Как нарисовать русский народный костюм — сарафан
Привет друзья! Вы спросили, как нарисовать русский народный костюм поэтапно? Давайте нарисуем карандашом- сарафан. Будем рисовать вместе!
Чтобы вы знали, что надо рисовать, давайте сначала узнаем, что такое сарафан?
Что такое сарафан
Сарафан— это традиционный русский наряд, который появился много лет назад. Сарафан — это женская одежда в виде платья без рукавов. Сарафаны различались по тканям и покрою. Платья, похожие на сарафан, носили до начала XX века крестьянки в Польше, и во всех северных странах Европы. Крой этот называется платье-рубашка. Сейчас похожие по покрою платья или сарафаны, это обязательная часть женской «народной» одежды во всех этих странах.
Сарафаны делились на праздничные и повседневные. Особенно выделялся свадебный наряд. Потому, что для невесты шили только красные, нарядные сарафаны. Они обязательно украшались орнаментом.
Красный сарафан обычно шили для невесты на Руси
Для повседневной носки выбирали ткань попроще. Шили чаще тёмно-синие, зелёные сарафаны.
Пожилые дамы выбирали в основном синие и чёрные цвета сарафанов.
Как нарисовать русский народный костюм- сарафан. Рисуем поэтапно — карандашом
- Итак, рисуем вот такую фигуру, которая расширяется книзу. Это будет юбка сарафана, так что оставьте немного места сверху.
2. Сделайте плавной нижнюю линию сарафана. Выше, добавьте линии верхней части.
3. От верха нарисуйте воротник сарафана. Например, квадратной формы. Потом, полоски, которые идут почти до самого низу.
4. По бокам нарисуйте пышные рукава. Кстати, их можно нарисовать просто прямыми.
5. Теперь нарисуйте нижние линии и складки на юбке.
6. Нарисуйте воротник. Кстати говоря, чтобы сарафан лучше смотрелся, нарисуйте под самим сарафаном, например, блузку или рубашку.
7. Потом на средней линии юбки можно нарисовать узоры. Например — вот такие сердечки.
8 . Конечно же, нижняя линия сарафана также украшается узорами.
9. В результате у меня получился вот такой рисунок сарафана. В итоге, осталось только раскрасить сарафан.
10. Как нарисовать русский народный костюм — сарафан? Оказалось не так сложно! В результате у меня получился вот такой сарафан. Надо сказать, что я рисовал электронным карандашом, на графическом планшете. Но это практически тоже самое, что и рисовать на бумаге простым карандашом. Только более современный вариант.
Как нарисовать русский народный костюм карандашом поэтапно
Пару дней назад мне писала Алена Белова с просьбой показать как рисовать народный костюм карандашом. Я сделал уже много уроков рисования разной одежды. Ссылки на них ты увидишь внизу, под этим уроком. А для этого я подобрал картинку с изображением женской праздничной одежды из Тверской губернии 19 века: Слева изображен сарафан, рубаха и пояс. Справа девичья праздничная рубаха с поясом. Если тебе задали на уроке истории или изо эту тему, ты можешь воспользоваться этим уроком:
Как нарисовать русский народный костюм карандашом поэтапно
Шаг первый. Делаю набросок основных частей костюмов. Это ничем не отличается от наброска человека, только без головы и ног. Здесь так же важно соблюдать пропорции. Шаг второй. Прорисовываем форму платьев. Народные костюмы (по крайней мере наши) не отличались открытостью, поэтому здесь почти все тело скрыто. Шаг третий. Очень важный момент это складки. Без них рисунок будет похож на бумажное платье. Старайся показать все возможные изгибы и тени от них на платье. Шаг четвертый. Еще одна отличительная черта народного костюма это изобилие узоров. Это непросто какие-то выдумки от Армани или Гучи. Каждый узор что-то обозначает. Рисовать их сложно, но, если ты этого не сделаешь, зрителю будет трудно определить: это платье какой-то барышни или народный костюм? А так, взглянув лишь на секунду, любой без ошибок определит. Шаг пятый. Если добавить штриховки, рисунок станет более реалистичным. Я уже писал выше, что тут у меня очень много уроков рисования. Ты можешь брать любую тему, в которой есть одежда и срисовывать. Но я выбрал лучшие тематические уроки из этого и даю их тебе:
- Рисуем мужскую рубашку;
- Военную экипировку;
- Одежду куклы;
- Юбку;
- Мерлин Монро в платье;
Русские народные костюмы
Author: administratory In: Comments: Комментарии отключеныРусские народные костюмы на заказ
Костюм У Плетня Костюм У Плетня |
Костюм Палантин (Сибирский Хор) Костюм Палантин (Сибирский Хор) |
Костюм Рубаха Русская Народная Костюм Рубаха Русская Народная |
Костюм Боярыня Костюм Боярыня |
Костюм Ванавара Красная |
Костюм Ванавара Голубая Костюм Ванавара Голубая |
Костюм Русский Белый Костюм Русский Белый |
Костюм Искуссница Костюм Искуссница | |||
Костюм Сокур |
Костюм Марья |
Костюм Фартук-Занавеска Костюм Фартук-Занавеска |
Костюм Фартук-Занавеска Костюм Фартук-Занавеска | |||
Костюм Жар-Птица Костюм Жар-Птица |
Костюм Купола Костюм Купола |
Костюм Зеленый Сарафан (Сибирский Хор) Костюм Зеленый Сарафан (Сибирский Хор) |
Костюм Кадриль Костюм Кадриль |
Костюм Аннушка Костюм Аннушка |
Костюм Сарафан Красный Костюм Сарафан Красный |
Костюм Сарафан Синий Костюм Сарафан Синий |
Костюм Варюша Костюм Варюша | |||
Костюм Василек Костюм Василек |
Костюм Кадриль Костюм Кадриль |
Костюм Малахит (Сибирский Хор) Костюм Малахит (Сибирский Хор) |
Костюм Сарафан-Лягушка Костюм Сарафан-Лягушка | |||
Костюм Русский Иван До Марья Костюм Русский Иван До Марья |
Костюм Рубаха Русская С Вышивкой Костюм Рубаха Русская С Вышивкой |
Костюм Веселинка Костюм Веселинка |
Костюм Мошково Костюм Мошково | |||
Костюм Сашенька Костюм Сашенька |
Костюм Веселинка Мужской Костюм Веселинка Мужской |
Костюм Мошково 2 Костюм Мошково 2 |
Костюм Бирюсиночка Костюм Бирюсиночка | |||
Костюм Анна |
Костюм Анна Накидка С Вышивкой Костюм Анна Накидка С Вышивкой |
Костюм Анна Красная Костюм Анна Красная |
Костюм Мошково 3 Костюм Мошково 3 | |||
Костюм Добрынюшка Костюм Добрынюшка |
Костюм Василиса Костюм Василиса |
Костюм Утюшка Луговая Костюм Утюшка Луговая |
Костюм Кадриль Хохлома Костюм Кадриль Хохлома | |||
Костюм Плясовая Костюм Плясовая |
Костюм Вензеля Костюм Вензеля |
Костюм Сарафан Народный Костюм Сарафан Народный |
Костюм Луговое Костюм Луговое | |||
Костюм Зеленый Сарафан Костюм Зеленый Сарафан |
Костюм Купчиха Костюм Купчиха |
Костюм Завьяловский Костюм Завьяловский |
Костюм Белое С Вензелями Костюм Белое С Вензелями | |||
Костюм Кадриль Костюм Кадриль |
Костюм Курочка Костюм Курочка |
Костюм Величальный Костюм Величальный |
Костюм Перепляс Бирюза Костюм Перепляс Бирюза | |||
Костюм Урожайный Костюм Урожайный |
Костюм Аннушка 2 Костюм Аннушка 2 |
Костюм Ярмарка Костюм Ярмарка |
Костюм Аленький Цветочек Костюм Аленький Цветочек |
Костюм Русские Рубахи Костюм Русские Рубахи |
Костюм Народный (Сибирский Хор) Костюм Народный (Сибирский Хор) | |
Костюм Сарафан С Душегреей Костюм Сарафан С Душегреей |
Костюм Дымковская Игрушка Костюм Дымковская Игрушка | |
Костюм Купола Костюм Купола |
Костюм Зимушка Костюм Зимушка |
Костюм Купчиха Костюм Купчиха |
Костюм Кадриль Зеленая Костюм Кадриль Зеленая |
Костюм Лебедушка Женский и Мужской Костюм Лебедушка Женский Мужской |
Костюм Красный Цветок Женский и Мужской Костюм Красный Цветок Женский и Мужской |
Костюм Кадриль Зимняя (Сибирский Хор) Костюм Кадриль Зимняя (Сибирский Хор) |
Костюм Солоха И Рыжий (Сибирский Хор) Костюм Солоха И Рыжий (Сибирский Хор) |
Костюм Оркестр Народных Инструментов (Сибирский Хор) Костюм Оркестр Народных Инструментов (Сибирский Хор) |
Костюм Сибирское Сказание Костюм Сибирское Сказание |
Костюм Кадриль Костюм Кадриль |
Костюм Ярмарка Костюм Ярмарка |
Костюм Сокур |
Костюм Кадриль Сирень (Сибирский Хор) Костюм Кадриль Сирень (Сибирский Хор) |
Костюм У Березки Женский и Мужской Костюм У Березки Женский и Мужской |
Костюм Колыванушка Костюм Колыванушка |
Костюм Ванавара Костюм Ванавара |
Костюм Сплетницы Костюм Сплетницы |
Костюм Плясовая Костюм Плясовая |
Костюм Моталочка Костюм Моталочка |
Костюм Зимний Городок Костюм Зимний Городок |
Костюм Накидка Красная С Вышивкой Костюм Накидка Красная С Вышивкой |
Костюм Кадриль Гжель Костюм Кадриль Гжель |
Костюм Аленький Цветочек Костюм Аленький Цветочек |
Костюм Хоровод Березка Костюм Хоровод Березка |
Костюм Русский Платок Костюм Русский Платок |
Костюм Хоровод Костюм Хоровод |
Костюм Хоровод Березка Костюм Хоровод Березка |
Костюм Хоровод Березка Костюм Хоровод Березка |
Костюм Хоровод Гжель Костюм Хоровод Гжель |
Костюм Кадриль Красная Ягода Костюм Кадриль Красная Ягода |
Костюм Русский народный Костюм Русский народный |
Костюм Русский народный Костюм Русский народный |
Костюм Русский народный Костюм Русский народный |
Костюм Русский народный Костюм Русский народный |
Костюм Русский народный Костюм Русский народный |
Костюм Русский народный Костюм Русский народный |
Костюм Русский народный Костюм Русский народный |
Костюм Русский народный Костюм Русский народный |
Дымковская игрушка Барыня Дымковская игрушка “Барыня” |
Дымковская игрушка Барыня Дымковская игрушка “Барыня” |
Дымковская игрушка Барыня Дымковская игрушка “Барыня” |
Дымковская игрушка Барыня Дымковская игрушка “Барыня” |
Дымковская игрушка Барыня Дымковская игрушка “Барыня” |
Дымковская игрушка Барыня Дымковская игрушка “Барыня” |
Дымковская игрушка Барыня Дымковская игрушка “Барыня” |
Хоровод |
Эти костюмы поистине многообразны. География и время оставляли свои отпечатки на каждом из них. Исходя из узора на одежде, можно было определить, откуда родом её владелец, так как каждый регион славился своим собственным неповторимым узором и сочетанием цветов.
Русская народная одежда разделялась на праздничные и повседневные наряды. Русский народный сарафан – наглядная демонстрация повседневного стиля того времени, который стремился к максимальной простоте (насколько это было возможно на Руси). Кокошник считался необходимым атрибутом завершения ансамбля любого гардероба.
Ощутить самобытность русской культуры, удивить людей таким привычным, но одновременно и необычным одеянием, сделать памятные яркие фото – русский народный костюм станет удачным решением для желающих почувствовать связь с историей.
В нашей мастерской вы сможете приобрести мужской и женский народный костюм, купить кокошник и другие, необходимые для цельного образа, аксессуары. Если среди готовых эскизов вы не нашли подходящий вариант, мы будем рады изготовить костюм любой сложности по индивидуальному проекту.
Урок изобразительного искусства «Русский народный праздничный костюм»
Цели:
- Познакомить с историей и традициями русских народных праздников.
- Воспитывать уважение, развивать интерес к народному искусству.
- Закрепить понятие “орнамент”, его виды.
- Совершенствовать изобразительные навыки, умение работать с гуашью.
Наглядность: изображения русских народных костюмов, орнаменты, панно с изображением сельской площади, аудиозапись “Звон колоколов”, шаблоны человеческих фигурок, пословицы на доске:
- Курицу не накормишь, а девицу не нарядишь.
- У бабы рубашки – те же мешки: рукава завяжи, да чего хочешь положи.
- Хвалят на девке шелк, когда в самой девке есть толк.
I. Организационный момент.
II. Объявление темы урока
а) Беседа
— У каждого народа есть праздники. Они раскрывают душу человека, его характер. На Руси любили праздники. Ими встречали весну и провожали зиму, праздниками отмечали завершение полевых работ, а иногда и просто окончание рабочего дня. Праздники всегда были веселые, наполненные музыкой, пением, играми и танцами. Каждый вечер люди разных возрастов собирались вечером у кого-то в избе и там пели и танцевали (плясали). Песенно-танцевальный репертуар был очень богатым и разнообразным. На все времена года, на все календарные праздники были свои песни, игры, танцы, забавы, потешки. Часто заклички, шутки, прибаутки придумывались на месте, с ходу – импровизировали, особенно частушки.
Праздник – это не только песни и пляски.
— Чем еще отличается этот день от простых будней?/наряды/
Накануне народных гуляний распахивались тяжелые сундуки. Чем больше они были набиты, тем богаче считался хозяин дома. Вся праздничная одежда обязательно украшалась элементами вышивки, бисером, блестками, чего, как правило, не было в повседневной одежде. По одежде можно было судить о вкусе и умении мастерицы, ведь крестьянка сама себе делала наряд <рисунок 1>.
— Какое разнообразие праздничных нарядов!
— А что у них общего? (узоры)
— Как можно назвать по-другому? (орнамент)
Любой русский костюм в старину непременно был украшен орнаментом, вышивкой.
— Давайте вспомним, какие виды орнамента вы знаете?
/растительный и геометрический/
— Внимание на доску. Перед вами узоры (они могут быть просто изображены на доске цветным мелом.) Какие из них не будут являться орнаментами? Почему? /в орнаменте элементы изображены в определенном порядке, ритмично./
Игра “Сочини мелодию к орнаменту”.
б) РАССКАЗ о русских народных костюмах.
Давайте познакомимся с нарядами поближе.
Основу любого русского костюма составляла рубаха <рисунок 1и 2>. Рубахи с застежкой сбоку назывались косоворотками. Такие обычно носили мужчины. Также в их наряд входили штаны, которые заправлялись в сапоги или в онучи (кусок ткани), а сверху онучей одевали лапти.
Рубаха была широкой и украшалась по подолу, по вороту, по краю рукавов вышивкой. И обязательно подвязывалась поясом-кушаком <рисунок 2>.
Пояса выполняли много функций: они говорили о благосостоянии человека, а также являлись наградой и подарком и передавались по наследству. Расшивали праздничные рубахи шелковыми цветными нитями. Предпочтение отдавалось красному цвету (как оберег).
Особое значение придавалось расположению рисунка. Например:
- нагрудные узоры – защищали сердце и легкие,
- наплечные – охраняли руки,
- наподольные – не давали пробраться злым силам снизу.
В центральных и северных районах России женщины на праздники одевали сарафан <рисунок 3>.
Плавные линии сарафана как бы струились, делали женщину похожей на лебедя. Недаром в песнях и в сказках они зовутся лебедушками.
В праздничный наряд входили и так называемые душегрей – епанечки или коротены – коротенькие кофточки на лямочках, похожие на сарафанчики <рисунок 4>.
А в южных районах России модницы одевали поневный комплекс <рисунок 5>.
Понева – юбка. Она одевалась непременно поверх рубахи, затем шел передник, а затем навершник.
Передник щедро украшался вышивкой <рисунок 6>.
Красный цвет преобладал. Это цвет огня, солнца, магический, красивый, символ спасения и знак преграды для злых сил. Такой цвет должен был отпугивать демонов и духов, имеющих человеческий облик, хранить и оберегать владельца от разных напастей.
Навершник – это верхняя одежда, которую носили осенью или весной. Навершник не подпоясывали <рисунок 7>.
И, наконец, головные уборы.
Они четко делились на девичьи и на уборы замужних женщин:
— кокошники, ленты, венки /девичьи/.
— коруна, сорока, кичка /женские/.
В названиях головных уборов слышится родство с птицей: кокошник, кичка, сорока. И это не случайно. Помните сказки: лебедушка, лебедь белая, точно пава.
в) Работа с пословицами.
III. Практическая работа – создание коллективного панно на тему “Праздник в деревне”.
Ученикам выдаются фигурки с изображением людей и нужно сделать им праздничную одежду.
Задание дифференцированное:
1 группа: Раскрасить готовые фигурки, уже “одетые” — задание для детей медлительных и тех, у кого трудности с самостоятельным изображением. Самим придумать орнамент.
2 группа: “Одеть” бумажную фигурку, т.е. самому придумать и нарисовать праздничный наряд.
3 группа (хорошо рисующие дети): Изобразить фигуру человека в праздничном костюме.
Главное условие – наличие орнамента в одежде.
Готовые работы приклеиваются на заранее приготовленное панно с изображением сельской площади с собором и крестьянскими домами. /Аудиозапись “Звон колоколов” — народ собирается на соборной площади./
IV. Итог.
Все в жизни меняется, а праздник остается. И хотя справляться он может по-разному, остается главное – радость, особое волнение, веселье, нарядная одежда, подарки, песни и пляски, для нас теперь иногда загадочные. Однако эти традиции составляют необычайность и особенность. О них нужно помнить и знать.
А вы запомнили?
Вот мы это сейчас и проверим.
Детям выдаются карточки-стрелки со словами- названиями русской народной одежды:
— рубаха — епанечка — кокошник — кушак — коротена — коруна — косоворотка — понева — сорока — онучи — передник — кичка. — сарафан — навершник
Необходимо соединить карточки-стрелки с предметами одежды на картинках так, чтобы они соответствовали названиям.
V. Оценивание работ.
История русской одежды — сарафана
История русского сарафана
Блуждая этим вечером по Сети, встретила целое исследование одной студии декоративного-прикладного творчества. Тема этой работы: «История русского сарафана». Исследование это достаточно большое, поэтому Ivanka.club «выжала» самое важное и спешит этим поделиться:
Народный костюм – бесценное достояние культуры
Русский народный костюм, русская народная одежда являясь объектом материальной культуры, является и богатейшим творческим источником. Неуёмная тяга к красоте, живущая в душе человека, воплощает его мечту о прекрасном не только в большом искусстве, но и в предметах быта, и особенно в создании внешнего облика людей.
Чем пристальнее изучаешь русский народный костюм как произведение искусства, тем больше находишь в нём ценностей, и он становится образной летописью жизни наших предков, которая языком цвета, формы, орнамента раскрывает нам многие сокровенные тайны и законы красоты народного искусства. Поэтому и не умирает народный костюм.
Из истории русского костюма
Народный костюм являет собой синтез различных видов декоративного творчества: искусство вышивки, народного ткачества, кружевоплетения, вязания и другие виды прикладного искусства.
На протяжении длительного периода, со времен Древней Руси до начала XVIII века, он не претерпевал резких перемен в своих основных формах, эволюционировал в рамках устойчивых традиций. XVIII век стал поворотной вехой в его развитии. Это время социально-экономических и культурных преобразований в России было ознаменовано законодательной деятельностью Петра I, регламентирующей различные сферы жизни, общества и направленной на коренную ломку привычных устоев. Реформы широко затронули русский быт, в том числе одежду. В 1700 году были изданы указы об обязательном ношении костюма западноевропейского образца. Исключение составляли лишь духовные лица и крестьянство. Европейский костюм становился нормой для русского общества, но эта норма должна была пробивать себе дорогу сквозь вековые традиции.
Таким образом, костюм в России с XVIII века получает два направления: в дворянском костюме господствуют западноевропейские формы; самобытные русские формы в — народном костюме. Наряду с крестьянством городское купечество и мещане XVIII века, а отчасти и на протяжении XIX века остаются приверженцами русского платья, неохотно принимая европейские новшества. Традиционная крестьянская одежда, не затронутая официальным законодательством, сохраняет обработанные веками устойчивые формы, определяющие ее своеобразие, до начала XX века. И с этой точки зрения крестьянский костюм интересен, как русский национальный. Он сконцентрировал наиболее типичные черты древнерусского костюма: крой, приемы декора, способ ношения и многое другое.
Для традиционного русского костюма характерен прямой крой со свободно падающими линиями. Сшиваемые по прямым линиям детали одежды дополнялись для свободы движения прямоугольными или косыми вставками (прямые, косые полики, ластовицы). Хотя одежда жителей каждой местности Руси имела свои отличительные особенности, весь русский женский костюм обладал общими чертами –малорасчленённым компактным объёмом и лаконичным, мягким, плавным контуром. Когда женщина шла, костюм её сохранял свою особенность – плавную текучесть линий. К характерным чертам также можно отнести значительную длину одежды, особенно большую длину рукавов женских рубах в некоторых районах, расположение декора, многослойность ансамбля, состоящего из нескольких одеваемых одна поверх другой одежд.
Русская народная одежда различалась по назначению (будничная, праздничная, обрядовая), по ней можно было судить о возрасте, семейном положении. Как правило, при этом менялся не покрой и вид одежды, а ее цветность, количество декора (вышитых и вытканных узоров).
Материалы для русского народного костюма
Из разноцветных, пестрых ниток льна ткали клетчатые и полосатые холсты – «пестряди». И только после всех этих трудов шилась одежда. Понятно, что полученную ткань использовали экономно, предпочитая выверенные веками гармоничные фасоны, допуская фантазии лишь в деталях, мелочах. В домашних условиях могли делать и сукно из шерстяных нитей.
В праздничном костюме использовались не только домашние ткани: с XVIII века в России развивается текстильная промышленность. Фабричные ситцы проникают в быт деревни. А с развитием капитализма в России во второй половине XIX века на деревенских ярмарках крестьянин мог купить ситец и парчу, ленты, золотые и серебряные галуны (тканую тесьму из золотой и серебряной металлической нити вместе с хлопчатобумажной или льняной нитью), разноцветную гарусную шерстяную пряжу, шёлковые, шерстяные, и бумажные платки и шали. Но вплоть до начала XX века эти ткани считались дорогими, праздничными.
Большая часть жителей деревни материалы для одежды окрашивала сама в домашних условиях или отдавала ремесленникам, работавшим в мастерских или бродившим по деревням. Народные мастера при окрашивании тканей использовали красители довольно широкой гаммы цветов и оттенков, применяя для этого настои трав, цветов, кореньев, древесной коры с прибавлением кислого хлебного кваса и некоторых химикатов (медного купороса, квасцов и т.д.).
Цвет в крестьянской одежде
Распределение основных цветовых пятен в костюме, эмоционально воздействует на людей. И именно женский костюм отличался многоцветностью, неповторимым своеобразием орнамента. Излюбленным цветом крестьянской одежды был белый цвет. Из белого холста преимущественно изготовляли рубахи, мужские штаны, женские передники. Распространёнными цветами были: чёрный, буро — коричневый, жёлто — оранжевый, синий. Но самым любимым праздничным цветом одежды у русских был красный. Слово «красный» в древнерусском языке понималось как «прекрасный».
Известный с конца XIX века русский романс «Ты не шей мне, матушка, красный сарафан…» имел когда-то буквальный смысл, так как свадебные сарафаны были, как правило, красного цвета.
Символика в русской одежде
Одежда изолирует человека от внешней среды. А всякий вид защиты, по верованиям предков, можно было сохранить, упрочить с помощью магических действий, часто зашифрованных в рисунках орнамента. Из поколения в поколение передавались рисунки вышивки или ткачества, украшавшие народную одежду. Они отнюдь не были случайными. Это была первая система кода, изобретённая людьми, имевшая для них магический смысл (позже Ivanka.club обязательно опубликует толкование символов на славянской одежде).
Орнамент сложный по рисунку, богатый сочными красками украшал народную одежду. Спокойная красота геометрических — знак солнца с его сложными загнутыми концами, и знак поля в виде ромбов с точкой посередине, и знак человека. Существовали и другие узоры, в которых чередовались более простые изображения людей, животных, птиц, но все они ведут своё начало от древней славянской мифологии.
История сарафана
Само название — не русское, а персидское и обозначает «одетый с головы до ног» и впервые в русских источниках упоминается в ХIV веке. Персидское слово «сарапай» могло означать и «почётная одежда». Но какого вида одежда скрывалась за этими семью буквами, что было в ней такого, что определило её исключительную роль в русском национальном костюме – нам неизвестно.
Термин «сарафан» первоначально с IX по XVI век обозначал мужскую длинную распашную одежду. С XVI века этим термином стали определять женскую накладную одежду (надеваемую через голову) или распашную (со сквозной застежкой спереди) одежду.
Типы конструкций сарафанов
Исследователи (Б.А.Куфтин, Н.П.Гринкова, Л.В.Тазихина, Н.И.Лебедева, Г.С.Маслова) в зависимости от конструкции выделяют четыре основных типа сарафана:
1. Сарафан без среднего шва, туникообразный. Основной признак — цельные передние и задние полотнища.
2. Косоклинный сарафан. Основной их признак – два прямых полотнища спереди (распашные или со швом) и одно цельное сзади, соединенные при помощи косых боковых клиньев, не доходящих до проймы. Такие сарафаны шили на плотной подкладке, иногда стегали на вате. С конца XVIII века линии застежки украшали полосами мишурного кружева или позументами. С середины XIX века эта отделка заменяется покупными лентами темно-желтого цвета с вытканными мотивами розоватых гвоздик.
3. Прямой сарафан. Более позднее «прямые» или «круглые» («московские») сарафаны относятся к третьему типу. Их шили из нескольких цельных прямых полотнищ, собранных вверху в мелкие складки или сборки. Сборки прикрывались прямой обшивкой, к которой пришивались лямки. Круглые сарафаны могли быть сшиты из полотнищ одинаковой длины, либо из двух длинных спереди и трех коротких, доходивших до талии сзади. Обычно круглые сарафаны украшали по подолу двумя – тремя полосами кружев, лент или позумента.
4. Сарафан «с лифом». Основной признак – наличие лифа, облегающего грудь и спину или только спину. Сарафаны «с лифом», пришедшие в деревню из города, по существу были юбками, пришитыми к лифу.
5. Сарафан с лифом на кокетке, часто называемый полуплатьем.
Традиции и современность
Стройность и лаконизм русских сарафанных форм, их конструктивные особенности легли в основу моделирования одежды нашего времени.
Вышивка как декор в современном костюме оправдывает себя в том случае, когда угаданы орнаментальный мотив, объект декорирования, место расположения, обеспечена чистота исполнения. В таких случаях народная вышивка, её композиционное построение, техника исполнения, орнаментальные мотивы выступают в основном как интересные декоративные элементы. Примеры этого можно увидеть в нашем разделе «Русские сарафаны и платья».
Благодарим авторов работы за ценную информацию — Барладян Юлию, Петровскую Ольгу, Аверину Евгению.
План-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа): Конспект ННОД по рисованию на тему: «Кукла в русском национальном костюме»
Конспект ННОД по рисованию на тему:
«Кукла в русском национальном костюме»
Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, продуктивная, игровая.
Программное содержание:
1. Познакомить детей с русским национальным костюмом.
2. Изображать силуэт куклы в народном костюме.
3. Учить детей создавать оригинальную композицию орнамента, украшая узорную полосу впереди сарафана и на подоле.
4. Развивать чувство композиции, ритма при изображении орнамента.
5. Упражнять в расположении элементов орнамента на ограниченной плоскости листа.
6. Упражнять в технике работы кистью: кончиком ворса, плашмя.
7. Формировать эстетический вкус, развивать творческое воображение.
Материал к ННОД:
Кукла в женской национальной одежде, кисти, гуашь, карандаши, простой графитный карандаш, полосы с образцами орнамента.
Предварительная работа:
Чтение русских народных сказок «Морозко», «Царевна-лягушка».
Знакомство с русским народным костюмом.
Словарная работа:
Падчерица, ярмарка, оберег, символ, орнамент, чередование, подол сарафана.
Планируемые результаты:
1) знать особенности женского русского костюма;
2) уметь рисовать куклу (передать в рисунке фигуру человека, соблюдать пропорции);
3) расписывать сарафан, кокошник;
4) уметь правильно оценивать рисунки сверстников и сравнивать со своими рисунками.
Содержание образовательной деятельности:
1 Вводная часть:
Воспитатель: Любите ли вы сказки? Конечно, любите. Уверена, нет такого мальчика или девочки, мамы или папы, дедушки или бабушки, которые не любили бы сказки.
Воспитатель: Отгадайте загадку о сказочном герое.
Летит стрела к одной лягушке,
Пронзит сердечко у квакушки,
Лягушка эта не простая,
На ней корона золотая. (царевна-лягушка)
Посмотри, как хороша
Эта девица – душа.
Щёчки алые горят,
Удивительный наряд.
Сидит кокошник горделиво,
Барышня так красива.
Как лебёдушка плывет,
Песню тихую поёт. (А. Дьяков)
Царевне-лягушке надо было сшить русский народный костюм. Давайте ей поможем. В нашей стране живут люди разных национальностей. Они носят разные красивые костюмы. Рассмотрите куклу в национальном костюме. Назовите части женской одежды, их цвет. Представление о русском женском костюме обычно связано с сарафаном. Сарафан – это платье без рукавов. Комплект одежды с сарафаном широко распространен в России. Он включал рубаху, сарафан, передник. Сарафан носили не только крестьянки, но и городские мещанки, купчихи и другие группы населения. Спереди сарафан застегивался на длинный ряд пуговиц, на плечах удерживался широкими лямками. Сарафаны из шелковых тканей с пышными букетами и гирляндами украшались металлическим кружевом, серебряные и позолоченные пуговицы вдоль шва выполняли декоративную функцию. Такие сарафаны носили с белыми рубахами («рукавами»). Праздничные сарафаны и рубахами высоко ценились, их тщательно берегли, передавали по наследству из поколения в поколение. Сарафаны подпоясывали узким поясом, оставляя распущенными его длинные концы. Наиболее распространенный вид русского праздничного головного женского убора – «кокошник». Его носили с сарафаном. Кокошники были искусно расшиты речным жемчугом, украшены плетеными жемчужными и перламутровыми поднизями, золотым и серебряным шитьем, цветной фольгой, гранеными стразами. Формы кокошников необычайно своеобразны и самобытны: двурогие в виде полумесяца, островерхие с «шишками», маленькие плоские шапочки с ушками и другие, тесно связанные с обычаями и эстетическими представлениями народа. Сегодня мы нарисуем куклу в русском национальном костюме. Сначала изобразим простым карандашом силуэт куклы в костюме, затем раскрасим рисунок красками и цветными акварельными карандашами.
Физкультминутка.
БЕРЕЗА
(Плавное движение правой рукой в сторону – вверх)
Берёза моя, берёзонька.
(То же, но левой рукой)
Берёза моя кудрявая.
(подъём рук вверх, вдох)
Стоишь ты, берёзонька,
(опустить руки, выдох)
Посреди долинушки,
(подъём рук, вдох)
На тебе, берёзонька,
(опустить руки, выдох)
Листья зелёные,
(подъём рук, вдох)
Под тобой, берёзонька,
(опустить руки, выдох)
Трава шёлковая,
(подъём рук, вдох)
Вокруг тебя, берёзонька,
(опустить руки, длительный выдох)
Девицы красные
Венки вьют, плетут…
Раньше была такая традиция: в дни праздников устраивали ярмарки и девушки надевали самую нарядную, самую красивую одежду.
Что это за одежда? (рубаха, сарафан)
Ребята, давайте украсим праздничные сарафаны.
Вспомните, как украшалась одежда у русского народа? (узорами, вышивкой, яркими полосками ткани)
В каких местах на сарафане вышивали узоры? (на передней планке и на подоле)
Какие знаки вышивали мастерицы? (ромбы, кресты, цветы, круги)
И ведь не случайно вышивали именно эти знаки-символы. Мы с вами уже знакомились с некоторыми из них. Посмотрите на эти красивые узорные полосы (показывает образцы узорных полос).
Что означают эти волнистые линии? (символ воды)
А что означают на вышивке красные круги? (символы солнца)
Каким знаком ещё изображали солнце? (равносторонним крестом)
Что означают ромбы? (символ земли, плодородия)
Да, правильно, каждый знак имел своё значение. Даже цвета имели своё значение:
Красный – благополучие,
Желтый – тепло и ласка,
Синий – радость,
Чёрный – богатство.
Воспитатель: Ребята, а для чего вышивали символы? (они оберегали человека). Поэтому их называли оберегами.
Расписывая свои сарафаны, каждый из вас «вышьет» кисточкой такие обереги, какие ему больше нравятся.
Пальчиковая гимнастика «Алёнка». Развитие тонкой моторики, координация речи с движением.
Алёнка – маленька
Шустра, быстра:
(Хлопок ладонями, удар кулаками друг о друга — 2 раза).
Воды наносила,
Сарафан дошила.
2 Основная часть
Воспитатель: Давайте вместе вспомним, с чего начнём работу (Найдем середину передней полосы, затем середину верхней части и середину нижней части. Так же разделим пополам подол, поставим точку, затем найдём середину левой части и середину правой части)
Теперь узор будет распределён ровно.
Что ещё надо помнить, рисуя орнамент? (чередование, повторение)
Не забудьте о чередовании, только тогда у вас получится настоящий орнамент.
Какие цвета мы будем использовать в работе? (красный, желтый, синий, зелёный)
Покажи, Яна, как методом примакивания ты будешь изображать цветы (показ у доски).
Что мы будем рисовать кончиком кисти? (волнистые линии, крестики, точки)
Как будем рисовать круг? (концом кисти, не отрывая руки)
В процессе выполнения работы воспитатель следит за последовательностью действий в нанесении узора, за его расположением на полосе, за техникой работы кистью.
Рефлексия.
Воспитатель: Посмотрите, какие красивые сарафаны у вас получились. Все сарафаны разные, у каждого свой узор.
Какой из сарафанов вы бы выбрали? Почему? (ответы нескольких девочек)
А в каком из этих сарафанов, мальчики, вы хотели бы увидеть наших девочек? (ответы 2-3 мальчиков)
Воспитатель: Да, ребята, все работы очень красивые, яркие.
Недаром в народе говориться:
Не то дорого, что шито золотом,
А то дорого, что доброго мастера.
Вот такими добрыми мастерами сегодня были вы.
Теперь мы можем устроить выставку наших работ!
«Кукла в национальном костюме» — тема рисование в подготовительной группе, как изобразить одежду, обувь и головные уборы
В подготовительной группе дошкольникам в рамках занятий рисованием предлагается такая интересная, хотя и сложная тема, как изображение куклы в национальном костюме. Помимо развития художественных навыков, такая работа имеет большое познавательное и воспитательное значение — приобщает ребят к культуре и быту русского народа и тем самым пробуждает в них патриотические чувства.
Аспекты рисования по теме «Кукла в русском народном костюме» в старшей группе ДОУ
Дошкольники пробуют изображать антропоморфные предметы с раннего возраста. Сначала это примитивные работы по принципу «Палка, палка, огуречик, вот и вышел человечек!». Однако чтобы развитие пошло дальше, необходима планомерная работа воспитателя в этом направлении. Обучение искусству рисования портрета неразрывно связано с развитием восприятия и воображения. Педагог должен находить приемы, которые пробудят интерес детей к изображению человека.
Конечно, дошкольников пугает задание нарисовать человека, потому что они боятся, что у них это не получится. Задача воспитателя — преодолеть этот страх и заменить его на приятный процесс творчества. Идеально начать изображение не с человеческой фигуры, а с чего-то похожего на нее. Так, в среднем звене ребята с удовольствием рисуют матрешку, снеговика. Они хорошо знают, из каких частей состоят эти предметы, и учатся изображать лицо. Далее предлагается рисование Снегурочки в широкой шубке и руками.
В старшей группе происходит детальное знакомство с портретом, дети усваивают пропорции лица, способы передачи характера и настроения человека. Они рисуют себя, родителей, друзей, сказочных героев.
В подготовительной же группе ребята совершенствуют умение изображать антропоморфные существа с натуры и по памяти. Дети 6–7 лет уже хорошо подмечают характерные особенности объектов и предметов и передают их в художественных образах. В этом возрасте на занятии рисованием дошкольникам предлагается такая сложная, но интересная тема, как «Кукла в национальном костюме». Как правило, это рисование с натуры либо с опорой на иллюстрации. Заметим, что ребята изображают не человека, а именно куклу. Это немного облегчает работу, поскольку пропорции строения тела и лица здесь будут не такими строгими: например, голова может быть большой, равно как глаза, рот, ладони.
При проведении данного занятия педагог должен уделить основное внимание рассматриванию куклы в соответствующей одежде. Подробно обсуждается форма сарафана (если это русский национальный костюм), рубашки, головного убора, обуви. Также воспитатель делает акцент на расположении рук, ног, форме головы. Кукольная голова на рисунке может иметь овальную либо круглую форму. Чтобы изобразить лицо, дети должны зрительно (или простым карандашом) разделить его на три части: лоб, глаза и нос, губы с подбородком. Педагог может напомнить ребятам, как рисуются глаза (изобразить их на доске), напомнить, что нос можно обозначить лишь его кончиком (ноздри либо короткая черточка).
Иногда детям предлагается схематичное рисование куклы: с помощью кружка (голова) и нескольких линий (части тела). Затем эта схема обрисовывается недостающими элементами, в том числе одеждой. Еще один вариант — рисование овалами или дугами.
Поэтапное изображение
В подготовительной группе особо важно давать детям возможность проявлять творческую инициативу, творческую фантазию, поощрять самостоятельный выбор цветового решения рисунков. Так, например, ребята самостоятельно выбирают цвет и характер узора сарафана русской красавицы, а также ее кокошника. Отметим, что в данном возрасте дошкольники уже знают очень много оттенков, таких как лимонный, песочный, салатовый и пр.
Важным моментом занятия в подготовительной группе является анализ готовых работ. Рассматривая свои рисунки, дети учатся видеть их сильные стороны и недостатки. Вместе с педагогом ребята обсуждают, что можно сделать лучше, чем дополнить композицию.
Используемые материалы и основа
В подготовительной группе расширяется набор материалов, с которыми дети могут работать в процессе изобразительной деятельности. Их соединение в одном рисунке способствует созданию выразительного образа. Поскольку изображение куклы в национальном костюме требует детальной прорисовки, то целесообразно при основной работе красками (акварель или гуашь) или цветными карандашами дополнительно использовать фломастеры или гелевые ручки. С помощью этих инструментов можно обозначить черты лица или затейливые узоры на сарафане и кокошнике.
Такой предмет изображения, как кукла, требует предварительного наброска простым карандашом. Это особенно актуально при работе с красками. Что касается ластика, который иногда предлагают дошкольникам в подготовительной группе, то лучше его не давать, так как часто дети используют его нерационально и портят рисунок.
В качестве основы для рисования куклы в национальном костюме воспитатель предлагает ребятам листы бумаги стандартного размера. При рисовании красками они заранее тонируются в пастельные тона. Работая с цветными карандашами, дети могут завершить композицию подходящим фоном.
Техники и приёмы рисования, которые нужно использовать при рисовании куклы в национальном костюме в подготовительной группе
В подготовительной группе еще более совершенствуется техника изображения. Движения руки становятся более свободными и точными, плавными и ритмичными.
Набросок простым карандашом делается довольно быстрыми движениями руки, легкой неразрывной линией (чтобы было легко исправить неточности). Кстати, будет полезно, если ребенок выполнит несколько пробных набросков на черновике.
При рисовании карандашом ребята упражняются в плавном повороте кисти руки — это нужно для изображения округлых линий. Дошкольники учатся проводить без отрыва длинные линий, так же изображать крупные формы. Мелкие детали (черты лица, орнамент на сарафане) прорисовываются при помощи коротких линий и штрихов.
Аналогично совершенствуются разные способы работы с кистью (всем ворсом и кончиком) при рисовании гуашью или акварелью. Дошкольники развивают технические навыки — учатся смешивать краски для получения интересных оттенков.
Используемые дополнительные виды изобразительной деятельности при рисовании куклы в национальном костюме в подготовительной группе, уместность индивидуального подхода
В подготовительной группе уже четко просматриваются особенности развития детей, у некоторых дошкольников ярко выражены способности и интерес к изобразительной деятельности. Таких детей, без сомнения, нужно поощрять, еще больше стимулировать их стремление к художественному творчеству. Один из способов — предложить им разнообразить композицию дополнительными аппликативными или пластилиновыми элементами.
Например, сарафан или кокошник русской красавицы можно украсить пластилиновыми элементами (тонкими витиеватыми жгутиками или маленькими шариками) или приклеить блестящие пайетки.
Рисование можно сочетать с аппликацией, особенно если речь идет о коллективной композиции: нарисованные фигурки барышень раскрашиваются, вырезаются, дополняются аппликативными деталями и наклеиваются на общий фон.
Рисование с элементами аппликации
Конкретные варианты композиций в рамках темы «Кукла в национальном костюме» в подготовительной группе
Рисование на тему традиционно предлагается воспитанникам подготовительной группы в самом начале учебного года (сентябрь). Эту тему можно несколько интерпретировать: дети могут изобразить красавиц из русских народных сказок, например, Аленушку, Василису, Марьюшку (они также будут одеты в русский народный костюм).
Если ребята проживают в местности, где существуют свои особенности национального костюма, то их можно отразить в рисунке, например, «Чувашский костюм», «Мордовский наряд».
Кстати, незадолго до занятия «Кукла в национальном костюме» ребята могут отдельно изобразить национальные головные уборы либо раскрасить предложенные шаблоны: так они потренируются в составлении узоров, смешении цветов. Точно так же можно потренироваться в рисовании русской народной обуви — лапти.
Интересная идея — предложить ребятам после рисования русского национального костюма изобразить традиционный наряд еще какого-нибудь страны (например, Украина, Китай, Индия и др.). Отметим, что такое занятие требует подробной познавательной беседы. Изображая кукол разных национальностей, дети должны использовать такие средства выразительности, как передача цвета кожи и волос, разреза глаз. Воспитатель обязательно должен продемонстрировать дошкольникам куклу в соответствующем костюме либо ее изображение.
При желании тему «Кукла в национальном костюме» можно оформить как коллективную композицию, например, «Хоровод». Дети рисуют барышень в русском народном костюме, затем вырезают их и приклеивают на основу (воспитатель заранее продумывает подходящий фон (луг с зеленой травкой, цветочкам и пр.). Как упрощенный вариант ребятам можно раздать шаблоны, которые они должны раскрасить.
Возможные варианты мотивирующего начала занятия: рассматривание картинок, беседа по вопросам, сказка, стихотворения и пр.
Даже в подготовительной группе ведущим видом детской деятельности остается игра. И педагог не должен забывать об этом при построении занятия. Игровая мотивация играет очень важную роль.
Например, воспитатель сообщает ребятам, что к ним в гости пришли куклы, но они одеты как-то странно. Оказывается, они прибыли из прошлого. Ведь именно так одевались люди, которые давным-давно жили на Руси. Наши бабушки носили сарафаны в пол, а дедушки — рубаху-косоворотку с поясом. Мотивацией для ребят станет просьба кукол сфотографировать их, ведь в далеком прошлом не было фотоаппаратов.
Куклы в мужском и женском русском национальном костюме
Кукла в русском народном костюме
Другой вариант — куклы (например, Арина и Данила) собрались поехать на ярмарку и хотят получше нарядиться. Ведь, на ярмарках люди веселились, танцевали. Дети нарисуют их в красивой одежде, акцент при этом ставится на ее украшение (рукав, подол сарафана, воротник мужской рубашки).
В гости к дошкольникам может прийти героиня русской народной сказки — это может быть Аленушка, Василиса прекрасная или Марьюшка (кукла или картинка). Воспитатель подчёркивает, какая она стройная, изящная, румяная, с длинной русой косой. Педагог сообщает детям, что раньше таких красавиц называли «лебёдушкой», «павой», «березонькой», «ягодкой» (идет пополнение словарного запаса дошкольников). Героиня рассказывает детям печальную историю: Баба Яга или злая ведьма украла и сожгла ее самый красивый сарафан. Дети всегда живо отзываются на чужую беду и стремятся помочь — они с радостью нарисуют красавице новый наряд еще красивее прежнего.
Героиня русской народной сказки
Героиня русской народной сказки
Занятие рисованием можно начать с познавательной беседы о русской национальной одежде. Детям будет интересно узнать, что вышивка и узоры, которыми она украшалась, в старину имели особое значение. Люди верили, что вышивка не просто украшала, но и защищала от злых сил — была оберегом. Это были волнистые линии, кружочки, крестики. Также мастерицы вышивали деревья, птиц, животных. Мотивацией после такого рассказа будет предложение детям нарисовать любимую куклу в наряде, который будет ее защищать от всякого зла.
- Традиционный элемент узора одежды
- Традиционный элемент узора одежды
- Традиционный элемент узора одежды
- Традиционная русская вышивка
Кроме того, ребятам можно рассказать о том, что красный цвет в русском национальном костюме присутствовал в огромном разнообразии оттенков. А в сочетании с зеленым красный казался еще более сочным и праздничным. Красный цвет символизировал огонь, а огонь может дарить как радость (тепло), так и скорбь (пожар). Также это цвет любви.
Иллюстрация, которую можно использовать на занятии
Исконно русская обувь крестьян
Если дети рисуют национальный костюм не России, а какой-либо другой страны, то обязательно нужно продемонстрировать им соответствующие картинки, а еще лучше куклу в такой одежде.
Кукла в национальном костюме
- Тематические картинки
- Плакат
- Бумажные игрушки
- Куклы
Мотивацию к рисованию нарядной куклы, конечно же, можно почерпнуть из художественной литературы. К ребятам в гости может прийти бабушка-сказочница (переодетый воспитатель) и поведать им сказку про купца Садко. У него было три дочери-красавицы. Когда Садко собрался в дальние страны за товарами, дочери заказали ему привезти золотой венец, красивую рубашку и сарафан, расшитый узорами и лентами. В заморской стране купец долго искал эти подарки, наконец, нашел и купил. Но дочки, когда увидели обновки, стали завидовать друг другу: каждая хотела, чтобы у нее был и сарафан, и рубашка, и венец. И вот он попросил сказочницу обратиться к детям — пусть они помогут ему и нарисуют для дочек красивые наряды.
Порекомендуем также современную сказку Ларисы Сергеевой «Сарафан в гостях у Рубахи». По сюжету произведения в одном конце деревни жил Сарафан-господин, а в другом — Рубаха-простуха. Сарафан устал лежать в сундуке в ожидании того, когда же хозяйка его достанет да наденет, и решил зайти в гости к Рубахе. Она очень обрадовалась гостю, поставила самовар. Они сели пить чай, и Сарафан спросил Рубаху, отчего она такая добрая и пригожая. Та ответила, что хозяин надевает е на тело и согревает своей душой. Рубашка же, в свою очередь, защищает человека от нечисти с помощью ворот (это воротничок и манжеты). А чтобы внутрь не попадал холод, помогает поясок. Сарафан подумал-подумал и стал дружить с рубахой — и теперь они ходят всегда вместе.
После прочтения этой коротенькой сказки детям будет еще интереснее изобразить исконно русские предметы одежды.
Иллюстрация к сказке
Начать занятие можно также со стихотворения. Например, интересны следующие строки:
Пригоцкая Светлана
Развернись, сарафан златокрылый,
Во всю ширь, во всю стать, во всю прыть.
И в суровые годы России
Пряли бабы суровую нить.
Вот в таком домотканом наряде
В церковь шла многодетная мать.
Сарафан-широта та, что надо –
Можно поле холстиной устлать!
Ой, ты, милый, кудрявый, желанный,
На гармошке играй веселей!
Плыли девы в цветных сарафанах
Среди радуг, лугов и полей.
Все румяные, словно матрёшки,
Хороводы вели без конца…
Не одна ликовала гармошка –
Выбирай по душе молодца!
А какие частушки певали!
И платочки взлетали из рук!
Наша бабушка старою стала,
Сарафан свой сложила в сундук.
Мать моя сарафан примеряла,
Говорила:ах мне бы сплясать!
Заросли деревеньки бурьяном,
И гармошки давно не слыхать.
Не услышишь весёлой частушки,
Молодые теперь в городах…
В деревеньке расскажет старушка
О былых хороводных годах!http://chto-takoe-lyubov.net/stikhi-o-lyubvi/kollektsii-stikhov/11499-stixi-pro-sarafan
Л.А. Круглова
Куклы, барышни, матрёшки
Рядом с нами все живут.
Удивляют, восхищают
И покоя не дают.
Шьём мы куклам всем наряды
Изучая старину.
Познаём с какого края
Мы во сне иль на яву.
Вместе с кочевым народом
Ставим юрту, ждём гостей.
Пьём мы чай из самовара
А кочевник пьёт кумыс.
В дом идём мы отдохнуть,
А кочевник лёг в куйзи
Ну попробуй загляни.
Люди разные живут…
Все по — своему поют,
Носят разную одежду
Верят в бога как и прежде…
http://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2012/10/18/kukly-v-natsionalnykh-kostyumakh
Частушки про лапти:
Ох, лапти мои,
Лапоточки мои,
Огороды вы копали
Танцевать сюда попали.»«Гуляй Матвей
Не жалей лаптей.
До субботы доживешь
Новы лапти наживешь.
Отметим, что накануне рисования куклы в народном костюме хорошо предложить дошкольникам дидактические игры по данной тематике. Например, в ходе игры «Одень куклу в национальный костюм» дети запоминают особенности традиционной одежды разных народов.
Поскольку перед продуктивной деятельностью обязательным является проведение физкультминуток либо пальчиковой гимнастики, то приведем следующий замечательный вариант:
Конспекты занятий
Примеры готовых работ воспитанников подготовительной группы по теме «Кукла в национальном костюме» с комментариями по выполнению работы
Рисунки «Русская красавица», «Русский народный костюм», «Иван да Марья» (все они выполнены акварелью) демонстрируют нам национальную одежду нашей Родины. Работа «Русская красавица» пронизана позитивным настроением: дополнена ярким ми нежно-голубым небом. Мы видим привычный русский атрибут — стройную березку на переднем фоне. Кукла на рисунке изображена в традиционо ярко-красном сарафане, развевается ее длинная белокурая коса.
Работы «Татарский наряд», «Татарский костюм», «Мордовский наряд», «Чувашская одежда» нарисованы детьми, проживающими в определенном регионе либо на границе с ним. Отметим, что рисунки очень реалистично передают особенности конкретной одежды, обуви и головных уборов.
Заслуживают внимания композиции «Китаянка» где очень хорошо передан не только образ национальной китайской одежды, но также и прически.
Работа «Национальный головной убор» является своего рода подготовкой к рисованию целостного образа куклы в национальном костюме.
Более упрощенный вариант — раскрашивание готовых шаблонов. Такое занятие может стать подготовкой к рисованию куклы в национальном наряде.
«Кукла в национальном костюме» – очень увлекательная тема для рисования в подготовительной группе. На таком занятии дошкольники не только поупражняются в рисовании человека, но и расширят свой кругозор. А продуманная мотивация способна превратить рисование в сказочное действие.