План-конспект урока по изобразительному искусству (ИЗО, 5 класс) на тему: конспект урока и презентация «Народный праздничный костюм»
План-конспект урока «Народный праздничный костюм» 5 класс
Цели:
* способствовать развитию национального самосознания учащихся,
* формировать уважения к русской культуре,
* развивать патриотизм.
Задачи:
Учебные:
* Познакомить учащихся с русским праздничным костюмом.
* Формировать понимание связи представлений людей об устройстве мира и образного строя одежды.
* Закреплять навыки работы с декоративной композицией.
Воспитательные:
* Развивать эстетическое мировосприятие.
* Способствовать восприятию уважительного отношения к традициям русского народа.
Развивающие:
* Развивать психические познавательные процессы (восприятие, внимание, память, наглядно-образное и логическое мышление, речь).
I. Актуализация знаний.
Учитель: — Дети! Вы любите надевать красивую одежду?
В класс входит ученица, одетая в русский народный костюм.
Учитель: — Костюм, какого народа представлен на нашей помощнице?
Учитель: Ваши прабабушки и прадедушки тоже щеголяли в народном одеянии. Жизнь крестьян была неразрывно связана с природой, возделыванием земли и соответствующими трудовыми циклами. Праздник либо завершал какой-то этап нелегкой крестьянской жизни, либо предшествовал следующему важному этапу. Праздники ждали, к ним готовились. И так на Руси сложился целый комплекс замечательных праздников и замечательные народные традиции, которые дошли до наших дней. Давайте сейчас вспомним, какие народные, христианские, праздники вы знаете? (Перечисление традиционных праздников)
II. Формирование новых знаний.
«По одёжке встречают…»
Эта всем известная поговорка пришла к нам из глубины столетий. Тысячу лет назад нашим предкам было достаточно один раз взглянуть на одежду незнакомого человека, чтобы понять, из какой он местности, к какому роду — племени принадлежит, каково его общественное положение и «гражданское состояние» — совершеннолетний или нет, сочетался ли браком и так далее.
Такая «визитная карточка» позволяла сразу решить, как вести себя с незнакомцем и чего от него ждать. Отметим, кстати, что человека, без крайней необходимости переодевшегося в одежду, не соответствующую его достоинству и полу, ожидало в лучшем случае осуждение, если не наказание.
Одежда каждой области (губернии) России имела свои орнаменты, излюбленные цвета, отделку, формы и фасоны. В Архангельской, Вологодской, Новгородской, Костромской, Ярославской областях были распространены сочетания белой основы с красным узором.
В силу климатических и культурных различий регионов России национальный костюм у русских не сложился в единых формах. Выделяются архаичный южнорусский понёвный комплекс (с юбкой из трех полотнищ — понёвой), более поздний северорусский комплекс с сарафаном и среднерусский смешанный комплекс, а также сформировавшийся под влиянием городской моды в конце XIX века комплекс «парочка» (с юбкой и кофтой) и ансамбль из цельного платья. Пояса были необходимым элементом мужского и женского костюмов во всех вышеперечисленных комплексах.
Кроме наиболее общих особенностей, разделивших формы северного и южного русских костюмов, отдельные черты характеризуют костюм каждой губернии, уезда и даже села. Народная одежда различалась по назначению (будничная, праздничная, свадебная, траурная), возрасту, семейному положению. Увидеть все красоту праздничного русского костюма нам поможет сегодня компьютерная презентация.
Давайте, сейчас повторим, какие детали старорусской одежды вы знаете? (Просмотр слайдов, ответы учащихся.)
Чаще всего знаками различия были не покрой и вид одежды, а ее цветность, количество декора (вышитых и вытканных узоров), применение шелковых, золотых и серебряных ниток.
Праздничная одежда была очень красочной, обязательно украшалась элементами вышивки, полосами позумента, бисером, шнуром, блестками и прочими деталями, которых, как правило, не было в повседневной одежде. Самой нарядной была одежда из красной ткани. Понятия «красный» и «красивый» были в народном представлении однозначны.
Давайте сейчас посмотрим отрывок из замечательного фильма «Морозко». Обратите внимание на только на одежду героев, а и на головные уборы. (Просмотр Х.ф.)
После петровских указов русский дворянский и городской костюмы подверглись европеизации. Изменились и эстетические представления о красоте человека. Хранителем же народного идеала и костюма оставалось русское крестьянство. Трапециевидный или прямой монументальный силуэт, основные виды кроя, живописное декоративное и цветовое решение.
Головные уборы Древней Руси бытовали в крестьянской среде вплоть до XVIII — XIX вв.
Основными тканями, применявшимися для народной крестьянской одежды, были домотканые холст и шерсть простого полотняного переплетения, а с середины XIX в. — фабричные шелк, атлас, парча с орнаментом из пышных цветочных гирлянд и букетов, кумач, ситец, сатин, цветной кашемир.
Основными способами орнаментации домашних тканей были узорное ткачество, вышивка, набойка. Полосатые и клетчатые узоры разнообразны по форме и колориту. Техника народного узорного ткачества, а также вышивка по счету нитей обусловили прямолинейные, геометрические контуры, отсутствие округлых очертаний в узоре.
Скажите какие наиболее распространенные элементы оберегового орнамента вы знаете и что они означают? (ромбы, косые кресты, восьмиугольные звезды, розетки, елочки, кустики, стилизованные фигуры женщины, птицы, коня, оленя).
Узоры, тканые и вышитые, выполнялись льняными, конопляными, шелковыми и шерстяными нитками, окрашенными растительными красителями, дающими приглушенные оттенки. Гамма цветов многокрасочна: белый, красный, синий, черный, коричневый, желтый, зеленый. Многокрасочность решалась, чаще всего, на основе белого, красного и синего (или черного) цветов.
С середины XIX в. домотканые ткани вытесняются фабричными с набивными цветочным, клетчатым, полосатым узорами. Народные костюмы с малиновыми розами и ярко-зелеными листьями на черном или красном фоне мы находим в картинах Малявина, Архипова, Кустодиева, отражающих яркое национальное своеобразие русской народной жизни этого времени.(Просмотр репродукций на слайдах)
Важное место в костюме занимали различные украшения. В большом количестве надевались на шею ожерелки из жемчуга и бисера, цветной шерсти, гайтаны — низанные из бисера, к которым привешивались кресты, образки, янтарные бусы, бусы из дутого стекла, ленты. Большой любовью пользовались крупные серьги, подвески, иногда они достигали плеч. Цветные пояса, узкие плетеные опояски и широкие радужные тканые кушаки дополняли и украшали костюм, завершая цельность всего ансамбля.
У многих народов старинные праздничные одежды имели трехъярусный строй украшений.
Головные уборы и верхняя часть костюма связаны с образом неба, поэтому композиции узоров основаны на обращении к солнцу, звездам, птицам, которые связывают небо и землю. Ленты, спускающиеся с головных уборов, символизируют дождь. В узорах и вышивках господствует образ плодородной земли.
Мы носим на голове кепки, береты, шляпы. А в стародавние времена женщины носили кокошники, сороки, накрывая их сверху платками. Состояли эти головные уборы из 2-5 элементов и весили порой несколько килограммов.
Головные уборы делились на девичьи и женские, или «бабьи». Девушки по обычаю заплетали волосы в одну косу, макушку оставляли открытой. Поэтому их головной убор — это всевозможные венцы, повязки, обручи, которые украшались речным жемчугом, бисером. «Повязка», или, как часто ее называли, «красота», «волюшка», в каждом селе имела свою форму и орнамент. В основе ее — полоса ткани, часто из мелкоузорного ситца, с твердой налобной частью из простеганного в несколько слоев холста (бумаги), украшенная позументом или вышивкой, с прочными завязками на концах. Она охватывает голову в виде обруча или перевязки.
Девичий головной убор дополнялся «пушками» — шариками из белого гусиного или лебяжьего пуха, а также «кудрями» — яркими Селезневыми перышками. В древности славянские девушки ходили с распущенными волосами. Позднее этот обычай сохранился только в свадебных обрядах.
Основу всех русских женских головных уборов, несмотря на их разнообразие, составляла твердая налобная часть, в зависимости от формы (плоская, лопатообразная, с рогами) называвшаяся кичкой или рогатой кичкой.
Особое внимание женщины всегда уделяли головным уборам самой заметной части любого костюма. Головные уборы были чрезвычайно разнообразны, но всегда четко делились на девичьи уборы и уборы замужних женщин.
Замужняя женщина по древнему обычаю должна была тщательно закрывать свои волосы от постороннего глаза. Нельзя было с непокрытой головой выходить из дома, заниматься домашними делами.
А вот молодым девушкам не возбранялось демонстрировать свои волосы: «Девичья коса – всему миру краса». Отсюда и различия: у девушек легкие воздушные накосники, коруны, венцы, кокошники, ленты, обручи, а у женщин – глухие сороки, кики, повойники, платки.(Демонстрация моделей из коллекции школьного музея)
В течении нескольких столетий складывалась традиция создания и ношения тех форм одежды, которые были наиболее функциональны и приспособлены как к климатическим условиям, так и для передачи определенной информации об их обладателях. Для России в целом характерны 2 типа женского костюмного комплекта: северорусский, в основе которого лежат рубаха и длинный сарафан, и южнорусский, вторым компонентом которого является короткая и объемная понева.
Праздничная рубаха украшалась вышивкой, которая оберегала женщину от дурного глаза. Особенно украшались ворот, оплечья, грудь, подол.
Считалось, что чем богаче украшена рубаха. Тем счастливее ее владелица. Касаясь земли подолом рубахи, женщина получала жизненные силы, а вышивки с символикой плодородия давали земле плодородные силы.
Подол рубахи или юбки украшался орнаментами, символизирующими засеянную пашню. Это треугольники, ромбы, прямоугольники с точками. Концы плетеных поясов украшались головками ящеров, которые символизировали подземно-подводный мир.
Учитель: Какие формы орнамента вам известны? Где они применяются?
Ответы учеников:
Орнаменты классифицируются по трем формам: замкнутый, ленточный и сетчатый.
Замкнутым орнаментом называют узор, декоративные элементы которого сгруппированы так, что создают замкнутое движение. Такой орнамент применяют для украшений скатертей, салфеток, тарелок, окон и других рамок.
Ленточный орнамент – это узор, декоративные элементы которого создают ритмический ряд с открытым двусторонним движением, вписывающимся в ленту. Широко применяется ленточный орнамент в украшении одежды в виде вышитого воротника, края рукава, пояса, головной повязки.
Сетчатый орнамент – это узор в виде ячеек, которые заполнены декоративными элементами. Таким орнаментом оформляли тканые вещи.
Учитель: Какие цвета преобладали в народном орнаменте и каково их значение?
Ответы учеников: В вышивке преобладал белый, красный, черный, желтый, коричневый цвета. Иногда нежный синий и натуральный зеленый.
Белый цвет в народных представлениях связывался со светом, чистотой и олицетворял женское начало.
Красный был цветом солнца, огня, жизни, красоты и олицетворял мужское начало. теме русской одежды есть еще один важный смысл.
Одежда — визитная карточка.
Практически каждая женщина обязана была сама шить одежду для себя и семьи. Соответственно — чем более удачно получался костюм, чем больше на нем орнамента, украшений и т.д — тем лучше и старательней считалась хозяйка. Кроме этого — основа славянского мировоззрения — умение гармонизировать пространство вокруг себя. То есть — гармония в семье, порядок во дворе и доме. Эта гармония может достигаться только при условии внутренней гармонии. Если человек сбалансировал и привел в гармонию свои энергии — он без труда это сделает и с пространством вокруг себя. Соответственно — если женщина находится в гармонии сама с собой — результат ее действий (в данном случае пошив и украшение одежды) будет гармоничным и привлекательным. Вывод — если к тебе приходит человек в рваной рубахе с торчащими нитками и косыми рукавами — это отражение атмосферы в его семье, соответственно и в его душе. Хорошего ничего не стоит ожидать от этого человека, к чему бы он не прикоснулся — получится так же как его рубаха.
Еще немаловажно. Рукоделием занимались только ЖЕНЩИНЫ. Это еще одно подтверждение тому, что предки понимали — что атмосфера в семье зависела только от женщин.
III. Закрепление знаний.
Игра «Туесок » на узнавание понравившегося элемента костюма. Помощница держит плетеный туесок с записками, на которых написано название элементов народного костюма. Желающие учащиеся по очереди отрывают достают листочки показывают на помощнице названные части костюма.
IV. Практическая работа.
Задание: выполнить эскиз народного и праздничного костюма (зимнего или летнего), обговорить заранее величину фигур.
Выполнение практической работы сопровождается звучание музыки (русской народной).
Материалы: бумага, гуашь, акварель, кисти (крупные и мелкие)
Зрительный ряд: иллюстрации с изображением народного костюма, компьютерная презентация, ученица в русской одежде, головные уборы из музея.
Музыкальный ряд: русские напевные мелодии, народная хороводная музыка и песни.
Учитель: ребята, мы с вами должны помнить, что крестьянство на Руси – хранитель эстетических представлений и традиций в народном костюме
V. Анализ работ. Подведение итогов урока.
В конце 2х часового урока выставка и обсуждение детских работ, в ходе, которой выявляются недостатки и самые удачные моменты и работы ребят. Методом всеобщего решения выбираются лучшие эскизы на школьную выставку.
Презентация к уроку (изобразительное искусство, 5 класс) по теме: «Русский народный праздничный костюм»
Слайд 2
праздничный костюм Русский народный
Слайд 3
фронтон – «чело» причелины – плечо наличники – лицо ставни окна – «очи» — глаза
Слайд 4
общие знаки – символы земля вода солнце
Слайд 5
кокошник – старинный, преимущественно северорусский, женский головной убор в виде разукрашенного щитка надо лбом. Словарь русского языка С.И. Ожегова
Слайд 6
«Кокошник» происходит от древнеславянского « кокош », обозначающего курицу и петуха. Характерной чертой кокошника является наличие гребня. Формы кокошников разнообразны: одногребенчатые , двухгребенчатые , островерхие, как бы однорогие , с большим закругленным верхом, шапкообразные .
Слайд 7
перевязка Из древесной коры или картона в виде круга, обшитого тканью, декорированного бисером, цветами, перьями, жемчугом. обруч Делалась из полоски ткани — парчи, золотой вышивки и т.п., а концы завязывались, иногда бантом, или из платка, свернутого и повязанного вокруг головы с завязанными и свисающими сзади концами.
Слайд 8
Нижняя часть кичкообразного головного убора, имевшая твердую основу, которая придавала головному убору форму. Кичка отличалась разнообразием и фантазийностью решения. Только по форме различают кички рогатые, копытообразные, лопатообразные , котелкообразные , в виде обруча, овала, полуовала. кичка Верхняя украшенная часть кичкообразного головного убора, формой обычно связанная с формой кички. Сорока изготавливалась из ткани и, будучи натянута сверху на кичку, иногда скрывала ее рогатость . Сороку умела шить каждая крестьянка. сорока
Слайд 9
И личиком бела, и с очей весела.
Слайд 10
рубаха С амая древняя и важная часть крестьянского костюма. Рубаха как встречала человека на пороге в этот мир, сопровождая всю его жизнь, так и на пути в мир иной человек тоже был облачен в рубаху. Она часто соотносилась с судьбой человека. Например у восточных славян считалось, что если продать свою рубаху значит продать и свое счастье.
Слайд 11
сарафан русская женская крестьянская одежда, род платья без рукавов (или со вшитыми рукавами) и с застёжкой спереди С.И.Ожегов «Словарь русского языка»
Слайд 12
Красочные набивные сарафаны – особенность костюма Русского Севера, особенно Архангельской и Вологодской губерний. Крестьянки носили их и в будни, и в праздники. Изготавливались из всех возможных тканей, как домотканых, так и фабричных. Отличались разнообразнейшим декором. Термин «сарафан» впервые появился в русских источниках XIV в.
Слайд 13
душегрея Вид летней женской одежды. Конструктивной их особенностью были рукава, цельнокроенные с верхней частью спинки, и наличие отложного воротника. Праздничные душегреи вышивались золотыми нитями, иногда цветным бисером, декорировались бахромой.
Слайд 14
Короткая одежда, конструктивно похожая на душегрею, изготавливалась из холста, сукна и также служила верхней женской летней одеждой. холодник
Слайд 15
епанечка Одна из разновидностей душегреи, даже холодника : короткая, на узких лямках, древнейший тип безрукавки. Она облегала спину и грудь, застегивалась спереди на крючок, сзади собиралась складками. Изготавливали ее из парчи или шелка, на подкладке. Хотя носили епанечку девушки летом, ее подбивали ватой. Украшалась золотым шитьем, подшивалась бахромой.
Слайд 16
понёва Обычно род шерстяной юбки длиной до щиколоток, в простейшем случае распашной, т.е. с разрезом (несшитой) спереди или сбоку, в более совершенном виде — с прошвой, т.е. со вставкой в разрез куска иной ткани, например холщовой гладкой или с орнаментом. Понева, в отличие от сарафана, была элементом чисто народного костюма.
Слайд 17
Многослойность костюма, имевшего различную длину одновременно надеваемых рубах, поневы, передника, нагрудника, создавала горизонтальное членение силуэта, зрительно расширявшее фигуру. В русском народном костюме сохраняются старинные головные уборы и сам обычай для замужней женщины прятать волосы, для девушки — оставлять непокрытыми .
Слайд 18
В образе женщины, в ее костюме: и в яркости наряда, и его плавных, текучих линиях, а больше всего в образе белых рукавово – крыльев, которые словно могут нести в тридевятое царство, выражался образ прекрасной мечты – птицы – счастья.
Слайд 19
Сшей, ты мне, матушка Красный сарафан…
Слайд 20
«…А которая девица красотой красна. Красотой бы красна и ростом высока. Да лицо-то у неё бы – как белый снег. Щёки у неё –будто алый цвет. Очи ясны у неё Как два соболя. А ресницы у неё – Как два чистых бобра. Походочка бы у неё была павиная . Тиха – смирна бы речь лебединая.» Из былины Добрыня и Дунай – Сват.
Конспект урока с презентацией «Живопись в изобразительном искусстве. Русский народный праздничный костюм».
Тема: «Живопись в изобразительном искусстве. Русский народный праздничный костюм».
Учитель изобразительного искусства Костенко Галина Юрьевна.
Цель: закрепление полученых знаний об истории русских народных праздничных костюмах и традициях русских народных праздников.
Задачи:
Закрепить знания, ранее полученных на уроках изобразительного искуства, истории, технологии, литературного чтения.
Совершенствовать изобразительные навыки, умение работать с гуашью.
Закрепить понятие “орнамент”, его виды.
Воспитывать уважение, развивать интерес к народному искусству.
Наглядность: презентация с изображениями русских праздничных народных костюмов, орнаменты, панно с изображением сельской площади, аудиозапись «Русская народная плясовая», “Звон колоколов”, шаблоны человеческих фигурок, пословицы на доске:
Хвалят на девке шелк, когда в самой девке есть толк.
По одежке встречают, по уму провожают.
У бабы рубашки – те же мешки: рукав завяжи да чего хочешь, положи.
Друг лучше старый, а платье новое.
Шуба тепла и мохната – жить вам легко и богато.
Не одежда красит человека, а человек красит одежду.
I. Организационный момент.
II. Объявление темы урока (слайд 1)
Учитель: У каждого народа есть праздники. Они раскрывают душу человека, его характер. И на Руси любили праздники. Как вы думаете, чем славились праздники на Руси? (слайд 1)
Ученик: Ими встречали весну и провожали зиму, праздниками отмечали завершение полевых работ, а иногда и просто окончание рабочего дня. Праздники всегда были веселые, наполненные музыкой, пением, играми и танцами. Каждый вечер люди разных возрастов собирались вечером у кого-то в избе и там пели и танцевали (плясали). ( слайд2-3)
Учитель: Песенно-танцевальный репертуар был очень богатым и разнообразным. На все времена года, на все календарные праздники были свои песни, игры, танцы, забавы, потешки. Часто заклички, шутки, прибаутки придумывались на месте, с ходу – импровизировали, особенно частушки. Праздник – это не только песни и пляски. (слайды 4-5)
Учитель: Чем еще отличается этот день от простых будней?
Ученик: Люди приходили на праздники в своих лучших нарядах, которые готовили заранее.
Учитель: Правильно. Накануне народных гуляний распахивались тяжелые сундуки. Чем больше они были набиты, тем богаче считался хозяин дома. Вся праздничная одежда обязательно украшалась элементами вышивки, бисером, блестками, чего, как правило, не было в повседневной одежде. По одежде можно было судить о вкусе и умении мастерицы, ведь крестьянка сама себе делала наряд (
Учитель: Какое разнообразие праздничных нарядов! (слайд 8)
— А что у них общего? (узоры)
— Как можно назвать по-другому? (орнамент)
Любой русский костюм в старину непременно был украшен орнаментом, вышивкой.
— Давайте вспомним, какие виды орнамента вы знаете?
/растительный – символы плодородия (дерево, птицы, животные, солнечные знаки) и геометрический (ромбы, треугольники и т..д.).
— Обратите внимание на этот слайд. Перед вами узоры. Какие из них не будут являться орнаментами? Почему? /в орнаменте элементы изображены в определенном порядке, ритмично./ (слад 9)II. Практическая работа – создание коллективного панно на тему “Праздник в деревне”.
Ученикам выдаются фигурки с изображением людей и нужно сделать им праздничную одежду.
Задание дифференцированное:
1 группа: Раскрасить готовые фигурки, уже “одетые” — задание для детей медлительных и тех, у кого трудности с самостоятельным изображением. Самим придумать орнамент.
2 группа: “Одеть” бумажную фигурку, т.е. самому придумать и нарисовать праздничный наряд.
3 группа (хорошо рисующие дети): Изобразить фигуру человека в праздничном костюме.
Главное условие – наличие орнамента в одежде.
III. Кроссворд «Названия нарядов русских костюмов»
Учитель: Давайте повторим названия нарядов русских костюмов. Какой элемент одежды шили из целого куска полотнища, длинной до пят, по подолу, рукавам и вороту украшали вышивкой (рубаха).
Учитель: как называлась мужская рубаха с застежкой сбоку? (косоворотка).
Учитель: Ка назывался пояс, которым подвязывали рубаху? (кушак).
Учитель: Что держалось на коротких, плечевых лямках, подвязывался под грудью, по центру украшался вертикальной полосой с позументом (сарафан).
Учитель: элемент русского народного костюма, женская шерстяная юбка замужних женщин (как правило, клетчатой) с богато украшенным подолом (понёва).Учитель: Какая деталь костюма получила название «занавеска»? (передник).
Учитель: Короткая клешеная кофточка без рукавов, шилась из парчовой ткани (епанечка).
Учитель: женская короткая одежда без рукавов, которую одевали в прохладную погоду, иногда отточенная мехом с застежкой спереди (душегрейка).
IV. Итог.
Все в жизни меняется, а праздник остается. И хотя справляться он может по-разному, остается главное – радость, особое волнение, веселье, нарядная одежда, подарки, песни и пляски, для нас теперь иногда загадочные. Однако эти традиции составляют необычайность и особенность. О них нужно помнить и знать.
Урок презентация на тему «Народный праздничный костюм»
Инфоурок › ИЗО, МХК ›Презентации›Урок презентация на тему «Народный праздничный костюм»Народный праздничный костюм
2 слайд Описание слайда:Праздники У каждого народа есть праздники. Они раскрывают душу человека, его характер. На Руси любили праздники. Ими встречали весну и провожали зиму, праздниками отмечали завершение полевых работ, а иногда и просто окончание рабочего дня. Праздники всегда были веселые, наполненные музыкой, пением, играми и танцами.
3 слайд Описание слайда:Каждый вечер люди разных возрастов собирались вечером у кого-то в избе и там пели и танцевали (плясали). Песенно-танцевальный репертуар был очень богатым и разнообразным. На все времена года, на все календарные праздники были свои песни, игры, танцы, забавы, потешки. Часто заклички, шутки, прибаутки придумывались на месте, с ходу – импровизировали, особенно частушки.
Накануне народных гуляний распахивались тяжелые сундуки. Чем больше они были набиты, тем богаче считался хозяин дома. Вся праздничная одежда обязательно украшалась элементами вышивки, бисером, блестками, чего, как правило, не было в повседневной одежде. По одежде можно было судить о вкусе и умении мастерицы, ведь крестьянка сама себе делала наряд.
5 слайд Описание слайда:Какое разнообразие праздничных нарядов! — А что у них общего?
6 слайд Описание слайда:Давайте вспомним, какие виды орнамента вы знаете? Растительный Геометрический Зооморфный Зооморфный Антропоморфный
Рубаха Основу любого русского костюма составляла рубаха Рубахи с застежкой сбоку назывались косоворотками. Такие обычно носили мужчины. Также в их наряд входили штаны, которые заправлялись в сапоги или в онучи (кусок ткани), а сверху онучей одевали лапти. Рубаха была широкой и украшалась по подолу, по вороту, по краю рукавов вышивкой. И обязательно подвязывалась поясом-кушаком <рисунок 2>.
8 слайд Описание слайда:Пояс Пояса выполняли много функций: они говорили о благосостоянии человека, а также являлись наградой и подарком и передавались по наследству. Расшивали праздничные рубахи шелковыми цветными нитями. Предпочтение отдавалось красному цвету (как оберег).
9 слайд Описание слайда:Особое значение придавалось расположению рисунка. нагрудные узоры – защищали сердце и легкие, наплечные – охраняли руки, наподольные – не давали пробраться злым силам снизу.
10 слайд Описание слайда:В центральных и северных районах России женщины на праздники одевали сарафан Плавные линии сарафана как бы струились, делали женщину похожей на лебедя. Недаром в песнях и в сказках они зовутся лебедушками.
11 слайд Описание слайда:коротены В праздничный наряд входили и так называемые душегрей – епанечки или коротены – коротенькие кофточки на лямочках, похожие на сарафанчики
12 слайд Описание слайда:А в южных районах России модницы одевали поневный комплекс Понева – юбка. Она одевалась непременно поверх рубахи, затем шел передник, а затем навершник.
13 слайд Описание слайда:Передник щедро украшался вышивкой. Красный цвет преобладал. Это цвет огня, солнца, магический, красивый, символ спасения и знак преграды для злых сил. Такой цвет должен был отпугивать демонов и духов, имеющих человеческий облик, хранить и оберегать владельца от разных напастей..
14 слайд Описание слайда:Навершник это верхняя одежда, которую носили осенью или весной. Навершник не подпоясывали
15 слайд Описание слайда:И, наконец, головные уборы. Они четко делились на девичьи и на уборы замужних женщин: — кокошники, ленты, венки /девичьи/. — коруна, сорока, кичка /женские/. В названиях головных уборов слышится родство с птицей: кокошник, кичка, сорока. И это не случайно. Помните сказки: лебедушка, лебедь белая, точно пава.
16 слайд Описание слайда:Физкультминутка Раз — подняться, потянуться, Два — нагнуть, разогнуться, Три — в ладоши, три хлопка, Головою три кивка. На четыре — руки шире, Пять — руками помахать, Шесть — на место тихо сесть.
17 слайд Описание слайда:Курс профессиональной переподготовки
Учитель, преподаватель изобразительного искусства
Курс повышения квалификации
Курс профессиональной переподготовки
Учитель мировой художественной культуры
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедия, ДефектологияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРодная литератураРодной языкРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое
Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс
Выберите учебник: Все учебники
Выберите тему: Все темы
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала: ДБ-182819
Похожие материалы
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарийПраздничный народный костюм | Социальная сеть работников образования
Каждый народ выражал своё понимание красоты человека, прежде всего через костюм. Слово «костюм», пришедшее из французского языка, означает «обычай». Костюм выполняет не только практическую функцию, но и создаёт облик человека определённой эпохи. По костюму можно было определить общественное и семейное положение. Отделка костюма часто служила не только украшением, но и оберегала от зла. Женский костюм вводит нас в особый мир – мир хранительницы семейного очага, обычаев предков. Роль женщины в доме считалась очень важной, её простым хозяйственным делам придавался магический смысл. Праздничные костюмы создавались мастерицами с особым старанием и передавались по наследству от матери к дочери. Основой женского и мужского костюма была рубаха из домотканой льняной материи. У мужчин длина рубахи была ниже коленей, у женщин – до самых пят. Поверх нижней грубой рубахи в праздники надевали верхнюю из тонкого полотна. Белый цвет полотна считался траурным, поэтому рубаху украшали вышивками. Узоры располагали по краю подола, рукавов, ворота, над сгибами рук, вдоль швов и боковых разрезов как обереги. Смысл узора должен был соответствовать виду работ (в поле, по дому), меняли узоры, пришивая их к подолу рубахи. Девичий костюм был скромнее, чем у замужней женщины. Различался и головными уборами. Волосы девушки заплетали в косы, на голову надевали ленту или венец. Замужние женщины не могли ходить с непокрытой головой вне дома, волосы убирали под головной убор . Мужчины носили рубаху и порты, дети часто носили только рубахи. Обувью служили лапти, носили и кожаные сапоги. Дополнял костюм пояс-оберег. Роль пояса велика в разных обрядах, девушки готовили пояса как приданое.
Старинный женский костюм можно разделить на два типа: южнорусский и северорусский. Южнорусский комплекс отличался наличием понёвы, передника-занавески, поверх которых надевали навершник. Головные уборы: сорока, кичка. Для северорусского комплекса характерен сарафан, душегрея или епанечка. Головной убор: кокошник
Цвет – одна из главных эмоционально-образных характеристик костюма. На Руси «красный» означало и «красивый». «Красная девица» – нарядная, красивая. Основные цвета народного костюма – красный, синий, зелёный, малиновый.
Презентация к уроку по изобразительному искусству (ИЗО, 5 класс) на тему: НАРОДНАЯ ПРАЗДНИЧНАЯ ОДЕЖДА.
III четверть
ДЕКОРАТИВНОЕ ИСКУССТВО В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
Урок 2
Тема: НАРОДНАЯ ПРАЗДНИЧНАЯ ОДЕЖДА.
Цели:
- Познакомить учащихся с русским народным костюмом, понятием «Ансамбль», значение колорита в одежде.
- Формировать умения и навыки учащихся при использовании различных видов техники в работе.
- Продолжить развитие эстетического и художественного вкуса, творческой активности и мышления учащихся.
- Прививать интерес к народному творчеству.
Оборудование и материалы:
- Таблицы с изображением русского народного костюма.
- Видеоряд исторических картин русских художников, в которых показаны изображения русского народного костюма.
- Музыкальный ряд: русские народные песни.
- Комплект художественных материалов.
- Цветная бумага, клей, ножницы для аппликации.
ПЛАН УРОКА
- Беседа о народном костюме, повторение ее элементов. Связь композиции костюма с народной архитектурой и орнаментом в народном искусстве.
- Постановка художественной задачи: Выбор формы и орнамента, художественного материала.
- Исполнение под указанием учителя этапности работы с бумагой для получения силуэта фигуры в одежде.
- Начало работы над окончательным вариантом.
- Завершение работы.
- Выставка и обсуждение работ.
Ход урока.
Повторение пройденного материала.
Учитель. Давайте с вами вспомним, что мы проходили, и что рисовали на прошлом уроке (русский народный костюм).
Учитель. Из каких деталей состоит русская народная одежда? (рубаха, сарафан, головной убор, юбка, передник).
Учитель. Чем отличается народная одежда Южных губерний от Северных губерний? (В Южных губерниях одежда состоит из рубахи, юбки-поневы, передника. В Северных костюмах состоит из рубахи, сарафана, кокошника).
Беседа.
Учитель. День был теплый и ясный; чинно выступали из церкви одна за другою нарядные девушки и парами медленно приближались в нашу сторону. С какою- то негою, медленно вился хоровод девушек в жемчужных головных уборах, в парчовых и шелковых платьях, там виднелись толпы парней с девушками в более простых нарядах, они медленно прохаживались, взявшись за руки, вперед и назад, разливаясь в своих громких песнях.
Учитель. Из чего же шили народную одежду? Ее шили из тонкого серебристо- белого домотканого льняного или конопляного полотна. Шила их сама хозяйка.
Учитель. Давайте посмотрим, какие инструменты использовались для изготовления ткани? (Ткацкий станок, прялка, веретено, гребень и щетка, тесло, трепало и др.).
Учитель. Основой женского и девичьего народного костюма как мы уже сказали, была РУБАХА.
Рубахи были разные. Праздничные — для воскресных дней и престольных праздников, будничные -для работы дома и в поле; обрядовые делились на свадебные, предсвадебные и погребальные — «горемычные». Шилась она из прямых полотнищ. В рубахах верхняя часть рукава делалась из тонкого холста и более дорогих тканей, а нижняя- подстава- из домотканого грубого холста. На многих рубахах видим полики- вставки, расширяющие верхнюю часть.
Форма рукавов была различной: прямые или суживающиеся к кисти, свободные или сборчатые. Порой их собирали под узкую обшивку или под широкий, украшенный кружевом манжет.
В свадебной и праздничной одежде встречались рубахи- долгорукавки с рукавами до двух метров длиной, с клиньями, без сбор. При ношении такой рукав собирался горизонтальными складками, либо имел специальные прорези- окошки для продевания рук. Длинным рукавам приписывалась в старину колдовская сила. Вспомни Василису Прекрасную, у которой после каждого взмаха появлялись озера, лебеди.
Таким образом, в женской одежде бытовало два вида рубах: одна с широким сборчатыми рукавами, связанная с Новгородской культурой, и с суживающимися книзу рукавами под названием «московской». В народе верили, что свою рубаху нельзя было продавать, иначе распрощаешься со счастьем.
В сундуке для приданого невеста обычно хранила 5-6, а то и дюжину рубашек.
Самую красивую рубашку невеста надевала в день свадьбы. Изготавливалась она в особое время: «в первую ноченьку христовую (пасхальную), во другую во ивановскую, в третью ноченьку петровскую. Шилась она из лучшего домотканого полотна.
Нарядные рубашки надевали в день первой борозды, в день выгона скота, в день начала сенокоса и жатвы. Полотно, из которого они изготовлялись, экономили, поэтому рубашку шили из нескольких сортов ткани, различающихся толщиной и плотностью.
Верхнюю часть рубашки шили из лучшего «кужельного» полотна и называли «станом», «станушкой». Ниже талии надставляли подставу из грубой конопляной ткани, при надобности ее сменяли другой. Были рубашки и без подставы, так называемые «цельные» или «скрозные» (додольные).
Учитель. Чем украшалась рубаха? (вышивкой).
Учитель. Какую роль играла вышивка в украшении рубахи?
Вышивка играла роль оберега , она не только украшала, но должна была оберегать, защищать женщину, поэтому были четко определены места ее расположения: ошивки ворота и запястий, плечо, грудь и низ рубахи, поле рукавов. Интенсивно расшитые, эти места как бы защищали человека от злых сил.
В обрядовых рубахах- покосницах и в рубахах-сенокосицах ширина вышивки подола достигала 30-60 см. Вышивалась даже будничная одежда. Украшались даже «горемычные» рубахи и здесь соблюдались каноны в использовании узоров и цвета. Траурная одежда была белая. При трауре по родителям носили белые рубахи с белой вышивкой, а по детям — с черной. Без всяких украс были рубахи только у женщин-вдов.
Считалось, что чем богаче украшена рубаха, тем счастливее будет ее владелица и это непременно скажется на ее потомстве.
Прикасаясь к земле и травам изукрашенным подолом, женщина надеялась, что передает земле силу плодородия, скрытую в орнаментах вышивки, и сама получает взамен жизненные силы.
Учитель. Обратите внимание на цвета взятых ниток. Какие цвета преобладают?
Преобладало двустороннее шитье металическими блестками. Узоры, тканые и вышитые, выполнялись льняными, конопляными, шелковыми и шерстяными нитками, окрашенными растительными красителями, дающими приглушенные оттенки. Гамма цветов многокрасочна: белый, красный, синий, черный, коричневый, желтый, зеленый
Учитель. Какие орнаментальные мотивы мы можем увидеть в вышивках?
Наиболее распространенные элементы орнамента: ромбы, косые кресты, восьмиугольные звезды, розетки, елочки, кустики, стилизованные фигуры женщины, птицы, коня, оленя. Узоры вышивки были священными, божественными изображениями или знаками — символами, обладающими магической и оберегающей силой.
Учитель. Рассмотрим более подробно народный костюм южных губерний.
Что одевали поверх рубахи?
В южнорусских губерниях поверх рубахи носили древнюю поясную одежду- поневу- домотканую клетчатую юбку из шерсти, в которую обворачивались, укрепляя по талии поясом. Поневу впервые одевали девушке в ее совершеннолетие и носили в основном замужние женщины, и в памяти народа она осталась как «вечный хомут и бабья кабала».
Первую поневу шила сестра, а надевал ее брат на Пасху или на Троицу, она символизировала замужество и надевалась только перед свадьбой. Совершеннолетие девушек отмечалось в народе обрядом — «загонять в поньку», когда в праздник на девушку при всех родных подруги надевали поневу. Выглядел обряд следующим образом: девушка бегала по лавкам расположенных вдоль стен избы, мать ходила вслед за ней и уговаривала. Если девушка, соскочив с лавки, попадала прямо ногами в поневу, ее можно было сватать. Окончательно поневу надевали во время свадьбы.
Понева — это юбка, состоящая из трех полотнищ шерстяной или полушерстяной ткани, стянутых на талии плетеным узким пояском — гашником; ее носили только замужние женщины.
Термин «понява» («понева», «понька») — общеславянский, поначалу обозначал кусок ткани, пелену, покрывало.
Ткани для понев брали домашнего изготовления: шерстяные (пряжа преимущественно из овечьей шерсти) и из растительного волокна — конопли. Техника изготовления ткани была простейшая — полотняное переплетение. Чередование шерстяных и растительных нитей создавало на ткани узор из клеток. Полосатые и клетчатые узоры разнообразны по форме и колориту.
Поневы так же, как и рубахи, делились на праздничные, расхожие и будничные. Будничные отделывались по низу узкой полоской домотканой тесьмы. В праздничных же поневах большое внимание уделялось «клаже» — это нашивки по подолу, в которых максимально использовалось все богатство отделки.
Во многих селах рубаху носили «с пазухой» — рубаху выдергивали из-под пояса и спускали ниже на поневу, фигуру женщины такой напуск делал дородной и округлой, полностью скрывая талию.
Фигура женщины в этой одежде казалась более приземистой, чем в сарафане. Деревенская одежда соответствовала укладу крестьянской жизни, и полнота женщины означала для крестьянки здоровье, а здоровье — это и дети, и работа без устали, «до седьмого пота».
Поневы, которые носила молодая жена до рождения первого ребенка, были самыми красивыми. Молодая после венца надевала поневу с «хвостом» из красного сукна, шелка, бахромы и даже с бубенцами.
Сверх поневы носили передник, повязывая его по талии, или длинную, богато украшенную занавеску, надеваемую через голову и держащуюся на плечах. Существовал еще и навершник, или шушпан, напоминавший короткую широкую рубаху из домотканой шерсти, разукрашенную тканым и вышитым узорочьем.
Учитель. Мы рассмотрели с вами одежду южных губерний. А теперь
Русский Север был тогда заповедником нашей родной старины, которая продолжала жить и в народной одежде.
В северных и центральных губерниях поверх рубахи девушки и женщины носили САРАФАНЫ. Само слово восточного происхождения, означало «одетый с головы до ног».
По своему покрою сарафаны были разнообразны. Самым древним является косоклинный. Второй тип сарафана- косоклинный распашной. Перед которого кроился из двух полотнищ ткани и застегивался на медные, оловянные или серебряные пуговицы. Позднее появился прямой или круглый сарафан на лямках. Его шили из сложенного пополам полотнища ткани, а по бокам вставляли клинья. И называли их по разному, связанные с покроем или материалом- космыч, сукмач, косталан, дольник, клиник, штофник, кумачник.
Шили простые сарафаны из льняной холстины с набивными узорами, из клетчатой пестряди. Праздничные же- из многоцветного красочного ситца, узорного атласа, а побогаче люди шили из парчи с золотым узором.
Пояс и крест были обязательны для каждого. Пояс, как и крест, давали при крещении и не только ходить без него, но даже спать без него считалось неприличным. Надевалась на рубаху или на простой сарафан. Использовались узкие полоски шелковой ткани, расшитой золотыми нитями. Концы поясов украшались разнообразными кистями, подвесками, декоративными полосками с шитьем, вставками разноцветной фольги. Цветные пояса, узкие плетеные опояски и широкие радужные тканые кушаки дополняли и украшали костюм, завершая цельность всего ансамбля.
Праздничные сарафаны и рубахи высоко ценились, их тщательно берегли, передавали по наследству и надевали по самым большим праздникам. У девушки в приданном было до 10 рубах, столько же разнообразных сарафанов.
Учитель. О чем мы еще не говорили? Что одевали на голову?
Завершал наряд девушки и женщины головной убор. По нему можно было определить возраст его владелицы, ее семейное положение: девушка на выданье, молодая женщина, женщина в возрасте, старушка. Основу всех русских женских головных уборов, несмотря на их разнообразие, составляла твердая налобная часть, в зависимости от формы (плоская, лопатообразная, с рогами) называвшаяся поразному. Сверху она обтягивалась кумачом, ситцем или бархатом. Затылок прикрывала прямоугольная полоса ткани — позатылень. В состав сложного головного убора входило до 12 предметов, общим весом до 5 килограммов.
Девушки по обычаю заплетали волосы в одну косу, макушку оставляли открытой. Поэтому их головной убор — это всевозможные венцы, повязки, обручи, «коруны», повязки, «почёлки» охватывали голову обручем, и украшались речным жемчугом, бисером. «Повязка», или, как часто ее называли, «красота», «волюшка», в каждом селе имела свою форму и орнамент. В основе ее — полоса ткани, часто из мелкоузорного ситца, с твердой налобной частью из простеганного в несколько слоев холста (бумаги), украшенная позументом или вышивкой, с прочными завязками на концах. Она охватывает голову в виде обруча или перевязки. Девичий головной убор дополнялся «пушками» — шариками из белого гусиного или лебяжьего пуха, а также «кудрями» — яркими Селезневыми перышками. В древности славянские девушки ходили с распущенными волосами, не покрывая целиком, оставляя возможность потенциальному жениху оценить цвет, присмотреться к блеску волос встреченной им незнакомки.
Чаще всего мягко заплетенную косу девушки венчал косник (или накосник): прочно сплетенный золотой шнурок, который крепился к треугольному основанию, приходившемуся на начало косы, у самой головы. На равном расстоянии друг от друга к шнурку пришивались бусины, жемчуг, ленточки, иногда — кружево (чтобы оптически увеличить толщину косы). Треугольное основание косника обычно делалось из прочного, но гнущегося материала типа бересты и обтягивалось дорогой тканью: шелком или бархатом. У каждой девушки косник был свой, вышитый и «зело изукрашенный» в соответствии со вкусами его хозяйки. Для удобства косник часто соединяли с налобной повязкой, которая звалась «чёлкой» (от древнерусского слова чело — лоб). «Челка» придерживала распущенные волосы во время праздничных веселий — святочных и масленичных игр, прыжков через костер в летние дни, на Ивана Купалу. С любовью и тщательностью вышитые девичьи «челки» и «накосники» хранились в семейных сундуках десятилетиями. Позднее этот обычай сохранился только в свадебных обрядах и с момента замужества ходить с непокрытой головой запрещалось.
Самым распространенным видом праздничного головного убора был КОКОШНИК- род твердой плотной шапочки, которую носили с сарафаном. Формы кокошников разнообразны: «двурогие, высокие с рогом, островерхние с «шишками, низкие маленькие плотные шапочки с «ушками».
Шили их из дорогих шелковых, парчовых, бархатных тканей. Украшался жемчугом, самоцветами, золотым шитьем. В узорах, существовала определенная символика в вышивках головных уборов. Так, например, «шишки» символизировали плодородие. Рогатые кички были главным образом у населения южных регионов, где преобладала понева (в Рязанской, Тульской, Калужской, Орловской и других губерниях). Только по форме различают кички рогатые, копытообразные, лопатообразные, котелкообразные, в виде обруча, овала, полуовала и т.п.
Учитель. Чем еще женщины украшают себя и свой костюм?
Важное место в костюме занимали различные украшения. В большом количестве надевались на шею ожерелки из жемчуга и бисера, цветной шерсти, гайтаны — низанные из бисера, к которым привешивались кресты, образки, янтарные бусы, бусы из дутого стекла, ленты. Большой любовью пользовались крупные серьги, подвески, иногда они достигали плеч.
Девичьи и женские головные уборы покрывали платками: их свободно набрасывали поверх головного убора, или повязывали под подбородком.
Учитель. Поговорим о мужском костюме, так ли она нарядна?
Мужская крестьянская одежда шилась в основном, как и женская, из домотканых материалов: холста, пестряди, сукна, кумача, ситец, сатин, дешевые шерстяные ткани.
Комплекс мужской будничной одежды состоял из рубахи-косоворотки с разрезом по левой стороне груди — вышивалась по низу изделия, низу рукавов, горловине и нешироких штанов из холста или крашенины (портов). Вышивка красно-черными нитями «настилом» либо «крестом» ворота или разреза на груди, манжетою рукавов и подола, часто сочеталась со вставками из ткани другого цвета, расположение которых подчеркивало конструкцию рубахи. Были косоворотки с прямым высоким воротником и низким воротником, разной длины и различного назначения (повседневные, горничные, праздничные и др.). Мужская русская народная одежда была заметно скромнее женской. Северная и южная мужская одежда различались лишь в незначительных деталях и отделке.
Рубахи носили навыпуск и подпоясывали узким пояском, к которому по мере надобности прикрепляли гребень, дорожный нож или другие мелкие предметы.
На рубаху и штаны надевались три одежды: одна на другую. Исподняя была домашняя, в которой сидели дома; если нужно было идти в гости или принимать гостей, надевали на нее другую; Третья была накидная для выхода.
Исподняя одежда называлась зипун. Это платье было узкое, длиной до колен или иногда до икр, но чаще всего не доходившее даже и до колен.
На зипун надевали вторую одежду, которая имела несколько названий. Самый обыкновенный и повсеместный вид этого рода одежды был кафтан. Рукава его были чрезвычайно длинны, достигали до земли и собирались в складки или брыжи, так что ладонь можно было по желанию закрывать или оставлять открытою, и таким образом концы рукавов заменяли перчатки. В зимнее время эти рукава служили защитою от стужи, а рабочие люди могли с их помощью брать горячие предметы. Разрезанный спереди кафтан застегивался с помощью завязок или пуговиц, крепившихся к нашивкам из другой материи и другого цвета. Воротники на кафтанах были маленькие, из-под них высовывались обнизь зипуна или ожерелье рубахи. У кафтана была подкладка, зимние кафтаны шились и на легких мехах.
Верхние, или накидные одежды у бедных были: шубы и полушубки овчинные, или тулупы. Верхнюю одежду подпоясывали обычно широким шерстяным домоткаными ремнем или длинным шерстяным кушаком.
Голову покрывали шапкой из серого войлока, позднее был широко распространен картуз. Зимой носили ушанку или треух из сукна с оторочкой из овчины.
Обувь простого народа была лапти из древесной коры. Лапти лаптям были рознь: в зависимости от числа полос лыка, применявшихся для плетения лаптя, их называли пятериками, шестериками, семериками. Бедные крестьянки ходили в лаптях, как и их мужья. Чтобы укрепить и утеплить лапти, крестьяне «подковыривали» их подошвы конопляной веревкой. Ноги в таких лаптях не замерзали и не промокали. Вязаные чулки носили обычно до колен. И «модницы» натягивали на себя по шесть пар шерстяных чулок, для шика их еще собирали на ногах гармошкой. Для дома или работы в поле в жаркую, сухую погоду надевали веревочные лапти — чуни, в разных деревнях их называли по-разному — «чоботы», «чоботки», «тапки», но крестьянские девушки из зажиточных семей носили сапоги «на колечках» (гармошкой). В зимнее время носили валенки.
Постановка художественной задачи.
Учитель. На основе увиденного материала мы будем выполнять конструирование русского костюма.
Практическая работа.
Альбомный лист сложить вчетверо. Положить его перед собой так, чтобы вверху оказались два сгиба и слева один. Контурной линией наметить руки и стан будущей куклы, вырезать. Заготовку развернуть полностью и сложить пополам по вертикали. Горизонтальный сгиб обозначает линию плеч.
От вертикального сгиба контуром нужно обозначить половину изображения головы куклы. На заключительном этапе куклу необходимо развернуть, сложить переднюю половинку с задней и выправить голову вверх. Далее для получившейся куклы выполняют костюм (сарафан, рубаху и другие детали), который можно украсить аппликацией и дорисовать художественными материалами.
Проводится индивидуальная работа, уточняется линейный рисунок, проработка основных частей в композиции костюма, крашение элементами костюма, орнаментированная разработка фрагментов украшений.
Подведение итогов.
Просмотр и выставка готовых кукол, обсуждение и оценка.
Конспект урока ИЗО на тему «Народный праздничный костюм «
План-конспект урока «Народный праздничный костюм» 5 класс
Цели:
* способствовать развитию национального самосознания учащихся,
* формировать уважения к русской культуре,
* развивать патриотизм.
Задачи:
Учебные:
* Познакомить учащихся с русским праздничным костюмом.
* Формировать понимание связи представлений людей об устройстве мира и образного строя одежды.
* Закреплять навыки работы с декоративной композицией.
Воспитательные:
* Развивать эстетическое мировосприятие.
* Способствовать восприятию уважительного отношения к традициям русского народа.
Развивающие:
* Развивать психические познавательные процессы (восприятие, внимание, память, наглядно-образное и логическое мышление, речь).
I. Актуализация знаний.
Учитель: — Дети! Вы любите надевать красивую одежду?
В класс входит ученица, одетая в русский народный костюм.
Учитель: — Костюм, какого народа представлен на нашей помощнице?
Учитель: Ваши прабабушки и прадедушки тоже щеголяли в народном одеянии. Жизнь крестьян была неразрывно связана с природой, возделыванием земли и соответствующими трудовыми циклами. Праздник либо завершал какой-то этап нелегкой крестьянской жизни, либо предшествовал следующему важному этапу. Праздники ждали, к ним готовились. И так на Руси сложился целый комплекс замечательных праздников и замечательные народные традиции, которые дошли до наших дней. Давайте сейчас вспомним, какие народные, христианские, праздники вы знаете? (Перечисление традиционных праздников)
II. Формирование новых знаний.
«По одёжке встречают…»
Эта всем известная поговорка пришла к нам из глубины столетий. Тысячу лет назад нашим предкам было достаточно один раз взглянуть на одежду незнакомого человека, чтобы понять, из какой он местности, к какому роду — племени принадлежит, каково его общественное положение и «гражданское состояние» — совершеннолетний или нет, сочетался ли браком и так далее.
Такая «визитная карточка» позволяла сразу решить, как вести себя с незнакомцем и чего от него ждать. Отметим, кстати, что человека, без крайней необходимости переодевшегося в одежду, не соответствующую его достоинству и полу, ожидало в лучшем случае осуждение, если не наказание.
Одежда каждой области (губернии) России имела свои орнаменты, излюбленные цвета, отделку, формы и фасоны. В Архангельской, Вологодской, Новгородской, Костромской, Ярославской областях были распространены сочетания белой основы с красным узором.
В силу климатических и культурных различий регионов России национальный костюм у русских не сложился в единых формах. Выделяются архаичный южнорусский понёвный комплекс (с юбкой из трех полотнищ — понёвой), более поздний северорусский комплекс с сарафаном и среднерусский смешанный комплекс, а также сформировавшийся под влиянием городской моды в конце XIX века комплекс «парочка» (с юбкой и кофтой) и ансамбль из цельного платья. Пояса были необходимым элементом мужского и женского костюмов во всех вышеперечисленных комплексах.
Кроме наиболее общих особенностей, разделивших формы северного и южного русских костюмов, отдельные черты характеризуют костюм каждой губернии, уезда и даже села. Народная одежда различалась по назначению (будничная, праздничная, свадебная, траурная), возрасту, семейному положению. Увидеть все красоту праздничного русского костюма нам помогут ред\бята подготовившие сообщения.
Костюм.
Основными тканями, применявшимися для народной крестьянской одежды, были домотканые холст и шерсть простого полотняного переплетения, а с середины XIX в. — фабричные шелк, атлас, парча с орнаментом из пышных цветочных гирлянд и букетов, кумач, ситец, сатин, цветной кашемир.
Основными способами орнаментации домашних тканей были узорное ткачество, вышивка, набойка. Полосатые и клетчатые узоры разнообразны по форме и колориту. Техника народного узорного ткачества, а также вышивка по счету нитей обусловили прямолинейные, геометрические контуры, отсутствие округлых очертаний в узоре.
Наиболее распространенные элементы оберегового орнамента это (ромбы, косые кресты, восьмиугольные звезды, розетки, елочки, кустики, стилизованные фигуры женщины, птицы — Павы, коня, оленя).
Узоры, тканые и вышитые, выполнялись льняными, конопляными, шелковыми и шерстяными нитками, окрашенными растительными красителями, дающими приглушенные оттенки. Гамма цветов многокрасочна: белый, красный, синий, черный, коричневый, желтый, зеленый. Многокрасочность решалась, чаще всего, на основе белого, красного и синего (или черного) цветов.
С середины XIX в. домотканые ткани вытесняются фабричными с набивными цветочным, клетчатым, полосатым узорами.
Важное место в костюме занимали различные украшения. В большом количестве надевались на шею ожерелки из жемчуга и бисера, цветной шерсти, гайтаны — низанные из бисера, к которым привешивались кресты, образки, янтарные бусы, бусы из дутого стекла, ленты. Большой любовью пользовались крупные серьги, подвески, иногда они достигали плеч. Цветные пояса, узкие плетеные опояски и широкие радужные тканые кушаки дополняли и украшали костюм, завершая цельность всего ансамбля.
Головные уборы
У многих народов старинные праздничные одежды имели трехъярусный строй украшений.
Головные уборы и верхняя часть костюма связаны с образом неба, поэтому композиции узоров основаны на обращении к солнцу, звездам, птицам, которые связывают небо и землю. Ленты, спускающиеся с головных уборов, символизируют дождь. В узорах и вышивках господствует образ плодородной земли.
Мы носим на голове кепки, береты, шляпы. А в стародавние времена женщины носили кокошники, сороки, накрывая их сверху платками. Состояли эти головные уборы из 2-5 элементов и весили порой несколько килограммов.
Головные уборы делились на девичьи и женские, или «бабьи». Девушки по обычаю заплетали волосы в одну косу, макушку оставляли открытой. Поэтому их головной убор — это всевозможные венцы, повязки, обручи, которые украшались речным жемчугом, бисером. «Повязка», или, как часто ее называли, «красота», «волюшка», в каждом селе имела свою форму и орнамент. В основе ее — полоса ткани, часто из мелкоузорного ситца, с твердой налобной частью из простеганного в несколько слоев холста (бумаги), украшенная позументом или вышивкой, с прочными завязками на концах. Она охватывает голову в виде обруча или перевязки.
Девичий головной убор дополнялся «пушками» — шариками из белого гусиного или лебяжьего пуха, а также «кудрями» — яркими Селезневыми перышками. В древности славянские девушки ходили с распущенными волосами. Позднее этот обычай сохранился только в свадебных обрядах.
Основу всех русских женских головных уборов, несмотря на их разнообразие, составляла твердая налобная часть, в зависимости от формы (плоская, лопатообразная, с рогами) называвшаяся кичкой или рогатой кичкой.
Особое внимание женщины всегда уделяли головным уборам самой заметной части любого костюма. Головные уборы были чрезвычайно разнообразны, но всегда четко делились на девичьи уборы и уборы замужних женщин.
Замужняя женщина по древнему обычаю должна была тщательно закрывать свои волосы от постороннего глаза. Нельзя было с непокрытой головой выходить из дома, заниматься домашними делами.
А вот молодым девушкам не возбранялось демонстрировать свои волосы: «Девичья коса – всему миру краса». Отсюда и различия: у девушек легкие воздушные накосники, коруны, венцы, кокошники, ленты, обручи, а у женщин – глухие сороки, кики, повойники, платки.
В течении нескольких столетий складывалась традиция создания и ношения тех форм одежды, которые были наиболее функциональны и приспособлены как к климатическим условиям, так и для передачи определенной информации об их обладателях. Для России в целом характерны 2 типа женского костюмного комплекта: северорусский, в основе которого лежат рубаха и длинный сарафан, и южнорусский, вторым компонентом которого является короткая и объемная понева.
Праздничная рубаха украшалась вышивкой, которая оберегала женщину от дурного глаза. Особенно украшались ворот, оплечья, грудь, подол.
Считалось, что чем богаче украшена рубаха. Тем счастливее ее владелица. Касаясь земли подолом рубахи, женщина получала жизненные силы, а вышивки с символикой плодородия давали земле плодородные силы.
Подол рубахи или юбки украшался орнаментами, символизирующими засеянную пашню. Это треугольники, ромбы, прямоугольники с точками. Концы плетеных поясов украшались головками ящеров, которые символизировали подземно-подводный мир.
Учитель: Какие формы орнамента вам известны? Где они применяются?
Ответы учеников:………….
Орнамент
Орнаменты в одежде классифицируются по трем формам: замкнутый, ленточный и сетчатый.
Замкнутым орнаментом называют узор, декоративные элементы которого сгруппированы так, что создают замкнутое движение. Такой орнамент применяют для украшений скатертей, салфеток, тарелок, окон и других рамок.
Ленточный орнамент – это узор, декоративные элементы которого создают ритмический ряд с открытым двусторонним движением, вписывающимся в ленту. Широко применяется ленточный орнамент в украшении одежды в виде вышитого воротника, края рукава, пояса, головной повязки.
Сетчатый орнамент – это узор в виде ячеек, которые заполнены декоративными элементами. Таким орнаментом оформляли тканые вещи.
В вышивке преобладал белый, красный, черный, желтый, коричневый цвета. Иногда нежный синий и натуральный зеленый.
Белый цвет в народных представлениях связывался со светом, чистотой и олицетворял женское начало.
Красный был цветом солнца, огня, жизни, красоты и олицетворял мужское начало.
III. Закрепление знаний.
Дети придумывают вопросы по теме урока, каждая группа по 3 вопроса, отвечаят на них.
IV. Практическая работа.
Задание: выполнить эскиз народного праздничного костюма
Материалы: бумага, гуашь, акварель, кисти (крупные и мелкие)
V. Анализ работ. Подведение итогов урока.
В конце 2х часового урока выставка и обсуждение детских работ, в ходе, которой выявляются недостатки и самые удачные моменты и работы ребят. Методом всеобщего решения выбираются лучшие эскизы на школьную выставку.