Содержание портфолио ученика 1 класса: Методическая разработка (1 класс) по теме: Содержание портфолио ученика начальной школы. – Материал (1 класс) по теме: Портфолио ученика начальной школы

Материал (1 класс) по теме: Структура портфолио ученика

Рекомендуемая структура комплексного портфолио ученика начальных классов

Титульный лист

Портфолио начинается с титульного листа, в котором содержится основная информация: фамилия, имя и отчество, контактная информация и фото ученика. Важно дать ребёнку самому выбрать фотографию для титульного листа.

Раздел 1. «Мой мир» («Портрет»)

Здесь можно поместить любую информацию, которая интересна и важна для ребёнка.

  1.  «Автобиография» – В этом разделе он может поместить свои фотографии  и подписать их.
  2. «Сочинения» – сочинения, эссе на различные темы:

– Моё имя (информация о том, что означает имя, почему родители выбрали именно это имя; если у ребёнка редкая или интересная фамилия, можно пояснить, что она означает). (1 класс)

– Моя семья (здесь можно рассказать о членах семьи, либо составить рассказ о своей семье). (2 класс)

– Мои друзья (фотографии друзей, информация об их интересах, увлечениях). (2 класс)

– Мои увлечения (можно рассказать о том, чем увлекается ребёнок, в каких секциях или кружках занимается). (3 класс)

– Моя малая родина (рассказать о своём родном городе или селе, о его интересных местах. Здесь же можно разместить схему маршрута от дома до школы, составленную ребёнком совместно с родителями, важно отметить в ней опасные места (пересечения дорог, светофоры). (4 класс)

Раздел 2 – «Мои цели»

Мои образовательные планы на год (урочная и внеурочная деятельность)

Сведения о занятости в кружках, секциях, клубах

Раздел 3 – «Социальная практика»

Сведения о поручениях

+ Оформить этот раздел можно с использованием фотографий и кратких сообщений на тему:

– Выпуск стенгазеты

– Участие в субботниках

– Выступление на торжественной линейке

Включает в себя данные обо всех видах социальной практики учащихся во внеурочной деятельности (социальные проекты, оказание помощи нуждающимся и т. п.).

Раздел 4 – «Мои достижения»

Этот раздел может включать рубрики:

 «Творческие работы» (стихи, рисунки, сказки, фотографии поделок, копии рисунков, принимавших участие в конкурсах и т. д.),

«Награды» (грамоты, дипломы, благодарственные письма и т.д.)

Лучше расположить содержимое этого раздела в хронологическом порядке.

Сведения об участии в олимпиадах и  интеллектуальных играх

Сведения об участии в спортивных конкурсах и соревнованиях,  школьных и классных праздниках и мероприятиях и пр.

Сведения об участии в проектной деятельности

Материалы этого блока позволяют выстраивать рейтинг индивидуальных результатов, рейтинг достижений, отслеживать динамику изменения результатов обучения.

Раздел 5 – «Мои впечатления»

Сведения  о посещении театра, выставки, музея, школьного праздника, похода, экскурсии.

Раздел 6 – «Рабочие материалы»

 (все письменные работы, диагностические работы)

РУССКИЙ ЯЗЫК 1 класс

Математика   1  класс

Мир вокруг нас    1  класс

Так  я  читаю.   1 класс

Раздел 7 – «Отзывы и пожелания»

(в произвольной форме)

– Учителей

– Родителей

– Педагогов дополнительного образования

Ничто так не повышает самооценку ребёнка, как положительная оценка педагогом его стараний. Здесь можно написать отзыв или пожелание, возможно рекомендации, как педагогом, так и родителем как по итогам учебного года, так и по участию в каком-либо мероприятии.

 Памятка для педагогов по ведению портфолио

  1. Привлечение родителей к помощи при заполнении разделов портфолио (особенно в 1 классе).
  2. Разделы портфолио не нумеровать, а располагать в произвольном порядке (по желанию).
  3. Результат работ датируется, чтобы можно было отследить динамику, соответствующая оценка всегда сравнивает текущую работу ребёнка с более ранней.
  4. Портфолио не использовать для сравнения детей между собой!!!
  5. Рекомендуется объяснять детям принципы достоверности самооценки (чтобы она не была завышена или занижена).
  6. Просмотр портфолио педагогом, родителями и другими учениками разрешается только с ведома и согласия ученика, которому принадлежит портфолио.
  7. Страницы портфолио должны быть красиво оформлены, ребёнок должен понимать важность внешнего вида документа.
  8. Важно, чтобы на каждом этапе в процессе продвижения к намеченной цели был зафиксирован успех ученика, т.к. именно успех – наилучший стимул для дальнейшего развития.
  9. В конце учебного года можно провести презентацию и определить победителя в номинациях «Самый оригинальный портфолио», «За самое лучшее оформление работ», «За многогранность и талант», «За трудолюбие».

Памятка для ученика по ведению портфолио

  1. Начни свою работу с портфолио с рассказа о себе, своей семье, своих увлечениях.
  2. Составление портфолио – это не гонка за всевозможными грамотами. Важен сам процесс участия, хотя высокий результат, конечно, радует.
  3. Заполняй страницы портфолио аккуратно, прояви, где надо, фантазию и творческую выдумку, ведь твой портфолио должен отличаться от других.
  4. Умей замечать свои даже маленькие успехи, радуйся им!
  5. Обращайся к заполнению портфолио в хорошем настроении!

Портфолио ученика 1А класса. Образец.

hello_html_m46d64a86.jpg

hello_html_m54cdce93.jpghello_html_6ae90db1.jpg

Что такое

портфолио?

«Портфолио» — это иностранное слово. С французского языка оно переводится как «собрание листов», с итальянского – «папка с документами», с английского – «портфель для документов».

Портфолио – это собрание ТВОИХ ДОСТИЖЕНИЙ!

Для чего собирают портфолио?

При переходе в 5 класс тебе надо будет не только продемонстрировать свои хорошие оценки по русскому языку, математике и другим предметам, но и показать, как ты умеешь общаться, делать проекты, участвовать в олимпиадах и конкурсах, чем увлекаешься, выделяешься среди одноклассников.

С помощью портфолио ты сможешь самостоятельно оценить свои успехи: много их или мало, что у тебя уже хорошо получается, а где ещё надо постараться, проявить больше настойчивости и активности.

Для этого тебе понадобиться портфолио! Собирай его в течение четырёх лет обучения в начальной школе.

hello_html_21ba996e.jpg

Раздел 1. «Мой мир»

hello_html_m4d466bb7.pngМоё имя

hello_html_m4d466bb7.png

Моя семья

hello_html_m4d466bb7.pngМой город

hello_html_m4d466bb7.pngМои друзья

hello_html_m4d466bb7.pngМои увлечения

Раздел 2. «Мои успехи в школе»

hello_html_m4d466bb7.pngРусский язык

hello_html_m4d466bb7.png

Математика

hello_html_m4d466bb7.pngЛитературное чтение

hello_html_m4d466bb7.pngОкружающий мир

Раздел 3. «Портфолио работ» (исследовательские работы, рефераты, проекты, творческие работы)

hello_html_m4d466bb7.pngСведения об участии в олимпиадах

hello_html_m4d466bb7.pngСведения об участии в конкурсах

hello_html_m4d466bb7.png

Сведения об участии в проектной деятельности

Раздел 4. «Мои достижения»

hello_html_m4d466bb7.pngУчастие в спортивных конкурсах и соревнованиях

hello_html_m4d466bb7.pngГрамоты, сертификаты, дипломы, благодарности

hello_html_m4d466bb7.pngИтоговые листы успеваемости

hello_html_748e3902.jpg

hello_html_5339ce10.jpg

hello_html_m68eacdaf.jpg

hello_html_5605f7d2.jpg

hello_html_m1b03dbc5.jpg

hello_html_m2c271bcb.jpg

hello_html_7afa3935.jpg

1 класс

Лист достижений учени____ 1 А класса по русскому языку

Фамилия____________________________________ Имя_________________

Я знаю и умею

Критерии

Начало

года

1

полугодие

Конец

года

1

Знание букв алфавита

2

Отличие звука от буквы

3

Списывание

рукописного текста

печатного текста

4

Письмо под диктовку

5

Каллиграфический навык

6

Составление текста из 3-5 предложений (устно)

7

Гласные и согласные звуки

8

Твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки

9

Определение последовательности звуков в словах

10

Деление слова на слоги

11

Постановка ударения

12

Перенос слов (простые случаи)

13

Большая буква в именах собственных

14

Обозначение мягкости согласных звуков буквами и, е, ё, ю, я

15

Обозначение мягкости согласных звуков Ь

16

Большая буква в начале предложения, точка в конце предложения

17

Составление предложения из отдельных слов

18

Вычленение слов из предложения

hello_html_44b71332.png

Я о своих успехах

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

hello_html_m462c1fac.gif

hello_html_76e944e0.gif (красный цвет) – усвоил, не испытываю трудностей;

(зелёный) – иногда испытываю трудности;

hello_html_m92fc6e4.gif

(синий) — надо поработать.

Лист достижений учени____ 1 А класса по математике

Фамилия _______________________________Имя___________________

Я знаю и умею

Критерии

Начало

года

1

полугодие

Конец

года

1

Счет

до 10

до 20

2

Обратный

счет

от 10

от 20

3

Сравнение предметов по размеру и форме

4

Пространственные представления, взаимное расположение предметов

5

Направление движения

6

Временные представления

7

Сравнение групп предметов

8

Нумерация чисел от 0 до 20

9

Сравнение чисел в пределах 20

10

Сложение и вычитание чисел в пределах 10

11

Действия с 0 и 1 (сложение и вычитание)

12

Решение выражений в 2 действия без скобок

13

Простые задачи на сложение и вычитание

14

Увеличение, уменьшение числа на несколько единиц

15

Единицы измерения

Длина (см, дм)

Время (час)

Масса (кг, л)

16

Название геометрических фигур

hello_html_m64c03064.png

Я о своих успехах

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________
______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

hello_html_m462c1fac.gifhello_html_76e944e0.gif(красный цвет) – усвоил, не испытываю трудностей;

(зелёный) – иногда испытываю трудности;

hello_html_m92fc6e4.gif(синий) — надо поработать.

Контроль над техникой чтения

учени_____ 1 класса А (2016-2017 уч.год)

Фамилия______________________ Имя_________________

Я знаю и умею

Темп чтения

Допущенные ошибки

Осоз-

нан-

ность

Выра-

зитель-

ность

Пересказ

Окон-

чания

слов

Поста-

новка ударе-

ния

Повтор слов и слогов

Замена слов, слогов

Иска-

жения

слов

Начало года

1 полугодие

III

четверть

Конец

года

Яhello_html_m4f13728c.png о своих успехах

__________________________________________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

Сведения о занятости в кружках, студиях, секциях

п/п

Название кружка, студии, секции

Название учреждения,

в котором он организован


Сведения об участии в олимпиадах

п/п

Класс

Дата

участия

Предмет

Уровень

Занятое место, участие

Баллы

Подпись кл. руководителя

Сведения об участии в конкурсах

Класс

Дата участия

Название

Уровень

Занятое место, участие

Баллы

Подпись кл. руководителя

Сведения об участии в олимпиадах

п/п

Класс

Дата

участия

Предмет

Уровень

Занятое место, участие

Баллы

Подпись кл. руководителя

Сведения об участии в конкурсах

п/п

Класс

Дата

участия

Название

Уровень

Занятое место, участие

Подпись кл. руководителя

1


Сведения об участии в проектной деятельности

Класс

Дата

участия

Название работы

Уровень

Наличие

грамоты, диплома лауреата, и т.д.

Подпись кл. руководителя

hello_html_m2671ff8c.jpg

Участие в спортивных конкурсах и соревнованиях

Класс

Дата участия

Наименование соревнований

Уровень

Дипломы, грамоты

Подпись учителя физической культуры

hello_html_60b1f851.jpg

1

класс

hello_html_60b1f851.jpg

2

класс

hello_html_60b1f851.jpg

3

класс

hello_html_60b1f851.jpg

4

класс

hello_html_136a33e9.jpg

Сведения об участии в областных, районных, школьных

и классных мероприятиях и праздниках

Класс

Дата

участия

Название мероприятия, праздника

Уровень

Поощрение

Подпись кл. руководителя

Творческие работы (литературные работы, фотоматериалы своих увлечений, рисунки и т.д.)

Дата

Класс

Название работы

Чему посвящается

Статья на тему: Структура портфолио ученика начальных классов.

Рекомендуемая структура портфолио ученика начальных классов.

Титульный лист

Портфолио начинается с титульного листа, в котором содержится основная информация: фамилия, имя и отчество, контактная информация и фото ученика. Важно дать ребёнку самому выбрать фотографию для титульного листа.

Раздел 1. «Мой мир» («Портрет»)

Здесь можно поместить любую информацию, которая интересна и важна для ребёнка.

1. «Автобиография» – В этом разделе он может поместить свои фотографии и подписать их.

2. «Сочинения» – сочинения, эссе на различные темы:

– Моё имя (информация о том, что означает имя, почему родители выбрали именно это имя; если у ребёнка редкая или интересная фамилия, можно пояснить, что она означает). (1 класс)

– Моя семья (здесь можно рассказать о членах семьи, либо составить рассказ о своей семье). (2 класс)

– Мои друзья (фотографии друзей, информация об их интересах, увлечениях). (2 класс)

– Мои увлечения (можно рассказать о том, чем увлекается ребёнок, в каких секциях или кружках занимается). (3 класс)

– Моя малая родина (рассказать о своём родном городе, о его интересных местах. Здесь же можно разместить схему маршрута от дома до школы, составленную ребёнком совместно с родителями, важно отметить в ней опасные места (пересечения дорог, светофоры).

Раздел 2 – «Мои цели»

Мои образовательные планы на год (урочная и внеурочная деятельность)
Сведения о занятости в кружках, секциях, клубах

Раздел 3 – «Социальная практика»

Сведения о поручениях 
— Оформить этот раздел можно с использованием фотографий и кратких сообщений на тему:
– Выпуск стенгазеты
– Участие в субботниках
– Выступление на торжественной линейке

Включает в себя данные обо всех видах социальной практики учащихся во внеурочной деятельности (социальные проекты, оказание помощи нуждающимся и т. п.).

Раздел 4 – «Мои достижения»

Этот раздел может включать рубрики:

«Творческие работы» (стихи, рисунки, сказки, фотографии поделок, копии рисунков, принимавших участие в конкурсах и т. д.),

«Награды» (грамоты, дипломы, благодарственные письма и т.д.)

Лучше расположить содержимое этого раздела в хронологическом порядке.

Сведения об участии в олимпиадах и интеллектуальных играх

Сведения об участии в спортивных конкурсах и соревнованиях, школьных и классных праздниках и мероприятиях и пр.
Сведения об участии в проектной деятельности

Материалы этого блока позволяют выстраивать рейтинг индивидуальных результатов, рейтинг достижений, отслеживать динамику изменения результатов обучения.

Раздел 5 – «Мои впечатления»

Сведения о посещении театра, выставки, музея, школьного праздника, похода, экскурсии.

Раздел 6 – «Рабочие материалы»

(все письменные работы, диагностические работы)

РУССКИЙ ЯЗЫК 1 класс

Математика 1 класс

Мир вокруг нас 1 класс

Так я читаю. 1 класс

Раздел 7 – «Отзывы и пожелания»

(в произвольной форме): учителей, родителей, педагогов дополнительного образования.

Ничто так не повышает самооценку ребёнка, как положительная оценка педагогом его стараний. Здесь можно написать отзыв или пожелание, возможно рекомендации, как педагогом, так и родителем как по итогам учебного года, так и по участию в каком-либо мероприятии.

Памятка для педагогов по ведению портфолио

1.Привлечение родителей к помощи при заполнении разделов портфолио (особенно в 1 классе).

2.Разделы портфолио не нумеровать, а располагать в произвольном порядке (по желанию).

3.Результат работ датируется, чтобы можно было отследить динамику, соответствующая оценка всегда сравнивает текущую работу ребёнка с более ранней.

4.Портфолио не использовать для сравнения детей между собой!!!

5.Рекомендуется объяснять детям принципы достоверности самооценки (чтобы она не была завышена или занижена).

6.Просмотр портфолио педагогом, родителями и другими учениками разрешается только с ведома и согласия ученика, которому принадлежит портфолио.

7.Страницы портфолио должны быть красиво оформлены, ребёнок должен понимать важность внешнего вида документа.

8.Важно, чтобы на каждом этапе в процессе продвижения к намеченной цели был зафиксирован успех ученика, т.к. именно успех – наилучший стимул для дальнейшего развития.

9.В конце учебного года можно провести презентацию и определить победителя в номинациях «Самый оригинальный портфолио», «За самое лучшее оформление работ», «За многогранность и талант», «За трудолюбие».

Статья (1 класс) на тему: Портфолио ученика начальной школы

ПОРТФОЛИО ученика начальной школы

Возможный вариант составления портфолио.


ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ

Содержит основную информацию (фамилия имя и отчество; учебное заведение, класс), контактную информацию и фото ученика.

РАЗДЕЛ «МОЙ МИР»

Здесь можно поместить любую информацию, которая интересна и важна для ребенка. Возможные заголовки листов:

  1. «Мое имя» — информация о том, что означает имя, можно написать о знаменитых людях, носивших и носящих это имя. Если у ребенка редкая или интересная фамилия, можно найти информацию о том, что она означает.
  2. «Моя семья» — здесь можно рассказать о каждом члене семьи или составить небольшой рассказ о своей семье.
  3. «Мой город» — рассказ о родном городе (селе, деревне), о его интересных местах. Здесь же можно разместить нарисованную вместе с ребенком схему маршрута от дома до школы Важно, чтобы на ней были отмечены опасные места (пересечения дорог, светофоры).

Пример схемы маршрута от дома до школы.

  1. «Мои друзья» — фотографии друзей, информация об их интересах, увлечениях.
  2. «Мои увлечения» — небольшой рассказ о том, чем увлекается ребенок. Здесь же можно написать о занятиях в спортивной секции, учебе в музыкальной школе или других учебных заведениях дополнительного образования.
  3. «Моя школа» — рассказ о школе и о педагогах.
  4. «Мои любимые школьные предметы» — небольшие заметки о любимых школьных предметах, построенные по принципу «мне нравится…, потому что…». Также неплох вариант с названием «Школьные предметы». При этом ребенок может высказаться о каждом предмете, найдя в нём что-то важное и нужное для себя.

РАЗДЕЛ «МОЯ УЧЁБА»

В этом разделе заголовки листов посвящены конкретному школьному предмету. Ученик наполняет этот раздел удачно написанными контрольными работами, интересными проектами, отзывами о прочитанных книгах, графиками роста скорости чтения, творческими работами.

РАЗДЕЛ «МОЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ РАБОТА»

Все мероприятия, которые проводятся вне рамок учебной деятельности можно отнести к общественной работе (поручениям). Может быть, ребенок играл роль в школьном спектакле, или читал стихи на торжественной линейке, или оформил стенгазету к празднику или выступал на утреннике… Вариантов очень много. Оформлять этот раздел желательно с использованием фотографий и кратких сообщений на тему.

РАЗДЕЛ «МОЁ ТВОРЧЕСТВО»

В этот раздел ребенок помещает свои творческие работы: рисунки, сказки, стихи. Если выполнена объемная работа (поделка), нужно поместить ее фотографию. Родителям необходимо предоставить полную свободу ребенку при наполнении этого раздела!

Важно! Если работа принимала участие в выставке или участвовала в конкурсе, также необходимо дать информацию об этом мероприятии: название, когда, где и кем проводилось. Хорошо бы дополнить это сообщение фотографией.

РАЗДЕЛ «МОИ ВПЕЧАТЛЕНИЯ»

В начальной школе дети принимают активное участие в экскурсионно-познавательных программах, ходят в театр, на выставки, посещают музеи. Необходимо в завершение экскурсии или похода предложить ребенку творческое домашнее задание, выполняя которое, он не только вспомнит содержание экскурсии, но и получит возможность выразить свои впечатления. Если в школе это не практикуется, родителям имеет смысл прийти на помощь учителю и разработать и размножить типовой бланк «Творческого задания». В конце учебного года возможно проведение презентации творческих заданий с обязательным награждением лучших работ в нескольких номинациях.

РАЗДЕЛ «МОИ ДОСТИЖЕНИЯ»

Здесь размещаются грамоты, сертификаты, дипломы, благодарственные письма, а также итоговые аттестационные ведомости. Причем в начальной школе не следует разделять по важности успехи в учебе (похвальный лист) и успехи, например, в спорте (диплом). Лучше выбрать расположение не в порядке значимости, а, например, в хронологическом порядке.


Переходя в старший класс.

В начале нового учебного года необходимо внимательно изучить портфолио, проанализировать собранный в нем материал. При переходе в старший класс содержимое всех разделов надо полностью обновить. Менее значимые работы и документы извлекаются (можно поместить в отдельную папку), а то, что представляет большую ценность, размещается в специальном разделе. Его можно озаглавить «РАБОТЫ, КОТОРЫМИ Я ГОРЖУСЬ

Важно помнить.

В первом классе, когда ребенок только начинает работать над составлением портфолио, без помощи родителей ему не обойтись. Но по мере того, как он взрослеет эту помощь надо сводить к минимуму. Старайтесь с самого начала построить работу ребенка таким образом, чтобы он сам прикладывал определенные усилия к формированию портфолио. В процессе работы неизбежно происходит процесс осмысления своих достижений, формирование личного отношения к полученным результатам и осознание своих возможностей.

В нашей школе ежегодно проводится конкурс «Портфолио ученика», «Лучший ученик года».

ОФОРМЛЯЙТЕ ПОРТФОЛИО, УЧАСТВУЙТЕ В КОНКУРСАХ. ЖЕЛАЮ УСПЕХОВ!

Кнейс Елена Александровна,

МОУ СОШ г. Сургут

2009-2010 гг.

Презентация к уроку (1 класс) по теме: Презентация родительского собрания «Портфолио ученика начальной школы»

Слайд 1

Портфолио ученика начальной школы

Слайд 2

Что такое портфолио? Портфолио – (от франц. porter – излагать, формулировать, нести и folio – лист, страница) – досье, собрание достижений (Словарь иностранных слов)

Слайд 3

Что такое портфолио? Портфолио — это комплект документов, представляющих совокупность сертифицированных или не сертифицированных индивидуальных достижений, который является основой для определения образовательного рейтинга выпускника начальной школы.

Слайд 4

Что такое портфолио? Портфолио — индивидуальная «папка», в которой зафиксирована динамика личных достижений в деятельности на уровне качества результата. Это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений обучающегося за определенный период времени.

Слайд 5

Что такое портфолио? Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые обучающимся в разнообразных видах деятельности — учебной, творческой, социальной, коммуникативной и др. — и является важным элементом практико-ориентированного, деятельностного подхода к образованию.

Слайд 6

Обязательно портфолио в начальной школе? Портфолио — индивидуальная накопительная оценка, обязательный компонент определения итоговой оценки. (Программа «Система оценки планируемых результатов» , ФГОС второго поколения).

Слайд 7

Обязательно портфолио в начальной школе? Портфолио ученика начальных классов является одной из составляющих «портрета» выпускника и играет важную роль при переходе ребенка в 5 класс для определения вектора его дальнейшего развития и обучения.

Слайд 8

Цель портфолио собрать, систематизировать и зафиксировать результаты развития ученика, его усилия, достижения в различных областях, демонстрировать весь спектр его способностей, интересов, склонностей, знаний и умений.

Слайд 9

Задачи портфолио поддерживать высокую учебную мотивацию обучающихся; поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения; развивать навыки рефлексивной и оценочной (в том числе самооценочной) деятельности обучающихся; формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.

Слайд 10

Цели и задачи. Безусловная ценность портфолио заключается в том, что он способствует повышению самооценки ученика, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребенка, развитию мотивации дальнейшего творческого роста. Поэтому крайне важно усвоить для себя и пояснить ребенку, что составление портфолио — это не гонка за дипломами и всевозможными грамотами! Важен сам процесс участия в учебной деятельности или творческой работе, а не его результат.

Слайд 11

Цели и задачи. Долговременные исследования психологов заставили многих специалистов в области образования принять точку зрения, согласно которой ведущей характеристикой творческой личности следует считать не «выдающиеся способности» (высокий интеллект, креативность и др.), а ее мотивацию (жизненные цели). Именно она рассматривается многими как решающий фактор реализации творческого потенциала личности.

Слайд 12

Девиз работы с портфолио Каждодневный творческий процесс ученика должен быть зафиксирован! Показать все, на что ты способен. Главное не победа, главное — участие!

Слайд 13

Как выглядит портфолио Жестких требований (государственного образца) на данный момент не существует. Работа над портфолио — хорошая возможность проявить себя, подойти творчески к этой задаче, придумать что-то свое, оригинальное.

Слайд 14

Форма портфолио ( связана с удобством хранения) файловая папка с вкладышами, пластиковый портфель, пластиковая папка.

Слайд 15

Структура портфолио Разделы: ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ «МОЙ МИР» «МОЯ УЧЁБА» «МОЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ РАБОТА» «МОЁ ТВОРЧЕСТВО» «МОИ ВПЕЧАТЛЕНИЯ» «МОИ ДОСТИЖЕНИЯ» «САМООЦЕНКА МОЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗА ГОД»

Слайд 16

ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ Содержит основную информацию (фамилия имя и отчество; учебное заведение, класс), контактную информацию и фото ученика. Важно дать ребенку самому выбрать фотографию для титульного листа. Не стоит давить на него и склонять к выбору строгого портрета. Дайте ему возможность показать себя таким, каким он себя представляет и хочет представиться другим.

Слайд 17

РАЗДЕЛ «МОЙ МИР» Здесь можно поместить любую информацию, которая интересна и важна для ребенка. Возможные заголовки листов:

Слайд 18

Лист «О себе» Информация о том, что означает имя, можно написать о знаменитых людях, носивших и носящих это имя. Если у ребенка редкая или интересная фамилия, можно найти информацию о том, что она означает.

Слайд 19

Лист «Моя семья» здесь можно рассказать о каждом члене семьи, об общих увлечениях, о любимых семейных праздников.

Слайд 20

Лист «Мой город» Рассказ о родном городе, о его интересных местах, о происхождении улицы, на которой живёт ребёнок. Здесь же ребёнок рисует схему безопасного маршрута от дома до школы.

Слайд 21

Лист «Мои увлечения» Небольшой рассказ о том, чем увлекается ребенок. Здесь же можно написать о занятиях в спортивной секции, учебе в музыкальной школе или других учебных заведениях дополнительного образования.

Слайд 22

Лист «Моя школа» Рассказ о школе, педагогах, своих любимых уроках по принципу «мне нравиться… потому что…»

Слайд 23

РАЗДЕЛ «МОЯ УЧЁБА» В этом разделе заголовки листов посвящены конкретному школьному предмету. Содержит итоговые оценки, результаты участия в олимпиадах, в научных конференциях

Слайд 24

РАЗДЕЛ «МОЯ УЧЁБА» Ученик наполняет этот раздел удачно написанными контрольными работами, интересными проектами, отзывами о прочитанных книгах, графиками роста скорости чтения, творческими работами.

Слайд 25

РАЗДЕЛ «МОЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ РАБОТА» В данном разделе ребёнок рассказывает о своих поручениях, обязанностях в школе, о своей помощи по дому.

Слайд 26

РАЗДЕЛ «МОЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ РАБОТА» Вариантов очень много. Оформлять этот раздел желательно с использованием фотографий и кратких сообщений на тему.

Слайд 27

РАЗДЕЛ «МОЁ ТВОРЧЕСТВО» В этот раздел ребенок помещает свои творческие работы: рисунки, сказки, стихи. Если выполнена объемная работа (поделка), нужно поместить ее фотографию. Необходимо предоставить полную свободу ребенку при наполнении этого раздела!

Слайд 28

РАЗДЕЛ «МОЁ ТВОРЧЕСТВО» Важно! Если работа принимала участие в выставке или участвовала в конкурсе, также необходимо дать информацию об этом мероприятии: название, когда, где и кем проводилось. Хорошо бы дополнить это сообщение фотографией. Если событие освещалось в СМИ или Интернете — надо найти эту информацию. Если проводилось Интернет-порталом, сделать распечатку тематической странички

Слайд 29

РАЗДЕЛ «МОИ ВПЕЧАТЛЕНИЯ» В начальной школе дети принимают активное участие в экскурсионно-познавательных программах, ходят в театр, на выставки, посещают музеи. Необходимо в завершение экскурсии или похода предложить ребенку творческое домашнее задание, выполняя которое, он не только вспомнит содержание экскурсии, но и получит возможность выразить свои впечатления.

Слайд 30

РАЗДЕЛ «МОИ ДОСТИЖЕНИЯ» Здесь размещаются грамоты, сертификаты, дипломы, благодарственные письма, а также итоговые аттестационные ведомости.

Слайд 31

РАЗДЕЛ «МОИ ДОСТИЖЕНИЯ» В начальной школе не следует разделять по важности успехи в учебе (похвальный лист) и успехи, например, в спорте (диплом). Лучше выбрать расположение не в порядке значимости, а, например, в хронологическом порядке.

Слайд 32

РАЗДЕЛ «САМООЦЕНКА МОЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬИ ЗА ГОД» В этом разделе ребёнок подводить свои итоги за год

Слайд 33

Помощь родителей В первом классе, когда ребенок только начинает работать над составлением портфолио, без помощи родителей ему не обойтись. Но по мере того, как он взрослеет эту помощь надо сводить к минимуму. С самого начала нужно построить работу ребенка таким образом, чтобы он сам прикладывал определенные усилия к формированию портфолио. В процессе работы неизбежно происходит процесс осмысления своих достижений, формирование личного отношения к полученным результатам и осознание своих возможностей.

Слайд 34

Желаю творческих Вам процветания и благополучия !

Презентация к уроку (1, 2, 3, 4 класс): Портфолио ученика начальных классов

Слайд 1

Портфолио ученика начальных классов учитель начальных классов МБОУ « Сельменьгская средняя школа» филиал « Топецкая основная школа» Воронина Елена Вячеславовна

Слайд 2

структура портфолио Разделы : ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ «МОЙ МИР» «МОЯ УЧЁБА» «МОЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ РАБОТА» «МОЁ ТВОРЧЕСТВО» «МОИ ДОСТИЖЕНИЯ» «РАБОТЫ, КОТОРЫМИ Я ГОРЖУСЬ»

Слайд 3

ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ Содержит основную информацию (фамилия имя и отчество; учебное заведение, класс), контактную информацию и фото ученика. Важно дать ребенку самому выбрать фотографию для титульного листа. Не стоит давить на него и склонять к выбору строгого портрета. Дайте ему возможность показать себя таким, каким он себя представляет и хочет представиться другим.

Слайд 4

СОДЕРЖАНИЕ ПОРТФОЛИО

Слайд 5

РАЗДЕЛ «МОЙ МИР» Здесь можно поместить любую информацию, которая интересна и важна для ребенка.

Слайд 6

ЛИСТ «МОЁ ИМЯ» Информация о том, что означает имя, можно написать о знаменитых людях, носивших и носящих это имя. Если у ребенка редкая или интересная фамилия, можно найти информацию о том, что она означает.

Слайд 7

ЛИСТ «МОЯ СЕМЬЯ» здесь можно рассказать о каждом члене семьи или составить небольшой рассказ о своей семье.

Слайд 8

ЛИСТ «МОЙ ГОРОД» Рассказ о родном городе, о его интересных местах.

Слайд 9

ЛИСТ «МОИ ДРУЗЬЯ» Фотографии друзей, информация об их интересах, увлечениях.

Слайд 10

ЛИСТ «МОИ УВЛЕЧЕНИЯ» Небольшой рассказ о том, чем увлекается ребенок. Здесь же можно написать о занятиях в спортивной секции, учебе в музыкальной школе или других учебных заведениях дополнительного образования.

Слайд 11

ЛИСТ «МОЯ ШКОЛА» Рассказ, фотографии о школе, одноклассниках и педагогах.

Слайд 12

ЛИСТ «МОЙ РЕЖИМ ДНЯ»

Слайд 13

РАЗДЕЛ «моя учёба» Ученик наполняет этот раздел удачно написанными контрольными работами, интересными проектами, отзывами о прочитанных книгах, графиками роста скорости чтения, творческими работами.

Слайд 14

РАЗДЕЛ «МОЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ РАБОТА » Вариантов очень много . Оформлять этот раздел желательно с использованием фотографий и кратких сообщений на тему.

Слайд 15

РАЗДЕЛ «МОЁ ТВОРЧЕСТВО» В этот раздел ребенок помещает свои творческие работы: рисунки, сказки, стихи. Если выполнена объемная работа (поделка), нужно поместить ее фотографию. Необходимо предоставить полную свободу ребенку при наполнении этого раздела!

Слайд 16

РАЗДЕЛ «МОЁ ТВОРЧЕСТВО» Если работа принимала участие в выставке или участвовала в конкурсе, также необходимо дать информацию об этом мероприятии: название, когда, где и кем проводилось. Хорошо бы дополнить это сообщение фотографией.

Слайд 17

РАЗДЕЛ «МОИ ДОСТИЖЕНИЯ» Здесь размещаются грамоты, сертификаты, дипломы, благодарственные письма, а также итоговые аттестационные ведомости.

Слайд 18

РАЗДЕЛ «МОИ ДОСТИЖЕНИЯ» В начальной школе не следует разделять по важности успехи в учебе (похвальный лист) и успехи, например, в спорте (диплом). Лучше выбрать расположение не в порядке значимости, а, например, в хронологическом порядке.

Слайд 19

РАЗДЕЛ «РАБОТЫ, КОТОРЫМИ Я ГОРЖУСЬ » Здесь включаются исследовательские и проектные работы (указываются темы, изученные материалы, дается описание работы, возможно приложение в виде фотографий, текста работы).

Слайд 20

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПОРТФОЛИО Учащиеся презентуют содержание портфолио на родительских собраниях, ученической конференции, классном собрании. На презентацию ученик выходит с комментариями к собственному портфолио. Рецензент – педагог, классный руководитель, классный коллектив.

Слайд 21

ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ПОРТФОЛИО В конце учебного года проводится презентация портфолио. Определяются победители и лауреаты в различных номинациях: «Самый оригинальный портфолио»; «За многогранность таланта»; « За лучшее оформление работ»; «За трудолюбие»; « Идея!»; « За творческий подход» и др.

Слайд 22

Портфолио учащихся оценивается классным руководителем 1 раз в полугодие по следующим критериям: — красочность оформления, правильность заполнения данных, эстетичность, разнообразие и полнота материалов, наличие листов самооценки КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ПОРТФОЛИО

Слайд 23

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ПОРТФОЛИО Раздел «Моя учеба» разнообразие работ, наличие творческих работ, проектов, самостоятельных отзывов. Раздел «Мое творчество» — наличие рисунков, творческих работ, проектов, сочинений фото изделий, фото выступлений.

Слайд 24

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ПОРТФОЛИО Раздел «Мои впечатления» — наличие творческих работ по итогам посещения музеев, выставок, спектаклей, экскурсий, встреч, праздников и т.д. Раздел «Мои достижения» Количество грамот, сертификатов, дипломов

Слайд 25

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ПОРТФОЛИО Начиная со 2-го класса ученик (обученный учителем) проводит самооценку материалов портфеля своих достижений по качественной шкале: «нормально», «хорошо», «отлично», «превосходно» . Самооценка материалов проводится в конце полугодия. Если какой-то материал ученик перестанет считать своим достижением, он может в любой момент убрать его из папки, кроме результатов обязательной части.

Слайд 26

Творческих Успехов.

Статья на тему «Портфолио младшего школьника»

Портфолио младшего школьника

как средство формирования

контрольно-оценочной самостоятельности

Спиридонова Анна Сергеевна

  1. МБОУ Арылахская средняя агропрофилированная общеобразовательная школа, Россия, учитель начальных классов

С введением новых стандартов обучения в начальной школе приобретает актуальность использование педагогической технологии «Портфолио учащихся» («Папка достижений»).

Портфолио для ученика начальной школы – это, своего рода, дневник роста – «Дневник моих достижений». Основное его назначение — продемонстрировать достижения ученика в различных областях деятельности.

При внедрении технологии «Портфолио учащихся» можно опираться на разработанные критерии портфолио учащихся среднего звена. Но при этом нужно учитывать возрастные особенности младших школьников. В результате чего некоторые разделы портфолио в начальной школе можно убрать, какие-то оставить, а некоторые назвать по-другому.

Структура портфолио в начальной школе может выглядеть следующим образом:

Первый раздел «Мой мир» включает в себя следующие рубрики:

1. «Мои друзья» 2. «Моя семья»

Второй раздел «Мои успехи в школе».

Третий раздел «Мои достижения».

Четвертый раздел «Достижения в спорте».

Пятый раздел «Мои увлечения».

Шестой раздел «Моя деятельность за год».

Седьмой раздел «Приложения».

Кроме обычного портфолио, в наш современный 21 век высоких технологий я предложила моим детям и родителям вести еще и электронное портфолио. Кроме вышеизложенных разделов в электронное портфолио, по инициативе детей, добавлен раздел «Фотокопилка».

Считаю, что ведение таких «папок достижений» необходимо, т. к. каждый ребёнок может проанализировать и систематизировать свою деятельность, становится увереннее в себе.

С введением новых стандартов обучения в начальной школе приобретает актуальность использование педагогической технологии «Портфолио учащихся» («Папка достижений»). Это не новая технология, но при его использовании возникает множество вопросов. В какой форме должно быть представлено портфолио младшего школьника? Как начать и с чего начинать внедрять данную технологию?

Предлагаю ознакомиться с общей информацией, которая позволит составить представление о том, что такое «портфолио».

Портфолио для ученика начальной школы – это, своего рода, дневник роста – «Дневник моих достижений». Основное его назначение — продемонстрировать достижения ученика в различных областях деятельности.

Портфолио — это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника в определенный период его обучения. Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в разнообразных видах деятельности (учебной, творческой, социальной коммуникативной и др.) и является важным элементом практико-ориентированного подхода к образованию.

В педагогической литературе портфолио характеризуется как:

  • Коллекция работ учащегося, всесторонне демонстрирующая не только его учебные результаты, но и усилия, приложенные к их достижению;

  • Выставка учебных достижений учащегося по данному предмету (или нескольким предметам) за данный период обучения (четверть, полугодие, год).

Как выглядит портфолио?

Для создания портфолио подходит любая папка с максимальным количеством файлов. Можно приобрести разноформатные файлы (А4, А5, А3) для более удобного хранения документов и работ. Желательно дополнительно вложить клейкие стикеры. Они помогут разделить папку на разделы.

С чего начать?

Составление портфолио (папки достижений) актуально как в средней и основной, так и в начальной школе. Ведь формирование контрольно-оценочной самостоятельности школьника начинается именно в младших классах. А основные цели и задачи ведения портфолио способствуют самоорганизации деятельности, мотивации на активную познавательную деятельность, формирование рефлексивных умений.

Цели и задачи ведения портфолио.

Основные цели внедрения технологии портфолио – отслеживание, учёт и оценивание индивидуальных достижений учащихся, повышение образовательной активности школьников, создание индивидуального образовательного рейтинга обучающегося, в котором отражены реальные достижения каждого ученика.

Основными задачами применения портфолио являются:

​ повышение качества образования в школе;

​ поддержание и поощрение учебной мотивации обучающегося, его активности и самостоятельности;

​ систематическое вовлечение учащегося в различные виды деятельности, включая учебную, внеучебную, научную, творческую, спортивную;

​ развитие навыков оценочной деятельности учащихся, формирование адекватной самооценки;

​ формирование у учащегося умения учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;

​ создание ситуации успеха для каждого ученика;

​ содействие дальнейшей успешной социализации обучающегося.

Критерии портфолио

При внедрении технологии «Портфолио учащихся» можно опираться на разработанные критерии портфолио учащихся среднего звена. Но при этом нужно учитывать возрастные особенности младших школьников. В результате чего некоторые разделы портфолио в начальной школе можно убрать, какие-то оставить, а некоторые назвать по-другому. Возможно, что в процессе наполнения придется корректировать рубрики или их содержание. Главное, чтобы дети проявили интерес и желание. Теперь нужно будет заинтересовать и самих ребят.

Перед тем как внедрить технологию «Портфолио» в практику своей работы планирую провести родительское собрание на тему «Портфолио ученика начальной школы». Цель данного собрания — способствовать формированию у родителей потребности в оказании помощи своему ребенку в оформлении портфолио, которое помогает выявлению и развитию индивидуальных творческих способностей детей. Уже с 1 класса я начала формировать портфолио учащихся, сначала сама, потом подключила к процессу родителей, а теперь мои ученики сами с большим удовольствием заполняют и пополняют свои папки. Я очень рада наблюдать как горят их глаза с каждой новой победой, с каждым достижением.

Старайтесь с самого начала построить работу ребенка таким образом, чтобы он сам прикладывал определенные усилия к формированию портфолио. Нельзя допускать, чтобы родители полностью подменяли ребенка в этом процессе. Взрослым нельзя опираться лишь на свои предпочтения и свое мнение о способностях и интересах ребенка.

Структура портфолио в начальной школе может выглядеть следующим образом (напомню, что для каждого класса она индивидуальна):

Первый раздел «Мой мир» включает в себя следующие рубрики:

1. «Мои друзья» – информация о друзьях ребенка, их общих интересах увлечениях.

2. «Моя семья» – здесь ребенок рассказывает о каждом члене семьи, об общих увлечениях, о любимых семейных праздниках.

Второй раздел «Мои успехи в школе». Ученик наполняет этот раздел удачно написанными контрольными работами, интересными проектами, отзывами о прочитанных книгах, графиками роста скорости чтения.

Третий раздел «Мои достижения». Здесь размещаются грамоты, сертификаты, дипломы, благодарственные письма, итоговые оценки по предметам базисного учебного плана.

Четвертый раздел «Достижения в спорте». В этот раздел ребенок помещает свои нарады за достижения в спорте, смотрах песни и строя.

Пятый раздел «Мои увлечения». Здесь размещается небольшой рассказ о том, чем увлекается ребенок, какие кружки и секции посещает.

Шестой раздел «Моя деятельность за год». В этом разделе ребенок включает четвертные и годовые оценки, подводит итоги за год.

Седьмой раздел «Приложения». Вкладываются наиболее интересные конкурсные задания, в которых участвовал ребенок, проектные работы.

К концу четвертого класса получается объемный красочный и интересный альбом, в котором отражены учебная и творческая деятельность ребенка, его цели, отношение к окружающим, фантазии, вкусы. Портфолио способствует повышению самооценки ученика, позволяет ребенку взглянуть на себя со стороны, раскрывает индивидуальные возможности и творческий потенциал. Ведь папка личных достижений является «технологией всматривания в себя, которая понадобится ребенку на протяжении всей его жизни».

Кроме обычного портфолио, в наш современный 21 век высоких технологий я предложила моим детям и родителям вести еще и электронное портфолио. Они сделали их самостоятельно. Кроме вышеизложенных разделов в электронное портфолио, по инициативе детей, добавлен раздел «Фотокопилка». Дети с большим удовольствием пополняют его фотографиями самых разных направлений: учебные, различных мероприятий, в которых они приняли участие, значимые моменты их жизни и т.п.

Считаю, что ведение таких «папок достижений» необходимо, т. к. каждый ребёнок может проанализировать и систематизировать свою деятельность, становится увереннее в себе.

Список литературы:

  1. Алексеенко Е.В. Инструкция для учащихся по составлению документов и сбору материалов для портфолио // Практика административной работы в школе. — 2005. — № 5. — С. 16.

  2. Пейн С.Дж., Чошанов М. Учебные портфолио – новая форма контроля и оценки достижений «портфолио» // Управление школой. №3. – 2004.

  3. Положение о портфолио достижений учащихся. /МБОУ Арылахская САОШ/. – 2016.