Гендерные представления. Гендерная психология
Гендерные представления
Гендерные представления понимаются как обусловленные социальным контекстом понятия, взгляды, утверждения и объяснения относительно распределения ролей и статусных позиций мужчин и женщин в обществе. Гендерные представления как осмысленные знания о том, какие роли должны выполнять мужчины и женщины в обществе в конкретных социальных условиях, каково их предназначение и какие модели поведения они должны демонстрировать окружающим, рождаются в повседневной жизни в процессе общения и взаимодействия людей. Выступая способом осмысления социальной действительности, гендерные представления помогают человеку определить свою позицию по отношению к системе существующих нормативных предписаний о должном поведении мужчин и женщин в социуме, выработать свой стиль поведения в межполовом взаимодействии, конкретизировать ориентиры жизненного пути на основе принятого способа исполнения гендерных ролей. Таким образом, гендерные представления ориентируют поведение людей в меняющихся социальных ситуациях [11].
Гендерные представления являются продуктом господствующей в конкретном обществе в определенный исторический период гендерной идеологии. Гендерная идеология определяется как согласованная система взглядов и представлений о социальном статусе и содержании ролей мужчин и женщин, которые они должны исполнять как члены общества. Гендерная идеология – это механизм социальной организации и поддержания установленных моделей отношений между полами. В гендерных представлениях отражены существующие модели и формы взаимодействия гендерных групп и государства.
Если в гендерных представлениях отражена гендерная идеология, то, следовательно, всю совокупность представлений можно рассмотреть как две полярные группы представлений, соответствующие двум основным типам гендерной идеологии: патриархатная (традиционная) идеология найдет отражение в патриархатных (традиционных) гендерных представлениях, а эгалитарная идеология – в эгалитарных гендерных представлениях.
Традиционные и эгалитарные представления содержат различающиеся суждения относительно вопросов, принципиальных для гендерной идеологии. Анализ современных научных публикаций, посвященных состоянию и путям достижения равноправия мужчин и женщин в общественной жизни и в разных социальных институтах [2, 4, 10, 20 и др. ], позволяет выделить три группы базовых идей, концентрирующих в себе проблемные вопросы идеологической направленности, без ответов на которые продвижение по пути достижения гендерного равенства в современном обществе представляется весьма затруднительным. Это следующие вопросы.
1. Существуют либо не существуют убедительные обоснования имеющейся гендерной поляризации мужских и женских личностных качеств и социальных ролей?
2. Существуют или отсутствуют обоснования иерархически выстроенных статусных позиций мужчин и женщин (как правило, мужчины доминируют над женщинами в общественной сфере, занимая более высокие статусные позиции)?
3. Могут или не могут биологические особенности каждого пола служить оправданием женского или мужского неравенства в социальной жизни?
Содержание возможных вариантов ответов на обозначенные вопросы отражается в двух полярных точках зрения сторонников эгалитарных и традиционных гендерных представлений. Рассмотрим более детально содержание гендерных представлений относительно трех указанных вопросов, раскрывая типичные мнения, суждения и оценки, присущие сторонникам традиционных и гендерных идей.
Что касается мнений по поводу первого вопроса, то субъекты эгалитарных гендерных представлений, опираясь на данные жизненного опыта и результаты психологических исследований [2, 3 и др. ], утверждают, что мужчины и женщины, как представители социальных групп, скорее похожи, чем различны. Это касается и подавляющего числа психологических характеристик мужчин и женщин и тех личностных особенностей, от которых зависят способности, необходимые для исполнения разных социальных ролей. Следовательно, нет оснований для жесткой дифференциации мужских и женских ролей; социальные роли мужчин и женщин взаимозаменяемы и похожи (к примеру, и мужчины и женщины могут выполнять роли «домашней хозяйки» и «добытчика»). Существующая в обществе гендерная дифференциация и поляризация является не биологически предопределенной, а социально сконструированной, несмотря на то что гендерные системы различаются в разных обществах, в каждом обществе эти системы асимметричны [19].
В соответствии с взглядами представителей традиционных (патриархатных) гендерных представлений личностные характеристики мужчин и женщин и их социальные роли не просто различны, а полярно противоположны. Биологические половые различия переносятся на сферу социальной жизни, поэтому утверждается, что существуют специфически «мужские» и «женские» роли; при этом роль, выполняемая мужчиной, не может выполняться женщиной, и наоборот. Принцип жесткой дифференциации мужских и женских ролей до сих пор весьма распространен, хотя имеется множество свидетельств того, что все социальные роли (в том числе и такие, как «добытчик», «домашняя хозяйка/хозяин», «воспитатель/воспитательница детей» и др.) могут выполняться и мужчинами и женщинами.
С позиции традиционных взглядов различия в исполнении социальных ролей мужчинами и женщинами столь явные, что они являются «организующей нормой общественной жизни» [2, с. 35]. Это значит, как считает С. Бем, что различия между мужским и женским привносятся в общественную жизнь настолько экстенсивно, что тем самым осуществляется скрытая подмена: практически любой аспект культуры и человеческого опыта предстает перед нами в неразрывной связи с половыми особенностями – касается ли это стиля одежды, социальных ролей или даже способов выражения чувств [2].
По поводу второй группы вопросов у сторонников эгалитарных гендерных представлений распространено следующее мнение: социальные статусы и позиции мужчин и женщин в публичных и приватных сферах жизнедеятельности не должны выстраиваться по принципу иерархичности. Другими словами, ни в общественном устройстве, ни на уровне гендерных групп и личностей нет убедительных оснований для того, чтобы мужчины либо женщины занимали доминирующие позиции в общественной или частной жизни. В рамках гендерного подхода утверждается, что ни один пол не имеет права доминировать над другим, отношения между представителями разных полов должны выстраиваться на основе паритета, равенства прав и возможностей. Партнерская модель отношений между мужчинами и женщинами в межличностном взаимодействии, а также между гендерными группами должна стать основной и распространненной, а эгалитарные представления, демонстрирующие равенство полов, т. е. отсутствие иерархичности статусов и дифференциации ролей мужчин и женщин, должны разделяться подавляющим большинством членов общества.
Напротив, мнения сторонников
это… Разница между гендером и полом. Что такое гендерные роли
Гендер – набор характеристик, которые культура приписывает разным полам. Это модель поведения, которого общество ожидает от мужчины или женщины. Понятие «гендер» часто путают с понятием «пол».
Пол – это совокупность физических особенностей, которые помогают отличить мужскую особь от женской. Пол может быть женским или мужским, а гендер – это поведение и действия, которых ожидает от человека общество.
Проще говоря, пол – биологическое понятие, а гендер – культурное.
Гендерные роли и гендерные стереотипы
Ожидания общества от человека с той или иной гендерной принадлежностью называются «гендерной ролью». Во многих культурах существуют четкие разграничения допустимого и недопустимого поведения для мужчин, женщин и других гендеров. Обычно это выражается на бытовом уровне, например, в виде фраз: «Ты мужчина и должен служить в армии» или «Женщина всегда должна хорошо выглядеть». Подобные убеждения называются гендерными стереотипами.
Сотрудница отдела технического контроля ВАЗ Людмила Тюрина в салоне автомобиля ВАЗ-2101 «Жигули». Источник: РИА Новости / Юрий Абрамочкин
Сотрудница отдела технического контроля ВАЗ Людмила Тюрина в салоне автомобиля ВАЗ-2101 «Жигули». Источник: РИА Новости / Юрий Абрамочкин
Например, в западных культурах середины XX века женской гендерной ролью была роль домохозяйки и матери. Заниматься производственным трудом в этом случае считалось нежелательным. В тот же период гендерная роль женщин социалистических стран подразумевала и работу, и занятие хозяйством.
Источник: Getty Images
Источник: Getty Images
Выяснить, в какой степени гендерные роли определены физиологией, а в какой – созданы обществом, наука пока не может.
Depositphotos
Depositphotos
Гендерная идентичность: кто такие трансгендеры, цисгендеры и гендерквиры
Речь идёт о самоопределении человеком себя как представителя того или иного гендера. Если гендерная роль – это социальные ожидания от человека с той или иной гендерной принадлежностью, то его идентичность – это его самоощущение.
Когда гендерная идентичность человека совпадает с его биологическим полом, то он зовется цисгендером, если же нет – трансгендером.
Валентина Сампайо – бразильский трансгендер и модель. Источник: Instagram/valentts/
Валентина Сампайо – бразильский трансгендер и модель. Источник: Instagram/valentts/
Трансгендерность бывает бинарной и небинарной.
Бинарные трансгендеры относят себя к полу, который противоположен их биологическому. Некоторые из них стремятся совершить трансгендерный переход – привести свое ощущение и гендерную роль к единству. Для этого можно пройти через операцию, поменять документы и имя.
Голубо-розово-белый флаг – символ трансгендеров. Источник: Depositphotos
Голубо-розово-белый флаг – символ трансгендеров. Источник: Depositphotos
Небинарные трансгендеры же изначально отрицают, что пол и гендер человека делятся только на мужской и женский. К примеру, агендеры не относят себя ни к мужчинам, ни к женщинам, а бигендеры могут ощущать себя и теми, и другими в зависимости от настроения, окружающей обстановки или собеседника. Люди, чья идентичность отличается от мужской или женской, называются гендерквирами.
На сегодняшний день трудно дать определения всем существующим гендерным идентичностям из-за их постоянной изменчивости и невозможности выделить четкие различия между ними.
Гендерные роли
Категория «гендерных ролей» в последние годы все чаще попадает в предметное поле научных исследований многочисленных гуманитарных, социальных и психологических наук современности. Рост интереса к психологической категории во многом обусловлен глубокими онтологическими трансформациями социальной действительности, появлением новых форм активности мужчины и женщины, а, соответственно, и изменениями гендерных ролей.
Подходы к дефиниции и пониманию сущности гендерных ролей
Длительное время в отечественной науке господствовали биологизаторские концепции, согласно которым в основе социального неравенства лежат природные, биологические различия мужчины и женщины. С появлением категории гендера, становлением гендерного подхода биодетерминизм все чаще подвергается критике.
Определение 1
В современной научной литературе под гендерными ролями понимают модели поведения, роли, обусловленные дифференциацией индивидуумов в обществе по половому признаку.
Гендерные роли относятся к социальным ролям, характеризуются высокой нормативностью, выражают определенные социальные ожидания, находят свою репрезентацию при реализации поведенческих стратегий. Данные конструкты поведения и мышления на уровне культурной модели всегда существуют в контексте определенной системы половой символики, функционирующих стереотипов феминности, маскулинности.
Таким образом, гендерные роли могут рассматриваться как внешнее проявление моделей поведения, мышления, которые позволяют другими людям судить о принадлежности личности к женскому или мужскому полу.
Определение 2
Гендерная роль при реализации данного подхода выступает социальным проявлением гендерной идентичности личности.
Гендерные стереотипы
С категорией гендерных ролей в психологии тесто связано понятие гендерных стереотипов. Следует отметить, что гендерные роли относятся к типу предписанных поведенческих моделей. Статус будущей женщины и будущего мужчины приобретается ребенком от рождения, обуславливается совокупностью биологических факторов, развивается впоследствии под влиянием социальных акторов. В процессе социализации формирование личности ребенка, становление всей совокупности социальных моделей поведения, включая гендерные, огромное влияние имеют гендерные стереотипы.
Определение 3
Под гендерными стереотипами в современной психологии понимают стандартизированные представления о личностных характеристиках, моделях поведения, которые могут быть интерпретированы как маскулинные либо феминные.
Гендерные стереотипы выступают одним из наиболее эффективных инструментов формирования стереотипного поведения, гендерных ролей мужчины и женщины.
Одним из оснований формирования гендерных ролей является разделение труда по половому признаку. Длительное время влияние гендерных стереотипов обуславливало понимание женщины как хранительницы очага, предписывая ей семейные роли, а мужчины как добытчика, труженика, кормильца, предписывая ему профессиональные роли. Главным критерием подобного разграничения выступает биологическая способность женщины к деторождению. Несмотря на то, что в современном обществе женщина давно работает в производственной сфере, а роль мужчины давно не сводится к роли добытчика, гендерные стереотипы продолжают жить, функционировать, выполнять предписывающую задачу, требуя от женщин концентрации на семейной стороне жизни, а от мужчин – на профессиональной, общественной.
Уровни изучения гендерных ролей
Гендерные роли, гендерные стереотипы выступают одной из основных категорий гендерной психологии, изучаются на различных уровнях:
- на макросоциальном уровне исследование категории подразумевает раскрытие социального положения гендера, выявление типичных видов деятельности, социальных статусов, представлений о гендере и пр.;
- исследование гендерной роли на уровне межличностных отношений подразумевает учет не только общесоциальных норм, условий, но и специфики конкретной системы совместной деятельности. Например, роль жены во многом зависит от распределения обязанностей в конкретной семье, взаимоотношений между супругами и пр., соответственно, исследование требует максимально полного учета дополнительных факторов;
- исследование гендерной роли на индивидуальном уровне требует учета индивидуальных особенностей личности.
Таким образом, гендерные роли выступают одной из основных категорий гендерной психологии, во многом обусловлены функционирующими в обществе гендерными стереотипами, стандартизированными поведенческими моделями поведения, конструктами мышления.
Гендерные роли — Med24info.com
Термин «теория ролей» (ролевая теория личности) охватывает целый ряд социологических систем, как функционалистских, так и интеракционистских, использующих понятие социальной роли в качестве одной из своих ключевых концепций.
Классическое определение социальной роли в ее функционалистском понимании применительно к описанию социальных отношений было дано Р. Линтоном в 1936 г. Понятие роли относится к таким ситуациям социального взаимодействия, когда определенные поведенческие стереотипы воспроизводятся на протяжении длительного времени и регулярно. Конкретный человек играет множество ролей, таким образом, роль есть лишь изолированный аспект целостного поведения. С понятием роли тесно связаны такие понятия, как институционализированные ролевые ожидания (экспектации), ролевой конфликт, ролевая напряженность, ролевой набор, адаптация к роли и т. п. Линтон дал социологическую интерпретацию понятия роли, выделив в структуре социальных отношений статусы, то есть определенные позиции и связанные с ними совокупности прав и обязанностей, и определив роль как динамический аспект статуса (Biddl, Thomas, 1979).
З. Фрейд исследовал психологические аспекты усвоения человеком социальных ролей, в своей теории утраченных объектов — источников удовольствия (объектов катексиса) он показал, что роль Другого может становиться частью личностной струкруры индивида (его «Я») в результате усилий сохранить в своей фантазии отношения приносящие удовлетворение.
Стереотипы гендерных ролей — это общепринятые в данном обществе взгляды на приличествующее мужчине и женщине поведение. В стереотипах мужского и женского ролевого поведения отражены определенные общественные ожидания (гендерные идеалы).
Гендерный стереотип, касающийся закрепления семейных и профессиональных ролей в соответствии с полом, относится к одному из самых распространенных стереотипов, предписывающих стандартные модели ролевого поведения мужчин и женщин (см. раздел
- . В соответствии с этим для женщин главными социальными ролями считаются семейные роли (мать, хозяйка), для мужчин — роли профессиональные (работник, труженик, добытчик, кормилец). Мужчин принято оценивать по профессиональным успехам, женщин — по наличию семьи и детей. Народная мудрость гласит, что «нормальная женщина» хочет выйти замуж и иметь детей и что все другие интересы, которые у нее могут быть, вторичны по отношению к этим семейным ролям. Для выполнения традиционной роли домашней хозяйки женщина должна обладать чуткостью, сострадательностью и заботливостью. В то время как мужчинам положено ориентироваться на достижения, от женщин требуется внимание к людям и стремление к созданию близких межличностных взаимоотношений. Одним из оснований формирования традиционных гендерных ролей выступает разделение труда по признаку пола. Основным критерием в этом разделении выступает биологическая способность женщин к деторождению. В современных обществах необходимость разделения труда на основе детородной способности женщин давно неактуальна. Большинство женщин работают в производственной сфере вне дома, а мужчины давно перестали быть только «воинами и охотниками», защищающими и кормящими семью. И тем не менее стереотипы традиционных гендерных ролей очень устойчивы (Воронина, Клименкова, 1992).
Важную роль в утверждении гендерного стереотипа о закреплении социальных ролей в соответствии с полом сыграла концепция «естественного» взаимного дополнения полов Т. Парсонса и Р. Бейлса, рассматривавших дифференциацию мужских и женских ролей в структурно-функциональном плане (см. раздел 1.4).
Каждый человек занимает в социальной системе несколько позиций. Каждая из этих позиций, предполагающая определенные права и обязанности, называется статусом. Человек может иметь несколько статусов, но чаще всего только один определяет его положение в обществе. Этот статус называется главным, или интегральным. Различают также предписанные и приобретенные статусы. Предписанный — значит, навязанный обществом вне зависимости от усилий и заслуг человека. Он обусловлен этническим происхождением, местом рождения, семьей. Приобретенный (достигнутый) статус определяется усилиями самого человека. Выделяют также естественный и профессионально-должностной статусы. Естественный статус предполагает наличие значимых и относительно устойчивых характеристик (мужчина, женщина; детство, юность). Профессионально-должностной — это главный статус для взрослого человека, чаще всего он является основой интегрального статуса. Он отражает социальное, экономическое и производственное положение человека (банкир, инженер, адвокат).
Т. Парсонс (1996) считал, что каждую роль описывают пять основных характеристик:
- эмоциональная — одни роли требуют эмоциональной сдержанности, другие — раскованности;
- способом достижения — одни роли предписываются, другие завоевываются;
- масштаб — часть ролей четко сформулирована и строго ограничена, другая — размыта;
- нормализация — действие в рамках строго установленных правил либо произвольное;
- мотивация — личная корысть, общее благо.
Социальную роль следует рассматривать в двух аспектах: ролевого ожидания и ролевого исполнения. Между ними никогда не бывает полного совпадения. Но каждый из них имеет большое значение. Наши роли определяются прежде всего тем, чего ожидают от нас другие. Эти ожидания ассоциируются со статусом, который мы имеем.
В нормальной структуре социальной роли обычно выделяют 4 элемента:
- описание типа поведения, соответствующего данной роли;
- предписание (требования), связанные с данным поведением;
- оценка выполнения предписанной роли;
- санкции — социальные последствия того или иного действия в рамках требований социальной системы. Социальные санкции по своему характеру могут быть моральными, реализуемыми непосредственно социальной группой через ее поведение (скажем, презрение), или юридическими, политическими, экономическими.
Согласно теории социальных ролей многие гендерные различия есть продукт социальных ролей, которые поддерживают или подавляют в мужчинах и женщинах определенные варианты поведения. Другими словами, разные для двух полов типы опыта, проистекающие из гендерных ролей, приводят к тому, что навыки и установки у мужчин и женщин отчасти различаются, и именно на этом основаны различия в их поведении (Eagly, Wood, 1991). Кроме того, социальные роли нередко порождают социальные стереотипы (хотя иногда, наоборот, стереотипы приводят к формированию социальных ролей).
Такая теория позволила интегрировать в единую схему социально-антропологические и психологические данные. Феминистская критика показала, что в основе дихотомии инструментального и экспрессивного — при всей ее эмпирической и житейской убедительности — лежат не столько природные половые различия, сколько социальные нормы, следование которым тормозит саморазвитие и самовыражение женщин и мужчин (Кон, 2001).
Итак, гендерная роль — это дифференциация деятельности, статусов, прав и обязанностей людей в зависимости от половой принадлежности. Гендерные роли — вид социальных ролей, они нормативны, выражают определенные ожидания и проявляются в поведении. На уровне культуры они существуют в контексте определенной системы половой символики и стереотипов маскулинности и феминности. Это внешние проявления моделей поведения и отношений, которые позволяют другим людям судить о степени принадлежности кого-то к мужскому или женскому полу (Большой толковый психологический словарь, 2001).
Знания о том, как следует вести себя в соответствии с конкретной гендерной ролью, воспринимаются и усваиваются личностью в процессе гендерной социализации. Гендерная роль, так же как и любая другая социальная роль, представляет собой функцию разноуровневых явлений объективного и субъективного порядка, которые находят отражение в ролевом поведении (Андреева и др., 2001).
Игли (Eagly, 1987) выдвинула предположение о том, что гендерные роли, в сущности, являются социальными нормами. Социальные нормы — это основные правила, которые определяют поведение человека в обществе. По мнению социальных психологов, объяснение многих гендерных различий следует искать не в гормонах и хромосомах, а в социальных нормах, приписывающих нам различные типы поведения, установки и интересы в соответствии с биологическим полом. Наборы норм, содержащие обобщенную информацию о качествах, свойственных каждому из полов, и называются гендерными ролями. Часть этих социальных норм внедряется в сознание через телевидение и популярную литературу, ряд других мы получаем непосредственно, например испытывая неодобрение со стороны общества, когда эти нормы нарушаем (Берн, 2001).
Социальные психологи считают, что две основные причины, из-за которых люди стараются соответствовать гендерным ожиданиям, — это нормативное и информационное давление.
Нормативное давление — это механизм, вынуждающий человека подстраиваться под общественные или групповые ожидания (социальные нормы), чтобы общество его не отвергло. Нормативное давление имеет большое значение в области гендерных ролей. Ряд исследований показал, что несоответствующее гендерной роли поведение особенно сильно вредит популярности среди мальчиков (Berndt, Helter, 1986; Huston, 1983; Martin, 1990) и что родители негативно реагируют на игры своих детей, характерные для противоположного пола (Fagot, 1973; Langlois, Downs, 1980).
Механизм информационного давления основан на том, что человек, стремящийся расширить знание о себе и о мире и понять, какую позицию следует занять в тех или иных социальных вопросах, в большой степени опирается не на собственный опыт, а на информацию от окружающих (Smith, 1982). Как отмечает Чалдини (Cialdini, 1993), чтобы определить, что правильно, а что нет, человек старается узнать, что считают правильным другие, а свое поведение считает правильным только до тех пор, пока наблюдает его у окружающих (Чалдини назвал это социальной проверкой).
Информационное давление в сочетании с нормативным принуждением частично объясняет силу влияния гендерных норм на поведение. Аронсон (Aronson, 1992) предположил, что подчинение нормативному давлению вызвано желанием нравиться окружающим, а подчинение информационному давлению — желанием быть правыми.
Иногда человек изменяет свое поведение в соответствии с социальными нормами, даже если в действительности их не приемлет. Этот тип подчинения получил название уступчивость (желание избежать социального наказания и завоевать одобрение), а основу его составляет нормативное давление. Но нередко бывает, что внутренне человек полностью соглашается с нормами, которым подчиняется. Такой тип подчинения называется одобрением или интернализацией. Третий тип подчинения называется идентификацией, при этом человек повторяет действия ролевых моделей просто потому, что хочет быть похожим на них.
Нормы гендерной роли усваиваются также посредством подкрепления, наблюдения за образцами и через культурные каналы, например средства массовой информации.
Люди в разной степени привержены традиционным половым ролям. Каган (Kagan, 1964) и Колберг (Kohlberg, 1966) отметили, что некоторые люди в высшей степени соответствуют нормам пола — полотипизированы (например, предельно женственные женщины и крайне мужественные мужчины). У них особенно сильна мотивация выдерживать все свое поведение в рамках гендерно-ролевых стандартов. Они подавляют любое поведение, которое окружающим может показаться нетипичным.
Многообразие гендерных ролей в различных культурах и в разные эпохи свидетельствует в пользу гипотезы о том, что гендерные роли формируются культурой. Согласно теории Хофстеда (Hofstede, 1984) различия в гендерных ролях зависят от степени гендерной дифференциации в культурах или степени маскулинности или феминности (см. раздел 1.7.3.1) той или иной культуры. На основании кросс-культурных исследований Хофстед показал, что люди маскулинных культур имеют более высокую мотивацию достижения, смысл жизни видят в труде и способны много и напряженно работать. В ряде кросс-культурных исследований установлено также, что фемининные культуры с низкой дистанцией власти (Дания, Финляндия, Норвегия, Швеция) имеют личностно-ориентированные семьи, которые способствуют усвоению равенства в гендерных ролях (см. главу 6). В то время как культуры с высокой дистанцией власти и ярко выраженной маскулинностью (Греция, Япония, Мексика) имеют семьи, ориентированные на жесткие гендерные ролевые позиции. Такие семьи способствуют в конечном итоге жесткой дифференциации гендерных ролей (Лебедева, 1999).
Одна из идей, декларируемых движением феминизма начала 70-х гг., состояла в том, что традиционные гендерные роли сдерживают личностное развитие и реализацию имеющегося потенциала. Эта либеральная гуманистическая философия послужила толчком для разработки концепции Сандры Бем (Bem, 1974), в основе которой лежит понятие андрогинии. Согласно этой теории любой человек, независимо от биологического пола, может обладать как чертами маскулинности, так и фемининности, соединять в себе как традиционно мужские, так и традиционно женские качества. Это позволяет людям менее жестко придерживаться полоролевых норм и свободно переходить от традиционно женских занятий к традиционно мужским. По мнению исследовательницы, андрогинная личность вбирает в себя все лучшее из обеих половых ролей.
После того как эта концепция получила распространение, многочисленные исследования доказали, что мужественность и женственность не противопоставлены друг другу, а человек с характеристиками, строго соответствующими своему полу, хуже адаптирован к жизни. Было выявлено, что молодые семейные пары, где партнеры жестко придерживались традиционных моделей женского и мужского поведения, чаще страдают от сексуальных нарушений и дисгармонии. Вместе с тем установлена связь андрогинии с высоким самоуважением, способностью быть настойчивым, мотивацией к достижениям, эффективным исполнением родительской роли, внутренним ощущением благополучия. Андрогинная личность имеет богатый набор полоролевого поведения и гибко использует его в зависимости от динамично изменяющихся социальных ситуаций.
С. Бем разработала опросник для определения уровня маскулинности и фемининности, понимаемых как независимые измерения личности. Согласно ее исследованиям, по этим параметрам людей можно разделить на четыре группы (Клецина, 1998). К первой группе относятся маскулинные индивиды с выраженными традиционно мужскими качествами (честолюбие, решительность и т. д.). Ко второй группе относятся фемининные индивиды с выраженными традиционно женскими качествами (мягкость, эмоциональность и др.). Третью группу составляют андрогины — люди, сочетающие в себе и традиционно женские, и традиционно мужские черты. Четвертую группу составляют люди, не имеющие признаков ни выраженной маскулинности, ни фемининности. Исследовательница показала, что маскулинными могут быть и женщины или фемининными — мужчины, при этом такие люди сохраняют психологическое благополучие и способность адаптироваться к разным ситуациям.
Эта идея получила развитие. Так, Плек поднял вопрос о расщепленности, или фрагментарности, гендерных ролей (Pleck, 1987). Согласно его представлениям, нет единой роли мужчины или женщины. Каждый человек выполняет целый ряд разнообразных ролей (например, жены, матери, студентки, дочери, подруги и т. д.). Иногда эти роли могут не совмещаться, что ведет к ролевому конфликту. Конфликт между ролью деловой женщины (независимой, честолюбивой, трудолюбивой) и матери (воспитывающей, доступной для общения, заботливой) всем хорошо известен. Традиционно психологи объясняли ролевый конфликт низкой самооценкой. Сейчас существует мнение, что выполнение многих ролей способствует психологическому благополучию человека.
Гендерные роли изучают на трех различных уровнях. На макросоциальном уровне речь идет о дифференциации социальных функций по половому признаку и о соответствующих культурных нормах. Описать «женскую роль» на этом уровне — значит раскрыть специфику социального положения женщины (типичные виды деятельности, социальный статус, распространенные представления о женщине) через соотнесение его с положением мужчины в рамках данного общества, строя.
На уровне межличностных отношений гендерная роль зависит не только от общих социальных норм и условий, но и от конкретной системы совместной деятельности. Роль матери или жены всегда зависит от того, как распределяются обязанности в данной семье, как определяются в ней роли отца, мужа, детей и т. д.
На индивидуальном уровне интернализованная гендерная роль зависит от особенностей конкретной личности: скажем, человек строит свое поведение в качестве мужа или отца с учетом представлений о том, каким, по его мнению, вообще должен быть мужчина, на основе всех своих осознанных и неосознанных установок и жизненного опыта (Кон, 1975).
Как уже говорилось, большинство социальных психологов предполагают, что традиционные гендерные роли ограничивают развитие личности и порождают социальное неравенство (Берн, 2001).
К ограничениям, накладываемым традиционной женской ролью, относят следующие варианты:
- .Хранительница домашнего очага. Перри-Дженкинс (Perry-Jenkins et al., 1992) выявил прямую зависимость между степенью удовлетворенности женщины своей ролью дома и на работе и тем, какое значение она придает этой роли. Для фрустрации, переживаемой многими женщинами, чьей единственной ролью оказалась роль домохозяйки, Таврис и Оффер (Tavris, Offir, 1997) даже создали специальный термин — «синдром домохозяйки».
Мнения ученых о том, как роль домохозяйки воздействует на женщину, разделились, но большинство социологов согласны, что женщина, зарабатывающая деньги, пользуется в доме большей властью. Согласно теории власти в семье тот из супругов, кто обладает большими экономическими возможностями, обладает также и большей властью (Stroh et al.,
- .
- Работающая женщина. Обычно она продолжает нести на себе бремя домашних забот и ответственности за детей. Отработав смену вне дома, женщина приходит домой и работает вторую смену. Из-за этой «второй смены» мужчины могут отдыхать гораздо больше, чем женщины (Hochschild, 1989).
В рамках теории гендерных ролей существует также несколько распространенных вариантов объяснения различий в оплате труда мужчин и женщин:
- Женщины, в силу традиции, заняты преимущественно на «женских» работах, за которые платят меньше, чем за традиционно «мужские» работы. Концепция компенсирующих отличий объясняет это тем, что женщины выбирают низкооплачиваемые работы, получая взамен лучшие условия труда: хороший социальный климат, возможность помогать другим, более гибкий график или легкую работу (Filer, 1985, 1989).
- Женщинам платят меньше, потому что они — менее ценные работники, чем мужчины. Одно из распространенных объяснений несоответствия зарплат мужчин и женщин, выполняющих одну и ту же работу, основано на принципе оценки человеческого капитала. Этот принцип предполагает, что вознаграждение, получаемое человеком за работу, зависит от его прошлых инвестиций в образование и профессиональную подготовку. Считается, что женщины зарабатывают меньше потому, что они меньше умеют, хуже образованны или имеют меньше опыта, а следовательно, являются менее ценными работниками (Martinko, Gardner, 1983; Nieva, Gutek, 1981; Ruble et al., 1984).
- Женщины получают меньше, потому что они этого ожидают. Существует предположение, что женщины заранее готовы получать более низкую зарплату, чем мужчины. Если женщина ожидает получить меньше, чем мужчина, то скорее всего ей и предложат меньшую по сравнению с мужчиной той же квалификации зарплату.
Исследования показывают, что женщины обычно не используют мужчин в качестве эталона для сравнения (Chessler, Goodman, 1976; Zanna et al., 1987). Вместо этого они сравнивают себя с другими женщинами, и до тех пор, пока вклад и доход женщины на ее рабочем месте примерно соответствует вкладу и доходу других женщин, она может считать, что справедливость соблюдена.
Мало того что женщины получают меньше денег, чем мужчины, они вдобавок к этому обычно ниже по статусу. Женщины, желающие делать карьеру в фирме, часто встречаются с явлением «стеклянного потолка». Этот образ выражает тот факт, что во многих организациях существует как бы невидимый потолок, выше которого женщины (как и некоторые этнические меньшинства) не могут продвинуться (Берн, 2001).
Существует несколько наиболее распространенных объяснений того, почему женщины, как правило, занимают в фирмах низкие должности.
- Женщины вносят менее значительный человеческий капитал в работу организаций. Один из популярных подходов к объяснению феномена «стеклянного потолка» основан на концепции человеческого капитала, которая уже рассматривалась выше в качестве объяснения неравной оплаты труда мужчин и женщин. Согласно этой концепции заработная плата и положение в организации привязаны к «человеческому капиталу», вносимому работником в деятельность организации, куда входят такие свойства, как опыт и образование. Предполагается, что женщины меньше получают и медленнее продвигаются по службе, чем мужчины, из-за различий в человеческом капитале (Ragins, Sundstrom, 1989).
- Женщина не может управлять делом так же хорошо, как мужчина. Тот факт, что женщины обычно занимают в фирме периферические позиции, а места, предполагающие быстрое продвижение по служебной лестнице, оккупированы преимущественно мужчинами, часто объясняется следующим образом: хотя женщины и могут обладать некоторыми навыками, полезными для руководителя, у них обычно отсутствуют качества, позволяющие стать настоящим лидером. Однако существуют убедительные доказательства того, что женщины не менее эффективны в роли руководителя, чем мужчины (Bass, 1981; Eagly, Johnson, 1990; Hollander, 1983).
- Стереотипы восприятия женщин, бытующие в обществе, возможно, являются причиной того, что женщин считают непригодными для роли лидера и руководящей работы. Моррисон и фон Глинов (Morrison, Von Glinow, 1990) собрали данные нескольких исследований (Freedman, Phillips, 1988; Heilman, Martell, 1986), из которых видно, что гендерные стереотипы, согласно которым женщины непригодны для роли лидера, настолько сильны в обществе, что свидетельства, говорящие об обратном, часто не принимаются во внимание при подборе кадров и принятии решений, касающихся карьеры женщин. Поскольку принято считать, что место женщины в доме или что женщины — плохие лидеры и не годятся для ответственной работы, их и не назначают на руководящие должности.
Глик (Glick, 1991) на основе своих исследований приходит к выводу, что должности в фирмах обычно подразделяются на «мужские» и «женские» и претенденты на эти места считаются более или менее пригодными к данной работе в зависимости от их гендера.
- Внутри организаций могут существовать неписаные нормы, согласно которым на высокие должности лучше назначать мужчин. Если правила, принятые в организации, прямо не предписывают назначать на руководящие посты и мужчин, и женщин, то лицо, отвечающее за эти назначения, часто выбирает мужчин просто в силу привычки.
Ларвуд с соавт. (1988) приводит данные, доказывающие, что зачастую вышестоящие руководители не имеют никаких предубеждений по отношению к женщинам или национальным меньшинствам, но тем не менее проводят дискриминационную политику, так как опасаются, что, если они будут действовать по-другому, это может отрицательно сказаться на их собственной карьере и статусе в организации (Larwood et al., 1988). Они назвали это явление дискриминацией на основе рациональной предубежденности: если беспристрастность приводит к неприятностям, то рациональней быть предубежденным.
- Женщины не приобретают в ходе своей работы в организациях опыта, необходимого для продвижения по службе. В большинстве организаций есть виды работ, которые предполагают быстрое продвижение по служебной лестнице. Женщинам, как правило, не поручают заданий, которые дали бы им возможность приобрести необходимый опыт и проявить себя в качестве претендента на руководящую должность. Таким образом, вышестоящее начальство конструирует ситуацию «самоисполняющегося пророчества». Иными словами, когда к кому-то обращаются с предубеждением, тот человек начинает воплощать эти предубеждения в действительности.
- Обязанности женщин по отношению к дому и семье мешают им продвигаться по службе. Возможно, домашние обязанности женщин не позволяют им тратить дополнительное время и силы на работу, которая необходима для продвижения по служебной лестнице. Возможно, для женщины трудно быть руководителем, потому что она не может оставаться на работе по вечерам и работать в выходные или потому что забота о детях отнимает у нее много времени. Возможно, она даже намеренно выбирает работу с худшими карьерными перспективами, но такую, которая не создаст ей больших проблем дома (это предположение получило в социальной психологии название «гипотеза собственного выбора»).
- Общепринятое мнение, согласно которому главная обязанность женщин — дом и семья, может мешать их продвижению по службе. Многие женщины вполне выдерживают двойную нагрузку на работе и дома, но не получают должного вознаграждения, так как работодатели имеют вполне устоявшиеся представления об отношении женщин к работе (Bielby, Bielby, 1989). Даже если женщина, имеющая детей, столь же качественно выполняет прежний объем работы, как и до рождения детей, начальство все равно склонно предполагать, что из-за семейных обязанностей она работает хуже (Hall, 1990). Работодатели также обычно придерживаются убеждения, что семейные обязанности женщины, имеющей детей, отрицательно влияют на эффективность ее работы.
На сегодня существует сравнительно немного научных исследований, касающихся ограничений, которые накладывает традиционная мужская роль. Томпсон и Плек (Thompson, Pleck, 1986) определили мужскую роль как «социальные нормы, содержащие предписания и запреты относительно того, что мужчинам надо чувствовать и делать». Они открыли, что структура этих ролевых норм складывается из трех факторов. Первый связан с ожиданиями, что мужчины достигнут высокого статуса и уважения других (норма статуса). Второй фактор, норма твердости, отражает ожидания от мужчин умственной, эмоциональной и физической твердости. Третий фактор — это ожидания, согласно которым мужчина должен избегать женских занятий и видов деятельности (норма антиженственности).
Совсем недавно исследователи маскулинности высказали утверждение, что корректнее было бы говорить о многочисленных формах мужественности. Другими словами, они признали значимость влияния расы, национальности, принадлежности к определенному социальному классу и субкультуре, сексуальной ориентации на то, что вкладывается в понятие «мужественности».
Норма успешности (статуса) — гендерный стереотип, утверждающий, что социальная ценность мужчины определяется величиной его заработка и успехами на работе. Эта норма вносит ряд ограничений в жизнь мужчин. Во-первых, большинство мужчин не способны полностью ей соответствовать, что приводит к заниженной самооценке (Pleck, 1981а). По словам Килмартина, «пока мужчины как группа обладают большей экономической властью, чем женщины, подавляющее большинство мужчин будет и занимать рабочее место, а не делать карьеру» (Kilmartin, 1994). Мужчины конструируют понятие о мужественности вокруг богатства, власти и положения в обществе: у кого больше «игрушек», тот и выиграл. Но лишь очень немногим мужчинам удается, добавляет Килмартин, иметь достаточно денег, власти и уважения в обществе, чтобы чувствовать себя уверенно.
Особое внимание, которое в обществе уделяют величине заработка мужчины как индикатору его значимости, может также препятствовать самоактуализации (реализации своего уникального потенциала): мужчины склонны выбирать работу и карьеру в
зависимости от оплаты. Представление о том, что главная обязанность мужчины в семье — исправно приносить большую зарплату, отрицательно влияет на выполнение им родительских функций, так как, чтобы соответствовать этим ожиданиям, мужчина должен слишком много времени посвящать работе (Pleck, 1985). По мере того как доходы отца растут, его вклад в воспитание обычно сокращается (Erickson, Gecas, 1991).
Норма твердости для мужчин существует в нескольких формах: физической,
умственной и эмоциональной.
Норма физической твердости — стереотип мужественности, согласно которому мужчина должен обладать физической силой и высокой биологической активностью. Самооценка мужчин, которые физически недостаточно сильны, хотя чувствуют давление ожиданий окружающих, может заметно понизиться, что иногда заставляет в поисках желанной физической твердости прибегать к вредному для здоровья поведению.
Порой ожидание физической твердости способно привести к насилию в случае, когда социальная ситуация предполагает, что не проявить агрессию будет не по-мужски, или когда мужчина чувствует, что его мужественность под угрозой или под вопросом. Мужчины, не способные реализоваться другими способами, особенно любят демонстрировать свою мужественность путем насилия (Toch, 1992). Другими словами, насилие часто коренится в компенсаторной мужественности. Насилие для беспомощного в других сферах мужчины является единственной возможностью почувствовать себя сильным, сказать свое слово, утвердить себя (Majors, Billson, 1992).
Норма умственной твердости — стереотип, согласно которому мужчина должен быть умным и компетентным. Из-за этого стереотипа мужчины с огромным трудом сознают, что чего-то не знают, и предпочитают не спрашивать совета. Мужчина, пытающийся соответствовать этой модели полной компетентности, начинает тревожиться, как только замечает, что чего-то не знает (тревога особенно интенсивна, если ему кажется, что окружающие могут догадаться о его невежестве). Иногда это мешает собирать необходимую информацию, так как мужчина не решается задавать вопросы, которые продемонстрируют, что он недостаточно хорошо разбирается в предмете. Эта норма порождает серьезные проблемы в межличностных отношениях, так как мужчина, старающийся ей соответствовать, часто унижает других, отказываясь признать перед ними свою неправоту или допустить, что кто-то знает больше, чем он.
Норма эмоциональной твердости — стереотип мужественности, согласно которому мужчина должен испытывать мало чувств и разрешать свои эмоциональные проблемы без помощи окружающих.
Одна из форм эмоциональной экспрессии — это самораскрытие, вид коммуникации, когда один человек сообщает другому о своих личных чувствах. Исследования показали, что в отношениях между мужчинами больше конфликтов и соревнования, но меньше самораскрытия и обсуждения чувств, чем в отношениях между женщинами (Aries, Johnson, 1983; Auckett et al., 1988; Carli, 1989; Farr, 1988; Hays, 1988; Maccoby, 1990; Sherrod, 1989; Wright, 1982). Самораскрытие, во-первых, противоположно соревнованию, а во-вторых, плохо сочетается с образом твердости и компетентности, который является важной характеристикой «настоящего мужчины». Маккоби (1990) высказал следующее предположение: для того чтобы иметь возможность, ничего не опасаясь, находиться рядом с другими лицами своего пола, многие мужчины нуждаются в особой структуре, которую дает спорт и другая подобная деятельностью, тогда как женщинам такая структура нужна гораздо меньше.
Согласно норме антиженственности мужчинам следует избегать специфически женских занятий, видов деятельности и моделей поведения. У некоторых мужчин это проявляется в виде фемифобии — страха показаться женственным, что, возможно, связано со стереотипом сексуальной инверсии, согласно которому женственность у мужчины — это признак гомосексуализма. Так, некоторые мужчины считают, что выражение чувств и самораскрытие «принадлежит» исключительно женщинам и что они будут выглядеть недостаточно мужественными, если будут эмоционально экспрессивны.
Как мы говорили, норма успешности мешает полноценно осуществлять родительские функции, то же самое относится и к норме антиженственности. Психологи единодушно заявляют, что очень важная часть функции родителя — это нежность, забота, постоянная эмоциональная поддержка, способность часто обнимать ребенка и говорить ему, что любишь его. Многим мужчинам это нелегко, так как такое поведение кажется женственным, а социализация научила их избегать любых подобных проявлений. В результате многие люди подрастают, оставаясь в неведении, любили ли их отцы по-настоящему или нет.
До недавнего времени американская психология стояла на позиции теории мужской полоролевой идентичности, как ее назвал Плек (Pleck, 1981). Согласно этой теории мужчина должен обрести правильную полоролевую идентичность, чтобы быть психологически здоровыми. Считалось, что мужчины, не демонстрировавшие интересов, установок и моделей поведения, соответствующих полу, нуждаются в лечении. Такая теория мужественности господствовала в психологии с 40-х до начала 70-х гг. Основное внимание психологов, стоявших на такой позиции, было направлено на «опасности», подстерегающие мужчину на пути достижения своей гендерной идентичности, таких как отсутствие мужских ролевых моделей, феминизация школьного окружения и т.д. (Pleck et al., 1993).
Новая парадигма, предложенная Плеком, основана на идее о дисфункциональном характере и противоречивости традиционной мужской роли. Эту новую парадигму он назвал «напряжением мужской гендерной роли» (см. главу 6). Например, ожидается, что мужчина лучше контролирует чувства, чем женщина, часто мужчина представляется отчужденным от своих чувств; в то же время поощряется проявление злости и импульсивности, особенно в отношениях с другими мужчинами, что считается доказательством подлинной мужественности. Традиционная мужская гендерная роль предписывает мужчине создание сильных эмоциональных связей с другими мужчинами, но эти однополые связи часто принимают формы, которые ограничивают развитие близких отношений (например, друзья занимаются спортом или разговаривают о футболе; основная форма проявления чувств у них — взаимные поддразнивания). Но нежность и эмоциональная близость между людьми мужчине позволена лишь в сфере любовных гетеросексуальных отношений (Pleck, 1981).
После того как работы Плека (1981) поставили под вопрос традиционные представления, другие психологи осознали, что помимо позитивных аспектов мужественности, таких как настойчивость и уверенность, существуют и негативные последствия традиционной социализации. Мужская гендерная роль часто становится причиной тревоги и напряжения (Eisler et al., 1988, 1995). В ситуациях, когда мужчине сложно поддерживать стандарт мужской роли или когда обстоятельства требуют от него проявления женских моделей поведения (например, заботы и сопереживания), которых нет в его репертуаре или которые запрещены мужской ролью, возникает стресс. Этот стресс Айзлер называет мужским гендерно-ролевым стрессом (см. раздел 1.7.5). Обнаружилось, что такой вид стресса положительно коррелирует со злостью и повышенным уровнем тревоги у мужчин.
Существуют многочисленные варианты идеальной модели гендерных ролей. Среди них можно выделить следующие:
- Нетрадиционная модель (Ф. Меринг и Р. Тернер): женщина работает вне дома для заработка, но основной сферой деятельности для нее остается семья.
- Трехфазная модель (А. Мюрдаль и В. Клейн): женщина работает, потом рожает и растит детей, затем снова работает.
- Модель симметричных ролей — двухкарьерная семья (Рона и Роберт Раппопорт, Б. Фридан): оба супруга делают карьеру и поровну делят семейные обязанности.
- Идентичные роли (Дж. Трибилкот, Н. Вайсстайн): свобода, справедливость, равенство возможностей.
- Андрогинная модель (С. Бем), универсальная или монополовая (Э. Росси, Б. Фориша): кажд
Гендерные роли в семье | uDuba.com
Овчаренок был предательски брошен на дачном массиве.
Пять дней он оставался на одном месте, веря что хозяин придёт и заберет его.Но чуда не случилось… Вчера он уехал в приют на Московском. Огромное спасибо Елене и Рустаму, что приютили его.А также спасибо моему внуку Макару, он очень быстро нашёл подход к овчаренку, назвал его Макс и помог отвезти в приют. Он растёт настоящим волонтером.
Никто пёселя не терял?
Тот,что большой, в ошейнике.
ВОПРОС ЖИЗНИ.
СРОЧНО НУЖНА ПЕРЕДЕРЖКА ЩЕНКАМ С ТЯЖЕЛОЙ ГЛИСТНОЙ ИНВАЗИЕЙ.
Ищем передержку по 1 щенку в одни руки.
НУЖНО ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЛЕЧЕНИЕ, В ПРИЮТЕ ЕГО ДАТЬ НЕ РЕАЛЬНО.
Можем помочь с ветклиникой, лекарствами, консультацией.
Обращаться в лс [id158785062|Елена Сайгушинская]
Врач-косметолог Ирина Кирова показывает простые упражнения, которые помогут укрепить мышцы лица…
уменьшить повышенную отечность и улучшить цвет лица. Делать каждый день по 2-3 раза каждое упражнение.
Эта страна называется Тибет.
И живущие здесь люди верят, что долгий путь к святым местам очищает человека от сотворенного им зла. Они верят, что чем трудней дорога, тем глубже очищение… Здесь время стоит на месте, а все остальное движется.
Семь лет в Тибете (Seven Years in Tibet).
Ищем кураторов для «особенных» кошек ( диетиков, травмированных и т.
п.), а также просто кураторов — помощников для кошек приюта. Очень нужен фотограф — пиарщик! 89179794639
[club113531957|СЕРГЕЙ ЦЫПЛАКОВ О ПЕРВЫХ ДНЯХ ВОЙНЫ В СЛАВЯНСКЕ]
Депутат Народного Совета ДНР от фракции «Свободный Донбасс» Сергей Цыплаков, стоявший у истоков создания «Народного ополчения Донбасса» в 2014 году, в эфире нового выпуска «Пятиминутки» рассказал о первых днях начала войны в Славянске.
«Сегодня, 12 апреля, исполняется ровно три года со дня начала вооруженного восстания в Донбассе.
Гендерные стереотипы
Гендерные стереотипы — это упрощенные обобщения о гендерных атрибутах, различиях и ролях отдельных лиц и / или групп. Стереотипы могут быть положительными или отрицательными, но они редко передают точную информацию о других. Когда люди автоматически применяют гендерные предположения к другим, несмотря на доказательства обратного, они увековечивают гендерные стереотипы. Многие люди осознают опасность гендерных стереотипов, но продолжают делать такие обобщения.Традиционно стереотипная роль женщины — выйти замуж и иметь детей. Она также должна поставить благополучие своей семьи выше собственного; быть любящим, сострадательным, заботливым, заботливым и сочувствующим; и найти время, чтобы быть сексуальным и чувствовать себя красивой. Стереотипная роль мужчины — быть поставщиком финансовых услуг. Он также должен быть напористым, конкурентоспособным, независимым, смелым и ориентированным на карьеру; сдерживать свои эмоции; и всегда инициировать секс. Подобные стереотипы могут оказаться вредными; они могут подавлять индивидуальное самовыражение и творчество, а также препятствовать личному и профессиональному росту.
Масса научных данных свидетельствует о том, что дети учатся гендерным стереотипам у взрослых. Как и в случае с гендерными ролями, социальные агенты — родители, учителя, сверстники, религиозные лидеры и СМИ — передают гендерные стереотипы от одного поколения к другому.
Один из подходов к пересмотру традиционных гендерных ролей и стереотипов — это андрогинность , которая представляет собой смешение женских и мужских атрибутов одного и того же человека. Андрогин , или андрогинный человек, не совсем подходит для женской или мужской гендерной роли; она или он может комфортно выражать качества обоих полов.Родители и другие социальные агенты могут научить своих детей быть андрогинными, точно так же, как они могут научить их быть предвзятым по признаку пола.
Возникнув в качестве мощной социально-политической силы с 1960-х годов, феминистское движение или женское освободительное движение лоббировало права женщин и меньшинств. Феминистки изо всех сил пытались бросить вызов и пересмотреть традиционные стереотипные гендерные роли.
Каковы гендерные роли? (с иллюстрациями)
Гендерные роли — это определенный набор социальных и поведенческих действий, которые считаются подходящими для данного пола.По сути, в мире существует два типа гендерных ролей, но поскольку в разных географических регионах есть совершенно разные культуры, гендерные роли могут сильно отличаться. Гендерная роль начинается с представлений об обществе, в котором человек вырос, а также с уникальных мыслей и желаний родительских фигур, которые руководят подростками. Роль человека подразделяется на две определенные области, и хотя люди не всегда следуют той роли, в которую они были помещены, большинство людей следуют ожидаемым рекомендациям.
Некоторые считают, что женщины больше подходят для создания семьи, чем для работы вне дома.Одна из гендерных ролей заключается в том, как женщины, включая девочек и женщин, рассматриваются в рамках их конкретной культуры.Во многих обществах эта роль означает, что они не агрессивны и предназначены для воспитания детей и выполнения домашних заданий. Конечно, это оставляет открытыми дебаты о равных правах, а также дискуссию о том, что многие женщины сегодня предпочитают работать, а не сидеть дома. Традиционное убеждение, которое многие горячо обсуждают, заключается в том, что женщины считаются более миролюбивым полом, который лучше подходит для стрессов, связанных с воспитанием детей и решением повседневных домашних проблем.
Гендерные роли часто формируются родителями человека.Вторая гендерная роль — мужчины и мальчики.Общество обычно рассматривает эту роль как работников, которые заботятся о финансовых аспектах домашнего хозяйства. Они гораздо более агрессивны, доминируют и предпочитают зарабатывать деньги, а не оставаться дома. Мужчины жаждут власти и богатства, стремятся продвигаться по жизни, создавая как можно больше денег и активов. Однако, как указывалось выше, это не всегда так. Многие мужчины предпочитают оставаться дома и заботиться о доме и детях, поэтому, хотя в среднем общество может рассматривать их как других, времена меняются.
Гендерные роли сильно различаются от культуры к культуре.Согласно традиционным гендерным ролям, женщины и мужчины отличаются от рождения.Свидетельство тому — мальчики, играющие с автомобилями и грузовиками, а девочки предпочитают куклы и домики. Эти концепции основаны на идеях общества и мнениях родителей, поэтому основные гендерные роли преподаются на протяжении всего процесса взросления. Эти идеи сохраняются с детства до взрослой жизни, что устанавливает конкретные руководящие принципы для каждого члена общества в отношении ролей, которые каждый из полов должен играть в своих сообществах.
Гендерные роли играют роль в свиданиях и влечении.Гендерные роли могут диктовать определенные ожидания в отношениях. Гендерные роли могут определять, кто тратит время на воспитание детей. Идеи, усвоенные в подростковом возрасте, играют ключевую роль в гендерных ролях.% PDF-1.7 % 135 0 объект >>> / Метаданные 132 0 R / Контуры 102 0 R / Страницы 127 0 R / Тип / Каталог / Viewer Настройки >>> endobj 132 0 объект > поток 2013-09-02T11: 54: 46 + 01: 002013-09-02T12: 18: 41 + 01: 002013-09-02T12: 18: 41 + 01: 00 Adobe InDesign CC (Macintosh) uuid: 55d5ead4-27c0-e74f- a04e-515d1dfab587xmp.сделал: BE4F559735206811822AD129E9B3C56Fxmp.id: 9f3a4844-3935-4e95-80f6-fe52055d0027proof: pdfxmp.iid: 902da01b-4524-4102-a47e-a7e2e3bcda17xmp.did: 74E1D792282068118083D2AC85561E97xmp.did: BE4F559735206811822AD129E9B3C56Fdefault
Список книг и статей о гендерных ролях
Гендерные роли — это набор стандартов, которые накладывают ожидания на поведение мужчин и женщин. Эти нормы социально приемлемого поведения меняются от культуры к культуре и со временем меняются. Некоторые из гендерных различий являются биологическими, а другие являются результатом опыта социализации.
Американский социолог Талкотт Парсонс создал в 1955 году модель, которая сравнивала строго традиционный взгляд на гендерные роли в американском обществе XIX века с либеральным взглядом. Модель показала, что в традиционном обществе гендерные роли усиливаются за счет гендерного образования, при этом мужчин поощряют к получению более высокой профессиональной квалификации и сосредоточению внимания на своей карьере. Женщины вовлечены в основном в домашнюю работу и воспитание детей. В случае конфликта слово имеет мужчина, а роль женщины — соглашаться.С другой стороны, в современном обществе школы совместного обучения предлагают мальчикам и девочкам одинаковые учебные материалы; мужчины и женщины получают одинаковую квалификацию, больше паритета в работе по дому и в дебатах.
Тем не менее, даже в 21 веке в некоторых странах образование все еще считалось неподходящим для женщин. В Соединенных Штатах и Европе, где мальчики и девочки часто учатся вместе, а женщинам разрешается делать карьеру, гендерные роли, по-видимому, сохраняются в обществе. Мужчины и женщины играют разные роли в образовании, на работе, в семье и во взаимоотношениях.Помимо традиционных мужских и женских профессий и занятий, гендерные различия проявляются в одежде и поведении в повседневной жизни.
Мужчины и женщины имеют разные стили общения, а также разные эмоции, сочувствие и невербальное общение. Согласно кросс-культурному исследованию, цитируемому Эйлин Кейн в Gender, Culture and Learning (1996), дети уже осознают гендерные различия к трехлетнему возрасту.
Первое знакомство детей с гендерными ролями и поведенческими нормами происходит в семье. Часто родители по-разному относятся к мальчикам и девочкам. Они также с большей вероятностью будут поощрять мальчиков к исследованиям, в то же время проявляя большую опеку по отношению к девочкам. Родители служат для детей образцом для подражания, так как девочки пытаются подражать матери, а мальчики пытаются присоединиться к деятельности отца. Таким образом, разделение труда в домашнем хозяйстве немедленно формирует понимание ребенком мужских и женских ролей в семье.
Школьные учителя могут косвенно усиливать гендерные роли, демонстрируя предвзятые гендерные тенденции и терпимо относясь к разному поведению мальчиков и девочек. Школа приобщает девочек к женскому идеалу и ожидает, что они будут тихими и спокойными, в то время как мальчики должны быть более независимыми и агрессивными. Напористость девочек также может спровоцировать негативную реакцию взрослых. Британский исследователь Дайан Рей (2001) обнаружила, что «плохое поведение девочек рассматривается как дефект характера, а плохое поведение мальчиков — как желание самоутвердиться».«Гендерные роли также могут ограничивать поведение мальчиков: над ними издеваются, когда они« плачут как девочка ».
Усиление гендерных ролей также включено в учебники и учебные программы. Часто вклад женщин в историю и науку остается незамеченным, а язык предвзято относится к гендерным вопросам (Bailey, 1992). Конец 20-го века ознаменовался огромным пересмотром традиционных гендерных ролей, который затронул дом, рабочее место и школу. Изменения в отношении привели к увеличению числа женщин на рабочем месте.Бюро статистики труда США показало, что в 1995 году доля женщин в возрасте от 25 до 54 лет, которые работали вне дома, составляла 76 процентов. В 1970 году только 50 процентов женщин этой возрастной группы имели работу.
Исследования показывают, что многие молодые люди в Соединенных Штатах выступают за гендерное равенство в браке, а также за выполнение домашних обязанностей и финансовые вопросы.
Между тем традиционные гендерные роли — включая разделение домашних обязанностей — остаются особенно широко распространенными среди белых семей среднего класса (Belsky & Kelly, 1994).
Глава 2: Общественное мнение об изменении гендерных ролей
29 мая 2013 г.
Глава 2: Общественное мнение об изменении гендерных ролей
Общественность неоднозначно относится к меняющейся роли женщин на рабочем месте и влиянию этого на семейную жизнь. Сегодня женщины составляют почти половину рабочей силы США, а в 2012 году в рабочей силе было почти столько же женщин трудоспособного возраста (68%), сколько мужчин (79%). Большинство американцев приветствуют эти тенденции, и очень немногие выступят за возврат к более традиционным гендерным ролям.В опросе Pew Research в 2012 году только 18% взрослого населения согласились с тем, что «женщины должны вернуться к своим традиционным ролям в обществе». Восемь из десяти взрослых (79%) отвергли эту идею.
Когда дело касается матерей с маленькими детьми, общественность более противоречива. Относительно немногие (21%) считают, что тенденция к увеличению числа матерей маленьких детей, работающих вне дома, — это хорошо для нашего общества, и только 16% считают, что мать, работающая полный рабочий день, является идеальной ситуацией для маленького ребенка.
Новое исследование исследовательского центра Pew Research Center, проведенное 25-28 апреля 2013 г., показывает, что общественность по-прежнему придерживается двух мнений относительно достижений женщин на рабочем месте — большинство признают очевидную экономическую выгоду для семей, но в то же время многие высказываются. опасения по поводу того, что наличие работающей матери может сказаться на детях.
Респондентов в новом опросе спросили, как увеличение числа женщин, работающих за плату вне дома, повлияло на различные аспекты семейной жизни. Почти две трети (67%) заявили, что это изменение облегчило семьям зарабатывать достаточно денег, чтобы жить комфортно. Около трех из десяти (28%) говорят, что это изменение усложнило семьям возможность зарабатывать достаточно денег, а 2% говорят, что это не повлияло на многое в этом отношении.
Хотя эта тенденция может быть полезной для семейных финансов, общественность считает, что увеличение числа женщин на рабочем месте не имело положительного влияния на воспитание детей и даже брак.Примерно три четверти взрослых (74%) говорят, что растущее число женщин, работающих за плату, затрудняет родителям воспитание детей. Только 19% говорят, что это облегчило воспитание детей, и 2% говорят, что это не имело большого значения.
Половина всех взрослых говорит, что тенденция к увеличению числа работающих женщин усложняет успешный брак. Только около одной трети (35%) считают, что это изменение облегчило брак, чтобы быть успешным, и 5% говорят, что это не имело большого значения.
Это отношение несколько изменилось за последние полтора десятилетия.В опросе, проведенном Washington Post, Фондом семьи Кайзера и Гарвардским университетом в 1997 году, большинство взрослых увидели экономические выгоды от того, что на рабочем месте больше женщин: 60% заявили, что эта тенденция облегчила семьям зарабатывать достаточно денег для комфортной жизни. . Сегодня эта доля еще выше (67%).
По сравнению с нынешними взглядами, в 1997 году общественность более негативно оценила влияние этой тенденции на детей и брак. 82% заявили, что увеличение числа женщин, работающих за плату вне дома, затрудняет воспитание детей родителями (по сравнению с 74% сегодня), а 67% заявили, что эта тенденция усложняет успешный брак (vs.50% сегодня).
Нет значительного гендерного разрыва во взглядах на то, как большее количество женщин на рабочем месте влияет на брак и воспитание детей. Однако мужчины чаще, чем женщины, видят экономические выгоды от этой тенденции.
Существуют значительные различия во мнениях между возрастными группами. Молодые люди (в возрасте 18–29 лет) реже, чем люди старшего возраста, видят отрицательные последствия этой тенденции и с большей вероятностью видят положительные эффекты.
Например, в то время как 78% взрослых в возрасте от 30 лет и старше говорят, что из-за большего числа работающих женщин родителям стало труднее воспитывать детей, только 60% из них в возрасте 18-29 лет согласны с этой оценкой.Точно так же, хотя более половины (54%) взрослых в возрасте от 30 лет и старше говорят, что растущая доля женщин на рабочем месте усложняет успешный брак, с этим согласны только 36% молодых людей. Неудивительно, что существуют большие разрывы по возрасту в уровнях брака и воспитания детей. Среди респондентов опроса только около четверти (26%) лиц в возрасте 18–29 лет сообщили, что у них есть ребенок в возрасте до 18 лет. Для сравнения: 66% респондентов в возрасте 30–49 лет. Примерно каждый пятый (19%) из тех, кто в возрасте до 30 лет, заявили, что состоят в браке, по сравнению с более чем половиной (58%) в возрасте 30 лет и старше.
Когда дело доходит до заработка достаточно денег для комфортной жизни, молодые люди (79%) с большей вероятностью, чем люди в возрасте 30 лет и старше (64%), скажут, что увеличение числа женщин, работающих вне дома, облегчило эту задачу.
Растущая доля матерей-одиночек
Что касается роста доли матерей-одиночек, то общественность в основном негативно относится. Около шести из десяти взрослых (64%) считают, что растущее число детей, рожденных от незамужних матерей, является большой проблемой. Еще 19% считают, что это небольшая проблема, а 13% говорят, что это вовсе не проблема.
Мнения по этому поводу несколько смягчились за последние годы. По данным опроса Pew Research 2007 года, 71% взрослых заявили, что рост доли матерей-одиночек является большой проблемой, и только 8% заявили, что это не проблема.
В текущем исследовании белые чаще, чем небелые, видят в этой тенденции проблему. Около 67% белых по сравнению с 56% небелых считают, что растущее число детей, рожденных от незамужних матерей, является большой проблемой.
Молодые люди имеют разные взгляды на этот вопрос, чем люди среднего и старшего возраста.Лишь 42% респондентов в возрасте от 18 до 29 лет считают растущую долю незамужних матерей большой проблемой. Напротив, 65% людей в возрасте 30-49 лет считают, что это большая проблема, как и 74% людей в возрасте 50 лет и старше. Среди молодых людей большинство считает эту тенденцию либо небольшой проблемой (35%), либо вовсе не проблемой (19%).
Что лучше для детей?
В 2012 году примерно две трети (65%) женщин с детьми младше 6 лет либо работали, либо искали работу. Эта доля резко выросла с 39% в 1975 году.Хотя работа вне дома для матерей с маленькими детьми в настоящее время является скорее нормой, чем исключением, общественность по-прежнему находится в противоречии с этой тенденцией. В новом опросе Pew Research 51% опрошенных взрослых заявили, что детям будет лучше, если их мать будет дома и не будет работать, и только 34% заявили, что дети будут жить в таком же благополучии, если их мать работает. Еще 13% респондентов заявили, что это «зависит» от обстоятельств.
Десять лет назад общественность еще сильнее почувствовала, что для детей лучше всего иметь мать, которая остается дома.В опросе CBS News / New York Times 2003 года 61% заявили, что детям будет лучше, если их мать не будет работать, а 29% заявили, что дети были бы в таком же благополучии, если бы их мать работала.
В этом вопросе наблюдается гендерный разрыв: 45% женщин говорят, что детям лучше, если их мать находится дома, а 38% говорят, что дети так же благополучны, если их мать работает. Среди мужчин 57% говорят, что детям лучше, если их мать находится дома, а 29% говорят, что они так же благополучны, если их мать работает.
По этому вопросу тоже существует разница в возрасте. Опять же, молодые люди выражают иной набор взглядов, чем их старшие коллеги. Почти половина (46%) детей в возрасте до 30 лет говорят, что дети живут в таком же благополучии, если их мать работает, в то время как 37% говорят, что им лучше жить с матерью, которая остается дома. Среди лиц в возрасте 30 лет и старше баланс мнений прямо противоположный: 55% считают, что детям лучше, если их мать находится дома, а 31% говорят, что им так же хорошо, если их мать будет работать.
В обществе нет никаких противоречий по поводу того, должны ли отцы работать или оставаться дома со своими детьми.Полностью 76% говорят, что дети живут в таком же благополучии, если их отец работает, и только 8% говорят, что детям лучше, если их отец находится дома и не имеет работы. Еще 11% говорят, что это зависит от ситуации.
Взгляды на то, должны ли отцы работать или оставаться дома, не различаются по полу и возрасту. Равные доли мужчин и женщин (76%) считают, что дети в таком же благополучии, если их отец работает. Точно так же 74% молодых людей и 77% людей в возрасте 30 лет и старше согласны с тем, что наличие отца, работающего вне дома, не вредит детям.
Что лучше для брака?
В настоящее время в большинстве семей с двумя родителями (59%) и мать, и отец работают вне дома. В большинстве этих домохозяйств отец имеет более высокий доход, чем мать, но для растущей доли этих пар мать зарабатывает больше отца.
В новом опросе Pew Research респондентов спросили, согласны ли они или не согласны с тем, что для брака обычно лучше, если муж зарабатывает больше денег, чем его жена.Около трех из десяти взрослых (28%) заявили, что согласны с этим утверждением, а 63% заявили, что не согласны. Когда в 1997 году был задан тот же вопрос, значительно более высокая доля взрослых (40%) согласились, что для брака лучше всего, если муж зарабатывает больше своей жены, тогда как 58% не согласились.
В текущем опросе одинаковые доли мужчин (62%) и женщин (63%) отвергают мнение о том, что для брака лучше всего, если муж зарабатывает больше, чем жена. И подавляющее большинство людей молодого и среднего возраста придерживаются той же точки зрения.Взрослые в возрасте 65 лет и старше несколько более противоречивы по этому поводу. Среди этой возрастной группы около 37% согласны с тем, что для брака лучше, если муж зарабатывает больше денег, чем его жена, а 51% не согласны.
Выпускники колледжей наименее склонны соглашаться с тем, что для брака лучше, если муж зарабатывает больше своей жены — только 18% поддерживают эту точку зрения. С этим не согласны 75% выпускников вузов. Среди тех, кто имеет аттестат зрелости или меньше, примерно треть (35%) согласны с тем, что для брака лучше, если у мужа более высокий доход, тогда как 54% не согласны.
6 традиционных гендерных ролей: подходят ли они для современных отношений?
Традиционные гендерные роли в отношениях
Хотя вы можете быть категорически против гендерных стереотипов, время от времени они все же могут влиять на вас. Если бы вы узнали, что ваш друг ждет ребенка, и это мальчик, вы бы купили ему синюю одежду? Кто сказал, что у мальчиков должна быть синяя одежда? Это один из самых распространенных стереотипов. В то же время многие люди думают, что именно мужчина должен приглашать женщину на свидание.Но почему бы вам не искать советы, как пригласить парня на свидание? Большинство людей в наши дни открыты для восприятия, и их больше не волнуют традиционные стереотипы.
1. Кормилец
Традиционно, именно мужчина должен был обеспечивать финансовую безопасность и стабильность семьи. Однако в современную эпоху гендерные роли несколько изменились, поскольку все больше и больше женщин строят себе карьеру и удовлетворяют финансовые потребности своих семей.
2. Управляет взаимосвязью
Мужчины просто должны держать все под контролем, верно? Опять же, это гендерные стереотипы. В прошлом это могло работать, когда все контролировалось мужчинами, но в наши дни женщины столь же эффективны в решении проблем, как и мужчины.
3. Доминирование
Раньше мужчина был доминирующей стороной в отношениях. С тех пор женщины эмансипировались и нашли в себе силы стать лидерами своей семьи.На самом деле, во многих случаях кажется, что женщины принимают более правильные решения, чем мужчины.
4. Воспитатель
Возможно, вы много раз слышали, что место женщины находится на кухне. Предполагается, что они должны заботиться о детях, своих мужьях и о семье, не беспокоясь ни о каких финансовых аспектах.
5. Мужественность и женственность
Предполагается, что мужчины должны иметь короткие волосы, а женщины — длинные волосы и носить платья.Однако, поскольку роль женщин в обществе сильно изменилась, традиционные маркеры мужественности и женственности больше не действуют, предоставляя людям больше свободы.
6. Гендерные различия
Как ни крути, но всегда будут какие-то гендерные различия. Девочки развиваются в более молодом возрасте, а мужчины всегда будут в более хорошей физической форме. В то же время мальчики более склонны к нарушениям развития, таким как СДВГ и дефекты речи.
Традиционные гендерные роли — применимы ли они по-прежнему к современному обществу или они наносят больше вреда, чем пользы сегодняшним отношениям
Итак, каковы традиционные гендерные роли и как они влияют на ваши отношения? Есть ли что-нибудь, на что нужно обращать внимание?
1.Кормилец и кормилец
Вы наверняка слышали, что этот мужчина должен принести деньги домой. Он должен работать на их семью, а женщина должна оставаться дома. Однако гендерные роли изменились в тот момент, когда женщины начали работать и строить карьеру. Они могут зарабатывать столько же или даже больше, чем их партнеры. Хотя это то, что должно радовать мужчин, в некоторых случаях это может вызвать проблемы в семье.Как кормильцы, мужчины имели определенный статус в семье и обществе, и это было у них отнято.
Роль женщин в обществе также изменилась, и многие из них больше сосредоточены на своей карьере, чем на создании семьи. Это то, что некоторым мужчинам трудно принять. Они также могут чувствовать угрозу со стороны женщины, которая зарабатывает больше, чем они. Это потому, что они могут чувствовать, что у них отняли мужественность. Если вы заметили подобные проблемы в своих отношениях, обязательно обсудите их с партнером.
2. Управляет отношениями и всем остальным
Размышляя о традиционных гендерных ролях в браке, вы наверняка слышали выражение «глава семьи». Поскольку мужчины были главой семьи, они имели право принимать все решения и контролировать отношения. Традиционно роль женщин была более покорной. Однако в настоящее время ситуация изменилась, и женщины часто принимают некоторые решения, особенно когда речь идет о деньгах.Тем не менее, чтобы отношения были сбалансированными, лучше всего, чтобы решения принимали оба партнера.
Опять же, поскольку это роль, которую взяли на себя мужчины, в некоторых случаях они могут не соглашаться с тем, что женщина может сказать слово в отношениях. Нравится вам это или нет, но женщины требуют изменения роли женщин и готовы брать на себя больше ответственности. Если вы независимый человек, скорее всего, вы не можете согласиться с тем, что другие люди принимают решения за вас, и это может привести к спорам в ваших отношениях.
3. Доминирование над отношениями
Этот один из примеров традиционных гендерных ролей тесно связан с мужчиной, контролирующим отношения. Как уже упоминалось ранее, в прошлом мужчина был доминирующей стороной в отношениях, в то время как женщина была покорной. Хотя ту же структуру можно найти во многих отношениях, все больше и больше женщин устают от этой женской роли. Они оставляют свои старые отношения в поисках новых, в которых они были бы равноправными участниками.
Какими бы непредубежденными они ни были, у некоторых мужчин все еще случаются эпизоды, когда они думают, что они должны быть доминирующей партией. Обычно это приводит к спорам, поскольку женщины не хотят отказываться от обретенной силы. Лучшее, что вы можете сделать, — это обсудить ситуацию и прийти к компромиссу. Вам следует отказаться от части своего доминирования, и ему следует тоже.
4. Воспитатель семьи
Скорее всего, ваша бабушка или прабабушка были дома мамой.Она заботилась о детях, вела домашнее хозяйство и заботилась о своем муже. Хотя эта роль может быть полезной, большинство современных женщин хотят отказаться от этих традиционных гендерных ролей в Америке и хотят вести более активную жизнь с профессиональной точки зрения. Вот почему женщины часто не имеют детей, чтобы сосредоточиться на своей карьере. Более традиционные люди могут судить этих женщин, но не будем забывать, что это их жизнь.
Если задуматься, это несправедливо, если женщина заботится о семье в одиночку.Если у нее будет карьера, как у ее мужа, было бы справедливо, если бы они оба разделили домашние дела. Однако правда в том, что большинство мужчин считают, что заниматься домашними делами — не их обязанность, и это может привести к многочисленным спорам. Женщинам может казаться, что они работают в две смены, чтобы выполнять свою работу и содержать дом в чистоте.
5. Мужественность и женственность — все традиционные аспекты
В обществе существует множество гендерных проблем, и одна из самых распространенных — это то, как должны выглядеть оба пола.Люди ожидают, что женщины будут иметь длинные волосы, женственные черты и носить платья или юбки. С другой стороны, мужчины должны иметь короткие волосы и носить брюки. Но что происходит, когда два мира сталкиваются? Что, если женщины носят брюки, а мужчины — длинные волосы? Хотя в прошлом такая идея считалась абсурдной, в наши дни, к счастью, она принята.
Тем не менее, есть некоторые мужчины, которые считают своим женским идеалом женщину с длинными волосами и платья на каблуках. Хотя есть некоторые женщины, которым так комфортно, несправедливо ожидать этого от всех женщин.Этот один из гендерных стереотипов ограничивает личностное развитие, поскольку люди не могут выражать свою личность через внешний вид.
6. Гендерные различия всегда будут одинаковыми
Независимо от того, насколько развивается общество и насколько свободны люди, всегда будут существовать некоторые гендерные различия, которые могут определять нетрадиционные гендерные роли. Известно, что девочки быстрее развиваются и достигают зрелости, чем мальчики. С другой стороны, мужчины всегда будут физически сильнее женщин, потому что они генетически запрограммированы на защиту женщин.В то же время у них будет больше шансов страдать от нарушений развития, генетических дефектов, и они будут более склонны к недоеданию. Мальчики также более физически активны, чем девочки.
В то время как мужчины обладают большей физической силой, женщины сильнее с эмоциональной точки зрения, а также имеют более высокий эмоциональный IQ. Им легче иметь близких друзей. У мужчин обычно есть друзья, но они не делятся с ними интимной информацией.
.