Зачем нужна подготовка к школе. По дороге в первый класс.
Подготовка к школе: быть или не быть?
Многие родители задумываются, важна ли подготовка к школе, нужно ли готовить ребенка к этому важному событию. Одни готовы учить свое чадо день и ночь, а другие говорят: «мы шли в школу, ничего не умея, и наши дети там всему научатся».
Так нужно или нет?
Школа – новая важная ступенька в жизни ребенка. И если раньше дошколята ждали этого момента с радостью и нетерпением, то теперь все чаще дети собираются в школу с неохотой, а родители со страхом. Почему? Да потому что современная школа предъявляет к будущему первокласснику достаточно высокие требования. И если первоклассник им не соответствует, это может значительно осложнить ему жизнь.
К сожалению, прошли те времена, когда дети приходили в первый класс в свои семь лет, не умея ни читать, ни писать. Теперь для успешного обучения уже до поступления в школу ребенок должен обладать определенными способностями и иметь за спиной немаленький багаж знаний и навыков. Те ребята, обучение которым дается не легко, которые никак не могут запомнить эти похожие друг на друга буквы и цифры, которые не понимают с одного раза, как сливается слог и почему буквы и звуки это не одно и тоже…. будут испытывать трудности с первого же дня обучения. Смогут ли они работать в том темпе, в котором работает класс? Ведь не смотря на то, что дети, поступающие в один класс, совершенно разные, требования к ним предъявляются одинаковые и критерии оценок едины для всех.
А если интеллектуальный потенциал у ребенка высокий, он все понимает с полуслова и схватывает налету? Скорее всего, он справится со свалившимся на него потоком информации, вот только если бы не это «негласное» тестирование и деление на классы.
И сколько бы мы не спорили о его правомерности и не рассуждали о том правильно это или нет, оно было, есть и будет. На этом самом тестировании учителя проверяют, умеет ли ваш ребенок читать, писать, считать, решать задачи и т.п. И по его результатам предлагают обучение по той или иной программе. И вот здесь даже самый смышленый дошкольник, который просто не успел еще получить определенные навыки, не сможет показать себя с лучшей стороны и неоправданно попадает не в тот класс, в котором бы хотели его видеть родители.
Подготовка к школе: что важно? или Учим учиться.
Конечно, обучение чтению и письму, умению считать и решать задачи это важно.
Но, несмотря на все вышесказанное, смысл обучения состоит не в заучивании конкретных сведений и не в отработке навыков (это как бы само собой разумеющееся, но не главное).
Смысл в том, что информация должна быть, не просто выучена, а понята и усвоена. Выучить правило, формулу, теорему может любой ученик, а пользоваться ими умеет далеко не каждый. Учителям хорошо знакома ситуация, когда ребенок отвечает правило и тут же пишет с ошибками, выводит формулу и не может решить задачу. Это говорит о том, что главная проблема не в памяти (хотя она тоже нужна). У ребенка должно развиваться мышление. Мы не получаем его в готовом виде при рождении. Оно развивается постепенно и к 7-8 годам может не сформироваться без целенаправленной работы. Нужно научить ребенка думать, анализировать, систематизировать, в конце концов пользоваться теми знаниями, которые у него есть.
Что еще важно при подготовке к школе?
Давайте посмотрим, что же происходит на уроке в школе? Урок на 60-70% состоит из устных рассказов учителя. Но восприятие информации на слух не является простым и автоматическим процессом. Чтобы понимать объяснения, ребенок должен:
- знать слова, которые он слышит, а следовательно иметь богатый словарный запас (что среди современных детей, к сожалению, становится редкостью)
- обладать грамматически правильной речью
- владеть хорошо развитой разговорной речью
Зачем все это нужно? Да потому что, когда мы слушаем, то мысленно как бы повторяем услышанное, но не буквально, а «своими» словами, теми, которыми владеем и смысл которых понимаем. И запоминаем мы не то, что говорит другой человек, а то, что мы повторяем за его речью.
В этом можно убедиться на собственном опыте. Попробуйте прослушать информацию на малознакомом иностранном языке. Реально вы услышите и сможете повторить только отдельные слова или словосочетания. И чем дольше вы будете слушать, не понимая, тем труднее вам будет удерживать внимание. Постепенно вы отвлечетесь, перестанете следить за речью и что-то мысленно повторять. Речь будет восприниматься, как шум.
Поэтому важно развивать речь ребенка.
Итак, что у нас получилось?
Кроме определенного багажа знаний, которые помогут первокласснику влиться в учебный процесс и осилить первый класс, подготовка к школе научит его воспринимать информацию и применять ее в конкретных ситуациях. А проще говоря, нужно научить детей учиться.
Подготовка к школе: когда начать?
Развивать ребенка нужно всегда, начиная с самого рождения. Вряд ли с этим кто-то не согласится.
Когда же нужно заняться именно знаниями и умениями, необходимыми для школы?
Учитывая, что те самые школьные собеседования начинаются уже весной, а занятия в кружках частенько не с начала сентября, остается у нас в учебном году перед школой всего пол года. Минус любимые всеми зимние каникулы, пропущенные занятия из-за болезней и дней рождений. Что же там остается? Конечно, и за это время можно дать ребенку много полезного и нужного, это лучше, чем ничего. Но все-таки хочется более спокойно и целенаправленно подойти к этому вопросу, поэтому лучше начать готовить к школе за два года до поступления в нее. Тем более 5 лет – это отличный возраст для занятий. У детей уже начинает формироваться интерес к учебной деятельности, они быстро впитывают новые знания, интересуются окружающим, способны запомнить большой объем информации, а главное – им все это интересно и доставляет удовольствие (при правильном подходе, конечно).
Зачем нужно готовить ребенка к школе?
Каждый неравнодушный родитель примерно в четырехлетнем возрасте своего ребенка начинает задумываться о предстоящей школе и, как принято в современном мире, подготовке малыша к ней.
Мне нравится выражение Марии Монтессори “Я не готовлю детей к школе, я готовлю их к жизни”. Школа – это не только интеллектуальное развитие, это значительный скачок в организационной и социальной жизни ребенка, который нельзя делать резко и остро, а для благополучного привыкания лучше сделать процесс освоения ребенка в школе мягким и плавным.
Я не буду спорить, что зачастую интеллектуальная подготовка к школе включает в себя практически весь курс программы первого класса, но не в этом суть. В школу лучше идти, имея определенные “инструменты” в запасе, такие как произвольное внимание, умение посвящать определенное время учебе, способность слышать и выполнять словесные инструкции взрослого и некоторые другие. Все это даст возможность (и это ГЛАВНОЕ!) максимально плавно адаптироваться в стенах школы, где первоочередным является не чтение и каллиграфия (хотя и это очень быстро становится необходимым), а умение следить за всем, что происходит, вовремя реагировать на слова и указания учителя, подстраиваться под школьный режим, находить общий язык с одноклассниками, выполнять требования школьной программы и т.д.
Сейчас малыши живут в мире скоростного течения событий, уймы дел, не на шутку занятых родителей, информационной доступности, поэтому их нельзя сравнивать с теми детьми, которыми были мы, их родители, хотя прошло всего пару десятков лет.
Иное дело, что часто та самая подготовка к школе проводится не в подходящей ребенку форме. Но здесь я прошу родителей не мириться с тем, что есть, а искать, узнавать, находить. Я всегда призываю мам и пап к спокойствию. Ведь если мы, взрослые, будем паниковать при слове “школа”, то радостной ассоциации с этим самым словом у детей ждать наивно.
Что дает “подготовка к школе”?
Организационные умения
Так или иначе, ребенок осваивает навык подготовки к занятиям, распределения и применения школьных принадлежностей, учится корректно следовать указаниям учителя касательно организации рабочего места и необходимых предметов на уроке.
Эффект “знакомости”
Ребенок в школе попадает не в кардинально новые условия, а чувствует, что похожий порядок дел уже ему знаком, он не в растерянности. Это когда вы забегаете немного наперед, разглядывая картинки из новой темы учебника, тогда при изучении данной темы вы чувствуете себя будто “своим” в ней.
Ученическая осознанность
Закладывается ученическая осознанность. Ребенок учится осознавать себя неотъемлемой частью учебного процесса.
Понятие – надо
Формируется понятие “надо”. Речь идет никак не о принуждении и авторитаризме. Речь об ответственности и умении сосредотачивать внимание сознательно. С помощью развития произвольного внимания (то, которое руководствуется волей, целенаправленным усилием человека), ребенок учится посвящать определенное время конкретному занятию.
Меняется ведущий вид деятельности
Плавно меняется ведущий вид деятельности. С приходом в школу, ведущим видом деятельности ребенка становится учеба, а не игра, но невозможно требовать от ребенка резко перестать хотеть играть и полюбить учиться. Поэтому важно плавно интегрировать учебу в жизнь ребенка.
“Запас” знаний, который поможет ребенку влиться в школьный ритм более мягко и охотно. Когда ребенок ощущает собственную компетентность уже с первых школьных дней, ему проще адаптироваться к учебному процессу. Ведь в потоке заданий и общего школьного темпа ребенку довольно сложно еще и изучать новый материал.
Быть “готовым” к школе – это быть уверенным в любом месте, смело браться за любые задания и не бояться попросить о помощи. А этому, как ни странно, тоже нужно учиться. Я прошу родителей не ставить сверхзадачи в подготовке к школе, но и не махать на это рукой. Важно следить за психологическим аспектом подготовки, ведь именно он является базовым для крепкого освоения маленького человека в новой среде.
Школа – это неизбежный, нормальный этап в развитии каждого ребенка. И здесь важно, какое отношение к школе (да и к жизни в целом) вы привьете ребенку изначально: то ли это будут “лучшие годы детства”, то ли “зря потраченное время”. Желаю примкнуть к первым!
Приветствуем на 5sfer.com — месте, где вас ждут опыт, идеи и знания, для создания экстраординарной жизни
Подписывайтесь и получите топ-5 лучших статей недели, а также книги и вебинары в подарок!
За год до часа Х: зачем нужна подготовка к школе? / Newtonew: новости сетевого образования
Осенью предшествующего поступлению года начинается финишная прямая гонки «Первый раз в первый класс» — в этот год ищется ответ на вопрос: а в какой, собственно, класс?
Тем не менее, выбрать школу для ребенка — это только полдела. Самое главное — научить его в этой школе учиться. Именно для этого в идеале нужны различные студии, курсы и развивающие центры подготовки к школе, а вовсе не для того, чтобы, попирая все возрастные особенности, ускоренно втемяшивать шестилеткам программу первого класса.
Не секрет, что часто родители выбирают для своих детей группы по подготовке к школе из весьма прагматичных соображений. Во-первых, чтобы иметь привилегированное положение при зачислении в выбранную школу, особенно если школа «хорошая» и туда сложно попасть. Во-вторых, чтобы натаскать дитятко под конкретные требования будущего вступительного собеседования, до сих пор практикуемого в тех же «хороших» школах.
Если отбросить в сторону коррупционную составляющую такого рода подготовки, вполне можно сформулировать, почему занятия действительно необходимы для ребенка.
Чудный новый мир
Школа — это новый непредсказуемый мир. Как сказка, только пока непонятно, страшная или добрая.
Источник: Википедия
Очевидно: дети идут в школу для того, чтобы учиться. Но парадокс состоит в том, что активно обучаясь всю свою маленькую жизнь — ползать, ходить, говорить, играть, они ни разу ещё не делали этого сознательно. «Учеба» проходила сама собой, и все достигнутые результаты имели в своей основе железобетонную мотивацию на уровне инстинктов. Не всякий взрослый в состоянии объяснить, для чего надо учиться, обычному ребенку это непонятно вовсе. И даже самые искренние родительские рассуждения на эту тему для него — не более чем абстракция.
Единственное, что он ощущает всем своим существом — это тяжелый груз ответственности, свалившийся на него непонятно зачем, но от этого не менее обязательный и страшный.
Школа — это совершенно новая реальность для ребенка. Даже если он ходил в садик и в целом привык к социальной среде обитания детей, школа — это то, чего у него ещё никогда не было. Нет опыта — есть стресс. Тонны книг написаны психологами по вопросам адаптации в школе, но большинство из них касаются вопросов, когда ребёнок в школу уже попал, и теперь нужно решить, что с этим делать. Подготовительные занятия дают возможность постепенно познакомиться с новой атмосферой и новым местом, в которое он предположительно будет ходить довольно долго. Совершенно недостаточно зайти в школу один раз на «экскурсию», чтобы быть уверенным, что теперь уж тут все знакомо. Дети довольно консервативны, и, чтобы привыкнуть к чему-то новому, и тем более расслабиться в незнакомой остановке, им нужно время. Как правило, ситуация ещё и нагнетается в семье разговорами о том, что в школе «всё серьезно» и намеками, что шалости и капризы станут в школе наказуемы.
К сожалению, у многих из нас есть собственный печальный опыт репрессивной советской школы, и даже когда речь идет об устройстве ребенка в частное учебное заведение, родители не в состоянии избежать личной предвзятости к вопросу. Занятия по подготовке к школе призваны хотя бы частично развеять этот миф, наглядно показав, что новая «взрослая» реальность не так уж страшна и в ней можно комфортно существовать.
Взрыхление почвы
Для того, чтобы воспринимать новую информацию, нужно основательно подготовить не только свой разум, но и чувства и тело. У психологов есть такое понятие — «разогретая» группа. Имеется в виду, что люди, прошедшие некую подготовку, в состоянии работать гораздо эффективней. Точно так же детям, чтобы начать учиться, нужен «разогрев», но значительно более долговременный, чем взрослым.
Лариса Александровна Пальцева
учитель с двадцатилетним стажем
Необходимы упражнения на равновесие, концентрацию, координацию. Это помогает развивать направленную волю. У маленьких детей воля, как правило, имеет хаотичный характер. Отсюда быстрые смены настроения и желаний. В школе же надо направлять волевые усилия на определенную деятельность.
Это бывает сложно — например, проскакать на одной ножке, держать заданный ритм. Даже право-лево и верх-низ многие путают. А ведь уметь скакать на одной ножке – это вовсе не забавное баловство. Это серьёзное упражнение на развитие координации, баланса и гармонизацию работы разных полушарий мозга. То есть всего того, что очень скоро понадобится для интеллектуальной деятельности.
Конечно, можно взять детей и «сырыми». Но тогда половина первого класса будет потрачена на ту самую подготовку, о которой шла речь, и вся работа ляжет на плечи классного учителя. Поэтому эффективней это всё же делать заранее — чтобы семена взошли, имеет смысл взрыхлить почву.
Ну-ка, дети, встаньте в круг
Школа — это не только знания и уроки, но ещё и одноклассники, учителя, то есть другие люди, с которыми надо как-то общаться и взаимодействовать. Образование вообще, если только оно не домашнее, — это коллективная работа, в которой важен каждый. Любой участник этой работы или помогает общему делу, или мешает. Даже тот, кто остаётся как бы безучастным, отстраняется от процесса, так же влияет на него, тормозя, расхолаживая или отвлекая остальных. Пресловутая социализация, ради которой, часто против воли, отдают детей в сад, в школе имеет решающее значение. Но простое пребывание ребенка в кругу сверстников далеко не всегда может дать полезные навыки общения. Быть социализированным ребенка надо учить. И это тоже задача подготовки к школе.
Иллюстрация в журнале для воспитателей, 1893 г.
Источник: Википедия
Лариса Александровна Пальцева
учитель с двадцатилетним стажем
Мы просим детей встать в круг. Сформировать ровный круг, не овал и не квадрат, с одинаковыми расстояниями между его участниками, оказывается не так-то просто. Круг выстраивается из определенного внутреннего образа и ощущения каждого ребенка. Он встраивает себя в круг так же, как встраивает в социум.
И мы должны показать, как поместить себя в пространство правильно, дать ему понять и почувствовать, что он — органичная часть целого, что мир-социум принимает его.
Некоторым детям вообще тяжело встать в круг, они хотят быть за его пределами. Кому-то невыносимо держаться за руки. Всё это потом скажется на учёбе, если не скорректировать вовремя.
А также их родители
Готовить к школе нужно не только детей, но и родителей. Возможно даже, родителей в первую очередь. Как уже говорилось выше, многие из нас имеют собственный, весьма травматичный школьный опыт. Несмотря на то, что для большинства родителей это «дела давно минувших дней», в сходном контексте старые обиды дают себя знать.
Парадоксально, но взрослый человек, оставивший школу далеко позади, реагирует на привычные раздражители — замечание учителя, даже просто строгий учительский голос и характерные, слишком знакомые интонации — точно так же, как и в детстве.
Ребёнок, пока не имеющий ни положительного, ни отрицательного школьного опыта считывает реакцию взрослого буквально. Принимает как данность противопоставление школы семье. Это следствие без причины, чужое негативное «наследство» оказывается крайне разрушительным для внутреннего мира ребёнка. Привыкший доверять маме и папе, он чувствует собственную эмоциональную несогласованность, которую не понимает.
Конечно, не все в прошлом ненавидели школу. Кому-то повезло, и школьные годы оставили приятные, легкие воспоминания, наполненные беззаботной радостью и интересными событиями. Если это всё же не так, задача взрослого человека дифференцировать собственные прошлые чувства от нынешней, уже не своей реальности. Но даже в самом тяжелом случае может помочь откровенный разговор с ребенком. Расскажите ему, как всё было у вас, не вынося за скобки неприятные моменты. По крайней мере, это восполнит информационные пробелы в «переваривание» ребёнком ваших реакций на школу. Сделайте акцент на том, что его опыт — другой, что изменилось время, и путь, по которому суждено пройти ему в любом случае будет отличаться от вашего. Ваша же обязанность, как самого близкого человека, если не помочь ему на этом пути, то хотя бы не навешивать груза собственных травм и ошибок.
Итак, пять шагов, которые стоит сделать родителям для улучшения адаптации к школе:
Даже если ваш ребенок посещает подготовительные курсы, имеет смысл бывать с ним в будущей школе почаще. Подойдут различные спектакли, концерты, ярмарки, проходящие в течение года, посещение которых обычно открыто для всех желающих;
Говорите с ребёнком о школе. Рассказывайте ему о своей школьной жизни, не исключая грустные и тревожные моменты. Так ему будет проще понять, что его волнение, а в дальнейшем и какие-то текущие тревоги — не что-то исключительное, а нормальная, обычная жизнь;
Уделяйте внимание «простым» навыкам. Умеет ли ваш ребенок прыгать через скакалку? А попадать по бите в игре в классики? Эти весьма полезные игры, к сожалению, почти канули в лету, а ведь они очень положительно влияли на моторику, концентрацию и координацию движений;
Старайтесь организовать жизнь ребенка в определенном ритме. Занятия в школе всегда начинаются в строго обозначенное время. Да и все активности в ней расписаны буквально по минутам. Чтобы потом нормально справляться с домашними заданиями, при этом не переутомляясь, имеет смысл выработать оптимальный режим дня и чётко его соблюдать;
Не усердствуйте в обучении ребенка чтению, письму и счету, если вы чувствуете сопротивление с его стороны. Никто ещё не получал аттестат зрелости, оставшись неграмотным. Ваш сын или дочь всему научится в своё время, но важно преждевременным образовательным порывом не сформировать негативное отношение к занятиям как таковым. Конечно, всякое обучение в большинстве случаев происходит через усилие. Но пусть это усилие будет в радость.
6 октября 2015, 12:00
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.
5 заблуждений о подготовке к школе, или зачем нужны Центры раннего развития
Готовь шубу летом, а ребенка в школу – за год. О том, как правильно подойти к подготовке к школе мы говорим с ведущим педагогом-психологом «Школы Сотрудничества», психологом группы подготовки к школе Татьяной Павловной Скарга.
Ребенок вырос, пора уже присматривать симпатичный рюкзачок и нарядную школьную форму. Вы все чаще задумываетесь о том, что должен уметь ваш малыш и насколько он готов к школе? Как правильно подготовить ребенка к этому серьезному этапу в его жизни? Куча вопросов, тревог и волнений. Давайте рассмотрим несколько самых распространенных заблуждений о подготовке к школе.
1. Распространено мнение, что ребенку достаточно уметь читать, писать и считать, и с учебой никаких проблем не возникнет.
Мнение эксперта: это не совсем верно. Ведь готовность к школе – не набор каких-то определенных знаний, а скорее комплекс различных навыков и умений, их полный комплект, в котором должны присутствовать все основные элементы.
Когда ребенок проходит собеседование при приеме в школу, то проверяют не умение читать и считать, а именно комплексную готовность к началу школьной жизни: физиологический, психологический и познавательный аспект, каждый из которых включает в себя целый ряд составляющих. Все виды готовности должны гармонично сочетаться, если что-то не развито или развито не в полной мере, то это может стать основой проблем в обучении, общении со сверстниками, усвоении новых знаний. У будущего первоклассника должны быть сформированы и развиты познавательные и психические процессы: внимание, память, логическое и абстрактное мышление, воображение, а также мелкая моторика и координация движения. К концу дошкольного возраста у ребенка должен быть сформирован достаточный запас знаний об окружающем мире, развита связная речь и словарный запас.
В математике важно не обучение механическому счету, а формирование определенных представлений и связей: состав числа, сравнение чисел и величин.
В подготовке к обучению грамоте важно не само умение читать, а владение звукобуквенным и слоговым анализом, умением ясно и четко изложить свою мысль, грамотно строить предложение.
2. Ребенок не ходит в сад и не ходит на кружки. Родители считают, что это пока не важно, что все «успеется».
Мнение эксперта: без усвоения ребенком знаний, ценностей и норм, без обучения поведению в коллективе говорить о готовности ребенка к школе невозможно подготовка детей к школе. Поэтому разумные родители приводят своих малышей в группы подготовки к школе. И это верное решение, потому что даже если у вас бабушка – учитель начальных классов или англоговорящая гувернантка, если в семье много детей и вам кажется, что коллектив у малыша есть, это все равно не то же самое, что социализация в школе. Взрослые и братья-сестры не могут заменить сверстников. Не стоит выращивать «тепличное растение», все равно когда-то он окажется среди посторонних и ему нужно будет правильно строить отношения, искать своё место в коллективе, чтобы иметь возможности для самореализации.
Группы подготовки к школе очень важны для будущей социальной жизни вашего ребёнка. Здесь он переживет и первые успехи, которые значительно повышают его самооценку, и неизбежные трудности. Здесь он встретит своих первых друзей, что особенно важно, если он пойдет в ту школу, куда готовит этот центр развития.
Социальное развитие не менее необходимо личности, чем развитие интеллектуальных, творческих, физических способностей. Современный мир устроен так, что одним из условий успеха является способность плодотворно работать в команде, находить способы взаимодействия с людьми. И, безусловно, душевный комфорт, эмоциональная удовлетворённость вашего ребёнка будет напрямую зависеть от того, как будут складываться его взаимоотношения с другими людьми, какую роль он будет играть в коллективе.
3. Родители водят ребенка в школу «куда-нибудь» или приглашают учителя на дом.
Мнение эксперта: в ноябре месяце, когда занятия во всех группах подготовки к школе идут полным ходом, к преподавателю центра раннего развития пришли родители маленькой Маши. Проблема состояла в том, что два месяца назад ее привели на подготовку в хорошую школу – и вот уже которую неделю слушают истерики и категорические отказы ходить на занятия. Причина — строгий преподаватель в группе и авторитарный стиль общения с детьми. Еще не начавший учиться в школе ребенок ее уже боялся и не любил! Первое, что сделали в нашем ЦРР – провели тестирование и консультации педагога и психолога, которые подробно объяснили родителям возрастные особенности, рассказали о групповых и индивидуальных занятиях, о тех знаниях и навыках, которые детки приобретают здесь.
Первые несколько месяцев занятий Маша находилась под пристальным наблюдением нашей психологической службы. Главную роль в адаптации сыграло то, что дети группы с радостью встретили новенькую. Психолог провел несколько групповых занятий, где каждый ребенок смог почувствовать себя важным членом группы. Крайне важно, чтобы обучение приносило положительные результаты не только в письме, чтении и математике, но и радость от общения с преподавателем и друзьями.
4. Мой ребенок еще такой маленький, несамостоятельный!
Мнение эксперта: позвольте ребенку стать более самостоятельным и значимым! Родителям крайне важно понимать, что группа подготовки – это первое ВЗРОСЛОЕ ДЕЛО вашего малыша. Он ходит не за вами, а сам. Это его первые учителя, его первые друзья – БЕЗ ВАШЕГО УЧАСТИЯ! Он учится общаться, играть вместе, выяснять отношения, разрешать конфликты. Он учится соблюдать правила и нести ответственность за свои действия. Не этого ли мы все ждём в будущем от своих детей?
Даша – любимая дочка всей семьи. Настолько, что шагу самостоятельно ступить не может. Бабушка кормит ее с ложки, мама шнурует ботиночки, рисунки с ней делает дедушка-художник, подправляя линию или цвет. Все потуги девочки стать самостоятельной пресекаются на корню. Даша очень хочет в школу, думает, что там ей нравится всё делать самой, потому что она учится новому, стать взрослой.
В первый день в нашем ЦРР девочка присматривалась, но не общалась, не чувствовала себя свободно. Но остальные ребята с удовольствием знакомились и играли вместе, затем начались занятия и… девочка очень удивилась, что никто не заставляет кушать и спать, но зато есть своя собственная парта и даже своя собственная тетрадка. А ещё за хорошо выполненные задания можно получить веселые «солнышки». И сегодня их у Даши целых три.
В беседе с психологом мама, не скрывая своего удивления, рассказывала, как быстро дочка стала самостоятельной и как ей нравится ходить на занятия, и как забавно она играет в школу со своими куклами. Психолог посоветовал маме поддержать Дашины начинания, рассказал, насколько важно для ребенка в этом возрасте наличие собственных усилий для преодоления трудностей в решении учебных задач, проявление самостоятельности: всё это залог успешности в школе, ведь выполнение домашних заданий, участие в уроке – это работа ребенка, а не мамы и работа серьезная. Научив детей самостоятельности, мы позволяем им чувствовать себя уверенно.
5. «Ничего такого особенного группы подготовки не дают. Счетом и письмом и я с ребенком могу заняться!»
Мнение эксперта: группы подготовки к школе – это модель всей будущей учебной деятельности. Они не только развивают интеллектуальные возможности ребенка, но и помогают заранее моделировать ситуацию учебной деятельности, где от ребенка требуются навыки общения с новыми детьми и взрослыми, где необходимо выполнение требований учителя, усидчивость и концентрация внимания. Так же в группе подготовки формируется отношение к учебе как к важному, общественно значимому делу, стремление к приобретению знаний, интерес к учебным предметам.
Немалую роль в активизации познавательной деятельности учащихся играет эмоционально-психологическая атмосфера урока. Ситуация успеха — это особая атмосфера на уроке, когда и учитель и ученик чувствуют себя комфортно. Ученик не боится ошибиться, максимально раскрывает свой потенциал и получает положительные эмоции от процесса обучения. Именно положительные эмоции могут стать важнейшим стимулом для ребёнка в учебной деятельности. Успех приводит к эмоциональному подъёму, который испытывает человек в результате выполненной работы. В следующий раз малыш с удовольствием возьмётся за подобную работу. Следовательно, каждый успех мотивирует ребенка на будущую деятельность. Преподаватели «Школы Сотрудничества» нацелены именно на такой результат, личностно-ориентированный, где ребенок является субъектом (т.е. активным участником) процесса.
Отдавая ребенка на занятия по подготовке к школе, вы поможете малышу легко и радостно приступить к обучению в школе. Так что нулевой класс на самом деле не нулевой, а СТАРТОВЫЙ.
ucheba.ru, 28 ноября 2012
зачем нужна и как подготовить ребенка к школе
Главным событием, завершающим дошкольное детство, является поступление ребенка в школу. В современные годы уже мало кто сомневается, что целенаправленная подготовка детей к школе нужна. Но саму суть этого этапа в жизни ребенка каждый родитель видит по-своему. В чем же должна заключаться подготовка, чтобы дошкольник приобрел готовность стать учеником начальной школы?
Что подразумевают под подготовкой ребенка к школе
Любопытно, что у родителей и психологов различные ожидания, в чем состоит готовность ребенка к школе, и что важно формировать будущему ученику за счет подготовительных занятий.
Большинство родителей ориентировано на интеллектуальные достижения своих детей и в дошкольном возрасте стремятся дать ребенку определенную базу знаний и навыков, научить читать и считать, увеличить словарный запас и грамотно говорить. При такой позиции внимание взрослых акцентировано на развитии осведомленности, речевых и мыслительных способностей ребенка.
Еще часть взрослых, обеспокоенных отдельными чертами характера своего чада, нацелены пробудить у ребенка желание ходить в школу, заинтересовать обучением в школе совместно с другими детьми.
Застенчивые и тревожные малыши могут многое знать и уметь, но они боятся отойти на шаг от мамы или папы. Даже играть со сверстниками такие тихони соглашаются, только если рядом находится близкий человек.
Некоторые гиперактивные, чрезмерно импульсивные дошкольники готовы находиться в кругу других детей как можно больше, но их познавательные интересы ограничены. Подобные шустряки часто заявляют, что они не хотят учиться и в школу не пойдут. А их родители обеспокоены, как же повернуть интересы дошкольника в сторону знаний и обучения.
Таким образом, наиболее выражена позиция родителей в подготовке детей к школе – вложить в голову ребенка как можно больше знаний и заинтересовать обучением в среде сверстников.
Требования специалистов более широкие. Психологи считают, что необходимо сформировать у дошкольника личностную готовность к обучению в школе и внутреннюю позицию школьника. Готовность к обучению включает не только определенный уровень осведомленности и мышления ребенка. Здесь подразумевается и мотивация к познанию, и эмоционально-волевой компонент, и социальная зрелость будущего школьника.
Подготовка к начальной школе, по мнению специалистов, должна включать не только и не столько интеллектуальное развитие, сколько формирование психологических и социальных аспектов зрелости дошкольника.
Поэтому полноценная подготовка к школьному обучению требует пребывания ребенка в группе таких же детей, как и он. Родители — сторонники индивидуальной подготовки – делают ошибку, организовывая для своих детей занятия на дому. Они упускают важный момент, зачем нужна подготовка к школе, а именно, лишают ребенка возможности сформировать умение подчинять свое поведение законам детской группы и выполнять роль ученика в условиях школьного обучения.
Как подготовить ребенка к обучению школе
Иногда родителям кажется, что эффективная подготовка ребенка в школе – это занятия в специальных группах под руководством педагога на протяжении нескольких месяцев непосредственно перед поступлением в школу. Такая подготовка важна, и выше уже говорилось о значимости занятий для детей дошкольного возраста в среде сверстников.
Но уровень психического развития нельзя подогнать к нужной планке за несколько месяцев. Даже в дошкольном детстве. Становление будущего школьника опирается на постоянное развитие всех познавательных процессов и способностей ребенка.
Роль игры в подготовке к школьному обучению
Как бы ни удивлялись родители, базовую подготовку к предстоящему школьному обучению дает ребенку полноценная сюжетно-ролевая игра. Психическое развитие в дошкольном возрасте стимулирует игровая деятельность. Она является ведущей деятельностью.
В игре дошкольники развивают воображение и связную речь, учатся логическим обоснованиям, формируют внутренний план действий, развивают аффективно-потребностную сферу. Каждый из перечисленных компонентов важен для успешного принятия роли ученика.
В сюжетно-ролевых играх дети учатся управлять своим поведением, придерживаться правил, поступать в соответствии с ролью. И в школе без этого никак. Маленькому ученику придется внимательно слушать учителя, сосредоточенно выписывать неподдающиеся буквы и выполнять множество других заданий, которые требуют волевых усилий.
Основы интеллектуальной подготовки
Касательно интеллектуальной подготовки, важно систематически заниматься с детьми, чтобы развивать логическое мышление и речевые навыки. Ориентиры следующие:
- Интеллектуальный уровень перед поступлением в школу должен быть таким, чтобы ребенок умел анализировать и обобщать. Необходимо учить ребенка находить существенные признаки, по которым объекты можно объединить в группы, или исключать лишнее. Примеры заданий приведены в статье о развитии словесно-логического мышления.
- Речевое развитие ребенка должно обеспечивать связное выражение им своих мыслей. Для этого нужно постоянно пополнять словарный запас, разъяснять ребенку значение новых слов, корректировать его высказывания в соответствии с грамматикой.
Эффективной подготовительной базой является чтение сказок и других детских произведений. Пока ребенок в состоянии только слушать, полезно вместе пересказывать сюжет, рассуждать о поступках героев, фантазировать об ином развитии событий. Но уже в 4-5 лет вполне доступно научить читать малыша. А это и прогресс в развитии, и актуализация познавательных мотивов.
Такая подготовка к школе нужна ребенку. С одной стороны, она естественна для любой семьи, где уделяют внимание развитию детей. И с другой, она аналогична тому же подходу, какой применяют психологи и педагоги, готовя дошкольников к обучению в школе.
Повседневное участие в подготовке детей к обучению в школе
Безусловно, начальный багаж знаний ребенок получает от своих близких. Еще раз подчеркнем, что многие родители уделяют большое внимание развитию интеллектуальных способностей ребенка: постоянно расширяют его знания об окружающем мире, решают логические задания, учат читать и считать, поощряют рассуждения.
Все это способствует развитию познавательной мотивации дошкольника. И, как правило, дети с высоким интеллектуальным уровнем хотят идти в школу учиться.
Что касается стандартных семейных условий, то нельзя сказать, что родители уделяют пристальное внимание формированию у своих детей интереса к школьному обучению. Чаще эта задача перекладывается на сторонние плечи. Так как познавательная мотивация и интерес к школе зарождаются не в один момент, а исподволь, взрослым необходимо прикладывать хотя бы малейшие усилия.
В постоянном общении со своими детьми родители могут использовать элементарные приемы, способствующие формированию готовности к школьному обучению.
- Полезно проводить занятия, задавая ребенку образец действий и ставя перед ним задачу самостоятельного выполнения. Это будет способствовать формированию произвольности поведения на любом этапе дошкольного детства. Например, выложив слово из счетных палочек, предложить ребенку повторить. Перечисляя несколько предметов, принадлежащих одной группе (фрукты, мебель, транспорт), побуждать дошкольника дополнить ряд.
- Способствовать развитию внимания ребенка, применяя несложные упражнения. Приучать сосредотачивать зрительное и слуховое внимание можно и во время прогулки, и при чтении книг.
- Уделять внимание развитию мелкой моторики. В школе на детские пальчики сразу же наваливается большая нагрузка – каждый день им предстоит писать буквы и цифры. Чтобы быть готовым к этой нагрузке, необходимо как можно чаще заниматься лепкой, рисованием, собирать мозаики и конструкторы с мелкими деталями.
- Важно хвалить ребенка за проявление познавательного интереса, за увлечение полезным занятием.
Чего ни в коем случае нельзя допускать взрослым, хотя это нередко наблюдается в семьях:
- Не допустимо приструнивать расшалившегося малыша, не очень-то желающего заняться познавательным делом, словами «Вот пойдешь в школу, там нужно заниматься, а не бегать».
- Нельзя затягивать урок, переутомляя детскую психику и вызывая этим у дошкольника отторжение регламентированных занятий.
- Нельзя заставлять дошкольника выполнять задание, если оно вызывает отрицательные эмоции.
В основе психического развития ребенка лежит потребность в новых впечатлениях. У детей произвольные действия отличается непосредственностью и импульсивностью: появилось новое желание – оно немедленно должно быть удовлетворено. Поэтому произвольность дошкольника имеет импульсивный характер, что не сочетается с длительным удержанием внимания на каком-либо процессе. Нет вины ребенка в том, что ему еще непосильны даже 15-минутные занятия.
Если родители будут придерживаться изложенной в данной статье практики, они внесут существенный вклад в формирование психологической готовности к школьному обучению у своего ребенка. И старший дошкольник переступит порог школы с удовольствием, интересом и тягой к получению знаний.
В 1 класс — через год. Детский сад и подготовка к школе: зачем? Подготовка гиперактивного ребенка к школе
Содержание:
Через год ваш ребенок станет первоклассником. Как с пользой провести это время, чтобы неусидчивый, подвижный, неугомонный малыш не потерял интереса к учебе и быстрее адаптировался к школе? Какую пользу могут принести детский сад и курсы подготовки к школе? Как выбрать учительницу, которая найдет подход к гиперактивному (гипердинамическому) ребенку? Советы психолога Екатерины Мурашовой.
Детский сад: нужен ли гиперактивному ребенку?
Крайне желательно, чтобы гипердинамический дошкольник посещал какое-нибудь дошкольное заведение. Дом для гипердинамического ребенка тесен, ему нужно общение и другие разнообразные впечатления. Он общителен, легко сходится с детьми и взрослыми, подвижен, необидчив и предприимчив. Он создан для коллектива. Держать его дома после трех лет без крайней необходимости — совершенно неуместно.
Иногда (поскольку, как мы знаем, гипердинамический синдром часто не единственное клиническое проявление ММД — минимальной мозговой дисфункции) родители рассуждают так:
— Он у меня такой слабенький, нервный. У него и диатез был, и заикался, и писается он до сих пор иногда. Весь какой-то дерганый. Как поиграет с кем, побесится, так его потом до вечера не успокоишь. Отдашь его в садик — еще хуже будет. Пусть он лучше до школы дома посидит, окрепнет, а потом уж сразу пойдет в первый класс.
Это рассуждение в корне неверно. Дело в том, что поступающий в любое массовое детское учреждение ребенок испытывает три рода стрессов.
Первый — стресс иммунологический. Проще говоря, на него сразу начинают чихать и кашлять столько детей, сколько имеется в группе (классе, школе). Если иммунная система ребенка не слишком сильна (а у детей с ММД чаще всего так и есть), то ей требуется некоторое время, чтобы приспособиться к данной ситуации. Именно поэтому большая часть детей, впервые попавших в садик или школу, начинает регулярно болеть простудными заболеваниями. В норме приблизительно через полгода ситуация выравнивается — иммунная система приспособилась к имеющимся антигенам. Если ребенка после первой-второй болезни забрали из садика, а на следующий год отдали снова — все повторяется сначала.
Второй стресс — это стресс социальный. Ребенок, который в семье привык быть центром внимания, объектом заботы взрослых людей, вдруг оказывается в ситуации, где с его желаниями не очень-то склонны считаться, где все делается по команде, а другие ребятишки имеют точно такие же права, что и он сам. Если в семье, где растет ребенок, есть другие дети, его братья и сестры, то все это проходит почти безболезненно. Но если ребенок единственный, то он сталкивается с серьезными проблемами.
Кроме того, только «в обществе» можно построить систему социальных ролей. Кто я — лидер или ведомый? Как поступить, если я хочу подружиться с этим мальчиком? Что делать, если эта девочка отобрала мою любимую игрушку? Как привлечь внимание других детей? Как, наоборот, остаться одному, сделать так, чтобы не приставали? Все эти вопросы решаются только в практике ежедневной социальной жизни и никак иначе.
Очень социально интересное место — детсадовский туалет, уменьшенная копия школьного туалета. Здесь решаются очень важные вопросы, назначаются свидания, выясняются отношения. Для мальчика, который не прошел «школу» садиковского туалета, туалет собственно школьный оказывается неожиданным и зачастую весьма неприятным открытием.
Третий стресс — это собственно школьный, учебный стресс, подстерегающий любого первоклассника. Высидеть 45 минут на одном месте, отвечать только по команде (даже если знаешь ответ лучше других), на перемене не бегать, все время следить за учительницей, успевать выполнять задания, да еще все время думать, думать, думать…
Так вот, родители, которые не отдают ребенка в садик, а ждут дома, пока он «окрепнет», обрекают ребенка на весьма непростую ситуацию, когда все три стресса (напомним: иммунологический, социальный и учебный) обрушиваются на него одновременно. И тогда ребенок либо начинает отчаянно болеть, либо однажды утром заявляет: «Я в эту вашу школу больше не пойду!». И что тогда делать родителям?
Так что лучше сразу позаботиться о том, чтобы все эти стрессы были разделены в пространстве и во времени. Если ребенка отдали в садик, и своей долей простудных заболеваний он переболел в пять лет (иммунная система адаптировалась к постоянному «обчихиванию»), социальный статус определился в шесть лет (я — не лидер, но могу успешно развлекать окружающих, не могу отразить прямую атаку, но легко могу переориентировать направленную на меня агрессию — да, да, не удивляйтесь, именно такой сложности социальные задачи решают шестилетние дети), то в семь лет такой ребенок спокойно пойдет в школу и достаточно успешно переживет собственно учебную ситуацию.
Год перед школой: с чего начать?
И вот в жизни нашего дошкольника наступает ответственнейший момент — 6 лет, последний год перед школой. Ребенку-то все равно, он продолжает резвиться и радоваться жизни, но родители — в ужасной тревоге. Скоро в школу, а он еще и буквы путает, и на «один плюс один» может сказать «три», и, главное, совершенно не хочет ничем заниматься, а все возит и возит свои машинки или смотрит мультики. И про Карлсона и Нильса не слушает, и даже за нужную и полезную передачу «В мире животных» его не усадить… А соседский мальчик уже сам сказки братьев Гримм читает, а в хорошей английской школе через дорогу на вступительном тестировании надо диктант писать…
Что же делать, чтобы с наименьшими потерями и наибольшим КПД миновать этот суровый для родителей гипердинамического ребенка этап?
В первую очередь надо определить цели и задачи. Здесь важно не только содержание целей, но и порядок их расположения. Обратите на это внимание.
Вот они:
- Не допустить, чтобы у ребенка выработалось стойкое отвращение к процессу школьного обучения еще до начала самого обучения.
- Выяснить, какие конкретно имеются слабые места в познавательных процессах ребенка (слуховая память, логическое мышление, образное мышление, связь «мозг-рука» и т.д.)
- Подготовить ребенка к поступлению в школу и обучению в первом классе.
- Сформировать у ребенка положительную самооценку и позитивный настрой на грядущее обучение.
Каким образом все это можно проделать?
Для начала совершенно недопустимо отдавать гипердинамического ребенка в школу, если на момент поступления ему еще не исполнилось 7 лет. Ребенок может быть сколь угодно развитым интеллектуально, но психофизически он еще не готов к ситуации школьного обучения. Не сразу — но это обязательно проявит себя. И тогда в третьей или четвертой четверти первого класса или в начале второго исправлять что-либо будет уже поздно.
Иногда родители заявляют, что 6-летний ребенок совершенно готов к школе (читает, считает, пишет), и еще год в садике ему будет просто скучно. Успокойтесь! Гипердинамическому ребенку скучно не бывает. Он очень любит играть и просто двигаться. Если вам кажется, что ему не хватает познавательных впечатлений, отдайте его на этот год в один или два кружка «по интересам». Будет много пользы и никакого вреда. А на следующий год, окрепнув физически и психически, ребенок спокойно и с удовольствием пойдет в школу. Разумеется, нет правил без исключений, и «Филиппки» изредка встречаются и среди гипердинамических детей, но каждый такой случай требует индивидуального рассмотрения и подробной консультации со специалистом.
Как выбрать школу и учительницу?
Сделать это можно разными путями. Возьму на себя смелость предложить один из самых нераспространенных, но очень эффективных.
Вы идете в ту школу (школы), куда планируете отдать ребенка, и наблюдаете за четвероклассниками, выходящими в вестибюль после окончания уроков. Среди выбежавших детишек вы замечаете трех-четырех расхристанных, подвижных как ртуть, с раскрытым портфелем и вымазанными чернилами руками. Если они еще при этом и орут, как ненормальные, и говорят, захлебываясь и приплясывая на месте, то можно быть уверенным — вот он, гипердинамический контингент данного класса. Далее вы замечаете, кого из заинтересовавших вас детей встречают. Подходите к маме или бабушке и говорите приблизительно следующее:
— Здравствуйте! Извините, пожалуйста, мой сын в будущем году поступает в первый класс. Возможно, он попадет к вашей учительнице. Чем-то он напоминает вашего мальчика (девочку). Я очень волнуюсь за него. Скажите, как у вас складывались отношения с учительницей эти три года?
Далее возможны варианты. Если вам рассказывают трагическую историю про борьбу за успеваемость, испещренные красным цветом тетради и дневники, про стояние в углах и разносы на родительских собраниях, то, вне зависимости от «официальной» репутации данной учительницы, — вам следует серьезно поразмыслить, прежде чем отдавать своего гипердинамического ребенка к ней в класс.
Если же вам говорят о том, что проблем была масса, но учительница как-то сумела найти к ребенку подход, всегда находила, за что его похвалить, и в результате он и ошибок теперь меньше делает, и внимательнее стал относиться к учебе, и в школу всегда с удовольствием идет — можете не сомневаться: это именно то, что вам надо.
Гиперактивный ребенок и курсы подготовки к школе
В год перед школой (но не раньше!) гипердинамическому ребенку обязательно нужны курсы по подготовке к школе. В идеале — курсы в той самой школе, в которую ребенок пойдет на следующий год. Сейчас многие школы практикуют очень хороший вариант: подготовительные курсы ведут те учительницы, которые на следующий год набирают первый класс. Это очень славно для обеих сторон: учительница знакомится с детьми, вычисляет их индивидуальные особенности, ищет подход, а ребенок, в свою очередь, заранее, в щадящей обстановке привыкает к учительнице, к ее требованиям.
Кроме того, посещая школу во время подготовительных занятий, ребенок знакомится с пространственной организацией школы, с ее раздевалкой, этажами, классами и коридорами, с практикой сидения за партой, поднимания руки при ответе, работой с тетрадью и т.д. и т.п. Придя в школу на следующий год, он входит в уже знакомое, обжитое им помещение. Для гипердинамического ребенка с его ограниченным адаптационным запасом это очень позитивная практика.
Если в школе нет подготовительных курсов, то сгодятся курсы при Доме культуры, клубе и т.д. Занятия в садике, на которые уповают многие родители, как правило, не могут в достаточной степени подготовить гипердинамического ребенка к поступлению в школу. Он слишком подвижен, болтлив и отвлекаем, и воспитательница, отчаявшись призвать его к порядку, часто просто «машет рукой» на такого ребенка, закрывая глаза на то, что во время групповых занятий он попросту не слушает и не слышит ее. Результаты получаются соответствующие.
Многие курсы по подготовке к школе идут проторенным путем и включают в свою программу только обучение чтению, письму и математике. Иногда их программа почти полностью повторяет программу первого класса. Все это вызывает у родителей легкое недоумение.
— Что же они тогда будут на следующий год делать? — спрашивают родители.
Для гипердинамических детей эта проблема не стоит вообще. Пройти заранее программу первого класса для них только полезно, а посещение курсов в основном важно как предварительная адаптация к школьному образу жизни.
Кроме того (увы!), в предшествующий поступлению в школу год с гипердинамическим ребенком нужно заниматься дома. Никакие курсы и подготовительные занятия не исчерпают проблему формирования школьной зрелости вашего ребенка. Ему, безусловно, нужен индивидуальный подход (тот самый, о котором так любят рассуждать родители и «продвинутые» педагоги). Вот вы, родители, ему (ребенку) его (подход) и обеспечите.
О том, чем именно заниматься с будущим первоклассником дома и как построить занятия с неусидчивым дошкольником — в следующий раз.
Отправить свой рассказ для публикации на сайте можно на [email protected]
Подготовка к школе: деньги на ветер или необходимость
Картина Николая Ульянова «Снегири. Детский сад»Родители шестилеток уже думают, куда отдавать детей на подготовку к школе и стоит ли это вообще делать. Наш блогер, учительница начальных классов Ольга Катаева, показывает, чем школьные курсы отличаются от развивающих центров и почему они нужны, а ещё рассказывает, как не перегружать детей.
Первый класс. Рассылка
Ценные советы и бесценная поддержка для родителей первоклассников
Прошла первая четверть. Первоклассники потихоньку привыкают к школьной жизни, для них пора подготовки к школе прошла. Наступает время подготовительных курсов для дошколят. Подобные курсы открываются как в самих школах, так и в развивающих центрах. Куда отдать ребёнка на подготовку? Этот вопрос встаёт перед родителями, которые тщательно планируют поступление в первый класс или, в принципе, уделяют большое внимание полноценному развитию ребёнка. Поговорим о преимуществах подготовительных курсов при школах и при развивающих центрах.
Я сама пару лет была руководителем курсов при школе, общалась с педагогами, с родителями и детьми. Опыт работы учителем на подготовительных курсах тоже есть. Если бы передо мной встал выбор, куда вести ребёнка на подготовку к школе, то выбор был бы очевиден — в школу.
Подготовительные курсы при школе
Обычно на подготовительных курсах работают педагоги, которые набирают класс, поэтому важно познакомиться с ними и ребёнку, и родителям. Одно дело, когда родители владеют информацией об учителе от выпускников или их родителей, другое дело личное знакомство. Живое общение с педагогами, набирающими первоклассников, даёт возможность оценить будущее взаимодействие.
Часто педагоги, набирающие класс, дают открытые уроки. Родители перед поступлением могут посмотреть, какая атмосфера на уроке и какая у педагога манера ведения урока, как он общается с детьми, насколько логично выстроен урок и подобраны задания по теме.
Любой родитель, не имеющий педагогического образования, может понять, интересно ли ему, взрослому, на уроке. Открытые уроки помогают родителю не только оценить профессионализм учителя, но и увидеть, как ребёнок ведёт себя на уроке: как включается в деятельность, понимает ли задание и инструкцию к нему, правильно ли выполняет.
Подготовительные курсы при школе позволяют ребёнку увидеть свою учительницу, познакомиться с ней, привыкнуть к её голосу — всё это облегчает адаптацию к школе. Часто на подготовке можно познакомиться с теми, кто, возможно, станет одноклассниками.
Подготовительные курсы в школе дают возможность проконсультироваться. Когда я была руководителем школы для подготовишек, то проводила мастер-классы для родителей по волнующим их темам (посты в моём блоге — это материалы проведённых мастер-классов для родителей будущих первоклассников). Я занималась консультированием родителей. Самая популярная консультация была по чтению. Родители приходили вместе с детьми и получали рекомендации, например, о том, что нужно делать, чтобы навык чтения формировался правильно, чтобы не пропадал интерес, чтобы увеличивалась скорость.
Ещё одно преимущество подготовительных курсов при школе — программы. Педагоги, работающие на подготовительных курсах, никогда не дублируют программу первого класса. Поэтому ребятам точно не будет скучно в первом классе из-за того, что они знают материал. Престижные школы часто подтягивают до того уровня, который необходим для поступления именно в эту школу (например, гимназию). Многие школы с углублённым изучением определённой дисциплины требуют более высокого уровня подготовки к школе. Это и понятно, в гимназиях большая нагрузка, и программы по многим предметам имеют углублённое содержание.
Курсы — отличная возможность для педагога провести входную диагностику будущих учеников
Все знают, что тестирование запрещено, в любую школу обязаны принять любого ребёнка (по прописке). Для педагога-профессионала не составит труда определить уровень готовности детей к школе, не проводя специальных тестов — всё выясняется в ходе наблюдения и анализа выполненных заданий. Это хорошо тем, что можно выстроить индивидуальный маршрут подготовки к школе каждому ученику и дать рекомендации каждому родителю.
Многие родители отдают детей на подготовительные курсы при школе с той лишь целью, чтобы попасть именно в эту школу. Это большое заблуждение. Сейчас в школу поступают по прописке и в порядке очереди подачи документов. Подготовительные курсы можно выбрать не в своей школе, а в другой, которая не по прописке. Не страшно, если программы подготовки будут разные, главное, чтобы они не повторяли программу первого класса.
Многие убеждены, что подготовительные курсы при школе ничему не научат. Действительно, чему можно научить ребёнка на занятии в 25 минут раз в неделю?
Правильно сидеть и поднимать руку на уроке, даже решать задачи и писать примеры его научили уже в садике (про то, что часто садики берут на себя функционал школы, это отдельный разговор). Так для уверенности, что ребёнка отлично подготовят к школе, родители параллельно отдают его на программы подготовки при развивающих центрах, а это сильнейший перегруз.
Представьте, ребёнок после садика идёт ещё на пару часов на учебные занятия! Чтобы снизить нагрузку, школьные курсы подготовки организуют в субботу — это ещё один плюс подготовительных курсов при школе.
Подготовительные курсы при развивающих центрах
Я негативно отношусь к развивающим центрам, если они являются дополнением к садику и кружкам. Они хороши вместо садика и кружков, и то, смотря какие программы развития и подготовки предлагают.
Сейчас модно отдавать детей на курсы скорочтения, ментальной арифметики и так далее. Родители думают, что именно эти программы отлично готовят к школе. Курсы скорочтения — это беда всех учителей первоклассников. Скорочтение хорошо тогда, когда навык чтения сформирован, ребёнок бегло читает, умеет правильно списывать. Когда навык чтения только формируется, скорочтение опасно. Ментальная арифметика — отлично, но не на первых порах овладения счётом.
При выборе программы подготовки к школе при развивающем центре лучше проконсультироваться со специалистом
Не со специалистом центра, а с учителем, к которому планируете идти. Я бы параллельно проконсультировалась с психоневрологом и логопедом. Специалисты данного профиля помогут определить проблемы, если они есть, и подскажут программу коррекции. Это гораздо важнее сделать до школы, чем готовить к ней без профессионального сопровождения.
Есть родители, которые категорически против подготовительных курсов — не нравится ребёнку, перегрузка и другое. Но к школе ребёнка подготовить надо. Встаёт вопрос, что должен уметь делать, знать будущий первоклассник?
1. Желательно читать или хотя бы знать буквы. Произносить все звуки правильно.
2. Описывать картинку, выстраивать последовательность картинок и составлять по ним рассказ.
3. Уметь считать до 100. Прямой и обратный счёт.
4. Уметь составлять математический рассказ по картинке.
5. Знать некоторые геометрические фигуры, уметь их рисовать.
6. Рисовать человека, дом, дерево.
7. Уметь правильно держать ложку, вилку, кисточку, карандаш, ножницы.
8. Уметь вырезать. Обводить шаблон.
9. Знать много сказок, иметь хороший словарный запас.
10. Уметь играть и организовывать коллективные игры. Решать бесконфликтно коммуникативные ситуации.
11. Ориентироваться на листе. Писать графический диктант.
12. Уметь общаться со сверстниками, знать и владеть правилами общения со взрослыми.
13. Уметь слушать инструкцию учителя и придерживаться её при выполнении задания.
14. У ребёнка должна быть развита эмоционально-волевая сфера.
Кстати, именно этому и учат или корректируют эти умения на правильных подготовительных курсах хоть в школе, хоть в развивающем центре. Всё остальное — дело школы. Главное, будьте к ней готовы!
Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.