12 вариантов сказки «Курочка Ряба»
Сказка №70 из сборника «Народные русские сказки» А. Н. Афанасьева
Жил-был старик со старушкою, у них была курочка-татарушка, снесла яичко в куте[1] под окошком: пёстро, востро, костяно, мудрено! Положила на полочку; мышка шла, хвостиком тряхнула, полочка упала, яичко разбилось.
Старик плачет, старуха возрыдает, в печи пылает, верх на избе шатается, девочка-внучка с горя удавилась. Идёт просвирня[2], спрашивает: что они так плачут?
Старики начали пересказывать:
— Как нам не плакать? Есть у нас курочка-татарушка, снесла яичко в куте под окошком: пёстро, востро, костяно, мудрено! Положила на полочку; мышка шла, хвостиком тряхнула, полочка упала, яичко и разбилось! Я, старик, плачу, старуха возрыдает, в печи пылает, верх на избе шатается, девочка-внучка с горя удавилась.
Просвирня как услыхала — все просвиры изломала и побросала. Подходит дьячок и спрашивает у просвирни: зачем она просвиры побросала?
Она пересказала ему всё горе; дьячок побежал на колокольню и перебил все колокола.
Идёт поп, спрашивает у дьячка: зачем колокола перебил?
Дьячок пересказал всё горе попу, а поп побежал, все книги изорвал.
Записано в Архангельской губ. А. Харитоновым.
из сборника «Народные русские сказки» А. Н. Афанасьева
Как у нашей бабушки в задворенке
Была курочка-рябушечка;
Посадила курочка яичушко,
С полки на полку,
В осиновое дупёлко[4],
В кут под лавку.
Мышка бежала,
Хвостом вернула —
Яичко приломала!
Об этом яичке строй[5] стал плакать,
Баба рыдать, вереи[6] хохотать,
Курицы летать, ворота скрипеть;
Сор под порогом заку́рился,
Двери побутусились[7], тын рассыпался;
Поповы дочери шли с водою,
Ушат приломали,
Попадье сказали:
«Ничего ты не знаешь, матушка!
Ведь у бабушки в задворенке
Была курочка-рябушечка;
Посадила курочка яичушко,
С полки на полку,
В осиновое дупёлко,
В кут под лавку.
Мышка бежала,
Хвостом вернула —
Об этом яичке строй стал плакать,
Баба рыдать, вереи хохотать.
Курицы летать, ворота скрипеть,
Сор под порогом заку́рился,
Двери побутусились, тын рассыпался;
Мы шли с водою — ушат приломали!»
Попадья квашню месила —
Всё тесто по полу разметала;
Пошла в церковь, попу сказала:
«Ничего ты не знаешь…
Ведь у бабушки в задворенке
(Снова повторяется тот же рассказ.)
……… тын рассыпался;
Наши дочери шли с водой —
Ушат приломали, мне сказали;
Я тесто месила —
Всё тесто разметала!»
Поп стал книгу рвать —
Всю по полу разметал!
Примечания
- Угол в избе, прилавок, ларь, в котором зимой держали кур.
- Женщина при церкви, которая пекла просвиры — хлебцы особой формы
- Записано в Архангельской губ. А. Харитоновым.
- Кадочка, выдолбленная из цельного дерева или пня.
- Нищий, калека.
- Вереи — столбы, на которые навешиваются ворота.
- Покривились
Русский сюжет
Саратовская обл.
Дорогое яичко
Жили старик со старухой. И была у них курочка рябушечка стара старушечка. Снесла яичко в сенцах на полке, на ржаной соломке. Откуда мышка ни взялась, расколола это яичко. Деда плачет, баба горюет, сорока ногу изломала, тын расшатался, дуб с себя листочки посшибал. Попова дочь за водой пошла, вёдра разбила, пришла домой без воды. Попадья спрашивает: «Что ты дочь, без воды пришла?» Она рассказывает: Какое на меня горе, какое на меня великое: «Жили старик со старухой. И была у них курочка рябушечка стара старушечка. Снесла яичко в сенцах на полке, на ржаной соломке. Откуда мышка ни взялась, расколола это яичко. Деда плачет, баба горюет, сорока ногу изломала, тын расшатался, дуб с себя листочки посшибал. А я за водой пошла, вёдра разбила, коромыс разбила. Хоть ты попадья покидай с горя пироги за окошко!» Попадья с горя и выкинула пироги за окошко. Поп идёт: «Что это ты, поподья, делаешь?» А она отвечает: «Какое на меня горюшко, какое на меня великое. Жили старик со старухой. И была у них курочка рябушечка стара старушечка. Снесла яичко в сенцах на полке, на ржаной соломке. Откуда мышка ни взялась, расколола это яичко. Деда плачет, баба горюет, сорока ногу изломала, тын расшатался, дуб с себя листочки посшибал. Наша дочь за водой пошла, вёдра разбила, коромыс разбила. А я с горя покидала все пироги за окошко. А ты, поп, хоть с горя об косяк расшибись!» Поп разбегся, да как ударится об косяк! Тут и помер. Стали попа хоронить и поминки справлять. Вот какое яичко-то дорогое!
(Сказки Саратовской области. Саратов, 1937. Стр. 147—148).
Воронежская обл.
Курочка рябушка
Жили были дед и баба. И была у них курочка рябушка. Курочка была не простая, значит, и несла яички золотые. Вот снесла рябушка золотое яичко, крупное такое, любо смотреть. Увидел яйцо дед и зовёт бабушку. Стали они хвалить курочку рябушку. А потом дед и говорит: «Наддать-то яичко на хорошее место положить, чтобы видно было. Ну, и положили. Положили и не налюбуются. Весь день любовались. А у бабушки с дедушкой был кот мурлыкушка, очень до мышей злой. И вот когда дед с бабушкой легли спать, стал мурлыкушка за мышкой бегать. Съесть её удумал. Мышка и туда и сюда — некуда от кота не денешься. Увидала она яичко, хотела за него спрятаться — и нырь на полку. А яичко на полке не удержалось и на пол упало и разбилось. Утром встают дед и бабушкой. Дай, думают, на яичко полюбуемся. Глядь, а яичка на полке нет. Валяется на полу и разбито всё как есть. Заголосили дед и бабушка и пошли жалиться к рябушке. А курочка им и говорит: «Не плачь, дед, не плачь, бабушка! Снесёт вам курочка рябушка другое золотое яичко, лучше прежнего».
(От Даньшиной Натальи Михайловны (1892), с. Красовка, Грибановского р-на, в 1969 г.//Народная сказка Воронежской области. Современные записи. Воронеж 1977 под. ред. Кретова. Стр. 17, № 1.)
Вологодская обл.
Был старик, да старуха
Был старик, да старуха. А у них была пестра курочка. Снесла яичко у Кота Котофеича под окошком на шубном лоскуточке. Глядиька, мышка выскочила, хвостом вернула, глазком мигнула, ногой лягнула, яйцо изломала. Старик плачет, старуха плачет, веник пашет, ступа пляшет, песты толкут. Вышли на колодец за водой поповы девки, им и сказали, что яйцо изломали. Девки вёдра изломали с горя. Попадье сказали, та под печку пироги посадила без памяти. Попу сказали, поп-от побежал на колокольню, в набат звонить. Миряне собрались: «Что же сделалось?» Тут между собой миряне стали драться с досады.
(Соколовы, 142. От Елезаветы Пантелеевны Чистяковой, д. Покровская, Пунемской волости, кирилловского уезда, Новгородской губ.)
Украинский сюжет
Черниговская обл.
Курица Ряба
Жили-были дед да баба. Была у них курочка Ряба. Снесла курочка яичко, не простое — золотое. Дед бил, бил — не разбил. Баба била, била — не разбила. Мышка бежала, хвостиком задела, яичко упало и разбилось. Дед плачет, баба плачет, а курочка кудахчет: «Не плачь, дед, не плачь, баба: снесу вам яичко не золотое — простое!»
(с. Плоское, нежинского у. Черн. г.).
Рябонька Курыця
Жыв дид, да баба. У дида була курыця рябенька. Курыця на яечко, а мышь на оконце искочила, хвостиком матнула, яйце упало и розбилось. Стали воны плакать. Курыця знесла ще яйце; тоды курица через два дни пропала.
(с. Плоское, нежинского у. Черн. г.).
Полтавская обл.
Дид и Баба
Був соби дид и баба // Мали соби курочку рябушечку. // Курочка яечко знесла, // Баба хижу мила, // Яечко разбила. // Дид плаче, баба плаче, // Ворота скрипять, // Сорока стрекоче.
Полетила сорока, сила на дубочку. Питае дуб сороки: «Чого ты стрекочешь?», «Ей дубе, дубе. Коли б ты знав, то б и листья поопускав. Дуб листье попускав».
Був соби дид и баба // Мали соби курочку рябушечку. // Курочка яечко знесла, // Баба хижу мила, // Яечко разбила. // Дид плаче, баба плаче, // Ворота скрипять, // Сорока стрекоче // Дуб листье поопускав.
Прийшов бычок. Бычок питае: «Чого ты листья поопускав?» «Як бы ты знав, то ты б и рыужки позбывав».
Був соби дид и баба // Мали соби курочку рябушечку. // Курочка яечко знесла, // Баба хижу мила, // Яечко разбила. // Дид плаче, баба плаче, // Ворота скрипять, // Сорока стрекоче. // Дуб листье поопускав, // бычок рыужки позбывав.
Пошел бычок до воды. Вода питае: «Чого ты рыужки позбивав?» «Ей водо, водо, як бы ты знала, то ты б кровавою стала».
Був соби дид и баба // Мали соби курочку рябушечку. // Курочка яечко знесла, // Баба хижу мила, // Яечко разбила. // Дид плаче, баба плаче, // Ворота скрипять, // Сорока стрекоче. // Дуб листье поопускав, // Бычок рыужки позбывав. // Вода кровью стала.
Прийшла наймичка попова по воду: «Водо, водо, чого ты кровью стала?» «Дивко, дивко, як бы ты знала, то ты б и видра побыла».
Був соби дид и баба // Мали соби курочку рябушечку. // Курочка яечко знесла, // Баба хижу мила, // Яечко разбила. // Дид плаче, баба плаче, // Ворота скрипять, // Сорока стрекоче. // Дуб листье поопускав, // Бычок рыужки позбывав. Вода кровью стала. Наймичка видра побыла.
Пришла наймичка до дому. Пыуп питае: «На що ты видра побыла?» «Ей попе, попе, як бы ты знав, то ты б усе з церквы повыкидав».
Був соби дид и баба // Мали соби курочку рябушечку. // Курочка яечко знесла, // Баба хижу мила, // Яечко разбила. // Дид плаче, баба плаче, // Ворота скрипять, // Сорока стрекоче. // Дуб листье поопускав, // Бычок рыужки позбывав. // Вода кровью стала. // Наймичка видра побыла. // Пыуп усе з церкви повыкидав.
Прийшов пыуп до поподди. Поподдя пытае: «Попе, попе, на що ты з церквы повыкыдав?» «Ой попаддя, попадя, як бы ты знала, то ты б проскуры повыкидав».
Був соби дид и баба // Мали соби курочку рябушечку. // Курочка яечко знесла, // Баба хижу мила, // Яечко разбила. // Дид плаче, баба плаче, // Ворота скрипять, // Сорока стрекоче. // Дуб листье поопускав, Бычок рыужки позбывав. // Вода кровью стала. Наймичка видра побыла. // Пыуп усе з церкви повыкидав. // Попаддя проскурыц повыкидав.
(М. Борисполь, Переяславского у., Полтавской губ. Чубинский. Труды этнографически-статистической экспедиции в Зап.-Руск. край. М-лы и исл-ия, собранные Чубинским. Т.2 Малорусская сказка. СПб. 1878 отд. 1, 2)
Харьковская обл.
Про курочку рябу
Був соби дид та баба, а у йих курочка ряба, та знесла яечко, не простее, золотее. Дид бив — не разбив, баба била — не разбила. Положили в черепочку, поставили у куточку. Мышка бигла, хвостыком зачепила и розбыла. Дид плаче, баба плаче, курочка кудкудаче, соломьяни двери рыплять. Стоит дуб. «Двери, двери, що вы рыпите? «Поспускай гилля, так скажу. Дуб и поспускав гилля.. «Як же, кажуть, нам не рыпыты: Був соби дид та баба, а у йих курочка ряба, та знесла яечко, не простее, золотее. Дид бив — не разбив, баба била — не разбила. Положили в черепочку, поставили у куточку. Мышка бигла, хвостыком зачепила и розбыла. Дид плаче, баба плаче, курочка кудкудаче, соломьяни двери рыплять. Дуб гилля поспускав. Иде баран воды пыты: «Дубе, дубе, що ты гилля поспускав?» » Збый соби рогы, так скажу. Вин взяв и позбывав. «Як же мени не поспускаты: Був соби дид та баба, а у йих курочка ряба, та знесла яечко, не простее, золотее. Дид бив — не разбив, баба била — не разбила. Положили в черепочку, поставили у куточку. Мышка бигла, хвостыком зачепила и розбыла. Дид плаче, баба плаче, курочка кудкудаче, соломьяни двери рыплять. Дуб гилля позбивав. Баран рогы збыв. Прийшов баран до рички. «Баран, баран, щ ты рогы позбывав? «А стань кривяною, так скажу. Ричка кривяною стала. «Як же мени рогы не позбываты: Був соби дид та баба, а у йих курочка ряба, та знесла яечко, не простее, золотее. Дид бив — не разбив, баба била — не разбила. Положили в черепочку, поставили у куточку. Мышка бигла, хвостыком зачепила и розбыла. Дид плаче, баба плаче, курочка кудкудаче, соломьяни двери рыплять. Дуб гилля поспускав. Баран рогы збыв. Ричка кривяною стала. Приходе до рички попова дивка тарилок баныты: «Ричка, ричка, чого ты кривяною стала?» «А побый отту посуду, так скажу. Дивка и побыла. «Як же, каже, мени кривяною не статы: Був соби дид та баба, а у йих курочка ряба, та знесла яечко, не простее, золотее. Дид бив — не разбив, баба била — не разбила. Положили в черепочку, поставили у куточку. Мышка бигла, хвостыком зачепила и розбыла. Дид плаче, баба плаче, курочка кудкудаче, соломьяни двери рыплять. Дуб гилля поспускав. Баран рогы збыв. Дивка посуду побыла. Прийшла дивка до дому, а попадя саме дижу ученила. «Чого ты, пыта, посуду побыла? А поразкыдайте цю розчыну по хати, так скажу. Поразкыдала попаддя розчыну, дивка и каже: «Як же мени не побыты: Був соби дид та баба, а у йих курочка ряба, та знесла яечко, не простее, золотее. Дид бив — не разбив, баба била — не разбила. Положили в черепочку, поставили у куточку. Мышка бигла, хвостыком зачепила и розбыла. Дид плаче, баба плаче, курочка кудкудаче, соломьяни двери рыплять. Дуб гилля поспускав. Баран рогы збыв. Дивка посуду побыла. Попаддя розчыну по хати поразкыдала. Приходе пип: «Що це ты наробыла? «А одриж косу, так скажу. Пип узяв, так и одризав. «Як же мени не розкыдаты: Був соби дид та баба, а у йих курочка ряба, та знесла яечко, не простее, золотее. Дид бив — не разбив, баба била — не разбила. Положили в черепочку, поставили у куточку. Мышка бигла, хвостыком зачепила и розбыла. Дид плаче, баба плаче, курочка кудкудаче, соломьяни двери рыплять. Дуб гилля поспускав. Дуб гилля позбивав. Баран рогы збыв. Дивка посуду побыла. Матушка розчыну по хати порозкыдала. Пип косу одризав.
(Манжура И. И. Сказки, пословицы и т. п. записанные в Екатеринославской и Харьковской губ. Сборник Харьковского филологического общества. Т. 3, вып. 2 Харьков. 1890.)
Белорусский сюжет
Жили были дед, да баба. И была у них курочка ряба. И снесла курочка яечка. Дед бив, бив, бив — не разбив. Баба била, била, била — не разбила. Надо яйки складать в лукошко, а воны — на вокошко. Не завернули у трапицу, положили на полицу. Бегла мышка (а их страсть сколько было!) по полице, хвостиком крутанула (жест рукой), яечка задела. Яечка покатилось, покатилось — бах, тарарах! И разбилось. Баба плачит: «А-а-а, а-а-а, а-а!» (высоким голосом). Дед плачит: «У-ы-ы! У-ы-ы! У-ы-ы! (басит). А курочка бегаить: Куды-куды! Куды-куды! Не плачьте, дед с бабой! Я снесу вам яечко такое, такое: «Не простое яечко — золотоя! И снесла золотое яечко. Дед яго продав и купив печь, чтоб было где лечь. А к печи — трубу, а к трубе — избу, а в избу — лавцы. Завели ребят — все по лавкам сидят, кашу едят, хлеба рушають, да сказки слушають.
(Мельников М. Н. Рус. Дет. Фольклор. М., 1987).
Жили себе дед да баба,
И была у них курочка ряба.
Снесла курочка яичко:
Яичко не простое —
Золотое.
Дед бил-бил —
Не разбил.
Баба била-била — Не разбила.
Мышка бежала,
Хвостиком махнула,
Яичко упало
И разбилось.
Дед и баба плачут,
Курочка кудахчет:
«Не плачь, дед, не плачь, баба!
Я снесу вам яичко другое,
Не золотое — простое».
Жили-были дед да баба,
У них была курочка ряба.
Снесла курочка яичко:
Пестро, востро, костяно, мудрено, —
Посадила яичко в осиное дупелко,
В кут*, под лавку.
Мышка бежала, хвостом вернула,
Яичко приломала.
Об этом яичке дед стал плакать,
Бабка рыдать, вереи** хохотать,
Курицы летать, ворота скрипеть,
Сор под ногами закурился,
Двери побутусились***, тын**** рассыпался,
Верх на избе зашатался…
А курочка ряба им говорит:
— Дед, не плачь, бабка, не рыдай,
Куры, не летайте,
Ворота, не скрипите, сор под порогом,
Не закуривайся,
Тын, не рассыпайся,
Верх на избе, не шатайся,
Снесу вам еще яичко:
Пестро, востро, костяно, мудрено,
Яичко не простое — золотое.
- Кут, кутничек — угол в избе, прилавок, ларь, в котором зимой держали кур.
** Верея — столб, на который навешивались ворота.
*** Побутусились — выпятились, выгнулись, распузатились.
**** Тын — деревянный; сплошной забор, частокол.
Прочтений: 375
Люди узнали смысл сказки Курочка Ряба, и им не по себе
Люди задались вопросом, в чём мораль русской народной сказки «Курочка Ряба» и есть ли символика в том, что мышка разбила яйцо. Одни уверены, что всё достаточно просто, а детали сюжета не несут смысловой нагрузки, но другие считают – в произведении заложены тайные знаки, которые напрямую связаны с потусторонним миром.
Часто современное творчество мультипликаторов и русские народные произведения заставляют людей задуматься над смыслом сюжета. Поклонникам «Смешариков» помогла политолог Екатерина Шульман, которая детально разобрала вселенную мультфильма и характеры популярных героев. А любителям поучительной сказки «Курочка Ряба» пришлось изрядно потрудиться для того, чтобы уловить мораль истории.
Оригинальный автор сказки «Курочка Ряба» не так уж известен, но самый ранний вариант истории, который дошёл до современности, можно встретить в сборнике «Народные русские сказки» 1855-1863 годов известного собирателя русского фольклора Александра Николаевича Афанасьева. По сюжету, курочка сносит золотое яичко, которое дед и баба пытаются разбить, но у них ничего не выходит. Ситуация меняется кардинально, когда яичко разбивает мышка, пробегающая мимо. Дед и баба не могут сдержать слёзы обиды, но курочка обещает снести им «другое, не золотое – а простое» яйцо.
Заместитель главного редактора Breaking mad Светлана Чалова задалась смыслом сюжета «Курочки Рябы» на своей странице в твиттере четвёртого июля. Журналистка рассказала о том, что не понимает логики действий главных героев, которые пытались разбить яичко, но очень расстроились, когда это сделал кто-то другой.
Читайте на Medialeaks Была единорогом, стала дизайнером. Как превратить хобби в профессию?Под постом Светланы пользователи социальной сети стали активно высказывать свои предположения по поводу морали короткой, но поучительной, по мнению людей, истории. Некоторые решили – разбитое мышкой яичко стало для стариков сигналом к тому, что их силы истекают, а жизнь подходит к логическому завершению.
Своей точкой зрения поделилась владелица интернет-магазина «Мам, купи!» Дарья Зарыковская, которая предположила – всё намного проще, чем кажется, и слёзы стариков не несут скрытого смысла.
Подобное мнение оказалось распространённым среди комментаторов.
Были и другие варианты, не связанные с психологическим здоровьем деда и бабки.
Один из комментаторов под ником mary_magdalena заявил, что в сказке заложены образы, которые символизируют смерть, потусторонний мир и возрождение. Вариант девушки стал самым популярным и набрал около двух тысяч ободрительных лайков.
Некоторые пользователи посоветовали ознакомиться с лекциями российского филолога и литературоведа Софьей Агарнович, которая высказала подобную теорию, где золотое яйцо – это не просто смерть, а зло, которое необходимо уничтожить. Беды, не описанные в привычном варианте сказки, начинают происходить после того, как яичко не получается разбить: погибает внучка, просвирня (женщина, которая печёт хлеб для богослужений – прим. Medialeaks), а дьякон разбивает колокола. Мышь символизирует пограничное звено между живыми и мёртвыми, а обещание курочки – спасение.
Ещё одно открытие, касающееся закадровой озвучки, сильно впечатлило поклонников русских мультфильмов. Оказывается, Нюшу из «Смешариков» озвучивает актриса, которую можно увидеть в фильме «Брат» или сериале «Убойная сила», а в первом из них женщина играет ту самую водительницу трамвая.
Некоторые комментаторы находят понятное и знакомое не только в сюжетной линии произведений, но и во внешности героев. В начале июля пользователи твиттера доказали, что среди людей есть настоящие клоны Спанч Боба, а среди животных – Чубакки, и сходство двойников порой поражает.
Курочка Ряба. Неизвестное об известном ~ Проза (История)
Русская сказка это кладезь. Но, к сожалению, чтобы разгадать народную хитромудрость сказки нужно отыскать ее истоки. Обычно с веками они обрастают подробностями от очередного рассказчика — сказителя, и известные нам варианты — второй половины XIX века, в лучшем случае начала данного столетия, к тому же литературно обработанные. Но есть сказка, которая дошла до нас в самом первом варианте и, в силу своей простоты, нисколько не изменилась. Это сказка «Курочка Ряба». Она проста, но в ней заложено происхождение мира…Дед да Бабка никто иные как Род и Макошь. Курица всегда была символом Макошь, Матери Роженицы. Муж жену и сегодня иногда называет курицей, с приходом христианства это прозвище женщины, обозначающее причастность к Макошь Матери Роженице стало негативным, в нем сегодня видят только оскорбление. Поговорка «Курица не птица, — женщина не человек» если на нее посмотреть глазами Волхва означает, что курица и женщина единое Божество. И вот в сказке говориться, что курица Ряба — Рябая в старом понимании пестрая т.е. Вселенная, звездное небо, снесла яичко «да не простое, а золотое», т.е. Солнце. Желток всегда у славян ассоциировался с солнцем, именно без желтка немыслимы, ни русских хлеб — каравай, ни блины на Масленицу. И что же происходит дальше? «Бабка (МАКОШЬ) била — не разбила! Дед (РОД) бил — не разбил! Мышка бежала, хвостиком махнула — яйцо и разбилось».
С двумя персонажами сказки ясно, а кто же такая мышка? В этом мне помогло разобраться Тенгрианство придания тюрков-огнепоклонников. В них говориться, что бог Кок-Тенгри Голубое Небо (в славянстве Род) отделил Небеса от Земли в год Мыши (Тушкан) или с помощью мыши. С нее и начинается Восточный или Китайский 12-ти летний гороскоп…
Выходит что самая простая сказка вполне доступная даже пониманию даже трехлетнего ребенка, говорит нам о Сотворении мира! И именно ее простата, мудрость мысли наших предков, позволила донести ее до нас через все препоны и цензуры в первозданном виде…
Золушка-путана и загадка Курочки Рябы. Подлинный смысл старинных сказок: matveychev_oleg — LiveJournal
«Чего только не изображается в них, не говоря уже о главной основной идее почти всех этих сказок, то есть торжества хитрости, направленной к достижению какой-либо своекорыстной цели, в некоторых проводятся олицетворенные возмутительные идеи, как, например, в сказке «Правда и кривда», в которой доказывается, что «правдою на свете мудренно жить, какая нынче правда! За правду в Сибирь угодишь»».Мы привыкли воспринимать сказки как простые, яркие и добрые истории для детей. Однако многие сказки вышли из народных легенд и сказаний, наполненных страшными, непристойными, а порой и совершенно безумными деталями. Anews хочет поглубже погрузиться в этот мир и рассказать об истинном лице отечественных и самых известных мировых сказок.
Как Красная Шапочка стала людоедом? Почему сказка о репке сводит с ума специалистов? И что случилось со сборником русских матерных сказок?
Золушка — проститутка, Красная шапочка — каннибал
Многие известнейшие сказочники — братья Гримм, Шарль Перро — были, прежде всего, не авторами, а собирателями и переписчиками народных легенд. А творческий компонент их деятельности заключался главным образом в том, что они «сглаживали», первоисточники, адаптируя для детей довольно жестокие истории. Так, сказки братьев Гримм издавались семь раз, и первое издание 1812 года было расценено общественностью, как совершенно неподходящее для детского чтения.
Братья Вильгельм (слева) и Якоб (справа) Гримм, портрет 1855 года. Источник — Википедия
Особенно показательна здесь судьба истории о Золушке. Самые ранние прообразы этой истории отсылают нас к Древнему Египту, где Золушка предстает в образе девушки Фодорис, которую похищают пираты и продают в рабство. Там хозяин заставляет ее заниматься проституцией, для чего покупает красивые позолоченные сандалии.
Однажды сандалию Фодорис похищает сокол (которым был египетский бог Гор) и относит фараону, после чего следует влюбленность, примерка и т.д.
В книге Джамбаттисты Базиле «Сказка сказок» — первом в истории европейской литературы сборнике сказочного фольклора — Золушка называется Зезоллой. Она не просто терпит унижения, а борется с ними, ломая злобной мачехе шею крышкой сундука. Однако няня девушки, посоветовшая ей такой радикальный выход, пользуется ситуацией, влюбляет в себя овдовевшего отца и приводит в дом пятерых дочерей, делая положение Зезоллы и вовсе плачевным. Дальше опять следует помощь высших сил, сакраментальная обувь, поиски…
В 1697 году француз Шарль Перро написал каноническую версию — с простым конфликтом, доброй феей, каретой-тыквой и хрустальной туфелькой. И, конечно же, с самым милым из возможных финалом — Золушка «от всего сердца» прощает своих злобных сестер и, став королевой, выдает их за придворных вельмож.
Шарль Перро, портрет 1671-1672 годов. Источник — Википедия
Казалось бы, вот она идиллия — но тут братья Гримм наскребли в закромах немецкого народа вариант посочнее. Особого внимания заслуживает финал, ставший по-настоящему кровавой фантасмагорией. Сестры золушки, желая втиснуться в хрустальную туфельку, отрезают себе части ступни: одна — палец, другая — и вовсе целую пятку. Принц по каким-то причинам не замечает этого, но свершиться несправедливости не дают… голуби, проворковавшие:
«Погляди-ка, посмотри,
А башмачок-то весь в крови…»
В довершение всего пернатые блюстители нравственности выклевывают сестрам Золушки глаза.
Из других экстравагантных первоисточников можно выделить «Спящую красавицу», записанную Базиле. Там красавицу по имени Талия тоже настигло проклятье в виде укола веретена, после которого принцесса заснула беспробудным сном. Безутешный король-отец оставил ее в маленьком домике в лесу. Спустя годы мимо проезжал еще один король, зашел в домик и увидел Спящую Красавицу. Не став размениваться на поцелуи, он перенес Талию на постель и, так сказать, полноценно воспользовался ситуацией. При этом девушка не проснулась, а довольный принц уехал.
Красавица же через девять месяцев родила близнецов — сына по имени Солнце и дочку Луну. Именно они разбудили Талию: мальчик в поисках материнской груди принялся сосать ее палец и случайно высосал отравленный шип.
Непутевый отец же вернулся через несколько лет — исключительно из-за желания снова хорошо провести время. Однако обнаружил в доме потомство и отвертеться не смог. Дальше влюбленным пришлось устраивать личную жизнь, попутно решая вопрос с первой женой главного героя, оказавшейся людоедкой.
Джамбаттиста Базиле, опубликовавший «Сказку сказок» в 1634 и 1636 годах. Источник — Википедия
Что же в этих обстоятельствах остается ждать от «Красной шапочки»? Девочка, бабушка, разумное хищное животное — поистине взрывоопасная смесь. Даже в канонической версии братьев Гримм с хорошим концом все выглядит довольно по-живодерски: проходящие мимо дровосеки слышат шум, убивают волка, разрезают ему живот и оттуда достают живых бабушку с внучкой.
Суровое народное творчество здесь проявляет особенную тонкость. Бравым дровосекам не помогло бы все их рвение — из живота волка они могли достать только Красную Шапочку. Потому что бабушка… была в животе у самой девочки.
Согласно сюжету большинства вариантов легенды, волк убивает старушку, готовит из ее тела кушанье, а из крови — напиток, одевается в одежду бабушки и ложится в ее кровать. Когда девочка приходит, волк предлагает ей поесть. Домашняя кошка пытается предупредить девочку о том, что та ест останки бабушки, но злодей кидает в кошку деревянными башмаками и убивает ее.
Потом волк предлагает девочке раздеться и лечь рядом с ним, а одежду бросить в огонь. Та так и делает — ну а дальше следуют сакраментальные вопросы про большие глаза и зубы.
Иллюстрация к сказке кисти Гюстава Доре. Источник — Википедия
Безумная Репка и апокалиптичная Курочка Ряба
Естественно, все это относится и к нашему сказочному фольклору. Как пример, можно привести сказку о Снегурочке, в которой бездетные старик со старухой лепят из снега фигуру, превратившуюся в прекрасную живую дочурку.
Снегурочка на Виктора Васнецова. Источник — Википедия
В известной версии девочка прекрасно чувствует себя зимой, но к весне грустнеет и в итоге поэтично тает, уйдя в лес с подружками и прыгая через костер.
Русский народ, правда, произвел и другую, далеко не столь поэтичную версию. В ней девочка Снегурушка особенных проблем весной не испытывала и, пойдя в лес с подружками, таять не собиралась — наоборот, заткнула всех за пояс, набрав полное лукошко ягод. Подружек, очевидно, такое благополучие не устроило — и они совершенно без затей Снегурушку убили.
Тело девушки закопали под кустом и пристегнули прутиком, а старику и старухе сказали, что дочка потерялась. К несчастью для девушек, из искомого куста сделал дудочку один купец, а дудочка вместо обычных звуков начала петь о произошедшем.
В итоге дело дошло до деревни Снегурушки, где подудеть в дудочку предложили одной из виновниц. Та отказалась и, в надежде прекратить обвинения, разбила инструмент о землю. Однако из разбитой дудочки явилась Снегурушка, рассказав о преступлении уже а капелла и в прозе. С виновницами в лучших фольклорных традициях миндальничать не стали — отправили их «в лес зверям на съеденье».
О том, что оригиналы русских народных сказок далеко не всегда были «комильфо», свидетельствует реакция официальной цензуры на центральный отечественный труд в этой области — книгу «Народные русские сказки» литературоведа и историка Александра Афанасьева.
Александр Афанасьев. Фото — Википедия
В 1870 году первое издание удостоилось следующего отзыва:
«Чего только не изображается в них, не говоря уже о главной основной идее почти всех этих сказок, то есть торжества хитрости, направленной к достижению какой-либо своекорыстной цели, в некоторых проводятся олицетворенные возмутительные идеи, как, например, в сказке «Правда и кривда», в которой доказывается, что «правдою на свете мудренно жить, какая нынче правда! За правду в Сибирь угодишь»».
Но если одни сказки могли напугать, возмутить и т.д., то другие грозили просто-напросто свести с ума. Особенно ярко здесь проявляет себя первоисточник сказки о репке.
Казалось бы, уж тут-то что может пойти не так?! «Дедка за репку, бабка за дедку, внучка за бабку, жучка за внучку, кошка за жучку» — а потом приходит мышка и решает вопрос! Вуаля, вот и аллегория пользы совместного труда.
Оказывается, пойти не так может все. Поначалу обстановка в тексте штатная — вплоть до жучки, которую назвали «сучкой».
А вот после собаки…
«Пришла нога. Нога за сучку, сучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, вытянуть не можут!»
Думаете, «ногой» наши предки называли кошку? Навряд ли, ведь дальше…
«Пришла друга нога; друга нога за ногу, нога за сучку, сучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, вытянуть не можут!»
Как же они в итоге вытянули репку? На этот вопрос отвечает последняя строчка сказки:
«Пришла пята нога. Пять ног за четыре, четыре ноги за три, три ноги за две, две ноги за ногу, нога за сучку, сучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут: вытянули репку!»
Кадр из передачи «Своя игра»
Что скрывают эти строчки? Секрет вечной жизни или объяснение, зачем собаке все-таки нужна пятая нога? Ответ неизвестен и специалистам. Журналист Валерий Панюшкин пишет: «Тайна пятой ноги непознаваема. Я спрашивал фольклористов. Они тоже не знают. Иногда мне кажется, что архангельская бабушка (или дедушка), более ста лет назад рассказывавшая исследователю Харитонову свой уникальный и необъяснимый вариант сказки про репку, просто была пьяна или откровенно издевалась над городским чудаком в очочках, всерьез записывавшим сказки, которых даже дети не слушают внимательно».
Не менее странна и ситуация с еще одной культовой отечественной сказкой — «Курочка Ряба». Ее современный текст и сам по себе вызывает вопросы у многих читателей и профессионалов:
«Жили-были дед да баба. Была у них курочка ряба.
Снесла курочка яичко, не простое — золотое.
— Дед бил, бил — не разбил
— Баба била, била — не разбила.
Мышка бежала, хвостиком задела, яичко упало и разбилось.
Дед плачет, баба плачет, а курочка кудахчет:
— Не плачь, дед, не плачь, баба: снесу вам яичко не золотое — простое!»
Персонажи сказки на украинской почтовой марке
Почему простое яйцо лучше золотого? Почему дед и баба расстроились, что яйцо разбилось, хотя сами пытались его разбить? Возможно, здесь скрыт символ того, что тяга к роскоши развращает? Или обыгрывается мотив смерти?
Интересно, что составивший этот текст педагог Константин Ушинский ориентировал его на детей и заключал, по его мнению, «доступный и понятный» им смысл.
Константин Ушинский. Фото — Википедия
Странность ситуации усиливается, если посмотреть на оригинал сказки. Там разбитое яйцо приводит к длинной череде несчастий. В мягких вариантах жители деревни просто расстраиваются, плачут и устраивают беспорядок. В жестких — изба сгорает, бабка погибает в огне, внучка с горя вешается, отчаявшийся служка сбрасывает церковные колокола с колокольни, а увидевший это поп в исступлении рвет святые книги, ударяется об косяк и умирает. Кое-где деревня сгорает целиком. Есть также варианты, где действо доходит до животного мира — в частности, медведь откусывает себе хвост, поэтому сейчас у медведей хвоста практически нет.
Окончание же этих сказок почти одинаковое — «вот, что бывает от простого разбитого яйца».
После такого удивляться странности современного варианта «Курочки Рябы» уже не приходится. Скорее возникает вопрос — почему профессор Ушинский именно из такой сказки решил сделать «доступное и понятное» послание для самых маленьких? Что ж, возможно, ответ на него позволит ближе подойти к разгадке извечной тайны русской души.
Мат и порнография
В своих исследованиях Александр Афанасьев с помощниками собрал много сказок — некоторые из них, пожалуй, даже Ушинский не отважился бы адаптировать для детей. Такие сказки нечего было и надеяться протащить через имперскую цензуру, так что исследователь составил сборник под названием «Народные русские сказки не для печати» и тайно переправил его в Европу. В 1872 году многие из вошедших в сборник текстов были опубликованы в Женеве без имени составителя под названием «Русские заветные сказки».
В России истории, содержащие откровенную порнографию, мат и насмешки над религией, были впервые опубликованы только в 1991 году. Из сборника сказок с красноречивыми названиями «Мой жопу», «Посев ху…в» или «По-собачьи» мы предлагаем вашему вниманию одну из самых пристойных под названием «Жена слепого»:
«Жил-был барин с барыней. Вот барин-то ослеп, а барыня и загуляла с одним подьячим. Стал барин подумывать: не бл…дует ли с кем жена, и шагу не даст ей без себя сделать. Что делать?
Раз пошла она с мужем в сад, и подьячий туда же пришел. Захотелось ей дать подьячему. Вот муж-то слепой у яблони сидит, а жена свое дело справляет, подьячему поддает. А сосед ихний смотрит из своего дома, из окна в сад, увидал, что там строится — подьячий на барыне сидит. И сказывает сосед своей жене:
— Посмотри-ка, душенька, что у яблони-то делается. Ну, что как теперя откроет Бог слепому глаза, да увидит он — что тогда будет? Ведь он ее до смерти убьет.
— И, душенька! Ведь и нашей сестре Бог увертку дает!
— А какая тут увертка?
— Тогда узнаешь.
На тот грех и открыл Господь слепому барину глаза, увидел он, что на его барыне подьячий сидит, и закричал:
— Ах ты, курва! Что ты делаешь, проклятая бл…дь!
А барыня:
— Ах как я рада, милый мой! Ведь сегодня ночью приснилось мне: сделай-де грех с таким-то подьячим и Господь за то откроет твоему мужу глаза. Вот оно и есть правда: за мои труды Бог дал тебе очи!».
Крестьянский блуд и помещичьи гаремы. Интимные традиции на Руси
Кокаин и мужеложество. Грязные развлечения России накануне революции
Курочка Ряба и десять утят читать онлайн
Распечатать Скачать в PDFЗнаешь сказку про деда и бабу
И курочку рябу?
Если ты ее знаешь,
Могу я
Рассказать тебе сказку другую.
Жили-были другие дед и баба,
И была них другая курочка ряба.
Снесла курочка яичко,
Не золотое,
Простое.
Не всмятку
И не крутое,
А самое обыкновенное
Сырое.
Мышка бежала,
Хвостиком махнула
Яичко упало
И разбилось.
Горько плачет
Курочка ряба.
Пожалела курочку
Баба,
Прибежала в курятник с корзиною,
А в корзине — яйца утиные,
Не одно, а целый десяток.
— Высиживай, ряба, утяток!
А рябая курочка рада.
Ничего ей больше не надо.
Принялась она сразу за дело
Весь десяток высиживать села.
Дни и ночи сидит напролет.
Редко-редко поест и попьет.
Скоро вылупились у наседки
Из скорлупок пушистые детки
Целый десяток
Желтых утяток.
Запищали один за другим:
— Есть хотим!
Пить хотим!
Жить хотим!
На цыплят они не похожи:
На ногах — перепонки из кожи,
А носы у них плоские, длинные,
Не куриные,
А утиные.
Вышла с детками курочка-мать
Из ворот погулять, поклевать.
Разгребает землю проворно,
Ищет лапкою крошки и зерна.
Отыскала и кличет утят,
А утята идти не хотят
Убежали куда-то в канавку,
Щиплют клювами свежую травку.
А у курицы
Короток нос,
До утиного не дорос.
Хорошо ей клевать зерно,
А траву щипать мудрено.
Ковыляют утята за курицей,
По зеленой спускаются улице.
Увидали широкий пруд,
Побежали к воде — и плывут,
Воду пьют, обгоняют друг друга…
А наседка кричит с перепугу:
— Куд-куда! Куд-куда! Вы куда?
Иль не видите? Это вода!
Уж такая курица птица,
Что воды, как огня, боится.
А утята, почуяв свободу,
Так и режут студеную воду.
Выходить из воды не хотят.
Смотрит курица-мать на утят,
Беспокойно по берегу ходит,
Глаз с детей непослушных не сводит.
— Ко-ко-ко! — говорит. — Ко-ко-ко!
Вы утонете! Там глубоко!
И сама она в воду пошла бы,
Да не плавает курочка ряба!
Возвращаются девять утят,
Вперевалку выходят, спешат.
Только младший вернуться не хочет,
Машет крыльями, голову мочит.
Увидал плавунца — и нырнул.
А наседка кричит: — Караул!
Самый младший сынок утонул!
Вот и вышел утенок десятый,
Да ушли остальные утята
Друг за дружкой цепочкой идут
И в другой направляются пруд.
Добежать им осталось немножко.
Вдруг навстречу — усатая кошка.
Притаилась она за травой,
Только водит слегка головой,
На утят ковыляющих щурится.
Да ее заприметила курица.
Поглядела сердитым глазом,
Пух и перья взъерошила разом
И, хоть прежде летать не умела,
Над землею стрелой полетела.
Налетела и ринулась в бой,
Всех утят прикрывая собой.
Плохо кошке пришлось в этой схватке.
Удирает она без оглядки
По траве между кочек и пней.
А наседка
Вдогонку
За ней
Через ямы, бугры и ухабы…
Ну и храбрая курочка ряба!
Поделиться ссылкой:
8 / 10 ( 7 голосов )
Категории: Для малышей, Маршак С.Я.,Скачать Хен Ряба — Русская сказка APK Full
- SHOWTIME
15,572
- Juice Jam — Puzzle Game & Free Match 3 Games
359,444
- DRAGON BALL Z DOKKAN BATTLE
949,261
Roblox949,261
- Dungeon Link
131 948
- Эпизод — выберите свою историю
2 968 182
- Мировая серия покера — WSOP Free Texas Holdem
1,307 884
- Слоты: DoubleHit Slot Machines Casino & Free Games Cookie
Матч 3 игры | Подключите 3 или более
1,031,453
- КРУИЗ ПО СОКРОВИЩАМ ONE PIECE
634,935
- Covet Fashion — Игра на одевание
717,260
- Удачи! Игровой автомат Lucky Vegas Casino
481 483
- SHOWTIME
Интернет-сказок для детей
Добро пожаловать на страничку сказок! Ниже вы найдете список волшебных и увлекательных историй для детей, написанных одними из самых известных авторов сказок.
Люди рассказывают друг другу истории о говорящих животных, магии, ведьмах и великанах, королях и героях с древних времен. Сказки — это очень значительный литературный жанр, они присутствуют во всех культурах мира. По сравнению с мифами и легендами время и место появления в сказках неизвестны.
Добро и зло в сказках обычно четко разделяются, часто в виде добрых и злых персонажей. Основные темы в сказках обычно включают героя, конфликт добра и зла, природных и сверхъестественных сил. В конце концов, добро вознаграждается, а зло наказывается.
С древних времен люди рассказывают друг другу сказки. Сказки — это очень значительный литературный жанр, они присутствуют во всех культурах мира.По сравнению с мифами и легендами время и место появления в сказках не определены. К их характеристикам относится появление фантастических элементов в виде говорящих животных, магии, ведьм и великанов, рыцарей и героев. Только в 17 веке сказки в Европе были записаны и сохранены для будущих поколений.
Первым исследователем сказок стал индолог Теодор Бенфей в 19 веке. В 1910 году финский исследователь Антти Аарне классифицировал сказки по их повествовательному содержанию.Позже ее работа была переведена и обогащена Ститом Томпсоном, в результате чего была разработана система классификации Аарне-Томпсона. В 1928 году русский ученый Владимир Пропп внес свой вклад в структурное исследование морфологии сказок — важный исследовательский вклад. В более поздних исследованиях сказок использовались различные теоретические подходы из антропологии, устной истории, изучения различной индивидуальной филологии, психологии и других. v
Сказки в Германии
В Германии термин сказки во многом ассоциируется с первым сборником сказок братьев Гримм.Однако существует множество немецких сказок, которые Гриммы не записали.
Сказки во Франции
Первым сборником сказок на французском языке стала книга Шарля Перро «Histoires ou Contes du temps pass avec des моралис». Его творчество положило начало жанру. Позднее термин сказка использовала французская писательница мадам д’Ольнуа. Свою книгу она назвала Contes de fes («Сказки»), дав сказкам их современное название.
Сказки в Индии
Индийские сказки имеют давнюю и разнообразную традицию.Список под названием Панчатантра, которому 2000 лет, является одним из самых значительных сборников индийских сказок. В начале 20 века индолог Джон Хертель внес важнейший научный вклад в Панчатантру.
Коротких сказок
Это одна из лучших сказок для детей онлайн. Давным-давно в стручке гороха жили пять горошин. Все они были разные, но все еще жили вместе, так как стручок гороха все еще был закрыт. Они были слишком малы, чтобы выдержать
от Шрейя ШармаЭто история Дюймовочки для детей.Давным-давно в далекой деревне жила одна женщина. После смерти мужа ей было очень одиноко. Она всегда хотела иметь ребенка, но, увы, у нее его не было. Однажды она пошла
от Шрейя ШармаЭто один из лучших рассказов о принцессах на ночь для чтения детьми. Давным-давно здесь жили король и три его дочери.Однажды король захотел узнать, какая из его дочерей любит его больше всего. Итак, он позвонил
от Шрейя ШармаЭто удивительная сказка для детей. Жили-были король и королева, которые жили в золотом замке со своей прекрасной дочерью. Вы также можете прочитать «Мышонок, который был принцессой».Один
от Шрейя ШармаЭто краткое содержание «Маленького принца» для детей. Жил-был Маленький принц, который жил один на небольшом астероиде под названием B-612. Он считал, что должен заботиться о своей планете. Поэтому он всегда чистил свои три вулкана и вырезал баобаб
. от Шрейя ШармаЭто лучший сказочный рассказ для детей.Однажды в деревне жил старый фермер со своими тремя сыновьями. Все трое были молоды и красивы. Фермер гордился своими сыновьями. Также прочтите «Принцесса Роза и золото
». от Шрейя ШармаЭто одна из удивительных сказок для детей. Однажды жил бедняк по имени Хоаи, который работал слугой у помещика в деревне.Хозяин был очень скуп, но у него была красивая дочь. Он боялся, что Хоаи
от Шрейя ШармаЭто удивительная сказка для детей. В простом домике у подножия заснеженной горы жила ткачиха мать. Каждую неделю мама привозила ковры, украшенные фигурками разных птиц,
от Шрейя ШармаЭто одна из великих легенд Филиппин для детей.Давным-давно жила маленькая девочка со своей мамой в маленькой соломенной хижине в заброшенной деревушке. Ее отец скончался, когда она была еще молодой. Так ее
от Шрейя ШармаЭто одна из удивительных сказок для детей. В далеком Королевстве жила конфетная фея, которая была очень добра и любила детей.В ее доме всегда были всевозможные конфеты разного цвета. Обычно она использовала
от Шрейя Шарма .