Скульптура античности: Скульптура Древней Греции — Википедия – Список античных статуй — Википедия

Содержание

Список античных статуй — Википедия

Илл.НазваниеРегион / Стиль
АвторДата

(оригинал)

Дата, музей (сохр. экспонат)[1]Примечание
Statue-Augustus.jpgАвгуст из Прима-ПортаДревний Рим20 год до н. э.

(утрачен)

Повторение: I в. н. э.,

Музей Кьярамонти, Ватикан

Выкопан в 1863 году.
07Delphi Aghias.jpgАгийклассикаЛисиппIV в. до н. э.

(утрачен)

Римская копия:

Археологический музей, Дельфы

Alejandro Rondanini Munich 06.jpg
Александр РонданиниэллинизмЕвфранор330-е гг. до н. э.

(утрачен)

Мюнхенская глиптотека
Амазонка МаттеиклассикаФидийОк 430 г. до н. э.

(утрачен)

Amazon03 pushkin.jpgАмазонка СкьярраклассикаПоликлет или СосиклОк 430 г. до н. э.

(утрачен)

MUT-9947.jpgАмазонка Сосиклаклассика
Поликлет или Сосикл
Ок 430 г. до н. э.

(утрачен)

Cupid psyche.jpgАмур и Психея

(en)

эллинизмII в. до н. э.

(утрачен)

Римская копия:

Капитолийские музеи

Найдена в 1749 году.
Полный список статуй Антиноя см.: Иконография Антиноя
Антиной Браски

(Антиной Пио-Клементино)

Древний РимОколо 130 годаОригинал: Пио-Клементино, ВатиканНайдена из 1792—1793 году.
Антиной Браски

(из Лувра)

Древний РимII в. н. э.Оригинал: Лувр
07Delphi Antinoos.jpg
Дельфийский АнтинойДревний РимОколо 130 годаОригинал: Археологический музей, ДельфыНайден в 1894 году
Capitoline Antinous Musei Capitolini MC741.jpgКапитолийский АнтинойДревний РимОколо 130 годаОригинал: Капитолийские музеи, РимНайден до 1773 года.


Считается копией со статуи IV века до н. э., на самом деле, вероятно, изображает Гермеса, а не Антиноя

Antinous Mondragone Louvre Ma1205 n3.jpg
Мондрагонский АнтинойДревний РимОколо 130 годаОригинал:

Лувр

Осирис-АнтинойДревний Рим130—138 гг.Оригинал: Ватиканские музеи, Рим
Фарнезский АнтинойДревний РимII в. н. э.Оригинал: Национальный археологический музей, Неаполь
Apoxyomenos Pio-Clementino Inv1185.jpgАпоксиоменэллинизмЛисиппок. 320 г. до н. э.

(утрачен)

Копия: Пио-Клементино, Ватиканские музеи, Рим.Найдена в 1849 году.

Существуют другие копии, а также статуи иной иконографии, также называющиеся «Апоксиомен» и изображающие спортсменов со скребком

Полный список статуй Аполлона см.: Аполлон в античной скульптуре
Belvedere Apollo Pio-Clementino Inv1015.jpgАполлон БельведерскийэллинизмЛеохар

(приписывается)

ок. 330—320 до н. э.

(утрачен)

Римская копия:

Музей Пия-Климента, Ватикан

Найдена в 1484-92-х годах.
Apollo Saurocton Louvre.jpgАполлон, убивающий ящерицу

(Савроктон)

классикаПракситель350-340 гг. н. э.

(утрачен)

Римская копия: ЛуврЕсть другие достаточно известные копии.
Ares Borghese Louvre Ma 866 n01.jpgАрес БоргезеклассикаАлкамен (приписывался)V в. до н. э.

(утрачен)

Римская копия: Лувр
Ares Ludovisi Altemps Inv8602 n2.jpgАрес Людовизипоздняя классикаЛисипп

или Скопас

IV в. до н. э.

(утрачен)

Римская копия: Национальный музей, ЛуврНайдена в 1622 году.
Арротино

(Точильщик) (en)

эллинизмРимская копия: УффициНайдена до 1520 года.

Возможно, являлась частью скульптурной группы «Наказание Марсия».

Полный список статуй Артемиды (Дианы) см.: Артемида в античной скульптуре
Artemis Rospigliosi Louvre Ma559.jpgАртемида Роспильози
Artemis Gabii Louvre Ma529 n1.jpg
Артемида из Габий
Артемида ПирейскаяклассикаЕвфранорIV в. до н. э.Бронзовый оригинал уцелелАрхеологический музей Пирея, Греция
Артемида Эфесскаяархаика (?)Эндой

(как точно выглядела сделанная им статуя, возможно, деревянная — неизвестно)

ок. 550 г. до н. э.

(утрачен)

Самый ранний датированный пример этой иконографии найден на монетах 133 года до н. э.

Сохранился ряд копий и повторений в камне эллинистического и римского времени

Statue of Nikandre.jpgПосвящение Никандре

(Артемида?)

(en)

архаика
ок. 650 г. до н. э.
Оригинал: Национальный археологический музей, АфиныНайдена в 1878 году.

Одна из самых древних кор.

Аталанта Барберини

(Бегущая девушка)

классикаРимская копия: Ватиканские музеи
Atlas Farneze.jpgФарнезский Атлант

(en)

эллинизм(утрачен)Римская копия, II в. н. э.: Археологический музей Неаполя.Найден около 1546 года
Атлет, льющий масло

(en)

круг Лисиппа340-330 гг. до н. э.

(утрачен)

Полный список статуй Афины (Минервы) см.: Афина в античной скульптуре
Афина ПарфеносклассикаФидий447—438 гг. до н. э.

(утрачен)

Реконструируется по множеству копий
Полный список статуй Афродиты (Венеры) см.: Афродита в античной скульптуре
Cnidus Aphrodite Altemps Inv8619.jpgАфродита КнидскаяклассикаПракситель350—330 гг. до н. э.

(утрачен)

Первая обнаженная женская статуя в греческом искусстве

Античная скульптура

Античная скульптура

Человеческую жизнь нельзя представить без искусства. Смотря на произведения великих мастеров в музеях и галереях, люди получают эстетическое наслаждение и яркое представление о мировоззрении людей давно минувших эпох.

Наиболее ярко представления человека о красоте и гармоничности характеризует скульптура. Скульптура — это прямая связь поколений. Рассматривая ее, современный человек может видеть, как наши далекие предки понимали мир, какие представления о красоте имели. С помощью скульптуры мы можем определить, что наши предки понимали под внешним и внутренним совершенством человека. Скульптура наглядно показывает, какие именно переживания и терзания души хотел передать древний мастер; в скульптуре отображается истинный мир, главным объектом отображения которого является человек; через его наружность скульптор передавал его духовный мир, нрав, состояние.

Античная скульптура

Больших успехов в произведении скульптур добились античные мастера: греки и римляне. Создавая скульптуру, они объясняли мир.

Античной скульптурой (от латинского слова antiques-древний) итальянские просветители в эпоху Возрождения называли греко-римскую скульптуру, как наиболее раннюю из известных. Это название закрепилось за ней до сих пор, не смотря на то, что были открыты более древние скульптурные элементы. Античные мастера выработали идеал человека, который не потерял своей актуальности до сих пор.

Назначение скульптур было различным: религиозное, эстетическое, идеологическое.

Так же, в скульптуре мы видим отражение двух миров: реального и мифологического. Реальный мир представлен статуями атлетов и полководцев, имеющих почти портретное сходство; мифологический — скульптурами богов и богинь. Любовь человека к своему богу и его любовь к собственному телу — такой двойной побудитель творчества скульптора.

Античная скульптура

Скульптура — важный показатель развития общества, ведь она напрямую связана с наукой. Чем более высокого развития достигло общество, тем больше развита в нем наука. Создание скульптуры невозможно без знания математики. Реалистичная передача эмоционального и душевного состояния человека невозможно без знания анатомии тела и пропорций. Выработанные древними мастерами анатомические принципы строения человеческого тела и понятие о пропорциональности, стали результатом постепенного развития в обществе хорошего вкуса и представлений о красоте (греки, например, охотно украшали здания, особенно храмы самой разнообразной скульптурой; статуи стояли на городских площадях; ставились на могилах).

Для создания скульптуры художнику нужно воспитание. Это воспитание заключается в обществе, к которому он принадлежит и которое дает ему воспитание в рамках избранной им специальности. То, что скульптор осмеливается изобразить божественное посредствам человеческого, осмеливается придать форму мужчины или женщины богам, показывает переход на новый уровень развития общества, где боги более очеловечиваются.

Объектом данной работы является античная цивилизация. Предмет — античная скульптура. Цель — рассмотреть особенности античной скульптуры. Задачи: определить понятие античной скульптуры, выявить ее характерные черты и особенности, рассмотреть ее влияние на культуру последующих цивилизаций.

Античная скульптура

Для данной работы была использована такая научная литература, как работы К. Куманецкого, в которой он подробно прослеживает все этапы истории развития прикладного искусства и скульптуры греков и римлян.

В сборнике по проблемам античной культуры под редакцией Г. А. Кошеленко представлены работы таких авторов как И. И. Саверкиной и Н. А. Онайко, которые рассмотрели различные вопросы древней истории, в частности античной скульптуры.

Греческая скульптура

Практически ни одного из произведений греческих скульпторов до нас не дошло. Мы знаем лишь их описания и римские копии с них. Но копия, даже и талантливо выполненная, искажает оригинал. Чаще в наличии имеются несколько копий с исчезнувшего оригинала. Тогда приходится кропотливо составлять скульптуру по частям, лучше сохранившимся в той или иной копии. В результате сегодня мы любуемся неким обобщенным образом древнегреческой скульптуры.

Периодизация древнегреческого искусства делится на архаический (VIII — VI в. до н. э.), классический (V — IV в. до н. э.) и эллинистический (IV — II в. до н. э.) периоды.

Греческий народ — сын земли почти целиком каменистой. И из этой земли греческие художники извлекли самый прекрасный материал для скульптуры — мрамор. Скульптура получила развитие на островах Эгейского моря — здесь были открыты богатейшие залежи мрамора, особенно на острове Парос. Помимо этого греческие мастера создавали скульптуры из известняка, дерева, слоновой кости и обожженной глины.

Как в архитектуре, так и в скульптуре выявились два направления в творчестве: дорическое и ионийское. В дорических областях славились скульптурные школы в Аргосе и Коринфе, на ионийских землях — островные школы на Наксосе и Паросе Казимеж Куманецкий. История культуры древней Греции и Рима. 

Как уже было сказано, в греческой скульптуре отражаются два мира: мифологический и реальный.

Архаический период — это период становления искусства, в частности скульптуры. Это было временем воплощения мифологических представлений, бытовавших в народных массах. В это время впервые были созданы изображения богов, героев и мифологических событий, что является одной из особенностей искусства этого периода. Храмовой скульптуре присущи мифологические сюжеты. Сущность композиции сводилась к показу божественной мощи, в динамических сценах отражались мифологические сюжеты о победе над злыми силами. Статуи были высечены смелой, но еще неискусной рукой. В монументальных мраморных скульптурах бросаются в глаза черты условности в изображении, заставляющие вспоминать искусство древнего Египта. Это были плоскостные композиции; линейный вид контуров фигур, движения складок одежды и других деталей создавали особую прелесть архаического искусства Кобылина М. М. Роль традиции в греческом искусстве. с. 23. Фигуры действующих лиц приземисты, основательны и выполнены в несколько наивной манере.

Архаическое искусство исключительное предпочтение оказало двум типам: куросу — обнаженному юноше и коре — одетой девушке Андре Боннар. Греческая цивилизация. 

Создавая куросов, скульпторы воплощали некий идеальный образ, не обремененный ни сомнениями, ни индивидуальными чертами отдельной личности. Иногда в литературе встречается и другое название куроса — Апполон. Этим греки стремились придать идеализированному образу некоторые божественные черты. Статуи юных безбородых атлетов создавались под впечатлением облика живых людей; в том или ином случае моделью могли служить сразу несколько различных юношей.

Статистика позы куроса должна была свидетельствовать о прочности походки и твердости духа. Левая нога изображалась обязательно выставленной вперед, лицо озарялось отстраненной, загадочной улыбкой (так называемая «архаическая улыбка»). Все внимание авторов произведений сосредотачивалось на тщательности лепки головы, мышц живота, коленных чашечек и на основных рельефных линиях.

Коры происходили из ионийских областей и отличались подчеркнутой строгостью и изяществом линий. Они выполнены из паросского мрамора, своей фактурой способного предать некую прозрачность женской кожи, а так же тончайшие оттенки и изменения цвета, и который поддавался тончайшей обработке, что давало возможность передать все изгибы фигуры, завитки волос, складки одежды. Ионийцы не проявляли большого внимания к пропорциям человеческого тела, но заботились о плавности очертаний, мягкой трактовке драпировок. Коры использовались для поддержания храмовой крыши, но иногда устанавливались отдельно и изображались держащими яблоко или гранат, служившие даром божеству.

В правление Писистратидов ионийские скульпторы распространили свою деятельность на Афины. Однако аттическая скульптура отличается некоторой суровостью: исчезают искусно «завитые» резцом локоны, в осанке фигур появляется необычная торжественность, прихотливые драпировки сменяются простыми линиями ниспадающих одеяний. Афинские коры полны изящества и грации, головы украшены локонами, сами статуи богато расцвечены многими красками; в то же время в их фигурах видны серьезность и достоинство Казимеж Куманецкий. История культуры древней Греции и Рима.

В эпоху архаики скульптор не мог представить тело в движении. В VI в. до н. э. он еще далеко не точно улавливал игру мышц на теле человека. Ни одного поворота направо или налево, ни малейшего наклона головы, анатомия самая элементарная. Художник не задавался целью добиться сходства статуи с живым человеком Андре Боннар.

К концу эпохи архаики мастера добились поразительного умения создавать детали, очень выразительные фрагменты статуй, прежде всего рук и головы. Точность и изысканность в изображении частей фигуры у скульпторов архаики намного выше, чем у мастеров классического периода, однако статуи воспринимаются расчленено, лишены гармонии, цельности.

Классический период — это время расцвета. А. Боннар определил классицизм как сочетание черт, форм и поз, выбранных художником, опирающихся на подлинный реализм. Эта эпоха более гуманна; она уже не полностью проникнута божественным; она представляет человека, возвеличенного до уровня бога. В эту эпоху происходит разрыв с архаической симметрией: линии перестают быть горизонтальными, они не симметричны по отношению друг к другу.

В V в. до н. э. скульптура потерпела значительные изменения. Основные темы ее оставались прежними: изображение божеств и героев — покровителей полиса, «прекрасных и доблестных» граждан и атлетов-победителей, а также надгробные изваяния покойных. Но бог теперь — простой нагой юноша, богиня — девушка, красиво одетая и с приятным лицом.

В этих изображениях теперь не было застылой оцепенелости; преодолевается схематизм архаических скульптур. В скульптурах классического периода была сделана попытка преодолеть неподвижность, передать живое движение. Новая гармония классического периода строится на контрасте: благодаря напряжению правой ноги и левой руки и сознательному снятию нагрузки с левой ноги и правой руки фигура гармонична, наполнена спокойствия, величия, свободы Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима: Пер. с пол. — М.: Высшая шк., 1990. с. 119. Реализм основан на точном знании строения скелета и игры мускулов. Происходит очеловечивание образа божества, смягчение идеальных черт и подчеркивание в них чисто человеческих качеств. Мужество теперь проявляется в невозмутимости лица. Эта невозмутимость есть признак достигнутого господства над своими личными страстями, признак душевной силы, совершенности духа, какою некогда обладали боги.

Это успешно передал скульптор Мирон из Елевфер (Средняя Греция) в своем «Дискоболе» (середина V в. до н. э., чуть раньше 450 г.). Стоит отметить, что это уже статуя человека, а не бога. Фигура атлета представлена в сложном положении в момент бросания диска. Тело изогнуто захватившим его движением, пальцы левой ноги упираются в землю, чтобы дать сильно напряженному человеку в неустойчивом положении крепкую точку опоры, правая рука — держащая диск — закинута назад, но в следующее мгновение будет выброшена вперед, чтобы метнуть свой груз, левая рука и правая нога кажутся бездеятельными, но на самом деле вовлечены в действие. Таким образом «Дискобол» — воплощение движения Андре Боннар.

Древнегреческие скульптуры. Самые знаменитые скульптуры – ТОП10

Древнегреческие скульптуры

Планируя путешествие в Грецию, многие люди интересуются не только комфортными отелями, но и увлекательной историей этой древней страны, неотъемлемую часть которой составляют объекты искусства.

Большое количество трактатов известных искусствоведов посвящены именно древнегреческой скульптуре, как основоположной ветви мировой культуры. К сожалению, многие памятники того времени не уцелели в своем первозданном виде, и известны по более поздним копиям. Изучая их, можно проследить историю развития греческого изобразительного искусства от гомеровского периода до эпохи эллинизма, и выделить самые яркие и известные творения каждого периода.

Афродита Милосская

древнегреческие скульптуры

Всемирно известная Афродита из острова Милос относится к эллинистическому периоду греческого искусства. В это время, силами Александра Македонского, культура Эллады начала распространяться далеко за пределы Балканского полуострова, что заметно отобразилось на изобразительном искусстве – скульптуры, картины и фрески стали более реалистичными, лица богов на них обладают человеческими чертами – расслабленными позами, отвлеченным взглядом, мягкой улыбкой.

Статуя Афродиты, или как её называли римляне, Венеры, изготовлена из белоснежного мрамора. Её высота немногим больше человеческого роста, и составляет 2.03 метра. Обнаружено изваяние было по воле случая обычным французским моряком, который в 1820 году, вместе с местным крестьянином, откопал Афродиту возле остатков древнего амфитеатра на острове Милос. При её транспортировке и таможенных спорах, статуя лишилась рук и постамента, но сохранилась запись об указанном на нем авторе шедевра: Агесандр, сын жителя Антиохи Менида.

На сегодняшний день, после тщательной реставрации, Афродита экспонируется в парижском Лувре, привлекая своей естественной красотой миллионы туристов каждый год.

Ника Самофракийская

древнегреческие скульптуры

Время создания статуя богини победы Ники относится к II веку до н.э. Исследования показали, что Ника была установлена над морским побережьем на отвесной скале – её мраморная одежда развевается будто бы от ветра, а наклон корпуса олицетворяет постоянное движение вперед. Тончайшие складки одежды прикрывают сильное тело богини, а мощные крылья расправлены в радости и торжестве победы.

У статуи не сохранились голова и руки, хотя отдельные фрагменты были обнаружены во время раскопок в 1950 году. В частности, Карл Леманн с группой археологов нашли правую руку богини. Ника Самофракийская сейчас является одним из выдающихся экспонатов Лувра. Её рука так и не была добавлена к общей экспозиции, реставрации подверглось только правое крыло, которое выполнено из гипса.

Лаокоон и его сыновья

древнегреческие скульптуры

Скульптурная композиция, изображающая смертельную борьбу Лаокоона – жреца бога Аполлона и его сыновей с двумя змеями, посланными Аполлоном в отместку за то, что Лаокоон не послушал его волю, и старался препятствовать вводу троянского коня в город.

Статуя была выполнена из бронзы, но её оригинал не дожил до наших дней. В XV веке, на территории «золотого дома» Нерона была найдена мраморная копия скульптуры, и по приказу папы Юлия II установлена в отдельной нише ватиканского Бельведера. В 1798 году статую Лаокоона перевезли в Париж, но после падения правления Наполеона англичане вернули её на прежнее место, где она хранится по сей день.

Композиция, изображающая отчаянную предсмертную борьбу Лаокоона с божественным наказанием, воодушевила многих скульпторов эпохи позднего средневековья и Возрождения, и породила моду на отображение сложных, вихреобразных движений человеческого тела в изобразительном искусстве.

Зевс с мыса Артемисион

древнегреческие скульптуры

Статуя, найденная ныряльщиками возле мыса Артемисион, выполнена из бронзы, и является одним из немногих предметов искусства такого типа, дошедшего до наших дней в первозданном виде. Исследователи расходятся в суждениях о принадлежности скульптуры конкретно Зевсу, полагая, что она может изображать и бога морей Посейдона.

Изваяние имеет высоту 2.09 м, и изображает верховного грецкого бога, который занес правую руку для того, чтобы метнуть молнию в праведном гневе. Сама молния не сохранилась, но по многочисленным фигуркам меньшего размера можно судить, что она имела вид плоского, сильно вытянутого бронзового диска.

От почти двух тысяч лет пребывания под водой, статуя почти не пострадала. Исчезли только глаза, которые, предположительно, были из слоновой кости и инкрустированы драгоценными камнями. Увидеть это произведение искусства можно в Национальном археологическом музее, который находится в Афинах.

Статуя Диадумена

древнегреческие скульптуры

Мраморная копия бронзовой статуи юноши, который сам венчает себя диадемой – символом спортивной победы, вероятно украшала место проведения состязаний в Олимпии или Дельфах. Диадема в то время являла собой красную шерстяную повязку, которой, наряду с лавровыми венками, награждали победителей Олимпийских игр. Автор произведения – Поликлет, выполнил её в своем излюбленном стиле – юноша находится в легком движении, его лицо отображает полное спокойствие и сосредоточенность. Атлет ведет себя как заслуженный победитель – он не показывает усталости, хотя его тело и требует отдыха после борьбы. В скульптуре автору удалось очень естественно передать не только мелкие элементы, но и общее положение тела, грамотно распределив массу фигуры. Полная пропорциональность тела является вершиной развития данного периода – классицизма V века.

Хотя бронзовый оригинал и не сохранился до нашего времени, его копии можно наблюдать во многих музеях мира – Национальном археологическом музее в Афинах, Лувре, Метрополитен, Британском музее.

Афродита Браски

древнегреческие скульптуры

Мраморное изваяние Афродиты изображает собой богиню любви, которая обнажилась перед тем, как принять свою легендарную, часто описываемую в мифах, ванну, возвращающей ей девственность. Афродита в левой руке держит снятую одежду, которая мягко опускается на стоящий рядом кувшин. С точки зрения инженерной мысли, такое решение позволило сделать хрупкую статую устойчивее, и дало скульптору возможность придать её более расслабленную позу. Уникальность Афродиты Браски в том, что это первое известное изваяние богини, автор которой решился изобразить её обнаженной, что в свое время считалось неслыханной дерзостью.

Ходят легенды, согласно которых скульптор Пракситель создал Афродиту по образу возлюбленной – гетеры Фрины. Когда об этом узнал её бывший поклонник, оратор Евтиас, он поднял скандал, вследствие которого Праксителя обвинили в непростительном кощунстве. На суде защитник, увидев что его доводы не справляют впечатления на судью, сдернул с Фрины одежду чтобы показать присутствующим, что настолько совершенное тело натурщицы просто не может таить в себе темную душу. Судьи, будучи приверженцами концепции калокагатии, были вынуждены полностью оправдать подсудимых.

Оригинал статуи был вывезен в Константинополь, где и погиб во время пожара. До нашего времени дошло множество копий Афродиты, но все они имеют свои отличия, так как восстанавливались по словесным и письменным описаниям и изображениям на монетах.

Марафонский юноша

древнегреческие скульптуры

Статуя молодого человека выполнена из бронзы, и предположительно изображает греческого бога Гермеса, хотя каких-нибудь предпосылок или его атрибутов в руках или одежде юноши не наблюдается. Скульптура была поднята со дна Марафонского залива в 1925 году, и с того времени пополнила экспозицию Национального археологического музея в Афинах. Благодаря тому, что статуя длительное время находилась под водой, все её черты очень хорошо сохранились.

Стиль, в котором сделано изваяние, выдает стиль известного скульптора Праксителя. Юноша стоит в расслабленной позе, его рука упирается на стену, у которой была установлена фигура.

Дискобол

древнегреческие скульптуры

Статуя древнегреческого скульптора Мирона не сохранилась в оригинальном виде, но широко известна по всему миру благодаря бронзовым и мраморным копиям. Скульптура уникальна тем, что на ней впервые было запечатлено человека в сложном, динамическом движении. Такое смелое решение автора послужило ярким примером для его последователей, которые с не меньшим успехом создавали предметы искусства в стиле «Figura serpentinata» — особенной технике, изображающей человека или животное в зачастую неестественной, напряженной, но очень выразительной, с точки зрения наблюдателя, позе.

Дельфийский возничий

древнегреческие скульптуры

Бронзовая скульптура возничего была обнаружена во время раскопок 1896 года в святилище Аполлона в Дельфах, и являет собой классический пример античного искусства. Фигура изображает древнегреческого юношу, управляющего повозкой во время Пифийских игр.

Уникальность скульптуры заключается в том, что сохранилась инкрустация глаз драгоценными камнями. Ресницы и губы юноши украшены медью, а повязка на голове сделана из серебра, и предположительно также имела инкрустацию.

Время создания скульптуры, теоретически, находится на стыке архаики и ранней классики – её поза характеризуется скованностью и отсутствием какого-либо намека на движение, но голова и лицо выполнены с довольно большой реалистичностью. Как и в более поздних скульптур.

Афина Парфенос

древнегреческие скульптуры

Величественная статуя богини Афины не сохранилась до нашего времени, но существует множество её копий, восстановленных согласно с древними описаниями. Скульптура была полностью выполнена из слоновой кости и золота, без применения камня или бронзы, и стояла в главном храме Афин – Парфеноне. Отличительная черта богини – высокий шлем, украшенный тремя гребнями.

История создания статуи не обошлась без фатальных моментов: на щите богини скульптор Фидий, помимо изображения битвы с амазонками, поместил свой портрет в виде немощного старика, который двумя руками поднимает тяжелый камень. Общественность того времени неоднозначно расценила поступок Фидия, что стоило ему жизни – скульптора заточили в тюрьму, где он свел счеты с жизнью при помощи яда.

Греческая культура стала основоположником для развития изобразительного искусства всего мира. Даже сегодня, рассматривая некоторые современные картины и статуи можно обнаружить влияние этой древней культуры.

Древняя Эллада стала той колыбелью, в которой активно воспитывался культ человеческой красоты в её физическом, моральном и интеллектуальном проявлении. Жители Греции того времени не только поклонялись множеству олимпийских богов, но и старались максимально походить на них. Все это отображено в бронзовых и мраморных статуях – они не просто передают образ человека или божества, но и делают их приближенными друг к другу.

Хотя очень многие из статуй не дошли до современности, их точные копии можно увидеть во многих музеях мира.

Скульптура Древней Греции: обзор и фото

Гомеровский период
Архаика
Ранняя классика
Высокая классика
Поздняя классика
Эллинизм

Античная Греция внесла значительный вклад в развитие мировой культуры. Высокоразвитость древнегреческой скульптуры позволила продемонстрировать целостное и стройное видение мира древними людьми, отразить моральное и физическое совершенство человека в трехмерной модели.

Восхитительные статуи, выделяющиеся четкостью и правильностью форм, вырезали из камня или известняка, украшали драгоценными камнями и изделиями из благородных металлов. Их устанавливали в храмах и на городских площадях, в жилищах и на могилах богатых и известных греков.

Историю античной скульптуры представляют несколько периодов, обладающих исключительными и неповторимыми чертами.

Гомеровский период (XII-VIII века до н.э.)

До наших времен сохранились только творения мелкой пластики. Статуэтки, создаваемые из терракоты, слоновой кости или бронзы, изображали богов и известных героев. А монументальная скульптура Греции, создаваемая в течение длительного гомеровского периода, сохранилась только в изображениях, передаваемых древними рукописям. Статуи, изготовленные из дерева, изображали человека грубо и достаточно схематично. Такие изваяния держали оружие и были украшены предметами одежды из металла.

«Богиня с гранатом» (580-570 гг. до н.э.)«Клеобис и Битон» (VII-VI вв. до н.э.)«Аполлон Тенейский» (560-550 гг. до н.э.)

Архаика (VII-VI века до н.э.)

Для скульптуры Греции периода архаики отличительной чертой является возникновение на лицах статуй улыбки, призванной одухотворять их, а сами скульптуры все больше соответствуют пропорциям человеческого тела. Идол стал восприниматься как обобщенный, собирательный образ человека.

Ярким примером женских фигур архаики являются «Богиня с гранатом» (580-570 гг. до н.э.) и «Богиня с зайцем» (около 560 г. до н.э.). Среди мужских образов особо выделяется скульптурная группа Клеобис и Битон, создателем которой является известный скульптор Полимед Аргосский (на стыке VII-VI вв. до н.э.). А легкость, утонченность и жизнерадостность отличает работы древних ионийских мастеров. Наиболее известным нам примером считается «Аполлон Тенейский», сотворенный в 560-550 гг. до н.э.

Существенное место в искусстве того времени занимает монументальная скульптура. На рельефе было принято отображать наиболее любопытные и значимые мифы Древней Греции. Внимательное рассмотрение композиции фронтона храма Артемиды (около 590 г. до н.э.), позволяет насладиться зрелищем захватывающего, стремительно разворачивающегося сюжета известного мифа о Медузе-Горгоне и славном Персее.

Завершение архаики и начало перехода к этапу классики связывают с появлением таких произведений, как «Всадник Рампина» (около 560 г. до н.э.) и стела Аристиона (около 510 г. до н.э). В них уже нет застылости, характерной творчеству предшествующего этапа, но движения еще достаточно скованные. Несмотря на наличие улыбки из архаики на лицах статуй, четкая передача пластики тел символизирует смену идеалов древнегреческих скульпторов, которые найдут свое отражение в творениях эпохи классики.

Фронтон храма Артемиды (около 590 г. до н.э.)«Всадник Рампина» (около 560 г. до н.э.)«Возничий» (около 470 года до н.э.)

Ранняя классика (начало V века до н.э.)

Правдивая передача движений и обобщение образов в работах мастеров ранней классики нарушают зеркальность, присущую творениям архаики. Но с течением времени древние скульпторы обнаруживают новые возможности выражения гармонии и целостности. Эти изменения поспособствовали появлению таких ярких произведений, как бронзовая статуя «Возничий» (около 470 года до н.э.), объединяющая монументальность и тщательную проработку мелких деталей, и рельеф «Трона Людовизи» (около 460 года до н.э.), живописующее рождение Афродиты.

Особенно впечатляющим примером творений, созданных на этапе ранней классики, признаны фронтоны храма Афины Афайи (500-480 гг. до н.э.), позволяющие отследить переход от архаики (западный фронтон) к новым идеалам (восточный фронтон). Гармоничное сочетание энергии движения и величественности фигуры знаменуют время, когда на смену раннеклассического периода приходит эпоха высокой классики. Наиболее значимой вехой данного перехода считается создание статуи Посейдона (около 450 года до н.э.).

Весомый вклад в достижения искусства этого периода (460-450 годы до н.э.) был вложен скульптором Мироном, творения которого знакомы в наши дни по копиям из мрамора, например, статуи победителя в беге Лада и «Дискобол», композиция «Афина и Марсий». Творчество Мирона оказало существенное влияние на работы скульпторов этапа высокой классики.

Высокая классика (конец V века до н.э.)

Эпоху классики представляли два основных направления древнегреческого искусства:

  1. Выявление красоты движения прославленными мкульпторами Ионии и Аттики. Известный образец данного направления — статуя Ники Пеония (460-420 гг. до н.э.)
  2. Сочетание внешней застылости фигур со скрытым движением жизни мастерами аргосско-сикионской школы. Яркий пример — бронзовый «Дорифор» Поликлета (около 440 г. до н.э.)

Фронтон храма Афины АфайиСтатуя Посейдона (около 450 года до н.э.)Статуя Ники Пеония (460-420 гг. до н.э.)

Объединить тенденции обоих направлений смог в своем творчестве великий Фидий. Афинским Акрополем, работы по перестройке которого он возглавил, и скульптурами, входящими в ансамбль, можно полюбоваться и сегодня. Примечательны не только их величественность и красота, но и то, что они полностью передают особенности искусства Фидия. А отдельные творения, выделяющиеся совершенством каждых линий, выдают, что к их созиданию приложил руку сам мастер.

Внимание каждого, кто вступает на территорию Акрополя, привлекает, в первую очередь, бронзовая статуя Афины Промахос, поражающая своим величием. Затем взгляд вошедшего начинает видеть множество других деталей: удивительные статуи и потрясающие рельефы Парфенона, восхитительные метопы, живописующие мифическую историю Аттики, удивительный фриз целлы, отражающий процессию Панафиней.

Великолепный Парфенон демонстрирует высокоразвитость древнегреческого искусства, позволившую размыть границы скульптуры и архитектуры, объединив их в одно гармоничное целое. Помимо пластики и динамики в скульптурах конца периода высокой классики появляются акценты на духовный мир человека.

Поздняя классика (IV век до н.э.)

Скульптуре периода поздней классики характерны не только пластичность движений и тщательная проработка мелких деталей, но и проявлением драматизма и чувственного мира человека. Изменился и материал, из которого творили скульпторы — широкое распространение получил мрамор.

Наиболее известной личностью среди мастеров поздней классики был Скопас, занимавший пост главы новоаттической школы. Бурные эмоции и сильные чувства выражены его известнейшими творениями, такими как статуи «Аполлон Кифаред» и «Сидящий Арес». Глубокая чувственность свойственна и Аполлону Сауроктону и Книдской Афродите, автором и творцом которых был Пракситель, другой прославленный мастер новоаттической школы.

«Дорифор» Поликлета (около 440 г. до н.э.)Парфенон«Лаокоон и его сыновья»

Творчеству скульпторов пелопонесской школы, напротив, идеализм и тонкая чувственность был нехарактерен. Их работы пронизывает дух натурализма и силы. Особенное место среди мастеров данной школы занимает Лисипп, славу которому принесли портреты Александра Македонского. Знаменит Лисипп также новым каноном создания фигур, определяющим пропорции тела, и типическим образом Геракла.

Эллинизм

Период эллинизма отличает сильное влияние Востока на античную Грецию. Скульптуре данного этапа характерны усложнение ракурсов, применение роскошных драпировок и мельчайшие детали. Все это направлено на придание работам эмоциональности и темперамента, совершенно не характерным искусству Древней Греции в предыдущие периоды.

Наиболее известные фигуры периода эллинизма — статуя Афродиты Киренской, пронизанная чувственностью, и композиция «Лаокоон и его сыновья», наполненная драматизмом. Потрясающие точность и реалистичность, а также сильные эмоции впечатляют и завораживают современных зрителей.

А также почитайте:

Особенности и характерные черты скульптуры древней Греции

Автор Гид по Греции На чтение 10 мин.

Как правило, статуи в то время вырезались из известняка или камня, после этого покрывались краской и украшались красивыми драгоценными камнями, элементами из золота, бронзы или серебра. Если статуэтки небольшого размера, то они выполнялись из терракоты, дерева или бронзы.

Древнегреческая скульптура

Скульптура Древней Греции в первые века своего существования испытала достаточно серьезное влияние искусства Египта. Практически все произведения древнегреческой скульптуры представляли собой полуобнаженных мужчин с опущенными руками. Спустя некоторое время греческие скульптуры стали немного экспериментировать с одеждой, позами, а лицам стали придавать индивидуальные черты.

скульптуры древней грециискульптуры древней греции

В классический период скульптура достигла своих высот. Мастера научились не просто придавать статуям естественные позы, но даже изображать эмоции, которые якобы испытывает человек. Это могла быть задумчивость, отрешенность, радость или строгость, а также веселье.

В этот период стало модно изображать мифических героев и богов, а также реальных людей, которые занимали ответственные должности – государственные деятели, полководцы, ученые, атлеты или просто богатые люди, которые желали увековечить себя в веках.

Большое внимание в то время уделялось обнаженному телу, так как существовавшие в то время и в той местности понятие о добре и зле именно внешнюю красоту трактовали, как отражение духовного совершенства человека.

Развитие скульптуры, как правило, определялось потребностями, а также эстетическими запросами существовавшего в то время общества. Достаточно посмотреть на статуи того времени и можно понять, насколько красочным и ярким было искусство в то время.

скульптура древней греции Миронскульптура древней греции МиронВеликий скульптор Мирон создал статую, которая оказала огромное влияние на развитие изобразительного искусства. Это знаменитое изваяние Дискобола – метателя диска. Человек запечатлен в тот момент, когда его рука откинута немного назад, в ней находится тяжелый диск, который он уже готов метнуть вдаль.

Скульптор смог запечатлеть атлета в самый кульминационный момент, который предвещает следующий, когда снаряд высоко взметнется в воздух, а атлет выпрямится. В данной скульптуре Мирон овладел движением.

В другое время был популярен мастер – Поликлет, который установил равновесие человеческой фигуры в медленном шаге и покое. Скульптор стремится найти идеально правильные пропорции, на которых может быть построено человеческое тело при создании скульптуры. В конечном итоге был создан образ, который стал определенной нормой и более того, примером для подражания.

Мужские греческие именаМужские греческие имена

Узнайте больше о том как происходили мужские греческие имена, а также примеры известных людей.

Озадачены покупкой шубы в Греции? Тут рассказывается о нюансах приобретения изделий из меха, проверке качества и ценах на шубы.

Поликлет в процессе создания своих работ математически рассчитывал параметры всех частей тела, а также их соотношение между собой. За единицу брался человеческий рост, где голова составляла одну седьмую часть, кисти рук и лицо – одну десятую, а ступни – одну шестую.

Поликлет свой идеал атлета воплотил в статуе молодого юноши с копьем. В образе очень гармонично сочетается идеальная физическая красота, а также одухотворенность. Скульптор очень ярко выразил в данной композиции идеал той эпохи – здоровую, разносторонне развитую и цельную личность.

Двенадцати метровая статуя Афины была создана Фидием. Кроме того, он создал колоссальную статую бога Зевса для храма, который находится в Олимпии.

В искусстве мастера Скопаса дышат порыв и страсть, борьба и беспокойство, а также глубокие события. Самое лучшее произведение искусства этого скульптора – статуя Менады. В то же время работал Пракситель, который в своих творениях воспевал радость жизни, а также очень чувственную красоту тела человека.

Лиссип создал примерно 1500 статуй из бронзы, среди которых просто колоссальные изображения богов. Кроме того, есть группы, которые отображают все подвиги Геракла. Вместе с мифологическими образами в скульптурах мастера отображались и события того времени, которые затем вошли в историю.

Архитектура и скульптура Древней Греции

архитектура и скульптура древней греции

архитектура и скульптура древней грецииГорода античного мира того времени, как правило, возникали в непосредственной близости от скалы, это относится и к знаменитому городу Афины. На скале возводилась цитадель, для того чтобы было где укрыться при наступлении врага, строение еще называлось акрополем. Скала возвышалась над Афинами примерно на 150 метров и служила также естественным сооружением для защиты. Так со временем стал образовываться верхний город, имеющий вид крепости с разнообразными оборонительными, культовыми и общественными строениями.

Акрополь вполне справедливо можно отнести к таким местам, которые все называют неповторимыми и великолепными.

Размеры не большие, всего за несколько минут можно пройти весь город от одного конца до другого. Стены города обрывисты и очень круты. Есть четыре основных творения, которые расположены в этом прекрасном месте.

В первую очередь это дорога в форме зигзага, которая ведет от подножия храма к его единственному входу, это монументальные Пропилеи – вторая достопримечательность города. Но прежде чем пройти сквозь ворота можно обернуться направо, так как в этом месте высится храм богини победы Ники, которая окрашена колоннами.

Это легкое строение, необычно прекрасное и воздушное, которое выделяется на фоне голубого неба своей белизной. Богиня в то время изображалась красивой женщиной, которая имела большие крылья, что символизировало тот факт, что победа как явление – не постоянна, она перелетает с одного объекта на иной. Но афиняне изобразили Нику без крыльев, чтобы она никогда не смогла покинуть город.

древнегреческая архитектурадревнегреческая архитектураСразу за Пропилеями находится Афина Воительница, которая приветствует путников своим копьем, что служило определенным маяком для мореплавателей. На Акрополе расположен также и храмовый ансамбль, имеющий название Сразу за Пропилеями находится Афина Воительница, которая приветствует путников своим копьем, что служило определенным маяком для мореплавателей. На Акрополе расположен также и храмовый ансамбль, имеющий название Эрехтейон, который задумывался, как несколько соединенных святилищ, в свою очередь расположенных на разных уровнях, так как скала не ровная.

Северный портик храмового ансамбля ведет в святилище Афин, где хранится статуя богини, выполненной из дерева. Дверь из этого святилища вела прямо в маленький дворик, где росло священное дерево, которое появилось после того, как Афина дотронулась именно в этом место своим мечом до скалы.

Через портик, который находится на восточной стороне, можно было попасть в святилище Посейдона, он также ударил мечом по скале и оставил три ручья. Акрополь приведен в пример, как объединение скульптуры и архитектуры того времени. Но есть и более общие характеристики искусства и культуры того времени, об этом ниже.

Особенности архитектуры Древней Греции

древнегреческая архитектурадревнегреческая архитектураДревнегреческая архитектура отличалась полным соответствием форм, а также их конструктивной основой, которые составляют единое целое. Основными элементами конструкций являются каменные блоки, которые служили основой для стен. Такие детали, как колонны обрабатывались самыми разными профилями, они дополнялись декоративными деталями и обогащались скульптурой.

Древнегреческие мастера свои работы доводили до совершенства и отточенности. Несмотря на огромные размеры творений, сооружения можно назвать настоящими произведениями искусства, причем ювелирного. Это основано на том, что при работе для мастеров не было ничего второстепенного.

Архитектура Древней Греции тесно переплетается в философией того времени, так как в ее основе лежали определенные представления о красоте и силе человека, который находился в полном единстве, а также гармоническом равновесии с окружающей природной средой и социальной. По той причине, что в Греции того времени, большое развитие получила общественная жизнь, то искусство, в частности архитектуры носили именно этот ярко выраженный социальный характер.

Развивалась архитектура двумя стилистическими потоками – ионическим и дорическом. Последний стиль наиболее простой, отличающийся лаконичностью форм. Его главные отличительные черты – простота и стиль. Ионический стиль намного сложнее, так как насчитывает большее количество деталей. К самым главным чертам можно отнести легкость пропорций, относительную декоративность, изящество и дифференцированность форм.

произведения древнегреческой скульптурыпроизведения древнегреческой скульптурыТот или иной стиль наиболее четко выражались в храмах. Как правило, они отличались среди древнеегипетских храмов небольшими размерами, были соразмерными человеку. Все богослужения происходили строго вне стен храма, так как он считался исключительно домом богов. Как правило, форма храмов была прямоугольной, окруженной по своему периметру колоннами и двускатной крышей. Вход обычно украшался фронтоном треугольной формы. В центре храмового зала размещалась статуя того божества, которому посвящено тот или иное святилище. Существует три основных стиля таких сооружений.

Самым простым является дистиль, который состоит из самого святилища прямоугольной формы. При этом передний фасад представляет собой лоджию с центральным проемом. По сторонам она огорожена стенами, которые называются антами, а между ними две колонны. Второй стиль – простиль. Он немного похож на актовый, но отличается тем, что имеет не две колонны, а четыре. И последний стиль – амфипростиль, как бы двойной простиль, где есть портики с четырьмя колоннами, которые находятся на переднем и заднем фасадах сооружения.

Особенности планирования городов

Особенности планирования городовОсобенности планирования городовКроме храмов все древнегреческие мастера возводили огромное количество иных архитектурных сооружений, которые имели общественное назначение: палестры, стадионы, театры и так далее. Что касается театров, то они располагались на склонах гор. При этом поперек склона делались специальные подмостки, предназначенные для зрителей. Перед ними внизу возводилась сцена для выступления актеров.

Как правило, самый большой театр был в состоянии вместить более 25 тысяч человек.

Что касается жилых домов, то в центре они имели дворик прямоугольной формы, куда выходили окна и двери помещений. Основное предназначалось для трапез и пиров, а верхний этаж обычно принадлежал представительницам прекрасной половины человечества.

В Древней Греции был особый период, который отмечен градостроительством. В это время возводились многочисленные торговые центры и строения разного назначения, причем все это осуществлялось очень быстрыми темпами и в больших масштабах. На основании этого появилась необходимость разработать определенные технические приемы, а также теоретические основы для того чтобы быстро производить строительные процессы.

Новые разработки того времени объединялись в особых архитектурных трактатах. Их авторы работали над созданием самых рациональных путей строительства, причем и в техническом и архитектруно-планировочном отношении. Примерно в это же время разрабатывается принципиальная схема планировки города, который расчленен прямоугольной сеткой на одинаковые кварталы.

Как правило, в центре города располагались зданий общественного назначения: городской совет, народное собрание, базилик, школы, гимназии и храмы. Центральная городская площадь того времени имела характер рынка или агоры. Сама площадь и улицы в процессе строительства специально окаймлялись портиками, которые создавали тень, а по контуру города опоясывались стенами, выполняющими оборонительные функции.

Общие композиции

древнегреческая скульптура

древнегреческая скульптураВообще композиции общественных зданий и сооружений достаточно многообразны, при этом не только во внешнем виде, но также по функциональному назначению. Но есть один общий пространственный прием, которому отдается предпочтение, например, применение темы перистильного двора, который в разных композициях сохраняет предназначение композиционного центрального здания.

Как правило, древние греки применяли в своих сооружениях и в храмах, в том числе, балочные покрытия. Обычно расстояние между опорами составляло не более 10 метров. Особая стоечно-балочная система построений представляла собой ордерную систему. Она использовалась не только в процессе проектирования наружных портиков, но также во внутренних частях зданий, в их интерьерах.

Стоит отметить, что в Афинском акрополе очень красиво сочетается гармоничность и равновесие масс.

Кроме того, продумано взаимодействие между отдельными сооружениями. Учитывается последовательность при восприятии зданий снаружи и внутри комплекса.

Все древнегреческие мастера пристальное внимание обращали на природные условия, иными словами, стремились очень обдуманно и с максимально большим художественным результатом вводить свои строения в окружающий интерьер. Созданию прочного впечатления величественной красоты и гармонии способствует активное применение скульптур, как внутри, так и снаружи.

Мой мир

Вконтакте

Одноклассники

3 588

Скульптура Древней Греции — кратко, архаика, классика, эллинизм

Скульптура Древней Греции: фото

   Искусство Древней Греции стало той опорой и основой, на которой выросла вся европейская цивилизация. Скульптура Древней Греции — тема особая. Без античной скульптуры не было бы блестящих шедевров Возрождения, да и дальнейшее развитие этого искусства трудно себе представить. В истории развития греческой античной скульптуры можно выделить три больших этапа: архаический, классический и эллинистический. В каждом есть нечто важное и особенное. Рассмотрим каждый из них.

Архаика


   К этому периоду относятся скульптуры, созданные в период с 7 века до нашей эры до начала 5 века до нашей эры. Эпоха подарила нам фигуры обнаженных воинов-юношей (куросы), а также множество женских фигур в одежде (коры). Для архаических скульптур характерна некоторая схематичность, непропорциональность. С другой стороны, каждая работа скульптора притягательна своей простотой и сдержанной эмоциональностью. Для фигур этой эпохи характерна полуулыбка, придающая работам некоторую загадочность и глубину.Скульптура "Богиня с гранатом"

   «Богиня с гранатом», которая хранится в Берлинском государственном музее, одна из наиболее сохранившихся архаических скульптур. При внешней грубоватости и «неправильных» пропорциях, внимание зрителя привлекают руки скульптуры, выполненные автором блестяще. Выразительный жест скульптуры делает ее динамичной и особенно выразительной.

Скульптура "Курос из Пирея"
   «Курос из Пирея», украшающий коллекцию Афинского музея, представляет собой позднее, а значит более совершенное произведение древнего скульптора. Перед зрителем мощный молодой воин. Легкий наклон головы и жесты рук говорят о мирной беседе, которую ведет герой. Нарушенные пропорции уже не так бросаются в глаза. А черты лица не так обобщены, как у ранних скульптур архаического периода.

Классика


   Скульптуры именно этой эпохи большинство ассоциирует с античным пластическим искусством.

   В эпоху классики были созданы такие известные скульптуры, как Афина Парфенос, Зевс Олимпийский, Дискобол, Дорифор и многие другие. История сохранила для потомков имена выдающихся скульпторов эпохи: Поликлет, Фидий, Мирон, Скопас, Пракситель и многие другие.

   Шедевры классической Греции отличаются гармонией, идеальными пропорциями (что говорит об отличных знаниях анатомии человека), а также внутренним содержанием и динамикой.

Афродита Книдская
   Именно классический период характерен появлением первых обнаженных женских фигур (Раненая Амазонка, Афродита Книдская), которые дают представление об идеале женской красоты расцвета античности.

Эллинизм


   Поздняя греческая античность характеризуется сильным восточным влиянием на все искусство в целом и на скульптуру в частности. Появляются сложные ракурсы, изысканные драпировки, многочисленные детали.

   В спокойствие и величественность классики проникает восточная эмоциональность и темперамент.

   Афродита Киренская, украшающая римский музей Терм, полна чувственности, даже некоторого кокетства.

Лаокоон и его сыновья
   Самая известная скульптурная композиция эпохи эллинизма — Лаокоон и его сыновья Агесандра Родосского (шедевр хранится в одном из музеев Ватикана). Композиция полна драматизма, сам сюжет предполагает сильные эмоции. Отчаянно сопротивляясь змеям, посланным Афиной, сам герой и его сыновья словно понимают, что участь их ужасна. Скульптура выполнена с необыкновенной точностью. Фигуры пластичны и реальны. Лица героев производят сильное впечатление на зрителя.

Античная скульптура · Галерея изображений · Энциклопедия античной мифологии

На чтение 14 мин.

Античная скульптура



(Афродита в окружении двух нимф)
Античная скульптура
Центральная мраморная панель трона Людовизи, ок. 465 г. до н.э.
Рим, Национальный музей Терм

Аполлон

Аполлон

Античная скульптура
Мраморный бюст, римская копия с бронзового оригинала 460 до н.э.
Париж, Лувр

Скорбящая Афина, или печалящаяся Афина

Скорбящая Афина, или печалящаяся Афина

Античная скульптура
Рельефная скульптура в простом стиле,
из Афинского Акрополя, ок. 460 г. до н.э.
Афины, музей Акрополя

Геракл, схвативший амазонку за волосы

Геракл, схвативший амазонку за волосы

Античная скульптура
Греческий метоп из Святилища Е в Селинунте, ок. 460 г. до н.э.
Палермо, Национальный музей археологии

Женитьба Зевса и Геры

Гера-невеста приподнимает свадебную
фату во время свадьбы с Зевсом

Античная скульптура
Метоп Святилища Е в Силенах (Сицилия), 460 г. до н.э.
Палермо, Национальный музей археологии

Геракл, очищающий Авгиевы конюшни

Геракл, очищающий Авгиевы конюшни
(слева стоит Афина)

Античная скульптура
Метоп из святилища Зевса в Олимпии, ок. 460 г. до н.э.
Олимпия, Археологический музей

Орест и Пилад находят Электру, рыдающей над могилой Агамемнона

Орест и Пилад находят Электру рыдающей
над могилой Агамемнона

Античная скульптура
Терракотовый рельеф из Мелоса, ок. 460-450 гг. до н.э.
Париж, Лувр

Беллерофонт на Пегасе поражает Химеру

Беллерофонт на Пегасе поражает Химеру

Античная скульптура
Греческий терракоттовый рельеф из Мелоса, ок. 450 г. до н.э.
Лондон, Британский музей

Афина Парфенос

Афина Парфенос

Античная скульптура
Римская мраморная копия с греческого
оригинала из золота и слоновой кости, работы Фидия,
вторая половина V в. до н.э.
Лондон, Британский музей

Афина Лемния

Афина Лемния

Античная скульптура
Римская мраморная копия статуи работы Фидия,
вторая половина V в. до н.э.
Дрезден, Альбертинум

Афина

Афина

Античная скульптура
Римская копия из мрамора с оригинала – культового изображения из бронзы
Авторство приписывается Кресилаю, ок. 430-420 до н.э.
Мюнхен, Глиптотека

Афина

Афина

Античная скульптура
Римская копия из мрамора с оригинала – культового изображения из бронзы
Авторство приписывается Кресилаю, ок. 430-420 до н.э.
Мюнхен, Глиптотека

Похищение Ганимеда

Похищение Ганимеда

Античная скульптура
Терракота из Олимпии, ок. 420 г. до н.э.
Олимпия, Археологический музей

Эрот

Эрот

Античная скульптура
Лисипп, IV в. до н.э.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж

Юный Дионис

Юный Дионис

Античная скульптура
Римская копия с греческого оригинала IV в. до н.э.
Мюнхен, Глиптотека

Трехглавая химера

Трехглавая химера

Античная скульптура
Этрусская бронза из Ареццо (Италия), начало IV в. до н.э.
Флоренция, Археологический музей

Афина Гвистиани

Афина Гвистиани

Античная скульптура
Копия греческого оригинала 400 г. до н.э.
Рим, музеи Ватикана

Аполлон с ящерицей

Аполлон с ящерицей

Античная скульптура
Копия с бронзового оригинала работы Праксителя, ок. 350 г. до н.э.
Париж, Лувр

Деметра Книдсская

Деметра Книдсская

Античная скульптура
Ок. 350 г. до н.э.
Лондон, Британский музей

Деметра Книдсская

Деметра Книдсская

Античная скульптура
Ок. 350 г. до н.э.
Лондон, Британский музей

Афина Пиреус

Афина Пиреус

Античная скульптура
Греческая бронзовая статуя, 350-340 гг. до н.э.
Афины, Национальный Археологический музей

Афина Пацифика

Афина Пацифика

Античная скульптура
Мраморная копия статуи Афина Пиреус 350-340 гг. до н.э.
Париж, Лувр

Аполлон Бельведерский

Аполлон Бельведерский

Античная скульптура
Леохар, вторая половина IV в. до н.э.
Римская копия с греческого бронзового оригинала XV века до н.э.
Рим, музеи Ватикана

Отдыхающий Гермес

Отдыхающий Гермес

Античная скульптура
Римская бронзовая копия греческого оригинала
второй половины IV в. до н.э.
Неаполь, Национальный музей

Посейдон с дельфином

Посейдон с дельфином

Античная скульптура
Римская копия с греческого оригинала
круга Лисиппа, вторая половина IV в. до н.э.
Дрезден, Дрезденская картинная галерея

Диана Габийская

Диана Габийская

Античная скульптура
Вероятно, копия со статуи Артемиды Брауронии работы Праксителя,
ок. 346-345 гг. до н.э.
Париж, Лувр

Гермес с младенцем Дионисом

Гермес с младенцем Дионисом

Античная скульптура
Пракситель, ок. 340 до н.э.
Олимпия, Археологический музей

Бронзовая статуя Афины

Бронзовая статуя Афины

Античная скульптура
Из города Пирей (Греция), ок. 340-330 гг. до н.э.

Артемида Версальская

Артемида Версальская

Античная скульптура
Римская мраморная копия с оригинала 325-300 гг. до н.э.
Париж, Лувр

Вакх Ришелье

Вакх Ришелье

Античная скульптура
Римская мраморная копия с греческого оригинала 320 г. до н.э.

Геркулес Фарнезийский

Геркулес Фарнезийский

Античная скульптура
Императорская римская копия работы Гликона с греческого
Гелленистического оригинала работы Лисиппа, ок. 320 в. до н.э.
Из бань Каракалла в Риме.
Неаполь, Национальный археологический музей

Юнона

Юнона

Античная скульптура
Этрусский бронзовый бюст, 300-100 гг. до н.э.
Лондон, Британский музей

Афродита с Эротом

Афродита с Эротом

Античная скульптура
Терракоттовая статуэтка, Танагра, конец IV в. до н.э.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж

Хариты

Хариты

Античная скульптура
III в. до н.э.
Кирена (Ливия), Археологический музей

Афродита Таврическая

Афродита Таврическая

Античная скульптура
Римская мраморная копия III в. до н.э.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж

Омфала

Омфала

Античная скульптура
Римская мраморная копия с греческого оригинала III-II до н.э.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж

Всадница-амазонка, сражающаяся с греком

Всадница-амазонка, сражающаяся с греком

Античная скульптура
Бронза, II в. до н.э.

Вакх и Пан

Вакх и Пан

Античная скульптура
Римская бронзовая фигура, II в. до н.э.
Париж, Лувр

Крылатая Ника Самофракийская

Крылатая Ника Самофракийская

Античная скульптура
Ок. 190 г. до н.э., найдена на острове Самофраки.
Париж, Лувр

Деметра

Деметра

Античная скульптура
Фрагмент фриза алтаря Зевса в Пергаме, ок. 180 г. до н.э.
Берлин, Государственные музеи

Рождение Аполлона и Артемиды

Рождение Аполлона и Артемиды:
Делос и Лето

Античная скульптура
Фрагмент рельефа римского саркофага, ок. 150 г. н.э.
Рим, галерея Боргезе

Афина

Афина

Античная скульптура
II-I вв. до н.э.

Аполлон, Афина и семь муз

Аполлон, Афина и семь муз

Античная скульптура
Саркофаг времен Римской империи, II-I вв. до н.э.
Бедфордшир, Уобурское аббатство

Афина, Аргус и строительство Арго

Афина, наблюдающая за строительством корабля “Арго”

Античная скульптура
Терракоттовый рельеф, I в. до н.э.
Вероятно, был найден недалеко от Латинских ворот в Риме.
Лондон, Британский музей

Артемида Артемида

Артемида

Античная скульптура
Фрагмент юбки: символы силы (лев, бык и др.) и плодородия (пчела, яйца).
Эфес, I в. до н.э.

Деметра

Деметра

Античная скульптура
Рельеф, I в. до н.э.
Москва, Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина

Гигант Алкионей и Афина

Гигантомахия:

Гигант Алкионей и Афина

Античная скульптура
Фрагмент фриза Пергамского алтаря Зевса,
ок. 180-159 г. до н.э.

Гигант Клитий, богиня Геката и гигант От

Гигантомахия:
Богини Геката и Артемида сражаются со
змееобразными гигантами Клитием и Отом

Античная скульптура
Фрагмент восточного фриза Пергамского алтаря Зевса,
ок. 180-159 г. до н.э.
Берлин, Государственные музеи.

Гигант От

Гигантомахия:

Гигант От

Античная скульптура
Фрагмент восточного фриза Пергамского алтаря Зевса,
ок. 180-159 г. до н.э.

Лаокоон

Лаокоон и его сыновья

Античная скульптура
Гагесандр, Афинород и Полидор Родосские, около 175-150 до н.э.
Рим, музеи Ватикана

Венера Милосская

Венера Милосская

Античная скульптура
Ок. 130-100 гг. до н.э.
Найдена на греческом острове Милосcе в 1820 г.
Париж, Лувр

Эос в колеснице со своим любовником Титоном

Эос в колеснице со своим любовником Титоном

Античная скульптура
Гипсовый рельеф I в. до н.э.

Тесей, поднимающий камень

Тесей, поднимающий камень, чтобы найти меч и сандалии,
спрятанные для него отцом, и его мать Эфра

Античная скульптура
Римский терракотовый рельеф из Керветери, I в. до н.э. или н.э.
Лондон, Британский музей

Менада

Античная скульптура
100 г. до н.э. – 100 г. н.э.
Лондон, Британский музей

Эрот, натягивающий лук

Эрот, натягивающий лук

Античная скульптура
Между 30 г. до н.э. и 14 г. н.э.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж

Баубо

Баубо

Античная скульптура
Терракоттовая статуэтка из Файоума, I в. н.э.
Лондон, Британский музей

Младенец Геракл, удушающий змей

Младенец Геракл, удушающий змей

Античная скульптура
Фонтанная статуя, I в. н.э.

Эрот на дельфине

Эрот на дельфине

Античная скульптура
Фонтанная статуя, I в. н.э.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж

Меркурий

Меркурий

Античная скульптура
Римская бронзовая статуэтка, I век н.э.
Лондон, Британский музей

Виктория, наливающая кубок Аполлону

Виктория, наливающая кубок Аполлону

Античная скульптура
Рельеф I в. н.э.
Лондон, Британский музей

Афродита Сиренская

Афродита Сиренская

Античная скульптура
Римская копия эллинистического оригинала, I в.

Римская матрона изображенная в образе Цереры

Римская матрона изображенная в образе Цереры

Античная скульптура
110-130 гг. н.э.
Мюнхен, Глиптотека

Царственная пара: Марс и Венера

Царственная пара: Марс и Венера

Античная скульптура
Скульптурная группа
Рим, 120-140 гг. н.э.

Сисиф, Иксион и Тантал в подземном царстве

Сисиф, Иксион и Тантал в подземном царстве

Античная скульптура
Фрагмент рельефа римского саркофага, ок. 170 г. н.э.
Рим, музеи Ватикана

Аполлон с кифарой

Аполлон с кифарой

Античная скульптура
Римская копия культовой статуи из святилища Аполлона в Палатине,
с виллы в Тускулуме, I-II вв. н.э.
Мюнхен, Глиптотека

Вулкан, одетый как ремесленник

Вулкан, одетый как ремесленник

Античная скульптура
Римская бронзовая статуэтка, I-II вв. н.э.
Лондон, Британский музей

Юпитер, держащий в руках молнию

Юпитер, держащий в руках молнию

Античная скульптура
Римская бронзовая статуэтка, I-II вв. н.э.
Считается копией статуи работы Фидия из Олимпии.
Париж, Лувр

Младенец Геракл душит двух змей, подосланных Герой

Младенец Геракл душит двух змей, подосланных Герой

Античная скульптура
Римская бронзовая статуэтка, ок. I-III вв. н.э.
Предположительно, из Эфеса.
Лондон, Британский музей

Статуя Афины

Статуя Афины

Античная скульптура
II в. н.э.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж

Вещая змея Гликон

Вещая змея Гликон

Античная скульптура
II в. н.э; вероятно, из Афин.
Бостон, Музей изящных искусств

Марс

Марс

Античная скульптура
Бронзовая статуэтка, II век н.э.
Лондон, Британский музей

Пан и Дафна

Пан и Дафна

Античная скульптура
Римская копия ок. II в. н.э. с греческого оригинала.
Неаполь, Национальный археологический музей

Геракл

Геракл

Античная скульптура
Римская копия эллинистического оригинала, II в. н.э.

Юный Дионис

Юный Дионис

Античная скульптура
Римская мраморная голова, II в. н.э.
Лондон, Британский музей

Рея в сцене рождения Зевса

Рея в сцене рождения Зевса

Античная скульптура
Рельеф базы статуи Зевса, II в. н.э.
Рим, Капитолийские музеи

Венера с дельфином, так называемая Венера Мацарин

Венера с дельфином, так называемая
Венера Мацарин

Античная скульптура
Мраморная копия эллинистического оригинала
(частично восстановлена в период Ренессанса), II в. н.э.
Лос-Анджелес, музей Пола Гетти

Дедал и Икар

Дедал и Икар

Античная скульптура
Римский рельеф II в.
Рим, вилла Альбани

Атлант

Атлант

Античная скульптура
II в.
Неаполь, Национальные музей и галерея Каподимонте

Афродита с Эротом

Афродита с Эротом

Античная скульптура
II в.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж

Дионис

Дионис

Античная скульптура
II в.

Фурии смотрят на Ореста, поддерживаемого Пиладом

Фурии смотрят на Ореста, поддерживаемого Пиладом

Античная скульптура
Фрагмент римского рельефа на саркофаге, 130-140 гг. н.э.
Мюнхен, Глиптотека

Дочь Креонта получает подарки Медеи

Дочь Креонта получает подарки Медеи

Античная скульптура
Римский мраморный саркофаг, сер. II в. н.э.
Берлин, Пергамский музей

Медея, колеблющаяся, стоит ли ей убивать своих детей

Медея, колеблющаяся,
стоит ли ей убивать своих детей

Античная скульптура
Римский мраморный саркофаг, сер. II в. н.э.
Берлин, Пергамский музей

Смерть Мелеагра

Смерть Мелеагра

Античная скульптура
Фрагмент рельефа мраморного саркофага, 190-200 г. н.э.
Париж, Лувр

Портрет Антиноя - Диониса

Портрет Антиноя – Диониса

Античная скульптура
Вторая четверть II в.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж

Император Каракалла в облике Гелиоса

Император Каракалла в облике Гелиоса

Античная скульптура
Начало III в.

Афина

Афина Варвакион

Античная скульптура
Римская мраморная копия III в. с культовой
статуи Афины Парфенос (V в. до н.э.) работы Фидия.
Афины, Национальный археологический музей

История Прометея

История Прометея

Античная скульптура
Рельеф на саркофаге мальчика (Рим), III в. н.э.
Капитолийские музеи, Рим

История Прометея

История Прометея, фрагмент

Античная скульптура
Рельеф на саркофаге мальчика (Рим), III в. н.э.
Капитолийские музеи, Рим

Ахилл среди дочерей Ликомеда

Ахилл среди дочерей Ликомеда

Античная скульптура
Саркофаг, III в.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж

Сцены восславления Диониса

Сцены восславления Диониса

Античная скульптура
Римский саркофаг, ок. 230 г. н.э.
Париж, Лувр

Отдыхающий сатир

Отдыхающий сатир

Античная скульптура
Мраморная античная копия или скульптура круга Праксителя.
Рим, Капитолийские музеи

Сфинкс и ее жертва

Сфинкс и ее жертва

Античная скульптура
Римская копия фрагмента трона Зевса из Олимпии, работы Фидия
(реконстуировано из осколков)
Вена, музей Эфеса

Бронзовая статуя Аполлона

Бронзовая статуя Аполлона

Античная скульптура
Из святилища Аполлона в Помпеях

Голова молодой женщины или богини

Голова молодой женщины или богини

Античная скульптура
Мраморная статуя из святилища Деметры в Книде.
Лондон, Британский музей

Молодой Дионис

Молодой Дионис

Античная скульптура
Римская копия греческой мраморной статуи.
Лондон, Британский музей

Медуза Ронданини

Медуза Ронданини

Античная скульптура
Работа Фидия

Юный Дионис

Юный Дионис

Античная скульптура
Римская мраморная голова.
Рим, Капитолийские музеи

Голова Медузы

Голова Медузы

Античная скульптура
Мраморный рельеф из Греческого святилища в Сиракузах.
Сиракузы (Сицилия), Музей Сиракуз

Голова горгоны

Голова горгоны

Античная скульптура
Мраморный рельеф из святилища Аполлона в Дидимах.
Дидимы, Турция

Голова горгоны

Голова горгоны

Античная скульптура
Мраморный рельеф из святилища Аполлона в Дидимах.
Дидимы, Турция

Аполлон-кифаред, или Мусагет

Аполлон-кифаред, или Мусагет

Античная скульптура
Вероятно, римская копия Аполлона Скопского; Имперский период
Рим, музеи Ватикана

Церера

Церера

Античная скульптура
Статуя с одеянием из цветного мрамора.
Флоренция, галерея Уффици

Деметра и Персефона и облачении охотниц

Деметра и Персефона в облачении охотниц

Античная скульптура
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж

Аполлон

Аполлон

Античная скульптура
Мраморный бюст, копия с бронзового греческого оригинала.
Лондон, Британский музей

Весталка с факелом

Весталка с факелом

Античная скульптура
Флоренция, галерея Уффици

Бюст верховной весталки

Бюст верховной весталки

Античная скульптура
Из резиденции весталок в Римском форуме.
Рим, Национальный музей Терм

Афродита Книдская

Афродита Книдская

Античная скульптура
Фрагмент мраморной античной копии или скульптуры круга Праксителя.
Из Тралл (современный Айдын, Турция).
Берлин, Музей Античности

Аполлон Ликейский

Аполлон Ликейский

Античная скульптура
Фрагмент мраморной античной копия статуи из слоновой кости
или скульптуры круга Праксителя, найденной на афинской Агоре.
Афины, музей Агоры

Аполлон Ликейский