Счастье в русской литературе: Аргументы и примеры на тему «Счастье» из литературы для сочинения – Примеры счастья в русской литературе

Содержание

Аргументы и примеры на тему «Счастье» из литературы для сочинения

Аргументы-примеры на тему «СЧАСТЬЕ» для сочинения ОГЭ (9.3), ЕГЭ, итогового сочинения по русскому языку и литературе.

Примеры счастья, представления о счастье, поиска счастья для аргументации собственной позиции в сочинении.

 

Аргументы на тему «Счастье» из пьесы «ВИШНЕВЫЙ САД» А.П. Чехова

Пример 1. Счастье в детстве (воспоминание о доме) (РАНЕВСКАЯ)

 «О мое детство, чистота моя! В этой детской я спала, глядела отсюда на сад, счастье просыпалось вместе со мной каждое утро, и тогда он был точно таким, ничто не изменилось. (Смеется от радости.) Весь, весь белый! О сад мой! После темной ненастной осени и холодной зимы опять ты молод, полон счастья, ангелы небесные не покинули тебя… Если бы снять с груди и с плеч моих тяжелый камень, если бы я могла забыть мое прошлое…» 

Пример 2. Ожидание будущего счастья. (ПЕТР ТРОФИМОВ)

Петя Трофимов живет ожиданием счастья.

Он часто говорит о будущем, оно кажется ему прекрасным:

«…Душа моя всегда, во всякую минуту полна неизъяснимых предчувствий. Я предчувствую счастье, Аня, я уже вижу его…»

«Вот оно, счастье, вот оно идет, подходит все ближе и ближе, я уже слышу его шаги. И если мы не увидим, не узнаем его, то что за беда? Его увидят другие!» 

«Обойти то мелкое и призрачное, что мешает быть свободным и счастливым, вот цель и смысл нашей жизни. Вперед! мы идем неудержимо к яркой звезде, которая горит там вдали! Вперед! Не отставайте, друзья!» 

«Человечество идет к высшей правде, к высшему счастью, какое только возможно на земле, и я в первых рядах!» 

Аргументы на тему «Счастье» из романа «МАСТЕР И МАРГАРИТА» М.А. Булгакова

Пример 1. Поиск счастья. Счастье в покое. Вечное счастье (МАСТЕР и МАРГАРИТА)

Мастер и Маргарита возвращены в подвал, хотя Воланд и знает, что они не обретут на земле покоя и счастья. Поэтому дух зла соглашается выполнить просьбу Иешуа, ознакомившегося с произведением Мастера, — взять несчастного с собой и «наградить его покоем… Он не заслужил света, он заслужил покой». 

Став обитателем иного мира, Мастер вместе с Воландом и его свитой покидает землю. «Боги, боги мои! Как грустна вечерняя земля! Как таинственны туманы над болотами. Кто блуждал в этих туманах, кто много страдал перед смертью, кто летел над этой землей, неся на себе непосильный груз, тот это знает. Это знает уставший. И он без сожаления покидает туманы зе

аргументы и примеры из произведений русской художественной литературы

1001student.ru
  • Главная
  • Сочинения
    • Анализ и мораль басни Ивана Крылова «Обезьяна и очки»
    • Образ и характеристика Карандышева в пьесе Островского «Бесприданница»
    • Краткое содержание и анализ рассказа «Великолепная шестерка»
    • Особенности и своеобразие сказок Салтыкова-Щедрина
    • Доброта в рассказе Куприна «Чудесный доктор»
    • История создания комедии Гоголя «Ревизор»
    • Творческая история романа Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети»
    • Характеристика Лиходеева в романе «Мастер и Маргарита»
    • Характеристика главных героев «Повести о настоящем человеке»
    • Лирический герой в романтическом творчестве Лермонтова
    • Пример сочинения-рассуждения на тему «С чего начинается Родина»
    • Анализ произведения Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки»
    • Композиция, жанр и анализ произведения «Гамлет»
    • Краткое описание детства Чичикова в поэме «Мертвые души»
    • Сочинение на тему «Почему Дубровский отказался от мести Троекурову»
    • Тема сочинения: «Театр жив, пока у него есть зритель»
    • Описание картины Левитана «Осенний день. Сокольники»
    • Сочинение на тему «Цель оправдывает средства»
    • Сочинение-рассуждение на тему «Смешон или страшен Молчалин»
    • Сочинение-рассуждение на тему «Что такое мечта»: примеры из литературы
    • Сочинение по картине Васнецова «Иван Царевич на Сером Волке»
    • Анализ «Сказки о жабе и розе» Гаршина: главная мысль произведения
    • Сочинение «Тёмное царство» по пьесе А. Н. Островского «Гроза»
    • Тема семьи и образ Иудушки в романе «Господа Головлевы»
    • Тема маленького человека в петербургских повестях Гоголя
    • Пьеса Грибоедова «Горе от ума»: комедия или драма
    • Направление «Надежда и отчаянье»: аргументы из литературы
    • Характеристика и описание главных героев романа «Война и мир»
    • Не стреляйте в белых лебедей: характеристика главных героев романа
    • Характеристика главных героев романа «Что делать?»
    • Сочинение по рассказу «Ионыч»: столкновение мечты и реальности
    • Поэма «Мцыри» М. Ю. Лермонтова: анализ, содержание и проблематика
    • Краткий анализ стихотворения «Пророк» М. Ю. Лермонтова
    • Образы крестьян в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
    • Образ Фамусова в комедии Грибоедова «Горе от ума»
    • Противоречивый образ Катерины Кабановой в пьесе «Гроза»
    • Основные аспекты и проблематика романа «Обломов»
    • Краткий анализ произведения И. С. Тургенева «Отцы и дети»
    • Сочинение на тему «Равнодушие — наивысшая жестокость»
    • Характеристика главных героев повести Карамзина «Бедная Лиза»
    • Анализ произведения Вячеслава Кондратьева «Сашка»
    • Характеристика главных героев рассказа А. П. Чехова «Ионыч»
    • Жилин и Костылин: разные судьбы, противопоставление двух характеров
    • История жизни Владимира Дубровского: краткий пересказ событий
    • Любовь Татьяны к Онегину: отношение автора к этой истории
    • Характеристика главных героев повести Гоголя «Заколдованное место»
    • Анализ эпизода из «Войны и мира» Пьер в плену
    • Описание и характеристика героя романа «Война и мир» князя Василия
    • Характеристика старого князя Николая Болконского из «Войны и мира»
    • Характеристика главных героев рассказа «Телеграмма» Паустовского
    • Характеристика главных героев былин Ильи-Муромца и Соловья-разбойника
    • Сочинение на тему «Моя улица» и «Описание местности»
    • Сочинение-рассуждение на тему «Способна ли любовь изменить человека»
    • Анализ рассказа Бориса Екимова «Ночь исцеления»
    • Сочинение на тему «Как вы понимаете выражение неразделенная любовь»
    • Монолог и сочинение на тему «Как мечта влияет на человека»
    • Сочинение на тему «Каким должен быть настоящий мужчина»
    • Характеристика и образ Рахметова из романа Чернышевского «Что делать»
    • Сочинение на тему отчаяния, проблема безысходности и безнадёжности
    • Главные герои трагедии Шекспира «Гамлет» и их характеристики
    • Примеры сочинений на тему «Почему Татьяна русская душою»
    • Краткий анализ рассказа Антона Чехова «Попрыгунья»
    • Женские образы в романе Тургенева «Отцы и дети»
    • Чему учит сказка Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц»
    • Как написать рассказ о себе: примеры сочинений для школьников
    • Образ Молчалина в комедии Грибоедова «Горе от ума»
    • Сочинение-описание для 7 класса по картине Кустодиева «Сирень»
    • Сочинение «Что такое взаимовыручка», рассуждение и выводы по теме
    • Школьное сочинение-рассуждение про библиотеку
    • Сочинение по картине Васнецова «Витязь на распутье» для 6 класса
    • Сочинение-рассуждение на тему «Внутренний мир человека»
    • Сочинение-рассказ на основе услышанного для 7 класса
    • Главные герои сказки Носова «Приключения Незнайки и его друзей»
    • Описание картины Алексея Саврасова «Грачи прилетели»
    • Особенности любовной лирики в творчестве Владимира Маяковского
    • Добро и зло в «Преступлении и наказании»: ошибка Раскольникова
    • Сравнение Чацкого и Молчалина в комедии «Горе от ума»
    • Характеристика Марии Троекуровой
    • Сочинение на тему «В чем заключается сила доброты»
    • Краткое содержание и анализ сказки «Волшебное кольцо»
    • Становление личности Петра Гринева: примеры сочинения по теме
    • Сочинение на тему «Почему Печорин одинок и несчастлив»
    • Сны Раскольникова и их значение: сочинение и анализ каждого сна
    • Правда Обломова: историко-философский смысл романа
    • Аустерлицкое сражение в романе Льва Толстого «Война и мир»
    • Сравнительная характеристика Кирибеевича и Калашникова
    • Характеристика главных героев поэмы Пушкина «Медный всадник»
    • Характеристика Ивана Варенухи из романа Булгакова «Мастер и Маргарита»
    • Характеристика Кулигина в пьесе Островского «Гроза»
    • Характеристика главных героев рассказа Чехова «Дама с собачкой»
    • Формирование характера Петра Гринева из «Капитанской дочки»
    • Цель жизни Штольца: столкновение двух жизненных позиций
    • Характеристика Фенечки в романе Тургенева «Отцы и дети»
    • Как я провожу время в осенние каникулы: примеры сочинения
    • Сочинение-рассуждение на тему «Преемственность поколений»
    • Сочинение по литературе на тему «Почему важно уметь прощать»
    • Пример сочинения по картине «На пашне. Весна» Алексея Венецианова
    • Сочинение по картине Аркадия Пластова «Фашист пролетел»
    • Сочинение-рассуждение на тему «Добрый поступок»
    • Сочинение на тему «Что такое зависть», аргументы для ОГЭ и ЕГЭ
    • Как написать портретный очерк, примеры и образец сочинения
    • Гордость и смирение: примеры из литературы для сочинения ЕГЭ, 11 класс
    • Сочинение по литературе на тему «Моя любимая книга»
    • Сочинение на тему «Чему учат сказки»: примеры уроков добра
    • Аргументы проявления человечности в литературе для сочинения
    • Краткое содержание сказки Н. Носова «Незнайка в Солнечном городе»
    • Образ «тургеневской девушки» в повести «Ася»
    • Горькая правда или сладкая ложь: что лучше для человека
    • Сочинение-рассуждение на тему «Хочу и надо» в 7 классе
    • Анализ басни Крылова «Мальчик и змея»: мораль, суть, история
    • История создания и анализ рассказа Тургенева «Первая любовь»
    • Что такое успех, и как его достигнуть на жизненном пути: сочинение
    • Сочинение про путешествие капельки воды по имени Ляп
    • Описание картины Непринцева «Отдых после боя»
    • Сочинение «Был ли иной путь у Катерины» по пьесе «Гроза»
    • Сочинение ОГЭ на тему «Что такое счастье»: рассуждения и выводы
    • Сочинение на тему «Осень — мое любимое время года» для 3 класса
    • Итоговое сочинение «Почему разные поколения не понимают друг друга»
    • Тема родины в творчестве Анны Ахматовой
    • Сочинение на тему «Какими качествами должен обладать добрый человек»
    • Характеристика Владимира Ленского в романе «Евгений Онегин»
    • Сочинение по картине Серова «Девочка с персиками»
    • Характеристика Григория Мелехова из романа «Тихий Дон»
    • Характеристика описание и судьба княжны Марьи Болконской
    • Обломовка: описание деревни и характеристика жителей
    • Сочинение-рассуждение на тему «Книга — источник знаний»
    • Сочинение «Кабинет русского языка»: описание любимого класса
    • Сочинение на тему «Фамусовское общество» по комедии «Горе от ума»
    • Характеристика главных героев романа о Доне Кихоте
    • Сочинение-рассуждение на тему «Человек и время»
    • Характеристика главных героев сказки «Чиполлино»
    • Произведение Островского «Бедность не порок»: анализ пьесы
    • Ершалаимские главы в романе Мастер и маргарита, анализ двух миров
    • Князь Мышкин: характеристика образа, идеи героя и его судьба
    • Анализ произведения А. Куприна «Чудесный доктор»
    • Сочинение на тему «Мой любимый уголок природы»: примеры работы
    • Сочинение на тему «Что делает человека человеком»: примеры
    • Сочинение-описание по картине Юрия Ракши «Проводы ополчения»
    • Описание и история создания картины Василия Сурикова «Степан Разин»
    • Сочинение на тему «Мое любимое стихотворение Пушкина»
    • Сочинение на тему «Первый раз в музее»: примеры работ
    • Описание картины Леонардо да Винчи Мона Лиза
    • Пример сочинения на тему «Успешный телеведущий» для 7 класса
    • Сочинение на тему «Лицемерие»: основные проблемы и рассуждение
    • Сочинение-рассуждение на тему «Уважение» с примерами из литературы
    • Сочинение на тему «Значение семейных реликвий»
    • Сочинение-рассуждение «Мой дом – моя крепость»: тексты на тему
    • Аргументы и примеры счастья из художественной литературы
    • Характеристика главных героев произведения Тургенева «Ася»
    • Анализ «Легенды о Данко»: рассказ про самопожертвование
    • История создания пьесы Шекспира «Ромео и Джульетта»
    • Характеристика главных героев повести «Кавказский пленник»
    • Сочинение на тему «Мои добрые дела»: хорошие поступки человека
    • Подробный анализ произведения А. П. Чехова «Дама с собачкой»
    • Хлопов Лука Лукич из «Ревизора»: поведение смотрителя, характеристика
    • Описание весны в художественном стиле: примеры сочинений
    • Характеристика образа Анны в пьесе «На дне» Максима Горького
    • Описание Бородинского сражения в романе «Война и мир»
    • Примеры и аргументы к ЕГЭ на тему «Доброта»
    • Характеристика главных героев романа В. Каверина «Два капитана»
    • Анализ произведения Чехова «Спать хочется»
    • Тема любви в комедии Грибоедова «Горе от ума»
    • Рассуждение и сочинение «У природы нет плохой погоды»
    • Сочинение-рассуждение на тему «В чём истинная красота человека»
    • Сочинение на тему «Что значит быть гражданином своей страны»
    • Анализ и история создания повести «Собачье сердце»
    • Аргументы и примеры преданности и зависти в литературе
    • Сочинение на тему: «Описание лесного озера»
    • История создания и анализ рассказа Чехова «Каштанка»
    • Примеры сочинения на тему «К чему приводит трусость»
    • Город контрастов Петербург в жизни и творчестве Гоголя
    • Пример сочинения по картине «Летний сад осенью»
    • Пример сочинения на тему «Как я провел лето в деревне у бабушки»
    • Философская тема вечных проблем в романе «Мастер и Маргарита»
    • Сочинение и анализ романа Д. Оруэлла «1984»
    • Характеристики главных героев повести Достоевского «Белые ночи»
    • Значение и происхождение крылатой фразы «авгиевы конюшни»
    • Характеристика главных героев и анализ повести «Вий»
    • Борис Пастернак «Доктор Живаго»: характеристика главных героев
    • Главная мысль рассказа «Левша»: анализ произведения
    • Характеристика главных героев сказки Пушкина «Руслан и Людмила»
    • Роман «Война и мир»: воспитание в семье Ростовых
    • Характеристика главных героев рассказа Экзюпери «Маленький принц»
    • Характеристика главных героев поэмы «Илиада»
    • Основной конфликт комедии «Горе от ума»
    • Гадкий утенок: характеристика главных героев
    • Взаимоотношения Печорина и Грушницкого: история дружбы и вражды
    • Характеристика образа Лизы в пьесе Грибоедова «Горе от ума»
    • Характеристика главных героев комедии Грибоедова «Горе от ума»
    • Характеристика главных героев «Повестей покойного И. П. Белкина»
    • Анализ произведения Грина «Алые паруса»
    • Главные герои Властелина колец: характеристика персонажей
    • Сказка о царевне-лягушке: характеристика главных героев
    • Черты романтизма в романе Лермонтова «Герой нашего времени»
    • Характеристика главных героев поэмы Гоголя «Мёртвые души»
    • Характеристики главных героев былины «Садко»
    • Главная мысль произведения Гоголя «Ревизор»
    • Характеристика главных героев пьесы «На дне»
    • Анализ произведения Максима Горького «На дне»
    • Проблема конфликта отцов и детей в романе «Война и мир»
    • Характеристика главных героев романа «Мастер и Маргарита»
    • Характеристика главных героев трагедии Пушкина «Борис Годунов»
    • Дружба — главная мысль сказки Ершова «Конек-Горбунок»
    • Характеристика главных героев рассказа «Конь с розовой гривой»
    • Пиковая дама: характеристика главных героев, краткое содержание
    • Сочинение-описание на тему «Кто такой Владимир Дубровский»
    • Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума»: анализ произведения
    • Нелегкая судьба Григория Мелехова в романе «Тихий Дон»
    • Характеристика главных героев «Божественной комедии» Данте Алигьери
    • История создания и анализ рассказа Чехова «О любви»
    • Сочинение-рассуждение на тему «Что такое Родина, примеры из жизни»
    • Сочинение-доклад на тему «Что такое мир и как его понимать?»
    • Сочинение на тему «Свобода означает ответственность»
    • Характеристика Скотинина из комедии Фонвизина «Недоросль»
    • Сочинение на тему «Мое хобби»: информация для написания работы
    • Характеристика образа учителя Цыфиркина из комедии «Недоросль»
    • Проблема счастья в пьесе Чехова «Вишнёвый сад»
    • Сочинение на тему «Эраст: злодей или коварный соблазнитель»
    • Характеристика Желткова из повести Куприна «Гранатовый браслет»
    • Краткая характеристика Чацкого в комедии «Горе от ума»
    • Описание и характеристика Митрофанушки из комедии «Недоросль»
    • Роль и характеристика Феклуши в драме «Гроза»
    • История создания «Мастера и Маргариты» Булгакова
    • Характеристика главных героев рассказа Шолохова «Судьба человека»
    • Образ Веры Павловны в романе Чернышевского «Что делать»
    • Рэй Брэдбери «Каникулы»: краткое содержание и анализ книги
    • Характеристика главных героев рассказа Тургенева «Муму»
    • Тема любви в произведении Куприна «Гранатовый браслет»
    • Краткий анализ поэмы Пушкина «Бахчисарайский фонтан»
    • Анализ басни И. А. Крылова «Мартышка и очки»
    • Сочинение на тему «Утро в осеннем лесу» для 2 класса
    • Пример сочинения по картине Решетникова «Мальчишки»
    • Характеристика главных героев «Алисы в стране чудес»
    • Характеристика Николая Ростова из романа «Война и мир»
    • Характеристика главных героев «Сказки о потерянном времени» Е. Шварца
    • Характеристика Бэлы в «Герое нашего времени» Лермонтова
    • Характеристика матери Раскольникова Пульхерии Александровны
    • Сравнительная характеристика Катерины и Варвары из пьесы «Гроза»
    • Характеристика главных героев в рассказе «Кусака»
    • Роль образования в современном обществе и в жизни человека
    • Образ родины в произведении «Слово о полку Игореве»
    • Какую роль играют посетители Обломова в романе Гончарова
    • Образы Кутузова и Наполеона в романе «Война и мир»
    • Тема семьи в романе Льва Толстого «Война и мир»
    • Описание Шенграбенского сражения в романе «Война и мир»
    • Кратко об истории создания Грибоедовым комедии «Горе от ума»
    • Сочинение на тему «Любовь — трудная душевная работа»
    • Что может сделать человека добрее: сочинение на тему добра
    • Гринев и Швабрин: сравнительная характеристика героев
    • Характеристика Босого из романа Булгакова «Мастер и Маргарита»
    • Сочинение ОГЭ на тему «Примеры благородства души в литературе и жизни»
    • Описание картины А. Я. Головина «Натюрморт. Цветы в вазе»
    • Сочинение по картине Юрия Пименова «Новая Москва»
    • Сочинение по картине Сергея Тутунова «Зима пришла. Детство»
    • Пример сочинения на тему «Письмо ветерану от школьника»
    • Сочинение по литературе на тему «Троекуров — старинный русский барин»
    • Сочинение по картине Г. Нисского «Радуга» для 7 класса
    • Трагедия совести в драме Островского «Гроза»
    • Сочинение-рассуждение «Конфликт поколений» с примерами из литературы
    • Тема быстротечности человеческого бытия в лирике Есенина
    • Сочинение на тему «Мой любимый праздник — день рожденья»
    • Сочинение-рассказ о русском ТВ на тему «Моя любимая телепередача»
    • Сочинение на тему «Компьютер – друг или враг?»
    • Сочинение на тему «Лень и как от нее избавиться»
    • Сочинение по знаменитой пословице «яблоко от яблони недалеко падает»
    • Анализ произведения Гоголя «Заколдованное место»
    • Сочинение-рассуждение на тему «Вера в человека»
    • Описание картины Исаака Левитана «Владимирка»
    • Сочинение про пасху для 4 класса: рассказы о семейных традициях
    • Сочинение по картине Нестерова «Видение отроку Варфоломею»
    • Сочинение или рассказ по теме «Лучший день лета» для школьников
    • Характеристика и образ Ильи Муромца в былинах
    • Мои семейные традиции: сочинение о ценностях и обычаях семьи
    • Характеристика Бориса Друбецкого из романа Толстого «Война и мир»
    • Сочинение-рассказ по русскому языку на тему «Моя квартира»
    • Особенности написания сочинения на тему: «Нужны ли Базаровы России»
    • Сочинение на тему «Мир моих увлечений»: примеры школьных работ
    • Сочинение на тему «Моё любимое произведение искусства»
    • Сочинение-рассуждение по русскому языку на тему «Что такое раскаяние»
    • Сочинение по картине Исаака Левитана «Тихая обитель»
    • Пример сочинения-рассуждения на тему «Что такое доверие»
    • Сочинение на тему «Мой класс — моя семья»: примеры рассказов
    • Примеры сочинений на тему «Добро возвращается добром»
    • Аргументы и примеры сострадания в русской художественной литературе
    • Голубая мечта: что означает выражение и сочинение на эту тему
    • Характеристики учителей Митрофанушки в комедии Фонвизина «Недоросль»
    • Анализ баллады Стивенсона «Вересковый мед»
    • Сочинение на тему «Можно ли простить измену»
    • Сочинение-рассуждение на тему «Что значит быть успешным человеком»
    • Сочинение на тему «Сила слова»: рассуждения о влиянии слов на жизнь
    • Краткая характеристика Ивана-дурака из сказки «Конек-Горбунок»
    • Описание картины Левитана «Над вечным покоем»
    • Характеристика лермонтовской героини княгини Лиговской
    • Эгоизм и самолюбие: примеры из литературы русских произведений
    • Краткое сочинение-эссе о вреде курения
    • Сочинение на тему «Вид из моего окна осенью»
    • Сочинение-рассуждение на тему «Целеустремленность»: советы и пример
    • Описание картины Перова «Охотники на привале»
    • Описание картины Ильи Репина «Бурлаки на Волге»
    • Описание картины Василия Тропинина «Кружевница»
    • Анализ рассказа Юрия Казакова «Двое в декабре»
    • Самые лучшие лицейские друзья Александра Пушкина
    • Сказка «Морозко»: характеристика главных и второстепенных героев
    • Нужна ли детям школьная форма: сочинение-рассуждение
    • Сочинение-рассуждение на тему «Что такое гордость» и примеры из жизни
    • Споры между Евгением Базаровым и Павлом Петровичем Кирсановым
    • Характеристика Вернера в романе «Герой нашего времени»
    • Сочинение о Маленьком принце и Розе по повести Сент-Экзюпери
    • Анализ произведения Владимира Короленко «Слепой музыкант»
    • Пример сочинения «Каким должно быть отношение человека к природе»
    • Особенности творчества Ивана Бунина и его вклад в литературу
    • Рассуждение и сочинение на тему «Любовь — это счастье или страдание?»
    • Сочинение-рассуждение на тему «Что значит быть отзывчивым человеком»
    • Подробный анализ произведения Гомера «Илиада»
    • Сочинение-рассуждение на тему «Друг познаётся в беде»
    • Сочинение на тему «Примеры сострадания из жизни»
    • Итоговое сочинение по повести «Тарас Бульба»
    • Характеристика героя Угрюм-Бурчеева из романа «История одного города»
    • Описание картины Ильи Репина «Пушкин на лицейском экзамене»
    • Сочинение-рассуждение на тему «Герои 21 века — кто они»
    • Сочинение на тему «Моя сестра»: особенности написания и пример работы
    • Школьное сочинение-рассуждение на тему равнодушия и отзывчивости
    • Сочинение по картине Исаака Левитана «Озеро. Русь»
    • Анализ и мораль басни Крылова «Лебедь, рак и щука»
    • Характеристика и описание Андрия из «Тараса Бульбы»
    • Сочинение для 3 класса по пословице «Хлеб всему голова»
    • Сочинение на тему «Мой любимый русский актер»
    • Моя мечта — путешествия: примеры сочинений о поездках по миру
    • Сочинение по картине «Чесменский бой» Айвазовского
    • Сочинение-рассуждение на тему «Человек — царь природы»
    • Примеры школьных сочинений на тему правильного питания
    • Литературная критика о романе Тургенева «Отцы и дети»
    • Сочинение по пьесе «Горе от ума» на тему «Мильон терзаний Чацкого»
    • Как я помогаю маме: образцы сочинений учеников 2 и 3 классов
    • Сочинение-рассуждение на тему «Для чего нужна история»
    • Школьное сочинение по картине Ф. П. Решетникова «Прибыл на каникулы»
    • Описание картины Сурикова «Покорение Сибири Ермаком»
    • Сочинение по пословице «Дал слово — держи»
    • Пример сочинения-эссе на тему «Современная семья»
    • Образец сочинения по литературе на тему «Что такое взросление» для ОГЭ
    • Литературное описание картины Рылова «Домик с красной крышей»
    • Сочинение на тему «Влияние музыки на человека»
    • Анализ и мораль басни Крылова «Листы и Корни»
    • Анализ и мораль басни Крылова «Волк и журавль»
    • Образы самодуров в пьесе Островского «Гроза»
    • Сочинение-описание по картине Василия Пукирева «Неравный брак»
    • Описание картины «Явление Христа народу»
    • Сочинение-рассуждение «В жизни всегда есть место подвигу»
    • Сочинение-рассуждение на тему: «Настоящее искусство»
    • Пять примеров сочинений-рассуждений на тему «Если бы я был взрослым»
    • Школьное сочинение на тему «Как я провел весенние каникулы»
    • Советы по написанию сочинения на тему о роли науки в современном мире
    • Сочинение по сюжету картины Георгия Нисского «Подмосковная зима»
    • Описание картины Валентина Серова «Мика Морозов»
    • Анализ пейзажной лирики Александра Сергеевича Пушкина
    • Подробный анализ рассказа Бунина «Поздний час»
    • Сочинение на тему «Челябинск — мой любимый город»
    • Сочинение-рассуждение на тему «Жизнь современной молодёжи»
    • Роль пейзажа в рассказе Тургенева «Бежин луг»
    • Утренний натюрморт: сочинение по картине Петрова-Водкина
    • Пример сочинения на тему «Победа над самим собой»
    • Пример сочинения по картине Брюллова «Итальянский полдень»
    • Образ и характеристика Гаева в пьесе «Вишнёвый сад»
    • Сочинение-рассуждение на тему «Что такое свобода личности»
    • Пример сочинения по картине «Весна. Большая вода» Исаака Левитана
    • Свита Воланда из романа «Мастер и Маргарита»
    • Сочинение-рассуждение на тему «Нравственный выбор»
    • Анализ и мораль басни «Квартет» И.А. Крылова
    • Сочинение на тему «Мой любимый спортсмен или спортсменка»
    • Сочинение-рассуждение по литературе на тему «Что такое месть»
    • Сочинение-рассуждение на тему «Что такое счастливая семья»
    • Сочинение по картине «Мартовский снег» Игоря Грабаря
    • Мини-сочинение на тему «Мои домашние обязанности»
    • Сочинение на тему «Мой любимый дедушка»
    • Сочинение-рассуждение на тему «Неуверенность в себе» для ОГЭ
    • Краткие сочинения про празднование Нового года
    • Сочинение для 5 класса на тему «Мой любимый сказочный герой»
    • Анализ и мораль басни «Осел и соловей»
    • Описание картины Архипа Куинджи «Березовая роща»
    • Сочинение-рассуждение «Чем опасно равнодушие»
    • Пример сочинения по картине «Георгиевский монастырь» Айвазовского
    • Сочинение по картине «Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле»
    • Сочинение-миниатюра про весну: художественное эссе о времени года
    • Сочинение достойна ли Софья любви Чацкого
    • Сочинение-рассуждение «Богатство русского языка»
    • Краткое содержание и анализ сказки Салтыкова-Щедрина «Орел-меценат»
    • Анализ комедии и краткое содержание Фонвизина «Бригадир»
    • Сочинение на тему: «Деньгами надо управлять, а не служить им»
    • Тургеневская девушка: что значит это выражение в литературе и жизни
    • Характеристика Кудряша из пьесы Островского «Гроза»
    • Тема патриотизма в романе «Война и мир»
    • Сочинение на тему отношения окружающих к Базарову в «Отцы и дети»
    • Наташа Ростова и Пьер Безухов в романе «Война и мир»
    • Доброта и великодушие Сони Мармеладовой из «Преступления и наказания»
    • Мини-сочинение на тему «Что такое отзывчивость» с примерами
    • Цель побега Мцыри за стены монастыря
    • Интимная и любовная лирика Некрасова
    • Образец сочинения на тему «Письмо самому себе в будущее»
    • Сочинение на тему «Субботний вечер у нас дома»
    • Особенности и примеры написания сочинения по теме «Сила духа»
    • Сочинение-рассуждение на тему «Самостоятельность и ее польза»
    • Сочинение-рассуждение на тему «Жизненные ценности»
    • Анализ и идея стихотворения Некрасова «Тройка»
    • Сочинение по картине «Буря» Айвазовского 7 класс
    • Особенности сочинения по картине Васнецова «Снегурочка»
    • Сочинение-рассуждение на тему «Возможна ли дружба в интернете»
    • Пример сочинения на тему «Чем я занимаюсь в свободное время»
    • Сочинение по картине Константина Фёдоровича Юона «Новая планета»
    • Анализ произведения Максима Горького «Несвоевременные мысли»
    • Сочинение об отношении к Печорину из «Героя нашего времени»
    • Сочинение-рассуждение на тему Кто может совершить подвиг
    • Образ Кабанихи из пьесы Александра Островского «Гроза»
    • Анализ и краткое описание картины «Утро стрелецкой казни»
    • Краткое описание картины Сурикова «Боярыня Морозова»
    • Сочинение по картине Лактионова «Письмо с фронта»
    • Анализ и мораль басни «Волк на псарне»
    • Подробный анализ произведения Франца Кафки «Превращение»
    • Характеристика семьи Мармеладовых в романе «Преступление и наказание»
    • Первый бал Наташи Ростовой: сочинение по эпизоду
    • Характеристика Скалозуба в комедии Грибоедова «Горе от ума»
    • Поведение Штольца в обществе и на службе, сравнение с Обломовым
    • Описание и характеристика Коровьева в романе «Мастер и Маргарита»
    • История создания и анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Осень»
    • Характеристика фамусовской Москвы в комедии «Горе от ума»
    • Сравнительная характеристика Троекурова и Дубровского
    • Основные темы и направления лирики Лермонтова
    • Смысл названия романа Толстого «Война и мир»
    • Роль эпилога в романе Льва Николаевича Толстого «Война и мир»
    • Образ Клеща в пьесе Горького «На дне»
    • Сочинение на тему «В чем трагедия Печорина» по роману Лермонтова
    • Анализ душевной драмы Катерины в пьесе Островского «Гроза»
    • История создания и анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Узник»
    • Анализ рассказа Тургенева «Хорь и Калиныч»
    • Характеристика Беликова из рассказа Чехова «Человек в футляре»
    • Главные герои «Обломова»: характеристика и роль персонажей романа
    • Характеристика главных героев произведения «Чучело»
    • Характеристика главных героев трагедии Шекспира «Ромео и Джульетта»
    • Характеристика главных героев поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри» 8 класс
    • Характеристика Эраста в повести «Бедная Лиза»
    • История и этапы создания романа «Герой нашего времени»
    • Анализ письма Евгения Онегина к Татьяне
    • Детали сочинения для 7 класса по картине В. Хабарова «Портрет Милы»
    • Образ Раневской в пьесе «Вишневый сад»
    • История создания поэмы Гоголя «Мертвые души»

Счастье в рассказах русских писателей (8 класс)

hello_html_m33b4fbf4.jpghello_html_1d5f3270.jpghello_html_58bca60d.jpg

Цель:

  • обучение навыкам сравнительно-сопоставительного анализа произведений, объединенных одной общей темой, монологической речи;

  • развитие умения анализировать литературное произведение, навыков работы в группе, активизация творческих способностей учащихся;

  • воспитание чувства ответственности за свою жизнь, умения радоваться жизни.

Задачи:

  • развитие умения работы с текстом, выделение значимого;

  • формулирование проблемы, что значит быть счастливым;

  • формирование своей точки зрения у учащихся по отношению к такому понятию, как «счастье»;

  • нахождение связи идей писателей с современностью.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, рабочие листы учащихся, импровизированное «Дерево счастья».

Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная (для каждой группы свой вопрос для обсуждения, ответы даются по порядку от каждой группы, дополнения обязательны)

Тема: Урок — диспут «Что значит быть счастливым?»

Человек пришел в мир для безмерной свободы,

творчества и счастья.

А.И.Куприн

Ход урока

  1. Мотивация.

-Здравствуйте, ребята! Я рада вас приветствовать сегодня на уроке.

  1. Хотелось бы начать наш разговор «Что значит быть счастливым?» с притчи.

Старый мудрый кот лежал на травке и грелся на солнышке. Тут мимо него пронесся маленький шустрый котенок. Он кувырком покатился мимо кота, потом резко подскочил и снова начал бегать кругами.

  • Что ты делаешь?- лениво поинтересовался кот.

  • Я пытаюсь поймать свой хвост!- запыхавшись, ответил котенок.

  • Но зачем?- засмеялся кот.

  • Мне сказали, что хвост – это мое счастье. Если я поймаю свой хвост, то поймаю и свое счастье. Вот я и бегаю уже третий день за своим хвостом. Но он все время ускользает от меня.

  • Да, — улыбнулся кот,- когда-то я, также как и ты, бегал за своим счастьем, но оно все время ускользало от меня. Я оставил эту затею. Спустя время я понял, что нет смысла гоняться за счастьем. Оно всегда следует за мной по пятам. Где бы я ни был мое счастье всегда со мной, нужно всего лишь помнить об этом.

Мы гоняемся за тем, что находится совсем рядом.

О чем эта притча? (о счастье)

Тема сегодняшнего урока: Что значит быть счастливым?

Цель: показать мастерство А.И.Куприна, А.П.Чехова, И.А.Бунина в изображении мира человеческих чувств

Задачи:

  • узнать, как каждый из писателей отвечает на вопрос: «Что значит быть счастливым?»

  • Понять, что значит счастье для каждого из нас.

Эпиграф урока, как вы его понимаете?

Все люди ищут счастья, да не все находят. И не для всех оно одинаково. Для кого-то счастье – богатство, для кого-то счастье – здоровье. Для героев рассказов Куприна, Бунина и Чехова счастье в любви. Только понимают они счастье по-разному.

Нами прочитаны три замечательных рассказа, которые дают предмет для спора. В этих рассказах прослеживается общая тема. Нам предстоит разобраться: что значит быть счастливым не только для героев рассказа, но и для нас самих?

II. Работа в группах.

У каждой группы есть ряд проблемных вопросов, на которые вы должны ответить: в чем счастье героев?

I группа. А.Чехов «О любви»

(Виноват Алехин, т. к. много рассуждал: чтобы любовь не разбилась о быт, погрязла в мелочах жизни, не выдохлась, необходимо расстаться, но прекрасное, которое потеряно, способно осветить жизнь человека удивительным огнем)

II группа. И.А. Бунин «Кавказ»

  • Какой выход нашли герои, чтобы быть счастливыми?

  • В чём счастье и несчастье героев рассказа?

  •  Что он оставляет в душе читателя?

  •  Виноват ли кто-нибудь из героев в разыгравшейся трагедии?

  •  Можно ли простить измену?

(Вырвались на миг, заплатив за мгновение счастья ценою жизни другого человека. Нельзя отложить, нельзя упустить в жизни то, что называется любовью, которое приносит счастье, хотя бы на мгновение)

Главные герои рассказа Бунина «Кавказ» видят свое счастье в любви. Любя друг друга, стремясь к любимому навстречу, они забывают о чувствах других.

Муж заканчивает свою жизнь самоубийством, никого не осуждая, не преследуя. Очень больно, что свою жизнь этот достойный человек так оценил.

Автор ничего нам не говорит, но мне почему-то совершенно ясно, что у любовников после случившегося нет никакого совместного будущего. Если так уж любили, открылись бы мужу, не водили его за нос.

III группа. А.И. Куприн «Куст сирени»

  • Что помогло героям сохранить счастье? ( Умение проникать в душу любимого героя, стремление сделать другого счастливым, за обыденной семейной жизнью они не растеряли своего чувства. Герои все также любят друг друга, делают все для счастья любимого человека)

Алмаз — драгоценный камень, прозрачный, блестящий, многогранный. Намек на чистые, светлые чувства между супругами. Сирень весной — пора любви (4 лепестка символ Вселенной, 5лепестков приносит счастье).

В рассказе Куприна «Куст сирени» молодые супруги любят друг друга. В их доме, действительно, живет счастье. Но счастье само по себе не появляется, в данном случае это результат самоотверженности Веры. Она способна радоваться не своему счастью. Поэтому для Веры счастье означает не просто любить, а сделать счастливым любимого человека. Это признак благородной и возвышенной души.

Пока группы работают, играет классическая музыка.

Обсуждение вопросов. Выступает один из группы, остальные дополняют.

В рассказе Чехова счастье прошло мимо героев.

В рассказе Бунина герои, казалось бы, испытали всю полноту страсти.

И все-таки оба рассказа драматичны и даже трагичны.

В «Кавказе» герои словно «украли» свое счастье: они вынуждены скрываться, таиться, бежать, чтобы быть вместе.  Именно потому, что любовь оказалась «украденной», она не была полной и привела к трагедии.

III. Счастье каждый воспринимает и чувствует по-своему.

А что же говорят о счастье известные люди? Поищем мудрости в афоризмах и пословицах, поговорках. Это было вашим домашним заданием.

«Если хочешь быть счастливым — будь им». Козьма Прутков

«Большинство людей счастливы настолько, насколько сами решили быть счастливы» Авраам Линкольн

«Обычно счастье приходит к счастливому, а несчастье — к несчастливому» Франсуа де Ларошфуко

«Каждый сам кузнец своей судьбы и счастья» Русская пословица

«Не гоняйся за счастьем: оно всегда находится в тебе самом» Пифагор Самосский

«Не говори о прошлом: какой теперь в нем прок?

Будь счастлив настоящим. Смотри, какой денек!» Омар Хайям

Стихи о счастье.

И. Бунин «Вечер»

С.Есенин «Вот оно глупое счастье»

Юлия Старостина «Счастье – это не просто слово»

Зинаида Гиппиус «Есть счастье у нас, поверьте,…»

IV. Работа по теме урока. Словарная работа.

И теперь я думаю, каждый из вас может и готов ответить на вопрос «Что значит быть счастливым?»

18 марта вы приходили голосовать. И я вас попросила ответить на вопрос: «Что значить быть счастливым?». Всем большое спасибо, не мне хотелось бы показать три фрагмента.

Фрагмент видео

V . Рефлексия. Дочитаем нашу притчу (чтение притчи).

Оно всегда следует за мной по пятам. Где бы я ни был мое счастье всегда со мной, нужно всего лишь помнить об этом. Мы гоняемся за тем, что всегда рядом.

Я надеюсь, что каждый из вас определил для себя видение, что значит быть счастливым. У вас на столах лежать островки, их 10. (Приложение №1). Сейчас вы оцените свое настроение и эмоциональное состояние после того о чем говорили. Можно выбрать один остров, несколько. Почувствуйте себя свободными и счастливыми. Спасибо.

Когда вы будете уходить, я хотела бы, чтобы бы вы оставили яблоко на нашем «Дереве Счастья». А завтра мы придем на урок, а нас будет ждать целое фруктовое дерево, и может быть, это и будет для вас коротким мгновением счастья, это поднимет вам настроение. (Приложение №2)

Вернемся к эпиграфу урока: изменилось ли ваше понимание слов Александра Куприна.

Наше общение я хочу закончить словами И.Бунина. «Вечер»

О счастье мы всегда лишь вспоминаем.

А счастье всюду. Может быть, оно-

Вот этот сад осенний за сараем

И чистый воздух, льющийся в окно.

VI. Выставление оценок. Спасибо за урок!

Домашнее задание: сочинение « Какое оно моё счастье»

Приложение №1

hello_html_m263d1b35.jpg

Приложение №2

hello_html_4c69f4d.jpg

Рабочий лист урока

Урок — диспут «Что значит быть счастливым?»

Человек пришел в мир

для безмерной свободы,

творчества и счастья.

А.И.Куприн

А.Чехов «О любви»

Выдержки из текста

«…когда мы любим, то не перестаем себе задавать вопросы: честно или нечестно, умно или глупо, к чему поведет эта любовь и так далее. Хорошо это или плохо, я не знаю, но что это мешает, не удовлетворяет, раздражает, — это я знаю»

« Я любил нежно, глубоко, но я рассуждал, я спрашивал себя, к чему может повести наша любовь, если у нас не хватит сил бороться с нею; мне казалось невероятным, что эта моя тихая, грустная любовь вдруг оборвет счастливое течение жизни ее мужа, детей…»

«Честно ли это? Она пошла бы за мной, но куда? Куда бы мог я вести ее?.. И как бы долго продолжалось наше счастье? Что бы с ней случилось в случае моей болезни, смерти или, просто, если бы разлюбили друг друга?»

«.. . я признался в своей любви, и со жгучей болью в сердце я понял, как не нужно, мелко и как обманчиво было все то, что нам мешало любить. Я понял, что когда любишь, то в своих рассуждениях об этой любви нужно исходить от высшего, от более важного, чем счастье или несчастье, грех или добродетель в их ходячем смысле, или не нужно рассуждать вовсе»

Вопросы для обсуждения

1.По чьей вине два любящих человека не смогли стать счастливыми? Почему?

II. Значение слова «счастье»

Счастье— 1. чувство, состояние полного, высшего удовлетворения.

      1. успех, удача. ( Толковый словарь С.И.Ожегова)

Рабочий лист урока

Рабочий лист урока

Урок — диспут «Что значит быть счастливым?»

Человек пришел в мир

для безмерной свободы,

творчества и счастья.

А.И.Куприн

Иван Алексеевич Бунин «Кавказ»

Выдержки из текста.

«Я просыпался рано и, пока она спала, до чая, который мы пили часов в семь, шел по холмам в лесные чащи. Горячее солнце было уже сильно, чисто и радостно. В лесах лазурно светился, расходился и таял душистый туман, за дальними лесистыми вершинами сияла предвечная белизна гор…»

«Когда жар спадал, и мы открывали окно, часть моря, видная из него между кипарисов, стоявших на скате под нами, имела цвет фиалки и лежала так ровно, мирно, что, казалось, никогда не будет конца этому покою, этой красоте.»

«… она порой ложилась на тахту, закрывала лицо газовым шарфом и плакала: еще две-три недели — и опять Москва!»

3.Вопросы для обсуждения.

1.Какой выход нашли герои, чтобы быть счастливыми?

  • В чём счастье и несчастье героев рассказа?

  •  Что он оставляет в душе читателя?

  •  Виноват ли кто-нибудь из героев в разыгравшейся трагедии?

  •  Можно ли простить измену?

II. Значение слова «счастье»

Счастье— 1. чувство, состояние полного, высшего удовлетворения.

      1. успех, удача. ( Толковый словарь С.И.Ожегова)

Рабочий лист урока

Рабочий лист урока Урок — диспут «Что значит быть счастливым?»

Человек пришел в мир

для безмерной свободы,

творчества и счастья.

А.И.Куприн

Александр Иванович Куприн «Куст сирени»

2. Выдержки из текста.

«Жена, как только увидела его насупившееся лицо со сдвинутыми бровями и нервно закушенной нижней губой, в ту же минуту поняла, что произошло очень большое несчастье…

«До сих пор все экзамены сошли благополучно, и только одному Богу да жене Алмазова было известно, каких страшных трудов они стоили…»

«Но Верочка не давала падать ему духом и постоянно поддерживала в нем бодрость…»

«Муж и жена долго сидели в тяжелом раздумье, не произнеся ни слова. Но вдруг Верочка энергичным движением вскочила с кресла»

«Напрасно Алмазов уговаривал жену отправиться домой. Она поехала вместе с мужем за город, все время, пока сажали кусты, горячо суетилась и мешала рабочим и только тогда согласилась ехать домой, когда удостоверилась…»

«На другой день Вера никак не могла усидеть дома и вышла встретить мужа на улицу. Она еще издали, по одной только живой и немного подпрыгивающей походке , узнала, что история с кустами закончилась благополучно…»

«И они шли домой так, как будто бы, кроме них, никого на улице не было: держась за руки и беспрестанно смеясь. Прохожие с недоумением останавливались , чтобы еще раз взглянуть на эту странную парочку…»

«…муж и жена вдруг одновременно засмеялись и поглядели друг на друга»

«…Я хотела сказать, что сирень теперь будет навсегда моим любимым цветком..» (Сирень цветет весной- пора любви. ;4-лепестковая сирень-символ Вселенной ( греческая мифология), 5-лепестковая приносит удачу)

3. Вопросы для обсуждения

1..Что помогло героям сохранить счастье?

Алмаз — драгоценный камень, прозрачный, блестящий, многогранный.

II. Значение слова «счастье»

Счастье— 1. чувство, состояние полного, высшего удовлетворения.

      1. успех, удача. ( Толковый словарь С.И.Ожегова)

Проповедь счастья в русской литературе

Данная публикация составлена на основе доклада кандидата филологических наук, ректора Курской православной духовной семинарии архимандрита Симеона (Томачинского) на Знаменских чтениях в Курском государственном университете, прошедших 17 марта 2015 года. Автор обращается к теме счастья, рассматривает придаваемые ему значения и его отражение в русской литературе.

Русская литература является одним из главных хранителей тех ценностей, которые составляют нашу православную цивилизацию. Я подробно рассказывал об этом в своем докладе на пленарном заседании Знаменских чтений. Сегодня мне бы хотелось затронуть тему счастья, поскольку от толкования этого термина во многом зависит, к какому типу цивилизации принадлежит та или иная общность.

Понятие «счастья» в обывательском сознании, как правило, связывается с материальными благами, деловыми успехами, избытком развлечений и удовольствий. Однако в жизни все складывается совсем не так, и порой богатые и успешные люди оказываются самыми несчастными, а иногда даже кончают жизнь самоубийством. Многочисленные социологические опросы в разные годы и в разных странах выявили, что жители бедных государств часто ощущают себя гораздо более счастливыми, нежели граждане «благополучных стран». В чем же здесь причина?

О том, что такое счастье, много рассуждали еще в античную эпоху. Стоики, например, считали, что счастье состоит в аскетическом образе жизни и свободе от страстей. Скептики к бесстрастию добавляли бесстрашие перед смертью. Эпикурейцы видели счастье в удовольствиях и наслаждениях, однако и они считали высшим благом разум, который должен управлять человеком. Известно высказывание Эпикура о том, что следует избегать удовольствий, приносящих впоследствии вред.

«Счастье — понятие, обозначающее высшее благо как завершенное, самоценное, самодостаточное состояние жизни; общепризнанная конечная субъективная цель деятельности человека», — повествует «Новая философская энциклопедия»[1], изданная Академией наук. Итак, счастье — это «общепризнанная конечная цель деятельности человека», то есть признаваемая всем человечеством безусловная ценность, разница только в интерпретациях.

В христианской традиции аналогом слова «счастье» выступает «блаженство», то есть полнота бытия. В евангельских «заповедях блаженства» раскрывается, в чем она состоит: «Блаженны нищие духом», «Блаженны алчущие и жаждущие правды», «Блаженны милостивые» и так далее (см. Евангелие от Матфея, 5 глава). 

Само русское слово «счастье» своей внутренней формой раскрывает значение этого понятия: «быть с частью», «быть причастным». В Псалтири говорится: «Часть моя еси, Господи» (Пс 118:57) и «Ты еси упование мое, часть моя на земли живых» (Пс 141:5). «Часть» в данном случае означает не какой-то фрагмент — половину или четверть, — а значит: Ты, Господи, моя участь, мой удел, мой жребий, мое богатство и слава. Счастье человека — это Сам Бог. И не случайно поэтому главным Таинством Православной Церкви является Причастие Телу и Крови Христовым, Евхаристия.

Как же описывает счастье русская литература, что вкладывали наши поэты и писатели в это слово?

На ум сразу приходят знаменитые пушкинские слова:

 

На свете счастья нет,

Но есть покой и воля…

(из стихотворения 1834 года «Пора, мой друг пора»).

 

Конечно, полнота счастья, полнота блаженства, полнота общения с Богом возможна только в иной жизни, а на земле к ней всегда примешивается горечь от человеческого несовершенства, от собственных недостатков, от нашей ограниченности и греховности. В этом смысле с Пушкиным можно только согласиться. Но в то же время сам Александр Сергеевич дал в своем творчестве примеры простого человеческого счастья.

Например, в повести «Метель» главные герои обретают счастье в результате многих поисков и страданий. Казалось бы, Марья Гавриловна потеряла свое счастье, когда ее избранник-жених не смог из-за непогоды доехать до церкви и ее второпях по ошибке обвенчали с незнакомцем, которого потом и след простыл. В свою очередь, гусарский полковник Бурмин, «по непростительной ветрености», как он сам выразился, обвенчавшись с неизвестной ему девушкой и тут же ее покинув, не может теперь связать себя узами брака с той, которую любит.

Счастье невозможно? Казалось бы, да. Но вдруг выясняется, что главных героев та самая метель и соединила в Таинстве Венчания, хотя они не знали друг друга. И только их верность друг другу, их доверие Богу, Который устроил все так неожиданно, загадочно и непонятно, — только это сделало возможным их общее счастье. И только благодаря их терпению и вере они нашли друг друга и соединились вместе навсегда…

Похожее отрицание земного счастья и в то же время утверждение его возможности, но только при определенных условиях, мы находим и в творчестве Антона Павловича Чехова. Как правило, в произведениях Чехова слово «счастье» используется скорее в ироническом ключе — как торжество самодовольной пошлости и примитивного мещанства. Это мы встречаем, к примеру, в рассказе «Крыжовник».

В рассказе «Черный монах» «счастье», наоборот, играет другими огнями — иллюзорными, обманчивыми, ведущими к разрушению своей и чужих жизней[2].

Оба этих понимания: как грубой страсти и обманчивого призрака — соединились в чеховском рассказе, который так и называется — «Счастье». Два главных героя и воплощают две стороны этой медали: «Первого не отпускали мысли о счастье, второй же думал о том, что говорилось ночью; интересовало его не самое счастье, которые было ему не нужно и непонятно, а фантастичность и сказочность человеческого счастья»[3].

Но самое яркое и жизнеутверждающее понимание счастья как своей принадлежности к Божественному миропорядку и причастности к Божией любви выразил Чехов в рассказе «Студент». Известно, что это было его любимое произведение[4]. Главный герой, студент духовной академии Иван Великопольский, неожиданно для себя прикасается к глубинной тайне бытия, обнаруживает «дней связующую нить».

«Он думал о том, что правда и красота, направлявшие человеческую жизнь там, в саду и во дворе первосвященника, продолжались непрерывно до сего дня и, по-видимому, всегда составляли главное в человеческой жизни и вообще на земле; и чувство молодости, здоровья, силы, — ему было только двадцать два года, — и невыразимо сладкое ожидание счастья, неведомого, таинственного счастья, овладевали им мало-помалу, и жизнь казалась ему восхитительной, чудесной и полной высокого смысла»[5].

Для Чехова, как и для Пушкина, счастье состоит не в совокупности земных благ, а в прикосновении к вечности, в хранении своей совести и в общении с Богом.

Но, наверное, ярче всех из русских писателей такое понимание счастья выразил Федор Михайлович Достоевский.

В его романе «Братья Карамазовы» старец Зосима прямо рассуждает о человеческом счастье. В записках старца Зосимы говорится: «Для счастия созданылюди, и кто вполне счастлив, тот прямо удостоен сказать себе: «Я выполнил завет Божий на сей земле»»[6].

Вспоминая своего умершего брата, старец Зосима рассказывает, как изменила его болезнь и как приоткрыла для него подлинный смысл жизни. Вот что говорил брат старца Зосимы, будучи уже смертельно больным: «И одного дня довольно человеку, чтобы всё счастие узнать. Милые мои, чего мы ссоримся, друг пред другом хвалимся, один на другом обиды помним: прямо в сад пойдем и станем гулять и резвиться, друг друга любить и восхвалять, и целовать, и жизнь нашу благословлять»[7].

Романы Достоевского, которые переполнены людским горем, страданием, тяжелейшими жизненными коллизиями, в то же время рисуют оптимистичную картину мира, дают человеку надежду на преображение этого мира. Даже в таком, на первый взгляд, депрессивном произведении, как «Преступление и наказание», в эпилоге мы видим и светлый финал, и новую перспективу жизни, жизни с Богом.

«Их воскресила любовь, сердце одного заключало бесконечные источники жизни для сердца другого… Им оставалось еще семь лет; а до тех пор столько нестерпимой муки и столько бесконечного счастия!»[8] Так говорится о любви Сони и Раскольникова, который через страдания обрел для себя Бога и новое понимание жизни в свете Евангелия.

Итак, мы рассмотрели лишь несколько примеров из русской литературы. Разумеется, эта тема заслуживает более глубокого и детального исследования. Но даже из краткого обзора становится понятным, что проповедь счастья является одной из магистральных тем для русских писателей. И счастье предстает в русской литературе как полнота бытия, достигаемая через гармонию с самим собой, примирение с ближними и жизнь в Боге.



[1] http://iph.ras.ru/elib/2909.html

[2] Чехов А.П. Полное собрание сочинений и писем: В 30 томах. — 2-е изд. — Москва: Наука, 2008. — Т. 8. — С. 251.

[3] Чехов А.П. Полное собрание сочинений и писем: В 30 томах. — 2-е изд. — Москва: Наука, 2008. — Т. 6. — С. 216.

[4] Чехов А.П. Полное собрание сочинений и писем: В 30 томах. — 2-е изд. — Москва: Наука, 2008. — Т. 8. — С. 499.

[5] Чехов А.П. Полное собрание сочинений и писем: В 30 томах. — 2-е изд. — Москва: Наука, 2008. — Т. 8. — С. 303.

[6] http://vehi.net/dostoevsky/karam/06.html

[7] http://vehi.net/dostoevsky/karam/06.html

[8] http://dostoevskiy.niv.ru/dostoevskiy/proza/prestuplenie/prestuplenie-i-nakazanie-epilog.htm

http://www.bogoslov.ru/text/4489795.html

“Что такое счастье?” сочинение-рассуждение по теме и кратким выводом

Проблема счастья является одной из вечных проблем общества. Данный материал, который поможет при подготовке к написанию сочинения «Что такое счастье для человека?», включает в себя краткое рассмотрение природы счастья, аргументацию и заключение.

Введение

Счастье – это такое состояние человека, которое делает его радостным и удовлетворенным собственной жизнью.

Счастье – это явление относительное. Для каждого человека оно свое. Кто-то находит счастье в любви и семье, кто-то находит себе более низкие цели: карьера, предметы быта и т.д.

Из этого следует, что счастье бывает истинное и ложное. Когда человек ложные ценности ставит во главе своего понимания счастья, то его счастье будет ложным и быстротечным, ведь оно не способно принести человеку реального состояния покоя и удовлетворенности.

Чтобы написать сочинение на тему «Счастье», можно привести несколько аргументов из художественных произведений русских писателей.

Первый аргумент

В повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» отсутствует явное рассуждение о сущности счастья. Данная проблема поднимается скрыто, через стремления и действия центральных персонажей.

Петр Гринев оказывается на службе в Белогорской крепости, где через некоторое время влюбляется в Машу Миронову. Чувства главного героя оказываются взаимными. На жизненном и любовном пути Маши и Петра встают различные препятствия. Герои преодолевают их с одной целью: быть рядом друг с другом. Петр Гринев всячески защищает Машу Миронову, а она в свою очередь спасает возлюбленного от ареста. В финале произведения герои обрели настоящее счастье, заключенное во взаимной и жертвенной любви.

Второй аргумент

Совершенно другое понимание счастья у центрального персонажа повести Н. В. Гоголя «Шинель». В жизни Акакия Акакиевича Башмачкина случилась беда: испортилась его шинель, в которой он ходил по зимнему Петербургу. Целью героя становится приобретение новой шинели. Башмачкин делает все, чтобы исполнить свою мечту. Он откладывает деньги, постоянно голодая. И в один день он получает свою шинель, что стало для Акакия Акакиевича настоящим счастьем. Несмотря на то что Н. В. Гоголь жалеет «маленького человека» Башмачкина, автор повести демонстрирует, что вещной мир не может быть настоящим счастьем для человека.

Заключение

Из размышления о природе счастья и из приведенных в эссе аргументов можно сделать следующий вывод: каждый человек по-своему понимает счастье. Если человек достигает того, о чем мечтал всю жизнь, он удовлетворен своей жизнью, счастье дает ему смысл жизни.

Данная статья, которая поможет написать сочинение «Что такое счастье?», на примерах повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» и повести Н. В. Гоголя «Шинель» рассмотрит то, как разные люди рассматривают собственное счастье.

Самые популярные материалы марта для 8 класса:

Сочинение “Что такое счастье?” (9 класс)

Что такое счастье? Этот вопрос занимает умы людей на протяжении многих лет. Данный материал, который предназначен для подготовки к написанию сочинения «Что такое счастье?» в 9 классе, предполагает рассмотрение понятия счастья, приведение двух аргументов из литературы и вывода.

Введение

Счастье – это внутреннее состояние человека, когда он полностью удовлетворен своей жизнью и рад любому ее проявлению. Человек обретает счастье, когда получает все, о чем он когда-то мечтал. У каждого человека свое понимание счастья, однако любой счастливый человек чувствует удовлетворение от своей жизни. Он обретает ощущение радости от жизни и понимает, что в его жизни есть все то, к чему он долгое время стремился.

В написании сочинения-рассуждения «Что такое счастье?» помогут аргументы из произведений художественной литературы.

Первый аргумент

Истинное счастье обретают герои повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Петр Гринев и Маша Миронова влюбляются друг в друга, и смыслом жизни для них становится совместная жизнь. Герои борются друг за друга, рискуя собственными жизнями, и в итоге получают то, ради чего боролись: ради совместного счастья. А. С. Пушкин показывает, что для Гринева и его возлюбленной счастье заключалась в любви и семье. Ни к власти, ни к деньгам они не стремились. Маша и Петр любили друг друга и больше ни в чем не нуждались.

Второй аргумент

Судьба центрального персонажа сказа Н. С. Лескова «Левша» довольно трагична. Однако Левша был по-настоящему счастлив. Он хотел быть нужным своему государству и своему народу, хотел приносить пользу. Для него жизнь, даже самая тяжелая, уже была настоящим счастьем. Н. С. Лесков показывает, что материальные ценности не были мечтой Левши, он находил свое счастье в мелочах. Отношение Левши к жизни помогает понять, что многие люди счастливы даже от того, что имеют возможность жить.

Вывод

Счастье – это неоднозначное понятие, так как для каждого человека счастье свое. Однако все счастливые люди чувствуют любовь к жизни и благодарность за то, что судьба дала им все то, о чем они мечтали. Счастье – это такое состояние, при котором человек не хочет ничего менять в своей жизни, потому что его все устраивает.

Данная статья, которая поможет написать сочинение «Что такое счастье?», на примерах повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» и сказа Н. С. Лескова «Левша» рассмотрит, что такое счастье и в чем оно может появляться.

Самые популярные материалы марта для 9 класса:

Проблема счастья, или лишний человек в русской литературе

Моим выпускникам посвящается…

Каждый человек, придя в этот мир, хочет быть счастливым. Мечта о счастье — самая сокровенная, самая дорогая, неслучайно слово «счастье» очень часто употребляется в нашей речи: его терпеливо ожидают, его искренно желают своим близким, о нем бесконечно рассуждают.

Когда в школе звенит последний звонок, учителя, провожая своих воспитанников, желают им счастья в этом большом и сложном мире.

Так что же такое счастье?

Сколько людей ищет его и не может найти. Это происходит потому, что в их представлении основание счастья коренится во внешних условий жизни, хотя оно полностью зависит от внутреннего устроения человека.

Кто имеет мир в своей душе, кто соблюдает основные нравственные законы, кого не беспокоит совесть, можно по праву назвать счастливым. Как правило, этот человек не одинок, он находится в тесном общении с Богом, который является источником всяких благ. В Священном Писании есть примеры истинно счастливых людей, любящих Бога и исполняющих его Святые Заповеди. Вся история Ветхого и Нового Заветов — это настоящая Академия счастья, в которой сам Господь обучает каждого прилежного ученика.

Истинное представление о счастье можно почерпнуть из произведений русской классической литературы, в которой отражен бесценный опыт человека в поисках счастья…

Интересным в этом плане будет обращение к роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени».

 

История души человеческой…

 

«История души человеческой… едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа», — замечает Лермонтов в предисловии к журналу Печорина. Эту мысль подтверждает В.Г.Белинский, который в 1841 году писал: «Для меня теперь человеческая личность выше истории, выше общества, выше человечества. Это мысль и дума века!» [7, 102]. Проблема личности — центральная в романе «Герой нашего времени», в котором нашли наиболее полное выражение «тяжелые» думы Лермонтова о своем поколении…

Печорин — человек вполне определенного времени, положения, социально-культурной среды, это русский дворянин-интеллигент 40-х годов XIX столетия. Но есть в нем нечто большее, нечто вневременное, то, что делает его «полномочным представителем не только данной эпохи, но и всего великого семейства человеческого рода, а книге о нем придает общечеловеческий философский смысл» [8, 103].

Человек и судьба, человек и его назначение, цель и смысл человеческой жизни, свобода воли и необходимость — все эти вопросы получают в романе многогранное образное решение. Воплощенное в художественное полотно первого в России социально-психологического, нравственно-философского романа история души человеческой, интерес автора к внутреннему человеку дали реальное представление о сложности и многогранности личности.

 

Двойственность человеческой природы

«Между плотию и духом непрестанная брань…»

 

Печорин неоднократно говорит о своей двойственности. Некоторые исследователи объясняют это как результат столкновения «естественного» и «социального» и видят причину всех несчастий героя в эпохе, в которой ему суждено было родиться и жить. Но это, на мой взгляд, слишком поверхностное и очень простое решение столь серьезной проблемы, которую поставил перед собой автор. «Начальной ступенью концепции человека, развитой в романе, можно решать лермонтовское решение вопроса о соотношении природно-физиологического и духовного начал»[8, 103]. Примечателен в этом отношении отрывок из чернового варианта портрета Печорина: «…таков, казалось мне, должен был быть его характер физический, то есть тот, который зависит от наших нерв и от более или менее скорого обращения крови; душа — другое дело: душа или покоряется природным склонностям, или борется с ними, или побеждает их; от этого злодеи, толпа и люди высокой добродетели…».

Это высказывание подтверждает изречение святителя Русской Православной Церкви Тихона Задонского: «Между плотию и духом непрестанная брань; а от сих хотений противных двоякое восстает мудрование или действие плотское и духовное» [2, 1163].

А вот признание самого Печорина: «Я взвешиваю, разбираю свои собственные страсти и поступки… Во мне два человека: один живет в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его…»[8, 128]

Двойственность характера Печорина отражается в самой художественной структуре романа, равно насыщенного мыслью и действием, сочетающего в себе философскую глубину с почти приключенческими событиями.

 

Образ Печорина: от мнения рассказчиков к самораскрытию

 

Жанровые своеобразие романа, композиционная сложность произведения, повествование от имени трех рассказчиков (некоего странствующего офицера, штабс-капитана Максима Максимыча и центрального героя- Григория Александровича Печорина) позволяет широко осветить события и раскрыть характер героя во всей полноте.

Впервые мы узнаем о Печорине от Максима Максимыча («Бэла»). Простодушный штабс-капитан отмечает в нем некую странность: резкие перемены настроения и совершенно непредсказуемые поступки, которые являются «причиной несчастья других». Далее офицер — рассказчик («Максим Максимыч») обращает внимание читателя на характерные детали портрета Печорина: походку, руки, глаза, взгляд — и отмечает не только его отличительные внешние признаки, но и подтверждает первоначальное впечатление читателя о холодном равнодушии Печорина к людям, которых справедливо можно назвать ближними. Важно заметить, что сам герой ощущает себя «не менее несчастливым», чем те, с которыми он встречается на своем пути.

Раскрытие «внутреннего человека» героя и осмысление происходящего с ним происходит на страницах дневника Печорина, опубликованного после его смерти.

В начале истории своей жизни герой необыкновенно энергичен, он полон сил и стремлений, разнообразные душевные движения волнуют и вдохновляют его действовать, искать, разгадывать чужие тайны. От своего предшественника Онегина он отличается не только темпераментом, но и степенью осознанности себя, своего отношения к миру, философским восприятием действительности.

Внешнее развитие действия сопровождаются постоянным внутренним самоконтролем героя, осознанием внутренних противоречий собственных стремлений и желаний, мучительными переживаниями. Размышления Печорина, или рефлексия, раскрывает нам его душевное устроение и помогает понять причины его несчастья, глубокой постоянной грусти.

 

Порок и грех

 

Рассказывая о себе, Печорин с откровенной последовательностью знакомит читателя с историей своей души. В своем знаменитом монологе, произнесенным перед княжной Мэри, он предельно искренен, но, раскрывая такие непривлекательные свойства своего характера, как злопамятство, зависть, ненависть к людям, Печорин обвиняет в этом светское общество, чьи уроки он так прекрасно усвоил. Безусловно, влияние среды на формирование характера отрицать невозможно, но где же ответственность самого человека, его самоконтроль, его собственное стремление к изменениям и, прежде всего, внутри себя? Но для самостояния, для формирования совершенной личности необходим внутренний стимул, некий механизм, способствующий стремлению человека к самоочищению и возрождению, восстановлению в собственном достоинстве. Это не что иное, как вера в Бога и стремление к исполнению Его святых заповедей. Печорин не может во всей полноте осознать причины своего внутреннего бедственного положения: «…ибо, к стыду вашему скажу, некоторые из вас не знают Бога» (1 Кор. 15, 34). Трезво осознающий свои пороки, но далёкий от Бога как источника света, он не видит в них греха, следовательно, не вступает в борьбу с ними и позволяет им беспрепятственно господствовать в своей душе: «Чем более человек удаляется от Бога, тем более превозносится» (свт. Тихон Задонский).

Перечисленные выше пороки духовно спящего человека (при всей внешней активной деятельности) получили своё развитие на «прекрасной почве» — на осознании и самоупоении собственным превосходством над окружающими его людьми.

На языке святых Отцов Церкви, это желание отличаться от других есть характерный признак гордости. Печорин весь «наполнен» этой страстью. «Быть для кого-нибудь причиной страданий и радости, не имея на то никакого положительного права, не самая ли это сладкая пища нашей гордости?», — эта дневниковая запись Печорина как нельзя лучше иллюстрирует высказывания свт. Тихона Задонского: «Гордость везде и всем ищет себя показать, возвыситься над другими», «в чужие дела самовольно мешается», «других людей презирает и уничижает», «в словах и поступках надменность и пышность некую показует…» [2,221].

Будучи рабом гордости, этого «тяжкого недуга души», он энергичен в общении с людьми по причине того, что они его «забавляют», «волнуют кровь». Сколько сил, душевного напряжения ему необходимо, чтобы «ловить каждый взгляд, значение каждого слова, угадывать намерения, разрушать заговоры». Всё это Печорин называет «жизнью», тратя на это лучшие годы своей молодости, жар души, свои дарования и таланты. Такое «искусство», предпринимаемое им для своего счастья, стало причиной тяжёлой душевной муки, внутреннего страдания и мрачного отчаяния, ибо гордыне, согласно святоотеческой мудрости, сопутствует тайная мука.

Печорин, способный на мужественное признание своих пороков, на исповедальную искренность в своём дневнике, не в состоянии познать в себе своего истинного «внутреннего человека» (Еф. 3, 16) и победить самого себя, то есть искоренить из души всю мерзость греховную. Для этого необходимо осознать свою немощь перед Богом, смириться, обнаруживая в себе слабости и падения, возненавидеть грехи и объявить им войну. На поле этой битвы, этой невидимой брани, тоже нужны искусные воины, но они побеждают только под водительством Небесного Полководца.

 

 «Гордость — корень и источник всякого беззакония». Свт. Иоанн Златоуст

 

«Погубляет человека не количество, не множество грехов, но нераскаянное и ожесточённое сердце», — эти слова свт. Тихона Задонского, по мнению М. М. Дунаева, можно поставить эпиграфом ко всему роману.

Исследователь отмечает нарушение героем почти всех 10 заповедей Божиих, среди них «не укради», «не прелюбодействуй», «не убий», которые предупреждают человека о должном отношении к ближнему как условии его благополучия. Очень часто действия и поступки Печорина или разрушительны, или смертоносны по отношению к окружающим его людям: разбитая жизнь княжны Мэри, гибель Бэлы, смерть Грушницкого. Не слишком ли высокая цена за удовлетворённую гордыню?

Перелистывая страницы дневника Печорина, прослеживая его путь, утверждаешься в мысли, что нераскаянные грехи являются источниками новых и сопровождаются многочисленными злодеяниями. «Грех — тьма духовная, она душевно помрачает и ослепляет так, что грешник… ходит, как слепой: не знает, куда путь ведёт его», — предупреждает свт. Тихон [2, 243].

Печорин называет себя «нравственным калекой», но это очень поверхностное и слишком «лёгкое» определение, данное себе человеком, не просвещённым светом Христовой истины и не осознающим себя в плену демонических сил. Совершая свои преступления, он становится своего рода нравственным садистом, находящим особое удовольствие от созерцания душевных мучений тех, кто вверял ему свою душу (прежде всего женщин, любви которых он добивается). «…я любил для себя, для собственного удовольствия: я только удовлетворил странную потребность сердца, с жадностью поглощая их чувства, их нежность, их радости и страдания — и никогда не мог насытиться»[7,135]. Как далеки эти откровенные признания от истинной любви, которая «не гордится, не бесчинствует, не ищет своего… не мыслит зла» (1-Кор.13, 4-6).

Порабощенный алчными страстями и не объявивший войну ни одному из своих грехов, Печорин пожинает «достойные» плоды : «…удвоенный голод и отчаяние». По мнению свт. Тихона Задонского, подлинное счастье «человек внутри себя имеет», когда «благочестие и сокровище добродетелей носит»[2,1028]. С грустью можно осознавать о невозможности существования счастья в ожесточенном, эгоистичном сердце героя романа Лермонтова. Эта мысль является лейтмотивом всего произведения.

 

«И жизнь уж нас томит, Как ровный путь без цели…»

 

Печорин, иронически отзываясь о вере «людей премудрых» прошлого, мучительно осознает где-то в глубине своей страждущей души утрату веры в высокие цели и идеалы: «А мы, их жалкие потомки, не способны более к великим жертвам ни для блага человечества, ни даже для собственного нашего счастья…» [7,145]. В этих словах слышится горькая интонация лермонтовской «Думы», в которой поэт выносит беспощадный приговор своему поколению, своему веку. В 1842 году Белинский писал: «Наш век… это век… разъединения, индивидуальности, век личных страстей и интересов».

Индивидуализм Печорина делает его фигурой эпохальной, героем своего времени. На какой же почве развился столь не характерный для русского человека тип сознания? «Есть переходные полосы государственной жизни,- писал в 1845 году Герцен,- где религиозная и всякая идея нравственности теряется, как, например, в современной России»[ 8,105].

По словам историка В.О.Ключевского, русское общество еще в XVIII веке подверглось влиянию просветительской философии и культуры Запада. Утрачивая «простейшие нравственные связи», постепенно «потеряв своего Бога, заурядный русский вольтерьянец уходил из его храма, как человек, ставший в нем лишним «[ 8, 105].

То миропонимание, которое формировалось в Западной Европе столетиями и породило тип человека - потребителя, заинтересованного прежде всего в удобствах своей земной жизни, сосредоточенного на своих желаниях и выгодах, а «от христианского учения о человеке как образе и подобии Бога оставило лишь форму и фразу,- это миропонимание будучи единым махом пересажено на почву православной России (где многовековой традицией было совсем иное - превосходство духовного над материальным), дало во многих человеческих душах уродливые всходы и горькие плоды» [6, 296].

В русской культуре конца XVIII - начала XIX веков понимание счастья стало сводиться к категориям чувственного удовольствия. Желание первенствования, господства, стремления получить, а не отдать характерно для людей такого типа. В устремлениях к удовлетворению своих потребностей и достижениях ложных целей обессмысливается жизнь, и такой человек становится лишним: «…зачем я жил? для какой цели я родился? А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое… Но я не угадал этого назначения, я увлекся приманками страстей пустых и неблагодарных; из горнила их я вышел тверд и холоден, как железо, но утратил навеки пыл благородных стремлений — лучший цвет жизни» [7, 153].

 

Человек всегда ощущает связь со своим временем, и как часто он не в силах противостоять власти внешних обстоятельств жизни. И только с помощью Божией возможно преодоление законов и духа времени. Наблюдая за своим поколением, уходящим от Бога в «страну далече», Лермонтов попытался в своем романе обнаружить «болезнь времени», вынести ей диагноз, не зная средств к исцелению: «…а как ее лечить — это уж Бог знает».

Дума Лермонтова обращена к судьбе каждого русского человека, его скорбь о своем поколении и судьбе России передается каждому думающему и неравнодушному читателю нашего времени. Подвиг поэта и гражданина, создавшего вершинное произведение русской литературы и раскрывшего в нем трагедию молодого человека своего времени, был совершен во имя будущего русского народа и своего Отечества. Лермонтов, вероятно, не знакомый с творениями Святых Отцов Церкви, наблюдая за происходящим, в своем романе поднимается до высоты осмысления духовно — нравственного состояния своих современников и знакомит читателей с историей жизни Печорина, показывает смертельную опасность безбожного, безблагодатного состояния человеческой души.

Как нужны сегодня нашим детям эти уроки русской классической литературы…

Светлана Александровна Щелкунова, учитель русского языка и литературы школы N22 г. Сергиев Посад

Литература

Священное Писание Ветхого и Нового Завета.

Святитель Тихон Задонский. Собрание сочинений в 3-х томах. Т 2. М., 2005.

Схиархимандрит Иоанн (Маслов). Симфония по творениям св.Тихона Задонского. М.,2003.

В.Г.Белинский. Литературная критика. М., 2005.

М.М.Дунаев. Православие и русская литература. М., 1996, ч 2.

В.С.Непомнящий. Да ведают потомки православных, М.,2001

Лермонтовская энциклопедия. М.,2003.

М.Ю.Лермонтов. Собрание сочинений. Т 2. М.,1992.

Православная энциклопедия. Т 1. М., 2006.

В.Ю.Троицкий. Словесность в школе. М., 2002.