Ремесло женское: изготовление игрушек, плетение кружев, приготовление пастилы. – Необычные женские ремёсла на Руси

«Женщина и ремесло» | Журнал Ярмарки Мастеров

Когда перед тобой закрывается одна дверь, важно не упорствовать, не истерить, не продолжать биться о нее головой, пытаясь ее открыть. Нужно оглядеться вокруг — обязательно откроется какая-нибудь другая дверь с новыми возможностями.

Когда этот мировой кризис дополз-таки и до нас, мои продажи на Ярмарке плавно сошли на нет. Несколько месяцев я оплачивала свой магазин вхолостую, пока не перестала видеть в этом всякий смысл. Я перестала выкладывать здесь свои работы, но не перестала работать — работала для местных выставок, для друзей, и, самое главное, — для самой себя.

А однажды мне позвонили…

И после этого…

Прошлой осенью мне посчастливилось стать участницей стартовавшего в Приднестровье проекта “Женщина и ремесло”,
целью которого явилось возрождение народных ремесел в республике, обучение женщин и стартовая помощь в организации собственного дела на базе определенного ремесла.

Первой частью этого проекта стали ознакомительные поездки и экскурсии к ведущим мастерам-ремесленникам Молдовы, которые успешно ведут свои дела уже многие годы. Мы смогли увидеть гончарные, керамические, ковроткаческие хозяйства и мастерскую по лозоплетению; познакомились с мастерами, услышали их истории — все разные, каждая — со своими сложностями, но все — очень вдохновляющие. Смогли понаблюдать творческие, рабочие процессы, и даже попробовать ремесло своими руками.

Конечно же, от всего этого — море эмоций, впечатлений и информации — все это чередовалось с длинными переездами по осенней Молдове, на фоне восхитительных пейзажей и неповторимого сказочного освещения, теплой погоды, не смотря на позднюю осень, и вкусного обеда в настоящих молдавских традициях — что тоже немаловажно.

Второй частью проекта была зимняя школа, где нас обучали основным видам ремесла, присущим нашему Приднестровскому краю, которые когда-то процветали, вплоть до советских времен, а впоследствии оказались на грани вымирания. а также некоторым сопутствющим специальным дисциплинам.

После обучения, уже весной, состоялся конкурс бизнес-идей, изложенных всеми участницами проекта и вручение победителям мини-грантов, предназначенных для закупки необходимых материалов и оборудования.

Раз я взялась обо всем этом повествовать, то, разумеется, я тоже попала в число победителей))
Что из этого вышло, и как развивались события дальше — расскажу в следующий раз)

О женских ремеслах или Очень Личная История

Словосочетание women’s craft , переводится как женские ремесла. Довольно распространенный термин , которым описываются ремесла традиционно считающиеся женскими . Работа с текстилем в этом списке на первом месте.

И есть у меня история,которой очень долго не могла поделиться. А сейчас настало время.

Я познакомилась с М. когда ей было уже восемьдесят. Историю нашего знакомства описывать не буду. Сначала мы друг другу, очень не понравились ,и она на меня стучала кулаком по столу, а уже потом мы нежно дружили до самого ее ухода .Я не знала, что она хорошо шьет. Как -то это не вязалось с ее обликом .

В какой то момент болезни она оказалась в больнице , в коридоре неврологического отделения . Я очень готовилась к этому визиту , потому что больниц боюсь и запахи больничные переношу с трудом. Очень настраивалась быть бодрой ,не бояться и главное внушать оптимизм всем своим видом.

Скажу сразу, я все смогла . М. мне обрадовалась ,узнала, с удовольствием попробовала гостиницы, и хотя она не была уже прежней мы как смогли пообщались. Время посещения близилось к концу, и мы стали собираться домой. Но все учесть невозможно , и именно тут меня настигли эти самые женские ремесла.Они ударили по мне наотмашь. В коридоре неврологического отделения, кровать М. была накрыта лоскутным одеялом, которое она сама когда -то сшила. Нет ,это было не лоскутное отдеяло из новой ткани порезанной на кусочки ,на такие глупости в ее жизни не было времени .Это было лоскутное одеяло , из прежней одежды,читай жизни. Красиво и практично . В нем было лоскуты от каких -то праздничных блузок и платьев, пальто,костюмов, что то детское . В этих кусочках ткани передо мной промелькнула вся ее жизнь,которую она взяла с собой в больничный коридор и укрылась ею от всего этого ужаса. Это было просто лоскутное одеяло , в которое никаких особых эмоций М. не вкладывала, это было не в ее характере,но именно оно меня добило. Я засобиралась уходить, что бы позорно не разрыдаться . М. я больше не видела, так выходит что тогда мы и попрощались.

А вчера всплыла в голове эта история, и я узнала у друзей , что и день рождения у нее тоже был вчера .

Так что дорогая М. будь здорова и счастлива где бы ты не была . А мы в меру сил будем заниматься женскими ремеслами , результаты которых иногда бывают так непредсказуемо эмоциональны .

Ремесла мужские и женские

 

Ты уже знаешь, что постепенно люди стали разделять ремесла, чтобы каждый мог заниматься тем, что у него лучше всего получается, и чтобы каждая сделанная вещь получалась самого высокого качества, да за малый срок. Конечно, самое первое разделение ремесел произошло на женские и мужские. Собственно, никакого деления почти не было, просто из самой глубокой старины так повелось, что мужчины делают то, что требует большей силы и выносливости, а женщины занимаются работой, требующей кропотливого труда, терпения, изящества. К «мужским» ремеслам относились резьба и роспись по дереву, кузнечное дело, плетение из бересты. А к женским – ткачество, шитье, вышивка и вязание. И мужчины, и женщины с равным успехом занимались плетением из соломки.

Иглой и ниткой

Ткачество

Долго тянулись осенние и зимние вечера. В эти вечера и развивались ремесла. Сидит хозяйка в доме, при свете лучины и прядет нити из шерсти и льна. Из пушистых комочков рождается нить. Лен раньше был широко распространен в Карелии. Из ниток будет соткано полотно- ткань. А из нее сошьют одежду всей семье. Детскую и женскую одежду, а также полотенца часто украшали вышивкой. Когда одежда будет готова, то соседи и родственники увидят, рассмотрят, оценят. Похвалят: «мастерица!»

Для любознательных.

Еще в Карелии ткали пояса! Пояс считался важной деталью крестьянского костюма, как мужского, так и женского. Ходить без пояса считалось неприличным, а про того, кто нарушает правила поведения, говорили «распоясался». Наверное, ты слышал это выражение? Оно берет свое начало из глубокой старины!

Простейшие пояса делались из одной или нескольких свитых нитей. А более сложные создавали на ткацких станках, и особо умелые мастера делали на них вертикальные цветные полоски. Точно такие же цветные полоски можно было встретить на полотенцах, платьях, занавесках. Все эти детали делали убранство дома и одежду человека приятнее глазу, красивее, интереснее. На некоторые виды орнаментов и полосок даже была в разные времена мода !

 

Вышивка

Вышивка была самым популярным украшением ткани. В Карелии вышивали в основном красными нитями по белому льняному фону. Может быть, ты видел у бабушки старинные салфетки и скатерти, вышитые таким образом? А в магазинах сейчас подобные вещи покупают как сувениры.

Крестьянки вышивали образы растений, зверей, птиц. Каждое изображение, каждая вышитая линия имела свой тайный смысл, потому что многие вышитые вещи считались еще и оберегами. Например, прямая полоса означала землю, волна – воду, ромб – поле, ромб с точками по краям – засеянное поле.

В Пудоже, Поморье и особенно Каргополе было распространено «золотое шитье», то есть вышивка золотыми нитками. Так украшали в основном женские головные уборы.

 

Вязание

Вязание, конечно, женское ремесло, однако первоначально занимались ним чаще мужчины. Поначалу вязали не спицами, как сейчас, а большой иголкой. Странно, правда? Всего двести лет назад жители Карелии стали вязать так, как нам сейчас кажется привычным. Жители Карелии носили вязаные свитера, шарфы, чулки. В Северной Карелии вязали яркие вещи, с богатым орнаментом. А в Южной Карелии наоборот предпочитали умеренные тона и отсутствие рисунка.

Подумай и ответь.

Есть ли в вашем доме вещи, изготовленные семейными мастерицами? Что это за вещи? Кто и когда их изготовил?

Обсудите, не устроить ли в классе выставку этих работ? А если к ним присоединятся и работы мастеров-мужчин – будет просто замечательно! Может получиться очень хороший праздник «Слава умелым рукам».

А что умеешь мастерить ты сам?

 

Домашнее задание.

Во время прогулок присмотрись, нет ли поблизости кузницы, или домов, украшенных резьбой? А может быть, есть другие интересные мастерские? Расскажи о них на следующем уроке.

 

 

Мужские ремесла

 

Резьба по дереву

Резьба по дереву бывает двух видов: объемная и плоская.

К объемной резьбе по дереву относилось изготовление чашек, ложек, гребней и детской игрушки. Каждый хозяин старался сделать для своей семьи все самое лучшее и необычное. Деревянных кукол жители Севера называли «панками» . Фигуры коня, женщины, птицы служили оберегами*. Их клали в колыбель, давали ребенку в руки, чтобы уберечь от нечистой силы, от зла.

 

Плоская резьба по дереву обычно заметна на предметах более крупных. На домах красивые ставни, видишь? А в домах прялки с резными ножками. На них орнамент вырезан ножом,. Это и есть плоская резьба по дереву. В таких орнаментах чаще всего используются геометрические фигуры, и чаще других – треугольник.

Вырезанные игрушки, посуду и мебель иногда расписывали красками, чтобы сделать их более праздничными. В селе Космозеро жили на всю округу известные мастера росписи, отец и сын Абрамовы . Абрамов старший любил изображать пышные букеты цветов, а сын предпочитал украшать изделия сказочным цветком шиповника. Некоторые из их изделий дошли до наших дней.

 

Оберег – небольшой предмет, который наделяли волшебной силой, полагая что он защитит от злых сил.

Орнамент – рисунок, в котором в определенном порядке повторяются одинаковые элементы.

 

 

Берестоплетение

 

Береста была важной частью жизни любой семьи. Как правило, заготавливали бересту летом, срезая лентой по спирали из березы. Затем её закручивали в клубки – сарги, и хранили до зимы. А уж зимой, когда мороз такой, что носа на улицу не высунешь, начинали из нее создавать полезные и красивые вещи. Из бересты плели кошели; солонки – открытые для дома, в виде уточки с пробкой – для дороги; бутыли, корзины, футляры для ножей, топоров и кос и даже мячи с горохом для детворы. Такой мяч и летал хорошо, и подскакивал ловко: но, конечно, только если его сплести грамотно. Занимались берестоплетением в основном мужчины.

Для любознательных.

Сейчас в сувенирных магазинах часто можно увидеть плетеные лапти. В старину лапти тоже плели, но не так уж часто: носили эту обувь только во время сенокоса, так как носить их можно было только семь дней, потом они разваливались. Бережные крестьяне по дорогам ходили босиком, а входя в лес надевали лапти, чтобы не наколоть ноги.

 

 

Береста – тонкая, специально обработанная кора березы.

Сарги – клубки бересты

Лапти – старинная обувь из бересты.

 

 

Кузнецы

 

Вот уж кому нужна сила, так это кузнецу. Не каждый мужчина справится с этим ремеслом, а женщине оно и вовсе не под силу. Ведь тут надо работать с тяжелым, да еще горячим металлом! Бьет кузнец молотом по наковальне – только искры летят! Если попадешь случайно ему под руку – можешь получит серьезную травму.

В Карелии, особенно на юге, трудились славные кузнецы. Почти в каждой деревне была своя кузница, а изделия кузнецов славились далеко за пределами уезда. В Олонце насчитывалось около 100 кузниц! А Егор Кершинский из деревни Матвеевской Нигижемского погоста в 1861 году за серпы и косы ручной ковки был награжден бронзовой медалью Императорского Вольного экономического общества.

Молот, наковальня – орудия кузнеца. Наковальня – специальная очень тяжелая подставка, стол, на котором кузнец работал.

 

Слава мастерам!

В заключение главы о ремеслах, прочти это стихотворение Ивана Костина

 

Ты известностью в округе

Не уступишь никому.

Мне воспеть бы твои руки

Да воздать бы на досуге

Честь смекалке и уму.

 

Красочно б воспеть узоры

Не для красного словца,

Чтоб людей теплели взоры

Светом полнились сердца.

 

Это стихотворение поэт назвал «Вышивальщица». Но эти строки подходят для описания любого ремесла: ведь каждое из них направлено на то, чтобы «теплели взоры и светом полнились сердца», правда? А когда вокруг тебя красивые и удобные вещи, которые сделаны с душой и умением, то и дом становится уютнее, и на душе светлее. У всех народов, во все времена славились умельцы!

!? 1. «Распоясался» — почему мы так говорим? Как появилось это выражение?

2. Какими ремеслами традиционно занимались мужчины, а какими – женщины? Почему так получалось?

3. Посмотри внимательно на все новые слова, которые встретились тебе в тексте. Понятно ли тебе их значение? Если что-то неясно, спроси у учителя.

Домашнее задание.

Узнай, какой музыкальный инструмент был известен в Карелии с давних времен и прославил ее? Он популярен и сегодня.

Кантеле напевы

Много на земле разных народов, в чем-то они похожи, а в чем-то различаются так же сильно, как лето и зима. Очень заметны эти отличия в национальной одежде, танцах и музыке. У некоторых народов песни и танцы зажигательные, быстрые, у других – плавные, неспешные. Кто-то издавна на всех праздниках бьет в диковинные барабаны, кто-то издает заливистые трели на странных дудочках, а кто-то бренчит на натянутых струнах… Каждый народ, каждый танец и каждый музыкальный инструмент интересен по своему!

У нас в Карелии есть свой национальный музыкальный инструмент. Называется он – кантеле.

 

Кантеле и гусли

В русских сказках ты наверняка встречал героев, которые играли на «гуслях» . Так вот карельское кантеле – почти брат русским гуслям! Очень уж они похожи. Размером невелики, формой продолговаты – в руках держать удобно. Чтобы извлечь звуки – щипли и бренчи по струнам.

 


Читайте также:


Рекомендуемые страницы:

Поиск по сайту

7 экзотических женских ремесел | Русская семерка

Русские женщины всегда славились как мастерицы и затейницы. Оказия ходить по полыхающим избам и кидаться на коней представлялась нашим праматерям не так уж часто. Но и в «мирное» время они находили себе необычные, а подчас и экстремальные занятия.

1

Плакальщицы: свадьба и похороны

Провожая домашних в последний путь, родственники должны были голосить как следует. Иначе бы их заподозрили, как минимум, в равнодушии к покойному. Мастерицы художественного рыдания своим талантом и всех настраивали на нужную трагическую волну. Во многих деревнях они не только создавали настроение, но и диктовали отлетевшей душе, как и куда двигаться, чтобы обрести блаженство.

Профессионалки ценились не только за способность стенать часами, но и за умение складывать свои причеты конкретно для каждого случая. Приглашали их не только на похороны, но даже и на свадьбы. Ведь невесте на крестьянской свадьбе полагалось быть зареванной и скорбной, а далеко не каждой девице удавалось так расстроиться. И вот только завопит плакальщица: «Ой, да ж прости-прощай, родимая донюшка…» — так, глядишь, слезы сами собой наворачиваются, а значит, все приличия соблюдены.

2

Горшечницы: каждому – свое

Когда люди еще слыхом не слыхивали об обществе потребления, главенствовал простой закон: каждый все делает для себя. В те времена гончарное ремесло было целиком в женских руках. Красотой и функциональностью эти изделия не отличались. Обычно это были миски, сделанные простым незатейливым способом. В глиняном коме выдавливалось отверстие приблизительно посередине или каталась меж ладоней длинная колбаска и укладывалась спиралью. Зато креатив, ручная работа и авторский стиль! У каждой хозяйки миски были свои – попробуй укради. Добавляли мастерицы в глину различные примеси — и белый речной песок, и камешки, а кому посчастливилось найти – и мелкий жемчуг. «Пекли» рукодельницы и другие вещи: глиняные бусы, игрушки для малышей, свистульки.

3

Пастильщицы: Сладкие женщины

«Требуются крепкие девки на пастилу» — вполне могли запросить производители воздушного лакомства. Набирали барышень сильных, и выносливых. Две девушки без остановки взбивали двое суток однородную массу из кислой антоновки. Затем крестьянки раскладывали пасту ровным слоем для подсыхания и несколько суток ждали пока застынет яблочное пюре. И только потом аккуратно нарезали ровными полосками. Зато можно было вволю полакомиться оставшимися обрезками. Так что – с одной стороны вкуснота и сладость, с другой – тяжкий труд. Кстати, супруга Льва Николаевича Толстого, с пониманием относилась к его слабости к пастиле. Она изобрела даже свой особенный рецепт, который среди друзей и гостей дома назывался «пастила Толстых».

4

Поляницы: чужие или свои?

На нашей земле ходит множество легенд о целых армиях русских женщин, отличающихся безмерной отвагой и даже готовых к потере одной груди. Но ученые историки только насмешливо фыркают: «Сказки и фантазии!». Но найденные древние захоронения девиц в полном воинском снаряжении и с оружием, ненавязчиво намекают, что были-таки богатырки на Руси. Да и слова Никифора, патриарха Константинопольского подтверждают молву. Он упоминает, что при осаде его прекрасного города племенами славян и кочевников, можно было наблюдать женщин в боевых доспехах, сражающихся наравне с мужчинами. Есть, правда, мнение, что поляницы – это не наш «продукт», не отечественный. Дескать, это то ли сарматки, то ли половчанки, а то и вообще – первая западная волна феминисток. Но в основе каждой народной сказки есть фактическая подоплека, а уж слишком много на Руси сказок о барышнях в доспехах.

5

Наузницы: вязаные лестницы

Нередко упоминаются в мифологии и различные узлы. Нечисть на Руси путала конские гривы и пряжу. А особо проказливые духи могли дальнюю дорогу или даже судьбу в узел завязать. Но и у людей были свои доки по части художественной вязки – наузницы. По поверьям, эти знахарки узкой специализации могли призвать удачу, вылечить от тяжелой болезни, приворожить или даже погубить насмерть. Для сложных случаев знатоки хитросплетений делали обереги «лестнички». В эти длинные шелковые или шерстяные веревки, вплетались весьма экзотические предметы. Это могли быть кости, иглы, крылья летучих мышек, змеиные выползки. Такая магия слыла очень сильной. И не мудрено: найдет противная соперница такое у себя на крыльце – и магии почти не надо! От испуга случится у любого расстройство желудка или икота.

6

Свахи: бабушки маркетологов

Профессия свахи не уходит корнями в глубокую древность. Раньше браки заключались незатейливо – либо украл, либо купил. А вот при усложнении этого процесса и развитии обрядовости посредник срочно потребовался.

Настоящая «профи» могла сотворить невозможное: уговорить на брак несогласных маму и папу, убедить разборчивую девицу, что именно этот «фрик» — ее судьба. Даже, скрыть потерю невинности невестой до брака могли эти умелицы. Первым человеком, которому дозволялось войти в спальню к новобрачным, была именно сваха. К тому же она должна была знать миллион подходящих примет, говорить сладко и убедительно. Да и все время быть начеку приходилось: родители невесты или жениха то и дело норовили нежданно нагрянуть друг к другу в гости. И тут нужно было их догнать, перегнать и устроить достойный прием.

7

Повитухи: что они вили?

Если уж женщина приняла в твоей семье ребенка, то привечать ее следовало всю жизнь. А иначе, упорно твердила молва, на том свете придется ей лизать ладони бесконечно долго. В гроб хороших повитух клали в варежках, из уважения к их волшебным рукам. У этих женщин, а мужчин долго не подпускали к роженицам, существовал целый кодекс поведения. Нельзя было отказать в помощи, надо было знать древние молитвы и заговоры, иметь в доме достаток (а то еще заразишь бедностью новорожденного!). Бабка оставалась с новоиспеченной матерью аж 40 дней – помогала купать, лечить и …вить. Именно витьем раньше называлось пеленание.

Ремесло с мужским характером | Журнал Ярмарки Мастеров

В нашей стране мужчины и женщины равны в своих правах, но к счастью, есть ряд профессий, где женщинам запрещается работать. Это профессии, которые связаны с тяжелым физическим трудом или вредными и опасными условиями. Например, к исключительно мужским относят профессии, связанные с подъемом и перемещением тяжестей и подземные работы в горнодобывающей промышленности. Не примут женщин в плавильщики металлов, газосварщики, машинисты бульдозера, вальщики леса и так далее.

Кроме этих профессий к профессиям, в которых по статистике заняты преимущественно мужчины( 99%), относятся такие специальности, как токарь, персональный водитель, IT-директор, главный энергетик, инженер-механик и оператор станков с ЧПУ.

Согласно опросам общественного мнения, «самыми мужскими» традиционно считаются профессии спасателя, пожарного, военного, сотрудника силовых структур (спецназ, ОМОН), дальнобойщика и моряка.

К мужской можно отнести работу поваров — мужчин, при этом, доля мужчин шеф-поваров в сфере общественного питания составляет 82%, а рядовых поваров — 60%.

А вот мужчины — учителя и воспитатели,библиотекари ифармацевты встречаются очень и очень редко. Но так было не всегда.

Какое-то время назад чисто мужскими профессиями были профессии учителя, врача и, трудно поверить — вязальщика спицами и крючком.

Вплоть до 18 века в Европе существовали гильдии вязальщиков, членами которых были только мужчины… А уже в 19 веке эпидемия вязания охватила весь мир и, конечно же, Россию.

Ремесло с мужским характером, фото № 1

Целые артели мужчин-вязальщиков изготавливали носки, шляпки, перчатки, фуфайки, чулки. А в Шотландии появляется традиционный головной убор — вязаный берет… Мужчины-вязальщики очень длительное время старались не допускать женщин к доходному ремеслу, женщинам позволялось лишь прясть пряжу для изделий. Так, по документальным свидетельствам, пражские чулочники заявляли, что «под страхом денежного взыскания не примут на работу в артель ни одной женщины» … Попасть в Гильдию и для мужчин было не простой задачей. Для этого подмастерье сначала должен был в течение трех лет постигать основы вязального ремесла. Мальчики-подростки, которые хотели стать вязальщиками, становились учениками и оставляли свои семьи, чтобы жить с мастерами вязальщицами.

Конец мужского доминирования в вязании наступил после изобретения вязальной машины. В 1589 году английский священник по имени Уильям Ли изобрел вязальную раму, а вскоре были изобретены и вязальные машины. Эти машины работали со скоростью около 7 миллионов стежков в минуту. Никто не мог вязать так быстро.

Но мужчины не перестали вязать!

Ремесло с мужским характером, фото № 2

Когда в 1854 году Япония подписала «Соглашение о дружественных отношениях между Соединенными Штатами и Японией» , вместе с американцами в Японию пришла и западная культура. Не только японское правительство, но и армия были реструктурированы согласно западной модели. Самураи считали западное влияние пагубным для страны и в подтверждение своей правоты принялись вязать перчатки и носки — элементы их новой формы. Они вязали Таbi — особые японские носки с отделением для каждого пальца, они обеспечивали воинам свободу движений.

Ремесло с мужским характером, фото № 3

В прошлом веке во время первой и второй мировых войн мальчики в школах вязали для солдат. В классах устраивались конкурсы, например, кто больше шумит спицами, что, конечно, очень нравилось мальчикам. Они вязали носки, бинты, вкладыши для шлемов и рукавицы без пальцев.

В то же время, раненых солдат тоже учили вязать.Причины этому очень просты: обучение для тренировки мозга, медитативные качества и удовлетворение от создания чего-то своими руками.

Ремесло с мужским характером, фото № 4

И в наши дни мужчины не оставляют это занятие.

Ремесло с мужским характером, фото № 5

Каждый месяц группа мужчин собирается в общественном месте в столице Чили Сантьяго, чтобы насладиться своим хобби- вязанием.

Ремесло с мужским характером, фото № 6

Дэвид Бэбкок (профессор графического дизайна в Университете Центральной Миссури) установил мировой рекорд по вязанию шарфа во время марафона. Бэбкок закончил марафон в Канзас-Сити за пять часов сорок восемь минут и двадцать семь секунд. Эксперты по вязанию измерили шарф, который Дэвид создал во время бега. Шарф оказался чуть длиннее двенадцати футов (3 метра 66 см), побив предыдущий рекорд.

Ремесло с мужским характером, фото № 7

Есть много мужчин, которые просто любят вязать, в том числе и среди знаменитостей. Они спокойно об этом рассказывают. Американский актер, сценарист и продюсер Дэвид Аркетт-заядлый вязальщик. Возможно, он научился этому у своей бабушки и не считает, что это умение должно быть отнесено только к женщинам.

Ремесло с мужским характером, фото № 8

Рассел Кроу — австралийский и американский киноактёр и режиссёр, лауреат премии «Оскар» 2001 года — еще один пример вязания на большой сцене. Он с удовольствием позирует со своим любимым хобби.

Ремесло с мужским характером, фото № 9

Брэндон Мэбли — британский дизайнер, проводя занятия по вязанию для мужчин и женщин по всему миру,замечает бум мужского интереса к этому занятию за последнее время. «Я думаю, что клеймо вязания просто женского ремесла прошло», говорит Брэндон и называет мужское вязание — это «новая йога», медиация, которая помогает бороться со стрессом в нашем стремительном мире.

Ремесло с мужским характером, фото № 10

Всех своих друзей и знакомых радует своими прекрасными салфетками водитель из Витебска Андрей Осипов.

Ремесло с мужским характером, фото № 11

Итак, сегодня по информации из различных источников, все больше мужчин, чем когда-либо, увлечены вязанием (в США по разным оценкам 2 миллиона мальчиков и мужчин сейчас вяжут). Это студенты колледжей, врачи, музыканты, биржевые маклеры, голливудские звезды, городская молодежь, сноубордисты-все, кто занимается этим рукоделием не по необходимости, а потому, что они находят это занятие творческим, медитативным, восстанавливающим силы, а также способом для коммуникации.

Ремесло с мужским характером, фото № 12

Забытые ремесла | Журнал Ярмарки Мастеров

Необычные и редкие ремесла русских женщин

Забытые ремесла, фото № 1

Русские женщины всегда славились как мастерицы и затейницы. Именно про наших женщин писал Николай Некрасов:» И в избу горящую войдет, и коня на скаку остановит…» Это на тот счёт, что русским женщинам всё по плечу. Существовали ремёсла, с которыми справлялась только женщина и то не каждая. Некоторые из ниже перечисленных ремёсел, находят место быть и в наши дни…

Плакальщицы: свадьба и похороны

Провожая домашних в последний путь, родственники должны были голосить как следует. Иначе бы их заподозрили, как минимум, в равнодушии к покойному. Мастерицы художественного рыдания своим талантом и всех настраивали на нужную трагическую волну. Во многих деревнях они не только создавали настроение, но и диктовали отлетевшей душе, как и куда двигаться, чтобы обрести блаженство.

Профессионалки ценились не только за способность стенать часами, но и за умение складывать свои причеты конкретно для каждого случая. Приглашали их не только на похороны, но даже и на свадьбы. Ведь невесте на крестьянской свадьбе полагалось быть зарёванной и скорбной, а далеко не каждой девице удавалось так расстроиться. И вот только завопит плакальщица: «Ой, да ж прости-прощай, родимая донюшка…» — так, глядишь, слёзы сами собой наворачиваются, а значит, все приличия соблюдены.

Горшечницы: каждому – своё

Когда люди ещё слыхом не слыхивали об обществе потребления, главенствовал простой закон: каждый все делает для себя. В те времена гончарное ремесло было целиком в женских руках. Красотой и функциональностью эти изделия не отличались. Обычно это были миски, сделанные простым незатейливым способом. В глиняном коме выдавливалось отверстие приблизительно посередине или каталась меж ладоней длинная колбаска и укладывалась спиралью. Зато креатив, ручная работа и авторский стиль! У каждой хозяйки миски были свои – попробуй укради. Добавляли мастерицы в глину различные примеси — и белый речной песок, и камешки, а кому посчастливилось найти – и мелкий жемчуг. «Пекли» рукодельницы и другие вещи: глиняные бусы, игрушки для малышей, свистульки.

Забытые ремесла, фото № 2

Пастильщицы: сладкие женщины

«Требуются крепкие девки на пастилу» — вполне могли запросить производители воздушного лакомства. Набирали барышень сильных, и выносливых. Две девушки без остановки взбивали двое суток однородную массу из кислой антоновки. Затем крестьянки раскладывали пасту ровным слоем для подсыхания и несколько суток ждали пока застынет яблочное пюре. И только потом аккуратно нарезали ровными полосками. Зато можно было вволю полакомиться оставшимися обрезками. Так что – с одной стороны вкуснота и сладость, с другой – тяжкий труд. Кстати, супруга Льва Николаевича Толстого, с пониманием относилась к его слабости к пастиле. Она изобрела даже свой особенный рецепт, который среди друзей и гостей дома назывался «пастила Толстых».

Поляницы: чужие или свои?

На нашей земле ходит множество легенд о целых армиях русских женщин, отличающихся безмерной отвагой и даже готовых к потере одной груди. Но ученые историки только насмешливо твердят: «Сказки и фантазии!».Найденные же древние захоронения девиц в полном воинском снаряжении и с оружием, ненавязчиво намекают, что были-таки богатырки на Руси. Да и слова Никифора, патриарха Константинопольского подтверждают молву. Он упоминает, что при осаде его прекрасного города племенами славян и кочевников, можно было наблюдать женщин в боевых доспехах, сражающихся наравне с мужчинами. Есть, правда, мнение, что поляницы – это не наш «продукт», не отечественный. Дескать, это то ли сарматки, то ли половчанки, а то и вообще – первая западная волна феминисток. Но в основе каждой народной сказки есть фактическая подоплёка, а уж слишком много на Руси сказок о барышнях в доспехах.

Наузницы: вязаные лестницы

Нередко упоминаются в мифологии и различные узлы. Нечисть на Руси путала конские гривы и пряжу. А особо проказливые духи могли дальнюю дорогу или даже судьбу в узел завязать. Но и у людей были свои доки по части художественной вязки – наузницы. По поверьям, эти знахарки узкой специализации могли призвать удачу, вылечить от тяжелой болезни, приворожить или даже погубить насмерть. Для сложных случаев знатоки хитросплетений делали обереги «лестнички». В эти длинные шёлковые или шерстяные веревки, вплетались весьма экзотические предметы. Это могли быть кости, иглы, крылья летучих мышек, змеиные выползки. Такая магия слыла очень сильной. И не мудрено: найдёт противная соперница такое у себя на крыльце – и магии почти не надо! От испуга случится у любого расстройство желудка или икота.

Свахи

Профессия свахи не уходит корнями в глубокую древность. Раньше браки заключались незатейливо – либо украл, либо купил. А вот при усложнении этого процесса и развитии обрядовости посредник срочно потребовался.

Настоящая «профи» могла сотворить невозможное: уговорить на брак несогласных маму и папу, убедить разборчивую девицу, что именно этот «фрик» — её судьба. Даже, скрыть потерю невинности невестой до брака могли эти умелицы. Первым человеком, которому дозволялось войти в спальню к новобрачным, была именно сваха. К тому же она должна была знать миллион подходящих примет, говорить сладко и убедительно. Да и всё время быть начеку приходилось: родители невесты или жениха то и дело норовили нежданно нагрянуть друг к другу в гости. И тут нужно было их догнать, перегнать и устроить достойный приём.

Забытые ремесла, фото № 3

Повитухи: что они вили?

Если уж женщина приняла в твоей семье ребёнка, то привечать её следовало всю жизнь. А иначе, упорно твердила молва, на том свете придется ей лизать ладони бесконечно долго. В гроб хороших повитух клали в варежках, из уважения к их волшебным рукам. У этих женщин, а мужчин долго не подпускали к роженицам, существовал целый кодекс поведения. Нельзя было отказать в помощи, надо было знать древние молитвы и заговоры, иметь в доме достаток (а то ещё заразишь бедностью новорождённого!). Бабка оставалась с новоиспечённой матерью аж 40 дней – помогала купать, лечить и …вить. Именно витьём раньше называлось пеленание.

Немного о прядении | Журнал Ярмарки Мастеров

Весьма устойчивая традиция рисует «примерных», то есть домовитых, трудолюбивых женщин и девушек Древней Руси (как и других современных ей европейских стран) всего чаще занятыми за прялкой. Это касается и «добрых жён» наших летописей, и сказочных героинь. Действительно, в эпоху, когда буквально все предметы каждодневной необходимости изготавливались своими руками, первейшей обязанностью женщины, помимо приготовления пищи, было обшивать всех членов семьи. Рассмотрим предшествующие стадии «технологического процесса» – прядение нитей, изготовление тканей и их окраску, поскольку всё это также делалось самостоятельно, в домашних условиях. (О каждом из процессов будет публикация — прим. Мастерская «Saga»)

Немного о прядении, фото № 1

К работе этого рода приступали осенью, после окончания уборки урожая, и старались завершить её к весне, к началу нового сельскохозяйственного цикла. Учёные пишут, что наши прапрабабушки трудились буквально не разгибая спины: например, для того, чтобы в одиночку соткать за шесть месяцев три холста по 50 м длиной, нужно проводить за ткацким станком по двенадцать-пятнадцать часов в день. А чтобы спрясть нитки из одного пуда (то есть 16,3 кг) подготовленного волокна, требовалось ни много ни мало девятьсот пятьдесят пять часов усердной работы…

Немного о прядении, фото № 2
Конечно, хозяйка дома, большуха, физически не могла справиться со всем этим без помощи невесток и дочерей. Действительно, воспитание девочек было направлено не в последнюю очередь на то, чтобы вырастить из них «тонкопрях». Даже пуповину новорожденной девочки старались перерезать на веретене, чтобы уже с первых минут жизни магически «привязать» её к будущему занятию. О том же говорит и обычай, сохранившийся у соседей славянских племён – карелов: когда маленькая девочка в первый раз засмеётся, ей подносили веретено.

Немного о прядении, фото № 3

В дальнейшем, когда пяти-семи лет от роду славянских детей начинали приучать к домашним работам, девочка выпрядала свою первую нить. Конечно, это событие (как и вообще всё «самое первое», происходившее в жизни ребёнка) сопровождалось магическими обрядами. Так, ещё в начале ХХ века эту первую нить сматывали в клубок и торжественно сжигали, а пепел девочка должна была выпить с водой (в ряде местностей вдыхался дым горящей нити). Делалось это для того, чтобы трудолюбие и искусство не покинуло рукодельницу до конца её дней. Было и другое, тоже волшебное, применение для первой спрядённой нити. Мать девочки прятала её и приберегала до тех пор, пока дочь не станет невестой. И вот тогда-то, готовя её к таинству свадьбы, мать опоясывала своё дитя этой нитью под всеми нарядами по голому телу. По мнению наших предков, нить самого первого прядения была неприступным оберегом против порчи и сглаза, против нечисти, которая, как считалось, особенно опасна для новой семьи, не успевшей толком сложиться и обрести надёжного мистического покровителя.

Немного о прядении, фото № 4

Наконец, приданое, которое молодая жена должна была принести в дом мужа, состояло большей частью из одежды и белья и, как правило, собственноручно приготовлялось невестой в течение всей юности, накапливаясь в особом сундуке…

Немного о прядении, фото № 5
«Непряха», «неткаха» – это были крайне обидные прозвища для девочек-подростков. И не следует думать, что у древних славян нелёгкий женский труд был уделом лишь жён и дочерей простого народа, а девушки из знатных семей росли бездельницами и белоручками, подобно «отрицательным» сказочным героиням. Вовсе нет. В те времена князья и бояре по тысячелетней традиции являлись старейшинами, предводителями народа, до некоторой степени посредниками между людьми и Богами. Это давало им определённые привилегии, но и обязанностей было не меньше, и от того, сколь успешно они с ними справлялись, напрямую зависело благополучие племени. Вождю, в частности, следовало быть образцом для подражания буквально во всём, и это распространялось на членов его семьи. Жена и дочери боярина либо князя не только «обязаны» были быть красивее всех (теперь ясно, что сказочные «прекрасные принцессы» отнюдь не случайны!), им и за прялкой надлежало быть «вне конкуренции». Поэтому не удивляются археологи, обнаруживая остатки веретён при раскопках и вполне рядовых изб, и в богатых кладах рядом с золотыми украшениями и жемчугом. По всей средневековой Европе прядение считалось «наиболее приличным» времяпровождением для знатных женщин. Как тут не вспомнить сказку о Спящей Красавице, где королевской (!) дочери грозит реальная опасность уколоться веретеном, когда она подрастёт и примется прясть.

Немного о прядении, фото № 6

Что же касается наиболее отдалённых времён, – мы уже знаем, что наряду с «мужскими домами», где мужчины рода внушали мальчикам различные чисто мужские премудрости, мистические и повседневные, у древних славян существовали и «женские дома», где старшие женщины обучали девочек женской магии и ремеслу, в том числе прядению и ткачеству. Слова «магия» и «ремесло» стоят здесь рядом по праву. Ведь прядильщица или ткачиха (как и кузнец, строитель, гончар…) создаёт форму (нить) из бесформенного (комок волокна), определённым образом «организует пространство», заполняя пустое место тканью, а значит, деятельно участвует в длящемся «сотворении мира».

Немного о прядении, фото № 7
Не случайно многие и многие древние народы делали хозяевами и хранителями судеб не Богов, а Богинь, сидящих за прялками или за ткацким станком. Нити человеческих судеб выпрядали хеттские, греческие, римские, скандинавские Богини. Долгане и эвенки, живущие на севере нашей страны, представляют судьбы в виде невидимых нитей, тянущихся к небесам от головы каждого человека. А в Африке, согласно верованиям дагомейцев, Богиня предсказательница судьбы является дочерью (по другим версиям – матерью) Богини покровительницы прядильщиц…

Немного о прядении, фото № 8

Существовали подобные верования и у славян. О том, что и для нас судьба была некогда вполне вещественной «нитью», свидетельствует хотя бы до сих пор бытующее выражение «связать свою судьбу» с кем-то или чем-то. Древние (да и не очень древние) славяне считали: льняная нить, которой перевязывали («повивали») пуповину младенца, накрепко, на всю жизнь «прививала» к нему его Долю – маленькое Божество личной судьбы, даруемое каждому человеку Матерью Ладой, старшей Рожаницей, Богиней космического порядка вещей. А покровительницей прядения и ткачества у наших языческих предков была Макошь, которую некоторые исследователи считают без преувеличения хозяйкой судеб – великой Богиней Земли…
Вот какую поистине «космическую» нить пряли наши прапрабабушки и, надобно думать, прекрасно это осознавали. Нелёгкий повседневный труд был для них своего рода священнодействием, а вовсе не нудной обязанностью, как может показаться современному человеку.
(Из книги М. Семеновой «Мы — славяне»)

P.S. От себя — не существует истины в рассуждениях о столь давних временах, однако из этой книги можно почерпнуть полезную информацию, плюс книга имеет под собой теоретическую основу, полезна для общего развития.