Любовь — Википедия
Сердце — распространённый символ любвиЛюбо́вь — чувство, свойственное человеку, глубокая привязанность и устремлённость к другому человеку или объекту, чувство глубокой симпатии[1][2][3][4].
Любовь включает в себя ряд сильных и позитивных эмоциональных и психических состояний, от самой возвышенной добродетели и до самого простого удовольствия[5][6]. Примером такого широкого диапазона значений является тот факт, что любовь матери отличается от любви супруга, которая, в свою очередь, отличается от любви к еде или любви к Родине. Любовь выступает одной из трёх главных добродетелей христианства наряду с верой и надеждой. Большое разнообразие смысловых оттенков в сочетании со сложностью самого чувства означает, что любовь является необычайно трудной для определения по сравнению с другими эмоциональными состояниями. Чаще всего любовь характеризуется как чувство сильного влечения и эмоциональной привязанности
Любовь рассматривается также как философская категория, в виде субъектного отношения, интимного избирательного чувства, направленного на предмет любви[8]. Любовь выступает важнейшим субъективным индикатором счастья[9].
Древние греки различали несколько типов любви: семейную любовь («сторге»), дружескую любовь («филия»), романтическую любовь («эрос») и жертвенную любовь («агапэ»)[⇨]. По отношению к объекту любви говорят о любви родителей к своим детям, детей к своим родителям, между братьями и сёстрами, между мужчиной и женщиной, любви ко всем людям, любви к Богу[10]. Любовь также может быть неразделённой или платонической[⇨].
Собственное видение любви излагали Эмпедокл, Платон, Аристотель, Фома Аквинский, Б. Спиноза, А. Шопенгауэр, В. Соловьёв, З. Фрейд и др.[⇨] Значительный вклад в изучение данного феномена внёс Э. Фромм [⇨], выделивший в качестве базовых элементов, общих для всех форм любви, заботу, ответственность, уважение и понимание[11]. Американский психолог Роберт Стернберг в контексте межличностных отношений в качестве трёх составляющих любви отметил близость, страсть и обязательства[12] (см. Трёхкомпонентная теория любви).
Любовь как продолжительное и устойчивое чувство принято отличать от влюблённости, являющейся сильно выраженным непродолжительным эмоциональным состоянием, которое может быстро угаснуть или наоборот перерасти в настоящую любовь[13].
Любовь — одна из фундаментальных и общих тем в мировой культуре и искусстве. Рассуждения о любви и её анализ как явления восходят к древнейшим философским системам и литературным памятникам, известным людям.
Русское «любовь» восходит через др.-рус. любы к праслав. *l’uby (тот же корень, что и у глагола «любить»). Данное слово, так же, как и
Виды любви
Мать держит своего ребенка.- Родительская любовь с одной стороны включает в себя биологические инстинкты, общие у человека с другими животными, а с другой стороны представляет собой интеллектуальный восторг, возможный только на определённых уровнях культуры.
- Неразделённая (безответная) любовь — ситуация, при которой один человек (субъект) испытывает романтические чувства по отношению к другому человеку (объекту), который не отвечает тем же самым. Тема неразделённой любви часто используется в произведениях искусства — поэзии, музыки, литературы.
- Платоническая любовь — в современном значении выражения, возвышенные отношения, основанные на духовном влечении и романтической чувственности (о чувстве любви), без физического влечения.
Основы понимания любви
Ты — рядом, и всё прекрасно:
И дождь, и холодный ветер.
Спасибо тебе, мой ясный,
За то, что ты есть на свете.
Терминология
Сложность и диалектическая многоплановость любви породила значительное количество трактовок феномена в различных языках, культурах в течение всей истории человеческого общества.
Классификация форм любви
Различение отдельных типов любви можно видеть уже в древнегреческом языке[2][15]:
Также греками выделялось ещё 3 разновидности
- «людус» (лат. ludus) — любовь-игра до первых проявлений скуки, основанная на половом влечении и направленная на получение удовольствий;
- «мания» (др.-греч. μανία) — любовь-одержимость, основа которой — страсть и ревность. Древние греки называли манию «безумием от богов»;
- «прагма» (др.-греч. πράγμα) — рассудочная любовь, когда переживание этого чувства в человеке побуждается не сердечной привязанностью, а лишь в корыстных интересах с целью извлечения выгод и удобств.
В дальнейшем на этой основе был разработан ряд классификаций, в том числе предложенная канадским социологом Дж. А. Ли концепция шести любовных стилей: три основных стиля — эрос, сторге и людус — в своих смешениях дают ещё три: агапэ, любовь-манию и рациональную любовь-прагму[16].
Известный русский философ В. С. Соловьёв определяет любовь как влечение одного одушевлённого существа к другому для соединения с ним и взаимного восполнения жизни и выделяет три её вида [17]:
- Любовь, которая более даёт, чем получает, или нисходящая любовь (лат. amor descendens) — к этому виду любви он относит родительскую любовь, преимущественно материнскую любовь к детям. У человека эта любовь, или попечение старших о младших, защита слабых сильными, создаёт отечество и постепенно организуется в национально-государственный быт;
- Любовь, которая более получает, чем даёт, или восходящая любовь (лат. amor ascendens) — к этому виду любви он относит любовь детей к родителям, а также привязанность животных к своим покровителям, особенно преданность домашних животных человеку. У человека, по его мнению, эта любовь может распространяться также на умерших предков, а затем и на более общие и отдалённые причины бытия (до всемирного провидения, единого Отца Небесного), и является корнем всего религиозного развития человечества;
- Любовь, которая равно даёт и получает
, или половая любовь (лат. amor aequalis) — к этому виду любви он относит любовь супругов друг к другу, а также устойчивую связь между родителями у других видов животных (птиц, некоторых животных и т. п.). У человека эта любовь может достигать вида совершенной полноты жизненной взаимности и через это становиться высшим символом идеального отношения между личным началом и общественным целым.
Соловьёв подчёркивает, что в Библии отношения между Богом (в том числе в лице Христа и Церкви) и избранной им народностью изображаются преимущественно как супружеский союз, из чего он делает вывод, что идеальное начало общественных отношений, по христианству, есть не власть, а любовь[17].
Также Соловьёв пишет, что с точки зрения этики любовь представляет собой сложное явление, состоящее из[17]:
- Жалости, преобладающей в родительской любви;
- Благоговения[en], преобладающего в любви детей к родителям и вытекающей из неё религиозной любви;
- Чувства стыда, в соединении с двумя первыми элементами образующего человеческую форму половой или супружеской любви.
Истоки и эволюция понятия любви
В истории религий любовь дважды получила первенствующее значение: как дикая стихийная сила полового влечения — в языческом фаллизме (ещё сохраняющемся кое-где в виде организованных религиозных общин, каковы, например, индийские сактисты с их священно-порнографическими писаниями, тантрами), и затем, в противоположность с этим, как идеальное начало духовного и общественного единения — в христианской агапэ (греч. άγάπη)[17].
Естественно, что и в истории философии понятие занимало видное место в различных системах. Для Эмпедокла любовь (греч. φιλια) была одним из двух начал вселенной, именно началом всемирного единства и целости (интеграции), метафизическим законом тяготения и центростремительного движения. У Платона любовь есть демоническое (связывающее земной мир с божественным) стремление конечного существа к совершенной полноте бытия и вытекающее отсюда «творчество в красоте» (см. Платонизм). Это эстетическое значение любви было оставлено без внимания в философии патриотической и схоластической
Согласно Аристотелю, целью любви является дружба, а не чувственное влечение[18]. Аристотель предложил так определить понятие любви: «Любить значит желать кому-нибудь того, что считаешь благом, ради него [то есть этого другого человека], а не ради самого себя, и стараться по мере сил доставлять ему эти блага»[19].
Иной смысл в понятие вкладывали суфийские философы и литераторы Персии и Арабского востока во времена Средневековья. Так в поэзии Омара Хайяма и Алишера Навои любовь в духе суфийской традиции отождествляется с вином. Вино, наливаемое в сосуд, то есть в бренную человеческую оболочку, наполняет людей духовной составляющей, диалектически вводя понятие любви к Богу[20]. Тем не менее, существование Бога само по себе не являлось у них обязательной атрибутикой. И направление, вектор любви, могло иметь различные значения.
В Средневековье своеобразное слияние христианских и платонических идей об этом предмете мы находим у Данте. О применимости понятия любовь (amor) к Богу говорит и Фома Аквинский[21], у которого это не просто страсть (passio), но первое «движение воли» (motus voluntatis), так как оно подразумевает осознанность и благо. Применительно к человеку Фома различает в любви дружбу (
В эпоху Возрождения трудами Марсилио Фичино, Франческо Каттани, Джордано Бруно и других начинает развиваться течение неоплатонизма. В основе этой любовной философии находится учение о красоте. Природа любви есть стремление к красоте. Эта концепция связывает этику и эстетику и оказывает значительное воздействие на искусство эпохи Возрождения[18].
В эпоху барокко Бенедикт Спиноза дал следующее определение: «Любовь есть наслаждение, сопровождающееся идеей внешней причины» (лат. Amor est Laetitia concomitante idea causae externae)[24]. Спиноза отождествляет любовь с абсолютным познанием (amor Dei intellectualis) и утверждал, что философствовать есть не что иное, как любить Бога[17].
В новой философии следует отметить теорию половой любви у Шопенгауэра («Metaphysik der Liebe» в «Parerga u. Paral.»). Индивидуализацию этой страсти у человека Шопенгауэр объясняет тем, что жизненная воля (нем. Wille zum Leben) стремится здесь не только к увековечению рода (как у животных), но и к произведению возможно совершеннейших экземпляров рода; таким образом, если этот мужчина страстно любит именно эту женщину (и наоборот), то значит, он именно с ней может в данных условиях произвести наилучшее потомство[17].
В XX веке взаимосвязь между любовью и сексуальностью легла в основу работ Зигмунда Фрейда. Любовь по Фрейду — иррациональное понятие, из которого исключено духовное начало. Любовь в теории сублимации, разработанной Фрейдом, низводится к первобытной сексуальности, являющейся одним из основных стимулов развития человека[18].
Впоследствии были предприняты попытки развития теории Фрейда и перехода от чистого биологического описания к социальной и культурной составляющей как основе явления. Это новое направление, зарождённое в США, было названо неофрейдизмом. Одним из лидеров неофрейдизма считается психоаналитик Эрих Фромм[25].
В январе 2009 года ученые института Стони Брук (Нью-Йорк, США) подвели научную базу под существование «вечной любви»: они пришли к выводу, что уровень дофамина (гормона удовольствия жизнью) одинаков и у старожилов любви, и у только что полюбивших[26]. Однако они не учитывали уровень окситоцина, который отвечает за привязанность, и его уровень изменяется с течением времени[27].
Значение любви
Известный философ-неофрейдист Эрих Фромм считал, что человеку свойственно «стремление к межличностному единению», но считал, что этого единения можно достигать принципиально разными путями, в связи с чем использовал в своих работах слово «любовь» для обозначения конкретной формы межличностного единения, имеющей, по его мнению, «идеальную ценность во всех великих гуманистических религиях и философских системах прошедших четырёх тысячелетий истории Запада и Востока». Именно теме такой любви посвящена часть его работ. По мнению Фромма, такая любовь является «зрелым ответом на проблему человеческого существования», в то время как другие формы межличностного единения являются разрушительными[28]. В частности, Фромм считал примером такого разрушительного единения отношения Гитлера с народом Германии[29].
Л. Н. Толстой полагал, что «Любовь есть единственная разумная деятельность человека»[30] и предостерегал:
Любовь эта, в которой только и есть жизнь, проявляется в душе человека, как чуть заметный, нежный росток среди похожих на неё грубых ростков сорных трав, различных похотей человека, которые мы называем любовью. Сначала людям и самому человеку кажется, что этот росток, – тот, из которого должно вырастать то дерево, в котором будут укрываться птицы, – и все другие ростки все одно и то же. Люди даже предпочитают сначала ростки сорных трав, которые растут быстрее, и единственный росток жизни глохнет и замирает; но еще хуже то, что еще чаще бывает: люди слышали, что в числе этих ростков есть один настоящий, жизненный, называемый любовью, и они вместо него, топча его, начинают воспитывать другой росток сорной травы, называя его любовью. Но что еще хуже: люди грубыми руками ухватывают самый росток и кричат: «вот он, мы нашли его, мы теперь знаем его, возрастим его. Любовь! Любовь! высшее чувство, вот оно!», и люди начинают пересаживать его, исправлять его и захватывают, заминают его так, что росток умирает, не расцветши, и те же или другие люди говорят: все это вздор, пустяки, сентиментальность. Росток любви, при проявлении своем нежный, не терпящий прикосновения, могущественен только при своем разросте. Все, что будут делать над ним люди, только хуже для него. Ему нужно одного, – того, чтобы ничто не скрывало от него солнца разума, которое одно возращает его[31]. |
В религиозно-философском мировоззрении Л. Н. Толстого, которое он основывал, в первую очередь, на евангельском учении Иисуса Христа и на Нагорной проповеди, «любовь не есть какое-либо особое чувство, это — сознание единства»[32], а «любить — вообще значит желать делать доброе»[33].
Любовь в работах Фромма
Эрих Фромм в своих работах сравнивает две противоположные формы любви: любовь по принципу бытия или плодотворную любовь, и любовь по принципу обладания или неплодотворную любовь. Первая «предполагает проявление интереса и заботы, познание, душевный отклик, изъявление чувств, наслаждение и может быть направлена на человека, дерево, картину, идею. Она возбуждает и усиливает ощущение полноты жизни. Это процесс самообновления и самообогащения»[34]. Вторая означает лишение объекта своей «любви» свободы и держание его под контролем. «Такая любовь не дарует жизнь, а подавляет, губит, душит, убивает её»[35][36][37]. Он также говорит о глубоком отличии зрелой любви от её незрелых форм[38][39] и всесторонне исследует предмет любви[40].
«Если человек любит только одного человека и безразличен ко всем другим, его любовь — это не любовь, а симбиотическая привязанность, или расширенный эгоизм»[41].
Плодотворная любовь подразумевает заботу, ответственность, уважение и знание, а также желание, чтобы другой человек рос и развивался. Она является деятельностью, а не страстью[42].
Любовь с точки зрения нейробиологии
В нейробиологии, на основе изучения работы мозга влюблённых, любовь была определена как «дофаминэргическая целеполагающая мотивация к формированию парных связей» (англ. dopaminergic goal-directed motivation for pair-bonding)[43][44].
См. также
Примечания
- ↑ Любовь Архивная копия от 2 ноября 2012 на Wayback Machine // Толковый словарь Ожегова (копия)
- ↑ 1 2 Аверинцев С. С., Спиркин А. Г. Любовь // БСЭ
- ↑ Love // Oxford English Dictionary. — Oxford University Press, 2008
- ↑ Love // Merriam-Webster Dictionary
- ↑ “Definition of Love in English”. Oxford English Dictionary. Архивировано из оригинала 2018-05-02. Дата обращения 2018-05-01.
- ↑ Definition of «Love» — English Dictionary (неопр.). Cambridge English Dictionary. Дата обращения 1 мая 2018. Архивировано 2 мая 2018 года.
- ↑ Oxford Illustrated American Dictionary (1998) Merriam-Webster Collegiate Dictionary (2000)
- ↑ Любовь // Новейший философский словарь: 3-е изд., исправл. / под ред. А. А. Грицанова. — Мн.: Книжный Дом. 2003. — 1280 с. — (Мир энциклопедий). ISBN 985-428-636-3.
- ↑ Философская антропология эволюции образов пола и любви в отечественной культуре последних столетий
- ↑ Век В.В. Влюбленность и любовь как объекты научного исследования. Монография. / В.В. Век. – Пермь: ООО «Издательский дом «Типография купца Тарасова», 2010. — С. 279. — 332 с.
- ↑ Фромм, Эрих Зелигманн. Искусство любить / Фромм Эрих Зелигманн; [пер. с англ. А. В. Александровой]. — Москва: АСТ, 2015. — 256 с. — (Философия — Neoclassic).
- ↑ Robert J. Sternberg, «Triangulating Love», in T. J. Oord ed. The Altruism Reader (2007) p. 332
- ↑ Кагарманов Д.И. О различии любви, влюбленности и любовной зависимости // Инновационная наука. — 2016. — № 5. — С. 203—206. — ISSN 2410-6070.
- ↑ Этимологический словарь славянских языков. — Издательство «Наука». — 1988. — Т. 15. — С. 185—186.
- ↑ 1 2 Светлана Коппел-Ковтун. Несколько слов о любви // Всеукраинский журнал «Мгарскій колоколъ». — № 108. — январь 2012
- ↑ Кон И. С. Дружба. — 4-е изд. — СПб.: ИД «Питер», 2001. — С. 269. — ISBN 9785469001805.
- ↑ 1 2 3 4 5 6 7 8 Вл. С.: Любовь // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- ↑ 1 2 3 Шестаков В. Эрос и культура: философия любви и европейское искусство. Глава 1. Философия любви в Древней Греции и Риме
- ↑ Аристотель. Риторика. Книга II. Глава IV.
- ↑ Омар Хайям // Новейший философский словарь: 3-е изд., исправл. / под ред. А. А. Грицанова. — Мн.: Книжный Дом. 2003. — 1280 с. — (Мир энциклопедий). ISBN 985-428-636-3.
- ↑ Фома Аквинский. Сумма теологии. Ч1. Вопрос 20. О любви Бога
- ↑ Фома Аквинский. Сумма теологии. Ч2. Вопрос 26. О душевных страстях по отдельности и, прежде всего, о любви
- ↑ Фома Аквинский. Сумма теологии. Ч3.Трактат о любви. Вопрос 23. О любви как таковой
- ↑ V. — Письмо четвёртое: свет истины // Флоренский П. А. Столп и утверждение истины — М. : Правда, 1990. — 490 с. Репринт 1914 года.
- ↑ Эрих Фромм Архивная копия от 7 февраля 2013 на Wayback Machine // Карпенко Л. А., Кондаков И. М. История психологии в лицах.
- ↑ Наука поверила, что любовь не умирает Архивная копия от 27 июля 2010 на Wayback Machine // Мой район, 04.01. 2009 г.
- ↑ Genie James, C. W. Randolph. In the Mood Again: Use the Power of Healthy Hormones to Reboot Your Sex Life. — Simon & Schuster, 2009. — ISBN 1-4391-4916-X, 9781439149164
- ↑ Фромм, Эрих Зелигманн. Абзац «Желание межличностного слияния…». Любовь – ответ на проблему человеческого существования // Искусство любить. Исследование природы любви = The Art of Loving. An Enquiry into the Nature of Love (1956) / Перевод Л. А. Чернышёвой. — М.: Педагогика, 1990. — 160 с. — (Philosophy). — 50 000 экз. — ISBN 5-7155-0516-X.
- ↑ Фромм, Эрих Зелигманн. Искусство любить. От абзаца: «Итак, что же мы будем иметь в виду…» до абзаца «В противоположность симбиотическому…».
- ↑ Толстой Л. Н. О жизни. Глава XXII. Абзац: «Жизнь есть деятельность…».
- ↑ Толстой Л. Н. О жизни. Глава XXV. Абзац: «Любовь эта, в которой только и есть жизнь…».
- ↑ Толстой Л. Н. Записная книжка № 1, запись № 3 за 23 июня 1907 г. // Полн. собр. соч. : в 90 т., — Юбилейное издание. — М. : Художественная литература, 1928—1958. / Серия вторая. Дневник, записные книжки и отдельные записи 1907—1908. — Т. 56. — С. 219.
- ↑ Толстой Л. Н. О жизни. Глава XXIII. Абзац: «Любить вообще значит желать делать доброе».
- ↑ Фромм, Эрих Зелигманн. Иметь или быть Архивная копия от 14 ноября 2011 на Wayback Machine (недоступная ссылка с 15-05-2013 [2461 день] — история) Абзац: «Может ли человек…»
- ↑ Фромм, Эрих Зелигманн. Иметь или быть Архивная копия от 14 ноября 2011 на Wayback Machine (недоступная ссылка с 15-05-2013 [2461 день] — история) Абзац: «Если человек испытывает…»
- ↑ Абзац: «В понимании Э. Фромма плодотворная ориентация…» и далее. — Глава 8. Гуманистический психоанализ Э. Фромма. Раздел: «Индивидуальный и социальный характер» // Лейбин В. М. Постклассический психоанализ. Энциклопедия. Том 2.. — С. 106.
- ↑ Корнетов Н. А., Янковская А. Е., Китлер С. В., Силаева А. В., Шагалова Л. В. «К вопросу динамики развития представлений об организационном стрессе и подходов к его оценке». // «Фундаментальные исследования». — № 10. — 2011. Часть 3. — С. 600. Абзац: «Факторами, провоцирующими ОС, являются также особенности социально-экономических условий страны» и следующий.
- ↑ Фромм, Эрих Зелигманн. Искусство любить Абзац: «Итак, что же мы будем…»
- ↑ Абзац: «Когда Э. Фромм говорил о любви как действенной силе…» — Глава 8. Гуманистический психоанализ Э. Фромма. Раздел: «Природа человека и его потребности» // Лейбин В. М. Постклассический психоанализ. Энциклопедия. Том 2. — С. 89.
- ↑ Эрих Фромм (1900—1980) // Великие мыслители. Абзац: «Тема любви к человеку…»
- ↑ Фромм, Эрих Зелигманн. Искусство любви. Архивная копия от 19 августа 2011 на Wayback Machine Абзац: «Любовь, в основе своей, это не только…».
- ↑ Абзац: «В понимании Э. Фромма плодотворная ориентация…». — Глава 8. Гуманистический психоанализ Э. Фромма. Раздел: «Индивидуальный и социальный характер» // Лейбин В. М. Постклассический психоанализ. Энциклопедия. Том 2.. — С. 106.
- ↑ Марков А. В. Эволюционная биология любви (лекция в Политехническом музее 14.02.2012)
- ↑ Ortigue S., Bianchi-Demicheli F., Patel N., Frum C., Lewis J. W. Neuroimaging of love: fMRI meta-analysis evidence toward new perspectives in sexual medicine // The Journal of Sexual Medicine. V. 7 (11). — 2010. — P. 3541—3552
Литература
- Любовь / Аверинцев С. С. // Ломоносов — Манизер [Электронный ресурс]. — 2011. — (Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 18). — ISBN 978-5-85270-351-4.
- Болонь Жан-Клод. История любовных побед от античности до наших дней. — М. : Текст, 2010. — ISBN 5-7516-0803-3
- Вышеславцев Б. П. Этика преображенного Эроса. Проблемы Закона и Благодати (недоступная ссылка) (недоступная ссылка с 15-05-2013 [2461 день] — история). — М. : Республика. — 1994. — 368 с.
- Дроздов. В. Мистическая любовь в иранском суфизме // Востоковедение: Филологические исследования Вып. 26 : Сб. статей. — СПб. : 2005. — С. 129—138
- Иванченко Г. В. Логос любви. — М. : Смысл, 2007. — ISBN 978-5-89357-236-0
- Ильин Е. П. Эмоции и чувства. — СПб. : Питер, 2001. — 752 с. ISBN 5-318-00236-6
- Карпов М. М. Что такое любовь? Очерк. — Ростов н/Д. 2005. — 76 с.
- Орлов А. Б. Демистификация любви // Консультативная психология и психотерапия. — М.: МГППУ, 2004. — № 2. — С. 26—37. — ISSN 2311-9446. — DOI:10.17759/cpp.
- Ребер, Артур С. Большой толковый психологический словарь = The Penguin Dictionary of Psychology: Second Edition. — 2-е издание. — М.: Вече, АСТ, 2001. — Т. 1—2. — 1152 с. — 8000 экз. — ISBN 5-17-009151-6, ISBN 5-17-009148-6, ISBN 5-17-008900-7, ISBN 5-7838-0606-4, ISBN 5-7838-0605-6.
- Слободяник А. П. Любовь, определение // Психотерапия, внушение, гипноз. — Киев : Здоров’я, 1977. — С. 345—346
- Чавдарова Д. Метафора «любовь — пища» в русской литературе XIX века // Алфавит : Строение повествовательного текста. Синтагматика. Парадигматика. — Смоленск : СГПУ, 2004. — С. 222—230
- Fromm, Erich. The Art of loving. An Enquiry into the Nature of Love. — N. Y. : Harper & Row, 1956.
Ссылки
Тематические сайты |
---|
Невероятный пример настоящей любви!
Сомневаетесь, что настоящая любовь существует? Не верите в вечные тёплые чувства? Тогда обязательно прочтите эту невероятно трогательную историю!
Лес и Хелен родились в один день накануне Нового года в 1918 году. Они познакомились, когда были ещё подростками в школе, и уже к 18 годам стали неразлучной парой.
Однако родители Леса не поддерживали чувства детей и категорически отказывались говорить о свадьбе.
Дело в том, что Лес Браун происходил из состоятельной семьи, в то время как Хелен не могла похвастать ни богатством, ни благородным происхождением. Впрочем, самого молодого человека это совершенно не интересовало.
В итоге они сбежали из дома, сыграли скромную свадьбу и стали жить вместе. Шли годы, и стало ясно, что этот союз не был подростковой ошибкой — чувства Хелен и Леса лишь становились более глубокими. В 1963-м пара переезжает в Лонг-Бич, где мистер Браун работает фотографом, а миссис Браун нашла себя в сфере недвижимости.
Позднее их сын Дэниэл сказал, что родители ни дня в жизни не провели друг без друга. А еще он вспомнил, что мама не раз говорила, что боится даже подумать, что однажды ее муж умрет. Она не хотела жить без него.
Они прожили вместе 75 счастливых лет, дожив до глубокой старости. Им исполнилось уже по 94 года. И, увы, возраст брал свое — Хелен боролась с раком желудка, а Лес пытался не сдаваться болезни Паркинсона.
Младший сын Браунов рассказал, что мамы не стало 16 июня 2013, после чего на следующий день, 17 июня, скончался и папа. Об удивительной истории любви длиною в жизнь написали многие известные издания. Роман Лес и Хелен стал реальным подтверждением тому, что вечная любовь существует.
Они родились в один день, прожили вместе 75 лет и умерли с разницей в один день…
Источник
Примеры настоящей любви. — Интернет-клуб «Просвещенная любовь»
Интернет-клуб «Просвещенная любовь»образовательно-доверительный сайт
Бывает, что любовь пройдет сама,
Ни сердца не затронув, ни ума.
То не любовь, а юности забава,
Нет, у любви бесследно сгинуть права:
Она приходит, чтобы жить навек,
Пока не сгинет в землю человек.
Низами
Ни один человек не способен понять, что такое настоящая любовь, пока не проживет в браке четверть века.
Марк Твен
Этот раздел является приложением к серии статей:
Настоящая любовь, она же совместимая любовь.
Дружба + Любовь = Филия.
Культура долголетия любви. Культура горя разлуки.
В нем приведены истории настоящей любви и семейной жизни известных людей, это не значит, что только талантливые люди способны на настоящее чувство, а только потому, что их жизнь проходила на виду у многих людей и достаточно хорошо описана. Настоящая любовь доступна всем, а поэтому начать хочется с истории любви простых людей.
Из интервью 90-летних супругов Дмитрия Андреевича и Еликаниды Ивановны из сельской местности, проживших в браке более 65-ти лет. Он участник трех войн, воевал 7лет.
Муж: «Только, когда дети стали взрослыми, мы поняли, что любили друг друга. Раньше об этом не думали, не хватало времени, приходилось очень много работать».
Жена: «Мы никогда не целовались, он мне никогда не дарил цветов. За всю жизнь он мне подарил один раз кофточку, но он всегда со мной был вежлив, внимателен, добр. У нас много внуков, есть правнуки, я благодарю бога, что он послал мне такого мужчину. Я и живу так долго потому, что он рядом со мной, понимаю, что всю жизнь я была счастлива, любила и была любимой».
Судя по этой и другим счастливым супружеским жизням можно выделить: когда плодотворно и долго живешь с человеком, а о любви не задумываешься, значит, она есть. Только в любви человек может стать самим собой лучшим, достичь высших личных вершин. Под влиянием осложняющих обстоятельств, с годами любовь становится крепче и значимее.
Фрэнк и Анита Милфорд познакомились на танцах в Христианской ассоциации молодежи, а поженились через два года — в 1928 году. 26 мая 2008года, они отметили 80 лет совместной жизни.
«Молодожены», несмотря на столь значимую дату, устроили довольно скромный праздник в окружении родственников в доме престарелых, где они живут. У супругов есть двое детей, пятеро внуков и семеро правнуков. Их 73-летний сын, тезка своего отца, заявил, что в день 80-й годовщины со дня свадьбы родителей у них будет «прекрасный обед и прекрасный чай».По традиции королева Великобритании Елизаветы II поздравила их с этим замечательным юбилеем.
Анита, которой исполнилось 100 лет, сетует на то, что в последнее время браки стали очень скоротечными, потому что супруги не уделяют друг другу достаточно времени. «Мы советуем молодым парам каждый день находить время для любви», — говорит она.
Ее муж Фрэнк, который уже перешагнул столетний рубеж, до ухода на пенсию работал на верфи в Девонпорте. Он гордится тем, что, несмотря на множество сложностей, которые им пришлось пережить, он и его жена вместе. «Особенно тяжело пришлось в военные годы, — рассказывает он. — Но мы все преодолели, а современная молодежь хочет всего и сразу».
«Прожить в браке 80 лет — это фантастическое достижение, — добавляет их сын Фрэнк. — Родители всегда говорили: «Никогда не ложитесь спать с плохими мыслями и чувствами». Сами супруги считают, что секретом их долговечного брака являются поцелуй на ночь, совместная игра в лотерею и хорошая английская пища.
Самый долгий брак в Великобритании, который зарегистрирован в Книге рекордов Гиннесса, был заключен между Томасом и Элизабет Морган. Они поженились 4 мая 1804 г. и прожили в браке 81 год и 260 дней, до самой смерти Элизабет в 1891 году.
Что касается мирового рекорда, то он принадлежит Темульджи и Нариме Бхикаджи — индийской паре, которая прожила в браке с 1853 по 1940 годы.
Еще раз:
Страстные взгляды, дорогие подарки, горы цветов, страдания это ритуалы, которые так любит телевизор и пр. поп культура к содержательной части любви никакого отношения не имеют.
Е Пушкарев Председатель Интернет — Клуба «ПРОСВЕЩЕННАЯ ЛЮБОВЬ»
Все секреты направления «Любовь» итогового сочинения для 11 класса. Особенности темы любви
- 28.11.2015
…Любовь выскочила перед нами, как убийца выскакивает из-за угла, и мгновенно поразила нас сразу обоих…
М. Булгаков
Пожалуй, самым популярным из всех тематических направлений итогового сочинения — 2015 можно назвать именно любовь. И это же направление можно считать самым «ошибкоопасным»: именно от этих сочинений учителя ждут традиционных «грехов» юных сочинителей – обилия «воды», рассуждений не по теме и минимума ярких, доказательных аргументов. Как этого избежать? Будем разбираться.
Первое и основное заблуждение учащихся, которые выбирают тематическое направление «любовь» заключается в том, что под любовью они понимают исключительно чувства между мужчиной и женщиной. Это не так. Проявления любви куда богаче и разнообразнее. Именно на это намекают нам авторы «итогового», когда в пояснении к тематическим направлениям пишут: «направление дает возможность посмотреть на любовь с различных позиций: родителей и детей, мужчины и женщины, человека и окружающего его мира. Речь пойдет о любви как явлении высоком, облагораживающем и возвышающем человека, о её светлых и трагических сторонах». Итак, перед нами открывается множество граней любви: любовь детей к родителям и родителей к детям, любовь человека к окружающему миру, и, конечно, любовь между мужчиной и женщиной, счастливая или несчастная, возможно даже трагическая, но неизменно возвышенная, делающая человека лучше.
Проанализировав те скудные данные, которыми поделились с нами организаторы сочинения, Андрей Георгиевич Нарушевич, кандидат филологических наук, доцент, заведующий кафедрой русского и иностранных языков Таганрогского института имени А.П. Чехова, сформулировал следующий, очень удачный на наш взгляд, список возможных тем в рамках тематического направления «любовь». Рекомендуем воспользоваться!
- Что такое любовь?
- Почему любовь может быть созидательной и разрушительной?
- В чём счастье и драма любви?
- Что важнее: любить или быть любимым?
- Почему тема любви так интересна писателям?
- На что способен человек ради любви?
- Как влияет на человека любовь?
- Чем опасна ревность?
- Какие добродетели и пороки у детей взращиваются любовью родителей?
- Согласны ли Вы с выказыванием Ларошфуко «Из двух любящих, один любит, другой позволяет себя любить»?
- «Жди меня, и я вернусь»: любовь и война.
Рекомендуем, но ни в коем случае не утверждаем, что именно одна из этих тем станет «вашей» на итоговом сочинении! Напоминаем, что темы составляются для каждого региона России индивидуально и станут известны только в день написания итогового сочинения. Тогда зачем нам этот список? Прочитайте его внимательно еще раз. Центральное понятие, любовь, неизменно во всех предложенных темах, а значит, мы можем сделать некоторые заготовки еще перед сочинением. Мы можем подготовить чуть ли не самую значимую часть сочинения – так называемые «сильные места текста».
Что такое «сильные места текста»? Это те фрагменты текста, которые привлекают особое внимание читателя и могут произвести на него особенно сильное впечатление. «Сильными» традиционно считают эпиграф, заголовок, вступление и заключение. Две из этих четырех позиций мы запросто можем подготовить заранее.
В качестве эпиграфа к своему сочинению вы можете использовать короткую фразу, которая бы гармонировала с выбранной вами темой. Это может быть пословица или афористическое высказывание. Существует множество сайтов с тематическими подборками пословиц и афоризмов на любую тему. Выберите десять-двенадцать понравившихся (желательно, разных по смыслу), запомните и спокойно используйте на сочинении. Кстати, афористическое высказывание также может послужить элементом вступления, аргументом или удачно завершить ваше сочинение. Приведем здесь несколько афоризмов о любви.
- Разлука для любви — что ветер для огня: слабую она гасит, а большую раздувает. /Роже де Бюсси-Рабютен/
- На свете нет зрелища прекраснее, чем лицо любимой, и нет музыки слаще, чем звук любимого голоса. /Ж. Лабрюйер/
- Любовь сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь. /И.С. Тургенев/
- У уважения есть границы, в то время как у любви таковых не имеется. /М.Ю. Лермонтов/
Раны от любви если не всегда убивают, но никогда не заживают. /Д.Байрон/ - Труднее всего исцелять ту любовь, которая вспыхнула с первого взгляда. /Ж.Лабрюйер/
Мы уже говорили о разновидностях вступления, вспоминали и об историческом, и о биографическом, и об аналитическом, и о многих других. Создавая итоговое сочинение, вы можете воспользоваться любым видом вступления, однако тем, кто хочет действовать наверняка и подготовить вступление заранее, рекомендуем воспользоваться вступлением лирическим. Те, кто знают, о чем мы, могут возразить: ведь лирическое вступление часто называют «высшим пилотажем», формой работы, которая доступна только «пишущим». Да, наверное, если речь идет о необходимости написать такое вступление «в режиме онлайн», прямо здесь и сейчас. А когда спешить не надо и есть возможность сделать заготовку, эта форма вступления доступна для каждого. А еще такое вступление писать интересно и приятно. Воспользуйтесь методом, который пригождается, когда необходимо создать текст в жанре эссе. Если не пользоваться длинными скучными определениями, то эссе можно назвать сочинением в свободной форме, которое включает в себя мысли и чувства автора. Попытайтесь ответить на вопрос, чем же любовь является именно для вас. Уделите внимание деталям, ощущениям. Здесь вы можете запросто совмещать возвышенные определения и бытовые мелочи. Можете для начала попрактиковаться таким образом: придумайте десять предложений, которые начинались бы с фразы «Любовь — это». Предложения могут получиться самыми разными, например:
- Любовь – это самое возвышенное, самое сильное чувство, на которое способен человек.
- Любовь – это та сила, которая управляет миром.
- Любовь – это с замиранием сердца ранним морозным утром на вокзале ждать появления поезда.
Когда у вас наберется достаточное количество предложений из них, сочетая их по собственному усмотрению (представьте, что перед вами конструктор), вы сможете составить даже не одно, а несколько лирических вступлений, которыми легко сможете воспользоваться при создании итогового сочинения.
И последнее. Какими произведениями можно воспользоваться, если вы собираетесь в своем сочинении раскрывать тему любви? Здесь ваш выбор безграничен. Приведем несколько примеров:
- «Мастер и Маргарита» — пожалуй, любимейшее из произведений школьной классики. Любовь самоотверженная, способная разрушить любые преграды и победить даже смерть, заложена в основу этого романа Михаила Александровича Булгакова.
- «Капитанская дочка» Александра Сергеевича Пушкина. Здесь мы снова сталкиваемся с тем, как любовь способна изменить человека, как ради любви человек способен пойти на подвиг. Также это прекрасный пример, если на сочинении вам достанется тема первой любви.
- «Отцы и дети» Ивана Сергеевича Тургенева. Казалось бы, любовь здесь тема второстепенная. Однако сколько проявлений любви мы можем встретить в этом романе? Это и губительная страсть, перевернувшая жизнь Павла Петровича Кирсанова, и тихое, безмятежное счастье Николая Петровича и Фенечки, и робкие проявления первой любви между Аркадием и Катей, и чувство к Анне Одинцовой, разрушившее представления о мире главного героя романа, Евгения Базарова.
- Роман «Обломов» — отличный пример того, что любовь не всегда может изменить мир. Какой сильной бы ни была любовь Ильи Обломова к Ольге Ильинской, она не смогла победить знаменитой «обломовщины».
- Рассказ Антона Павловича Чехова. Здесь вам и отверженные чувства, и то, что ценности материальные иногда способны разрушить ценности духовные, в том числе и любовь.
- Конечно же, любовная лирика. Невероятное количество самых разных стихотворений о любви А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, А.А. Фета, Ф.И. Тютчева, А.А.Блока, Н.С. Гумилева, А.А. Ахматовой, М.И. Цветаевой, Б.Л. Пастернака и других классиков русской литературы. И выбирать подходящие для сочинения стихотворения – сплошное удовольствие.
Здесь мы привели примеры классики отечественной литературы. Однако помните, что использовать на сочинении вы можете примеры и из литературы современной. Также вы можете использовать в качестве аргументов и произведения зарубежных авторов.
Вдохновляйтесь! И не бойтесь сочинения: это отличный повод поразмыслить о важном, проявить себя и открыть в себе новые таланты 😉
О.С. Шадрина, учитель русского языка и литературы
Смотреть в PDF:
Или прямо сейчас: cкачать в pdf файле.
Сохранить ссылку:Добавить комментарий
Комментарии без регистрации. Несодержательные сообщения удаляются.
15 пар, доказывающих существование настоящей любви
Кто может точно и емко ответить на вопрос, что такое любовь? Мы довольно часто произносим его. Но если нас спросить, что такое «любить», «любовь», вряд ли мы сможем дать быстрый и четкий ответ. И уж точно, разные люди дадут самые разные ответы. Для каждого слово “любовь” означает что-то свое, но это что-то обязательно самое-самое теплое и родное, близкое сердцу и душе.
Так что же все-таки такое любовь? В начале отношений это безрассудство и страсть, стремление к совершению безумств, немыслимая тяга. А потом? Потом мы понимаем, что настоящая любовь выше этих страстей, это терпение, прощение, забота и …постоянная работа над собой. Семейная жизнь — сама по себе школа любви. Она постоянно, несколько раз на дню ставит нас перед вопросом: «Кому я подчинюсь, своей любви или своим порокам?» Этот вопрос возникает, когда жена просит (или не просит) вынести ведро с мусором, когда мы лежим на диване. Этот вопрос возникает, когда муж пришел с работы поздно. Этот вопрос возникает всегда, когда наш эгоизм пытается взять верх над нашей любовью. Всегда говорите себе: «Я выбираю любовь». Как это сделали эти замечательных 15 пар. Да и не только они, подобных примеров масса.Это требует усилий над собой и терпения. Но любовь вознаграждает все усилия с лихвой! Вы согласны со мной?
Тогда и сейчас. Время идет, но чувства остаются неизменными.
«Мои родители в 1970-м в Буэнос-Айресе и там же в наши дни.»
«Уже 45 лет с тех пор, как мы вместе. Свадебное платье всё еще подходит!»
Семейное фото на фоне автомобиля. Влюбленные практически не изменились, да и автомобиль тоже.
Это фото Кетти и Мета в начальной школе. С тех пор они вместе, и у них уже есть дети.
Обри и Майк родились с разницей в 11 дней в 1989 году. Их свадьба состоялась в 2015-м.
«Я убедил своих родителей отметить день свадьбы так же, как 45 лет назад!»
Это фото сделано в 1975-м. Они отправились в ЗАГС на мотоцикле. Кажется, спустя 40 лет ничего не изменилось!
Подружились в детстве на карнавале, поженились, когда выросли, и отметили 70 лет счастливого брака, всю жизнь вместе!
Они познакомились в 1995 году… И заключили брачный союз через 20 лет!
«Моя жена, кажется, вампир! Она носит то же самое платье, что и 20 лет назад!»
Эти пожилые люди любят друг друга так же, как и 60 лет назад. Пламенный поцелуй в день свадьбы.
Королева Елизавета и принц Филипп и через 60 лет улыбаются так же, как в 1947 году (фото 2007 года).
Эта пара «сыграла свадьбу» еще раз. Точно так же, как и 70 лет назад…
Он женился на девушке своей мечты. Они познакомились, когда им было по три года.
Отдавать людям не менее приятно, чем от них получать. В этом подлинная независимость, радость и ценность жизни! И это ли не самое большое в мире счастье, знать что рядом с тобой находится самый близкий и любимый человек, который ценит тебя таким, какой ты есть? Делитесь этими прекрасными примерами с друзьями, пусть и они порадуются настоящей искренней любви этих замечательных пар!
5 видов любви. Классификация психологов
1. Любовь как болезнь
Американский психолог Дороти Теннов в своей книге «Любовь и влюбленность» описала страстную романтическую любовь как слепой биологический механизм, обеспечивший наших предков способностью не только размножаться, но и какое-то время воспитывать общих детей.
Теннов не считает влюбленность настоящей любовью, а описывает ее скорее как болезненное состояние, имеющее следующие симптомы.
- Постоянные навязчивые мысли об объекте влюбленности.
- Острая, болезненная потребность в ответных чувствах объекта.
- Ощущение эйфории в случае взаимности.
- Сосредоточенность на объекте влюбленности до такой степени, что человек может игнорировать важные обязанности и не решать насущные проблемы.
- Искаженное восприятие объекта любви, часто граничащее с бредом. При этом положительные качества объекта преувеличиваются, а негативные или игнорируются, или считаются притягательными.
- Сильное сексуальное влечение к объекту влюбленности.
Теннов подчеркивала, что хотя влюбленность и простое желание заняться сексом — не одно и то же, влюбленности без сексуального влечения не существует, так как оно лежит в ее основе. По ее мнению, исцелиться от «болезни любви» практически невозможно. Есть только два возможных лекарства от влюбленности. Первое — прекратить любые контакты с объектом. Данный способ является очень болезненным и почти неизбежно приведет к депрессии, однако у нормального человека влюбленность при этом угаснет.
Другой способ — начать отношения. Особенность «болезненной» влюбленности в том, что она исчезает, обычно через 1–4 года. Не случайно говорят, что через четыре года люди чаще всего разводятся.
Однако Теннов не считает прогнозы для пар обязательно пессимистичными. Помимо влюбленности она также выделяла верную любовь, которая свойственна редким примерам счастливых моногамных пар, которые долго остаются вместе. Такая любовь гораздо «спокойнее»: ей не свойственна одержимость другим человеком, и она не похожа на помешательство.
2. Любовь как химия
Большое количество научных работ посягали на романтическую любовь с тривиальной физиологической точки зрения — ученых интересовало, какие биохимические процессы способствуют романтическим чувствам. Например, в одном эксперименте девушка-интервьюер подходила к молодым людям и оставляла им свой телефон после интервью. Оказалось, что мужчины чаще перезванивали ей, если до этого перешли через горную реку — возбуждение от физической нагрузки способствовало романтическому интересу. Некоторые гормоны и другие вещества связывают именно с любовью, в частности следующие.
- Фенилэтиламин — вещество, которое в небольших количествах (очень мало!) вырабатывается в мозге. Именно оно во многом ответственно за «безумную» любовь. По действию очень похоже на кокаин или на другой наркотик из класса стимуляторов, поэтому заставляет чувствовать возбуждение, эйфорию и сексуальное желание во время влюбленности. К сожалению, действие фенилэтиламина временное, человек привыкает к нему и возлюбленный уже не вызывает той же «химической реакции».
- Окситоцин. По счастью, только на эйфорию фенилэтиламина полагаться не приходиться: есть еще окситоцин — гормон, который вырабатывается в мозге и действует на половые органы (и мужчин, и женщин), а также способствует выделению молока у кормящих матерей. Кроме вышеописанного, окситоцин отвечает за чувствительность к прикосновениям. Именно он вызывает у нас желание «пообниматься», а также помогает противостоять стрессам. Его уровень в крови повышается при общении с близкими людьми, особенно если при этом есть тактильный контакт. Окситоцин способен привязать нас к человеку и сохранить отношения, когда фенилэтиламин перестал действовать.
Что интересно: чем лучше человек относится к самому себе, тем лучше у него баланс этих двух веществ, тем удачнее его выбор партнера.
3. Любовь как треугольник
Психолог Зик Рубин предложил рассматривать романтическую любовь как набор трех элементов — привязанности, заботы и интимности:
- Привязанность — потребность в заботе, одобрении и физическом контакте с другим человеком. Например, на привязанность указывает желание срочно пожаловаться любимому человеку, если вам плохо или одиноко.
- Забота — обеспокоенность чужими потребностями и счастьем больше, чем своими собственными. Чувство заботы заставляет нас ставить на первое место интересы другого человека, переживать за него, стремиться помочь и утешить.
- Интимность означает общие мысли, желания и чувства, которые объединяют двух людей. Чем больше интимность, тем больше доверие между людьми, тем больше желание делиться идеями и эмоциями.
На основе этих трех составляющих Рубин даже разработал шкалы, по которым в буквальном смысле можно оценить «силу любви».
4. Любовь как палитра
В своей книге «Цвета любви» психолог Джон Алан Ли рассматривал не сущность романтической любви, а ее разновидности. Он сравнивает любовь с цветовым кругом. На нем есть три основных цвета, и Ли считал, что есть три основных стиля любви. Назвал он их красиво и по-гречески — Эрос, Лудос и Сторге:
- Эрос — любовь к идеальному человеку.
- Лудос — любовь как игра.
- Сторге — любовь как дружба.
Продолжая аналогию с палитрой, Ли предложил, что три основных цвета можно комбинировать и создать дополнительные цвета. В результате получится девять разновидностей любви. Например, если на палитре любви смешать Эрос и Лудос, то получится Мания — навязчивая любовь. Точно также, если смешать Лудос и Сторге, то получится Прагма — реалистичная и практичная любовь. Если же смешать Эрос и Сторге, то получится Агапе — сострадательная и бескорыстная любовь.
5. Любовь как дружба
Один из классиков «психологии любви» Элейн Хатфильд с коллегами выделила два типа любви: сострадательную и страстную.
- Страстная любовь связана с сильными и неуправляемыми эмоциями. Согласно Хатфильд, она зависит от нашего воспитания и случайных обстоятельств — обстановка или какие-то личностные характеристики человека сигнализируют нам, что это «романтично» — и мозг получает сигнал влюбиться.
- Сострадательная любовь качественно иная, в идеале страстная любовь должна переходить в сострадательную. Такая любовь основана на общих ценностях, и ее можно назвать любовью-дружбой, когда людям нравится просто общаться, проводить вместе время.
Идеальная любовь, возможно, могла бы объединить страстную любовь и стабильную любовь-дружбу, но, по словам Хатфильд, это огромная редкость. Именно поэтому угасание страсти лучше всего переживают те пары, у которых общие культурно-нравственные ценности и общий взгляд на мир.
Источник: note-book-e.blogspot.com
Ответы@Mail.Ru: Примеры любви в литературе
Для меня достаточно Евгения Онегина и Анны Карениной….
А. Толстой Хождение по мукам…Даша и Иван, Рощин и Катя
Ромео и Джульетта. Самая трогательная, страстная и несчастная любовь!
Ромео и Джульета
Граф Монте-Кристо и Мерседес, Ромео и Джульетта, Орфей и Эвредика
найдите мне где ее нет=)
Евгений Онегин и Татьяна — неразделенная любовь;<br>Печорин и Вера, Мэри, Бела — любовь в одну сторону, любовь от скуки;<br>Мистер Дарси и Элизабет («Гордость и предубеждение») — обоюдная любовь и уважение.<br>
Назову героинь, которых эта любовь не обошла, так сказать, стороной: Таня из Евгения Онегина, Каренина у Толстого, Джульетта у Шекспира, Ася тургеневская, Лиза из Бедной Лизы Карамзина…
Любовь — высокое, чистое, прекрасное чувство, которое люди воспевали еще с античных времен. Любовь, как говорится, не стареет. Если возводить некий литературный пьедестал любви, то, несомненно, на первом месте окажется любовь Ромео и Джульетты. Это, пожалуй, самая красивая, самая романтичная, самая трагическая история, которую поведал читателю Шекспир. Двое влюбленных идут наперекор судьбе, несмотря на вражду между их семействами, несмотря ни на что. Ромео готов ради любви отказаться даже от своего имени, а Джульетта согласна умереть, лишь бы остаться верной Ромео и их высокому чувству. Они погибают во имя любви, умирают вместе, потому что не могут жить друг без друга: Нет повести печальнее на свете, Чем повесть о Ромео и Джульетте… Впрочем, любовь бывает разной — страстной, нежной, расчетливой, жестокой, неразделенной… Вспомним героев романа Тургенева “Отцы и дети” — Базарова и Одинцову. Столкнулись две одинаково сильные личности. Но способным любить по-настоящему оказался, как ни странно, Базаров. Любовь для него стала сильным потрясением, которого он не ожидал, и вообще до встречи с Одинцовой любовь в жизни этого героя не играла никакой роли. Все человеческие страдания, душевные переживания были для его мира неприемлемы. Базарову трудно признаться в своем чувстве в первую очередь себе. А что же Одинцова?.. До тех пор, пока не были затронуты ее интересы, пока оставалось желание познать что-нибудь новое, ей был и интересен Базаров. Но как только темы для общих разговоров были исчерпаны, пропал и интерес. Одинцова живет в своем мире, в котором все идет по плану, и ничто не может нарушить покой в этом мире, даже любовь. Базаров для нее что-то вроде сквозняка, залетевшего в окно и тут же вылетевшего обратно. Такая любовь обречена. Другой пример — герои произведения Булгакова “Мастер и Маргарита”. Их любовь так же жертвенна, казалось бы, как и любовь Ромео и Джульетты. Правда, здесь жертвует собой ради любви Маргарита. Мастер испугался этого сильного чувства и в итоге оказался в сумасшедшем доме. Там он надеется, что Маргарита забудет его. Конечно, на героя повлияла и неудача, постигшая его роман. Мастер бежит от мира и прежде всего от самого себя. Но Маргарита спасает их любовь, спасает от безумия Мастера. Ее чувство к герою преодолевает все препятствия, встающие на пути к счастью. О любви писали и очень многие поэты. Мне очень нравится, например, так называемый панаевский цикл стихотворений Некрасова, которые он посвятил Авдотье Яковлевне Панаевой, страстно любимой им женщине. Достаточно вспомнить такие стихотворения из этого цикла, как “Тяжелый крест достался ей на долю… ”, “Я не люблю иронии твоей… ”, чтобы сказать, сколь сильно было чувство поэта к этой красивейшей женщине. А вот строки из прекрасного стихотворения о любви Федора Ивановича Тютчева: О, как убийственно мы любим, Как в буйной слепоте страстей Мы то всего вернее губим, Что сердцу нашему милей! Давно ль, гордясь своей победой, Ты говорил: она моя… Год не прошел — спроси и сведай, Что уцелело от нея? И, конечно, нельзя здесь не сказать о любовной лирике Пушкина. Я помню чудное мгновенье: Передо мной явилась ты, Как мимолетное виденье, Как гений чистой красоты. В томленьях грусти безнадежной, В тревогах шумной суеты, Звучал мне долго голос нежный И снились милые черты… Эти стихи Пушкин вручил Анне Петровне Керн 19 июля 1825 года в день ее отъезда из Тригорского, где она гостила у своей тетушки П. А. Осиповой и постоянно встречалась с поэтом. Закончить свое сочинение я хочу опять же строками из еще одного стихотворения великого Пушкина: Я вас любил: любовь еще, быть мож
Овод. Э. Войнич.
В классической? Взаимная? Да пожалуйста! Наташа и Пьер, Марья и Николай — «Война и мир» Толстого Соня и Родион — «Преступление и наказание» Достоевского Грушенька и Дмитрий, Лиза и Алёша- «Братья Карамазовы» Катя и Аркадий — «Отцы и дети» Тургенева Ольга и Штольц — «Обломов» Гончарова Суламифь и Соломон — «Суламифь» Куприна Мастер и Маргарита — Булгаков Анжелика и Жоффрей Де Пейрак — «Анжелика» авторы — Анна и Серж Голон Дея и Гуинплен — «Человек который смеётся» Гюго Мариус и Козетта — «Отверженные» Гюго Если не взаимная нужна, напишите мне на мыло. 10 Нравится Пожаловаться 12 ОТВЕТОВ люсячка Мудрец (14951) 8 лет назад Для меня достаточно Евгения Онегина и Анны Карениной…. 2 Нравится Пожаловаться Кисуля Ленуля Профи (874) 8 лет назад Gi De Mopassan Нравится Пожаловаться Olga G. Мудрец (14450) 8 лет назад А. Толстой Хождение по мукам… Даша и Иван, Рощин и Катя Нравится Пожаловаться Миса Профи (838) 8 лет назад Ромео и Джульетта. Самая трогательная, страстная и несчастная любовь! Нравится Пожаловаться КИПАРИС Профи (816) 8 лет назад Ромео и Джульета Нравится Пожаловаться Oksana Shtyrkova Знаток (426) 8 лет назад Граф Монте-Кристо и Мерседес, Ромео и Джульетта, Орфей и Эвредика Нравится Пожаловаться Rasmus92 nosername Гуру (3052) 8 лет назад найдите мне где ее нет=) 4 Нравится Пожаловаться Lucy Мыслитель (7535) 8 лет назад Евгений Онегин и Татьяна — неразделенная любовь; Печорин и Вера, Мэри, Бела — любовь в одну сторону, любовь от скуки; Мистер Дарси и Элизабет («Гордость и предубеждение») — обоюдная любовь и уважение. 1 Нравится Пожаловаться hrisagy Мыслитель (7563) 8 лет назад Назову героинь, которых эта любовь не обошла, так сказать, стороной: Таня из Евгения Онегина, Каренина у Толстого, Джульетта у Шекспира, Ася тургеневская, Лиза из Бедной Лизы Карамзина… 2 Нравится Пожаловаться Марина Решке Ученик (115) 1 месяц назад Любовь — высокое, чистое, прекрасное чувство, которое люди воспевали еще с античных времен. Любовь, как говорится, не стареет. Если возводить некий литературный пьедестал любви, то, несомненно, на первом месте окажется любовь Ромео и Джульетты. Это, пожалуй, самая красивая, самая романтичная, самая трагическая история, которую поведал читателю Шекспир. Двое влюбленных идут наперекор судьбе, несмотря на вражду между их семействами, несмотря ни на что. Ромео готов ради любви отказаться даже от своего имени, а Джульетта согласна умереть, лишь бы остаться верной Ромео и их высокому чувству. Они погибают во имя любви, умирают вместе, потому что не могут жить друг без друга: Нет повести печальнее на свете, Чем повесть о Ромео и Джульетте… Впрочем, любовь бывает разной — страстной, нежной, расчетливой, жестокой, неразделенной… Вспомним героев романа Тургенева “Отцы и дети” — Базарова и Одинцову. Столкнулись две одинаково сильные личности. Но способным любить по-настоящему оказался, как ни странно, Базаров. Любовь для него стала сильным потрясением, которого он не ожидал, и вообще до встречи с Одинцовой любовь в жизни этого героя не играла никакой роли. Все человеческие страдания, душевные переживания были для его мира неприемлемы. Базарову трудно признаться в своем чувстве в первую очередь себе. А что же Одинцова?.. До тех пор, пока не были затронуты ее интересы, пока оставалось желание познать что-нибудь новое, ей был и интересен Базаров. Но как только темы для общих разговоров были исчерпаны, пропал и интерес. Одинцова живет в своем мире, в котором все идет по плану, и ничто не может нарушить покой в этом мире, даже любовь. Базаров для нее что-то вроде сквозняка, залетевшего в окно и тут же вылетевшего обратно. Такая любовь обречена. Другой пример — герои произведения Булгакова “Мастер и Маргарита”. Их любовь так же жертвенна, казалось бы, как и любовь Ромео и Джульетты. Правда, зде
Вы не правы по части «Обломова» — здесь любовь между Ольгой и Обломовым!
Геральт и Йеннифер «Ведьмак» Анджей Сапковский