Четырнадцать портретов самой известной девочки в Испании
Если спросить любителей живописи, кого из испанских девочек они помнят лучше всего, ответ будет единодушным: инфанту Маргариту. Маленькая муза Диего Веласкеса в детстве так часто позировала великому художнику, что в итоге оставила в мировой живописи гораздо более яркий след, нежели в политике.
Она родилась почти случайно, в результате совершенно невообразимого родственного союза. Её отец Филипп IV уже имел от первого брака двоих выживших законных детей (не считая весьма значительного количества внебрачных), когда в его жизненные планы вмешалась судьба.
В возрасте шестнадцати лет умер любимец Испании наследник престола Балтасар Карлос, и вдовствующий к тому времени Филипп оказался перед фактом: стране необходима новая королева и новый наследник.
Смерти принца предшествовали долгие переговоры, по результатам которых жениться он должен был на своей родственнице Марианне Австрийской. По-видимому, после смерти сына Филиппу IV не хотелось терять достигавшиеся с помощью этого брака династические перспективы. К тому же, он и сам теперь нуждался в супруге.
Так возник союз, повергающий в ужас современных генетиков, когда сорокачетырёхлетний дядя женился на собственной пятнадцатилетней племяннице. Впрочем, в роду Габсбургов бывало ещё и не такое; любовь к близкородственным бракам их в конце концов и сгубила.
Через два года появилась на свет Маргарита Тереза, долгое время остававшаяся единственным живым ребёнком Филиппа IV и Марианны Австрийской.
Матримониальная судьба Маргариты была определена рано. Её ожидал союз ещё более кошмарный с точки зрения генетики, нежели брак её родителей. Инфанта была определена в жёны Леопольду I, будущему императору Священной Римской империи, который приходился ей дядей по материнской линии и двоюродным дядей по отцовской.
Однако во многом именно благодаря договору об этом союзе мы и знаем сейчас о маленькой инфанте: каждые несколько лет жениху отправлялись «фотоотчёты» о том, как подрастает невеста; автором большинства из них был Веласкес.
На самом раннем портрете Маргарите три года. Девочка ещё настолько мала, что её платье пока лишено кринолина. Пусть и с дорогой отделкой, но это всё ещё детское платьице, в каком, до поры до времени, ходили как мальчики, так и девочки того века.
Диего Веласкес. Портрет инфанты Маргариты, 1653-1654.
Как это часто бывало в детских портретах, чтобы облегчить маленькой модели долгое позирование, художник разрешил ей опереться рукой о стол. А вот выражение лица маленькой Маргариты Терезы здесь скорее недовольное: кажется, что девочка возмущена тем, что её оторвали от игр и зачем-то заставили так долго смирно стоять в одной позе. Существуют разные отзывы о том, была ли умна юная Маргарита, но живой блеск её глаз — отличительная черта портретов Веласкеса.
Несколько лет спустя пишется следующий портрет. Поза здесь та же, платье постепенно приобретает черты тяжёлой робы с кринолином, а вот в глазах нарумяненной девочки — уже обречённость. Кажется, что маленькая модель вот-вот расплачется.
Диего Веласкес. Инфанта Маргарита (фрагмент)
Шесть лет. Следующий портрет. Долой подпорки, теперь Маргарита позирует как взрослая. Завитые волосы, тесный корсаж, руки изящно приобнимают юбку кринолина, до краёв которого они пока достают. Обида на лице постепенно сменяется выражением безразличия.
Диего Веласкес. Инфанта Маргарита, 1656.
Очень похожее платье надето на маленькую инфанту в картине «Менины», но взгляд там совершенно другой. Нелегко быть на свете девочкой шести лет, если каждое утро тебя шнуруют в тугой корсет, надевают тяжёлую юбку, и даже стакан воды в жаркий день фрейлина, согласно этикету, может подать, только опустившись перед тобой на колени. Но зато вот там, в конце залы на минуту показались в дверях мама и папа.
Диего Веласкес. Менины, 1656 (Фрагмент)
И ещё. Наверное, в ранних портретах Веласкеса как нигде более отразилась любовь художника к своей юной модели. На картинах других живописцев она выглядит совершенно иначе: взгляд потухает, белокурые волосы становятся бурыми, а выражение лица с напряжённой нижней челюстью заставляет думать скорее об упрямстве.
Неизвестный художник. Портрет инфанты Маргариты
Девять лет. Маргарита в голубом. Тяжёлый бархат платья отражается отблеском в глазах девочки, отчего она кажется синеглазой блондинкой. Тускловатый взгляд внимательно изучает художника. Наверное, в этот момент прелесть юной инфанты достигла апогея. Дальше будет спад.
Диего Веласкес. Инфанта Маргарита в голубом, 1659.
Десять лет. Маргарита в розовом. Кринолин всё необъятнее, сооружение из волос принцессы всё пышнее. Взгляд всё более тусклый. В августе Диего Веласкес умрёт. Больше свою маленькую модель он не писал.
Диего Веласкес. Инфанта Маргарита в розовом, 1660.
По-видимому, в это время появляется первый барочный портрет инфанты. Волосы её опять бурые, акцент лица смещён в нижнюю часть с тяжёлым подбородком, выражение лица — недовольное. Видимо, любовь — необходимейшая вещь для написания портретов.
Неизвестный художник. Портрет инфанты Маргариты
От двенадцати до четырнадцати. Вновь неизвестный художник. И вновь пустые глаза и — новая черта — несоразмерно пухлые губы. Волосы опять рыже-бурые, но их почти не видно под множеством огненных бантов, которые инфанту совершенно не украшают.
Неизвестный художник. Инфанта Маргарита Тереза, 1662-1664
Четырнадцать. Маргариту пишет Герард дю Шато, и перед нами возникает совершенно другое лицо. Точнее, тёмные тусклые глаза навыкате, пухлые губы и тяжёлый подбородок мы уже видели. Однако здесь у инфанты появляется не самой идеальной формы нос и довольно странная форма черепа.
Герард дю Шато. Инфанта Маргарита, 1665
Глядя на этот портрет, комментаторы иногда говорят о том, что Веласкес-де неизменно льстил модели, а вот дю Шато наконец правдиво отразил в лице инфанты черты вырождающихся Габсбургов. Вот только мы вынуждены признать, что именно почти лишённое объёма и игры светотеней лицо девушки написано здесь не с самым большим мастерством. Серьги, фактура платья и особенно портрет жениха на груди удались художнику куда более.
Пятнадцать. И опять Маргариту пишет новый художник — Хуан Баутиста Мартинес дель Масо. Впрочем, Хуан Баутиста — зять Веласкеса, не совсем чужой.
Хуан Баутиста Мартинес дель Масо. Маргарита Австрийская, 1665-1666.
Иногда этот портрет называют последним прижизненным изображением Маргариты Терезы, однако это не так. Инфанте здесь всего пятнадцать, а траур, надетый на ней, — по отцу; всего через несколько месяцев девушку наконец ожидает свадьба.
Однако сейчас инфанта явно измождена. Она бледна, глаза её совсем потухли, впервые за много лет она вновь позирует, держась за спинку стула.
Рассказывают, что вошедшая в брачный возраст Маргарита сильно страдала от требований строгого испанского этикета, предписывавшего знатной даме, в частности, никогда не открывать ноги и носить юбку, подол которой волочился по полу на десяток сантиметров. Согласитесь, двигаться в таком одеянии совсем неудобно, но этикет был неумолим: «У испанских королев ног нет».
К тому же с возрастом у инфанты развился зоб, наверняка доставлявший массу неприятных ощущений. Впрочем, даже столь некрепкое здоровье Маргариты было гораздо благополучнее состояния её родного брата (незадолго до смерти Филиппу IV всё-таки удалось оставить супруге наследника, к моменту смерти отца благополучно пережившего четырёхлетний рубеж). Именно маленький брат, мать в трауре и коленопреклоненная по этикету нянька отражаются в зеркале в правой части полотна.
Впрочем, дальше у юной инфанты начнётся совсем иная жизнь, ибо в 1666 году её ждёт, наконец, свадьба.
Франсиско Игнасио Риус Иглесиа, очевидно, изобразил Маргариту в предсвадебный период. Перед нами снова — юная и прекрасная девушка, красоту которой портит разве чуть тяжёлый подбородок. Всех предыдущих картин как будто не было. Насколько полотна той эпохи соответствовали внешности портретируемого — Бог весть.
Франсиско Игнасио Риус Иглесиа. Инфанта Маргарита, 1666
1667 год. Ян Томас ван Иерперен. Очередная барочная версия Маргариты, теперь уже — австрийской императрицы.
Известно, что при дворе мужа Маргариту не любили, и по-видимому, это отразилось уже в этой картине — карнавальной фантазии, какие традиционно писались в честь монарших свадеб. Император Леопольд, чью внешность историки называют «сомнительной», на парном полотне выглядит пышноусым красавцем. А вот на Маргарите художник словно бы «отыгрался».
Ян Томас ван Иеперен. Императрица Маргарита Тереза, 1667
Плоское неправдоподобно бледное лицо, огромные уродливые губы, глаза навыкате. Впрочем, лицо здесь, как и на картине дю Шато, выписано не очень старательно. Можно даже сказать, что пышный карнавальный из многих тканей костюм есть, а вот императрицы в нём — нет.
И наконец, последнее прижизненное изображение из тех, не слишком условных, что нам удалось разыскать — Маргарита с дочерью Марией Антонией. Всего за восемь лет брака с Леопольдом у императрицы родилось четверо детей, некоторые энциклопедии сообщают о шестерых — по-видимому, принимая в расчёт неудачные беременности. Но только Мария Антония дожила до совершеннолетия и даже вышла замуж. Умрёт она, будучи на год старше матери, в двадцать три — по-видимому, дурная генетика Габсбургов и на сей раз даст себя знать.
Императрица Маргарита Тереза с дочерью эрцгерцогиней Марией Антонией
На Маргарите — вновь пышный испанский костюм. И можно было бы сказать, что бывшая инфанта по-прежнему прекрасна, но болезнь и усталость на её лице просвечивают даже сквозь условность парадного портрета.
В браке с Леопольдом Маргарите так и не удалось родить вожделенного наследника, а значит, единственную миссию, для которой готовило её общественное сознание того времени она не выполнила.
Дочь унаследовала от матери знакомые черты лица и взгляд. Здоровье Марии Антонии, судя по количеству навешанных амулетов, крепостью тоже не отличалось.
Говорят, австрийцы вздохнули с облегчением, когда не слишком умная, ценившая превыше других свою испанскую свиту императрица наконец-то умерла, тем самым позволив Леопольду жениться вновь. Обе его дочери от второго брака тоже умерли во младенчестве, и лишь от третьего родились наконец два сына, наследовавшие отцу.
Впрочем, эта бурная череда династических браков уже не имеет отношения к Маргарите. Да и её саму мы вряд ли разглядели бы в их череде, если бы юная инфанта не осталась на картинах. Маленькое солнышко Веласкеса.
Портрет камеристки инфанты Изабеллы — Википедия
Портре́т камери́стки инфа́нты Изабе́ллы (от (флам.) Sael doegter van de Infante tot Brussel) — картина работы Питера Пауля Рубенса. Портрет изображает придворную даму Изабеллы Клары Евгении. Датируется приблизительно 1623—1626 годами. С 1772 года картина находится в экспозиции Эрмитажа. Картина является нехарактерным для творчества Рубенса обращением к жанру психологического портрета.
Картина не подписана и датирована. Её авторство вызывает разногласия у западных искусствоведов, хотя в том, что она принадлежит рубенсовской школе (мастерской), сомнений нет. Советское и российское искусствоведение однозначно признаёт авторство Рубенса. Идентификация модели также неоднозначна. В западной искусствоведческой литературе нет устоявшегося названия картины. На ней, возможно, изображена старшая дочь художника Клара Серена, умершая ко времени создания полотна.
Картина представляет собой погрудный портрет девушки, выполненный маслом на дереве. Для лучшей сохранности дубовая основа паркетирована. Модель одета по испанской моде в строгое тёмное платье с белым гофрированным воротником. Тонкий слой масла почти не скрывает голубую тонировку грунта, нанесённую характерными для Рубенса широкими диагональными, несколько грубоватыми мазками. Имеются следы трещин и старой записи по трещинам. Рентгенограмма портрета показала авторское изменение формы серёжки[1], заметное также невооружённым взглядом. Работа не подписана автором[2].
Сдержанный колорит картины построен на переходе от тёмного платья, почти сливающегося с коричневым фоном, к тёплым краскам лица с преобладанием жемчужно-серебристых тонов[3]. Картина создана по принципу алла прима, в доминирующей технике лессировки. Просвечивающий сквозь тонкие мазки грунт придаёт облику модели лёгкость. Рефлекс от пастозно отрисованного белого воротника-фрезы освещает лицо девушки и всю композицию. Используя несколько архаичное построение портрета по старофламандским канонам (тесная рамка, минимум аксессуаров, строгий фон), автор фокусирует внимание на лице и внутреннем мире девушки[4]. Большие светло-зелёные глаза и выбившиеся пряди белокурых волос придают особое звучание композиции. Чуть болезненный румянец и едва заметная улыбка на губах сообщают портрету интимный характер[3]. Взгляд девушки направлен слегка в сторону от зрителя. Пропорция расположения глаз на портрете соответствует золотому сечению[5][6].
История создания и идентификация модели[править | править код]
Специалисты датируют портрет камеристки приблизительно 1623—1626 годами. Достоверно история его создания не известна, существуют лишь общие соображения искусствоведов. Картина написана в поздний период творчества художника — состоявшегося мастера монументальных полотен, руководителя большой художественной мастерской. Производство картин тогда было поставлено на поток: мастер делал набросок картины, а заканчивали её уже ученики. Главы крупнейших европейских государств почитали за честь заказать картину у фламандца. Рубенсу сопутствовала слава; в 1624 году король Испании даровал ему дворянство. Рубенс был востребован не только как живописец, но и как высокопоставленный дипломат при дворе инфанты. В то же время в личной жизни Рубенс переживает трагедию за трагедией[6][7].
Рис. 1. Набросок к портрету камеристки, уголь, приблизительно 1623 год; Альбертина, Вена. Сверху на эскизе можно разобрать «Sael doegter van de Infante tot Brussel» («придворная дама инфанты Брюссельской»), откуда и получила своё название эрмитажная картина21 марта 1611 года в семье Питера Пауля Рубенса и Изабеллы Брант появилась перворождённая дочь Клара Серена. Изабелла Клара Евгения могла быть крёстной матерью ребенка, на что указывает заимствование имени и титула (серениссима) суверена [2]. В 1623 году в 12-летнем возрасте Клара Серена скончалась после болезни. В 1625 году умер близкий друг и единомышленник Ян Брейгель. В 1626 году во время эпидемии чумы ушла из жизни супруга художника Изабелла Брант. Рубенс тяжело переживал эти утраты[3]. В письме другу Пьеру Дюпуи (en) он написал по поводу смерти жены: «…мне будет весьма трудно отделить мою скорбь от воспоминания, которое я должен вечно хранить о дорогом и превыше всего чтимом существе». В этот же период жизни Рубенсом (или его учениками) создана целая серия портретов, изображающих одну и ту же модель в разном возрасте[8][9].
Судя по названию, на эрмитажной картине изображена придворная дама брюссельской инфанты, однако эту версию труднее всего обосновать. Безвестная камеристка вряд ли могла заказать дорогостоящий портрет у придворного живописца[3]. По наиболее распространённой трактовке, на портрете — посмертный образ Клары Серены в свободной интерпретации художника, изобразившего её уже сформировавшейся девушкой. Рубенс часто использовал внешность детей в своих произведениях. Например, его сына Альберта можно увидеть на картинах «Мадонна в цветочном венке» и «Поклонение волхвов»[10]. Художники тогда часто прибегали к услугам близких, дабы меньше тратить время своих высокопоставленных моделей. Жена, дочь или сын могли позировать для предварительного наброска, в котором художник мог отработать позу, положение складок платья. Такого рода эскизы и становились частью коллекции семейных портретов[11].
К сожалению, не осталось работ Рубенса, позволяющих однозначно идентифицировать внешность его дочери. Сохранилась сильно обрезанная и незаконченная картина, которую называют детским портретом Клары Серены (иногда «Портрет дочери художника»[⇨]) на основе явного сходства с Изабеллой Брант. Она датирована примерно 1616—1618 годами. Ещё один набросок рубенсовской школы — девочка, очень похожая на Клару Серену, — хранится в музее Метрополитен[⇨]. Этюд Рубенса из коллекции Альбертины (Вена) изображает ту же модель[12]. По нездоровому виду девочки можно предположить, что дочь художника (если это она) изображена на этюде уже больной, то есть около 1623 года. Идентичность моделей на венском этюде и на эрмитажном портрете не оставляет сомнений —та же внешность, схожее платье, та же причёска и выбившаяся прядь волос. Подпись к венскому этюду поверху на старофламандском гласит «Sael doegter van de Infante tot Brussel». Это можно перевести как: «придворная дама инфанты Брюссельской»[13]. В нижнем правом углу венский этюд подписан P P Rubens, и его авторство несомненно, но вопрос, кто надписал этюд и кто модель, остаётся спорным. Некоторые источники утверждают, что подпись неизвестного происхождения (Шарле, Хельд)[14], Другие (Алпатов) считают, что картина подписана именно Рубенсом[15]. Эскиз хранился вместе с другими фамильными портретами семьи Рубенсов, поэтому родственные отношения с изображённой на нём моделью вполне возможны[16]. Как бы то ни было, по венскому этюду и получила своё название «камеристка», так как сама картина не несёт на себе никакой подписи и никак не была поименована в каталогах[13].
Явное сходство с «камеристкой» можно заметить и в облике супруги художника. Это заметно на автопортрете с Изабеллой Брант, где ей около 18 лет, а также в позднем наброске (en)[⇨]. Валентин Янин высказал предположение о том, что на портрете — идеализированное изображение Изабеллы Брант в молодости[8][17]. Есть версия, что это могла быть и безымянная любовница художника (Херман Кнакфус)[11]. Указывая на то, что Рубенс вновь и вновь возвращался к этому образу, историки делали вывод о связи семейного[18] или личного характера[12]. Впрочем, атрибуция во всех картинах этого своеобразного «семейного» цикла вызывает сомнения[19][14].
В каталоге, составленном тестем Рубенса — Яном Брантом в 1639 году, есть запись: «Две картины маслом на доске в рамке: первая изображает Яна Бранта, сына покойного, и вторая Клару Серену Рубенс, юную дочь вышеупомянутого господина Рубенса»[~ 1]. Считается, что второе упоминание касается картины, хранящейся в Эрмитаже, или её варианта[20].
Через некоторое время после смерти художника в 1640 году портрет, предположительно, в числе прочих картин попал к Роже де Пиле, любителю и коллекционеру наследия Рубенса[21]. После смерти Де Пиле большая часть его рубенсовской коллекции была выкуплена Антуаном Кроза, известным французским предпринимателем и меценатом, а затем сохранена его братом Пьером Кроза («Бедным»)[22]. В 1772 году, годы спустя после смерти Пьера Кроза, его парижское собрание приобрела Екатерина II при посредничестве и оценке Дени Дидро и Франсуа Троншена[fr]. Именно после этого пополнения художественная коллекция Эрмитажа стала одной из богатейших и известнейших в мире. Только с этого момента судьба «камеристки» известна доподлинно[23]. Долгое время портрет белокурой девушки оставался безымянным, пока в музее Альбертина (Вена) не был обнаружен эскиз к этой картине с подписью[⇨][8].
Картина несёт характерные черты рубенсовской манеры письма[24], но её однозначная атрибуция является спорным вопросом. Авторитетными западными искусствоведами высказывались сомнения в происхождении картины. Известный специалист по фламандской живописи Рудольф Ольденбург[25] в 1921 году не включил «Камеристку» в каталог картин Рубенса; его коллега Якоб Розенберг в статье-обзоре эрмитажного собрания для журнала Kunst und Kunstler предположил, что автор каталога не видел картину вживую[26]:181. Профессор Юлиус Хельд (Колумбийский университет) в своей работе от 1959 года высказал сомнения в подлинности портрета, хотя, как утверждается, после посещения Эрмитажа в 1966 году отказался от своих претензий[27][28]. Каталог работ Рубенса, составленный Анн-Мари Логан и Майклом Пломпа (музей Метрополитен, издание 2005 года), не подтверждает авторство Рубенса и относит «Камеристку» к рубенсовской школе[16]. В зарубежных каталогах нет и сложившегося названия картины[13][~ 2].
У советских и российских специалистов авторство портрета не вызывает сомнений, хотя и подчёркивается то, что он весьма необычен для творческой манеры Рубенса. По мнению Валентина Янина, идентификация картины такого исполнительского уровня была необходима в любом случае, картина не могла остаться неопознанной: «Понять по-настоящему портрет можно тогда, когда мы знаем и художника, и того, кого он нарисовал»[17].
В отличие от своих современников — Веласкеса, Вермеера или Рембрандта — Рубенс не считался мастером психологического портрета. Эжен Фромантен вообще считал Рубенса слишком темпераментным художником, не способным к неспешному анализу, требуемому для погружения во внутренний мир человека[23]. Исследователь творчества Рубенса Херман Кнакфус (en) писал о том, что портреты считались самой слабой стороной его дарования, и Рубенсу лучше удавалось передать чисто фотографическое сходство[29].
Галерея образов близких и родных выделяется в творчестве фламандца, разительно отличаясь от картин на библейские темы и парадных портретов венценосных особ. Изображения Изабеллы Брант, Елены Фоурмен, детей художника узнаваемы родственной теплотой и интимным настроением. Михаил Алпатов провёл параллель с картинами Валентина Серова, у которого также различаются помпезные великосветские картины и портреты близких и родных людей[30]. Виктор Лазарев отмечал: «Обладающая теплотой жемчуга и прозрачностью хрусталя карнация („камеристки“) написана с таким гениальным мастерством, что даже у Рубенса этот замечательный портрет стоит несколько особняком»[31].
Формально «Камеристка» соответствует традиции барочного придворного портрета той эпохи — человека знатного и исполненного собственного достоинства. В отличие от своего ученика Ван-Дейка, Рубенс не уделял пристального внимания одежде модели, передаче текстуры ткани и складок, столь важных для торжественного портрета. Однако в случае с «Камеристкой» строгое платье и эффектный воротник, золотая цепочка — всё это неразрывно связано с образом девушки и немного взрослит её, что органично дополняет композицию[5]. Картина словно освещена изнутри, в ней выгодно используется хроматический контраст между просветлёнными участками и тенями на лице, которые кажутся не серыми, а голубоватыми[32]. Мастерство Рубенса-живописца проявляется в цветопередаче, в изысканности линий головы модели, изящном овале и чертах лица, являющих особый тип северной женской красоты. Благодаря тонкому письму, картина не статична; она пронизана волнистым движением, заключённым в посадке модели, разлёте ресниц, лёгкой улыбке[33].
Девушка, изображённая на картине, едва перешла черту между юностью и зрелостью. Во внешности камеристки есть ещё что-то неустоявшееся и девичье, некое смятение чувств. Изящный переход от юности к зрелости, просвечивающий сквозь облик модели, едва заметная грустная нотка во взгляде приоткрывают внутренний мир придворной дамы. При более пристальном взгляде надменность во взгляде пропадает, и возникает ранимая и чувствительная натура[3]. Это настроение подчёркивается и очень тонким слоем краски, едва закрывающим грунт. Юрий Нагибин сравнил «Камеристку» с «Дамой с горностаем» — на первый взгляд такая же кроткая и незащищённая натура, скрывающая за собой все тайны королевского двора[34]. Глубину дарования Рубенса здесь можно сравнить с исполнительским мастерством Веласкеса и Вермеера. Однако, в отличие от них, автор достигает своей цели без жестокой моральной двусмысленности и гротескного изображения, срывающего покровы. Рубенс изображает облик целостно и последовательно, не теряя её женское естество, приближаясь в своём портрете к идеалу человеческой личности[33].
Чтобы вникнуть во всё то, что художник вложил в «Персея и Андромеду», требуются комментарии. «Камеристка» не нуждается в них. […] Девушка хотя и держится как придворная дама, но, кажется, готова поведать нам о своём сокровенном. Впрочем, нет необходимости высказывать беспочвенные предположения о её судьбе, сочинять по поводу картины занимательную новеллу. Рубенс был не рассказчиком, но живописцем, и потому ему достаточно было найти верный тон розового личика, белокурых волос и раскрытых глаз, сохранить прозрачную эмалевость красок, чтобы эти живописные качества в картине стали в наших глазах тем, чем в прославленной шекспировской драме являются тревожные и нежные слова Джульетты о песне жаворонка и разгоревшейся утренней заре.
— Михаил Алпатов[35]
Картина является одним из самых популярных экспонатов современного музея Эрмитаж (экспозиция фламандской живописи, зал 247[36]) и рекомендована к просмотру в каталогах. Она приведена в учебниках в качестве образца техники живописи и передачи цвета[32][37].
Картине посвятил стихотворение Андрей Дементьев («Смотрю на портрет камеристки…»). По мотивам истории, связанной с созданием портрета, планировал написать повесть Константин Паустовский, но не успел претворить свои планы в жизнь[3][38].
В связи с 400-летием со дня рождения Рубенса в 1977 году во многих странах были выпущены юбилейные серии марок, в том числе посвящённые портретам детей художника. В СССР «Камеристке» были посвящены марка и конверт первого дня. Марки на ту же тему вышли и в других странах: Болгарии, Мадагаскаре и Монако[39].
- Серия семейных портретов школы Рубенса
Рис. 3. Портрет Клары Серены. Рубенс или рубенсовская школа. примерно 1623 год. Масло. Метрополитен-музей или частная коллекция[18][40]
- ↑ Twee Stuckens schilderije respective op panneel, olieverve, in lijste, d’een van Jan Brant, des atflijvigcns soontken was, ende d’ander van Clara Serena Rubens, dochterken was des voors. Hr Rubens.
- ↑ Встречающиеся названия: Portrait of Lady-In-Waiting to the Infanta Isabella, Portrait of a young Lady of the Court of the Infanta Isabella, Portrait of Clara Serena Rubens Daughter, Portrait of a Chambermaid и другие.
- ↑ Варшавская, 1975, с. 175.
- ↑ 1 2 Metropolitan, 1985, p. 324.
- ↑ 1 2 3 4 5 6 Алексей Николаев. Камеристка инфанты Изабеллы (рус.) // Смена. — 1973. — № 19 Октябрь. — С. 23. — ISSN 0131-6656.
- ↑ Алпатов, 1969, с. 189.
- ↑ 1 2 Алпатов, 1969, с. 192.
- ↑ 1 2 Долгополов, 1986, с. 45.
- ↑ Грицай, 1989, с. 79.
- ↑ 1 2 3 В. Л. Янин. Портрет жены художника: Кем была «Камеристка» Рубенса. (рус.) // Родина. — 2002. — № Июнь. — С. 94. — ISSN 0235-7089.
- ↑ Oppenheimer, 2002, p. 275.
- ↑ Auwera, 2007, p. 181.
- ↑ 1 2 Knackfuss, 1902, p. 94.
- ↑ 1 2 Logan,Plomp, 2005, p. 246.
- ↑ 1 2 3 Варшавская, 1975, с. 173.
- ↑ 1 2 Charles, 2011, с. 106.
- ↑ Алпатов, 1969, с. 235.
- ↑ 1 2 Logan,Plomp, 2005, p. 244.
- ↑ 1 2 Р. Г. Подольный. Пить из источников (рус.) // Знание — сила. — 1979. — № 9. — С. 27. — ISSN 0130-1640.
- ↑ 1 2 Liedtke, 1984, p. 231.
- ↑ Vlieghe, 1987, p. 8.
- ↑ Варшавская, 1975, с. 176.
- ↑ Logan,Plomp, 2005, p. 45.
- ↑ 1772: Purchase of Baron Pierre Crozat’s collection (англ.). Hermitage official site. Дата обращения 30 января 2013. Архивировано 6 февраля 2013 года.
- ↑ 1 2 В. Л. Янин. К интерпретации «Камеристки» Рубенса (рус.) // Страницы российской истории: проблемы, события, люди. — 2003. — С. 5.
- ↑ Киплик, 1950, с. 384.
- ↑ Oldenbourg, Rudolf. Peter Paul Rubens : Sammlung der von Rudolf Oldenbourg veröffentlichten oder zur Veröffentlichung vorbereiteten Abhandlungen über den Meister : [нем.]. — München, 1921.
- ↑ Rosenberg, Jakob. Die Gemäldesammlung der Eremitage : [нем.] // Kunst und Kunstler. — 1927. — Bd. 25.
- ↑ Held, 1959, p. 138.
- ↑ Варшавская, 1975, с. 174.
- ↑ Knackfuss, 1902, p. 95.
- ↑ Алпатов, 1969, с. 190.
- ↑ Лазарев, 1974, с. 51.
- ↑ 1 2 Волков, 1965, с. 61.
- ↑ 1 2 Алпатов, 1969, с. 193.
- ↑ Нагибин, 2011, с. 71.
- ↑ М. В. Алпатов. Эрмитажные шедевры в Москве (рус.) // Огонёк. — 1964. — № 12 января. — С. 17. — ISSN 0131-0097.
- ↑ Портрет камеристки — Сайт ГЭ (неопр.).
- ↑ Киплик, 1950, с. 383.
- ↑ Дементьев, 1996, с. 147.
- ↑ Rubens and his family. Stamps collection (англ.). Дата обращения 30 января 2013. Архивировано 6 февраля 2013 года.
- ↑ Follower Of Peter Paul Rubens Portrait Of A Young Girl, Possibly Clara Serena Rubens (1611–1623) (англ.). Sotheby’s. Дата обращения 30 января 2013. Архивировано 6 февраля 2013 года.
- на русском языке
- на других языках
- Anne-Marie S. Logan, Michiel Plomp. Peter Paul Rubens: The Drawings. — Ил. — Metropolitan Museum of Art, 2005. — 332 p. — ISBN 9780300104943.
- Julius Samuel Held. Selected drawings, Sir Peter Paul Rubens. — Phaidon publishers, 1959. — Vol. 1.
- Walter A. Liedtke. Flemish paintings in the Metropolitan Museum of Art. — Metropolitan Museum of Art, 1984. — ISBN 9780870993565.
- Victoria Charles. Peter Paul Rubens. — Parkstone International, 2011. — 162 p. — ISBN 9781780422558.
- Liechtenstein: The Princely Collections. — ил. — Metropolitan Museum of Art, 1985. — 372 p. — ISBN 9780870993855.
- Paul Oppenheimer. Rubens: A Portrait. — ил. — Rowman & Littlefield, 2002. — 404 p. — ISBN 9780815412090.
- Hans Vlieghe. Corpus Rubenianum Ludwig Burchard: an illustrated catalogue raisonné of the work of Peter Paul Rubens. — Miller, 1987. — Vol. 12. — 400 p. — ISBN 9780905203577.
- Joost Vander Auwera. Rubens, a Genius at Work. — Ил. — Lannoo Uitgeverij, 2007. — 303 p. — ISBN 9789020972429.
- Hermann Knackfuss. Rubens. — BoD, 1902. — 168 p. — ISBN 9783954910489.
Трехлетняя невеста: Веласкес и другие (Инфанта Маргарита-Тереза)
26 октября 2017 artola Главная страница » Мой блог об искусстве Просмотров: 2509Жил-был король. Красавец, а не король. К тому же – вдовец.
И был у короля сын, которого обручили с юной принцессой, тоже, естественно, красавицей, Марианной Австрийской.
Портрет Марианны Австрийской, королевы Испании, 1657, Коллекция Тиссен-Борнемиса, Педрабель
Но сын избрал другой путь, и, не успев жениться, умер в 16 лет. Что оставалось делать его отцу, вдовствующему королю Филиппу IV Испанскому, оставшемуся без наследника и Австрии?
…Я хочу показать вам, уважаемые читатели, целую жизнь, которая скрывается под покровом парадного портрета и очень хочу, чтобы вы прочли до конца и узнали, как великая живопись рассказывает нам свои истории.
А речь пойдет о самой знаменитой девочке Испании — инфанте Маргарите-Терезе.
Рождение Маргариты-Терезы
Это пухлое дитя уже, видимо, с зачатия было обречено на несвободу. Главной задачей принцессы стало объединение (поддержание) империи Габсбургов, поэтому ее женская судьба решилась жестко и бесповоротно собственным отцом. В раннем возрасте ее обручили с родным дядей (при этом он приходился ей кузеном, то есть двоюродным братом).
Кровосмешение было обычным делом для Габсбургов, которые хотели удержать Европу в своей власти. И им это удавалось: семья правила свыше 600 лет. Тем не менее, ДНК не обманешь, род постепенно исчез, растворившись в детских смертях их потомков.
Все непросто в судьбе Маргариты-Терезы. Она родилась только потому, что ее брат по отцу, наследник испанского престола Балтасар Карлос, умер в шестнадцать лет. Мальчик был обручен с Марианной Австрийской, которая приходилась ему кузиной. Благодаря этому браку должна была упрочиться связь Испании и Австрии.
Что оставалось делать его отцу, при этом — вдовствующему — королю Филиппу IV Испанскому, оставшемуся без наследника и Австрии?
Вопрос был решен в духе Габсбургов. 44-летний Филипп женился на несостоявшейся невесте умершего сына, своей пятнадцатилетней племяннице Марианне Австрийской.
Через 2 года у них появилась на свет героиня нашего рассказа Маргарита-Тереза, которую также посватали за ее дядю и одновременно кузена, будущего императора священной Римской империи Леопольда I.
Этим объясняется появление известной серии портретов инфанты: нужна была фиксация жизни, а также внешности будущей императрицы.
Портрет инфанты Маргариты-Терезы в 3 года
В придворной живописи высшие художественные требования соблюдаются не всегда. Диего Веласкес, будучи придворным живописцем, сумел сохранить безупречное равновесие между задачей официального портрета и проникновением в глубину личности своей модели. При этом, скорее всего, он любил эту маленькую девочку. Чего не докажешь, но это чувствуется.
Первый портрет «жемчужинка» (Маргарита с латыни переводится как «жемчужина») заслужила в возрасте около трех лет. С невероятным мастерством Веласкес включает все на картине в единую структуру, которая поначалу кажется несвязанной, но при этом в ней ничего нельзя сместить или изменить. Но самое главное – это идеально выписанное лицо девочки, но фоне хаотичных, свободно наносимых мазков.
Диего Веласкес, «Инфанта Маргарита-Тереза в розовом платье»; 1653-1654 гг, холст, 128,5х100; Музей истории искусств, Вена
Мы видим крошку – как ее заставили часами позировать? – в платье пока еще без кринолина. Парадное, но все-таки детское платьице; в то время в таких ходили и мальчики и девочки до достижения определенного возраста.
Как подтверждение – портрет ее брата, инфанта Фелиппе Просперо, родившегося через 6 лет после Маргариты. Попытки оградить его от судьбы при помощи колокольчика и коралловых амулетов (вы видите их надетыми поверх фартука) были тщетными. Мальчик, на которого возлагались надежды как на преемника, умер через два года после написания портрета. Вместо охотничьей собаки, которая часто фигурирует на придворных портретах (намек на верных, покорных подданных), здесь изображена мелкая комнатная собачонка с большими глазами. Сведя количество принадлежностей к минимуму, художник таким образом продемонстрировал хрупкость жизни маленького инфанта.
Диего Веласкес, «Инфант Фелипе Просперо»; 1659 г., холст, масло, 128,5х99,5, Музей истории искусств, Вена
Но вернемся к Маргарите.
Ей разрешили опереться на стол, чтобы легче было стоять. Пухлые ручки, щечки, легкая настороженность – что вам от меня нужно? – как бы осторожно спрашивает девочка. При этом она чиста, свежа и нежна, как любой трехлетний ребенок. И одновременно серьезны глаза; в них есть живой блеск, но без обычной детской беззаботности. И даже кажется, что она вот-вот готова расплакаться.
Портрет четырехлетней инфанты
А вот четырехлетняя Маргарита. Это картина хранится в Лувре.
Диего Веласкес, «Портрет Инфанты Маргариты, дочери ФилиппаIV»; 1655 г., холст, масло, 70х59; Лувр, Париж
Традиция официального портрета предполагает, что на зрителя будет взирать особа, которая умеет держать себя согласно строгому дворцовому этикету, холодная и неприступная.
Мы видим, что платье уже более взрослое, пышную форму ему придают нижние юбки, костюм становится все тяжелее. Массивное золотое колье на шее подчеркивает высокий статус; но для Веласкеса это все та же золотистая девочка с пушистыми волосами. Она по-прежнему опирается на стол. Нам нравится ее нежный овал и милая детская припухлость. Но если вглядеться в ее лицо, можно увидеть и напряжение, и отчаяние, и упрямство. Похоже, малышку активно румянили – тем сильнее контраст с белым лицом. Впрочем, не исключено, что применялись и белила: бледность кожи – признак аристократизма. По-детски большие глаза блестят – и это отличительная черта всех портретов инфанты кисти Веласкеса.
Дальше мы увидим, что блеск в глазах Маргариты-Терезы остался не навсегда.
Портрет Маргариты-Терезы в 5 лет
Следующий этап, все тот же Веласкес, девочке пять лет. Инфанта, судя по всему, уже считается довольно взрослой. Ей не позволено опираться о стол, руки в неестественной, но красивой позе, на талии чувствуется тугой корсет. Огромная юбка с кринолином, завитые волосы; крупное золотое колье.
Диего Веласкес «Инфанта Маргарита-Тереза в белом платье»; 1656 г., холст, масло, 105х88; Музей истории искусств, Вена
Все указывает на статус, даже лишь одна крупная деталь интерьера – красный атлас портьеры – подчеркивает роскошь ее платья. Тем не менее, пальчики судорожно впиваются в юбку и в этом жесте чувствуется отчаяние и детская наивность. На лице постепенно проявляются обреченность и грусть. Но хочу обратить внимание, что дворцовой холодности все еще нет. Маргарита жива в своих чувствах и мимике.
Кто изображен на картине «Менины»
То же, или очень похожее платье, изображено на девочке в картине «Менины». Это очень знаменитая работа и, надо сказать, Веласкеса в первую очередь помнят именно по этой картине.
Диего Веласкес, «Менины»; 1656-1657гг., холст, масло, 318х276; музей Прадо, Мадрид
«Менины» ее стали называть в 19 веке («менина» с португальского – «фрейлина»). Но еще в 1666 году, когда производилась опись работ испанского живописца, это произведение называли «Семья Филиппа IV» или «Королевская семья».
Хотя, по сути, здесь изображена жизнь королевского художника.
Веласкес, стоя перед мольбертом с кистью в руках, будто смотрит прямо на зрителя, рассматривает его. На самом деле он вглядывается в лица моделей, которых мы видим отраженными в зеркале на стене за спиной художника. Это король с королевой.
На переднем плане карлица и маленький шут, пинающий собаку (что находится в глухой обороне и делает вид, будто не обращает на это внимания) – неизменная свита королевской четы. Ужасающая скука и постоянная сдержанность позволяла лишь одно развлечение – карликов-шутов, которым разрешалось чуть больше, чем остальным. Именно шута Веласкес изобразил в живом движении, все остальные будто замершие скульптуры: грациозные, статичные и ненастоящие. Но у карликов была еще одна роль: на фоне их уродства королевская семья выглядела значительно симпатичнее.
Взгляд зрителя сразу выхватывает маленькую инфанту с гордой осанкой и надменным поворотом головы. Вокруг нее суетятся фрейлины (менины). Одна из них подает принцессе кувшин, заботливо (или услужливо) заглядывая в глаза. Чести подавать еду особам королевской крови удосуживались немногие. Но делать это надо было только присев. Инфанта уже научена вести себя соответственно статусу и художник подчеркивает это, тем не менее по-прежнему изображая Маргариту-Терезу с любовью и нежностью.
От этой грациозной куколки будто исходит свечение, платье переливается, на пушистые волосы падает солнечный свет. И девочка, наконец, слегка, но все же улыбается – наверное, потому что напротив нее стоят мама и папа. Взгляд доверчив и в фигуре нет напряжения.
Это единственная картина семейства, где король и королева изображены вместе. Но при всем желании мы не можем разглядеть их ясно. Возможно, это сделано для того, чтобы не подчеркивать их тридцатилетнюю разницу в возрасте.
«Свечение» инфанты не просто выделяет ее на общем фоне, но и играет определенную роль, символизируя блестящее будущее. Во всяком случае, так предполагается и на маленькую девочку возложены большие надежды. Чуть позже мы узнаем, оправдала ли она их.
Пожалуй, это самое красивое изображение инфанты.
Портрет 6-летней инфанты
Чего не скажешь об этом портрете неизвестного художника, где на зрителя недовольно и даже зло смотрит темноволосая некрасивая девочка примерно лет шести. Это тоже наша Маргарита-Тереза.
Неизвестный художник. Портрет инфанты Маргариты
Портрет Маргариты-Терезы в 8 лет
А вот ей восемь лет.
Одно из самых известных произведений Диего Веласкеса, хранится в Музее истории искусств Вены.
Маргарита-Тереза в синем. Великолепие платья, хоть и заставляет наш взгляд блуждать от складки к складке, разглядывать детали, блики, фактуру, тем не менее, не прячет от зрителя саму девочку. И в этом – мастерство художника. Наоборот, тяжелый бархат, который, наверное, не так уж легко носить, подчеркивает хрупкость инфанты. Тонкие пальцы удерживают муфту (возможно, во дворце холодно), правая рука то ли не прописана, то ли в перчатке. Синева платья меняет цвет зрачков девочки, до этого кареглазой.
Инфанта Маргарита-Тереза-в синем платье, 1659 г., 127х107, Музей истории искусств, Вена
И мы видим перед собой хрустально-хрупкую, жемчужно-перламутровую голубоглазую блондинку. По-прежнему румянец на щеках подчеркивает бледность кожи. Но даже блеск в глазах, созданный художником, не в состоянии придать живости этому лицу. Ее обреченная сосредоточенность и тусклость взгляда заставляет нас вновь рассматривать роскошь убранства, чтобы потом неизменно притянуть внимание к глазам, как мы уже совершенно точно замечаем, уставшей от своей роли и наскучившей жизни девочки.
Портрет Маргариты-Терезы в розовом
Спустя год Маргарита в розовом, ей девять. Просто-таки огромное платье, не одежда, а дом. Сложная замысловатая прическа, крупные серьги. Перед нами – анемичная девочка с маловыразительным взглядом. Но все же миленькая, несмотря на некрасиво сформированный овал лица. Видимо, как бы не хотел художник приукрасить свою «жемчужинку», оригинал начинал формироваться довольно причудливо. Хотя, если мы посмотрим на родителей, то поймем, что стать не-писанной красавицей шансов у малышки было мало.
Диего Веласкес (?). Инфанта Маргарита в розовом, 1660., музей Прадо
Но дело даже не во внешности. Из девятилетней девочки будто высосали жизнь. На этом портрете она уже – приложение к своему платью, к своему статусу; девочка сливается с роскошной одеждой и интерьером. Это абсолютно цельный образ венценосной особы, но никак не портрет девятилетнего ребенка.
Кстати, сегодня считается, что этот портрет не принадлежит Веласкесу, а его написал зять художника Хуан дель Мазо. Возможно, поэтому здесь соблюдены все требования официального портрета: статус и значимость тут более важны, чем изображаемая.
Зато в Киеве, в музее Ханенко, находится эскиз кисти Веласкеса к этому знаменитому портрету в Прадо. Это единственное полотно художника в украинских музеях.
Инфанта Маргарита. 1658-60. Холст, масло. Музей восточного и западного искусства им. Богдана и Варвары Ханенко, Киев
В этом же году (1660) Веласкес умирает.
И сейчас перед нами ретроспективой портретов разных художников предстанет совсем другая Маргарита-Тереза.
Портреты инфанты разных художников
Этот портрет писался, когда она была в возрасте с 12 до 14 лет. Художник неизвестен.
Чувствуете разницу?
Неизвестный художник. Портрет инфанты Маргариты
Абсолютно пустые глаза. На вас смотрит недовольный подросток с тяжелой нижней челюстью и непропорционально вытянутым лицом. Какая-то безысходность сочится с портрета; безжизненность девушки будто специально подчеркивается мрачным фоном. Кричащие банты прячут единственное украшение – ее волосы. Пухлые, но не соблазнительные, а странно деформированные губы. И грусть, грусть, грусть!
Четырнадцать лет. Такое впечатление, что инфанта только и делала, что росла и позировала. Портреты появлялись каждый год. Но на этом мы видим не только уже знакомые рыбьи глаза, неправильный овал лица, но и причудливой формы нос, который так явственно не проступает больше ни на одном портрете. На груди – комплемент тому, для которого предназначалась «фотоопись» — портрет жениха. Либо художник был слишком правдив и таки изобразил настоящие черты вырождающихся Габсбургов, либо очень не любил инфанту.
Герард дю Шато. Инфанта Маргарита, 1665
Вообще, бытует мнение, что Веласкес льстил королевской чете, приукрашивая будущую императрицу. Мы об этом не узнаем, но зато можем изучить остальные портреты.
Маргарите пятнадцать
Уже знакомый нам Хуан дель Мазо.
Она в трауре по усопшему отцу, в зеркале отражаются младший брат (пока еще живой), мать и коленопреклоненная няня. И здесь со своей тоской Маргарита смотрится гармонично. Все переживания 15-летней девочки, которая сейчас потеряла отца, а через несколько месяцев выйдет замуж, логичны: печаль, страх, усталость. При этом она еще и обязана позировать. Видимо, чувствует девушка себя плохо: ей снова разрешено держатся за опору. И вот тут ей можно было полностью отдаться своим тяжелым чувствам: риторика траурного портрета предполагает изображение горя, и оно у Маргариты-Терезы неподдельно.
Хуан Баутиста Мартинес дель Масо. Маргарита Австрийская, 1665-1666.
Но все же ей 15 лет и мы помним, что она вскоре выходит замуж. Да, инфанта повторила в этом смысле судьбу своей матери, став женой в 15. Правда, Маргарите повезло чуть больше: ее жениху 26, а не 44, как было в случае с ее матерью, Марианной Австрийской, когда она выходила замуж за отца Маргариты-Терезы.
И вот предсвадебный портрет. Она снова светится, очень мила и даже привлекательна. Видимо, само событие свадьбы способно вернуть к жизни любую девушку.
Франсиско Игнасио Риус Иглесиа. Инфанта Маргарита, 1666
Хочу отметить, что носить подобные платья ежедневно было, наверное, тяжелым испытанием. Тем более — испанские наряды, где подол юбки должен был тянуться по полу, а платья всегда были громоздкими: ведь «у испанских королев ног нет». Тут и при крепком здоровье затоскуешь, таская на себе килограммы тканей и украшений.
Но в предсвадебный период, возможно, девушка все же позволила себе воодушевление и в этом портрете изображение атрибутики меркнет перед ее нежным мечтательным выражением лица.
Замужество Маргариты-Терезы
Напомню, что Маргариту-Терезу засватали за Леопольда I, ее родного дядю и одновременно кузена. Ему было 26, ей 15, когда они поженились. Тем не менее, говорят, что она до конца своих дней называла мужа дядюшкой.
И вот перед нами австрийская императрица, ей 16. Одежда в барочном стиле, вообще наряд карнавальный. Портрет двойной: жена и муж, такие театральные произведения традиционно писались в честь свадеб.
Император тоже не красавец, вообще историки аккуратно описывают его внешность как «сомнительную», но тут, по сравнению со своей суженой, он бравый мужчина, а она опять бестелесная тень, да еще и с плоским лицом неправильной формы, шутовскими губами и тяжелым подбородком.
Иелерен, Парный портрет императорской четы, 1667, Музей истории искусств, Вена
Историки утверждают, что при австрийском дворе Маргариту не любили. Вроде бы она была не очень умна и превыше всего ценила только свою испанскую свиту.
Рожать она начала практически сразу, говорят, у нее было 6 беременностей, но четверо детей, трое из которых умерли во младенчестве. Добавлю, что Маргарита-Тереза на все это имела 6 лет, так как сама умерла в 21 год.
Это последний прижизненный портрет нашей героини. Императрица Маргарита изображена с дочерью, единственно уцелевшим ребенком, которая дожила до совершеннолетия, вышла замуж и умерла в 23.
Мы видим привлекательную в своем материнстве женщину, которая, судя по всему, пережила немало за свой короткий век. Маргарита-Тереза по-прежнему печальна, ее тоскливая усталость переплетается с нежностью в глазах – возможно, теплые чувства к дочери хоть как-то держали ее на земле. Девочка, кстати, весела и пышнощека, но, видимо, тоже здоровье дает все основания опасаться за ее жизнь, судя по большому количеству амулетов поверх ее фартука.
Императрица Маргарита Тереза с дочерью эрцгерцогиней Марией Антонией
Вот так и выходит, что Маргарита-Тереза не оправдала возложенных на нее надежд продлить испано-австрийскую династию Габсбургов. Она не оставила наследника Леопольду I, к чему ее готовили с рождения.
К слову, Леопольд очень быстро женился, но и во втором браке обе его дочери умерли еще маленькими. И только в третьем браке он получил желанного наследника.
А Маргарита-Тереза, эта принцесса и императрица, остается в нашей памяти как маленькая «жемчужинка», которую с такой любовью изображал один из величайших живописцев мира Диего Веласкес.
Вот так великая живопись может изящно рассказать нам истории человеческих жизней.
Источники
книги: Георг Куглер «Венский Музей истории искусства»; Вольфганг Прохаска «Музей истории искусств, Вена» (серия «Музеи мира»
cайты: matrony.ru; nearyou.ru; muzei-mira.com
Автор: системно-семейный расстановщик Ольга Артёменко
Если вам захочется поблагодарить автора: 4149 4391 0427 5809 (карта ПриватБанка)
Психологическое Таро (индивидуальный портрет личности)
Системно-семейные расстановки
Исцеление души и тела (Рейки)
Подписаться на страницу и рассылку:
ИНФАНТА («Менины» Веласкеса и Пикассо)
Диего Веласкес. «Менины» (исп. Las Meninas «фрейлины»), или «Семья Филиппа IV» .1656 г. Холст, масло. 318 × 276 см. Музей Прадо. Мадрид. Испания.
«Сейчас ты выпорхнешь, инфанта,
И, сев на телеграфный столб,
Расправишь водяные банты
Над топотом промокших толп.»
Борис Пастернак. «Бабочка-буря» (1923)
Ателье Веласкеса в королевском дворце в Мадриде.
Художник пишет портрет Филиппа IV и его супруги Марианны, которые видны отраженными в зеркале, висящем на дальней стене его ателье. В центре сцены стоит пятилетняя инфанта Маргарита, которая только что вошла в комнату со своей свитой. Свет, так же как и взгляды родителей, направлен на девочку. Веласкес создает впечатление семейного счастья, богатства и блестящего будущего, персонифицированных в лице маленькой принцессы.
Это единственная картина Веласкеса, на которой король и королева изображены вместе, но очень неотчетливо, схематично. Филипп на 30 лет старше своей второй жены и является её дядей. Инфанта Маргарита на момент написания картины была их единственной дочерью.
Портрет Филиппа и его супруги Марианны —
отражение в зеркале, висящем на дальней стене ателье:
Тот факт, что инфанта есть, что здорова, вызывает надежду о будущем наследнике. Эту надежду подчеркивает свет, падающий на принцессу. Она, пятилетняя, берет кувшин, не глядя на него, что необычно для её возраста. На фрейлину она не обращает никакого внимания. В этом проявляются первые успехи воспитания самоконтроля и осознания собственного величия. Взгляд девочки, как и почти всех находящихся в ателье прикован к королевской чете, сидящей перед картиной. Это им показывает инфанта, как она может неподвижно стоять, как она может себя держать. Она уже знает, что испанский король или испанская королева никогда не смеются в обществе. Её отец за всю свою жизнь прилюдно смеялся всего два раза.
Инфанта МаргаритаМаргарита Тереза Испанская (Margarita Teresa de España), или Маргарита Мария Тереза Австрийская (Margarete Maria Theresia von Österreich; 1651, Мадрид, королевство Испания — 1673, Вена, Австрия) — принцесса из Испанской ветви дома Габсбургов, урождённая инфанта Испанская, дочь Филиппа IV, короля Испании. Первая жена императора Леопольда I; в замужестве — императрица Священной Римской империи, королева Германии, Венгрии и Чехии, эрцгерцогиня Австрийская.
Инфанта Маргарита в белом (1656) кисти Веласкеса.
Музей истории искусств, Вена:
Придворные дамы по обе стороны от принцессы выбраны из самых известных аристократических семей. То, что фрейлина слева низко присела, является придворным этикетом. Только присев, придворным разрешалось подавать кушанья членам королевской семьи, не говоря о том, что такой чести удостаивали только избранных. Подает инфанте сосуд фрейлина донья Мария Сармиенто, склоняется в реверансе — фрейлина донья Изабелла де Веласко. Позади нее стоят монахиня донья Марсела де Уллоа и гвардадамас, обязанный повсюду сопровождать инфанту. На заднем плане на лестнице — гофмаршал двора Хосе Нието Веласкес.
Чтобы вынести строгий придворный этикет и дворцовую скуку, при дворе заводили шутов и карликов. Карлица Мария Барбола на портрете родом из Германии, карлик Николао де Пертусато из Италии. Оба принадлежали к дворцовой утвари короля. Карлики обладали свободой шута, они существовали вне придворной иерархии и содержались как домашние животные. Не случайно Веласкес наделил на картине движением только карлика, который поставил свою ногу на лежащую собаку. Карлики наделяли придворных чувством собственного превосходства. Фрейлины и инфанта кажутся красавицами на фоне Марии Барболы.
Полотно вдохновило Оскара Уайльда к написанию сказки «День рождения инфанты».
В 1957 году Пабло Пикассо написал 58 вариаций на тему «Менин», которые находятся в музее Пикассо в Барселоне.
Вот некоторые из них:
Автопортрет Веласкеса с крестом на камзоле,которым он был награждён в 1659 г.:
Один из автопортретов Пабло Пикассо:
Не знаю как вам, а мне намного ближе искусство Диего Веласкеса, хотя поклонники творчества Пикассо скорее всего объявят меня ретроградом.
Что же, пусть так! Но в Мадриде я пойду в Прадо, а не музеи, в которых представлено творчество Пабло Пикассо или, например, Жоана Миро.
Автор первоначального поста: Елена Шатрова
(Любители истории)
Отредактировал и многое добавил: Сергей Воробьев.
Инфанта Маргарита в голубом платье
Инфанта Маргарита в голубом платье
« previous entry | next entry »
Feb. 21st, 2011 | 06:33 pm
Диего Веласкес. Инфанта Маргарита Терезия в голубом платье. 1659
Холст, масло, 127х107. Музей истории искусств, Вена
В экспозиции Венского музея истории искусств путь зрителя к не самому близкому залу с работами Веласкеса начинается из большого зала Тициана. Этот путь символичен и по-своему подтверждает не только известные высказывания Ортеги-и-Гассета о непростых перипетиях славы Веласкеса, но и некогда высказанные собственные художественные ориентиры испанского мастера: «Красота и совершенство находятся в Венеции, кисти венецианцев я отдаю первое место, и Тициан является их знаменосцем»[1].
Венская коллекция произведений Тициана в буквальном смысле поражает воображение и задает столь высокий уровень живописи, что даже переход к замечательным полотнам Веронезе, Тинторетто, Бассано по зрительным впечатлениям может напоминать некий спуск с горы. Но только до зала Веласкеса. Здесь, в помещении весьма скромном (и не самом удачном для экспонирования застекленных картин[2]) представлено несколько поздних полотен Веласкеса, которые не просто возвращают зрительское восприятие на уровень лучших работ великого венецианца, но, пожалуй, являют собой вершину живописного качества всего картинного собрания Венского музея.
Одна из этих работ, «Инфанта Маргарита Терезия в белом платье» (1656 г.), хорошо знакома московскому зрителю: ее привозили в конце 2004 года в ГМИИ им. А.С.Пушкина на ретроспективную выставку Пикассо. Она экспонировалась как прототип, исходное высказывание Веласкеса, рядом с большой серией картин-реплик Пикассо 1957 года, трансформирующих образ инфанты Маргариты. Это был интереснейший и поучительный диалог, представивший в прямом сравнении многочисленные, но в чем-то повторяющиеся точки зрения выдающегося экспериментатора XX в
Инфанты Испании: целая жизнь в одном взгляде
К сожалению, большинство инфант, изображенных Веласкесом, прожили совсем немного, к примеру, Маргарита, ставшая императрицей Священной Римской Империи всего лишь в 14 лет, смогла прожить только 21 год, но при этом она успела родить шестерых наследников престола.
Гуляя по музеям Испании и глядя на эти картины, еще в детстве, я замечала не только богатство одежд и украшений. Меня потрясал внутренний мир самих принцесс — возникало странное чувство, что мне совсем не хотелось бы оказаться на их месте, хотя, кто из девочек не мечтал быть принцессой королевства? Приглашаю вас заглянуть в мир богатейших женщин Испании прошлого, насладиться их шикарными нарядами, и порадоваться, что мы находимся здесь… и сейчас.
Луиза Фернанда де Бурбон, герцогиня де Монпансье (Jose de Madrazo y Agudo)
Инфанта Маргарита. Франсиско Игнасио де ла Иглесиа
Infanta Isabella, Daughter of King Philip II of Spain, Alonso Sanchez Coello
Инфанта Маргарита, 1656 (5 лет) Диего Веласкес
Maria Antonia infanta spain sardinia (Мария Антония Фернанда де Бурбон) Jacopo Amigoni
Maria Theresa of Spain, as Queen of France. Henri Beaubrun
Инфанта Маргарита Австрийская, Диего Веласкес 1659 (8 лет)
Empress Maria of Austria, wife of Maximilian II, 155, Antonio Moro (Портрет инфанты Марии Испанской)
«Инфанта Изабель и Магдалена Руис», 1585-1588 гг. Алонсо Санчес Коэльо
Anne of Austria 1549-80 Queen of Spain, c.1571, Alonso Sanchez Coello
Infanta Maria Teresa Rafaela of Spain, Louis-Michel van Loo
Императрица Маргарита, 1667, Jan Thomas van Ieperen
Изабелла Испанская де Бурбон, Vicente Palmaroli, 1866
Портрет Марианны Австрийской, королевы Испании. Диего Веласкес
Maria Teresa, Infanta, Diego Velazquez (Kunsthistorisches Museum)
Infanta Mariana Victoria of Spain, Queen consort of Portugal, Amaral Miguel Antonio
«Портрет инфанты Маргариты в серо-розовом платье» (9 лет) 1658-1660, Диего Веласкес
Infanta Dona Maria,Queen of Hungary, Diego Velazquez
Менины, 1656, Диего Веласкес (Инфанта Маргарита)
La infanta Isabel Clara Eugenia, Alonso Sanchez Coello
Инфанта Маргарита Австрийская, 1653 (3 года), Диего Веласкес
Испанская инфанта: история жизни в десяти портретах — РЕБЁНОК.RU
Суженый, будущий император Священной Римской империи Леопольд I, был старше инфанты на 11 лет и приходился ей дядей как по отцу, так и по матери: Габсбурги не чурались внутрисемейных браков. Однако невеста росла в Мадриде, а ее будущий муж жил в Вене, так что ему отправили несколько портретов принцессы. К счастью, при дворе работал любимый художник Филиппа IV Диего Веласкес и еще несколько мастеров.
Маргарита росла красивой веселой девочкой. Родители и близкие звали ее ангелочком, а отец в письмах называл ее «моя радость». Маргариту воспитали по всем правилам, обучили этикету и дали ей хорошее образование.
1653-1654. Два-три года
Когда Веласкес писал первый портрет Маргариты, ему было 54 года, а девочке – два. Художник явно любуется ребенком, и еще короткими мягкими волосами, и круглыми детскими щечками. Малютку нарядили во «взрослое» платье и дали в руки веер (а может, девочка сама захотела веер «как у настоящей дамы»?), ей тяжело долго стоять, она на что-то опирается. В результате получился портрет одновременно и парадный, и удивительно живой. Это характерно для всех изображений Маргариты кисти Веласкеса. В дальнейшем он писал ее портреты каждый год, а то и несколько раз в год. Художник сделал две версии этого портрета, одну в 1653 г., другую в период 1653-1654 гг.
1656: пять лет
«Портрет инфанты Маргариты в белом платье» – один из трех, что были отосланы к императорскому двору в Вену, где они сейчас и хранятся. Это еще «Портрет в синем платье» и портрет в розовом платье 1654 г.
1656: пять лет
«Менины» вызывают горячие споры, потому что у картины нет единого смыслового и зрительного центра. Во-первых, искусствоведы спорят о том, что изображено почти посередине полотна. Большинство согласны, что это зеркало, но кто и что в нем в отражается? Считается, что это король и королева, но тогда – на кого смотрит принцесса, на зрителя или на родителей? И почему в зеркале не отражается сама девочка? Ряд ученых считает, что в зеркале отражается полотно, над которым работает художник – портрет Филиппа и Марианы, а принцесса в сопровождении свиты зашла посмотреть, как работает художник.
Во-вторых, Веласкес вписал в картину собственный автопортрет в полный рост. Впервые в истории искусства художник изображает себя на равных с особами королевских кровей. Филиппа IV это не оскорбило. В 1659 г. художника приняли в Орден Святого Якова (Сантьяго), но уже в 1660 г. Веласкес скончался. После этого Филипп приказал дописать на груди художника красный крест – знак принадлежности к Ордену.
В-третьих, самым ярким, освещённым объектом на картине – а так обычно выделяют главного героя – является фигурка маленькой инфанты. Но при этом её изображение окружено фигурами активных взрослых и двух карликов, а справа на заднем плане тоже ярко освещена фигура мужчины, который остановился на ступеньках.
Забавно, что за портретом принцессы утвердилось название «Фрейлины» , ведь именно так переводится с испанского «Las Meninas».
1659: восемь лет
Принцессе всего 8 лет, но ее уже нарядили в тяжелое платье. Ткань тянет девочку вниз, но она изо всех сил старается сохранить торжественное выражение лица. И все же Веласкес не забывает, что пишет хоть королевского, но – ребенка: круглые щечки совсем ребячьи, а в больших глазах отражается страдание. В левой руке, ближней к зрителю, инфанта держит меховой предмет. Возможно, это муфта, присланная в подарок из Австрии.
1660: девять лет
Раньше считалось, что это последний портрет Маргариты кисти Веласкеса – в этом году художник скончался. Однако искусствоведы установили, что этот портрет принцессы написал зять Веласкеса – художник Хуан Батиста Мартинес дель Мазо.
1665: четырнадцать лет
Франсиско Игнасио Руис де ла Иглесия пишет принцессу как прелестную юную девушку. На его портрете черты лица Маргариты стали чуть острее, но зато она освоилась с придворным нарядом и чувствует себя в нем естественно.
1665-1666: четырнадцать лет
Здесь принцесса изображена в траурном платье: 17 сентября 1665 г. скончался Филипп IV, ее отец. Портрет – кисти Хуана Батиста Мартинеса дель Мазо. Но уже в следующем году инфанту ожидало большое счастливое событие.
В 1666 г. состоялось бракосочетание Маргариты и Леопольда, тогда уже императора Священной Римской империи.
1666: пятнадцать лет
Этот портрет, скорее всего, выполнен вскоре после свадьбы: похоже, в левой части полотна изображена знаменитая восьмиугольная корона Священной Римской империи.
Несмотря на разницу в возрасте, брак был счастливым, у супругов было много общих интересов.
1667: пятнадцать-шестнадцать лет
Ян Томас пишет парный портрет императора и его молодой жены. Маргарита облачена в маскарадный костюм, но главное, что бросается в глаза, – каким весельем и счастьем светится ее лицо.
1671: девятнадцать-двадцать лет
Молодая женщина родила двух сыновей и двух дочерей (в 16, 18, 19 и 20 лет), но трое детей умерли в младенчестве. На этом портрете кисти Беньямина Блока она изображена со вторым ребенком, дочкой Марией Антонией (род. 18 января 1669 г.).
Частые беременности ослабили здоровье императрицы. Маргарита скончалась 12 марта 1673 г. Ей был всего 21 год.