Библиотека сайта «Шаббат шалом!»
Библиотека сайта «Шаббат шалом»
Танах
Комментарии
Иудаизм
Г̃алаха
Мусар
Каббала
История
Разное
Словари
Книги издания «Шаббат шалом!» для таблет и телефона
Творчество религиозных евреев
- Тора на иврите со знаками кантеляции — תורה עם טעמי המקרא
- Тора на иврите со знаками кантеляции — תורה עם טעמי המקרא
- Тора на иврите с огласовками — מנוקד
- Танах на русском: Тора. Пророки. Писания (с поиском)
- Специальные главы Торы (праздники, посты, даты)
- Г̃афтарот к недельным главам Торы и к датам
- Тора с комментариями Раши и Сончино
- «Тег̃илим» Перев. р. Дов-Бер Хаскелевича
- «Тег̃илим» Перев. «Мосад Арав Кук»
- «Тег̃илим» на иврите в формате PDF с молитвами и Кадишем
- «Мишлей» Иврит и русский. Перев. «Мосад Арав Кук»
- «Мегилат Эстер» Иврит и русский. Перев. «Мосад Арав Кук»
- «Мегилат Рут» Иврит и русский. Перев. «Мосад Арав Кук»
- «Мегилат Эйха» Иврит и русский. Перев. «Мосад Арав Кук»
- Рав Ицхак Зильбер. «Беседы о Торе»
- Рав Исраэль-Меир Лау. «Практика иудаизма»
- Рав Элиягу Ки-тов. «Книга нашего наследия»
- Рав Арье Каплан. «Мир создан для меня»
- Рав Йоэль Шварц. «Законы потомков Ноя»
- Рав Шеломо Ганцфрид. «Кицур Шульхан Арух»
- Рав Йогоша Ишая Нойвирт. «Соблюдение Шаббата по закону»*
- Рав Ицхак Йааков Фукс. «Кашрут»*
- Рав Хафец Хаим. «Краткая книга заповедей»
- Рав Дов Айзенберг. «Так скажи дому Яакова» (Законы для женщин)
- Порядок выполнения заповедей Рош г̃ашана 5777 (2016/2017) года
- Законы Хануки. Зажигание свечей. Ханука и Шаббат
- Шульхан арух, Рама и Мишна берура. Законы Песаха
- Шульхан арух, Рама и Мишна берура. Законы Бейн г̃амецарим и 9-го ава*
- Рав Лейб Нахман Злотник. «От 17 тамуза до 10 ава»
- Мишна «Авот»
- Виленский Гаон. «Совершенная Мера» (Эвэн Шелема)
- Рав Зелиг Плискин. «Береги свою речь»
- Рамбам. «Законы раскаяния»
- Рамбан. «Врата Воздаяния. Суд Рош Ашана»
- Неизвестный автор. «Орхот цадиким» («Пути праведников»)
- Раби Моше Хаим Луцатто. «Путь Творца»
- Раби Моше Хаим Луцатто. «Путь праведных»
- Разные авторы. Короткие истории (Пополнение продолжается)
- Выдержки из Зог̃ара. Зог̃ар с комментариями «Маток ми-дваш»
- Александр Кац и Цви Вассерман.
Главы из книги «Еврейские мудрецы эпох Мишны и Талмуда» - Рав Шеломо Бенизри. «Краткая история поколений»*
- Рав Арье Каплан. «Воды Эдена. Таинство Миквы»
- Рав Исраэль Спектор. «Врата востока»
- Рассказы о Хануке
- Хасидские и не хасидские истории
- Словарь аббревиатур иврита для изучения Торы (иврит-иврит)
- Словарь для читающих Тору на иврите (иврит-русский)
- Разные иврит-русский и арамейский-иврит словари
- Книга «Тег̃илим» на иврите в формате PDF с молитвами и Кадишем
- Книга «Молитвы на кладбище» на иврите в формате PDF
- Михаэль Казакевич. Стихи
- Мордехай Скляр. Книга «Почему море солёное»
Стихотворения для детей и сказка для взрослых - תורה נביאים וכתובים בכתיב המסורה מנוקד
- תנ»ך עם טעמי המקרא. מקרא + תרגום — פרשת
Танах
Комментарии к недельным главам Торы
Иудаизм
Г̃алаха
Мусар
Каббала
История
Разное
Словари
Книги издания «Шаббат шалом!»
для таблет и телефона
Творчество религиозных евреев
* Перевод продолжается
Рубрика Шабат Шалом — STMEGI
С Б-жьей помощью
Рубрика Шабат Шалом
Дорогие друзья!
Мы открываем новую рубрику, посвященную шабату. Теперь каждую пятницу вы сможете узнать что-то новое о кошерной встрече шабата, связанных с ним традициях, а также узнать мнение ведущих раввинов и цадиков. Веселого и кошерного шабата вам!
Шабат шалом!
Фонд СТМЭГИ
Написано в книге Шмот (31:12—13): «И сказал Всевышний, обращаясь к Моше: скажи сыновьям Израиля: только бы вы соблюдали Мои Субботы, ибо она (Суббота) — знак между Мной и вами во всех ваших поколениях. Чтобы Вы знали, что Я — Всевышний, освящающий вас»
Как-то раву Йонатану Шухману задали вопрос
Как начать соблюдать Шаббат?
Приведем его мнение насчет этого вопроса.
Прежде всего: те законы, которые Вы уже знаете (например, что нельзя включать свет и т.п.) – установите для себя соблюдать их как незыблемое правило (а не как «хобби», один раз – да, другой раз – нет).
Во вторых, нужно установить каждодневную учебу (пусть даже по 15 – 20 минут в день) законов Шаббата по известным книгам: «Царица Суббота» рава Моше Пантелята или «Законы Шаббата в кратком изложении» рава Позена. Их можно купить в магазинах еврейской книги или заказать на сайтах. В этих книгах объясняются все запрещенные в Шаббат действия в полном соответствии с современной действительностью.
Кроме того, на сайтах «Беерот Ицхак» и «Толдот Йешурун» есть множество уроков по законам Шаббата. Понемногу изучайте их и начинайте выполнять. Все, что непонятно, пожалуйста, спрашивайте либо у раввина, либо на нашем сайте, или на любом другом компетентном в законах Торы сайте.
Дополнение от рава Игаля Полищука по данной теме
Истинные старания не нарушать Шаббат удостоят Вас великой помощи Свыше и благословения. Шаббат назван источником благословения. Наш великий учитель Хафец Хаим, когда к нему обращались за благословениями, отвечал, что полноценное соблюдение Шаббата предшествует благословению. Советую также почитать книгу Хафец Хаима «Шем Олам», часть I.
Шабат Шалом
Шаббат шалом! ✡שבת✡שלום✡ — alek_sachka — LiveJournal
Заповеди Торы, связанные с соблюдением субботы, разделяются на две группы:
— заповеди, предписывающие отдыхать от работы;
Первые придают субботе ее домашний, семейный облик. В этот день все члены семьи остаются дома, идут в в общину (синагогу) молиться и слушать чтение Торы, а потом все вместе садятся за субботнюю трапезу.
Заповеди, запрещающие работу в субботу, придают ей другой оттенок — оттенок серьезности. Что это такое — работа? Тора
отвечает, что работа это всякое действие, создающее что-то новое.
С древнейших времен соблюдение субботы является отличительным признаком евреев. И, как говорит древнее изречение, «больше, чем народ Израиля бережет субботу, суббота бережет народ Израиля».
`БАРУХ АТА АДОНАЙ ЭЛОЭЙНУ МЕЛЕХ АОЛАМ,АШЕР КИДШАНУ БЕМИЦВОТАВ ВЕЦИВАНУ ЛЕАДЛИК НЕР ШЕЛЬ ШАБАТ`
Если в доме темно — как грустно в нем! А Тора велит нам, чтобы суббота была для нас наслаждением. Вот поэтому мы зажигаем перед наступлением субботы свечи.
Согласно еврейской традиции, сутки начинаются с вечера. То есть с заходом солнца начинается новый день. Следовательно и суббота начинается тогда, когда в пятницу заходит солнце.
Перед самым наступлением субботы мама зажигает субботние свечи, и это означает, что освящается наступающий день.</span>
Мама закрывает ладонями свои глаза, когда произносит «Благословен Ты Господь, Бог наш, Царь Вселенной, освятивший нас Своими заповедями и повелевший нам зажигать субботнюю свечу!»
Не открывая глаз она в эту святую минуту возносит ко Всевышнему молитву о благополучии семьи и здоровье своих детей. Затем она смотрит на горящие свечи, огоньки которых отражаются в ее заблестевших глазах, и благословляет всю семью пожеланием: Шабат шалом! — «Мирной субботы!» Так зажигая субботние свечи, еврейская женщина наиболее полно выполняет свою роль — приносить в дом свет, красоту и добро.
ШАЛОМ АЛЕЙХЕМ
`БОАХЕМ ЛЕШАЛОМ МАЛАХЕЙ АШАЛОМ МАЛАХЕЙ ЭЛЬОН
МИМЕЛЕХ МАЛХЕЙ АМЛАХИМ АКАДОШ БАРУХ hУ.`
Когда папа, одетый в красивые субботние одежды, забывший о будничных заботах и предвкушающий полный покой субботнего дня, идет в общину (синагогу) — он подобен царю свободно распоряжающемуся своим временем и вольному в своих действиях.
И, — говорит нам еврейская традиция, — когда он возвращается в свой дворец, его сопровождает свита — два ангела Всевышнего. Один из них — добрый ангел, другой — злой. Если они входят в дом, где горят субботние свечи, где накрыт праздничный стол с халами (хлебом), а вино, приготовленное для «Кидуша», багрянеет в блестящем графине, ожидая момента, когда его нальют в стоящий тут же серебряный бокал, добрый ангел говорит: «Дай Б-г, чтобы и в следующую субботу было так же!» А злой ангел отвечает «амен» против своей воли.
Однако если стол пуст и видно, что в этом доме не уважают субботу, — вступает злой ангел и говорит: «Дай Б-г, чтобы и в следующую субботу было так же!» И против своей воли вынужден добрый ангел ответить «амен»..
В честь этих ангелов и в честь святой субботы запевает папа вместе со всей семьей, вернувшись из синагоги и стоя около празднично накрытого стола: Шалом алейхем… — «Мир вам, ангелы, служители Всевышнего…»
1. ШАЛОМ АЛЕЙХЕМ МАЛАХЕЙ АШАРЕТ
МАЛАХЕЙ ЭЛИОН МИМЕЛЕХ МАЛХЕЙ АМЛАХИМ
АКАДОШ БАРУХ ХУ.
МИР ВАМ, АНГЕЛЫ-СЛУЖИТЕЛИ,
ПОСЛАНЦЫ ВСЕВЫШНЕГО, ЦАРЯ ЦАРЕЙ,
СВЯТОГО, БЛАГОСЛОВЕН ОН – 3 раза
2.БОАХЕМ ЛЕШАЛОМ МАЛАХЕЙ АШАЛОМ
МАЛАХЕЙ ЭЛЬОН МИМЕЛЕХ МАЛХЕЙ АМЛАХИМ
АКАДОШ БАРУХ ХУ.
ПРИХОДИТЕ С МИРОМ, АНГЕЛЫ МИРА,
ПОСЛАНЦЫ ВСЕВЫШНЕГО, ЦАРЯ ЦАРЕЙ
СВЯТОГО, БЛАГОСЛОВЕН ОН – 3 раза
3.БАРХУНИ ЛЕШАЛОМ МАЛАХЕЙ АШАЛОМ
МАЛАХЕЙ ЭЛЬОН МИМЕЛЕХ МАЛХЕЙ АМЛАХИМ
АКАДОШ БАРУХ ХУ
ПРИВЕТСТВУЙТЕ МЕНЯ СЛОВОМ «МИР», АНГЕЛЫ МИРА,
ПОСЛАНЦЫ ВСЕВЫШНЕГО, ЦАРЯ ЦАРЕЙ
СВЯТОГО, БЛАГОСЛОВЕН ОН – 3 раза
4.ЦЕТХЕМ ЛЕШАЛОМ МАЛАХЕЙ АШАЛОМ
МАЛАХЕЙ ЭЛЬОН МИМЕЛЕХ МАЛХЕЙ АМЛАХИМ
АКАДОШ БАРУХ ХУ
УДАЛИТЕСЬ С МИРОМ, АНГЕЛЫ МИРА,
ПОСЛАНЦЫ ВСЕВЫШНЕГО, ЦАРЯ ЦАРЕЙ
СВЯТОГО, БЛАГОСЛОВЕН ОН – 3 раза
КИДУШ
`ЙOM АШИШИ. ВАЕХУЛУ АШАМАИМ ВЕААРЕЦ ВЕХОЛЬ ЦВААМ. ВАЕХАЛЬ ЭЛОИМ БАЙОМ АШВИЙ МИКОЛЬ МЛАХТО АШЕР АСА, ВАИШБОТ БАЙОМ АШВИЙ МИКОЛЬ МЛАХТО AШEP АСА. ВАЕВАРЕХ ЭЛОИМ ЭТ- ЙОМ АШВИИ ВАЕКАДЕШ ОТО, КИ ВО ШАВАТ МИКОЛЬ-МЛАХТО, AШEP БАРА ЭЛОИМ ЛAACOT. `
«Помни день субботний, чтобы освятить его», — велит нам Тора, и мы должны делом доказать, что помним о субботнем дне и о его святости.
Как именно следует это делать? Торжественно заявляя о своей вере в то, что Всевышний сотворил весь мир в течение шести дней и, закончив Свою работу в седьмой день, освятил этот день, а также о связи святости субботы с памятью об исходе нашего народа из Египта. Это и есть «Кидуш».
Согласно нашей традиции, Кидуш совершают перед первой субботней трапезой, вечером. после наступления субботы. Папа стоит у стола, держа в руке бокал, полный вина, вся семья стоит вокруг и внимательно прислушивается к словам «Кидуша» а потом отвечает: Амен!
Папа садится, отпивает вина и всем дает попробовать из своего бокала. Лишь после этого начинается субботняя трапеза.
Момент, когда совершают «Кидуш», — святые мгновения в каждом еврейском доме, когда вся семья вместе выражает свою веру в Творца Вселенной и свою готовность выполнять Его волю.
«КИДУШ», СОВЕРШАЕМЫЙ В ПЯТНИЦУ ВЕЧЕРОМ.
Псалом Давида.
ГОСПОДЬ ПАСТЫРЬ МОЙ; НИ В ЧЕМ НЕ БУДЕТ МЕНЯ НЕДОСТАТКА. НА РОСКОШНЫХ ЛУГАХ ДАСТ МНЕ ОТДОХНУТЬ, БУДЕТ ПРИВОДИТЬ МЕНЯ К СПОКОЙНЫМ ВОДАМ. ДУШУ МОЮ УСПОКОИТ ОН; ПОВЕДЕТ МЕНЯ ПРЯМЫМИ ПУТЯМИ РАДИ ИМЕНИ СВОЕГО. ДАЖЕ ЕСЛИ БУДУ Я ПРОХОДИТЬ УЩЕЛЬЕМ В МОГИЛЬНОЙ ТЬМЕ — НЕ УСТРАШУСЬ ЗЛА, ИБО ТЫ СО МНОЮ; НАСТАВЛЕНИЕ ТВОЕ И ПОДДЕРЖКА ТВОЯ УТЕШАТ МЕНЯ. НАКРОЕШЬ ТЫ ПРЕДО МНОЮ СТОЛ НА ВИДУ У ВРАГОВ МОИХ, УМАСТИШЬ МОЮ ГОЛОВУ EЛЕЕМ; ПОЛНОЙ БУДЕТ ЧАША МОЯ. ПУСТЬ ЛИШЬ ДОБРО И ЛЮБОВЬ СОПРОВОЖДАЮТ МЕНЯ ВО ВСЕ ДНИ ЖИЗНИ МОЕЙ, И БУДУ НАХОДИТЬСЯ Я В ХРАМЕ ГОСПОДА ДОЛГИЕ ГОДЫ. (Тегилим 23 – Псалом 22).
Берут бокал в правую руку, после этого берут его левой рукой и ставят на ладонь правой. «Кидуш» говорят стоя. Говоря «И ЗАВЕРШЕНЫ БЫЛИ…», смотрят на пламя свечей. Во время благословения над вином и следующего за ним благословения смотрят на бокал.
«ДЕНЬ ШЕСТОЙ. И ЗАВЕРШЕНЫ БЫЛИ НЕБО И ЗЕМЛЯ СО ВСЕМ ВОИHCTBOM ИХ. И ЗАКОНЧИЛ БОГ НА СЕДЬМОЙ ДЕНЬ ТРУД СВОЙ, КОТОРЫМ ЗАНИМАЛСЯ, И В СЕДЬМОЙ ДЕНЬ НЕ СОВЕРШАЛ ОН НИКАКОЙ ИЗ ТЕХ РАБОТ, КОТОРЫМИ БЫЛ ЗАНЯТ, И БЛАГОСЛОВИЛ БОГ ДЕНЬ СЕДЬМОЙ, И ОСВЯТИЛ ЕГО, ИБО В ЭТОТ [ДЕНЬ] НЕ СОВЕРШАЛ ОН НИКАКОЙ ИЗ РАБОТ СВОИХ, КОТОРЫМИ ЗАНИМАЛСЯ [ПРЕЖДЕ] И КОТОРЫЕ [НА- МЕРЕВАЛСЯ] СОВЕРШИТЬ [ПОСЛЕ TOГО] »
Браха над вином:
БАРУХ АТА АДОНАЙ ЭЛОХЕЙНУ МЕЛЕХ ХАОЛАМ БОРЕ ПРИ АГАФЕН.
בָּרוּךְ אַתָּה אֲדנָי אֱלהֵינוּ מֶלֶךְ הָעוֹלָם בּוֹרֵא פְּרִי הַגָּפֶן
Благословен ты, Господь Бог наш, Царь Вселенной, сотворивший плод виноградной лозы.
БЛАГОСЛОВЕН ТЫ, ГОСПОДЬ, БОГ НАШ, ВЛАДЫКА ВСЕЛЕННОЙ, ОСВЯТИВШИЙ НАС СВОИМИ ЗАПОВЕДЯМИ, И БЛАГОВОЛИВШИЙ К НАМ, И ДАВШИЙ НАМ В НАСЛЕДИЕ, ПО ЛЮБВИ И БЛАГОСКЛОННОСТИ, СВЯТУЮ СУББОТУ СВОЮ В ПАМЯТЬ О СОТВОРЕНИИ МИРА, ПЕРВЫЙ ИЗ СВЯТЫХ ПРАЗДНИКОВ, НАПОМИНАЮЩИЙ О ВЫХОДЕ ИЗ ЕГИПТА, ИБО НАС ИЗБРАЛ ТЫ И НАС ОСВЯТИЛ СРЕДИ ВСЕХ НАРОДОВ, И СВЯТУЮ СУББОТУ СВОЮ ПО ЛЮБВИ И БЛАГОСКЛОННОСТИ ДАЛ НАМ В НАСЛЕДИЕ. БЛАГОСЛОВЕН ТЫ ГОСПОДЬ, ОСВЯЩАЮЩИЙ СУББОТУ!
ОМОВЕНИЕ РУК ПЕРЕД ЕДОЙ
`БАРУХ АТА АДОНАЙ ЭЛОЭЙНУ МЕЛЕХ АОЛАМ, АШЕР КИДШАНУ БЕМИЦВОТАВ ВЕЦИВАНУ АЛЬ НЕТИЛАТ ЯДАИМ`.
Собираясь приступить к еде с хлебом, мы сначала омываем руки.
Мы делаем это при помощи кружки, из которой льем воду на: каждую руку.
Еврейская традиция сравнивает обеденный стол с жертвенником, на котором приносятся жертвы Всевышнему. Мы не рассматриваем процесс принятия пиши только как удовлетворение наших физиологических потребностей. Мы видим в нем выражение заботы о здоровье нашего тела — для того, чтобы можно было использовать его для достижения высших целей, для исполнения высокого предназначения человека. Так же, как священнослужитель приближался к жертвеннику в Храме только после того, как омывал руки из специального умывальника, так же и мы омываем руки перед едой — когда приступаем к совершению того, что преисполнено высшего духовного значения.
Конечно, есть в омовении рук перед едой и другое значение – гигиеническое, эстетическое: мы очищаем руки прежде, чем притронуться к еде.
Совершив омовение рук, мы благословляем Всевышнего за то, что Он повелел нам омывать руки, насухо их вытираем и немедленно приступаем к еде.
БРАХА НА ХЛЕБ
Хлеб — основной продукт питания человека. Лишь та трапеза считается настоящей трапезой, когда едят хлеб. В еврейской традиции установили для хлеба отдельное благословение, которое отмечает его как особый дар Всевышнего человеку.
БАРУХ АТА АДОНАЙ ЭЛОХЕЙНУ МЕЛЕХ ХАОЛАМ ХАМОЦИ ЛЕХЕМ МИН ХААРЕЦ
בָּרוּךְ אַתָּה אֲדנָי אֱלהֵינוּ מֶלֶךְ הָעוֹלָם הַמּוֹצִיא לֶחֶם מִן הָאָרֶץ
Благословен Ты, Господь, Б-г наш, Царь Вселенной, вырастивший хлеб из земли
Это благословение открывает трапезу, и затем уже нет нужды произносить благословения над другими видами пищи — если они являются неотъемлемой частью трапезы.
Сразу после благословения принято отрезать ломоть хлеба, обмакнуть его в соль и есть.
Когда в Храме приносили жертвоприношения, их обязательно солили перед сожжением на жертвеннике. Как уже упоминалось , еврейская традиция уподобляет обеденный стол жертвеннику в Храме.
СУББОТНЯЯ ТРАПЕЗА
Трапеза — один из главнейших моментов субботы, сообщающий свое настроение всему субботнему дню. Вся семья собирается за столом, все забыли о нуждах, о тревогах повседневности, все спокойны — ведь спешить некуда…Стол накрыт по-особому, по-праздничному. Горят свечи, вино, великолепный серебряный бокал: две халы, прикрытые красиво расшитой салфеткой…
Спели Шалом алейхем, совершили «Кидуш» — теперь очередь омыть руки и сесть к столу.
Субботняя трапеза должна состоять из самой лучшей еды: рыба, мясо и те лакомства, которые в семье любят больше всего.
Во время субботней трапезы вся семья распевает змирот шабат — субботние песни, известные и любимые в еврейском народе из поколения в поколение. В доме царит атмосфера покоя, радости и святости…
Ежесубботняя встреча всей семьи за столом предоставляет возможность поговорить обо всем, что произошло в течение недели. Отец экзаменует детей, спрашивая их, что они прошли в течение недели, и рассказывает сам о содержании недельной главы Торы, о примерах нравственного поведения.
«Да будет угодно Всевышнему осенить Своим присутствием Свой народ, вкушающий медовую сладость субботних яств…» — как поется в одной субботней песне.
`ШИР АМААЛОТ, БЕШУВ АДОНАЙ
В субботы и праздники после еды, перед тем, как прочитать Биркаш гамазон, принято петь главу из книги Тегилим (Псалмы восхожденния)— Песнь ступеней. Ее поет вся семья — в каждой общине на свой мотив, согласно своим обычаям.
Тем самым семья отождествляет себя со всем народом Израиля, выражая веру в скорое и полное освобождение из изгнания — когда весь еврейский народ вернется в Сион и будет жить по законам, унаследованным им от своих великих предков.
Время изгнания и надежда на избавление выражаются в этой главе Тегилим в образе земледельца, в слезах засеивающего свое поле. Эти слезы — не слезы страдания, но слезы надежды, слезы того, кто видит нескончаемые беды, но твердо верит, что в конце концов придет радость и веселье:
БИРКАТ ГАМАЗОН
`БАРУХ АТА АДОНАЙ ЭЛОЭЙНУ МЕЛЕХ АОЛАМ, АЗАН ЭТ АОЛАМ КУЛО БЕТУВО, БЕХЕН УВЕХЕСЕД УВЕРАХАМИМ, У НОТЕН ЛЕХЕМ ЛЕХОЛЬ БАСАР, КИ ЛЕОЛАМ ХАСДО…`
Закончив трапезу, мы благодарим Всевышнего за то, что Он дал нам возможность утолить голод, — читаем Биркат гамазон.
Подумайте сами: если подобает благословлять Всевышнего перед едой, то после еды, когда мы насытились, тем более следует делать это. Мы не хотим быть неблагодарными и поэтому после еды говорим Всевышнему: «Спасибо!»
Биркат гамазон содержит в себе выражение признательности Всевышнему за то, что Он заботится о пропитании каждого из Своих созданий: миллиарды живых существ, обитающих иа земле, имеют возможность удовлетворять свои физические потребности, находя пищу — каждое именно то, что ему требуется.
Однако мы не ограничиваемся благодарностью лишь за то, что утолили голод. Мы благодарим Всевышнего — и это главное! — за то, что Он удостоил нас также духовного достояния, достояния Б-жьего народа: Торы, Страны Израиля, Иерусалима, Храма, то есть высочайших нравственных ценностей, тесно связанных с нашей страной, потому что именно там мы обязаны сделать их действительностью и оттуда распространить по всему свету.
Заканчивается Биркат гамазон молитвой о мире, ибо ощущение сытости в значительной мере зависит от того, находится ли человек в мире и покое. «Господь придаст сил Своему народу. Господь благословит Свой народ, даровав ему мир» (Тегилим 29:11, Псалмы 28:11)
Псалом 125 Песнь восхождения. `Когда возвращал Господь плен Сиона, мы были как бы видящие во сне: тогда уста наши были полны веселья, и язык наш – пения; |
ГАВДАЛА
`БАРУХ АТА АДОНАЙ ЭЛОЭЙНУ МЕЛЕХ АОЛАМ, АМАВДИЛЬ БЕЙН КОДЕШ ЛЕХОЛЬ, БЕЙН ОР ЛЕХОШЕХ, БЕЙН ИСРАЭЛЬ ЛААМИМ, БЕЙН ЙОМ АШВИИ ЛЕШЕШЕТ ЙЕМЕЙ АМААСЭ. БАРУХ АТА АДОНАЙ, АМАВДИЛЬ БЕЙН КОДЕШ ЛЕХОЛЬ.`
Способность отличать одни предметы, явления, идеи от других, анализируя их свойства, — это основа человеческого разума. Способность отличать святое от будничного, главное от второстепенного — самая суть того, к чему призван верующий человек.
С наступлением ночи, когда мы прощаемся с субботой, последняя почесть, которую мы воздаем ей, — это совершение обряда «Гавдалы»: мы проводим границу между святой субботой и наступающими вслед за ней буднями.
Одна из 10 заповедей гласит:
Дварим 5:12-15 (Второзаконие) «Наблюдай день субботний, чтобы свято хранить его, как заповедал тебе Господь, Бог твой; шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой – суббота Господу, Богу твоему. Не делай [в оный] никакого дела, ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни раба твоя, ни вол твой, ни осе
Блаженство Шабата | Рубрика «Шаббат Шалом» — STMEGI
А пророки заповедали нам наслаждаться шабатом: «Если в субботу удержишься от исполнения дел твоих в святой день Мой, и назовешь субботу отрадой святой, почитаемой Б-гом, и почтишь ее, не занимаясь своими делами, не отыскивая дело себе и не говоря ни слова (об этом), то наслаждаться будешь… и Я возведу тебя на высоты земли, и питать буду тебя наследием Яакова, отца твоего…» (Иешаяhу 58:13-14).
Нет большего удовольствия в жизни народа Израиля, чем наслаждение шабатом. В этот день тело отдыхает, а душа поёт. Это чувствуют все евреи, освободившиеся от власти ежедневных проблем, от тяжкого труда, от власти денег, приобретений и трат и от неприятного общества, это чувствуют все евреи, вернувшиеся к вековым традициям.
Мы получаем удовольствие, когда готовимся к шабату – покупаем продукты, приготавливаем еду, купаемся и готовим свой дом к празднику. Сказал раби Шемуэль бар Шилат, что каждый из нас обязан внести свой вклад, или что-то купить, или что-то приготовить, или что-то помыть и почистить (Бавли, Шабат 119-б).
Все наши действия во славу шабата и для радости в этот святой день (РАШБА).
Онег шабат включает, как минимум, три трапезы с вкусной едой и напитками, беседы о Торе (Диврей Тора), послеобеденный сон, супружескую близость и шабатние песни (Бен Иш Хай, hалахот «Ваэра» 22-23).
В шабат мы получаем удовольствие от вкусной еды, от рыбы, салатов, горячих блюд и мяса. Вегетарианцев, помимо овощных блюд и салатов, радуют блины и сыры. У нас есть обязанность за каждой трапезой съесть хлеб весом не менее «кабейца», около 60 грамм, с четвёртой трапезой (сеудат малка) это составит около 240 грамм. Если здоровье не позволяет, можно ограничиться только тридцатью граммами в каждой трапезе (Бен Иш Хай, hалахот «Ваэра» 16).
Шабат не обходится без вина, без приятных напитков и соков. А после «диврей Тора» и небольшого перерыва от еды следует полакомиться десертом – подаём на стол сладкое, чай и фрукты.
Особенное удовольствие получаем от беседы о недельной главе Торы, традициях и еврейской истории, от рассказов из еврейской жизни.
А когда от еды и беседы приходит шабатняя усталость, можно немного поспать.
Нельзя справлять шабат без песен, которые открывают сердца перед Небесами, они объединяют всех нас, поющих, с народом Израиля.
В каббалат шабат мы поём мизморим (песни): «Мизмор ле Давид» (Теhилим 29), потом «Леха доди» (Приди, возлюбленный мой), раби Шломо Алькабеца, и «Мизмор шир ле-йом hа-шабат» (Теhилим 92). Сакральный смысл субботы в том, что её мы принимаем, как невесту и царицу, поэтому раби Ханина приглашал своих друзей выйти, встретить её, а раби Янай призывал: «Приди невеста, царица-суббота!» (Бавли, «Шабат» 118-б – 119-а).
Когда еврей возвращается из синагоги два мал’аха-ангела, сопровождают его, останавливаются у входа и спорят. Один говорит: «Проводили мы этого человека и теперь он станет заниматься домашними делами или ляжет спать». А другой отвечает ему: «Нет и нет! Смотри, свечи горят, стол накрыт, жена любимая и дети ждут его. Он будет петь для нас!» Заглядывают они и видят, что семья встречает его, дети и жена поют с ним:
Шалом алейхем, мал’ахей ha-шарет, мал’ахей Эльон, ми-Мелех, малхей ha-млахим, ha-Кадош, барух hу!
Мир вам, ангелы-служители, посланцы Всевышнего, Святого Царя царей, благословен Он!
Боахем ле-шалом, мал’ахей ha-шалом, мал’ахей Эльон ми Мелех, малхей ha-млахим, ha-Кадош, барух hу!
Входите с миром, ангелы мира, посланцы Всевышнего, Святого Царя царей, благословен Он!
Бархуни ле-шалом, мал’ахей hа-шалом, мал’ахей Эльон, ми Мелех, малхей hа-млахим, hа-Кадош, барух hу!
Пожелайте мне мира, ангелы мира, посланцы Всевышнего, Святого Царя царей, благословен Он!
Цетхем ле-шалом, мал’ахей hа-шалом, мал’ахей Эльон, ми-Мелех, малхей hа-млахим, hа-Кадош, барух hу!
Удалитесь с миром, ангелы мира, посланцы Всевышнего, Царя царей, Святого Творца, благословен Он!
Дети машут своими ладошками и ангелы машут им и, довольные, уходят.
Не может быть субботы без песни, вот и муж поёт для своей жены, как для праведной женщины, гимн «Эшет хаиль».
Её достоинства – богобоязненность, мудрость, милосердие, трудолюбие, честность и бескорыстность. «Не легко достать из морских глубин хорошую жемчужину, ещё труднее найти для себя эшет хаиль. Если удостоился человек найти для себя такую жену, она дороже любого богатства. Ибо невозможно оценить все достоинства добродетельной женщины» (Мишлей 31:10-31).
Выполняем кидуш, но прежде, чем поднять бокал с вином, поём «Мизмор ле Давид». (Теhилим 23).
Г-сподь – пастырь мой. Не будет у меня нужды.
На пастбищах травянистых Он укладывает меня,
на тихие воды приводит меня.
Душу мою оживляет,
ведет меня путями справедливости
ради имени Своего.
Даже если пойду долиной могильного мрака –
не устрашусь зла,
ибо Ты со мной;
посох Твой и опора Твоя – они успокоят меня.
Ты накрываешь стол предо мной на виду у моих врагов,
умащаешь голову мою елеем, чаша моя полна.
Пусть только благо и милость сопровождают меня
все дни жизни моей,
и буду я в доме Г-спода долгие годы.
Во время трапезы наша первая песня – «Бар Йохай»:
«Бар Йохай, нимшахта ошреха шемен сасон ме-хавереха…» (Бар Йохай! Счастлив ты, помазан был елеем радости своих друзей…) Шимон бар Йохай открыл нам «Зоар», сияние Торы. пещера, в которой он вместе с сыном, раби Элазаром, Он 13 лет скрывался от палачей Рима в Галилее на севере Израиля, в пещере около Пкиина, а похоронен в Мероне. Десятки тысяч паломников совершают туда восхождение в надежде обрести мудрость, душевное успокоение и благословение на добрую жизнь.
Одна из лучших и задушевных шабатних песен – «Йа Рибон олам». Её создал каббалист раби Исраэль Наджара. Он был раввином Газы, там и похоронен на еврейском кладбище, разрушенном и раграбленном арабами.
Мы поём эту песню на арамейском языке: «Йа Риббон Олам вэ олмая ант у малка мелех малхая…» (Ты – Владыка мироздания, Царь царей…)
Невозможно в переводе на любой другой язык сохранить глубочайший смысл и беспредельную мудрость её слов. Это каббала, Тайная Тора, мы поём и с песней входим в её безбрежные воды:
«Народ, избранный Тобою из всех народов! Возвратись в Святилище Твое, в Святая Святых, К источнику радости всякой души, и вознесут Тебе гимны и молитвы в Йерушалаиме, городе красы Твоей!»
В шабат следует петь «Шир hа-маалот» и другие песни царя Давида. Как не бывает безгрешных праведников, также не бывает счастливых людей без горечи. А когда пришла беда, откуда ждать помощи, если не от Б-га:
«Поднимаю глаза мои к горам – откуда придет мне помощь?
Помощь мне от Г-спода, создавшего небо и землю.
Он не даст оступиться ноге твоей, не будет дремать твой страж.
Вот, не дремлет и не спит страж Израиля.
Г-сподь – страж твой, Г-сподь – укрытие для тебя по правую руку твою.
Дневное солнце не повредит тебе, а ночью – луна.
Г-сподь охранит тебя от всякого зла, сохранит твою душу.
Г-сподь охранять будет выход твой и твоё возвращение
отныне и во веки веков» (Теhилим 121).
«Шир hа-маалот» подобны элексиру, восстанавливающему силы ослабевшей душе. Эти песни – действенное средство в момент опасности и защита от болезни, поэтому, когда мы хотим помочь нашим близким, читаем их перед свитками Торы.
Когда время шабата подходит к завершению, мы поём песню «Йедит нэфеш».
Её оставил нам каббалист, ученик раби Йосефа Каро, раби Элиэзер бен Моше Азкири (Азкари). Она охватывает весь святой субботний день и всю нашу жизнь. Мелодия этой песни несёт нас по волнам великой реки любви.
Любовью души назван Тот, кому предана община Израиля. Он даже в самую суровую пору бедствий скроет Своих овец от волчьих зубов, Он укажет в какой стране найдут изгнанники тихое место для привала (Раши).
Община Израиля среди других народов, как любимый цветок Творца среди буйной растительности на земле. Но Всесильный, благословен Он, во все времена оберегает Свой народ от полного уничтожения. Поэтому сказал царь Давид: «Г-сподь охранять будет исход твой и приход твой отныне и вовеки» (Теhилим 121:8).
Все эти книги (кроме книг издательства «Шаббат шалом!» и книг, переводы которых продолжаются) были найдены в Интернете, как правило, на сайтах заслуживающих доверия, переформатированы, исправлены ошибки. Однако, редакция не берет на себя ответственность за содержимое файлов, т.к. полное сравнение с оригиналами не производилось. Тексты продолжают исправляться. Танах
Комментарии
Иудаизм
Г̃алаха
Танах Комментарии к недельным главам Торы Иудаизм Г̃алаха Мусар Каббала История Разное Словари Книги издания «Шаббат шалом!» Творчество религиозных евреев * Перевод продолжается |
Шабат — что это? Еврейский шабат
У евреев есть еженедельный праздник, который отмечается каждую пятницу с заходом солнца. Называется он «Шабат шалом», что в переводе означает «Здравствуй, суббота». Каждый еврей с почтением относится к шестому дню недели, который напоминает ему о духовной цели в жизни. Выясним, шабат – что это за праздник и как его отмечают в Израиле.
«Мирная суббота»
Шабат шалом — это праздничный пятничный ужин, посвященный субботе. Почему именно этот день недели считается святым для евреев? Потому что он является одним из основ единства еврейского народа. Этот священный день напоминает евреям о том, что когда-то они были рабами в Египте. Но позже Всевышний вывел народ оттуда, чтобы на Синае они получили Тору. Суббота – это символ выхода евреев из физического рабства и обретения ими духовной свободы. Празднование субботы – это также прямое выполнение евреями 4-й Божьей заповеди: «Помните субботний вечер, чтобы освятить его. 6 дней работай, а 7-й день посвяти Всевышнему твоему…» Для религиозного еврея очень важен «День покоя» — шабат. Что это за праздник для Израиля? Можно сказать, что на шабате «стоит» Израиль. В субботу в стране не работают поликлиники, государственные учреждения и большинство магазинов. Общественный транспорт не ходит по улицам Израиля с 15.00 (зима) и с 16.00 (лето) каждую пятницу. Люди могут добраться до места только на такси, которые работают по повышенным (субботним) тарифам.Как отмечают праздник?
Еврейский шабат существовал даже в Древнем Египте. Евреи, пребывавшие в египетском рабстве, получили разрешение на отдых в субботу. А все благодаря Моше. Он вырос в семье фараона. На протяжении нескольких лет Моше наблюдал за изнурительной работой своих собратьев. Ему стало жалко их, и он обратился к фараону с просьбой подарить рабам день отдыха в неделю. И фараон согласился. Поэтому шабат напоминает евреям не только о 4-й заповеди Всевышнего, но и об исходе из египетского рабства. Приготовление к празднику начинается с пятницы. Вечером, с заходом солнца, вся семья собирается к праздничной трапезе. Шабат длится сутки: от захода солнца пятницы до аналогичного времени субботы (особенность еврейских праздников). Приготовлением к празднику занимается женщина; она же зажигает свечи перед «Мирной субботой».Накануне праздника
Главный праздник Израиля – это шабат. Что это такое, нам удалось выяснить. Узнаем, как готовятся евреи к «Мирной субботе». В Израиле женщину называют «светом дома». Ей отведена важная роль в приготовлении к шабату. У евреев есть многовековая традиция – печь к великому празднику халы. Женщина, пекущая праздничный хлеб своими руками, выполняет одну из священных мицв. Приготовление к празднику начинается утром в пятницу. Женщина начинает готовить халы и различные блюда к столу. При этом она пробует каждое приготовленное блюдо. Но делать это она обязана правильно: не выплевывать пищу, а проглатывать еду, произнося Брахи. Праздничный стол обязательно должен быть покрыт скатертью до конца праздника (желательно белого цвета). Перед шабатом каждый мужчина и каждая женщина принимают ванну или душ. Если же до праздника остается мало времени, то допускается умывание водой только рук и лица.Зажигание свечей
Этот священный обряд проводят еврейские женщины. Зажигание свечей в шабат совершается с особой тщательностью и преданностью. Этот ритуал несет мир и согласие в еврейские дома. Женщины, которые отмечают праздник дома, обычно зажигают 2 свечи непосредственно на праздничном столе или неподалеку от него. Иногда вместо них используют масляные светильники. Тот факт, что хозяйка дома зажгла свечи, еще не означает начало шабата для домочадцев. Они могут заниматься своими привычными делами. А вот женщина с этого момента не имеет права делать работу и употреблять пищу до захода солнца. Свечи должны зажигаться не позднее чем за 18 минут до захода солнца. Их нельзя переносить с места на место. Для шабата приобретаются длинные свечи, чтобы они смогли прослужить до окончания праздничной трапезы.Субботняя трапеза
Это один из главных моментов праздника. Семья собирается за пятничным столом, на котором уже горят свечи. Домочадцы и гости должны садиться за праздничный стол в хорошем настроении, забыв про проблемы повседневности и тревоги. Перед тем как приступить к трапезе, евреи поют «Шалом алейхем», совершают Кидуш и омывают руки. Наступает шабат. Время его начала – заход солнца в пятницу. Вся семья приступает к трапезе, которая должна состоять из лучшей еды: рыбы, мяса и различных лакомств. На стол подается 2 халы, когда наступает шабат. Что это такое и почему его едят в двойном размере? Халы – это белый хлеб, который готовит к «Мирной субботе» еврейская женщина. На стол кладется 2 порции праздничного хлеба в память о небесной манне, которую подарил Всевышний евреям, когда они возвращались из Египта по пустыне. В тот день Бог дал людям небесного хлеба в два раза больше. Манна – это небесный хлеб. В праздник шабата он ассоциируется с халы. Во время праздничной трапезы евреи распевают субботние песни. Считается, что во время шабата в доме должна царить атмосфера радости и покоя. Все, кто собрался за праздничным столом, обсуждают события текущей недели или рассказывают интересные истории из жизни.
Шалом!
Евреи приветствуют друг друга, произнося слово «шалом». В переводе оно означает «совершенство». Поэтому «шалом» — это внешнее проявление лучшего внутреннего качества и состояния человека. Совершенство здесь ассоциируется не с физическими параметрами, а олицетворяет духовное состояние. Поэтому при встречах евреи произносят «Шалом!», тем самым желая друг другу духовного совершенства. Это же слово используется и при расставании. Несложно догадаться, почему у субботы такой название – «Шабат шалом!». Евреи говорят, что «Мирная суббота» — это величественный праздник, которым может гордиться Израиль. Шабат помогает еврейскому народу осознать, что в жизни есть более высокие ценности, нежели земные блага и жажда материальной наживы. Шабат учит жить ради вечности и святости. И те, кто почитает субботу, будут вознаграждены по заслугам. «Больше, чем евреи хранили субботу, суббота хранила евреев».
Шаббат шалом. Что такое шаббат. Блог про Израиль
Шаббат шалом в переводе с иврита означает, здравствуй суббота. Многие задают вопрос, что такое шаббат? А некоторые сравнивают с чем – то непонятным. На самом деле это седьмой день недели (суббота), который у евреев считается особенным днем. В этот день верующие люди не работают. Они посвящают день молитвам и семье.
Есть вещи, которые категорически нельзя выполнять в это время. Например, готовить кушать. Еврейские женщины делают это заранее. Пищу нельзя даже подогревать. Нельзя делать все, что связано с изготовлением или починкой одежды. Даже отрывать нитки. Также нельзя стричь животных, что – либо строить и писать. Читают только молитвы.
В праздник шаббат израильтяне готовят специальные блюда и пьют виноградные напитки. Вся семья собирается за столом и встречает шаббат. Начинается он в пятницу с заходом солнца и заканчивается в субботу вечером.
Была со мной интересная история. Каждый год в разных странах проводится еврейское культурно – развлекательное мероприятие Лимуд. Собирается огромное количество людей со всего мира на этот грандиозный праздник. Года три назад его организовывали в Львове в гостинице Днестр. Был забронирован для участников Лимуда целый отель. Гостей, которые придерживаются шаббат, расселили на втором этаже, чтоб им никто не мешал.
Все было хорошо организовано. И тут встал вопрос, кто возьмется дежурить на этаже в субботу. Ведь в этот день гости не могли ни лифт вызвать, ни карточкой дверь в номер открыть. Вызвалась помочь, так как уже знала еврейские традиции и могла немного изъясняться на иврите. Идея всем очень понравилась. Руководство предупредило, что придется очень много раз открывать двери гостям, но меня это не смутило. Подумала, что есть возможность попрактиковаться в иврите.
Взяла стул, села на этаже и начала дежурить. Гости были приятно удивлены тем, что я при встрече говорю Шаббат Шалом, и немного на иврите. Видимо меня сильно пожалели. Лифт не пришлось вызывать ни разу. Участники мероприятия ходили пешком. Выходить и заходить в номера старались крайне редко. Было понятно, что они ценят мои старания. Все были очень улыбчивые.
Праздник шаббат и некоторые нюансы, которые важно знать
- В пятницу после обеда начинают закрываться магазины, музеи, рестораны, государственные учреждения. Открываются в субботу вечером, а некоторые в воскресенье. Так что в магазинах желательно все необходимое купить заранее. В этот день, встречаясь на улице, люди говорят друг другу шаббат шалом.
- Важным моментом является то, что прекращает работу общественный транспорт. Правда, хорошо развита сеть маршрутного такси, но обо всем нужно узнать заранее. Если намечена поездка в другой город, то лучше всего это делать с утра, чтоб до обеда успеть вернуться назад. Организовать экскурсию с гидом может Дмитрий Эльхинович.
- Существуют специальные лифты без кнопки, но в основном они расположены в гостиницах. В этот день лифт нельзя вызывать. Он сам поднимается и опускается на каждом этаже
Даже нерелигиозные евреи с удовольствием покупают халу, зажигают минору, пьют виноградный сок и
вспоминают про все хорошее, что произошло за неделю. По – моему, это отличный праздник, да еще и раз в неделю!