«Женщина и ремесло» | Журнал Ярмарки Мастеров
Когда перед тобой закрывается одна дверь, важно не упорствовать, не истерить, не продолжать биться о нее головой, пытаясь ее открыть. Нужно оглядеться вокруг — обязательно откроется какая-нибудь другая дверь с новыми возможностями.
Когда этот мировой кризис дополз-таки и до нас, мои продажи на Ярмарке плавно сошли на нет. Несколько месяцев я оплачивала свой магазин вхолостую, пока не перестала видеть в этом всякий смысл. Я перестала выкладывать здесь свои работы, но не перестала работать — работала для местных выставок, для друзей, и, самое главное, — для самой себя.
А однажды мне позвонили…
И после этого…
Прошлой осенью мне посчастливилось стать участницей стартовавшего в Приднестровье проекта “Женщина и ремесло”,
целью которого явилось возрождение народных ремесел в республике, обучение женщин и стартовая помощь в организации собственного дела на базе определенного ремесла.
Первой частью этого проекта стали ознакомительные поездки и экскурсии к ведущим мастерам-ремесленникам Молдовы, которые успешно ведут свои дела уже многие годы. Мы смогли увидеть гончарные, керамические, ковроткаческие хозяйства и мастерскую по лозоплетению; познакомились с мастерами, услышали их истории — все разные, каждая — со своими сложностями, но все — очень вдохновляющие. Смогли понаблюдать творческие, рабочие процессы, и даже попробовать ремесло своими руками.
Конечно же, от всего этого — море эмоций, впечатлений и информации — все это чередовалось с длинными переездами по осенней Молдове, на фоне восхитительных пейзажей и неповторимого сказочного освещения, теплой погоды, не смотря на позднюю осень, и вкусного обеда в настоящих молдавских традициях — что тоже немаловажно.
Второй частью проекта была зимняя школа, где нас обучали основным видам ремесла, присущим нашему Приднестровскому краю, которые когда-то процветали, вплоть до советских времен, а впоследствии оказались на грани вымирания. а также некоторым сопутствющим специальным дисциплинам.
После обучения, уже весной, состоялся конкурс бизнес-идей, изложенных всеми участницами проекта и вручение победителям мини-грантов, предназначенных для закупки необходимых материалов и оборудования.
Раз я взялась обо всем этом повествовать, то, разумеется, я тоже попала в число победителей))
Что из этого вышло, и как развивались события дальше — расскажу в следующий раз)
О женских ремеслах или Очень Личная История
Словосочетание women’s craft , переводится как женские ремесла. Довольно распространенный термин , которым описываются ремесла традиционно считающиеся женскими . Работа с текстилем в этом списке на первом месте.
И есть у меня история,которой очень долго не могла поделиться. А сейчас настало время.
Я познакомилась с М. когда ей было уже восемьдесят. Историю нашего знакомства описывать не буду. Сначала мы друг другу, очень не понравились ,и она на меня стучала кулаком по столу, а уже потом мы нежно дружили до самого ее ухода .Я не знала, что она хорошо шьет. Как -то это не вязалось с ее обликом .
В какой то момент болезни она оказалась в больнице , в коридоре неврологического отделения . Я очень готовилась к этому визиту , потому что больниц боюсь и запахи больничные переношу с трудом. Очень настраивалась быть бодрой ,не бояться и главное внушать оптимизм всем своим видом.
Скажу сразу, я все смогла . М. мне обрадовалась ,узнала, с удовольствием попробовала гостиницы, и хотя она не была уже прежней мы как смогли пообщались. Время посещения близилось к концу, и мы стали собираться домой. Но все учесть невозможно , и именно тут меня настигли эти самые женские ремесла.Они ударили по мне наотмашь. В коридоре неврологического отделения, кровать М. была накрыта лоскутным одеялом, которое она сама когда -то сшила. Нет ,это было не лоскутное отдеяло из новой ткани порезанной на кусочки ,на такие глупости в ее жизни не было времени .Это было лоскутное одеяло , из прежней одежды,читай жизни. Красиво и практично . В нем было лоскуты от каких -то праздничных блузок и платьев, пальто,костюмов, что то детское . В этих кусочках ткани передо мной промелькнула вся ее жизнь,которую она взяла с собой в больничный коридор и укрылась ею от всего этого ужаса. Это было просто лоскутное одеяло , в которое никаких особых эмоций М. не вкладывала, это было не в ее характере,но именно оно меня добило. Я засобиралась уходить, что бы позорно не разрыдаться . М. я больше не видела, так выходит что тогда мы и попрощались.
А вчера всплыла в голове эта история, и я узнала у друзей , что и день рождения у нее тоже был вчера .
Так что дорогая М. будь здорова и счастлива где бы ты не была . А мы в меру сил будем заниматься женскими ремеслами , результаты которых иногда бывают так непредсказуемо эмоциональны .
Ремесла мужские и женские
Ты уже знаешь, что постепенно люди стали разделять ремесла, чтобы каждый мог заниматься тем, что у него лучше всего получается, и чтобы каждая сделанная вещь получалась самого высокого качества, да за малый срок. Конечно, самое первое разделение ремесел произошло на женские и мужские. Собственно, никакого деления почти не было, просто из самой глубокой старины так повелось, что мужчины делают то, что требует большей силы и выносливости, а женщины занимаются работой, требующей кропотливого труда, терпения, изящества. К «мужским» ремеслам относились резьба и роспись по дереву, кузнечное дело, плетение из бересты. А к женским – ткачество, шитье, вышивка и вязание. И мужчины, и женщины с равным успехом занимались плетением из соломки.
Иглой и ниткой
Ткачество
Долго тянулись осенние и зимние вечера. В эти вечера и развивались ремесла. Сидит хозяйка в доме, при свете лучины и прядет нити из шерсти и льна. Из пушистых комочков рождается нить. Лен раньше был широко распространен в Карелии. Из ниток будет соткано полотно- ткань. А из нее сошьют одежду всей семье. Детскую и женскую одежду, а также полотенца часто украшали вышивкой. Когда одежда будет готова, то соседи и родственники увидят, рассмотрят, оценят. Похвалят: «мастерица!»
Для любознательных.
Еще в Карелии ткали пояса! Пояс считался важной деталью крестьянского костюма, как мужского, так и женского. Ходить без пояса считалось неприличным, а про того, кто нарушает правила поведения, говорили «распоясался». Наверное, ты слышал это выражение? Оно берет свое начало из глубокой старины!
Простейшие пояса делались из одной или нескольких свитых нитей. А более сложные создавали на ткацких станках, и особо умелые мастера делали на них вертикальные цветные полоски. Точно такие же цветные полоски можно было встретить на полотенцах, платьях, занавесках. Все эти детали делали убранство дома и одежду человека приятнее глазу, красивее, интереснее. На некоторые виды орнаментов и полосок даже была в разные времена мода !
Вышивка
Вышивка была самым популярным украшением ткани. В Карелии вышивали в основном красными нитями по белому льняному фону. Может быть, ты видел у бабушки старинные салфетки и скатерти, вышитые таким образом? А в магазинах сейчас подобные вещи покупают как сувениры.
Крестьянки вышивали образы растений, зверей, птиц. Каждое изображение, каждая вышитая линия имела свой тайный смысл, потому что многие вышитые вещи считались еще и оберегами. Например, прямая полоса означала землю, волна – воду, ромб – поле, ромб с точками по краям – засеянное поле.
В Пудоже, Поморье и особенно Каргополе было распространено «золотое шитье», то есть вышивка золотыми нитками. Так украшали в основном женские головные уборы.
Вязание
Вязание, конечно, женское ремесло, однако первоначально занимались ним чаще мужчины. Поначалу вязали не спицами, как сейчас, а большой иголкой. Странно, правда? Всего двести лет назад жители Карелии стали вязать так, как нам сейчас кажется привычным. Жители Карелии носили вязаные свитера, шарфы, чулки. В Северной Карелии вязали яркие вещи, с богатым орнаментом. А в Южной Карелии наоборот предпочитали умеренные тона и отсутствие рисунка.
Подумай и ответь.
Есть ли в вашем доме вещи, изготовленные семейными мастерицами? Что это за вещи? Кто и когда их изготовил?
Обсудите, не устроить ли в классе выставку этих работ? А если к ним присоединятся и работы мастеров-мужчин – будет просто замечательно! Может получиться очень хороший праздник «Слава умелым рукам».
А что умеешь мастерить ты сам?
Домашнее задание.
Во время прогулок присмотрись, нет ли поблизости кузницы, или домов, украшенных резьбой? А может быть, есть другие интересные мастерские? Расскажи о них на следующем уроке.
Мужские ремесла
Резьба по дереву
Резьба по дереву бывает двух видов: объемная и плоская.
К объемной резьбе по дереву относилось изготовление чашек, ложек, гребней и детской игрушки. Каждый хозяин старался сделать для своей семьи все самое лучшее и необычное. Деревянных кукол жители Севера называли «панками» . Фигуры коня, женщины, птицы служили оберегами*. Их клали в колыбель, давали ребенку в руки, чтобы уберечь от нечистой силы, от зла.
Плоская резьба по дереву обычно заметна на предметах более крупных. На домах красивые ставни, видишь? А в домах прялки с резными ножками. На них орнамент вырезан ножом,. Это и есть плоская резьба по дереву. В таких орнаментах чаще всего используются геометрические фигуры, и чаще других – треугольник.
Вырезанные игрушки, посуду и мебель иногда расписывали красками, чтобы сделать их более праздничными. В селе Космозеро жили на всю округу известные мастера росписи, отец и сын Абрамовы . Абрамов старший любил изображать пышные букеты цветов, а сын предпочитал украшать изделия сказочным цветком шиповника. Некоторые из их изделий дошли до наших дней.
Оберег – небольшой предмет, который наделяли волшебной силой, полагая что он защитит от злых сил.
Орнамент – рисунок, в котором в определенном порядке повторяются одинаковые элементы.
Берестоплетение
Береста была важной частью жизни любой семьи. Как правило, заготавливали бересту летом, срезая лентой по спирали из березы. Затем её закручивали в клубки – сарги, и хранили до зимы. А уж зимой, когда мороз такой, что носа на улицу не высунешь, начинали из нее создавать полезные и красивые вещи. Из бересты плели кошели; солонки – открытые для дома, в виде уточки с пробкой – для дороги; бутыли, корзины, футляры для ножей, топоров и кос и даже мячи с горохом для детворы. Такой мяч и летал хорошо, и подскакивал ловко: но, конечно, только если его сплести грамотно. Занимались берестоплетением в основном мужчины.
Для любознательных.
Сейчас в сувенирных магазинах часто можно увидеть плетеные лапти. В старину лапти тоже плели, но не так уж часто: носили эту обувь только во время сенокоса, так как носить их можно было только семь дней, потом они разваливались. Бережные крестьяне по дорогам ходили босиком, а входя в лес надевали лапти, чтобы не наколоть ноги.
Береста – тонкая, специально обработанная кора березы.
Сарги – клубки бересты
Лапти – старинная обувь из бересты.
Кузнецы
Вот уж кому нужна сила, так это кузнецу. Не каждый мужчина справится с этим ремеслом, а женщине оно и вовсе не под силу. Ведь тут надо работать с тяжелым, да еще горячим металлом! Бьет кузнец молотом по наковальне – только искры летят! Если попадешь случайно ему под руку – можешь получит серьезную травму.
В Карелии, особенно на юге, трудились славные кузнецы. Почти в каждой деревне была своя кузница, а изделия кузнецов славились далеко за пределами уезда. В Олонце насчитывалось около 100 кузниц! А Егор Кершинский из деревни Матвеевской Нигижемского погоста в 1861 году за серпы и косы ручной ковки был награжден бронзовой медалью Императорского Вольного экономического общества.
Молот, наковальня – орудия кузнеца. Наковальня – специальная очень тяжелая подставка, стол, на котором кузнец работал.
Слава мастерам!
В заключение главы о ремеслах, прочти это стихотворение Ивана Костина
Ты известностью в округе
Не уступишь никому.
Мне воспеть бы твои руки
Да воздать бы на досуге
Честь смекалке и уму.
Красочно б воспеть узоры
Не для красного словца,
Чтоб людей теплели взоры
Светом полнились сердца.
Это стихотворение поэт назвал «Вышивальщица». Но эти строки подходят для описания любого ремесла: ведь каждое из них направлено на то, чтобы «теплели взоры и светом полнились сердца», правда? А когда вокруг тебя красивые и удобные вещи, которые сделаны с душой и умением, то и дом становится уютнее, и на душе светлее. У всех народов, во все времена славились умельцы!
!? 1. «Распоясался» — почему мы так говорим? Как появилось это выражение?
2. Какими ремеслами традиционно занимались мужчины, а какими – женщины? Почему так получалось?
3. Посмотри внимательно на все новые слова, которые встретились тебе в тексте. Понятно ли тебе их значение? Если что-то неясно, спроси у учителя.
Домашнее задание.
Узнай, какой музыкальный инструмент был известен в Карелии с давних времен и прославил ее? Он популярен и сегодня.
Кантеле напевы
Много на земле разных народов, в чем-то они похожи, а в чем-то различаются так же сильно, как лето и зима. Очень заметны эти отличия в национальной одежде, танцах и музыке. У некоторых народов песни и танцы зажигательные, быстрые, у других – плавные, неспешные. Кто-то издавна на всех праздниках бьет в диковинные барабаны, кто-то издает заливистые трели на странных дудочках, а кто-то бренчит на натянутых струнах… Каждый народ, каждый танец и каждый музыкальный инструмент интересен по своему!
У нас в Карелии есть свой национальный музыкальный инструмент. Называется он – кантеле.
Кантеле и гусли
В русских сказках ты наверняка встречал героев, которые играли на «гуслях» . Так вот карельское кантеле – почти брат русским гуслям! Очень уж они похожи. Размером невелики, формой продолговаты – в руках держать удобно. Чтобы извлечь звуки – щипли и бренчи по струнам.
Читайте также:
Рекомендуемые страницы:
Поиск по сайту
7 экзотических женских ремесел | Русская семерка
Русские женщины всегда славились как мастерицы и затейницы. Оказия ходить по полыхающим избам и кидаться на коней представлялась нашим праматерям не так уж часто. Но и в «мирное» время они находили себе необычные, а подчас и экстремальные занятия.
1
Плакальщицы: свадьба и похороны
Провожая домашних в последний путь, родственники должны были голосить как следует. Иначе бы их заподозрили, как минимум, в равнодушии к покойному. Мастерицы художественного рыдания своим талантом и всех настраивали на нужную трагическую волну. Во многих деревнях они не только создавали настроение, но и диктовали отлетевшей душе, как и куда двигаться, чтобы обрести блаженство.
Профессионалки ценились не только за способность стенать часами, но и за умение складывать свои причеты конкретно для каждого случая. Приглашали их не только на похороны, но даже и на свадьбы. Ведь невесте на крестьянской свадьбе полагалось быть зареванной и скорбной, а далеко не каждой девице удавалось так расстроиться. И вот только завопит плакальщица: «Ой, да ж прости-прощай, родимая донюшка…» — так, глядишь, слезы сами собой наворачиваются, а значит, все приличия соблюдены.
2
Горшечницы: каждому – свое
Когда люди еще слыхом не слыхивали об обществе потребления, главенствовал простой закон: каждый все делает для себя. В те времена гончарное ремесло было целиком в женских руках. Красотой и функциональностью эти изделия не отличались. Обычно это были миски, сделанные простым незатейливым способом. В глиняном коме выдавливалось отверстие приблизительно посередине или каталась меж ладоней длинная колбаска и укладывалась спиралью. Зато креатив, ручная работа и авторский стиль! У каждой хозяйки миски были свои – попробуй укради. Добавляли мастерицы в глину различные примеси — и белый речной песок, и камешки, а кому посчастливилось найти – и мелкий жемчуг. «Пекли» рукодельницы и другие вещи: глиняные бусы, игрушки для малышей, свистульки.
3
Пастильщицы: Сладкие женщины
«Требуются крепкие девки на пастилу» — вполне могли запросить производители воздушного лакомства. Набирали барышень сильных, и выносливых. Две девушки без остановки взбивали двое суток однородную массу из кислой антоновки. Затем крестьянки раскладывали пасту ровным слоем для подсыхания и несколько суток ждали пока застынет яблочное пюре. И только потом аккуратно нарезали ровными полосками. Зато можно было вволю полакомиться оставшимися обрезками. Так что – с одной стороны вкуснота и сладость, с другой – тяжкий труд. Кстати, супруга Льва Николаевича Толстого, с пониманием относилась к его слабости к пастиле. Она изобрела даже свой особенный рецепт, который среди друзей и гостей дома назывался «пастила Толстых».
4
Поляницы: чужие или свои?
На нашей земле ходит множество легенд о целых армиях русских женщин, отличающихся безмерной отвагой и даже готовых к потере одной груди. Но ученые историки только насмешливо фыркают: «Сказки и фантазии!». Но найденные древние захоронения девиц в полном воинском снаряжении и с оружием, ненавязчиво намекают, что были-таки богатырки на Руси. Да и слова Никифора, патриарха Константинопольского подтверждают молву. Он упоминает, что при осаде его прекрасного города племенами славян и кочевников, можно было наблюдать женщин в боевых доспехах, сражающихся наравне с мужчинами. Есть, правда, мнение, что поляницы – это не наш «продукт», не отечественный. Дескать, это то ли сарматки, то ли половчанки, а то и вообще – первая западная волна феминисток. Но в основе каждой народной сказки есть фактическая подоплека, а уж слишком много на Руси сказок о барышнях в доспехах.
5
Наузницы: вязаные лестницы
Нередко упоминаются в мифологии и различные узлы. Нечисть на Руси путала конские гривы и пряжу. А особо проказливые духи могли дальнюю дорогу или даже судьбу в узел завязать. Но и у людей были свои доки по части художественной вязки – наузницы. По поверьям, эти знахарки узкой специализации могли призвать удачу, вылечить от тяжелой болезни, приворожить или даже погубить насмерть. Для сложных случаев знатоки хитросплетений делали обереги «лестнички». В эти длинные шелковые или шерстяные веревки, вплетались весьма экзотические предметы. Это могли быть кости, иглы, крылья летучих мышек, змеиные выползки. Такая магия слыла очень сильной. И не мудрено: найдет противная соперница такое у себя на крыльце – и магии почти не надо! От испуга случится у любого расстройство желудка или икота.
6
Свахи: бабушки маркетологов
Профессия свахи не уходит корнями в глубокую древность. Раньше браки заключались незатейливо – либо украл, либо купил. А вот при усложнении этого процесса и развитии обрядовости посредник срочно потребовался.
Настоящая «профи» могла сотворить невозможное: уговорить на брак несогласных маму и папу, убедить разборчивую девицу, что именно этот «фрик» — ее судьба. Даже, скрыть потерю невинности невестой до брака могли эти умелицы. Первым человеком, которому дозволялось войти в спальню к новобрачным, была именно сваха. К тому же она должна была знать миллион подходящих примет, говорить сладко и убедительно. Да и все время быть начеку приходилось: родители невесты или жениха то и дело норовили нежданно нагрянуть друг к другу в гости. И тут нужно было их догнать, перегнать и устроить достойный прием.
7
Повитухи: что они вили?
Если уж женщина приняла в твоей семье ребенка, то привечать ее следовало всю жизнь. А иначе, упорно твердила молва, на том свете придется ей лизать ладони бесконечно долго. В гроб хороших повитух клали в варежках, из уважения к их волшебным рукам. У этих женщин, а мужчин долго не подпускали к роженицам, существовал целый кодекс поведения. Нельзя было отказать в помощи, надо было знать древние молитвы и заговоры, иметь в доме достаток (а то еще заразишь бедностью новорожденного!). Бабка оставалась с новоиспеченной матерью аж 40 дней – помогала купать, лечить и …вить. Именно витьем раньше называлось пеленание.
Ремесло с мужским характером | Журнал Ярмарки Мастеров
В нашей стране мужчины и женщины равны в своих правах, но к счастью, есть ряд профессий, где женщинам запрещается работать. Это профессии, которые связаны с тяжелым физическим трудом или вредными и опасными условиями. Например, к исключительно мужским относят профессии, связанные с подъемом и перемещением тяжестей и подземные работы в горнодобывающей промышленности. Не примут женщин в плавильщики металлов, газосварщики, машинисты бульдозера, вальщики леса и так далее.
Кроме этих профессий к профессиям, в которых по статистике заняты преимущественно мужчины( 99%), относятся такие специальности, как токарь, персональный водитель, IT-директор, главный энергетик, инженер-механик и оператор станков с ЧПУ.
Согласно опросам общественного мнения, «самыми мужскими» традиционно считаются профессии спасателя, пожарного, военного, сотрудника силовых структур (спецназ, ОМОН), дальнобойщика и моряка.
К мужской можно отнести работу поваров — мужчин, при этом, доля мужчин шеф-поваров в сфере общественного питания составляет 82%, а рядовых поваров — 60%.
А вот мужчины — учителя и воспитатели,библиотекари ифармацевты встречаются очень и очень редко. Но так было не всегда.
Какое-то время назад чисто мужскими профессиями были профессии учителя, врача и, трудно поверить — вязальщика спицами и крючком.
Вплоть до 18 века в Европе существовали гильдии вязальщиков, членами которых были только мужчины… А уже в 19 веке эпидемия вязания охватила весь мир и, конечно же, Россию.
Целые артели мужчин-вязальщиков изготавливали носки, шляпки, перчатки, фуфайки, чулки. А в Шотландии появляется традиционный головной убор — вязаный берет… Мужчины-вязальщики очень длительное время старались не допускать женщин к доходному ремеслу, женщинам позволялось лишь прясть пряжу для изделий. Так, по документальным свидетельствам, пражские чулочники заявляли, что «под страхом денежного взыскания не примут на работу в артель ни одной женщины» … Попасть в Гильдию и для мужчин было не простой задачей. Для этого подмастерье сначала должен был в течение трех лет постигать основы вязального ремесла. Мальчики-подростки, которые хотели стать вязальщиками, становились учениками и оставляли свои семьи, чтобы жить с мастерами вязальщицами.
Конец мужского доминирования в вязании наступил после изобретения вязальной машины. В 1589 году английский священник по имени Уильям Ли изобрел вязальную раму, а вскоре были изобретены и вязальные машины. Эти машины работали со скоростью около 7 миллионов стежков в минуту. Никто не мог вязать так быстро.
Но мужчины не перестали вязать!
Когда в 1854 году Япония подписала «Соглашение о дружественных отношениях между Соединенными Штатами и Японией» , вместе с американцами в Японию пришла и западная культура. Не только японское правительство, но и армия были реструктурированы согласно западной модели. Самураи считали западное влияние пагубным для страны и в подтверждение своей правоты принялись вязать перчатки и носки — элементы их новой формы. Они вязали Таbi — особые японские носки с отделением для каждого пальца, они обеспечивали воинам свободу движений.
В прошлом веке во время первой и второй мировых войн мальчики в школах вязали для солдат. В классах устраивались конкурсы, например, кто больше шумит спицами, что, конечно, очень нравилось мальчикам. Они вязали носки, бинты, вкладыши для шлемов и рукавицы без пальцев.
В то же время, раненых солдат тоже учили вязать.Причины этому очень просты: обучение для тренировки мозга, медитативные качества и удовлетворение от создания чего-то своими руками.
И в наши дни мужчины не оставляют это занятие.
Каждый месяц группа мужчин собирается в общественном месте в столице Чили Сантьяго, чтобы насладиться своим хобби- вязанием.
Дэвид Бэбкок (профессор графического дизайна в Университете Центральной Миссури) установил мировой рекорд по вязанию шарфа во время марафона. Бэбкок закончил марафон в Канзас-Сити за пять часов сорок восемь минут и двадцать семь секунд. Эксперты по вязанию измерили шарф, который Дэвид создал во время бега. Шарф оказался чуть длиннее двенадцати футов (3 метра 66 см), побив предыдущий рекорд.
Есть много мужчин, которые просто любят вязать, в том числе и среди знаменитостей. Они спокойно об этом рассказывают. Американский актер, сценарист и продюсер Дэвид Аркетт-заядлый вязальщик. Возможно, он научился этому у своей бабушки и не считает, что это умение должно быть отнесено только к женщинам.
Рассел Кроу — австралийский и американский киноактёр и режиссёр, лауреат премии «Оскар» 2001 года — еще один пример вязания на большой сцене. Он с удовольствием позирует со своим любимым хобби.
Брэндон Мэбли — британский дизайнер, проводя занятия по вязанию для мужчин и женщин по всему миру,замечает бум мужского интереса к этому занятию за последнее время. «Я думаю, что клеймо вязания просто женского ремесла прошло», говорит Брэндон и называет мужское вязание — это «новая йога», медиация, которая помогает бороться со стрессом в нашем стремительном мире.
Всех своих друзей и знакомых радует своими прекрасными салфетками водитель из Витебска Андрей Осипов.
Итак, сегодня по информации из различных источников, все больше мужчин, чем когда-либо, увлечены вязанием (в США по разным оценкам 2 миллиона мальчиков и мужчин сейчас вяжут). Это студенты колледжей, врачи, музыканты, биржевые маклеры, голливудские звезды, городская молодежь, сноубордисты-все, кто занимается этим рукоделием не по необходимости, а потому, что они находят это занятие творческим, медитативным, восстанавливающим силы, а также способом для коммуникации.
Забытые ремесла | Журнал Ярмарки Мастеров
Необычные и редкие ремесла русских женщин
Русские женщины всегда славились как мастерицы и затейницы. Именно про наших женщин писал Николай Некрасов:» И в избу горящую войдет, и коня на скаку остановит…» Это на тот счёт, что русским женщинам всё по плечу. Существовали ремёсла, с которыми справлялась только женщина и то не каждая. Некоторые из ниже перечисленных ремёсел, находят место быть и в наши дни…
Плакальщицы: свадьба и похороны
Провожая домашних в последний путь, родственники должны были голосить как следует. Иначе бы их заподозрили, как минимум, в равнодушии к покойному. Мастерицы художественного рыдания своим талантом и всех настраивали на нужную трагическую волну. Во многих деревнях они не только создавали настроение, но и диктовали отлетевшей душе, как и куда двигаться, чтобы обрести блаженство.
Профессионалки ценились не только за способность стенать часами, но и за умение складывать свои причеты конкретно для каждого случая. Приглашали их не только на похороны, но даже и на свадьбы. Ведь невесте на крестьянской свадьбе полагалось быть зарёванной и скорбной, а далеко не каждой девице удавалось так расстроиться. И вот только завопит плакальщица: «Ой, да ж прости-прощай, родимая донюшка…» — так, глядишь, слёзы сами собой наворачиваются, а значит, все приличия соблюдены.
Горшечницы: каждому – своё
Когда люди ещё слыхом не слыхивали об обществе потребления, главенствовал простой закон: каждый все делает для себя. В те времена гончарное ремесло было целиком в женских руках. Красотой и функциональностью эти изделия не отличались. Обычно это были миски, сделанные простым незатейливым способом. В глиняном коме выдавливалось отверстие приблизительно посередине или каталась меж ладоней длинная колбаска и укладывалась спиралью. Зато креатив, ручная работа и авторский стиль! У каждой хозяйки миски были свои – попробуй укради. Добавляли мастерицы в глину различные примеси — и белый речной песок, и камешки, а кому посчастливилось найти – и мелкий жемчуг. «Пекли» рукодельницы и другие вещи: глиняные бусы, игрушки для малышей, свистульки.
Пастильщицы: сладкие женщины
«Требуются крепкие девки на пастилу» — вполне могли запросить производители воздушного лакомства. Набирали барышень сильных, и выносливых. Две девушки без остановки взбивали двое суток однородную массу из кислой антоновки. Затем крестьянки раскладывали пасту ровным слоем для подсыхания и несколько суток ждали пока застынет яблочное пюре. И только потом аккуратно нарезали ровными полосками. Зато можно было вволю полакомиться оставшимися обрезками. Так что – с одной стороны вкуснота и сладость, с другой – тяжкий труд. Кстати, супруга Льва Николаевича Толстого, с пониманием относилась к его слабости к пастиле. Она изобрела даже свой особенный рецепт, который среди друзей и гостей дома назывался «пастила Толстых».
Поляницы: чужие или свои?
На нашей земле ходит множество легенд о целых армиях русских женщин, отличающихся безмерной отвагой и даже готовых к потере одной груди. Но ученые историки только насмешливо твердят: «Сказки и фантазии!».Найденные же древние захоронения девиц в полном воинском снаряжении и с оружием, ненавязчиво намекают, что были-таки богатырки на Руси. Да и слова Никифора, патриарха Константинопольского подтверждают молву. Он упоминает, что при осаде его прекрасного города племенами славян и кочевников, можно было наблюдать женщин в боевых доспехах, сражающихся наравне с мужчинами. Есть, правда, мнение, что поляницы – это не наш «продукт», не отечественный. Дескать, это то ли сарматки, то ли половчанки, а то и вообще – первая западная волна феминисток. Но в основе каждой народной сказки есть фактическая подоплёка, а уж слишком много на Руси сказок о барышнях в доспехах.
Наузницы: вязаные лестницы
Нередко упоминаются в мифологии и различные узлы. Нечисть на Руси путала конские гривы и пряжу. А особо проказливые духи могли дальнюю дорогу или даже судьбу в узел завязать. Но и у людей были свои доки по части художественной вязки – наузницы. По поверьям, эти знахарки узкой специализации могли призвать удачу, вылечить от тяжелой болезни, приворожить или даже погубить насмерть. Для сложных случаев знатоки хитросплетений делали обереги «лестнички». В эти длинные шёлковые или шерстяные веревки, вплетались весьма экзотические предметы. Это могли быть кости, иглы, крылья летучих мышек, змеиные выползки. Такая магия слыла очень сильной. И не мудрено: найдёт противная соперница такое у себя на крыльце – и магии почти не надо! От испуга случится у любого расстройство желудка или икота.
Свахи
Профессия свахи не уходит корнями в глубокую древность. Раньше браки заключались незатейливо – либо украл, либо купил. А вот при усложнении этого процесса и развитии обрядовости посредник срочно потребовался.
Настоящая «профи» могла сотворить невозможное: уговорить на брак несогласных маму и папу, убедить разборчивую девицу, что именно этот «фрик» — её судьба. Даже, скрыть потерю невинности невестой до брака могли эти умелицы. Первым человеком, которому дозволялось войти в спальню к новобрачным, была именно сваха. К тому же она должна была знать миллион подходящих примет, говорить сладко и убедительно. Да и всё время быть начеку приходилось: родители невесты или жениха то и дело норовили нежданно нагрянуть друг к другу в гости. И тут нужно было их догнать, перегнать и устроить достойный приём.
Повитухи: что они вили?
Если уж женщина приняла в твоей семье ребёнка, то привечать её следовало всю жизнь. А иначе, упорно твердила молва, на том свете придется ей лизать ладони бесконечно долго. В гроб хороших повитух клали в варежках, из уважения к их волшебным рукам. У этих женщин, а мужчин долго не подпускали к роженицам, существовал целый кодекс поведения. Нельзя было отказать в помощи, надо было знать древние молитвы и заговоры, иметь в доме достаток (а то ещё заразишь бедностью новорождённого!). Бабка оставалась с новоиспечённой матерью аж 40 дней – помогала купать, лечить и …вить. Именно витьём раньше называлось пеленание.
Немного о прядении | Журнал Ярмарки Мастеров
Весьма устойчивая традиция рисует «примерных», то есть домовитых, трудолюбивых женщин и девушек Древней Руси (как и других современных ей европейских стран) всего чаще занятыми за прялкой. Это касается и «добрых жён» наших летописей, и сказочных героинь. Действительно, в эпоху, когда буквально все предметы каждодневной необходимости изготавливались своими руками, первейшей обязанностью женщины, помимо приготовления пищи, было обшивать всех членов семьи. Рассмотрим предшествующие стадии «технологического процесса» – прядение нитей, изготовление тканей и их окраску, поскольку всё это также делалось самостоятельно, в домашних условиях. (О каждом из процессов будет публикация — прим. Мастерская «Saga»)
К работе этого рода приступали осенью, после окончания уборки урожая, и старались завершить её к весне, к началу нового сельскохозяйственного цикла. Учёные пишут, что наши прапрабабушки трудились буквально не разгибая спины: например, для того, чтобы в одиночку соткать за шесть месяцев три холста по 50 м длиной, нужно проводить за ткацким станком по двенадцать-пятнадцать часов в день. А чтобы спрясть нитки из одного пуда (то есть 16,3 кг) подготовленного волокна, требовалось ни много ни мало девятьсот пятьдесят пять часов усердной работы…
Конечно, хозяйка дома, большуха, физически не могла справиться со всем этим без помощи невесток и дочерей. Действительно, воспитание девочек было направлено не в последнюю очередь на то, чтобы вырастить из них «тонкопрях». Даже пуповину новорожденной девочки старались перерезать на веретене, чтобы уже с первых минут жизни магически «привязать» её к будущему занятию. О том же говорит и обычай, сохранившийся у соседей славянских племён – карелов: когда маленькая девочка в первый раз засмеётся, ей подносили веретено.
В дальнейшем, когда пяти-семи лет от роду славянских детей начинали приучать к домашним работам, девочка выпрядала свою первую нить. Конечно, это событие (как и вообще всё «самое первое», происходившее в жизни ребёнка) сопровождалось магическими обрядами. Так, ещё в начале ХХ века эту первую нить сматывали в клубок и торжественно сжигали, а пепел девочка должна была выпить с водой (в ряде местностей вдыхался дым горящей нити). Делалось это для того, чтобы трудолюбие и искусство не покинуло рукодельницу до конца её дней. Было и другое, тоже волшебное, применение для первой спрядённой нити. Мать девочки прятала её и приберегала до тех пор, пока дочь не станет невестой. И вот тогда-то, готовя её к таинству свадьбы, мать опоясывала своё дитя этой нитью под всеми нарядами по голому телу. По мнению наших предков, нить самого первого прядения была неприступным оберегом против порчи и сглаза, против нечисти, которая, как считалось, особенно опасна для новой семьи, не успевшей толком сложиться и обрести надёжного мистического покровителя.
Наконец, приданое, которое молодая жена должна была принести в дом мужа, состояло большей частью из одежды и белья и, как правило, собственноручно приготовлялось невестой в течение всей юности, накапливаясь в особом сундуке…
«Непряха», «неткаха» – это были крайне обидные прозвища для девочек-подростков. И не следует думать, что у древних славян нелёгкий женский труд был уделом лишь жён и дочерей простого народа, а девушки из знатных семей росли бездельницами и белоручками, подобно «отрицательным» сказочным героиням. Вовсе нет. В те времена князья и бояре по тысячелетней традиции являлись старейшинами, предводителями народа, до некоторой степени посредниками между людьми и Богами. Это давало им определённые привилегии, но и обязанностей было не меньше, и от того, сколь успешно они с ними справлялись, напрямую зависело благополучие племени. Вождю, в частности, следовало быть образцом для подражания буквально во всём, и это распространялось на членов его семьи. Жена и дочери боярина либо князя не только «обязаны» были быть красивее всех (теперь ясно, что сказочные «прекрасные принцессы» отнюдь не случайны!), им и за прялкой надлежало быть «вне конкуренции». Поэтому не удивляются археологи, обнаруживая остатки веретён при раскопках и вполне рядовых изб, и в богатых кладах рядом с золотыми украшениями и жемчугом. По всей средневековой Европе прядение считалось «наиболее приличным» времяпровождением для знатных женщин. Как тут не вспомнить сказку о Спящей Красавице, где королевской (!) дочери грозит реальная опасность уколоться веретеном, когда она подрастёт и примется прясть.
Что же касается наиболее отдалённых времён, – мы уже знаем, что наряду с «мужскими домами», где мужчины рода внушали мальчикам различные чисто мужские премудрости, мистические и повседневные, у древних славян существовали и «женские дома», где старшие женщины обучали девочек женской магии и ремеслу, в том числе прядению и ткачеству. Слова «магия» и «ремесло» стоят здесь рядом по праву. Ведь прядильщица или ткачиха (как и кузнец, строитель, гончар…) создаёт форму (нить) из бесформенного (комок волокна), определённым образом «организует пространство», заполняя пустое место тканью, а значит, деятельно участвует в длящемся «сотворении мира».
Не случайно многие и многие древние народы делали хозяевами и хранителями судеб не Богов, а Богинь, сидящих за прялками или за ткацким станком. Нити человеческих судеб выпрядали хеттские, греческие, римские, скандинавские Богини. Долгане и эвенки, живущие на севере нашей страны, представляют судьбы в виде невидимых нитей, тянущихся к небесам от головы каждого человека. А в Африке, согласно верованиям дагомейцев, Богиня предсказательница судьбы является дочерью (по другим версиям – матерью) Богини покровительницы прядильщиц…
Существовали подобные верования и у славян. О том, что и для нас судьба была некогда вполне вещественной «нитью», свидетельствует хотя бы до сих пор бытующее выражение «связать свою судьбу» с кем-то или чем-то. Древние (да и не очень древние) славяне считали: льняная нить, которой перевязывали («повивали») пуповину младенца, накрепко, на всю жизнь «прививала» к нему его Долю – маленькое Божество личной судьбы, даруемое каждому человеку Матерью Ладой, старшей Рожаницей, Богиней космического порядка вещей. А покровительницей прядения и ткачества у наших языческих предков была Макошь, которую некоторые исследователи считают без преувеличения хозяйкой судеб – великой Богиней Земли…
Вот какую поистине «космическую» нить пряли наши прапрабабушки и, надобно думать, прекрасно это осознавали. Нелёгкий повседневный труд был для них своего рода священнодействием, а вовсе не нудной обязанностью, как может показаться современному человеку.
(Из книги М. Семеновой «Мы — славяне»)
P.S. От себя — не существует истины в рассуждениях о столь давних временах, однако из этой книги можно почерпнуть полезную информацию, плюс книга имеет под собой теоретическую основу, полезна для общего развития.