Репин не ждали: Не ждали (картина) — Википедия – Описание картины Репина «Не ждали», 1884

«Не ждали» Ильи Репина

Сюжет

Многие картины Ильи Репина на его ретроспективной выставке, которая 16 марта 2019 года открылась в Третьяковской галерее, встречаешь, как старых знакомых. Поэтому, наверное, нет смысла пересказывать сюжет самого знаменитого полотна художника из его тюремно-арестантского цикла, куда входили «По грязной дороге под конвоем», «Арест пропагандиста» и «Отказ от исповеди». Трудно найти человека, который бы не писал в школе сочинения по «Не ждали».

10, лид, анонс.jpg

«Не ждали», 1884−1888 гг. (wikimedia.org)

Хотелось бы только обратить внимание на некоторые детали картины, потому что все они не случайны. Например, висящие на стенах портреты подтверждают, что входящий в комнату человек — народоволец, и его семья разделяет его убеждения. На двух их них — символы свободомыслия того времени: Тарас Шевченко и Николай Некрасов. На других репродукциях не менее говорящие изображения Александра II на смертном одре, убитого народовольцами, и «Христос на Голгофе». Такой прием «картины в картине» искусствоведы называют мизанабим (от французского mise en abyme — «поместить геральдический элемент в центр герба»), то есть встраивание одного художественного произведения в другое.

Многие зрители и критики проводили параллель между картиной и библейским сюжетом о блудном сыне. Одного из главных персонажей — мать вернувшегося — художник изобразил спиной, но то, что мы не видим ее лица, делает происходящую на наших глаза драму еще более выразительной.

3 Не ждали. Фрагмент.jpg

«Не ждали», фрагмент. (wikimedia.org)

Илья Репин самое большое значение придавал лицу главного героя, переписывал его трижды. Закончив картину, он в буквальном смысле продолжал работать над ней. Даже после того, как «Не ждали» была показана на передвижных выставках и заняла свое место в коллекции Павла Третьякова, художник, не предупредив мецената, в его отсутствие полностью переделал образ вернувшегося сына. Третьяков был в ярости и вернул Репину картину на доработку. Сегодня мы знаем ее уже в таком виде.

Контекст

С одной стороны, современники, видевшие полотно на передвижных выставках, прекрасно понимали, что это народоволец вернулся в родной дом из заключения, но с другой, — уже тогда были яростные споры о том, где именно он находился и за какие преступления попал за решетку. Некоторые критики обвиняли Репина в том, что, на их взгляд, в картине не все можно было однозначно прочитать. Но для Ильи Ефимовича, скорее всего, важнее было показать драматическое напряжение момента и психологические переживания героев. Не зря Корней Чуковский назвал Репина «…великим драматургом русской живописи». А некоторая недосказанность даёт зрителю возможность додумать и довообразить, что происходит на картине, в соответствии со своими жизненными обстоятельствами и личным опытом.

Замысел картины появился у художника после событий 1881 года, когда был убит Александр II. После этого многие народовольцы попали в тюрьмы или были отправлены в ссылки. Часто сюжет картины связывают с амнистией этих заключенных в связи с восхождением на трон императора Александра III.

Остается вопрос: почему же не ждали сына, мужа, отца? Почему он появился так неожиданно? Точная дата освобождения всегда была известна заранее и осуждённому, и начальнику тюрьмы, и, разумеется, близким. По выходным заключённым можно было писать письма, и их, конечно же, отправляли даже простые крестьяне, если они были грамотны. Возможно, такое послание написал и герой картины, но также возможно и то, что сообщение с этой счастливой новостью придет домой уже позже освобожденного из тюрьмы, а, может, и затеряется.

Еще одна версия: герой картины мог быть неожиданно освобожден из следственной тюрьмы, которая находилась недалеко от дома его семьи. Для 1870-х годов были характерны затяжные процессы, особенно если в деле было много фигурантов, следствие порой тянулось месяцами и даже годами. Герой мог просто не успеть предупредить семью, что вышел на свободу.

Сам Репин сочувствовал неблагонадежным. Сохранились воспоминания об этом Корнея Чуковского: «В 1913 году он вместе с моей женой и Натальей Борисовной Нордман помогал переправлять за белоостровский кордон одного поднадзорного, которому угрожала тюрьма: предоставил ему лошадь, деревенские сани и своими руками снарядил его в путь».

Судьба художника

У Ильи Репина, что, к сожалению, очень нечасто встречается у художников, счастливая творческая судьба. Его талант был востребован с ранней молодости. Мальчик из захолустного города Чугуёва был принят в Академию художеств в Петербурге и закончил ее с двумя золотыми медалями. Если бы в XIX веке была система рейтингов, то Репин занимал бы в нем самые высокие места.

Илья Ефимович был жаден до творчества, его интересовали и злободневные, и исторические сюжеты. Он страстно брался перенести на холст и бумагу всё, что привлекало его внимание. За это критики и друзья даже упрекали его во всеядности. И сам художник не мог определиться и понять, в чем его предназначение. Корней Чуковский, который долгие годы проживал рядом с Репиным и помогал ему редактировать книгу «Далекое-близкое», вспоминает, что тот говорил: «…Я не могу заниматься непосредственным творчеством (то есть «искусством для искусства». — К. Ч.). Делать ковры, ласкающие глаз, плести кружева, заниматься модами, — словом, всяким образом мешать божий дар с яичницей, приноравливаясь к новым веяниям времени. Нет, я человек 60-х годов, отсталый человек, для меня еще не умерли идеалы Гоголя, Белинского, Тургенева, Толстого и других идеалистов. Всеми своими ничтожным» силенками я стремлюсь олицетворить мои идеи в правде; окружающая жизнь меня слишком волнует, не дает покоя, сама, просится на холст; действительность слишком возмутительна, чтобы со спокойной совестью вышивать узоры — предоставим это благовоспитанным барышням».

В жизни Репина был даже период (1893—1898), когда он объявил этой идейности войну, словно стремясь уничтожить те самые принципы, которые лежат в основе всего его творчества, которые и сделали его автором «Не ждали», «Бурлаков», «Крестного хода», «Ареста».

«Отойди от меня, Сатана!», Илья Репин, 1860 год. (wikioo.org)

Корней Иванович пишет, что в этот период он увлекся религиозною живописью и начал писать картину «Отойди от меня, сатана!» Картина не давалась ему. Что сделать, чтобы она вышла возможно удачнее? Художник Поленов посоветовал ему верное средство:

— Ты должен хорошо помолиться, прежде чем возьмешься за кисть. Нельзя браться за религиозный сюжет без поста и молитвы.

— И я послушался, — рассказывал Репин впоследствии. — Пишу и молюсь. Пишу и молюсь. И пост соблюдаю строгий.

— И что же?

Он засмеялся и ничего не ответил. Пауза длилась не меньше минуты. Потом он вздохнул и удрученно сказал:

— Такая дрянь вышла!

«Не ждали» Ильи Репина: picturehistory — LiveJournal

Сюжет

Многие картины Ильи Репина на его ретроспективной выставке, которая 16 марта 2019 года открылась в Третьяковской галерее, встречаешь, как старых знакомых. Поэтому, наверное, нет смысла пересказывать сюжет самого знаменитого полотна художника из его тюремно-арестантского цикла, куда входили «По грязной дороге под конвоем», «Арест пропагандиста» и «Отказ от исповеди». Трудно найти человека, который бы не писал в школе сочинения по «Не ждали».


«Не ждали», 1884−1888 гг. (кликабельно)


Хотелось бы только обратить внимание на некоторые детали картины, потому что все они не случайны. Например, висящие на стенах портреты подтверждают, что входящий в комнату человек — народоволец, и его семья разделяет его убеждения. На двух их них — символы свободомыслия того времени: Тарас Шевченко и Николай Некрасов. На других репродукциях не менее говорящие изображения Александра II на смертном одре, убитого народовольцами, и «Христос на Голгофе». Такой прием «картины в картине» искусствоведы называют мизанабим (от французского mise en abyme — «поместить геральдический элемент в центр герба»), то есть встраивание одного художественного произведения в другое.


Картины в картине

Многие зрители и критики проводили параллель между картиной и библейским сюжетом о блудном сыне. Одного из главных персонажей — мать вернувшегося — художник изобразил спиной, но то, что мы не видим ее лица, делает происходящую на наших глаза драму еще более выразительной.


«Не ждали», фрагмент.

Илья Репин самое большое значение придавал лицу главного героя, переписывал его трижды. Закончив картину, он в буквальном смысле продолжал работать над ней. Даже после того, как «Не ждали» была показана на передвижных выставках и заняла свое место в коллекции Павла Третьякова, художник, не предупредив мецената, в его отсутствие полностью переделал образ вернувшегося сына. Третьяков был в ярости и вернул Репину картину на доработку. Сегодня мы знаем ее уже в таком виде.

Контекст

С одной стороны, современники, видевшие полотно на передвижных выставках, прекрасно понимали, что это народоволец вернулся в родной дом из заключения, но с другой, — уже тогда были яростные споры о том, где именно он находился и за какие преступления попал за решетку. Некоторые критики обвиняли Репина в том, что, на их взгляд, в картине не все можно было однозначно прочитать. Но для Ильи Ефимовича, скорее всего, важнее было показать драматическое напряжение момента и психологические переживания героев. Не зря Корней Чуковский назвал Репина «…великим драматургом русской живописи». А некоторая недосказанность даёт зрителю возможность додумать и довообразить, что происходит на картине, в соответствии со своими жизненными обстоятельствами и личным опытом.

Замысел картины появился у художника после событий 1881 года, когда был убит Александр II. После этого многие народовольцы попали в тюрьмы или были отправлены в ссылки. Часто сюжет картины связывают с амнистией этих заключенных в связи с восхождением на трон императора Александра III.

Остается вопрос: почему же не ждали сына, мужа, отца? Почему он появился так неожиданно? Точная дата освобождения всегда была известна заранее и осуждённому, и начальнику тюрьмы, и, разумеется, близким. По выходным заключённым можно было писать письма, и их, конечно же, отправляли даже простые крестьяне, если они были грамотны. Возможно, такое послание написал и герой картины, но также возможно и то, что сообщение с этой счастливой новостью придет домой уже позже освобожденного из тюрьмы, а, может, и затеряется.

Еще одна версия: герой картины мог быть неожиданно освобожден из следственной тюрьмы, которая находилась недалеко от дома его семьи. Для 1870-х годов были характерны затяжные процессы, особенно если в деле было много фигурантов, следствие порой тянулось месяцами и даже годами. Герой мог просто не успеть предупредить семью, что вышел на свободу.

Сам Репин сочувствовал неблагонадежным. Сохранились воспоминания об этом Корнея Чуковского: «В 1913 году он вместе с моей женой и Натальей Борисовной Нордман помогал переправлять за белоостровский кордон одного поднадзорного, которому угрожала тюрьма: предоставил ему лошадь, деревенские сани и своими руками снарядил его в путь».

Судьба художника

У Ильи Репина, что, к сожалению, очень нечасто встречается у художников, счастливая творческая судьба. Его талант был востребован с ранней молодости. Мальчик из захолустного города Чугуёва был принят в Академию художеств в Петербурге и закончил ее с двумя золотыми медалями. Если бы в XIX веке была система рейтингов, то Репин занимал бы в нем самые высокие места.

Илья Ефимович был жаден до творчества, его интересовали и злободневные, и исторические сюжеты. Он страстно брался перенести на холст и бумагу всё, что привлекало его внимание. За это критики и друзья даже упрекали его во всеядности. И сам художник не мог определиться и понять, в чем его предназначение. Корней Чуковский, который долгие годы проживал рядом с Репиным и помогал ему редактировать книгу «Далекое-близкое», вспоминает, что тот говорил: «…Я не могу заниматься непосредственным творчеством (то есть «искусством для искусства». — К. Ч.). Делать ковры, ласкающие глаз, плести кружева, заниматься модами, — словом, всяким образом мешать божий дар с яичницей, приноравливаясь к новым веяниям времени. Нет, я человек 60-х годов, отсталый человек, для меня еще не умерли идеалы Гоголя, Белинского, Тургенева, Толстого и других идеалистов. Всеми своими ничтожным» силенками я стремлюсь олицетворить мои идеи в правде; окружающая жизнь меня слишком волнует, не дает покоя, сама, просится на холст; действительность слишком возмутительна, чтобы со спокойной совестью вышивать узоры — предоставим это благовоспитанным барышням».

В жизни Репина был даже период (1893—1898), когда он объявил этой идейности войну, словно стремясь уничтожить те самые принципы, которые лежат в основе всего его творчества, которые и сделали его автором «Не ждали», «Бурлаков», «Крестного хода», «Ареста».


«Отойди от меня, Сатана!», Илья Репин, 1860 год.

Корней Иванович пишет, что в этот период он увлекся религиозною живописью и начал писать картину «Отойди от меня, сатана!» Картина не давалась ему. Что сделать, чтобы она вышла возможно удачнее? Художник Поленов посоветовал ему верное средство:

— Ты должен хорошо помолиться, прежде чем возьмешься за кисть. Нельзя браться за религиозный сюжет без поста и молитвы.

— И я послушался, — рассказывал Репин впоследствии. — Пишу и молюсь. Пишу и молюсь. И пост соблюдаю строгий.

— И что же?

Он засмеялся и ничего не ответил. Пауза длилась не меньше минуты. Потом он вздохнул и удрученно сказал:

— Такая дрянь вышла!


См.также:

Картины известных художников, которые попадали под действие цензуры

Сколько раз видел эту картину, но никогда не задумывался, почему этот казак без рубашки

Картина Репина «Приплыли»

Врать по-русски: 9 фактов об «Охотниках на привале»

О знаменитой картине «Сватовство майора»


Не ждали | Илья Ефимович Репин

О работе:

В этой работе Репин запечатлел момент неожиданного возвращения домой ссыльного революционера. На первый взгляд, изображённая сцена кажется выхваченной прямо из жизни, однако на самом деле композиция картины продумана до мелочей. Глубокий замысел художника прослеживается в установлении чётких связей между пространством удаляющихся в перспективе смежных комнат и направлением взглядов, которыми обмениваются персонажи картины.

Репин написал её так, что мы словно находимся внутри этой комнаты, расположившись прямо за потрясённо застывшей матерью «Блудного сына». Это позволяет нам стать «психологическими» участниками сцены и попытаться точнее «прочувствовать» то, что разворачивается перед нашими глазами.

Творчество Репина поражает своим психологизмом, глубоким проникновением во внутренний мир героев. Каждую фигуру на картине «Не ждали» художник прописывал долго и тщательно, предваряя работу маслом многочисленными набросками и этюдами. К окончательной композиции он шёл долгой и трудной дорогой, многократно меняя положение фигур на полотне.

Не ждали, Илья Репин. Фрагмент 1

Вопрошающий взгляд

Худое лицо вернувшегося домой революционера-народника драматично освещено сбоку. При этом большая часть лица остаётся в тени. Блики подчёркивают впалые глаза мужчины, напряжённо глядящего на повернувшуюся вполоборота к зрителю свою мать.

Не ждали, Илья Репин. Фрагмент 2

Евангельские аллюзии

Над головой жены революционера — среди портретов «знаковых» интеллигентских героев того времени (Тарас Шевченко и Некрасов) — висит гравюра с картины, посвящённой Страстям Господним. Это — в сочетании с траурными одеждами матери и жены революционера — создаёт вполне определённый содержательный подтекст, отсылающий нас к сюжету «воскресения из мёртвых».

Не ждали, Илья Репин. Фрагмент 3

Волнение и страх

Репин прекрасно передаёт различные чувства детей: девочка, не помнящая своего отца и не понимающая реакции взрослых, испугана и напряжена, а мальчик, понявший, что за гость пришёл к ним в дом, открыл от волнения рот и светится радостью.

Не ждали, Илья Репин. Фрагмент 4

Под столом

Отметим трогательную и удивительно точную деталь: свисающие со стула ноги девочки. Младшая дочь революционера совершенно по-детски свела вместе носки, что еще раз подчёркивает её нерешительность и испуг.

Не ждали, Илья Репин. Фрагмент 5

Выразительные руки

Взгляды, жесты, позы персонажей этой картины Репина очень выразительны, но при этом неоднозначны. Жена народника изо всех сил сжимает подлокотник кресла, а его мать бессильно протянула руку вперёд, словно не веря своим глазам.

Не ждали, Илья Репин. Фрагмент 6

Удаляющиеся линии

Голые половицы здесь являются одновременно смысловой и композиционной деталью. С одной стороны, то, что пол не покрыт даже половиком, красноречиво свидетельствует о нелёгком материальном положении семьи бывшего ссыльного. С другой стороны, удаляющиеся линии половиц как бы ведут взгляд зрителя к фигуре нежданного гостя.

Репин Илья «Не ждали» описание картины, анализ, сочинение

Vasnetsov-Viktor-ne-zhdali
На картине «Не ждали» Илья Репин изобразил момент встречи революционера, вернувшегося из ссылки, и его семьи, которая отмечалась видеть его живым. Художник запечатлел немую паузу, повисшую в воздухе при встрече.

Очень хорошо у художника получилось передать эффект неожиданности появления человека на пороге. Семья не верит своим глазам, надежда и состояние шока читаются на их лицах.

Конечно, понятно, что будет происходить дальше, но художник предпочел об этом умолчать, позволяя каждому зрителю прожить эту ситуацию самостоятельно. Во взгляде вернувшегося можно прочитать много эмоций, но главная — это прощение и покаяние.

Пожилая женщина поднимается с кресла чтобы встретить своего сына, её взор прикован к его фигуре, она ещё не верит свершившемуся чуду. Одетая в траурную одежду, видимо, она мысленно рассталась с сыном навсегда. Художник изобразил её со спины, но это не мешает понять, что пришлось ей пережить: седые волосы, поникшие плечи, усталая фигура говорят о том, что ней пришлось нелегко.

Кроме матери, ссыльного встречает и его семья, также не верящая происходящему. Жена и дети вот-вот разрыдаются от счастья, девочка замерла от страха, а мальчик готов броситься на шею отца. Жена же теряется в противоречивых чувствах — это и растерянность, и радость, и страх.

Художник графически отделил фигуру ссыльного от членов его семьи — она изображена более тёмной. Его появление, словно гром среди чистого неба, ломает привычный скорбный быт этой семьи.

Год написания картины: 1888.

Размеры картины: 160,5 x 167,5 см.

Материал: холст.

Техника написания: масло.

Жанр: жанровая живопись.

Стиль: реализм.

Галерея: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия.




Другие картины художника:

Картина Репина «Не ждали». — Журнал Мita Pe — LiveJournal

Репин гениальный художник! Пусть это сказано нескромно, но как сказать иначе? Все его произведения не просто картинки с изображением портрета человека или какого-либо жизненного момента, а послания в будущее. Я имею в виду, что картины (не только Репина) тоже являются долгоиграющими во времени и в пространстве, как, например, хорошая книга, к которой постоянно возвращаешься, или хорошее вино, которое со временем становится насыщеннее и вкуснее, или родные места, которые подпитывают память и чувства … любые мотивы в определении темы в творчестве Репина, будь они исторические, революционные или социальные смотрятся не одноразово, а на века, потому что актуальны, как всё гениальное.

Ладно, это всё слова. А конкретно хочу сказать о картине Репина «Не ждали». Думаю, её видели все, даже те, кто никогда не был в Третьяковской галерее, но знакомы с ней по многочисленным иллюстрациям. Припоминаю, что в моём детстве иллюстрацию картины помещали в школьных учебниках, видимо, для того, чтобы разглядывая изображение, ученики учились передавать увиденное в виде связного рассказа. В наше время выражение «картина репина не ждали» стало иметь фигуральное значение со смыслом, что, типа, получилось то, чего не ожидали. ))))

Так вот о гении Репина. О смысле картины «Не ждали» говорить не буду — он в самом изображении. К тому же везде много подробных описаний этой картины — в печатных альбомах и на художественных сайтах, да и в Третьяковке каждый экскурсовод останавливает группу посетителей у этой картины и рассказывает о её создании и идее. Так что и я не буду.
Вот она, эта картина.


Репин И.Е. Не ждали. 1884—1888. Холст, масло. 160,5 × 167,5 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва

На живописном полотне изображен вернувшийся из ссылки глава семьи (сын, муж, отец), и показано отношение каждого члена семьи (мать, жена, дети) к внезапно вошедшему человеку — это смятение чувств, радость узнавания, исполнение надежд и даже опасение.

Илье Ефимовичу долго не давался центральный образ, он даже пробовал изобразить женщину-курсистку, но в конце концов в окончательном варианте остановился на революционере, чудом вернувшегося с каторги. Разница между первоначальным вариантом картины и окончательным — огромна и не надо объяснять разницу между ними. Они различны, как небо и земля.


Первый вариант.

Тоже «Не ждали», но больше подошло бы другое название, например, «Здрасти, я ваша тётя!»</center>

«Не ждали» Ильи Репина и прочие её вариации-«нежданчики»: lewhobotov — LiveJournal

Наверное, мало какая картина классических художников так популярна у изготовителей так называемых «фотожаб», как картина «Не ждали» Ильи Репина.
За обилием юмористических трактовок и сюжетов полезно напомнить, как выглядит оригинал и что на самом деле изобразил на своем полотне художник.


Не ждали — Илья Ефимович Репин. 1884. Холст, масло. 160,5х167,5

Одна из самых знаменитых картин Репина, благодаря школьным хрестоматиям и учебникам, известна каждому школьнику. Сюжет работы — возвращение ссыльного революционера домой после заключения. Картина наполнена густой и тягучей атмосферой. Изображенное мгновение позволяет изучить его во всех ракурсах. Здесь все — и напряженная нерешительность, испуг, восхищение, радость, страх… Перекрестие взглядов — ключ к сюжету.

   Центральная фигура — ссыльный. Его глаза особенно выразительны на фоне изможденного лица, в них вопрос, напряженное ожидание. Вместе с тем, очевидно, что ссылка не сломала революционера, он остался верен своим взглядам.

   Навстречу главному герою устремлены взгляды всех присутствующих: от откровенно испуганного до восхищенного у детей; полный сдержанного осуждения — горничной; любопытный у кухарки.

   Интересна единственная фигура на картине, глаз которой мы не видим — это женщина (мать?) в черном. Ее взгляд скорее угадывается по ее позе: напряженной и статичной.

   Складывается ощущение, что уже в следующую секунду ситуация разрешится: присутствующие бросятся обнимать своего внезапно вернувшегося родственника, или, напротив, отвернутся от него и попросят больше не беспокоить. Разрешение ситуации автор оставляет за рамками своей работы. Перед нами мгновение принятия решения…

https://muzei-mira.com/kartini_russkih_hudojnikov/1344-kartina-repina-ne-zhdali.html

Ну, а под катом самые остроумные из огромного многообразия «нежданчиков» на основе знаменитой картины:
















Картина Репина «Не ждали» — 10000 строк — ЖЖ

? LiveJournal
  • Find more
    • Communities
    • RSS Reader
  • Shop
  • Help
Login
  • Login
  • CREATE BLOG Join
  • English (en)
    • English (en)
    • Русский (ru)
    • Українська (uk)