, в том числе священномученика Киприана, которому некогда бесы служили и повиновались в искусстве волшебных козней и который, уверовав во Христа, начал восставать против них и побеждать» [5, с. 309].

Далее по чину освящения священнослужитель трижды знаменует крестным знамением елей (масло) и произносит: Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, аминь. Таким образом, он благословляет елей, которым впоследствии будут помазаны стены дома.

После благословения елея священник читает над ним особую молитву «Господи Боже наш, призри ныне милостивно на молитву мене…» В этой молитве можно выделить два основных момента. Вопервых, священник призывает благодать Божию на елей, чтобы очистить его и освятить: низпосли благодать Пресвятаго Твоего Духа на елей сей, и очисти его… Во-вторых, священник молится о том, чтобы освященный елей, в свою очередь, послужил освящению жилища: яко да будет во освящение месту сему и на нем сооруженну дому, и на прогнание всякия сопротивныя силы и сатанинских наветов… В последнем прошении о прогнании злых духов и их козней мы как раз и встречаем тот духовный смысл чина, о котором говорилось выше – защита жилища и людей от влияния падших духов. По окончании молитвы хор поет: Аминь.

Далее по чину наступает пора совершения священником определенных действий. Священник берет приготовленный сосуд со святой водой и при помощи кропильца (специального веничка) окропляет все четыре стены дома во всех комнатах и других помещениях, в том числе хозяйственных и подсобных, если таковые есть. При этом действии священник произносит слова, которые являются средоточием чина освящения (аналог тайносовершительных слов при совершении Таинства): Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа окроплением воды сея священныя, в бегство да претворится все лукавое бесовское действо, аминь. Как видим, акцент здесь снова делается на прогнании от дома злых духов и любого их действа.

После этого священник берет сосуд с елеем и помазывает им все четыре стены в каждом из помещений жилища, в том месте, где изображен крест, в его центре. Помазывать стены елеем священник начинает с восточной стены, как стороны, с которой восходит Солнце, которое в церковном богослужении является образом Господа Иисуса Христа. Здесь можно вспомнить, например, как в одном из своих писем святитель Николай Сербский писал о Христе, как о Солнце, следующие строки: «…я ждал, когда наступит благодатный день Рождества Христова, когда все мысли наши направлены к той пещере, откуда воссияло над миром Солнце Правды» [6, с. 203]. Далее священник помазывает западную стену, потом северную и завершает южной стеной. Помазывая каждую из стен, священник произносит следующие слова: Благословляется дом сей помазанием святаго елея сего, во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, аминь. Такие действия священник должен совершить в каждом из помещений того жилища, которое освящается.

После того, как все стены помазаны елеем, необходимо зажечь напротив каждого изображения креста (на всех стенах) свечи. В этот момент хор поет стихиру «Благослови, Господи, дом сей, и исполни его земных Твоих благ…» В этой стихире, в частности, испрашивается не только благословение Божие, но и всякое изобилие для освящаемого дома: всякое изобилие небеснаго и земнаго Твоего благословения тем даруй… Комментируя данную часть чина освящения, отец Геннадий Нефедов пишет: «В стихире, которую поет хор, содержится призыв ко Господу сохранить сей дом, исполнить его земных благ и сохранить его будущих обитателей «от всякого злого обстояния» [5, с. 309].

По окончании пения стихиры, священник должен встать лицом к востоку и, если есть на то желание, прочесть отрывок из Евангелия от Луки, зачало 94 (Лк. 19, 1–10). Это тот отрывок из Евангелия, в котором рассказывается о приходе Господа Иисуса Христа в город Иерихон. При входе в город, среди толпы встречающих, был и начальник мытарей Закхей, который желал увидеть Господа. Так как Закхей был мал ростом, то для того, чтобы увидеть Христа, он забрался на дерево. Увидев на дереве Закхея, Господь обратился к нему, призвав его спуститься вниз и сказав, что ныне Он должен войти в дом начальника мытарей. Закхей принял Христа у себя в доме, а на ропот людей, которые считали, что недостойно входить иудею в дом того, кто работает на римскую власть, Христос ответил: Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее (Лк. 19, 10). Своими действиями Господь не только освятил дом Закхея, но и призвал его к новой чистой и праведной жизни. Протоиерей Геннадий Нефедов комментирует: «Этот отрывок из Евангелия Церковь предлагает жильцам нового христианского дома в назидание, поучая их, что Господь всегда приходит в дом к тому, кто жаждет Его видеть» [5, с. 309–310].

После чтения отрывка из Евангелия, читается 100-й псалом из Псалтири царя Давида: Милость и суд воспою Тебе, Господи: пою и разумею в пути непорочне… В момент чтения псалма священник должен совершить каждение всего освящаемого жилища.

Далее следует ектения «Помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей, молим Ти ся, услыши и помилуй». В данной ектении священник испрашивает у Господа благословение на освящаемый дом, а также на тех, кто в нем живет или будет жить, с упоминанием их имен. Также испрашивается, чтобы Господь Бог послал дому сему Своего ангела, который бы во всем оберегал жилище и всю семью. В частности, произносятся следующие слова: о еже сохранити их [семью – С.М.] от глада, огня, меча и нашествия иноплеменник, и всякия смертоносныя раны… В последнем прошении ектении священник молится о всех братиях и за всех христиан.

Последней частью чина освящения является произнесение священнослужителем особого возгласа: «Услыши ны Боже, Спасителю наш, упование всех концев земли…» Хор завершает этот возглас пением: Аминь.

В конце чина освящения священник совершает отпуст, произносит пожелание многолетия данному дому, благодарит Господа Бога за помощь и благословение жилища. После этого он может покинуть дом.

Отметим, что существует традиция, по которой после совершения обряда освящения священника приглашают к столу на чай. В этом нет ничего плохого; наоборот, личное общение, беседа, вопросы и ответы священника на них, несомненно, имеют положительный смысл. В дальнейшем это может перерасти в постоянное общение со священником, воцерковление (для тех, кто еще только на пути в Церковь), духовное наставничество. Поэтому, пригласить священника отдохнуть и побеседовать в освященном им доме, за чашкой чая, будет добрым завершением богоугодного дела.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком

Поделитесь на страничке

Следующая глава >