Материал (1 класс) по теме: Структура портфолио ученика
Рекомендуемая структура комплексного портфолио ученика начальных классов
Титульный лист
Портфолио начинается с титульного листа, в котором содержится основная информация: фамилия, имя и отчество, контактная информация и фото ученика. Важно дать ребёнку самому выбрать фотографию для титульного листа.
Раздел 1. «Мой мир» («Портрет»)
Здесь можно поместить любую информацию, которая интересна и важна для ребёнка.
- «Автобиография» – В этом разделе он может поместить свои фотографии и подписать их.
- «Сочинения» – сочинения, эссе на различные темы:
– Моё имя (информация о том, что означает имя, почему родители выбрали именно это имя; если у ребёнка редкая или интересная фамилия, можно пояснить, что она означает). (1 класс)
– Моя семья (здесь можно рассказать о членах семьи, либо составить рассказ о своей семье). (2 класс)
– Мои друзья (фотографии друзей, информация об их интересах, увлечениях). (2 класс)
– Мои увлечения (можно рассказать о том, чем увлекается ребёнок, в каких секциях или кружках занимается). (3 класс)
– Моя малая родина (рассказать о своём родном городе или селе, о его интересных местах. Здесь же можно разместить схему маршрута от дома до школы, составленную ребёнком совместно с родителями, важно отметить в ней опасные места (пересечения дорог, светофоры). (4 класс)
Раздел 2 – «Мои цели»
Мои образовательные планы на год (урочная и внеурочная деятельность)
Сведения о занятости в кружках, секциях, клубах
Раздел 3 – «Социальная практика»
Сведения о поручениях
+ Оформить этот раздел можно с использованием фотографий и кратких сообщений на тему:
– Выпуск стенгазеты
– Участие в субботниках
– Выступление на торжественной линейке
Включает в себя данные обо всех видах социальной практики учащихся во внеурочной деятельности (социальные проекты, оказание помощи нуждающимся и т. п.).
Раздел 4 – «Мои достижения»
Этот раздел может включать рубрики:
«Творческие работы» (стихи, рисунки, сказки, фотографии поделок, копии рисунков, принимавших участие в конкурсах и т. д.),
«Награды» (грамоты, дипломы, благодарственные письма и т.д.)
Лучше расположить содержимое этого раздела в хронологическом порядке.
Сведения об участии в олимпиадах и интеллектуальных играх
Сведения об участии в спортивных конкурсах и соревнованиях, школьных и классных праздниках и мероприятиях и пр.
Сведения об участии в проектной деятельности
Материалы этого блока позволяют выстраивать рейтинг индивидуальных результатов, рейтинг достижений, отслеживать динамику изменения результатов обучения.
Раздел 5 – «Мои впечатления»
Сведения о посещении театра, выставки, музея, школьного праздника, похода, экскурсии.
Раздел 6 – «Рабочие материалы»
(все письменные работы, диагностические работы)
РУССКИЙ ЯЗЫК 1 класс
Математика 1 класс
Мир вокруг нас 1 класс
Так я читаю. 1 класс
Раздел 7 – «Отзывы и пожелания»
(в произвольной форме)
– Учителей
– Родителей
– Педагогов дополнительного образования
Ничто так не повышает самооценку ребёнка, как положительная оценка педагогом его стараний. Здесь можно написать отзыв или пожелание, возможно рекомендации, как педагогом, так и родителем как по итогам учебного года, так и по участию в каком-либо мероприятии.
Памятка для педагогов по ведению портфолио
- Привлечение родителей к помощи при заполнении разделов портфолио (особенно в 1 классе).
- Разделы портфолио не нумеровать, а располагать в произвольном порядке (по желанию).
- Результат работ датируется, чтобы можно было отследить динамику, соответствующая оценка всегда сравнивает текущую работу ребёнка с более ранней.
- Портфолио не использовать для сравнения детей между собой!!!
- Рекомендуется объяснять детям принципы достоверности самооценки (чтобы она не была завышена или занижена).
- Просмотр портфолио педагогом, родителями и другими учениками разрешается только с ведома и согласия ученика, которому принадлежит портфолио.
- Страницы портфолио должны быть красиво оформлены, ребёнок должен понимать важность внешнего вида документа.
- Важно, чтобы на каждом этапе в процессе продвижения к намеченной цели был зафиксирован успех ученика, т.к. именно успех – наилучший стимул для дальнейшего развития.
- В конце учебного года можно провести презентацию и определить победителя в номинациях «Самый оригинальный портфолио», «За самое лучшее оформление работ», «За многогранность и талант», «За трудолюбие».
Памятка для ученика по ведению портфолио
- Начни свою работу с портфолио с рассказа о себе, своей семье, своих увлечениях.
- Составление портфолио – это не гонка за всевозможными грамотами. Важен сам процесс участия, хотя высокий результат, конечно, радует.
- Заполняй страницы портфолио аккуратно, прояви, где надо, фантазию и творческую выдумку, ведь твой портфолио должен отличаться от других.
- Умей замечать свои даже маленькие успехи, радуйся им!
- Обращайся к заполнению портфолио в хорошем настроении!
Портфолио ученика 1А класса. Образец.
Что такое
портфолио?
«Портфолио» — это иностранное слово. С французского языка оно переводится как «собрание листов», с итальянского – «папка с документами», с английского – «портфель для документов».
Портфолио – это собрание ТВОИХ ДОСТИЖЕНИЙ!
Для чего собирают портфолио?
При переходе в 5 класс тебе надо будет не только продемонстрировать свои хорошие оценки по русскому языку, математике и другим предметам, но и показать, как ты умеешь общаться, делать проекты, участвовать в олимпиадах и конкурсах, чем увлекаешься, выделяешься среди одноклассников.
С помощью портфолио ты сможешь самостоятельно оценить свои успехи: много их или мало, что у тебя уже хорошо получается, а где ещё надо постараться, проявить больше настойчивости и активности.
Для этого тебе понадобиться портфолио! Собирай его в течение четырёх лет обучения в начальной школе.
Раздел 1. «Мой мир»
Моё имя
Моя семьяМой город
Мои друзья
Мои увлечения
Раздел 2. «Мои успехи в школе»
Русский язык
Литературное чтение
Окружающий мир
Раздел 3. «Портфолио работ» (исследовательские работы, рефераты, проекты, творческие работы)
Сведения об участии в олимпиадах
Сведения об участии в конкурсах
Сведения об участии в проектной деятельностиРаздел 4. «Мои достижения»
Участие в спортивных конкурсах и соревнованиях
Грамоты, сертификаты, дипломы, благодарности
Итоговые листы успеваемости
1 класс
Лист достижений учени____ 1 А класса по русскому языку
Фамилия____________________________________ Имя_________________
Я знаю и умею
Критерии
Начало
года
1
полугодие
Конец
года
1
Знание букв алфавита
2
Отличие звука от буквы
3
Списывание
рукописного текста
печатного текста
4
Письмо под диктовку
5
Каллиграфический навык
6
Составление текста из 3-5 предложений (устно)
7
Гласные и согласные звуки
8
Твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки9
Определение последовательности звуков в словах
10
Деление слова на слоги
11
Постановка ударения
12
Перенос слов (простые случаи)
13
Большая буква в именах собственных
14
Обозначение мягкости согласных звуков буквами и, е, ё, ю, я
15
Обозначение мягкости согласных звуков Ь
16
Большая буква в начале предложения, точка в конце предложения
17
Составление предложения из отдельных слов
18Вычленение слов из предложения
Я о своих успехах
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
(зелёный) – иногда испытываю трудности;
(синий) — надо поработать.
Лист достижений учени____ 1 А класса по математике
Фамилия _______________________________Имя___________________
Я знаю и умею
Критерии
Начало
года
1
полугодие
Конец
года
1Счет
до 10
до 20
2
Обратный
счет
от 10
от 20
3
Сравнение предметов по размеру и форме
4
Пространственные представления, взаимное расположение предметов
5
Направление движения
6
Временные представления
7
Сравнение групп предметов
8
Нумерация чисел от 0 до 20
9
Сравнение чисел в пределах 20
10
Сложение и вычитание чисел в пределах 10
11
Действия с 0 и 1 (сложение и вычитание)
12
Решение выражений в 2 действия без скобок
13
Простые задачи на сложение и вычитание
14
Увеличение, уменьшение числа на несколько единиц
15
Единицы измерения
Длина (см, дм)
Время (час)
Масса (кг, л)
16
Название геометрических фигур
Я о своих успехах
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
(красный цвет) – усвоил, не испытываю трудностей;
(зелёный) – иногда испытываю трудности;
(синий) — надо поработать.
Контроль над техникой чтения
учени_____ 1 класса А (2016-2017 уч.год)
Фамилия______________________ Имя_________________
Я знаю и умею
Темп чтения
Допущенные ошибки
Осоз-
нан-
ность
Выра-
зитель-
ность
Пересказ
Окон-
чания
слов
Поста-
новка ударе-
ния
Повтор слов и слогов
Замена слов, слогов
Иска-
жения
слов
Начало года
1 полугодие
III
четверть
Конец
года
Я о своих успехах
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
Сведения о занятости в кружках, студиях, секциях
п/п
Название кружка, студии, секции
Название учреждения,
в котором он организован
Сведения об участии в олимпиадах
п/п
Класс
Дата
участия
Предмет
Уровень
Занятое место, участие
Баллы
Подпись кл. руководителя
Сведения об участии в конкурсах
Класс
Дата участия
Название
Уровень
Занятое место, участие
Баллы
Подпись кл. руководителя
Сведения об участии в олимпиадах
п/п
Класс
Дата
участия
Предмет
Уровень
Занятое место, участие
Баллы
Подпись кл. руководителя
Сведения об участии в конкурсах
п/п
Класс
Дата
участия
Название
Уровень
Занятое место, участие
Подпись кл. руководителя
1
Сведения об участии в проектной деятельности
Класс
Дата
участия
Название работы
Уровень
Наличие
грамоты, диплома лауреата, и т.д.
Подпись кл. руководителя
Участие в спортивных конкурсах и соревнованиях
Класс
Дата участия
Наименование соревнований
Уровень
Дипломы, грамоты
Подпись учителя физической культуры
1
класс
2
класс
3
класс
4
класс
Сведения об участии в областных, районных, школьных
и классных мероприятиях и праздниках
Класс
Дата
участия
Название мероприятия, праздника
Уровень
Поощрение
Подпись кл. руководителя
Творческие работы (литературные работы, фотоматериалы своих увлечений, рисунки и т.д.)
Дата
Класс
Название работы
Чему посвящается
Статья на тему: Структура портфолио ученика начальных классов.
Рекомендуемая структура портфолио ученика начальных классов.
Титульный лист
Портфолио начинается с титульного листа, в котором содержится основная информация: фамилия, имя и отчество, контактная информация и фото ученика. Важно дать ребёнку самому выбрать фотографию для титульного листа.
Раздел 1. «Мой мир» («Портрет»)
Здесь можно поместить любую информацию, которая интересна и важна для ребёнка.
1. «Автобиография» – В этом разделе он может поместить свои фотографии и подписать их.
2. «Сочинения» – сочинения, эссе на различные темы:
– Моё имя (информация о том, что означает имя, почему родители выбрали именно это имя; если у ребёнка редкая или интересная фамилия, можно пояснить, что она означает). (1 класс)
– Моя семья (здесь можно рассказать о членах семьи, либо составить рассказ о своей семье). (2 класс)
– Мои друзья (фотографии друзей, информация об их интересах, увлечениях). (2 класс)
– Мои увлечения (можно рассказать о том, чем увлекается ребёнок, в каких секциях или кружках занимается). (3 класс)
– Моя малая родина (рассказать о своём родном городе, о его интересных местах. Здесь же можно разместить схему маршрута от дома до школы, составленную ребёнком совместно с родителями, важно отметить в ней опасные места (пересечения дорог, светофоры).
Раздел 2 – «Мои цели»
Мои образовательные планы на год (урочная и внеурочная деятельность)
Сведения о занятости в кружках, секциях, клубах
Раздел 3 – «Социальная практика»
Сведения о поручениях
— Оформить этот раздел можно с использованием фотографий и кратких сообщений на тему:
– Выпуск стенгазеты
– Участие в субботниках
– Выступление на торжественной линейке
Включает в себя данные обо всех видах социальной практики учащихся во внеурочной деятельности (социальные проекты, оказание помощи нуждающимся и т. п.).
Раздел 4 – «Мои достижения»
Этот раздел может включать рубрики:
«Творческие работы» (стихи, рисунки, сказки, фотографии поделок, копии рисунков, принимавших участие в конкурсах и т. д.),
«Награды» (грамоты, дипломы, благодарственные письма и т.д.)
Лучше расположить содержимое этого раздела в хронологическом порядке.
Сведения об участии в олимпиадах и интеллектуальных играх
Сведения об участии в спортивных конкурсах и соревнованиях, школьных и классных праздниках и мероприятиях и пр.
Сведения об участии в проектной деятельности
Материалы этого блока позволяют выстраивать рейтинг индивидуальных результатов, рейтинг достижений, отслеживать динамику изменения результатов обучения.
Раздел 5 – «Мои впечатления»
Сведения о посещении театра, выставки, музея, школьного праздника, похода, экскурсии.
Раздел 6 – «Рабочие материалы»
(все письменные работы, диагностические работы)
РУССКИЙ ЯЗЫК 1 класс
Математика 1 класс
Мир вокруг нас 1 класс
Так я читаю. 1 класс
Раздел 7 – «Отзывы и пожелания»
(в произвольной форме): учителей, родителей, педагогов дополнительного образования.
Ничто так не повышает самооценку ребёнка, как положительная оценка педагогом его стараний. Здесь можно написать отзыв или пожелание, возможно рекомендации, как педагогом, так и родителем как по итогам учебного года, так и по участию в каком-либо мероприятии.
Памятка для педагогов по ведению портфолио
1.Привлечение родителей к помощи при заполнении разделов портфолио (особенно в 1 классе).
2.Разделы портфолио не нумеровать, а располагать в произвольном порядке (по желанию).
3.Результат работ датируется, чтобы можно было отследить динамику, соответствующая оценка всегда сравнивает текущую работу ребёнка с более ранней.
4.Портфолио не использовать для сравнения детей между собой!!!
5.Рекомендуется объяснять детям принципы достоверности самооценки (чтобы она не была завышена или занижена).
6.Просмотр портфолио педагогом, родителями и другими учениками разрешается только с ведома и согласия ученика, которому принадлежит портфолио.
7.Страницы портфолио должны быть красиво оформлены, ребёнок должен понимать важность внешнего вида документа.
8.Важно, чтобы на каждом этапе в процессе продвижения к намеченной цели был зафиксирован успех ученика, т.к. именно успех – наилучший стимул для дальнейшего развития.
9.В конце учебного года можно провести презентацию и определить победителя в номинациях «Самый оригинальный портфолио», «За самое лучшее оформление работ», «За многогранность и талант», «За трудолюбие».
Статья (1 класс) на тему: Портфолио ученика начальной школы
ПОРТФОЛИО ученика начальной школы
Возможный вариант составления портфолио.
ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ
Содержит основную информацию (фамилия имя и отчество; учебное заведение, класс), контактную информацию и фото ученика.
РАЗДЕЛ «МОЙ МИР»
Здесь можно поместить любую информацию, которая интересна и важна для ребенка. Возможные заголовки листов:
- «Мое имя» — информация о том, что означает имя, можно написать о знаменитых людях, носивших и носящих это имя. Если у ребенка редкая или интересная фамилия, можно найти информацию о том, что она означает.
- «Моя семья» — здесь можно рассказать о каждом члене семьи или составить небольшой рассказ о своей семье.
- «Мой город» — рассказ о родном городе (селе, деревне), о его интересных местах. Здесь же можно разместить нарисованную вместе с ребенком схему маршрута от дома до школы Важно, чтобы на ней были отмечены опасные места (пересечения дорог, светофоры).
Пример схемы маршрута от дома до школы.
- «Мои друзья» — фотографии друзей, информация об их интересах, увлечениях.
- «Мои увлечения» — небольшой рассказ о том, чем увлекается ребенок. Здесь же можно написать о занятиях в спортивной секции, учебе в музыкальной школе или других учебных заведениях дополнительного образования.
- «Моя школа» — рассказ о школе и о педагогах.
- «Мои любимые школьные предметы» — небольшие заметки о любимых школьных предметах, построенные по принципу «мне нравится…, потому что…». Также неплох вариант с названием «Школьные предметы». При этом ребенок может высказаться о каждом предмете, найдя в нём что-то важное и нужное для себя.
РАЗДЕЛ «МОЯ УЧЁБА»
В этом разделе заголовки листов посвящены конкретному школьному предмету. Ученик наполняет этот раздел удачно написанными контрольными работами, интересными проектами, отзывами о прочитанных книгах, графиками роста скорости чтения, творческими работами.
РАЗДЕЛ «МОЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ РАБОТА»
Все мероприятия, которые проводятся вне рамок учебной деятельности можно отнести к общественной работе (поручениям). Может быть, ребенок играл роль в школьном спектакле, или читал стихи на торжественной линейке, или оформил стенгазету к празднику или выступал на утреннике… Вариантов очень много. Оформлять этот раздел желательно с использованием фотографий и кратких сообщений на тему.
РАЗДЕЛ «МОЁ ТВОРЧЕСТВО»
В этот раздел ребенок помещает свои творческие работы: рисунки, сказки, стихи. Если выполнена объемная работа (поделка), нужно поместить ее фотографию. Родителям необходимо предоставить полную свободу ребенку при наполнении этого раздела!
Важно! Если работа принимала участие в выставке или участвовала в конкурсе, также необходимо дать информацию об этом мероприятии: название, когда, где и кем проводилось. Хорошо бы дополнить это сообщение фотографией.
РАЗДЕЛ «МОИ ВПЕЧАТЛЕНИЯ»
В начальной школе дети принимают активное участие в экскурсионно-познавательных программах, ходят в театр, на выставки, посещают музеи. Необходимо в завершение экскурсии или похода предложить ребенку творческое домашнее задание, выполняя которое, он не только вспомнит содержание экскурсии, но и получит возможность выразить свои впечатления. Если в школе это не практикуется, родителям имеет смысл прийти на помощь учителю и разработать и размножить типовой бланк «Творческого задания». В конце учебного года возможно проведение презентации творческих заданий с обязательным награждением лучших работ в нескольких номинациях.
РАЗДЕЛ «МОИ ДОСТИЖЕНИЯ»
Здесь размещаются грамоты, сертификаты, дипломы, благодарственные письма, а также итоговые аттестационные ведомости. Причем в начальной школе не следует разделять по важности успехи в учебе (похвальный лист) и успехи, например, в спорте (диплом). Лучше выбрать расположение не в порядке значимости, а, например, в хронологическом порядке.
Переходя в старший класс.
В начале нового учебного года необходимо внимательно изучить портфолио, проанализировать собранный в нем материал. При переходе в старший класс содержимое всех разделов надо полностью обновить. Менее значимые работы и документы извлекаются (можно поместить в отдельную папку), а то, что представляет большую ценность, размещается в специальном разделе. Его можно озаглавить «РАБОТЫ, КОТОРЫМИ Я ГОРЖУСЬ
Важно помнить.
В первом классе, когда ребенок только начинает работать над составлением портфолио, без помощи родителей ему не обойтись. Но по мере того, как он взрослеет эту помощь надо сводить к минимуму. Старайтесь с самого начала построить работу ребенка таким образом, чтобы он сам прикладывал определенные усилия к формированию портфолио. В процессе работы неизбежно происходит процесс осмысления своих достижений, формирование личного отношения к полученным результатам и осознание своих возможностей.
В нашей школе ежегодно проводится конкурс «Портфолио ученика», «Лучший ученик года».
ОФОРМЛЯЙТЕ ПОРТФОЛИО, УЧАСТВУЙТЕ В КОНКУРСАХ. ЖЕЛАЮ УСПЕХОВ!
Кнейс Елена Александровна,
МОУ СОШ г. Сургут
2009-2010 гг.
Презентация к уроку (1 класс) по теме: Презентация родительского собрания «Портфолио ученика начальной школы»
Слайд 1
Портфолио ученика начальной школыСлайд 2
Что такое портфолио? Портфолио – (от франц. porter – излагать, формулировать, нести и folio – лист, страница) – досье, собрание достижений (Словарь иностранных слов)
Слайд 3
Что такое портфолио? Портфолио — это комплект документов, представляющих совокупность сертифицированных или не сертифицированных индивидуальных достижений, который является основой для определения образовательного рейтинга выпускника начальной школы.
Слайд 4
Что такое портфолио? Портфолио — индивидуальная «папка», в которой зафиксирована динамика личных достижений в деятельности на уровне качества результата. Это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений обучающегося за определенный период времени.
Слайд 5
Что такое портфолио? Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые обучающимся в разнообразных видах деятельности — учебной, творческой, социальной, коммуникативной и др. — и является важным элементом практико-ориентированного, деятельностного подхода к образованию.
Слайд 6
Обязательно портфолио в начальной школе? Портфолио — индивидуальная накопительная оценка, обязательный компонент определения итоговой оценки. (Программа «Система оценки планируемых результатов» , ФГОС второго поколения).
Слайд 7
Обязательно портфолио в начальной школе? Портфолио ученика начальных классов является одной из составляющих «портрета» выпускника и играет важную роль при переходе ребенка в 5 класс для определения вектора его дальнейшего развития и обучения.
Слайд 8
Цель портфолио собрать, систематизировать и зафиксировать результаты развития ученика, его усилия, достижения в различных областях, демонстрировать весь спектр его способностей, интересов, склонностей, знаний и умений.
Слайд 9
Задачи портфолио поддерживать высокую учебную мотивацию обучающихся; поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения; развивать навыки рефлексивной и оценочной (в том числе самооценочной) деятельности обучающихся; формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.
Слайд 10
Цели и задачи. Безусловная ценность портфолио заключается в том, что он способствует повышению самооценки ученика, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребенка, развитию мотивации дальнейшего творческого роста. Поэтому крайне важно усвоить для себя и пояснить ребенку, что составление портфолио — это не гонка за дипломами и всевозможными грамотами! Важен сам процесс участия в учебной деятельности или творческой работе, а не его результат.
Слайд 11
Цели и задачи. Долговременные исследования психологов заставили многих специалистов в области образования принять точку зрения, согласно которой ведущей характеристикой творческой личности следует считать не «выдающиеся способности» (высокий интеллект, креативность и др.), а ее мотивацию (жизненные цели). Именно она рассматривается многими как решающий фактор реализации творческого потенциала личности.
Слайд 12
Девиз работы с портфолио Каждодневный творческий процесс ученика должен быть зафиксирован! Показать все, на что ты способен. Главное не победа, главное — участие!
Слайд 13
Как выглядит портфолио Жестких требований (государственного образца) на данный момент не существует. Работа над портфолио — хорошая возможность проявить себя, подойти творчески к этой задаче, придумать что-то свое, оригинальное.
Слайд 14
Форма портфолио ( связана с удобством хранения) файловая папка с вкладышами, пластиковый портфель, пластиковая папка.
Слайд 15
Структура портфолио Разделы: ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ «МОЙ МИР» «МОЯ УЧЁБА» «МОЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ РАБОТА» «МОЁ ТВОРЧЕСТВО» «МОИ ВПЕЧАТЛЕНИЯ» «МОИ ДОСТИЖЕНИЯ» «САМООЦЕНКА МОЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗА ГОД»
Слайд 16
ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ Содержит основную информацию (фамилия имя и отчество; учебное заведение, класс), контактную информацию и фото ученика. Важно дать ребенку самому выбрать фотографию для титульного листа. Не стоит давить на него и склонять к выбору строгого портрета. Дайте ему возможность показать себя таким, каким он себя представляет и хочет представиться другим.
Слайд 17
РАЗДЕЛ «МОЙ МИР» Здесь можно поместить любую информацию, которая интересна и важна для ребенка. Возможные заголовки листов:
Слайд 18
Лист «О себе» Информация о том, что означает имя, можно написать о знаменитых людях, носивших и носящих это имя. Если у ребенка редкая или интересная фамилия, можно найти информацию о том, что она означает.
Слайд 19
Лист «Моя семья» здесь можно рассказать о каждом члене семьи, об общих увлечениях, о любимых семейных праздников.
Слайд 20
Лист «Мой город» Рассказ о родном городе, о его интересных местах, о происхождении улицы, на которой живёт ребёнок. Здесь же ребёнок рисует схему безопасного маршрута от дома до школы.
Слайд 21
Лист «Мои увлечения» Небольшой рассказ о том, чем увлекается ребенок. Здесь же можно написать о занятиях в спортивной секции, учебе в музыкальной школе или других учебных заведениях дополнительного образования.
Слайд 22
Лист «Моя школа» Рассказ о школе, педагогах, своих любимых уроках по принципу «мне нравиться… потому что…»
Слайд 23
РАЗДЕЛ «МОЯ УЧЁБА» В этом разделе заголовки листов посвящены конкретному школьному предмету. Содержит итоговые оценки, результаты участия в олимпиадах, в научных конференциях
Слайд 24
РАЗДЕЛ «МОЯ УЧЁБА» Ученик наполняет этот раздел удачно написанными контрольными работами, интересными проектами, отзывами о прочитанных книгах, графиками роста скорости чтения, творческими работами.
Слайд 25
РАЗДЕЛ «МОЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ РАБОТА» В данном разделе ребёнок рассказывает о своих поручениях, обязанностях в школе, о своей помощи по дому.
Слайд 26
РАЗДЕЛ «МОЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ РАБОТА» Вариантов очень много. Оформлять этот раздел желательно с использованием фотографий и кратких сообщений на тему.
Слайд 27
РАЗДЕЛ «МОЁ ТВОРЧЕСТВО» В этот раздел ребенок помещает свои творческие работы: рисунки, сказки, стихи. Если выполнена объемная работа (поделка), нужно поместить ее фотографию. Необходимо предоставить полную свободу ребенку при наполнении этого раздела!
Слайд 28
РАЗДЕЛ «МОЁ ТВОРЧЕСТВО» Важно! Если работа принимала участие в выставке или участвовала в конкурсе, также необходимо дать информацию об этом мероприятии: название, когда, где и кем проводилось. Хорошо бы дополнить это сообщение фотографией. Если событие освещалось в СМИ или Интернете — надо найти эту информацию. Если проводилось Интернет-порталом, сделать распечатку тематической странички
Слайд 29
РАЗДЕЛ «МОИ ВПЕЧАТЛЕНИЯ» В начальной школе дети принимают активное участие в экскурсионно-познавательных программах, ходят в театр, на выставки, посещают музеи. Необходимо в завершение экскурсии или похода предложить ребенку творческое домашнее задание, выполняя которое, он не только вспомнит содержание экскурсии, но и получит возможность выразить свои впечатления.
Слайд 30
РАЗДЕЛ «МОИ ДОСТИЖЕНИЯ» Здесь размещаются грамоты, сертификаты, дипломы, благодарственные письма, а также итоговые аттестационные ведомости.
Слайд 31
РАЗДЕЛ «МОИ ДОСТИЖЕНИЯ» В начальной школе не следует разделять по важности успехи в учебе (похвальный лист) и успехи, например, в спорте (диплом). Лучше выбрать расположение не в порядке значимости, а, например, в хронологическом порядке.
Слайд 32
РАЗДЕЛ «САМООЦЕНКА МОЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬИ ЗА ГОД» В этом разделе ребёнок подводить свои итоги за год
Слайд 33
Помощь родителей В первом классе, когда ребенок только начинает работать над составлением портфолио, без помощи родителей ему не обойтись. Но по мере того, как он взрослеет эту помощь надо сводить к минимуму. С самого начала нужно построить работу ребенка таким образом, чтобы он сам прикладывал определенные усилия к формированию портфолио. В процессе работы неизбежно происходит процесс осмысления своих достижений, формирование личного отношения к полученным результатам и осознание своих возможностей.
Слайд 34
Желаю творческих Вам процветания и благополучия !
Презентация к уроку (1, 2, 3, 4 класс): Портфолио ученика начальных классов
Слайд 1
Портфолио ученика начальных классов учитель начальных классов МБОУ « Сельменьгская средняя школа» филиал « Топецкая основная школа» Воронина Елена ВячеславовнаСлайд 2
структура портфолио Разделы : ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ «МОЙ МИР» «МОЯ УЧЁБА» «МОЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ РАБОТА» «МОЁ ТВОРЧЕСТВО» «МОИ ДОСТИЖЕНИЯ» «РАБОТЫ, КОТОРЫМИ Я ГОРЖУСЬ»
Слайд 3
ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ Содержит основную информацию (фамилия имя и отчество; учебное заведение, класс), контактную информацию и фото ученика. Важно дать ребенку самому выбрать фотографию для титульного листа. Не стоит давить на него и склонять к выбору строгого портрета. Дайте ему возможность показать себя таким, каким он себя представляет и хочет представиться другим.
Слайд 4
СОДЕРЖАНИЕ ПОРТФОЛИО
Слайд 5
РАЗДЕЛ «МОЙ МИР» Здесь можно поместить любую информацию, которая интересна и важна для ребенка.
Слайд 6
ЛИСТ «МОЁ ИМЯ» Информация о том, что означает имя, можно написать о знаменитых людях, носивших и носящих это имя. Если у ребенка редкая или интересная фамилия, можно найти информацию о том, что она означает.
Слайд 7
ЛИСТ «МОЯ СЕМЬЯ» здесь можно рассказать о каждом члене семьи или составить небольшой рассказ о своей семье.
Слайд 8
ЛИСТ «МОЙ ГОРОД» Рассказ о родном городе, о его интересных местах.
Слайд 9
ЛИСТ «МОИ ДРУЗЬЯ» Фотографии друзей, информация об их интересах, увлечениях.
Слайд 10
ЛИСТ «МОИ УВЛЕЧЕНИЯ» Небольшой рассказ о том, чем увлекается ребенок. Здесь же можно написать о занятиях в спортивной секции, учебе в музыкальной школе или других учебных заведениях дополнительного образования.
Слайд 11
ЛИСТ «МОЯ ШКОЛА» Рассказ, фотографии о школе, одноклассниках и педагогах.
Слайд 12
ЛИСТ «МОЙ РЕЖИМ ДНЯ»
Слайд 13
РАЗДЕЛ «моя учёба» Ученик наполняет этот раздел удачно написанными контрольными работами, интересными проектами, отзывами о прочитанных книгах, графиками роста скорости чтения, творческими работами.
Слайд 14
РАЗДЕЛ «МОЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ РАБОТА » Вариантов очень много . Оформлять этот раздел желательно с использованием фотографий и кратких сообщений на тему.
Слайд 15
РАЗДЕЛ «МОЁ ТВОРЧЕСТВО» В этот раздел ребенок помещает свои творческие работы: рисунки, сказки, стихи. Если выполнена объемная работа (поделка), нужно поместить ее фотографию. Необходимо предоставить полную свободу ребенку при наполнении этого раздела!
Слайд 16
РАЗДЕЛ «МОЁ ТВОРЧЕСТВО» Если работа принимала участие в выставке или участвовала в конкурсе, также необходимо дать информацию об этом мероприятии: название, когда, где и кем проводилось. Хорошо бы дополнить это сообщение фотографией.
Слайд 17
РАЗДЕЛ «МОИ ДОСТИЖЕНИЯ» Здесь размещаются грамоты, сертификаты, дипломы, благодарственные письма, а также итоговые аттестационные ведомости.
Слайд 18
РАЗДЕЛ «МОИ ДОСТИЖЕНИЯ» В начальной школе не следует разделять по важности успехи в учебе (похвальный лист) и успехи, например, в спорте (диплом). Лучше выбрать расположение не в порядке значимости, а, например, в хронологическом порядке.
Слайд 19
РАЗДЕЛ «РАБОТЫ, КОТОРЫМИ Я ГОРЖУСЬ » Здесь включаются исследовательские и проектные работы (указываются темы, изученные материалы, дается описание работы, возможно приложение в виде фотографий, текста работы).
Слайд 20
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПОРТФОЛИО Учащиеся презентуют содержание портфолио на родительских собраниях, ученической конференции, классном собрании. На презентацию ученик выходит с комментариями к собственному портфолио. Рецензент – педагог, классный руководитель, классный коллектив.
Слайд 21
ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ПОРТФОЛИО В конце учебного года проводится презентация портфолио. Определяются победители и лауреаты в различных номинациях: «Самый оригинальный портфолио»; «За многогранность таланта»; « За лучшее оформление работ»; «За трудолюбие»; « Идея!»; « За творческий подход» и др.
Слайд 22
Портфолио учащихся оценивается классным руководителем 1 раз в полугодие по следующим критериям: — красочность оформления, правильность заполнения данных, эстетичность, разнообразие и полнота материалов, наличие листов самооценки КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ПОРТФОЛИО
Слайд 23
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ПОРТФОЛИО Раздел «Моя учеба» разнообразие работ, наличие творческих работ, проектов, самостоятельных отзывов. Раздел «Мое творчество» — наличие рисунков, творческих работ, проектов, сочинений фото изделий, фото выступлений.
Слайд 24
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ПОРТФОЛИО Раздел «Мои впечатления» — наличие творческих работ по итогам посещения музеев, выставок, спектаклей, экскурсий, встреч, праздников и т.д. Раздел «Мои достижения» Количество грамот, сертификатов, дипломов
Слайд 25
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ПОРТФОЛИО Начиная со 2-го класса ученик (обученный учителем) проводит самооценку материалов портфеля своих достижений по качественной шкале: «нормально», «хорошо», «отлично», «превосходно» . Самооценка материалов проводится в конце полугодия. Если какой-то материал ученик перестанет считать своим достижением, он может в любой момент убрать его из папки, кроме результатов обязательной части.
Слайд 26
Творческих Успехов.
Статья на тему «Портфолио младшего школьника»
Портфолио младшего школьника
как средство формирования
контрольно-оценочной самостоятельности
Спиридонова Анна Сергеевна
МБОУ Арылахская средняя агропрофилированная общеобразовательная школа, Россия, учитель начальных классов
С введением новых стандартов обучения в начальной школе приобретает актуальность использование педагогической технологии «Портфолио учащихся» («Папка достижений»).
Портфолио для ученика начальной школы – это, своего рода, дневник роста – «Дневник моих достижений». Основное его назначение — продемонстрировать достижения ученика в различных областях деятельности.
При внедрении технологии «Портфолио учащихся» можно опираться на разработанные критерии портфолио учащихся среднего звена. Но при этом нужно учитывать возрастные особенности младших школьников. В результате чего некоторые разделы портфолио в начальной школе можно убрать, какие-то оставить, а некоторые назвать по-другому.
Структура портфолио в начальной школе может выглядеть следующим образом:
Первый раздел «Мой мир» включает в себя следующие рубрики:
1. «Мои друзья» 2. «Моя семья»
Второй раздел «Мои успехи в школе».
Третий раздел «Мои достижения».
Четвертый раздел «Достижения в спорте».
Пятый раздел «Мои увлечения».
Шестой раздел «Моя деятельность за год».
Седьмой раздел «Приложения».
Кроме обычного портфолио, в наш современный 21 век высоких технологий я предложила моим детям и родителям вести еще и электронное портфолио. Кроме вышеизложенных разделов в электронное портфолио, по инициативе детей, добавлен раздел «Фотокопилка».
Считаю, что ведение таких «папок достижений» необходимо, т. к. каждый ребёнок может проанализировать и систематизировать свою деятельность, становится увереннее в себе.
С введением новых стандартов обучения в начальной школе приобретает актуальность использование педагогической технологии «Портфолио учащихся» («Папка достижений»). Это не новая технология, но при его использовании возникает множество вопросов. В какой форме должно быть представлено портфолио младшего школьника? Как начать и с чего начинать внедрять данную технологию?
Предлагаю ознакомиться с общей информацией, которая позволит составить представление о том, что такое «портфолио».
Портфолио для ученика начальной школы – это, своего рода, дневник роста – «Дневник моих достижений». Основное его назначение — продемонстрировать достижения ученика в различных областях деятельности.
Портфолио — это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника в определенный период его обучения. Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в разнообразных видах деятельности (учебной, творческой, социальной коммуникативной и др.) и является важным элементом практико-ориентированного подхода к образованию.
В педагогической литературе портфолио характеризуется как:
Коллекция работ учащегося, всесторонне демонстрирующая не только его учебные результаты, но и усилия, приложенные к их достижению;
Выставка учебных достижений учащегося по данному предмету (или нескольким предметам) за данный период обучения (четверть, полугодие, год).
Как выглядит портфолио?
Для создания портфолио подходит любая папка с максимальным количеством файлов. Можно приобрести разноформатные файлы (А4, А5, А3) для более удобного хранения документов и работ. Желательно дополнительно вложить клейкие стикеры. Они помогут разделить папку на разделы.
С чего начать?
Составление портфолио (папки достижений) актуально как в средней и основной, так и в начальной школе. Ведь формирование контрольно-оценочной самостоятельности школьника начинается именно в младших классах. А основные цели и задачи ведения портфолио способствуют самоорганизации деятельности, мотивации на активную познавательную деятельность, формирование рефлексивных умений.
Цели и задачи ведения портфолио.
Основные цели внедрения технологии портфолио – отслеживание, учёт и оценивание индивидуальных достижений учащихся, повышение образовательной активности школьников, создание индивидуального образовательного рейтинга обучающегося, в котором отражены реальные достижения каждого ученика.
Основными задачами применения портфолио являются:
повышение качества образования в школе;
поддержание и поощрение учебной мотивации обучающегося, его активности и самостоятельности;
систематическое вовлечение учащегося в различные виды деятельности, включая учебную, внеучебную, научную, творческую, спортивную;
развитие навыков оценочной деятельности учащихся, формирование адекватной самооценки;
формирование у учащегося умения учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;
создание ситуации успеха для каждого ученика;
содействие дальнейшей успешной социализации обучающегося.
Критерии портфолио
При внедрении технологии «Портфолио учащихся» можно опираться на разработанные критерии портфолио учащихся среднего звена. Но при этом нужно учитывать возрастные особенности младших школьников. В результате чего некоторые разделы портфолио в начальной школе можно убрать, какие-то оставить, а некоторые назвать по-другому. Возможно, что в процессе наполнения придется корректировать рубрики или их содержание. Главное, чтобы дети проявили интерес и желание. Теперь нужно будет заинтересовать и самих ребят.
Перед тем как внедрить технологию «Портфолио» в практику своей работы планирую провести родительское собрание на тему «Портфолио ученика начальной школы». Цель данного собрания — способствовать формированию у родителей потребности в оказании помощи своему ребенку в оформлении портфолио, которое помогает выявлению и развитию индивидуальных творческих способностей детей. Уже с 1 класса я начала формировать портфолио учащихся, сначала сама, потом подключила к процессу родителей, а теперь мои ученики сами с большим удовольствием заполняют и пополняют свои папки. Я очень рада наблюдать как горят их глаза с каждой новой победой, с каждым достижением.
Старайтесь с самого начала построить работу ребенка таким образом, чтобы он сам прикладывал определенные усилия к формированию портфолио. Нельзя допускать, чтобы родители полностью подменяли ребенка в этом процессе. Взрослым нельзя опираться лишь на свои предпочтения и свое мнение о способностях и интересах ребенка.
Структура портфолио в начальной школе может выглядеть следующим образом (напомню, что для каждого класса она индивидуальна):
Первый раздел «Мой мир» включает в себя следующие рубрики:
1. «Мои друзья» – информация о друзьях ребенка, их общих интересах увлечениях.
2. «Моя семья» – здесь ребенок рассказывает о каждом члене семьи, об общих увлечениях, о любимых семейных праздниках.
Второй раздел «Мои успехи в школе». Ученик наполняет этот раздел удачно написанными контрольными работами, интересными проектами, отзывами о прочитанных книгах, графиками роста скорости чтения.
Третий раздел «Мои достижения». Здесь размещаются грамоты, сертификаты, дипломы, благодарственные письма, итоговые оценки по предметам базисного учебного плана.
Четвертый раздел «Достижения в спорте». В этот раздел ребенок помещает свои нарады за достижения в спорте, смотрах песни и строя.
Пятый раздел «Мои увлечения». Здесь размещается небольшой рассказ о том, чем увлекается ребенок, какие кружки и секции посещает.
Шестой раздел «Моя деятельность за год». В этом разделе ребенок включает четвертные и годовые оценки, подводит итоги за год.
Седьмой раздел «Приложения». Вкладываются наиболее интересные конкурсные задания, в которых участвовал ребенок, проектные работы.
К концу четвертого класса получается объемный красочный и интересный альбом, в котором отражены учебная и творческая деятельность ребенка, его цели, отношение к окружающим, фантазии, вкусы. Портфолио способствует повышению самооценки ученика, позволяет ребенку взглянуть на себя со стороны, раскрывает индивидуальные возможности и творческий потенциал. Ведь папка личных достижений является «технологией всматривания в себя, которая понадобится ребенку на протяжении всей его жизни».
Кроме обычного портфолио, в наш современный 21 век высоких технологий я предложила моим детям и родителям вести еще и электронное портфолио. Они сделали их самостоятельно. Кроме вышеизложенных разделов в электронное портфолио, по инициативе детей, добавлен раздел «Фотокопилка». Дети с большим удовольствием пополняют его фотографиями самых разных направлений: учебные, различных мероприятий, в которых они приняли участие, значимые моменты их жизни и т.п.
Считаю, что ведение таких «папок достижений» необходимо, т. к. каждый ребёнок может проанализировать и систематизировать свою деятельность, становится увереннее в себе.
Список литературы:
Алексеенко Е.В. Инструкция для учащихся по составлению документов и сбору материалов для портфолио // Практика административной работы в школе. — 2005. — № 5. — С. 16.
Пейн С.Дж., Чошанов М. Учебные портфолио – новая форма контроля и оценки достижений «портфолио» // Управление школой. №3. – 2004.
Положение о портфолио достижений учащихся. /МБОУ Арылахская САОШ/. – 2016.