Протоиерей александр ильяшенко храм всемилостивого спаса: Духовенство | Храм Всемилостивого Спаса – Ильяшенко, Александр Сергеевич — Википедия

Духовенство | Храм Всемилостивого Спаса

Протоиерей Александр Ильяшенко,
настоятель храма Всемилостивого Спаса.

Протоиерей Александр Ильяшенко — коренной москвич, родился в 1949 г. Выпускник Московского Авиационного Института (факультет «Двигатели летательных аппаратов»), долгие годы жизни посвятил работе в Институте атомной энергии им. Курчатова, занимаясь нейтронно-физическим расчетом ядерных реакторов. В 1995 году, по окончании Православного Свято-Тихоновского Богословского Института (ПСТБИ, Богословско-Пастырский факультет), он принял сан священника. Служил в храме во имя преподобного Сергия в Высокопетровском монастыре в Москве.

Отец Александр служит и в храме святителя Николая в Кузнецах. Также о.Александр возглавляет сектор отдела по взаимодействию с МВД Отдела Московского Патриархата по взаимодействию с вооруженными и правоохранительными силами. Директор и председатель редакционного совета портала Православие и мир и руководитель проекта

Непридуманные рассказы о войне.

4 декабря 2007 г. в день празднования Введения во храм Пресвятой Богородицы отец Александр Ильяшенко за усердное служение Церкви Божией, преподавательскую и миссионерскую деятельность в Православном Свято-Тихоновском богословском университете, в связи с 15-летием университета был возведен в сан протоиерея.

В семье о. Александра Ильяшенко крепкие, нравственные и духовные традиции. Супруга, матушка Мария, врач-педиатр по образованию, происходит из духовного рода. Ее дед — священник Владимир Амбарцумов — новомученик, в 1937 году пострадал за веру, за Христа, был расстрелян. Его сын, Евгений Владимирович, тоже не убоялся принять духовный сан, хотя для этого ему пришлось уехать из Москвы. В его семье было восемь детей. Трое из пяти сыновей также священники…

Великий труд, но и великая радость — взрастить шестерых сыновей и шестерых дочерей, данных Богом. Прекрасные, чуткие и одаренные, сияющие добротой и любовью дети в семье отца Александра и матушки Марии…

Старшая дочь Татьяна — кандидат филологических наук, преподает в школе и в Свято-Тихоновском богословском институте. Тема ее диссертации — «Библейские и богослужебные сюжеты в творчестве Лескова». Татьяна мама пятерых детей. Старший сын Филипп — священник, кандидат исторических наук, закончил исторический факультет МГУ, работает в Свято-Тихоновском институте. У него уже шестеро детей. Сын Иван любит и чувствует электронику, обслуживает компьютерный парк Свято-Тихоновского института, занимается множительной техникой. В семье Ивана четверо детей. Варвара — преподаватель Свято-Тихоновского института. Александра — так же, как и мама, медик, сейчас учится в педагогическом университете, воспитывает пятерых детей. Сын Даниил закончил медуниверситет и ПСТГУ. Недавно у него родился сын. Володя — окончил истфак МГУ. Сестры-близнецы Катя и Маша, Николай и Сережа — выпускники московских ВУЗов, младшая дочь Ольга — студентка. У отца Александра и Марии Евгеньевны уже 33 внука.


Иерей Фома Диц.

Отец Фома Диц (Thomas Diez) — человек с очень необычной судьбой. Родился в 1963 году, вырос в Германии в лютеранской семье. Приняв католическую веру, он был в течении 18 лет членом общин католического движения Неокатехумената, в семинариях которого он получил духовное образование (Берлин и Рим). Через два года после окончания богословского образования в Риме со степенью бакалавра богословия, Томас Диц перешел в Православие в РПЦЗГ в Мюнхене, а затем поступил в Московские Духовные школы по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в ответ на ходатайство архиепископа Берлинского и Германского Марка.

Стал первым клириком Русской Православной Церкви заграницей, рукоположенным в духовных школах Московского Патриархата: в Неделю Торжества Православия 2006 г. ректор Московской Духовной Академии и Семинарии, архиепископ Верейский Евгений, рукоположил в сан диакона студента 3-го курса семинарии Фому Дица. В 2010 году окончил церковно-практическое отделение Московской Духовной Академии.

О. Фома является редактором немецкой страницы проекта «Непридуманные рассказы о войне» и проводит беседы по Св. Писанию по средам в 19:30 в здании келий храма Всемилостивого Спаса б. Скорбященского монастыря.

У матушки Иоанны и отца Фомы растут четыре дочки и два сына. Летом 2016 года о.Фома и его семья уехали из Москвы на родину, в Германию.

Ильяшенко, Александр Сергеевич — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Ильяшенко.

Алекса́ндр Серге́евич Ильяше́нко (род. 24 мая 1949 (1949-05-24), Москва) — протоиерей Русской православной церкви. Младший брат математика Юлия Ильяшенко. Настоятель храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря. Сотрудник сектора Синодального Отдела по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными учреждениями. Директор и председатель редакционного совета портала «Православие и мир» (2004—2019)

[1][2]

В 1972 году окончил факультет «Двигатели летательных аппаратов» Московского авиационного института. В течение многих лет работал в Институте атомной энергии им. Курчатова. Занимался нейтронно-физическим расчетом ядерных реакторов[3].

В 1995 году окончил богословско-пастырский факультет Православный Свято-Тихоновский богословский институт. Рукоположён в сан диакона; служил в храме преподобного Сергия в Высокопетровском монастыре[3].

9 октября 1995 года рукоположен в сан священника[3].

В январе 2004 года вместе с прихожанами своего храма Анатолием Даниловым и Анной Любимовой основал сайт «Православие и мир»[4].

К празднику Святой Пасхи 2004 года за «усердное служение Церкви Божией» Патриархом Московским и всея Руси Алексием II награждён правом ношения наперсного креста[5].

4 декабря 2007 года в Успенском соборе Московского Кремля Патриархом Алексием II возведён в сан протоиерея «за усердное служение Церкви Божией, преподавательскую и миссионерскую деятельность в Православном Свято-Тихоновском богословском университете и в связи с 15-летием университета»

[6].

24 июня 2015 года Патриархом Московским и всея Руси Кириллом награждён медалью ордена святого равноапостольного князя Владимира в связи с 20-летием служения в сане пресвитера[7].

11 июля 2019 года заявил о своём несогласии с политикой редакции портала «Православие и мир», назвав её «подчас не церковной и не православной», и о выходе из её состава: «К сожалению, из тех, кто начинал работу на „Правмире“, практически никого не осталось, редакция работает в обновлённом составе. В последние несколько лет, вопреки моим неоднократным возражениям, на сайте стали регулярно появляться материалы, недопустимые на православном ресурсе. Очевидно, главный редактор и возглавляемая им редакция руководствуются далеко не всегда согласными с моими принципами»

[8].

Супруга, матушка Мария, происходит из священнического рода. Её дед — священник Владимир Амбарцумов — новомученик, в 1937 году был расстрелян за веру.

В семье отца Александра и матушки Марии 12 детей: Татьяна, Филипп, Иван, Варвара (умерла в октябре 2016 года от онкологического заболевания)[9], Александра, Даниил, Владимир, Екатерина и Мария (близнецы), Николай, Сергей, Ольга[3]. Двое из них (сын иерей Филипп и дочь Варвара) — преподаватели ПСТГУ (истории и английского языка соответственно).

  • Как найти семейное счастье. Издательство «Даниловский благовестник», М., 2001
  • Дух века сего. Ещё раз об экуменизме. Сестричество во имя святителя Игнатия Ставропольского, 2002
  • С чего начинается счастье. Издательский Совет Русской Православной Церкви, М., 2008 (в соавторстве с Т. Шипошиной)
  • Большая семья — большие надежды. Демография и нравственность. — Спасское братство, 2008. — 272 с.

Протоиерей Александр Ильяшенко: «Я прекращаю всякое сотрудничество с Правмиром»

Москва, 11 июля 2019 года

Протоиерей Александр Ильяшенко

Протоиерей Александр Ильяшенко, стоявший у основ портала «Православие и мир» и в течение долгих лет его опекавший, сделал сенсационное заявление:

«В самом начале 2000-х годов в приходе храма Всемилостивого Спаса, настоятелем которого я являюсь, появился славный молодой человек, ныне покойный Анатолий Данилов. Однажды он обратился ко мне с предложением создать приходской сайт. Я благословил его инициативу и сказал, что не следует ограничиваться только рамками прихода, круг интересов должен быть шире, надо говорить обо всем с православных позиций доходчиво, содержательно, интересно и доброжелательно. Поэтому я нарек нашему начинанию имя “Православие и мир”.

Наши прихожане подхватили эту идею и с энтузиазмом стали развивать новый проект. В первую очередь это были, конечно, сам Анатолий, Анна Любимова, которая по моему благословению стала Главным редактором, а через год-два совместной работы стала Даниловой, создав с Толиком прекрасную семью. Надо назвать еще Сергея и Софию Зеленовых, Екатерину Сысину, Татьяну Алешину, Максима Власова. Благодаря их энтузиазму, а также исключительным таланту, инициативе, работоспособности А. Даниловой сайт стал быстро развиваться, приобрел широкую известность и весьма обширную аудиторию.

В 2013 году произошло большое несчастье: скоропостижно скончался Анатолий Данилов. Тяжелая потеря не сломила Анечку, активная работа продолжалась, и проект по-прежнему набирал обороты.

К сожалению, из тех, кто начинал работу на Правмире, практически никого не осталось, редакция работает в обновленном составе. В последние несколько лет, вопреки моим неоднократным возражениям, на сайте стали регулярно появляться материалы, недопустимые на православном ресурсе. Очевидно, Главный редактор и возглавляемая им редакция руководствуются далеко не всегда согласными с моими принципами. Один из главных принципов – принцип свободы. Христианство понимает его, как свободу от греха, а не свободу делать то, что кажется правильным, проявляя непонятное упрямство и нежелание видеть и исправлять свои ошибки.

Нынешнее издание перестало в полной мере соответствовать названию “Православие и мир”.

Политика редакции, подчас не церковная и не православная, нанесла сильный удар по репутации Правмира, с него ушли многие серьезные православные читатели и авторы. Но неприемлемая политика редакции нанесла удар не только по репутации Правмира. Подобные публикации ударяют и по моей личной репутации, ведь читатели имеют право думать, что это делается с моего ведома и одобрения.

Мои требования не встретили понимания со стороны редакции, поэтому нет моего благословения на деятельность, ставшую носить явно не православный характер.

В силу принципиального расхождения моей церковной позиции с редакционной политикой интернет-портала “Православие и мир”, считаю свое дальнейшее пребывание в составе редакции этого портала невозможным, выхожу из ее состава и прекращаю всякое сотрудничество с ней. Прошу меня с этим порталом не ассоциировать».

Вахтанг Кипшидзе

Заявление отца Александра прокомментировал Вахтанг Кипшидзе, заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ:

«Мы разделяем те оценки деятельности портала “Правмир”, которые даны протоиереем Александром Ильяшенко. Действительно, данный портал вызывает множество вопросов с точки зрения соответствия его содержания православному СМИ.

Например, в последнее время приходилось сталкиваться с публикациями, авторы которых публично придерживаются нетрадиционной сексуальной ориентации, а также и другими недопустимыми на православном ресурсе публикациями.

С сожалением сообщаю, что в Отдел поступают регулярные жалобы от верующих людей на деятельность портала “Правмир”, задаются вопросы о том, насколько его содержание соответствует учению Православной Церкви.

Полагаем, что деятельность редакции портала, фактически приводящая к выдавливанию из ее состава православного священника, стоящего у истоков этого изначально православного портала, аморальна. Призываем главного редактора портала А. Данилову решительно пересмотреть редакционную политику, принести о. Александру извинения и прислушаться к его пастырским советам. Продолжаю верить, что для такого шага у неё есть достаточно христианского благоразумия.

Выход протоиерея Александра из редакции портала “Правмир” — это важный сигнал авторам и читателям данного СМИ, которое вопреки всему продолжает позиционировать себя как православное».

11 июля 2019 г.

Источник

От себя добавлю — я ушёл с Правмира лет семь назад, повздорил с Анатолием Даниловым (Царство ему Небесное) по поводу не совсем православной политики модераторов форума Правмира, даже предложил ему переимевать портал в «МирПрав», т.к. портал выражает позицию мира, а не Православия… И вот он, закономерный итог…

«Никогда не надо решать серьезные проблемы вечером» / Православие.Ru

Матушка Мария Евгеньевна Ильяшенко с детства мечтала о большой семье, где много детей, а отец служит Богу. Именно в такой большой и дружной многодетной семье выросла она сама, внучка священномученика Владимира Амбарцумова, дочь протоиерея Евгения Амбарцумова. Ради того, чтобы стать хорошей матерью, она выучилась на врача-педиатра.

У протоиерея Александра и матушки Марии Ильяшенко 12 детей и 18 внуков – большая, дружная, православная семья. Мария Евгеньевна всегда отказывается давать интервью, но с радостью помогает советом всем прихожанам (а особенно прихожанкам!) храма Всемилостивого Спаса, помня проблемы и трудности каждого. Однажды нам посчастливилось получить согласие Марии Евгеньевны ответить на вопросы Правмира о семье и воспитании детей.

– Мария Евгеньевна, отец Александр всегда много работал, основное время с детьми проводили вы, как это и бывает в практически каждой семье. Может ли отец принимать активное участие в воспитании детей, в семейной жизни, проводя дома значительно меньше времени, чем мать, можно ли быть главой семьи в таких условиях?

– Я проводила целый день с детьми, конечно, к вечеру я устала, что-то делаю и говорю детям не так. Дети могут мне нагрубить, а я этого не замечу, мы можем уже и на повышенных тонах разговаривать, оказывается, мы уже кричим, сами того не замечая. Приходит папочка домой и спрашивает, что такое – почему вы кричите – а я и не замечаю уже, что мы кричим. Я вечером расскажу ему все трудности, все спорные моменты, он все взвесит, научит меня, что делать, как кому и что сказать.

– Какой, например, мог быть совет?

– Отец Александр всегда знал, что ребенку нужно свою просьбу сказать один раз и спокойно. Бывает так, что ребенок не может этой просьбы исполнить, ему трудно послушаться, и тогда надо попросить его сделать что-то очень простое, что ему выполнить нетрудно, например, сказать: «Подойди ко мне». Как только он первый раз послушался, ему будет легче послушаться второй раз. Такие советы и секреты воспитания намного ценнее, чем если бы отец Александр все время стоял рядом со мной, готовил бы еду, одевал детей, и тд.

Протоиерей Александр и матушка Мария Ильяшенко. Фото Анатолия Данилова
Протоиерей Александр и матушка Мария Ильяшенко. Фото Анатолия Данилова
Папа, муж в семье всегда должен быть на первом месте. Всегда, когда он приходит, встретить его, отложив все дела, встать – папа вошел! Потом уже и дети так делают. Всегда ему лучший кусок за столом. Были сложные времена, когда еды не было вдоволь, питание делилось, и надо было уследить, чтобы дети не съели, чтобы папочка наелся. Очень важно понимать, что, если мама и жена ставит мужа на первое место, то и дети так учатся воспринимать свою семью и перенимают это отношение. Последнее слово за папой, папа – это закон.

Главное в семейной атмосфере – это любовь, человек должен чувствовать и знать, что его дома любят, что ему будут рады, что придя домой, он встретит не упрек, а радость. Когда мы поженились и у нас не было еще детей, для меня весь мир был – папочка. Я так его любила, и он, конечно, всегда спешил домой.

Интервью для "Православия и мира". Фото Анатолия Данилова
Интервью для «Православия и мира». Фото Анатолия Данилова
И сейчас, хотя дети могут в чем-то с нами спорить, когда они попадают в обстановку, где нас нет, они о нас говорят всегда очень уважительно: все, что сказал папа – это истина, это правильно. У старших детей особенно уважительное отношение к папе, в главном они продолжают нашу линию. Маленькие дети по молодости могут говорить: «Папочка, ты не прав, мамочка ты не права», а старшие окружают нас почтением, любовью и защищают нас от младших, указывают, что нельзя так сказать, таким голосом, таким тоном.

Интервью для "Православия и мира". Фото Анатолия Данилова
– Мария Евгеньевна, многодетные родители часто говорят, что после рождения третьего ребенка становится значительно легче, но пока не родилось трое детей, так сложно в это поверить…

– С рождением детей легче становится не только в быту, когда уже опытным путем понимаешь, что первостепенно, что менее важно, но самое главное – в воспитании. Одного ребенка, я думаю, намного труднее воспитать. Мы всегда замечали, что чем больше детей, тем легче решить многие проблемы, тем воспитывать детей легче. Если бы мы остановились на двоих-троих, то те трудности и недостатки, которые были в детях, расцвели бы и развились дальше, а благодаря тому, что появились еще дети, старшие становились лучше. Каждый новый ребенок – это солнышко, которое приносит мир, радость, доброту. Дети сами ждали нового малыша с таким же нетерпением, как и я, мы все всегда хотели еще детей. Когда у нас родились двойняшки, мы приглашали всех своих друзей: “Приходите, посмотрите, у нас роди­лись сразу две девочки! Порадуйтесь с нами!” Все наши дети с радостью и нетерпением каждый раз ждали следующего малыша. Они беспрерывно спрашивали меня: “Мама, ну ког­да же появится маленький? Когда же ты ро­дишь нам ребеночка?”.

Матушка Мария с детьми. Фото Анатолия Данилова
Матушка Мария с детьми. Фото Анатолия Данилова
Я хотела детей, всегда мо­лилась об этом, и Господь посылал их нам. Конечно, и трудно было вставать по ночам, и хотелось поспать подольше… Иногда, как толь­ко мы все засыпали, ребенок снова начинал плакать, я думала: “Хоть бы перестал, хоть бы еще часок поспать, совсем ведь сил ника­ких нет!”. А потом все-таки вставала и подхо­дила к малышу,– брала его на руки, укачивала, успокаивала, пеленала, кормила, и начинала укорять себя: “Ну, как же я могла такое поду­мать! Кто же больше, чем я нужен сейчас этой беззащитной маленькой крохе!”

– А получалось ли в равной мере развивать детей, успевать на разные занятия, кружки, секции?

– Здесь у нас с дочерьми сложилось разное мнение.

Когда мы растили детей, было меньше возможностей, но и меньше требовалось усилий. Мы не ставили таких задач, как ставят многие родители сегодня, и мне казалось, что если я каждый день с детьми общаюсь, то это самое главное. Мы постоянно гуляли, и всю дорогу я им рассказывала стихи, которые знаю, книжки, кино пересказывала, и мы были в постоянном общении, они даже не всегда играли с другими детьми, им было действительно интересно с родителями. У нас не было телевизора, поэтому мы много смотрели диафильмы, потом видео уже появилось не так давно.

Матушка Мария Евгеньевна Ильяшенко с внуками
Матушка Мария Евгеньевна Ильяшенко с внуками
Сегодня мои дети, невестки считают, что важнее одного отвести на физкультуру, другого – на танцы, а третьего на музыку и пение в ущерб режиму дня, гулянию, младшим детям. Они считают, что они не могут сами дать всего этого детям в той мере, в какой требуется это сегодня.

Для меня же всегда было важно, что я детям закладываю знания, восприятие мира сама, страшно доверять воспитание чужой тете. Ведь маленькому можно вложить, что угодно, поэтому я не могла их отдать в сад, слишком трепетно я относилась к тому, чему научат их другие люди. Сейчас, наверное, другое время.

– Получалось ли хоть иногда переключаться, отдыхать от детей и многочисленных забот по дому?

– Мне уезжать от детей никогда не хотелось. Выкраивать время для себя у меня получалось и с ними, например, они днем спят, я тоже прилягу с ними и книжку читаю. Один раз мне пришлось уехать по делам на несколько дней. Я ждала этой поездки, думала, что отдохну от забот, и почти сразу, как уехала, и поняла, что без детей я не могу. Все время мне их не хватало, я привыкла, что они рядом, а тут я места себе не находила – как же – они там, а я здесь. Поэтому в тот раз от детей отдохнуть не получилось.

В день 60-летнего юбилея отца Александра. Фото Анатолия Данилова
В день 60-летнего юбилея отца Александра. Фото Анатолия Данилова
– Мария Евгеньевна, какое, на ваш взгляд, самое важное правило ежедневного построения отношений в семье?

– Есть одно очень важное правило, и я его проверила на себе, и дети тоже. Никогда не надо решать серьезные проблемы и начинать серьезные обсуждения вечером. Недаром же говорят: «Утро вечера мудренее». Вечером все устали, все нервничают, все уже выбились из сил, поэтому те проблемы, которые утром решаются просто – вечером часто могут приводить к ссорам, серьезным разногласиям. Если отложить серьезный разговор до утра, то все вопросы, возможно, получится решить быстрее и добрее.

– Спасибо Вам за беседу!

Беседовала Анна Данилова

Будни счастья: 12 детей и 28 внуков Ильяшенко

Больше половины браков по статистике заканчиваются разводами, в большинстве семей сотни нерешаемых, казалось бы проблем, нередко даже в тех семьях, где супруги сохраняют брак, атмосфера в доме далека от атмосферы мира, любви и гармонии. Не всегда получается построить малую Церковь и православным супругам. Мы попросили протоиерея Александра Ильяшенко, настоятеля храма Всемилостивого Спаса города Москвы рассказать о своей семье и о том, как строить семейную жизнь. В большой семье отца Александра и матушки Марии Ильяшенко 12 детей и уже 28 внуков.

Справка :

Протоиерей Александр Ильяшенко – коренной москвич, родился в 1949 г. Выпускник Московского Авиационного Института (факультет «Двигатели летательных аппаратов»), долгие годы жизни посвятил работе в Институте атомной энергии им. Курчатова, занимаясь нейтронно-физическим расчетом ядерных реакторов. В 1995 году, по окончании Православного Свято-Тихоновского Богословского Института (ПСТБИ, Богословско-Пастырский факультет), он принял сан священника.

Отец Александр – настоятель храма Всемилостивого Спаса в бывшем Скорбященском монастыре и также служит в храме святителя Николая в Кузнецах. Также о.Александр работает в секторе отдела по взаимодействию с МВД Отдела Московского Патриархата по взаимодействию с вооруженными и правоохранительными силами.   Отец Александр также возглавляет редакцию крупнейшего миссионерского интернет-портала «Православие и мир» www.pravmir.ru .

В семье о. Александра Ильяшенко крепкие, нравственные и духовные традиции. Супруга, матушка Мария, врач-педиатр по образованию, происходит из духовного рода. Ее дед – священник Владимир Амбарцумов – новомученик, в 1937 году пострадал за веру, за Христа, был расстрелян, в 2000 году, на Архиерейском Соборе причислен к лику святых Русской Православной Церкви. Его сын, Евгений Владимирович, тоже не убоялся принять духовный сан, хотя для этого ему пришлось уехать из Москвы. В его семье было восемь детей. Трое из пяти сыновей также священники.

Самое драгоценное наследство

 

Здесь еще 11 детей

— Отец Александр, скажите, Ваша семья была верующей?

— Моя мама была верующей, папа был сочувствующим. Окружающее советское общество было атеистическим, но в нашей семье вера вызывала уважение.

Помню, как один раз я пришел из института, а моя мама была дома после операции – у нее был рак, но она не падала духом, все время что-то делала, рукодельничала. Я увидел у нее Библию на английском и стал с задором пересказывать атеистическую пропаганду и все «объяснять». Мама ответила мне: «Возможно, и тебе она однажды пригодится». Тогда я выдал новую порцию атеистических фраз. «Хвалу и клевету приемли равнодушно и не оспаривай…», – ответила мама, не закончив фразу, это сделал я, радостно воскликнув: «Глупца!».

После смерти родителей дети часто приходят к вере, так случилось и у меня.

В семейной жизни нам помогали молитвы крестных и друзей. Были трудности, но все сложности превозмогает поддержка и молитва близких, вокруг нас всегда было много хороших людей. Самое драгоценное наследство, которое нам оставили родители – это наша вера и наши друзья.

— Расскажите, как создавалась Ваша семья, как вы познакомились с матушкой?

-С Марией Евгеньевной мы познакомились в доме наших крестных: обе наши семьи были связаны с семьей Ефимовых. Борис Петрович был моим крестным, а Екатерина Александровна – крестной Марии Евгеньевны. Это были удивительные люди – подвижники, вынесшие на своих плечах страшную эпоху гонений. Екатерина Александровна была талантливым математиком, но из-за того, что она была верующей, ей пришлось уйти из аспирантуры мехмата. В те годы регулярно проводились «чистки», пригласили на такое слушание и ее. Конечно, все ее любили, никто не желал ей зла, но нужно было задать вопрос, верующая ли она или нет: она ответила, что верит в Бога. Дело замяли, но научную карьеру ей пришлось оставить.

Мария Евгеньевна – внучка священномученика Владимира Амбарцумова, расстрелянного на Бутовском полигоне в 1937 году. Его сын, о.Евгений Амбарцумов, чтобы принять сан, должен был уехать из Москвы в Ленинград, оставить семью в Москве. Жить его жене Татьяне Александровне с тремя детьми было негде, поэтому они жили у Ефимовых. Моя будущая жена родилась в Москве, а когда Маше было несколько месяцев, они переехали к отцу Евгению.

У Маши были способности и большой интерес к математике, она хотела получать высшее математическое образование, но дома ее отговорили: будущей мамочке лучше уметь лечить детей, сказали ей, поэтому Маша пошла учиться на педиатра.

Борис Петрович Ефимов умер в 1973 году. Год спустя,   на годовщину его смерти, я приехал к Екатерине Александровне, приехала и матушка Татьяна Александровна Амбарцумова с дочкой Машей. За разговорами я сказал, что хотел бы поехать в Ленинград, оказалось, что Татьяне Александровне надо было остаться в Москве, она отдала мне свой билет, и мы с Машей поехали вместе в поезде. Всю дорогу мы разговаривали в тамбуре, и я сказал фразу, которая ее покорила. Я сказал, что семья должна быть большая.

Матушка Мария с детьми. Фото Анатолия Данилова

По приезде Маша и ее братья показали мне город, а когда я вернулся в Москву и сел писать благодарственное письмо в Ленинград,   то понял, что мне надо ехать обратно и делать предложение. Это было чисто интуитивно. Я поехал к духовнику и крестной и, получив их благословение, вновь поехал в Ленинград. Приехал я утром в субботу или воскресенье, Маша была в храме на службе. Я встретил ее, и мы пошли   гулять по городу, побывали на могиле отца Евгения. Я все не решался заговорить о цели приезда, мы гуляли за городом, но наступил вечер и я понял, что отступать некуда. Потом мы пришли домой и мы попросили благословения у Татьяны Александровны, мамы матушки. Весной мы расписались и обвенчались.

После свадьбы некоторое время мы жили врозь, так как Маша заканчивала институт. Мне повезло, удалось по низкой цене приобрести двухкомнатную кооперативную квартиру. Он была на седьмом этаже дома, и мы называли ее «на седьмом небе».

Единодушие и поддержка

 

— Отец Александр, что самое главное в семейной жизни, что надо знать с самого начала? Получалось ли это вас, в начале вашего семейного пути?

— В семейной жизни главное – поддерживать друг друга. Важно, чтобы человек чувствовал себя нужным, любимым, значимым. Во взаимоотношениях с супругом, в построении отношений надо опираться на лучшее, тогда и человек будет стремиться к лучшему. Матушка всегда это понимала, стараясь возвысить меня в моих собственных глазах, придать уверенности в себе.

Когда возникают какие-то разногласия, важно искать конструктивные пути их преодоления, и это тоже всегда удавалось матушке. В любом конфликте можно сделать упор на разделение, сказать: «Это ты виноват!», а можно наоборот найти конструктивное объединяющее решение. Зло – это небытие, Господь не творил зла, поэтому надо уметь относиться к злу, разделению, ссорам как к небывшим. Надо уметь прощать и уметь забывать.

Самое главное в семье – единодушие. Если во всех обстоятельствах супруги вместе, поддерживают друг друга, то все устраивается правильно. В семейной жизни очень важны смирение, здравый смысл, чувство юмора и уважение к личности.

— Частая проблема и причина разногласий в семье – когда муж мало времени уделяет семье, не стремится после работы домой, его обременяет жена и дети. Жена подчас тоже хочет монополизировать все время мужа и требует, чтобы он неотлучно находился при ней все нерабочее время. Были ли такие проблемы у Вас?

— У меня был скорее крен в сторону семьи, мне всегда доставляла удовольствие домашняя атмосфера. И домашняя атмосфера очень важна, ее создают супруги. Когда дома хорошо, то дома быть нетрудно. Когда дома хорошо, то домой хочется приходить пораньше. У нас с женой был общий круг общения, общие друзья, когда-то я мог уйти куда-то один, если матушка с детьми не могла пойти со мной, она к этому относилась спокойно. Конечно, есть случаи, в которых нельзя оставить человека с грузом домашних проблем: видно, когда человек изнемог и у него нет сил, а когда он может и один остаться с домашними делами. Муж должен поддерживать спокойное, уравновешенное состояние жены без стрессовых перегрузок.

Если Бог детей дает, то и на детей дает

— 12 детей, 18 внуков. Было страшно пред рождением нового малыша? Как прокормить, где жить, во что одевать?

— Конечно, было иногда страшновато: первый ребенок – нормально, второй – нормально, а с третьим было страшновато. Но матушка ждала каждого малыша с большим энтузиазмом, и это чувство радости передавалось и окружающим. Дети тоже с нетерпением ждали появления нового малыша и часто спрашивали, когда же наконец родится еще один ребеночек. Я видел, что матушка не боится, и со временем этот страх прошел сам, появилось чувство, что все устраивается. И действительно все со временем устроилось. У нас были сложные ситуации, но не было тупиковых, таких, что не прорваться.

Матушка Мария Евгеньевна Ильяшенко с внуками

С некоторыми внуками

— Говорят, что если Бог детей дает, то и на детей дает. Было ли так и в Вашей жизни?

— Да, так было и у нас. Самое трудно время   – это трое детей. И материально, и психологически. В дальнейшем уже становится понятно, что необходимо, без чего можно обойтись, как организовать время, как распределить траты. Когда Маша ждала четвертого, мы смогли купить домик в деревне, было и на работе продвижение.   В те времена были достаточно существенные детские пособия. С пятым ребенком мы переехали в большую квартиру, в сложные времена перестройки нам приходила помощь из Германии. Помогали друзья с дополнительной работой.

Конечно, в советские годы была возможность получить квартиру, хоть и не сразу, достаточно большую для нормальной жизни, сейчас с этим намного сложнее.

— Однако ведь и у вас было время, когда вы жили в двухкомнатной малогабаритной квартире и даже приходилось прибивать полочку, чтобы была возможность положить ребеночка… Потом – у всех ваших семейных детей семьи многодетные, то есть несмотря на современные трудные жилищные условия, все же у них уже очень большие семьи. В такой ситуации так просто обвинить во всем государство и ограничиться одним ребенком… Что придает уверенность Вашим детям?

Родительская любовь умножается с каждым вновь появившимся ребенком. Человек может быть полноценной личностью только, когда он кого-то любит, когда умеет и может любить. Если он никого не любит, то он несчастнейший из людей, обрекающий себя на пустоту и одиночество. Люди сами у себя похищают счастье, когда решаются прожить без детей, как нынче говорят: «для себя».

Наши дети выросли в православной семье, в среде, где иметь большую семью естественно, они видели, что не мы одни такие, что у многих друзей большие семьи. И получилось так, что как и в пословице «Если Бог детей дает, то и на детей дает», у них тоже все устраивается, в том числе и с жильем.

Матушка Мария Евгеньевна Ильяшенко с внуками

— Иногда и один ребенок – это непосильный груз проблем, как было под силу вам с матушкой воспитать 12?

— Дети – это труд. Но воспитание детей – труд естественный, замысленный Богом, поэтому это труд посильный. То, что Господом замыслено, то естественно. Большая семья – это естественно. Поэтому Господь дает силы преодолеть трудности и часто исправляет и покрывает родительские ошибки своей благодатью. Господу угодно, чтобы родители воспитывали своих детей, Он дает и возможности их растить.

Дети – прекрасные педагоги, они учат нас смирению, учат нас обдумывать свои поступки, учат учиться на своих ошибках. Воспитание – это творческий процесс. Антон Семенович Макаренко воспитывал десятки детей, разного возраста, разного темперамента, это были дети, видавшие виды, а он прививал им любовь к порядку, дисциплине, закладывал нравственные основы. Он сумел наставить их на созидательный путь.

— Сложно наладить жизнь большой семьи? Один ребенок болеет, другого не накормишь, третий капризничает…

Спокойствие матери – это здоровье ребенка.   Если мамочка не погребена под грузом проблем, она не пропустит   болезнь ребенка, она сумеет вовремя среагировать, наладить жизнь, порядок, режим.   Но ничто не надо ставить в абсолют – накормить – нужно, но костьми ложиться, чтобы впихнуть в ребенка еду – не надо.

Важно, что еда должна готовиться с любовью и молитвой. Такую еду всегда приятно есть. Ребенок сам знает, сколько ему надо съесть, чтобы утолить голод, голод не тетка, захочет есть – сам прибежит. Мы запрещали перехватывать что-то между едой, это очень важно. Отказался от обеда, следующая еда во столько-то, до того времени еды не будет. Конечно, ребенку есть трудно, ложкой, вилкой он владеет намного хуже взрослого. Поэтому детей мы кормили из двух ложек – пока он несет свою полупустую ложку ко рту, его опережаем и даем полную ложку.

— Сегодня в обществе идут горячие споры о принципах воспитания детей. О допустимости телесных наказаний. Как Вы считаете, что самое главное в построении правильных отношений между родителями и детьми?

В отношениях с ребенком очень важно взаимное доверие.

Ремнем наказывать детей мне пришлось 1 или 2 раза. Если маленький ребенок начинает вести себя неуемно – это ошибка родителей: мы считаем само собой разумеющимся, что что-то делать можно, а что-то нет, а до детей надо это все доносить и растолковывать, чтобы дети были готовы преодолеть сложные ситуации, которые они могут встретить в жизни. Один из моих сыновей как-то разболтался одно время, разленился, стал подделывать отметки в дневнике и нам стало об этом известно. И   он понял, что мы догадались. Я захожу к нему в комнату, а он дневник спрятал в карман и говорит, что дневника нет, а дневник торчит из кармана. Повинную голову меч не сечет, а за   леность и вранье последовало наказание.

Строить отношения с детьми можно только на взаимном доверии. Я бы сказал, что педагогика – это искусство добиваться от человека, чтобы он делал то, что не хочет, но должен.

Неважно, сколько у тебя денег, важно, кто ты 

— Вы часто говорите о том, что церковная жизнь помогает построить правильную семью. Это понятно верующему человеку: он просит благословения, помощи Божией во всех своих начинаниях. А помогает ли человеку общинная жизнь общение с верующими людьми в своем приходе, так ли важно создавать общины? Иногда и на одну службу непросто найти время пойти, если жить в режиме современной дикой гонки…

Семя Божие растет незаметно, а потом приносит свой видимый плод. Да, иногда ходить в храм было трудно, трудно все успеть и совместить.   Но церковная жизнь дает удивительный эффект помощи, которая приходит совершенно неожиданно. Общинная жизнь – это круг общих интересов, совместное времяпрепровождение, туристические походы и поездки, интересные взрослые, пожилые люди в общении с которыми дети молодежь может очень многое почерпнуть. Общинная жизнь имела для детей исключительное значение: они не сбились в компании, перед их глазами все время были положительные примеры друзей, духовная атмосфера – это очень важно.

Матушка Мария Евгеньевна Ильяшенко с внуками

 

Это был такой круг общения, в котором неважно, какая вещь на тебе сколько стоит и какова покупательная способность твоих родителей.   Важно, что ты – друг, что ты свой, надежный человек. Когда вещь становится идолом, душевные качества отходят на второй план. Человек отгораживается от других, замыкается на себе и начинает жить один в своей «драгоценной» раковине. Он укрепляется во мнении, что ценность его очевидна до тех пор, пока есть счет в банке. Члены многодетных семей в большинстве своем избавлены от этого. Им легче понять, что в очах Божиих драгоценна лишь человеческая душа, ценно то, на что она направлена.

Многодетная мать из церковной среды находится внутри широкого и очень разнообразного круга общения. Для воцерковленной женщины семья не является какой-то моральной перегрузкой, не потому, что женщина сильнее, здоровее или лучше работает, а потому что ей гораздо легче психологически. Она всегда найдет и интересный круг общения, и помощь, и совет. Она не одинока уже потому, что все, кто находятся рядом с нею, хорошо знакомы с трудностями современной большой семьи и знают не понаслышке, что такое, когда в семье много детей и работает один отец. Знают в многодетных семьях и что такое ограниченность в материальных средствах, и поэтому всегда готовы прийти на помощь нуждающимся и словом, и делом.

— Что еще важно в воспитании детей? Как подготовить ребенка ко встрече со взрослой самостоятельной жизнью?

— Как готовить детей к тому времени, когда они останутся наедине с миром (который во зле лежит и старается взять свое), чтобы они не сломались… В нашей семье мы прежде всего старались по возможности оградить детей от негативного влияния мира. Очень следили за кругом общения детей. Поскольку все наши друзья верующие и дети у них верующие, им не требовалось общения вне этого круга. Позже, к институту, человек уже как-то формируется, и к моменту, когда вступает в среду, вполне возможно, атеистическую и негативно относящуюся к вере, он уже имеет запас прочности.

Очень важно дать детям широкое образование, чтобы они были культурными людьми. Русская культура формировалась под влиянием Церкви и потому несет в себе глубочайшие пласты высокой христианской нравственности.   Кроме того, она дает широкий кругозор и наполняет человека очень важным и нужным опытом, помогая в трудных ситуациях находить достойный выход из положения. В качестве одного из примеров хочется привести «Капитанскую дочку» Пушкина. Это одно из лучших (если не лучшее) произведение мировой культуры – православное по духу, совершенное по форме. Просто поражаешься необыкновенной глубине прозрения и широте охвата проблемы устроения благородной христианской души. Посмотрите на коменданта и комендантшу, описанных с любовью, на Ивана Игнатьевича, которые бестрепетно, не изменяя чувству долга, умирают за то, что считают «святыней совей совести». Удивительно показана правда и красота характеров Петра Гринева и Маши Мироновой. И таким   резким диссонансом стоит Швабрин – изменник, предатель, подлец! Что такое благородство и что такое целомудренное отношение молодых людей, можно очень хорошо и глубоко изучить по этой книге.

Вот этот идеал – близкого ли вам человека, литературного ли героя, подвижника ли веры – всегда должен присутствовать в семейной жизни, чтобы одухотворять ее, поддерживать образом реальной жизни, вдохновлять на сопротивление злу…

Послесловие В 2000 году вышла первая книга отца Александра «Венцы царские, венцы крестные». В ней есть такие слова: «Меня часто спрашивают о том, как же мы с женой рассчитываем деть стольким детям образование. Когда в других семьях родители не в состоянии обеспечить поступление в институт одного ребенка. Да в том-то и дело, что мы не рассчитываем на себя, а уповаем на помощь Божию, и Господь не оставляет нас свей милостью. Дети поступают в институты, потихоньку устраивается их личная жизнь»,   – рассказывает читателям отец Александр. Прошло больше восьми лет, Господь не посрамил упования отца Александра и матушки Марии: у шестерых детей уже свои семьи, все семьи многодетные. Старшая дочь Татьяна закончила Педагогический университет,   кандидат филологических наук, многодетная мать, диакон Филипп– выпускник исторического факультета МГУ, кандидат исторических наук, многодетный отец,   Иван – программист и верстальщик, многодетный отец, Варвара филолог – выпускница Свято-Тихоновского университета. Александра, получив незакоченное высшее медицинское образование, поступила в Педагогический университет на филологический факультет, многодетная мать,   Даниил – врач-педиатр,у него двое детей, Володя студент исторического факультета МГУ, отец двоих детей, Маша – студентка факультета почвоведения, Катя и Николай – студенты ПСТГУ, Сережа – студент-математик, Олечка – еще школьница.

У отца Александра большой приход, дружная община, все прихожане принимают деятельное участие в воссоздании приходской общины, все приходские семьи вдохновляет удивительный пример семьи отца Александра и матушки Марии.

Анна Данилова

Публикации на портале «Православие и мир»

ДОРОГИЕ ЧИТАТЕЛИ,

вы можете присылать в редакцию пожелания по материалам о семье для о.Александра Ильяшенко

[email protected]

Юбилей нашего дорогого настоятеля — 65 лет!

С отцом Александром я познакомилась в Российском Православном Университете им. Иоанна Богослова.  В 1995 году я была студенткой 1 курса. Батюшка преподавал  на нашем факультете курс «Основы православной веры».  Помню, его лекции были весьма необычными. Он рассказывал о жизни верующих людей, которых хорошо знал – это были или его родственники, или друзья. Говорил о благородстве  и красоте жизни этих людей в контексте православной веры. На занятия к нему набивалась полная аудитория, было интересно. В течение семестра он доброжелательно  общался с нами, студентами. Эта форма общения скорее напоминала не лекции, а беседы.

Наконец, пришел конец семестра и нам выдали длинный список вопросов к экзамену.  Я поняла, что надо брать учебник и самостоятельно готовиться. Взяла книжку протоиерея Фомы Хопко «Основы православия». Она мне казалась наиболее простой и понятной, начала изучать. Наступил день экзамена, батюшка пришел в аудиторию, сел за центральный стол, перед собой положил икону Воскресения Христова. Первый раз в жизни я должна была сдавать экзамен священнику, у меня тряслись коленки… Вытянула билет, села готовиться. В билете было два вопроса. Шпаргалками пользоваться было страшно, да и сидела я на первой парте.  Немного написала на листке для ответа.

Пришло время идти и отвечать билет. Я очень волновалась, помню, голос мой дрожал. Отец Александр послушал мое лепетание, сказал спокойным голосом: «Хорошо!»  Показал рукой на икону Воскресения Христова, задал вопрос: «Какое событие на иконе?» Пока я собиралась с силами ответить, пауза между вопросом и ответом как-то слишком затянулась. И тогда он начал мне помогать, задавая очень простые, наводящие вопросы: «Кто изображен в центре? Кто по бокам? Что у Спасителя в руках?» и др. Я что-то отвечала и думала про себя, что «трояк» мне обеспечен.

Когда батюшка взял мою зачетку, чтобы поставить оценку, повернулся ко мне и неожиданно задал вопрос: «Вы не расстроитесь, если поставлю «четверку»?  Я отвечала так рассеяно и нетвердо, что мне надо было ставить твердый «трояк», а мне предлагают «четверку»?! Да еще в такой вежливой форме!

Следующая наша встреча с о.Александром произошла в Сергиевском храме Высоко-Петровского монастыря. Моя сокурсница подошла ко мне и предложила подойти поговорить с батюшкой, я сказала, что мне неудобно. Тогда она сама подошла и представила меня батюшке, так я попала на первый разговор к нему в церкви. Мы побеседовали, он попросил, чтобы я прочитала книжку отца Иоанна Крестьянкина об исповеди и в следующий раз пришла. Книжку я  нашла, прочитала и пришла вновь. Так я потихоньку стала ходить к батюшке, исповедаться и задавать вопросы, волнующие меня.

Он много времени отдавал общению с молодежью. Хорошо помню, как на исповедь к нему выстраивались длинные очереди девушек и юношей. Он исповедовал и беседовал с людьми у потемневшего образа Спасителя, в правой части Сергиевского храма, тогда еще не отреставрированного. Люди терпеливо ждали, сидели в храме до закрытия метро.

В библиотеке мы пили чай между парами, рассматривали новые поступления книг и беседовали.  Страх общения со священником совершенно пропал. В студенческие годы православная вера предстала передо мной яркой, наполненной, прекрасной и живой, в том числе благодаря батюшке. За что я ему очень благодарна. Многая и благая лета дорогому отцу Александру!

В знакомстве моем с отцом Александром, наверное, многие могли бы узнать и свою историю.

Потому что началось оно чайком.

«Пойдем, чаек попьем», — сказал тогда отец Александр, и бодро зашагал по лестнице приходского домика, на второй этаж, в трапезную. Наивная, я еще не знала, что «чаек» предварялся полноценным обедом из первого и второго… Сидели мы с сестрой, тогда еще не прихожане, а гости прихода. Не помню, о чем говорили – о разном. И в конце концов –надо отдать должное – действительно пили чаек!

Потом говорила я с о. Александром уже без «чайка», один на один. Что-то я рассказывала о себе, в чем-то попросила совета. Выходя уже от батюшки, прощаясь, вдруг сказала то, что в голове крутилось: «Знаете… У меня впечатление, что я Вас всю жизнь знаю».

Так и осталась в храме Всемилостивого Спаса.

——

«Стой на месте, не двигайся. Стоишь? Теперь слушай: о глупейшая! О глупейшая!».

Тут уж волей-неволей улыбаешься, сохнут слезы твоего унылого «плача Ярославны». Еще через некоторое время делаешься хоть чуть-чуть способной слышать. Тогда только отец Александр говорит что-то касающееся твоей души.

А бывало и так: с недоумением каким-то к батюшке бежишь, со слезами… прибегаешь и видишь, что надо подождать – исповедь идет, или с кем-то другим разговор. И вот ждешь пока, поглядываешь на отца Александра… и вдруг чувствуешь, что — прошло, никакие слова уже не нужны. Подходишь и, как дурак, говоришь: «Батюшка, у меня все плохо было, но я вот прибежала к Вам… и все снова хорошо. И вопросов у меня к Вам никаких нет. Благословите идти домой!».

Я не знаю, много ли людей, которые умеют так принимать и любить? И – людей с таким жизнеутверждающим чувством юмора?!

Этим оживаешь, этому учишься – учишься понимать хотя бы отчасти, КАК любит нас Бог.

И очень хочется, чтобы и батюшка ответно чувствовал вокруг такие же тепло, любовь, чудо жизни. Многие лета!

Екатерина Сысина

Мое знакомство с о. Александром произошло 18 лет назад, весной 1996 года, когда я училась на третьем курсе Российского Православного Университета. Я считала себя уже вполне воцерковленной девушкой, как же, ведь я уже целых шесть лет как крестилась, два года посещала воскресную школу, учусь в православном университете, пою в хоре! Нашу первую беседу и мою первую исповедь у о. Александра я не помню совсем, а вот вторая наша встреча произвела на меня такое впечатление, что я помню ее до сих пор. Собственно, меня поразил один момент, который со стороны может показаться вполне заурядным, но для меня он был просто ошеломляющим открытием. Не помню сейчас, сколько времени прошло между первой и второй нашей беседой, но точно не один день, а может, и не одна неделя. Но, когда я подошла второй раз, батюшка сказал, что он помнит меня, однако попросил прощения за то, что забыл мое имя, и потом начал беседу как раз с тех вопросов, которые мы обсуждали в прошлый раз. То есть батюшка действительно помнил меня и помнил мои вопросы и проблемы, это была не просто дань вежливости!  То искреннее внимание и забота, которое я ощутила тогда, так тронули меня, что я пришла еще раз, и еще раз, так что эти несколько слов, сказанные с любовью и теплом, определили многое в моей дальнейшей жизни. А еще я услышала ответы на свои вопросы, причем батюшка беседовал со мной довольно долго, терпеливо и подробно отвечая на каждое недоумение. И вот уже много лет я не устаю удивляться, как батюшке хватает любви, внимания, терпения возиться со всеми нами. Мы привыкли к этому, и не всегда замечаем, а ведь на самом деле это требует огромных сил.

Когда-то случилось мне провести целый день рядом с батюшкой: с утра – на литургии в храме, потом батюшка поехал соборовать и взял меня с собой, затем мы поехали служить молебен у мощей св. Матроны Московской, а после молебна поехали на всенощную. И как обычно после всенощной батюшка стал исповедовать, а я вернулась домой. Мне позвонила подруга с какой-то своей проблемой, а я поняла, что настолько устала, что у меня одно горячее желание – поскорее попрощаться, повесить трубку и отдохнуть. И снова меня поразил контраст – батюшка в этот момент еще исповедует, и ведь хватает ему сил и терпения – ведь по своему опыту я знала, что всю усталость батюшка забывает, когда кому-то требуется его помощь и участие – а я даже подругу утешить не могу…

Еще хочется отметить неослабевающий оптимизм батюшки и чувство юмора. В любой, самой, казалось бы, безнадежной ситуации, он пытается подбодрить, пошутить, помогает взглянуть на ситуацию с другой стороны… Всегда расскажет какую-то подходящую к случаю историю, приведет пример из классической литературы или исторический анекдот. И вот уже ты невольно улыбнешься, вот уже легче стало, вот поднимаешь глаза и видишь смеющиеся глаза батюшки – и появляется уверенность, что проблема разрешится, начинаешь уже прикидывать, что и как ты можешь сделать для ее решения, вот уже все и не так страшно и безнадежно, как казалось еще минуту назад…  И вот ты начинаешь молиться, что-то делать, и вдруг получаешь результат, превосходящий твои усилия в несколько раз! Бежишь поделиться радостью с батюшкой – и видишь, как он рад, но замечаешь в то же время, что он и не сомневался в результате! Но этот результат не только по твоим молитвам и усилиям – ведь и батюшка молится! И эта молитва так помогает и поддерживает!

Дорогой о. Александр! Я поздравляю Вас с юбилеем и желаю Вам здоровья и сил, помощи Божией в Ваших трудах, желаю реализовать Ваши творческие планы и воплотить все задумки, желаю Вам новых интересных путешествий и встреч! И самое главное – я желаю Вам, чтобы Вы находили в окружающих Вас людях такую же поддержку и опору, какую  Вы даете нам! Многая лета!

 

Алена Куликова

Алена Куликова, певчая храма Всемилостивого Спаса:

Вспоминается такой забавный случай, связанный с о.Александром: мы с батюшкой возвращались на машине откуда-то с пикника, который был организован нашим приходом после паломничества в подмосковный монастырь Зосимова Пустынь.

Я была за рулём и нужно было выехать с поля на дорогу. Дорога была немножко размыта прошедшим дождиком. Перед самым выездом на дорогу я сильно газанула и мы «сели» забуксовали. Машинка маленькая — Дэо Матиз, низенькая. Батюшка посмотрел на меня и говорит: «Эх, кукла, ну кто же газует по такой дороге»!, но ни капли не помешкав, вышел и «одной левой» вытолкнул машинку из лужи.

 

Фотографии: Анны Даниловой, Тамары Амелиной, Татьяны Алешиной

Настоящий учитель жизни

Сегодня автору «Русской народной линии», настоятелю храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря на Новослободской, отцу двенадцати детей протоиерею Александру Ильяшенко исполнилось 70 лет.

Редакция РНЛ поздравляет отца Александра с юбилеем и желает ему душевного и телесного здравия, помощи Божией в его трудах на благо Церкви и России!

О юбиляре рассказывает в телефонном интервью РНЛ давний соратник отца Александра, доктор исторических наук, кандидат филологических наук, кандидат богословия, профессор Института истории Санкт-Петербургского государственного университета, член Синодальной богослужебной комиссии протодиакон Владимир Василик:

Отец Александр Ильяшенко потрясающий православный человек и священник, глубокий учёный и проповедник. Настоящий учитель жизни.

Он родился 24 мая 1949 года в семье учёных. В 1972 году отец Александр с отличием окончил Московский Авиационный институт и до 2001 год работал в Институте атомной энергии им. Курчатова. Отец Александр умудрялся совмещать диаконство и священство с работой в столь ответственном институте. А с 1970 года он был прихожанином храма святителя Николая в Кузнецах, слушал проведи о.Всеволода Шпиллера и научался от его духовной жизни. Был горячо верующим человеком в годы, когда это не приветствовалось, принадлежал к тому кругу московской интеллигенции, из которой впоследствии вырос Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет. Отец Александр долгие годы преподавал в этом учебном заведении.

Отец Александр явился одним из основателей порталов «Православие и мир» и «Непридуманные рассказы о войне».

Батюшка отстаивает истину о Великой Отечественной войне, о войне святой и правой, о войне, в которой действовал Божий промысл. В 2016 году состоялась печальная защита докторской диссертации историка Александрова. Отец Александр выступал на той защите, показав всю гнусность образа генерала Власова, всю низость его предательства. Отец Александр был одним из тех, кто остановил эту безумную и дикую вакханалию.

Отец Александр замечательный писатель. Он написал целый ряд книг. В частности, в книге «И равен был неравный спор» батюшка исследовал войну 1812 года и доказал, что на Бородинском поле Наполеон обладал абсолютным численным превосходством: 180 тысяч французов против 120 тысяч русских. Результат битвы при таком соотношении сил был для нас, действительно, победой.

Отец Александр также написал книгу «Большая семья — большие надежды. Демография и нравственность». Он является отцом 12 детей, некоторые из которых, как отец Филипп Ильяшенко приняли священные сан. Отец Филипп протоиерей и преподаватель Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета.

Отец Александр удивительный семьянин. У него 12 детей и 45 внуков! Он замечательный пастырь, глубокий духовник, который многим помог своим пастырским словом. Отец Александр настоятель храма Всемилостивого Спаса. В настоящий момент он борется за возращение Церкви всех храмовых зданий бывшего Скорбященского монастыря.

Отец Александр пример для всех нас и необычное явление в духовной жизни Москвы. Многая и благая лета!

Краткая биография:

Протоиерей Александр Ильяшенко родился 24 мая 1949 года в Москве. Выпускник Московского Авиационного Института (факультет «Двигатели летательных аппаратов»), долгие годы жизни посвятил работе в Институте атомной энергии им. Курчатова, занимаясь нейтронно-физическим расчетом ядерных реакторов. В 1995 году, по окончании Православного Свято-Тихоновского Богословского Института (ПСТБИ, Богословско-Пастырский факультет) принял сан священника. Служил в храме во имя преподобного Сергия в Высокопетровском монастыре в Москве.

Отец Александр — настоятель храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря на Новослободской, также служит в храме святителя Николая в Кузнецах. Возглавляет сектор отдела по взаимодействию с МВД Отдела Московского Патриархата по взаимодействию с вооруженными и правоохранительными силами.

4 декабря 2007 года, в день празднования Введения во храм Пресвятой Богородицы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий возвел отца Александра Ильяшенко в сан протоиерея за усердное служение Церкви Божией, преподавательскую и миссионерскую деятельность в Православном Свято-Тихоновском богословском университете и в связи с 15-летием университета.

В семье о. Александра Ильяшенко крепкие, нравственные и духовные традиции. Супруга, матушка Мария, врач-педиатр по образованию, происходит из духовного рода. Ее дед — священник Владимир Амбарцумов — новомученик, в 1937 году пострадал за веру, будучи расстрелян. Его сын, Евгений Владимирович, тоже не убоялся принять духовный сан, хотя для этого ему пришлось уехать из Москвы. В его семье было восемь детей. Трое из пяти сыновей также священники.