Закон возвышения потребностей — Энциклопедия по экономике
Закон возвышения потребностей отражает развитие потребностей и их влияние на процесс общественного производства. Его суть состоит в том, что потребности постоянно изменяются по своей структуре. В каждый конкретный момент времени уровень потребностей превышает возможность их удовлетворения. Потребности являются побудительной двигательной силой для цикла общественного воспроизводства производство — распределение — обмен — потребление — производство и далее по кругу. [c.9]Глубокая внутренняя взаимосвязь производства и потребностей выражается в законе возвышения потребностей. [c.13]
Итак, экономический прогресс общества предполагает действие закона возвышения потребностей. Этот закон выражает объективную (не зависящую от воли и желания людей) необходимость роста и совершенствования человеческих потребностей с развитием производства и культуры. Действия этого закона проявляются в следующих изменениях. В ходе исторического развития потребности общества количественно растут и качественно изменяются. Некоторые потребности исчезают, возникают новые, вследствие чего иным становится состав потребностей. Соответственно этому меняется структура общественного богатства, уровень благосостояния людей. [c.14]
Изучение этого вопроса на фактическом материале позволяет точно установить является ли закон возвышения потребностей абсолютным экономическим законом (безусловно действующим во всех случаях) Или же он функционирует как относительно устойчивая тенденция, прокладывающая себе путь при особых благоприятных условиях [c.14]
Прогресс общества ярко проявляется в действии закона возвышения потребностей. Этот закон выражает объективную (независимую от воли и желания людей) необходимость роста и совершенствования человеческих нужд с развитием производства и культуры. [c.14]
Закон возвышения потребностей означает, что потребности растут быстрее производства благ. Это происходит из-за того, что экономические потребности безграничны, а производство экономических благ ограниченно в силу ограниченности экономических ресурсов. [c.66]
По мнению некоторых американских ученых, высокий уровень жизни, достигнутый в США, не должен распространяться на другие страны, иначе произойдет трагическое обострение мирового экологического кризиса. Такая постановка вопроса противоречит прогрессу науки, техники и производства, закону возвышения потребностей, стоит на страже американской исключительности. Но фактом остается и то, что объемы вредоносных отходов производства стремительно нарастают, а вместе с ними увеличивается ущерб экономике, природе и людям, наносимый экологическими факторами. Ныне экологический ущерб оценивается в США на уровне 5—6% ВНП, в ФРГ — 10%, в странах бывшего СССР —15—17%. [c.398]
Одним из экономических законов, по которым развиваются финансы, является закон возвышения потребности [c.195]
Предметом маркетинга являются законы и закономерности развития рыночных отношений, включая механизм их использования, под которым понимаются не только механизм реализации основных законов, регулирующих рыночные отношения, таких, как закон спроса и предложения, закон возвышения потребностей и другие, но и принципы и методы их реализации. [c.87]
Динамику сферы услуг определяет ряд долговременных основополагающих факторов экономического характера. Формирование в системе общественного разделения труда самостоятельных звеньев, специализирующихся на производстве услуг потребительского назначения, вызвано требованиями закона возвышения потребностей. [c.160]
ЗАКОН ВОЗВЫШЕНИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ — экономический закон, согласно которому потребности людей качественно изменяются, возрастают от поколения к поколению. [c.94]
ЗАКОНЫ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ — установленные на основе опыта, практической деятельности, выявленные путем научных исследований устойчивые, существенные связи, взаимозависимости между экономическими явлениями, процессами, отношениями, характеризующими их величинами и другими показателями. Природа человека как разумного существа проявляется в его экономическом поведении, обусловленном не только объективными законами, но и субъективной волей людей. Поэтому экономические законы, выявляющие самые общие, типичные свойства и признаки процессов производства, распределения, обмена и потребления, следует считать закономерностями. Они не носят абсолютного характера, отдельные люди и группы людей могут в своем экономическом поведении отклоняться от линии, диктуемой экономическими законами. К тому же совокупность экономических законов не установлена однозначным образом экономической наукой. Широко известны такие экономические законы, как закон спроса, закон предложения, закон убывающей доходности, закон возрастания предельных затрат, закон возвышения потребностей и ряд других. [c.96]
С удовлетворенностью исчезают стимулы к развитию производства, улучшению качества. Наступает производственная апатия. Такую ситуацию можно назвать парадоксом. Преодолеть его помогает закон возвышения потребностей. В результате действия этого закона, как уже говорилось, рождаются новые потребности более высокого уровня, оживают стимулы, возникает необходимость опять создавать и производить продукцию еще более высокого качества. Начинается этап нового подъема производства и потребления на основе новых потребностей и нового качества. И так постоянно осуществляется цикл расширенного воспроизводства на основе роста качества продукции. [c.39]
Итак, под влиянием действий закона возвышения потребностей, закона морального старения и закона воспроизводства возрастающего качества продукции в экономике постоянно идет глобальный процесс улучшения качества, расширения номенклатуры, оптимизации ассортимента продукции. [c.59]
Блок 2. Изучение характера и объема новых потребностей рынка. В сфере потребления в соответствии с экономическим законом возвышения потребностей, наряду с имеющимися, зарождаются новые потребности, удовлетворение которых потребует продукции более высокого качества, более высокого уровня. На этой основе в механизме управления качеством появляется новая прямая связь, дающая начальный импульс для включения последующих звеньев механизма управления качеством. Вслед за восприятием первой прямой связи в блоке 2 происходит осмысление содержательной стороны новых потребностей, выясняется их психофизиологическая, бытовая или производственная природа. Осуществляется, насколько это возможно, определение действия закона развития потребности во времени, т. е. определяется динамика роста, угасания, объема и распределения потребности во времени и пространстве. [c.112]
Современная научно-техническая революция, высокие темпы научно-технического прогресса все более усиливают действие закона возвышения потребностей, что в свою очередь способствует ускорению темпов повышения качества продукции. [c.62]
Постоянный и качественный р- ст экономических потребностей происходит в соответствии с законом возвышения потребностей. Это всеобщий экономический закон, выражающий качественную и количественную направленность развития общественных потребностей. [c.153]
В условиях научно-технической революции по мере роста социализации общества закон возвышения потребностей приобретает новые черты. Важнейшие из них следующие [c.153]
ПРЕДМЕТЫ ПОТРЕБЛЕНИЯ — часть валового общественного продукта, используемая для непроизводственного, прежде всего личного, потребления. В ходе развития общественного производства и действия закона возвышения потребностей структура П. п. постоянно усложняется. Это не только питание, одежда и т. п., но и личные транспортные средства, бытовые машины и механизмы, здания культурно-бытового, жилого, учебного и лечебного фондов и др. Соотношение между производством средств производства и производством предметов потребления и темпами их роста относится к числу важней- [c.232]
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗАКОНЫ — внутренние, существенные, устойчивые, постоянно повторяющиеся причинно-следственные связи в системе производственных отношений. Возникают и существуют независимо от воли и сознания людей. Э. з. осуществляются через хозяйственную деятельность людей и обнаруживают себя в конкретных экономических формах (закон стоимости — в цене, закон распределения по труду — в заработной плате и т. д.). В зависимости от господствующих отношений собственности различают стихийное (при частной собственности) и планомерное (в условиях общественной собственности) действие Э. з. Каждому способу производства свойственна своя система Э. з., в которую входят специфические, присущие лишь ему законы, общие (всеобщие), присущие всем способам производства, и особенные законы, которые свойственны нескольким способам производства. К общим относятся, например, закон соответствия производственных отношений уровню и характеру развития производительных сил, закон экономии времени, закон возвышения потребностей, к особенным — законы товарно- [c.386]
Удовлетворение потребностей путем так называемого пассивного потребления, не связанного с активной деятельностью индивида как члена общества, экономического субъекта, неизбежно ведет к их обесценению. Поэтому именно сама активная деятельность человека является фактором роста потребностей, их качественного совершенствования, стимулирует проявление закона возвышения потребностей. [c.21]
Закон возвышения потребностей — экономический закон движения личных потребностей. Проявляется в возрастании уровня и качественном совершенствовании потребностей населения. [c.21]
Смена формы собственности и рождение нового способа общественного производства всегда служат стимулом и условием для более полного проявления закона возвышения потребностей, усиления интенсивности и расширения сферы его действия. [c.21]
Разумные (рациональные) потребности — потребности, соответствующие научным представлениям о потреблении благ и услуг, необходимых для поддержания здорового образа жизни человека, всестороннего гармоничного развития личности. Они определяются уровнем производительных сил и формируются в соответствии с законом возвышения потребностей с учетом особенностей его действия в конкретных условиях общественного воспроизводства. Разумные потребности в питании складываются еще и на основании знаний и достижений естественных наук физиологии, биологии, медицины — и формулируются наукой о питании. [c.26]
Закон возвышения потребностей 21 Закон распределения по труду 81 Закон спроса и предложения 212 Закономерности формирования и развития потребностей 28 Закономерности развития розничного товарооборота 258 [c.346]
Тенденция к улучшению качества производимых средств производства н предметов потребления носит объективный, закономерный характер. Это связано в первую очередь с действием открытого В. И. Лениным закона возвышения потребностей, суть которого состоит в том, что по мере развития производительных сил н производственных отношений общества постоянно повышается уровень его потребностей и одновременно расширяются возможности для все более полного их удовлетворения. Естественно, что с повышением уровня и расширением потребностей постоянно растут требования к качеству материальных благ для удовлетворения этих потребностей и одновременно появляются объективные возможности удовлетворения растущих потребностей продукцией все более высокого качества. [c.147]
Например, если производство непрерывно растет, совершенствуется, и доходы населения увеличиваются (причина), то будут повышаться потребности людей (следствие). Поэтому в экономике действует закон возвышения потребностей. [c.96]
Глубокая внутренняя взаимосвязь производства и потребностей выражается в законе возвышения потребностей. Всю историю экономики можно рассматривать как историю перехода от наиболее простых потребностей к формированию потребностей все более всесторонне развитого человека. [c.244]
Следует различать простое и расширенное воспроизводство. Простое воспроизводство означает возобновление производства в неизменных масштабах, т.е. из года в год количество производимых благ не меняется, остается величиной постоянной. В конечном счете, если простое воспроизводство носит затяжной характер, происходят ухудшение качества и снижение уровня жизни населения, поскольку сокращаются величины ВНП и ЧНП на душу населения. Следовательно, простое воспроизводство не характерно для общества. К тому же рост численности населения и действие объективного закона возвышения потребностей требуют постоянного расширения производства благ. Расширенному воспроизводству свойственны увеличение масштабов производства благ, рост экономического потенциала об- [c.335]
Закон возвышения потребностей [c.97]
Одним из главных направлений реализации первого подхода является выявление социально-экономических законов, определяющих формирование потребностей, в частности закона возвышения потребностей. В соответствии с этим законом растет общий объем потребностей, выражающийся в увеличении объема потребляемых благ и услуг, улучшается структура потребностей, что проявляется в повышении доли нематериальных потребностей по сравнению с материальными, духовных по сравнению с физическими и т. д. Кроме того, следует отметить повышение качественных требований людей к благам и услугам. [c.107]
Выступая в качестве центрального звена в системе экономических законов, основной экономический закон социализма тесно связан с другими экономическими законами социализма. Эта связь особенно заметна на примере взаимодействия основного экономического закона с такими законами, как закон возвышения потребностей и закон распределения по труду. При этом имеется в виду удовлетворение разумных, рациональных потребностей людей. Ф. Энгельс писал, что при социализме каждому будет обеспечено удовлетворение его разумных потребностей в постоянно возрастающих размерах . [c.159]
Отсюда мы можем сделать следущее заключение. Закон возвышения потребностей не является абсолютным экономическим законом. Он действует как тенденция, которая определяет общую направленность социально-экономического развития. Эта тенденция в наибольшей мере проявляется, когда неуклонно растет валовой национальный продукт в расчете на душу населения, а следовательно, увеличиваются личные доходы и потребление жителей страны. [c.16]
Экономика главная функция экономики производство распределение обмен потребление закон возвышения потребностей закон Эигсля факторы производства ограниченность ресурсов производственные возможности альтернативная стоимость стадии развития производства структура современного производства услуги экономическая система. [c.31]
В развитии как личных, так и производственных потребностей наблюдается некая общая закономерность количественно-качественного роста. Эта закономерность была осознана несколько десятилетий назад и получила название закона возвышения потребностей. В научной литературе авторство на достаточно четкое представление о существовании этого закона признается за В.И. Лениным2. [c.27]
Понимание и толкование закона возвышения потребностей с количественной точки зрения приводит к мысли, что в человеческой природе, как у индивидуума, так и в обществе в целом, происходит неограниченный, безудержный и изощренный рост плотских потребностей, который может привести к оправданию вещизма, потребительства. [c.27]
ЗАКОН ВОЗВЫШЕНИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ — один из общих экономических законов, выражающий причинно-следственную связь между развитием общественного производства и процессом количественного роста и качественного совершенствования потребностей общества. Исследуя вопросы становления капитализма и возникновения внутреннего рынка, В. И. Ленин сделал вывод о том, что развитие капитализма неизбежно влечет за собой возрастание уровня потребностей всего населения и рабочего пролетариата (Поли. собр. соч., т. 1, с. 101). С развитием производительных сил общества возникают новые потребности, видоизменяются старые, а некоторые из них отмирают. Круг потребностей расширяется, они становятся богаче, в их структуре повышается удельный вес интеллектуальных и социальных потребностей. Существенные сдвиги в уровне потребления масс особенно отчетливо прослеживаются при рассмотрении продолжительных периодов. Научно-техническая революция значительно ускорила этот процесс, сократила периоды перехода от одного качественного уровня потребления к другому. Характер действия закона возвышения потребностей обусловливается социальным строем общества, господствующими производственными отношениями. Прежде всего это сказывается на общественных условиях развития способностей человека к труду, которые являются и [c.97]
Закон возвышения потребностей
В экономике чрезвычайно важным является закон возвышения потребностей. В этой статье мы разберем, что он из себя представляет. История человечества представляет собой постоянное развитие в общественных, социальных и производственных областях. Предметы, используемые в производстве и в быту, становятся более усовершенствованными и качественными. В свою очередь, потребности человека усложняются и приумножаются. То есть этот процесс вполне гармоничен и логичен, и зависит, в основном, от исторического развития общества.
Закон возвышения потребностей обладает некоторыми отличительными признаками. Рассмотрим их подробнее. Потребности человека не только растут, но и видоизменяются. То, что было актуально вчера, сегодня уже устарело или вовсе исчезло. В 21 веке человечество развивается небывалыми ранее темпами, поэтому рассматриваемый процесс проходит быстрее и заметнее. Здесь можно привести простой пример. На данный момент большой процент молодых людей не смотрят телевизор. Это не так удивительно, ведь появился более удобный и современный аналог – интернет. То есть телевизор довольно быстро отходит в прошлое. Можно привести еще один пример. Еще 15 лет назад о сотовых телефонах люди даже и не слышали. Сейчас эти удобные устройства можно включить в базовые потребности современного человека.
Закон возвышения потребностей гласит о том, что круг необходимых для индивида предметов постоянно расширяется. Происходит это не только по вертикали, но и по горизонтали. То есть потребности высшей степени порядка появляются у широкого круга лиц, и он все расширяется. Теперь современный человек заботится не только о жизненно необходимых вещах, но и о социальных и интеллектуальных нуждах.
Рассматривая закон возвышения потребностей, можно заметить один интересный замкнутый круг. Основной мотивацией человека к труду является потребность в удовлетворении своих нужд. Индивид все больше и лучше работает, а это, в свою очередь, повышает общий уровень производительности. Вслед за этим идет ускоренное развитие во всех областях, которое приводит к еще большему расширению потребностей. Замечено, что повышение нужд человека опережает уровень развития производства. Следовательно, потребности выступают стимулирующей силой развития во всех секторах.
Рассматривая закон повышения потребностей, нельзя не упомянуть о том, что нужды человека не только увеличиваются количественно, но и изменяются качественно. Самым адекватным примером этого утверждения будет знаменитая пирамида Маслоу. Ученый вывел 5 категорий существующих потребностей. Важной отличительной особенностью пирамиды является то, что человек постепенно переходит с одной ступени на другую. То есть пока не удовлетворена первая категория потребностей, вторая для индивида будет несущественной. Рассмотрим все ступени пирамиды.
Первая категория – физиологическая. То есть человек нуждается в пище, защите от холода и так далее. Это основные нужды индивида, при неудовлетворении которых он погибает.
Вторая категория – это потребность в безопасности. Человек не может жить в постоянном стрессе. Он пытается оградить себя от опасностей посредством законов, правоохранительных органов, этических норм. Подобные нужды тесно связаны с инстинктом выживания.
Третья категория – потребность во взаимодействии с людьми. То есть каждый человек нуждается в дружбе и в любви.
Четвертая категория – это желание самоутверждения. Следует заметить, что подлинное удовлетворение этой потребности не имеет ничего общего с вещизмом. Человек на этой ступени должен утвердить, кто он есть, а не что у него есть.
Пятая категория – это желание самовыражения. То есть индивид нуждается в постоянном развитии своих способностей.
В заключение можно отметить, что система экономических законов отводит важное место аксиомам в области повышения потребностей личности.
Возвышения потребностей закон — это… Что такое Возвышения потребностей закон?
- Возвышения потребностей закон
закон развития общества, выражающий рост и совершенствование его потребностей с развитием производительных сил и культуры. В ходе развития общества растут и видоизменяются потребности его членов. Некоторые потребности исчезают, возникают новые, в результате чего круг потребностей расширяется. Одновременно происходят качественные изменения в самой структуре потребностей. Возрастает доля интеллектуальных и социальных потребностей, физические потребности всё более «облагораживаются» в том смысле, что в их возникновении и в определении способа их удовлетворения всё большую роль играют социально-культурные факторы. В. п. з. действует и проявляется как объективный лишь по отношению к общественной системе потребностей, в том числе к совокупности личных потребностей всех членов общества, но не каждого отдельного его члена. Для того чтобы выявить существенные количественные и качественные сдвиги в соотношении различных потребностей, необходимо рассматривать периоды в несколько десятков, а то и сотен лет. В. И. Ленин, говоря о В. п. з. в условиях капитализма, оперировал периодами в 50 и 100 лет (см. Полн. собр. соч., 5 изд., т. 1, с. 101—02). Современная научно-техническая революция ускорила темпы экономического развития, в связи с чем процесс возвышения потребностей отчётливо прослеживается и при анализе данных за более короткие периоды.
В. п. з. имеет место при любом социально-экономическом строе, но при различных исторических условиях выступает в разных формах. В досоциалистических классовых формациях В. п. з. действует в антагонистической форме. Сохраняется вопиющее социально-экономическое неравенство. Господствующие классы, владея основными средствами производства, монополизируют решающие сферы интеллектуальной деятельности и функции социально-экономического управления. Уделом эксплуатируемых классов является по преимуществу тяжёлый физический труд. В этих условиях В. п. з. осуществляется крайне неравномерно у разных классов общества. Преимущества оказываются на стороне эксплуататорских классов, чьи потребности растут с ростом их богатства и удовлетворяются в ущерб интересам народных масс. Однако и в обществах, основанных на эксплуатации, происходило определенное развитие способностей трудящихся, возвышение их потребностей. Но возможности удовлетворения потребностей трудящихся ограничивались здесь их социальным положением как эксплуатируемых и угнетённых. Капитализм в силу своего социально-экономического характера не создаёт условий для быстрого развития способностей трудящихся, сдерживает объективно вытекающий из совершенствования производства процесс развития рабочей силы.
Социализм не может сразу ликвидировать социально-экономическое неравенство, сложившееся во всех сферах экономики, культуры, образования и общественно-политической деятельности за период многовекового развития общества на основе частной собственности. Однако он коренным образом изменяет характер развития членов общества, уничтожая частную и утверждая общественную собственность на средства производства. В этих условиях В. п. з. приобретает совершенно новые, присущие только социалистическому обществу, черты. Важнейшие из них следующие: всеобщность и всесторонность возвышения потребностей; постепенное социально-экономическое выравнивание их структуры; планомерность, непрерывность и быстрые темпы возвышения потребностей. Возможности для возвышения потребностей используются всеми членами общества на одних и тех же основаниях. При этом развиваются не только потребности, удовлетворение которых ведёт непосредственно к воспроизводству способности к труду, но и потребности, в результате удовлетворения которых человек становится культурнее в быту, творчески инициативнее, активнее в социальном отношении. С созданием материально-технической базы коммунизма и выравниванием социально-экономического положения людей в производстве происходит соответствующее выравнивание способностей к труду и структуры потребностей членов общества.
Б. В. Ракитский.
Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.
- Возвратный тиф
- Возвышенное
Смотреть что такое «Возвышения потребностей закон» в других словарях:
ЗАКОН ВОЗВЫШЕНИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ — англ. law of rising necessities; нем. Gesetz von Ansteigen der Bedurfnisse. Закон, согласно к рому по мере удовлетворения одних потребностей возникают другие, качественно новые, более развитые потребности. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии
ЗАКОН, ВОЗВЫШЕНИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ — англ. law of rising necessities; нем. Gesetz von Ansteigen der Bedurfnisse. Закон, согласно к рому по мере удовлетворения одних потребностей возникают другие, качественно новые, более развитые потребности … Толковый словарь по социологии
Закон возвышения потребностей — тенденция постоянного роста потребностей человека … Краткий словарь основных лесоводственно-экономических терминов
Потребности — нужда или недостаток в чем либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом; внутренний побудитель активности. Биологические П. (в т. ч. и у человека)… … Большая советская энциклопедия
Сфера обслуживания — совокупность отраслей народного хозяйства, продукция которых выступает в виде определённой целесообразной деятельности (услуг). С. о., согласно делению, принятому в планировании и статистике СССР, включает торговлю (См. Торговля) … Большая советская энциклопедия
Потребление — использование общественного продукта в процессе удовлетворения потребностей экономических (См. Потребности экономические), заключительная фаза процесса воспроизводства (См. Воспроизводство). Различают П. производственное… … Большая советская энциклопедия
Прожиточный минимум — социально экономическая категория, характеризующая минимум жизненных средств, физически необходимый для поддержания жизнедеятельности трудящегося и восстановления его рабочей силы. В условиях капитализма категория П. м. непосредственно… … Большая советская энциклопедия
Потребности экономические — часть имеющихся в обществе потребностей (См. Потребности), для удовлетворения которой необходимо общественное воспроизводство. Отношения собственности, весь общественно экономический строй в решающей мере определяют социальные формы… … Большая советская энциклопедия
Спрос и Предложение — экономич. категории товарного производства. Спрос общественные потребности, опосредованные и ограниченные деньгами (см. Потребности экономические). Основная часть потребности населения в предметах потребления и услугах выступает в виде… … Большая советская энциклопедия
Минимум заработной платы — уровень заработной платы работника простого (неквалифицированного) труда. При капитализме М. з. п. устанавливается с учётом прожиточного минимума (См. Прожиточный минимум), который непосредственно связан со стоимостью товара рабочая сила … Большая советская энциклопедия
Закон возвышения потребностей
Закон возвышения потребностей — один из общих экономических законов, выражающих причинно-следственную связь между развитием общественного производства и процессом количественного роста и качественного совершенствования потребностей общества.
Исследуя вопросы становления капитализма и возникновения внутреннего рынка, В. И. Ленин сделал вывод о том, что «развитие капитализма неизбежно влечет за собой возрастание уровня потребностей всего населения и рабочего пролетариата» (Полн. собр. соч., т. 1, с. 101). С развитием производительных сил общества возникают новые потребности, видоизменяются старые, а некоторые из них отмирают. Круг потребностей расширяется, они становятся богаче, в их структуре повышается удельный вес интеллектуальных и социальных потребностей. Существенные сдвиги в уровне потребления масс особенно отчетливо прослеживаются при рассмотрении продолжительных периодов. Научно-техническая революция значительно ускорила этот процесс, сократила периоды перехода от одного качественного уровня потребления к другому.
Характер действия закона возвышения потребностей обусловливается социальным, строем общества, господствующими производственными отношениями. Прежде всего это сказывается на общественных условиях развития способностей человека к труду, которые являются и результатом и предпосылкой удовлетворения других многообразных потребностей. При капитализме применение новой техники, внедрение научных достижений в производство порождают потребность в повышении уровня общеобразовательной и профессиональной подготовки рабочего класса. Но капиталистический строй в силу своей природы не позволяет использовать в интересах развития работника возможности, обусловленные развитием науки и техники. Трудящиеся массы здесь отстраняются от участия в управлении производством. Монополистический капитал преграждает им доступ к подлинным достижениям человеческой цивилизации, стремится узурпировать свободное время масс, навязать им моральные ценности буржуазного общества, стандарты «массовой культуры», ориентированные не на возвышение духовных потребностей человека, а на культивирование в нем низменных идеалов.
Развитие производительных сил современного капиталистического общества привело к существенному росту объема производства предметов потребления, сделало их более доступными для трудящихся. Тем не менее в формах и уровне потребления различных социальных групп сохраняются резкие контрасты. В социалистическом обществе закон возвышения потребностей получает полный простор для своего действия. Особенно широкие предпосылки для сто осуществления создаются на этапе зрелого социализма, когда не только умножаются возможности удовлетворения потребностей людей, но и сами потребности становятся все более совершенными.
На XXV съезде КПСС отмечалось, что реальные доходы на душу населения у нас в стране удваиваются примерно каждые 15 лет, иными словами, на протяжении человеческой жизни социалистическое общество несколько раз переходит к качественно новому уровню потребления. Социализм выдвинул в разряд первостатейных ценностей общественно полезный труд. Трудовая деятельность — источник удовлетворения самых возвышенных потребностей членов социалистического общества, становления и возвышения его личности. Социальная политика партии предусматривает усиление творческого характера труда, всемерное сокращение ручного, малоквалифицированного и тяжелого физического труда.
Важная особенность возвышения потребностей членов развитого социалистического общества состоит в том, что систематически растет доля духовных благ, уровень сознательности, идейности людей. Глубокая заинтересованность в делах общества, активное участие в их решении становятся типическими чертами жизнедеятельности все большего числа людей. В социалистическом обществе нет классов и социальных групп, которые были бы заинтересованы развивать свои способности, удовлетворять свои потребности за счет других. Поэтому результаты роста общественного производства и его эффективности идут на пользу всем членам общества.
Характерной чертой закона возвышения потребностей в условиях социализма является постепенность социально-экономического сближения структуры потребностей разных групп населения. Это осуществляется на основе выравнивания социально-экономического положения людей в производстве и в других областях общественной жизни. Благодаря реализации социальной политики партии происходит дальнейшее сближение социально-экономических условий жизни городского и сельского населения, рабочего класса, колхозного крестьянства, интеллигенции, создаются равные условия для развития физических и духовных способностей каждого человека, каждой общественной группы. Действие закона возвышения потребностей в условиях зрелого социализма представляет собой важный этап на пути формирования потребностей, присущих всесторонне развитой личности — члену коммунистического общества.
Опубликовано 26 апреля 2012 14:11:08.
Закон возвышения потребностей — Студопедия
В истории человечества действует закон возвышения потребностей, т.е. такого взаимодействия общественного производства и потребления, которое обеспечивает удовлетворение производством постоянно воспроизводимых на более высоком уровне потребностей общества и его граждан. ”Этот закон возвышения потребностей,- отмечал В.И.Ленин, — с полной силой сказался в истории Европы – сравнить, например, французского пролетария конца XVIII и конца XIX в. или английского рабочего 1840-х годов и современного. Этот же закон проявляет свое действие и в России: быстрое развитие товарного хозяйства и капитализма в пореформенную эпоху вызывало и повышение уровня потребностей крестьянства…”.
Действительно, история Европы в еще большей перспективе, чем XVIII – XX веков, нагляднее демонстрирует действие данного закона. С каждым этапом в развитии орудий труда общественное производство выходит на новый уровень развития и соответственно подталкивает развитие потребностей к более высокому уровню. Так, переход от каменных орудий труда к бронзовым привел материальные потребности общества к настолько более высокому уровню удовлетворения, что появились излишки материальных благ, и начался процесс социально-классового расслоения, стало зарождаться рабство. Повышение уровня удовлетворения материальных потребностей обусловило рост духовных потребностей людей, обобщенным выражением, которого явилась замена мифологического мировоззрения религиозным.
Следующий скачок в развитии орудий труда, связанный с возникновением железных орудий труда, привел к росту материального потребления и появлению классического рабства. Это означало, что развитие потребностей происходило у одного – господствующего в обществе класса. За счет низведения угнетенного класса (рабов) до положения говорящего орудия удалось достичь высокого (даже сейчас поражающего наше воображение) развития потребностей. Возникли общественные потребности, каких не было раньше – политические. Расцвели пышным цветом литературные, театральные, архитектурные, скульптурные и другие потребности. Появилась потребность в философском мировоззрении, которое и пришло на смену религиозному.
Дальнейшее развитие производства за счет совершенствования как орудий труда, так и производственных отношений вело к развитию потребностей не только господствующих классов (помещиков, буржуазии), но и угнетенных (крестьян, пролетариата). При этом господствующие классы всегда имели более высокий уровень потребления, чем угнетенные.
Коренной перелом в возвышении потребностей произошел в середине XX века в передовых странах мира, которые достигли высшей стадии индустриального развития своего производства и начали переход к информационной цивилизации. Трудящиеся в этих странах стали удовлетворять свои материальные потребности на таком уровне, который не только соответствовал технико-технологическому развитию общества, но и обеспечивал достойное человеческое существование. Высокий уровень материальной жизни предоставлял все возможности для роста духовных потребностей. Однако автоматической реализации этих возможностей не произошло.
Закон возвышения потребностей продолжает действовать и в настоящее время. Вместе с тем современная эпоха (как эпоха перехода от индустриальной к информационной цивилизации) выявила его внутреннюю противоречивость. Она существовала и раньше, но была скрыта антагонистической борьбой основных классов общества, борьбой угнетенных классов за достойное человеческое существование. Когда же эти задачи были решены и антагонизм социальных классов ушел в прошлое, перед наиболее развитыми странами мира встали проблемы противоречивости действия закона возвышения потребностей. И главная из них – это проблема соотношения материальных и духовных потребностей в развитии человека.
Марксистско-ленинское решение этой проблемы, насаждаемое всеми средствами пропаганды в социалистических странах, обусловлено идеологической ориентацией на построение коммунистического общества. В соответствии с этим возвышение потребностей понималось как не столько “ расширение или интеллектуализация потребностей, использование для их удовлетворения все более совершенных в техническом отношении предметов потребления, сколько… процесс совершенствования структуры потребностей личности, ее поступательное всестороннее развитие, знаменующее высокий уровень социализации, коммунистической сознательности и убежденности”.
Марксистское сведение сущности человека к его социализации и подчинение ей закона возвышения потребностей несостоятельно. Это убедительно показал опыт существования в XX веке социалистических обществ, в которых все воспитание подрастающего поколения ориентировалось на социализацию личности, то есть на подчинение ее существующим общественным порядкам, на превращение человека в простой винтик большой общественной машины.
В условиях существования антагонистических классов выдвижение социализации в понимании человека на первый план было оправданным и необходимым. Это способствовало сплочению угнетенных классов и слоев общества в борьбе за улучшение своей жизни и соответственно за прогрессивное развитие общества. Теперь же, когда исчез антагонизм классов и общество достигло высокой сплоченности, успешное развитие его зависит от индивидуальности, то есть от развития индивидуальных способностей и талантов каждого человека, от максимальной творческой отдачи от каждого индивида.
Таким образом, сущность закона возвышения потребностей заключается в максимальном развитии потребностей с целью выявления, развития и реализации индивидуальности каждого человека. Возвышение потребностей не означает их количественного роста до бесконечности. Все биологические потребности человека имеют свои пределы (человек не может, к примеру, съесть, и выпить больше, чем вмещает его желудок). Но есть и общественные пределы для всех потребителей – как биологических, так и социальных, как материальных, так и духовных. Они обусловлены конкретно – историческим уровнем развития общества. В качестве этих пределов выступает тот уровень жизни, который считается достойным в данном обществе при достигнутом технико-технологическом и культурном развитии. В каждом конкретно-историческом обществе складывается свой достойный уровень жизни. Это не обязательно среднестатистический уровень жизни, который при резкой поляризации общества на богатых и бедных не отражает реальной жизни народа. Это и не обязательно тот уровень жизни, который общество в состоянии обеспечить подавляющему большинству свои граждан при существующем уровне технико-технологического и культурного развития. Ибо он может быть ниже, как, например, в Советском союзе или современной России, в которых из-за неэффективности власти и ее равнодушия к нуждам народа всегда отставал и сейчас отстает от технико-технологического и культурного развития общества.
Достойный уровень удовлетворения потребностей, присущий современному человеку, демонстрируют наиболее развитые страны. Обеспечиваемый ими уровень потребления является образцом к достижению, которого стремятся менее развитые страны.
Отсутствие автоматизма в действии закона возвышения потребностей обусловлено включенностью в него не только объективных, но и субъективных факторов общественного развития, т.е. зависимостью его не только от конкретно-исторического состояния техники, технологии, культуры, темпов их развития, но и от воспитания, образования, ценностных ориентаций индивидов, их желаний и стремлений, отношения к самим себе и т.д. Каждый индивид в рамках объективных условий своего существования сам определяет пределы своего развития, формы и меру самореализации в жизни. Это особенно заметно на духовных потребностях индивида. Если развитие и удовлетворение материальных потребностей зависит прежде всего от уровня материального развития общества, то состояние духовных потребностей индивида определяются прежде всего им самим. Он сам определяет, какие из них развивать, как, в каком направлении и до какой степени.
Конечно, между материальными и духовными потребностями индивида есть определенная связь. Если индивид не может даже на минимально необходимом уровне удовлетворять свои материальные потребности (из-за низкого уровня материального развития общества или своего социального положения), то у него и не возникает желания развивать духовные потребности. Как гласит пословица: “Голодное брюхо к ученью глухо”. Однако и при максимально возможном удовлетворении материальных потребностей нет автоматического роста духовных потребностей.
Материальное благополучие индивида создает главные предпосылки, возможности для возвышения духовных потребностей. Но необходимым и достаточным условием для реализации этих возможностей является желание самого индивида. И не просто желание в каком-то духовном направлении (например, сочинять стихи или писать романы). Если у индивида нет к этому способностей или хотя бы задатков, то он будет заниматься бесполезной и для себя, и для общества деятельностью (например, графоманством). Поэтому желание индивида развивать свои духовные потребности должно проистекать из его индивидуальности, из его вражденных задатков, способностей, талантов. Только в этом случае деятельность индивида будет плодотворной и для него, и для общества. И соответственно будет вести к возвышению духовных потребностей.
Далее встает важный вопрос: почему и когда у индивида возникает желание развивать свои духовные потребности?
Отвечая на него, надо признать, что это связано с уровнем культурного развития индивида. Всякая человеческая деятельность как противоречивое единство опредмечивания и распредмечивания есть по своей глубинной сути творение либо усвоение культуры, т.е. развитие культуры (общественной в первом случае и индивидуальной во втором). Основы этого процесса закладываются в той или иной мере с детства, в ходе воспитания и образования индивида. Совпадение этих основ с врожденными задатками и способностями к творчеству в каком-либо виде деятельности (литературном, техническом, кулинарном, столярном, научном и т.д.) и порождает у индивида желание развивать свои соответствующие потребности. И напротив, несовпадение основ творчества с задатками и способностями либо отсутствие основ творчества из-за недостатков воспитания и образования, либо отсутствие задатков и способностей к творческой деятельности не вызывают у индивида желания развивать свои потребности. В этом случае люди чаще всего ориентируются на то, как принято в той или иной социальной группе либо в обществе удовлетворять потребности, и стремятся реализовать это в своей жизни.
Что же касается развития материальных потребностей индивида, то оно обусловлено преимущественно объективными условиями его жизни, уровнем развития общественного производства и материальной культуры общества. Индивидуальное своеобразие человека сказывается на этом процессе незначительно. Если возвышение духовных потребностей может идти беспредельно, не имеет ограничений, то рост материальных потребностей ограничен материальным развитием общества. Человек, как бы ему сильно не хотелось, не может использовать, например, в качестве транспортного средства летающую тарелку, ибо ни в одной стране она пока не существует. А вот, развивая свои духовные потребности и реализуя их, индивид может намного опередить свое время, как это сделал, к примеру, писатель фантаст Жюль Верн.
Наконец, требует ответа вопрос о содержании закона возвышения потребностей. В каком смысле можно говорить о возвышении потребностей? Понятие “возвышение ” связано не с количественным умножением, а с качественным совершенствованием потребностей. При этом надо признать, что чем более культурно развит индивид, тем в более разнообразные отношения он вступает с действительностью и тем богаче структура его потребностей, имеющихся у индивида, свидетельствует о его развитости. Но более важным показателем развития человека является качественное состояние его потребностей. Например, если у индивида потребность в музыке выражается в желании слушать ее, то это один уровень развития данной потребности. Если выражается в желании и умении играть на музыкальном инструменте, то это — другой, более высокий уровень музыкальной потребности. А если выражается в желании и умении сочинять музыку, то это – третий, высший уровень. Поэтому закон возвышения потребностей означает их переход от низшего качественного состояния к высшему.
Большая советская энциклопедия — возвышения потребностей закон
Возвышения потребностей закон, закон развития общества, выражающий рост и совершенствование его потребностей с развитием производительных сил и культуры. В ходе развития общества растут и видоизменяются потребности его членов. Некоторые потребности исчезают, возникают новые, в результате чего круг потребностей расширяется. Одновременно происходят качественные изменения в самой структуре потребностей. Возрастает доля интеллектуальных и социальных потребностей, физические потребности все более «облагораживаются» в том смысле, что в их возникновении и в определении способа их удовлетворения все большую роль играют социально-культурные факторы. В. п. з. действует и проявляется как объективный лишь по отношению к общественной системе потребностей, в том числе к совокупности личных потребностей всех членов общества, но не каждого отдельного его члена. Для того чтобы выявить существенные количественные и качественные сдвиги в соотношении различных потребностей, необходимо рассматривать периоды в несколько десятков, а то и сотен лет. В. И. Ленин, говоря о В. п. з. в условиях капитализма, оперировал периодами в 50 и 100 лет (см. Полн. собр. соч., 5 изд., т. 1, с. 101—02). Современная научно-техническая революция ускорила темпы экономического развития, в связи с чем процесс возвышения потребностей отчетливо прослеживается и при анализе данных за более короткие периоды. В. п. з. имеет место при любом социально-экономическом строе, но при различных исторических условиях выступает в разных формах. В досоциалистических классовых формациях В. п. з. действует в антагонистической форме. Сохраняется вопиющее социально-экономическое неравенство. Господствующие классы, владея основными средствами производства, монополизируют решающие сферы интеллектуальной деятельности и функции социально-экономического управления. Уделом эксплуатируемых классов является по преимуществу тяжелый физический труд. В этих условиях В. п. з. осуществляется крайне неравномерно у разных классов общества. Преимущества оказываются на стороне эксплуататорских классов, чьи потребности растут с ростом их богатства и удовлетворяются в ущерб интересам народных масс. Однако и в обществах, основанных на эксплуатации, происходило определенное развитие способностей трудящихся, возвышение их потребностей. Но возможности удовлетворения потребностей трудящихся ограничивались здесь их социальным положением как эксплуатируемых и угнетенных. Капитализм в силу своего социально-экономического характера не создает условий для быстрого развития способностей трудящихся, сдерживает объективно вытекающий из совершенствования производства процесс развития рабочей силы. Социализм не может сразу ликвидировать социально-экономическое неравенство, сложившееся во всех сферах экономики, культуры, образования и общественно-политической деятельности за период многовекового развития общества на основе частной собственности. Однако он коренным образом изменяет характер развития членов общества, уничтожая частную и утверждая общественную собственность на средства производства. В этих условиях В. п. з. приобретает совершенно новые, присущие только социалистическому обществу, черты. Важнейшие из них следующие: всеобщность и всесторонность возвышения потребностей; постепенное социально-экономическое выравнивание их структуры; планомерность, непрерывность и быстрые темпы возвышения потребностей. Возможности для возвышения потребностей используются всеми членами общества на одних и тех же основаниях. При этом развиваются не только потребности, удовлетворение которых ведет непосредственно к воспроизводству способности к труду, но и потребности, в результате удовлетворения которых человек становится культурнее в быту, творчески инициативнее, активнее в социальном отношении. С созданием материально-технической базы коммунизма и выравниванием социально-экономического положения людей в производстве происходит соответствующее выравнивание способностей к труду и структуры потребностей членов общества. Б. В. Ракитский.Возвышения потребностей закон — Большая советская энциклопедия
Возвыше́ния потре́бностей закон
Закон развития общества, выражающий рост и совершенствование его потребностей с развитием производительных сил и культуры. В ходе развития общества растут и видоизменяются потребности его членов. Некоторые потребности исчезают, возникают новые, в результате чего круг потребностей расширяется. Одновременно происходят качественные изменения в самой структуре потребностей. Возрастает доля интеллектуальных и социальных потребностей, физические потребности всё более «облагораживаются» в том смысле, что в их возникновении и в определении способа их удовлетворения всё большую роль играют социально-культурные факторы. В. п. з. действует и проявляется как объективный лишь по отношению к общественной системе потребностей, в том числе к совокупности личных потребностей всех членов общества, но не каждого отдельного его члена. Для того чтобы выявить существенные количественные и качественные сдвиги в соотношении различных потребностей, необходимо рассматривать периоды в несколько десятков, а то и сотен лет. В. И. Ленин, говоря о В. п. з. в условиях капитализма, оперировал периодами в 50 и 100 лет (см. Полн. собр. соч., 5 изд., т. 1, с. 101—02). Современная научно-техническая революция ускорила темпы экономического развития, в связи с чем процесс возвышения потребностей отчётливо прослеживается и при анализе данных за более короткие периоды.
В. п. з. имеет место при любом социально-экономическом строе, но при различных исторических условиях выступает в разных формах. В досоциалистических классовых формациях В. п. з. действует в антагонистической форме. Сохраняется вопиющее социально-экономическое неравенство. Господствующие классы, владея основными средствами производства, монополизируют решающие сферы интеллектуальной деятельности и функции социально-экономического управления. Уделом эксплуатируемых классов является по преимуществу тяжёлый физический труд. В этих условиях В. п. з. осуществляется крайне неравномерно у разных классов общества. Преимущества оказываются на стороне эксплуататорских классов, чьи потребности растут с ростом их богатства и удовлетворяются в ущерб интересам народных масс. Однако и в обществах, основанных на эксплуатации, происходило определенное развитие способностей трудящихся, возвышение их потребностей. Но возможности удовлетворения потребностей трудящихся ограничивались здесь их социальным положением как эксплуатируемых и угнетённых. Капитализм в силу своего социально-экономического характера не создаёт условий для быстрого развития способностей трудящихся, сдерживает объективно вытекающий из совершенствования производства процесс развития рабочей силы.
Социализм не может сразу ликвидировать социально-экономическое неравенство, сложившееся во всех сферах экономики, культуры, образования и общественно-политической деятельности за период многовекового развития общества на основе частной собственности. Однако он коренным образом изменяет характер развития членов общества, уничтожая частную и утверждая общественную собственность на средства производства. В этих условиях В. п. з. приобретает совершенно новые, присущие только социалистическому обществу, черты. Важнейшие из них следующие: всеобщность и всесторонность возвышения потребностей; постепенное социально-экономическое выравнивание их структуры; планомерность, непрерывность и быстрые темпы возвышения потребностей. Возможности для возвышения потребностей используются всеми членами общества на одних и тех же основаниях. При этом развиваются не только потребности, удовлетворение которых ведёт непосредственно к воспроизводству способности к труду, но и потребности, в результате удовлетворения которых человек становится культурнее в быту, творчески инициативнее, активнее в социальном отношении. С созданием материально-технической базы коммунизма и выравниванием социально-экономического положения людей в производстве происходит соответствующее выравнивание способностей к труду и структуры потребностей членов общества.
Б. В. Ракитский.
Источник: Большая советская энциклопедия на Gufo.me
Унижение и возвышение
Он просто там висит. Он болтается, как будто это просто второстепенная мысль, связанная со второй главой Бытия. Но мы знаем, что в разуме и вдохновении Святого Духа нет запоздалых мыслей. Таким образом, мы смотрим на этот отрывок, чтобы дать нам ключ к разгадке нашего состояния до страданий греха. В главе 2, стихе 25, говорится: «Оба были нагие, муж и жена его, и не постыдились». Это говорит нам о том, что до того, как грех вошел в мир, не было стыда.Смущения не было. Опыт унижения был совершенно неизвестен и чужд человечеству. Однако вместе с первым опытом греха пришло ужасное бремя личного стыда и смущения. Стыд и смущение — это чувства и переживания, которые возникают с нами в разной степени. Худший вид стыда, самая ужасная форма смущения — это то, что приводит к полному и полному унижению. Унижение приносит с собой не только покрасневшее лицо смущения, но и чувство отчаяния, поскольку мы теряем свое достоинство и наша репутация рушится.
Тем не менее, именно в эту область позора и унижения наш Спаситель добровольно пришел в воплощении. Популярный гимн «Дворцы из слоновой кости» изображает это падение от славы — добровольный уход Сына Человеческого из дворца из слоновой кости, который является Его вечным жилищем. Он добровольно сделал Себя безрезультатным, чтобы стать человеком и слугой, послушным даже до смерти. Именно это унижение, которое Христос охотно принял для Себя, стоит в начале всего прогресса, который Он идет по Своему пути к славе и к Его окончательному возвышению.Прогресс, как это прослеживается в Новом Завете, идет от унижения при рождении Иисуса к Его возвышению в Его воскресении, вознесении и возвращении.
Качество экзальтации — полная противоположность качеству унижения. В экзальтации достоинство не только восстанавливается, но и венчается славой, которую может даровать только Бог. Итак, когда мы смотрим на библейскую тему возвышения Иисуса, мы смотрим на то, как Отец вознаграждает Своего Сына и возвещает Свою славу всему творению.
Нам говорят, что никто не восходит на небеса, кроме Того, кто спускается с небес, и нам также говорят, что в крещении нам дается знак и знак нашего участия с Иисусом как в Его унижении, так и в Его возвышении. Обещание участвовать в возвышении Христа дано каждому верующему, но здесь есть загвоздка. Есть предупреждение, и это предупреждение ясно: если мы не желаем участвовать в унижении Иисуса, у нас не будет причин ожидать когда-либо участия в Его возвышении.Но это венец, который поставлен перед нами, что мы, не имеющие права на вечную славу и честь, тем не менее получим его из-за того, что было достигнуто вместо нас нашим совершенным Искупителем.
В 1990 году я написал книгу под названием Слава Христа . Написание этой книги было одним из самых захватывающих событий, которые я когда-либо испытывал. Моя задача в этом случае состояла в том, чтобы продемонстрировать, что, хотя в жизни и служении Иисуса есть общий прогресс от унижения к возвышению, этот прогресс не идет непрерывной линией, которая непрерывно движется от унижения к возвышению.Скорее, в книге объясняется, что даже в общем движении Иисуса от унижения к возвышению, в Его худшие моменты унижения, есть междометия по благодати Божьей, в которых также проявляется слава Сына.
Например, когда мы рассматриваем рождение Иисуса, легко сосредоточить наше внимание на явном обнищании, которое произошло с Его рождением в хлеву и в месте, где Его не приветствовали в отеле или гостинице. В смирении Его рождения было непреодолимое чувство унижения.Тем не менее, в тот самый момент, когда наш Господь вошел в человечество в этих унизительных обстоятельствах, совсем недалеко от него вспыхнули небеса, и слава Божья засияла перед глазами пастырей с возвещением о Его рождении как Царя.
Даже когда Он идет на крест, в худшие моменты Его унижения, все еще остается намек на Его победу над злом, когда Его тело не выбрасывается на свалку за пределами Иерусалима; скорее, следуя пророческому предсказанию Исайи, глава 53, тело Иисуса было нежно похоронено в гробнице богатого человека.Его смерть была позорной, но его погребение было большой честью в древних терминах. Его тело было украшено сладчайшими пряностями и самыми дорогими ароматами, и Ему было дано почетное место для захоронения. Следовательно, Бог среди страданий Своего послушного слуги не позволил Своему Святому увидеть тление.
И на страницах Священного Писания мы видим эти проблески то тут, то там, прорывающиеся сквозь завесу и покров человечности Иисуса, пробивающие броню унижения и унижения, которые были Его уделом во время Его земного пребывания.Эти моменты или проблески славы должны быть для христианина предвкушением того, что ждет впереди, не только для окончательного возвышения Иисуса в завершении Его царства, но и для вкуса для нас самого неба, когда мы становимся наследниками. и сонаследники Иисуса. Последний жребий Иисуса, Его судьба, Его наследие, обещанное и гарантированное Отцом, — это слава, и эта слава, которую Он разделяет со всеми, кто доверяет Ему.
В обыденном языке термины экзальтация, и унижение, стоят как полярные противоположности.Одно из величайших достоинств открытой Богом истины и острой иронии — то, что в кресте Христа эти две полярные противоположности сливаются и примиряются. В Его унижении мы находим свое возвышение. Наш стыд заменяется Его славой. Автор песен был прав, когда написал: «Мое греховное« я », мой единственный позор, моя слава, весь крест».
Этот пост был первоначально опубликован в журнале Tabletalk .
.От унижения до возвышения, R.C. Спроул
Он просто там висит. Он болтается, как будто это просто второстепенная мысль, связанная со второй главой Бытия. Но мы знаем, что в разуме и вдохновении Святого Духа нет запоздалых мыслей. Таким образом, мы смотрим на этот отрывок, чтобы дать нам ключ к разгадке нашего состояния до страданий греха. В главе 2, стихе 25, говорится: «Оба были нагие, муж и жена его, и не постыдились». Это говорит нам о том, что до того, как грех вошел в мир, не было стыда.Смущения не было. Опыт унижения был совершенно неизвестен и чужд человечеству. Однако вместе с первым опытом греха пришло ужасное бремя личного стыда и смущения. Стыд и смущение — это чувства и переживания, которые возникают с нами в разной степени. Худший вид стыда, самая ужасная форма смущения — это то, что приводит к полному и полному унижению. Унижение приносит с собой не только покрасневшее лицо смущения, но и чувство отчаяния, поскольку мы теряем свое достоинство и наша репутация рушится.
Тем не менее, именно в эту область позора и унижения наш Спаситель добровольно пришел в воплощении. Популярный гимн «Дворцы из слоновой кости» изображает это падение от славы — добровольный уход Сына Человеческого из дворца из слоновой кости, который является Его вечным жилищем. Он добровольно сделал Себя безрезультатным, чтобы стать человеком и слугой, послушным даже до смерти. Именно это унижение, которое Христос охотно принял для Себя, стоит в начале всего прогресса, который Он идет по Своему пути к славе и к Его окончательному возвышению.Прогресс, как это прослеживается в Новом Завете, идет от унижения при рождении Иисуса к Его возвышению в Его воскресении, вознесении и возвращении.
Качество экзальтации — полная противоположность качеству унижения. В экзальтации достоинство не только восстанавливается, но и венчается славой, которую может даровать только Бог. Итак, когда мы смотрим на библейскую тему возвышения Иисуса, мы смотрим на то, как Отец вознаграждает Своего Сына и возвещает Свою славу всему творению.
Нам говорят, что никто не восходит на небеса, кроме Того, кто спускается с небес, и нам также говорят, что в крещении нам дается знак и знак нашего участия с Иисусом как в Его унижении, так и в Его возвышении. Обещание участвовать в возвышении Христа дано каждому верующему, но здесь есть загвоздка. Есть предупреждение, и это предупреждение ясно: если мы не желаем участвовать в унижении Иисуса, у нас не будет причин ожидать когда-либо участия в Его возвышении.Но это венец, который поставлен перед нами, что мы, не имеющие права на вечную славу и честь, тем не менее получим его из-за того, что было достигнуто вместо нас нашим совершенным Искупителем.
В 1990 году я написал книгу под названием Слава Христа . Написание этой книги было одним из самых захватывающих событий, которые я когда-либо испытывал. Моя задача в этом случае состояла в том, чтобы продемонстрировать, что, хотя в жизни и служении Иисуса есть общий прогресс от унижения к возвышению, этот прогресс не идет непрерывной линией, которая непрерывно движется от унижения к возвышению.Скорее, в книге объясняется, что даже в общем движении Иисуса от унижения к возвышению, в Его худшие моменты унижения, есть междометия по благодати Божьей, в которых также проявляется слава Сына.
Например, когда мы рассматриваем рождение Иисуса, легко сосредоточить наше внимание на явном обнищании, которое произошло с Его рождением в хлеву и в месте, где Его не приветствовали в отеле или гостинице. В смирении Его рождения было непреодолимое чувство унижения.Тем не менее, в тот самый момент, когда наш Господь вошел в человечество в этих унизительных обстоятельствах, совсем недалеко от него вспыхнули небеса, и слава Божья засияла перед глазами пастырей с возвещением о Его рождении как Царя.
Даже когда Он идет на крест, в худшие моменты Его унижения, все еще остается намек на Его победу над злом, когда Его тело не выбрасывается на свалку за пределами Иерусалима; скорее, следуя пророческому предсказанию Исайи, глава 53, тело Иисуса было нежно похоронено в гробнице богатого человека.Его смерть была позорной, но его погребение было большой честью в древних терминах. Его тело было украшено сладчайшими пряностями и самыми дорогими ароматами, и Ему было дано почетное место для захоронения. Следовательно, Бог среди страданий Своего послушного слуги не позволил Своему Святому увидеть тление.
И на страницах Священного Писания мы видим эти проблески то тут, то там, прорывающиеся сквозь завесу и покров человечности Иисуса, пробивающие броню унижения и унижения, которые были Его уделом во время Его земного пребывания.Эти моменты или проблески славы должны быть для христианина предвкушением того, что ждет впереди, не только для окончательного возвышения Иисуса в завершении Его царства, но и для вкуса для нас самого неба, когда мы становимся наследниками. и сонаследники Иисуса. Последний жребий Иисуса, Его судьба, Его наследие, обещанное и гарантированное Отцом, — это слава, и эта слава, которую Он разделяет со всеми, кто доверяет Ему.
В обыденном языке термины экзальтация, и унижение, стоят как полярные противоположности.Одно из величайших достоинств открытой Богом истины и острой иронии — то, что в кресте Христа эти две полярные противоположности сливаются и примиряются. В Его унижении мы находим свое возвышение. Наш стыд заменяется Его славой. Автор песен был прав, когда написал: «Мое греховное« я », мой единственный позор, моя слава, весь крест».
.Почему мы не должны «просто обеспечивать соблюдение закона» — Reason.com
В дебатах по таким вопросам, как нелегальная иммиграция, война с наркотиками и другие, мы часто слышим утверждение, что правительство должно «просто обеспечить соблюдение закона». закон «. Если кто-то нарушает закон, государство обязано применить его против них, если узнает о нарушении, и виновные не имеют права жаловаться, потому что они заслуживают того наказания, которое они получат.
Возможно, так. Но эта история о женщине, которой могут быть предъявлены обвинения за укрытие домашних животных во время урагана Флоренс, подчеркивает недостатки этого образа мышления:
Женщина округа Уэйн может столкнуться с обвинениями после укрытия более двух десятков домашних животных, когда ураган Флоренс обрушился на Северную Каролину. .
Тэмми Хеджес руководит некоммерческой группой Crazy’s Claws n Paws, которая помогает малообеспеченным семьям оплачивать ветеринарные услуги, товары для домашних животных и другие нужды.
Она занимается переоборудованием складского помещения вдоль шоссе 581 в убежище. С приближением шторма на прошлой неделе она предложила домашним животным остаться.
«Цель состояла в том, чтобы убедиться, что они не тонут», — сказал Хеджес. «У нас была пожилая пара, они эвакуировались в тот день, и они не могли взять с собой 18 животных.»
За счет пожертвований Хеджес привезла ящики, еду и другие предметы снабжения, чтобы помочь животным пережить шторм. Она сказала, что добровольцы оставались с животными 24 часа в сутки…
В понедельник, после того, как шторм утих, она сказала, что она ей позвонил менеджер службы животных округа Уэйн Фрэнк Солс по поводу животных.
Она сказала, что он сказал ей: «Ты можешь добровольно передать животных, или я могу пойти и получить ордер».
Она сдала животных. Голдсборо. «Новости-Аргус» сообщил, что Солс сказал, что Хеджесу все еще могут быть предъявлены обвинения в том, что они забрали животных….
Хеджес признала, что учреждение официально не зарегистрировано как приют, но сказала, что считает, что ей не следует предъявлять обвинения в случившемся.
«Мы не позволим (животным) страдать, умирать и тонуть», — сказала она…
«Мне очень грустно, что когда кто-то пытается поступить правильно, его за это наказывают», — сказал Дэвидсон. «Я надеюсь, что они не предъявят обвинений. Мы бы хотели, чтобы он протянул ей руку и нажал кнопку сброса».
Интуитивная реакция большинства читателей на эту историю, вероятно, состоит в том, что со стороны властей действительно было бы несправедливо возбуждать уголовное дело против Тэмми Хеджес.Она не является преступницей, ее следует хвалить за укрытие любимых домашних животных, которые в противном случае могли бы быть убиты или ранены во время шторма. Но если у правительства действительно есть обязанность «просто обеспечивать соблюдение закона», то она должна быть привлечена к ответственности. Хотя может показаться, что Хеджес совершила доброе дело, на самом деле она просто еще один недоброжелатель, заслуживающий наказания. Закон Северной Каролины запрещает работу приюта для животных без свидетельства о регистрации. И если я правильно интерпретирую Закон штата о защите животных, нарушители подлежат гражданскому штрафу в размере до 5000 долларов.Если мы действительно верим в мантру «соблюдай закон», государство должно заставить Hedges заплатить!
Тем не менее, государственным чиновникам было бы неправильно преследовать Хеджес. Одна из возможных причин — ограниченные ресурсы. В обществе, где существует так много законов, что правительство не может преследовать больше, чем небольшую часть нарушителей, кажется расточительным преследовать Hedges. Прокурор, решивший ее преследовать, должен быть предупрежден о том, чтобы он «иди на борьбу с настоящим преступлением».
Но нехватка ресурсов — не единственная причина, по которой Hedges можно снять с крючка.Даже если бы ее можно было наказать за небольшую плату или бесплатно для государства (или если бы начисленный ей штраф был достаточен для покрытия расходов), все равно было бы несправедливо применять закон против нее. Зачем? Потому что, как сказал один из ее соратников в цитированной выше статье, она поступала «правильно». Ее действия были далеко не предосудительными, но достойными похвалы. Хотя она, вероятно, нарушила закон, все же то, что она сделала, было правильным.
Но если нарушение закона — это правильно, чтобы спасти кошек и собак, которые в противном случае могли бы умереть во время шторма, почему бы не спасти людей, столкнувшихся с подобными опасностями? Рассмотрим иммигрантов без документов, спасающихся от насилия и угнетения, а также тех, кто может быть ранен или убит в случае депортации.Точно так же есть люди, которые нарушают федеральные законы о наркотиках, чтобы получить медицинскую марихуану, необходимую для облегчения их боли, или незаконно приобретают органы, потому что это единственный способ выжить перед лицом искусственной нехватки органов, созданной федеральными законами, запрещающими рынки органов. . Возможно, есть другие веские основания для применения закона в этих случаях (хотя я в этом сомневаюсь). Но принуждение не может быть защищено просто на основании того факта, что оно зарегистрировано, и поэтому оно должно выполняться автоматически.
Сегодня мы восхваляем активистов движения против рабства девятнадцатого века, которые управляли «подземной железной дорогой» в нарушение федеральных законов о беглых рабах, и осуждаем правительственных чиновников, пытавшихся привлечь их к ответственности. Но некоторые современные законы — например, приведенные выше примеры — также наносят серьезный вред невинным людям. Нынешнее толкование иммиграционного законодательства Министерством юстиции даже буквально требует депортации некоторых сбежавших рабов на основании теории о том, что принудительный труд, который они выполняли для своих хозяев, квалифицируется как «материальная поддержка» терроризма.Если неправильно преследовать Хеджес за ее усилия по спасению домашних животных во время шторма, неправильно также преследовать тех, кто нарушает иммиграционные законы, законы о наркотиках и другие подобные законы, чтобы спасти невинных людей от угнетения и смерти.
Многие, тем не менее, утверждают, что у нас есть категорическая обязанность подчиняться и обеспечивать соблюдение закона, потому что мы дали на это согласие. Это может быть правдой в мире, где правительство действовало по-настоящему согласованно, как в частных клубах; у членов есть хотя бы предполагаемая обязанность подчиняться правилам клуба, потому что они согласились сделать это при вступлении.«Повинуйся или уйди» часто является разумным требованием в таких обстоятельствах. Но в реальном мире правительства не похожи на клубы и не основаны на каком-либо подлинном согласии. Я кратко изложил причины этого в этом посте.
Еще одним возможным оправданием соблюдения всех законов является идея о том, что правительственные чиновники, которые их принимают, просто знают лучше нас. В то время как обычные граждане могут не понимать причин преследования Тэмми Хеджес, законодательный орган штата Северная Каролина более информирован, и мы должны полагаться на их высшую мудрость.Эта теория была бы правдоподобной, если бы имелись веские основания полагать, что законы и постановления принимаются в ходе объективного совещательного процесса, который тщательно взвешивает соответствующие соображения морали и практичности. В действительности, люди, принимающие законы, находятся под сильным влиянием широко распространенного невежества и предубеждений избирателей, а также собственных сильных предубеждений. Мягко говоря, политики вряд ли можно назвать профессией, отличающейся выдающейся моральной проницательностью и объективностью в оценке доказательств.
Необязательно быть анархистом или закоренелым либертарианцем, чтобы не доверять моральным суждениям правительства. Данные опросов показывают, что большинство американцев оценивают этичность и надежность членов Конгресса примерно на том же (очень низком) уровне, что и продавцы автомобилей. Если вы с подозрением относитесь к диктату продавцов подержанных автомобилей, то же самое касается и правительственных чиновников, чьи этические чувства не намного лучше.
Ничто из этого не доказывает, что никакие законы никогда не должны выполняться, или что с моральной точки зрения допустимо нарушать закон в любое время, когда мы этого хотим.Отнюдь не. Многие незаконные действия являются морально неправильными, если не считать того факта, что против них существуют законы. Рассмотрим такие очевидные случаи, как законы против убийства, изнасилования или воровства. В других случаях рассматриваемая деятельность не может быть изначально неправильной, но ее запрет — единственный способ принести какую-то важную социальную выгоду (например, налоговые законы, которые платят за жизненно важную инфраструктуру, или борьба с загрязнением, которая не может быть обеспечена частными средствами). Вероятно, есть и другие примеры морально защищаемых законов.
Ключевой момент здесь не в том, что никакие законы не заслуживают исполнения, а в том, что сам факт наличия закона в книгах не означает, что он должен выполняться, и, конечно же, не означает, что мы должны преследовать всех нарушителей. Это легко увидеть в случае с приютом для животных Тэмми Хеджес. Но те же принципы применимы гораздо шире.
По общему признанию, есть место для разумного разногласия по поводу того, какие законы можно применять, а какие нет. Люди могут ошибаться, предпочитая не применять законы в тех случаях, когда на самом деле это просто так.Но этот риск не может служить оправданием для того, чтобы допустить распространение ошибок противоположного типа. В мире с многочисленными несправедливыми законами и этически подозрительными политиками мы не можем принять категорический подход к политической морали, основанный на применении закона.
ОБНОВЛЕНИЕ: С тех пор, как я написал первоначальную версию этого поста, Тэмми Хеджес была арестована и обвинена в 12 пунктах обвинения в ветеринарной медицине без лицензии (очевидно, потому, что она оказывала медицинскую помощь некоторым животным, которых она укрывала, в то время как не было возможности связаться с лицензированным ветеринаром из-за шторма).За исключением доказательств того, что она умышленно или по неосторожности причинила вред животным, я считаю, что предъявление этих обвинений не более оправданно, чем попытки преследовать ее за то, что она содержала приют для животных без свидетельства о регистрации.
ОБНОВЛЕНИЕ № 2: Канадский ученый-юрист Леонид Сирота вдумчиво ответил на этот пост. Он согласен с тем, что неисполнение закона может быть оправдано в «крайних» случаях, таких как дела Тэмми Хеджес и «Законы о беглых рабах». Но он утверждает, что этого нельзя допускать в ситуациях, когда есть место для «разумных разногласий» относительно справедливости закона.Если «разумное несогласие» может быть продемонстрировано просто тем фактом, что многие люди считают, что закон оправдан, тогда не было никаких оснований выступать против применения Закона о беглых рабах. Большое количество людей (возможно, даже большинство белых американцев) считали, что эти законы действительно должны выполняться. Если, с другой стороны, разумность определяется не количеством людей, защищающих закон, а качеством оправданий, которые могут быть предложены для этого, тогда вполне может быть много современных законов, которые наносят серьезный вред по причинам. немного лучше, чем те, которые используются для оправдания действий беглых рабов или преследования Тэмми Хеджес.Я отмечу выше пример иммиграционных законов, которые использовались для депортации людей (включая даже беглых рабов) в места, где они могут подвергнуться притеснению или даже смерти.
Кроме того, Сирота игнорирует реальность (также отмеченную выше), что в современных государствах, таких как США и Канада, существует так много законов, что правительство может реально преследовать лишь небольшой процент нарушителей. В этих условиях широкое использование дискреционных полномочий неизбежно, и должностным лицам следовало бы использовать их для установления приоритета в применении законов с вескими основаниями над теми, в которых они отсутствуют, и особенно с теми, которые действительно причиняют серьезную несправедливость.Как правильно отмечает Сирота, такой осмотрительностью можно легко злоупотребить различными способами. Могут быть даже случаи, когда исполнение несправедливого закона является меньшим из возможных зол, потому что неисполнение может каким-то образом привести к еще большей несправедливости. Но стратегия «просто соблюдать закон» также ведет к злоупотреблениям и серьезной несправедливости. Я хочу сказать не о том, что исполнение сомнительных законов никогда не может быть оправдано, а просто в том, что мы должны отвергнуть общий принцип, согласно которому исполнение всегда или почти всегда справедливо, независимо от достоинств рассматриваемого закона.И в любом случае широкая свобода усмотрения остается здесь до тех пор, пока мы не уменьшим количество законов в книгах (что я был бы рад увидеть, но не ожидаю, что это произойдет в ближайшее время).
ОБНОВЛЕНИЕ № 3 (25 сентября 2018 г.): в запоздалой демонстрации здравого смысла прокуратура отклонила 12 обвинений против Тэмми Хеджес, вероятно, в ответ на общественный резонанс. Однако суть моего поста остается актуальной. Согласно подходу «просто обеспечить соблюдение закона», Хеджес следовало привлечь к уголовной ответственности, учитывая, что она, вероятно, действительно нарушила различные законы штата.Причины, по которым такое преследование было бы несправедливым, иллюстрируют более общие недостатки теории «справедливого применения». И, к сожалению, многие жертвы несправедливого судебного преследования не привлекают столько внимания общественности, и поэтому их судьба гораздо хуже, чем у Тэмми Хеджес.
.Определение