Произведение о любви и верности: Сила любви в русской литературе. Произведения о любви и верности – Произведения о любви и верности, преодолевших испытания

Содержание

Произведения о любви и верности, преодолевших испытания

В любой книге, словно в деликатесе, обязательно содержится особый ингредиент. Обычно, это любовная линия. Конечно, некоторые сюжеты цепляют и без романтической истории, но, как правило, нежные чувства персонажей способствуют глубокому сопереживанию читателя и доводят его до финальных строк. Мы подобрали пять произведений, в которых выдвигаются на первый план не только любовь и верность, но и пройденные героями испытания ради их достижения. Бывает, авторы не могут позволить своим героям просто быть счастливыми, а вместо этого ставят перед ними различные препятствия. Но стоит согласиться с тем, что таким образом страницы книг завораживают еще сильнее, и только в случае преодоления преград счастье героев будет заслуженным и настоящим.

  1. Булгаков: «Мастер и Маргарита»

Заигрывающий с христианской мифологией роман у многих школьников числится в любимых произведениях. Неудивительно, ведь мистическая книга содержит в себе множество сатирических описаний и комичных случаев, однако остановимся на лирической истории Мастера и Маргариты. Герои появляются в романе не сразу, но с первых слов Мастера о возлюбленной читатель уже симпатизирует их паре. Когда Маргарита оказывается без любимого, единственное, чего она желает – вернуть его, поэтому подвергает себя и свою душу тяжелым испытаниям. Отчаянная героиня превращается в ведьму и становится хозяйкой бала Сатаны ради того, чтобы дорогой ей Мастер снова был рядом. Не каждая девушка способна так преданно бороться за любимого человека, как это делала Марго. Искренние чувства вдохновляют на подобную верность, словно герои Булгакова учат нас тому, что, если отважно бороться за любовь, она и впрямь будет неподдельной.

  1. Пушкин: «Руслан и Людмила»

В начале XIX века «солнце русской поэзии» создает волшебную сказку, в центре внимания которой подвиги храброго князя Руслана, спасающего от Черномора, горбатого карлика с волшебной бородой, свою невесту Людмилу. К счастью, здесь добро побеждает зло, и любовь героев восторжествует после многочисленных испытаний. Пока Руслан побеждал соперников и упорно искал путь к возлюбленной, сама Людмила не наслаждалась красивым садом, в котором находилась, а, напротив, тосковала из-за разлуки с любимым. Наполненная приключениями поэма не дает читателю оторваться от книги, а жизнеутверждающий финал воодушевляет на аналогичную верность своим чувствам и любимым людям в реальной жизни. Счастливый конец бывает не только в сказках, и Пушкин доказывает, что верность, любовь и смелость действительно награждаются и творят чудеса.

  1. Гомер: «Одиссея»

Все мы привыкли, что «Одиссея» — это череда приключений, в которые ввязывается хитрый и смелый герой. Его цель — лишь добраться до дома, однако разгневанные Боги решили продемонстрировать ему свой авторитет, поэтому путешественнику пришлось задержаться. Эталон верности в произведении – супруга Одиссея Пенелопа, ожидающая мужа на протяжении двадцати лет. Уже когда большинство людей на Итаке смирились с мнимой гибелью воина, одна Пенелопа не позволяла себе падать духом. Не только ее супруг столкнулся с испытаниями по пути в Итаку, одолевая циклопа и проплывая мимо сирен. Трудности разлуки поджидали и женщину, когда та, не желая венчаться ни с одним из претендентов на звание царя, хитро расплетала по ночам ковер. Судьба все же награждает преодолевшего множество преград Одиссея встречей с его верно ожидающей Пенелопой, и больше герои не разлучались.

  1. Шекспир: «Ромео и Джульетта»

Пожалуй, это одна из самых популярных пар даже на сегодняшний день, несмотря на то, что пьеса была создана в XVI веке. Вероятно, секрет их славы в контрасте светлых чувств и мрачного финала, ну и в таланте Шекспира, конечно. Юные герои столкнулась с обстоятельством, мешающим их воссоединению, а именно – враждой семей Монтекки и Капулетти, которые уже и сами не помнят, из-за чего не ладят. Несмотря на запрет родителей, верные друг другу Ромео и Джульетта не отступались от своей любви и делали все, чтобы оставаться вместе. «Нет повести печальнее на свете…», а есть ли такая же сильная любовь и верность своим чувствам, когда все идет против этого счастья? Может, в жизни такие отношения доходят до хэппи-энда и тому найдется множество примеров, кто знает…

  1. «Тристан и Изольда»

Эта пара является своеобразным образцом и источником вдохновения, ведь даже шекспировские Ромео и Джульетта пойдут от легендарных героев Средневековья. Французский писатель Жозеф Бедье воссоздал по сохранившимся источникам версию романа, благодаря чему мы теперь можем прочесть об испытаниях и судьбе влюбленных. Выпив напиток любви, Тристан и Изольда уже не могли жить друг без друга, поэтому преодолевали все препятствия, стоявшие у них на пути. Их любви не были страшны ни башня, в которую заточили Изольду, ни специально расставленные острые косы, из-за которых они оба порезались. Более того, сколько бы ни срезали выросший из могилы Тристана терновник, перекинувшийся и вросший в могилу Изольды, он все время вырастал заново, что говорит о том, что даже после смерти влюбленные не разлучались. Со своеобразной хитростью герои умудрялись оставаться верными друг другу, даже вынужденно венчаясь с другими.

Автор: Мария Воробьева

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

25 лучших книг о настоящей преданности и верности – список для вас

25 книг о верности и преданности — друзей, любимых, собак…

Автор статьи

Инга Маяковская

Время на чтение: 16 минут

АА

Лучшие книги о верностиЧто может быть приятнее, чем чашечка ароматного кофе вечерком под шелест страниц интересной книги? Только две интересных книги!

Вашему вниманию — лучшие, по мнению читателей, произведения о преданности и верности. Читаем и наслаждаемся!

А вы знаете, как научиться читать быстро?

Пена дней

Пена днейАвтор: Борис Виан.

1-я публикация: 1947-й г.

Интеллектуальная, драматическая и увлекательная проза — экранизированный шедевр литературного сюрреализма от Виана.

Даже сегодня это произведение, увидевшее свет более 70 лет назад, выходит огромными тиражами по всему миру. История любви и преданности в трогательном, неформальном романе-загадке. Никто не останется равнодушным!

Великий Гэтсби

Великий ГэтсбиАвтор: Фрэнсис Скотт Фицджеральд.

1-я публикация: 1925-й г.

Вершина авторского творчества и одна из лучших книг 20-го века.

Миллионеры бурных 20-х прошлого столетия, сломанные судьбы, ложные цели и бессмысленность культивируемых ценностей: тонкая, изысканная история о крахе иллюзий и нерушимости любви для тех, кто ценит хорошие книги.

Мастер и Маргарита

Мастер и МаргаритаАвтор: М. Булгаков.

1-я публикация: 1940-й г.

Данное произведение в рекламе не нуждается. Если на вашей полке стоит эта книга — значит, вы можете похвастать отличным литературным вкусом.

Мощный, увлекательный роман, который создавался автором более 10-ти лет. Книга, которая заставляет думать. Книга, давно разобранная на цитаты. Книга, которую стоит прочитать и перечитать.

Гонки на мокром асфальте

Гонки на мокром асфальтеАвтор: Стайн Гарт.

1-я публикация: 2008-й.

Кого мы считаем нашими самыми верными друзьями? После родителей, конечно. Каждый второй скажет — «собаки!». Именно они, наши четвероногие преданные товарищи, понимают с полуслова, любят беззаветно, всегда ждут домой.

Книга С. Гарта — это история, рассказанная самим псом. Искренняя, талантливая и подкупающая своей добротой книга о любви Энцо к хозяину-автогонщику. В самый трудный час пес не оставит его в одиночестве.

Красное и Черное

Красное и ЧерноеАвтор: Фредерик Стендаль.

1-я публикация: 1830-й.

Мировой шедевр литературы 19-го века.

Книга о талантливом молодом человеке, поднявшемся «с низов» по социальной лестнице.

Сильная драма, смешавшая социальный «анализ» общества, борьбу честолюбия и жажды славы, а также бурную страсть, за которую платят жизнью.

Трудно быть богом

Трудно быть богомАвторы: А. и Б. Стругацкие.

1-я публикация: 1964-й г.

Его отправили наблюдателем далеко за пределы Земли — на ту планету, где уровень развития еще схож с нашим «средневековьем». И вмешательство в ход истории недопустимо.

Задача героя — спасение светлых умов государства…

Ярмарка тщеславия

Ярмарка тщеславияАвтор: Уильям Теккерей.

1-я публикация: 1849-й г.

Одна из лучших книг автора и почетное место в главном списке литературных мировых шедевров.

Яркое, богатое на события, ироничное произведение, которое захватывает с 1-х строк. Магия слов и внутренний диалог читателя/автор, легкий слог, отсутствие сантиментов и искусственных образов, запредельный реализм на 800 страницах.

Удивительно живая история с отрицательным героем «в главной роли» — книга «на одном дыхании».

Сто лет одиночества

Сто лет одиночестваАвтор: Габриэль Гарсиа Маркес.

1-я публикация: 1967-й г.

Писатель, книги которого стоят у его почитателей по всем миру.

Магический реализм сочной латиноамериканской прозы, реалистичное и глубокое произведение из рваных сюжетных линий.

Книга для души, для размышлений, для осмысления жизни.

Невыносимая легкость бытия

Невыносимая легкость бытияАвтор: Милан Кундера.

1-я публикация: 1984-й г.

Открываешь книгу и сразу понимаешь — твоя! Срочно на полку, в личную библиотеку!

Эта книга — тот самый вариант, когда под обложкой можно найти целую жизнь. Полное погружение в сюжет, слова и буквы, эмоции героев.

Книга, которая проходит через душу, мозг и даже через кожу мурашками. Любовь и жизнь — белой нитью.

Три товарища

Три товарищаАвтор: Эрих-Мария Ремарк.

1-я публикация: 1936-й г.

Знаменитый по всему миру роман о жизни троих друзей в тяжелом послевоенном мире.

После возвращения к мирной жизни их преследует призраки прошлого, но унынию нет места, когда рядом друзья, способные отдать последнее ради дружбы, и любовь, которая не знает границ.

Неоднократно экранизированная, покорившая миллионы сердец история — правдивая, как жизнь, не оставляющая иллюзий.

Глазами клоуна

Глазами клоунаАвтор: Генрих Бёлль.

1-я публикация: 1963-й г.

Светлая и грустная история о талантливом человеке, которого судьба заставила полностью переосмыслить свою жизнь.

Лесси

ЛессиАвтор: Эрик Найт.

1-я публикация: 1940-й г.

Бестселлер, переведенный на 25 языков.

Простой сюжет, легкий слог и море эмоций после прочтения. Добрая, трогательная и нестареющая история с «хэппи-эндом» для чтения всей семьей.

Главная героиня книги «срисована» автором со своей любимой собаки Тутси.

Лучшие фильмы про подростков, школу и любовь — что посмотреть?

101 далматин

101 далматинАвтор: Доди Смит.

1-я публикация: 1956-й г.

Сказочная повесть, по мотивам которой снят всем известный фильм.

Книга для любителей собак (и не только) о семействе пятнистых четвероногих и злодейке Стервелле, мечтавшей о шубе из их шкурок.

Белый Бим Черное Ухо

Белый Бим Черное УхоАвтор: Гавриил Троепольский.

1-я публикация: 1971-й г.

Хозяина сеттера Бима увозят на операцию в столицу. Пес ищет его в городе, сталкиваясь, как с человеческой добротой, так и с жестокостью.

Тяжелая, трагичная повесть о преданности собаки, экранизированная в 1977-м году.

Собака, которая не хотела быть просто собакой

Собака, которая не хотела быть просто собакойАвтор: Фарли Моуэт.

1-я публикация: 1957-й г.

Увлекательное автобиографическое произведение канадского автора о фантастически умной собаке Матт, живущей в семье путешественников и попадающей вместе с ними в различные комические происшествия.

Легкий слог, динамика сюжета, юмор — книга для чтения всей семьей!

Жареные зеленые помидоры в кафе Полустанок

Жареные зеленые помидоры в кафе ПолустанокАвтор: Фэнни Флэгг.

1-я публикация: 1987-й г.

Одна из культовых книг в нашей стране, ставшая таковой сразу после появления издания на русском языке, и переизданная множество раз.

История крохотного города, где (как, впрочем, и везде) переплетаются любовь с болью, ненависть и крепкая дружба, где тают надежды и преследуют страхи.

Искренний и сильный роман, который учит любить жизнь.

Больше Бена

Больше БенаАвторы: С. Сакин и П. Тетерский.

1-я публикация: 2001-й г.

Двое молодых людей оказываются в Лондоне без копейки в кармане. Элементарная борьба за выживание постепенно трансформируется в «вечный праздник» двух «подонков».

Почувствуй себя живым без средств к существованию!

Трое с Площади Карронад

Трое с Площади КарронадАвтор: Владислав Крапивин.

1-я публикация: 1979-й г.

Произведение о мальчишеской дружбе. Именно с нее рекомендуется начинать знакомство с книгами Крапивина.

Авторский оригинальный стиль, мечтательные герои, неоднозначные эпизоды, никакого «морализаторства» в искренней, реалистичной книге, которая не даст вам готовых ответов. Придется делать выводы самостоятельно!

Рекомендуется читать с детьми.

Верный Руслан

Верный РусланАвтор: Георгий Владимов.

1-я публикация: 1975-й г.

Произведение о караульной собаке, в котором вы не найдете веселых приключений и классических «собачьих» историй. Автор жестко и резко переворачивает сознание читателя, заставляя глубже дышать и сгонять ползающие по рукам мурашки.

Острая и пронзительная книга, которую читают взахлеб, без перерыва на обед.

Любовь во время чумы

Любовь во время чумыАвтор: Габриэль Гарсиа Маркес.

1-я публикация: 1985-й г.

Любовь побеждает все! От жизненных проблем и изъянов души до пространства и времени.

История о любви, которая достойна песен и легенд — неистовая, крепнущая с годами, неизменная, сводящая с ума. 54 года ожидания любви в самой любвеобильной, поэтически красивой книге Маркеса.

Грозовой Перевал

Грозовой ПеревалАвтор: Эмили Бронте.

Произведение из золотой коллекции мировых литературных шедевров.

Романтическая нестареющая проза о бурной и трагической любви, которой зачитываются все поколения.

Куда приводят мечты

Куда приводят мечтыАвтор: Ричард Матесон.

1-я публикация: 1978-й г.

Мелодраматическая фантастика, экранизированная в 98-м году.

Знакомство, влюбленность, свадьба, дети. И счастливая жизнь. Которая бы таковой и осталась, если б не судьба…

Но, оказывается, и после смерти есть жизнь. И главный герой обязательно найдет по ту сторону света свою земную любовь.

Белое на черном

Белое на черномАвтор: Рубен Давид Гонсалес Гальего

1-я публикация: 2002-й г.

Популярный по всему миру автобиографический роман, шокирующий читателей откровенностью и реализмом.

Книга о жизни детей-инвалидов в советских интернатах — жестко, правдиво, без купюр.

Кыся

КысяВладимир Кунин.

1-я публикация: 1995-й г.

Книга-исповедь от лица питерского кота, который волею судьбы попал в эмиграцию. Динамичная и смешная история с острыми сюжетными поворотами и реалиями жизни о привязанности кота к своему хозяину.

Не для детей.

Дневник памяти

Дневник памятиАвтор: Николас Спаркс.

1-я публикация: 1996-й г.

Невозможно объяснить популярность этой книги. Казалось бы, просто роман о любви, но им зачитываются миллионы людей.

Произведение, которое следует читать в тишине и не торопясь. Особенная история о том, что можно быть вместе всегда.

Даже, если это невозможно.

Прочитайте также лучшие книги про любовь и измену.

Нам будет очень приятно, если вы поделитесь своими отзывами о прочитанных книгах!

Автор статьи

Инга Маяковская

Постоянный автор COLADY, разносторонняя личность

Поделитесь с друзьями:

Опубликовано 9 февраля, 2016 в рубрике: Лайфстайл;

Мировая литература о любви и верности

Каким произведениям мировой литературы о любви и верности, преодолевших испытания, близка ” Повесть о Петре и Февронии Муромских”?

Поляша1 / 22 мая 2014 г., 10:34:10

не разгаданное до конца” (А. Блок)

Комедия “Горе от ума” была написана между 1815 и 1820 годами. Содержание пьесы тесно связано с историческими событиями того времени в России. Произведение остается актуальным и в наше время. В те времена в обществе были защитники крепостничества и декабристы, проникнутые любовью к Родине, выступающие против насилия над личностями.

В комедии описывается столкновение двух веков: “века нынешнего” с “веком минувшем”. Ярким примером старого времени является, так называемое фамусовское общество. Это знакомые и родственники Павла Афанасьевича Фамусова – богатого московского барина, в доме которого происходит действие пьесы. Это Хлестова, супруги Горичи, Скалозуб, Молчалин и другие.

Всех этих людей объединяет одна точка зрения на жизнь. Они все жестокие крепостники, у них считается нормальным явлением торговля людьми. Крепостные спасают им жизнь и честь, искренне служат, а они могут выменять их на пару борзых собак. Так на балу у Фамусова Хлестова говорит Софье, чтобы та от ужина дала подачку для ее арапки – девки и собачки. Она не видит никакой разницы между ними.

Обратите внимание

Это остается актуальным и в наши дни. Когда богатый человек, имеющий власть и деньги, может унизить другого человека, нисшего по уровню. Идеалами для нынешнего общества, являются люди богатые, в чинах. Фамусов ставит в пример Чацкому Кузьму Петровича, который был почтенный камергер, “с ключом”, “богат и на богатой был женат”.

Павел Афанасьевич желает для своей дочери такого жениха, как Скалозуб, потому что он “и золотой мешок и метит в генералы”.

Всех представителей фамусовского общества характеризует безразличное отношение к делам. Фамусов – “управляющий в казенном месте” занимается делами только один раз, по настоянию Молчалина он подписывает бумаги, несмотря на то, что в них “противуречье есть и многое недельно”.

Он считает – “подписано, так с плеч долой”. Самое печальное в том, что в наши дни люди думают точно так же, как Фамусов. Отношение к работе, почти у всех безответственное. В этом и заключается непревзойденность великой комедии, она остается жизненной, актуальной и в 20 веке.

Главный герой пьесы Чацкий, через которого автор высказывает свои прогрессивные идеи. Он выступает против бессмысленного подражания всему иностранному. Он хочет наказать окружающим, что они обязаны любить, уважать русскую культуру.

Чацкий говорит, что французик из Бордо, приехавший в Москву, не услышал “ни слова русского” и не видел здесь, “ни русского лица”.

Комедия “Горе от ума” – единственное в мировой литературе, так как никто, кроме Грибоедова не раскрывает всю реальность, происходящих событий.

В комедии Чацкий объявлен сумасшедшим, потому что представители фамусовского общества не понимают его идей. Он один не желает мириться с унижением людей над людьми. Чацкий не сумел правильно доказать правоту своих убеждений и до сих пор не могут раскрывать тайну. Комедия остается не разгаданной, потому что человечество слепо следует за жизненными событиями не желая ничего изменить.

Источник: https://literatura.neznaka.ru/answer/2588102_kakim-proizvedeniam-mirovoj-literatury-o-lubvi-i-vernosti-preodolevsih-ispytania-blizka-povest-o-petre-i-fevronii-muromskih/

Сочинение на тему “Изображение любви и верности в мировой литературе” – Сочинения

Тема любви и верности занимает особое место в мировой литературе. С древних времён люди почитали любовь, верность, доброту, доверие. Все эти лучшие чувства нашли отражение в классических литературных произведениях. Сохранившиеся в трудах отечественных и зарубежных авторов, идеалы, модели, нормы человеческих взаимоотношений не утратили свою актуальность и в наши дни.

«Повесть о Петре и Февронии» — гимн любви и верности

Ярким примером полного раскрытия темы любви и верности в мировой литературе можно считать «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Данное древнерусское произведение рассказывает о жизни князя Петра и его жены Февронии. В повести особое место занимают отношения между супругами.

Во главу ставятся такие важные и незыблемые чувства как любовь, верность, уважение, понимание, сочувствие. Написанное в 16 веке произведение повествует о нравственных канонах и моральных принципах, семейных ценностях и патриотизме.

Через любовь и верность двух людей показана любовь и верность своему Отечеству.

Воплощение высших чувств послужило тому, что Пётр и Феврония считаются святыми. Они воплотили в себе все лучшие качества мужчины и женщины. Так, Феврония обладает такими характеристиками:

  • Любящая
  • Мудрая
  • Добрая
  • Верная
  • Искренняя
  • Целительница
  • Духовная
  • Прощающая
  • Понимающая
  • Помогающая

Пётр отличается следующими качествами:

  • Любящий
  • Сильный
  • Смелый
  • Верный
  • Отважный
  • Понимающий
  • Надёжный

Перечисленные качества и особенности Петра и Февронии послужили модели идеальных мужских и женских характеристик. И на протяжении уже нескольких веков эти качества считаются наиболее ценными.

В произведении заложена глубокая мысль о том, какой должна быть настоящая любовь – сильной, бескорыстной, самоотверженной, непобедимой, верной.

Вечная любовь в повести «Ромео и Джульетта»

Данное произведение Уильяма Шекспира целиком пронизано любовью, самоотдачей, верностью. Дополнительный контраст и трагичность повести придаёт столь юный возраст влюблённых и их пылкая, самоотверженная и глубокая любовь.

В произведении Шекспира подчёркивается всеобъемлющая, всепоглощающая сила любви, способная противостоять любым препятствиям, проблемам, трудностям. Ничто не способно остановить и разрушить любовь Ромео и Джульетты, даже смерть.

Столкнувшись с непониманием и непринятием своей любви в родительских семьях, молодые люди предпочитают умереть, но не расстаться. Настолько сильной и верной была их любовь.

Важно

Произведение «Ромео и Джульетта» наводит на мысль о существовании вечной любви. В повести выражаются идеалы истинной любви – верность, борьба, понимание, самоотдача, самопожертвование, способность противостоять невзгодам.

Это классическое произведение является, пожалуй, самым эмоциональным, ярким и глубоким. В нём широко и ясно раскрыта тема любви и верности.

Источник: https://sochinenienatemu.com/lyubov/sochinenie-na-temu-izobrazhenie-lyubvi-i-vernosti-v-mirovoj-literature/

О любви, мудрости и верности. урок литературы по “повести о петре и февронии муромских” 7 класс

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Удомельская средняя общеобразовательная школа №5 с углубленным изучением отдельных предметов»

города Удомли Тверской области

Конспект урока по литературе в 7 классе«О любви, мудрости и верности»

подготовила

учитель русского языка и литературы

Плотникова Светлана Николаевна

г. Удомля

2011

О любви, мудрости и верности.

(“Повесть о Петре и Февронии Муромских” в 7 классе)

Цель: Знакомство с памятником древнерусской литературы «Повесть о Петре и Февронии Муромских»

Задачи:

  • Познакомить учащихся с особенностями произведения, относящегося к агиографической (житийной) литературе;
  • дать начальное представление об идеале и идеальном образе человека и человеческих отношений в литературе Древней Руси;
  • показать жанровое своеобразие произведения;
  • показать непреходящую ценность любви как великой силы, возвышающей человека;
  • расширять словарный запас обучающихся;
  • совершенствовать умения обучающихся анализировать прочитанное, выражать собственное суждение, раскрывать авторское отношение к героям и событиям, совершенствовать монологическую речь.

Века в своей развернутой поэме

Из тьмы выходят к Свету, к вечной теме

Вс.Рождественский

 На доску вынесено:

Великие Четьи-Минеи, mineos (греч.) – месяц

Ермолай Еразм (Прегрешный)

Агиография (агиос – святой, графо – пишу) 

I. Слово учителя:

Стареют книги… Нет, не переплет,

Не тронутые плесенью страницы,

А то, что там, за буквами, живет

И никому уж больше не приснится.

Остановило время свой полет,

Иссохла старых сказок медуница,

И до конца никто уж не поймет,

Что озаряло предков наших лица.

Но мы должны спускаться в этот мир,

Как водолазы в сумрак Атлантиды, –

Былых веков надежды и обиды

Не только стертый начисто пунктир:

Века в своей развернутой поэме

Из тьмы выходят к Свету, к вечной теме.

(Вс. Рождественский)

Нам предстоит забыть, кто мы такие, что делали за минуту до звонка. Мы погрузимся в мир древнерусской литературы – спокойный, торжественный, созерцательный, мудрый. Перенесемся в далекий ХVI век – время образования единого Русского государств.

За объединением Руси последовало объединение русской культуры. Под руководством митрополита Макария составляется обширное – 12 огромных томов – собрание всех чтомых, т.е. читавшихся, на Руси книг. Это собрание называлось “Великие Четьи-Минеи”.

  • Что обозначает это слово? (минеи от mineos (греч.) – месяц)
  • А четьи? (ежемесячные чтения)

В “Великих Четьи-Минеях” по порядку месяцев и дней излагались рассказы о жизни святых Православной церкви. Русская пословица гласит: “Не стоит город без святого, селение – без праведника”.

И Макарий поручает священникам собирать по русским землям предания о прославившихся своими благочестивыми подвигами праведных людях. Священник Ермолай получил поручение написать житие муромских святых Петра и Февронии.

  • С чем у вас ассоциируется город Муром?(Ученики вспомнят и Илью Муромца, и песню “У Муромской дорожки…”)

Муром славился легендами. Самым поэтичным явилось сказание о мудрой деве, ставшей доброй и справедливой княгиней. Оно и послужило основой для повести. А автор её – Ермолай-Еразм (Прегрешный).

Повесть стала подлинным шедевром древнерусской литературы. Ею зачитывались в Московском государстве, до наших дней дошло полторы сотни рукописей этого произведения.

Я думаю, что вчера появилось не мене 20 новых читателей, покоренных живым словом Ермалая-Еразма.

  • Понравилась ли вам повесть?
  • О чем она?
  • Какие чувства вызвала? 

II. Словарная работа

Текст древний, написан в XVI  веке, события происходят в XII. Какие слова требуют толкования? На доске:

  • Агриков меч
  • искони
  • церковь Воздвижения
  • отрок
  • скважня
  • алтарная стена
  • керамиды
  • сноха
  • язвы
  • струпья
  • без обиняков
  • пядь
  • отчина
  • блаженный
  • иноческие
  • воздух
  • риза

(Ученики при  домашнем чтении работают со сносками, словарями. Словарная работа может быть фронтальной, можно вызвать одного ученика к доске для монологического ответа)

I

Не даем готового ответа, пусть ребята сами найдут в языке произведения образность народной сказки, героику былинного эпоса, удивительное для церковного повествования внимание к бытовым деталям. Вспомнив особенности житийной литературы, пусть сами обнаружат отсутствие многих неотъемлемых элементов агиографии.

II. Разберемся в прочитанном

1.Определим жанр

  • повесть?
  • житие (агиография)?
  • сказка?
  • легенда?
  • былина?

В завершении спора сообщим ребятам, что в “Великие Четьи-Минеи произведение не вошло: вместо жития получилась увлекательная повесть с занимательным сюжетом, яркими характерами и образным языком.

2.Обратимся к композиции

  • Как построена повесть?
  • Сколько частей можно выделить?
  • Составляем коллективно план, записываем на доске и в тетрадях.

ПЛАН

  1. Подвиг князя Петра.

  2. Мудрая дева Феврония.

  3. Поединок Петра и Февронии с боярами.

  4. Кончина святых и посмертные чудеса.

Обратимся к I части

  1. Художественный пересказ.

  2. Беседа:

  • Какие мифы о героях-змееборцах вы знаете?
  • В образе змея прилетает сам могущественный дьявол, воплощение всего дурного. Чувствуем ли мы через слово отношение автора к змею? Найдите и прочитайте эти слова.
  • А как автор относится к Петру?
  • Какие человеческие качества Петра привлекательны? (Самоотвержен, храбр, доверительные отношения с братом)
  • Обратите внимание на фразу “любил молиться вне города”. О чем она говорит? (Глубокая вера, молитвенность князя; уединившись в тихом храме, легче сосредоточиться, вознести свою горячую молитву, попросить о помощи в праведном деле)
  • Петр совершает воинский подвиг, требующий мужества, воли, напряжения сил. Заканчиваются на этом испытания героя? (Нет, только начинаются. Петра ожидают испытания на терпение, на мудрость)
  • Что такое подвиг? (подбираем однокоренные слова, выделяем корень, задумываемся над значением слова)

подвижник? (не тот, кто совершает героический поступок и потом почивает на лаврах, но тот, кто постоянно, всей своей жизнью идет (движется) по пути к Богу)

Обратимся к II части

Сюжет о змееборце дополнился сюжетом о мудрой деве.

  • Почему называют Февронию мудрой? (говорит загадками)

Чтение по ролям.

  • Зачем князь испытывает Февронию?
  • Не видя Петра, не зная его, Феврония хочет стать его женой. Почему она выбрала Петра?
  • Достойна ли Феврония Петра?
  • Есть ли в тексте портреты героев? Почему?
  • Петр и Феврония жили благочестиво и праведно. То есть как?

Обратимся к III части

  1. Выборочное чтение в лицах.

  2. Беседа

  • За что невзлюбили новую княгиню бояре?
  • Как отвечают супруги на козни бояр?
  • Как автор через слово выражает свое отношение к боярам?
  • Докажите, что Петр и Феврония – идеальные правители.

Обратимся к IV части

  1. Выразительное чтение.

  2. Слово учителя: На соборе 1547 года Петр и Феврония были канонизированы, т.е. объявлены святыми.

    Ежегодно 8 июля (по старому стилю – 25) во всех храмах Православной Церковью отмечается память святых Петра и Февронии. Это русский день всех любящих.

    Есть две чудотворные иконы Петра и Февронии – в Спасо-Пеображенском мужском монастыре в Муроме и в храме Малого Воздвижения в Москве.

  • Как вы думаете, о чем просят святых верующие?

(Спасо-Преображенского  мужского монастыря, раки с мощами святых Петра и Февронии,)

Сделаем выводы

  • Обратимся к эпиграфу. О каких вечных темах идет речь?
  • Борются ли Добро и Зло в повести?

 Результат обсуждения этого вопроса – схема (на доске, в тетрадях)

Добро ПОБЕЖДАЕТ Зло САМО губит себя

  • Как приходит в мир зло? (от корысти, глупости, властолюбия людей)
  • Можно ли с ним бороться и одолеть его?

IV Литература и живопись

Иконы русской золотая осень,

как яростна небес твоих лазурь.

Уж на цветы не залетают осы,

и тишина – как после гроз и бурь.

Прожить под золотом, что под позором.

Под солнцем жить. Осенние леса

невидимо проходят перед взором

прощального иконного лица.

У пашни с полем четкая граница.

Она сбежит от зим и , став длинней,

в полсвета силуэтом повторится

двух – белого и черного  – коней.

Что красота? О ней молчат – ни слова!

Есть жест руки и теплый воск перстов.

И око. И овал лица. И снова –

взгляд оцарапал патину холстов

(Л.Олзоева “Мастер”)

Рассмотрите миниатюры.

  • Какие события из жизни святых

на них изображены?

  • Сравните иллюстрацию учебника

с изображением на миниатюрах.

  • В чем сходны и в чем различны

законы изображения?

  • Какое из этих изображений

ближе к законам создания образа

в житийной литературе?

V. Подведем итоги

  • Чем запомнится вам сегодняшний урок
  • Чем обогатила вас история Петра и Февронии?
  • О каких вечных темах мы говорили сегодня?

Поклоняемся вечным святыням.

И любовь наша к миру чиста

Сердце русское верит и ныне –

Мир жестокий спасет красота…

  • Какая красота? (духовная)

VI. Домашнее задание

“Читаем, думаем, спорим”, с.36-37

Библиография

  1. Крупина Н.Л. Повесть о Петре и Февронии Муромских. IХ класс// Литература в школе.-2000.-№5.-с.78-82

  2. Малюкова В.Ф. Урок по «Повести о Петре и Февронии Муромских» VII класс // Литература в школе.-2008.- №9.

  3. Энциклопедия для детей. Аванта . Русская литература. Часть первая. От былин и летописей до классики 19 века, М., 1999

Источник: https://doc4web.ru/literatura/o-lyubvi-mudrosti-i-vernosti-urok-literaturi-po-povesti-o-petre-.html

Лучшие книги о любви русских и зарубежных авторов

Любовь – потрясающее чувство, наполненное накалом страстей, радостью и разочарованием. Каждый человек пишет собственную историю любви.

В мировой литературной копилке романтических творений имеются произведения, признанные вершиной искусства описания любви. Они никого не могут оставить равнодушным.

Самые лучшие книги о любви читают и прагматики, и неисправимые романтики.

Коллекция сочинений о любви постоянно пополняется великолепными романами современных авторов. Чтобы обогатить свой внутренний мир, научиться понимать себя, полезно читать хорошую литературу, созданную талантливыми писателями. Прекрасные произведения, в которых глубоко и тонко описаны внутренние переживания, научат любить и стать любимой.

Классика любовной лирики

Среди книг, которые уже давно приобрели безоговорочный статус бесценных любовных фолиантов, такие сочинения:

  1. «Грозовой перевал» Эмили Бронте. Роман, написанный в 1817 году, уже третье столетие остается самой читаемой и любимой книгой. В свое время он стал поворотной точкой отсчета в романтической литературе. Трагичную историю любви Хитклифа к дочери приемного отца – хозяина поместья, перечитывают все новые поколения.
  2. «Джейн Эйр» Шарлотты Бронте. В центре повествования – независимая и сильная духом девушка. Оставшись сиротой, она получает место гувернантки в доме богатого и знатного человека – мистера Рочестера. Между ними вспыхивает любовь. Однако перед свадьбой Джейн узнает страшную тайну своего возлюбленного. Это резко меняет её судьбу.
  3. «Ромео и Джульетта» Уильяма Шекспира. Гениальное произведение, сюжет которого известен каждому. Любовь молодых людей из враждующих кланов приводит к трагичной развязке.
  4. «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова. Фантастическое переплетение эпох, сложный непредсказуемый сюжет. Это мистическая и загадочная книга о любви, добре и зле. Жертвенная любовь Маргариты к Мастеру, странные персонажи, удивительные события. Эту книгу до сих пор так никому и не удалось разгадать до конца.
  5. «Унесенные ветром» Маргарет Митчелл. Эпичный роман американской писательницы – это сага о судьбе людей, вынужденных жить в мире, где правят деньги и власть. Действие разворачивается во времена Гражданской войны. Это произведение относится к лучшим образцам остросоциальной лирики.

В списке литературных изданий, где присутствует лирическая тематика, имеются лучшие книги о любви, созданные и другими талантливыми мастерами пера. О высоком чувстве писали Лев Толстой («Война и мир»), Эрих Мария Ремарк («Жизнь взаймы»), Джейн Остин («Гордость и Предубеждение»). 

Современное искусство любовной прозы

Человечество продолжает существовать благодаря великой силе любви. Это чувство дарит вдохновение и современным мастерам прозы и поэзии.

Ими написано немало произведений, которые достойно продолжают традиции классиков романтизма.

По мнению читателей, звания «Лучшие книги о любви» достойны такие современные произведения:

  1. «P.S. Я люблю тебя» Сесилии Ахерн. Миллионы почитателей, восторженные отзывы, статус бестселлера. Такие регалии имеет эта мегапопулярная книга. В центре сюжетной линии – душевные переживания героини. Смерть забрала у неё любимого человека. Вдруг женщина обнаруживает письма от мужа, где содержатся указания, что она обязательно должна сделать. Главная идея книги – настоящую любовь не сможет победить даже смерть.
  2. «Я вернусь» Эльчина Сафарли. Произведение турецкого автора построено вроде бы на банальном сюжете. Оно переносить читателя в загадочный и чувственный мир Востока. Любовь русской девушки к турецкому парню подвергается серьезным испытаниям. Влюбленным приходится преодолевать много препятствий и не утратить при этом своих чувств. Талант писателя, его способность заглянуть в глубины души, сделали эту книгу необычайно популярной.
  3. «Одиннадцать минут» Пауло Коэльо. Одиозный автор, философ человеческой души сделал новый подарок своим многочисленным почитателям. Роман сразу же вошел в число самых покупаемых и читаемых произведений. Попытки осознать, что важнее в любви — чувственный или эмоциональный аспект, приводят к однозначному выводу. Занятие любовью станет настоящим наслаждением, если между людьми искренние чувства.
  4. «Три метра над небом» Федерика Моччиа.
    Любовь между людьми разного социального статуса, не находит понимания у окружающих. Но двум, таким разным, подросткам – скромнице Баби и безбашенному байкеру Стэпу удается сберечь свои чувства. Нашумевший роман – лучшая молодежная книга о любви.
  5. « Английский пациент» Майкла Ондатже. Время действия – Вторая мировая. Писателю удалось очень деликатно и поэтично изобразить исковерканные судьбы четырех героев. Центральный персонаж – человек без имени. Ожоги лишили его лица и привычного образа. Книга стала основой для сценария к одноименной киноленте. В 1997 году она была удостоена девяти Оскаров.

Прочитать – и влюбиться!

На книжной полке любителей лирической литературы могут оказаться и другие, не менее интересные произведения.

Истории, которые обязательно следует прочитать – «Поющие в терновнике», «Доктор Живаго», «Любовник леди Чаттерлей». Это не минутное чтиво для сентиментальных дамочек. Такие книги дарят замечательную, не похожую друг на друга историю высокой любви.

Такие лирические произведения помогут воссоздать в реальной жизни высокие чувства, описанные на их страницах. Их стоит прочитать – и поместить на свою книжную полку.

Секрет долгожительства лучших произведений о любви – в богатом и интересном сюжете и огромной эмоциональной насыщенности.

Источник: https://lediveka.ru/otnosheniya/lyubov/muzhchina-i-zhenshhina/luchshie-knigi-o-lyubvi-samye-populyarnye.html

20 лучших историй любви в литературе

А вы верите в настоящую любовь? А может, в любовь с первого взгляда? А в любовь вечную? В условиях современных реалий эти вопросы звучат весьма риторически.

А между тем, любовь – самое светлое и сильное чувство.

И сейчас мы расскажем вам самые известные истории любви, которые вам это докажут.

1. Ромео и Джульетта

Самая популярная пара во всем мире, ставшая синонимом слова «любовь». «Ромео и Джульетта», трагедия, вышедшая из-под пера Уильяма Шекспира, о двух подростках из враждующих семей, полюбивших друг друга. Ради своего чувства они решили пожертвовать собственными жизнями, что помирило, наконец, враждующие семьи.

2. Клеопатра и Марк Антоний

Марк Антоний и Клеопатра полюбили друг друга с первого взгляда. Так как они были довольно влиятельными персонами, то Египет от их романа только выигрывал, а вот римляне наоборот, опасались возрастающего влияния египтян.

Не смотря ни на что, Клеопатра и Марк Антоний вступили в брак. Однажды, сражаясь против римлян, Марку сообщили о ложной смерти Клеопатры. Не найдя в себе сил жить дальше, он покончил с собой.

Узнав о смерти возлюбленного, совершила самоубийство и Клеопатра.

3. Ланселот и Гиневра

Сэр Ланселот влюбился в королеву Гиневру, жену короля Артура. Их страсть разгоралась очень медленно, но однажды их застали врасплох в спальне королевы. Попытка бегства не удалась, точнее, сбежал только Ланселот.

Королеву же приговорили к смертной казни за измену. Однако, от неминуемой смерти ее спас Ланселот. Одновременно с этим произошел раскол рыцарей Круглого стола на две группы, ослабив влияние короля Артура.

Влюбленным пришлось расстаться – Ланселот закончил свои дни, будучи отшельником, а Гиневра стала монахиней.

4. Тристан и Изольда

История несчастной любви Тристана и Изольды также произошла во времена правления короля Артура. Изольда, дочь короля Ирландии, обручилась с королем Марком Корнуольским. Тристан, племянник короля Марка, должен был сопровождать Изольду в Корнуолл.

Однако, молодые люди влюбляются друг в друга. Но, не смотря на это, королевская свадьба все же состоялась, хотя интрига с Тристаном продолжается и после.

В конце концов обманутый король узнает о любовных отношениях своей жены, но прощает ее, сослав Тристана из Корнуолла.

Совет

В Бретани Тристан встретил Изольду, очень похожую на его возлюбленную. Он женился на ней, хотя брак нельзя было назвать счастливым. Однажды он сильно заболел, и послал за своей возлюбленной, в надежде на исцеление.

Он договорился с капитаном судна о том, что если Изольда приедет, то он поднимет белые паруса, если нет – то черные. Однако, жена Тристана обманула его, сказав, что паруса судна черные.

Тристан умер от горя, не дождавшись своей возлюбленной, а вскоре умерла от разрыва сердца и она.

5. Парис и Елена

Елена Троянская – одна из самых красивых женщин мировой литературы. Она вышла замуж за царя Спарты, Менелая. Однако, ее похитил Парис, сын короля Трои Приама, и увез в Трою. Ради освобождения Елены в Трою направилось огромное войско, во главе с братом Менелая. Троя была разрушена, а красавица Елена вернулась в Спарту, к своей счастливой семейной жизни с Менелаем.

6. Орфей и Эвридика

Любовная история Орфея и Эвридики – древнегреческий миф об отчаянной и смелой любви человека к нимфе. Они жили в любви и согласии, до тех пор, пока Эвридику не стал преследовать Аристей, греческий бог земли и сельского хозяйства. Спасаясь от его преследования, Эвридика попала в змеиное гнездо, где была смертельно ужалена.

Обезумевший от горя Орфей пел грустные песни, которые разжалобили и богов, и нимф. Они посоветовали ему спуститься в царство мертвых, где его музыка разжалобила Аида и Персефону. Они согласились вернуть Эвридику на землю, но выдвинули условие – Орфей не должен оборачиваться и смотреть на нее.

Но он не смог выполнить это условие, и она вновь исчезла, уже навсегда.

7. Наполеон и Жозефина

Наполеон женился на Жозефине по расчету, когда ему было 26 лет. Она была старше него и гораздо богаче. Однако, спустя некоторое время супруги полюбили друг друга, хоть и позволяли себе измены. Они находились вместе благодаря взаимному уважению, а расстались по причине бесплодия Жозефины.

8. Одиссей и Пенелопа

Жертвенность в отношениях доступна далеко не всем. После разлуки и до нового воссоединения прошло 20 долгих лет. Вскоре после свадьбы Одиссей ушел на войну.

Не смотря на иссякающие надежды на возвращение мужа, Пенелопа ровно 108 раз отказала своим женихам, так же как и Одиссей сопротивлялся чарам колдуньи, обещавшей ему вечную молодость.

Спустя 20 лет Одиссей вернулся к жене и сыну и семья, наконец, воссоединилась.

9. Паоло и Франческа

Франческа, будучи замужем за ужасным человеком Джанчотто Малатеста, полюбила его брата, Паоло. Однако, вскоре обманутый муж обо всем узнал и убил обоих.

10. Скарлетт О’Хара и Ретт Батлер

«Унесенные ветром» Маргарет Митчелл рассказывает о любви и ненависти между Скарлетт и Реттом Батлером. Они то ссорились, то мирились, чтобы поссориться вновь. Скарлетт никак не может определиться, кто ей в действительности нужен. Выбрав Ретта, они вновь не сходятся характерами и окончательно расстаются.

11. Джейн Эйр и Рочестер

Сирота Джейн устраивается работать гувернанткой в дом богача Эдварда Рочестера, между ними вспыхивает любовь и они решают пожениться. Но в день свадьбы невеста узнает о том, что ее жених уже женат.

Джейн сбегает, и возвращается лишь после того, как дом Рочестера уничтожен пожаром, где погибла его жена, а он сам стал слепым. Джейн остается подле возлюбленного, и их любовь длится до конца их жизней.

12. Лейли и Меджнун

Романтическая и трагичная история о недосягаемой любви, написанная Низами Гяндже. Лейли и Кайс влюбляются друг в друга, будучи еще школьниками. Однако, вскоре им запрещают общаться, и Кайс уходить жить в пустыню, где становится известным как Меджнун – сумасшедший. Там же он встречает бедуина, который пообещал ему верунть возлюбленную.

Однако, влюбленные по прежнему не могут быть вместе из-за отца Лейли. Вскоре она становится женой другого человека. Однако, после смерти мужа Лейли все-таки встречается с Меджнуном, хотя вместе они быть так и не смогли. После смерти их похоронили вместе.

13. Элоиза и Абеляр

История монаха и монахини, которые, не смотря ни на что влюбились в друг друга и зачали ребенка, после чего тайно вступили в брак. Но Фултберт, дядя Элоизы, прячет племянницу в монастыре, и приказывает кастрировать Абеляра. Пройдя сквозь беды и невзгоды, они продолжали любить друг друга до конца жизни.

14. Пирам и Фисба

Пирам и Фисба дружили с детства, но их родители были против свадьбы. Однажды, они решили встретиться на рассвете у тутового дерева. Фисба пришла первой и заметила льва, который пришел напиться из источника, расположенного около дерева.

У хищника была окровавлена пасть, и Фисба стала убегать от него. По дороге она потеряла платок, который пришелся по вкусу льву. Пришедший к дереву Пирам решил, что лев убил его возлюбленную и пронзил себя своим же мечом.

Выйдя из укрытия, Фисба увидела мертвого Пирама и убила себя его же мечом.

15. Элизабет Беннет и Дарси

Дарси – типичный представитель аристократии, а Элизабет – одна из пятерых дочерей господина с весьма скромными доходами. В романе Джейн Остин описывается вся история зарождения любви между двумя представителями разных социальных слоев, которые не могут быть вместе, равно, как и любить кого-то другого.

16. Салим и Анаркали

Салим, сын императора монголов Акбара, полюбил куртизанку Анаркали. Но его отец всячески противился их любви, стараясь отдалить влюбленных друг от друга.

Однако, Салим не смирился с решением отца и объявил ему войну. Салим потерпел поражение и был приговорен к смертной казни. Анаркали решает помочь своему любимому, отказавшись от своей любви ради спасения Салима.

Она была заживо погребена в кирпичной стене на глазах у Салима.

17. Покахонтас и Джон Смит

Покахонтас, индейская принцесса, дочь Поухатана, вождя племени повхатанов, впервые увидела европейцев в 1607 году. Она обратила внимание на Джона Смита, которого схватили и пытали ее соплеменники. Покахонтас спасла его от смерти, и вскоре он стал членом племени. Смит и Покахонтас сдружились, и принцесса посещала Джеймстаун, передавая ему письма от отца.

Однако, в один из следующих визитов ей сказали, что Смит мертв.

Через какое-то время Покахонтас берет в плен сэр Сэмюэль Аргалл, надеясь использовать ее как посредника при освобождении английских заключенных.

Пребывая в плену принцесса становится христианкой и берет имя Ребекка. Спустя год она выходит замуж за Джона Ральфа, и однажды встречается с Джоном Смитом, спустя 8 лет. Это их последняя встреча.

18. Шах-Джахан и Мумтаз-Махал

В далеком 1612 году девочка-подросток Аржуманд Бану стала женой 15-летнего Шах-Джахана, правителя Империи Великих Моголов. Спустя время она взяла имя Мумтаз-Махал и родила своему супругу 14 детей, став его любимой женой.

Она умерла в 1629 году, и император распорядился возвести памятник любимой супруге. На это потребовалось 20 лет работы, 1000 слонов и 20000 рабочих, в итоге появился памятник Тадж-Махал.

Спустя время Шах-Джахана сверг его собственный сын, и, будучи заключенным в Красном Форте в Агре, он смотрел на памятник своей любимой, где и был впоследствии похоронен.

19. Мария и Пьер Кюри

Молодая ученая Мари Склодовская проводила бесчисленные часы в библиотеке, где и познакомилась с Пьером Кюри, директором одной из лабораторий, в которой она работала. Пьер долго ухаживал за ней, и делал неоднократные попытки предложений руки и сердца.

В 1895 году они сыграли свадьбу, а в 1898 году совместными усилиями открыли радий и полоний. В 1903 году они получили Нобелевскую премию, а еще через год Пьер умер. Мари решила продолжать их общее дело, в 1911 году она получила еще одну Нобелевскую премию по химии.

Умерла Мари в 1934 году от лейкемии.

20. Королева Виктория и принц Альберт

Виктория была жизнерадостной и веселой девушкой. Взойдя на престол в 1837 году, через три года она вышла замуж за принца Альберта. У супругов было 9 детей, они горячо любили друг друга.

После смерти Альберта в 1861 году, Виктория не появлялась на публике три года. Ее уединение вызывало критику и недоумение.

Постепенно она вернулась к общественной жизни, хотя так и не сняла траура по мужу, вплоть до собственной кончины в 1901 году.

Ее правление было самым длинным в английской истории, во время которого Британия стала мировой державой, над которой “никогда не заходит солнце”.

Источник: https://www.romanticcollection.ru/relation/love/20-luchshih-istoriy-lyubvi-v-literature

Примеры любви в художественных произведениях. Произведения о любви и верности

ВИДЫ ЛЮБВИ В ХУДОЖЕСТВНЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Цель: Показать многогранность и неизмеримость любви во всех ее ипостасях и проявлениях; показать, что различные виды любви встречаются в литературе.

Задачи: 1) Научить различать виды любви, легко находить их в тексте;

2) Развивать чувство прекрасного, творческое мышление;

3) Воспитывать любовь к литературе, родителям, окружающим людям. Сформировать понимание «истинной» любви.

Оборудование: презентация, мультимедийный проектор, компьютер.

Форма работы: беседа

Ход работы

«Когда двое делают одно и то же, получается не одно и то же»
Теренций

«Любовь не может властвовать над людьми, но она может изменять их»

Гёте

Любовь в ее различных проявлениях на протяжении всей истории человечества являлась наиболее распространенной темой произведений искусства. Попробуем проиллюстрировать виды любви на примере всем известных личностей и литературных героев.

Видео 1. Виды любви. (1:23)

    ЛЮБОВЬ-ЭРОС.

Эрос (др.-греч. ἔρως) — это стихийная, восторженная влюблённость, телесная и духовная страсть. Это страсть больше для себя, чем для другого, направленного на объект любви «снизу вверх» и не оставляющая места для жалости или снисхождения. Ее духовность довольно поверхностна и иллюзорна.

«Ромео и Джульетта» Шекспира — это любовь-страсть.

Это — романтическое чувство, которое может гореть долго и ярко, но может погаснуть без следа от одного резкого слова или шокирующего поступка. Некоторые способны испытать такое чувство один раз за всю жизнь, некоторые — несколько раз. Но всегда это происходит стихийно, налетает как ураган и опьяняет человека. В этой любви нет драматизма, она — как праздник, который ждут с радостью и с которым расстаются без сожалений. Эта любовь не может долго существовать без взаимности, она дает столько же, сколько берет. Она жаждет полноты чувств и сочетания влечений ума, души и тела, но без эротической гармонии для нее все остальное может потерять смысл.

Страстной и чувственной была любовь Аксиньи и Григория Мелехова в романе Шолохова «Тихий Дон». Она горела бурно, смягчив суровый характер Григория и высвободив сдержанную страстность его натуры. Но, если бы не несчастный случай, оборвавший их любовь, вряд ли это романтическое чувство оказалось бы долговечным.

Зная тип отношений этой пары, а это отношения «Суперэго» можно попытаться промоделировать их дальнейшее развитие. Могло бы наступить, с одной стороны — любовное пресыщение, с другой эмоциональное перенапряжение, а в результате — взаимное охлаждение, очень губительное для этой любви.

Э. Асадов показал, к чему могут привести действия любви эрос. Давайте послушаем стихотворение «Лялька».

Ах, что только не делала зависть!

Убивала, сводила с ума,

Приносила девчонкам страданья!

Вот, послушай, быль есть одна.

Ну, с чего бы начать? Вот, пожалуй!

В класс девчонка вошла – новичок.

Русый волос был гладко причёсан,

Не сходила улыбка с лица.

Все ребята, конечно, встали

И директор прервал урок.

Сразу весть пронеслась по школе.

Ах, красавица, ангел какой!

И должна вам признаться, девчонки

Я ещё не видела такой.

Голубые глазёнки мигали

Будто в них зарождалась весна.

Полюбила вся школа девчонку.

Не гордилась она красотой.

Имя её было Лялька, просто куклой звали её.

Атаманом был в классе Серёжка.

Тоже славился он красотой,

И девчонки к нему так и липли,

Только думал он о другой.

Понимали все это девчонки.

Отомстить решила одна

И по школе мгновенно

Блеснула ребят клевета.

Лялька! Лялька! Ведь ты не знаешь,

Что о тебе говорят.

И лишь один не поверил Серёжка.

Вдруг поднялся и крикнул «Молчать.

Ведь всё это неправда, неправда!

Кто-то подло над ней пошутил!

Всё равно я узнаю правду

И тогда уж пощады не жди!»

И вот она, ничего не зная,

В класс спокойно вошла.

Как всегда лицо в улыбке

И румянец играет в щеках.

Вдруг подходит к ней быстро Серёжка

И серьёзно ей говорит:

«Слушай, Лялька, только без смеха.

Это верно? Записку прочти».

До того ли ей было тогда.

По листку глаза пробежали.

Улыбнулась она ему,

Но вдруг закрыла глаза:

«Люди! Люди! Зачем вы так строго?

Люди! Люди! Зачем вы так?»

И она метнулась из класса,

Замелькала в школьных дверях.

Школа, двор, дорога, машина…

Но не видит она ничего.

Слёзы! Всё застилают слёзы. Крах!

Рядом с ней он, Серёжка.

По дороге она бежала.

Завизжали вдруг тормоза.

Под колёсами Лялька лежала,

Закрывая от боли глаза.

«Лялька, Лялька, Лялька.

Слышишь, не смей, погоди!»

Слёзы льются из глаз атамана.

Сердце! Сердце бьётся в горячей груди,

Но Лялька лежит неподвижно

И ресницы слиплись в крови.

И одно лишь слышит девчонка:

«Лялька, слышишь, не смей, погоди!»

И в последнюю в жизни минуту

Вдруг сказала она тяжело:

«Я люблю лишь тебя одного».

На дороге Лялька лежала.

Рядом с нею леж

Почему история Петра и Февронии не слабее «Ромео и Джульетты»

Почему история Петра и Февронии не слабее "Ромео и Джульетты"В 1595 году появилось выдающееся литературное произведение, повествующее о любви и верности и о том, как человеческая слепота и злоба помешали двум людям создать средоточие этих самых любви и верности — семью. Я говорю о «Ромео и Джульетте». А вот в 1547 году, почти за полвека до бессмертной пьесы Шекспира, появилось другое произведение о любви и верности — «Повесть о Петре и Февронии Муромских» — история о том, как любовь и верность, прошедшие через испытания, семью рождают. Петр и Феврония, так же как Ромео и Джульетта, должны преодолеть человеческую ограниченность и злобу. Но муромские святые создают семью, в которой взращивается любовь.

Я бы не хотел противопоставлять или даже сопоставлять два этих текста с художественной точки зрения. И не склонен считать «Повесть о Петре и Февронии» нашим ответом Шекспиру, тем более что муромская история была написана раньше. Однако воспринимая оба текста как смысловую параллель, я убеждаюсь, что «Повесть о Петре и Февронии Муромских» — произведение, не менее значимое для мировой культуры и для понимания человеческих отношений, чем повесть, «печальнее которой нет на свете», и вот в каком смысле: если любовь не создает семью — это всегда трагедия. Дай Бог, чтобы она была не столь роковой, как у героев Шекспира, но в той или иной степени трагедия случится всегда. Конечно, и в семье много своих драм и трудностей, но без семьи все происходит не так, как Бог о человеке задумал. Уже в первой книге Библии говорится о том, что нехорошо человеку быть одному (Быт 2:18).

На свете сохранилось немного экземпляров первого полного издания Шекспира, так называемого фолио. И во всех библиотечных экземплярах страшно замусолены одни и те же страницы: сцена в саду из «Ромео и Джульетты», называемая также сценой на балконе. Это свидетельствует о том, что слова, которыми Ромео и Джульетта (точнее — Уильям Шекспир) говорят о любви, по силе и красоте могут считаться непревзойденными. И что же? — эта великая любовь погибла, потому что и родители Джульетты, и друзья Ромео, и Тибальд, и Парис, как будто сговорившись, проявили, кажется, всю возможную греховную тупость и злобу, чтобы погубить ее.

А вот в истории Петра и Февронии есть, на мой взгляд, несколько удивительных моментов, которые чрезвычайно значимы. Их можно назвать четырьмя уроками муромских святых. Во-первых, князь Петр неслучайно заболевает и исцеляется Февронией именно после победы над драконом: человеку недостаточно быть «победителем»; победа в бою не освобождает от зла. Зло человек преодолевает в своей целостности, соединившись с женщиной в любви, создав семью. Сейчас принято смеяться над тем, что старинные романы обязательно кончались свадьбой, а в этом есть глубокий смысл, важнее которого только концовка, типичная для Александра Грина: «Они жили долго и умерли в один день» (заметим, что именно так умирают Петр и Феврония). Во-вторых, муромские бояре поставили князя Петра перед выбором: власть или семья. Выбирая последнюю, Петр останавливается на той ценности, без которой человек не может реализоваться. В-третьих, те же бояре, изгнавшие княжескую чету из города, вынуждены были просить ее о возвращении; это можно понять как намек на то, что без семьи не может быть полноценного общества, но, пожалуй, главное здесь то, что не нужно бороться со злом ни хитростью, ни силовыми методами, потому что оно выдыхается перед лицом Божией правды. И в-четвертых, выражаясь современным языком, у Петра и Февронии в отношениях не все было всегда гладко. Ведь князь далеко не сразу принял решение жениться на простолюдинке, это решение было в каком-то смысле проблемным. Да и не видим мы, чтобы он «пылал» чувством, делая предложение. Изгнание расставило все точки над i, некоторым образом не просто скрепило, а зацементировало их брак, — это было испытание, которое они выдержали.

А вообще что же получается — сначала возникла семья, а уже потом в ней родилась любовь? Как-то это нелогично с точки зрения современного человека, не правда ли? Но как раз это мне кажется наиболее значимым. Принято считать (особенно среди молодых людей), что любовь — это то, что лежит в истоке человеческих отношений. А дальше возможно всякое: любовь прошла, «завяли помидоры», можно разбежаться, нельзя заставлять ни себя, ни другого и т. д. Но это возникающее в начале чувство — сильное, чистое, эмоциональное — правильнее было бы назвать влюбленностью, и она может перерасти в любовь, а может — и нет. И чтобы это случилось, влюбленность должна пройти закалку. Нравится это кому-то или нет, но эта закалка — не в цветах, подарках и встречах, а в жертвенности, в готовности поставить интересы этого человека перед своими. И в таких случаях обязательно получаешь ответ. Ведь люди в семье движутся сонаправленно…

Петр и Феврония — исторические персонажи, реально существовавшие люди. Ромео и Джульетта гениально заимствованы Шекспиром из итальянской литературы. Уменьшает ли это ценность их истории в наших глазах? — нет, и свидетельство тому — зачитанные страницы, на которых юные новобрачные, обреченные на разлуку и смерть, беседуют о соловье и жаворонке и тем самым — о своей любви. И жаль того человека, который скажет, что его интересуют более масштабные события и переживания! Жаль то общество, в котором властители дум от лица широких масс безответственно заявляют, что Шекспир устарел!

…В иронической, но неизбывно горькой книге Карела Чапека «Апокрифы» есть один, посвященный Ромео и Джульетте. Молодой знатный англичанин, современник Шекспира, путешествует по Италии. В Вероне его застигает ливень, и добродушный патер приглашает его зайти и переждать. Молодой человек рассказывает, как дорога ему Верона по воспоминаниям о Ромео и Джульетте. Патер же горячо возражает: все было не так, у них действительно была детская привязанность, но Ромео был шалопай, ранил графа Париса, бежал в Мантую, а Джульетта и Парис поженились. Графиня Джульетта родила восьмерых прекрасных детей и достойно прожила жизнь как прекрасная мать и верная супруга.

Потрясенный англичанин говорит, что в пьесе все прекраснее, а патер отвечает, что нет ничего хорошего в том, что двое молодых людей расстаются с жизнью, и гораздо прекраснее настоящая жизнь Джульетты — счастливый брак и материнство.

Остается только напомнить читателю, что и это — тоже литература, а настоящая литература всегда оставляет нас во власти глубоких размышлений…

 

На заставке фрагмент фото Jerry/www.flickr.com.

Каким произведениям мировой литературы о любви и верности преодолевших испытания, близка «Повесть о Петре и Февронии

Любовь и верность — основной лейтмотив в классической литературе

Многие классические литературные и художественные произведения мировой литературы близки тематически в сочетании с монументальным подходом и возвышением любви и верности до предела испытаний человеческих сил и чувств. Такова — повесть «О Петре и Февронии Муромских», князе и княгине, которым удалось сохранить любовную привязанность друг к другу в течение всей жизни. Святые подвижники заслужили у Бога милость благодаря таким своим качествам:

  • терпение;
  • вера;
  • надежда;
  • умение любить друг друга;
  • готовность переносить испытания выдержки чувств.

Житие Петра и Февронии 

Однако жизнь Петра и Февронии напоминала тернистый путь испытаний. Желая помочь своему брату Павлу и избавить его жену от притязаний кощунственного змия, вводящего её в блуд, Пётр убил его. Однако впоследствии заразился проказой от выплеснувшейся отравленной крови этого мифического существа. Простая крестьянка Феврония пообещала исцелить Петра за то, что он женится на ней, когда выздоровеет. Но будучи муромским князем, он не мог взять в жёны простолюдинку. Когда же наконец он женился на Февронии, его общественный статус был поражен, — пара была изгнана из Мурома и уплыла на корабле по реке Оке. Без них в Муроме началась междоусобная брань, и только когда они вернулись, муромская земля пришла к расцвету. 

Тематическая близость с другими произведениями

История о Петре и Февронии близка к известной эпической поэме об Одиссее, герое Троянской войны, который настолько любил свою жену Пенелопу, что прошел полсвета и проплыл сквозь козни богов на море и на суши только бы добраться до своей родной Итаки и увидеть сына Телемаха. Не менее интересно сходство любви Петра и Февронии с трагическим и сладострастным чувством Тристана и Изольды, королевы и простого рыцаря, которые настолько любили друг друга, что готовы были умереть, лишь бы быть вместе. Среди других сходных произведений мировой литературы — история наивной влюбленности королевы Гвиневеры и рыцаря Ланселота, ведущего кавалера ордена Круглого Стола при дворе короля Артура. Высокие чувства всегда показательны, если они сильны и долговечны. 

Аргументы из литературы по направлению «Верность и измена»

В любом итоговом сочинении, прежде всего, ценятся аргументы из литературы, которые показывают степень начитанности автора. Именно в основной части работы он проявляет свои способности: грамотность, рассудительность, эрудицию, умение красиво выражать свои мысли. Поэтому при подготовке важно заострить свое внимание на том, какие произведения понадобятся для раскрытия тем, и какие эпизоды помогут подкрепить тезис. В данной статье собраны 10 аргументов на направлению «Верность и измена», которые пригодятся в процессе написания тренировочных эссе, а может и на самом экзамене.

  1. В драме А. Н. Островского «Гроза» героиня оказывается перед непростым выбором между верностью закоренелым традициям города Калинова, где господствуют глупость и узость взглядов, и свободой чувства и любви. Измена – высшее проявление свободы для Катерины, бунт её души, в которой любовь побеждает условности и предрассудки, перестает быть греховной, становясь единственным спасением от удручающего существования в «тёмном царстве».
  2. «Всё проходит, да не всё забывается» — и истинная верность не знает временных границ. В рассказе И.А. Бунина «Тёмные аллеи» героиня проносит любовь через годы, оставляя в своей жизни, полной повседневного быта, место для первого и самого главного чувства. Встретив покинувшего её когда-то возлюбленного, постаревшего и ставшего совсем чужим, она не может избавиться от горечи. Но простить давнюю обиду женщина не в силах, поскольку цена за верность несостоявшейся любви оказывается слишком высокой.
  3. В романе Л.Н. Толстого «Война и мир» пути верности и измены зачастую переплетены. Сохранить верность для Наташи Ростовой, в силу юного возраста и неопытности, оказалось сложной задачей. Её измена Андрею носит случайный характер и видится скорее как ошибка неискушенной в любовных делах девушки, слабой, подверженной чужому влиянию, нежели как предательство и легкомыслие. Ухаживая за раненным Болконским, Наташа доказывает искренность своего чувства, проявляя духовную зрелость. А вот Элен Курагина остаётся верна лишь собственным интересам. Примитивность чувств и пустота души делают её чуждой настоящей любви, оставляя место лишь многочисленным изменам.
  4. Верность любви толкает человека на подвиг, она же может быть губительной. В повести А.И. Куприна «Гранатовый браслет» безответная любовь становится смыслом жизни мелкого чиновника Желткова, остающегося верным своему высокому чувству к замужней женщине, которая никогда не сможет ответить ему взаимностью. Он не оскверняет возлюбленную требованиями ответных чувств. Мучаясь и страдая, он благословляет Веру на счастливое будущее, не позволяет пошлости и обыденности проникнуть в хрупкий мир любви. В его верности — трагическая обреченность на гибель.
  5. В романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» верность становится одной из центральных тем. Судьба постоянно заставляет героев принимать решения, от которых зависит их личное счастье. Евгений оказывается слабым в своём выборе, пасует перед обстоятельствами, в угоду собственному тщеславию изменяя дружбе и самому себе. Он неспособен взять на себя ответственность не только за близкого человека, но и за свои собственные поступки. Татьяна же, напротив, сохраняет верность долгу, принося в жертву свои интересы. В этом отречении высшее проявление силы характера, борьба за внутреннюю чистоту, в которой чувство долга побеждает любовь.
  6. Сила и глубина человеческой натуры познаются в любви и верности. В романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» герои, мучимые тяжестью преступлений, не способны найти утешения в мире внешнем. Друг в друге они видят отражение собственных грехов, и желание искупить их, обрести новые жизненные смыслы и ориентиры, становится для них общей целью. Каждый из них хочет услышать слова прощения от другого, каждый ищет спасения от мук совести. Соня Мармеладова проявляет мужество, отправляясь за Раскольниковым в Сибирь, и верностью своей преображает Родиона, воскрешённого её любовью.
  7. В романе И.А. Гончарова «Обломов» тема верности отражена во взаимоотношениях сразу нескольких персонажей. Любовь Ольги Ильинской и Ильи Обломова — это столкновение двух миров, прекрасных в своей романтичности и одухотворённости, но не способных сосуществовать в гармонии. Даже в любви Ольга верна своим представлениям об идеальном возлюбленном, которого пытается создать из сонного, бездеятельного Обломова. Она предпринимает попытки преображения героя, живущего в тесном, искусственно созданном им мирке. Агафья Пшеницына, наоборот, пытается оградить спящую душу Обломова от потрясений, поддерживая его комфортное существование в царстве беспечного семейного счастья и уюта. Она бесконечно преданна ему, и в слепом повиновении прихотям мужа, становится косвенной причиной его гибели. Верен Обломову и слуга Захар, для которого барин является воплощением подлинного героизма. Даже после смерти Ильи Ильича, преданный слуга ухаживает за его могилой.
  8. Верность – это, прежде всего, осознание ответственности, отречение от собственных интересов и бескорыстное обращение к другому человеку. В рассказе В.Г. Распутина «Уроки французского» учительница районной школы Лидия Михайловна оказывается перед сложным нравственным выбором: помочь голодающему ученику, используя при этом непедагогичный метод, или остаться равнодушной к горю ребёнка, который нуждается в её помощи. Вопрос о профессиональной этике здесь перестает быть главенствующим, уступая место состраданию и нежности к способному мальчику. Верность долгу человеческому становится для неё выше условных представлений о морали.
  9. Верность и измена — явления противоположные, взаимоисключающие друг друга. Но, так или иначе, это две разные стороны одного и того же выбора, нравственно сложного и не всегда однозначного.
    В романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» герои выбирают между добром и злом, долгом и совестью. Они верны своему выбору до конца, даже тому, который приносит им немало душевных страданий. Маргарита оставляет мужа, фактически совершая предательство, но, в своей преданности Мастеру она готова на самый отчаянный шаг — заключить сделку с нечистой силой. Её верность любви оправдывает грехи, ведь Маргарита остаётся чиста перед собой и человеком, которого хочет спасти.
  10. В романе М. А. Шолохова «Тихий Дон» темы верности и измены раскрываются в отношениях сразу нескольких персонажей. Любовные узы тесно связывают героев друг с другом, создавая неоднозначность ситуаций, в которых сложно обрести счастье. Верность здесь разнолика: страстная преданность Аксиньи отлична от тихой безответной нежности Натальи. В ослепляющей тяге к  Григорию, Аксинья изменяет Степану, Наталья же остаётся верной мужу до конца, прощая нелюбовь и равнодушие. Григорий Мелехов в поисках самого себя оказывается жертвой роковых событий. Он ищет правду, в пользу которой готов сделать выбор, но поиски осложняются жизненными перипетиями, с которыми герою не под силу справиться. Душевные метания Григория, его напрасная готовность быть верным до конца только правде и  долгу – ещё одна трагедия личности в романе.

Автор: Валерия Пронина

Интересно? Сохрани у себя на стенке!