Ресурсы образовательной организации в области повышения качества образования.
Ресурсы образовательной организации в области повышения качества образования.
Сегодня в мировом педагогическом сообществе можно обнаружить согласие в отношении того, что образование должно быть «хорошего качества», однако гораздо меньше согласия по поводу того, что именно означает хорошее качество на практике.
Для учителей хорошее качество образования связано
с наличием качественного учебного плана , понятных и актуальных целевых ориентиров
с обеспеченностью учебными материалами, пособиями и нормальными рабочими условиями.
с удовлетворением (моральным и материальным ) от результатов своего труда, ощущением отдачи вложенных сил.
Хорошее качество образования для учащихся — это
хорошие знания по всем предметам, когда по окончании школы ученик без проблем может поступить в ВУЗ;
возможности в будущем достигнуть успехов в карьере, достигнуть цели, поставленной в жизни;
внутришкольный климат, «комфортность» в школе.
Хорошее качество образования для родителей связано с
с умением учащихся применить полученные знания и навыки;
возможность найти свое место в жизни, добиться уважения окружающих его людей;
с профессионализмом педагогов и их умением увлечь детей своим предметом ;
с хорошим оснащением школы и продуманной организацией учебного процесса;
Для будущих работодателей хорошее качество связано с
активной жизненной позицией;
знаниями, умениями и навыками выпускников, позволяющими принимать оптимальные решения и т. д.
У каждой социальной группы своё видение качества образования И каждый по – своему прав.
качество образования — комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы;
Новые требования к качеству общего образования в современной России определяются следующими факторами:
развивающаяся организационная структура социальной сферы, общественного и материального производства, которая требует формирования и развития у обучающихся способности к постоянному овладению разнообразными компетенциями, обучению в течение всей жизни;
ориентация социальной политики российского государства на всестороннее развитие человеческого капитала, что требует введения новых активных форм организации образовательного процесса, основанных на системно — деятельностном подходе;
всестороннее внедрение информационно-коммуникационных технологий в управление экономическими и социальными объектами, что неизбежно влечет за собой потребность в достижении обучающимися необходимого уровня владения информационно-коммуникационными технологиями;
решение задачи создания равных стартовых возможностей для обучения детей из семей, имеющих разный социальный статус, а также для обучения детей, имеющих особые образовательные потребности.
Сегодня общество выдвигает новые требования к содержанию образования, к организации учебно-воспитательного процесса, в области образования выделен приоритет –повышения доступности качественного образования при эффективном использовании имеющихся ресурсов :
— кадровые
— учебно-методические
— материально-технические
— внутришкольные нормативные документы.
Актуальным направлением деятельности любого образовательного учреждения является разработка школьной системы оценки качества образования, которая бы позволила отследить результаты деятельности по максимально возможным параметрам.
Но для того, чтобы выстроить систему оценки качества образования, необходимо сначала выстроить систему показателей и индикаторов, проанализировать состояние учебно-воспитательной работы в школе с выходом на результат.
Нормативным документом , регулирующим данный вопрос в нашей школе является Положение о внутришкольной системе оценки качества образования и Положение о внутришкольном контроле, утвержденные на заседании педагогического совета 30 августа 2013 года.
Мониторинг качества образования осуществляется по трем направлениям:
-качество образовательных результатов:
предметные результаты обучения
метапредметные результаты обучения
личностные результаты
здоровье обучающихся
достижения обучающихся на конкурсах, соревнованиях, олимпиадах
— качество реализации образовательного процесса:
основные образовательные программы ( соответствие требованиям ФГОС и контингенту обучающихся)
дополнительные образовательные программы (соответствие запросам родителей)
реализация учебных планов и рабочих программ
качество уроков и индивидуальной работы с обучающимися
Качество внеурочной деятельности
удовлетворенность учеников и родителей уроками и условиями в школе
— качество условий, обеспечивающих образовательный процесс:
материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса
информационно-развивающая среда (средства ИКТ, учебно-методическое обеспечение)
совершенствование методик образовательного процесса и образовательных технологий
разработка, использование и утверждение образовательных программ и учебных планов, рабочих программ, учебных курсов, предметов, дисциплин
установление структуры управления деятельностью ОУ, штатного расписания, распределение должностных обязанностей
установление заработной платы работников ОУ,
разработка и принятие правил внутреннего распорядка образовательного учреждения
создание в ОУ необходимых условий для работы подразделений организаций общественного питания, и медицинских учреждений, контроль их работы
содействие в деятельности учительских организаций
координация в ОУ деятельности детских организаций
определение списка учебников
Санитарно-гигиенические и эстетические условия
психологический климат в ОУ
общественно-государственное управление ( управляющий совет, педагогический совет, родительские комитеты, ученическое самоуправление)
Качество образования конкретного ученика в первую очередь зависит от его мотивации, которая зависит от очень многих факторов. Главное — потребность человека научиться. Мотивировать учащегося может грамотный педагог, заинтересованный в образовательных результатах обучающихся. Чтобы быть современным учителем, необходимо уметь организовать учебное занятие с использованием эффективных технологий и инновационного оснащения, сформулировать учебную проблему так, чтобы она стала мотивирующим фактором для побуждения обучающегося к учению и дальнейшему развитию. Важно, что педагоги имеют доступ к различным методическим, информационным и консультационным ресурсам.
Профессиональный коллектив. В современном ОУ должен быть профессиональный коллектив единомышленников, каждый из которых решает отдельную задачу, но все они ориентированы на достижение совместного результата. Результат — это продукт взаимодействия обучающегося со всем педагогическим коллективом школы, образовательной средой.
Профессиональное управление ресурсами определяет качество работы педагогического коллектива и обеспечивает высокий уровень образовательных результатов учеников. Что же следует понимать под профессиональным управлением ресурсами? Это — процесс, который необходим и ориентирован на реализацию поставленных образовательных целей и задач, достижение планируемого за счет оптимального использования имеющихся ресурсов. В данном случае ресурсы (кадровые, учебно-методические, материально-технические, финансово-экономические и др.) — это условия, позволяющие с помощью ряда преобразований получить желаемый результат.
Результат управления ресурсами целесообразно проводить как минимум по пяти параметрам:
обученность
уровень воспитанности
степень развитости личности
степень социализированности личности
динамика изменений здоровья детей.
Важно понимать, что эти показатели не суммируются, более того в социокультурной сфере точных результатов вообще быть не может, что-то определяется количественно, что-то качественно, которые проявляются только после окончания школы. Есть результаты образовательной деятельности, которые вообще невозможно обнаружить, например, внутренние переживания, внутренние преодоления самого себя, чувство исполненного долга, которые никак не сравнимы с результатами ЕГЭ, ОГЭ.
Решение: создать специальную комиссию по трем основным направлениям ВМКО:
— оценки образовательных результатов
— оценки реализации образовательного процесса
— оценки условий, обеспечивающих образовательный процесс
10 лучших образовательных ресурсов для школьников и не только
В предыдущем материале мы рассказали вам о познавательных каналах на YouTube, которые интересны и детям, и взрослым. Но возможности интернета этим не ограничиваются, и сегодня мы публикуем подборку из 10 образовательных ресурсов, которые помогут освоить школьную программу, углубить свои знания по разным предметам, заменят репетитора, вдохновят и учителя, и ученика, и родителя, а главное — от них за уши не оттащишь, до того интересно и увлекательно! (И полезно, конечно!)
- Учи.ру
Уникальный ресурс, учиться на котором интересно и весело самым младшим школьникам — ученикам 1-4 класса и дошколятам!
Платформа, которую в 2012 году придумали Иван Коломоец и Евгений Милютин, сначала была математической, но теперь здесь есть и русский язык, и английский, и окружающий мир, причем математика для школьников — с 1 по 9 класс. Можно выбрать бесплатный стандартный аккаунт и выполнять по 20 заданий в день, можно заплатить за премиум и заниматься гораздо больше. Идея создателей в том, что на этой платформе у ребенка выстраивается индивидуальная траектория обучения — «пролистать страницы» и пойти дальше не получится, пока не разберешься в материале. Красочное оформление, забавные заврики, обычные задания в необычной подаче, олимпиады делают ресурс содержательным и полезным.
- Phet. Interactive Simulations
Мы давно не вспоминали, что такое агрегатные состояния вещества, таблица умножения ассоциируется с оборотом обложки тетради по математике, и вдруг эти темы появляются в учебниках наших детей, а в голове — легкость и попытка собрать вместе обрывочные воспоминания.
Ученые и методисты решили помочь детям и взрослым, а лучшая помощь — это наглядность. Так в интернете появились так называемые учебные онлайн-симуляторы. Сайт Университета Колорадо дарит удивительную возможность понаблюдать за тем, как вещества меняют агрегатные состояния, посмотреть на таблицу умножения в цвете и вспомнить множество тем из физики и химии, включая симуляционные ролики. Причем восхищает выбор языков — от английского и русского до вьетнамского!
- «Образование на русском»
На портале, развитие и наполнение которого уже не первый год курирует Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина, разнообразные курсы для людей всех возрастов и интересов. Здесь можно учить русский язык (если вы живете за границей, ваш ребенок может учить русский язык с теми же смешариками), готовиться к ЕГЭ, узнавать о PR-технологиях и космической биологии. Для каждого курса указан необходимый уровень знаний, сами видеоролики небольшие, но представляют их лучшие ученые и специалисты. Более 100 курсов — как гуманитарные, так и точные и естественные науки.
- Интернет-урок
Проболел урок, не разобрался в теме или просто интересно услышать еще одну точку зрения на произведение, которое сейчас разбирается на уроке литературы? Хочется проверить свои силы, или забежать вперед и послушать то, что будет дальше? Очень помогает в этом платформа Интернет-урок. Короткие (7-8 минутные) видеоуроки по темам школьной программы представлены разными учителями, подкреплены текстами и тестами.
Кроме того, на сайте есть что посмотреть и родителям: видеолекции по детской психологии и здоровью, рассказы о том, что такое игра и почему она нужна детям. Еще на сайте есть замечательный раздел «Ученые – детям». Здесь есть лекции и для школьников, но, например, раздел «Математика для гуманитариев» будет полезна и для старших школьников, и для студентов, и для тех, кто что-то пропустил по математике в школе. Можно и вовсе выбрать себе класс и заниматься по программе, которую выстраивает сайт. Часть контента бесплатна, часть доступна по платной подписке (например, тренажеры), но цены вполне доступные.
- Одаренные дети
Хотя на этом сайте всего 15 видеороликов, заглянуть туда все же стоит. И не только заглянуть, но и регулярно заглядывать. Детям легко найти время на 10‑15-минутные видеолекции, в которых специалисты по дизайну, PR, современному искусству и другим гуманитарным направлениям рассказывают об этих специальностях и их месте в современном мире. Можно сказать, этот проект — своего рода пособие по профессиональной ориентации. А в конкурсах этого портала с удовольствием поучаствовали бы и взрослые.
- Академия Хана
Про Академию Хана, наверное, слышали все, но не у всех доходили руки до этого сайта. Но о посещении его жалеть не придется. Салман Хан, преподавая математику своим родственницам, и не думал, что так быстро его домашняя помощь станет огромным образовательным проектом, на котором будет место для самых разных курсов и где будут находить нужные предметы все — от младших школьников до взрослых. Заходя на основную платформу сайта, вы прочитаете: «Бесплатно. Для всех. Навсегда».
А русская версия приятно удивит отличной качественной подборкой материалов на русском языке. Учиться безумно увлекательно — тут не забывать бы о других делах!
- Лекториум
Просветительский проект «Лекториум» — отличный шанс для студентов и взрослых узнать то, что мелькнуло мимо и пропало в тумане школьных или студенческих дней. Так и хочется сказать, что здесь есть все — и кажется, что и правда все, от антропологии до лингвистики, от энергетики до урбанистики. Есть и платные курсы, но основной контент — бесплатный.
- Универсариум
Образование должно быть бесплатным и доступным, заявляют создатели платформы «Универсариум» — и предлагают удобную структуру курсов, индивидуальные программы обучения и несметное количество курсов, не только для взрослых, но и для детей.
- Coursera
Раньше Coursera считалась ресурсом, на который имеет смысл заходить только с хорошим знанием английского языка. Однако уже давно здесь появились российские вузы и курсы на русском языке. Главное — именно слово «курсы»: здесь не получится «отделаться» быстрым просмотром интересного ролика. Пользователи Coursera проходят полноценное обучение, расписанное по неделям, а в случае дополнительных усилий могут получить сертификат, который все чаще признается как официальное повышение квалификации. Впрочем, может, квалификацию кому-то и не очень нужно повышать, а знания нужны. И систематизированный грамотный курс от Coursera может пригодиться.
- Future learn
Проходя полноценные курсы на ресурсе, можно вполне получить свидетельство о дополнительном образовании или награду за прохождение курса. Однако сами знания, которые щедро выложены на сайте, — уже награда за труды по освоению материала. Англоязычный ресурс, известный во всем мире.
Доклад на тему «Оптимальное использование образовательных ресурсов школы для повышения качества образования»
Педсовет на тему:
«Оптимальное использование образовательных ресурсов школы для повышения качества образования».
Цель: определить понятия «ресурсы образования», «качество образования», «оценка качества образования» и наметить пути решения проблемы оптимального использования образовательных ресурсов филиала для повышения качества образования.
Актуальность данной проблемы подтверждается:
1. Приоритетный национальный проект «Образование» разработан таким образом, чтобы обеспечить системные изменения по основным направлениям развития образования России, а также эффективно содействовать становлению институтов гражданского общества и современного образовательного менеджмента. Для этого национальный проект предусматривает приоритетную государственную поддержку лидеров – образовательные учреждения и педагогов, чья деятельность наиболее отвечает современным социальным запросам.
1. Одобрить следующие основные направления комплексного проекта модернизации образования в рамках приоритетного национального проекта «Образование» (далее — комплексный проект):
1.1. Введение новой системы оплаты труда работников общего образования и повышение доходов учителей;
1.2. Переход на нормативное подушевое финансирование общеобразовательных учреждений;
1.3. Развитие региональной системы оценки качества образования;
1.4. Развитие сети общеобразовательных учреждений, обеспечение условий для получения качественного образования независимо от места жительства;
1.5. Расширение участия общественности в управлении образованием.
Итак, поговорим о том, каким образом можно повысить качество образования в нашей школе.
Качество образования — интегральная характеристика системы образования отражающая степень соответствия ресурсного обеспечения, образовательного процесса, образовательных результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям.
Образовательные ресурсы – контингент учащихся, кадры, инфраструктура, финансы, материально-технические ресурсы, информация, программно-методические материалы, психологическое сопровождение, нормативно-правовая база, общественно – государственное управление.
Система оценки качества образования – совокупность организационных и функциональных структур, обеспечивающих основанную на единой концептуально-методологической базе оценку образовательных ресурсов, образовательного процесса и образовательных результатов и выявление факторов, влияющих на их качество.
Остановимся подробнее на некоторых образовательных ресурсах.
Контенгент учащихся. Наша школа не имеет возможности производить отбор, поэтому нам приходится работать с теми детьми, какие есть. Значит свою работу мы должны спланировать так, чтобы максимально возможно удовлетворить их потребности в учении и воспитании. Тщательно изучить их возможности, продумать комплекс мер по всестороннему развитию каждого. В связи с этим возникает вопрос о создании портфолио учащихся, чтобы каждый учитель имел возможность познакомиться с его успехами.
Материально – технические ресурсы. На данный момент в школе имеется достаточное количество телевизоров, видеомагнитофонов, DVD проигрывателей, магнитофонов, компьютерный класс, доступ в Интернет, принтеры, сканер. В личных медиатеках учителей сосредоточено большое количество медиаресурсов. На основании этого можно предположить, что в учебном процессе широко используются ТСО.
Информационные ресурсы. В школе должны создаваться база данных на методическую работу школы (планирование, данные об учителях, сведения о награждениях, сведения о медиа ресурсах и т. д) эта работа находится в стадии разработки, но мы надеемся, что в ближайшее время база данных облегчит работу по сбору и обработке информации. К информационным ресурсам относится также Интернет, библиотека, наработки ШМО и др.
Анализируя педагогические портфолио учителей школы, можно сделать вывод, что большинство учителей не умеют правильно представить результаты своего труда, составить отчет о своих достижениях, проанализировать свою работу, наметить план своей работы на будущее.
Как вы планируете свою работу на будущее, каких результатов хотите достичь через год, три года. Какие этапы своего собственного развития наметили?
Думаю, что большинство педагогов не смогут сейчас ответить на данный вопрос. А если это так, то ни о каком оптимальном использовании тех ресурсов, которые существуют в школе для повышения качества образования говорить не приходится. Поэтому остро встает вопрос о создании индивидуальных программ учителей и формировании педагогического портфолио как свидетельство усилий, достижений и прогресса в профессиональной деятельности данного педагога.
Портфолио должно стать непрерывной системой организованной жизнедеятельности, где созданы все условия для самовыражения и самореализации учителя на рефлексивной основе. Главная цель создания ПП — в постепенном формировании у учителя внутренней готовности к осознанности и самостоятельному построению, корректировке и реализации перспектив своего развития (профессионального, жизненного и личностного), готовности рассматривать себя развивающимся во времени и самостоятельно находить личностно значимые смыслы в конкретной профессиональной деятельности. Такая цель соответствует целям образования, закрепленным Законом РФ «Об образовании».
В заключении своего выступления хочу познакомить вас с ожидаемыми социально-экономическими результатами от программы.
В процессе реализации Программы ожидается достижение следующих социально-экономических результатов:
-повышение качества образования;
-обеспечение конкурентоспособности, функциональной грамотности и социальной ориентации выпускников учреждений общего и профессионального образования;
-снижение вероятности и масштабов безнадзорности, социального сиротства, наркомании и других асоциальных явлений;
-создание системы оценки качества образования как элемента системы оценки качества образования;
-улучшение кадрового обеспечения системы образования;
-повышение эффективности использования бюджетных средств, увеличение -объемов привлеченных в систему образования внебюджетных средств, в том числе за счет оказания платных образовательных услуг;
-обновление и повышение эффективности использования материально-технической базы системы образования;
-обеспечение участия общественных институтов в управлении образованием;
-адаптация системы профессионального образования к потребностям рынка труда;
-создание условий для повышения качества образовательных услуг, предоставляемых учреждениями дополнительного образования детей;
-улучшение положения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
За период реализации Программы планируется достижение следующих показателей:
-увеличение удельного веса количества муниципальных образований, вовлеченных в решение задач массового образования детей старшего дошкольного возраста, от общего количества муниципальных образований;
-увеличение удельного веса численности детей старшего дошкольного возраста, проходящих предшкольное обучение, от общей численности детей старшего дошкольного возраста;
-увеличение удельного веса численности детей дошкольного возраста, получающих услуги дошкольного образования, от общей численности детей дошкольного возраста;
-уменьшение количества дней, пропущенных ребенком по болезни в детском дошкольном образовательном учреждении за год в среднем по району, на 1 день;
-увеличение удельного веса количества муниципальных образований, вовлеченных в решение задач введения профильного обучения в старшей школе, от общего количества муниципальных образований;
-увеличение удельного веса количества средних (полных) общеобразовательных учреждений, осуществляющих профильное обучение, от общего количества средних (полных) общеобразовательных учреждений;
-увеличение удельного веса численности обучающихся 9-х классов общеобразовательных учреждений, получающих пред профильную подготовку, от общей численности обучающихся в 9-х классах общеобразовательных учреждений;
-увеличение удельного веса численности выпускников общеобразовательных учреждений, поступивших в учреждения высшего и среднего профессионального образования по результатам Единого государственного экзамена, от общей численности выпускников, прошедших аттестацию в форме Единого государственного экзамена;
-увеличение удельного веса количества муниципальных образований, участвующих в Едином государственном экзамене;
-увеличение удельного веса численности обучающихся, принявших участие в предметных олимпиадах:
Ресурсы урока в освоении новых образовательных стандартов
“Урок – это зеркало общей и
педагогической культуры преподавателя,
мерило его интеллектуального богатства,
показатель его кругозора, эрудиции”.(Приложение 1)
Современная жизнь предъявляет сегодня человеку жёсткие требования – это высокое качество образования, коммуникабельность, целеустремлённость, креативность, качества Лидера, а самое главное – умение ориентироваться в большом потоке информации.
Подготовка учащихся к взрослой жизни закладывается в школе , поэтому требования к образованию сегодня меняют свои приоритеты: знаниевая составляющая уступает место развивающей.
Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но при всём многообразии – урок остаётся главной формой организации учебного процесса. И для того, чтобы реализовать требования, предъявляемые Стандартами второго поколения, урок должен стать новым, современным!
Хочу напомнить, что Ресурс — количественная мера возможности выполнения какой-либо деятельности; условия, позволяющие с помощью определённых преобразований получить желаемый результат.
А образовательные ресурсы — это материальные, духовные, временные и другие средства развития человеческого потенциала, среды и деятельности человека.
Модернизация образовательного процесса, урока в современной школе — это объективная тенденция, которая все более активно проявляет себя в школьной практике.
Урок – основная форма организации учебно – воспитательного процесса, и качество обучения – это, прежде всего, качество урока. Можно ли назвать современным урок, если не привлечены такие ресурсы урока, как: наглядные и технические средства обучения? Конечно, нет. С ними урок богаче, ярче, образнее. С их помощью на учащихся оказывается эмоциональное воздействие, они способствуют лучшему запоминанию материала, повышают их интерес к предмету, обеспечивают прочность знаний.
Без хорошо продуманных методов и форм обучения трудно организовывать программное усвоение материала. Вот почему следует совершенствовать те методы и средства обучения, которые помогают вовлечь учащихся в познавательный поиск: помогают научить учащихся активно, самостоятельно добывать знания, возбуждают их мысли и развивают интерес к предмету.
Образовательные ресурсы не только обеспечивают мотивацию учащихся на учебно-познавательную деятельность, но и выполняют другие педагогически целесообразные функции: выращивание и развитие универсальных способностей и компетенций человека, усвоение предметного содержания, освоение нравственного поведения в пространстве.
Учебно-методические и информационные ресурсы – существенный и неотъемлемый компонент инфраструктуры школьного образования, инструментального сопровождения образования, в целом обеспечивающий результативность современного процесса обучения и воспитания, эффективность деятельности учителя и ученика средствами информационно-коммуникационного сопровождения.
Содержательная модель информационно-методических ресурсов обеспечения включает подробный перечень компонентов данного ресурса с выделением книгопечатной продукции, печатных, демонстрационных, экранно-звуковых пособий и цифровых образовательных ресурсов.
Информационный вызов предполагает развитие знаний и умений школьников об использовании компьютерных технологий, культуры работы с информацией. Современные ученики предпочитают восприятие информации в динамике, особенно с помощью интенсивного визуального ряда, а не текста. Ориентация сегодня делается на мультимедийное образование. В широком смысле слова термин “мультимедиа” означает спектр информационных технологий, использующих различные программные и технические средства с целью наиболее эффективного воздействия на пользователя. Грамотное использование этих средств развивает образовательные ресурсы современного урока и оптимизирует учебный процесс.
В области использования ИКТ в процессе обучения выделяют три основных подхода:
1) комплексное их использование на различных этапах урока;
2) частичное использование готовых электронных образовательных комплексов в учебном процессе;
3) использование инструментальных и прикладных программных средств для разработки авторских приложений.
Хочу остановиться на третьем подходе. Сегодня наиболее распространенными из прикладных программных средств являются презентации. Использование презентаций, включающих одновременно графическую, звуковую, фото и видео информацию обладают большим эмоционально-мотивационным зарядом, усиливают обучающий эффект за счет увеличения плотности урока и объёма предъявляемой информации. Мультимедийные технологии открывают новые возможности управления учебным процессом, улучшают эстетику урока, дают возможность тиражирования учебного материала.
Средства ИКТ, применяемые в образовании
В современных системах образования широкое распространение получили универсальные офисные прикладные программы и средства ИКТ: текстовые процессоры, электронные таблицы, программы подготовки презентаций, системы управления базами данных, органайзеры, графические пакеты и т.п.
С помощью сетевых средств ИКТ становится возможным широкий доступ к учебно-методической и научной информации, организация оперативной консультационной помощи, моделирование научно-исследовательской деятельности, проведение виртуальных учебных занятий (семинаров, лекций) в реальном режиме времени.
Мощной технологией, позволяющей хранить и передавать основной объем изучаемого материала, являются образовательные электронные издания.
Индивидуальная работа с ними дает глубокое усвоение и понимание материала. Эти технологии позволяют, при соответствующей доработке, приспособить существующие курсы к индивидуальному пользованию, предоставляют возможности для самообучения и самопроверки полученных знаний. В отличие от традиционной книги, образовательные электронные издания позволяют подавать материал в динамичной графической форме.
Классификация средств ИКТ по области методического назначения:
ЦОР — это учебные (образовательные) материалы, представленные в цифровой форме…
Цифровой образовательный ресурс позволяет расширить круг учащихся, исключая личностный фактор. Такой вид обучения позволяет улучшить качество обучения, способствует развитию познавательного интереса в неограниченном количестве, позволяет реализовать учебный процесс с элементами эвристики.
Виды ЦОР
Электронные учебники и учебные пособия
— репетиторы;
— тренажёры;
— обучающе-контролирующие;
— игровые;
— интерактивные;
— предметные коллекции;
— справочники, словари;
— практические и лабораторные задания
— предметные миры;
— предметные учебно-методические комплексы;
— инновационные УМК
— тесты; и тестовые задания;
— методические рекомендации по тестированию и контролю знаний;
— инструментальные средства
Использование ЦОР в сфере образования позволяет педагогам качественно изменить содержание, методы и организационные формы обучения. Совершенствуются инструменты педагогической деятельности, повышаются качество и эффективность обучения. ЦОР имеют массу достоинств по сравнению с традиционными средствами обучения:
И еще одним видом образовательных ресурсов является ЭОРы.
Электронными образовательными ресурсами называют учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства.
Что нового дают ЭОР учащемуся?
Прежде всего – возможность действительно научиться.
Пожалуй, главное заключается в том, что с подготовленным учеником гораздо интереснее и эффективнее работать.
ФГОС фактически обязывают педагогов использовать в образовательном процессе ИКТ и научить их разумному и эффективному использованию учащихся. Так, согласно Федеральному государственному образовательному стандарту общего образования выпускник школы должен:
- активно использовать речевые средства и средства ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач;
- вводить текст с помощью клавиатуры;
- фиксировать в цифровой форме и анализировать изображения, звуки и измеряемые величины;
- готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;
- уметь использовать различные способы поиска в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета.
Согласно ФГОС важным условием реализации основной образовательной программы является требование наличия информационной образовательной среды (ИС).
Электронные образовательные ресурсы позволяют выполнить дома значительно более полноценные практические занятия – от виртуального посещения музея до лабораторного эксперимента, и тут же провести аттестацию собственных знаний, умений, навыков. Домашнее задание становится полноценным, трёхмерным.
С ЭОР изменяется и первый компонент – получение информации. Одно дело – изучать текстовые описания объектов, процессов, явлений, совсем другое – увидеть их и исследовать в интерактивном режиме.
Эти замечательные слова как нельзя лучше разъясняют новые возможности самостоятельной учебной работы учащихся..
Что дают ЭОР учителю? Учитель может:
- конспекты не писать;
- сумки с тетрадками на проверку не носить, при этом ежедневно имеет фронтальный опрос, и нет проблемы объективности оценок – с компьютером не поспоришь;
- решена проблема дисциплины на уроках: ученики либо уткнулись в экраны**, либо участвуют в общей дискуссии, интересной для всех, поскольку каждый к ней подготовлен;
- вырос авторитет учителя и в классе, и среди коллег: компьютерные технологии – это “круто” и престижно.
Готовясь к нынешнему педсовету, администрация школы и члены педколлектива собрали фактический материал, который поможет нам проанализировать достоинства и недостатки уроков в нашей школе, обозначить ресурсы развития урока, определить направления и пути дальнейшего успешного освоение новых образовательных стандартов
Карта анализа посещенных уроков
Параметры анализа |
% применения |
Объявление темы урока, формулирование целей и задач | 78 |
Практическая деятельность | 100 |
Обеспечение контроля | 95 |
Осуществление коррекции | 86 |
Применение современных технологий | 72 |
Оценивание учащихся | 100 |
Подведение итогов | 67 |
Домашнее задание (место, пояснение) | 83 |
Дисциплина | 100 |
Этика общения | 95 |
Работа с тетрадями | 100 |
Наличие плана урока | 5 |
Как видно из представленной таблицы, в нашей школе урок как основная форма организации учебной деятельности нуждается в совершенствовании. Обратим внимание на некоторые параметры оценивания:
- Постановка цели деятельности для ученика. Четкая постановка цели определяет направление работы класса, обеспечивает мотивацию деятельности, вносит четкость и обоснованность всех дальнейших действий на уроке.
- Сотрудничество между учащимися развивает коммуникативные навыки школьников, формируют навыки культуры общения, поднимают авторитет знаний, позитивно влияют на развитие речи.
- Самоконтроль дает возможность видеть и анализировать свои ошибки, развивает способность к рефлексии.
- Методы обучения преобладают словесные, реже подключают наглядные. Очень редко практические. Доминирует воздействие, а не взаимодействие. Творческая деятельность реализуется в очень малой степени, не развивается креативность. Такие техники, как постановка проблемного вопроса, мозговой штурм, организация дебатов, комментирование ответов, различные ролевые игры, не являются популярными на наших уроках.
- Современные технологии или их элементы, с которыми хорошо знакомы практически все учителя школы, применяются также неактивно, хотя всем совершенно очевидна их продуктивность. Ресурсы интерактивной доски не используются.
- Наличие плана. Только один учитель смог предоставить технологическую карту урока.
Экспресс-анкета педагогов (ответы “да” или “нет”)
- Когда ребенок говорит что-то непонятное, я обычно сразу же его поправляю.
- Я считаю, что если учитель часто улыбается детям, это мешает его ученикам сосредоточиться.
- Когда ученик отвечает, меня интересуют, прежде всего, его знания, а не эмоции.
- Если я не согласен с мнением ученика, я об этом говорю прямо.
- Когда учащиеся несут “околесицу”, я стараюсь поставить их на место.
- Я бы не хотел оказаться на месте своего ученика во время опроса.
Если вы набрали больше трех ответов “да”, то Вам бы необходимо задуматься об эффективности своих взаимоотношений с учащимися. Все ли вы сделали, чтобы Ваши взаимоотношения с учениками на уроке были партнерскими, равными, основанными на дружелюбии и внимании друг к другу?
Проведено анкетирование среди учащихся 8-9 классов “Каким вы представляете современный урок.
1. Как вы думаете, что должно отличать современный урок? Назовите несколько основных черт.
А) учиться дома по компьютеру
Б) чаще использовать интерактивную доску
В) использовать компьютер чаще
Г) спрашивать д/з на уроке, а не на перемене
Д) понятней объяснять новую те
Информационно-образовательные ресурсы в современной школе
«Чтобы дойти до цели, надо, прежде всего, идти»
О. Бальзак.
Меняется ли окружающий нас мир? Думаю, что многие ответят: «Да, причем стремительно». А изменяющийся мир требует соответствующих изменений в образовании. Накопление знаний, переход к новым технологиям во всех сферах жизни и даже в быту приводят к осознанному пониманию пересмотра не только того, чему нужно учить детей, но и того, как это нужно делать. Приведу к примеру слова профессора, доктора педагогических наук М. Поташника: «…нельзя двигаться вперед с головой, повернутой назад, а потому недопустимо в школе XXI века использовать неэффективные, устаревшие технологии обучения, изматывающие и ученика, и учителя, требующие больших временных затрат и не гарантирующие качество образования…»
По-моему, учитель должен не только научить школьника учиться, но и воспитывать личность ориентированную на саморазвитие. Трудно не согласиться с тем, что учить и учиться в современной школе помогают электронные информационно-образовательные ресурсы.
Для меня информационно-образовательные ресурсы – это совокупность технических, программных, телекоммуникационных и методических средств, позволяющих оптимально использовать новые информационные технологии, внедрять их во все виды и формы образовательной деятельности. Это открытая коммуникационная структура, состоящая из взаимосвязанных компьютерных локальных, региональных сетей, совокупности технических и программных средств, обеспечивающих свободный доступ к любым источникам удаленной информации и обмен информацией учебной, научной, культурной и любой другой.
Востребованными становятся различные образовательные электронные ресурсы, но с моей точки зрения на первом месте будут стоять Интернет-ресурсы. Школьники всё чаще и чаще обращаются к Интернету. Для детей – это дополнительный источник информации, это разнообразный иллюстративный материал, как динамический, так и статистический. Также, если ребёнок пропустил по каким-либо причинам занятия, то в сети Интернет существуют видео-уроки. Ребёнок может самостоятельно изучить пропущенный материал. Нужен ли Интернет учителю? Я считаю, что Интернет-ресурсы – это огромный плюс в работе учителя. Это некий кабинет методики преподавания, возможность обучения, общения и повышения квалификации, дополнительная возможность принимать участие в различных конкурсах. Действительно, в сети Интернет существует множество сайтов, на которых можно найти различные электронные образовательные ресурсы, рекомендации по их использованию, а также обсудить с коллегами свои педагогические достижения и проблемы. В качестве примера можно назвать: «Сеть творческих учителей» (http://www.it-n.ru), «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» (http://school-collection.edu.ru2), «Международный образовательный интернет-проект Инфоурок» (https://infourok.ru), «Образовательный математический сайт Exponenta.ru» (http://www.exponenta.ru), «Социальная сеть работников образования» (http://nsportal.ru), «Сообщество взаимопомощи учителей» (http://pedsovet.su), различные региональные порталы сообществ учителей и многие другие ресурсы.
Часто on-line документы, Web-страницы и социальные сервисы применяю на уроках (показ демонстрационных материалов ЕГЭ, ОГЭ заданий), а также для коллективной творческой работы, для разработки и обеспечения детей учебными материалами и ссылками на них, для обмена опытом.
Использование на уроках математики позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать их внимание, ориентироваться в информационных и коммуникативных технологиях и формирует у них способность их грамотно применять.
Таким образом, умелое использование электронных образовательных ресурсов на уроках естественно – математического цикла не дань моде, а необходимость. Слова философа Сократа: «Довольствуйся настоящим, но стремись к лучшему» использую как девиз в своей работе. А это значит, что мы педагоги постоянно будем стремиться к тому, чтобы нашим детям всегда было интересно и комфортно в наших образовательных учреждениях.
Список использованных источников:
1.С.Г. Григорьев, В.В Гриншкун. Педагогические аспекты формирования образовательных ресурсов https://refdb.ru/look/2483251.html
2.Цифровые образовательные ресурсы http://mirznanii.com
3.Полат, Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования. Москва: Академия, 2010. — 42с. http://www.academia-moscow.ru
4. Григорьев С.Г., Гриншкун В.В. Учебник — шаг на пути к системе обучения «Информатизации образования». // В сборнике научных трудов «Проблемы школьного учебника». / Научно-методическое издание. М.: ИСМО РАО, — 2005. С. 219-222.
5.Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru
6.Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru
7.Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЕК) http://school-collection.edu.ru
8.Сидорова Наталья Михайловна, учитель информатики и математики http://nmsidorova.narod.ru
9.Токарева Светлана Сергеевна, автор статьи «Использование электронных образовательных ресурсов на различных этапах урока математики в средней школе» https://cyberleninka.ru
Современные цифровые ресурсы в средней школе
Современные цифровые ресурсы в средней школе.
Целью данной работы является рассмотрение новейших и уже используемых в процессе обучения учашихся российских средних школ электронных образовательных ресурсов (ЭОР), электронных форм учебников (ЭФУ) и мобильного класса на планшетах без внешней точки доступа и интернет на платформе VERIMAG.
В первую очередь, необходимо заметить, использование цифровых ресурсов следует рассматривать как смену приоритетов и в роли учителя, и в роли обучающихся, и в том, как происходит оценивание, и какая деятельность осуществляется в процессе обучения.
Так, например, если говорить о традиционном бумажном учебнике, то мы имеем возможность наблюдать детскую отстраненность и неприятие данного источника информации и, как результат – неумение работать с бумажным носителем, дезориентация и отсутствие мотивации продолжать обучение. Современным учащимся гораздо более комфортно не библиотеку посетить, а мгновенно получить требуемое, сформулировав запрос в строке браузера. Однако здесь кроется некий подвох в том плане, что, таким образом, полученная информация далеко не всегда будет представлена перед ребенком в должном виде, будучи действительно достоверной.
В данном случае, решая сразу несколько задач (и образовательную, и в качестве дополнительного материала, и интерактивный инструмент в обучении, и тренажер для закрепления) представляется продукция объединенной издательской группы ДРОФА-ВЕНТАНА. Примеры использования электронных форм учебника, как инструмент самоконтроля и получения быстрой обратной связи смотрите на сайте drofa-ventana.ru.
Таким образом, педагог становится не ретранслятором, переводчиком традиционного печатного учебника, а осуществляет реконструирование учебного процесса, создание ситуаций и поддержка активности школьника. Электронный учебник, как, впрочем, и другие цифровые ресурсы, освобождая время на уроке, позволяет сконцентрироваться на личности детей, на общении, а не на передачу информации.
Кроме того, ребенок становится субъектом образовательного процесса, поскольку самостоятельность в процессе обучения ведет к ответственности за результат. Соответственно, если ребенок обладает минимальной самостоятельностью, ответственность за результат – невысокая.
Положительный момент наблюдается также в оценке навыков самоконтроля, когда учитель дает возможность отслеживать свои успехи и достижения. Здесь уже цифровые образовательные ресурсы могут помочь в работе учителя.
Что касается расширения деятельности, начавшейся на школьном уроке, имеет продолжение дома (ЭФУ работает на любом гаджете), а также возможна коллективная работа с помощью облачных сервисов.
Прекрасной альтернативой можно рассмотреть работу в отсутствие всемирной паутины – мобильный класс на планшетах. Платформа VERIMAG имеет уникальную технологию, обеспечивающую связь между ученическими планшетами и планшетом учителя. Пользователи такого мобильного класса не привязаны не только к интернету, но также могут работать вне стен школы, например, использование на внеклассном мероприятии. Создатели интерактивного образовательного продукта для мобильных устройств на данный момент активно взаимодействуют с издательствами ЭФУ.
Информационные технологии развиваются весьма быстро. Однако на данный момент отмечу пару уже ставших популярных ЭОР, как продукты Инновационного центра «Сколково».
Еще в начале 2016-2017 учебного года сайт Uchi.ru расширил свою образовательную платформу от начальной школы, включив в работу 5 и 6 классы. С началом 2017-2018 планируется охватить более старшие классы. Данный ресурс интересен тем, что помимо образовательной деятельности в игровой форме, пользователям регулярно предоставляется возможность участвовать в олимпиадах теперь не только по математике, но и по русскому языку. Есть также олимпиада «Юный предприниматель», собственно, не относящаяся к какому-либо школьному предмету, но интересна в плане логического развития ребенка. Учитель имеет в этом случае возможность отслеживать текущие успехи, дети – разнообразие в учебной деятельности. Работа в любом ЭОР дает возможность обучаться дистанционно. Этот момент в особенности весьма актуален для тех учащихся, которые по каким-либо причинам часто отсутствуют.
ЭОР «ЯКласс» более серьезный ресурс в том плане, что охватывает программу с 1 по 11 класс, включая довольно широкий спектр предметов (всю математику, русский язык, английский язык, информатику, физику, биологию, химию, природоведение), так называемую «переменку» (занимательные задачи), отдельные курсы подготовки к ЕГЭ (физика, обществознание, русский язык, математика, биология) плюс имитация экзамена, ИКТ- грамотность пользователей ресурса. Рассматриваемый ЭОР обладает особым мотивационным рейтингом как среди учащихся отдельно взятого класса, так и школы в целом по городу, региону и страны. Состязательный характер и возможность круглосуточного доступа представляется особенно привлекательным использование сайта yaklass.ru в работе учителя, самоподготовки учащихся, контроля успехов со стороны родителей и даже предполагает в случае использования ресурса репетиторами. Автоматическая проверка выполненных заданий, неповторимость вариантов задач и «подсказчик» правильных шагов решений системы – отличительные характеристики цифрового помощника, как при освоении текущего школьного курса, так и возможность индивидуального плана обучения, забегая вперед или, напротив, повторяя пройденный материал.
Конечно, известны и отдельные электронные центры онлайн-обучения (например, foxford.ru), использующие различные технологии (вебинары, тренажеры, он-лайн – контакт с тьютором), охватывающие и учащихся, и учителей (курсы повышения квалификации и переподготовки, вебинары). Поэтому в завершении хочется повторить слова руководителя образовательного направления Mail.ru Group Дмитрия Волошина: «Образование лишь на первый взгляд кажется консервативной сферой жизни: на самом деле здесь хватает непредсказуемости».
Статья по теме: Основные ресурсы развития и повышения качества образования в школе
Основные ресурсы развития и повышения качества образования в школе
Говоря об основных ресурсах развития и повышения качества образования в современной российской школе, можно выделить три группы таковых:
Первый ресурс: это тематически оформленный (предметный) кабинет
Второй ресурс: использование современных информационных технологий на уроках
Третий ресурс: УМК нового поколения
Оформление школьного кабинета – непростая задача. Кабинет является центром организации обучения и внеклассной работы учащихся по предмету. Качество и количество усваиваемой учеником информации напрямую зависит от степени соответствия учебного кабинета современным стандартам, поэтому оформление школьного кабинета должно учитывать эстетические, гигиенические, экономические требования, а также требования научной организации труда учителей и учащихся.
Оформление школьного кабинета следует начинать с его внешнего вида. Стены в кабинете как правило служат для размещения справочной информации и тематических стендов, на заднем плане располагается книжный фонд, дидактический раздаточный материал, различные аудиовизуальные пособия. Обучение в современной школе – это не только непосредственное получение учеником знаний, умений и навыков, но яркий и увлекательный процесс приобщения к мировой культуре и науке. Поэтому важно помнить, что оформление школьного кабинета, должно соответствовать не только образовательным стандартам, но и психологическим запросам учащихся. Материалы и наглядные пособия, их оформление и способ подачи информации должны заинтересовывать учащихся и давать стимул для самостоятельной работы.
При этом оформление школьного кабинета не может быть вычурным. Все его элементы должны использоваться в учебном процессе, а экспонируемые материалы должны быть хорошо различимы с каждого рабочего места ученика. Современная педагогическая наука пришла к выводу о безусловной важности использования наглядных средств в процессе обучения детей и подростков. С их помощью происходит не просто оживление интереса к изучаемому материалу, но достигается более убедительное изложение сложных теоретических вопросов и углубление полученных знаний.
Наш современный мир становится все более зависимым от информационных технологий, так как они все больше используются во всех сферах общественной жизни. Для миллионов людей компьютер превратился в привычный атрибут повседневной жизни, стал незаменимым помощником в учебе, в работе и отдыхе. Он избавил человека от рутинного труда, упростил поиск и получение необходимой и своевременной информации, общение между людьми, ускорил принятие решений. Все это привело к появлению нового типа культуры – информационной. И овладевать ее люди начинают с самого раннего детства. Поэтому использование информационных технологий в школе объективный и естественный процесс, это требование сегодняшнего дня.
Первоначально компьютер дал возможность систематизировать уже имеющиеся методические разработки, перевести их в электронный формат. Тематическое планирование по всем курсам истории и обществознания , учебные карточки, схемы, варианты тестирования легко обновляются, тиражируются при изменениях в учебных программах, учебниках.
В дальнейшей работе в практику работы были включены программы составления тестов, презентации, обучающие компьютерные программы, Интернет-ресурсы, был накоплен огромный материал, который я сейчас использую на уроках истории.
В своей педагогической деятельности я использую компьютер на различных этапах урока. Но, как показывает опыт, на уроке истории целесообразнее применять их при изучении нового материала, закреплении полученных знаний и уроке-контроле.
Информационные технологии на уроках истории я использую в следующих вариантах:
1) мультимедийные презентации.
Подготовка презентаций – серьезный, творческий процесс, каждый элемент которого должен быть продуман и осмыслен с точки зрения восприятия ученика. На подготовку одной презентации к конкретному уроку с использованием средств анимации, графики, аудиосредств, фрагментов тех же мультимедийных энциклопедий уходит порядка 2-2,5 часов. Зато готовая продукция позволяет отказаться от всех остальных видов наглядности и максимально сосредоточить внимание преподавателя на ходе урока, так как управление программой сводится к простому нажатию на левую клавишу мыши.
Программа Power Point дает возможность использовать на уроке карты, рисунки, портреты исторических деятелей, видеофрагменты, диаграммы.
2) флеш-фильмы.
Они позволяют нам наглядно увидеть то или иное событие, почувствовать свою сопричастность, окунуться в эпоху, наглядно представить происходящее событие. Особенно полезны флеш-фильмы на уроках истории при изучении военных сражений, битв, так как они наглядно позволяют учащимся увидеть расположение сил противников перед битвой, ход сражение и итоги сражения. Просто на словах или схематично мелом на доске это представить намного сложнее и не даст полного понимания происходящих событий.
3) мультимедийные карты.
Исторические карты прошлых лет, на мой взгляд, отжили свой век. Они создают постоянные проблемы: хранение, перемещение, размещение и т.п.. Им на смену пришли интерактивные карты, которые более ярче, образнее и в наш век информационных технологий незаменимы.
4) Электронные (мультимедиа) учебники
5) Электронные тесты и тренажеры. тренажеры для подготовки к ЕГЭ .Тренажеры также содержат задания, позволяющие организовать фронтальную, групповую и индивидуальную работу учащихся на уроке и дома, провести мониторинг обученности.
6) Во внеклассной деятельности и на уроках обобщения я использую различные виртуальные путешествия по музеям и галереям мира
Таким образом, использование информационных технологий помогает учителю повышать мотивацию обучения детей к предмету и приводит к целому ряду положительных следствий: • психологически облегчает процесс усвоения материала учащимися;
• возбуждает живой интерес к предмету познания;
• расширяет общий кругозор детей;
• возрастает уровень использования наглядности на уроке;
• повышение интереса к изучению истории и успеваемости;
• идет овладение учащимися умения добывать информацию из разнообразных источников, обрабатывать ее с помощью компьютерных технологий;
• формируется умение кратко и четко формулировать свою точку зрения.
• повышается производительность труда учителя и учащихся на уроке.
Бесспорно, что в современной школе компьютер не решает всех проблем, он остается всего лишь многофункциональным техническим средством обучения. Не менее важны и современные педагогические технологии и инновации в процессе обучения, которые позволяют не просто «вложить” в каждого обучаемого некий запас знаний, но, в первую очередь, создать условия для проявления познавательной активности учащихся.
УМК
нового поколения
1. Главные отличительные особенности УМК нового поколения:
* наличие полного пакета пособий на бумажных и электронных носителях, обеспечивающего комплексность и преемственность всех уровней школьного образования;
* четкая функциональная направленность каждого компонента УМК на решение определенной педагогической задачи;
* единый методический, информационный и дизайнерский подход, учитывающий возрастные психофизиологические особенности школьников;
* наличие «навигационной» системы, обеспечивающей системность организации учебного процесса и удобство поиска информации;
* использование прогрессивных форм и способов подачи материала, основанных на современных информационных технологиях.
2. Информационно-образовательная среда УМК нового поколения:
— проста в использовании;
— интерактивна;
— ориентирована на практическую деятельность учащихся;
— позволяет максимально учитывать индивидуальные запросы и способности каждого участника образовательного процесса.
В УМК входят:
- Учебники.
- Электронные приложения к учебникам.
- Тетрадь-тренажер (Пособия предназначены для самостоятельной работы учащихся).
- Тетрадь-экзаменатор
(Пособия предназначены для проведения тематического и итогового контроля знаний). - Атласы по истории
(Атласы имеют современный дизайн, фиксированный в тематических разворотах формат, адаптированы к возрастным психологическим особенностям учащихся). - Методические рекомендации.
- Поурочное тематическое планирование. С 2010 года на базе МОУ «СОШ №132»: Апробация УМК
по истории России и обществознанию
издательства «Дрофа»