Зачем творить добро?
В современном мире не все до конца понимают, зачем творить добро. Ведь чаще случается, что на добро отвечают злом или вовсе не отвечают. Но на самом деле настоящее добро должно быть бескорыстным и идти от души.
Зачем нужно делать добро?
Если обратиться к святым писаниям и религии, то, например, православие объясняет, зачем творить добро следующим образом. Во-первых, добро идущее от души возвращается во сто крат. Во-вторых, такими поступками мы обретаем благословение Господа. Только праведные люди могут бескорыстно делать добро и не ожидать такого же в ответ. Им становится хорошо именно от своего поступка.
Сейчас большинство людей считают, что добро нужно делать только тем людям, которые это могут оценить и ответить тем же. Это тоже является своего рода эгоизмом – человек хочет знать, что его поступок будет оценен и когда он попадет в подобную ситуацию, ему помогут таким же образом. Конечно, такое добро должно иметь право на существование, оно тоже приносит удовлетворение человеку. Но самым искренними являются поступки, которые делаются не для чего-то, а просто так и без привлечения внимания. Так, например, некоторые предпочитают помогать людям инкогнито, без привлечения к себе лишнего внимания. Они радуются своим поступком искренне и им приятно, что они могут помочь близким.
Существует несколько пунктов, объясняющих, зачем нужно творить добро:
- Для собственного успокоения. Дело в том, что добро чаще всего возвращается и хороший поступок может вернуться сторицей.
- Нужно поступать так, как хочешь, чтобы поступали с тобой.
- Добрые поступки приносят истинное наслаждение.
- Чем больше добра, тем меньше будет зла.
- Добро – это самое лучшее средство устранить чувство ненужности и повысить свою значимость перед самим собой.
- Добрые дела, даже те о которых не знают, помогают влиять на судьбу человека и делают его более успешным.
При этом стоит помнить, что добро, которое не идет от души никогда не принесет удовлетворения. Показные добрые дела будут только напоминать человеку о его корыстных целях, эгоизме и еще больше мучить его. Поэтому добро лучше делать при душевном порыве и желании помогать. Это не должно являться средством получения всеобщего одобрения или признания. Так, например, подаяние нищим милостыни с мыслями, что деньги вернуться в двойном или тройном размере не оправдают себя и не принесут радость.
Почему важно творить добро
Мы много слышали о том, что необходимо помогать другим людям и морально, и материально. Но, сконцентрировавшись на своих проблемах и заботах, мы не всегда думаем о других. А зря, потому что осознанно делая добро, мы обязательно получим его в ответ.
В литературе и разных религиозных текстах говорится о том, как важно отдавать десятину и делать добро. И это всё не просто так. Когда мы вкладываем процент от дохода в добро, мы создаём своё будущее.
Благотворительность полезна всем и с точки зрения психологии, поскольку творение добра – и есть бескорыстное служение.
Человек – высшее творение Творца и содержит в себе его частицу. И даже если мы не будем затрагивать духовность, то можем рассматривать благотворительность на примере СССР, в котором тоже культивировалась своего рода благотворительность и прививалась культура добра. Тимуровцы, октябрята, пионеры, получая значки, давали клятвы, что будут помогать людям. Библейская заповедь «не иссякнет рука дающего» здесь вполне уместна, через акты добра мы чувствуем, что нужны людям.
Если мы хотим что-то поменять в жизни, то начинать нужно с самого себя. Существует даже «эффект сотой обезьяны», который ярко показывает эмоциональное настроение общества. Одна обезьяна шла, случайно уронила грязную картошку в реку, и она стала чистой. Другая обезьяна это увидела и тоже стала бросать в реку картошку. И когда сотая обезьяна стала мыть картошку, вся группа обезьян стала её мыть.
В древних текстах – буддийских, иудейских или ведических – говорится о том, что делая добро, мы улучшаем свою жизнь. Но, чтобы что-то получить, нужно сначала что-то отдать. Более того, существует ещё и метафизический мир (помимо физического) со своими законами. Кому-то это может показаться несколько странным и недоказанным, но приведу в пример одну практику.
Удивительная практика пришла из буддизма – если мы хотим, чтобы в нашей жизни появились отношения, нам нужно найти людей, которые нуждаются в заботе, и тогда в нашей жизни появится человек, заботящийся о нас. Об этом писал Майкл Роуч, буддийский монах, проживший 25 лет в монастыре, в своём бестселлере «Алмазный огранщик».
Когда он сдавал экзамен на степень Геше (высшая буддийская монашеская степень), его учитель поставил перед ним задачу съездить на Запад и продемонстрировать людям, как работают законы кармы. Он приехал в США и, проживая в Нью-Йорке, создал компанию по продаже бриллиантов с оборотом в несколько сотен миллионов долларов и продал её одному из крупнейших в мире инвесторов Уоррену Баффетту, став самым знаменитым автором в «кармическом менеджменте».
Мы все желаем лучшей жизни, и улучшить её – в наших силах.
Мы часто ностальгируем о былых советских временах, когда люди были добрее, и совершенно не осознаём, что для улучшения жизни нужно начать с самих себя. От нашей ответственности или безответственности зависит тот мир, в котором мы будем жить в настоящем и будущем. И когда мы на собственном примере будем показывать, как важно делать добро, то и другие люди последуют нашим добрым примерам.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.
Дмитрий Ермолаев, YouTube-блогер и автор «Канала добрых дел» (Money Maker).
Фото: unsplash.com
Зачем творить добро? | «Зелёный полюс»
В современном мире не все до конца понимают, зачем творить добро. Ведь чаще случается, что на добро отвечают злом или вовсе не отвечают. Но на самом деле настоящее добро должно быть бескорыстным и идти от души.
Зачем нужно делать добро?
Если обратиться к святым писаниям и религии, то, например, православие объясняет, зачем творить добро следующим образом. Во-первых, добро идущее от души возвращается во сто крат. Во-вторых, такими поступками мы обретаем благословение Господа. Только праведные люди могут бескорыстно делать добро и не ожидать такого же в ответ. Им становится хорошо именно от своего поступка.
Сейчас большинство людей считают, что добро нужно делать только тем людям, которые это могут оценить и ответить тем же. Это тоже является своего рода эгоизмом – человек хочет знать, что его поступок будет оценен и когда он попадет в подобную ситуацию, ему помогут таким же образом. Конечно, такое добро должно иметь право на существование, оно тоже приносит удовлетворение человеку. Но самым искренними являются поступки, которые делаются не для чего-то, а просто так и без привлечения внимания. Так, например, некоторые предпочитают помогать людям инкогнито, без привлечения к себе лишнего внимания. Они радуются своим поступком искренне и им приятно, что они могут помочь близким.
Существует несколько пунктов, объясняющих, зачем нужно творить добро:
1. Для собственного успокоения. Дело в том, что добро чаще всего возвращается и хороший поступок может вернуться сторицей.
2. Нужно поступать так, как хочешь, чтобы поступали с тобой.
3. Добрые поступки приносят истинное наслаждение.
4. Чем больше добра, тем меньше будет зла.
5. Добро – это самое лучшее средство устранить чувство ненужности и повысить свою значимость перед самим собой.
6. Добрые дела, даже те о которых не знают, помогают влиять на судьбу человека и делают его более успешным.
При этом стоит помнить, что добро, которое не идет от души никогда не принесет удовлетворения. Показные добрые дела будут только напоминать человеку о его корыстных целях, эгоизме и еще больше мучить его. Поэтому добро лучше делать при душевном порыве и желании помогать. Это не должно являться средством получения всеобщего одобрения или признания. Так, например, подаяние нищим милостыни с мыслями, что деньги вернуться в двойном или тройном размере не оправдают себя и не принесут радость.
Источник: http://kak-bog.ru/zachem-tvorit-dobro
#Зеленый_Полюс#Благотворительность#Помощь_детям#Творить_добро
Почему надо спешить делать добро? / Православие.Ru
Вопрос:
Есть выражение: «Спешите делать добро». Делать добро призывает нас и Библия. Но почему надо именно спешить?
Фридрих Иосиф (Федор Петрович) Гааз |
Во-первых, в стремлении быстро делать добро обнаруживается благое устроение души. Она имеет готовность и решимость в любое время проявить любовь к ближним. Псалмопевец говорит: «Спешил и не медлил соблюдать заповеди Твои» (Пс. 118: 60). Деятельно любить всех – основополагающая заповедь. Кто не медлит исполнять Божии заповеди, тот спешит делать добро. Так же и апостол Павел пишет: «Посему, оставив начатки учения Христова, поспешим к совершенству» (Евр. 6: 1). Спешить к совершенству – значит спешить к деятельному милосердию, ибо не стяжавший эту добродетель не может быть совершенным христианином.
Во-вторых, человек должен спешить делать добро потому, что в этом мире зло часто бывает активней добра. Деятельная любовь и проявление милосердия требуют не только трудов, но порой и подвига. Зло же приманивает людей мнимыми благами и засасывает человека, как зловонное болото. Поэтому зло умножается в мире. «В прежние времена было обилие добра, обилие добродетели, хватало добрых примеров, и зло тонуло во множестве добра… А что происходит сейчас? Злых примеров изобилие, а то немногое добро, что еще осталось, – не ставится ни в грош. То есть сейчас происходит прямо противоположное: малое добро тонет во многом зле, и у власти находится зло» (Паисий Святогорец, старец. С любовью и болью о современном человеке. Слова. М., 2002. Т. 1. С. 29). Поэтому надо спешить делать добро. Есть замечательное изречение Публилия Сира: «Bis dat, qui cito dat» («Вдвойне дает тот, кто даст быстро»).
И в-третьих. Жизнь быстротечна. Надо уметь использовать драгоценное время. Эту заповедь дал нам апостол Павел: «Поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые, дорожа временем, потому что дни лукавы» (Еф. 5: 15–16). По толкованию блаженного Иеронима, «делая добро, искупаем время и делаем его собственным, вместо того чтобы продать его злу. Мы искупаем время, когда дни злые превращаем в добрые и делаем их из века сего днями века будущего». В русском языке есть страшное (в духовном смысле) выражение – «убить время».
Откладывая какое-нибудь доброе дело, мы можем его не успеть сделать, ибо не знаем часа своей кончины: «Человек, яко трава дние его, яко цвет сельный, тако оцветет, яко дух пройде в нем, и не будет, и не познает ктому места своего» (Пс. 102: 15–16).
На пути встает не только явное зло, но и равнодушие людей. Последние для оправдания себя стремятся обесценить добро или даже осмеять его. Равнодушие есть результат неверия, но и среди тех, кто считает себя верующим, немало равнодушных. В притче о милосердном самарянине такими оказались священник и левит. Оба прошли по дороге, не оказав помощь пострадавшему от разбойников.
Егор Бычков |
Нарастание равнодушия в наше время является признаком приближающейся кончины времен (см.: Мф. 24: 12). Именно поэтому надо неустанно делать добро. К этому призывает апостол Павел: «Итак, доколе есть время, будем делать добро всем, а наипаче своим по вере» (Гал. 6: 10).
15 октября 2010 г.
«Зачем творить добро» – внеурочная деятельность (конкурсная работа) – Корпорация Российский учебник (издательство Дрофа – Вентана)
Урок по ОРКСЭ, модуль «Основы православной культуры». Цель урока: сформировать представление учащихся о добре и зле как этических категориях. Прийти к осмыслению «Зачем творить добро?»
Класс – 4
Цель урока: сформировать представление учащихся о добре и зле как этических категориях. Прийти к осмыслению «Зачем творить добро?
Задачи:
- Образовательная: Формирование основ морали – осознанной обучающимися необходимости определенного поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом. Знакомство с новыми понятиями. Расширение словарного запаса.
- Развивающая: Развивать умения анализировать, выдвигать гипотезы. Формировать позитивный опыт сотрудничества, умение наблюдать за своим поведением и отношением к другим.
- Воспитывающая: Создание условий для формирования нравственных ценностей, воспитывать стремление детей совершать добрые поступки, жить в ладу со своей совестью.
Требования к результатам обучения
Личностные:
- развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о добре и зле; учить видеть сущность терминов: самоотверженность, святой, благодарность, добро и зло;
- развитие этических чувств как регуляторов морального поведения на основе ситуационного метода;
Метапредметные:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
- овладение навыками смыслового чтения текста, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
- овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, построения рассуждений; готовность слушать собеседника и вести диалог;
Предметные:
- знание, понимание и принятие личностью моральных ценностей;
- понимание значения нравственности в жизни человека и общества;
Тип урока – урок открытия нового знания.
Формы работы учащихся – беседа, словарная работа, анализ легенды, работа с притчей, работа с иллюстрированным материалом, самостоятельная работа в группах, участие в учебном диалоге.
Необходимое техническое оборудование – интерактивная доска SMART Notebook
Раздаточный материал: Сигнальные карточки, карточки со словами для работы в группах, для самостоятельной работы, рефлексии.
(Перечень используемых на уроке ЭОР:
- Презентация к уроку.
- Видео файл «Притча о слепом и безногом»
- Музыкальный файл (притча С.Копыловой «Окно»)
Ход урока
І. Мотивация к учебной деятельности
– Добрый день, дорогие ребята! Сегодня мы снова отправимся в удивительный мир православной культуры.
– Прочитайте афоризм. Как вы его понимаете?
На доске:
Учитесь, чтобы понять, что является настоящим.
Стивен Сигал
(слайд 1)
– Сегодня нас ждет встреча с новыми понятиями и открытиями. Чтобы узнать, о чем пойдёт речь на уроке, необходимо собрать пословицы. Готовность – сигнализируйте.
Прием «Рассыпанные пословицы». Используется раздаточный материал (пословицы разрезаны, их надо собрать). (слайд 2,3)
(Каждая группа зачитывает по одной пословице.)
Худо тому Доброе слово За недобрым пойдешь Злой плачет от зависти |
кто добра не делает никому и кошке приятно на беду набредёшь добрый – от радости |
– Ребята, о чём говорится в этих пословицах?
– Эти понятия и будут сегодня главными на этом уроке – ДОБРО и ЗЛО.
– Как вы думаете, на какие вопросы мы сегодня будем искать ответы?
– Что такое добро?
– Что такое зло?
ІІ. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии
Работа над понятием «добро»:
1.Игра «Ассоциации» (работа в группе)
– Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово «добро»?
(Предложенные обучающимися слова оформляются на доске в форме «лучиков солнца». Детям раздаются конверты, в которых карточки со словами: мама, дом, зависть, здоровье, обман, красота, мир, Бог, жадность, ссора, любовь, беда, надежда, истина, верность, грубость, вежливость, дружба, эгоизм, война, милосердие, улыбка, честность, равнодушие, отзывчивость, предательство, забота, помощь).
– Выберите те слова, которые ассоциируются со словом «добро».
– Сформулируйте понятие «добро»
– Давайте посмотрим, как это понятие сформулировано в словаре С.И.Ожигова.
Добро – нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу, добрый поступок.(слайд4)
Работа над понятием ЗЛО:
– С каким понятием у вас ассоциируются остальные слова на карточках?
– В виде чего можно изобразить зло?
– Выберите и запишите эти слова на «тучке».
– Как вы понимаете, что такое «зло»?
-Давайте посмотрим, как это понятие сформулировано в словаре С.И.Ожигова.
Зло – нечто дурное, вредное, противоположное добру.(слайд5)
2. Знак гармонии и борьбы противоположностей.
– «Добро» и «зло» можно изобразить по – разному. Когда-то в древности люди придумали вот такой знак
— знак гармонии и борьбы противоположностей. Объясните его с точки зрения нашей темы.
Правильный ответ: Чем больше в человеке зла, тем меньше добра и наоборот.
– Как же сделать мир добрее?
III. Выявление места и причины затруднения.
1. Просмотр видео сюжета «Притча о слепом и безногом» (слайд 6)
– Какие чувства у вас вызвал этот фрагмент?
– Чему учит эта притча?
– Кто такой ближний?
А зачем творить добро?
Тема урока: «Зачем творить добро» (слайд 7)
– Сегодня на уроке нам предстоит узнать:
– Как подражают Христу.
– Чему радуются святые.(слайд 8)
– Можно ли творить добро и любить врагов бескорыстно, не преследуя выгоды?
– Какая заповедь считается самой распространённой и есть во всех религиях?
– Обратите внимание, в учебнике жирным шрифтом выделено золотое правило этики, морали. Прочтите его вслух.
«Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними». (слайд 9)
– Запишите эту заповедь в рабочей тетради на с. 79
IV. Построение проекта выхода из затруднения.
1.Зачем христиане творят добро.
«У христиан есть особые причины для того, чтобы не быть эгоистами…»
Словарная работа.
– Кто такие эгоисты?
Себялюбивые люди, заботятся об одном лишь себе, а до других ему нужды нет.
– Давайте, обратимся к словарю С.И.Ожигова.
ЭГОИЗМ – себялюбие, предпочтение своих, личных интересов интересам других, пренебрежение к интересам общества и окружающих. . (слайд10 )
– У христиан есть особые причины для того, чтобы не быть эгоистами.
– Прочтите первую причину в учебнике. (слайд11 )
Благодарность за подвиг Христа.
Благодарность – какое удивительное слово. Из каких слов оно состоит?
Запись схемы в тетрадь.
Благо – это то, без чего человек не может жить в радости.
– Древняя легенда рассказывает, как апостол Пётр пришёл в Рим.
Его рассказы о Христе восхитили многие сердца. А кого-то, напротив возмутили.
2.Работа с текстом.
– Давайте прочитаем эту легенду и ответим на вопросы:
– С какой целью пришел Пётр в Рим?
– Все ли были довольны его появлением? Почему?
– Почему Пётр содрогнулся от слов Христа?
– Чтобы избежать преследования Пётр решил покинуть Рим, но что-то повлияло на изменения его решения. Что это было?
– Как поступил Пётр в минуту тяжких преследований?
– Можно сказать, что Пётр подражал Христу и благодарен ему за его подвиг?
– Как вы считаете, кто в этой легенде творил добро, возможно даже рискуя своей жизнью?
– В чем подрожали ученики Христа?
– Что говорил Христос, найдите в учебнике.
– Христос говорил, что Он «не для того пришёл, чтобы Ему служили, но чтобы послужить». И пояснил, что если кто хочет быть ему благодарным за его жертву, то пусть он сам будет добр к людям.
– Ученики Христа подражая его жертве стремились меньше думать о себе, отвергая порой даже явные опасности.
– Такое состояние человека называют самоотверженность.
– Как вы бы объяснили это понятие?
Словарная работа. (слайд 12)
Жертвование своими интересами ради других, ради общего блага.
– Так какова первая причина христиан не быть эгоистами?
– Вторая причина, по которой христиане стремятся творить добро и не быть эгоистами – необычные внутренние переживания духовной радости, то есть они испытывают радость оттого, что помогают другим людям, творят добро во благо других. (слайд о святых)
V. Реализация построенного проекта
1.Судьба апостола Петра.
– Судьба апостола Петра интересна. Много было совершено им ошибок, много совершено было и добрых дел. И смерть свою Пётр принял достойно («Это интересно» (слайд 12)
Рассказ учителя рубрики «Это интересно»
– Кто такое святые? Найдите ответ на этот вопрос в учебнике.
– Как был распят Пётр? Почему?
– А как был распят апостол Андрей? (слайд 13,14)
Работа с иллюстрацией.
Рассмотрите иллюстрацию «Апостол Андрей. Икона».
– Как на иконе изображен апостол Андрей?
– Какие художественные детали и подробности отражены художником?
– Как вы думаете, почему именно эти детали художник счел нужным подчеркнуть?
– Крест–напоминание о смерти апостола Андрея, книга-символ знания, рука, лежащая на груди показывает, что всё идёт от сердца.
– Как почитается имя апостола Андрея?
– Что символизирует имя апостола Андрея?
– На каком знамени изображён Андреевский крест? Давайте с вами прочитаем в учебнике.
– Как называется этот флаг?
– Андреевский флаг мы с вами видим на иллюстрации (слайд 15)
– Так какова вторая причина, по которой христиане не хотят быть эгоистами?
VІ. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
– Так что же такое добро для христианина?
ДОБРО – все то, что помогает христианину, человеку и обществу жить, развиваться, процветать.
Понятие многогранно:
– А что такое зло для христианина?
ЗЛО – все то, что мешает христианину, человеку и обществу развиваться, процветать.
Марк Твен сказал о доброте, что «Доброта – это то, что может услышать глухой и увидеть слепой» (слайд16)
– Как вы понимаете его слова?
– Ребята, послушайте притчу С. Копыловой «Окно».(слайд17)
– Какие чувства вызвала эта притча?
– Зачем больной, который лежал у окна рассказывал, что видел лес, речку, облака, людей? Ведь он не мог этого видеть, он был слепым.
– Что можно сказать о слепом человеке?
2. Работа в группах.
– Человек, лежащий у окна проявлял сострадание, сочувствие, сопереживание. Как вы это понимаете?
– Я предлагаю в группах обсудить и соотнести понятие с его определением.
Сострадание Сопереживание Сочувствие |
– жалость, сочувствие, вызываемые чьим-нибудь несчастьем, горем. – сочувствие другому, переживать вместе с ним душевное состояние. – отзывчивое, участливое отношение к переживаниям, несчастью других. |
Сострадание — это умение сочувствовать, сопереживать, когда другому плохо.
Одним словом проявил – милосердие.(слайд18)
– Можно милосердие потрогать руками, услышать его
– Можно ли его увидеть?
– Увидеть можно только в поступках, действиях человека.
– Что можно сказать о больном, который лежал у дверей? Какими качествами характера он обладал?
– Какое самое страшное его качество привело к несчастному случаю?
– А равнодушие можно потрогать руками?
Что совершать легче: добро или зло? Почему?
Грузинский писатель Чабуа Амирэджиби сказал: «Человек рожден для добра, а не для зла». (слайд20)
– Как вы понимаете его слова?
– Да, ребята, добро требует усилий, а зло сделаешь и не заметишь.
Вывод: Чтобы воспитать в себе добро, нужно увидеть в другом человеке себя, свои тревоги, заботы, т.е. поставить себя на место другого человека. Тогда вы поймете, как тяжело нуждающемуся человеку. Добро требует приложение труда, хлопот, беспокойства, нередко отказа от своих благ и ограничения своих желаний. Стать добрым человеком и быть им очень трудно.
– Жизнь всегда дает нам шанс проявить милосердие и здесь каждый человек выбирает сам по какой тропинке он пойдет – по тропинке милосердия и помочь нуждающемуся или свернуть на тропинку равнодушия и пройти мимо, закрыв глаза.
– Давайте вернемся к притче, к больному, который остался один в палате. Может у кого-то возникло новое чувство по отношению к этому больному? Никто не пожалел этого человека? Ведь ему тоже хотелось лежать у окна и любоваться небом, речкой, облаками? Он ведь тоже человек?
– Любить добро легко. Попробуйте понять и простить зло. Вот в этом и есть сила милосердия. Умение прощать из сострадания.
– Как вы думаете, легко ли этому человеку жить дальше?
– Как можно помочь ему?
VІІ. Самостоятельная работа с проверкой по эталону. (слайд19)
Часть 1
1. Как называется состояние человека, когда он меньше думает о себе?
А) героизм
Б) подвижничество
В) самоотверженность
Г) все верно
2. Кто такие «нищие духом»?
А) бедные люди
Б) люди, сознательно ограничивающие свои желания и потребности
В) не верующие люди
Г) все верно
3. Почему христиане стремятся творить добро?
А) переживание духовной радости
Б) подражание Иисусу Христу
В) переживание блаженства
Г) все верно
4. Как звали римского императора 1 века н.э., безжалостно истреблявшего христиан?
А) Нерон
Б) Клавдий
В) Александр
Г) Октавиан
Часть 2
На эти суждения вам надо дать ответ «Да» или «Нет»
5. Подражая жертве Христа, Его ученики стремились меньше думать о себе, отвергая явные опасности.
6. Тот, кто подозревает и осуждает других людей, светлым оком смотрит на мир и на Бога.
Часть 3
7. Как вы понимаете христианские заповеди: «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. Блаженны чистые сердцем, ибо они увидят Бога»? Обоснуйте свой ответ. Приведите примеры.
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Ответы выполнения заданий
№ вопроса |
|
Баллы |
1 |
В |
|
2 |
Б |
|
3 |
Г |
|
4 |
А |
|
5 |
Да |
|
6 |
Нет |
|
7 |
У всех людей есть недостатки. Значит, нам нужна милость. Тот, кто хочет, чтобы Бог и люди были милосердны к нему, должен и сам быть милостив к людям. В словах «Блаженны чистые сердцем» есть ответ на вопрос, кто и как может увидеть Бога. Христианская вера не должна быть слепой. Христианин стремиться к ясности. Ясность приходит через чистоту жизни. Грязь в сердце – это зависть, лицемерие, ложь. |
|
VIII. Рефлексия учебной деятельности.
– Оцените свою работу на уроке.
Отметьте в оценочном листе ваши впечатления (слайд 21)
Сегодня я узнал _________________ Я понял, что ___________________ Я почувствовал________________ Урок дал мне для жизни____________ Теперь я могу_____________________ |
– Мне хочется закончить урок стихотворением:
Хочу я, чтоб ДОБРО (Слайд 22)
к тебе пришло,
Как свет весенний,
как тепло костра:
Пусть для тебя источником добра.
Не станет то, что для другого зло.
ІX. Домашнее задание
– Порассуждайте на тему «Что важнее для меня – получать или дарить? Почему? Напишите сочинение – размышление (Рабочая тетрадь с. 81)
– Я благодарю вас за урок. Надеюсь, что он останется в вашем сердце и верю, что еще много добрых дел вы совершите в своей жизни.
Зачем творить добро? Что такое добро?
С детства нам известно множество, казалось бы, простых, пространных, неоднозначных этических категорий. Понятие «добро» – одна из них. Какова суть данной категории и способен ли человек всегда ей соответствовать? Разобраться в этом не так просто.
Значение слова «добро»
Трудно найти понятие с таким же большим количеством разных значений, каждое из которых является положительным. Начать стоит с самого обширного.
С философской точки зрения добро – это одна из важнейших этических категорий, употребляющихся для характеристики положительных нравственных ценностей. Она существует в противовес понятию зла и выражает бескорыстное и чистосердечное желание совершить благой поступок в пользу другого человека.
Толковый словарь русского языка называет добром то, что «приносит счастье, пользу и благополучие». Также можно встретить определение «хороший поступок». Кроме того, добром мы называем личное имущество и вещи. В древнеславянской азбуке к тому же так именовалась одна из букв.
Следует отметить, что истинным добром можно считать лишь то, что было сделано намеренно. Удачное стечение обстоятельств или простые помыслы без поступка, как утверждают философы, к этой категории не относятся.
Что входит в понятие «добро»
На любую из этических категорий можно смотреть двояко. Так, в философии гедонизма считается, что добро – это удовольствие и все пути, ведущие к его получению. Представители школы утилитаризма относят к этой категории все, что полезно человеку. Релятивистская этика в противовес всем остальным учениям называет добро глубоко субъективной концепцией, которая существует лишь в нашем сознании. По их мнению, благим является то, что мы сами считаем таковым.
Наиболее близкой для понимания можно считать ту концепцию добра, которая была заложена в нас самого детства – силами родителей, общества и религии.
Стоит разобраться, что входит в это понятие: благие помыслы и поступки в пользу окружающих нас людей, искренность и бескорыстность, то, что меняет мир к лучшему и вызывает положительную оценку общества.
Зачем творить добро? В первую очередь для себя: для спокойствия души, радости, чувства удовольствия от своих поступков. Заслуживая характеристику «добрый», человек выражает свои высокие моральные качества и чуткое к проблемам окружающих сердце. К этому должен стремиться каждый из нас.
Понятие «добро» в православии
Религия трактует данное понятие в той же плоскости, что и философия. Библия призывает нас творить добро, называя так не только любое созидательное дело, но также мысли и слова. В отличие от зла оно создает, любит, помогает, радует и прощает. Добро побеждает добром, оно мирно и свято. Отдавать себя благим делам – значит действовать по воле Божией. Это и есть главный ответ на вопрос, зачем творить добро. Не зря данная категория в православной религии возносится к идеалу, которому полагается следовать каждому человеку.
Также это понятие считается слишком абстрактным. Зная лишь определение добра, трудно понять, как применять его в каждой отдельной жизненной ситуации. Именно поэтому, призывают священники, еще со школьной скамьи нужно на простых и понятных примерах объяснять детям суть данной категории.
Зачем творить добро? Православие дает свой ответ: чтобы дарить свою любовь окружающему миру и освещать жизненный путь угодными богу делами.
Зачем нужно творить добро?
Задумываются ли люди над этим вопросом? Чаще всего, делая что-то хорошее, человек просто хочет испытать удовольствие и увидеть улыбки на лицах тех, кому он помог.
Психологи утверждают, что больше нам нравится получать доброту, а не отдавать ее. Мы хотим уважения, любви, помощи, понимания. Как это получить? Секрет прост: человек должен творить добро сам. И на любовь нам ответят любовью, на понимание – пониманием. Это основное правило счастливой жизни в нашем мире.
Многие не понимают, зачем творить добро, если вокруг все равно фальшь и обман. Но ведь иначе ничего и не изменишь. Только силой своих бескорыстных благих стремлений и чистого сердца можно сломить ледяную стену равнодушия и повсеместного слепого стремления к выгоде. Все в наших руках!
Заключение
Добро – центральная категория не только этики, но и всей нашей жизни. Выбирать правильный путь, делать верный выбор и при этом следовать своему сердцу – целое искусство, постигать которое нужно многие и многие годы. Сознание приходит с мудростью, а мудрость – с опытом, и в этом вся сложность. Облегчить процесс поиска добра в себе помогут родители, старшие друзья, учителя, религия. Следование библейским заповедям – это верный путь к угодной богу жизни, полной благих дел и смирения.
Зачем творить добро? Чтобы жить полной жизнью, окружать себе положительной энергией, помогать людям. А главное, получать добро в ответ. Это совсем не корыстное желание, основанное на личной выгоде. Это нормальная природа вещей, закон бытия, основа существования нашего мира.
Методическая разработка урока «Зачем творить добро»
Зачем творить добро.
Цель урока: Дать детям понятие, что доброта – одно из лучших качеств человека, научить детей делать добро.
Задачи:
Образовательные:
выработать понимание терминов «Добро» , «Доброта»;
учить детей чувствовать и видеть доброе и плохое в мире;
учить размышлять над нравственной сутью поступков;
помочь детям понять, зачем нужно делать добро.
Развивающие:
развивать умение работать в группах; коммуникативную компетенцию учащихся, творческие способности;
способствовать развитию сочувствия, сопереживания;
развивать умение обобщать, делать выводы.
Воспитательные:
продолжить формирование важнейших нравственных ценностей: добро,уважение, любовь;
развивать чувство толерантности, уважения и чуткого отношения друг к другу; к окружающим;
воспитывать доброту, человечность, милосердие, умение прийти на помощь нуждающимся в ней, стремление быть благородным в жизни;
повышать уровень сплоченности, взаимопонимания и согласованности действий в коллективе .
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование:
Раздаточный материал: притча, пословицы. Наглядные пособия: С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. « Толковый словарь русского языка», плакат – тема урока, плакат со словами правила добра, изображение дерева.
« На добрых делах — мир держится»
1.Организация деятельности учащихся, психологический настрой.
-Ребята, мы начнем наш урок с одной удивительной песни. Послушайте её и подумайте, чему будет посвящен наш урок. (Дети слушают запись песни Дорога Добра. ( Приложение1.)
— Вы послушали песню. О чём она? (о добре, о друзьях…..)
-Какие строки прозвучали несколько раз, на какие слова вы обратили внимание?
-Иди , мой друг, иди дорогою добра!
-Что такое дорога добра? Почему нужно идти этой дорогой ? Попробуем в этом разобраться.
2.Обсуждение темы урока.
а)- Как вы думаете, чему же будет посвящен наш урок? (Доброте)
— Итак, тема урока «Зачем творить добро». (Плакат на доске).
б) Работа в группах. Составление словосочетаний
-Со словом « добро» составьте словосочетания (творить добро, излучать добро, добрый поступок, доброе сердце, добрые люди и т.д.),
Придумайте на каждую букву слова «добро» слова, обозначающие положительные качества характера человека
д – дружелюбный;
о – отзывчивый;
б – бережливый;
р – рассудительный;
о – откровенный;
Учитель: Для чего нужно добро? (Чтобы поддержать друг друга в трудную минуту, делать добрые дела, поступки, помогать людям, говорить добрые и вежливые слова).
Учитель: Если в вашей душе поселилась грусть, одиночество, обида, страх, и вы не знаете, как справиться с этими или другими проблемами, то что вам поможет ?(Ответы детей).
— сердечное слово,
— ласковая улыбка,
— дружеское внимание,
— совет.
-Как вы понимаете что такое добро?
-Добро – то, что способствует духовному совершенствованию человека и спасению его души.
-Добро в православии – все, что Богу угодно:что помогает росту души человека;помогает другим людям; радует Бога!
3.Работа по теме урока.
а)Слушание притчи.Беседа,обсуждение.
– Я предлагаю вам, ребята, послушать одну притчу.
ПРИТЧА— жанр литературы, по основным признакам похожий на басню.Это не просто тексты, не просто рассказы. Каждая притча может что-то дать, чему-тонаучить, в ней заложена какая-то определённая правда, какой-то определённыйурок, маленький или большой закон Мира, в котором мы живём.
Притча о Милосердном Самарянине. Приложение 2.
(Притча рассказана Христом в ответ на вопрос одного иудейского законника “кто мой ближний?” Законник знал ветхозаветную заповедь, повелевавшую любить ближних. Но поскольку он эту заповедь не исполнял, то хотел оправдаться тем, что он, дескать, не знал, кого следует считать ближним. Господь в ответ рассказал притчу, показав на примере милосердного самарянина, что не о том надо заботиться, чтобы уметь отличать своих от чужих, но о том, чтобы заставить себя быть ближним для тех, кто нуждается в помощи.) — В чем, по-вашему, смысл этой притчи?О чём она?
-Кто из людей поступил правильно?Почему вы так считаете?
-Как можно назвать этого человека? Какими качествами он обладает?
-Как можно назвать его поступок?
— Кто подает вам пример добра? Хотели бы вы быть похожи на этого человека?
-Что означает слово « Благотворительность»? Вы слышали такое слово?
Слово «Благотворительность» состоит из слов «творить» и «благо».
Благотворительность — оказание бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) помощи тем, кто в этом нуждается. Основной чертой благотворительности является свободный и непринуждённый выбор вида, времени и места, а также содержания помощи.
Вывод:
Опасаясь оказать помощь иноплеменнику, иудейские священник и левит прошли мимо своего соотечественника, попавшего в беду. Самарянин же, не размышляя о том, кто перед ним лежит — свой или чужой, помог несчастному и спас ему жизнь. Доброта самарянина проявилась и в том, что он не ограничился оказанием первой помощи, но позаботился и о дальнейшей судьбе несчастного и взял на себя, как расходы, так и хлопоты, связанные с его выздоровлением.
(На примере доброго самарянина Господь учит нас на деле любить своих ближних, а не ограничиваться одними добрыми пожеланиями или выражением сочувствия. Не тот любит ближних, кто спокойно сидя дома, мечтает о широкой благотворительной деятельности, но тот, кто не жалея своего времени, сил и средств на деле помогает людям. Для помощи ближним нет необходимости составлять себе целую программу гуманитарной деятельности: большие планы не всегда удается осуществить. Ведь сама жизнь ежедневно дает нам возможность проявить любовь к людям в том, чтобы посетить больного; утешить скорбящего; помочь больному сходить к врачу, или оформить деловые бумаги; пожертвовать на бедных; принять участие в церковной или благотворительной деятельности; подать добрый совет; предотвратить ссору и так далее. Многие из этих добрых дел кажутся незначительными, но в течение жизни их может набраться много, целый духовный клад). Добрые дела — все равно, что регулярное откладывание малых сумм на сберегательный счет. На небе, как говорит Спаситель, они составят сокровище, которое моль не ест, ни воры не подкапывают и не украдут.
-Какого человека можно назвать добрым?
Если у человека доброе сердце – он совершает добрые поступки , и такого человека мы называем добрым.
-Добрый человек всегда готов прийти на помощь другому, не ради выгоды, а бескорыстно, по велению сердца.
б)Работа со словарём. Значение слов .
-Да! Многие из вас, верно понимают и чувствуют, что такое доброта. А более точно посмотрим в «Словаре русского языка»:
«Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям,стремление делать добро другим ».
«Добрый-1. Делающий добро другим, отзывчивый, а также выражающий эти качества.2. Несущий благо, добро, благополучие.3. Хороший, нравственный.4. Дружески близкий, милый.
5. Хороший, отличный. 6. Безукоризненный, честный. (С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. Толковый словарь русского языка.)
4.Физминутка
Поиграем в игру «Топаем – хлопаем»
Если поступок добрый – хлопаем, плохой , злой – топаем.
5.Работа с пословицами.
-У вас на разных листках части пословиц. Работая в группах, соберите их правильно и раскройте их смысл.( Части пословиц написаны на листах).
1группа.
Добрые дела….. красят человека.
Без добрых дел…. нет доброго имени.
Кто добро творит, ….того Бог благословит.
Час в добре пробудешь –….. все горе забудешь.
2группа
Жизнь дана…. на добрые дела.
Злой не верит,… что есть добрые люди.
Добро век ….не забудется.
Худо тому,….. кто добра не делает никому.
3группа
Доброе слово дом построит,…. злое слово дом разрушит.
Доброе сердце…. лучше богатства.
Бедного обижать –….. себе добра не желать.
Добрый человек –…. в добре проживет век
6.Решение проблемных ситуаций .
Учитель. Доброта – это стремление человека дать счастье всем людям. Сейчас я вам прочитаю две ситуации. Послушайте их внимательно.
СИТУАЦИЯ 1. Ученик, возвращаясь из школы, увидел, как старушка, поставив на скамейку тяжелый пакет, не могла отдышаться. Он подошел к ней и предложил свои услуги. Мальчик помог донести груз, хотя ему было не по пути.
В следующий раз, торопясь в школу, он увидел на перекрестке старика, который никак не решался перейти улицу. Мальчик подошел к нему, взял за руку и перевел на другую сторону улицы. Только старик собрался поблагодарить его, как мальчика возле него не оказалось.
СИТУАЦИЯ 2. Когда старушка-соседка попросила мальчика отнести и сдать в магазин бутылки из-под кефира, он согласился, но сказал, что за это она должна чем-то отблагодарить его.
-Проанализируйте эти ситуации и скажите: по каким мотивам совершилось доброе дело?(В первом случае – бескорыстно, а во втором – с выгодой для себя.)
— Как вы полагаете, сможет ли второй мальчик бескорыстно делать добро людям?(Нет.)
-Как бы вы поступили на месте мальчиков? Какие пословицы вы отнесете к этим ситуациям? Где и как проявляете доброту? Творите добро ради самого добра, будьте в этом бескорыстны!
7.Чтение и обсуждение рассказа.
Доброе братство милее богатства.Христианский рассказ.(Приложение 3)
-О ком рассказывается в рассказе?
-О чём думали братья и что делали друг для друга?
-Как узнали они о своих же чудесах?
-Что можно сказать про них?Какие они люди ?
-Объясните смысл слов «Братская любовь крепче каменных стен»?
8.Золотое правило добра.
— А сейчас расскажите, пожалуйста, были ли в вашей жизни такие случаи, когда вы сами обидели кого-либо? (Ответы детей).
— Поставьте себя мысленно на место обиженного вами и подумайте: захотели бы вы, чтобы с вами обошлись так же?
-Нужно проявлять живой, искренний интерес к окружающим людям. О том же говорит и Библия: «Относись к другому как к самому себе, люби ближнего своего как самого себя». Относись к людям так, как хотел бы, чтобы относились к тебе.(Плакат со словами –на доске)
—Запомните и выполняйте это золотое правило добра!
— Ребята, пусть эти золотые слова определяют все ваши поступки в жизни.
-Послушайте стихотворение игумена Романа.
Как дом, так сердце каждодневно
Необходимо выметать.
Оберегать от всякой скверны,
Не помнить зла, не оскорблять.
Любить без выгод и расчетов,
Соблазна ближним не давать,
Быть терпеливым к недочетам,
Великодушно все прощать.
Дружить с добром,
Душой болеть – ведь это значит
Себя для ближних не жалеть.
-Чему учат строки этого стихотворения?
9.Добро души – в копилку добрых дел. Рефлексия.
А)-Закройте глазки. Подумайте, какое доброе дело ты можешь сделать дома, в школе, в транспорте, на природе. Может быть, для родных, для друга, а, может, для незнакомого человека, для котенка, для птичек. Кому ты сможешь подарить свою доброту? (Звучит тихая музыка, дети закрыли глаза).
—Какие добрые дела мы можем совершить сами?( Ответы детей.)
-Доброе дело – это то, что дарит радость другому человеку. Делайте добро! Это принесет вам счастье.
Б)Игра «Дерево Доброты».
-Выберите листочки с записанными на них добрыми делами для Дерева Доброты🙁 Изображение с нарисованным деревом-на доске)
-сделать уборку в доме;
-навести порядок в школьном дворе;
-накормить бездомную собаку;
-подготовить концерт для пожилых людей и инвалидов;
-отнести вещи в организацию по социальной защите населения;
-помочь детям сиротам и инвалидам;
-сделать кормушки птицам зимой;
-сделать скворечники весной;
-помочь пожилому человеку нести сумку.
-Какие листочки с записями остались?Почему?
-обидеть маму;
-поссориться с товарищем;
-равнодушно пройти мимо плачущего малыша;
-замахнуться палкой на собаку;
-не покормить домашнего питомца;
-не позаботиться о младшем братике или сестрёнке;
-подраться с мальчиками;
-не позаботиться о пожилой бабушке.
-Каждый ваш хороший поступок, это частица добра, вложенная в огромный мир доброты. От неё становится теплее, светлее и радостнее.
-Над чем заставил задуматься этот урок?
— Что стало самым важным на уроке?
10.Домашнее задание.
-Сегодня я приготовила для вас разное домашнее задание и хочу, чтобы каждый сам выбрал для выполнения то, что считает важным для себя и интересным после сегодняшнего урока
-Нарисовать рисунок по теме “Улица добра”.
-Написать сочинение – рассуждение по теме “Спешите делать добро”.
-Найти рассказы писателей о добрых поступках людей, приготовить краткий пересказ.
-Сделать доброе дело.
-Выполнить коллаж «Что такое хорошо? и что такое плохо?»
-Дополнить Кодекс добра.
11.Итог урока.
Учитель: Спасибо всем за урок.
— Помните, что без добрых дел нет доброго имени, жизнь дана на добрые дела.
— Пусть же все хорошее, что есть в каждом из нас, только растет и развивается, разрастается. Не пускайте зло в ваши сердца, души.
— В память о сегодняшнем уроке я каждому приготовила подарок. Это Кодекс добра.(Приложение 4)
— Пусть же этот Кодекс станет для вас важным документом и поможет в жизни быть добрым человеком, научит вас отличать добро от зла
И запомните главное:
Не завидуйте чужому добру, довольствуйтесь тем, что имеете. От зависти рождаются недобрые желания, а от недобрых желаний – злые дела.
-А закончить наш урок я предлагаю песенкой кота Леопольда «Если добрый ты», споем ее вместе.(Приложение 5)
Приложение 1.
Песня «Дорога Добра»
Слова Ю. Энтина
Музыка М. Минкова
1. Спроси у жизни строгой:
Какой идти дорогой,
Куда по свету белому отправиться с утра?
Иди за солнцем следом,
Хоть этот путь неведом,
Иди, мой друг, всегда иди Дорогою Добра!
2. Забудь свои заботы,
Падения и взлёты.
Не хнычь, когда судьба ведёт себя не как сестра.
Но если с другом худо,
Не уповай на чудо…
Спеши к нему, всегда иди Дорогою Добра!
3. Ах, сколько будет разных
Сомнений и соблазнов!
Не забывай, что эта жизнь – не детская игра.
Ты прочь гони соблазны,
Усвой закон негласный:
Иди, мой друг, всегда иди Дорогою Добра!
Приложение 2.
Притча о Милосердном Самарянине
“Некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. По случаю один священник шел тою дорогою, и, увидев его, прошел мимо. Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо. Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его сжалился. И, подошедши, перевязал ему раны, возливая масло и вино и, посадив на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем. А на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем, и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе. Кто из этих трех, думаешь ты, был ближним попавшемуся разбойникам? Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же” (Лк. 10:30-37).
Приложение 3.
Доброе братство милее богатства.Христианский рассказ.
В одном селении жили два брата; они пахали землю и сеяли хлеб. У младшего было семеро детей, а старший был холост. Жили братья дружно, земли меж собой не делили, вместе дружно работали. Когда поспел хлеб, они сжали его и поделили снопы поровну. Пришла ночь. Лёг старший брат, а сон нейдёт. «Хорошо ли мы хлеб поделили? — думает он. — У брата-то семья большая, ему на детей много хлеба надо. Пойду-ка я да и подложу своих снопов». И он переложил часть своих снопов в копну брата. В ту же ночь младший брат сказал жене: «Хорошо ли мы с братом хлеб поделили? Брат стар, живёт один, некому помочь ему в домашних работах. Прибавим ему немного наших снопов». Так и сделали.
Днём смотрят братья — снопов не убыло и не прибыло, опять у обоих поровну. Подивились братья, но ничего не сказали друг другу. И так несколько ночей братья хлеб перекладывали один другому. Наконец они стали караулить по ночам поле и застали друг друга на месте. Поняли братья, что каждый хотел другому доброе сделать, потому что любили очень друг друга.
Братская любовь крепче каменных стен.
Приложение 4.
« КОДЕКС ДОБРА»
Люби и прощай людей.
Относись к людям так, как хотел бы, чтобы относились к тебе.
Бойся обидеть человека.
Лучше отдай свое, чем возьми чужое.
Умей дарить радость людям.
Не завидуй чужому.
Приложение 5.
Песня «Если добрый ты…»
Слова: М. Пляцковского.
1. Дождик босиком по земле прошёл,
Клёны по плечам хлопал.
Если ясный день — это хорошо,
А когда наоборот — плохо.
2.Слышно, как звенят в небе высоко
Солнечных лучей струны.
Если добрый ты — это хорошо,
А когда наоборот — трудно.
3.С каждым поделись радостью своей,
Рассыпая смех звучно.
Если песни петь — с ними веселей,
А когда наоборот — скучно.