Познай самого себя — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 26 января 2020; проверки требует 1 правка. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 26 января 2020; проверки требует 1 правка. Древнеримская мозаика с греческой надписью Γνῶθι σεαυτόνПозна́й самого́ себя́ (др.-греч. Γνῶθι σεαυτόν, лат. Nosce te ipsum или Temet nosce) — античное изречение, надпись (Дельфийские максимы) на стене древнегреческого храма Аполлона в Дельфах, где находился Дельфийский оракул.
По сведениям античных авторов, на стене храма Аполлона в Дельфах (англ.)русск., где пророчествовала пифия, было сделано несколько надписей-граффити. Одна из таких надписей гласила: «Познай самого себя». Автор этого высказывания неизвестен; античные источники приписывали его разным авторитетам древности. Чаще всего автором назывался один из семи мудрецов, например, Фалес из Милета или Хилон из Спарты
Смысл фразы оставался загадочным для современников и вызывал множество толкований. Так, в платоновском диалоге «Хармид» афинянин Критий высказывает мысль, что фраза «Познай самого себя», обращённая богом к посетителям храма, должна заменять собой обычное приветствие «Здравствуй»; бог, таким образом, считает самопознание более важной вещью, чем здоровье [2].
Особое значение фразе «Познай самого себя» придавал Сократ. В утраченном диалоге Аристотеля «О философии» сообщалось, что эта надпись, прочитанная в дельфийском храме, послужила толчком к философским занятиям Сократа[4]. В диалогах Платона Сократ неоднократно обращается к этой теме. Рассуждения на тему «Познай самого себя» можно найти в диалогах «Хармид» (164D), «Алкивиад I» (124A, 129A, 132C), «Протагор» (343B), «Федр» (229E), «Филеб» (48C), «Законы» (923A) и др.[2]
Особенно подробно тема самопознания обсуждается в диалоге «Алкивиад I». Здесь Сократ задаётся вопросом, что такое сам человек, и приходит к выводу, что человек есть не тело и не целое, состоящее из тела и души, но именно душа. Ход мыслей Сократа таков. Во всяком ремесле мастер и инструмент, которым он пользуется, не тождественны друг другу. Так, сапожник пользуется резаком, ножом и другими инструментами, значит, сам он не есть ни нож, ни резак, ни какой-либо из других инструментов. Но сапожник пользуется не только инструментами: он пользуется также своими руками, глазами и прочими частями тела; стало быть, он не есть также руки, глаза или какая-либо из этих частей. Но это ещё не всё: ведь человек пользуется не только руками и глазами, но и всем своим телом. Следовательно, человек и тело, которым он пользуется, не есть одно и то же. Что же такое сам человек? Сам человек, утверждает Сократ, есть именно то, что пользуется телом, а то, что пользуется телом, мы называем душой. Итак, человек есть душа, управляющая телом, как своим инструментом;а значит, Бог, призывающий его познать самого себя, призывает его познать свою душу
Познай себя и ты познаешь весь внешний мир
Еще древние мудрецы говорили: «Познай себя и ты познаешь весь мир!». Все мудрецы говорили о самопознании. Истина человека начинается в самопознании, и познавая себя, человек может вернуться к собственной подлинности, куда бы ни шел, где бы ни находился, как бы ни заблуждался, и стать самой осознанностью.Познать самого себя — это значит изучить свой внутренний мир, при этом не боясь увидеть и принять самого себя в своих глазах плохим человеком. и обнаружив все эти «прекрасные» качества такие, как месть, ревность, ненависть, боль-эго, обида и т.д. создателем которых является сам человек, и которые передаются из поколения в поколение, избавить себя от них, изучив Тайны человеческих чувств, используя закон Мысли и Законы работы Психики.
Вступая на путь самопознания, мы обращаем взгляд во внутрь самого себя, и при этом живем своей обычной жизнью. Мы вглядываемся во внешнее, слушаем внешнее, живем во внешнем мире, но одновременно наблюдаем и свой внутренний мир. Наше постоянное внимание, как обоюдоострая стрела, направлено во внешнее и одновременно во внутреннее. Зная, что каждое мгновение жизни что-то вызывает в нас и изменяет нас, мы становимся чувствительными и внимательными к тому, что с нами происходит, обучаясь обращаться с самим собой.Надо ли изучать и познавать самого себя? Безусловно, надо. Давайте рассмотрим, почему проникнув в самого себя, нам даст познание всего мира? Ответ кроется в понимании таких понятий как — микро космос и макро космос. Весь окружающий мир и все что нас окружает — является проекцией нас, каждый человек является микрокосмосом. В нашем теле, действуют те же законы что и во всей вселенной, только в другом масштабе.
Что нам ближе для познания, Марс с Юпитером, или наше собственное тело? Наше тело, это инструмент познания того пространства, в котором мы пребываем. И инструментом оно является не только в том смысле, что у него есть руки, ноги и 5 органов чувств.. с помощью которых мы познаём окружающий нас мир, а в том, что оно является той самой материей, из тех же самых атомов, с которой мы отождествлены с рождения! То есть, мы с самого рождения уже имеем глубокую и прочную связь с этой материей называемой телом, но не осознаём её, нам остаётся лишь углублять эту связь дальше.
А углублять её концентрируясь на объекте познания (что мы всегда и делаем в случае познания), в данном случае — собственного тела. Концентрироваться нужно на всех ощущениях и чувствах, которые возникают, на всех процессах которые протекают и впоследствии, на определённом этапе мы уже сможем не только чувствовать эти процессы, но и управлять ими. Научившись управлять процессами протекающими в нашем теле, мы сможем постепенно эту способность проецировать и во «внешний» мир, исходя из того, что мир един и неделим.
Но для начала, нужно понять, как мы управляем нашим физическим телом. Если взять за основу, что есть Дух, как неделимая частица — Божественное начало, чем мы по сути и являемся, Душа — как совокупность энергетических тел\оболочек посредством которых Дух познаёт материю, то наше физическое тело, связано с нами посредством Души, при помощи которой Дух управляет всеми протекающими в нас процессами, через управление энергетическими процессами, которые формируют в итоге физические.
Наше тело является точкой отсчёта в познании окружающего нас мира — физического. Так как наш мир состоит не только из той материи, которую мы привыкли называть физической.. научившись чувствовать и управлять физическим телом, можно начинать параллельно развивать в себе и энергетическую чувствительность, о чём уже было сказано выше. Наше физическое тело, является инструментом познания физической материи, физического пространства. Так же подобно физическому на всех других уровнях (все подобные разделения только для удобства, так как по сути всё едино и неделимо), у нас имеются тела соответствующие этим уровням. Посему для дальнейшего развития и совершенствования нам нужно переходить всё дальше и дальше в познании уровней бытия и наших инструментов познания и творчества на этих уровнях. И тогда мы уподобимся богам. Так как будем владеть материей и управлять ею, осознавая её как часть себя. Только нужно понимать, что есть Единый Создатель Всего Сущего. И его мы никогда не превзойдём, как бы того не хотели. Этим я хочу сказать, что человек не должен возвышать себя над Богом, так как он всего лишь его дитя и всегда им останется, каким бы он могущественным не был.
Человечество пошло по пути развития во вне. Усилия в основном направляются на развитие костылей самого человека, а компьютером пытаются заменить мозги челвоека. Само собой как любое развитие, это даст плоды — «кто ищет тот всегда найдёт», другое дело в том, что это нерациональный подход, так как мы имеем всё сами, но не используем это в должной степени. Мозг задействован в сознательных процессах в среднем лишь на каких то 3-4 процента у обычных людей, и у гениев 5-7. Даже если рассматривать с научной точки зрения этот вопрос, у человека практически неограниченные возможности, благодаря тому, что он имеет разум. Он может себе продлить жизнь, познав те разрушающие программы, которые в нас заложены и изменить их. А так же повлиять на внешние негативные факторы подавляющие нас. Тоже самое, если брать внутреннее развитие.. на первом этапе мы учимся пользоваться тем что есть, на втором создавать новое. А ведь человек всё ещё пользуется всего лишь 3-4 процентами своего мозга в сознательной деятельности. Думали ли вы какие возможности будут у нашего мозга ,если увеличить его потенциал путём познания и развития?
Познавайте и изучайте себя и вы познаете весь внешний мир, вселенную. Мудрецы в древности не видя вещей проникали в истинную суть вещей, они не ездили по разным странам, но они познавали окружающий мир и находили ответы на вопросы внутри себя. Познав себя, вы начнете видеть людей «насквозь». В каждом движении и действии человека вы начнете видеть определенные черты характера и темперамента. Нужно лишь наблюдать за людьми и собой, поэтому изучайте свое поведение и окружающих, наблюдайте чаще за собой и за окружающей реальностью
Буду рад если вы поделись с друзьями ссылкой на статью:«Зачем человеку познавать самого себя?» – Яндекс.Кью
Человеку вовсе необязательно познавать себя, если он не чувствует в себе такого желания. Часто люди прекрасно живут, совершенно не задумываясь о том, кто они. Многие могут так прожить всю жизнь вполне себе счастливо. Но всевозможные жизненные кризисы, такие как потеря близких людей, угроза жизни, чрезмерный стресс, различные возрастные кризисы часто рождают в нас различные экзистенциальные вопросы.
Человек стремится к целостности физической, психической, духовной. Такие вопросы, как «Кто я?», «Куда я иду?», желание познать себя обычно возникают как раз тогда, когда есть угроза потери такой целостности. Наше внутреннее естество желает справиться с этой угрозой, чтобы сохранить эмоциональное и психическое здоровье.
Если моя жизнь слишком тяжела, я невольно могу задуматься о смысле такой жизни. Это подтолкнет меня к исследованию себя, своей истории, своих паттернов отношений, чтобы в конечном счете улучшить качество своей жизни. Если женщина чтит себя прекрасной женой, то в случае ухода мужа у нее возникнет желание его вернуть, или найти нового мужа, или сформировать новую идентичность взамен утраченной, потому что над ней будет висеть вопрос: «Кто я?».
Люди приходят к психологу обычно как раз тогда, когда ощущают угрозу своей психологической целостности, и ничего не могут с этим поделать самостоятельно.
Можно решить, что стоит заранее продумать все ходы и начать исследовать себя до того, как грянет гром. Но, на мой взгляд, пока живется без необходимости познания себя, лучше жить без этого. В мире много более приятных вещей, а современный человек, находящийся в широком мировом контексте, в любом случае вынужден в той или иной степени познавать себя. И, поскольку заранее невозможно предугадать вопросы, которые задаст нам жизнь про то, кем мы являемся, то и заморачиваться заранее не стоит. Стоит довериться процессу жизни, чтобы не превращать свое существование в сплошной невроз.
Эзотерика и самопознание: 5 уровней познания себя
Время чтения 8 минут
Самопознание – главная цель жизни и предназначение человека. В этой статье вы узнаете, как познать себя, и как связаны эзотерика и самопознание? Рассмотрим основные практические методы эзотерики на пути к самопознанию.
<<Оглавление>>
Эзотерика и самопознание – это путь к себе, к собственному просветлению. Это путь для тех, кто хочет избавиться от негатива в своей жизни, научиться быть счастливым здесь и сейчас. Этого можно достичь лишь, избавившись от чувств, которые разлагают вашу душу: злость, ненависть, чувство вины, страх потери и неудач. Это все те чувства, которые ведут к проявлению не только психических, но и заболеваний на физическом уровне.
Методы и практики эзотерики помогут вам не только познать себя, но и снять каждодневный стресс, недовольство, научиться понимать себя и свое предназначение. В следствии это приведет вас к тому, что вы станете спокойнее, увереннее и успешнее. Путь эзотерика предполагает помощь человеку найти свое предназначение, смело идти к своей цели, быть здоровым и счастливым. Используя ежедневно на практике и понимая духовные законы счастья, вы сможете достичь полной гармонии и счастья.
Конечно, просветление – это большее, чего можно достичь на пути самопознания и духовного развития. Это истинная полная свобода от всего, что может вам помешать жить и получать удовольствие. Освобождение разума от всех стереотипов, страхов, комплексов, что ведет к абсолютному здоровью и гармонии. Не у всех хватит сил и терпения, чтобы достичь просветления. Но если вы сделаете хоть маленькие шаги на пути к самопознанию и саморазвитию, то это уже несомненно благотворно скажется на качестве вашей жизни.
Если вы думаете, что путь эзотерика предполагает отречение от всего мирского, бесконечное нахождение в медитации, то вы очень ошибаетесь. Достаточно пару часов в день уделять практикам в течении полугода, чтобы изменить себя и мир вокруг себя.
В психологии описывают три уровня самопознания: биологический, социальный и личностный. Они подразумевают познание своего организма, возможностей своего тела, способность развивать свои творческие способности и умения, а также реализовать себя в различных сферах жизни.
Эзотерика рассматривает самый важный вид самопознания – познание своего внутреннего мира, своей души. Эзотерика и самопознание выходят за рамки привычного для нас материального мира, раскрывают духовный непознанный мир. Только благодаря знаниям эзотерики, мы действительно способны понять, кто мы есть на самом деле, каково наше предназначение и освободить себя от иллюзий и навязанных материальным миром стереотипов.
Вы задумывались когда-нибудь, для чего человеку дан доступ к высоким технологиям, зачем компьютеры, машины? Явно не для того, чтобы человек все это накапливал и раздувал свою значимость и манию величия. Все это существует для того, чтобы у человека появилось больше свободного времени на познание себя и самосовершенствование.
Первый уровень самопознания в эзотерике
Он предполагает избавления от дуальностей.
Дуальность – это двойственность суждений в вашем уме. Построение понимания жизни на двух противоположных понятиях. К примеру: хорошо и плохо, добро и зло, любовь и ненависть. Каждый человек в процессе жизни принял свой набор противоположностей и это мешает ему видеть всю многогранность жизни и бесконечное количество возможностей. Вы сами поставили себе ограничения: выйти замуж или не выйти, получить высшее образование или нет и т.д.
На практике необходимо проработать актуальные для вас дуальности и расширить собственные границы самопознания. Как это сделать?
Дайте ответ на такие вопросы:
- что для меня важно?
- чего я хочу?
- чего я боюсь?
- что меня беспокоит?
- что я хочу изменить в своей жизни?
- что я думаю о себе?
- что я думаю о других?
- что я думаю о собственной жизни?
- что я думаю о прошлом?
Отвечая на эти вопросы, вы увидите лишь одну сторону ответа. К каждому ответу необходимо подобрать противоположность. К примеру, для меня важно быть здоровым. Это значит, что я не хочу быть больным.
Обе стороны дуальности должны вызывать у вас ответную реакцию, вы должны чувствовать, что вы ощущаете при том и другом утверждении. Далее из списка выберите именно то, что вас беспокоит более всего в данный момент и начинайте это прорабатывать.
Техники проработки
- Поочередно создавайте и удерживайте во внимании два вида полюса проблемы. Например, создайте мысль в голове, что вы открыли свой успешный бизнес и в этом нет никаких сомнений. Представьте себя в этой роли, визуализируйте эту картинку и постарайтесь не отпускать как можно дольше. А теперь представьте, что вы не открыли свой бизнес. Посмотрите, какой вы сейчас. Какие качества стоят за этой неуверенностью и нереализованностью. Посмотрите страхам в лицо, на опущенные плечи и потухший взгляд. Теперь мысленно опять вернитесь в первое состояние. Вы снова успешны и сделали то, о чем давно мечтали. И назад. Проработайте эту дуальность 5-6 раз.
- Если вам трудно визуализировать два полюса, тогда просто поочередно создавайте мысль в вашей голове о актуальной для вас дуальности.
- Третий метод предполагает записывание двух полюсов на листе бумаги. Например, под колонкой «я уникален» пишем все, что мы думаем и чувствуем по этому поводу. То же самое опишите под дуальной колонкой «я такой, как все». Пишите до тех пор, пока не запишите все, что приходит в голову.
С помощью данных техник, вы сможете понять, чего же вы на самом деле хотите и что мешать вам на пути к самопознанию и достижению своих целей.
Этими методами вы можете любую ситуацию в вашей жизни и отношение к ней. Человек, который попал в аварию и лишился руки, страдает от этого. Но он ведь может радоваться тому, что остался жив. В любой ситуации можно найти что-то положительное.
Второй уровень: оценка
Принять как есть, означает позволить чему-то (или кому-то) быть таким, как оно есть, без попыток оценивать, сравнивать, избегать, противостоять этому, сопротивляться, подавлять это, игнорировать, отрицать, обесценивать, изменять как-либо или удерживать. © Синельников В.В.
Есть отличная техника, которая поможет разобраться вам, что именно вы не принимаете в себе и людях и что с этим можно сделать. Необходимо дать ответы на такие вопросы:
- Что или кого я часто оцениваю?
- Что или кого я часто сравниваю?
- Что или кого я часто избегаю?
- Чему или кому я часто противостою, сопротивляюсь?
- Что или кого я часто подавляю?
- Что или кого я часто игнорирую?
- Что или кого я часто отрицаю?
- Что или кого я часто обесцениваю?
- Что или кого я часто пытаюсь изменить?
- Что или кого я часто пытаюсь удержать?
Теперь проанализируйте, почему вы это делаете и как можно изменить свое отношение.
Если вы понимаете, что не можете принять какой-то аспект себя или другого человека, то примите тот факт, что вы сейчас не в состоянии с этим справиться.
Отметьте для себя одну из черт характера, которая вас раздражает в другом человеке и посмотрите на нее с трех сторон:
- Я с самим собой;
- Я с другими;
- Другие со мной.
Например, вы думаете, что человек вам лжет и осуждаете его. Это значит, что вы часто лжете сами себе и другим, они в свою очередь тоже считают вас лжецом. Нужно принять тот факт, что все люди лгут, не потому что они плохие, а потому что чего-то боятся.
Эзотерика и самопознание подразумевают нахождения человека в настоящем моменте.
Третий этап самопознания
Он научит вас находиться «здесь и сейчас». Вот как описал Ошо в своей книге «Осознанность» о практике нахождения «здесь и сейчас»:
Единственное, чему нужно научиться, — это наблюдение. Наблюдай! Наблюдай каждое действие, которое совершаешь. Наблюдай каждую мысль, проходящую в уме. Наблюдай каждое желание, охватывающее тебя. Наблюдай даже незначительные жесты — как ты ходишь, говоришь, ешь, принимаешь ванну. Продолжай наблюдать, во всем, везде. Пусть все становится возможностью наблюдать.
Не ешь механически, не продолжай просто набивать себя пищей — будь очень наблюдательным. Жуй тщательно и наблюдательно… и ты удивишься тому, сколько упускал до сих пор, потому что каждый кусок будет приносить огромное удовлетворение. Если ты ешь наблюдательно, еда станет вкуснее. Даже обычная еда станет самой вкусной, если ты наблюдателен; а если ты не наблюдателен, ты можешь есть самую вкусную еду, но в ней не будет вкуса, потому что нет никого, кто мог бы наблюдать. Ты просто продолжаешь набивать себя пищей. Ешь медленно, наблюдательно; каждый кусок нужно прожевать, почувствовать. Вдыхай запах, ощущай прикосновение, чувствуй порыв ветра и солнечные лучи. Смотри на луну, и стань просто безмолвным водоемом наблюдательности, и луна будет отражаться в тебе в безмерной красоте.
Двигайся по жизни, оставаясь полностью наблюдательным. Снова и снова ты забудешь. Не становись из-за этого несчастным; это естественно. Миллионы жизней ты никогда не пытался наблюдать, и это так просто и естественно, что ты продолжаешь забывать снова и снова. Но в то же мгновение, как вспоминаешь, наблюдай снова.
Помни одно: когда вспоминаешь, что забыл наблюдать, не сожалей, не раскаивайся; иначе ты потеряешь время даром. Не чувствуй себя несчастным: «Я снова упустил». Не начинай чувствовать: «Я грешник». Не начинай себя осуждать, потому что это сущая потеря времени. Никогда не раскаивайся в прошлом! Живи в этом мгновении. Если ты забыл, ну и что? Это естественно — это стало привычкой, а привычки умирают с трудом. И это не просто привычка, усвоенная за одну жизнь; эти привычки устанавливались миллионы жизней. Поэтому, если ты можешь оставаться наблюдательным хотя бы несколько мгновений, будь благодарен. Даже эти несколько мгновений — больше, чем можно ожидать. Он наблюдает. Он ясен.
Четвертый практический этап
На пути к самопознанию в эзотерике вы должны избавиться от негативных мыслей. Этого можно достичь с помощью медитации, которая называется «Кувшин».
Встаньте удобно, ноги на ширине плеч, ладони на уровне живота. Пальцы должны соприкасаться друг с другом. Начинайте дышать и следить за своим дыханием. Когда вы достигнете расслабления и внутреннего покоя, представьте себя кувшином. Представьте, как вода заполняет ваш тело, переливается за края кувшина (голову) и стекая по вашему телу, уходит в землю. Вместе с водой из вас выливаются все плохие мысли, проблемы, беспокойство. Вы очищаетесь от всего этого. Вода смывает всю грязь и с души и мыслей и уходит в землю.
Закончив медитацию, сделайте два глубоких вдоха и выдоха. Резко сожмите и разожмите кулаки. Откройте глаза.
Эзотерика и самопознание: пятый этап
Им является любовь и благодарность. Сознание эзотерика, который стремится к просветлению, всегда наполнены этими двумя чувствами.
Сила благодарности огромна. Это поток позитива, который вы способны излучать и который возвращается благом к вам.
Техника благодарения заключается в том, что вам нужно завести дневник благодарности, в котором вы будете каждый день записывать людей, события, ситуации, за которые вы благодарны в своей жизни. Можете благодарить Вселенную или Бога за то, что послал вам таких людей или определенные ситуации.
Вы можете просто идти по улице и мысленно благодарить жизнь за все, что вы видите прекрасного вокруг.
Проявлять любовь ко всему можно научиться очень легко. Достаточно лишь принять, что все имеет Божественное начало. В каждом из нас есть Бог.
Наполнить себя Любовью и Благодарностью можно с помощью чудесной медитации, которая называется «Цветок Лотоса».
Сядьте в удобную позу, успокойтесь, сконцентрируйтесь на дыхании. Теперь представьте на уровне солнечного сплетения цветок лотоса, который вы взращиваете в себе со всей любовью. Теперь представьте, что ваше тело состоит и огромного количества атомов или шариков. Очень важно увидеть строение своего организма, представить каждую клеточку. А теперь вы берете карандаш и визуально на каждом шарике пишите два простых слова: «Любовь и Благодарность». Представьте мысленно, как вы тщательно выводите каждую букву этих слов.
Данная медитация поможет вам оздоровиться и духовно, и физически. Заполняя себя этими словами, вы не только очищаетесь от накопившейся грязи, но и проявляете внутренний свет. Вы почувствуете, что внутри вас становится настолько светло, что тени просто негде упасть.
Вот такие простые, но действенные практические методы эзотерики и самопознания помогут вам научиться понимать, любить и принимать себя и окружающих. Уделяя этим техникам хотя бы час своего времени в сутки, вы сразу почувствуете изменения в своей жизни.
Урок 11. познание человеком мира и себя — Обществознание — 6 класс
Обществознание, 6 класс
Урок 11. Познание человеком мира и себя
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке
- Представление об окружающем мире.
- Познание самого себя.
- Гениальность — наивысший уровень развития способностей и таланта.
Тезаурус
Познание – это один из видов деятельности человека, направленный на формирование знаний о мире.
Знание – это результат познавательной деятельности.
Самосознание – осознание человеком своих достоинств и недостатков, интересов и склонностей.
Самооценка – это способность человека оценивать свои физические качества, практические умения, поступки и моральные качества.
Основная и дополнительная литература по теме урока
- Обществознание. 6 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / Л. Н. Боголюбов, Н. Ф. Виноградова, Н. И. Городецкая и др. – М.: Просвещение, 2017.
- Философия для детей (в сказках и рассказах): Пособие по воспитанию в семье и школе. Минск: Современное слово, 2003.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Любое знание не появляется само по себе. Оно является результатом особого процесса – познания. Он может протекать непроизвольно или быть специально организованным, как на уроках в школе. Начинается познание в раннем детстве и не прекращается в течение всей жизни человека. Люди научились передавать знания из поколения в поколение, т.е. накапливать их. Независимо от места, цели, эпохи процесс познания всегда имеет субъект (кто познаёт?) и объект (что познаётся?).
Например, вам задали подготовить исследовательский проект по географии на тему «Экологические проблемы родного города». Вы будете выступать в качестве субъекта исследовательской деятельности, а экологические проблемы станут объектом. Итак, познание – это один из видов деятельности человека, направленный на формирование знаний о мире.
Как же современный подросток может получить достоверные знания о себе и окружающем мире? Конечно же, основными каналами формирования знаний являются учёба в школе, общение со сверстниками и родителями.
Основы различных наук, таких как математика, география, биология, физика, химия и т.д., вы получаете на уроках в школе. Эта полезная информация, помогающая понять, как устроен мир вокруг вас. Общение с ровесниками не только обогащает новой, значимой информацией, но и помогает найти ответы на волнующие тебя, сокровенные вопросы. Ты можешь обсудить с ними книги, новые фильмы, музыкальные предпочтения, события в стране, вашем городе или в мире.
Родители, обладающие неоценимым опытом, помогают вам найти выход в сложной ситуации, дают советы. Ребёнок уже в раннем детстве начинает познавать не только окружающий мир, но и самого себя. Например, малыш, не желая, чтобы его кормили с ложечки, говорит: «Я сам!», тем самым он сообщает, что ему это сделать под силу.
Подросток уже стремится разобраться в себе и ответить на такие непростые вопросы, как «Кто я?», «Что я хочу?», «Что я могу?», «Чем отличаюсь от других?».
Ваши родители, наверное, делятся с вами воспоминаниями о тех годах, когда сами были подростками. Возможно, их подростковые мечты и поступки сейчас расцениваются ими как ребячество. Однако этот возраст – очень важная часть жизни, подчас определяющая будущее. Как найти себя? Кем стать? Как построить отношения с другими людьми? Как обрести верных друзей? Поиск ответов на эти вопросы — трудная задача даже для взрослого, но вы уже сейчас можете накапливать для этого знания и опыт.
У каждого человека есть свои достоинства, которые нужно развивать, и недостатки, с которыми необходимо бороться. Желание узнать себя, раскрыть свои способности и таланты, разобраться в своих чувствах и переживаниях является естественным. Осознание человеком своих достоинств и недостатков, интересов и склонностей учёные называют самосознанием.
Для развития самосознания немаловажную роль играет самооценка, под которой понимают способность человека оценивать свои физические качества, практические умения, поступки и моральные качества.
Вам под силу оценить свои физические качества («Я быстро бегаю»), практические умения («Я умею играть в футбол»), поступки («Я помогаю маме по дому»), моральные качества («Я всегда выполняю данное обещание»).
Психологи выделяют разные виды самооценки: правильная и ложная, завышенная и заниженная.
От самооценки зависит поведение человека в различных ситуациях. Так, человек с завышенной самооценкой склонен переоценивать свою значимость, в общении с другими он высокомерен и заносчив, не воспринимает критику, что часто ведёт к конфликтам.
Человек с заниженной самооценкой не уверен в себе, безынициативен, ему сложно сказать «нет» окружающим, он зависит от мнения других. Согласитесь, что добиться успеха в любой деятельности с ложной самооценкой нелегко.
Правильная самооценка помогает поверить в свои силы, выделить ту деятельность, в которой ты сможешь достичь высоких результатов, преодолеть все трудности.
Невозможно найти двух совершенно одинаковых людей. Даже близнецы отличаются друг от друга интересами, предпочтениями, вкусами. Вы, например, хорошо рисуете или быстро считаете в уме. А ваш друг сочиняет стихи и играет на гитаре. У каждого можно отметить основную склонность к тому или иному виду деятельности, делу, которое он делает намного лучше других. От природы вы обладаете способностями, которыми, возможно, не всегда пользуетесь или не развиваете до уровня таланта. А зря, ведь от этих качеств зависит успешность в вашей деятельности. Наивысшим уровнем развития способностей и таланта является гениальность. Учёные считают, что гениальность зависит от мозга человека и память человека способна вместить примерно столько информации, сколько хранится во всех книгах Российской государственной библиотеки. Но способности человека ещё далеко не познаны и главная задача человека превратить свои потенциальные задатки в реальные способности путём развития силы воли, целеустремлённости, настойчивости и регулярности занятий и тренировок.
Чтобы познать себя и найти своё место в жизни, каждому из вас необходимо задуматься над вопросом: «В какой деятельности я смогу реализовать свой потенциал?». Не ждите, что ответить на этот вопрос будет легко. К сожалению, на поиск себя и своего дела могут уйти годы. Даже явные способности и талант не всегда сразу проявляются или получают признание окружающих. Можно, конечно, «плыть по течению», а можно активно познавать себя, искать своё место в жизни. Помните, как говорил Марк Твен? «Кто не знает, куда направляется, очень удивится, попав не туда».
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
Задание 1. Распределите признаки самооценки.
Завышенная самооценка | Заниженная самооценка |
Высокомерие. Человек ставит себя выше других.
Неумение отказывать.
Неумение принимать комплименты.
Желание учить жизни окружающих.
Преобладание в речи местоимения «я».
Ответ:
Завышенная самооценка | Заниженная самооценка |
Высокомерие. Человек ставит себя выше других. Желание учить жизни окружающих. Преобладание в речи местоимения «я». | Неумение отказывать. Неумение принимать комплименты. |
Пояснение: Завышенная самооценка – это переоценивание человеком своих возможностей. В речи такого человека преобладает местоимение «я», потому что он верит в успех любого мероприятия, в котором участвует. Такому человеку свойственно высокомерие и наплевательское отношение к точке зрения окружающих, зато со своей стороны он готов учить жизни других.
Человек с заниженной самооценкой не умеет принимать комплименты, так как не верит в себя. Боясь обидеть другого, он не может сказать «нет».
Задание 2. Ответьте на вопросы, чтобы увидеть рисунок. Для предложения, содержащего оценку, поставьте 0, для предложения, содержащего факт – 1.
- Для подростка наиболее важными каналами знаний об окружающем мире являются учёба и общение со сверстниками.
- В школе мы получаем основы научных знаний.
- В общении мы учимся взаимодействовать с людьми.
Ответ
Пояснение: Первое утверждение ошибочно. Помимо учёбы в школе и общения со сверстниками подросток многое может узнать об окружающем мире от родителей, бабушек и дедушек, а также от других взрослых. Именно они обладают богатым жизненным опытом.
В школе мы, действительно, получаем основы научных знаний, изучая азы таких наук, как математика, физика, химия, история и других.
Последние утверждение тоже верное. Сложно переоценить значение общения в жизни человека. Его нельзя сводить просто к обмену информацией. Важно понимать, какой эмоциональный посыл, какой смысл кроется в этой информации. Ведь без взаимопонимания не будет и взаимодействия.
Познай себя и ты познаешь весь внешний мир
Познать самого себя — это значит изучить свой внутренний мир, при этом не боясь увидеть и принять самого себя в своих глазах плохим человеком. И, обнаружив все эти «прекрасные» качества такие, как месть, ревность, ненависть, боль — эго, обида и т.д. создателем которых является сам человек, и которые передаются из поколения в поколение, избавить себя от них, изучив Тайны человеческих чувств, используя закон Мысли и Законы работы Психики.Вступая на путь самопознания, мы обращаем взгляд во внутрь самого себя, и при этом живем своей обычной жизнью. Мы вглядываемся во внешнее, слушаем внешнее, живем во внешнем мире, но одновременно наблюдаем и свой внутренний мир. Наше постоянное внимание, как обоюдоострая стрела, направлено во внешнее и одновременно во внутреннее. Зная, что каждое мгновение жизни что-то вызывает в нас и изменяет нас, мы становимся чувствительными и внимательными к тому, что с нами происходит, обучаясь обращаться с самим собой.
Надо ли изучать и познавать самого себя? Безусловно, надо. Давайте рассмотрим, почему проникнув в самого себя, нам даст познание всего мира? Ответ кроется в понимании таких понятий как — микро космос и макро космос. Весь окружающий мир и все что нас окружает — является проекцией нас, каждый человек является микрокосмосом. В нашем теле, действуют те же законы что и во всей вселенной, только в другом масштабе.
Что нам ближе для познания, Марс с Юпитером, или наше собственное тело? Наше тело, это инструмент познания того пространства, в котором мы пребываем. И инструментом оно является не только в том смысле, что у него есть руки, ноги и 5 органов чувств.. с помощью которых мы познаём окружающий нас мир, а в том, что оно является той самой материей, из тех же самых атомов, с которой мы отождествлены с рождения! То есть, мы с самого рождения уже имеем глубокую и прочную связь с этой материей называемой телом, но не осознаём её, нам остаётся лишь углублять эту связь дальше.
А углублять её концентрируясь на объекте познания (что мы всегда и делаем в случае познания), в данном случае — собственного тела. Концентрироваться нужно на всех ощущениях и чувствах, которые возникают, на всех процессах которые протекают и впоследствии, на определённом этапе мы уже сможем не только чувствовать эти процессы, но и управлять ими. Научившись управлять процессами протекающими в нашем теле, мы сможем постепенно эту способность проецировать и во «внешний» мир, исходя из того, что мир един и неделим.
Но для начала, нужно понять, как мы управляем нашим физическим телом. Если взять за основу, что есть Дух, как неделимая частица — Божественное начало, чем мы по сути и являемся, Душа — как совокупность энергетических тел\оболочек посредством которых Дух познаёт материю, то наше физическое тело, связано с нами посредством Души, при помощи которой Дух управляет всеми протекающими в нас процессами, через управление энергетическими процессами, которые формируют в итоге физические.
Итак осознав, что физическая материя управляется с более тонкого уровня — энергетического, мы понимаем, что нам нужно научиться чувствовать и управлять энергией, что бы иметь возможность сознательно формировать и управлять не только процессами протекаемыми внутри нашего тела, но и в окружающем нас пространстве. Тем самым расширяя пространство для творчества.
Наше тело является точкой отсчёта в познании окружающего нас мира — физического. Так как наш мир состоит не только из той материи, которую мы привыкли называть физической.. научившись чувствовать и управлять физическим телом, можно начинать параллельно развивать в себе и энергетическую чувствительность, о чём уже было сказано выше. Наше физическое тело, является инструментом познания физической материи, физического пространства. Так же подобно физическому на всех других уровнях (все подобные разделения только для удобства, так как по сути всё едино и неделимо), у нас имеются тела соответствующие этим уровням. Посему для дальнейшего развития и совершенствования нам нужно переходить всё дальше и дальше в познании уровней бытия и наших инструментов познания и творчества на этих уровнях. И тогда мы уподобимся богам. Так как будем владеть материей и управлять ею, осознавая её как часть себя. Только нужно понимать, что есть Единый Создатель Всего Сущего. И его мы никогда не превзойдём, как бы того не хотели. Этим я хочу сказать, что человек не должен возвышать себя над Богом, так как он всего лишь его дитя и всегда им останется, каким бы он могущественным не был.
Человечество пошло по пути развития во вне. Усилия в основном направляются на развитие костылей самого человека, а компьютером пытаются заменить мозги челвоека. Само собой как любое развитие, это даст плоды — «кто ищет тот всегда найдёт», другое дело в том, что это нерациональный подход, так как мы имеем всё сами, но не используем это в должной степени. Мозг задействован в сознательных процессах в среднем лишь на каких то 3-4 процента у обычных людей, и у гениев 5-7. Даже если рассматривать с научной точки зрения этот вопрос, у человека практически неограниченные возможности, благодаря тому, что он имеет разум. Он может себе продлить жизнь, познав те разрушающие программы, которые в нас заложены и изменить их. А так же повлиять на внешние негативные факторы подавляющие нас. Тоже самое, если брать внутреннее развитие.. на первом этапе мы учимся пользоваться тем что есть, на втором создавать новое. А ведь человек всё ещё пользуется всего лишь 3-4 процентами своего мозга в сознательной деятельности. Думали ли вы какие возможности будут у нашего мозга ,если увеличить его потенциал путём познания и развития?
Познавайте и изучайте себя и вы познаете весь внешний мир, вселенную. Мудрецы в древности не видя вещей проникали в истинную суть вещей, они не ездили по разным странам, но они познавали окружающий мир и находили ответы на вопросы внутри себя. Познав себя, вы начнете видеть людей «насквозь». В каждом движении и действии человека вы начнете видеть определенные черты характера и темперамента. Нужно лишь наблюдать за людьми и собой, поэтому изучайте свое поведение и окружающих, наблюдайте чаще за собой и за окружающей реальностью
«Познание человеком мира и себя»
Тема: Познание человеком мира и себя
& 10
Пункт: Познание мира и себя (стр. 86)
Задание 1.
ЭКСКУРС В ИСТОРИЮ!
Однажды к Сократу пришли сограждане и сказали: «Сократ! Жрица из Дельфийского оракула (святилище бога Аполлона в городе Дельфы) назвала тебя самым мудрым среди эллинов. Радуйся!». На что Сократ ответил: «Меня признали самым мудрым потому, что я знаю, что ничего не знаю, а афиняне не знают даже этого».
Как вы поняли смысл этого рассказа?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Насколько, мы, люди, можем познать окружающий
мир?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 2. Используя текст пункта, допишите предложения:
1) Разнообразная деятельность человека – это:
1) ____________________
2) ____________________
3) ____________________
4) ____________________
2) Основные каналы знаний об окружающем мире для подростка — ___________.
3) Познание самого себя предполагает:
1) __________________________________________________________________
2) __________________________________________________________________
4) Важнейшая потребность человека — _____________________________________
Задание 3. Ответьте на вопрос:
«Самопознание – ЗАЧЕМ?»
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Пункт: Зачем нужна самооценка (стр. 87)
Задание 1. Используя текст пункта и собственный жизненный опыт, дополните
схему, записав собственные примеры:
В процессе самосознания оценивают, например:
Физические качества, например:
Практические умения, например:
Поступки, например:
Моральные качества, например:
Задание 2. Составьте схему:
САМООЦЕНКА
_________________ __________________
_________ ____________
Задание 3. Используя рисунок на странице 88, нарисуйте такую же лестницу
в тетради и выполните следующие задания:
Разместите себя и своих друзей на ступеньках лестницы.
Свой выбор объясните.
_____________________________________________________________________
Пункт: На пути к самосовершенствованию (стр. 89)
Задание. Запишите этапы (шаги) процесса самосовершенствования:
…………………………..
…………………………..
…………………………..
…………………………..
……………………………
Пункт: Как познание себя и правильная самооценка помогают самосовершенствованию (стр. 89)
Задание 1.
Продолжите список правил, которые помогут вам лучше узнать себя:
Прислушиваться к мнению друзей.
Давать оценки своим поступкам.
___________________________
___________________________
___________________________
Проверим себя!
Задание 1
На Дельфийском храме (Древнегреческий город, религиозный центр с храмом. По легенде, был назван по имени сына Аполлона Дельфа) есть надпись:
«ПОЗНАЙ САМОГО СЕБЯ».
Ответьте на вопрос:
Какие существуют способы познания себя?
______________________________________________________________
Задание 2
Тренинг «Немного о себе»
Продолжите предложения:
Больше всего я люблю…
Я хотел бы…
Я хотел бы быть…
Я чувствую себя счастливым, когда…
Я надеюсь, что когда-нибудь…
Я хотел бы быть более…
Я хочу познакомиться с…
Я хотел бы больше узнать о…
Задание 3
Два шестиклассника спорят: один утверждает, что себя узнать сложнее всего. А другой возражает: самопознание – это самое простое. Кто же себя не знает?
Ответьте на вопрос:
Кого бы вы поддержали в этом споре?
Почему?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 4. Заполните столбцы таблиц
Мои способности
Я могу делать | У меня не получается | Я хотел (а) бы научиться |
Мои поступки
Мне нравится, когда я … | Мне не нравится, когда я… | Я хотел (а) бы… |
Задание 5. Ответьте на утверждения «да», если вы согласны и «нет»,
если не согласны.
1. Если я оцениваю себя (свои поступки, свой характер и т.д.), то это самооценка.
2. Можно верно оценить любого человека с первого взгляда.
3. Чужое мнение о человеке всегда верно. Ведь со стороны виднее. Всегда нужно
соглашаться с большинством в оценке качеств человека.
4. Если человек тебе неприятен, то это можно назвать симпатией.
5. При встрече с незнакомым человеком мы стараемся оценить его по внешним
признакам, поступкам. Наше мнение не всегда бывает верно.
Запиши в таблицу «да», если согласен с данным утверждением или «нет», если не согласен с данным утверждением.