Пмк комиссия у детей: Психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК). Что это такое и как подготовить ребенка? — Воспитание и обучение детей — Родителям — Образование, воспитание и обучение – что это такое в детском саду и школе

Характеристика для ПМПК — Характеристика на ученика

Характеристика ученика на ПМПК

Наверное, в каждой школе есть дети с низким уровнем развития, которые не могут усвоить материал учебной программы. Как правило, проблемы с обучением возникают еще в начальной школе. Пока ребенок посещает 1 класс или 2 класс, надо ему помочь. Если бездействовать, то в дальнейшем ситуация только усугубится.

Для выяснения истоков проблемы и разработки практических путей ее решения была создана психолого-медико-педагогическая комиссия. Чтобы отправить ребенка на ПМПК классный руководитель должен ходатайствовать об этом и подготовить специальную характеристику ученика на ПМПК.

Рекомендации по написанию представления учащегося

Решение о направлении ученика на комиссию принимается сотрудниками школы. Они готовят документ, составленный по определенной форме.

Работу выполняет классный руководитель или представитель администрации учебного заведения. Готовая характеристика ученика на ПМПК — это не просто перечень недостатков ребенка, а развернутая картина его состояния. Описывается характер затруднений, предпринятые меры по их устранению и реакция учащегося.

Информация не должна быть исключительно негативной. В образце характеристики ученика на ПМПК обязательно указываются положительные качества школьника.

Шаблон характеристики ученика на ПМПК

Представление пишется по плану:

  • Название документа.
  • Анкетные данные.
  • История дошкольного развития.
  • Общее впечатление об ученике (характеристика его осведомленности о своем окружении, работоспособности, памяти и внимания).
  • Уровень развития учебных навыков (оценки по основным предметам, проблемы, возникающие при изучении математики, особенности чтения, речи).
  • Индивидуальные особенности обучения (скорость усвоения новых понятий, действия при самостоятельной работе).
  • Особенности поведения и эмоциональной сферы (общение с одноклассниками и педагогами, отношения с родителями).
  • Вывод.
  • Подписи классного руководителя, директора. Печать.

Психолого-педагогическая характеристика ученика пишется в свободном стиле. Главное — достоверность и простота изложения. На нашем сайте вы можете скачать образцы готовых характеристик ребенка на ПМПК.

Что такое ПМПК и надо ли её бояться?

 

«Моего ребёнка  отправляют на ПМПК. Но мы не пойдём! Ни за что!», «Школьный консилиум давно рекомендовал родителям обратиться с ребёнком в ПМПК, но они этого так и не сделали» — такие заявления можно услышать достаточно часто.

 

Не секрет, что детей с проблемами в учёбе, поведении, развитии с каждым годом становится всё больше и больше (к большому сожалению). Однако далеко не все они приходят за помощью – к врачам, педагогам, в психолого-медико-педагогическую комиссию, т.е. к тем, кто помог бы им найти решение наболевших вопросов. Почему так происходит? Попробуем разобраться.

 

Как правило, родители отказываются от посещения ПМПК по той причине, что плохо понимают, что это такое, чем это может быть полезно и  чем может «грозить». И их можно понять, потому что то, о чём мало информации, всегда тревожит. Посудите сами: мы очень переживаем, когда нам предстоит какая-то медицинская процедура, которую мы раньше не проходили, или экзамен. И если бы мы точно знали, что конкретно будет делать врач, или какой именно билет попадётся на экзамене, мы бы волновались не так сильно, и шли бы туда с большей охотой и с меньшими опасениями, так ведь? Значит, чтобы родители всё же прислушались к совету сходить на обследование в ПМПК, им нужна как можно более полная и достоверная информация о самой комиссии и о процедуре обследования.

 

Расскажу об этом подробнее, и предлагаю остановиться на следующих пунктах:

·         Что такое ПМПК и для чего она нужна?

·         Кого могут направить на ПМПК?

·         Как проходит обследование?

·         Как подготовиться к комиссии?

·         Как себя вести во время обследования вашего ребёнка на ПМПК?

·         Что делать после комиссии?

 

Итак,  ПМПК – это психолого-медико-педагогическая комиссия, т.е. организация, в состав которой входят специалисты медицинского, педагогического и психологического профиля (как правило, это учитель-логопед, педагог-психолог, учитель-дефектолог, социальный педагог, врач-невролог и врач-психиатр;, иногда и ряд других специалистов – воспитатель, педагог начальных классов, например). Основная задача комиссии – выявить причины проблем в обучении ребёнка и рекомендовать ему образовательную программу,  которую он сможет успешно освоить, а также дать рекомендации по преодолению или облегчению тех трудностей, которые у него есть (в учёбе, поведении, взаимоотношениях, здоровье, развитии).

 

На ПМПК направляют не всех детей, не любого из них, не «тупых» и не «психов». И если вашему ребёнку рекомендуют пройти комиссию, а вы говорите, что у вас нормальный ребёнок, то вы абсолютно правы. Любой любящий родитель именно так и считает, и это правильно! Просто часто бывает, что некоторым детям (возможно, ваш – как раз в их числе) нужна особая поддержка (педагогическая, психологическая, медицинская), без которой им очень трудно в школе, да и в жизни.

 

Нарушения только в поведении не являются основанием для направления ребёнка на комиссию. Для этого должны быть более веские причины, связанные с качеством освоения программного материала. Опираясь на свой опыт, могу сказать, что, к сожалению,

многие родители не видят проблем в учёбе ребёнка (и это не всегда их вина, это может быть связано с тем, что сейчас очень сильно изменилась программа обучения, требования к ученику и прочее).

 

Если вы хотите понять, не зря ли вас настойчиво направляют на ПМПК, попробуйте самостоятельно проанализировать хотя бы тетрадки вашего ребёнка, ответив для себя  на такие вопросы (естественно, в зависимости от того, в каком классе он учится):

 

1. Много ли орфографических ошибок (т. е. ошибок «на правила»)? Есть ли ошибки, связанные с неправильным написанием букв, цифр («зеркальное» написание, замены похожих букв (а-о, б-д, п-т, м-л, и-ш и т.д.) или букв, обозначающих похожие звуки (б-п, д-т, в-ф, о-ё, у-ю))? Встречаются ли ошибки, связанные с простыми правилами: жи-ши, ча-ща, чу-щу? Не забывает ли ребёнок, как пишется та или иная буква или цифра? Не пишет ли он предлоги со словами слитно? Не соединяет ли несколько слов в одно? Правильно ли согласует слова в предложении в роде, числе, падеже? Может ли самостоятельно сделать разбор слова или предложения?

2. Сколько в тетрадках работ, которые он сделал совершенно самостоятельно, без подсказок? Какое их качество?

3. Как считает ребёнок — в уме, по пальцам, по линейке? В пределах 10, 20, 100  или 1000? Знает ли таблицу умножения и насколько хорошо? Может ли самостоятельно решить задачу?

4. Как читает ребёнок — по буквам, по слогам или целыми словами? Часто ли допускает ошибки при чтении? Насколько хорошо понимает прочитанное? Может ли сам связно пересказать то, что прочитал?

5. Во сколько лет ребёнок пошёл в первый класс — было ли ему 7 лет на момент поступления в школу? Насколько он был готов к началу школьного обучения? Не говорили ли педагоги, что ему рановато учиться?

 

Чтобы более объективно оценить школьные умения и навыки Вашего ребёнка, рекомендую поприсутствовать на уроках по основным предметам,  сравнить ответы своего ребёнка с ответами других детей. Кроме того, это поможет Вам понять требования программы.

 

Ещё рекомендую сходить с ребёнком на консультацию к детскому врачу-психиатру или хотя бы к неврологу (невропатологу) и спросить их совета — стоит ли идти на комиссию, т.к. многие физиологические причины (например, ММД — минимальные мозговые дисфункции, или СДВГ — синдром дефицита внимания и гиперактивности) тоже могут мешать успешному обучению в школе. К слову, эти проблемы — вполне решаемы, и, если их не запускать, то можно преодолеть уже к концу 4-ого класса.

 

Что представляет собой диагностическая процедура на ПМПК?  Как правило, обследование ребёнка проходит в виде беседы, в ходе которой ему предлагается ответить на ряд вопросов и выполнить ряд заданий разнообразного характера: сложить из частей картинку или фигуру, запомнить определённое количество слов или изображений, разложить последовательно несколько картинок с единым сюжетом и так далее; а также выполнить несложные задания из школьной программы. Т.е. задания, которые на комиссии предлагаются ребёнку, касаются не только школьных знаний и умений. В большей степени они носят

психологический характер, потому что успешность ученика в школе как раз напрямую и зависит от того, насколько хорошо развиты у него психические процессы — память, внимание, речь, восприятие, мышление. Вся беседа обычно занимает от 30 до 50 минут в зависимости от возраста ребёнка и его индивидуальных  особенностей. Родители обязательно присутствуют на диагностике, но не вмешиваются в её ход, а только наблюдают. В ходе обследования ведётся протокол, в который заносятся ответы ребёнка, а также краткие выводы по каждому из проверяемых показателей.

 

После заполнения всех документов специалисты комиссии озвучивают для родителей рекомендации по дальнейшему обучению ребёнка, по оказанию ему необходимой психологической, педагогической, медицинской помощи.

 

Как же подготовиться к комиссии? Нет никакого смысла пытаться найти вопросы, которые могут быть заданы во время обследования, и заучивать с ребёнком ответы на них. Во-первых, никто не может сказать точно, какие именно вопросы зададут или какие задания предложат выполнить  каждому конкретному ребёнку (это зависит от его индивидуальных особенностей, от возраста, уровня развития и пр.). А во-вторых, усиленная предварительная подготовка может сильно исказить реальную картину дел у ребёнка, а значит, заключение специалистов и их рекомендации могут оказаться неподходящими, не соответствующими действительности и бесполезными. Вы ведь, когда идёте к врачу, не скрываете симптомов заболевания, т.к. понимаете, что иначе лечение будет неправильным.

 

  Конечно, обследование на ПМПК — это в какой-то мере стресс, но только от вас, родителей, от того, как вы настроите ребёнка, что ему скажете, зависит, насколько сильным этот стресс будет. По опыту могу сказать, что дети больше всего нервничают и переживают тогда, когда родители им говорят о большой важности этого, увещевают, что нужно обязательно  отвечать правильно, что от ответов ребёнка многое зависит и т.п. Поэтому – запомните: «строжить» (заранее ругать) ребёнка однозначно не стоит; это только повысит уровень его тревожности, а следовательно, может блокировать мыслительные процессы, и тогда ребёнок просто замкнётся.  Соответственно, хороших результатов тогда точно не будет. Пожалуй, скажу даже так: ни в коем случае нельзя ругать дочь или сына ни до, ни после комиссии, какой бы результат они ни показали!!! Потому что от воли и желания ребёнка это не зависит!!! Ругать нужно только себя: как правило, это именно родительские ошибки, невнимание к собственным детям приводят  ребят к неуспешности.

 

Поэтому, если Вы решите сходить на ПМПК, то лучше сказать своему ребёнку примерно следующее: «Мы с тобой сходим на комиссию, там тебе будут задавать разные вопросы, показывать разные интересные картинки и давать задания. Ты отвечай так, как знаешь. Если не знаешь, как ответить на вопрос, то так и скажи — не знаю. В этом нет ничего страшного, потому что не бывает людей, которые могут ответить на все вопросы. Я, например, тоже не всегда могу это сделать. И знай: как бы ты ни отвечал, я всё равно тебя очень сильно люблю, и ты для меня — самый лучший».  И после обследования непременно похвалите ребёнка: он сейчас работал так напряжённо, как, возможно, не работал очень давно.

 

Как вести себя на ПМПК? Вообще, повторюсь, комиссия нужна не для того, чтобы детей наказать или куда-то «отправить», а для того, чтобы помочь, определить те условия, которые будут способствовать успешному обучению ребёнка (образовательная программа — главное из этих условий). Поэтому «защищать» ребёнка от кого-то на комиссии, «оправдывать» его нет необходимости: специалисты и так изначально на его стороне. Кроме того, как правило, специалисты, работающие в ПМПК, имеют значительный опыт общения с детьми, и обязательно делают скидку ещё и на естественное волнение ребёнка.

 

Вам нужно будет, присутствуя при обследовании вашего сына или дочери, просто молча наблюдать за всем происходящим, не подсказывая, не перебивая, не вмешиваясь, не охая и не ахая. И, естественно, совершенно недопустим ваш смех в случае нелепых ответов ребёнка, так как это может сбить его с мысли и привести к обиде, а иногда – и к отказу отвечать дальше. Просто «мотайте на ус», какие упущения есть и над чем вам с вашим чадом нужно поработать.

 

 

Чем может «грозить» ребёнку и его родителям обращение в ПМПК? Тем, что могут подтвердиться опасения, касающиеся развития ребёнка. Тем, что будут вслух названы существующие проблемы. Тем, что придётся искать решение этих проблем и предпринимать для этого какие-то конкретные действия, прикладывать моральные, интеллектуальные и физические усилия (а бывает, и материальные).

 

Иногда можно услышать: «Вот пока мы не сходили на эту комиссию, у нас всё было хорошо!» Позвольте на это возразить: нет, хорошо не было, иначе бы никто ребёнка на ПМПК не отправлял. Комиссия не могла создать тех проблем, которых не было, она могла только выявить, поднять на поверхность те, которые уже существовали, но на которые раньше не обращали внимание, закрывали глаза, старались не замечать или прятали поглубже. Так что после обследования на ПМПК стоит посмотреть на ситуацию реально и, наконец, начать что-то делать для того, чтобы ребёнку было легче. Тем более, что пути решения уже показаны.

 

Конечно, часто  родители всё равно испытывают огромную тревогу и сомнения  по поводу обращения в ПМПК, несмотря на то, что вся информация и документация комиссии строго конфиденциальна и передаче третьим лицам не подлежит. В этом случае каждая семья может вначале прийти на консультацию (в том числе анонимную), а уже затем решать вопрос о необходимости и целесообразности психолого-педагогического обследования.

 

Итак, после прохождения комиссии действия родителей могут быть следующие. Сначала необходимо спокойно обдумать данные вам рекомендации и прикинуть все варианты: как ситуация может сложиться дальше и в том случае, если вы согласитесь с советами, и в противоположном. Если вы согласны с выводами ПМПК, то тогда нужно решить, будете ли вы переводить ребёнка в другую школу (другой класс), или же он останется там, где и был, но его станут обучать по другой программе. Копию документа, выданного ПМПК вам на руки, необходимо будет предоставить в ту образовательную организацию, в которой ваш ребёнок будет продолжать обучение.

 

Если же вы не согласны с рекомендациями комиссии, то тогда заключение ПМПК никому и никуда показывать не надо, и пусть всё остаётся так, как было, без изменений.

 

 

Подчеркну особо – комиссия даёт рекомендации, а не приказы к исполнению. То есть право и обязанность родителей – хорошенько обдумав и взвесив все «за» и «против», самостоятельно решать: выполнять то, что было рекомендовано, или нет. Однако мамам и папам (или другим законным представителям) стоит помнить, что ответственность за это решение, а значит, и за дальнейшую судьбу ребёнка, также лежит только  на них.

 

Педагог-психолог ТОПМПК Елена Михайловна Белоусова

 

Запись на ЦПМПК города Москвы / Образование / Госуслуги Москвы


Документы, необходимые для прохождения ЦПМПК г. Москвы с целью подготовки рекомендаций по созданию специальных условий обучения и воспитания в образовательных организациях:
  • медицинское заключение (Приложение 3 к приказу Департамента здравоохранения города Москвы от 01 апреля 2013 г. № 297) о состоянии здоровья и рекомендациях по организации образовательного процесса в государственных образовательных организациях города Москвы для лиц с ограниченными возможностями здоровья – оригинал;
  • для детей-инвалидов, инвалидов справка бюро медико-социальной экспертизы (МСЭ) и индивидуальная программа реабилитации или абилитации (ИПРА) — копии с предъявлением оригиналов или заверенные в установленном порядке копии;
  • свидетельство о рождении обучающегося — копия с предъявлением оригинала или заверенная в установленном порядке копия;
  • паспорт обучающегося (при наличии) — копия с предъявлением оригинала или заверенная в установленном порядке копия;
  • паспорт родителя (законного представителя) обучающегося — копия с предъявлением оригинала или заверенная в установленном порядке копия;
  • предыдущее заключение (заключения) комиссии о результатах ранее проведенного обследования ребенка (при наличии) – копия;
  • заключение (заключения) психолого-медико-педагогического консилиума образовательной организации или специалиста (специалистов), осуществляющего психолого-медико-педагогическое сопровождение обучающихся в образовательной организации (для обучающихся образовательных организаций) (при наличии) – копия;
  • направление в ЦПМПК г. Москвы из образовательной организации, организации, осуществляющей социальное обслуживание, медицинской организации, другой организации (при наличии) – оригинал;
  • характеристика обучающегося, выданная образовательной организацией (для обучающихся образовательных организаций) – оригинал, заверенный печатью образовательной организации;
  • контрольные/письменные работы по русскому (родному) языку, математике — копии, заверенные в установленном порядке, результаты самостоятельной продуктивной деятельности ребенка – оригинал.

Ребенок до 18 лет приходит на комиссию в сопровождении родителя (законного представителя).
Для организации специальных условий образования, создания специальных условий для детей 8-ми лет на 1 сентября следующего учебного года, предоставляются:
  • медицинское заключение (Приложение 3 к приказу Департамента здравоохранения города Москвы от 01 апреля 2013 г. № 297) о состоянии здоровья и рекомендациях по организации образовательного процесса в государственных образовательных организациях города Москвы для лиц с ограниченными возможностями здоровья – оригинал;
  • для детей-инвалидов, инвалидов справка бюро медико-социальной экспертизы (МСЭ) и индивидуальная программа реабилитации или абилитации (ИПРА) — копии с предъявлением оригиналов или заверенные в установленном порядке копии;
  • свидетельство о рождении обучающегося — копия с предъявлением оригинала или заверенная в установленном порядке копия;
  • паспорт обучающегося (при наличии) — копия с предъявлением оригинала или заверенная в установленном порядке копия;
  • паспорт родителя (законного представителя) обучающегося — копия с предъявлением оригинала или заверенная в установленном порядке копия;
  • предыдущее заключение (заключения) комиссии о результатах ранее проведенного обследования ребенка (при наличии) – копия;
  • заключение (заключения) психолого-медико-педагогического консилиума образовательной организации или специалиста (специалистов), осуществляющего психолого-медико-педагогическое сопровождение обучающихся в образовательной организации (для обучающихся образовательных организаций) (при наличии) – копия;
  • направление в ЦПМПК г. Москвы из образовательной организации, организации, осуществляющей социальное обслуживание, медицинской организации, другой организации (при наличии) – оригинал;
  • характеристика обучающегося, выданная образовательной организацией (для обучающихся образовательных организаций) – оригинал, заверенный печатью образовательной организации;
  • контрольные/письменные работы по русскому (родному) языку, математике — копии, заверенные в установленном порядке, результаты самостоятельной продуктивной деятельности ребенка — оригинал.

Ребенок до 18 лет приходит на комиссию в сопровождении родителя (законного представителя).
Документы, необходимые для прохождения ЦПМПК г. Москвы перед государственной итоговой аттестацией (ГИА-9, ГИА-11):
  • медицинское заключение (Приложение 3 к приказу Департамента здравоохранения города Москвы от 01 апреля 2013 г. № 297) о состоянии здоровья и рекомендациях по организации образовательного процесса в государственных образовательных организациях города Москвы для лиц с ограниченными возможностями здоровья с рекомендациями о создании специальных условий при сдаче государственной итоговой аттестации в текущем учебном году – оригинал;
  • для детей-инвалидов, инвалидов справка бюро медико-социальной экспертизы (МСЭ) и индивидуальная программа реабилитации или абилитации (ИПРА) — копии с предъявлением оригиналов или заверенные в установленном порядке копии;
  • свидетельство о рождении обучающегося — копия с предъявлением оригинала или заверенная в установленном порядке копия;
  • паспорт обучающегося (при наличии) — копия с предъявлением оригинала или заверенная в установленном порядке копия;
  • паспорт родителя (законного представителя) обучающегося — копия с предъявлением оригинала или заверенная в установленном порядке копия;
  • предыдущее заключение (заключения) комиссии об условиях обучения (при наличии) – копия;
  • характеристика обучающегося, выданная образовательной организацией (для обучающихся образовательных организаций) – оригинал, заверенный печатью образовательной организации.
Для организации экзамена на дому необходимо дополнительно предоставить документы:
  • медицинское заключение (Приложение 3 к приказу Департамента здравоохранения города Москвы от 01 апреля 2013 г. № 297) с рекомендациями о создании специальных условий при сдаче государственной итоговой аттестации в текущем учебном году на дому – в случае необходимости сдачи ГИА на дому – оригинал;
  • медицинские заключения (Приложение 3 к приказу Департамента здравоохранения города Москвы от 01 апреля 2013 г. № 297) с рекомендациями об обучении на дому за последние 3 года (при наличии) — копии, заверенные в установленном порядке;
  • приказы о переводе на обучение на дому за последние 3 года (при наличии) — копии, заверенные в установленном порядке.

Ребенок до 18 лет приходит на комиссию в сопровождении родителя (законного представителя).
Для консультирования родителей (законных представителей) обучающихся специалистами ЦПМПК г. Москвы предоставляются:
  • подробная выписка из истории развития ребенка с заключениями врачей, наблюдающих ребенка в медицинской организации по месту жительства (регистрации) или медицинское заключение (Приложение 3 к приказу Департамента здравоохранения города Москвы от 01 апреля 2013 г. № 297) о состоянии здоровья и рекомендациях по организации образовательного процесса в государственных образовательных организациях города Москвы для лиц с ограниченными возможностями здоровья — оригинал;
  • свидетельство о рождении обучающегося — копия с предъявлением оригинала или заверенная в установленном порядке копия;
  • паспорт обучающегося (при наличии) — копия с предъявлением оригинала или заверенная в установленном порядке копия;
  • паспорт родителя (законного представителя) обучающегося — копия с предъявлением оригинала или заверенная в установленном порядке копия;
  • предыдущее заключение (заключения) комиссии о результатах ранее проведенного обследования ребенка (при наличии) – копия;
  • заключение (заключения) психолого-медико-педагогического консилиума образовательной организации или специалиста (специалистов), осуществляющего психолого-медико-педагогическое сопровождение обучающихся в образовательной организации (для обучающихся образовательных организаций) (при наличии) – копия;
  • направление в ЦПМПК г. Москвы из образовательной организации, организации, осуществляющей социальное обслуживание, медицинской организации, другой организации (при наличии) – оригинал;
  • характеристика обучающегося, выданная образовательной организацией (для обучающихся образовательных организаций) – оригинал, заверенный печатью образовательной организации;
  • письменные работы по русскому (родному) языку, математике, результаты самостоятельной продуктивной деятельности ребенка.

Ребенок до 18 лет приходит на комиссию в сопровождении родителя (законного представителя).
Для консультирования работников образовательных организаций специалистами ЦПМПК г. Москвы предоставление документов не требуется.

Что нужно знать родителям о психолого-медико-педагогических комиссиях — ПМПК?

Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь оказывается детям, испытывающим трудности в освоении общеобразовательной программы, развитии и социальной адаптации. 

Помощь оказывается:

  • бесплатно на базе Центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи.
  • строго на основании заявления родителей или при наличии согласия родителей.

Как правило, Центры выполняют в регионах функции ПМПК, психолого-медико-педагогической комиссии и проводят комплексное психолого-медико-педагогическое обследование детей на основании которого можно требовать от школы создания особых условий для обучения, либо воспользоваться услугами специалистов.

Что делает ПМПК:

  • выявляет особенности в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонения в поведении детей, 
  • проводит обследования детей и дает рекомендации по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, 
  • подтверждает, уточняет или изменяет рекомендации, которые были даны ранее.

Комиссия делает вывод:

  • о наличии либо отсутствии у ребенка особенностей в физическом и (или) психическом развитии, 
  • о наличии или отсутствии отклонений в поведении,
  • о наличии либо отсутствии необходимости создания условий для получения ребенком образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов.

Комиссия дает рекомендации по:

  • определению формы получения образования, образовательной программы, которую ребенок может освоить, 
  • определению форм и методов психолого-медико-педагогической помощи, 
  • созданию специальных условий для получения образования.

Школа не может заставить родителя проходить ПМПК или перейти на адаптированную программу, рекомендованную ПМПК, если родитель сам этого не хочет. 

Заключение ПМПК выдается на руки родителю. Для родителя оно носит рекомендательный характер. Родитель может требовать от органов власти и организаций выполнения рекомендаций ПМПК. Эти рекомендации для него — это инструмент и основание требовать создания условий, которые будут учитывать особые потребности ребенка. 

Заключение ПМПК действительно в течение 1 года. Оно может быть уточнено, изменено и пересмотрено.

Родители имеют право: 

  • присутствовать при обследовании, обсуждении результатов обследования и вынесении заключения, высказывать свое мнение относительно рекомендаций по организации обучения и воспитания детей; 
  • получать консультации специалистов комиссии по вопросам обследования детей в комиссии и оказания им психолого-медико-педагогической помощи; 
  • в случае несогласия с заключением территориальной комиссии обжаловать его в центральную комиссию.

Если родитель видит, что ребенок с трудом справляется с образовательной программой, плохо адаптируется в школе, переживает кризис, он может обратиться за бесплатной помощью специалистов Центра: педагогов-психологов, социальных педагогов, учителей-логопедов, учителей-дефектологов и других специалистов.

Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь включает: 

  1. психолого-педагогическое консультирование; 
  2. коррекционно-развивающие и компенсирующие занятия, логопедическую помощь обучающимся; 
  3. комплекс реабилитационных и других медицинских мероприятий; 
  4. помощь в профориентации, получении профессии и социальной адаптации. 

По направлению ПМПК и КДН помощь оказывается бесплатно. При условии выполнения Центром государственного (муниципального) задания и для достижения целей, ради которых он учрежден, специалисты центра могут оказывать дополнительные платные услуги.

Жалоба на действия Психолого-медико-педагогической комиссии

Организация работы школьного ПМПк

Педагогическое представление учащегося

  1. Общие сведения о ребенке:

Ф.И.О.____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дата рождения:_______________________________________________________________

Домашний адрес:______________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Вид и номер школы:

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Класс________________________________________________________________________

Диагноз:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ОУ посещает с________________________________________________________________

2. Сведения о семье

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Цель обращения

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Школьный анамнез

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Характер поведения в ОУ

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Эмоционально-личностные особенности

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Соответствие объема школьных знаний, умений, навыков требованиям программы

Математика

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Русский язык

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Чтение

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Другие предметы

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Работоспособность на занятиях

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9. Характеристика обучаемости

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

10. Отношение к учебной деятельности

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

11. Доминируюшие интересы и увлечения

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Общее заключение:

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рекомендации:

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

«_____»_________________20_____г. Учитель: ________________(______________________)

Психологическое представление учащегося

Ф.И.О.____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Особенности поведения:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Особенности эмоционально-волевой сферы:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Сформированность социально-бытовой ориентировки:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Исследование восприятия

Особенности восприятия времени:

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Особенности зрительного восприятия:

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Особенности восприятия пространства

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Особенности внимания:

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Особенности памяти:

____________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Особенности мышления: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Особенности эмоционально-волевой сферы:

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Личностно-характерологические особенности:

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Заключение:

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рекомендации:

____________________________________________________________________________________________________________________________________

«_____»_________________20_____г. Психолог: ________________(______________________)

Логопедическое представление учащегося

Фамилия, имя, отчество ребенка _____________________________________________________________________________

Дата рождения________________________________________________________________

Возраст на момент обследования________________________________________________

Класс____________________________школа______________________________________

Речевое окружение (недостатки речи у близких, двуязычие и т.д.)

_____________________________________________________________________________

Раннее речевое развитие: лепет_________,гуление_______, слово_______ фраза________

Невербальные функции

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Особенности сукцессивных способностей _____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Исследование предметного гнозиса

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Исследование буквенного гнозиса

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Импрессивная речь

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Фонематические процессы

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Исследование экспрессивной речи

Строение и подвижность артикуляционного аппарата

Губы_________________________________________________________________________

Зубы_________________________________________________________________________

Небо_________________________________________________________________________

Прикус_______________________________________________________________________

Язык_________________________________________________________________________

Подъязычная связка____________________________________________________________

Тонус________________________________________________________________________

Активность___________________________________________________________________

Объем движений_______________________________________________________________

Состояние звукопроизношения

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Вид нарушения________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Слоговая структура слов _____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Словарный состав языка _____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Соответствие словаря возрастной норме

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Грамматический строй речи _____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Состояние функции словоизменения

_____________________________________________________________________________

Преобразование существительных

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Состояние функции словообразования

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Особенности развития связной речи

_____________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Динамические характеристики речи

Темп_________________________________________________________________________Интонационная выразительность_________________________________________________

Заикание______________________________________________________________________

Особенности голоса____________________________________________________________

Особенности письменной речи

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Особенности чтения

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Заключение логопеда_________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Рекомендации

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

«_____»_________________20_____г.

Логопед: ________________(______________________)

Выписка из медицинской карты

Фамилия___________________________________________________________

Имя_______________________________________________________________ Отчество__________________________________________________________

Число, месяц, год, рождения__________________________________________

1. Беременность (по счёту)__________________________________________

Течение беременности (токсикоз, инфекция, интоксикация, угроза прерывания, срок прерывания)

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Роды (по счёту)______________________ Срок_________________________

Особенности протекания родов_________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вес _________________________Длина ________________________________

Оценка по шкале АПГАР ____________________________________________

Диагноз при выписке

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Раннее развитие (сроки появления показателей)

Комплекс оживления________________________________________________

Голову держит ___________ ______Сидит ______________________________

Стоит __________________________Ходит _____________________________

4. Раннее речевое развитие (сроки появления показателей)

Гуление______________________________Лепет________________________ Первые слова________________________ Простая фраза _________________

Развёрнутая фраза __________________________________________________

5. Перенесённые заболевания (травмы, ушибы, операции и др.)

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Клинические особенности развития ребёнка

Заключение о соматическом состоянии

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рекомендации:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

«_____»_________________20_____г. Специалист (указать специальность): ________________(______________________)

Социальный паспорт учащегося

Фамилия___________________________________________________________

Имя_______________________________________________________________ Отчество__________________________________________________________

Число, месяц, год, рождения__________________________________________

Класс_________________________________

Краткая информация о ребенке (участие в кружках и спортивных секциях, интересы, креативность личности ребенка и т.п.)_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Сведения о семье
ФИО родителей (законных представителей)

Возраст (дата рождения)

Образование (неполное; среднее; средне-спец.; высшее)

Сфера занятости

Статус семьи

Социальное неблагополучие (если имеется)

Полная /неполная

Многодетная; м/обеспеченная

Дата постановки на проф.учет

в ПДН

Причина

Заключение _________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Рекомендации

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

«_____»_________________20_____г.

Соц.педагог: ________________(______________________)