Дом Пашкова: описание, история, легенды, адрес, фотографии
Величественное здание, возвышающееся на Ваганьковском холме, на пересечении Моховой улицы и Знаменки, известно каждому москвичу. Это легендарный дом Пашкова, один из красивейших памятников архитектуры в столице и общепризнанный символ Москвы.
Считается, что с бельведера этого здания, которое было когда-то одним из самых высоких домов центра Москвы, герои романа Булгакова «Мастер и Маргарита» Воланд и Азазелло смотрели на город и прощались с ним, перед тем, как покинуть его навсегда.
Особняк состоит из центрального здания и двух крыльев, которые были пристроены позже. Главный вход в него расположен со стороны Староваганьковского переулка, а парадный фасад выходит на Моховую и обращен к Бородинскому холму и Кремлю.
дом Пашкова построен так, что сразу привлекает к себе внимание. Это первое не церковное здание в Москве, из окон которого открывается прямой вид на Кремль, а также на Ивановскую и Соборную площади.
Здание с его портиками, нарядными украшениями, колоннами и устремленным ввысь бельведером, воспринимается как монументальная скульптура, водруженная на своеобразный пьедестал.
Есть точки, с которых дворец воспринимается особенно эффектно, например, с нечетной стороны улицы Волхонка, у самого ее начала. При взгляде на дом с этого угла, можно уловить гармоничную композицию, созданную высокими каменными столбами ограды, лестницей на крутом холме, и динамичным силуэтом центральных и боковых частей здания.
В 18 веке известный немецкий путешественник Рихтер назвал дом Пашкова волшебным замком. Это определение полностью соответствует облику старинной городской усадьбы. Сказочный особняк кажется легким и воздушным, будто пришедшим из мира грез.
История
Дом Пашкова получил свое название в честь первого владельца, отставного офицера Петра Егоровича Пашкова. Именно по его заказу в 60-х годах 18 века был выстроен этот сказочный особняк. Большинство историков считает, что архитектором, построившим здание, был знаменитый зодчий В.И. Баженов. Однако документов, подтверждающих этот факт, не сохранилось.
Когда-то перед фасадом на склоне холма был разбит чудесный сад с каменными бассейнами и фонтаном. Здесь важно прохаживались диковинные птицы: павлины, китайские гуси, в клетках сидели разноцветные попугаи. Московский люд собирался перед чугунной решеткой, чтобы поглядеть на это чудо. В доме часто устраивались театральные представления, музыкальные вечера, зажигалась праздничная иллюминация.
После смерти первого владельца, его двоюродный брат, А.И. Пашков, вступивший в наследство, не устраивал таких торжеств, но расширял и украшал дом.
После пожара 1812 года дом реставрировали и перестраивали. А в 1861 году он был передан Румянцевскому музею. Сюда была перевезена библиотека и часть экспонатов.
В 1920-х годах Румянцевская библиотека была преобразована в знаменитую Ленинку (Библиотека СССР им. В.И. Ленина).
После строительства нового здания библиотеки в доме Пашкова был создан отдел редких рукописей. В 30-е годы дом опять был подвергнут реконструкции, в результате которой он лишился ограды. Кроме того, была сооружена монументальная лестница, ведущая к главному фасаду здания.
В 1986 году общественность Москвы была взбудоражена судьбой бесценной архитектурной реликвии. В связи со строительством станции метро «Боровицкая» возникла угроза самому существованию Пашкова дома. Его фундамент осел, и возникли трещины в перекрытиях.
В 1988 году здание было освобождено для проведения реставрационных работ в связи с аварийным состоянием.
Три года назад обновленный дом Пашкова вновь открылся. Теперь здесь находится три отдела Российской Государственной Библиотеки: отдел рукописей, нотно-музыкальный отдел, а также выставочный зал.
Легенды дома Пашкова
Здание, построенное в 18 веке, считающееся одним из символов Москвы, сменившее несколько владельцев и пережившее разнообразные исторические катаклизмы, просто обязано скрывать в себе множество загадок и тайн.
Одна из историй утверждает, что Ваганьковский холм, на котором стоит дом, содержит в себе множество подвалов и полуразрушенных ходов. Некоторые исследователи считают, что здесь может быть спрятана легендарная библиотека Ивана Грозного – уникальная коллекция книг, последним владельцем которой был Иоанн IV.
Ходят также и совсем невероятные слухи о том, что в доме Пашкова обитает настоящий «библиотечный» призрак, которого можно попросить о помощи в поисках редкой книги. Разумеется, доказать или опровергнуть эти легенды невозможно.
Удивительный дом Пашкова уже почти два века привлекает к себе и туристов, и москвичей. Уникальный особняк, который выдержал разнообразные изменения и не одну реставрацию, пережил многих правителей, возвышается на холме в самом центре Москвы как символ вечности и красоты, побеждающей время.
Пашков дом: история и легенды «волшебного замка» рядом с Кремлем
https://realty.ria.ru/20140522/403030117.html
Пашков дом: история и легенды «волшебного замка» рядом с Кремлем
Пашков дом: история и легенды «волшебного замка» рядом с Кремлем — Недвижимость РИА Новости, 29.02.2020
Пашков дом: история и легенды «волшебного замка» рядом с Кремлем
В этот день, 22 мая прошла закладка одно из самых знаменитых и загадочных зданий в Москве, расположенного по соседству с Кремлем, (на фото). Жилой дом, институт, музей, библиотека, архив рукописей и даже концертная площадка – в каком только качестве не пришлось послужить «волшебному замку на холме».
2014-05-22T09:49
2014-05-22T09:49
2020-02-29T13:12
/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content
/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content
https://cdn21.img.ria.ru/images/sharing/article/403030117.jpg?4030295781582971126
россия
москва
Недвижимость РИА Новости
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
2014
Недвижимость РИА Новости
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Новости
ru-RU
https://realty.ria.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
Недвижимость РИА Новости
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Недвижимость РИА Новости
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Недвижимость РИА Новости
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
россия, памятники, москва, фото – риа недвижимость, мультимедиа
09:49 22.05.2014 (обновлено: 13:12 29.02.2020)В этот день, 22 мая прошла закладка одно из самых знаменитых и загадочных зданий в Москве, расположенного по соседству с Кремлем, (на фото). Жилой дом, институт, музей, библиотека, архив рукописей и даже концертная площадка – в каком только качестве не пришлось послужить «волшебному замку на холме».
⭐Дом Пашкова: история и фото.
Здание построили по заказу офицера из дворянского рода Пашкевичей Петра Пашкова в 1784–1786 годах.
Его отец стал генерал-майором, выполнив секретное поручение Петра I (выкрал секретные бумаги генерал-губернатора Сибири о готовящемся выходе из состава Российской Империи).
Ансамбль усадьбы Пашкова состоит из главного дома с флигелями на Моховой улице, служебных построек в Староваганьковском переулке и храма Святого Николая в Старом Ваганькове. Перед фасадом на Моховой был сад с террасными лестницами, скульптурой и фонтанами, спускавшимися к набережной.
В 1839 году по высочайшему повелению дом у Пашковых выкупили для Университетского дворянского института, а с 1852 здесь размещалась московская 4-я гимназия.
В 1861 году в дом Пашкова въехал Румянцевский музей. Так начался библиотечный период его истории.
Путеводитель по архитектурным стилямГраф Н.П. Румянцев стал собирать коллекцию в конце XVIII века. После его смерти в 1826 году его брат попросил Николая I разрешить передать коллекцию вместе с особняком на Английской набережной в Санкт-Петербурге Пажескому корпусу. Император передал материалы Министерству Народного Просвещения, и через 6 лет открылся Румянцевский музей. Он принимал посетителей 1 раз в неделю, но желающих было мало. Казна не выделяла средств для поддержания коллекции, и музей медленно умирал.
Тогда музыковед В.Ф. Одоевский обратился к царю с просьбой перевести музей в Москву. И уже в 1861 году собрание отправилось в дом Пашкова.
Главным меценатом музея стал Александр II, а первым даром — картина А.А. Иванова «Явление Христа народу». Для нее даже построили специальный «Ивановский зал».
После революции коллекции Румянцевского музея распределили по другим российским музеям, а в здании осталась только открытая в 1862 году публичная библиотека — будущая Российская Государственная Библиотека.
Как читать фасады: шпаргалка по архитектурным элементамВ 1915 году в Пашковом доме появился роскошный читальный зал на 500 мест. Считается, что здесь прошел первый бал Наташи Ростовой. Но сотрудники библиотеки уверяют, что это очередная городская легенда, ведь во время написания романа этого зала еще не было. Также дом Пашкова описан в романе «Мастер и Маргарита» как место встречи Воланда, Азазелло и Левия Матвея. Считается, что отправной точкой этого эпизода стал один из визитов Гоголя в это здание. Поднявшись на бельведер, он воскликнул: «Как это зрелище напоминает мне вечный город!».
В 1988 году из-за аварийного состояния здания все отделы библиотеки из него выехали. Двенадцать лет дом Пашкова пустовал, пока в 2000 году не началась реконструкция. Она длилась семь лет. Сейчас в доме Пашкова работают 3 библиотечных отдела — отдел рукописей, отдел нот и звукозаписей, отдел картографии. В парадном зале особняка регулярно проходят околокнижные мероприятия.
Говорят, что……под домом Пашкова подземные ходы вели в Замоскворечье, к Храму Христа Спасителя и в Кремль. Попасть туда можно было через колодец, затопленный водой. Считалось, что знающий человек, нажимал на специальный камень, и вода освобождала дорогу. На этот подземный ход наткнулись метростроевцы. Многие жаловались, что их руки были запачканы зловонной красной грязью, а по ночам мучили кошмары. Возможно, поэтому тайный ход остался необследованным..
Не удалось раскрыть тайны подземелий под домом Пашкова и археологу Стеллецкому: ступени обвалились и раскопки пришлось остановить.
Есть версия, что здесь были застенки Ивана IV. Говорили, что это вход в подземную Москву. Считалось, что здесь работала водонапорная башня, питавшая фонтаны Пашкова дома. А возможно, в подземельях скрыта легендарная Либерия Ивана IV. Но узнать это невозможно из-за заклятья, наложенного Софьей Палеолог: страшная кара настигала всех, кто приближался к разгадке тайны библиотеки
…имя архитектора Пашкова дома не известно, хотя искусствоведы считают, что это Баженов. Его фигура окутана тайнами: все построенные им здания разрушены, а предполагаемые работы не подтверждены документально. Строительство Большого Кремлевского дворца Екатерина Великая прервала без объяснения причин. Подобная судьба постигла и Царицыно.
По легенде, в 1784 году на стройку царицынского ансамбля приехал масон Пашков и предложил Баженову построить на Ваганьковском холме дом в стиле кремлевского дворца. Баженов согласился, а уже через год императрица запретила ему строить в Москве. Под страхом смерти опальный архитектор построил красивейший дом прямо напротив Кремля. А из-за обиды на Екатерину Баженов повернул дом спиной к царской резиденции
…когда в 1818 году в Москву приехал прусский король Фридрих Вильгельм III с сыновьями, его повели на бельведер Пашкова дома. Пораженные увиденным, они встали на колени, а Фридрих трижды поклонился Москве и со слезами воскликнул: «Вот она наша спасительница». Эта сцена запечатлена на картине Н.С. Матвеева «Король прусский Фридрих Вильгельм III с сыновьями благодарит Москву за спасение его государства». В память об этом событии в ограду дома вмуровали небольшую корону, а балкон стали называть балконом трех императоров.
…Булгаков не случайно поместил Воланда на крышу Пашкова дома. В романе он представляется специалистом, приехавшим разобрать рукописи чернокнижника Герберта в Государственной библиотеке. По легенде, Герберт Аврилакский, будущий папа Сильвестр II, выиграл папство в кости у самого Дьявола. Он был специалистом по черной магии и, умирая, попросил разрубить тело на части, чтобы оно не досталось Сатане..
У Воланда много прототипов. Но исследователи проводят параллель со Сталиным, вспоминая легенду о сталинском копыте и первое название романа «Копыто инженера». Не последнюю роль сыграла и вложенная в уста Воланда фраза вождя народов «Факты — вещь упрямая».
Однако прототипом Воланда мог быть и Ленин. Достаточно вспомнить поиски вождя полицией и псом Трефом в 1917 году. Одним из вариантов названия романа был «Великий канцлер», то есть глава правительства, кем и был Ленин. Кроме того в советское время считалось, что главным читателем Румянцевской библиотеки был именно Ленин, хотя он бывал здесь лишь несколько раз
…в доме Пашкова есть еще одна особенность: внутри здание кажется просторнее, чем снаружи. Это упомянул Булгаков, описывая бал у Сатаны
…в доме Пашкова обитает призрак Николая Рубакина, книговеда и библиофила, который собрал две большие библиотеки и передал их в дар городу. Приходя в библиотеку в поисках какой-нибудь редкой книги, нужно обязательно попросить его помощи.
Дом Пашкова на фотографиях разных лет:
А что о доме Пашкова могли бы рассказать вы?Дом Пашкова
Историческая справка
В 1862 году в Доме Пашкова разместили коллекции и библиотеку Румянцевского музея, названного по имени его основателя, государственного канцлера, графа Николая Петровича Румянцева. Его собрание рукописных и печатных книг положило начало истории Российской государственной библиотеки. Политик, библиофил, ценитель древностей, он завещал всё собранное им «на пользу Отечеству и благое просвещение». Крылатые слова ныне выбиты над входом в Румянцевский читальный зал в Доме Пашкова.
В начале 1920-х годов была создана специальная комиссия Главнауки, рассматривавшая вопрос о расформировании Румянцевского музея. Она постановила: «Освободить Пашковскую усадьбу для занятия её библиотекой имени Ленина».
В 1925—1927 годах реставрацию Пашкова дома проводили Алексей Щусев, Илья Машков, Иван Рерберг, Евгений Шервинский. В тридцатые в связи с расширением Моховой улицы снесли ограду и вырубили сад. Виталий Долганов (автор смотровой площадки на Воробьёвых горах) соорудил монументальную лестницу, спускающуюся к Моховой. Вместо герба Пашкова, украшавшего здание, появились серп и молот. Внутренняя планировка из-за многочисленных ремонтов менялась ещё радикальнее.
Во время войны в «старом здании Государственной библиотеки имени В. И. Ленина» (так в советское время называли Дом Пашкова) работал общий читальный зал. Одна из сотрудниц ГБЛ — Зоя Колчина — вспоминала, что: «…научные работники, кандидаты наук и профессора размещались на левых хорах, военнослужащие — офицерский состав — на правых… В библиотеке было тепло, светло и очень уютно, на длинных столах отсвечивали зеленые абажуры ламп… Механизация подачи требований и книг была примитивной, но она нас выручала. Книги и газеты из основного хранения пересылались в фанерном ящике (мы его прозвали антилопой), скользящим на роликах по воздушному канату до приемника старого здания».
Адрес: Москва, ул. Воздвиженка, 3/5, стр. 1, вход со стороны Староваганьковского переулка
Проезд: до станций метро «Библиотека имени В. И. Ленина», «Боровицкая», «Александровский сад»
Время проведения экскурсий:
Вторник — воскресенье, с 10:00 до 19:00,
Понедельник — выходной.
Телефон: +7 (495) 609-95-90
Подробнее об экскурсиях в Доме Пашкова
Условия организации мероприятий можно узнать по телефону +7 (977) 992-23-52 (Булина Валерия Михайловна), электронной почте [email protected].
Дом Пашкова — одно из самых красивых и знаменитых зданий Москвы. Шедевр архитектуры классицизма, построенный по заказу Петра Пашкова, разбогатевшего сына денщика Петра I. Распространено мнение, что автор проекта — Василий Баженов. Никаких письменных свидетельств не сохранилось, однако многие специалисты усматривают баженовский почерк в царственном облике этого сооружения. Любопытно, что первоначально, согласно некоторым источникам, его стены были оранжевыми. Место для строительства выбрано не случайное. Напротив — Боровицкий холм и Кремль. Дом Пашкова (впрочем, гораздо чаще его называли Пашковым домом) стал первым светским зданием Москвы, из окон которого можно было видеть Кремль не снизу вверх. Он составляет единое целое с высоким Ваганьковским холмом и как бы продолжает линию подъёма. Во время нашествия Наполеона усадьба сильно пострадала. Восстановленная в 1815—1818 годах, она приобрела черты московского послепожарного классицизма. Историки архитектуры полагают, что на этот раз поработал сам Осип Бове. Особняк вызывал всеобщее восхищение. Поэт Михаил Веневитинов назвал его «самым изящнейшим зданием во всей России».
Сейчас в Доме Пашкова располагаются три библиотечных отдела — отдел рукописей, отдел нотных изданий и звукозаписей, отдел картографии. А в парадном зале (культурно-выставочный центр) регулярно проходят международные конференции, вернисажи, презентации книг, церемонии вручения литературных премий.
В сегодняшнем дне архитектурного комплекса воплотилось в жизнь духовное завещание Николая Румянцева. Дом Пашкова, аристократ и труженик, служит «на пользу Отечества и благое просвещение».
Информация для партнёров
Площадь пространства: более 450 кв. м.
Вместимость: до 350 человек.
Оборудование: выставочные витрины; плазменная панель; система климат-контроля.
Гарантируется обеспечение охранной и пожарной безопасности.
Дополнительные преимущества: удобное транспортное обеспечение, вид на Кремль, парковочные места по запросу.
Российская государственная библиотека предлагает услуги по организации и проведению совместных мероприятий в отреставрированном шедевре отечественного зодчества XVIII века — культурно-выставочном комплексе «Доме Пашкова».
Изысканные интерьеры Большого зала восстанавливались по сохранившимся историческим описаниям и иллюстративным материалам.
Большой зал Дома Пашкова превосходно подходит для проведения мероприятий культурно-просветительского характера различных форматов. В зале обычно проводятся музыкальные вечера, балы, церемонии вручения премий, а также организуются выставки, показы и презентации.
Площадь зала 450 кв. м. Совокупная площадь дополнительных помещений и балконов более 350 кв. м. В зале, обладающем прекрасными акустическими свойствами, можно оборудовать сцену.
Более подробную информацию по условиям организации и проведения мероприятий можно узнать по телефону +7 (499) 557-04-70 доб. 1271, электронной почте [email protected] или в Прейскуранте дополнительных услуг.
История Пашкова дома
Тайна создателя
С полной уверенностью нельзя сказать, кто же построил настоящий дворец для разбогатевшего сына денщика Петра I. Петр Пашков, как считает большинство искусствоведов, поручил строительство дома Василию Баженову, однако никаких документальных свидетельств этому нет. Судьба Баженова как архитектора была вообще довольно странной: Василий Иванович попал в немилость к императрице Екатерине Великой, которая каждый раз без объяснения причин отстраняла его от строительства. Вероятно, именно поэтому Пашков нанял Баженова тайно, несмотря на запрет императрицы. Так на Ваганьковском холме в непосредственной близости от Кремля вырос великолепный дворец, получивший название в честь своего первого хозяина. Кстати, существует даже и такая версия, что Баженов из-за обид на Екатерину повернул дом задом к Кремлю.
Пашков дом, картина XIX века. (wikipedia.org)
Пашков дом, кстати, стал первым светским зданием в Москве, из окон которого можно было смотреть на постройки Кремля не снизу вверх. Немецкий путешественник Иоганн Рихтер в своих мемуарах со вкусом описывал владение: «Внизу два каменных бассейна с фонтанами в средине. От улицы дом отделяется решеткою чудного узора. Сад, как и пруд, кишит иноземными редкими птицами. Китайские гуси, разных пород попугаи, белые и пестрые павлины находятся здесь на свободе или висят в дорогих клетках. Эти редкости вместе с общей красотой этого дома привлекают сюда по воскресеньям и праздничным дням многочисленные толпы народа».
План дома Пашкова. (wikipedia.org)
Перед фасадом на Моховой Пашков разбил сад с террасными лестницами, скульптурой, фонтанами, спускавшимися к набережной. Также при Пашкове бельведер дворца был украшен статуей Марса, а на центральном портике был расположен герб семьи. У горожан дом вызывал неподдельное удивление: до сих пор дом Пашкова считается одним из самых красивых зданий Москвы.
Пашков дом. Ж. Делабарт. Литография, XVIII в. (wikipedia.org)
После пожараДом Пашкова очень сильно пострадал во время нашествия Наполеона: полностью сгорел деревянный бельведер и галереи. С 1815 по 1818 год прежний облик дома восстанавливал известный архитектор Осип Бове. В 1839 году наследники Пашкова разорились, тогда казна выкупила у них дом для Университетского дворянского института, в с 1853 года тут размещалась московская 4-я гимназия.
Пашков дом. (wikipedia.org)
В 1831 году в Петербурге был создан музей на основе коллекций и библиотеки графа Румянцева. Однако из-за того, что государство не оказывало ему достаточной материальной поддержки, в скором времени появилась идея о переносе музея в Москву. И вот в мае 1862 года в Доме Пашкова распахнули двери Московский публичный и Румянцевский музеи. В этом же году здесь начала работу и Румянцевская публичная библиотека, одним из читателей которой в течение сорока лет был Лев Толстой. В честь такого торжества императорская семья подарила музею настоящую драгоценность — «Явление Христа народу» Александра Иванова.
Библиотека
Румянцевский музей. (wikipedia.org)
После революции коллекции музея были разделены между российским музеям, в здании же осталась только публичная библиотека, открытая в 1862 году — будущая Государственная Российская библиотека. Она не только получала обязательный экземпляр всех печатавшихся книг, но и хранила запрещенные цензурой издания.
Пашков дом. (wikipedia.org)
Руководство СССР в доме Пашкова разместило отдел редких рукописей Публичной библиотеки СССР им. В. И. Ленина, открывшийся в 1921 году. До сих пор это здание используется в тех же целях: сегодня дом Пашкова входит в комплекс зданий Российской государственной библиотеки. В настоящее время в нем расположены нотно-музыкальный отдел и отдел рукописей.
ДОМ ПАШКОВА — информация на портале Энциклопедия Всемирная история
ДОМ ПАШКОВА — памятник архитектуры классицизма в Москве, бывшее главное здание городской усадьбы.
Входит в комплекс зданий Российской государственной библиотеки. Дом Пашкова — одна из вертикальных доминант центра Москвы; находится на Ваганьковском холме. Ориентирован фасадом на Боровицкую башню Кремля. Построен в 1784-1788 годах по заказу дворянина П. Е. Пашкова (1721- около 1790 годы). Традиционно приписывается архитектору В. И. Баженову.
После смерти П. Е. Пашкова домом стал владеть его двоюродный брат — бригадир А. И. Пашков (1734-1809 годы), который расширял и украшал дом, а затем (до 1839 года) его потомки.
В основе композиции — сочетание центрального корпуса и симметричных боковых флигелей, стоящих на высоком, прорезанном арками рустованном цоколе. Бельведер подчёркивает центральную ось и ступенчатое нарастание объёмов. На территории парадного двора (имеет воронкообразную композицию; со стороны арки въездных ворот создаёт эффект обратной перспективы) — церковь Николая Чудотворца в Старом Ваганькове (главный объём сложился за несколько строительных периодов: белокаменный подклет — XIV век, четверик — первая половина XVII века, восьмерик и другие — середина XVIII века, звонница — 1900-1902 годы).
Дом Пашкова сильно пострадал во время московского пожара 1812 года, выгорели все его интерьеры. Восстанавливался в формах, близких к первоначальным, архитекторами О. И. Бове, И. Т. Таманским, С. И. Мельниковым. Значительные средства на его реставрацию были выделены казной. В 1839 году Дом Пашкова приобретён казной для Московского дворянского института, в 1852-1861 годах здесь размещалась 4-я московская гимназия, с 1861 года — Румянцевский музей с библиотекой. В 1913-1915 годах в интерьере главного корпуса был устроен новый большой 2-светный зал (архитектор Н. Л. Шевяков), служивший читальным залом Румянцевской библиотеки.
В 1930-е годы часть парка усадьбы (первоначально с извилистыми дорожками, гротами, статуями, фонтаном и вольерами с редкими птицами) была отсечена для расширения Моховой улицы, уничтожена кованая ограда (кроме трех звеньев со стороны улицы Знаменки), в середине сада возведена декоративная лестница. С 1980-х годов ведётся реставрация Дома Пашкова.
Иллюстрация:
«Пашков дом в Москве». Офорт (раскрашен акварелью) Ф. Дюрфельдта (по рисунку Ф. Антинга, 1785-1786 годы). Начало 1790-х годов. Исторический музей (Москва). Архив БРЭ.
© Большая Российская Энциклопедия (БРЭ)
Дом Пашкова в Москве. Архитектура и дизайн интерьера
Пашков дом. Ж.Делабарт. Литография, XVIII в.
Дом Пашкова — одно из красивейших зданий Москвы. Глаз легко воспринимает ясное деление строения на части: высокий центральный корпус, увенчанный бельведером, и два симметрично расположенных флигеля в виде небольших павильонов. Четко очерченный в пространстве блок центрального корпуса выделяется не только размерами его главенствующее значение подчеркнуто поднятым на высоту второго этажа четырехколонным коринфским портиком, над которым когда-то размещался герб владельцев усадьбы. Этот портик и является смысловым центром архитектурной композиции. Боковые флигели, украшенные изящными портиками ионического ордера, наклонными линиями своих фронтонов, как будто, указывают взгляду направление все на тот же композиционный центр. Все части здания покоряют гармонией форм и архитектурным единством.
Пашков дом. Открытка начала XX в.
Спроектировал и построил Дом Пашкова в 1784 – 1786 годах выдающийся архитектор Василий Иванович Баженов.
Величественный облик созданной усадьбы поразил московских жителей. Толпами стекались они полюбоваться на строгие и одновременно изящные формы колонн и пилястров, на украшенные львиными масками и гирляндами обрамления окон, на легкую ротонду бельведера. Много похвал вызывал и сад, разбитый на склоне холма, обращенном к реке Неглинной (в 20-х годах XIX века заключенной в подземный канал) и Кремлю. Сквозь кованую железную решетку с висячими гирляндами, отделяющую сад от Моховой улицы виднелись пруды, фонтаны и статуи, вдоль дорожек росли экзотические деревья и редкостные цветы.
Дом Пашкова. Фрагмент Ворот.
Вход в усадьбу Дома Пашкова Баженов расположил со стороны переулка и отметил его оригинальными коваными воротами в форме триумфальной арки, которую И.Э.Грабарь назвал “сонетом гирлянде”. Действительно, две гигантские гирлянды лавровых листьев, вытесанные из белого камня, были наложены прямо на арочный проем. Они стали лейтмотивом декоративного убранства всей усадьбы. Войдя в ворота, зритель сначала оказывался в расширяющемся проходе между двумя невысокими стенами. Еще несколько шагов, и прямо напротив главного входа в дом Пашкова открывался парадный двор. Здесь особенно ощутимо ступенчатое нарастание высот сооружений ансамбля: от невысокой ограды к симметрично стоящим по сторонам хозяйственным постройкам (слева бывшая конюшня, справа манеж), от них к крайним флигелям главного дома и далее, через одноэтажные соединительные галереи, к центральному корпусу, завершенному бельведером. Весь цельный и гармоничный архитектурный ансамбль легко охватывается глазом.
Пашков дом. Фасад со стороны Староваганьковского пер.
С именем Баженова связывают становление архитектурного стиля русского классицизма.
В то же время, зодчий хорошо знал и любил памятники старой Москвы, в результате чего, в его творчестве органично соединились достижения архитектуры Западной Европы с традициями древнерусского зодчества. Создавая городскую усадьбу для отставного поручика гвардии П.Е.Пашкова, Баженов воспроизвел в классических архитектурных формах композицию высоких хором с теремом и гульбищами, которые действительно располагались на этом месте и хорошо видны на панораме Москвы 1714 года. Возможно даже, что, в какой-то мере, архитектор использовал старые фундаменты и включил их в нижние части своей постройки.
Национальные истоки творчества Баженова сказались и в связях дома Пашкова с окружающими его памятниками древнерусского зодчества. На первый взгляд, здание совершенно самостоятельно и не связано с соседними постройками. Его фасад со стороны Моховой улицы, по существу своему не главный, а садовый, архитектор сумел наделить особыми качествами, поскольку именно этот фасад обращен к городу. Центральный корпус, соединительные галереи и боковые флигели вытянуты в одну линию, за пределы которой выступают только четырехколонные портики. Такую композицию называют фронтальной. Она не случайно напоминает композицию расположенной напротив западной стены Кремля, за пределы которой выступают лишь башни. Внутреннее родство двух памятников дополняется и тем, что фасад дома Пашкова строго параллелен кремлевской стене, и оба сооружения изначально создавали монументальное обрамление долины реки Неглинной (которая когда-то заметно расширялась здесь, перед тем как повернуть к Москве-реке).
Пашков дом. Фасад и план усадьбы.
В древнерусской архитектуре (в особенности, к концу XVII началу XVIII века) были распространены, так называемые, ярусные композиции – башнеобразные строения, составленные из отдельных уменьшающихся к верху частей. Такую форму имели многие колокольни, а также завершения крепостных башен. В Московском Кремле наиболее последовательно ярусный принцип использован в Боровицкой башне, напротив которой как раз и был выстроен центральный корпус дома Пашкова. В композиции баженовского творения также использован принцип ярусной композиции, только реализован он средствами классической архитектуры. Общий силуэт дома Пашкова ступенчатый. Высота зданий нарастает постепенно от одноэтажных галерей к центральному корпусу и затем, через основание круглой смотровой площадки, к бельведеру и его завершению. Также, своеобразный ряд ярусов образуют: цоколь главного портика, сам портик и расположенный над ним бельведер. Тот же принцип подчеркивают стоящие на уровне первого этажа колонны флигелей, поднятые на высоту второго этажа колонны центрального портика и находящиеся еще выше колонны бельведера. Также, первоначальное (лишь частично дошедшее до нашего времени) скульптурное убранство здания подчинялось схеме пространственной пирамиды. Не вызывает сомнения, что Баженов сознательно применял энергичные ритмы восходящих форм, стремясь к созданию гармоничного ансамбля с окружающими усадьбу сооружениями древней Москвы.
За свою более чем 200-летнюю историю дом Пашкова не раз менял владельцев, использовался по-разному.
Во время пожара Москвы 1812 года он сильно пострадал: выгорело все внутреннее убранство, оказались уничтоженными кровля и бельведер. Тогда же, сгорел семейный архив ПашковыхАпраксиных, с которым, очевидно, погибли проектные чертежи Баженова. Восстановление дома растянулось на долгие годы: еще в начале 1830-х годов дворец не был восстановлен. После ремонтных работ облик памятника несколько изменился. Вновь выстроенный бельведер (возможно, по проекту О.И.Бове) заметно меньше первоначального, который был окружен свободно стоящими колоннами с пышными коринфскими капителями, а его высокая кровля в форме балдахина служила постаментом для аллегорической скульптуры. В сочетании с гербом Пашковых он образовывал торжественное завершение силуэта дворца. Новый бельведер выглядел гораздо скромнее. Его невысокие ионические колонны, почти прижатые к стене, измельченные детали карниза, менее выразительные очертания кровли все обнаруживает вкусы иного времени, характерные для эпохи позднего классицизма.
В 1845 году дом Пашкова был приобретен казной для Дворянского института при Московском университете.
С этого момента начался новый этап его истории уже в качестве общественного здания. Некоторое время здесь находилась гимназия, а с 1861 года здание приспособили чтобы разместить в нем Московский публичный и Румянцевский музеи. В основу музейных собраний были положены коллекции произведений искусств и библиотека, переданные государству графом Н.П.Румянцевым. В центральном корпусе поместили картины русских и иностранных художников, во флигелях различные отделы музеев, прежний манеж приспособили под читальный зал, а в переделанном корпусе конюшни расположился этнографический музей.
Пашков дом. Вид из Александровского Сада. 2007 г.
И позже, не раз предпринимались переделки внутри отдельных зданий, завершившиеся в 1913 – 1915 годах капитальной перестройкой внутренних помещений центрального корпуса, когда по проекту Л.Н.Шевякова здесь был создан просторный двусветный читальный зал. С течением времени значение библиотеки музея лишь возрастало. По мере увеличения книжных фондов требовались все новые помещения для хранения, необходимо было расширять читальные залы.
После революции было принято решение передать музейные коллекции дома Пашкова другим учреждениям, прежде всего – Историческому музею и Третьяковской галерее. В зданиях бывшего дома Пашкова осталась только библиотека, превратившаяся к тому времени в одно из крупнейших книжных собраний в мире. После возведения нового комплекса зданий Государственной библиотеки, корпуса бывшей усадьбы Пашкова оказались включенными в новый архитектурный ансамбль, протянувшийся вдоль Моховой улицы от Воздвиженки до Знаменки. В связи с расширением Моховой улицы в 1930-х годах была снята ограда усадебного сада, выровнены склоны холма, а перед выступающим портиком центрального корпуса устроена полукруглая терраса с балюстрадой, охваченная с двух сторон лестничными спусками. Работы были выполнены по проекту архитектора В.И.Долганова.
Пашков дом. Центральный корпус c лестницей Долганова. Вид с Моховой ул.
Вобрав в себя опыт предшествующего развития архитектуры, дом Пашкова принадлежит создавшей его эпохе. В то же время, он прошел путь от дворца и частной усадьбы, до хранилища культурных традиций мирового значения. В этой связи, вероятно, можно сказать, что изначально гармоничная архитектурная форма обрела соответствующее ей культурное и духовное содержание.
При подготовке публикации были использованы материалы статьи “Дом Пашкова” Ю.Герасимова, М.1982 г.
Отреставрированная достопримечательность Москвы становится символом культурного возрождения
«Самое печальное, что за эти 18 лет это было истолковано большей частью общественности — и, по сути, так оно и было — как символ отношения власти к культуры », — сказал Виктор Федоров, директор Российской государственной библиотеки, как теперь называется библиотека имени Ленина. «Это было похоже на безмолвный упрек. Кремль рядом, и высокопоставленные чиновники проезжают каждый день по пути на работу в Кремль, мимо этого дома, и это никого не волнует.
Федоров и Михаил Швыдкой, директор Федерального агентства по культуре и кинематографии, курировавшее реставрацию, потратили годы на борьбу с благонамеренными и хищническими предложениями о взятии дома Пашкова. Все из влиятельного мэра Москвы Юрия Лужкова, Владимиру Жириновскому, ультранационалистическому политику, банкам и нефтяным компаниям, которые пытались заполучить это место, сказал Федоров.
Деньги на бюджетную реставрацию, наконец, начали поступать после визита в 2003 году президента Владимира. Путин, кортеж которого въехал в Кремль прямо напротив Дома Пашкова.
Теперь поместье, названное в честь своего первоначального владельца, сына камердинера Петра Великого, разбогатевшего на концессии на водку, снова сияет и соответствует первоначальному дизайну. Большой зал украшен искусной штукатуркой с изображением мифических фигур, канделябрами, спасенными из руин, и выдвижной люстрой.
Возрождение особняка было встречено с почти мистическим почтением и воспринято как знак того, что культурные богатства России растут вместе с ценами на нефть.
«То, что он вернулся к жизни, что на днях прошел такой невероятный концерт, — это знак того, что Россия возвращается к какой-то норме», — сказал Швыдкой.
Федоров внимательно изучает предложения по аренде помещения для мероприятий. По его словам, высокая цена, обычно 100 000 долларов для корпоративных клиентов, применяется в каждом конкретном случае и дополняет зарплату библиотекарей, которая в среднем составляет 470 долларов в месяц. Осенью прошлого года Christie’s провел в Доме Пашкова предаукционный показ для богатых коллекционеров русского искусства, а в марте французский ювелирный дом Boucheron провел там выставку и вечер.
дом Пашкова
Руманцевский музей (бывший дом Пашкова). Московское движение, 1902
Дом Пашкова. Московский трафик, 2009 г.
Впечатляющее белое здание изначально было построено для богатого русского помещика Пашкова в конце 18 века. Позже он был превращен в музей. Он назывался Руманцевским музеем, известным своей коллекцией картин, скульптур, книг. На фото начала ХХ века Руманцевский музей, оживленный московский транспорт в самом центре Москвы.Слева мы видим церковь Святого Николая Стрелецкого и более крупный храм Христа Спасителя.
В советское время обе церкви снесли. Музей был закрыт, а здание превращено в книгохранилище. (Недалеко отсюда самая большая библиотека России — библиотека Ленина). В 1995-2005 годах храм Христа Спасителя был отстроен заново. Теперь мы видим его сияющий купол. На месте церкви Святого Николая построена часовня. Московское движение всегда загружено.
Мост Разрыв во времени
Строительство МГУ.Москва, 1951-52. источник: www.oldmos.ru
МГУ им. Москва, 2009 г.
Красная Площадь Москва, 1987
Красная Площадь Москва, 2009 г.
Федор Алексеев. Красный квадрат. Москва, 19 век
Красная Площадь Москва, 21 век
Христос Спаситель Собор, Москва, конец 19 века
Храм Христа Святителя, Москва, 2009 г.
Церковь ледяного покрова Казанской Божией Матери. Москва 1900-х гг.
Калужская пл. Москва 2009 г.
Красная площадь, Москва, 1937 год.источник: www.oldmos.ru
Красная площадь, Москва, 2009 г.
Ф.Алексеев. Вид на Воскресенские врата. Москва, 1811 г.
Воскресенские ворота и Исторический музей. Москва, 2009 г.
Москва бассейн. Москва, 1960-е гг.
Храм Христа Спасителя. Москва, 2009 г.
Скульптура Гоголя работы Андреева на Прешистенском бульваре. Москва, 1909 г.
Скульптура Гоголя работы Томского на Гоголевском бульваре. Москва, 2009 г.
Рынок на Красной площади, Москва, 1910 г. Источник: www.oldmos.ru
Сувенирный рынок у Красной площади, Москва, 2009 г.
Красная площадь, Москва, 1900
Красная площадь, Москва, 2010
Гостиница Националь, Москва, 1895 г.
Гостиница Националь, Москва, 2009 г.
Церковь Иоанна Воина, Москва, 1888 г. Источник: oldmos.ru
Храм Иоанна Воина, Москва, 2010 г.
Церковь Николая Чудотворца, Москва, 1974 г.
Церковь Святого Николая Чудотворца, Москва, 2010 г.
Китай-городская стена, Варварские ворота, Москва, 1920 г.
г. Москва, начало Варварки, 2010 г.
Троицкая церковь в Никитниках, Москва, 1881 г.
Троицкая церковь в Никитниках, Москва, 2010 г.
улица Малая Дмитровка, Москва, 1910 Москва, ул. Малая Дмитровка,
, 2010 г.
Елисеевский гастроном, фото начала ХХ века.
Елисеевский гастроном сейчас
Дом генерал-губернатора, Москва, начало ХХ века.
Мэрия Москвы, Москва, 2010
Синагога на Большой Бронной, Москва, 1888 г.
Синагога на Большой Бронной, Москва, 2010 г.
Арбатская площадь, Москва, 1925 г.
Арбатская площадь, Москва, 2010
Вид на Кремль, Москва, 1890-е гг.
Вид на Кремль, Москва, 2010 г.
Кузнецкий мост, Москва, 1900
Кузнецкий мост, Москва, 2010
Третьяковский проезд, Москва, 1900
Третьяковский проезд, Москва, 2010
Лубанская площадь, Москва, 1928 г.
Лубанская площадь, г. Москва, 2010 г.
Памятник Дзержинскому, Москва, 1971 г.
Лубанская площадь, г. Москва, 2010 г.
Московский университет и церковь Святой Татьяны, Москва, 1906 г.
Московский университет и церковь Святой Татьяны, Москва, 2010 г.
Главпочтамт, Москва, начало ХХ века
Главный почтамт, г. Москва, 2010 г.
Чайный домик Перлова, фото 1960-х гг.
Чайхана Перлова, фото 2010 г.
Сухарева Башня
улица Сретенка
Софийская набережная, Москва, 1957 г. Источник: oldmos.RU
Софийская набережная, г. Москва, 2010 г.
Московский зоопарк, Москва, 1934 г.
Московский зоопарк, Москва, 2010 г.
Московский трамвай, Москва, 1933. Источник: oldmos.ru
Московский трамвай, г. Москва, 2010 г.
Лимонадные машины, Москва 1989 г.
Киоск Coca Cola, Москва, 2010 г.
М. Воробьёв. Вид на Манеж, Кутафью башню и церковь Святого Николая, Москва, 1917 г.
Манеж, Кутафья и Троицкая башни, Москва, 2010 г.
Красная площадь, Москва, 1872 г.
Красная площадь, Москва, 2010
Николаевский вокзал,
Ленинградский вокзал
Ярославский вокзал, открытка
Ярославский вокзал, фотография, 2010 г.
Ярославский вокзал до 1902 г.
Ярославский вокзал, 2010 г.
Царицыно, Большой дворец, Москва, 1990-е гг.
Царицыно, Большой дворец, Москва, 2008 г.
Дворец Алексея Михайловича, гравюра
Дворец Алексея Михайловича, фото 2010 г.
Петровский дворец, Москва, 1910 г.
Петровский дворец, Москва, 2010 г.
Винно-соляной двор, фото начала 1900 года.
Дом на набережной, 2000 г.
Залы дворянских собраний, Москва, 1895-1903 гг.
Дом Союзов, Москва, 2008 г.
Вознесенский женский монастырь, Москва 1890-1900 гг.
Администрация президента, 2000 г.
Красные ворота, Москва, 1920-е гг.
Садовое кольцо, г. Москва, 2010 г.
Салмановский цирк, Москва 1900
Московский цирк Нкулина, Москва, 2010 г.
«Мысль» Меркурова на Цветном бульваре, Москва, 1926 г.
Обелиск Георгий Победоносец на Цветном бульваре, Москва, 2010 г.
Мэрия Москвы, Москва, начало 20 века
Музей истории Москвы, Москва, 2010
Гостиница «Москва», фото 1970-80-х гг.
Гостиница Москва, фото 2010 г.
Ильинские ворота, Москва 1910-е
Площадь ворот Ильинки, Москва, 2009 г.
Охотный Ряд, Москва, 1931
Охотный Ряд, Москва, 2009
Гостиницы Националь и Интурист, Москва, 1980-е гг.
Гостиницы Националь и Ритс Карлтон, Москва, 2010 г.
Гостиница Россия, Москва, 1980
улица Варварка, Москва, 2010
Дом бояр Романовых, Москва, 1905 г., источник: www.oldmos.ru
Дом бояр Романовых, Москва, 2010 г.
Каток на Чистых прудах, 1910 г.
Каток на Чистых прудах, 2005 г.
Детский мир, 2006 г.
Лубянская площадь, 1900-1910 гг.
Царь-колокол, Москва, конец 19 века
Царь-колокол, Москва, 2010 г.
Дом Пашкова (Москва) — 2021 Все, что нужно знать перед поездкой (с фотографиями)
Андрей М
«Знаменитая достопримечательность Москвы»
Пашковский дом расположен на Ваганьковском холме, с видом на Боровицкую площадь, со статуей Владимира Великого.Изначально это был особняк, построенный архитектором В. Баженовым в 1784–1786 годах по указанию владельца Петра Пашкова. это один из самых известных примеров архитектуры в стиле классицизма в Москве, и это достопримечательность, которую узнают все местные жители. Это трехчастное здание с центральным зданием с крыльями по бокам. Центральное строение имеет бельведер с зелеными крышами и портик, с которого открывается прекрасный вид на Кремль и город за его пределами. Оба крыла имеют портики римских колонн с треугольными крышами.В первоначальном здании бельведер был украшен Марсом. у греческого бога войны и центрального портика была скульптура с фамильным гербом Пашковых. Эти украшения были сняты по приказу царя в конце 18 века. Особняк сильно пострадал в результате пожара, разрушившего Москву во время вторжения Наполеона в 1812 году. Он был продан правительству в 1830-х годах и использовался для различных целей, включая Московский университет, мужской пансион и гимназию.В 1861 году он стал первым публичным музеем в Москве, когда в это здание была перевезена редкая коллекция графа Николая Румянцева из Петербурга. Здание переименовали в Румянцевский музей. У парадного входа в здание написаны слова «на благо Отечества и добродетельного просвещения», относящиеся к пожертвованию графа. Во время строительства ближайшего метро зданию было нанесено структурное повреждение, но оно было основательно отреставрировано и вновь открыто для посещения в 2009 году.Другие интересные факты о здании включают; известные писатели, Толстой и Довстецкий были постоянными посетителями, в советское время там хранились книги, которые были подвергнуты цензуре или запрету, что позволило сохранить редкие экземпляры этих книг, а в XVI веке дом назывался Опричным двором и был резиденция царя Ивана Грозного, который, по слухам, хранил здесь свою знаменитую библиотеку. Если вас интересует архитектура, это обязательно нужно увидеть. Проще всего добраться по красной линии метро 1 до станции «Библиотека им. Ленина» и идти на юг или по серой линии 9 до станции «Боровская», которая находится напротив особняка.
Дом Пашкова. Москва. 360 панорама
Обзор и история Москва получила свое название от Москвы-реки, где славянские поселения начинались около 500 года нашей эры. Они приняли христианство из Византийской империи в 988 году нашей эры, и оно просуществовало как национальная религия в течение тысячи лет. Москва стала столицей Российского государства под властью Великого княжества Московского, которое активно ассимилировало меньшие феодальные территории, сражаясь с Золотой Ордой монголов.Город подвергался набегам и сожжению татаро-монголами по крайней мере трижды. Объединение многих меньших территорий под властью Москвы подготовило почву для Ивана III, чтобы принять титул «Правителя всей Руси». Его сын Иван IV, или «Иван Грозный», стал первым коронованным царем России. Правопреемство царей длилось от Ивана IV до Петра Великого, который в 1721 году провозгласил Российскую империю со столицей в Санкт-Петербурге. Российская империя пережила «смуты», когда были хаос, нашествие и несколько народных восстаний.Наполеон Бонапарт во время своего разрушительного вторжения 1812 года подошел к концу 25 миль от Москвы, но был повернут назад, когда тысячи его голодающих солдат попали в засаду и были убиты партизанами-крестьянами. Промышленная революция пришла в Россию позже, чем в Западную Европу, отчасти из-за российского института крепостничества, который удерживал крестьян привязанными к земле. Однако достаточно скоро возникло социалистическое политическое движение, которое громко отстаивало тотальную революцию, и к 1917 году Советский Союз заменил царя и его автократическое правление.Так образовался Союз Советских Социалистических Республик (СССР), просуществовавший до 1991 г. После распада Советского Союза Москва продолжает оставаться столицей России, или Российской Федерации, как ее теперь называют. Это по-прежнему самая большая страна в мире. Люди и культура Москва находится в тисках западного обновления, повсюду шествует потребительский подход и показная демонстрация богатства. По состоянию на 2008 год это город с самой высокой стоимостью жизни в мире, где проживает большинство миллиардеров, а также самый большой город в Европе.Как добраться Москва делится на пять основных участков концентрическим узором, с кремлевским привкусом посередине. Кремль — это административный центр власти, и его название означает «крепость». Его стены очерчивают границы города 15 века. Вы можете найти информацию о том, как добраться до и из аэропортов здесь. Нажмите здесь, чтобы получить несколько полезных советов о фантастической системе метро. Вот еще несколько полезных обзоров о метро, трамваях, троллейбусах и т. Д. Чем заняться В Москве много галерей и музеев, но вот два фаворита: Во-первых, это Музей современного искусства.и второй Винзавод — это винный завод. Кроме них, вы можете посетить Музей геологии, Музей авиации и космонавтики, Музей истории Москвы. Для любителей искусства посетите Государственную Третьяковскую галерею — с огромной коллекцией русского искусства. и иконы — один из самых известных русских музеев после Государственного Эрмитажа в Санкт-Петербурге. Здесь также есть красивый зоопарк, по сравнению с другими в России .. Что касается ресторанов и клубов, то здесь есть симпатичное кафе прямо возле красной площади — FAQ Кафе — если умеешь читать по русски.Есть старый добрый клуб «Пропаганда» — ему почти 10 лет, но он по-прежнему одно из лучших мест, где можно гулять каждую ночь! Другие неплохие: Ikra Solyanka Fabrique Рекомендации Что искать в целом: Красная площадь, Кремль, Мавзолей Ленина, Собор Василия Блаженного и торговый район Белый Город. Еще одно красивое старинное место, которое стоит увидеть. в Москве — Новодевичий монастырь (был построен в 1524 году и там стал царем Иван IV). Хорошим местом для отдыха на природе являются также Воробьевы горы (холмы) — это своего рода зона отдыха на Москве-реке с парком. и главное огромное советское здание МГУ наверху.Еще вы можете прогуляться по Старому Арбату, пешеходной улице с этническим колоритом советских времен и зданиями времен Российской Империи. Текст Стива Смита.
Дом Пашкова
Спускаясь по Моховой улице, можно увидеть в самом конце великолепный дворец , стоящий на холме . Сделанный из камня белого цвета , он был известен среди москвичей как дворец Пашкова -х годов. Сочетание античной строгости и торжественности с традиционным дизайном Moscow делает его чистым шедевром оригинального русского классицизма. Василий Баженов , один из лучших русских архитекторов в 18-м век , построили дворец в 1784-86 гг. По заказу богатого помещика Пашкова .
Резиденция расположена на склоне Ваганьковского холма напротив Боровицких ворот и включает в себя резиденцию, конюшню, хоз и подсобные постройки и церковь . Перед дворцом был разбит сад, за которым устроили главный двор .
В 1812 резиденция пострадала от большого московского пожара , но была восстановлена через короткое время . В 1839 году его выкупило Государство . Сначала , до 1861 года главный корпус занимала мужская школа-интернат для дворянских детей, затем сюда переехал музей Румянцева .
В 1925 году музей был закрыт , экспонаты отправились в другие музеи города , а книги, добавленные ко многим другим, привезенным извне, составили основу государства Ленин Библиотека (сегодня переименована в Государственную библиотеку России или РГБ).В отличие от интерьера, парадный фасад дворца сохранился достаточно хорошо. Первый был разрушен в 19 веке, а затем заменен новым в 1913-15 годах, когда основные залов были переделаны под читальные залы.
В настоящее время RGB является крупнейшей библиотекой в Европе ( второй в мире после библиотеки США Конгресса ). Фонды библиотеки из национальных и иностранных документов (печатных и рукописных) на 247 языках включают более 42 миллионов единиц хранения.Его читальные залы и центры рассчитаны на 2100 посадочных мест. В настоящее время библиотека обслуживает около 4 тысяч читателей ежедневно.
Район: Центр
Адрес :
, Москва, ул. Воздвиженка, 3/5 Телефоны: +7 (095) 202-59-53
Российская государственная библиотека
Российская государственная библиотека (РГБ) — крупнейшая библиотека России, вторая по величине библиотека в мире. Он был основан в 1862 году и входил в состав Московского публичного и Румянцевского музеев.С момента основания в библиотеку поступают экземпляры обязательного экземпляра всех изданных в России публикаций. 24 января 1924 года она была переименована в Русскую библиотеку им. И. Ленина. 6 февраля 1925 года она была преобразована в Государственную библиотеку СССР им. И. Ленина, а с 22 января 1992 года — в Российскую государственную библиотеку.
Сейчас в фондах Российской государственной библиотеки более 47 миллионов книг, документов и артефактов. Ежегодно библиотеку посещают более 800 тысяч человек, оформляется около 100 тысяч новых библиотечных билетов.В РГБ 36 читальных залов, в которых одновременно могут работать более полутора тысяч человек. Любой гражданин России или другого государства старше 14 лет может стать пользователем Библиотеки.
Библиотеке важно не только пополнять свои коллекции, но и делать их максимально доступными, уделяя внимание сохранности редких и ценных изданий. Оцифровка и размещение материалов в электронной библиотеке РГБ решают эти задачи. Более 90% авторефератов диссертаций, старопечатных книг, документов из Картографической коллекции и Универсальной коллекции, а также более 80% Музыкальной коллекции находятся в общественном достоянии.Доступ к защищенным авторским правом документам возможен только из помещения библиотеки.
В конце 2014 года решением Министерства культуры Российской Федерации Российская государственная библиотека была назначена оператором Национальной электронной библиотеки (НЭБ). НЭЛ — это современный проект, направленный на свободный доступ читателей к фондам ключевых российских библиотек через интегрированный портал и поисковую систему.
С января 2017 года РГБ начал получать электронные экземпляры обязательных экземпляров печатных публикаций и диссертаций.
Библиотека развивается и ищет новые формы взаимодействия с читателем. Лучшие и самые интересные коллекции РГБ демонстрируются на выставках. В 2016 году Российская государственная библиотека открыла новое музейное пространство для крупных выставок Ивановский зал. Каждая экспозиция сопровождается лекционной экскурсией и экскурсионной программой. Также можно совершить экскурсию в Книгохранилище, Дом Пашкова, Музей книги и пройтись по помещению главного корпуса. На традиционных мероприятиях LibraryNight, LibraryDay и Open Doors Day приглашаются специалисты и все желающие познакомиться с работой библиотеки.
Годовой публичный отчет подробно показывает, как меняется Российская государственная библиотека.
Особняк Румянцевых в Санкт-Петербурге
Великолепный особняк на Английской набережной («Английская набережная») принадлежал в начале 19 века графу Николаю Румянцеву, меценату и страстному коллекционеру. Он заложил фундамент первого в России публичного музея, собрав в своем доме внушительную коллекцию русских древностей, включая картины, старинные книги, государственные акты, печати и т. Д.Его коллекции легли в основу Московского публичного и Румянцевского музеев. Сейчас отреставрированные интерьеры его бывшего особняка экспонируются в Музее истории Санкт-Петербурга.
Первый каменный дом на этом месте был построен в 1740-х годах великим князем Михаилом Голицыным. В 1802 году дом приобрел Николай Румянцев, сын Екатерины Голицыной и знаменитого военачальника Петра Румянцева-Задунайского, обелиск в память о победах которого установлен в саду на противоположном берегу Невы.Младший граф Румянцев поручил реконструкцию своего имения Василию Глинке. Архитектор сохранил пропорции первоначального здания, но полностью изменил внешний вид фасада, который украсил массивным 12-колонным портиком. На фронтоне он добавил альтерельеф Аполлона на Парнасе в окружении Девяти муз и их матери Мнемозины. Представления рядом атрибутов науки и искусства символизировали интересы хозяина дома.За работу над зданием Глинка был удостоен звания академика Академии художеств.
Дом стал настоящим центром наук и храмом муз. Румянцев собрал богатую коллекцию текстов, монет, медалей и украшений. Особую ценность представляла библиотека из 28 500 книг, в том числе труды русских ученых XVIII — начала XIX веков, русские летописи и журналы русских путешественников. На иностранных языках издано более 13 000 томов.Хозяин дома занимал три комнаты с видом на Неву, а во всех остальных частях дома хранились его бесценные сокровища. В доме постоянно работали историки, лингвисты, архивисты. Помимо исследовательской работы, особняк стал местом проведения лекций, чтений и концертов.
Уникальная лестница из красного дерева в особняке Румянцевых
После смерти графа его младший брат Сергей Румянцев продолжил работу по созданию первого частного музея в России.Он был открыт для публики в 1831 году, и вход был бесплатным для всех. Однако в 1861 году из-за отсутствия музеев в Москве и несмотря на протесты петербуржцев, коллекции музея были переданы в Дом Пашкова на улице Неглинка в старой столице.
Особняк Румянцева несколько раз переходил из рук в руки, переделал архитектор Александр Степанов. Он отвечал за парадные залы, которые можно увидеть сегодня — Дубовый кабинет, Белый зал и Концертный зал.В начале ХХ века особняк Румянцевых перешел в руки великого князя Льва Кочубея, зятя герцога Лейхтенбергского. В 1938 году особняк был подарен Музею истории и развития Ленинграда, который до этого располагался в Аничковом дворце. Реставрация парадных залов была проведена в 2003 году. Сейчас в особняке располагается филиал Музея истории Санкт-Петербурга, а по воскресным вечерам здесь проходят концерты классической музыки.
Адрес: | , Английская набережная, 44 |
---|---|
Метро: | Адмиралтейская, Василеостровская |
Как добраться: | От станции метро «Адмиралтейская восток», пр. 27 или далее на автобусе 27-го проспекта. или троллейбусом 5, до площади Труда (три остановки) идти до реки и повернуть налево по набережной.От метро Василеостровская сесть на маршрутку 62, 144, 154, 249 или 386, также до площади Труда. |
Что рядом? | Река Нева, Площадь Труда, Николаевский дворец, Дворец Великого Князя Михаила Александровича, Английская Церковь Иисуса Христа, Благовещенский мост |
ОТЕЛЕЙ: Выбор редакции
КВАРТИРЫ И ДОМА: Выбор редакции
РЕСТОРАНОВ: Выбор редакции
.