Русский народный костюм описание: Русский народный костюм – история появления, описание русского национального костюма, особенности и значение деталей – Русский национальный костюм, обзор женской и мужской одежды

Описание проекта «Русский народный костюм»

Вступление.

1ведущий: «Здравствуйте, в этом году мы часто слышали на уроках название «русский народный костюм», 2 ведущий: «… нам захотелось узнать, как появился у русских людей свой костюм, давно ли это произошло и из чего он сшит, сделан, из каких частей состоял и чем был украшен. 1 ведущий: «Мы обратились с этими вопросами к учителю и своим родителям. Перед нами открылись интересные книги, словари, альбомы с иллюстрациями картин известных художников, видеофильмы о происхождении русского народного костюма».

2 ведущий: « Из собранной информации мы с помощью руководителя создали проект, который и представляем вам сегодня».

Русский народный костюм

Народный костюм — это бесценное достояние культуры народа, накопленное веками. Одежда, прошедшая в своём развитии долгий путь, тесно связана с историей русского народа.

Это яркая часть культуры и объединение различных видов творчества, использования материалов и украшений, свойственных русской одежде в прошлом.

«Из глубины веков»

Откуда мы знаем, как наряжались тысячу лет назад наши далёкие предки, что надевали они зимой и летом, в праздничные и обычные дни? Конечно, на многие вопросы отвечает в первую очередь археология и конечно работа реставраторов.

А что же такое археология? Это наука, изучающая, по сохранившимся предметным остаткам историю общества и деятельности людей.

Археологи находят под землей богатые, удобные и красивые наряды.

До наших дней сохранились они и их изображения с помощью реставраторов.

А реставраторы -это люди, восстанавливающие первоначальный вид, разрушенных или испорченных произведений древнего искусства (картины, иконы, одежда, украшения, предметы быта…).

Русский народный костюм

Материалом для одежды служили ткани домашнего производства: однотонные льняные и конопляные холсты.

Помимо ткани для изготовления одежды использовали кожу, овчину, меха.

Традиционная мужская и женская одежда были похожи, различались мужской и женский костюмы только деталями. Одежда была повседневная и праздничная — богато украшенная вышивкой, блестками и др. материалами. Однако в русской деревне богато украшали не всякую одежду, а только праздничную и обрядовую. Самую красивую, надевали всего три-четыре раза в год, в торжественные дни. Её берегли, старались не стирать и передавали по наследству.

Рубаха

В теплый период года у женщин и мужчин основной одеждой была рубаха. Мужская рубаха была до колен, и носили её поверх штанов, женская рубаха была почти до пят. Рубаху застегивали на пуговицы или завязывали у ворот на тесемку, такую рубаху называли — косоворотка.

По мнению древних людей следовало «обезопасить» все необходимые отверстия, имевшиеся в готовой одежде: ворот, подол, рукава. Оберегом здесь служила вышивка, содержавшая всевозможные священные изображения и магические символы.

Штаны

Штаны у русских носили только мужчины, в старину мальчики не носили штанов до 15 лет, а нередко и до самой свадьбы.

Сарафан

Национальным костюмом русских женщин являлся сарафан. До начала 18 века носили его и представители высших сословий, а в позднее время сохранились они в основном только в сельской среде. Предположительно слово «сарафан» произошло от иранского «sarapa» — одетый с головы до ног.

Праздничные сарафаны шили из более дорогих тканей, будничные в основном из домоткани.

Менее распространенный, являвшийся своеобразным вариантом круглого сарафана — сарафан с лифом, состоявший из двух частей.

Кроме того, в некоторых регионах сарафаном называли и высокую юбку (под грудь) без лямок.

Верхняя одежда

Зимой и летом мужчины и женщины носили однобортные кафтаны, у женщин застежкой на правой стороне, а у мужчин на левой, их называли понитками, шабурами, сибиряками, армяками …..Они имели отрезную талию, вначале широкие складки — пластики, позднее пышные сборки. .

Дорожной одеждой были тулупы, зипуны.

Была у русских крестьян и одежда, специально предназначенная для работы и хозяйственных дел. Мужчины охотники и рыболовы носили лузаны.

Пояса

Обязательной деталью мужского и женского костюма были пояса, в северных районах их ещё называли опоясками. » Женщины, как правило, носили тканный или тканевый пояс, а мужчины кожаный, а верхнюю одежду подвязывали широкими кушаками.

Головные уборы

Головные уборы у русских были разнообразными по форме. Основным материалом являлся мех.

Женские головные уборы были более разнообразными, но все их разнообразие сводится к нескольким типам: платок, шапка, чепец и девичий венец.

Замужние женщины укладывали волосы вокруг головы, и их головным убором был кокошник, который украшался золотым шитьем, жемчугом или бисером. Замужние женщины поверх небольших головных уборов, которые прятали их волосы, обязательно носили платок или шаль.

Обувь

В качестве материала для изготовления обуви использовались шкуры животных, дубленую кожу, реже мех, древесную кору, пеньковую веревку. Древнейшей у русских следует считать кожаную обувь, которую не шили, а морщили — стягивали кусочек кожи веревками так, что по бокам образовывались складки и привязывали к ноге длинной веревкой. Такую обувь называли поршни.

Наиболее распространенной обувью можно считать лапти. Это обувь, сплетенная из древесного лыка, типа сандалий. В дождливую погоду на лапти привязывали небольшую дощечку — подошву. С лаптями и с другой низкой обувью носили онучи — длинные узкие полосы ткани из шерсти. Длинными зимними вечерами глава семейства плел лапти на всю семью, инструментом, который назывался кочедык. В среднем одна пара лаптей изнашивалась за три — четыре дня.

Заключение

Народный костюм, его разнообразие цветов и вышивки и сейчас заставляют нас восхищаться. Они заражают нас настроением праздничности и веселья. Народные мастера умеют превращать обычную вещь в произведение искусства.

Коллекции русского народного костюма, хранящиеся в музеях открывают перед нами прекрасное народное искусство, богатую фантазию русских людей, их тонкий художественный вкус и высокое мастерство. Пожалуй, ни одна страна в мире, ни один народ не располагает таким богатством традиций в области национального народного искусства, как Россия.

История Русского национального костюма — «Светославъ»

На формирование любого национального костюма, его покроя, орнамента и особенностей, всегда оказывали влияние такие факторы, как климат, географическое положение, хозяйственный уклад и основные занятия народа. Национальная одежда подчёркивала возрастные и семейные отличия.

На Руси национальный костюм всегда имел особенности в зависимости от региона и подразделялся на повседневный и праздничный. По национальной одежде можно было понять, откуда человек родом, к какому социальному классу он принадлежит. В русском костюме и его отделке была заложена символичная информация о целом роде, о его занятиях, обычаях и семейных событиях.

Наш народ издавна считался народом-земледельцем, и это, безусловно, повлияло и на особенности национального костюма: его орнамент, покрой, детали.

Учёные считают, что русский национальный костюм стал складываться примерно в XII веке. Его носили и крестьяне, и бояре, и цари вплоть до XVIII века, пока по указу Петра I не произошла принудительная смена костюма на европейский. Петр I считал, что для России очень важно культурное и торговое общение с Европой, а русский костюм для этого не слишком подходил. К тому же, для работы он был не очень удобен. Возможно, это был политический шаг, а, может, просто дело вкуса самого Петра I, но так или иначе с тех пор русский национальный костюм сохранился в основной своей массе в крестьянском слое. Указом Петра I было запрещено производить и продавать русское платье, за это были предусмотрены штрафы и даже лишение имущества. Только крестьянам было разрешено ношение национального костюма.

При всём обилии различной одежды, на Руси выделялись несколько основных комплектов русского женского костюма. Это сарафанный комплекс (северно-русский) и понёвный комплекс(южнорусский, более древний). При этом издавна рубаха была основой женского наряда. Как правило, рубахи были изо льна или хлопка, а более дорогие — из шёлка.

Подол, рукава и ворот рубах украшались вышивкой, тесьмой, пуговицами, блёстками, аппликациями и различными узорными вставками. Иногда плотный орнамент украшал всю нагрудную часть рубахи. Узоры, орнамент, детали и цветовая гамма в различных губерниях были особенными. Например, рубахи Воронежской губернии, как правило, были украшены вышивкой чёрного цвета, что добавляло наряду строгость и изысканность. А вот в рубахах центральных и северных губерний можно в основном отметить вышивку золотыми нитями — шёлковыми или хлопчатобумажными. В северных и центральных губерниях преобладали красный, синий и чёрный цвета, а также двустороннее шитьё. Для южнорусских рубах (например, Тульская и Курская губернии) были характерны различные узоры и плотная красная вышивка.

Интересно, что на рубахах девушек (в основном Тверской, Архангельской и Вологодской губерний), которые уже были просватаны, встречались различные геометрические узоры: ромбы, круги, кресты. У древних славян такие узоры несли смысловую нагрузку.

Сарафан

Сарафан (от иранского слова sеrāрā — значение этого слова примерно «одетый с головы до ног») был основной одеждой северно-русских областей. Сарафаны были также нескольких видов: глухие, распашные, прямые. Распашные сарафаны, популярные в районах Приуралья, имели трапециевидный силуэт, и отличались тем, что их перед был сшит из двух полотнищ ткани, а не одного (как в глухом сарафане). Полотнища ткани соединяли при помощи красивых пуговиц или застежек.

Более простым в изготовлении был прямой (круглый) сарафан на лямках. Он появился несколько позднее. Самыми популярными цветами и оттенками для сарафанов были тёмно-синий, зелёный, красный, голубой, тёмно-вишневый. Праздничные и свадебные сарафаны шили в основном из парчи или шелка, а повседневные из грубого сукна или ситца. Выбор ткани зависел от семейного достатка.

Поверх сарафана одевалась короткая душегрея, которая для крестьян была праздничной одеждой, а для знати повседневной. Душегрейка шилась из дорогих, плотных тканей: бархата, парчи.

Более древний, южнорусский национальный костюм отличался тем, что состоял из длинной холщовой рубахи и понёвы.

Понёва

Понёва (набедренная одежда, типа юбки) была обязательной принадлежностью костюма замужней женщины. Она состояла из трёх полотнищ, была глухой или распашной; как правило, её длина зависела от длины женской рубахи. Подол понёвы украшался узорами и вышивкой. Сама понёва изготавливалась, как правило, из ткани в клетку, полушерстяной.

Понёва одевалась на рубаху, и оборачивалась вокруг бёдер, а на талии её держал шерстяной шнур (гашник). Спереди часто надевали ещё передник. На Руси для девушек, которые достигли совершеннолетия, существовал обряд одевания понёвы, который говорил о том, что девушка могла быть уже просватанной.

В разных регионах понёвы декорировали по-разному. Они также отличались по цветовой гамме. Например, в Воронежской губернии, понёвы богато украшались оранжевой вышивкой и блёстками.

А в Рязанской и Калужской губерниях понёвы были украшены сложными ткаными узорами. В Тульской губернии в основном была понёва красного цвета, а чёрная клетчатая понёва встречалась в Калужской, Рязанской и Воронежской губерниях.

Понёвы были украшены дополнительными деталями, в зависимости от семейного достатка: бахромой, кистями, бисером, блёстками, металлическим кружевом. Чем моложе была женщина, тем ярче и богаче была украшена её понёва.

Кроме сарафанов и понёв в русском национальном костюме встречались юбка-андарак и платье-кубелёк. Надо отметить, что эти наряды использовались не повсеместно, а лишь в отдельных регионах и сёлах. Например, платье-кубелёк было отличительной одеждой казачества. Его носили донские казачки и казачки Северного Кавказа. Это было платье, которое надевалось поверх рубахи с широкими рукавами. Под это платье часто носили шаровары.

В русском народном костюме существовало чёткое деление на повседневный и праздничный наряд.

Повседневный костюм был максимально простым, он состоял из самых необходимых элементов. Для сравнения, праздничный женский костюм замужней женщины мог включать в себя около 20-ти предметов, а повседневный всего 7. Повседневная одежда шилась обычно из более дешёвых тканей, чем праздничная.

Рабочая одежда была похожа на повседневную, но существовала и специальная одежда, именно для работы. Такая одежда шилась из более прочных тканей. Интересен тот факт, что рабочая рубаха для жатвы (жатвенная) была богато украшена и приравнивалась к праздничной.

Ещё существовала так называемая обрядовая одежда, которую носили на свадьбу, похороны, в церковь.

Ещё одной отличительной чертой русского народного костюма было разнообразие головных уборов. Головной убор завершал весь ансамбль, делая его цельным.

На Руси различались головные уборы для незамужних девушек и замужних женщин. Девичьи головные уборы оставляли часть волос открытыми, и были довольно простыми. Это были ленты, повязки, обручи, ажурные венцы, сложенные жгутом платки.

А замужние женщины должны были полностью покрывать свои волосы под головным убором. Кика была женским нарядным головным убором замужних женщин. По древнерусскому обычаю поверх кики надевали платок (убрус).

Особо хотим обратить внимание, к статье прикрепляем редкие книги по истории Русского Национального костюма:

  • Материалы по истории Русской одежды, том I, 1881 год — Скачать
  • Материалы по истории Русской одежды, том II, 1881 год — Скачать
  • Материалы по истории Русской одежды, том III, 1881 год — Скачать
  • Материалы по истории Русской одежды, том IV, 1881 год — Скачать

  • Русская народная одежда Пармон Ф.М. — Скачать
  • Костюм в России XV — Начало XX века 2000. — Скачать
  • Русская народная одежда Работнова И.П. — Скачать

  • Народная одежда в восточнославянских традиционных обрядах -Скачать
  • Русская народная одежда и современное платье — Скачать
  • Русский народный костюм — Ефимова Л.В. — Скачать

  • Традиционный костюм новгородского края Васильев.. — Скачать
  • Народный костюм Воронежской губернии Пономарев.. — Скачать
  • Поэзия народного костюма Мерцалова М.Н.1988. — Скачать
  • Беловинский Л.В. Типология русского народного костюма — Скачать
  • Быков А.В. Народный костюм вологодской области — Скачать
  • Гринькова Н.П. Народный костюм Вологодской области — Скачать
  • Гринькова Н.П. Височные украшения в русском народном женском костюме — Скачать
  • Гринькова Н.П. Очерки по развитию русского костюма — Скачать
  • Губанова Е.Н., Ожерельева О.В. Женский костюм — Скачать
  • Зеленин Д.К. Русский народные обряды со старой обувью (1913) — Скачать
  • Иванова А. Северный русский народный костюм — Скачать
  • Каршинова Л.В. Русский народный костюм — Скачать
  • Кислуха Л.Ф. Народный костюм Русского севера — Скачать
  • Маковцева Л.В. Руссский народный костюм — Скачать
  • Решетников Н.И. Народный костюм и обрядность — Скачать
  • Сабурова Л.М. Одежда русского населения Сибири — Скачать
  • Соснина Н., Шангина И. Русский традиционный костюм — энциклопедия — Скачать

Доклад на тему Русский народный костюм сообщение

Народный костюм – визитная карточка нашего государства. Если правильно расшифровать этот код, можно понять культурный, исторический, географический и экономический аспекты жизни предков, а особо любознательные сумеют постичь загадку русской души.

Своеобразие русского народного костюма продиктовано природно-климатическими условиями жизни славян. Так, суровые затяжные зимы заставляли людей использовать меха, шерсть и кожу животных. Жарким летом выручали льняные рубахи. С обилием физической полевой и домашней работы легче было справляться в просторной одежде с подобранными рукавами. Крестьянки говорили: «дом вести – не рукавом трясти».

Из каких элементов состоял русский народный мужской костюм?

Основой была шитая из холста рубаха (от «руб» — грубая ткань), доходившая до колен. На талии рубаху подпоясывали кушаком (широкий пояс из ткани или плетёный из ниток). Вторым атрибутом были порты (старинное название «ноговицы») с завязками. Примечательно, что цвет рубахи отличался от цвета штанов.

Верхней мужской одеждой был кафтан из шерстяной ткани немарких цветов (коричневого, серого или чёрного), застёгивавшийся на крючки или пуговицы. Помимо кафтанов существовал ещё один вид верхней одежды – поддёвка с запахом, имевшая ссади сборки на талии.

Головным убором мужчин была шапка. С круглой и плоской тульёй, изготовленные из войлока называли «грешневиками». Зимой незаменимыми были меховые треухи (наподобие современных ушанок).

Исподней одеждой женщин тоже была рубаха длиной значительно ниже колен. Она имела прямой разрез на груди и низкий ворот-стойку. В отличие от мужчин, женщинам не подобало появляться на людях в рубахе, поэтому крестьянки носили понёвы (прямая юбка с завязками спереди).

Знаковой одеждой русской женщины был сарафан. Его отличали: длина до пола, лямки, отсутствие рукавов, пуговицы впереди по всей длине изделия.

На женской голове в ту или иную пору её жизни красовался свой головной убор.
Незамужняя девушка надевала повязку (широкая жёсткая лента) или коруну (высокий обруч). Молодую жену можно было отличить по кокошнику (особый тип шапочки). Женщина, познавшая счастье материнства, ещё тщательнее скрывала волосы от посторонних глаз, надевая сначала повойник (чепец), затем подзатыльник (повязка сзади) и венчала это кичкой или сорокой.

Традиционными видами русской мужской обуви были лапти (от «лапа» — стопа) и сапоги, а зимой носили чуни и валенки. Женщины носили лапти, кожаные чоботы и коты (башмаки на невысоком каблуке).

В лаптях ходили весь сухой сезон, за три-четыре дня изнашивая их, благо изготовить новую пару было под силу даже ребёнку.

Верования предков и стремление их к прекрасному, нашли отражение в русском народном костюме. Ворот, рукава и подол рубахи украшали орнаментом, имевшим охранную силу. Верхнюю одежду шили из цветных тканей, вышивая причудливые узоры, а на головных уборах женщин в изобилии золотое шитьё и жемчуг.

Исторические события вносили свои коррективы в уклад жизни крестьян, неизбежно отражаясь на русском народном костюме, однако базовые элементы оставались неизменными.

Вариант №2

На протяжении многих веков на Руси складывались определённые традиции в одежде. Русский национальный костюм – это не просто одежда, но и способ рассказать кое-что о себе. Так, по наряду девушки можно было понять, замужем ли она либо готовится стать невестой. Даже самые бедные крестьяне уделяли много внимания своей одежде.

Главным элементов русского народного костюма испокон веков была рубаха из натуральных материалов. В зависимости от региона и достатка семьи её делали из хлопка, льна, конопли или шёлка. Рукава и воротник рубахи непременно были украшены узором, орнаментом, который говорил о том, из какой губернии, а иногда и местности, происходит человек. Например, в Смоленской губернии женщины предпочитали орнамент чёрного, жёлтого и красного цвета, который обычно располагался по всей длине рукава горизонтальными линиями. Центральные губернии жили в большем достатке, поэтому на рубахах преобладали красный, жёлтый и даже золотой цвет.

Женский русский костюм невозможно представить без сарафана или понёвы – широкой юбки, затягивающейся специальным поясом на талии. Причём пояс был очень важным элементом одежды. Они различались у молодой девушки и замужней женщины, а выходить из дома без пояса было неприлично. Сарафан и понёва надевались поверх рубахи. Для повседневной носки их шили из ситца, конопляной или льняной ткани, а иногда понёву шили из шерсти. Цвет этой одежды мог быть различным, и у каждого цвета было своё значение. К праздникам или свадьбе сарафаны шились из дорогих тканей – шёлка или парчи. Поверх сарафана, понёвы и рубахи носится передник – предмет особой гордости каждой русской женщины. Она украшала его особым узором, который рассказывал о её жизни, семье, истории рода.

По головному убору можно было узнать, замужем ли девушка или нет. Молодые девушки оставляли часть головы непокрытой. После свадьбы, когда ей «расплели косу», она не должна показываться на людях без забранных волос. Если замужняя женщина покажет свои волосы кому-то постороннему, это считалось позором. Отсюда пошло выражение «опростоволоситься».

Мужчины также подвязывали рубаху поясом, причём рубаха могла доходить до середины бедра. Порты (штаны) были неширокими, чтобы зимой их можно было заправить в сапоги, а летом не мешали работать.

Традиции русского народного костюма закладывались именно в крестьянской и купеческой среде, поскольку дворяне в большинстве своём следовали французской и английской моде. Одежда русского народа отличается своей многослойностью, красотой, а также тем, что каждый элемент узора имел свой особенный смысл.

2, 3, 5 класс

Русский народный костюм

Русский народный костюм

Популярные темы сообщений

  • Финики

    Финики — это сладкие съедобные плоды финиковой пальмы, которые с древности очень ценятся. Самым популярным и известным сортом считается деглет нур за его отменный вкус и хорошее качество.

  • Повилика растение

    Повилика – широко распространенный всех странах сорняк, который исчисляется около 150 представителями. Являет собой довольно неприятное и опасное соседство, так как ведет свою жизнедеятельность за счет других растений.

  • Город Благовещенск

    Город Благовещенск является единственным городом областного значения находящимся на границе России. Город расположился на реке Амур, по левой стороне. От Благовещенска до Москвы 7985 километров.

Беседа с детьми «Русский народный костюм»

Беседа

с детьми старшего возраста

«Русский народный костюм»

Подготовила и провела

воспитатель:

Исмагилова Е.В.

РУССКИЙ НАРОДНЫЙ КОСТЮМ

Русский народный костюм – это прежде всего костюм крестьянский. Именно в крестьянской среде, где на протяжении многих веков неукоснительно соблюдались обычаи предков, элементы одеяний языческой Руси сохранялись почти в первозданном виде.

В народном костюме слились воедино два начала – функциональное и эстетическое. Человек, чья жизнь была подчинена каждодневному _ от восхода до заката – изнурительному труду, изготавливая необходимые в быту вещи, исходил не только из соображений удобства. Чутко реагируя на красоту, он старался окружать себя ею. Поэтому и одежда, созданная народными мастерицами, грела не только тело, но и душу.

Одежда русской крестьянки, даже повседневная, украшалась с любовью. Но особенно эффектно выглядело платье, предназначенное для праздников. А в трудовой, общественной и семейной жизни их было немало.

В народной среде всегда бытовало серьезное отношение к разнообразным обрядам и многочисленным ритуалам. Совершенно обязательным для крестьянина и особенно крестьянки считалось быть одетым так, как требовала ситуация. Было очень важно, чтобы женщина на улице и дома одевалась и вела себя соответственно своему возрасту и семейному положению. На все случаи имелся наряд, уместный лишь в конкретном применении. Самый любимый и нарядный костюм, который одевался один раз в жизни – это свадебный.

Не существует единого русского народного костюма, как такового. Ведь наша страна занимает огромную территорию, на которой находятся области с разными климатическими зонами. А неодинаковые природные условия и различное сырье для изготовления одежды обусловливали наполняемость гардероба – более облегченного в южных губерниях и усиленного теплой одеждой в северных.

САРАФАННЫЙ КОМПЛЕКС женской одежды самый распространенный на Руси. Именно стройный силуэт русоволосой красавицы в парчовом сарафане, увенчанной кокошником, во всем мире ассоциируется с образом русской женщины. Праздничные и свадебные сарафаны во многих семьях передавались по наследству от бабушки к внучке. Обязательной деталью сарафанного комплекса являлся узорчатый нарядный пояс с разноцветными кистями и подвесками.

ПОНЕВУ носили исключительно замужние женщины. Поневный комплекс имел значительное количество вариантов. Понева изготавливалась в основном из шерстяной, преимущественно клетчатой и полосатой, ткани. Она надевалась на платье или рубаху. Непременной частью поневного комплекса был передник («занавеска», «запон»), изобретательно украшавшийся. Он надевался прямо через голову, имел рукава или узкие проймы. Огромное значение придавалось рубахе. У каждой хозяйки их должно было быть не меньше десяти. Самые красивые рубахи предназначались для сенокоса, жатвы и свадебного обряда.

РУБАХА считалась главной формой одежды как для женщин, так и для мужчин. В древности рубахи были преимущественно белыми, шились из домотканого льняного или конопляного полотна и расшивались. Самым распространенным видом рубахи была рубаха с «поликами». Она сшивалась из двух полотнищ. Спереди делали разрез. Для свободы движения вшивались ластовицы из материала контрастного цвета, превращая прием кроя в декоративный элемент.

В разных российских губерниях свои особые способы декорирования рубах. В украшении рубах использовали растительные, геометрические и узоры с изображением человека и животных.

В оформлении внешнего облика русской женщины велика была роль головного убора. Он подразделялся на девичий и покрывающий голову замужней женщины. Девушке позволялось на людях появляться с непокрытой головой, с волосами либо распущенными, либо заплетенными в косу. Голова же замужней женщины должна быть покрыта даже дома, волосы заплетены в две косы.

Женский головной убор «КОКОШНИК» — род твердой шапочки. Он хорошо гармонирует с сарафанной одеждой. Изготовление таких головных уборов требовало большого умения и навыка, поэтому они заказывались профессиональным мастерицам.

В сарафанном комплексе большую смысловую и образную нагрузку несла ФАТА, закрывавшая всю фигуру со спины. Она изготавливалась из прозрачной ткани. Второе ее название «дымка». Фату надевали молодые женщины на праздники в первый год замужества.

Женские головные уборы покрывались ПЛАТКАМИ: их или просто накидывали на голову. Или завязывали узлом под подбородком. Платки были шелковые, парчовые, кисейные, украшенные по углам или по всему полю цветочным узорочьем. Безусловно, испокон веку платки надевали и непосредственно на голову. Платок– спутник крестьянской женщины на протяжении всей ее жизни. Он всегда считался лучшим подарком.

На всю Россию славились павлово – посадские платки. В подмосковном городке Павловском Посаде до сих пор продолжается самобытная традиция ручной набойки платков и шалей. Главное достоинство этих изделий – в нарядности пышных и разнообразных узоров. Многоцветные набойки из букетов ярких роз или гирлянд на черном, кремовом либо цветном фоне завершаются бахромой.

Очень красивы узорные ручного вязания оренбургские пуховые платки. Некоторые из них – «паутинки» — удивляющие легкостью, красотой своих узоров и высочайшим мастерством исполнения, проходят сквозь обручальное кольцо.

В формировании внешнего облика женщины на Руси издревле большую роль играл ЮВЕЛИРНЫЙ ДЕКОР : серьги, височные украшения, нагрудные и поясные украшения. Излюбленным украшением был речной жемчуг, также носили металлические цепи, ожерелья из янтаря. Украшали себя цепочками из разноцветного бисера – «гайтанами».

ОБУВЬ в национальном костюме русских не имела четкого подразделения на мужскую и женскую. Основным типом обуви являлись лапти косого плетения из бересты и лыка.

Зимой носили ВАЛЕНКИ и катанки – валянный из войлока род зимних сапог.

МУЖСКАЯ одежда не отличалась таким разнообразием, как женская Это была подпоясанная рубаха и порты. Особое внимание уделялось поясам, кожаным или плетеным, украшенным на концах кистями.

Зимняя русская одежда универсальна – кафтаны, зипуны, армяки носили как женщины, так и мужчины.

Изготовление русского национального костюма связано с различными народными промыслами: набойным ремеслом, шитьем, ткачеством, кружевоплетением…

Славилось рязанское ткачество. Традиционным был орнамент, состоявший из крупных гребенчатых фигур и ромбов. Расположенных горизонтальными полосами и сопровождаемых мелкой узорчатой каемкой. Такой орнамент украшал подол и рукава женских рубах.

ВЫШИВКА – исконно женский вид рукоделия, распространенный повсеместно. Вышивкой украшалась одежда, полотенца, скатерти.

Особенно велика роль КРАСНОГО ЦВЕТА в русском костюме. Он считался символом солнца и огня.

Какова роль народного костюма в наше время ?

Не только в городе, но и в деревне люди теперь носят современную одежду. Но русский национальный костюм. Выдающийся памятник материальной культуры, доставшийся нам в наследство от предков, продолжает жить, как живы до сих пор русский песенный фольклор, предметы русских народных промыслов.

В нашей стране существуют профессиональные и самодеятельные фольклорные коллективы, где поддерживаются эти традиции, постоянно проводятся фольклорные праздники и фестивали. Народные песни и танцы исполняют артисты, одетые в праздничные национальные одежды. Опыт старинных мастеров используют современные отечественные модельеры, заимствуя из богатого арсенала народного творчества приемы кроя и декоративной орнаментации.

Методическая разработка: Русский народный костюм. Реферат

РУССКИЙ НАРОДНЫЙ КОСТЮМ

Развитие русского народного костюма имеет богатую и долгую историю, его составляющие формировались еще в дохристианскую эпоху, в тесной взаимосвязи с архитектурой Руси и языческими верованиями.

Описание русского народного костюма

Женский русский национальный костюм намного интереснее и богаче, чем мужской, ведь в женском облике заложены представления народа о женственности, красоте, семейных ценностях. В старину на Руси костюм был одним из проявления народного прикладного искусства и ремесел.

Основные элементы русского народного костюма сложились еще в Древней Руси. Основной костюма была длинная рубаха прямого кроя «сорочица», которая шилась из домотканого плотна, с широкими рукавами. Обычно, женщина надевала не одну такую рубаху (минимум еще одна выступала в качестве нижнего белья).

Одежда русской крестьянки состояла из такой вот рубахи, украшенной вышивкой, которая в русском народном костюме обычно размещалась на рукавах, подоле и по плечам. Сверху надевали однотонный сарафан, а также передник. Крестьянский костюм готовился с большим старанием, обычно в связи с трудовыми праздниками – жатвой, сенокосом, выгоном скота.

Детали русского народного костюма

Сарафан – одна из главных деталей народного русского женского костюма. Нарядный вариант его носили в комплекте с рубахой, передником, подпоясанным поясом. В каждой местности был свой фасон сарафана, и узоры на нем, как и на других вариантах русских народных костюмов, имеет свои особенности. В южной части России предпочтение отдавали красному цвету, который имел множество различных оттенков. Вышивка на сарафанах выполнялась золотыми нитями и жемчугом.

Самым распространенным головным убором женского русского народного костюма был кокошник – плотная шапочка разнообразных форм, и обычно пышно декорированная вышивкой и камнями.

Девицы носили обручи (мягкие или твердые) из разноцветных лент. Если незамужние девушки могли носить одну косу или расплетенные волосы, то замужние дамы заплетали в обязательном порядке 2 косы и всегда носили головной убор.

Красота и первозданность, оригинальность и целомудренность народного русского костюма находит отражение и в современном мире, так элементы костюмов в русском народном стиле в последнее время очень актуальны в мировой fashion-индустрии и все чаще появляются на модных подиумах.

Наряды на Руси всегда славились богатой цветовой гаммой и узорами. Обязательными в образе были головные уборы. Основными формами костюма были трапециевидная и прямая.

По костюму можно было судить, из какой губернии, уезда или села девушка. Каждый вид одежды на Руси имел свое значение. Имели место быть костюмы будничные, праздничные, свадебные, траурные. Самой торжественной считалась красная одежда. В то время значение слов «красивый» и «красный» и в принципе имело одно и то же значение.

На Руси все наряды шились из домотканых полотен, однако с середины XX века они стали вытесняться фабричными тканями, мода на которые пришла из Европы при появлении Петра I.

Как выглядит традиционный русский народный костюм?

Северный русский народный костюм имеет некоторые отличия от костюма южного. На севере было принято носить сарафан, на юге – поневу.

Женская рубаха по крою имела сходства с мужской. Она была прямой и с длинным рукавом. Рубаху было принято украшать узорами по рукавам, по низу рукавов, оплечью и низу изделию.

Несмотря на так скоро распространившуюся европейскую моду, северяне сохранили некоторые традиции русского народного костюма. Были сохранены так называемые «епанечки» и душегреи. Они были с рукавами и стеганы на вате. Помимо сарафана северный костюм еще отличала парчовая рубаха, та самая «епанечка» и нарядный кокошник.

На юге вместо сарафана использовалась понева. Эта поясная одежда шилась из шерсти на холщовой подкладке. Понева, как правило, была синяя, черная или красная. Также широко использовалась полосатая или клетчатая ткань. Будничные поневы отделывались довольно скромно – шерстяной домотканой узорной тесьмой.

Понева не выделяла женскую фигуру, а наоборот скрадывала всю ее величавость и красоту за счет своего прямого силуэта. В том случае, если понева обрисовывала талию, ее скрадывали при помощи передника или напуска рубахи. Часто поверх рубахи, поневы и передника надевался нагрудник.

В целом, традиционный русский народный костюм отличался многослойностью. Что касается головного убора, то тут тоже были свои правила ношения. Замужние женщины должны были полностью скрывать волосы, девушкам позволялось вообще не покрывать голову. Незамужней девушке достаточно было надеть ленту или обруч. Широко распространены были кокошники и «сороки».

Девушка в русском народном костюме всегда выглядела красиво и величаво. Свой яркий, женственный образ она дополняла бусами, серьгами, различными ожерельями и подвесками.

На ножках русских красавиц можно было увидеть кожаные сапожки, коты, а также знаменитые лапти.

Юбка и фартук в русском народном костюме

Этот предмет женского гардероба на Руси появился значительно позже поневы. Понева отличалась тем, что ее полотнища не сшивались между собой, а юбка же сшивалась и собиралась на талии в поясок. Юбка имела особое значение в статусе женщины. Незамужним девушкам позволялось носить юбку, открывающую ступни. Замужняя женщина всегда закрывала пятки. Полная женщина на Руси – считалась символом здоровья и достатка, поэтому многие девушки на праздники часто надевали несколько юбок, чтобы казаться пышнее. Фартук в русском народном костюме также играл немаловажную роль. Изначально он прикрывал платье во время работы. Затем передник стал и частью русского народного праздничного костюма. В этом случае он шился из белой льняной или хлопчатобумажной ткани. Фартук обязательно украшался роскошными лентами и вышивками.

Народные костюмы народов России

Россия – огромное государство. Кроме самого многочисленного народа – русских, на его территории проживали и другие, более или менее многочисленные народы. И каждый из них имел свой костюм с самобытными узорами, техниками пошива. Накладывали отпечаток также климат и особенности быта определенных регионов. Так народы Сибири, занимавшиеся в основном оленеводством, охотой, рыболовством, для изготовления одежды использовали шкуры животных – лося, оленя, нерпы. Одежда, как правило, шилась в виде комбинезона или длинной меховой рубахи с капюшоном и была призвана максимально защищать от холода. А вот на Северном Кавказе и Дону женщины носили платья кубельком и штаны по типу турецких.