Скобцова мать мария: Мария (Скобцова) — Википедия – «Мать Мария (Скобцова). Святая наших дней»

Содержание

«Мать Мария (Скобцова). Святая наших дней»

Ксения Кривошеина

24 ноября 2015 г. в Москве состоится презентация книги. Подробности здесь.

Недавно вышедшая в издательстве «Эксмо» книга К. Кривошеиной посвящена личности монахини Марии (Скобцовой). В этой книге впервые публикуется подробная биография монахини Марии (Скобцовой), летопись земного пути женщины, чье имя входит в совсем не многочисленный список людей, о которых можно было бы сказать, что это настоящие христиане ХХ века. Ее жизнь, сначала в России, а затем в эмиграции, была очень деятельной и яркой. Мать Мария открывала бесплатные столовые, дома для престарелых и бездомных. Во время Второй мировой войны и оккупации Франции она спасала и укрывала советских военнопленных. Эта опасная деятельность связала ее с французским Сопротивлением и в результате привела к ее трагической гибели в концлагере Равенсбрюк. Имя матери Марии до сегодняшних дней используют как знамя для самых разных идей, а с ее жизнью и прославлением в Русской Православной Церкви связано много споров и недомолвок. В СССР ее преподносили обществу как партизанку и большевичку, а на Западе — как борца с косным православием и заступницу евреев. Это противостояние вокруг многогранной личности матери Марии (Скобцовой) продолжается до сих пор. Митрополит Антоний Сурожский писал: «Мать Мария — святая наших дней и для наших дней, женщина из плоти и крови, получившая Любовь Бога, которая бесстрашно смотрела в лицо проблемам нашего века <…>, ее духовное значение будет для нас все возрастать по мере того, как и мы начнем понимать последний смысл Любви воплощенной и распятой».

Книгу можно заказать в ЛАБИРИНТЕ и во всех магазинах ДОМ КНИГИ, СРЕТЕНИЕ, ПРАВОСЛАВНОЕ СЛОВО.

ЭХО МОСКВЫ — ведущий Михаил Соколов, гости Ксения и Никита Кривошеины
Цена Революции — Мать Мария (Скобцова): история святой наших дней


«Возвращение святой матери Марии в Крым»
В апреле 2018 года в Ялте состоялся круглый стол «Мать Мария. Святая наших дней». Его организаторами стало Крымское дворянское собрание. Общими усилиями по увековечиванию имени матери Марии вышла небольшая книга К. И. Кривошеиной «Возвращение святой матери Марии в Крым» (тираж 1000 экз).

Читать Книгу в PDF

 

 


Ялта, 27 сентября, в праздник Воздвижения на здании ялтинской гимназии появилась Мемориальная доска в память о Матери Марии
Подробнее >>>

 


La conférence annuelle de Rimini, Italie, en août 2019 est consacrée à la vie de Mère Marie Skobtsov
«Ходить по воде», Жизнь и свидетельство преподомученицы и святой Матери Марии Скобцовой, выставка и конференция в РИМИНИ (Италия) август 2019 г.
Подробнее >>>

 

Интервью Н. Ставицкой с К. Кривошеиной о новой книге
«Мать Мария (Скобцова) — возвращение на родину»

Журнал «Вода Живая», рецензия Евгения Перевалова
«Святая наших дней» на новую книгу о м. Марии

 

ИВАН ТОЛСТОЙ — Мифы и репутации «Святая наших дней».
Разговор с К. Кривошеиной о ее книге

***

Журнал «Вода Живая», рецензия Евгения Перевалова
«Святая наших дней» на новую книгу о м. Марии

Книга Ксении Кривошеиной, известного русско-французского публициста, художника, посвящена исследованию жизни и творчества матери Марии (Скобцовой), подвижницы XX века, яркой представительницы первой волны русской эмиграции, взошедшей на самую вершину христианского подвига — мученичество.

Труд Ксении Кривошеиной — пожалуй, самое подробное исследование жизненного пути матери Марии, 70-летие со дня гибели которой отмечается в этом году. Книга состоит из двух частей: собственно летописи жизни монахини, написанной Кривошеиной, и материалов, дополняющих жизнеописание, — это и свидетельства современников, например философа Николая Бердяева, и воспоминания родных матери Марии, и исследования ее литературного творчества, и отрывки из номеров «Вестника» участников французского Сопротивления. Очень помог автору семейный архив: Игорь Кривошеин, отец супруга Ксении Кривошеиной Никиты, сам был участником Сопротивления и вместе с матерью Марией помогал спасать евреев от депортации в Германию, в концлагеря.

Полное название книги звучит как «Мать Мария (Скобцова). Святая наших дней». Читая ее, понимаешь, что вторая часть заголовка, — «Святая наших дней», — это не просто указание на время, в которое выдалось жить героине книги, но и ее характеристика. «Она была дочерью своего времени, той Европы и России, которая чаяла катастроф и взрывов, чуяла и предрекала безысходность», — так пишет автор в предисловии к своему труду. Земной путь матери Марии, урожденной Пиленко, вполне оправдывает эти слова. Она родилась в Риге, детство провела в Анапе, юность в Петербурге. Посещала философско-литературные собрания. Со смертью отца отошла от веры. Увлекалась социализмом, курила, влюблялась, не единожды была замужем. Самой сильной, но безответной ее земной привязанностью был Александр Блок. Возвращение на Кубань, революция, Гражданская война, и вот — Мария Кузьмина-Караваева (по первому мужу) — городской голова Анапы, потом — комиссар по здравоохранению и народному образованию. Недолгий период борьбы красных и белых за Анапу — арест и угроза казни — и эмиграция из Советской России в Европу, где ей предстояло встать на монашеский путь и принять смерть в нацистском концентрационном лагере Равенсбрюк.

Описывая все эти вехи жизненного пути будущей монахини, Ксения Кривошеина старалась как можно шире рассказать о времени и людях, ее окружавших, о России, настроениях той эпохи, о Серебряном веке, об исканиях интеллигенции, плоть от плоти которой была сама будущая монахиня. Немалое внимание в книге уделено творчеству матери Марии (как в светский, так и уже в монашеский период ее жизни). Круг ее интересов был обширен: поэзия, живопись, вышивка, иконопись. До самого последнего момента она продолжала вышивать, даже в Равенсбрюке.

Труд Ксении Кривошеиной — попытка взглянуть на жизнь матери Марии объективно, без идеологических штампов. Личность Марии (Скобцовой) довольно известна и за рубежом, и в нашей стране, где ее в 1985 году посмертно наградили орденом Отечественной войны II степени. И если на родине Марию (Скобцову) преподносили по преимуществу как партизанку и социалистку, то на Западе она известна как борец с косностью официального православия, защитница евреев. Спор о ее личности идет до сих пор: некоторые возмущаются ее «мнимой святостью», другие — подчеркивают мужество и самоотверженность. Кто-то говорит о ее «странном» монашестве, а кто-то — об истинно христианском пути. «Она была просто женщиной… и вдруг приняла постриг и стала монахиней в миру. Монахиней тоже странной, нетрадиционной, о чем сокрушался митрополит Евлогий Георгиевский, хотя сам благословил ее на этот подвиг», — пишет Ксения Кривошеина. В чем же была нетрадиционность ее монашеского пути? Она не заперлась в келье, не ушла в затвор: наоборот, она активно проповедовала, открывала приюты, бесплатные столовые, дома для престарелых и бездомных. «Путь, на который она вступила, был действительно «горний и долгий‟, Господь указал ей тернистый путь, уврачевал язвы прошлого, и она, как египетская блудница, пала ниц и обнажила перед Богом всю свою душу — она «обнищала до конца‟», — пишет Ксения Кривошеина. Монашество матери Марии было выстрадано, оно не было плодом сиюминутного порыва. Книга Ксении Кривошеиной — именно об этом крестном пути к постригу.

Вторая часть издания, в которой собраны свидетельства и воспоминания о матери Марии, людях, с ней связанных, документы, исследования, где анализируется ее творчество, также чрезвычайно интересна. Остановимся на некоторых из публикаций. Вот, например, статья Григория Беневича «Мать Мария и «Житие царя Давида» — о вышивке, созданной монахиней в 1939‒1940 годах. Автор толкует работы матери Марии в свете Евангелия. Восемь сюжетов, представленных на вышивке, в большой степени соответствуют заповедям блаженств из Нагорной проповеди, считает Григорий Беневич. Например, эпизод, где Давид скачет от радости перед ковчегом Завета, соотнесен с заповедью «блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят», а сюжет с помазанием Давида на царство — с первой заповедью «блаженны нищие духом, ибо их есть Царствие Небесное», и нищета духа понимается как готовность полностью положиться на волю Божию.

А исследование Гжегожем Ойцевичем, профессором Варминско-Мазурского университета в Ольштане (Польша), посвящено смерти любимой дочери матери Марии Гаяны. В июле 1935 года она уезжает в Советский Союз и меньше чем через два года «скоропостижно» умирает, по официальной версии — от тифа. Однако польский ученый указывает на множество белых пятен в этой истории: о странной личности Георгия Мелия, мужа Гаяны, о сомнениях в официальной версии смерти Гаяны со стороны, например, Анны Ахматовой и так далее.

Исследования, документы и воспоминания, дополняя картину жизни матери Марии (Скобцовой), которую рисует в первой части Ксения Кривошеина, позволяют непредвзято взглянуть на ее судьбу. Сегодня, когда монахиня уже канонизирована Константинопольским патриархатом, пророчески звучат слова митрополита Антония Сурожского: «Ее образ будет становиться светлей и светлей, ее духовное значение будет для нас всё возрастать по мере того, как и мы начнем понимать последний смысл Любви воплощенной и распятой».

***

Un livre de Xenia Krivochéine « Mère Marie (Skobtsov), une sainte qui appartient à notre temps »

« C’est la première fois que paraît en russe une biographie circonstanciée de cette femme dont le nom appartient au martyrologue du XXe siècle. Sa vie, en Russie, puis dans l’émigration, a été passionnante. »

Mère Marie a initié la création en France de cantines pour les plus démunis ainsi que de maisons de retraite. Pendant l’occupation elle a caché des prisonniers de guerre russes, délivré des actes de baptême à des juifs afin de les sauver. Elle adhéra à la Résistance et périt en 1945 à Ravensbrück. Nous commémorons en 2015 le 70e anniversaire de sa mort.

Les tenants de positions souvent adverses s’approprient jusqu’à présent le nom et la vie de mère Marie. Sa vie, sa foi ont suscité au sein de l’Eglise orthodoxe russe bien des débats et de nombreux non dits. Elle avait été présentée par la propagande soviétique comme une FTP, une bolchevique. En Europe on la considérait comme une rénovationniste qui aspirait à briser le carcan d’une orthodoxie trop rigide, comme quelqu’un qui n’avait secouru que les juifs. Ces divergences simplifiantes portant sur une personnalité plus que complexe subsistent jusqu’à présent. La révolution de 1917 et le séisme qu’elle provoque, ces « Jours maudits » selon Bounine, ont déterminé son destin : émigration en 1920, exode qui marqua le début de sa deuxième vie. Selon le métropolite Antoine Bloom : « Mère Marie est une sainte qui appartient à notre temps, une sainte pour notre temps, une femme de chair qui a su recevoir l’Amour Divin, que le XXe siècle et ses horreurs n’ont pas fait reculer. Son message spirituel nous deviendra encore plus précieux au fur et à mesure de notre meilleure compréhension de l’Amour incarné et crucifié ». Le livre abonde en illustrations et en documents d’archives inédits.

On peut commandé sur les sites OZON et MySHOP.

 

 

Ко дню рождения матери Марии (Скобцовой), которое отмечается 8 декабря, на кладбище Сент Женевьев де Буа были отреставрированы крест, плита, памятные доски с надписями, а также установлена икона Божией Матери «Умиление» написанная монахиней.

Икона написана Святой Марией Скобцовой (1891-1945), казненной в газовой камере лагеря Равенсбрюк.

Подробнее смотреть в разделе Могилы на кладбище Сент Женевьев де Буа до и после реставрации 2016 года, а также на сайте ДРЗ

Мать Мария (Скобцова) | Преображенское братство

Монахиня Мария (Скобцова) (8/20 декабря 1891, Рига — 31 марта 1945, Равенсбрюк, Германия) – монахиня Константинопольского Патриархата (Западноевропейский Экзархат русской традиции) русского происхождения. Поэтесса, мемуаристка, участница французского Сопротивления, преподобномученица.

Была активным деятелем Русского студенческого христианского движения (РСХД).

Детство матери Марии (Скобцовой)

Лиза Пиленко (будущая мать Мария (Скобцова)) родилась в семье юриста Юрия Дмитриевича Пиленко и Софии Борисовны (урожд. Делоне). В 1895 году Юрий Пиленко вышел в отставку и переехал с семьей в Анапу, где в шести верстах от города находилось имение Джемете с виноградниками, доставшееся ему после кончины его отца отставного генерала и винодела Д.В. Пиленко. В мае 1905 года за успехи в виноградарстве Ю.Д. Пиленко был назначен директором Императорского Никитского ботанического сада и училища садоводства и виноделия. Семья переехала в Ялту, где Лиза Пиленко окончила 4-й класс ялтинской женской гимназии с наградой 2-й степени. Весной 1906 года Ю.Д. Пиленко был переведён на службу в Петербург, но выехать к месту назначения не успел — 17 июля он скоропостижно скончался в Анапе. Лиза была потрясена этой трагедией и, по её собственным словам, потеряла веру в Бога.

В августе 1906 года овдовевшая С.Б. Пиленко с двумя детьми (у Лизы был младший брат Дмитрий) переехала в Петербург. В 1909 года Лиза поступила на высшие Бестужевские курсы (философское отделение историко-филологического факультета). В феврале 1908 года познакомилась с А. Блоком, с которым у неё впоследствии завязались сложные отношения и длительная переписка.

Юность. Замужество. Творческий путь

19 февраля 1910 года Елизавета Пиленко вышла замуж за помощника присяжного поверенного Дмитрия Кузьмина-Караваева, близкого знакомого многих столичных литераторов, вместе с ним посещала собрания «на башне» Вячеслава Иванова, заседания «Цеха поэтов», религиозно-философские собрания, общалась с Николаем Гумилёвым, Анной Ахматовой, Осипом Мандельштамом, Михаилом Лозинским. Оставила Бестужевские курсы, не получив диплома, весной 1912 года издала первый сборник стихов «Скифские черепки», положительно встреченный критикой.

Скоро Кузьмина-Караваева начала тяготиться атмосферой столичной эстетической элиты и уехала сначала на немецкий курорт Бад-Наухайм, а затем в Крым, где общалась с Алексеем Толстым, Максимилианом Волошиным, Аристархом Лентуловым. Весной 1913 года оставила мужа (официально развод был оформлен только в конце 1916 года) и уехала из Петербурга в Анапу. 18 октября у Кузьминой-Караваевой родилась дочь, которой она дала имя Гаяна (греч. «земная»). В начале 1914 года послала Блоку рукопись своей новой книги стихов «Дорога», которую он вернул с замечаниями на полях, однако сборник так и не был издан.

Для Кузьминой-Караваевой наступило время душевного разлада, «перепутья», по её собственным словам. Она всё больше интересовалась религиозными вопросами, размышляла о цели и смысле жизни. В апреле 1915 года опубликовала философскую повесть «Юрали», стилизованную под Евангелие, а в апреле 1916 года – сборник стихов «Руфь», куда вошли многие стихи из неопубликованной «Дороги».

«Грозные годы». Скитания

Февральскую революцию Кузьмина-Караваева встретила с энтузиазмом и уже в марте 1917 года вступила в партию эсеров. Большую часть 1917 года провела в Анапе, в феврале 1918 года была избрана городским головой. Когда после короткого периода двоевластия большевики полностью взяли власть в городе, Кузьмина-Караваева, хотя и не разделяла большевистской идеологии, заняла должность комиссара по здравоохранению и народному образованию, стараясь защитить население от грабежа и террора.

В мае 1918 года участвовала в съезде партии правых эсеров в Москве и вела подпольную антибольшевистскую работу, осенью вернулась в Анапу, где была арестована деникинской контрразведкой – ей грозила смертная казнь за «комиссарство» и участие в национализации частной собственности. 15 марта 1919 года её дело рассматривал краевой военно-окружной суд в Екатеринодаре, и только благодаря умелой организованной защите подсудимая получила всего две недели ареста.

Летом 1919 года Кузьмина-Караваева вышла замуж за Д. Е. Скобцова, кубанского казачьего деятеля, бывшего некоторое время председателем Кубанской Краевой Рады. Весной 1920 года, после разгрома Белого движения на Кубани, Елизавета Скобцова с матерью С. Б. Пиленко и дочерью Гаяной эвакуировались в Грузию, где у Елизаветы Юрьевны родился сын Юрий, затем вся семья Скобцовых эмигрировала в Константинополь, некоторое время жила в Сербии, где 4 декабря 1922 родилась дочь Анастасия, а в январе 1924 года переехала в Париж.

Духовный путь и служение матери Марии (Скобцовой): РСХД. Монашество в миру

7 марта 1926 года умерла от менингита её младшая дочь Анастасия. Потрясенная горем, Елизавета Скобцова почувствовала духовное перерождение и открыла для себя новый смысл жизни в служении людям во имя Бога. С 1927 года она стала активным деятелем Русского студенческого христианского движения (РСХД), в качестве разъездного секретаря путешествовала по Франции, посещая русские эмигрантские общины, выступала с лекциями, докладами, публиковала заметки о тяжёлой жизни эмигрантов. Заочно окончила Свято-Сергиевский православный богословский институт в Париже.

16 марта 1932 года в церкви Свято-Сергиевского православного богословского института приняла от митрополита Евлогия (Георгиевского) монашеский постриг, получив имя Мария в честь святой Марии Египетской, и по благословению духовного отца протоиерея Сергия Булгакова начала своё нетрадиционное монашеское служение в миру, посвятив себя благотворительной и проповеднической деятельности. Организовала в Париже общежитие для одиноких женщин, дом отдыха для выздоравливающих туберкулезных больных в Нуази-ле-Гран под Парижем, причем большую часть работы там делала сама: ходила на рынок, убирала, готовила пищу, расписывала домовые церкви, вышивала для них иконы и плащаницы. При общежитии была устроена церковь Покрова Пресвятой Богородицы и курсы псаломщиков, а с зимы 1936-1937 годов – миссионерские курсы.

27 сентября 1935 года по инициативе монахини Марии было создано благотворительное и культурно-просветительское общество «Православное дело», куда вошли Николай Бердяев, Сергей Булгаков, Георгий Федотов, Константин Мочульский. В июле 1935 года старшая дочь Марии (Скобцовой) Гаяна уехала в СССР и 30 июля 1936 года скоропостижно умерла в Москве.

Монахиня Мария (Скобцова) постоянно выступала с докладами, публиковала богословские и остро-социальные статьи, несмотря на невероятную занятость, много времени уделяла поэзии.

Во время нацистской оккупации Парижа общежитие монахини Марии (Скобцовой) на улице Лурмель стало одним из штабов Сопротивления. В июне 1942 года, когда нацисты проводили массовые аресты евреев в Париже и сгоняли их на зимний велодром для последующей отправки в Освенцим, монахине Марии удалось тайно вывезти оттуда четырёх еврейских детей в мусорных контейнерах. Дома на Лурмель и в Нуази-ле-Гран стали убежищами для евреев и военнопленных, м. Мария и о. Димитрий Клепинин также выдавали евреям фиктивные свидетельства о крещении, которые иногда помогали. 8 февраля 1943 года гестаповцы арестовали её сына Юру, а 9 февраля и м. Марию, которую сначала держали в тюрьме форта Роменвиль, а затем отправили в концлагерь Равенсбрюк. 6 февраля 1944 года Юрий Скобцов погиб в концлагере Дора («филиал» Бухенвальда), а через два месяца погибла и мать Мария.

Мать Мария стремилась не только к личной жертвенной любви, но и к осмыслению социальных вопросов в духе православия. Она окончила Свято-Сергиевский православный богословский институт в Париже, была духовной дочерью о. Сергия Булгакова, близко знала таких русских мыслителей, как Н. А. Бердяев, С. Л. Франк, Г. П. Федотов, В. В. Зеньковский. В творческом общении с ними и в практике «Православного дела» она сформировалась и как оригинальный мыслитель и богослов, и как деятельный служитель живого христианского милосердия. С ее точки зрения, ответом на вызов, брошенный христианству в XX веке, может стать не приспособление к миру в духе христианского гуманизма, но соединение двух предельных вещей – любви к Богу и человеку. В этом контексте мать Мария выдвигает и формулирует идею о «мистике человекообщения»: «…уничтожьте любовь к человеку, уничтожьте и человека… и у вас не останется пути к познанию Бога. <…> С другой стороны, нельзя подлинно любить человека, не любя Бога». В последние годы жизни в духовном облике матери Марии и его разнообразных проявлениях – художественном, богословском, деятельно-христианском – явственно стали проступать подлинно пророческие. 

Мать Мария была казнена в газовой камере Равенсбрюка 31 марта 1945 года, за неделю до освобождения лагеря Красной армией. Канонизирована Константинопольским патриархатом как преподобномученица 6 января 2004 года.

Мать Мария (Скобцова). Святая наших дней


В этом месяце вспоминаются две даты, связанные с именем монахини Марии (Скобцовой). 86 лет назад 16 марта она приняла монашеский постриг. А 31 марта 1945 года трагически оборвался ее земной путь в крупнейшем женском концентрационном лагере нацистов Равенсбрюк, находившемся в 90 километрах от Берлина. 
31 марта 1945 года, накануне Пасхи, в фашистском концлагере погибла монахиня Мария (Скобцова). 1 мая 2004 года Константинопольская Православная Церковь причислила к лику святых русскую монахиню Марию (Скобцову).

«На Страшном Суде меня не спросят, успешно ли я занималась аскетическими упражнениями и сколько я положила земных и поясных поклонов,

а спросят: накормила ли я голодного, одела ли голого, посетила ли больного и заключенного в тюрьме»

(мать Мария).

Первые друзья

Елизавета Пиленко — таково девичье имя матери Марии (Скобцовой) — родилась 8 (20) декабря 1891года в Риге. Ее детские годы прошли в Анапе, куда после смерти деда переехала семья. В 1906 году после внезапной смерти отца семья переезжает в Петербург, где было много родных и друзей.

Одной такой дружбой Лиза гордилась долгие годы. Ей было лет пять, когда Константин Петрович Победоносцев — обер-прокурор Священного Синода — впервые увидел ее у бабушки, которая жила напротив его квартиры и с которой у них была старинная дружба. 

Победоносцев очень любил детей и умел, как редко кто из взрослых, понимать их. Даже, когда Лиза бывала в Анапе, ей приходили письма от старшего друга. Дружба эта продолжалась лет семь. 

Но наступили трудные годы для России, вначале Японская война, потом события 1905 года, студенчески волнения. «В моей душе началась большая борьба. 

С одной стороны, отец, защищающий всю эту революционно настроенную и казавшуюся мне симпатичною молодежь, с другой стороны, в заповедном столе письма Победоносцева». 

И Лиза решилась: выяснить все у самого Победоносцева. Не без волнения она пришла к нему и задала один единственный вопрос — «Что есть истина?». Он, старый друг, понял, какие сомнения мучают ее и что делается в ее душе.

«Милый мой друг Лизанька! Истина в любви, конечно. Но многие думают, что истина в любви к дальнему. Любовь к дальнему — не любовь. Если бы каждый любил своего ближнего, настоящего ближнего, находящегося действительно около него, то любовь к дальнему не была бы нужна. Так и в делах: дальние и большие дела — не дела вовсе. И настоящие дела — ближние, малые, незаметные. Подвиг всегда незаметен. Подвиг не в позе, а в самопожертвовании, в скромности…»,

 — таков был ответ Победоносцева. Но в тот момент он не удовлетворил её мятущуюся душу, многолетней дружбе пришел конец. И все же семя упало на добрую почву и дало плод, который взошел и вырос.

 Градоначальница

Когда разразилась революция, Лиза примкнула к партии социал-революционеров. Идеалистические взгляды эсеров, пытавшихся соединить западную демократию с русским народничеством, в тот момент были ближе всего ее настроениям. В 1918 году, в разгар гражданской войны, 

Лиза живет со своей матерью и дочерью Гаяной Кузьминой-Караваевой в Анапе. Как всегда, она находится в центре политических событий. В городе возникает неразбериха с властью, а жизненные проблемы остаются, поэтому, когда начинаются выборы в городскую думу, Лиза принимает в них горячее участие, и ее выбирают членом муниципального совета — ответственной за образование и медицину. Вскоре обстоятельства складываются так, что она становится городским головой. 

Теперь ей приходится искать выход из самых невероятных ситуаций, которые возникают в связи с трудностями гражданской войны и постоянной сменой власти. Так, при красных она, отстаивая порядок в городе, бесстрашно противостояла матросам-красноармейцам, спасая культурные ценности города. Когда же город захватили белогвардейцы, ее арестовали, обвинив в сотрудничестве с местными советами. 

Дело было передано в военный трибунал. К счастью, все обошлось двумя неделями домашнего ареста. На благополучный исход судебного дела во многом повлиял Даниил Ермолаевич Скобцов, видный деятель кубанского казачьего движения. Вскоре после суда Елизавета Юрьевна стала его женой.

Эмиграция

Красные активно занимали южные территории России, белое движение приходило к концу, делались еще некоторые попытки удержать Юг. Д.Е. Скобцов, продолжавший активную политическую деятельность, как член кубанского правительства, настоял на эвакуации семьи. Елизавета, ожидающая ребенка, ее мать С.Б. Пиленко и дочь Гаяна отплыли из Новороссийска по направлению к Грузии.

 Путешествие протекало в самых тягостных условиях. К счастью, сын Юра благополучно родился уже в Тифлисе.

Через некоторое время, продолжая трудный путь бегства, семья перебралась в Константинополь, где они воссоединились с Д.Е.Скобцовым, а затем в Сербию, где в 1922 году родилась дочь Анастасия. Дети были крещены в один день. 

Следуя за волной русских беженцев, в 1923 году они перебрались в Париж, ставший столицей русской эмиграции.Во Франции Скобцовы узнали горькую участь изгнанников, крайнюю нужду, неопределенность положения. Даниил Ермолаевич становится шофером такси.

 Елизавета Юрьевна, не гнушается никакой работой, найденной по объявлению в «Последних новостях»: «Чищу, мою, дезинфицирую стены, тюфяки, полы, вывожу тараканов и других паразитов, ходила по эмигрантским квартирам, выводила поколения клопов, уверяя, что это творческий подвиг», — рассказывает она.

Тогда же молодая женщина сближается с Русским студенческим христианским движением, участвует в собраниях молодежи, где много и ярко рассказывает о недавно пережитых в России грандиозных событиях, и благодаря своему юмору и дару общения, быстро находит всеобщее признание.

В 1926 году она посещает богословские курсы на Сергиевском подворье в Париже, где близко знакомится с выдающимися богословами своего времени. Ее многое связывает с Н.А.Бердяевым, Г.П.Федотовым, К.В.Мочульским и И.И.Фондаминским. К этому времени относится ее духовное сближение с о.Сергием Булгаковым, вскоре она становится его духовной дочерью.

С 1930 она — разъездной секретарь РСХД. Ей доверена работа по оказанию духовной и социальной помощи русским эмигрантам, таким же как она и ее семья, рассеянным по всей Франции. Во время своих поездок по Франции она видит русских страдающих хроническими заболеваниями, туберкулезных, спившихся, сбившихся с пути. Она посещает дома умалишенных и находит там русских, которые, не зная французского языка, не могут объясниться с врачами.

Она понимает все отчетливее, что ее призвание не в чтении блестящих докладов, а в том, чтобы выслушать, утеш

МАРИЯ (СКОБЦОВА) — Древо

Мать Мария (Скобцова)
Мать Мария (Скобцова)
Мария (Скобцова) (1891 — 1945), монахиня, поэтесса и автор религиозных статей, преподобномученица

Память 20 июля (Конст.)

В миру Скобцова Елизавета Юрьевна, урожденная Пиленко, в первом замужестве — Кузьмина-Караваева, родилась 8 декабря 1891 года в Риге в семье крымского помещика. Детство и отрочество прошло около Анапы. Там у ее отца, талантливого любителя-агронома, позднее директора Никитского ботанического сада в Крыму, было небольшое имение с виноградником. После смерти отца в 1906 г. семья переселяется окончательно в Санкт-Петербург, где Лиза поступает в частную гимназию. В 15 лет она стала интересоваться литературой и искусством, бывать на литературных вечерах, на одном из которых выступал Блок. Так завязалась дружба. Ей было 15 лет, а знаменитому поэту — 25. Впоследствии они долгие годы состояли в переписке.

По окончании гимназии поступила на философское отделение Бестужевских курсов [1].

В 18 лет вышла замуж за юриста, члена партии эсеров Д.В.Кузьмина-Караваева, близкого друга многих литераторов, ставшего впоследствии католическим священником. В период их недолгого брака Елизавета Юрьевна углубляется в религиозные поиски, в ней всё больше утверждается дух христианства.

Писала стихи и участвовала в литературной и художественной жизни Санкт-Петербурга, посещала «башню» В.Иванова и кружок А.Блока. В 1912 году издала свой первый сборник стихов.

Она расходится с мужем и в 1913 году уезжает с дочерью Гаяной в родную Анапу, где поселяется в семейном имении. Тут она переживает начало революции и встречается со своим будущим мужем — Даниилом Скобцовым.

До революции была членом партии эсеров, сочуствовала революционным событиям. В 1918 [2] году – была городской головой г. Анапы. В Москве участвовала на стороне эсеров в акциях против большевиков.

В марте 1919 года арестована на Юге белыми войсками и приговорена к двухнедельному заключению.

Эмигрировала через Тифлис в Константинополь с двумя детьми и Д.Е.Скобцовым, там вышла за него замуж. В Стамбуле у нее рождается еще одна дочь — Настя, которая умерла в возрасте двух лет.

В 1920 [3] году перебралась в Сербию.

Прмц. Мария (Скобцова). Икона
Прмц. Мария (Скобцова). Икона
В 1923 году вместе с семьей поселилась в Париже.

Активный член Русского студенческого христианского движения (РСХД), участница его первых съездов. В 1930 году избрана местным секретарем во Франции по работе во французской провинции.

С конца 20-х годов в Париже она стала помогать всем, кто нуждался в поддержке и помощи. Елизавета Юрьевна стала стремиться к монашеству как самоотверженному служению Господу и людям. Состояла в юрисдикции митрополита Евлогия (Георгиевского).

7 марта 1932 года получила церковный развод.

В марте 1932 года пострижена в монашество митрополитом Евлогием. При постриге получила имя в честь святой Марии Египетской.

В 1932 году основала в Париже общежитие для одиноких женщин (9, villa de Saxe). Через два года общежитие переехало на улицу Лурмель, д. 77.

В 1933 году — участница съезда РСХД в Эстонии. Была избрана секретарем Центрального секретариата РСХД по миссионерской и социальной работе.

В 1935 году дочь м. Марии Гаяна уехала в СССР и через два года умерла в Москве от дизентерии.

27 сентября 1935 года вместе с Г.П.Федотовым, И.И.Фондаминским и Ф.Т.Пьяновым основала благотворительную и культурно-просветительную организацию помощи русским эмигрантам «Православное дело».

В 1935 году совместно с Ф. Т. Пьяновым и священником Михаилом Чертковым основала «Дом отдыха» для выздоравливающих туберкулезных больных в местечке Нуази-ле-Гран, а в 1936 году открыла, тоже с помощью Ф. Т. Пьянова, дешевое общежитие в особняке № 43 на ул. Франсуа Жерар (в 16 округе Парижа), ставшее филиалом центрального общежития на ул. Лурмель. Основала в Париже столовую для безработных.

Тогда же, в 1936 году при общежитии на ул. Лурмель была устроена церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы и курсы псаломщиков, а зимой 1936 – 1937 гг. — миссионерские курсы.

Посещала в больницах душевнобольных.

После начала Второй мировой войны принимала участие в деятельности французского Сопротивления. С началом оккупации Парижа дом, который она основала на ул. Лурмель, 77, становится одним из штабов Сопротивления, центром антифашистской деятельности в Париже. В нем жили бежавшие из плена советские солдаты, посылались посылки, деньги, устраивались побеги. Душой лурмельского комитета была мать Мария.

Преподобномученица монахиня Мария (Скобцова)
Преподобномученица монахиня Мария (Скобцова)
9 или 10 февраля 1943 года вместе с о.Дмитрием Клепининым была арестована фашистами и содержалась в концлагере у форта Романвиль, затем в Компьенском лагере, а оттуда была увезена в Германию в Равенсбрюк. О. Димитрий и ее сын Юрий Скобцов были отправлены в Бухенвальд.

Казнена 31 марта 1945 года в концентрационном лагере Равенсбрюк в газовой камере. Существует несколько версий ее гибели. По одной из версий, мать Мария пошла в газовую камеру вместо одной из отобранных фашистами женщин. По другой, она болела дизентерией, ее долгое время прятали, но в конце марта все-таки обнаружили. Она не могла стоять на ногах, так очень ослабла. На следующий день ее отправили в газовую камеру.

В 1985 году мемориальным центром Яд Вашем матери Марии посмертно было присвоено звание «праведник мира» [4].

В 1992 году в селе Юровка под Анапой, на могиле предков матери Марии, произошло символическое захоронение праха из концлагеря Равенсбрюк.

9 февраля 2003 года на месте бывшего общежития матери Марии – дома «Православное Дело» – была установлена мемориальная доска [5].

16 января 2004 года Священный Синод Константинопольской Православной Церкви причислил мать Марию к лику святых.

Она была поэтом, художником, философом, прекрасно вышивала. Но, приняв монашеский постриг, весь талант своей души, все свои силы и любовь посвятила помощи ближним и обездоленным.

По оценке Николая Бердяева: «В личности м. Марии были черты, которые так пленяют в русских святых женщинах — обращённость к миру, жажда облегчать страдания, жертвенность, бесстрашие

Молитвословия

Кондак, глас 8 (Подобен: Яко добля:) мч. Илии (Фондаминскому), сщмч. Димитрию (Клепинину), мч. Георгию (Скобцову) и прмц. Марии (Скобцовой) [6]

Я́ко свиде́телей И́стины/ и благоче́стия пропове́дников,/ боже́ственными досто́йно почти́м похвалы́/ Дими́трия, Мари́ю, Ю́рия и Илию́,/ у́зы, страда́ния и непра́ведное осужде́ние претерпе́вшия,// и я́ко му́ченики нетле́нными венцы́ увенча́нныя.

Награды

  • орден Отечественной войны II степени (7 мая 1985 года, указом Президиума Верховного Совета СССР) [7]

Сочинения

  • Жатва Духа: В 2 книгах. — Париж, 1927 (2-е издание — Скобцова Е. Ю. (Мать Мария). Жатва Духа. -Томск: Водолей, 1994).
  • А. Хомяков — Париж, 1929. 61 с.
  • В. Соловьев — Париж, 1929. 50 с.
  • Достоевский и современность — Париж, 1929. стр. 74
  • Мать Мария: Стихотворения, поэмы, мистерии, [статьи], воспоминания об аресте и лагере в Равенсбрюк — Paris: La Presse francaise et etrangere, [1947]. 165 с.
  • Стихи — Париж, 1949. 99 с.
  • Мать Мария (Скобцова): Воспоминания, статьи, очерки [В 2 томах]. -Париж: YMCA-Press, 1992.
  • Стихи — М.: Петрополис, 1994.
  • Равнина русская Стихотворения и поэмы. Пьесы-мистерии. Художественная и автобиографическая проза. Письма. — СПб.: Искусство-СПб, 2001. 767 с.
  • Избранное — М.,1991.
  • Типы религиозной жизни — М., 2001

Наиболее полный обзор библиографии матери Марии можно найти в книге Е. Ю. Кузьмина-Караваева (Мать-Мария): Библиографический указатель / В серии «Знаменитые эмигранты Росии». — СПб.: ИКЦ-Русская эмиграция, 2002, а также в книге А. Н. Шустова «Библиографический указатель литературных, философских, публицистических и художественных произведений Е.Ю. Кузьминой-Караваевой (матери Марии)«. -Томск: Водолей, 1994.

Литература и архивные материалы

  • Евлогий (Георгиевский), митрополит Путь моей жизни. Воспоминания митр.Евлогия, излож. по его рассказам Т.Манухиной/ Париж: YMCA-Press, 1948 (2-е изд. М., 1994)
  • Гаккель Сергий, прот. Мать Мария. — Париж: YMCA-Press, 1992. (2-е издание — Москва: Крутицкое подворье, 1994)
  • Кривошеина К. И. Православное Дело: Милосердие матери Марии (Скобцовой).
  • Кривошеина К.И. «…и вот я умерла»: Жизнь и судьба матери Марии (Скобцовой).
  • Кривошеин И. _Мать Мария (скобцова): к 25-летию со дня кончины, Журнал Московской Патриархии. 1970. № 5
  • Линник Ю.В. Мать Мария Вестник РХД. 1991. № 161.
  • Шполянски И., иерей О братолюбии. К вопросу о предстоящей канонизации матери Марии (Скобцовой) Вестник РСХД. 2004. № 187
  • Varau L. Mère Marie (1891-1945). Saint-Petersbourg-Paris-Ravensbruck. P. 2000
  • Русские писатели эмиграции: Биографические сведения и библиография их книг по богословию, религиозной философии, церковной истории и православной культуре: 1921-1972 Составитель Н. М. Зернов.- Boston: G. K. Hall & Co., 1973.
  • Носик Б. М. На погосте XX века. — СПб.: Золотой век; Диамант, 2001. С. 304-310.
  • Плюханов Б. В. РСХД в Латвии и Эстонии: Материалы к истории Русского студенческого христианского движения. – Париж: YMCA-Press, 1993. С. 158
  • Послужный список монахини Марии (Скобцовой) (1933-1945) Архивы Епархиального управления Западно-Европейского Русского Экзархата-Архиепископии Константинопольской Патриархии (АЕУА).
  • Сайт Ксении Кривошеиной «Мать Мария»:

Использованные материалы

  • Нивьер Антуан. Православные священнослужители, богословы и церковные деятели русской эмиграции в Западной и Центральной Европе. 1920-1995: Биографический справочник. Москва: Русский путь; Париж: YMCA-Press, 2007 – с.311-312.
  • «Преподобномученица Мария (Скобцова)», статья справочника Религиозная деятельность русского зарубежья:
  • Мария, монахиня (Скобцова (Пиленко, Кузьмина-Караваева) Елизавета Юрьевна), страница официального сайта Московского Патриархата:


[1]  Справочник Религиозная деятельность русского зарубежья, сайт Свято-Филаретовского института — http://archive.sfi.ru/rubrs.asp?rubr_id=851&art_id=6761&page=1, а также о.А.Мень в своей лекции «Мать Мария» (см. http://www.alexandrmen.ru/books/mdc/mdc4_12.html) указывают, что Елизавета Пиленко – «первая женщина, окончившая Санкт-Петербургскую духовную академию (заочно)». Но исходя из достаточно подробных биографических данных представленных на сайте Ксении Кривошеиной «Мать Мария» (см. http://mere-marie.com/life/letopis-zhizni-m-marii/) это вызывает сомнения

[2]  по другим данным – в 1917

[3]  по другим данным – в 1921

[4]  В Париже пройдет круглый стол, посвященный памяти матери Марии (Скобцовой), 31 мая 2013 года, портал Седмица.Ru — http://www.sedmitza.ru/text/3752543.html

[5]  М.В. Шкаровский. Отношение Поместных Православных Церквей и Украинской Греко-Католической Церкви к холокосту во время Второй мировой войны, страница сайта «Богослов.ру» — http://www.bogoslov.ru/text/2044123.html

[6]  Блог священника Максима Плякина, https://ustavschik.livejournal.com/199930.html.

[7]  М.В. Шкаровский. Отношение Поместных Православных Церквей и Украинской Греко-Католической Церкви к холокосту во время Второй мировой войны , страница сайта «Богослов.ру» — http://www.bogoslov.ru/text/2044123.html

Мария Скобцова, монахиня, поэтесса, антифашистка

В феврале сорок третьего года в Париже гестапо арестовало очередных представителей беспокойного духовенства. Православного священника отца Дмитрия Клепинина из храма на улице Лурмель — и немолодую монахиню Марию Скобцову. За день до того был взят её сын Юрий, иподиакон двадцати лет. Марию и взяли на Юрия — дали понять, что юношу отпустят, если мать сама придёт за ним. Какая мать не уцепится за надежду, даже понимая, что обманут почти наверняка! Мария явилась — и в лице ничуть не изменилась, когда её арестовали и когда она поняла, что сына не освободят.

Их последняя встреча состоялась в этапном лагере Компьен. Случайную свидетельницу поразила эта картина — словно на классическом полотне о святых. Золотые лучи солнца словно нарочно легли так, чтобы мать, стоящая у окна внутри барака, и её совсем ещё юный, тонкий, высокий сын сияли. И изнутри они сияли — огромной любовью.

Юрий вместе с отцом Дмитрием скончались очень скоро в концлагере Дора-Миттельбау. Марию убили с целой толпой без суда казнённых женщин вместе в газовой камере Равенсбрюка — всего за неделю до того, как лагерь освободила советская армия. Готовы ли они были к этой смерти? Никто, наверное, не готов. Но рисковали все трое осознано, когда спасали евреев и военнопленных, пряча их и переправляя прочь от Парижа.

В такие годы у многих в голове включается калькулятор с очень простой функцией — он считает, сколько жизней больше, одна или три. Одна или двадцать. Одна или сотня. Никто не знает точно, какое число оказалось больше трёх для этих троих — но оказалось.

Поэтесса и свободолюбка

Лиза Пиленко — так когда-то, задолго до смерти, звали монахиню Марию — родилась в Риге в конце девятнадцатого века в благополучной семье юриста. Мать Лизы была из обрусевших французов, отец — сын генерала-украинца, а сама Лиза с детства росла под ветрами Балтийского моря. Когда ей было шесть, отец решил, что южное море детям будет полезнее — и переехал в Анапу, в имение, оставшееся от отца. Там обнаружилось, что дедушка-генерал оставил шикарные виноградники, и отец с энтузиазмом взялся осваивать виноградарство.

Увы, когда Лизе было пятнадцать, он умер — прямо перед переездом в Петербург, куда его перевели по службе. Девочка была так потрясена, что утратила веру в Бога. Тот, кто говорил бы с ней тогда, ни за что не подумал бы, что перед ним — будущая монахиня и святая.

Мать всё же собрала детей и доехала до столицы. Там Лиза ещё гимназисткой познакомилась с Блоком — с тем самым, поэтом. У них завязались странные, сложные отношения; они очень долго переписывались после. Это был только первый шаг в круг поэтов, где после девушка вращалась. После гимназии она поступила на философское отделение Бестужевских курсов и вышла замуж за Кузьмина-Караваева, близкого знакомого множества столичных стихотворцев. Круг знакомств Лизы стал выглядеть, как строчка из учебника литературы: Гумилёв, Ахматова, Мандельштам, Лозинский.

Елизавета увлеклась не на шутку, даже учёбу бросила, вместо диплома написала сборников стихов с названием в духе времени: «Скифские черепки». Вскоре бросила слишком земного своего мужа (он был помощником присяжного поверенного), торжественно написала Блоку, что развелась, и уехала к родным виноградникам — чтобы обнаружить, что беременна. Дочь назвала тоже в духе времени, Гаяной. Её крёстным был Алексей Толстой.

После рождения ребёнка в Елизавете что-то изменилось. Она вдруг снова стала думать о Боге, о смысле жизни. Правда, писать — и издавать — стихи не перестала, но теперь в них было больше отсылок к Святому Писанию. А вот для возвращения к пока ещё законному мужу рождение дочери поводом не стало.

Февральская революция стряхнула с поэтессы оцепенение. Она моментально заинтересовалась политикой, вступила в партию эсэров, баллотировалась на должность городского головы — и была выбрана. По приходу большевиков стала комиссаром по здравоохранению и образованию. Позже, при смене власти в Анапе, её за «комиссарство» судили — спасли чудо, умелый адвокат и открытое письмо от видных литераторов. На этом политическая карьера, за которую так рьяно было взялась молодая женщина, закончилась. А вскоре началась эмиграция.

Монахиня и антифашистка

Во Францию Елизавета въехала уже Скобцовой — перед отъездом вышла замуж за казачьего атамана. До того ей уже довелось пожить в Грузии (где родился Юрий), Турции и Сербии. Но Марией Париж увидел Скобцову не сразу. Поначалу она продолжала писать и публиковаться. Всё опять изменила дочь — теперь младшая, Анастасия. Она умерла. Как смерть отца отвратила Лизу Пиленко от веры, так смерть дочери Елизавету Скобцову туда вернула. В сорок один год Елизавета стала Марией, приняв постриг, и полностью посвятила себя благотворительности и проповедничеству — в миру, не в монастыре.

Как всегда, действовала мать Мария быстро и с максимальным эффектом. Организовала общежитие для женщин, которым некуда пойти. Организовала в нём богословские курсы — почти все иммигрантки из России были православными.

Сама готовила, убирала, стирала вместе с жительницами своего большого женского дома. Посещала психиатрические клиники с помощью русским душевнобольным. Выступала в религиозно-философской академии с докладами, писала статьи и — по‑прежнему публиковала стихи. Мать Мария оставалась поэтессой до конца своих дней. Если уж ты настоящая поэтка, то это навсегда.

Наверное, никто из эмигрантов не удивился, узнав, что мать Марию арестовали «за помощь жидам». Именно так выразился один из немцев, когда мама Монахини, Софья, урождённая Делоне, пришла проведать её в гестапо: плохо, мол, воспитали, жидам помогает. Софья возразила резко: нет, хорошо! «Были бы вы в беде, и вам бы помогла». На самом деле Скобцова спасала не только евреев — всех, кто попадал под преследования нацистов. Но евреев на её глазах гнали к поездам на Освенцим больше всех. Из-за этого зрелища монахиня и пошла впервые против гитлеровцев: сумела увести из толпы и спрятать четырёх детей. Скрыла их в мусорных контейнерах. После этого её дом на улице Лурмель фактически стал перевалочным пунктом, укрытием, одним из штабов Сопротивления.

«На Страшном суде спросят, накормила ли я голодного, одела ли голого, а не сколько я раз до земли поклонилась» — вот правило, по которому она жила и по которому приняла смерть. Говорят, что для именно этой партии в газовую камеру её не отбирали. Она пыталась утешить одну из приговорённых, рыдавшую отчаянно: не бойся, мол, последнее слово не смерть, а жизнь. И, чтобы этой несчастной, рыдающей, было спокойнее, пошла с ней. Потому что ничего другого сделать для этой женщины не могла, а не сделать не могла ещё больше.

История ещё одной праведницы мира — Зула из Руанды: мусульманка, которая спасала язычников и христиан, потому что люди не должны убивать людей.

Скобцова Мария

  • Проза
    • Абрамов Федор Александрович
    • Авдюгин Александр, протоиерей
    • Абрамцева Наталья Корнельевна
    • Аверченко Аркадий Тимофеевич
    • Агафонов Николай, протоиерей
    • Агриков Тихон, архимандрит
    • Аксаков Сергей Тимофеевич
    • Александра Феодоровна, страстотерпица
    • Александрова Татьяна Ивановна
    • Алексиевич Светлана Александровна
    • Алешина Марина
    • Альшиц Даниил Натанович
    • Андерсен Ганс Христиан
    • Анненская Александра Никитична
    • Арджилли Марчелло
    • Арцыбушев Алексей Петрович
    • Астафьев Виктор Петрович
    • Афанасьев Лазарь, монах
    • Ахиллеос Савва, архимандрит
    • Бажов Павел Петрович
    • Балашов Виктор Сергеевич
    • Балинт Агнеш
    • Барри Джеймс Мэтью
    • Барсуков Тихон, иеромонах
    • Баруздин Сергей Алексеевич
    • Бахревский Владислав Анатольевич
    • Белов Василий Иванович
    • Бернанос Жорж
    • Бернетт Фрэнсис Элиза
    • Бианки Виталий Валентинович
    • Бирюков Валентин, протоиерей
    • Блохин Николай Владимирович
    • Бонд Майкл
    • Борзенко Алексей
    • Бородин Леонид Иванович
    • Брэдбери Рэй Дуглас
    • Булгаков Михаил Афанасьевич
    • Булгаковский Дмитрий, протоиерей
    • Бунин Иван Алексеевич
    • Буслаев Федор Иванович
    • Бьюкенен Патрик Дж.
    • Варламов Алексей Николаевич
    • Веселовская Надежда Владимировна
    • Вехова Марианна Базильевна
    • Вильгерт Владимир, священник
    • Водолазкин Евгений
    • Вознесенская Юлия Николаевна
    • Волков Олег Васильевич
    • Волкова Наталия
    • Волос Андрей Германович
    • Воробьёв Владимир, протоиерей
    • Вурмбрандт Рихард
    • Гальего Рубен
    • Ганаго Борис Александрович
    • Гауф Вильгельм
    • Геворков Валерий
    • Гиляров-Платонов Никита Петрович
    • Гинзбург Евгения Соломоновна
    • Гоголь Николай Васильевич
    • Головкина Ирина
    • Гончаров Иван Александрович
    • Горбунов Алексей Александрович
    • Горшков Александр Касьянович
    • Горький Алексей Максимович
    • Гофман Эрнст
    • Грибоедов Александр Сергеевич
    • Грин Александр Степанович
    • Грин Грэм
    • Громов Александр Витальевич
    • Груздев Павел, архимандрит
    • Губанов Владимир Алексеевич
    • Гумеров Иов, иеромонах
    • Гэллико Пол
    • Даль Владимир
    • Данилов Александр
    • Дворкин Александр Леонидович
    • Дворцов Василий Владимирович
    • Девятова Светлана
    • Дёмышев Александр Васильевич
    • Десницкий Андрей Сергеевич
    • Дефо Даниэль
    • ДиКамилло Кейт
    • Диккенс Чарльз
    • Домбровский Юрий Осипович
    • Донских Александр Сергеевич
    • Достоевский Федор Михайлович
    • Дохторова Мария, схиигумения
    • Драгунский Виктор Юзефович
    • Дунаев Михаил Михайлович
    • Дьяченко Александр, священник
    • Екимов Борис Петрович
    • Ермолай-Еразм
    • Ершов Петр Павлович
    • Жизнеописания
    • Жильяр Пьер
    • Зайцев Борис Константинович
    • Зелинская Елена Константиновна
    • Зенкова Еликонида Федоровна
    • Знаменский Георгий Александрович
    • Зоберн Владимир Михайлович
    • Игумен N
    • Ильин Иван Александрович
    • Ильюнина Людмила Александровна
    • Имшенецкая Маргарита Викторовна
    • Ирзабеков Василий (Фазиль)
    • Казаков Юрий Павлович
    • Каледа Глеб, протоиерей
    • Каткова Вера
    • Катышев Геннадий
    • Кервуд Джеймс Оливер
    • Керсновская Евфросиния Антоновна
    • Киселева Татьяна Васильевна
    • Кисляков Спиридон, архимандрит
    • Козлов Сергей Сергеевич
    • Кокухин Николай Петрович
    • Колупаев Вадим
    • Константинов Димитрий, протоиерей
    • Королева Вера Викторовна
    • Короленко Владимир Галактионович
    • Корхова Виктория
    • Корчак Януш
    • Кочергин Эдуард Степанович
    • Краснов Петр Николаевич
    • Краснов-Левитин Анатолий Эммануилович
    • Краснова Татьяна Викторовна
    • Кривошеина Ксения Игоревна
    • Кристус Петрус
    • Крифт Питер
    • Кронин Арчибальд Джозеф
    • Кропотов Роман, иеромонах
    • Круглов Александр Васильевич
    • Крупин Владимир Николаевич
    • Куприн Александр Иванович
    • Кучмаева Изольда Константиновна
    • Лагерлёф Сельма
    • Ларионов Виктор Александрович
    • Лебедев Владимир Петрович
    • Леонтьев Дмитрий Борисович
    • Леонтьев Константин Николаевич
    • Лепешинская Феофила, игумения
    • Лесков Николай Семенович
    • Либенсон Христина
    • Линдгрен Астрид
    • Литвак Илья
    • Лихачёв Виктор Васильевич
    • Лукашевич Клавдия Владимировна
    • Льюис Клайв Стейплз
    • Люкимсон Петр Ефимович
    • Лялин Валерий Николаевич
    • Макаров Михаил
    • Макдональд Джордж
    • Макрис Дионисиос
    • Максимов Владимир Емельянович
    • Максимов Юрий Валерьевич
    • Малахова Лилия
    • Мамин-Сибиряк Дмитрий Наркисович
    • Мельников Федор Ефимович
    • Мельников-Печерский Павел Иванович
    • Милн Алан Александр
    • Мицов Георгий, священник
    • Монах святогорец
    • Муртазов Никон, иеродиакон
    • Назаренко Павел
    • Недоспасова Татьяна Андреевна
    • Немирович-Данченко Василий И.
    • Никитин Августин, архимандрит
    • Никифоров–Волгин Василий А.
    • Николаев Виктор Николаевич
    • Николаева Олеся Александровна
    • Нилус Сергей
    • Носов Евгений Иванович
    • Нотин Александр Иванович
    • Оберучева Амвросия, монахиня
    • Павлов Олег Олегович
    • Павлова Нина
    • Пантелеев Л.
    • Панцерева Елена
    • Парамонов Николай, игумен
    • Паустовский Константин Георгиевич
    • Пестов Николай Евграфович
    • Попов Меркурий, монах
    • Поповский Марк Александрович
    • Портер Элионор
    • Поселянин Евгений Николаевич
    • Потапенко Игнатий Николаевич
    • Прочие авторы
    • Пушкин Александр Сергеевич
    • Пыльнева Галина Александровна
    • Рак Павле
    • Раковалис Афанасий
    • Распутин Валентин Григорьевич
    • Ремизов Алексей Михайлович
    • Робсман Виктор
    • Рогалева Ирина
    • Рожков Владимир, протоиерей
    • Рожнева Ольга Леонидовна
    • Россиев Павел Амплиевич
    • Рыбакова Светлана Николаевна
    • Савельев Дмитрий Сергеевич
    • Савечко Максим Богданович
    • Салтыков-Щедрин Михаил Евграфович
    • Санин Варнава, монах
    • Сараджишвили Мария
    • Свенцицкий Валентин, протоиерей
    • Сегень Александр Юрьевич
    • Сегюр Софья Фёдоровна
    • Секретарев Тихон, архимандрит
    • Сент-Джон Патриция
    • Сент-Экзюпери Антуан
    • Сергейчук Алина Борисовна
    • Скоробогатько Наталия Владимировна
    • Смоленский Николай Иванович
    • Снегирев Иван Михайлович
    • Соколова Александра
    • Соколова Наталия Николаевна
    • Соколова Ольга
    • Солженицын Александр Исаевич
    • Соловьев Владимир Сергеевич
    • Солоухин Владимир Алексеевич
    • Степун Федор Августович
    • Стрельцов Артем
    • Сухинина Наталия Евгеньевна
    • Сюсаку Эндо
    • Творогов Питирим, епископ
    • Тихомиров Лев Александрович
    • Ткачев Андрей, протоиерей
    • Толгский Сергий, протоиерей
    • Толкин Джон Рональд Руэл
    • Толстиков Николай, священник
    • Толстой Алексей Николаевич
    • Торик Александр‚ протоиерей
    • Трауберг Наталья Леонидовна
    • Тростников Виктор Николаевич
    • Труханов Михаил, протоиерей
    • Тургенев Иван Сергеевич
    • Тучкова Наталья
    • Уайзмэн Николас Патрик
    • Уайлдер Торнтон
    • Уингфолд Томас
    • Ульянова Валентина
    • Урусова Наталия Владимировна
    • Устюжанин Андрей, протоиерей
    • Филипьев Всеволод, инок
    • Хэрриот Джеймс
    • Цветкова Валентина Ивановна
    • Цебриков Георгий, диакон
    • Чепмен Гэри
    • Чарская Лидия Алексеевна
    • Черных Наталия Борисовна
    • Честертон Гилберт Кийт
    • Честерфилд Филип Стенхоп
    • Чехов Антон Павлович
    • Чинякова Галина Павловна
    • Чудинова Елена Петровна
    • Шевкунов Тихон, архимандрит
    • Шекспир Уильям
    • Шергин Борис Викторович

Мать Мария (Скобцова) и Александр Блок

Мать Мария (Скобцова) и Александр Блок

Драматическая судьба Лизы Пиленко, в честь которой Блок написал очень трогательные стихи, или жизненный путь Матери Марии (Скобцовой)

31 марта 1945 года в концлагере Равенсбрюк погибла монахиня Мария (Скобцова), пошедшая в газовую камеру вместо другой женщины.

Как девушка, которой Блок посвящал стихи, стала матерью Марией

Как девушка, которой Блок посвящал стихи, стала матерью Марией

Александр Блок посвятил это стихотворение 15-летней Лизе Пиленко – девочке, так влюблённой в него. Впоследствии она стала поэтессой Кузьминой-Караваевой, но миру суждено было узнать её как монахиню мать Марию.

Она родилась в Риге в 1891 году. В детстве жила у моря – родители вскоре переехали в Анапу, в шести верстах от которой располагалось имение отца с обширными виноградниками. Недалеко от имения – три древних кургана, где велись археологические раскопки и где Лиза Пиленко частенько проводила жаркие летние дни. В 1905-м семья обосновалась в Ялте – отец Лизы стал директором Никитского ботанического сада. Его неожиданная и преждевременная смерть на следующий год явилась первым жестоким ударом в ее жизни.

Лиза Пиленко.

Овдовев, мать уехала с дочерью в Петербург к своей сестре, фрейлине двора, приятельнице обер-прокурора Синода Победоносцева. Окончив гимназию, Лиза поступила на философское отделение Бестужевских курсов. На одном из литературных вечеров она впервые увидела Александра Блока…

В 1936 году она опубликовала в Париже свои воспоминания, в которых рассказала о том, как первый раз увидела, услышала Блока на литературном вечере в петербургском училище, как он поразил ее – и лицом, будто бы высеченным из камня, и стихами. Прочитав его сборник, Лиза решила, что Блок единственный, кто способен помочь ей унять душевную смуту. Она отправилась домой к поэту.

Мы долго говорим. За окном уже темно. Он не зажигает света. Мне хорошо, я дома, хотя многого не могу понять. Я чувствую, что около меня большой человек, что он мучается больше, чем я. Меня поражает его особая внимательность, какая-то нежная бережность… Через неделю я получаю письмо, почерк твердый, не очень крупный, но широкий, щедрый, широко расставлены строчки. В письме есть стихи…

Когда вы стоите на моём пути,
Такая живая, такая красивая,
Но такая измученная,
Говорите всё о печальном,
Думаете о смерти,
Никого не любите
И презираете свою красоту –
Что же? Разве я обижу вас?
О, нет! Ведь я не насильник,
Не обманщик и не гордец,
Хотя много знаю,
Слишком много думаю с детства
И слишком занят собой.
Ведь я – сочинитель,
Человек, называющий всё по имени,
Отнимающий аромат у живого цветка.
Сколько ни говорите о печальном,
Сколько ни размышляйте о концах и началах,
Всё же, я смею думать,
Что вам только пятнадцать лет.
И потому я хотел бы,
Чтобы вы влюбились в простого человека,
Который любит землю и небо
Больше, чем рифмованные и нерифмованные речи
О земле и о небе.
Право, я буду рад за вас,
Так как – только влюблённый
Имеет право на звание человека.
<А.Блок 1908>

Еще будучи курсисткой, Елизавета Пиленко в 1910-м вышла замуж за Дмитрия Кузьмина-Караваева – молодого эстетствующего юриста, который вел богемную жизнь. Спустя годы она писала в воспоминаниях:
«Мы жили среди огромной страны, словно на необитаемом острове. Россия не знала грамоты – в нашей среде сосредоточилась вся мировая культура: цитировали наизусть греков, увлекались французскими символистами, считали скандинавскую поэзию своею, знали философию и богословие, поэзию и историю всего мира, в этом смысле мы были гражданами вселенной, хранителями великого культурного музея человечества. Это был Рим времен упадка… Мы были последним актом трагедии – разрыва народа и интеллигенции».

Уже будучи замужем, Елизавета Юрьевна познакомилась с Блоком вторично. Через несколько дней Кузьмины-Караваевы обедали в доме поэта. У них появились общие знакомые, люди, которые как бы соединяли их…
Уж не эта ли роковая встреча, не это ли необыкновенное чувство на всю жизнь, внушенное поэтом Елизавете Юрьевне, стало одной из главных причин ее разрыва с мужем? Молодая женщина оставила Петербург и, словно бы убегая от самой себя, уехала в Анапу. Вскоре после их развода Д. Кузьмин-Караваев перешел в католичество, а впоследствии, уже в эмиграции, вступил в орден иезуитов и принял священство…

 

Елизавета Юрьевна.

«Елизавета Юрьевна уезжает на юг и возвращается в Петербург поздней осенью 1914 года – с твердой, казалось бы, бесповоротной решимостью не видеть Блока, – писал Евг. Богат. – И в тот же день, не успев разобрать с дороги вещи, идет к нему; идет отчаянно, как шла в первый раз. Начинается самая высокая пора их отношений; они сидят у него, иногда до утра, обыкновенно в самых дальних углах комнаты («он у стола, я на диване») и говорят: о трагичности человеческих отношений, о стихах, о «доблести, о подвигах, о славе»… И опять идут годы».

Потом Елизавета Юрьевна вновь оказалась на юге. Здесь, в Анапе, спокойно, в трудах и заботах об отцовском имении, текла ее жизнь. Кузьмина-Караваева писала стихи (в этот период вышли два сборника ее стихотворений – «Скифские черепки» и «Руфь»). Здесь родилась ее дочь Гаяна. Отцом явился какой-то простой человек, охотник, в котором экзальтированная женщина нашла свой идеал. Но Блока она не забывала никогда…
«С мужем я разошлась, и было еще много тяжести, кроме этого… Весной уеду, буду жить чужой жизнью, говорить о революции, о терроре, об охоте, о воспитании детей, о моей любви к тому человеку, куда я уеду, – и думать о Вас… Мой дорогой, любимый мой…»

Ее счастье оказалось перечеркнуто войной: отец Гаяны ушел на фронт и пропал без вести…
В 1918 году Елизавету Кузьмину-Караваеву избрали товарищем городского головы, а затем и городским головой Анапы. В это время она побывала в Москве, где участвовала на стороне эсеров в каких-то акциях против советской власти. Когда вернулась в Анапу, здесь уже хозяйничали добровольцы из белой армии генерала Покровского. Елизавету Юрьевну сразу арестовали, и ей пришлось предстать перед белогвардейским судом. Председателем суда оказался Д. Е. Скобцов – мало знакомый ей человек, чуть позже ставший вторым мужем Елизаветы Юрьевны. С ним она соединилась уже в Константинополе. Исследователи полагают, что именно Скобцов склонил Кузьмину-Караваеву к эмиграции. Во время тяжелого странствия, в Тифлисе, родился их сын Юрий, в Белграде – дочь Настя.

В начале 1923-го семья Скобцовых прибыла в Париж. Елизавета Юрьевна подрабатывала шитьем и изготовлением кукол. Потом муж устроился шофером такси. Через три года они потеряли маленькую Настю, умершую от менингита…

Именно здесь, на чужбине, Елизавета Юрьевна узнала о кончине Блока. По свидетельству ее матери, горе ее было беспредельным… Второй брак ее также не сложился, она рассталась со Скобцовым, хотя они и оставались друзьями.

Тяжелые раздумья над отчаянным положением многих близких ей людей в эмиграции определили дальнейшую судьбу Елизаветы Юрьевны: в марте 1932 года, после церковного развода с мужем, она приняла монашеский постриг. Отныне ее звали матерью Марией, в честь Марии Египетской… Обряд производил сам митрополит Евлогий – глава православной церкви за рубежом.

В рубаху белую одета…
О, внутренний мой человек.
Сейчас еще Елизавета,
А завтра буду – имя рек.

Мать Мария.

В 1935-м мать Мария создала братство «Православное Дело», которое оказывало всестороннюю помощь ее обездоленным и безработным соотечественникам на чужбине. Собрав по Парижу деньги, устроила убежище для сотен голодных, бездомных, туберкулезных… Кормила их, одевала, лечила, устраивала на работу, прятала евреев. Некоторые упрекали мать Марию, называя ее монашество сомнительным. Таким она отвечала: «На Страшном суде меня спросят не о молитвах и поклонах, а о том, накормила ли я голодных…» В ее трудах ей помогали дети – Гаяна и Юрий, иногда – ближайшие друзья: Николай Бердяев и отец Сергий Булгаков.
Летом 1935 года Гаяна, убежденная коммунистка, не мыслившая себе жизни без России, вернулась на Родину. В Москве она умерла от дизентерии.

Смерть ее в России оказалась довольно загадочной. Нина Берберова, к примеру, уверяла, что дочь Кузьминой-Караваевой погибла после подпольного аборта. В любом случае, опереться ей здесь было не на кого. Алексей Толстой, уговоривший девушку вернуться на родину и привезший ее с собой из-за границы, в дальнейшем, по сути дела, бросил ее на произвол судьбы. Поначалу она жила в его доме никому не нужная и не интересная, затем устроилась работать на завод и ушла от Толстых. Вышла замуж за своего давнего знакомца, тоже приехавшего из Парижа… Почему она не захотела иметь ребенка и решилась на аборт (если это действительно правда), неизвестно.

…В 1937-м в берлинском издательстве вышел новый сборник стихов под именем матери Марии…
Постыло мне ненужное витийство,
Постылы мне слова и строчки книг,
Когда повсюду кажут мертвый лик
Отчаянье, тоска, самоубийство.
О, Боже, отчего нам так бездомно?
Зачем так много нищих и сирот?
Зачем блуждает Твой святой народ
В пустыне мира, вечной и огромной?

Под псевдонимом Юрий Данилов мать Мария опубликовала большой, во многом автобиографический роман «Равнина русская» (Хроника наших дней)».

Еще в 1941 году она писала о Гитлере в своей статье «Размышления о судьбах Европы и Азии»:
«Во главе избранной расы господ стоит безумец, параноик, место которому в палате сумасшедшего дома, который нуждается в смирительной рубашке… чтобы его звериный вой не потрясал вселенной».
Воистину удивительная прозорливость была присуща этой женщине! Когда она узнала о нападении немцев на СССР, то молвила:

«Я не боюсь за Россию. Я знаю, что она победит… России предстоит великое будущее. Но какой океан крови…»
Во время войны она продолжала сбор пожертвований, установив связь с участниками Сопротивления, снабжала документами людей, преследуемых гитлеровцами, переправляла их к партизанам. Деятельность «Православного Дела» не могла ни привлечь внимания немцев. Арестовав Юрия, гестаповцы обещали выпустить его, если к ним явится мать Мария. Она пришла к ним добровольно, но обещаниям фашистов, как и следовало ожидать, была грош цена: сына ее так и не освободили. Перед отправкой в Бухенвальд Юрию предложили вступить в армию Власова, но он наотрез отказался. Юрий Скобцов погиб на строительстве подземных заводов в феврале 1944-го на двадцать четвертом году жизни. Мать уже не узнала этого…

И в заключении она продолжала писать стихи, но они, к сожалению, не сохранились. Поначалу Д. Скобцову удавалось передавать в лагеря, где содержалась его бывшая жена, посылки с едой. В марте 1945-го здоровье матери Марии ухудшилось: она заболела дизентерией, свирепствовавшей в лагере.

«…когда освобождение было уже близко, Мать Мария в женском лагере Равенсбрюк пошла, как утверждают, в газовую камеру вместо советской девушки, обменявшись с ней курткой и номером, – пишет Евг. Богат. – Может быть, мы имеем дело с легендой. Но человек, заслуживший т а к у ю легенду, бесспорно легендарен…».

В последний день не плачь и не кричи:
Он все равно придет неотвратимо.
Я отдала души моей ключи
Случайно проходившим мимо…

 

Монахиня мать Мария.

Кстати, известно, что еще в пятилетнем возрасте будущая мать Мария как-то сказала родителям: «Меня ждут мучения и смерть в огне».

…Через два дня (всего лишь через два дня!) после ее гибели работники Красного Креста начали освобождать тех заключенных, которые были вывезены из Франции, а через месяц советские войска освободили всех оставшихся в живых узниц. Среди них оказались и те, кто хорошо знал мать Марию. Они вспоминали впоследствии: она погибла, совершив страшную ошибку. Было объявлено о том, что ослабевшие и больные могут воспользоваться освобождением от работ, выданным в лазарете, – очередной фашистский обман. Получивших подобные справки (а среди них оказалась и мать Мария) просто «отбраковывали», отправляя в газовую камеру.

И дальше будет только ночь,
И будет только мрак повсюду…
О, Господи, взываю к чуду,
Чтоб гибнущей душе помочь…

Мать Е. Ю. Кузьминой-Караваевой прожила до 1962 года. Она привела в порядок архив дочери, участвовала в подготовке двух сборников ее стихотворений…

 

На доме, где родилась Елизавета Пиленко. Рига, улица Элизабетес, 21

Уже после войны, в 1985-м, мать Мария, в числе других бесстрашных героев французского Сопротивления, была посмертно награждена орденом Отечественной войны. Весной 2000 года общество «Благодеяние» организовало международную конференцию, посвященную 55-й годовщине со дня ее смерти. В Петербург приехали исследователи жизни и творчества Е. Кузьминой-Караваевой из различных уголков России, из Франции, Англии, Италии. О ней говорили богословы, философы, литераторы. Оказалось, что для очень многих людей именно со знакомства с судьбой этой удивительной русской женщины началось время духовных исканий…

Ценителям отечественной истории и литературы интересна будет и тайна гибели Александра Блока, которого Анна Ахматова называла «трагическим тенором эпохи».
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/240116/28166/