Русско народные игрушки: Русская народная игрушка. История и традиции – Традиционные русские игрушки

Содержание

Кто они такие, русские народные игрушки? Давайте познакомимся!


Русские народные игрушки отличаются яркими красками, оригинальным внешним видом и образностью. Благодаря лаконичному содержанию, они легко доступны для детского восприятия. Для их создания используют натуральные материалы (глину, солому, дерево). Изделия представляют собой персонажей из сказки, фигурки людей и животных. Игрушки было принято передавать от старшего поколения к младшему.

Виды русских народных игрушек: разница в материале изготовления

игрушки
Наши предки для создания фигурок брали три типа сырья. Это были самые доступные и дешевые материалы, которые можно использовать без ограничения:

  • Глина.
  • Дерево. Фигурки из подобного сырья были расписными, резными либо их поверхность вовсе не обрабатывалась.
  • Тканевые игрушки. Они встречались крайне редко, да и популярность получили намного позже, чем два первых типа изделий.

Чаще всего фигурки представляли собой изображение человека, например, бояр, крестьян или солдат. Вторыми по популярности были игрушки в форме животных, таких как медведь, лошадь, петух и т.д.

В редких случаях изделия изображали мистических существ, например, русалок или водяных. Причем так сложилось, что в каждом регионе страны имелись собственные техники создания игрушек. Некоторые методики сохранились и до наших дней.

Русская народная игрушка из глины

игрушки 2

Умельцы, специализирующиеся на создании керамических фигурок, передавали уникальные технологии от старшего поколения к младшему. По внешнему виду изделия можно было легко определить в каком регионе смастерили игрушку.

Абашевская русская народная игрушка

Фигурка, выполненная из глины, названа в честь исторической «родины». Небольшое село в Пензенской области Абашево славилось гончарным промыслом. Местные умельцы наравне с керамической посудой мастерили глиняные игрушки, которые пользовались спросом у населения. В деревне были богатые месторождения сырья, поэтому его с лихвой хватало на создание домашней утвари и разнообразных фигурок.

Для забавы игрушки впервые стали мастерить в середине девятнадцатого столетия. Но спустя некоторое время, изделиям придавали сатирический характер, высмеивая лгунов.

Пик популярности керамических фигурок пришелся на двадцатый век. В этот период мастера всерьез увлеклись созданием свистулек, которые вызывали неподдельный восторг у детворы. Самым знаменитым умельцем тех времен считался Тимофей Зоткин.

Сюжет абашевской игрушки разнообразен, чаще всего встречаются фигурки животных и птиц. Их характерная особенность – длинное туловище и короткие лапы. Чаще всего мастера лепили баранов и коз, которые имели густые брови и пышные бороды. По внешнему виду изделия напоминали кентавров.

Национальная игрушка из Абашево высмеивает людские пороки, в особенности ложь и сребролюбие. При создании фигурок умельцы использовали глину и несколько типов стекла. С помощью которых превращали бесформенный кусок сырья в кукольный шедевр, прорисовывали на нём орнамент и делали отверстия.

Затем заготовку обжигают и расписывают. Для росписи мастера брали масляные и эмалевые краски, поэтому рисунок держался долго и не терял яркости. Тематика узора – природный орнамент и окружающий мир. В росписи отдавали предпочтение красным, зеленым и синим оттенкам.

Дымковская русская народная игрушка

Фигурки готовят уже не одно столетие. Созданием глиняных изделий занимались в селе Дымково, который раскинулся неподалеку от Кирова. Умельцы мастерили изделие в одиночестве или объединялись в артели.

В начале девятнадцатого века в течение года выпускали более ста тысяч фигурок. Их отправляли на продажу в столицу и Оренбургскую губернию. Над созданием игрушек трудились пятьдесят девять семей, самые известные умельцы Кошкины и Никулины. В двадцатом веке продукция из Дымково потеряла популярность.

Возрождение промысла пришлось на 1930 год. Чаще всего мастера делали фигурки индюка, барышни, лошади. Также можно встретить изделия, отражающие полноценную композицию. Процесс создания глиняной игрушки состоял из двух этапов: лепка и роспись.

игрушки 3

Характерные черты дымковской продукции: пышные формы и яркие расцветки. Для лепки фигурок брали вятскую красную глину и речной песок. Каждый элемент создается отдельно, затем на тело крепят остальные детали. Заготовку в течение нескольких суток высушивают на открытом воздухе. Затем проводят процедуру обжига и отбеливания.

Для росписи мастера использовали натуральные красители красного, синего, зеленого или желтого оттенка.
Вернуться к оглавлению 

Каргопольская русская народная игрушка

Родина промысла – небольшое поселение в Архангельской области. Жители Каргополя с древних времен занимались гончарным делом, создавали разнообразные фигурки из глины. Если сравнивать с дымковской и филимоновской продукцией, каргопольские игрушки кажутся суровыми.

Основная часть фигурки миниатюрного размера, с короткими ногами и руками, удлинённым телом, толстой шеей и большой головой. Для промысла характерна композиция с одновременным использованием нескольких игрушек, например, тройка лошадей или танцующие пары.

Основная тематика ремесла – деревня. Мастера изображали крестьян, работающих в поле или женщин, которые занимаются домашними делами. Часто гончары создавали вымышленные образы, например, птицу Сирин. Животные порой обладали человеческими чертами, были облачены в одежду и играли на национальных инструментах.

Каждая фигурка несла в себе тайный смысл. Девушка отожествлялась с матушкой-землей, медведь – символ хозяина леса. Для создания игрушки мастера брали цельный кусок глины. Для росписи в основном использовали красный, желтый, синий и зеленый оттенки.

Фигурки всегда декорировали орнаментом, который не отличался особой оригинальностью. Чаще всего мастера наносили на поверхность изделия волнистые линии, геометрические фигуры или цветочные композиции.

Плешковская русская народная игрушка

Продукцию из Орловской губернии создавали из смеси глины и слюды. После обжига фигурка обретает характерный блеск и искорки. Обожжённые свистульки имеют пористую структуру и розовый цвет. Для окрашивания мастера не использовали особых технологий, каждый умелец доверялся своей фантазии. Порой красящее вещество распределяли пятнами по поверхности.

игрушки 4

Изделия из Плешкова отличались простотой, для росписи в основном использовали синий, красный и зеленый цвет. Наши предки для оформления фигурки брали натуральные красители: сок лопуха или бузины. Их наносили на поверхность маленькими точками.

Основная масса продукции – это изображение животных и сценки из жизни крестьян. Наибольшей популярностью пользовался образ молодой девушки с малышом на левой руке.

Филимоновская русская народная игрушка

Глиняные изделия создавали в Тульской губернии. Возле небольшого поселка Филимоново были обнаружены большие залежи белой глины высокого качества. Если верить древним сказаниям, здесь проживал старец Филимон, который создавал забавные фигурки.

Самые популярные мотивы промысла: животные и мистические лесные существа. Пик известности ремесла пришелся на середину девятнадцатого столетия. Потребители полюбили яркие и уникальные фигурки, их за несколько минут сметали с прилавков на ярмарках.

Однако в двадцатом веке спрос на продукцию упал и былую популярность игрушки смогли обрести лишь в 1980 годы. Основная часть филимоновских изделий представляет собой свистульки. Фигурки обладают некоторыми специфическими чертами, например, барыня всегда изображалась в длинной юбке и со шляпкой на голове.

От остальных глиняных изделий, игрушки из Филимоново отличаются длинными пропорциями и вытянутыми формами. Это объяснялось особенностями местной глины. Она хорошо поддавалась лепке, но сильно трескалась при сушке. Мастерам приходилось неоднократно корректировать фигурку, чтобы замаскировать неровности.

Филимоновская игрушка отличается скудной палитрой цветов. Чаще всего умельцы отдавали предпочтение желтому, зеленому и красному оттенку. Орнаменты отличались простотой, в основном присутствовал растительный узор.

Русская народная игрушка из дерева

Помимо глины для изготовления национальных сувениров широко применяли древесину. Подобный промысел пользовался популярностью в регионах, богатых лесами.

Богородская русская народная игрушка

игрушка 5

Изготавливали изделия в Московской губернии в небольшом поселении под названием Богородское. Для создания поделки чаще всего брали липу, которую предварительно просушивали на протяжении двух лет. Щепки от древесины использовали для создания подставок под сувениры.

Русские народные игрушки из дерева родом из деревеньки Богородское редко раскрашивали или декорировали. Поверхность фигурок просто зачищали с помощью наждачной бумаги. Затем их оформляли резьбой. Традиционно часть деталей готового изделия была подвижной.

Некоторые игрушки крепились на специальных подставках-тумбочках, другие на планках-разводах. Порой внутрь изделий вставляли пружинки, отвечающие за движение отдельных элементов. Сюжет игрушек разнообразен, но чаще всего мастера используют героев сказок и басен.
Вернуться к оглавлению 

Мазыкская русская народная игрушка

Встречается крайне редко. Обычно сувенир готовили для близких родственников, например, жены или детей. На Руси игрушки носили название «болвашка» или «щепной товар». Фигурку декорировали уникальной резьбой, которая сохранилась лишь в среде мазыков. Это часть коробейников, обитающих во Владимирской губернии.

Сюжеты игрушек разнообразны: от людей до животных. Главная особенность продукции заключается в том, что при ее создании мастера используют только топор.

Фигурки делают из сосны, осины или липы. Обычно для изготовления берут полешку с торчащими сучками, которые в игрушке трансформируются в хвост, плавник или иную часть тела.

Матрешка

Символ России. Родина круглолицей барышни – Сергиев Посад. Впервые деревянная фигурка, состоящая из нескольких куколок, была вырезана в конце девятнадцатого века. Создателем матрёшки считается токарь В. П. Звёздочкин. Раскрашиванием заготовки занимался известный живописец С. В. Малютин.

Традиционно в состав куколки входит восемь «сестриц» разного размера. Хотя эта цифра не является аксиомой, их количество может варьироваться от трех и до бесконечности. Основной сюжет росписи матрешек – повседневная жизнь.

Деревянных девушек часто изображали в национальных одеяниях, голова обязательно покрыта платком. В руках куколки держали серп, кувшины с молоком или корзинки с ягодами. Позже на них стали наносить сюжеты сказок.

Матрешки отличаются и по типу росписи. Для ее создания берется липа, вначале мастер вытачивает самую маленькую «сестрицу». Затем делает нижнюю деталь для следующей фигурки. После проведения обработки ее тщательно просушивают и выполняют подгонку по верхней части. Аналогичным способом создают все элементы матрёшки.

Федосеевская русская народная игрушка

игрушка 6

Промысел был сосредоточен в Нижегородской губернии. В небольшой деревушке Федосеево проживал Яков Александрович Александров, которых из простых щепок мастерил забавные подвижные игрушки.

Для создания деревянных сувениров умельцы используют нож и топор. Дощечки и щепки сколачивают гвоздиками и декорируют простым орнаментом. Изначально для росписи применяли гусиное перо. Позже изделие целиком помещали в краску желтого цвета, чтобы добиться солнечного фона. После этого на поверхности рисовали растительный узор.

Основной сюжет игрушек – кони. Также можно встретит мебель для куколок, машинки, санки, лодки и карусели. Чаще всего для раскрашивания мастера берут желтый и красный оттенок.

Птица счастья

Для создания игрушки используется особая технология. Промысел сосредоточен в Архангельской области. Изначально изделие носило название «Поморский голубок». К середине двадцатого века промысел был практически утрачен. За возрождение ремесла взялся Мартын Филиппович Фатьянов, родом из деревеньки Селище.

Обычно птичку подвешивают под потолком в переднем углу избы, где стоял стол с лавками. Когда закипал самовар пташка, повинуясь горячим парам воздуха, медленно начинала вращаться вокруг своей оси.

Для создания фигурки брали два цельных бруска древесины, щепки. Клей и прочие крепежные элементы не использовали. Противоположный конец одного бруска тонко нарезают вдоль, на второй палочке вырезают голову и делают насечки для хвоста. В середине каждой деревяшки вытачивают «ямки», чтобы в последующем соединить две части в одну.

Для изготовления фигурки берут карельскую сосну, ель, пихту или сибирский кедр. Первое время древесина имеет светлый оттенок, но затем становится золотистой. В старину изделие не раскрашивали.

Заключение

Русские игрушки – это культурное достояние нашей страны. На протяжении столетий славяне создавали уникальные технологии, которые передавались от старшего поколения к младшему. Народные игрушки отличаются оригинальностью и гармонично объединяют в себе характерные особенности региона, в котором были созданы.

Посмотрите захватывающий сюжет о национальном достоянии России.

Вернуться к оглавлению 

Интересно… Забытые народные игрушки | Класс39

История детской игрушки насчитывает даже не сотни, а тысячи лет. В Древней Руси было мало игрушек. И изготавливали их из того, что было под рукой. Из остатков ткани шили кукол, из глины лепили свистульки и погремушки, из дерева вырезали разнообразные фигурки. В Древней Руси родители сами мастерили поделки для детей. Только в начале 19 века традиционные русские игрушки стали национальным промыслом… 

ТАРАХТУШКИ, то есть погремушки, делали из дерева в виде точеного шарика, а внутрь помещали горох или мелкие камушки; из березовый коры; из рога от козы или коровы, затянутый пузырем с горохом внутри. Пузыри домашних животных промывали, клали несколько горошин, надували, завязывали и сушили — тарахтушка готова.

СОЛОВЕЙ. Это глиняный горшочек, величиной с яблоко. Имеет носик, как у чайника, и несколько отверстий, наполняется водой и при вдувании образует мелодию, которая отвлекает и забавляет ребенка.

РЕВУНЫ. Получались из плодов акации и соломинок. Крепко натягивая листочек пырея, ленточку, листочек бересты, коры, стебельков, можно произвести пронзительный звук пищания.

КУБАРЬ. Небольшой деревянный шар или цилиндр на коротенькой ножке, похожий на волчок, пускали по полу или земле. При игре дети подхлестывали его кнутиком и этим заставляли вертеться его без конца. Иногда дети спорили, кто дальше угонит кубарь или перегонит его через песок, лужу или грязь.

ДЗЫК. Берут обыкновенную пуговицу, вставляют в дырочку тоненькую палочку, один конец которой заостряют, а за другой берут пальцами и приводят в движение — происходит легкое жужжание.

ФУРЧАЛКА. Берется тоненький кружочек или пластинка из дерева, свинца, кости; посередине делают две дырочки и протягивают две ниточки. Закрутив нитки, начинают быстро дергать их руками, то натягивая, то ослабляя. От этого происходит быстрое вращение и особый шум фурчания.

 

ТРЕЩОТКИ. Бывают двух видов: деревянный валик с рукояткой и трещотка из 10-15 дощечек.

Трещотка, кроме забавы, имела распространенное применение при охране фруктовых садов от птиц, а в дальнейшем как шумовой инструмент при исполнении песен.

ПИЛЬЩИК. Это довольно остроумная игрушка, напоминающая собой качание маятника. Пильщика ставят на край стола, а нитку с камнем опускают вниз. Дают легкий толчок по его голове, и он качается довольно долго, натягивая нитку о край стола.

СОЛДАТ С САБЛЕЙ. В плечо деревянного солдатика вставляли валик. К валику прикрепляли деревянную саблю или куриное перо. Ставят куда-нибудь на ветер, и когда он подует, солдатик делает движение саблей.

ПЛЯСУНЫ. Из дерева вырезают двух человечков, у которых руки и ноги слабо привязаны нитками. Плясуны нанизываются на конский волос, который еле-еле заметен. При подергивании плясуны смешно двигаются, кажется, без видимой причины.

 

КУЗНЕЦЫ. Два деревянных бруска кладут один на другой, на них верхом усаживают две фигуры с молотками в руках, а в середине — наковальня. Затем бруски начинают разводить в разные стороны, и куклы двигаются, создавая эффект работы в кузне.

МЕЛЕНКИ. Делают два или четыре крыла на подобие мельничных крыльев. Эти крылья надевают на валик, а валик — на палочку и выставляют против ветра. От ветра они свободно крутятся и приносят детям большое удовольствие.

КУКЛЫ. Куклу всегда старались приблизить к реальному женскому образу и даже придумали движущиеся руки, ноги, глаза.

У славян кукла имела глубокий смысл — оберегала и походила на идола — Берегиню — пышную куклу и помещалась над крыльцом, на окнах. Позже на Руси были популярны куклы-лихорадки. Хозяйка шила обязательно 12 штук — на 12 месяцев в году от 12 страшных болезней. Шила, чтобы угодить Лихоманкам, трясучкам, то есть задабривала духов разных болезней. Каждая имела свое имя- Трясея, Ледея, Пухнея, Желтея, Коркуша, Грудица, Огнея, Глядея, Нивея.

У крестьян была популярна кукла-закрутка. Какая-нибудь тряпица свертывалась в скалку, перетягивалась ниткой голова и сверху покрывалась лоскутком, заменяющим платье.

Куклу наряжали, но лицо не рисовали. Такие куклы назывались «безликими». По народным поверьям, кукла с лицом как бы приобретала душу и могла повредить ребенку. Поэтому безликая кукла являлась одновременно и оберегом.

Каждая девочка умела делать и куклу-стригунок из соломы. Пучок соломы перекручивался и так получалась голова. Между двумя пучками просовывался меньший пучок — и получались руки. Оформляли куклу по-разному: и приделывали косу, и вязали платок, и из негодного тряпья даже изготовляли платья.

Совсем бедные дети вынуждены были делать кукол даже просто из поленьев, обмотав их чем-нибудь.

В Московской губернии делали кукол из глины и мела. У детей из зажиточных семей в ходу были куклы с фарфоровыми головками. Кукла всегда помогала развивать добрые, семейные правила.

Есть такая примета: когда дети много и усердно играют в куклы, в семье будет прибыль; если же небрежно обращаются с игрушками — быть в доме беде. Верили, что кукла охраняет детский сон и оберегает ребенка, поэтому она всегда рядом с ним — и в играх, и во сне.

В русской деревне тряпичная кукла — наиболее распространенная игрушка. Она была в каждом крестьянском доме, а в некоторых семьях кукол насчитывали до сотни.

ЗЕРНУШКА. Ее обычно дарили на Коляду, Рождество и иногда на праздники, связанные с урожаем. Кукла обязательно наполнялась зерном, желательно пшеницей или зерном всяких сортов одновременно, чтобы урожай был богатым на все виды зерновых культур. На Руси каша долгое время была основным видом питания, так как зерно имеет мощную жизненную силу.

Кукла делалась из мешковины. Небольшой мешочек наполнялся зерном, при этом женщины всегда пели песню или читали молитву. К туловищу-мешочку приделывалась голова без лица, повязывалась платком и тесьмой-пояском (с магическим орнаментом: вода, земля, зерно, солнце). Кукла — зернушка помогает человеку верить в удачный год, а вера помогает человеку сотворять все необходимое для чудо-жизни.

РУССКАЯ МАТРЕШКА. Русская игрушка — матрешка, «родилась» в подмосковном Сергиевом Посаде. Для жителей многих стран она стала поистине «русской девочкой», символом всего русского.

А вы знаете, что несмотря на свою популярность, появилась матрёшка недавно: в конце 19 века. Первую матрешку по образцу японского божка вырезал Василий Звездочкин. Мастер вырезал куклу, её в передник и сарафан, нарядил в платок с цветочками, в руки дал петуха или платочек. И имя ей дал самое простонародное — Матрена. Матрешка очень быстро из просто красивой игрушки превратилась в сувенир, а вслед за ней сувенирами стали и остальные русские национальные игрушки.

Глиняные фигурки лепили еще до изобретения гончарного круга. Первоначально они служили талисманами, способными задобрить духов, помогающих человеку. В каждой местности изготавливали разные игрушки: свистульки, погремушки, фигурки людей и животных. Самыми известными глиняными игрушками являются дымковские, филимоновские, каргопольские и хлудневские.

Дымковские (вятские) игрушки отличает особая пластика и яркая расцветка. Земля Вятской губернии издревле была богата красной глиной, и местные жители с давних времен занимались гончарным ремеслом. Изготовление же игрушек выделилось в отдельный промысел только в 19 веке.

Традиционными образами для дымковской игрушки являются петухи, индюки, кони, козлы, барышни в широких юбках.

Игрушки традиционно раскрашивались геометрическими фигурами, волнистыми и прямыми линиями, клеткой.

Филимоновские глиняные игрушки считаются одними из самых древних на Руси. О них упоминается еще в летописи 13 века, но народным промыслом они стали тоже только в 19 веке. Среди филимоновских игрушек встречаются фигурки людей, фигурки животных с длинной шеей и маленькой головой, свистульки. Традиционные краски филимоновской игрушки – желтая, зеленая, малиновая и голубая.

Каргопольские игрушки родом из Архангельской губернии, города Каргопол. От дымковских и филимоновских их отличает темные цвета (черный, коричневый, темно-зеленый). Среди персонажей встречаются герои сказок и былин, животные настоящие и сказочные: полкан (полуконь- получеловек), птица Сирин, конь с двумя головами. Часто каргопольские мастера делали группы фигур: тройки с санями, танцующие фигурки, лодки с седоками.

Деревня Хлуднево Калужской области славилась своими глиняными свистульками — это хлудневские игрушки. Их лепили в виде животных, птиц и людей. Просто глиняные игрушки лепили в виде женских фигур. Хлудневские игрушки часто представляли собой целые композиции, соединенные из отдельно вылепленных деталей.

По материалам www.drevoroda.ru и www.myshared.ru/slide/557046

история от Древней Руси до Советского Союза — История России

Детская игрушка была и остается зеркалом социума, она отражает и время создания, и культуру, и уровень образованности общества. Меняясь на протяжении столетий, она не утрачивает своего важного, зачастую отнюдь не игрушечного, значения

Потешки, куклы, миниатюры

Исконно русская игрушка чаще всего была резной и напоминала маленькую деревянную скульптуру. Навыки по ее созданию передавались из поколения в поколение – так формировался народный промысел. Первые потешки появились на Руси еще в IX веке. Их изготавливали как для собственных детей, так и на продажу. Популярная потешка «Наковальня» тоже пришла из Древней Руси. Многие и сейчас знают, как она выглядит: на концах бревна сидят деревянные фигурки кузнеца и медведя, их можно заставить поочередно стучат молотками, перемещая основу игрушки.

Источник: www.kulturologia.ru


Другой вид динамичной русской игрушки – «дергунчик». Выражаясь современным языком, это тряпичная или картонная кукла с веревочками вместо рук. Разные части тела тоже соединялись нитками, благодаря чему их можно было приводить в движение. Сегодня по принципу «дергунчиков» создаются куклы для детских театров – марионетки. Иногда куклы использовались и в качестве оберегов. Так, например, было с «крупеничками» – маленькими куколками, наполненными овсом или гречихой, и со «стригушками» – наряженными в сарафаны и платки куклами, туловище которых создавалось из обычной соломы.

При Петре Первом в Россию стали завозить миниатюрные предметы для забавы: посуду, предметы гардероба, украшения. Очень быстро они приобрели статус игрушек, поскольку в обыденном сознании все маленькое ассоциируется с детством. Казалось бы, такое отношение к миниатюрным предметам пришло в нашу страну через пресловутое «окно в Европу», однако история свидетельствует о другом. На Руси издревле было принято расплачиваться с покупателем маленькими предметами, если у торговца на базаре не находилось сдачи. Чаще всего заменой деньгам выступала детская посуда: игрушечные горшочки, миски, ложки.

Источник: www.pinterest.com


Во второй половине XVIII – начале XIX веков русская культура высшего света находилась под французским влиянием. Помимо традиционных игрушек появляются фарфоровые куклы, одетые в пышные наряды эпохи Старого порядка или сдержанные платья в стиле ампир, копирующие античные облачения. Затем на смену всему французскому пришло все немецкое: крупные города наводнили фабричные игрушки из Германии. Качество некоторых из них оставляло желать лучшего – это была уже не ручная работа, а производство, поставленное на поток. К счастью, создание отечественных детских игрушек, в число которых входили и куклы, не прекратилось. В 1890 году в Петербурге состоялась первая русская выставка игрушек.

Солдаты и лошади

Пожалуй, наиболее распространенной игрушкой с древних времен являлся конь. Это неудивительно: лошади всегда были в числе самых любимых домашних животных в России. Их воспринимали и как помощников в тяжелой работе, и как боевых товарищей. Помимо простых деревянных лошадок создавались и настоящие произведения искусства: кони, расписанные краской, украшенные гривой, атласом и кожей, в боевом и парадном снаряжении, были и целые тройки с ямщиком на облучке. Многочисленные игрушки отличались и по материалу: их делали из глины, гипса, папье-маше. К самим фигуркам добавляли новые элементы (например, колесики).

В 1630 году первый правитель из династии Романовых Михаил Федорович подарил своему наследнику, будущему царю Алексею Михайловичу, игрушечного коня в человеческий рост. Интересно, что подобная традиция существовала и у Рюриковичей, считалась продолжением древнерусского княжеского обычая. На Руси мальчика по достижении двух лет сажали на настоящего коня. Традиция прижилась настолько, что стала распространенной не только у правителей и их потомков, но и в среде казачества и крестьянства.

Источник: www.russiancraft.blogspot.com


Спустя полтора века Екатерина Вторая преподнесла сыну Павлу коня-качалку. Игрушка Павла Петровича передавалась из поколения в поколение каждому наследнику российского престола. Последним ее владельцем стал царевич Алексей – сын последнего императора Николая II.

Отечественная война 1812 года обратила внимание всей России на ее армию. Патриотический подъем охватил все сферы общественной жизни, а герои войны сделались кумирами представителей каждого сословия: от дворян до крестьян. После победы над Наполеоном образ русского солдата и офицера приобрел особое значение, и под общее увлечение военным делом попала детская игрушка. Именно в XIX веке небывалую популярность приобрели деревянные солдатики: конные и пешие, большие и маленькие, они продавались поодиночке или целыми взводами. Мастера игрушек создавали миниатюрных барабанщиков с инструментами, часовых, стоящих возле полосатых будок, а также орудия – пушки, стреляющие деревянной пулькой на ниточке. Интерес к военной тематике детских игрушек не угас и после 1917 года: советские мальчики с удовольствием играли в солдатиков уже другой, Красной Армии.

Барышня и гусар

Источник: www.pinterest.com


Настольные игры

Безусловно, предназначение хорошей игрушки заключается не только в том, чтобы развлечь ребенка, но и дать ему возможность познавать мир, размышлять и развиваться. Этим требованиям отвечают некоторые настольные игры – как прошлых лет, так и современные.

Известно, что у детей Николая II была целая коллекция настольных игр разной тематики. Это «Историческое лото» – портретная галерея правителей России с кратким описанием их деятельности, «Пифагорово лото» – игра для запоминания таблицы умножения. Играли наследники и в бумажный театр «Жизнь за царя» по мотивам одноименной оперы М. И. Глинки, набор состоял из 30 деталей (сцена, кулисы, декорации и герои). Знакомиться со своей страной дети начинали с помощью красочной настольной игры «Путешествие по России», появившейся в 1885 году. На ней изображены главные достопримечательности крупных городов, проиллюстрированы важные исторические события. Кстати, в наши дни подобную игру в разных вариациях можно приобрести почти в любом детском магазине.

Игра «Путешествие по России»

Игра «Путешествие по России»

Источник: www.statehistory.ru


Елочные игрушки

Пришедшая из Германии традиция наряжать рождественскую елку укрепилась в России во второй четверти XIX века, в годы правления Николая I. По елочным игрушкам можно изучать историю страны – настолько они соответствуют духу того периода, в который были созданы и использовались. Дореволюционные игрушки нетрудно разделить на два типа. Первый – все, что связано с религиозной тематикой: свечи, ангелы, верхушки в виде Вифлеемской звезды. Второй – съедобные игрушки: яблоки, конфеты, пряники, которые детям разрешалось снимать с елки. Очевидно, играть елочными украшениями в привычном смысле этого слова было невозможно. Оттого они еще больше ценились и оберегались детьми как предметы, доступные лишь по особому случаю.

В СССР рождественская елка стала новогодней, а игрушки – не только украшением, но и отражением некоторых событий, происходивших в стране. Особенно нравились детям фигурки солдат Красной Армии, спортсменов, полярников, летчиков. В 1950-х годах в период сельскохозяйственных реформ Н.С. Хрущева на советских елках сверкали игрушки в виде овощей и фруктов. Редкая елка обходилась без стеклянной «царицы полей» – кукурузы. После запуска искусственного спутника и космического полета Юрия Гагарина дары полей на советских елках были вытеснены миниатюрными ракетами и фигурками космонавтов. В большинстве своем игрушки выглядели весьма реалистично и нескучно. Это касается, к примеру, фигурок автомобилей, автобусов, самолетов, а также зверей и птиц.

Игра «Путешествие по России»

Источник: www.kp.ru


Герои мультфильмов и телепередач

1 сентября 1964 года в эфир советского телевидения впервые вышла десятиминутная детская программа «Спокойной ночи, малыши!». Ее героями стали плюшевые куклы-игрушки: пес Филя, заяц Степашка, ворона Каркуша и поросенок Хрюша. От их лица ведущие разыгрывали поучительные сценки, а после демонстрировались мультфильмы. В начале 1980-х годов телепередача находилась под угрозой закрытия, но благодаря письмам маленьких зрителей продолжила свое существование и даже вышла за пределы студии: некоторые выпуски с участием любимых героев были сняты в кукольном театре С. В. Образцова, цирке на Цветном бульваре и даже в Московском зоопарке. В годы перестройки состоялся телемост между героем передачи Хрюшей и персонажами детского Маппет-шоу из США.

Однако классической плюшевой игрушкой советского ребенка, без сомнения, был бурый мишка. Его образ сложился еще в 1930-40-х годах. Косолапых шили из фланели, байки, меха и, естественно, из плюша. У некоторых игрушек вращались лапы, другие при перевороте издавали рев (как, например, медвежонок одной из героинь комедии 1965 года «Операция ‘’Ы’’ и другие приключения Шурика»). Образом такой игрушки вдохновлялся писатель Эдуард Успенский, придумавший Чебурашку, отдаленно напоминающего бракованного плюшевого мишку. Среди прочей «живности» любовь детей заслужили зайцы и волки, за что стоит поблагодарить создателей остроумного мультсериала «Ну, погоди!». Любопытно, что по опросам общественного мнения, именно этот шедевр советской мультипликации до сих пор является самым любимым у большинства жителей нашей страны.

Игра «Путешествие по России»

Источник: www.kp.ru


Обложка: https://pinterest.com

История и особенности русской тряпичной куклы

Для кого-то прекрасны, для кого-то — не очень,

А кто-то в них душу узрит между прочим.

Одни приласкают и к сердцу прижмут,

Другие же мимо пройдут, не поймут.

Сейчас в магазинах есть много игрушек,

Полезные ищем среди безделушек,

А в Древней Руси мастерили девчушек

Из лоскуточков, да ниток катушек.

Народные куклы — так в чём их секрет?

В моей публикации будет ответ.

Я вас приглашаю послушать рассказ,

Быть может полезным он станет для вас.

Поведаю всё, возрождая традиции,

О куколках славных, о тех, что «безлицые»

Быть может, когда вы прочтёте рассказ,

Появится кукла такая у вас

И станет помощницей, милой подругой,

Ваш дом сбережёт от напастей, недугов.

Ваша Лариса.

Русская тряпичная кукла родом из семьи народных игрушек, история которой уходит своими корнями в глубокую древность. Куклы сопровождали человека с его первых шагов по земле. Дерево, глина, солома, ткань и другие доступные материалы в руках мастера становились игрушками для детей и обрядовыми фигурами для взрослых.

Куклы появлялись с рождением ребенка, чтобы оберегать его от бед и болезни, были его первыми друзьями и утешителями. Без участия кукол не обходился ни один праздник или событие деревенской жизни, будь то свадьба или сбор урожая, проводы зимы или пасха.

Все виды народной игрушки заслуживают внимания и восхищения: их условность, схематичность не от бедности, а от богатства фантазии. Бесконечно долго можно всматриваться в образы, созданные мастерами ремесленниками, удивляясь их изобретательности, гадая о смыслах и сожалея о потерянных навсегда экземплярах. Современники не придают особого значения своему быту. Никто в наши дни не озадачивается записать, что означает, например, орнамент на кухонном полотенце из Икеи. И потомкам остается по крупицам собирать информацию и строить гипотезы.

Народная тряпичная кукла была не просто игрушкой, она несла в себе определённую функцию: считалось, что такая кукла охраняет детский сон и оберегает ребёнка от злых сил. Во-первых, игрушка не была стандартна даже в пределах одной улицы. В каждой семье её делали по-своему. Куклы, созданные одной семьей отличались от кукол другой семьи. Они несли отпечаток душевной среды в семье, их понимания мира. Во-вторых, в игрушки, которые создавали для своих детей отцы и матери, бабушки и дедушки, они вкладывали свою любовь и мудрость. Дети чувствовали это и относились к своим куклам и игрушкам бережно. Разве можно выбросить родительскую любовь?

У славян Древней Руси без куклы не проводили свадебные и похоронные церемонии, их брали в дорогу, чтобы кукла оберегала от напасти. Куколку, наполненную гречихой, использовали как подушку для новорожденного младенца. Ведь не секрет, что эта крупа обладает успокаивающими свойствами. Каждая игрушка имела большое количество нарядов, их меняли в зависимости от праздника. Этот ритуал символизировал достаток семьи.

В зимний период тряпичная кукла наряжалась в одеяния светлых оттенков с меховой оторочкой. На Масленицу их облачали в яркую одежду, подбирали приготовленные с лета головные уборы. Фигурка считалась неприкасаемым оберегом. С ней часто играли детишки, наполняя теплотой, здоровьем и энергией.

Если кукла повреждалась, ее внутренности собирали и хранили до наступления теплоты. Как только весеннее солнышко радовало землю, «прах» игрушки высевали в почву, где пасли скот. Если верить легендам, животные после этого лучше доились, а молоко приобретало целебные свойства. Поврежденную куколку заполняли новыми семенами.

Когда маленькая девочка начинала потихоньку учиться топать, ей сразу дарили «подружку». С каждым важным событием, происходящим в жизни барышни, коллекция куколок увеличивалась. Ведь девушки постоянно шили новые игрушки, вплоть до замужества.

Когда приезжали сваты, родители невесты выставляли все рукодельные работы дочери, символизирующие ее мастерство и аккуратность. Если смотрины проходили удачно, то молодая жена вскоре раздаривала игрушки подружкам. Девушки после замужества делали куколок в качестве оберега, для своих детей и супругов.

Традиционные куклы у славян имели свои характеристики. Чаще всего у них отсутствовали черты лица, в редких случаях их рисовали угольками. При изготовлении куклы не использовали режущие и колющие предметы. И чаще всего она была женского рода. Игрушке не давали имени, только название.

Чтобы создать куколку, использовали кусок материи, оторванный от одежды или тканевого рулона.

Ножницы для этой цели не использовали, поскольку острое лезвие могло лишить изделие целостности. По той же причине отказывались от иголок. Все детали привязывали нитками или закрепляли узелками.

Казалось бы, такая ненадежная конструкция распадется после первой игры. Но куклы существовали на протяжении десятков лет. Многие семьи имели родовые фигурки, которые передавали от старшего поколения младшему.

Большинство кукол на Руси были оберегами. Куклы-обереги на Руси ведут свою историю с древних языческих времен. Они выполняются из природных материалов, которые приносятся из леса: дерево, лоза, трава, солома. И это не случайно, потому что лес — это среда обитания русского человека. Куклы, сделанные на основе берёзового полешка, являются оберегом семейного счастья. Осина всегда считалась опасной для злых духов, поэтому куколки, сделанные на основе осинового полешка, являются оберегами дома, отгоняют от жилища злых духов. Главная черта российских народных куколок — чистый лик, без носа, рта и глаз. Потому что по старинным поверьям считалось, что «если не нарисуешь лицо, то не вселится нечистая сила и не принесет ни ребенку, ни взрослому человеку вреда». По преданию, однажды такая кукла спасла жизнь, заменив человека во время жертвоприношения.

Весьма значительную часть кукол составляли обрядовые. Наши предки жили довольно весело. Тот круг жизни, который свершается в течение года, сопровождался некими действиями, обрядами и праздниками (некоторые из них сохранились по сей день), и в них всегда одна из ведущих ролей отводилась кукле.
Куклы были не только девчачьей забавой. Играли до 7-8 лет все дети, пока они ходили в рубахах. Но лишь мальчики начинали носить порты, а девочки юбку, их игровые роли и сами игры строго разделялись.
Пока дети были маленькими, кукол им шили матери, бабушки, старшие сестры. С пяти лет такую потешку уже могла делать любая девочка.

Игрушки никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, а берегли в корзинах, коробах, запирали в ларчики. Брали на жатву и на посиделки. Кукол разрешалось брать в гости, их клали в приданое. Позволяли играть «молодухе», пришедшей в дом жениха после свадьбы, ведь замуж выдавали с 14 лет. Она прятала их на чердаке и тайком играла с ними. Старшим в доме был свекор, и он строго приказывал бабам не смеяться над молодой. Потом эти куклы переходили к детям.

Куклы были и есть незаменимыми помощниками в повседневной жизни. Их изготавливали с разной целью. В связи с этим можно выделить несколько видов кукол.

Игровые куклы
Так, среди видового разнообразия народной куклы можно выделить кукол, которые соотносятся с определенными возрастами. Например, кукла-пеленашка делалась для деток до 1 года. Сюда можно отнести и русскую народную куклу «Младенчик».

Целительские куклы
«Её волосы — символ неба, её сарафан — символ земли, её правая рука символизирует воду, а левая — огонь». На целительские куклы переводили дух болезни с больного человека. Затем куклу сжигали или выбрасывали в определенных местах, отправляя злой дух в тот мир, откуда он пришел. Куклами лечили как взрослых, так и детей. Кроме того, изготовление куклы уже само по себе является исцеляющим обрядом, который помогает мастерице собрать свою целостность. Мотая куклу, она как бы мотает свою судьбу или судьбу того человека, для которого предназначается кукла.
К этому виду кукол можно отнести такие русские народные куклы, как Кубышка-травница, Костомукша и др.

Обережные куклы
Это особые куклы-помощницы, задача которых оберегать мир людей от тех злых духов, что могут в него проникнуть и навредить, а также помогать в исполнении праведных желаний. Обережные куклы делаются для дома, семьи, для гармонизации отношений, для детей, достатка, хорошего урожая, успешной дороги и пр. Куклы делались и для того, чтобы пошел дождь или же, чтобы прекратился. Женщина, которая не могла забеременеть, делала куклу и играла с ней. В этом случае изготовление куклы является магическим способом вызвать появление на свет ребенка, элементом симпатической магии (подобное вызывает подобное). Сюда относятся куклы Желанница, Зольная кукла, Берегиня рода.

Обрядовые куклы
Во многих обрядовых действиях славян используются куклы. Так, во время празднования календарных праздников куклы сжигаются, закапываются в землю, топятся в воде как символ, как бы отправляются в другой мир.

Как маленькие солнышки
Куколки стоят
И глазками невинными
На вас сейчас глядят.
Вы кукол не бросайте,
Вы их не обижайте,
Пусть будут они вечно
В доме вашем жить
Тепло, добро и счастье
Ваше сторожить!

Куклы не только игрушки, но и близкие друзья. Они похожи на людей. Своей молчаливой покорностью куклы пробуждают скрытые чувства. Если детям в семье неуютно, то и кукол наказывают. С криком волокут по полу, кормят ненавистной кашей и оставляют в тёмной комнате. В играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие, тренируют память. Но главное в этих играх — эмоциональный контакт с куклой. Дети не просто привыкают к куклам — они привязываются к ним, как к живым существам и болезненно расстаются с ними. Не следует выбрасывать старую куклу, лучше её помыть, причесать, сшить новую одежду. Все эти действия — уроки чуткости, бережливости, внимания, доброты. Одевание старой куклы в новую одежду — это уроки хорошего вкуса и даже некоторых художественных ремёсел. Куклы сопровождают нас всю жизнь. В детстве это игрушки, посещение кукольных спектаклей. Они развлекают, поучают, воспитывают, украшают дом, служат объектом коллекционирования, хорошим подарком.

В этих куклах доброта и грусть,

Они помнят Киевскую Русь.

Мы берём эти куклы в руки —

Оживают истории звуки…

У современного человека может возникнуть вопрос: как же быть с прошлым тряпичной куклы, с ее корнями, которые уходят глубоко в языческие времена? С ее обрядами, нечистой силой, от которых оберегала кукла? Можно взглянуть на традиционную куклу по-новому. Традиция конечно может и должна развиваться. Старые тряпочки и небрежность исполнения — это для любителей такого формата. Современное понятие эстетики и красоты требует новых материалов и аккуратности. Сейчас мастерицы используют уже ножницы, а не рвут ткань, чтобы не было небрежности. Но при этом остаётся простота и условность, ведь самое главное — это внутренние смыслы. Безусловно все куколки мастерицы делают, соблюдая русские традиции, с душой и большой любовью для Вас. В наше время такая кукла может стать добрым подарком для друзей и близких, или просто придать вашему дому гармонию и уют.

Друзья, это малая часть того, что можно рассказать о тряпичной народной кукле. Надеюсь, что вам понравилась моя публикация, и вам непременно захочется такую куклу! Всем спасибо, кто заглянул, рада вас видеть! Публикацию делала с большой любовью, ведь сама занимаюсь народным творчеством)! Очень люблю этих куколок, чего и вам желаю!

С теплом, ваша Лариса!

Разновидности русских народных игрушек

Разновидности русских народных игрушек

Русские народные игрушки нравятся не только детям, но и взрослым. Каждая игрушка несет в себе определенный смысл и настроение. Они доступные, красочные и легкие для детского восприятия.

Дымковские игрушки

Название игрушек пошло от названия села Дымково, в котором с давних времен делали русские народные игрушки. Раньше эти игрушки делали семьями, дети и женщины также принимали участие в изготовлении дымковских игрушек. Местные жители копали глину, месили ее с песком ногами и руками, обжигали в печи и затем разрисовывали. В настоящее время мастера изготовляют эти игрушки в мастерских. Дымковские игрушки представляют собой большое разнообразие, такие как расписные козлы, поросята, уточки-свистульки, медведи, барыни-франтихи. Дети очень любят дымковские игрушки за их жизнерадостный, юмористический вид и интересную историю происхождения.

Филимоновские игрушки

Эти игрушки обладают особой выразительностью, на вид очень причудливы и просты. Существует легенда о том, что жил дед Филимон в деревне Филимоново в Тульской области и делал он эти игрушки. В виде крестьянок, барынь, солдат, таинственных существ, наездников на лошадях изготавливают филимоновские игрушки с давних времен. Желтые, оранжевые, красные, белые, синие цвета больше всего преобладают в окраске игрушек. Игрушки в виде людей раскрашивают самыми разными цветами, но лица всегда остаются белого цвета, рот, нос и глаза наносятся легкими штрихами. Все эти фигурки обладают короткими или длинными ногами, маленькими головами и вытянутыми шеями, тело у игрушек всегда упругое. Филимоновские игрушки переливаются разными цветами и дарят радость каждому.

Каргопольские игрушки

Игрушки назвали в честь древнего русского города Каргополь. В этом городе с давних времен среди жителей популярно гончарное дело, изготовление игрушек из глины. Темные цвета окрасок игрушек могут создать суровое впечатление о них, но на самом деле это не так. С юмором и большой теплотой выполнены игрушки различных сюжетов. Мастерами изготавливаются множество подмеченных сцен мастерами, такие как катание на лодке, танцующие пары, тройки с седоками в санях и многое другое. Тело для игрушек изготавливается не целиком, а частями. Темперными красками разукрашивают каргопольские игрушки.

Богородские игрушки

Еще один вид русских народных игрушек. В отличие от других русских народных игрушек, эти изготавливаются из резного дерева. Богородские игрушки изготавливаются более 300 лет. Их редко раскрашивают и расписывают. Два года должна сохнуть липа, прежде чем из нее изготовят игрушки. Для мелких игрушек и подставок под них используют отходы от липы и мелкие щепки. Такие игрушки очень нравятся детям.

Изразцы

Также относятся к декоративным русским народным игрушкам. На них изображались предания, легенды, окружающая природа. Создавали изразцы талантливые художники. Они считались предметом прикладного искусства, ими украшали храмы. А в домах богачей изразцами украшали печи.

Деревянные игрушки. Изделия — Путеводитель по русским ремёслам

Образцы русской деревянной игрушки археологи находят на территориях древних поселений и в могильниках. Много уже сказано о том, что игрушка сопровождала человека практически всегда.

pinterest button Старинные игрушки в музее. Русский музей, СПб. Путеводитель по русским ремёслам, CC BY-SA 3.0

Поначалу, это были простые куклы, нередко просто рубленые топором. Есть версии, что многие из этих «коников и панок» служили идолами, принимали участие в обрядах, были оберегами. Скорее всего так и было, но спросить уже некого…

Постепенно совершенствовалось ремесло деревообработки, игрушки видоизменялись и усложнялись. На них появился спрос, это уже были не наспех вырезанные в мастерской «коники для сыночка», мастера старались создать нечто новое, своё, а потом несли на базары, где деревянные игрушки с успехом продавались.

pinterest button Богородская игрушка «Кузнецы» Путеводитель по русским ремёслам, CC BY-SA 3.0

Так было в Сергиевом Посаде, где поначалу игрушки вырезали монахи, а затем подмосковный город стал центром производства деревянных игрушек. С образцов этих игрушек взяли начало многие известные ныне направления русской деревянной ремесленной игрушки.

В разделе «Деревянные игрушки» вы сможете прочитать интересные рассказы об истории возникновения, развития, а иной раз и возрождения ремёсел, где главным умением является изготовление игрушек из дерева.

pinterest button Игрушка деревянная, с росписью — матрёшка и свистулька Путеводитель по русским ремёслам, CC BY-SA 3.0

Токарные игрушки и с росписью