Семья как церковь: Семья — малая Церковь / Православие.Ru – «Семья — малая церковь» в условиях современной жизни

«Семья — малая церковь» в условиях современной жизни

Выражение «семья — малая церковь» дошло до нас с ранних веков христианства. Еще Апостол Павел в своих посланиях упоминает особенно близких ему христиан, супругов Акилу и Прискиллу, и приветствует их «и домашнюю их церковь» (Рим. 16:4). А говоря о церкви, мы употребляем слова и понятия, связанные с семейной жизнью: священника называем «отцом», «батюшкой», себя называем «духовными детьми» нашего духовника. Что же так роднит понятия церкви и семьи?

Церковь — это объединение, единство людей в Боге. Церковь самим существованием Своим утверждает, «с нами Бог»! Как повествует евангелист Матфей, Иисус Христос сказал: «…где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18:20). Епископы и священники — не представители Бога, не заместители Его, а свидетели Божьего участия в нашей жизни. И христианскую семью важно понимать как «малую церковь», т. е. единство нескольких любящих друг друга людей, скрепленных живой верой в Бога. Ответственность родителей во многом схожа с ответственностью церковного духовенства: родители тоже призваны стать в первую очередь «свидетелями», т. е. примерами христианской жизни и веры. Нельзя говорить о христианском воспитании детей в семье, если в ней не осуществляется жизнь «малой церкви».

Приложимо ли такое понимание семейной жизни в наше время? И в западном мире, и еще больше в России, бытовые условия, общественная жизнь, государственный строй, господствующее направление мыслей часто кажутся несовместимыми с христианским пониманием жизни и роли семьи в ней. В наше время чаще всего работают и отец и мать. Дети с раннего детства проводят почти весь день в яслях или детском саду. Потом начинается школа. Члены семьи встречаются только вечером, усталые, торопливые, проведшие весь день как бы в разных мирах, подвергаясь разным влияниям и впечатлениям. А дома ожидают хозяйственные заботы — покупки, очереди, стирка, кухня, уборка, шитье… Кроме того, в каждой семье случаются и болезни, и несчастные случаи, и трудности, связанные с квартирной теснотой и неудобствами. Да, семейная жизнь сегодня — это часто настоящий подвиг.

271304.p 300x228 - «Семья — малая церковь» в условиях современной жизни271304.p 300x228 - «Семья — малая церковь» в условиях современной жизниЕще одна трудность — конфликт между мировоззрением христианской семьи и государственной идеологией. В школе, среди товарищей, на улице, в книгах, газетах, на собраниях, в кино, в передачах радио и телевидения мощным потоком льются и заливают душу наших детей идеи, чуждые и даже враждебные христианскому пониманию жизни. Противостоять этому потоку трудно.

Да и в самой семье редко сейчас встретишь полное понимание между родителями. Часто нет общего согласия, общего понимания жизни и цели воспитания детей. Как тут говорить о семье как о «малой церкви»? Возможна ли она в наше время?

Мне кажется, что стоит попытаться вдуматься в смысл того, что есть «Церковь». Церковь никогда не означала благополучия. В свой истории Церковь всегда переживала беды, соблазны, падения, преследования, разделения. Церковь никогда не была собранием только добродетельных людей. Даже самые близкие ко Христу двенадцать апостолов не были безгрешными подвижниками, не говоря уже о предателе Иуде! Апостол Петр в минуту страха отрекся от своего Учителя, сказав, что не знает Его. Другие апостолы спорили между собой о том, кто из них первый, а апостол Фома не поверил, что Иисус Христос воскрес. Но именно эти апостолы и основали Церковь Христову на земле. Христос избрал их не за добродетель, ум или образованность, но за их готовность все бросить, от всего отказаться, чтобы следовать за Ним. И благодать Духа Святого восполнила их недостатки.

Семья даже в самые трудные времена — это «малая церковь», если в ней остается хотя бы искорка стремления к добру, к истине, к миру и любви, иначе говоря, к Богу; если в ней есть хотя бы один свидетель веры, исповедник ее. В истории Церкви бывали случаи, когда лишь один единственный святой защищал истину христианского учения. И в семейной жизни бывают периоды, когда только кто-то один остается свидетелем и исповедником христианской веры, христианского отношения к жизни.

Ушли времена, когда можно было надеяться, что церковный быт, традиции народной жизни смогут воспитать в детях веру и благочестие. Не в наших силах воссоздать общий церковный уклад жизни. Но именно теперь на нас, верующих родителей, ложится обязанность воспитывать в наших детях личную, самостоятельную веру. Если ребенок сам, своей душой и своим умом, в меру своего детского развития, верит, знает и понимает то, во что он верит, лишь в этом случае он может эту веру противопоставить враждебному окружению.

Возможно ли это в детском возрасте? Мне кажется, исходя из моего опыта работы с детьми можно наметить четыре пути воспитания детского религиозного опыта:

  1. Чувство и понимание «святого», «святости» — святого предмета, крестика, иконы, храма, человека, святости всего божественного.
  2. Не надо быть злым, важно быть добрым, любить и жалеть других.
  3. Во всем мире, природе, есть порядок, смысл, и все делается для чего-то. Все устроено волей Божьей.
  4. Интересно постепенно узнавать что-то новое о жизни, о людях, о вещах, о Боге. Хорошо познавать то, что познается.

В наше время верующим родителям важно не только знакомить детей с тем, во что они верят, — рассказывать о евангельских событиях, объяснять молитвы, водить, когда можно, в храм, — но и развивать у детей религиозную сознательность. Дети, растущие в антирелигиозном мире, должны знать, что такое религия, что значит быть религиозным, верующим человеком. Как пример могу привести полученную из Советского Союза рукопись покойной Е. Трояновской, педагога и верующей православной женщины. Во введении к этому труду она рассказывает детям о стрекозе и красочно описывает, как эту стрекозу воспринимают проходящие мимо. Дождевой червяк просто не замечает. Птица видит в ней пищу, девочка — игрушку, художник — красоту, ученый задумывается об устройстве ее крыльев и глаз. Мудрец увидел все то, что видели другие, но и еще кое-что. Он увидел в ней творенье Божие и стал размышлять о Боге. Прошел еще один человек, самый удивительный. Это был святой. Залюбовался стрекозой, и сердце его возгорелось еще большей любовью к благому Богу, сотворившему ее. Он стал молиться, и душа его наполнилась светом и любовью.

Такого рода рассказы и разговоры с детьми могут помочь развить и утвердить их религиозное сознание.

Мы не можем принуждать наших детей к каким-то героическим конфликтам с окружающей средой. Мы призваны понимать трудности, с которыми они сталкиваются, должны сочувствовать им, когда в силу необходимости они умалчивают, скрывают свои убеждения, чтобы избежать конфликта. Но в то же время мы призваны развивать в детях понимание того главного, чего необходимо держаться и во что они крепко верят. Важно помочь ребенку понять: не обязательно говорить о добре — надо быть добрым! Можно спрятать крестик или иконку, но нельзя над ними смеяться! Можно не говорить в школе о Христе, но важно стараться узнать о Нем как можно больше.

Церковь знала периоды преследований, когда надо было скрывать веру, а иногда страдать за нее. Эти периоды были временами самого большого роста Церкви. Пусть эта мысль поможет нам в наших трудах по созиданию нашей семьи — малой церкви!

Объяснение детям молитвы «Отче наш»

OtcheNash 300x238 - «Семья — малая церковь» в условиях современной жизниOtcheNash 300x238 - «Семья — малая церковь» в условиях современной жизни

Недавно

Церковь — это Божья семья

Церковь — это Божья семья

(Слово старшего пресвитера по Тверской области Павла Стукова на конференции
«Женская дружба» 28 мая 2011 года)


Церковь - это Божья семьяНа этой конференции поднимается важная тема о Дружбе. Люди стараются найти друзей в разных местах. Некоторые дружат с детского сада; другие заводят друзей в школе, в училищах, в институтах. Сегодня люди ищут знакомства в клубах по интересам.

Мы, христиане, понимаем, где найти друга. Это место – в церкви. Хорошо, когда мы в церкви ищем брата или сестру, которые могут разделить с нами новую жизнь.

В связи с этим хотелось бы говорить о Церкви. Церковь — это Божья семья, Божий народ – Тело Христово.

В наши дни некоторые христиане считают, что Церковь не важна, главное – личные отношения с Богом. Если у нас есть личные отношения с Богом, то мы будем любить детей Божьих и будем в церкви. Библия говорит, что «Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее» – Еф. 5:25.
Человек, который не уважает Церковь, не горит любовью к Церкви, не уважает и Христа.
Слава Богу, что в Церкви мы можем найти истинное общение детей Божьих и пребывать в ней для духовной жизни и служения! В одиночку мы не сможем исполнить свое предназначение и миссию. Бог возлагает на нас миссию, которая исходит из Его целей. Дух Святой сказал апостолам: «Отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их»- Деян.13,2. Они насаждали церкви, исполняя свое призвание.

Мы не созданы одиночками. В Едемском саду Бог сказал Адаму: «Не хорошо быть человеку одному» — Быт 2:18. Иисус сказал: «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее»- Мф.16,18.

Церковь предназначена помогать людям. Христос говорит: «Потому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» — Ин.13,35.

В церкви мы видим, какие мы на самом деле. Церковь помогает нам избавиться от себялюбия, отчужденности и эгоизма, укрепляться духовно, учиться друг от друга.
Чтобы иметь близкие отношения друг с другом, нам нужно научиться чувствовать пульс друг друга, радоваться всякому успеху в служении, радоваться, когда церковь растет; не завидовать, если кто-то становится лучше нас.

В церкви мы учимся ладить друг с другом. Часто мы считаем наше мнение единственно правильным и агрессивно реагируем на то, когда человек выражает свое понимание. Мы избавляемся от эгоизма, когда учимся уважать мнение других.

На ТВ есть передача о субкультуре. Во время передачи участники часто выражают с гневом свое мнение в отношение людей другой религиозной культуры.

Мы должны быть снисходительны и терпимо относиться к людям, не разделяющим наши понимания. Христос говорит: покайтесь и веруйте в Евангелие! – Мк.1:15. Но Он не говорит, что мы должны нести нашу церковную культуру в мир. Некоторые хотят изменить этот мир путем культуры. Но от этого человек не станет новым творением. Мы несем в мир Евангелие. Проповедуя в ареопаге, апостол Павел сказал: «Бог ныне повелевает людям всем повсюду покаяться»- Деян.17:30. Когда человек попадает в церковь, мы должны помочь ему измениться и обрести друзей. Мы должны научиться принимать его, таким, как он есть, а не по его повадкам, одежде и суждениям. Научимся принимать других так, как принимает нас Христос!

В церкви мы служим друг другу теми дарами, которые Господь дал для нас. – 1 Пет. 4:10. Мы должны жить на опережение. Это значит, что я должен служить другим, отдавать, а не требовать к себе внимания.

Церковь помогает нам следовать за Христом. Стоит всегда держаться стада Христа. Пастух идет впереди, направляя стадо, а за ним идут овечки. То же самое происходит и в церкви — все стадо идет за пастырем. Чем ближе мы следуем за Христом, тем ближе будем и друг к другу.
Мы должны быть готовы подойти к брату или сестер и спросить: «Почему тебя давно не было в церкви? Ты можешь так уйти от Христа». Нам нужно держаться церкви и друг друга, наблюдая друг за другом, чтобы не отпасть от благодати.

В церкви мы открываем сокровища друг друга, набираемся духовного опыта у братьев и сестер, приносим плоды. Не будем скупы, а будем открыты и искренни друг с другом. Меня пугают подобные заявления верующих: «Я не хочу о себе говорить в церкви», которые подрывается авторитет церкви. В церкви могут быть разногласия и разномыслия, чтобы «открылись искусные». Но я хочу быть открытым и искренним в церкви Христовой. Она есть тело Его. Будем работать с каждой душой, видеть в этой душе невесту Христа!»

Православные брак и семья — Щеголева Е.В.

Книга состоит из высказываний, мнений и поучений святых, отцов Церкви и духовных писателей по различным проблемам семейной жизни.

Муж и жена

Как выбрать себе супруга (супругу)

Первое: нужно обратиться к Господу Богу, к Матери Божией и всем святым от всех чувств души и сердца Вашего теплою молитвою, да покажет Господь Бог милость и священную волю Его; второе: нужно спрашивать людей опытных — родителей Ваших и других, которые знают его жизнь, дела и поведение. Когда заверят о честности его, тогда с благословения Божия и родителей Ваших можно совершить законный святый брак. Но не спешите, а разумно и осторожно; все нужно испытывать и усматривать, а не как зря, ибо брак есть свят и супружество благочестиво есть жизнь свята.

Старец Иона Киевский

Испрашиваешь моего грешного совета и благословения вступить в законный брак с избранной тобой невестой.

Если ты здоров и она здорова, друг другу нравитесь и невеста благонадежного поведения, и мать имеет хорошего, неропотливого характера, то и можешь вступить с нею в брак.

Если мать невесты смиренна, то и невеста должна быть смиренна, потому что по старинной пословице: «яблочко от яблоньки недалеко откатывается».

Преподобный Амвросий Оптинский

Умоляю вас икать не денег и богатства, но добрых свойств в девице: скромности, благочестия и набожности; это лучшее из бесчисленных сокровищ. Но кто-то скажет: от жены разбогател. Не стыдно ли тебе приводить такие примеры? Слыхал я от многих вот какие слова: «Лучше желал бы я терпеть крайнюю бедность, нежели получить богатство от жены».

Святитель Иоанн Златоуст

И ты, когда намереваешься взять жену, не прибегай к людям, но прибегай к Богу. Скажи Богу: «кого Ты хочешь, того и определи мне Своим Промыслом»; поручи Богу это дело, и Он наградит тебя за то, что ты предоставишь Ему такую высокую честь».

Святитель Иоанн Златоуст

Семейную жизнь нужно начинать с молитвы о том, чтобы Господь указал того человека, который будет тебе и помощником и опорой. Так вот, молитва, конечно, должна предварять этот выбор, но если сердце выбрало раньше, надо просить, чтобы это было по воле Божией. Одна женщина рассказывала мне, что, когда она была молодой девушкой, ей понравился один семинарист. И так он был ей по сердцу, что она молила о нем Господа. Стоит она в церкви, он стоит впереди, она видит его затылок, и так молится: «Господи, что бы ни было, только бы он был мой». Он обратил на нее внимание, они познакомились, стали встречаться, он сделал девушке предложение. Они поженились, потом он стал священником, прожили два или три года, двое детишек родилось, все идет хорошо. Вдруг какая-то авария с газом. Он говорит: «Сейчас я быстро разберусь и все сделаю». Надышался газом, отравился и умер. Она плакала: «Зачем же я так просила: что бы ни было, только бы он был мой!» Господь выполнил просьбу, и вот теперь она вдова. А через несколько лет и сама она скоропостижно скончалась, оставив двоих детей. Вот что иногда получается. Да, нужно молиться, но необходимо, как учат святые отцы, оставлять хоть немножко для воли Божией. «Не моя воля, а Твоя да будет». Не «что бы ни было», а «Господи, ты лучше знаешь, я очень хочу, но ты лучше знаешь».

Протоиерей Валериан Кречетов

Молитва девицы о замужестве Богу Отцу

О Всеблагий Господи, я знаю, что великое счастье мое зависит от того, чтобы я Тебя любила всею душою и всем сердцем моим и чтобы исполняла во всем святую волю Твою. Управляй же Сам, о Боже мой, душою моею и наполняй сердце мое: я хочу угождать Тебе одному, ибо Ты Создатель и Бог мой. Сохрани меня от гордости и самолюбия: разум, скромность и целомудрие пусть украшают меня. Праздность противна Тебе и порождает пороки, подай же мне охоту к трудолюбию и благослови труды мои. Поелику же закон Твой повелевает жить людям в честном супружестве, то приведи мя, Отче Святый, к сему освященному Тобою званию, не для угождения вожделению моему, но для исполнения предназначения Твоего, ибо Ты Сам сказал: нехорошо человеку быть одному, и, создав ему жену в помощницу, благословил их расти, множитися и населять землю.

Услышь смиренную молитву мою, из глубины девичьего сердца Тебе возсылаемую; дай мне супруга честнаго и благочестиваго, чтобы мы в любви с ним и согласии прославляли Тебя, милосерднаго Бога: Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Таинство Брака (венчание)

Вначале уместно вспомнить замечательное изречение: «Браки совершаются на небесах». Здесь кратко и благодатно выражена вера в то, что задуманное Богом соединение двух людей в браке не может быть плодом страстей. Оно должно иметь и имеет свое сущностное, бытийное содержание, выходящее за рамки моральных, нравственных, социологических, юридических проблем. Брак не может быть понят и как естественное удовлетворение физиологических или душевных потребностей человека. Православное учение о браке утверждает, что настоящий православный брак — есть Таинство, то есть событие духовное, принадлежащее к духовной реальности, к духовному бытию.

Протоиерей Владимир Воробьев

И первые христиане, и церковное сознание нашего времени не мыслят брак без того особого действия Церкви, которое называется Таинством, которое имеет чудотворную, благодатную силу, дающую человеку дар нового бытия.

Протоиерей Владимир Воробьев

Брак является Таинством уже потому, что он превышает границы нашего разума, ибо в нем два становятся одним.

Святитель Иоанн Златоуст

Один из отцов Церкви в древности сказал, что мир не может существовать без Таинств, то есть без того, чтобы какие-то состояния, какие-то взаимоотношения были бы сверхземными, небесными, чудесными; и, — продолжает он, — брак как единство двоих в разрозненном мире является таким Таинством, чудом, превосходящим все естественные взаимные отношения, все естественные состояния.

Митрополит Антоний Сурожский

Союз супружеский, а отсюда — и семейная жизнь, установлены и освящены Самим Господом Богом еще в раю. И сотвори Бог человека, — сказано в Священном Писании, — по образу Божию сотвори его, мужа и жену сотвори их. И благослови их Бог, глаголя: раститеся и множитеся, и наполните землю. Когда пришел на землю Сын Божий, Господь наш Иисус Христос, то и Он подтвердил закон супружества, повторив слова, которые сказал Бог в раю, когда создал жену первому человеку и установил закон супружества: оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть. Чтобы дать людям понять, как достоин почтения союз брачный, Он сам благоволил быть с Пречистою Материю Своею и учениками на браке в Кане Галилейской. Но, будучи установлен Богом еще в раю, подтвержденный Христом Спасителем, брачный союз получил в Христовой Церкви еще особенное, высшее освящение, как то объяснили святые апостолы. Так, святой Павел, повторив слова Спасителя о брачном союзе, что в нем двое — муж и жена — будут одна плоть, прибавляет: «тайна сия велика: я говорю по отношению ко Христу и к Церкви». Заметьте, тайна сия велика! — учит Слово Божие. Вот почему брак и почитается таинством в ряду семи Святых Таинств, установленных в Церкви.

Священник А. Рождественский

Брак не есть договор, он есть Таинство, дар любви, неразрушимый, Божественный. Этот дар нужно хранить и возгревать. Но он может быть утерян. Это не юридическая категория и не юридический акт. Это есть категория духовная, событие духовной жизни.

Протоиерей Владимир Воробьев

Брак есть Таинство, в котором, при свободном обещании женихом и невестою взаимной их супружеской верности перед священником и церковью, благословляется их супружеский союз во образ духовного союза Христа с Церковью, испрашивается им благодать чистого единодушия к благословенному рождению и христианскому воспитанию детей.

Святитель Филарет Московский

Необходимо призвать священников и молитвами и благословениями утвердить супругов в совместной жизни, чтобы и любовь жениха усилилась, и целомудрие невесты укрепилось, чтобы все способствовало водворению добродетели в их доме, а диавольские козни рассеялись, и супруги в радости проводили жизнь, соединяемые помощью Божией.

Святитель Иоанн Златоуст

Таинство Брака, совершающееся в обществе христиан, — не религиозная форма «регистрации», а глубокий, поучительный способ, которым Церковь хочет нам открыть, что такое любовь и как глубоки человеческие отношения. В этом смысле всякое христианское богослужение, с одной стороны, является лирическим, личным выражением человеческих чувств, но, с другой стороны, имеет и символическое значение.

Митрополит Антоний Сурожский

Без благословения Бога, без освящения Им брака все поздравления и добрые пожелания друзей будут пустым звуком. Без Его ежедневного благословения семейной жизни даже самая нежная и истинная любовь не сумеет дать все, что нужно, жаждущему сердцу. Без благословения Неба вся красота, радость, ценность семейной жизни может быть в любой момент разрушена.

Святая царица-мученица Александра

Дар любви, который дается в Таинстве брака Божиим благословением, — это дар вечный, и не может быть любовь упразднена, она не может прекратиться со смертью. Это, конечно, является гарантией того, что христианский брак совершается в вечности.

Протоиерей Владимир Воробьев

Сердечное взаимное сближение жениха и невесты должно быть освящено благословением родителей. Грешно поступают дети, когда вступают в супружество без благословения родительского: молитвы родителей, по свидетельству слова Божия, скрепляют благополучие семейной жизни.

Священник А. Рождественский

Добрые дети, отправляясь в неведомый для них путь, приходят к своей матери и просят ее напутственного благословения, и нежная мать благословляет их. Так же поступает Церковь Христова, когда покорные ее чада — нареченные жених и невеста — являются во храм Божий, прося ее материнского благословения на безвестный для них путь супружеской жизни. Чуждые дотоле друг другу, соединяясь в одну чету, жених и невеста вступают в новую для них семейную жизнь и потому не знают, что ожидает их: радость ли, спокойствие или душевные тревоги, скорби. В таком случае им необходимо верное напутствие на предстоящий жизненный путь. И это благожелание Церковь сопровождает торжественными и глубоко знаменательными обрядами.

Священник А. Рождественский

В Таинстве Венчания совершается нечто, что иначе, человеческими силами, не могло бы совершиться. Это момент, когда восстанавливается, насколько это возможно в пределах падшего мира, то единство между мужчиной и женщиной, та целостность всечеловека, о которой говорится в начале книги Бытия. Это момент колоссальной важности. Это момент, когда двое, потому что они полюбили друг друга, могут стать одной плотью, то есть не только физической плотью, но и одной телесной реальностью, которая в себя включает разность и душевности, и духовности. В Ветхом Завете мы читаем о том, как человек был создан всечеловеком, и в нем, по учению некоторых (далеко не всех) отцов заключалось все и женственное, и мужеское. Постепенно человек начал возрастать, созревать; и пришел момент, когда в одном человеке уже не могла совмещаться полнота и женского, и мужского существа. Тогда Бог привел к человеку всех животных, чтобы он увидел, что в них есть два пола, и почувствовал, как сказано в Писании, что единственно он одинок. И когда он вдруг ощутил свое одиночество, Бог навел на него глубокий сон и разделил в нем мужское от женского. Но разделил не так, чтобы не осталось ничего того или другого в каждом из них. В каждом осталось нечто от другого, что давало ему возможность узнавать себя самого в другом существе; он и она составляли одно. И когда Адам увидел перед собой Еву, он воскликнул: это кость от костей моих и плоть от плоти моей… Иначе сказать: это я! — и вместе с тем: это я — перед собственными глазами. Но это было настолько «я», это настолько было единство духа, что они себя нагими не видели, они видели себя как единицу, как человека в двух особях. Позже, когда совершилось падение, они вдруг увидели себя нагими, то есть чужими друг другу. И вот с этого момента началась борьба о воссоединении, влечение одного к другому, отчаянное, слепое влечение, крик: вернись ко мне!.. И это совершалось в брачной любви, в любви двух, которые, посмотрев друг на друга, как бы узнавали себя в другом и одновременно узнавали в другом не его собственную ограниченность, а новую полноту, новую красоту, новый смысл. И тогда брак, то есть тайна этой встречи, совершался в том, что они друг друга видели и узнавали себя самих, и вместе — не просто себя, а себя восполненными, с полнотой жизни, которую они могут иметь только друг с другом. И, соединяясь, они и телесно, и душевно, и духовно делались (опять-таки, сколько было возможно и сколько до сих пор бывает возможно в падшем мире) всечеловеком. Это изумительная тайна. Это полнота человека, являемая в двух особях. Потому-то это Таинство: теперь разделение, которое совершено грехом, пусть отчасти, но в значительной мере, решающей мере, снимается, они теперь едины».

Митрополит Антоний Сурожский

По церковному Уставу, бракосочетание должно быть совершаемо непосредственно после литургии, дабы жених и невеста благоговейным молением за литургией (а по примеру древних благочестивых христиан, очищением себя чрез Таинства Покаяния и Причащения Святейших Тела и Крови Христовых) достойно приготовились к принятию благодати Таинства Брака.

Жених в храме становится по правую, а невеста по левую сторону — так соблюдается Богом узаконенный чин и благоприличие: муж — глава жены, и в порядке стояния первенствует пред своею женою.

Два перстня для обручающихся полагаются вблизи друг друга на святой престол в знаменование того, что брачующиеся поручают свою судьбу воле Промысла Божия и от Господа испрашивают благословение на свое обручение. Жених и невеста держат в руках горящие свечи, чем свидетельствуют, что и побуждения к браку у них светлые, чистые, свободные от предосудительных расчетов. Крестовидное каждение жениха и невесты, по введении их внутрь храма, знаменует благодать Всесвятого Духа, действием и наитием которой отгоняется от брачующихся вся сила вражия.

Самые нежные родители не могут пожелать любимейшим детям своим столько благ, сколько испрашивает им у Бога Святая Церковь при совершении Таинства Брака. Она воссылает моления ко Господу, где просит Его ниспослать им «любви совершенней, мирней и помощи; о еже сохранитеся им в единомыслии и твердой вере; о еже благословитеся им в непорочном жительстве…»

Затем священник берет с престола перстни (кольца) и возлагает на безымянные пальцы правой руки. Перстень, по древнему обыкновению, служит печатью и утверждением; троекратным обменом перстней утверждается полное взаимное доверие лиц брачующихся. Жених, в свидетельство своей любви и готовности преимуществом сил своих помогать немощи женской, отдает свой перстень невесте, а та, в знак своей преданности мужу и готовности принимать помощь от него, свой перстень отдает жениху. Теперь обрученные приближаются к аналою, на котором лежат Святое Евангелие и Крест Христов. Этим Церковь говорит, чтобы во всех путях своей жизни, при всех предприятиях и начинаниях, супруги имели пред взором закон Христов, начертанный в Евангелии. Обрученные жених и невеста становятся на одно «подножие» (на разостланный кусок материи) в знак того, что они должны будут разделять одинаковую участь во всем — как счастливую, так и неблагополучную, — всенародно пред Крестом и Евангелием объявляют свое благое произволение на вступление в брак, после чего начинается совершение самого венчания.

По изъявлении женихом и невестою пред лицем Самого Господа и пред всею Церковью взаимного согласия на вступление в брак служитель алтаря Господня приступает к совершению венчания. Устами священника в трогательных молитвах Церковь вспоминает Самим Богом благословленные браки святых праотцев наших и призывает на брачующихся благословение Господне, которого сподобились они; молит Всевышнего сохранить брачующихся, как сохранены были Ной в ковчеге, Иона во чреве кита и три отрока в пещи Вавилонской, просит даровать новым супругам единомыслие душ и телес. Вместе с тем пастырь Церкви умоляет Господа помянуть не только самих брачующихся, а и родителей их, «зане молитвы родителей утверждают основания домов…»

Но вот настала важнейшая, торжественнейшая, святейшая во всем чинопоследовании венчания минута. На благословенную чету возлагаются венцы — знамения царской власти, и этим преподается брачующимся благословение соделаться родоначальниками будущего потомства. Поскольку в древности венцами украшались главы победителей, возложение венцов на жениха и невесту служит для них как бы наградой за их целомудренную жизнь до брака. «Венцы, — объясняет святитель Иоанн Златоуст, — полагаются на главах брачующихся в знамение победы, для того, чтобы показать, что они, непобедимые страстью до брака, таковыми приступают и к брачному ложу. А если кто был уловлен сладострастием, отдал себя блудницам, то для чего ему, побежденному, иметь венец на главе своей?»

При возложении венцов на жениха и невесту служитель алтаря Господня произносит тайнодейственные слова («Венчается раб Божий… венчается раба Божия…) и, в честь Святой Троицы трижды благословляя обоих, трижды же возглашает: «Господи Боже Наш, славою и честию венчай я (их)!»

Господи! — как бы говорит этими молитвенными словами священник, — как эта чета украшена теперь венцами, так украшай брачный союз этот славою и честью. Так Церковь низводит на брачующихся благодать Всесвятого Духа, освящающую их супружество, рождение и воспитание детей. С этой минуты жених есть уже муж своей невесты, невеста — жена своего жениха; с этой минуты они связаны нерасторжимыми узами брака, по непреложному слову Христа Спасителя: что Бог сочетал, того человек да не разлучает.

Священник А. Рождественский

Молитва о согласии и любви между супругами

Святым благоверным князю Петру (в иночестве Давиду) и княгине Февронии (в иночестве Евфросинии), Муромским чудотворцам.

Эти святые являются образцом христианского супружества и покровительствуют вступающим в брак.

О велиции угодницы Божии и предивнии чудотворцы, благовернии княже Петре и княгине Февроние, града Мурома предстателие и хранителие, и о всех нас усерднии ко Господу молитвенницы! К вам прибегаем и вам с упованием крепким молимся: вознесите о нас грешных святыя молитвы ваша ко Господу Богу и испросите у благости Его вся благопотребная душам и телесем нашим: веру праву, надежду благу, любовь нелицемерну, благочестие непоколебимо, в добрых делех преуспеяние, мира умирение, земли плодоносие, воздуха благорастворение, телесем здравие и душам спасение. Исходатайствуйте у Царя Небеснаго Церкви Святей и всей державе Российстей мир, тишину и благоустроение, и всем нам житие благополучное и добрую христианскую кончину. Оградите отечество ваше, град Муром, и вся грады Российския от всякаго зла; и вся правоверные люди, к вам приходящия и святым мощем вашим покланяющияся, осените благодатным действом богоприятных молитв ваших, и вся прошения их во благо исполните.

Ей, чудотворцы святии! Не презрите молитв наших, со умилением вам днесь возносимых, но будите о нас приснии предстателие ко Господу и сподобите нас помощию вашею спасение вечное получити и Царствие Небесное унаследовати; да славословим неизреченное человеколюбие Отца и Сына и Святаго Духа, в Троице покланяемаго Бога, во веки веков. Аминь.

Права и обязанности мужа и жены

Неженатый имеет права и обязанности. Когда он женится, тогда у него прав меньше, а гораздо больше обязанностей. Но когда появятся дети, тогда у него совсем нет прав, а только обязанности.

Старец Епифаний

После заключения брака первые и главнейшие обязанности мужа — по отношению к его жене, а у жены — по отношению к мужу. Они двое должны жить друг для друга, отдать друг за друга жизнь. Прежде каждый был несовершенен. Брак — это соединение двух половинок в единое целое. Две жизни связаны вместе в такой тесный союз, что это больше уже не две жизни, а одна. Каждый до конца своей жизни несет священную ответственность за счастье и высшее благо другого.

Святая царица-мученица Александра

В устройстве дома должен принимать участие каждый член семьи, и самое полное семейное счастье может быть достигнуто, когда все честно выполняют свои обязанности.

Святая царица-мученица Александра

Святой мученик Иустин, как значится в древних сказаниях, говорит, что Господь наш Иисус Христос во время земной Своей жизни занимался делением плуга и ярма, означая этим, что люди должны трудиться и справедливо и наравне с другими нести тяготу, как впряженные волы ровно несут свое ярмо: если один из двух будет отставать, то другому бывает труднее. Если бы супруги ровно, по-христиански разделяли тяготу жизни своей, тогда людям и на земле было бы жить хорошо. Но как супруги часто бывают упруги, оба или один из двух, то наше благополучие земное и не упрочивается.

Преподобный Амвросий Оптинский

Обязанность жены — сохранять приобретенное, с бережливостью употреблять доходы мужа и стараться о доме. Для сего Бог и дал жену, чтобы как в этом, так и во многом другом, она была помошницею для мужа.

Святитель Иоанн Златоуст

Муж должен думать о том, чтобы делами и словами насаждать в доме благочестие; и жена пусть наблюдает за домом, но кроме этого занятия она должна иметь другую, более настоятельную заботу о том, чтобы вся семья трудилась для Царства Небесного.

Святитель Иоанн Златоуст

Бог разделил деятельность нашей жизни на занятия двоякого рода: общественные и домашние. Жене вверил управление домом, а мужьям предоставил все гражданские дела, производимые на торжище, в судилищах, в советах, на войне и другие подобные. Если жена не может бросать копья, метать стрелы, зато умеет управлять веретеном, ткать полотно и с успехом производить другие подобные дела домашние. Не может давать мнения в совете, зато может давать голос дома и часто, когда муж советует что касательно дома, оказывается, что совет жены гораздо превосходнее. Не может она заведовать народною казною, зато может воспитывать детей, может замечать худые намерения служанок, наблюдать за честным поведением слуг, освобождая мужа от всех сих беспокойств, сама заботясь в доме о кладовых, о рукоделиях, о приготовлении пищи, о приличии одежды и о всем другом, чем непристойно заниматься мужу, да и нелегко, хотя бы он тысячу раз принимался за то. Ибо и это есть дело попечительности и премудрости Божией, что способнейший к важнейшим делам менее способен и полезен в делах не столь важных, дабы тем более была ощутительна нужда в жене. Если бы Бог соделал мужа способным к занятиям обоего рода, то женский пол легко бы мог прийти в презрение. Опять, когда бы Он препоручил жене большую и нужнейшую часть, тогда бы жены сверх меры исполнились гордости.

Святитель Иоанн Златоуст

Если в настоящее время Сам Бог непосредственно не приводит жену к мужу, то через Своих служителей изрекает слова благословения, придающие союзу их характер таинственный, в образе союза Христа с Церковью. А при этом освящении и взаимные их обязанности становятся обязанностями священными, так что нарушение их одним лицом не дает другому права нарушать их. Поэтому исполняет ли муж свои обязанности или нет, жена должна исполнить свои, помня, что отчет ей придется отдать не мужу, а Господу. В чем же состоят ее обязанности?

Положение жены — положение существа любящего и преданного. Такое положение назначено ей Самим Богом. Так средоточием всех стремлений жизни жены становится ее муж. Свое имя она переменила на его имя и вместе с тем его славу — признала своей славой. Но в то же время это пользование славой другого не освобождает ее от деятельности. Она сама должна служить славою, венцом мужа своего.

В чем же состоит ее деятельность? Своим благоразумием, своей нежностью, распорядительностью по хозяйству, попечением о детях она должна сделать свой дом святилищем порядка, мира, счастья, где бы муж, после своих занятий вне дома, мог найти для себя покой и развлечение, где бы он находил столько добра, чтобы ему и на мысль не приходило искать в другом месте успокоения от трудов, восстановления утомленных сил души, где бы он находил добрый совет, который следовал бы за ним и в общественной его деятельности и незаметно для него самого умерял его страсти и увлечения, направлял его на доброе, святое. Мало того, служа временному счастью мужа, жена должна послужить и вечному его спасению, и в таком только случае она будет истинной его помощницей.

Храм Живоначальной Троицы на Воробьёвых горах —

Русская Православная Церковь

  • 14 Март 2020

    18 марта, в среду, в 19.00  в Лектории храма Троицы на Воробьевых горах состоится  выступление доктора исторических наук, профессора кафедры истории России и архивоведения ПСТГУ Владимира Геннадиевича Хандорина «Адмирал Колчак: правда и мифы».  Выступление приурочено к 100-летию со дня смерти Александра Васильевича Колчака.  Вход свободный.

  • 12 Март 2020

    15 марта, Воскресенье, 11.30  в Лектории храма Живоначальной Троицы на Воробьевых горах, в рамках Воскресной школы для взрослых, состоятся две лекции:  11.30 « Первые шаги Апостольской Церкви » (курс «Священное Писание»)   12.30 « Византизм и неославянофильство » (курс «Христианская философия»).  Ведущий: Аркадий Малер, философ, публицист, член Синодальной библейско-богословской комиссии и Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви. Вход свободный.

  • Все новости

Дмитрий Лео. Церковь — это тело или семья?

Я решил написать эту статью после того, как к нам в «Вайбер» пришло сообщение от одного человека. Человек не согласился с моим учением о церкви, и написал мне об этом. Несогласие с учением это не проблема, однако, я обратил внимание на то, что человек не услышал кое-что важное, что я пытался донести. Из-за уважения к данному человеку я и пишу эту статью. Возможно, это поможет еще кому-то. Опубликовано на веб-портале imbf.org

Предыстория. Я говорил в проповеди о том, что в НЗ нет прямого упоминания, что церковь (собрание) — это семья, но есть более четырех прямых упоминаний, что церковь – это тело Христово, и целая глава (1Кор.12), посвящена описанию, как это тело функционирует. Я говорил, что если мы хотим понимать, как должна функционировать церковь, то нам нужно брать в пример «тело». И в конце служения я призвал людей молиться, чтобы найти свое место в теле Христовом в соответствии со своим призванием и дарами.

Церковь — это тело или семья?

Пасторы маленьких (домашних) церквей обычно называют церковь «семьей». Пасторы больших церквей чаще всего, называют церковь «телом». Если цель пастора создать уютное место для небольшого количества людей, то модель «семья» подходит для такой церкви. Если цель пастора создать многочисленную церковь, то в качестве модели лучше брать «тело». Соответственно, послания пасторов к церкви будут отличаться.

Сегодня есть много моделей: «церковь — это невеста», «церковь — это жена», «церковь — это воины», «церковь — это семья», «церковь — это тело». Я считаю, что нет противоречий между разными моделями. И если мне нужно ответить на вопрос:

  • «Церковь — это воины Христа?» Мой ответ: «Да!»
  • «Церковь — это невеста?» «Да!»
  • «Церковь — это семья?» — «Да!»
  • «Церковь — это тело?» — ответ: «Да!»

Однако многие понятия являются символическими. Например, как мы можем быть и телом Христа, и женой Христа, и семьей Христа, и армией Христа? Прочтите несколько раз последнюю строчку и подумайте над этим.

В контексте моей проповеди было сказано, что когда мы говорим о функционировании церкви (взаимодействии людей в церкви), то лучше всего подходит модель «церковь — тело». И я считаю, это причина, почему в НЗ церковь неоднократно называлась именно «телом», и целая глава посвящена описанию того, как это тело должно функционировать.

Я не против семьи. Я люблю понятие «семья», и у меня примерная семья. Но я нашел, что для развития большой церкви модель «тело» имеет преимущество перед моделью «семья». Если мы сравним, как сегодня функционируют семьи и как функционирует человеческое тело, то тело лучше устроено и организовано. В семье кто-то может изменить или уйти, кто-то подрастет и пойдет своей дорогой. Родственники бывают хуже чужих людей, и вообще не общаются. Дети могут ненавидеть родителей и т.д. В теле между органами такие вещи недопустимы. Тело функционирует как одно целое. Тело лучше организовано, чем семья.

Когда в церкви 10 человек, то они могут поделить роли, как в семье, и следовать модели семьи. Но если в церкви 1000 человек, то многие даже не знают имен других. Даже если есть «папа и мама» в церкви, они физически не смогут быть папой и мамой для всех этих людей. Вот тут и приходится делить церковь на малые группы, в каждой из которых есть наставники. Все эти группы должен кто-то вести, иначе будет хаос и т.д. Так появляется определенная структура взаимодействия и подотчетности. В церкви с 10 людьми можно легко найти применение всем духовным и естественным дарам. В церкви в 1000 человек поставить всех на свои места и обеспечить слаженное функционирование и единство 1000 человек — это целое искусство. Вот почему модель «тела» лучше подходит для организации взаимодействия в церкви, где много людей. Для домашней церкви вообще ничего этого не нужно. Но там есть свои недостатки.

Заключение

Мы все — дети Божьи, но ранее были разделены с Богом из-за греха. В какой-то период времени мы возродились заново, и получили оправдание и спасение. Преграда между нами и Богом была удалена, мы возвратились в Божью семью.

В момент нового рождения Святой Дух поместил нас в Тело Христово – Его Церковь. В Теле каждый из нас получил определенное место (призвание, дарование и служение).

В соответствии с этим призванием, дарованием и служением мы должны жить, служить, исполняя волю Божью и поручение Иисуса Христа. Очень важно найти правильное место в Теле Христовом и служить своим даром.

Вот как я смотрю на все.

Я рассматриваю христиан как Божью семью. Церковь рассматриваю как Тело Христово. Каждый христианин — это член Его Тела. Воевать против зла мы должны в единстве как армия Христа. Отношения с Христом у каждого христианина должны быть близкими и глубокими как у невесты и жениха.

Возвращаясь к моей проповеди.

На служении я призывал людей найти свое место в церкви. Важно быть на правильном месте. Если мы на правильном месте, тогда Тело будет посылать нам духовные и физические ресурсы. Если мы не на своем месте, тогда и нам и Телу будет плохо. Я призвал людей молиться и искать ответ у Бога, кто они в Теле Христа, какая у них функция и дары. И затем функционировать в соответствии с этим.

Автор: Дмитрий Лео

Добродетели и пороки в семье. Семья как Церковь

Хоть я и сомневаюсь, что способен вести беседу о семейной жизни, но мой долгий опыт проведения Исповеди и духовного окормления братий наших, живущих в миру и подвизающихся на этом благословенном поприще, подсказывает мне ограничиться ответом на вопрос, который мы часто слышим из уст семейных людей: «Отче, мы живем в миру, в обществе, у нас семья – как мы можем спастись? Возможно ли нам достигнуть уровня святых, о которых мы читаем в книгах?»

Думаю, можно остановиться на этой теме и посмотреть, как протекает духовная борьба в семье, как человек может сражаться здесь со страстями, как он исцеляется здесь и освящается.

Мы знаем, что святые каноны нашей Церкви хранят в непоколебимости подлинную православную нравственность. Первое правило Гангрского собора гласит: «Если кто-нибудь хулит брак или гнушается благочестивой и верной женой, соединяющейся с мужем своим, и порицает ее как не могущую войти в Царство Божие, таковому да будет анафема»[1]. Без сомнения, строгость и категоричность этого правила, как и многих других, подобных ему, дает нам твердое основание для решения этого вопроса, и нам сейчас остается только рассмотреть духовную борьбу в семье на практике.

Христианская жизнь вообще и рассматриваемая нами семейная жизнь, в частности, являют собой образ триипостасной Божественности.

Семья как общение личностей отражает единство Святой Троицы, где каждое Лицо сохраняет Свою Ипостась, не нарушая этого единства и единой природы трех Лиц. Классическая формула «единство в Троице и Троица в единстве» ясно выражает всю тонкость и стройность этих Божественных взаимоотношений, служащих архетипом для каждой истинной семьи.

Нравственность выводится из догматов, а православные убеждения человека в семье служат сохранению, а также взаимодополнению личностей в единстве семейного союза, основанного на любви, где все члены составляют одно нерушимое и неделимое тело.

Святые отцы единодушны в том, что разрыв и разъединение между людьми проистекают из разрушения личностей и размывания в каждом отдельном человеке образа Божия, по которому он сотворен, и его природной красоты. В результате возникают индивидуализм и отчужденность со всеми их печальными последствиями. Как следствие грехопадения, появляются страсти, являющиеся болезнью нашей природы, неотступным и коварным врагом нашего спасения.

Поэтому перед каждым из нас, где бы он ни находился, возвышается стена страстей, которые он должен преодолеть, чтобы получить возможность общения в любви с живым и истинным Богом, сотворившим его, а также с людьми – образами Божиими и его братьями. Это более всего важно для семьи, где связь между людьми должна быть такой сильной, чтобы сформировалось сплоченное и неделимое тело, несущее на себе все тяготы, как один человек.

Наши святые, руководствуясь своим опытом и Божественной мудростью, а более всего – вседобродетельной и образцовой жизнью нашего Господа, выделяют среди страстей три основополагающие, из которых, как из источника, проистекают остальные страсти, образующие запутанный лабиринт всяческих козней врага нашего спасения, направленных против нас.

Они ничем не отличаются от тех, которыми сатана искушал Господа в пустыне, почему по праву и считаются главными. Ведь если бы они не составляли весь круг диавольских искушений, диавол не был бы полностью обезоружен.

Этими тремя страстями являются тщеславие, себялюбие и сладострастие. И поскольку они обступают каждого человека и служат препятствием на его пути ко Христу, то давайте посмотрим, как они действуют в пространстве семьи, как нам с ними бороться, чтобы они не достигали своей цели – всеобщего разъединения, которое начинается внутри нас самих, простирается над нашими ближними, нашей семьей и завершается отдалением от нашего Бога и Спасителя.

Духовная брань в семье

Первый порок – тщеславие, или, другими словами, эгоизм – является источником и корнем всего развращения и греха, последовавшего за грехопадением прародителей. Тщеславие ослепляет разум и отгоняет Божий свет, из-за чего человек совершает страшные ошибки, поскольку действует в состоянии смертельного опьянения, толкающего его в бездну нечестия. Тщеславие не дает человеку видеть и понимать действительность, в результате чего он живе

Православное понимание любви и брака и их подмены / Православие.Ru

Доклад архиепископа Тобольского и Тюменского Димитрия на одноименной секции XIV Международных Рождественских образовательных чтений

 

 

Всечестные отцы, братья и сестры!

 

Православие — это не просто обязанность, которую мы выполняем воскресным утром и о которой забываем, покинув храм; Православие — это образ жизни. А образ жизни включает в себя всю совокупность привычек и взглядов, мыслей и действий: стиль жизни и способ жизни. Для нас, православных, христианство — «хлеб наш насущный». Христианин стремится ко Христу и Его Церкви, а не к идеалам современного мира, которые во многом не соответствуют христианскому образу жизни или искажают его. Особенно это заметно в отношении к семье. Она в первую очередь подверглась тлетворному влиянию секулярного общества, которое исказило любовь и брак.

Сейчас за любовь часто принимают влюбленность, а этого душевного (не духовного) чувства отнюдь недостаточно для подлинной семейной жизни. Влюбленность может сопутствовать любви (впрочем, не обязательно) — но она слишком легко проходит; и что тогда? «На каждом шагу мы имеем случаи, когда люди сходятся в браке, потому что «влюбились» один в другого, но как часто и такие браки бывают непрочны! Часто такую влюбленность называют «физиологической». Когда «физиологическая влюбленность» стихает, люди, сошедшиеся в браке, либо нарушают верность, сохраняя внешние брачные отношения, либо разводятся» (1).

            Как к браку относится Церковь?

            Церковь видит в браке тайну любви — любви не только человеческой, но и божественной.

«Брак есть таинство любви» — говорит святитель Иоанн Златоуст и поясняет, что брак является таинством уже потому, что он превышает границы нашего разума, ибо в нем два становятся одним. Называет брачную любовь таинством (sacramentum) и блаженный Августин. С этим неразрывно связан и благодатный характер брачной любви, ибо Господь присутствует там, где люди объединены взаимной любовью (Мф. 18, 20).

О браке как союзе любви говорят и литургические книги Православной Церкви. «О еже ниспослатися им любви совершенней, мирней», читаем мы в последовании обручения. В последовании венчания Церковь молится о даровании брачующимся «друг ко другу любви».

Сама по себе брачная любовь в отношении супругов друг к другу таинственна и имеет оттенок обожания. «Брачная любовь есть сильнейший тип любви. Сильны и другие влечения, но это влечение имеет такую силу, которая никогда не ослабевает. И в будущем веке верные супруги безбоязненно встретятся и будут пребывать вечно со Христом и друг с другом в великой радости»,- пишет Златоуст. Кроме этой стороны брачной любви есть в ней и другая не менее важная.

«Христианская брачная любовь есть не только радость, но и подвиг, и не имеет ничего общего с той «свободной любовью», которая по распространенному легкомысленному взгляду, должна заменить будто бы устаревший институт брака. В любви мы не только получаем другого, но и всецело отдаем себя, и без полной смерти личного эгоизма не может быть и воскресения для новой вышеличной жизни… Христианство признает только любовь, готовую на неограниченные жертвы, только любовь, готовую положить душу за брата, за друга (Ин. 15, 13; 1 Ин. 3, 16 и др.), ибо только через такую любовь отдельный человек возвышается до таинственной жизни Святой Троицы и Церкви. Такова же должна быть и брачная любовь. Христианство не знает иной брачной любви, кроме любви, подобной любви Христа к Своей Церкви, Который предал Себя за нее (Еф. 5, 25.)» (2).

Святитель Иоанн Златоуст в своих вдохновенных проповедях учит, что муж не должен останавливаться ни перед каким мучением и даже смертью, если это нужно для блага жены. «Я считаю тебя драгоценнее души своей», — говорит муж жене у Златоуста.

«Совершенная» брачная любовь, испрашиваемая в чине обручения, есть любовь готовая на самопожертвование и глубокий смысл заключается в том, что в православных храмах в чин венчания входит церковная песнь «Святии мученицы».

            Для чего установлен брак?

Брак не есть всего лишь «способ устроения» земного бытия, не есть «утилитарное» средство для продолжения рода — хотя он включает в себя и эти стороны. Прежде всего, брак — это тайна явления еще в этом мире Царства Божия. «Когда святой Апостол Павел называет брак «тайной» (или «таинством», что по-гречески звучит так же), он имеет в виду, что в браке человек не только удовлетворяет потребности своего земного, мирского существования, но и делает шаг на пути к цели, для которой он был сотворен, то есть вступает в Царство вечной жизни. Называя брак «таинством», Апостол утверждает, что брак сохраняется и в Царстве вечности. Муж становится единым существом, единой «плотью» со своей женой, подобно тому, как Сын Божий перестал быть только Богом, стал также и человеком, чтобы Его народ мог стать Его Телом. Вот почему евангельское повествование так часто сравнивает Царство Божие с брачным пиром. (3)

Брак установлен уже в раю, установлен непосредственно Самим Богом. Основной источник церковного учения о браке — Библия — не говорит, что институт брака возник когда-то впоследствии как установление государственное или церковное. Ни Церковь, ни государство не являются источником брака. Напротив, брак есть источник и Церкви и государства. Брак предшествует всем общественным и религиозным организациям. (4)

Первый брак был заключен «Божиею милостью». В первом браке муж и жена являются носителями высшей земной власти, являются суверенами, которым подчинен весь остальной мир (Быт. 1, 28). Семья есть первая форма Церкви, есть «малая церковь», как ее называет Златоуст, и в то же время и источник государства, как организации власти, так как, по Библии, основа всякой власти человека над человеком находится в словах Божиих о власти мужа над женой: он будет господствовать над тобою (Быт. 3, 16). Таким образом, семья — не только малая церковь, но и малое государство. Поэтому отношение Церкви к браку имело характер признания. Эта идея хорошо выражена в евангельском повествовании о браке в Кане Галилейской (Ин. 2, 1-11). Таинство брака она видела не в обряде венчания, а в самом соединении мужа и жены в одно вышеличное существо путем согласия и любви. Поэтому святые отцы часто называют таинством взаимную любовь супругов (например, Златоуст), неразрушимость брака (например, Амвросий Медиоланский, блаженный Августин), но никогда не называют таинством само венчание. Придавая главное значение субъективному фактору брака — согласию, они ставят другой, объективный фактор — форму брака — в зависимость от первого, от воли сторон и самим сторонам дают свободу в выборе формы брака, советуя церковную форму, если для нее нет препятствий. Другими словами, в течение первых девяти веков своей истории Церковь признавала факультативность брачной формы(5).

Как Церковь относится к супружеским отношениям? Человек не есть чисто духовное существо, человек — не ангел. Мы состоим не только из души, но и из тела, материи; и этот материальный элемент нашего бытия не что-то случайное, что можно отбросить. Бог создал человека с душой и телом, то есть одновременно духовным и материальным, именно это соединение духа, души и тела называется в Библии и в Евангелии человеком. «Интимная близость мужа и жены является частью сотворенной Богом человеческой природы, замыслом Божиим о человеческой жизни.

Именно поэтому такое общение не может осуществляться случайно, с кем угодно, ради собственного удовольствия или страсти, но всегда должно быть связано с полной отдачей себя и полной верностью другому, только тогда оно становится источником духовного удовлетворения и радости для любящих» (6) «Ни мужчина, ни женщина не могут быть использованы просто как партнеры для наслаждения, даже если сами они на это согласны… Когда Иисус Христос говорит: «всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» (Мф.5,28), Он запрещает нам даже в помыслах воспринимать другого человека как объект наслаждения. Ничто не является нечистым само по себе, но все без исключения может стать таковым через недолжное употребление. То же самое может произойти и, увы, сплошь и рядом происходит с высшим Божественным даром человеку — с любовью. И на место святой супружеской любви, естественно включающей в себя и плотские отношения, может встать грязная страсть, жажда обладания. Но ни в коем случае нельзя ставить между ними знак равенства» (7).

Очень важно помнить, что брак — это большой и сложный духовный путь, в котором есть место своему целомудрию, своему воздержанию. Там, где интимная жизнь занимает слишком большое место, там семье угрожает опасность ухода в страстность, и задача семьи, как целостной жизни остается нерешенной… Как только в семье пустеют духовные связи, она неизбежно становится простым половым сожительством, опускаясь иногда до настоящего блуда, принявшего легальную форму.

Выше было сказано, что деторождение не является единственной целью Брака. Но Брак непременно включает в себя (хотя бы потенциально) и эту сторону. И как расцветает, как преображается она в свете подлинно-христианского учения о супружестве! Рождение детей и забота о них в семье являются естественным плодом любви мужа и жены, наибольшим залогом их союза. Муж и жена должны мыслить свои интимные отношения не только как собственное удовлетворение или осуществление полноты жизни личности, но и как участие в приведении в бытие нового существа, новой личности, предназначенной жить вечно.

Интимные отношения не ограничиваются рождением детей, в не меньшей мере они существуют для единства в любви, для взаимного обогащения и радости супругов. Но при всем том высоком значении, которое признает христианство за плотским единением, Церковь всегда безоговорочно отвергала все попытки его «обожествления». Наше время характеризуется попытками освободить плотское внебрачное единение от ассоциаций с грехом, чувством вины и стыда. Все поборники этого «раскрепощения» не понимают, не видят того момента, который, пожалуй, является центральным в христианском видении мира. «Согласно христианскому мировоззрению, природа человека, несмотря на то, что онтологически она является благой, есть природа падшая, и падшая не частично, не так, что некоторые свойства человека остались незатронутыми и чистыми, но во всей своей целокупности… Любовь и похоть — безнадежно смешались, и невозможно отделить и изолировать одно от другого… Именно по этой причине Церковь осуждает, как поистине демонические. те идеи и направления, которые — в различных комбинациях друг с другом — призывают к половому освобождению» (8).

Но способен ли человек в своем теперешнем, падшем состоянии, на истинную, совершенную любовь?

Христианство есть не только заповедь, а откровение и дар любви.

Для того чтобы любовь мужчины и женщины была такой совершенной, как ее сотворил Бог, она должна быть единственной, нерасторжимой, нескончаемой и божественной. Господь не только даровал это установление, но также дает и силу осуществить его в Таинстве христианского брака в Церкви. В нем мужчине и женщине дается возможность стать одним духом и одной плотью.

Высоко учение Христа о подлинном Браке! Поневоле спросишь: да возможно ли такое в жизни? «Говорят Ему ученики Его: если такова обязанность человека к жене (т. е. если так высок идеал брака), то лучше не жениться. Он же сказал им: не все вмещают слово сие, но кому дано»

(Мф.19, 1 0-11). Христос как бы так говорит: «Да, идеал брака высок, обязанности мужа к жене тяжелы; не всем этот идеал под силу, не все вмещают слово (учение) Мое о браке, но кому дано, с помощью Божией все же этот идеал достигается». «Лучше не жениться!» Это — как бы невольное восклицание учеников, перед которыми начертаны были обязанности мужа к жене. Пред великостью задачи — преобразить греховное естество – равно трепещет слабый человек, вступает ли он в брак, постригается ли он в монахи. Единство в Божественной любви, которое составляет Царсвто Божие, на земле дается зачаточно и должно быть взращено подвигом. Ибо любовь есть и радость, и умиление, и ликование друг о друге, но любовь тоже есть подвиг: «Друг друга тяготы носите и так исполните закон Христов» (Галл.6,2).

1. Прот. В. Зеньковский. На пороге зрелости М.,1991. С. 31-32.

2. С.В.Троицкий. Христианская философия брака. Париж, 1932. С.98.

3. Прот. Иоанн Мейендорф. Брак и Евхаристия. Клин: Фонд «Христианская жизнь». 2000. С.8.

4. Проф.С.В.Троицкий. Христианская философия брака. Париж, 1932. С.106.

5. Там же, с. 138 -139.

6. Прот. Фома Хопко. Основы Православия. Нью-Йорк, 1987. С.318.

7.Там же, с. 320.

8. Прот. Александр Шмеман. Водою и Духом. М., 1993.С.176.