Рекомендации по адаптации первоклассников: Рекомендации учителям по адаптации первоклассников. – Методическая разработка (1 класс) на тему: Рекомендации учителю по адаптации первоклассников к школе

Рекомендации учителям по адаптации первоклассников.

Рекомендации учителям
по адаптации первоклассников:


1.Обеспечить оптимальный процесс физиологической адаптации, т.е. помнить, что длительное напряжение, утомление и переутомление могут стоить ребёнку здоровья. Т.е.:


  • обеспечить своевременную смену видов деятельности;


  • не давать задания, требующие длительного сосредоточения взгляда на одном предмете, монотонных движений;


  • отводить больше внимания и времени на практические действия с предметами, работе с наглядностью;


  • использовать щадящий режим, который включает в себя прогулки, физические упражнения для поднятия мышечного тонуса.


2.Следует позаботиться об отборе и использовании на уроках специальных упражнений, помогающих детям быстрее войти в непривычный для них мир школьной жизни, освоить новую социальную позицию школьника.



 3.Систематически проводить индивидуальную работу с детьми, имеющими трудности в адаптации.

4.Обеспечить дифференцированный и индивидуальный подход к детям, имеющим особенности в психофизическом развитии и поведении (если такие есть в классе): леворукие, синдром гиперактивности, застенчивость, неврозы и т.п.

5.Необходимо помнить, что процесс адаптации ребенка во многом зависит от обстановки в классе, от того, насколько интересно, комфортно, безопасно чувствует себя ребенок во время уроков, в ситуациях взаимодействия с учителем и одноклассниками.

6.Используя игровые психологические методики, учитель может создать в классе атмосферу доброжелательности и конструктивного взаимодействия, позволяющую детям ослабить внутреннее напряжение, познакомиться друг с другом, подружиться.

7.Включить детей, занимающих низкое статусное положение в группе сверстников, в общественно значимую деятельность, повышая их авторитет и самооценку.

8.Помогать детям организовать свою деятельность, повторять последовательность действий из урока в урок. Просить повторить задание самых невнимательных учеников, но не в качестве наказания.

9.Поощряйте детей задавать вопросы, если им что-то непонятно. Снисходительно относитесь к тому, что первоклашки склонны спросить одно и то же несколько раз. 

10.Организуйте личное общение с каждым учеником своего класса, будьте в курсе их радостей и переживаний. 


11. Помнить, что шестилетка – это маленький человек в зоне перехода, весь устремлённый в будущее, который имеет право на счастье и уважение своего сложного внутреннего мира со стороны взрослых. 

Рекомендации классному руководителям Маланке Е.И. и Герасимец Е.А. по работе с дезадаптированными детьми и их родителями:

  1. Наладить положительный эмоциональный фон, связанный со школой ни в коем случае не сравнивать ребёнка с другими детьми, так как это может привести к озлоблению, либо к формированию неуверенности к себе.

  1. Советовать родителям не говорить плохо о школе при ребёнке, создавать у него позитивное, положительное отношение к школе.

  1. Помогать ребёнку выполнять трудные задания, предлагать выход из сложной ситуации, но не забывать давать ему возможность самому найти выход, решение, совершить поступок.

4. Учитель должен помнить, что процесс адаптации ребенка во многом зависит от обстановки в классе, от того, насколько интересно, комфортно, безопасно чувствует себя ребенок во время уроков, в ситуациях взаимодействия с учителем и одноклассниками.

Учителю стоит позаботиться об отборе и использовании на уроках специальных упражнений, помогающих детям быстрее войти в непривычный для них мир школьной жизни, освоить новую

социальную позицию школьника.

Используя игровые психологические методики и психотехнические упражнения, учитель может создать в классе атмосферу доброжелательности и конструктивного взаимодействия, позволяющую детям ослабить внутреннее напряжение, познакомиться друг с другом, подружиться. В процессе обучения ребенок постигает науку общения с другими детьми, знакомиться с правилами поведения в школе, осознаёт необходимость следовать определенным нормам взаимоотношений со сверстниками и учителем.

Дети учатся сдерживать свои импульсивные желания, агрессивность или излишнюю активность. В то же время учитель может объяснить им, как можно «выплеснуть» избыток энергии без вреда для окружающих и как полностью восстанавливать силы после учебной деятельности.

Обсуждайте важные вопросы

В первые месяцы обучения в школе помимо выполнения специальных упражнений учителю следует не единожды обращаться к обсуждению с первоклассниками следующих вопросов:

Что изменилось в твоей жизни с момента поступления в школу?

Что значит быть школьником?

Зачем нужно учиться?

Что такое правила и принципы школьной жизни?

Где в школе находятся: наш класс, столовая, библиотека, туалеты, кабинет врача и т.д.?

Как себя вести на уроках и на переменах?

Как работать с учебниками?

Каким должно быть твоё рабочее место дома?

Практический психолог : Ефименко Е.А.

Дата 25.10.2013

Методическая разработка (1 класс) на тему: Рекомендации учителю по адаптации первоклассников к школе

 Рекомендации учителю по адаптации первоклассников к школе

     Каждый учитель, работающий в первом классе начальной школы, должен помнить, что стремление детей к учению, его успешность определяется целым рядом факторов, которые создаются грамотной образовательной средой, адекватной психологическим и физиологическим  возможностям первоклассников.

      Особого внимания со стороны учителя требуют первые дни пребывания ребёнка в школе. Необходимо помнить, что такие качества детей, как невнимательность, неусидчивость, быстрая отвлекаемость, неумение управлять своим поведением, связаны  особенностями их психики, поэтому важно не делать детям резких замечаний, не одёргивать их, стараться фиксировать внимание на положительных проявлениях ученика.

     Учитель должен знать, что многие дети в этом возрасте могут выполнять задания только с помощью взрослого, который подсказывает последовательность действий. Это не является отрицательной характеристикой ученика, а отражает возрастные и индивидуальные особенности и уровень «школьной зрелости».

     Стиль общения учителя с первоклассниками должен учитывать особенности поведения ребёнка, связанные с его умением общаться со взрослыми и сверстниками. Среди первоклассников достаточно высок процент детей, испытывающих разного рода трудности общения в коллективе. Сюда относятся как гиперобщительные дети, мешающие учителю вести урок, так и боящиеся классно-урочной обстановки, стесняющиеся отвечать и производящие впечатление ничего не знающих или не слушающих учителя. И те и другие требуют различных форм доброжелательной и терпеливой работы учителя.

      Тон учителя должен быть доверительным и мягким. Недопустим авторитарный стиль общения учителя с первоклассниками. Нельзя пренебрегать и различными способами невербального общения – обнять ребёнка, взять за руку и т.д. Это не только успокаивает ребёнка, но и вселяет в него уверенность, что взрослый хорошо к нему относится.  Необходимо особо обратить внимание на это положение, так как для первоклассников  важно доброе, позитивное отношение к нему учителя, которое не должно зависеть от реальных успехов ребёнка.

      Для развития самостоятельности и активности детей  важно положительно оценивать каждый удавшийся шаг ребёнка, попытку (даже неудачную) самостоятельно найти ответ на вопрос. Очень полезно давать детям творческие учебные задания. Пусть при этом дети спорят, рассуждают, ошибаются, вместе с учителем находят правильное решение.

         Очень важно и актуально включать игру в учебный процесс, а не запрещать  и не исключать её из жизни первоклассника. Ролевые игры и игры с правилами, также как и учебная деятельность, дают результаты, развивают самооценку, самоконтроль и самостоятельность. Игры с правилами должны присутствовать на каждом уроке. Дидактические игры всегда имеют учебную задачу, которую нужно решать. В процессе этих игр ребёнок усваивает систему эталонов – этических, сенсорных, практических. Ролевые игры важны для формирования произвольного поведения, воображения, творчества ученика, так необходимого ему для обучения.

Рекомендации:

  1. Обеспечить оптимальный процесс физиологической адаптации, т.е. помнить, что длительное напряжение, утомление и переутомление могут стоить ребенку здоровья, т.е.:
  • обеспечить своевременную смену видов деятельности;
  • не давать задания, требующие длительного сосредоточения взгляда на одном предмете, монотонных движений;
  • отводить большее место практическим действиям с предметами, работе с наглядностью.
  1. Систематически проводить индивидуальную работу с детьми, имеющими трудности в адаптации.
  2. Обеспечить дифференцированный и индивидуальный подход к детям, имеющим особенности в психофизическом развитии и поведении: леворукие, синдром гиперактивности, застенчивость, неврозы и т. п.
  3. Включать детей, занимающих низкое статусное положение в группе сверстников, в общественнозначимую деятельность, повышая их авторитет и самооценку.
  4. Использовать активно-положительный стиль педагогического общения с детьми и обеспечить максимально возможную преемственность в методах работы учителя и воспитания.
  5. Используйте активные формы работы для формирования коллектива и создания благоприятного социально — психологического климата.
  6. Знание психологических особенностей детей 6-го года жизни (включая изменения, происходящие в период кризиса 7 лет) — залог наиболее эффективного взаимодействия с учащимися.
  7. Помогите детям организовать свою деятельность, повторяйте последовательность действий из урока в урок.
  8. Просите повторить задание самых невнимательных учеников, но не в качестве наказания.
  9. Поощряйте детей задавать вопросы, если что-то непонятно. Снисходительно относитесь к тому, что первоклашки склонны спросить одно и тоже несколько раз.
  10. Используйте игровые приемы, специальные развивающие игры. Чаще всего в 6 лет игра всё ещё остается ведущим видом деятельности.
  11. Организуйте личное общение с каждым учеником своего класса; будьте в курсе их радостей и переживаний.
  12. Постоянно подвергайте анализу свою деятельность, ведите поиски новых эффективных методов, приемов обучения, используйте метод сотрудничества и приемы дифференцированного обучения.

       Помните, первоклассник — маленький человек в зоне перехода, весь устремленный в будущее, который имеет право на счастье и уважение своего сложного внутреннего мира со стороны взрослых.

Рекомендации практического психолога учителю 1 кл. по адаптации

Рекомендации учителю по адаптации первоклассников к школе

     Каждый учитель, работающий в первом классе начальной школы, должен помнить, что стремление детей к учению, его успешность определяется целым рядом факторов, которые создаются грамотной образовательной средой, адекватной психологическим и физиологическим  возможностям первоклассников.

      Особого внимания со стороны учителя требуют первые дни пребывания ребёнка в школе. Необходимо помнить, что такие качества детей, как невнимательность, неусидчивость, быстрая отвлекаемость, неумение управлять своим поведением, связаны  особенностями их психики, поэтому важно не делать детям резких замечаний, не одёргивать их, стараться фиксировать внимание на положительных проявлениях ученика.

     Учитель должен знать, что многие дети в этом возрасте могут выполнять задания только с помощью взрослого, который подсказывает последовательность действий. Это не является отрицательной характеристикой ученика, а отражает возрастные и индивидуальные особенности и уровень «школьной зрелости».

     Стиль общения учителя с первоклассниками должен учитывать особенности поведения ребёнка, связанные с его умением общаться со взрослыми и сверстниками. Среди первоклассников достаточно высок процент детей, испытывающих разного рода трудности общения в коллективе. Сюда относятся как гиперобщительные дети, мешающие учителю вести урок, так и боящиеся классно-урочной обстановки, стесняющиеся отвечать и производящие впечатление ничего не знающих или не слушающих учителя. И те и другие требуют различных форм доброжелательной и терпеливой работы учителя.

      Тон учителя должен быть доверительным и мягким. Недопустим авторитарный стиль общения учителя с первоклассниками. Нельзя пренебрегать и различными способами невербального общения – обнять ребёнка, взять за руку и т.д. Это не только успокаивает ребёнка, но и вселяет в него уверенность, что взрослый хорошо к нему относится.  Необходимо особо обратить внимание на это положение, так как для первоклассников  важно доброе, позитивное отношение к нему учителя, которое не должно зависеть от реальных успехов ребёнка.

      Для развития самостоятельности и активности детей  важно положительно оценивать каждый удавшийся шаг ребёнка, попытку (даже неудачную) самостоятельно найти ответ на вопрос. Очень полезно давать детям творческие учебные задания. Пусть при этом дети спорят, рассуждают, ошибаются, вместе с учителем находят правильное решение.

         Очень важно и актуально включать игру в учебный процесс, а не запрещать  и не исключать её из жизни первоклассника. Ролевые игры и игры с правилами, также как и учебная деятельность, дают результаты, развивают самооценку, самоконтроль и самостоятельность. Игры с правилами должны присутствовать на каждом уроке. Дидактические игры всегда имеют учебную задачу, которую нужно решать. В процессе этих игр ребёнок усваивает систему эталонов – этических, сенсорных, практических. Ролевые игры важны для формирования произвольного поведения, воображения, творчества ученика, так необходимого ему для обучения.

       Помните, что шестилетка — маленький человек в зоне перехода, весь устремленный в будущее, который имеет право на счастье и уважение своего сложного внутреннего мира со стороны взрослых. Ребенок — равное нам существо, что он не готовится к жизни, а живет полнокровной жизнью, возможно, гораздо более насыщенной и интересной, чем наша.

         

Рекомендации учителю 1 класса:

Обеспечить оптимальный процесс физиологической адаптации, т.е. помнить, что длительное напряжение, утомление и переутомление могут стоить ребенку здоровья, т.е.

  • обеспечить своевременную смену видов деятельности;

  • не давать задания, требующие длительного сосредоточения взгляда на одном предмете, монотонных движений;

  • отводить большее место практическим действиям с предметами, работе с наглядностью.

  1. Систематически проводить индивидуальную работу с детьми, имеющими трудности в адаптации.

  2. Обеспечить дифференцированный и индивидуальный подход к детям, имеющим особенности в психофизическом развитии и поведении: леворукие, синдром гиперактивности, застенчивость, неврозы и т. п.

  3. Включать детей, занимающих низкое статусное положение в группе сверстников, в общественнозначимую деятельность, повышая их авторитет и самооценку.

  4. Использовать активно-положительный стиль педагогического общения с детьми и обеспечить максимально возможную преемственность в методах работы учителя и воспитания.

  5. Используйте активные формы работы для формирования коллектива и создания благоприятного социально — психологического климата.

  6. Знание психологических особенностей детей 6-го года жизни (включая изменения, происходящие в период кризиса 7 лет) — залог наиболее эффективного взаимодействия с учащимися.

  7. Помогите детям организовать свою деятельность, повторяйте последовательность действий из урока в урок.

  8. Просите повторить задание самых невнимательных учеников, но не в качестве наказания.

  9. Поощряйте детей задавать вопросы, если что-то непонятно. Снисходительно относитесь к тому, что первоклашки склонны спросить одно и тоже несколько раз.

  10. Используйте игровые приемы, специальные развивающие игры. Чаще всего в 6 лет игра всё ещё остается ведущим видом деятельности.

  11. Организуйте личное общение с каждым учеником своего класса; будьте в курсе их радостей и переживаний.

  12. Постоянно подвергайте анализу свою деятельность, ведите поиски новых эффективных методов, приемов обучения, используйте метод сотрудничества и приемы дифференцированного обучения.

       Помните, что шестилетка — маленький человек в зоне перехода, весь устремленный в будущее, который имеет право на счастье и уважение своего сложного внутреннего мира со стороны взрослых.

                           

Подготовила практический психолог: Зинченко Ирина Алексеевна

 

РЕКОМЕНДАЦИИ УЧИТЕЛЯМ ПО АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ

РЕКОМЕНДАЦИИ УЧИТЕЛЯМ ПО АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ

Адаптация — это перестройка организма на работу в изменившихся условиях.hello_html_m5d06a42a.jpg

Адаптация к школе — это процесс привыкания к новым школьным условиям, который каждый первоклассник переживает и осознает по-своему. 

Перешагнув порог школы, ребенок попадает в совершенно новый для него мир. Возможно, ребенок долго ждал этого момента, но ему придется адаптироваться к новой жизни, где его ждут новые испытания, друзья и знания. 

Уровни адаптации к школе

У каждого первоклассника имеются свои особенности адаптации к школе. Чтобы понять, как ребенок адаптируется, рекомендуется узнать об уровнях адаптации к школе:

Высокий уровень адаптацииhello_html_55c0c701.jpg

Ребенок хорошо приспосабливается к новым условиям, положительно относится к учителям и школе, легко усваивает учебный материал, находит общий язык с одноклассниками, прилежно учится, слушает объяснения учителя, проявляет большой интерес в самостоятельному изучению программы, с радостью выполняет домашние задания и т.д.

Средний уровень адаптации

Ребенок положительно относится к школе, понимает учебный материал, выполняет самостоятельно типовые упражнения, внимателен при выполнении заданий, сосредотачивается только тогда, когда ему интересно, выполняет добросовестно общественные поручения, дружит со многими одноклассниками.

Низкий уровень адаптацииhello_html_6aa0a255.jpg

Ребенок отрицательно отзывается о школе и учителях, жалуется на здоровье, часто меняет настроение, наблюдается нарушение дисциплины, не усваивает учебный материал, отвлекается на уроках, не регулярно выполняет домашние задания, при выполнении типовых упражнений требуется помощь учителя, не ладит с одноклассниками, общественные поручения выполняет под руководством, пассивен.

Первый год обучения ребенка в школе – самый трудный, но и в его рамках можно выделить различные по сложности периоды. Педагоги должны знать характеристики этих периодов и в соответствии с ними выстраивать образовательный процесс в первых классах. 

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ

  1. Обеспечить оптимальный процесс физиологической адаптации, т.е. помнить, что длительное напряжение, утомление и переутомление могут стоить ребёнку здоровья, то есть:

  • обеспечить своевременную смену видов деятельности;

  • не давать задания, требующие длительного сосредоточения взгляда на одном предмете, монотонных движений;

  • отводить больше внимания и времени на практические действия с предметами, работе с наглядностью;

  • использовать щадящий режим, который включает в себя прогулки, физические упражнения для поднятия мышечного тонуса.

  1. Следует позаботиться об отборе и использовании на уроках специальных упражнений, помогающих детям быстрее войти в непривычный для них мир школьной жизни, освоить новую социальную позицию школьника.

  2. Систематически проводить индивидуальную работу с детьми, имеющими трудности в адаптации.

  3. Обеспечить дифференцированный и индивидуальный подход к детям, имеющим особенности в психофизическом развитии и поведении (если такие есть в классе): леворукие, синдром гиперактивности, застенчивость, неврозы и т.п.

  4. Необходимо помнить, что процесс адаптации ребенка во многом зависит от обстановки в классе, от того, насколько интересно, комфортно, безопасно чувствует себя ребенок во время уроков, в ситуациях взаимодействия с учителем и одноклассниками.

  5. Используя игровые психологические методики, учитель может создать в классе атмосферу доброжелательности и конструктивного взаимодействия, позволяющую детям ослабить внутреннее напряжение, познакомиться друг с другом, подружиться.

  6. Включить детей, занимающих низкое статусное положение в группе сверстников, в общественно значимую деятельность, повышая их авторитет и самооценку.

  7. Помогите детям организовать свою деятельность, повторяйте последовательность действий из урока в урок. Просите повторить задание самых невнимательных учеников, но не в качестве наказания.

  8. Поощряйте детей задавать вопросы, если им что-то непонятно. Снисходительно относитесь к тому, что первоклашки склонны спросить одно и то же несколько раз. 

  9. Организуйте личное общение с каждым учеником своего класса, будьте в курсе их радостей и переживаний.

Помните, что шестилетка – это маленький человек в зоне перехода, весь устремлённый в будущее, который имеет право на счастье и уважение своего сложного внутреннего мира со стороны взрослых. 

Литература:

Результаты изучения темы по адаптации первоклассников учителя С. Н. Олейниченко, педагога-психолога Янушкевич Т. А., С. Соловейчика.

Консультация (1 класс) по теме: Рекомендации первоклассникам для успешной адаптации.

Адаптация первоклассников в школе
Адаптация — это перестройка организма на работу в изменившихся условиях. Адаптация к школе имеет две стороны: психологическую и физиологическую. Организм должен привыкнуть работать в новом режиме  — то и есть физиологическая адаптация.

В физиологической адаптации к школе выделяют несколько этапов.

-Первые 2-3 недели называют «физиологической бурей» или «острой адаптацией». Это самое тяжелое время для ребенка. В этот период на все новые воздействия организм ребенка отвечает значительным напряжением практически всех своих систем, в результате в сентябре многие первоклассники болеют.

-Следующий этап адаптации — неустойчивое приспособление. Организм ребенка находит приемлемые, близкие к оптимальным варианты реакций на новые условия.

-После этого наступает период относительно устойчивого приспособления. Организм реагирует на нагрузки с меньшим напряжением.

О степени адаптированности детей можно условно разделить на три группы. 
Первая группа детей адаптируется в течение первых двух месяцев обучения. Эти дети относительно быстро вливаются в коллектив, осваиваются в школе, приобретают новых друзей. У них почти всегда хорошее настроение, они спокойны, доброжелательны, добросовестны и без видимого напряжения выполняют все требования учителя. Иногда у них все же отмечаются сложности либо в контактах с детьми, либо в отношениях с учителем, так как им еще трудно выполнять все требования правил поведения. Но к концу октября трудности этих детей, как правило, преодолеваются, ребенок полностью осваивается и с новым статусом ученика, и с новыми требованиями, и с новым режимом.
Вторая группа — детей имеет более длительный период адаптации, период несоответствия их поведения требованиям школы затягивается. Дети не могут принять новую ситуацию обучения, общения с учителем, детьми. Такие школьники могут играть на уроках, выяснять отношения с товарищем, они не реагируют на замечания учителя или реагируют слезами, обидами. Как правило, эти дети испытывают трудности и в усвоении учебной программы, лишь к концу первого полугодия реакции этих детей становятся адекватными требованиям школы, учителя.
Третья группа — дети, у которых социально-психологическая адаптация связана со значительными трудностями. У них отмечаются негативные формы поведения, резкое проявление отрицательных эмоций, они с большим трудом усваивают учебные программы. Именно на таких детей чаще всего жалуются учителя: они «мешают» работать в классе.

Очень сложным для первоклассников является период адаптации в школе.
Адаптация в целом длится от двух до шести месяцев в зависимости от индивидуальных особенностей первоклассника. Некоторые дети к концу первой четверти худеют, по некоторым исследованиям даже не некоторые, а 60% детей! У многих отмечается снижение артериального давления (что является признаком утомления), а у некоторых — значительное его повышение (признак настоящего переутомления). У многих первоклассников родители наблюдают головные боли, усталость, плохой сон, снижение аппетита, врачи отмечают появление шумов в сердце, нарушения нервно-психического здоровья и другие недомогания.
Именно в течение первой четверти число учащихся, имеющих нервно-психические отклонения, возрастает примерно на 14-16%, а к концу учебного года число таких детей увеличивается примерно на 20%.
Психологические особенности 6-7 летнего ребенка.

К 6 — 7 годам повышается подвижность нервных процессов, отмечается большее, чем у дошкольников, равновесие процессов возбуждения и торможения. Но процессы возбуждения все еще превалируют над процессами торможения, что определяет такие характерные особенности младших школьников, как непоседливость, повышенная активность, сильная эмоциональная возбудимость. В физиологическом плане надо отметить, что в 6 — 7 летнем возрасте созревание крупных мышц опережает развитие мелких, и поэтому детям легче выполнять сравнительно сильные, размашистые движения, чем те которые требуют большой точности, поэтому дети быстро устают при выполнении мелких движений (письмо).

Возросшая физическая выносливость, повышение работоспособности носят относительный характер, но в целом большинство детей испытывает высокую утомляемость, вызванную еще и дополнительным, для  данного возраста, школьными нагрузками (приходится много сидеть при жизненной потребности в движении). Работоспособность ребенка резко падает через 25 — 30 минут после начала урока и может резко снизиться на 2-ом уроке. Дети сильно утомляются при повышенной эмоциональной насыщенности уроков, мероприятий. Все это надо учитывать, имея в виду возбудимость детей.

С поступлением в школу в жизни ребенка происходят существенные изменения, коренным образом меняется социальная ситуация развития, формируется новый для ребенка вид деятельности — учебная деятельность.
2,5 — 4 года — «Я сам» — игра с предметами (кубики, мячики).
5-6 лет — «Я — пилот» — ролевая игра.  
6-7 лет — «Я -ученик, я -школьник» учебная деятельность.

На основе этой новой деятельности развиваются основные психологические новообразования: в центр сознания выдвигается мышление. Таким образом, мышление становится доминирующей психической функцией и начинает определять постепенно и работу всех других психических функций (памяти, внимания, восприятия). С развитием мышления другие функции тоже  становятся произвольными.

Развитие мышления способствует появлению нового свойства личности ребенка — рефлексии, то есть осознания себя, своего положения в семье, классе, оценка себя как ученика: хороший — плохой. Эту оценку «себя» ребенок черпает из того, как относятся к нему окружающие, близкие люди. Согласно концепции известного американского психолога Эриксона, в этот период у ребенка формируется такое важное личностное образование как чувство социальной и психологической компетентности или при неблагоприятных условиях — социальной и психологической неполноценности.


С какими же трудностями сталкиваются родители и учителя в первые годы обучения детей, каковы их основные жалобы?

1. Хроническая неспешность.

Опасения, что ребенок будет болеть, простужаться. С другой стороны, это ожидание от ребенка только очень хороших, высоких достижений и активное демонстрирование ему недовольства тем, что он не справляется, что чего-то не умеет. В период начального обучения происходит изменение в отношении взрослых к детям, к их успехам и неудачам. «Хорошим» считается ребенок, который успешно учится, много знает, легко решает задачи и справляется с учебными заданиями. К неизбежным в начале обучения трудностям не ожидавшие этого родители относятся отрицательно (вербально и невербально). Под влиянием таких оценок у ребенка понижается уверенность в себе, повышается тревожность, что приводит к ухудшению и дезорганизации деятельности. А это ведет к неуспеху, неуспех усиливает тревогу, которая опять же дезорганизует его деятельность. Ребенок хуже усваивает новый материал, навыки, и, как следствие, закрепляются неудачи, появляются плохие отметки, которые опять вызывают недовольство родителей, и так, чем дальше, тем больше, и разорвать этот порочный круг становится все труднее.

Причины, приводящие к неспешности:

  1. Недостаточная подготовленность ребенка к школе (недоразвитая мелкая моторика — следствие: трудности в обучении письму, несформированность произвольного внимания — следствие: трудно работать на уроке, ребенок не запоминает, пропускает задания учителя).


2.Тревожность, которая сформировалась в дошкольном возрасте под влиянием семейных отношений, семейных конфликтов. В семьях, где чаще бывали конфликты между супругами, ребенок растет тревожным, нервным, неуверенным, т.к. семья не может удовлетворить его основные потребности в безопасности и любви, следствие: общая неуверенность в себе и склонность панически реагировать на некоторые трудности автоматически переносятся на школьную жизнь.


3.Завышенные ожидания родителей. Нормальные средние успехи ребенка воспринимаются ими как неудачи. Реальные достижения не учитываются, оцениваются низко. Следствие: растет тревожность, падает стремление к достижению успеха, уверенность в себе, формируется низкая самооценка, которая закрепляется низкой оценкой окружающих. Часто родители, пытаясь преодолеть трудности, добиться лучших (с их точки зрения) результатов, увеличивают нагрузки, устраивают ежедневные дополнительные занятия, заставляют по несколько раз переписывать задания, чрезмерно контролируют. Это приводит к еще большему торможению развития.

2. Уход от деятельности

Это когда ребенок сидит на уроке и в то же время как бы отсутствует, не слышит вопросы, не выполняет задания учителя. Это не связано с повышенной отвлекаемостью ребенка на посторонние предметы и занятия. Это уход в себя, в свой внутренний мир, фантазии. Такое бывает часто с детьми, которые не получают достаточного внимания, любви и заботы со стороны родителей, взрослых (часто в неблагополучных семьях).
Игры в уме становятся основным средством удовлетворения игровой потребности и потребности во внимании со стороны взрослых. В случае своевременной коррекции прогноз развития благоприятный, и тогда ребенок редко попадает в отстающие.
Как помочь  ?
— Внимание к ребенку: больше наблюдать, меньше воспитывать.

Дать возможность ребенку развернуть  деятельность воображения: творческая деятельность (рисунок, конструирование, лепка).

В этой деятельности обеспечить сразу успех, внимание, эмоциональную поддержку.

3.Негативистская демонстративность

Характерна  для детей с высокой потребностью во внимании со стороны окружающих, взрослых. Здесь будут жалобы не на плохую учебу, а на поведение ребенка. Он нарушает общие нормы дисциплины. Взрослые наказывают, но парадоксальным образом: те формы обращения, которые взрослые используют для наказания, оказываются для ребенка поощрением. Истинное наказание — лишение внимания.
Внимание в любой форме — безусловная ценность для ребенка, которой лишен родительской ласки, любви, понимания, приятия.
Любые эмоциональные проявления со стороны взрослого как положительные (похвала, доброе слово) так и отрицательные (крик, замечание, укоры) служат подкреплением, провоцирующим демонстративное поведение.

4.Психофизический инфантилизм

Отставание в психическом развитии, которое прослеживается в дошкольных формах поведения, демонстрирует интересы и потребности дошкольника.
Такой «психологический дошкольник» не считает важным и серьезным требования школы, поэтому тревожность не возникает, школьные оценки беспокоят учителя и родителей, но не его. Неуспехи не переживаются как травмирующие. При  неуспешности самооценка занижена, при инфантилизме — не сформирована.

 
«Ребенок  ленится» — Это очень частые жалобы

За этим может стоять все, что угодно:
1) сниженная потребность познавательных мотивов;
2) мотивация избегания неудач, неуспеха (и не буду делать, у меня не получится, я не умею), то есть ребенок отказывается что-либо делать так как не уверен в успехе и знает, что за плохую оценку, работу его не похвалят, а лишний раз обвинят в некомпетентности.
3) общая замедленность темпа деятельности, связанная с особенностями темперамента.

4) Высокая тревога как глобальная проблема неуверенности в себе, тоже иногда расценивается родителями как лень. Ребенок не пишет фразу, пример, т.к. совершенно не уверен, как и что нужно писать. Он начинает увиливать от любого действия, если не убежден, что делает правильно, хорошо, ибо уже знает, что его будут любить родители, если он все сделает хорошо, а если нет, то он не получит той необходимой для него «порции» любви.

Как оказать ребенку помощь в адаптации к школе

Самый важный результат такой помощи — это восстановить у ребенка положительное отношение к жизни, в том числе и к повседневной школьной деятельности, ко всем лицам, участвующим в учебном процессе (ребенок — родители — учителя). Когда учеба приносит детям радость или хотя бы не вызывает негативных переживаний, связанных с осознанием себя неполноценным, недостаточным любви, тогда школа не является проблемой.

Родителям можно посоветовать следующий порядок организации дня младшего школьника:

Пробуждение.
Не нужно будить ребенка, он может испытывать чувство неприязни к матери, которая вечно тормошит его, стаскивая одеяло. Он заранее может вздрагивать, когда она входит в комнату. «Вставай, опоздаешь». Гораздо лучше научить его пользоваться будильником. Лучше купить будильник и, преподнося его, как — то обыграть ситуацию: «Этот будильник будет только твоим, он поможет тебе вовремя вставать и всегда успевать».
Если ребенок встает с трудом, не нужно дразнить его «лежебокой», не вступать в спор по поводу «последних минуток». Можно решить вопрос по-другому: поставить стрелку на пять минут раньше: » Да, я понимаю, вставать сегодня почему-то не хочется. Полежи еще пять минут».
Эти слова создают атмосферу теплоты и добра, в противоположность крикам.
Можно включить по громче радио.
Когда ребенка утром торопят, то часто он делает все еще медленнее. Это его естественная реакция, его мощное оружие в борьбе с распорядком, который его не устраивает.
Не надо лишний раз торопить, лучше сказать точное время и указать, когда он должен закончить то, что делает: » Через 10 минут тебе надо выходить в школу». «Уже 7 часов, через 30 минут садимся за стол»

Выход в школу.

Если ребенок забыл положить в сумку учебник, завтрак, очки; лучше протянуть их молча, чем пускаться в напряженное рассуждение о его забывчивости и безответственности.
«Вот твои очки» — лучше, чем «Неужели я доживу до того времени, когда ты научишься сам класть очки».
Не ругать и не читать нотаций перед школой. На прощание лучше сказать: «Пусть все сегодня будет хорошо», чем «Смотри, веди себя хорошо, не балуйся». Ребенку приятнее услышать доверительную фразу: «Увидимся в два часа», чем «После школы нигде не шляйся, сразу домой».

 « После школы»

После школы первокласснику желательно спать днем, так как с непривычки детский организм будет сильно уставать.. Лучше делать уроки в середине дня. Считается, что у мозговой активности в течение суток имеется два пика: 9-12 часов и 16-18 часов, когда и имеет смысл делать уроки.

Пора спать.
Важно уложить ребенка спать не позже 9 часов вечера. Детям семи лет рекомендуется спать не менее 11 часов в сутки. Выспавшись, наш первоклассник успеет позавтракать, сделать зарядку и окончательно проснуться перед уроками. Потому как непроснувшееся чадо будет благополучно спать первые два урока в школе.
Дошкольников и младших школьников лучше укладывать спать самим родителям (мать и отец). Если перед сном доверительно поговорить с ним, внимательно выслушать, успокоить страхи, показать, что ты понимаешь ребенка, тогда он научится раскрывать душу и освободится от страхов, тревоги, спокойно заснет.

Не надо вступать в спор, если ребенок сообщает, что забыл умыться и попить.
С приходом в школу у детей в два раза сокращается двигательная активность. А что такое двигательная активность для ребенка? Это его нормальный рост, развитие, жизнь, в конце концов. При поступлении в школу у ребенка тут же тормозятся и рост и развитие. И к этому нужно быть готовым. В режим дня обязательно нужно включить утреннюю зарядку и прогулки (перед выполнением домашнего задания и перед сном общей продолжительностью 3-4 часа). Обеспечить такие долгие прогулки, причем это должны быть именно подвижные игры на как можно более чистом воздухе — крайне сложно. Но именно на такой продолжительности настаивают педиатры и невропатологи. Между тем подсчитано, что обычно первоклассник гуляет в среднем 29 минут в день!


Рекомендации

для учителей начального звена по созданию необходимых условий

для успешной адаптации первоклассников к школе

Период адаптации детей к школе очень сложный. Поэтому важно, чтобы педагоги до конца осознавали, насколько велика их ответственность перед начинающими школьниками. Каждый, ребенок независимо от уровня его развития, знаний и умений безболезненно осилит все трудности, если будет осуществлена преемственность дошкольного и начального образования. С психологической точки зрения преемственность заключается в формировании определенного уровня подготовленности к школе, а также в обеспечении условий для нормальной адаптации детей к школе.

РАБОТАЯ С ПЕРВОКЛАССНИКАМИ НЕОБХОДИМО ОБРАЩАТЬ ОСОБОЕ ВНИМАНИЕ НА:

1.        Стимулирование и  мотивация учебно-познавательной и игровой деятельности через:

  • организацию познавательных игр на уроках,
  • создание ситуаций эмоционального переживания,
  • создание ситуаций занимательности,
  • создание  ситуаций успеха в учебно-познавательной и игровой деятельности,
  • позитивное стимулирование,
  • подчеркивание достижений ребенка,
  • развернутая оценка результатов его деятельности,
  • создание ситуации для творческого самовыражения.

2.   Стимулирование личностного развития путем:

  • снятия напряжения, тревожности,
  • создание личной перспективы, создающей у ребенка веру в свои возможности,
  • формирование реально осознаваемых и реально действующих мотивов его поведения,
  • анализ конфликтных ситуаций, в которые ребенок попадает,
  •  личный пример педагога,
  •  обращение к нравственным чувствам (к любви, состраданию, уважению, стыду, чувству прекрасного),
  • воздействие путем положительного примера, разъяснения, требования, внушения, сочувствия, побуждения.

3.  Организацию жизни и деятельности детского коллектива:

  •  создание ситуаций личностной и групповой перспективы,
  • выработка коллективно-единых требований к взаимоотношениям в детском коллективе, правил поведения в школе, на улице,
  • коллективные дела и игры.

4.  Организацию взаимодействия с родителями:

  • родительские собрания, где необходимо провести разъяснительную работу о целях и задачах обучения в 1 классе,
  • индивидуальные консультации родителей,
  • приглашение на консультации к психологу, учителю-дефектологу

Рекомендации учителю по адаптации первоклассников к школе

Рекомендации учителю по адаптации первоклассников к школе

     Каждый учитель, работающий в первом классе начальной школы, должен помнить, что стремление детей к учению, его успешность определяется целым рядом факторов, которые создаются грамотной образовательной средой, адекватной психологическим и физиологическим  возможностям первоклассников.

      Особого внимания со стороны учителя требуют первые дни пребывания ребёнка в школе. Необходимо помнить, что такие качества детей, как невнимательность, неусидчивость, быстрая отвлекаемость, неумение управлять своим поведением, связаны  особенностями их психики, поэтому важно не делать детям резких замечаний, не одёргивать их, стараться фиксировать внимание на положительных проявлениях ученика.

     Учитель должен знать, что многие дети в этом возрасте могут выполнять задания только с помощью взрослого, который подсказывает последовательность действий. Это не является отрицательной характеристикой ученика, а отражает возрастные и индивидуальные особенности и уровень «школьной зрелости».

     Стиль общения учителя с первоклассниками должен учитывать особенности поведения ребёнка, связанные с его умением общаться со взрослыми и сверстниками. Среди первоклассников достаточно высок процент детей, испытывающих разного рода трудности общения в коллективе. Сюда относятся как гиперобщительные дети, мешающие учителю вести урок, так и боящиеся классно-урочной обстановки, стесняющиеся отвечать и производящие впечатление ничего не знающих или не слушающих учителя. И те и другие требуют различных форм доброжелательной и терпеливой работы учителя.

      Тон учителя должен быть доверительным и мягким. Недопустим авторитарный стиль общения учителя с первоклассниками. Нельзя пренебрегать и различными способами невербального общения – обнять ребёнка, взять за руку и т.д. Это не только успокаивает ребёнка, но и вселяет в него уверенность, что взрослый хорошо к нему относится.  Необходимо особо обратить внимание на это положение, так как для первоклассников  важно доброе, позитивное отношение к нему учителя, которое не должно зависеть от реальных успехов ребёнка.

      Для развития самостоятельности и активности детей  важно положительно оценивать каждый удавшийся шаг ребёнка, попытку (даже неудачную) самостоятельно найти ответ на вопрос. Очень полезно давать детям творческие учебные задания. Пусть при этом дети спорят, рассуждают, ошибаются, вместе с учителем находят правильное решение.

         Очень важно и актуально включать игру в учебный процесс, а не запрещать  и не исключать её из жизни первоклассника. Ролевые игры и игры с правилами, также как и учебная деятельность, дают результаты, развивают самооценку, самоконтроль и самостоятельность. Игры с правилами должны присутствовать на каждом уроке. Дидактические игры всегда имеют учебную задачу, которую нужно решать. В процессе этих игр ребёнок усваивает систему эталонов – этических, сенсорных, практических. Ролевые игры важны для формирования произвольного поведения, воображения, творчества ученика, так необходимого ему для обучения.

       Помните, что шестилетка — маленький человек в зоне перехода, весь устремленный в будущее, который имеет право на счастье и уважение своего сложного внутреннего мира со стороны взрослых. Ребенок — равное нам существо, что он не готовится к жизни, а живет полнокровной жизнью, возможно, гораздо более насыщенной и интересной, чем наша.

           Рекомендации:

  1. 1.Обеспечить оптимальный процесс физиологической адаптации, т.е. помнить, что длительное напряжение, утомление и переутомление могут стоить ребенку здоровья, т.е.

  • обеспечить своевременную смену видов деятельности;

  • не давать задания, требующие длительного сосредоточения взгляда на одном предмете, монотонных движений;

  • отводить большее место практическим действиям с предметами, работе с наглядностью.

  1. Систематически проводить индивидуальную работу с детьми, имеющими трудности в адаптации.

  2. Обеспечить дифференцированный и индивидуальный подход к детям, имеющим особенности в психофизическом развитии и поведении: леворукие, синдром гиперактивности, застенчивость, неврозы и т. п.

  3. Включать детей, занимающих низкое статусное положение в группе сверстников, в общественнозначимую деятельность, повышая их авторитет и самооценку.

  4. Использовать активно-положительный стиль педагогического общения с детьми и обеспечить максимально возможную преемственность в методах работы учителя и воспитания.

  5. Используйте активные формы работы для формирования коллектива и создания благоприятного социально — психологического климата.

  6. Знание психологических особенностей детей 6-го года жизни (включая изменения, происходящие в период кризиса 7 лет) — залог наиболее эффективного взаимодействия с учащимися.

  7. Помогите детям организовать свою деятельность, повторяйте последовательность действий из урока в урок.

  8. Просите повторить задание самых невнимательных учеников, но не в качестве наказания.

  9. Поощряйте детей задавать вопросы, если что-то непонятно. Снисходительно относитесь к тому, что первоклашки склонны спросить одно и тоже несколько раз.

  10. Используйте игровые приемы, специальные развивающие игры. Чаще всего в 6 лет игра всё ещё остается ведущим видом деятельности.

  11. Организуйте личное общение с каждым учеником своего класса; будьте в курсе их радостей и переживаний.

  12. Постоянно подвергайте анализу свою деятельность, ведите поиски новых эффективных методов, приемов обучения, используйте метод сотрудничества и приемы дифференцированного обучения.

       Помните, что шестилетка — маленький человек в зоне перехода, весь устремленный в будущее, который имеет право на счастье и уважение своего сложного внутреннего мира со стороны взрослых.

                           Подготовила Сатуева Петимат А., педагог-психолог.

 

 Советы психолога родителям первоклассников

      Хочу вас поздравить с таким важным событием вашей жизни, ваш ребенок шагнул в ответственную, взрослую жизнь, хотя на самом деле он этого не понимает, т.е. у ребенка  совсем другое представление. Дело в том, что особенно дети в возрасте 6-7 лет ориентированы  на реакцию взрослых, они очень чутко отзываются на похвалу или порицание родителей, учителя, стараются привлечь к себе внимание, почувствовать себя нужными, и хорошими. Поэтому для пап и мам, и бабушек, и дедушек это реальный рычаг для поддержания и повышения  интереса к школе и обучению.

     Чтобы корме внешних атрибутов школьной жизни появилось внутренне ощущение перехода в новое качество «ученик», необходимо отношение взрослых к поступлению в школу как к ответственному, серьезному шагу ребенка («Ты теперь ученик, большой мальчик, у тебя новые серьезные обязанности»). Конечно, ваш ребенок будет продолжать играть и в куклы, и в машинки, но нужно давать установку на взросление». А это не только новые обязанности, но и новые возможности, более сложные поручения и определенная самостоятельность. Контроль не обходим, но все же  постарайтесь  дать возможность вашему ребенку «подрасти» в своем мироощущении,  почувствовать себя старше.

       У каждой личности должно быть свое пространство. Если у ребенка не своей комнаты, нужно организовать рабочее место.

Пожалуйста, родители, не переусердствуйте в выполнении домашних  заданий.  Дети в возрасте 6-7лет должны заниматься не более 30 минут, далее нужно делать перерыв  не менее 15 минут. Количество не всегда переходит в качество. Кроме того, длительное написание палочек и крючков можно на долго отбить охоту к учебе.

                       Памятка родителям первоклассников.

  • Избегайте чрезмерных требований. Не спрашивайте с ребенка все и  сразу. Ваши требования должны соответствовать уровню развития его навыков познавательных способностей. Не  забывайте, что такие  важные и нужные качества, как прилежание, аккуратность, ответственность не формируется сразу.  Ребенок пока еще не только учится управлять собой  и организовывать свою деятельность. Не пугайте ребенка трудностями  и неудачами в школе, чтобы не развить в нем ненужную неуверенность в себе.

  • Предоставьте ребенку право на ошибку. Каждый человек  время от времени ошибается, и ребенок здесь не является исключением. Важно чтобы он не боялся ошибок, а умел их исправить. В противном случае у ребенка сформируется убеждение, что он ничего не может.

  • Помогая ребенку выполнять задание, не вмешивайтесь во все, что он делает. Дайте ему возможность добиться выполнения задания самостоятельно.

  • Приучайте ребенка содержать в порядке свои вещи и школьные  и школьные  принадлежности.

  • Хорошие манеры ребенка зеркало семейных отношений.

Учите ребенка быть вежливым и спокойным в обращении.

  • Приучайте ребенка к самостоятельности в быту и навыкам самообслуживания. Чем больше ребенок может делать самостоятельно, тем более взрослым и уверенном будет чувствовать себя.  Научите ребенка самостоятельно раздеваться и вешать свою одежду, застегивать пуговицы и молнии, завязывать шнурки.

  • Не пропустите первые трудности в обучении.  Обращайте внимание на любые затруднения,  особенно если последнее становится систематическими. Все проблемы с учебой, поведение и здоровье гораздо проще решить в самом начале. Не закрывайте глаза на проблемы, они все равно никуда не уйдут сами.

  • На сегодняшний день одно из самых распространённых ошибок является стремление вырастить  вундеркинда. Еще до поступления в школу ребенка обучают большей части учебной программы первого класса, и ему становится не интересно на уроках.  Конечно родителям хочется, чтобы их ребенок действительно хорошо учился, и был «самым, самым». Однако,  если ваш ребенок действительно гений, то он все равно проявит себя. А перегрузка ребенка  занятиями может сказаться на его здоровье  и желании учиться. Подготовка ребенка к школе должна заключаться просто в его общем развитии процессов внимания, памяти, мышления, восприятия, речи, моторики. Необходимо  заниматься не закладыванием в ребенка различных знаний, а расширением его кругозора и представлений об окружающем  мире.

  • Читая книжки, обязательно обсуждайте и пересказывайте прочитанное вместе с ребенком; учите его ясно выражать свои мысли.  Тогда в школе у ребенка не будут с устными ответами. Когда спрашиваете о чем – либо, не довольствуйтесь ответами «да» или «нет», уточняйте, почему он так думает, помогайте довести мысль до конца. Приучайте последовательно рассказывать о произошедших событиях и анализировать их.

  • Обязательно соблюдайте режим дня и прогулок!  От этого зависит здоровье вашего ребенка, а значит,  способность лучше и проще усваивать школьный материал. Здоровье – это база для всего развития ребенка, это количество его сил, которые он может потратить не  перенапрягаясь,  а, следовательно, и без разнообразных  последствий (неусидчивость,  раздражительность,   обидчивость,  частые простудные заболевании,   слезливость,  грубость,  головные боли и т.д.)  особенно это касается тех детей,  у которых  с рождения присутствуют повышенная нервная  возбудимость, быстрая утомляемость  или какие-либо неврологические осложнения.   В таком случае правильный и четкий режим дня становится не только организующим, но и профилактическим средством против дальнейшего ослабления  нервной системы.

  • Не забывайте, что ребенок еще несколько лет будет продолжать играть (особенно этот касается 6-леток)  ничего страшного в этом нет. Наоборот,  в игре ребенок тоже учится.  Лучше поиграйте вместе с ним в процессе выучите какие – нибудь  понятия (правый, левый)

  • Ограничьте время нахождения Вашего ребенка за телевизором и компьютером до 1 часа в день. Родители ошибочно полагают, что  время препровождения  перед телевизором и компьютером  являются отдыхом или разгрузкой после напряженного дня.   В  отличие от взрослых, оба этих занятия действует возбуждающе на неокрепшую нервную систему  ребенка,  в свою очередь, провоцируя повышенную утомляемость, двигательную  активность, перевозбуждение, раздражительность и др.

   Составьте вместе с ребенком распорядок дня, следите за его соблюдением. Таким  образом,  поддержите в ребенке его стремление стать школьником.

   Не пропускайте  трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками.  Если у ребенка есть логопедические проблемы, постарайтесь  справиться сними на первом году обучения. Поддержите первоклассника в его желании добиться успеха.  В каждой работе, очень важно найти, за что его можно похвалить.  Помните, что похвала, это сильная  эмоциональная поддержка, которая способна заметно повысить интеллектуальные  возможности ребенка.

   Если вас  что–то  беспокоит в поведении ребенка, в его учебных делах, не стесняйтесь  обращаться за советом  и консультацией к учителю или к школьному психологу.

   С поступлением в школу в жизни   вашего ребенка появился человек более авторитетный, чем вы. Это учитель.  Уважайте  мнение первоклассника о своем педагоге.

   Учение это не легкий  труд.  Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать ее многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий.

   Необходимые условия успешного воспитания и  обучения в школе.

  1. Организуйте, пожалуйста, уголок школьника, поддерживайте его порядок.

  2. Перед началом выполнения домашнего задания, выключите  радио, телевизор.

  3. Не сидите с ребенком за уроками, каждый день, но проверяйте их ежедневно.

  4. Научите ребенка обстоятельно готовиться к завтрашнему дню:

— собрать школьные принадлежности;

— подготовить обувь, одежду.

  5. Рационально организуйте режим дня.

 6. К делам детей относитесь внимательно,  доброжелательно, но вместе с тем, будьте требовательны к его результатом деятельности.

  7. С самого начала учения вселяйте в детей веру и оптимизм: неудачи временны. То, что не получилось сегодня, получится завтра!

Рекомендации учителям по адаптации первоклассников. ГУО «Иолчанская СШ»

                       Рекомендации учителям по адаптации первоклассников                                                                                                     

   1.Обеспечить оптимальный процесс физиологической адаптации,     т.е. помнить, что длительное напряжение, утомление и переутомление могут стоить ребёнку здоровья. Т.е.:

·         обеспечить своевременную смену видов деятельности;

·         не давать задания, требующие длительного сосредоточения взгляда на одном предмете, монотонных движений;

·         отводить больше внимания и времени на практические действия с предметами, работе с наглядностью;

·         использовать щадящий режим, который включает в себя прогулки, физические упражнения для поднятия мышечного тонуса.

2.Следует позаботиться об отборе и использовании на уроках специальных упражнений, помогающих детям быстрее войти в непривычный для них мир школьной жизни, освоить новую социальную позицию школьника.

3.Систематически проводить индивидуальную работу с детьми, имеющими трудности в адаптации.

4.Обеспечить дифференцированный и индивидуальный подход к детям, имеющим особенности в психофизическом развитии и поведении (если такие есть в классе): леворукие, синдром гиперактивности, застенчивость, неврозы и т.п.

5.Необходимо помнить, что процесс адаптации ребенка во многом зависит от обстановки в классе, от того, насколько интересно, комфортно, безопасно чувствует себя ребенок во время уроков, в ситуациях взаимодействия с учителем и одноклассниками.

6.Используя игровые психологические методики, учитель может создать в классе атмосферу доброжелательности и конструктивного взаимодействия, позволяющую детям ослабить внутреннее напряжение, познакомиться друг с другом, подружиться.

7.Включить детей, занимающих низкое статусное положение в группе сверстников, в общественно значимую деятельность, повышая их авторитет и самооценку.

8.Помогите детям организовать свою деятельность, повторяйте последовательность действий из урока в урок. Просите повторить задание самых невнимательных учеников, но не в качестве наказания.

9.Поощряйте детей задавать вопросы, если им что-то непонятно. Снисходительно относитесь к тому, что первоклашки склонны спросить одно и то же несколько раз.

10.Организуйте личное общение с каждым учеником своего класса, будьте в курсе их радостей и переживаний.

Помните, что шестилетка – это маленький человек в зоне перехода, весь устремлённый в будущее, который имеет право на счастье и уважение своего сложного внутреннего мира со стороны взрослых.