Психологии отец: Психология: Отец — бесплатные статьи по Психологии в Доме Солнца – Отец психологии

Содержание

Отец психологии

Кто настоящий отец психологии? Этот вопрос не обязательно имеет «сухой» ответ, поскольку многие люди способствовали возникновению, росту и эволюции современной психологии. Мы более подробно рассмотрим одного человека, который чаще всего цитируется, а также других людей, которые также считаются отцами различных отраслей этой дисциплины. Своевременная психологическая помощь http://www.cmt-kazan.ru/articles/81/ может спасти жизнь.

Среди его многочисленных заслуг, Вундт был первым человеком, который назвал себя психологом.

Он часто ассоциируется со школой мысли, известной как структурализм, хотя именно его ученик Эдвард Б. Титченер действительно отвечал за формирование этой школы психологии. Вундт также разработал метод исследования, известный как интроспекция, в котором высококвалифицированные наблюдатели будут изучать и сообщать о содержании своих собственных мыслей.

В то время как Вундт, как правило, ассоциируется со структурализмом, на самом деле его ученик Эдвард Б. Титченер оказал влияние на структуралистскую школу в Америке. Многие историки считают, что Титченер фактически исказил значительную часть оригинальных идей Вундта. Вместо этого Вундт сослался на свою точку зрения как на добровольчество. В то время как структурализм Тихнера включал в себя разрушение элементов для изучения структуры ума, Блюменталь (1979) отметил, что подход Вундта был на самом деле гораздо более целостным.

Вундт также создал журнал психологии «Философские исследования». В рейтинге самых влиятельных психологов двадцатого века в 2002 года Вундт занял 93 место.

Влияние Вильгельма Вундта

Создание психологической лаборатории создало психологию как отдельную область обучения со своими собственными методами и вопросами. Поддержка экспериментальной психологии Вильгельма Вундта также создала предпосылки для бихевиоризма, и многие из его экспериментальных методов все еще используются сегодня.

У Вундта также было много учеников, которые впоследствии стали видными психологами, в том числе Эдвардом Титченером, Джеймсом МакКейном Кэттелом, Чарльзом Спирменом, Дж. Стэнли Холом, Чарльзом Джаддом и Хьюго Мюнстербергом.

Вундт, как говорилось, часто ассоциируется с теоретической перспективой, известной как структурализм, которая включает описание структур, которые составляют ум. Структуризм рассматривается как самая первая школа мышления в психологии. Он считал, что психология — это наука о сознательном опыте, и обученные наблюдатели могут точно описывать мысли, чувства и эмоции посредством процесса, известного как интроспекция.

Однако Вундт сделал четкое различие между самоанализом, который, по его мнению, был неточным и внутренним восприятием. По словам Вундта, внутреннее восприятие подразумевало правильно обученного наблюдателя, который знал, когда был введен стимул интереса.

Вундт был не только первым человеком, который назвал себя психологом, но и создал психологию как формальную дисциплину, отделенную от философии и биологии. Хотя его интроспективный метод не соответствует эмпирической строгости исследований сегодня, его акцент на экспериментальных методах проложил путь к будущей экспериментальной психологии. Благодаря его работе и вкладам была создана совершенно новая область, которая вдохновила других исследователей изучать и изучать человеческий ум и поведение.

Очевидно, не все согласны с этими обобщенными названиями. Несколько человек могут предположить, что Фрейд является отцом психологии, так как он, возможно, является одной из его самых «известных» фигур. Другие считают Аристотеля истинным отцом психологии, так как он отвечает за теоретическую и философскую структуру, которая способствовала ранним началам психологии. Третьи могут утверждать, что такие ранние исследователи, как Гельмгольц и Фехнер, заслуживают признания как основоположники психологии.

Независимо от того, в какой части аргумента вы находитесь, легко согласиться с тем, что все эти люди оказали большое влияние на рост и развитие психологии. В то время как теории каждого человека не так важны сегодня, все эти психологи были важны в свое время и оказали большое влияние на то, как психология эволюционировала в то, чем она является сегодня. 

Кто основал первую лабораторию психологии?


Первоначально психология имела свои корни в философии и физиологии. По мнению большинства психологов-историков, именно создание первой экспериментальной психологической лаборатории официально ознаменовало начало психологии как отдельной дисциплины. Итак, когда именно была создана первая лаборатория психологии и кто отвечал за это важное событие в истории психологии?


Первая в мире лаборатория психологии


Вильгельм Вундт, немецкий врач и психолог, отвечал за создание первой в мире экспериментальной психологической лаборатории.

Эта лаборатория была основана в 1879 году в Лейпцигском университете в Германии. Создав академическую лабораторию, посвященную изучению экспериментальной психологии, Вундт официально возвел психологию от субдисциплины философии и биологии до уникальной научной дисциплины.

Вундт оказал значительное влияние на раннюю психологию и оставил свой след в отношении некоторых из его самых известных учеников, среди которых были Джеймс Маккин Каттел и Дж. Стэнли Холл. Помимо того, что они были важными фигурами в истории психологии, многие студенты обучались в его лаборатории и продолжали делать свой собственный важный вклад в область психологии. 


Первая лаборатория психологии в США


В 1883 году ученик Вундта Г. Стэнли Холл создал первую экспериментальную психологическую лабораторию в Соединенных Штатах в Университете Джона Хопкинса. Это способствовало развитию дисциплины психологии в США и способствовало дальнейшему росту.


Вундт, Джеймс и Холл: кто был первым?


Это может удивить многих, знание того, что ни Вундт, ни Холл не могут претендовать на то, чтобы иметь первую в мире лабораторию или первую американскую лабораторию. В 1875 году, за четыре года до того, как Вундт основал свою лабораторию и за восемь лет до того, как Холл основал его, Уильямс Джеймс создал психологическую лабораторию в Гарвардском университете.

Так почему же Джеймсу не приписывают создание первой в мире лаборатории или, по крайней мере, первой лаборатории Америки? Потому что его лаборатория использовалась для обучения демонстрациям, а не для экспериментов и оригинальных исследований. По этой причине Вундту и Холу, как правило, приписывают создание первой и второй экспериментальных лабораторий психологии.

Так почему же создание первой в мире лаборатории психологии было настолько значительным? Потому что до этого времени психология находилась в зачаточном состоянии и еще не рассматривалась как самостоятельная дисциплина. Создав экспериментальную лабораторию, посвященную научным исследованиям человеческого разума и поведения, Вундт смог формально установить психологию как отдельную область изучения.

Кого можно считать отцом психологии?

Автор Татьяна в . Опубликовано История и Биографии Последнее обновление: 12/12/2018

На этот вопрос однозначного ответа нет, поскольку слишком много людей способствовали зарождению, становлению и развитию современной психологии. Давайте посмотрим, кого же из учёных именуют «родоначальником» психологии?

Вильгельм Вундт

Как оказалось, именно его чаще всего награждают этим «званием». Почему его? Ведь уже на самой заре психологии выделялись такие мыслители, как, например, Герман фон Гельмгольц, Густав Фехнер или Эрнст Вебер… Так почему же заслуг любого из них недостаточно, чтобы считаться основателем психологии?

Всё из-за (или, скорее, благодаря) первой экспериментальной лаборатории, созданной Вундтом — именно её появление считается официальным рождением психологии как обособленной науки. Создав лабораторию, в которой использовались научные методы изучения человеческого разума и поведения, Вунд сделал из смеси философии и биологии, какой тогда являлась психология, отдельную, уникальную науку.

Вильгельм Вундт родился 16 августа 1832 года. Окончил Гейдельбергский университет, получив степень в области медицины. В течение некоторого времени он был учеником Иоганна Мюллера и Германа фон Гельмгольца. Работа с ними оказала огромное влияние на его научную деятельность.

Позже он написал книгу «Принципы физиологической психологии» (1874), которая способствовала популярности экспериментальной деятельности в психологических исследованиях. Получив должность в Лейпцигском университете, Вундт основал первую экспериментальную лабораторию.

Он верил, что психология — наука о сознательном опыте, и что в ходе интроспекции человек может описывать свои мысли, чувства и эмоции.

Впрочем, Вундт проводит чёткую границу между интроспекцией, которую он считал неточной, и внутренней перцепцией.

По мнению Вундта, внутренняя перцепция подразумевает осознание человеком стимула в процессе предъявления. Предложенный же Вундтом метод требовал, чтобы испытуемый был заранее предупреждён о стимуле и во время его предъявления следил за своей реакцией. Естественно, этот процесс основывается на личном опыте, а потому носит субъективный характер.

Вундт верил, что систематическое изменение условий эксперимента приведёт к обобщению выводов.

Умер он 31 августа 1920 года.

Стоит отметить: в 1875 году — за четыре года до Вундта и за восемь лет до Холла — свою лабораторию при Гарвардском университете основал Уильям Джеймс.

Так почему же большее значение придают именно лаборатории Вундта? Потому что его лаборатория использовалась скорее для учебных демонстраций, чем для экспериментальной и исследовательской деятельности. Поэтому знаменательной для всех психологов датой стала именно дата открытия лаборатории Вундта.

Кстати, у Вундта было множество учеников, которые впоследствии стали влиятельными психологами и также способствовали развитию этой науки. Например, Джеймс МакКин Кеттел, Грэнвилл Стэнли Холл или Иван Павлов. Кеттел первым в Соединённых Штатах получил звание профессора психологии, Холл основал первую в США экспериментальную лабораторию. А уж о заслугах Павлова и упоминать не будем.

Кого ещё можно назвать «отцом» психологии?

Целый ряд именитых психологов так или иначе претендует на это звание. Давайте вспомним тех, кто отличился в той или иной области:

  • Уильям Джеймс. Один из первых в США психологов; способствовал формированию в Америке научной школы. Благодаря своей книге «Принципы психологии» мгновенно обрёл известность.
  • Зигмунд Фрейд. Отец психоанализа; его теории и труды сделали психоанализ крупнейшим направлением в психологии.
  • Гуго Мюнстерберг. Основатель прикладной психологии; он первым начал применять психологические знания в других сферах — так появились клиническое, судебное и индустриально-организационное направления в психологии.
  • Джон Боулби. Создатель теории привязанности.
  • Курт Левин. Основоположник социальной психологии; первым стал использовать научные методы исследования для изучения социального поведения.
  • Эдвард Торндайк. Основатель современной педагогической психологии, изучал процесс познания.
  • Жан Пиаже. Основатель психологии развития; его теория когнитивного развития позволила исследователям по-новому взглянуть на интеллектуальное развитие ребёнка.
  • Ульрик Найссер. Основоположник современной когнитивной психологии — в 1967 году вышла его книга «Когнитивная психология», которая и вернула популярность этому разделу психологии.
  • Лайтнер Уитмер. «Отец» современной клинической психологии; в 1907 году он основал первый в мире журнал, посвящённый клинической психологии.
  • Гордон Олпорт. Создатель психологии личности, был одним из первых психологов, занимавшихся изучением личности человека.

Очевидно, что не все согласятся с этим списком. Кто-то сочтёт «отцом» психологии Фрейда, поскольку тот является одним из самых знаменитых учёных. Кто-то предположит, что этого звания достоин Аристотель, теоретически и философски обосновавший то, что позднее сформировалось в психологию. Кому-то больше понравится идея отдать пальму первенства Гельмгольцу или Фехнеру, которые, несомненно, этого заслуживают.

Но знаете, не так уж важно занимать определённую позицию по этому вопросу. Единственное, с чем действительно стоит согласиться: каждый из этих учёных сделал значительный вклад в развитие психологии.

Теги: биография, история психологии


Есть что сказать? Оставть комментарий!:

Типология отцов, или Как воспитать мужчину?

Суть гармоничного прохождения комплекса Эдипа — признание мощи отца и период переживания невозможности быть избранником матери. Это делит жизнь мальчика на «до» — слияние с матерью, стремление вернуться во внутриутробный период, и «после», когда, будучи отделенным от матери, он может стать автономным и в будущем обладать женщинами как мужчина, а не как сын, находящийся в поиске слияния с матерью.

Для этого необходимо, чтобы отец был готов принимать сына в период такой нужной, но сложной конфронтации. Поэтому мужчине нужно задать себе вопросы: «Каким был мой отец и каким отцом буду я?»

Отсутствующий отец

Такой отец вполне может присутствовать физически, появляться дома, жить с семьей в одной квартире, но эмоционально он отсутствует. Семья для него — словно мебель, он не принял на себя отцовскую роль, оставив ее матери или же другому мужчине.

Сын отсутствующего отца чувствует себя покинутым, оставленным. Отец бросил его — значит, он не заслуживает внимания. Такие переживания создают базу для низкой самооценки. Остро нуждаясь в отце, мальчик либо будет выбирать исполнителей его роли из своего окружения, либо создаст полностью вымышленный его образ.

Когда отец отсутствует, необходимая конфронтация может происходить в символическом поле. Сын злится на то, что его бросили, у него формируется образ отца-злодея. Впоследствии этот образ будет видеться ему в окружающих мужчинах, особенно — в наделенных властью.

Ключ к тому, чтобы компенсировать отсутствие отца, — собственное отцовство

В плане сексуальности сын отсутствующего отца будет испытывать сложности с проявлением силы и мужественности, возможен страх перед женщинами, нередки расстройства эрекции. Партнерши часто говорят такому мужчине, что он слишком мягок и нежен, или они не могут по-настоящему ощутить его присутствие, вовлеченность в процесс. Таким мужчинам порой сложно сохранять верность избраннице.

Ключ к тому, чтобы компенсировать отсутствие отца, — собственное отцовство, когда мужчина по-настоящему занимается сыном, щедро делится своим временем, вниманием, любовью. Также может помочь наличие в жизни мужчины наставника, ментора, который учит проживать тяготы жизни, наполняя их смыслом.

Запрещающий отец

Сверхстрогий отец совершает символическую кастрацию сына: только себе он позволяет наслаждаться жизнью, запрещая сыну самое главное — взрослеть. Пока вся власть у отца, сын остается маленьким мальчиком в плену запретов. Отец лишает его возможности соотносить себя с окружающими, ощущать свою ценность. Окружающие всегда кажутся ему более достойными.

Такие ограничения могут начать преследовать сына во всех сферах жизни: в отношениях с женщинами — сплошные табу, рисковать в бизнесе — тоже не для него. Вопрос мужественности остается болезненной и слабо освоенной территорией. Такие мужчины не ощущают себя независимыми, им крайне сложно принимать решения, опираясь лишь на свое мнение.

Мужчины такого типа особо сильно мучаются ревностью: все без исключения кажутся ему более достойными соперниками. В зависимости от количества запретов и того, насколько жесток был отец, различными будут и сексуальные особенности таких мужчин. У сыновей запрещающих отцов бывают расстройство эрекции или преждевременная эякуляция, и это наносит удар (и не один) по самооценке. Часто такие мужчины что-то запрещают своей избраннице: ограничивают ее круг общения, сами выбирают ей наряды.

Одна из важнейших ролей отца — выстроить в отношениях с сыном четкие и понятные рамки. Это основа воспитания. Однако важно делать это в интересах сына. Руководствуясь желанием власти, стремлением подчинить, проучить сына, легко превратиться в запрещающего отца.

Жестокий отец

Многие мужчины демонстрируют мужественность через проявление жестокости. Однако жестокий отец — серьезное препятствие для будущего становления мужчины. Сцены насилия и унижения из детства сохраняются в памяти на всю жизнь, и окружающие кажутся страшными, беспринципными, способными на жестокость. Именно по этой причине многие мужчины боятся становиться отцами. Им кажется, что отец, этот беснующийся «сгусток жестокости», запечатлен в них на клеточном уровне, и этот монстр в любой момент может выйти на авансцену, а значит, кошмар из детства повторится.

Самоутверждаясь за счет сына, жестокий отец в зародыше убивает в нем мужественность. У мальчика остаются лишь два способа поведения: согнуться перед жестокостью отца или восстать против нее со всей яростью. Сгибаясь, он погружается в омут стыда и самоуничижения. Восставая, превращается в комок нервов, постоянного внутреннего напряжения.

В зависимости от выбранного пути и сексуальность будет развиваться соответствующим образом. В первом случае возможно снижение сексуального темперамента, во втором — идеализация женщины, восприятие ее как недоступной, вплоть до навязчивых сексуальных практик. Любые препятствия выводят такого мужчину из равновесия.

Ценой долгой и кропотливой внутренней работы сыновья жестоких отцов способны обрести мир в новой семье, в отношениях с близкими, научиться жить в радости, а не в зоне постоянных боевых действий.

Отец-спасатель

На первый взгляд, образ спасающего отца может показаться весьма позитивным. Однако это — модель «с двойным дном». Слишком заботливый и предупредительный отец делает не вместе с сыном, а вместо него.

Такой мужчина слишком включен в жизнь сына, ограничивает его самостоятельность и даже радуется неудачам: «Ну вот! Я же тебя предупреждал!» Такой подход ставит сына в созависимую позицию. Ему сложно самостоятельно принять решение, мнение отца остается самым веским и решающим.

Встречаются, правда, и такие отцы, которые вместо «я тебя предупреждал» говорят: «Это не ошибка, это опыт», призывая сына принимать все стороны жизни, не чувствуя себя неудачником от каждого промаха.

Если переводить этот посыл в область сексуальности, то в первом случае любой сбой сексуальной функции будет восприниматься мужчиной как полный крах и больно бить по самооценке. Во втором же случае мужчина постарается понять причину неудачи и, опираясь на этот опыт, избегать обстоятельств, угрожающих его сексуальности.

Отец-страдалец

Многие мужчины рассказывают об отце как о человеке слабом, страдающем. Эти страдания могут быть психологическими (затяжная депрессия, сопровождаемая алкогольными возлияниями) или соматическими (длительная хроническая болезнь). Так или иначе, отец не справляется с ролью сильной фигуры, так необходимой мальчику.

Часто сыну уже в юности приходится занять позицию главы семьи. Последствия могут быть разными: как чувство превосходства над другими («Я сильнее отца!»), так и неотступная тоска (отец — «абонент вне зоны доступа», отсутствующий и отстраненный). Может развиться чрезмерный альтруизм, стремление сделать всех счастливыми. Такие люди часто становятся врачами, спасателями и представителями других помогающих профессий.

Образ страдающего отца может стать причиной того, что во взрослом возрасте сын не сможет позаботиться о своей избраннице, в том числе и в сексуальном плане, ожидая, что забота будет направлена на него. Сексуальность может восприниматься как сложная, обременительная область.

Отец-сообщник

Самая естественная и конструктивная модель: отец и сын — части одного сообщества, одного круга. Они действуют сообща, без слов участвуют в своеобразном «тайном сговоре». Отец как бы говорит: «Мы с тобой одной крови, мы подчиняемся одинаковым законам, решаем одни и те же задачи. Давай я покажу тебе, как это — быть мужчиной, а ты попробуешь стать им, но уже в своем собственном стиле».

Такой отец не стремится чрезмерно обезопасить сына: он понимает, что с ранних лет мальчику важно справляться с подходящим по возрасту уровнем неопределенности, фрустрации. Он заботливо проверяет, насколько это испытание по плечам сыну, наблюдает за тем, как через преодоление мальчик движется к новому уровню развития.

Здесь чувствуются легкость и свобода, а не попытки возвыситься и доминировать. Такой путь помогает мужчине найти свою истинную силу, в которой есть принятие собственной уязвимости. Это позволяет ему стать чутким и внимательным к близким. И напротив, вера в неуязвимость как в единственно возможную форму силы отдаляет мужчину и от окружения, и от самого себя, лишает возможности принять и пережить сложные душевные состояния, которые позволяют нам чувствовать себя по-настоящему живыми.

В сексе такие мужчины не противопоставляют себя женщине, не стремятся подчинить ее, превосходить ее

У мужчин, с детства ощущающих себя частью мужского сообщества, гармоничное и здоровое отношение к женщинам. Загадочная женственность завораживает их, рождает яркое сексуальное влечение, играющее всеми оттенками любопытства: желанием обладать, познавать, раскрывать, соблазнять.

В сексе такие мужчины не противопоставляют себя женщине, не стремятся подчинить ее, превосходить ее. И такое ощущение равенства партнеров при их сильном различии позволяет жить полноценной, насыщенной сексуальной жизнью.

***

Важно понимать, что для мальчика фигура отца не бывает и не может быть незначительной. Каким бы он ни был: присутствующим или придуманным, домысленным, — его образ играет важнейшую роль в отношениях сына с окружающим миром.

Через образ отца и свое отношение к нему мальчик познает, что это такое: быть мужчиной.

Читайте также

Отцом психологии принято считать

Стр 1 из 2Следующая ⇒

Вариант №I

Отцом психологии принято считать

а) Аристотеля

б) Гиппократа

в) Платона

г) Сократа

 

2. Психология как самостоятельная наука оформилась:

а) в 40-х гг. XIX в.;

б) в 80-х гг. XIX в.;

в) в 90-х гг. XIX в.;

г) в начале XX в.

 

3. Впервые экспериментальная психологическая лаборатория была открыта:

а) У. Джемсом;

б) Г. Эббингаузом;

в) В. Вундтом;

г) Х. Вольфом.

 

4. Получение информации путем речевого обмена – это…

а) анкетирование

б) беседа

в) тестирование

г) эксперимент

 

5. Период подросткового возраста — …

а) 6-7 – 10 лет

б) 10 – 15 лет

в) 15 – 21 год

г) 21 – 60 лет

 

6. Предметом социальной психологии являются…

а) психические явления, которые возникают в различных группах и коллективах в процессе общения и деятельности людей

б) закономерности общения и взаимодействия больных и медработников, а также психика больных людей

в) особенности психики человека на разных этапах его жизни

г) закономерности и механизмы развития психической деятельности и поведения человека, а также практическое применение приобретенных знаний

 

7. Характер …

а) передается по наследству

б) выражает отношение человека к окружающему миру, другим, самому себе

в) является динамической характеристикой личности

г) не поддается изменению под воздействием воспитания

 

8. Родившись, человек является…

а) субъектом

б) личностью

в) индивидуальностью

г) индивидом

 

9. В темпераменте личность проявляется со стороны ее:

а) содержания;

б) динамических свойств;

в) личностно-смысловых аспектов;

г) неизменных свойств.

 

10. Типом нервной системы меланхолика является…

а) слабый, неуравновешенный, инертный

б) сильный, уравновешенный, инертный

в) сильный, уравновешенный, подвижный

г) сильный, неуравновешенный, подвижный

 

11. Общение, направленное на получение какой-либо выгоды от человека, называется…

а) деловым

б) формально-ролевым

в) дружеским

г) манипулятивным

12. К жестам оценки относятся:

а) жесты, связанные с выставлением больших пальцев напоказ

б) вытягивание указательного пальца вдоль щеки

в) руки, сведенные за спину, при этом одна сжимает другую

г) прикладывание руки к груди

 

Механизм осмысления своих действий, поступков, умение посмотреть на себя со стороны называется

а) рефлексией

б) идентификацией

в) эмпатией

г) стереотипизацией

 

14. Общение – это …

а) процесс развития контакта между людьми, порожденный потребностью совместной деятельности

б) процесс становления личности

в) процесс реализации человеком себя

г) процесс мышления

 

15. Выделите функцию общения:

а) информационно-коммуникативная

б) дистанционная-коммуникативная

в) внушение

г) невербальная речь

 

16. К невербальным средствам общения относится:

а) темп речи

б) тембр голоса

в) жесты, мимика, дистанция

г) высота голоса

 

17. Эмоциональное состояние собеседника мы узнаем…

а) по вербальным средствам общения

б) по невербальным средствам общения

в) все ответы верны

г) все ответы неверны

Метод массового сбора материала с помощью специально разработанных опросников – это

а) тест

б) анкета

в) беседа

г) наблюдение

 

19. Общие и существенные признаки, связи и отношения предметов и явлений отражает:

а) ощущение;

б) восприятие;

в) память;

г) мышление.

20. Сосредоточение внимания на объекте в силу каких-то его особенностей называется вниманием:

а) непроизвольным;

б) произвольным;

в) послепроизвольным;

г) зрительным.

 

21. О возможности субъекта направлять и сосредоточивать внимание на нескольких независимых переменных одновременно свидетельствует такой показатель внимания, как:

а) концентрация;

б) распределение;

в) устойчивость;

г) избирательность.

 

22. Вид памяти, основанный на установлении в запоминаемом материале смысловых связей, называется памятью:

а) механической;

б) логической;

в) эмоциональной;

г) аудиальной.

 

23. Объем хранящейся информации в кратковременной памяти:

а) 7 ±2;

б) неограничен;

в) предел неизвестен;

г) в среднем 10.

 

24. Простейший психический процесс, отражающий отдельные свойства предметов и явлений, называется…

а) память

б) восприятие

в) ощущение

г) внимание

 

25.Снижение, ослабление памяти, называется…

а) амнезия

б) парамнезия

в) гипомнезия

г) гипермнезия

 

26. Какой психический процесс нельзя считать самостоятельным?

а) ощущение

б) восприятие

в) мышление

г) внимание

 

27. Психический процесс, отражающий целостный образ предметов и явлений – это…

а) ощущение

б) внимание

в) память

г) восприятие

 

Как называется вид мышления, в основе которого лежит образ?

а) логическое

б) наглядно-образное

в) творческое

г) наглядно-действенное

 

29. Причиной развития соматогенных психических расстройств является…

а) стресс

б) интоксикация головного мозга

в) канцерофобия

г) личностная реакция пациента

 

Деонтологическая тактика медсестры при общении с пациентами подросткового возраста

а) эмоциональное теплое отношение

б) общение с опорой на самостоятельность

в) общение в зависимости от ВКБ

г) подчеркнуто уважительное, тактическое, деликатное общение

 

31. К правилам терапевтического общения относится…

а) пристальное внимание

б) умение слушать

в) соблюдение медицинской этики и деонтологии

г) создание необходимых условий для беседы

 

32. Тревога направленная на впечатление, какое пациент может произвести на окружающих, что больного начнут избегать, относится пренебрежительно…

а) анозогнозический тип реагирования

б) ипохондрический тип реагирования

в) сенситивный тип реагирования

г) тревожный тип реагирования

 

33. Социализация – это:

а) понятие, отражающее степень адаптации человека к окружающей среде;

б) процесс становления личности человека;

в) понятие, отражающее степень соответствия положения человека существующим в данной культуре нормам;

г) постижение эмоционального состояния, проникновение в переживания другого человека.

 

34. Интеллектуальный уровень болезни — это:

а) отношение больного к своему заболеванию;

б) основные знания о причинах, сущность, тяжести и возможных последствиях заболевания;

в) переживания в связи с заболеванием;

г) комплекс субъективных ощущений больного, вызванных болезнью.

 

35. Формирование ВКБ зависит от:

а) особенности личности пациента;

б) специфики заболевания;

в) состояний взаимоотношений в семье;

г) все ответы верны.

 

36. Ипохондрическое реагирование пациентов на болезнь – это:

а) чрезмерная озабоченность собственным физическим здоровьем;

б) пациент стремиться получить моральную или материальную выгоду;

в) безразличие к себе и окружающим событиям;

г) пациент осознает, что его опасения за свое здоровье преувеличены, но ничего поделать с этим не может.

 

37. Анозогнозический тип реагирования пациента на заболевание – это:

а) пациент уверен, что болезнь произошла в результате «сглаза, «порчи» и пр. ;

б) пациент не признает статус «больного», отрицает очевидное, отказывается от лечения;

в) приоритет для пациента является работа или творческая деятельность, а не болезнь;

г) у пациента выраженная тревожность , направленная на возможные (маловероятные) осложнения болезни, тяжелую инвалидизацию.

 

38. Третичная психопрофилактика – это:

а) профилактика хронических заболеваний;

б) предупреждение неблагоприятных социальных последствий заболеваний;

в) борьба с инфекциями, вызывающими нарушения психики;

г) психогигиена семьи.

 

39. Система специальных мероприятий, имеющих задачей укрепление и сохранение психического здоровья человека и общества в целом – это:

а) психопрофилактика;

б) психогигиена;

в) психокоррекция;

г) психотерапия.

 

40. Для пациентов детского возраста характерно:

а) сильные эмоциональные реакции на отдельные симптомы;

б) пренебрежительное отношение к болезни;

в) отсутствие мотивации к лечению и выздоровлению;

г) повышенная обидчивость, ранимость.

 

Вариант №II

1. Открытие первой экспериментальной психологической лаборатории в России было связано с именем…

а) И.П. Павлова

б) В. М. Бехтерева

в) Л. С. Выготского

г) А. Н. Леонтьева

 

2. Теория психоанализа связана с именем…

а) З. Фрейда

б) В. Вундта

в) А. Адлера

г) К. Юнга

 

3. Первая в мире экспериментальная лаборатория начала свою работу:

а) в 1850 г.;

б) в 1879 г.;

в) в 1868 г.;

г) в 1885 г.

4. Особенности онтогенетического развития психики изучает психология:

а) медицинская;

б) социальная;

в) возрастная;

г) общая.

 

5. Пожилой возраст – …

а) 21 – 60 лет

б) свыше 90 лет

в) 75 – 90 лет

г) 60 – 75 лет

 

6. Предметом медицинской психологии являются…

а) психические явления, которые возникают в различных группах и коллективах в процессе общения и деятельности людей

б) закономерности общения и взаимодействия больных и медработников, а также психика больных людей

в) особенности психики человека на разных этапах его жизни

г) закономерности и механизмы развития психической деятельности и поведения человека, а также практическое применение приобретенных знаний

 

Вариант №III

Вариант №I

Отцом психологии принято считать

а) Аристотеля

б) Гиппократа

в) Платона

г) Сократа

 

2. Психология как самостоятельная наука оформилась:

а) в 40-х гг. XIX в.;

б) в 80-х гг. XIX в.;

в) в 90-х гг. XIX в.;

г) в начале XX в.

 

3. Впервые экспериментальная психологическая лаборатория была открыта:

а) У. Джемсом;

б) Г. Эббингаузом;

в) В. Вундтом;

г) Х. Вольфом.

 

4. Получение информации путем речевого обмена – это…

а) анкетирование

б) беседа

в) тестирование

г) эксперимент

 

5. Период подросткового возраста — …

а) 6-7 – 10 лет

б) 10 – 15 лет

в) 15 – 21 год

г) 21 – 60 лет

 

6. Предметом социальной психологии являются…

а) психические явления, которые возникают в различных группах и коллективах в процессе общения и деятельности людей

б) закономерности общения и взаимодействия больных и медработников, а также психика больных людей

в) особенности психики человека на разных этапах его жизни

г) закономерности и механизмы развития психической деятельности и поведения человека, а также практическое применение приобретенных знаний

 

7. Характер …

а) передается по наследству

б) выражает отношение человека к окружающему миру, другим, самому себе

в) является динамической характеристикой личности

г) не поддается изменению под воздействием воспитания

 

8. Родившись, человек является…

а) субъектом

б) личностью

в) индивидуальностью

г) индивидом

 

9. В темпераменте личность проявляется со стороны ее:

а) содержания;

б) динамических свойств;

в) личностно-смысловых аспектов;

г) неизменных свойств.

 

10. Типом нервной системы меланхолика является…

а) слабый, неуравновешенный, инертный

б) сильный, уравновешенный, инертный

в) сильный, уравновешенный, подвижный

г) сильный, неуравновешенный, подвижный

 

11. Общение, направленное на получение какой-либо выгоды от человека, называется…

а) деловым

б) формально-ролевым

в) дружеским

г) манипулятивным

12. К жестам оценки относятся:

а) жесты, связанные с выставлением больших пальцев напоказ

б) вытягивание указательного пальца вдоль щеки

в) руки, сведенные за спину, при этом одна сжимает другую

г) прикладывание руки к груди

 




Отец и сын. Атрибутика мужского воспитания

Отец как проводник в мир социальных отношений

В проявлениях родительской любви отцы отличаются от матерей. В большинстве случаев мать любит своего ребенка безотчетно, ее любовь словно запрограммирована генетически. Любовь же отца всегда предметна. Отец традиционно связывает свою любовь с успехами и достижениями ребенка. Тем самым буквально с первых лет жизни отец демонстрирует и прививает ребенку ценностное отношение к себе, к миру, к жизненной ситуации. Особенно ярко это проявляется в процессе воспитания мальчика. Знакомя своего сына с системой ценностей, отец вводит его в мир социальных отношений, где оценка человеком самого себя, своих успехов и достижений во многом формируется под воздействием оценок окружающих. По сути дела, исходя из оценочного подхода к сыну, его мнениям, решениям, поступкам, отец осознанно или неосознанно учит мальчика видеть самого себя и свои действия со стороны, соотнося их с определенной системой социальных оценок, с критериями приемлемости тех или иных поступков в конкретной ситуации. Неслучайно в обыденном сознании существует система двойных стандартов по отношению к поведению мальчиков и девочек. Часто не только от отца, но и от мамы мальчик слышит: «Будь мужчиной!», «Ну что ты расплакался, как девчонка!», «Терпи, ты же мужчина!», «Вот посмотри на папу!» и т.д. Таким образом практически с первых дней жизни ребенок начинает усваивать набор определенных социальных стандартов, которым должен соответствовать мальчик.

Упоминание отца в этом контексте не случайно, ведь именно отец вводит сына в мир социальных отношений. Своим поведением, своим отношением к миру и к окружающим людям отец предоставляет сыну первоначальный образец и в течение долгого времени, возможно всей жизни сына, является для него непосредственным примером для подражания. Взаимоотношения сына с отцом, каких бы сфер они ни касались и в какой бы форме ни проявлялись, всегда социально ориентированы. Еще более четко это стремление адаптировать мальчика в широком мире проявляется в непосредственном общении между отцом и сыном. Беседы отца с сыном, совместные игры и увлечения — все это имеет четкий социальный подтекст. Во всех формах общения отец на основании своего опыта учит сына эффективно действовать в определенных жизненных ситуациях, причем действовать так, как подобает именно мужчине, в соответствии с принятыми нормами поведения. Этот процесс обучения жизни многообразен и многосторонен. Он включает развитие навыков самообладания, умения взаимодействовать с людьми, прикладных умений, связанных с выполнением практических действий (использование инструментов и различные работы по дому, ремонт технических устройств и т. д.), специфических «мужских» увлечений (охота, рыбалка, посещение спортивных состязаний).

Такие воспитательные воздействия формируют мальчика как представителя мужской субкультуры, дают ему знания о распределении ролей и обязанностей между полами, создают направленность его интересов и путей их реализации, соответствующую общепринятым представлениям о том, чем должен увлекаться и заниматься мальчик. Именно поэтому большинство отцов крайне негативно относятся к проявлениям у их сына неподобающих, с их точки зрения, игр, увлечений и интересов: играм в куклы, использованию женских образов в ролевых играх, пристальному слежению за модой, повышенному интересу к собственной внешности и т.д. Также предметом раздражения отцов может стать отсутствие у сына интереса к технике, ремеслу и т.д. Такие негативные эмоции вполне объяснимы: в этой ситуации отец на каком-то подсознательном уровне ощущает, что не справляется с функцией, которую он должен выполнить, — подготовить своего сына к жизни в обществе, где заранее определены параметры восприятия мужчины.

Вот почему с самых ранних лет ребенка отец должен участвовать в процессе его воспитания. В обыденном сознании бытует мнение, что в раннем детстве ребенок целиком и полностью принадлежит матери, а отец приступает к воспитанию уже подросшего малыша. Такой подход опасен тем, что сферы интересов мальчика, его манеры поведения будут излишне подвержены материнскому влиянию. В отсутствие уравновешивающего воспитательного воздействия отца это может привести к социально нежелательным деформациям интересов, увлечений и поведения ребенка. Только под непосредственным руководством отца, видя перед собой наглядный образец мужского подхода к решению жизненных проблем, мальчик сможет сформироваться и реализоваться как мужчина — в соответствии с ожиданиями общества.

Привитие сугубо мужских форм поведения происходит не только через обучение ребенка каким-либо умениям или демонстрацию ему образца поведения, но и с помощью прямой трансляции системы жизненных ценностей и взглядов на жизнь от отца к сыну. Особую роль здесь играют беседы отца и сына по широкому кругу проблем — как общечеловеческих, «философских» , так и затрагивающих сферу собственно мужских интересов (принятие решений и действия в сложных жизненных ситуациях, организация досуга, отношение к противоположному полу, сексуальная жизнь и т. д.).

Самостоятельно мальчику, растущему мужчине, очень сложно принять решение о том, какая модель поступка отражает собственно мужские черты. В этом случае отец задает наиболее действенный пример, в сравнении с которым или на него ориентируясь сын будет определять свое собственное поведение. В трансляции сыну форм и способов реализации мужского поведения отец обязан принять на себя функции опосредующего звена, которое отвечало бы требованиям общества, с одной стороны, и соответствовало бы личным представлениям отца об идеале мужского поведения, с другой. Это комплексное воздействие формирует мальчика как представителя именно мужского сообщества.

Таким образом, именно на плечи отца возлагается эта нелегкая, ответственная, но почетная обязанность — ввести сына в мир социальных отношений, научить его по-мужски реагировать на те вызовы, что бросает жизнь, помочь ему проявить и реализовать себя как мужчине. В этом состоит одна из основных функций отца в воспитании мальчика — но не единственная.

Отец как модель отношений с противоположным полом и сексуальности

Еще одна чрезвычайно важная функция отца — организация сексуального воспитания мальчика. Отец для сына является первичным источником если не прямой, то косвенной информации о взаимоотношениях полов. Именно в семье, наблюдая за отношениями отца и матери, мальчик приобретает первый опыт отношения к противоположному полу. Отец здесь выступает образцом мужского поведения, который на первых порах будет неосознанно копироваться сыном практически во всех ситуациях, связанных с общением с противоположным полом.

В возрасте от 3 до 5 лет каждый маленький мужчина переживает так называемый Эдипов комплекс — стремление сконцентрировать любовь и внимание матери на себе, в то время как отец рассматривается в качестве соперника в борьбе за эту любовь, что пробуждает в ребенке негативные эмоции по отношению к нему. Эту ситуацию можно рассматривать как один из этапов психосексуального развития ребенка, на котором он с помощью доступных ему поведенческих средств впервые заявляет о своей половой принадлежности и активно демонстрирует ее.

С точки зрения психологии в этом нет ничего противоестественного, однако для многих отцов такое поведение сына становится неожиданным и неприятным сюрпризом. И это вполне объяснимо, ведь противодействие отцу может принимать самые различные формы — от желания постоянно находиться вместе с мамой и ограничить ее общение с отцом до открытых проявлений вербальной и невербальной агрессии. Такое поведение сына большинству отцов кажется необоснованным и необъяснимым: ласковый и послушный сын вдруг становится неуправляемым и агрессивным. Однако излишне драматизировать события не стоит — все это временно. Обычно к 5 — 6 годам Эдипов комплекс разрешается через формирование устойчивых черт полоролевого поведения, присущих мужчине, и принятие отца в качестве основного объекта для подражания.

Однако следует обратить внимание на то, что эффективное разрешение Эдипова комплекса, равно как и нормальное развитие половой идентификации вообще, возможно лишь при условии активного участия отца в жизни мальчика. Отсутствие отца как примера мужского полоролевого поведения может иметь далеко идущие последствия для мальчика, начиная от проблем установления отношений с представительницами противоположного пола до сексуальной дезориентации и сексуальных проблем.

Так ли важен отец?

Фильм «Суперпапам посвящается»

Подводя итоги, можно сделать вывод о том, что роли и функции отца в воспитании мальчика сводятся к двум основным обязанностям, имеющим чрезвычайно важное значение для его (мальчика) будущей жизни.

  • Отец вводит ребенка в мир социальных отношений, учит его адекватно воспринимать и оценивать себя и других, способствует становлению сына как представителя мужской субкультуры. Все это определяет личностное и социальное развитие мальчика.
  • Отец помогает сыну в осознании себя как мужчины, что предопределяет нормальное психическое развитие мальчика и предотвращает проблемы в сфере взаимоотношений полов.

Неучастие мужчины в выполнении этих важнейших функций может послужить источником самых разнообразных проблем в жизни мальчика:

  • он может стать изгоем в среде сверстников, приобретя ярлык «маменькиного сынка», только потому, что у него перед глазами не было примера мужского поведения, мужского способа решения жизненных проблем;
  • мальчик может стать предметом насмешек по причине незнания каких-либо реалий мужской субкультуры;
  • его общение с представительницами противоположного пола также может быть отягощено большим количеством проблем в связи с неумением завязывать контакты и выстраивать систему взаимоотношений.

Корни всех этих затруднений обычно лежат в том, что в соответствующие моменты развития сына отец не уделил необходимого внимания его воспитанию, посчитал ненужной простую искреннюю беседу с сыном либо, что чаще всего случается, на это просто не хватило времени. В современном мире отцы семейств часто видят свой долг в обеспечении материального благополучия семьи — и это ни в коей мере нельзя считать неверным. Проблема заключается в том, что только этим роль отца в семье, тем более — в воспитании мальчика, не ограничивается. Недостаток материальных средств воспринимается очень болезненно, но отсутствие отцовского воспитания может иметь просто катастрофические последствия для будущей жизни мальчика. Именно поэтому при всех трудностях и невзгодах любящий отец должен помнить, что счастье его сына зависит не столько от тех материальных средств, которые отец вложил в своего ребенка, сколько от того, насколько эффективно он, отец, справлялся со своими воспитательными функциями.

О доверии и взаимопонимании между отцом и сыном

Доверие закладывается с малых лет. Для отношений отца и сына доверие — краеугольный камень, на котором строится вся система воспитания мужчины и от которого зависит успешный результат этого процесса.

Доверие и взаимопонимание в отношениях отца и сына закладываются с раннего возраста. Если отец с первых дней жизни ребенка принимает активное участие в уходе за ним, играет с ним и разговаривает, это создает важную психологическую связь между ними. Отец, сам того, быть может, и не замечая, начинает все лучше понимать своего ребенка, его желания и потребности. Все это создает прочную базу для развития взаимопонимания между отцом и сыном в будущем. Взаимопонимание же, в свою очередь, является обязательным условием формирования доверительных отношений. Инициатором, источником доверия здесь служит отец. Именно его действия предупреждают возникновение барьера непонимания и холодности.

С самого раннего возраста мальчику необходимо быть уверенным в том, что отец — это человек, который сможет его понять и помочь ему, причем эта способность к пониманию не аналогична той, которую проявляет мать, она основана не на стремлении пожалеть, а на мужской оценке проблемы и способов ее решения. И отец может добиться такой уверенности сына в нем только через демонстрацию своего отношения. Искренний интерес к делам и переживаниям сына, к его мнениям и увлечениям, беседы на самые разнообразные темы — вот те нехитрые приемы, которые создают особую теплоту и взаимопонимание в отношениях отца и сына. И плодом этих усилий будет доверие сына к отцу — как распускание бутона цветка в ответ на уход за ним.

Первоначально, в детском возрасте, это доверие является простым и бесхитростным и выражается прежде всего в том, что у ребенка возникает настоятельная потребность рассказать отцу о событиях, которые произошли в его жизни, к примеру, сегодня. Эти события на взгляд взрослого человека могут быть вполне обыденными. Но какими бы ординарными, не стоящими внимания они ни казались, ни в коем случае нельзя их игнорировать, демонстрируя безразличие. Отмахнувшись, не выслушав сына один, другой раз в тот момент, когда сын жаждет общения, хочет быть услышанным, отец просто убьет в ребенке эту потребность — и в следующий раз мальчик не придет к отцу, чтобы поделиться с ним своим рассказом. Возможно, он найдет другого слушателя или замкнется в себе, но, как бы то ни было, в отношениях отца и сына появится первая, пусть малозаметная, трещина, которая в будущем может привести к полному отсутствию взаимопонимания.

Иногда может наблюдаться и другая ситуация — малыш не демонстрирует явной потребности делиться с кем-либо своими переживаниями, рассказами о событиях в своей жизни и т. д. Возможно, это объясняется психологическими особенностями ребенка — если у мальчика выражен темперамент флегматика, то он не будет сильно стремиться к тому, чтобы его заметили, выслушали и т. д. Но возможен и другой вариант объяснения: у ребенка в силу каких-то причин сложилось неверное впечатление о малозначимости тех событий, которые с ним происходят, об отсутствии необходимости рассказывать о них другим людям, и тогда мальчик тоже не будет расположен к разговору. В этих случаях стоит не предоставлять ребенка самому себе, а осторожно, ненавязчиво создать такую атмосферу, которая способствовала бы его самораскрытию. Можно начать разговор с ребенком не с прямого вопроса, а с рассказа о каком-либо случае или событии, возможно, даже не имеющем отношения к тому, о чем хотелось бы поговорить. Такой прием подготовит почву для продолжения общения, в ходе которого и можно будет обсудить интересующий родителя вопрос.

Сын повзрослел. Как сохранить доверие?

Независимо от того, кто является инициатором общения — сын или отец, оно необходимо для того, чтобы не прервать ту связующую нить, которая возникает между отцом и сыном с раннего детства. И если доверие в этом возрасте пока не окрашено спецификой мужского или женского общения, а просто служит знаком искренних и позитивных взаимоотношений между сыном и отцом, то в дальнейшем доверие будет играть решающую роль в передаче и восприятии информации об особенностях мужской субкультуры.

Важное значение такое доверие и взаимопонимание приобретают в подростковом возрасте. Общение подростков носит специфический характер, что проявляется в обсуждаемых темах, степени открытости общения и т. д. Обычно мальчики-подростки весьма скрытны и не склонны делиться своими переживаниями с кем-либо вообще, и уж тем более они не готовы беседовать с родителями о тех вопросах, которые их на самом деле интересуют, — о дружбе, любви, половых отношениях. Нечасто встречаются семьи, в которых сохраняется полное доверие между родителями и сыном-подростком. Еще реже в качестве объекта доверия, человека, которому можно поведать самое сокровенное, выбирается отец.

Как показали наши исследования формирования доверительных отношений в подростковом возрасте, такие темы, как личные секреты, дружба и любовь, совершенные проступки, в возрасте 11 -12 лет обсуждаются преимущественно с мамой, или вообще ни с кем, а уже начиная с 13 лет основными объектами доверия становятся друзья и подруги, в то время как родители отходят на второй план. Таким образом, в процессе взросления ребенка доверие и взаимопонимание с родителями если и не утрачиваются совсем, то существенно снижаются. Происходит это частью по причинам, связанным с психологическими особенностями подростка, — желание быть или казаться независимым в подростковом возрасте часто принимает гипертрофированные формы, и поэтому подросток склонен отвергать любые, даже разумные, советы родителей и не воспринимать их не только в качестве авторитетов, но и вообще как людей, которым можно доверять. Но в какой-то степени в утрате доверия виноваты сами родители, безразлично относящиеся к проблемам подростка, игнорирующие его мнение и т. д.

Однако сохранение добрых, понимающих, доверительных отношений между родителями и ребенком-подростком отнюдь не является недостижимым идеалом. Возможно, некоторое охлаждение все же произойдет в силу уже упомянутых изменений самовосприятия подростка. Но во-первых, это не общеобязательное правило, а во-вторых, в силах родителей не допустить углубления непонимания и недоверия. Рецепт здесь прост — нужно не на словах, а на деле уважительно относиться к подростку, выслушивать и учитывать его мнение, не пытаться решать его проблемы за него и вопреки его желанию. Взаимное доверие отца и сына важно по нескольким причинам. Во-первых, только при этом условии они могут обсуждать очень личные, сугубо мужские темы, например изменения, происходящие в организме подростка в ходе полового созревания. Не доверяя отцу, мальчик вряд ли обратится к нему с подобными вопросами. Недоверие отца к сыну может проявиться в том, что он не будет готов откровенно поговорить с сыном на эти темы, даже если тот обратится к нему за разъяснениями. Во-вторых, доверие необходимо, чтобы сын не воспринимал скептически то, что говорит ему отец. Относясь с доверием к советам отца, основанным на жизненном опыте, сын сможет избежать многих ошибок и разочарований в своей собственной жизни. Однако и здесь существенно ответное доверие со стороны отца — только поистине доверяя сыну, отец может позволить ему самостоятельно определять свою судьбу. Такой шаг требует от отца и решимости предоставить сыну это право, в том числе право на ошибку. Сделать этот шаг нелегко, ведь это не формальное отстранение от проблем сына, а искреннее признание того, что сын уже стал взрослым (для родителей это непросто) и больше не нуждается в опеке и контроле со стороны отца.

Так, именно через проявление родительского доверия, мальчик входит в мир взрослых, вступает в свою самостоятельную жизнь. Начинается это с мелочей — отец разрешает сыну сделать что-либо самостоятельно, не контролируя его, «не стоя над душой». Этот маленький шаг открывает дорогу в будущее, завершением которой для сына будет его умение самостоятельно принимать решения, ставить цели и планировать пути их достижения, т.е. приобретение всего комплекса качеств, необходимых мужчине. И без доверия со стороны отца развитие самостоятельности у мальчика невозможно. Мужской инфантилизм — это не что иное, как привычка к несамостоятельности, к перекладыванию ответственности на других, порожденная отсутствием доверия со стороны родителей. Вот почему выражение доверия важно не только для сына — этим он проявляет сыновнее уважение к отцу, но и для отца — ведь его доверие к сыну является одним из ключевых средств формирования истинно мужских качеств.

Мужские радости: совместные игры и увлечения

Игры с ребенком начинаются уже с самых первых месяцев его жизни. Сначала это различные пальчиковые игры — «Сорока-белобока», «Ладушки»; игры с погремушками и т.д. В таких играх обычно отец участия не принимает, оставляя эти забавы и развлечения маме. Но такая позиция абсолютно неверна. В этих немудреных, но крайне необходимых для развития ребенка играх идет сложная работа по установлению контактов между ребенком и окружающим миром. И отсутствие отца в этих играх приводит к тому, что ребенок начинает его воспринимать как нечто отдаленное, непонятное, чужое. Играя же и общаясь, отец и сын начинают строить свои взаимоотношения. Ребенок привыкает к тембру отцовского голоса, к его облику, действиям. Отец же со своей стороны научается понимать своего ребенка и его потребности, выражаемые при помощи мимики, лепета и т. д. Так в игре создается основа будущего взаимопонимания между отцом и ребенком. Мы пока не говорим о сыне или дочери, потому что в первые месяцы жизни ребенка игры и общение с ним нет необходимости дифференцировать по полу. Даже игрушки, покупаемые родителями для ребенка первого года жизни, не имеют какого-либо жесткого разделения по полу — они универсальны: погремушки, мячики, мягкие игрушки и др. в равной степени используются в играх как мальчиками, так и девочками.

Как играть с мальчиком?

А вот на втором году жизни ребенка ситуация резко меняется. Выбор игрушек уже четко определяется полом ребенка. И хотя определенный универсализм игрушек еще присутствует — мягкие игрушки, пирамидки, кубики по-прежнему приобретаются как для мальчиков, так и для девочек, но в остальном игрушки, покупаемые сыну или дочери, начинают все в большей и большей степени различаться. Для мальчика таким рубежным приобретением является чаще всего игрушечный автомобиль, а для девочки — кукла. Вот так примерно с годовалого возраста появляются уже отдельные игры для девочек и мальчиков. И естественно, что здесь, в мальчишеских играх, отец принимает более активное участие.

Что же представляют собой эти игры?

В них обязательно присутствует направленность на развитие определенных свойств и качеств, присущих мужчинам и наиболее востребованных в жизненных ситуациях, с которыми сталкиваются мужчины. Поэтому совместные игры отца и сына имеют ряд довольно четко выявляемых особенностей. Прежде всего, в них обязательно присутствует активная двигательная составляющая. Совместные игры отца и сына — это чаще всего шумная возня и беготня. Прятки, жмурки, догонялки — вот типичные образцы таких игр. В них стимулируется физическое развитие, необходимое в становлении мужчины. Часто в таких играх есть элементы силового противоборства: различные виды борьбы, отработка приемов физического воздействия и противодействия и т. д. Так в игре отец дает сыну уроки психологической и физической подготовки к возможным вариантам выяснения отношений, с которыми мальчик может столкнуться в будущем.

Однако инициатива в организации игр такого рода исходит не только от отца. Сын тоже может затевать подобные развлечения. Нужно сказать, что популярность таких игр постепенно возрастает, начиная примерно с 4 — 5-летнего возраста, и достигает апогея к 7 — 8 годам. Это не случайно — именно на этот возрастной промежуток приходится процесс половой самоидентификации мальчика, активного самоутверждения в качестве представителя мужской половины человечества. Этим и объясняется потребность в силовых противоборствах с отцом, которые вносят существенный вклад в такое самоутверждение. Умения и навыки, приобретенные в играх с отцом, в дальнейшем переносятся в новое окружение, и процесс самоутверждения начинается заново в среде сверстников.

Еще одним признаком мужских игр является их четко выраженная соревновательная направленность. Уже с первых лет жизни мальчика в его играх с отцом присутствует элемент сравнения: кто сильнее, быстрее, точнее и т. д. Именно поэтому практически в любой игре есть определенные признаки, по которым определяется победа. Достижение победы — наиболее простой и эффективный способ выяснить, кто же из участников игры оказался наиболее сильным, ловким, умелым и т. д. Соревновательность игр отца и сына имеет немалое психологическое значение. Во-первых, ее можно расценить как неосознанное желание сына проверить себя, свои качества в ситуации соперничества с другим представителем мужского пола, в качестве которого выступает отец. Во-вторых, это стремление ощутить себя победителем, человеком, способным на значительные усилия для достижения цели. В-третьих, это опять же стимулирование физического и психического развития мальчика, катализатором которого как раз и служит соревнование, сравнение себя с другими. Все это вместе позволяет мальчику подготовиться к самостоятельной жизни внутри мужской субкультуры, ведь соперничество является одной из главных характеристик мужского общения.

Естественно, в соперничестве с отцом мальчик имеет довольно призрачные шансы на победу. Однако в игре отец должен помнить, что чувство победы необходимо для его сына. Это ни в коей мере не означает, что отец должен постоянно поддаваться сыну, наоборот, легкая победа, а уж тем более раскрытие явной уступки со стороны отца могут привести к разочарованию и обиде. И чем старше сын, тем более обидными будут для него эти поддавки. Но в то же время иногда отцу стоит уступить сыну. Это не должна быть явная, наигранная уступка — для полного ощущения победы уступка должна происходить после упорной борьбы. И сколь радостным будет для сына сознание того, что он смог одержать победу над сильным и ловким соперником! С психологической точки зрения это чувство победы является очень важным для становления мужчины, формирования его самооценки.

Взрослые игры

По мере взросления сына его игры с отцом постепенно утрачивают свою детскость и приближаются к тем играм, в которые играют взрослые. В общении отца и сына все большее место занимают спортивные (футбол, волейбол) и интеллектуально-логические (карточные игры, домино и т.д.) игры. Эти принятые в мужской среде игры замещают те, в которые играли отец и его маленький сын. Борьба (вернее, именно силовое противоборство с отцом), игры в машинки и солдатики утрачивают свою привлекательность для взрослеющего сына, становятся для него символами детства, неприемлемыми для уже «взрослого» мальчика, каким он себя считает. Однако желание играть не исчезает. И те задачи, которые решались в детских играх, на следующем возрастном этапе, начиная с 9- 10 лет, реализуются уже при помощи других игр, традиционно принятых в мужском сообществе. Помимо уже упомянутых функций игры, связанных с развитием мужских качеств, в этих играх присутствует еще один важный элемент — они служат инструментом введения мальчика в мир мужских отношений, в мир мужской субкультуры.

Таким образом, в предподростковом и подростковом возрасте игры отца и сына будут иметь уже четко ориентированную социальную направленность, приобщая мальчика к мужским видам развлечений. И вероятно, начало и середина подросткового возраста, т. е. 10- 12 лет, будут являться последним возрастным периодом, когда в общении отца и сына еще присутствуют совместные игры. После этого и сами игры постепенно становятся нечастым видом времяпровождения (за исключением, быть может, компьютерных игр), и в качестве партнеров для игр выбираются преимущественно сверстники. Можно сказать, что к этому возрасту совместные игры отца и сына выполнили свою задачу. Мальчик уже имеет опыт соперничества и взаимодействия в игре, он знает правила поведения в таких «мужских» играх и т. д. Поэтому «мавр сделал свое дело, мавр может уйти» — в подростковом возрасте игры отца и сына действительно утрачивают свой смысл и значение в качестве подготовки к самостоятельной жизни мальчика, потому что эта самостоятельная жизнь и общение в мужской среде уже начались.

Мужские увлечения

Игры отца и сына в подростковом возрасте исчезают, однако это не значит, что совместное времяпровождение и развлечения отца и сына на этом прекращаются. Остается еще обширная сфера общения отца и сына, связанная с общими делами и увлечениями. Развитие этой сферы идет параллельно с развитием совместных игр. Их задачи полностью совпадают — это подготовка к самостоятельной жизни и приобщение к мужской субкультуре. Вряд ли отец будет учить своего сына вышиванию или станет инициатором совместного похода по магазинам одежды — эти варианты развлечений не относятся к традиционной сфере мужских интересов. А вот обучение ремонту техники, вождению авто- и мототранспорта или, например, посещение футбольного соревнования — эти увлечения считаются мужскими.

Мир мужских увлечений и развлечений весьма разнообразен, даже простое их перечисление занимает достаточно много места — это и ремонт и конструирование каких-либо технических устройств, и активные занятия спортом, и мужские хобби: охота, рыбалка, «боление» за спортивные команды, различные виды моделирования и т. д. Вводя сына в мир этих увлечений, отец тем самым способствует его самоопределению в качестве мужчины, определяет формирование его кругозора по мужскому типу. Так решается задача адаптации сына к мужской среде. Ведь именно эти увлечения, скорее всего, станут предметом обсуждения среди сверстников-мальчишек. Обладание знаниями и навыками в традиционно мужских сферах деятельности в значительной степени повышает авторитет мальчика, его социальный статус в среде сверстников. Вот так, через приобщение сына к ценностям мужской субкультуры, отец влияет на его восприятие сверстниками и взрослыми мужчинами.

Отношение мальчика к мужским увлечениям для его окружения играет роль индикатора «свой/чужой». Если мальчик увлекается мужскими видами деятельности и преуспел в этом, то, с точки зрения мужского сообщества, он вполне может быть признан «своим»; если же его интересы и увлечения отличаются от традиционно принятых в мужской среде, то представители мужского сообщества отнесутся к нему с подозрением. Отцу же обществом вменяется в обязанность познакомить сына с миром мужских увлечений для облегчения его последующей адаптации в мужском сообществе. Однако есть и еще одна, может быть, не столь заметная, но от этого не менее важная функция совместных увлечений отца и сына. В совместных увлечениях укрепляются межличностные связи между сыном и отцом. Известно, что общая деятельность сближает. И увлечения, в которых принимают участие и отец, и сын, играют ту же роль. Время, проведенное за любимыми занятиями, создает благоприятную атмосферу для налаживания контактов, располагает к общению. Тем самым совместные увлечения укрепляют доверие и взаимопонимание между отцом и сыном и создают у них чувство общности и сопричастности к успехам друг друга.

Жалеть нельзя наказывать: строгость и жестокость в отцовском воспитании

Обычно отцовские наказания бывают строже и длительнее материнских, отец реже идет на уступки или смягчение принятых решений о наказании. В этом, кстати говоря, проявляются и меньшая психологическая гибкость, и больший консерватизм, присущие отцам. Однако, как это ни парадоксально, подобные методы воздействия отца воспринимаются сыновьями более лояльно, чем если бы они исходили от матери. Возможно, на каком-то интуитивном уровне мальчики понимают необходимость таких наказаний. Отцовская строгость нужна мальчику — так он получает первые уроки взаимодействия с мужским сообществом, где часто правят законы, не отягощенные излишней гуманностью. Поэтому строгость отцовских наказаний бывает оправдана. Однако здесь важно разделять строгость, жесткость воспитательных воздействий и жестокость.

Наверное, главным отличием жесткости в наказаниях от жестокости будет являться уважение к личности сына. Наказание, связанное с унижением личности, никогда не достигнет воспитательной цели, никогда не приведет к положительному результату и ничем не может быть оправдано. Ведь такое наказание — это просто издевательство. В этом смысле даже физическое наказание, проведенное без унижения, будет иметь больший положительный эффект по сравнению с какой-либо желчной насмешкой над сыном.


Видео от Яны Счастье: интервью с профессором психологии Н.И. Козловым

Темы беседы: Какой женщиной нужно быть, что успешно выйти замуж? Сколько раз женятся мужчины? Почему нормальных мужчин мало? Чайлдфри. Воспитание детей. Что такое Любовь? Сказка, которой бы лучше не было. Плата за возможность быть рядом с красивой женщиной.

Вводное занятие Университета

Кто был основатель психологии, как науки?

Вильгель Вундт

Для меня в России Николай Козлов

А я бы назвал древнего грека Теофраста с его поэмой «Характеры».

Это был Зигмунд Фрейд

ну что тут думать, конечно это Я )) я очень на психику действую) ) в хорошем смысле!

Основатель этой популярной науки Зигмунд Фрейд Среди психологов XX века австрийскому доктору Зигмунду Фрейду принадлежит особое место. Его главный труд «Толкование сновидений» увидел свет в 1900 г. С тех пор в психологии восходили, сменяя друг друга, различные научные авторитеты. Но ни один из них не вызывает поныне такой негаснущий интерес, как Фрейд, как его учение. Объясняется это тем, что его работы, изменившие облик психологии в XX столетии, осветили коренные вопросы устройства внутреннего мира личности, ее побуждений и переживаний, конфликтов между ее вожделениями и чувством долга, причин душевных надломов, иллюзорных представлений человека о самом себе и окружающих. На современном этапе фрейдизм представляет собой не единую целостную систему, а множество различных научных школ и направлений, у которых имеются не только фанатичные приверженцы, но и не менее страстные противники. Чтобы понять ситуацию в мировой психологии, соотношение в ней различных научных сил, нужно знать учение самого Фрейда, знать, как оно сложилось и приобрело столь глубокое влияние на различные подходы к психике человека — самого сложного явления в известной нам вселенной.

Основателем психологии был древнегреческий философ Аристотель, основателем психоанализа Зигмунт Фрейд.

Лучший папа: Психология отцовства

Наличие детей уже издавна считалось неким показателем мужской силы. По традиции мужчина просто обязан иметь семью и детей, для которых он является кормильцем и защитником.Психология отцовства довольно-таки сложна.

Давайте попробуем в ней разобраться!

Отцовство психология

  • В новое время содержание отцовской роли стало значительно меняться. Существенное влияние на институт отцовства оказывает общество, школа, сверстники, средства массовой информации и, конечно же, Интернет, а также непосредственное вмешательство государства  в семейную жизнь.
  • Для современных мужчин значительно важными являются эмоционально-психологические аспекты отцовства. Семья должна занимать центральное место в жизни мужчины, так как именно она определяет психическое благополучие. Чаще всего, эмоциональная близость отца с детьми остается символической, а их реальные взаимоотношения по большому счету осуществляются с помощью посредничества матери.
  • Мы живем во времена, когда идет увеличение числа внебрачных детей, а количество разводов возрастает с каждым днем. И большая доля мужчин к сожалению не живет со своими семьями. А после разводов большинство детей, как правило,  остаются с матерью, после чего  их общение с отцами ограничивается, порой и вовсе прекращается. В основном это происходит из-за того, что мужчины сами теряют интерес к своим детям. Но может быть и такое, что бывшие жены сами препятствуют подобным контактам. Вследствие всего этого безотцовщина растет. Но страдают от этого не только дети и женщины, но и сами отцы. Мужчина, который любит своего ребенка, став отцом, приобретает новую ответственность, но при разводе всё это обращается лишь против него. Это значит, что дети делает мужчину более уязвимым.    

 

Психология отцовства

 

   Психология отцовства настолько многогранна, что понять её практически невозможно. Для этого необходимо изучать историю, как из поколения в поколения менялась роль отцовства в обществе. Кстати, о судьбах отцовства размышляют не только мужчины, но и женщины. Сейчас современные женщины ведут конкуренцию с мужчинами практически во всех сферах общественной жизни,  раньше же такого не было и быть не могло. И это в свою очередь  создает для мужчин новые проблемы. Но никто не может дать однозначного ответа на вопрос, почему нынешние мужчины значительно отличаются от мужчин прошлого времени…

Роль отца в воспитании ребёнка.

   Роль отца в процессе воспитания ребёнка признаётся одной из самых важнейших в становлении и развитии ребёнка. Молодые люди, которые недавно стали отцами, начинают ощущать принадлежность к отцовству по мере взросления малыша. По этому поводу говорят, что пока отец не имеет всей полноты подобных чувств, он должен любить мать своего ребёнка. 

Роль отца определяется по следующим категориям:

психология отца

  • принятие участия отца в ранней стадии половой идентификации малыша;
  • восприятие ребёнком отца, как некого образца для подражания, символа настоящего мужчины и видение символичной функции, которая помогает ему в выработке представлений о себе и окружающих его людях;
  • мужчине – отцу при рождении дано быть защитником своего семейства и именно маленький ребёнок, в большей степени, активизирует эту черту в нём;
  • отец представляется ребёнком в роли тотема, который придаёт больше уверенности и авторитета, помимо этого, малыш осознаёт, что отец олицетворяет дисциплину и порядок;
  • отец отождествляется ребёнком с источником знаний об окружающем мире, то есть важным субъектом для определения дальнейшего жизненного пути и взаимодействия с обществом;
  • отец способен научить малыша применять адекватные техники борьбы с агрессией со стороны посторонних людей, а также развить в нём такие способности как инициативность и индифферентное отношение к групповому давлению;
  • отец считается авторитарным субъектом в отношении ребёнка и, в связи с этим, способствует благотворному его развитию;
  • отец даёт ребёнку больше самостоятельности, таким образом, прививая ему склонность к самодисциплине, что ускоряет внедрение малыша в социальную среду;
  • в глазах ребёнка отец представлен в виде эталона, который позволяет осуществить защиту от страхов потому, что является бесстрашным и неуязвимым.

Теперь, несколько слов о том, каким должен быть хороший папа.

  • он должен быть постоянно в зоне досягаемости ребёнка;
  • он должен постоянно иметь возможность общения с ребёнком, в частности, разъяснения непонятных для него вещей и явлений;
  • он должен оказывать содействие ребёнку во всех его достижениях и, затем, адекватного хвалить его за успешные результаты;
  • он должен постоянно принимать активное участие в совместной деятельности с малышом;
  • он должен быть ответственным за обеспечение всяческих потребностей ребёнка;
  • он должен всегда быть в курсе всех событий, которые происходят в жизни ребёнка, в том числе и его развития.

     Отцовская любовь и забота о ребёнке даёт возможность развития в нём будущего примера родительского поведения. Папа, который любит своего малыша, чаще всего, оказывается более эффективным воспитателем, чем мать. Он способен помочь своему чаду сформировать адекватный характер.
Активное принятие участия отца в жизни ребёнка обеспечивает развитие следующих качеств: сдержанность, умеренность действий, стабильность в проявлении эмоций, спокойствие при любых обстоятельствах, безмятежный вид в случае, когда другие паникуют, оптимистичное настроение, исполнительность и ответственность.