Светлана капанина официальный сайт: Войдите на Facebook | Facebook – Капанина Светлана Владимировна | Правительство Курганской области

Содержание

Капанина Светлана Владимировна | Правительство Курганской области

лётчик-инструктор1-гокласса Открытого акционерного общества «ОКБ Сухого», членсборной команды России по высшему пилотажу, Заслуженный мастер спорта России, Заслуженный тренер России, член Высшего совета Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ»

 

Дата рождения:

28.12.1968 г.

 

В 1987 г. Светлана Владимировна  окончила Целиноградское медицинское училище по специальности «Фармацевт» и по распределению приехала в Курган. Работала в аптеке. Вскоре стала заниматься авиаспортом в Курганском авиаспортклубе ДОСААФ. В 1988 г. совершила свой первый самостоятельный полёт. Профессиональную базу заложил Леонид Солодовников, а первым инструктором был Николай Голубцов. В 1990 г. выполнила норматив мастера спорта. В 1991 г. Светлана Владимировна стала абсолютной чемпионкой России по высшему пилотажу и чемпионкой СССР. С этого времени она в составе национальной команды России. В 1993 г. она становится серебряным призёром чемпионата Европы, мастером спорта международного класса. Постоянно участвует в авиасалонах МАКС в городе Жуковском, в лётных показах Су-26, Су-31 на авиасалонах и показательных выступлениях на аэрошоу в Китае, Великобритании, Бельгии, Италии, Люксембурге, ОАЭ, ЮАР, Японии и других странах мира. В 1995 г. на чемпионате мира она выступала в ограниченном классе, на самолете  Як-55, в котором принимали участие мастера высшего пилотажа. Капанина С.В. была единственной женщиной и в соревновании                                 с 44 мужчинами стала чемпионкой мира и серебряным призёром в Абсолютном первенстве. Она обладает мужеством и отвагой, огромной волей к победе, непревзойдённой техникой прямого и обратного пилотажа. В аварийных ситуациях и сложной воздушной обстановке действует спокойно, уверенно и чётко, что не раз позволяло ей при отказах самолётных систем благополучно завершить полёт, тем самым сохранив дорогостоящую авиационную технику. Светлана Владимировна — самая титулованная лётчица за всю историю мировой авиации.

Она 38-кратная чемпионка и 7-кратная абсолютная чемпионка мира по высшему пилотажу, 8-кратная чемпионка и двукратная абсолютная чемпионка Всемирных воздушных игр, 12-кратная чемпионка и трёхкратная абсолютная чемпионка Европы, двукратная абсолютная чемпионка России, чемпионка СССР, абсолютная чемпионка Великобритании. Всего на международных соревнованиях различного ранга она завоевала 66 золотых, 20 серебряных и 12 бронзовых медалей. Благодаря успешному выступлению Капаниной С.В. сборная команда России по высшему пилотажу одержала восемь командных побед. Светлана Владимировна — лауреат премии общественного признания «Гордость России» и национальной премии общественного признания достижений женщин России «Олимпия», лауреат Национальной спортивной премии «Слава», занесена в книгу рекордов Гиннеса, как самый титулованный пилот в мировой спортивной авиации. Она студент Академии гражданской авиации, член высшего совета партии «Единая Россия» и доверенное лицо Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина.

 

Награды:

орден Мужества, 2014 г., орден Почёта, 2002 г., медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени, 1995 г., Заслуженный мастер спорта России по высшему пилотажу (самолётный спорт, 1995 г., Заслуженный тренер России, 2002 г.,

Мастер спорта России международного класса, 1993 г., мастер спорта СССР,

1991 г., кандидат в мастера спорта СССР по спортивной гимнастике,

Почётный гражданин штата Оклахома, США, 1996 г., именная медаль «100 лет со дня организации FAI» — как лучшему пилоту столетия, золотая именная медаль FAI Sabiha Gökçen, как единственная 5-и кратная Абсолютная Чемпионка Мира по высшему пилотажу, 2005 г.; медаль Centenary, (Международная авиационная федерация) 2008 г., орден «За заслуги» III-степени (РОСТО) 2007 г., орден «За заслуги» I степени (ДОСААФ), медаль им. А.И. Покрышкина, 1997 г., медаль «80 лет ОСОАВИАХИМ», 2007 г., диплом Paul Tissandier, Международная авиационная федерация (FAI), 1997 г., кубок «Лучшая женщина Чемпионата Европы», 2008 г., Академик Академии проблем безопасности, обороны и правопорядка Российской Федерации,лауреат Национальной премии общественного признания достижений женщин «Олимпия», 2003 г., лауреат Национальной спортивной премии «Слава», 2007 г.

            Звание «Почетный гражданин Курганской области» присвоено в 2015 году.

 

 

Капанина, Светлана Владимировна — Википедия

Светлана Капанина, 2018 год

Светла́на Влади́мировна Капа́нина (род. 28 декабря 1968(1968-12-28), Щучинск, Кокчетавская область) — российский пилот, семикратная абсолютная чемпионка мира в женском зачёте (1996, 1998, 2001, 2003, 2005, 2007, 2011)[1] по самолётному спорту.

Заслуженный мастер спорта России, заслуженный тренер России, лётчик-инструктор I класса лётно-испытательной и доводочной базы ПАО «Компания «Сухой» «ОКБ Сухого»[2], член Высшего совета Всероссийской политической партии «Единая Россия», доверенное лицо Президента Российской Федерации В. В. Путина[3].

Лучший пилот столетия (по версии FAI)[4].

Является почётным гражданином штата Оклахома (США)[5].

В 2003 году занесена в Книгу рекордов Гиннесса как самый титулованный пилот в мировой спортивной авиации[6].

Биография

Светлана Владимировна Капанина родилась 28 декабря 1968 года в семье таксиста и оператора АЗС в городе Щучинске Щучинского района Кокчетавской области Казахской ССР, ныне город — административный центр Бурабайского района Акмолинской области Казахстана.

Уже в школьные годы занималась спортом, увлекалась мопедами, мотоциклами. Отстаивала честь своей школы и класса во всех спортивных мероприятиях и «Зарницах». Увлекалась лёгкой атлетикой — особенно хорошо бегала на короткие дистанции; шесть лет занималась спортивной гимнастикой, выполнила норматив кандидатa в мастера спорта СССР.

После окончания восьмого класса школы поступила учиться в Целиноградское медицинское училище по специальности «фармация», по окончании которого в 1987 году была направлена «по распределению» работать в аптеке при ведомственной железнодорожной больнице в городе Кургане.

В 1988—1991 годах работала техником-электриком связи Курганского авиаспортклуба ДОСААФ; в 1991—1992 годах — лётчиком-инструктором Иркутского авиаспортклуба ДОСААФ; с 1992 года — лётчиком-инструктором Курганского авиаспортклуба РОСТО.

В 1995 году окончила Калужское авиационное лётно-техническое училище по программе «Лётная эксплуатация летательных аппаратов».

С 2000 года — лётчик-инструктор I класса Лётно-испытательной и доводочной базы ОКБ Сухого в Москве.

В 2016 году окончила Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации по специальности 25.05.05 «Эксплуатация воздушных судов и организация воздушного движения» (Специализация «Организация лётной работы»).

Проживает в Москве[7]. Имеет двоих детей, сына Пересвета и дочь Есению[5].

В декабре 2018 года Светлана Капанина отметила двойной юбилей — 50-летие в жизни и 30-летие в небе[8]

Авиаспорт

С 1988 года начала заниматься авиаспортом в Курганском АСК на самолёте Як-52. Первым её инструктором был Николай Голубцов. С 1989 года стала летать у тренера, штурмана-инструктора Леонида Аркадьевича Солодовникова. Он стал мужем Светланы, но семейная жизнь длилась недолго, Солодовников погиб

[9].

В 1991 году вошла в состав сборной команды России по высшему пилотажу.

В 1993 году, впервые принимая участие на международных соревнованиях, стала серебряным призёром чемпионата Европы.

В 1998 году в Великобритании открывала авиашоу в честь 80-летия Королевских ВВС.

Освоила самолёты Як-52, Як-50, Як-55, Су-26, Су-29, Су-31 и их модификации, Extra 300, Extra 330[de], планёр LET L-13 Бланик.

Является членом пилотажной группы «Первый полёт».

Светлана Капанина поднималась в небо будучи беременной, по её словам, «проверяя отношение будущих детей к полётам». Дочь Светланы Капаниной уже летала в передней кабине её спортивного самолёта[5].

Награды и звания

Награждение орденом Мужества.
22 декабря 2014 года

Российские
Иностранные
Премии
Спортивные разряды и звания
Почётные звания

Достижения

  • Абсолютная чемпионка мира среди женщин (1996, 1998, 2001, 2003, 2005, 2007, 2011)
    [1]
    .
  • Абсолютная чемпионка Всемирных воздушных игр среди женщин (1997, 2001)[1].
  • Абсолютная чемпионка России среди женщин (1991, 2001).
  • Чемпионка СССР по высшему пилотажу среди женщин (1991).
  • Абсолютная чемпионка Европы среди женщин (1997, 2006, 2014).[источник не указан 993 дня]
  • Тридцатикратная чемпионка мира в отдельных видах программы среди женщин (1996, 1998, 2000, 2001, 2003, 2005, 2007, 2009, 2011, 2013)[1].
  • Восьмикратная чемпионка Всемирных воздушных игр среди женщин (1997, 2001).
  • Четырнадцатикратная чемпионка Европы в отдельных видах программы среди женщин (1997, 2006, 2014).[источник не указан 993 дня]
  • Обладатель 67 золотых, 26 серебряных, 13 бронзовых медалей чемпионатов Мира, Европы в женском зачёте и Гран-при ФАИ.[источник не указан 993 дня]

Светлана завоёвывала награды в женском зачёте чаще, чем кто-либо из коллег-женщин

[источник не указан 993 дня][14]. Также она была лучшей среди женщин на Всемирных авиационных играх 2001 — абсолютный чемпион среди женщин в 1997 и 2001 гг.[1]

В творчестве

Светлане Капаниной посвящена песня автора-исполнителя и постоянного комментатора выступлений пилотажной группы «Стрижи» Николая Анисимова «Пилотажный рок-н-ролл». Неофициальное название этой песни — «Светлана»[15].

О Светлане Капаниной Андрей Караулов снял документальный фильм в серии «Человек — национальное достояние»[3].

Семья

  • Отец — Владимир Васильевич Капанин, по профессии водитель, работал таксистом. С молоду увлекается спортом, в одной дисциплин — фигурном автовождении на льду участвовал в республиканских соревнованиях, вице-чемпион Казахстана. Впоследствии служил егерем Государственного охотнадзора Казахской ССР.
  • Мать — Галина Григорьевна, работала бухгалтером на базе в Промторге, затем оператором автозаправки.
  • Сестра — Лариса Владимировна Капанина.
  • Брат — Олег Владимирович Капанин
  • Муж — Владимир Степанов, каратист (имеет четвёртый дан); заслуженный тренер России и судья международной категории.
    • Сын — Пересвет (род. 21 августа 2002).
    • Дочь — Есения (род. 5 июня 2004).

Общественная деятельность

По обращению Светланы Капаниной к мэру Москвы Сергею Собянину было принято постановление о начислении ежемесячной компенсационной выплаты к пенсии чемпионам мира по самолётному, вертолётному и планерному видам спорта[16].

Примечания

Ссылки

Видео

Светлана Капанина: Вся Америка летает, вся Европа, а мы так и ползаем по кочкам, по нашим ямам. Пора наводить порядок! | Программы | ОТР

Павел Давыдов: Вы смотрите Общественное телевидении России, в эфире «Большая страна» — программа о людях, обществе и власти. И сегодня у нас в гостях семикратная абсолютная чемпионка мира по высшему пилотажу, заслуженный мастер спорта Светлана Капанина, Светлана, здравствуйте!

Светлана Капанина: Здравствуйте, Павел!

Смотрите такжеСергей Крутоусов: Если мы хотим иметь гражданскую авиацию, нам надо вернуться к туполевской линейке

Павел Давыдов: Очень рад Вас видеть, особенно накануне международного женского дня. Спасибо, что нашли время и приехали в нашу студию! Недавний опрос показал, что для женщин самое главное в жизни – быть счастливой, так ответили 52 % респондентов, Вы относите себя к их числу?

Светлана Капанина: Конечно.

Павел Давыдов: А для Вас счастье – это?..

Светлана Капанина: Когда с любой точки мира хочется возвращаться домой, это семейное, наверно, счастье.

Павел Давыдов: Когда ждут и любят.

Светлана Капанина: Да.

Павел Давыдов: Но при этом в одном из интервью Вы заметили, что дома у Вас постоянно огонь и молнии, потому что двум лидерам ужиться сложно.

Светлана Капанина: Ну, бывает такое, у нас сейчас два маленьких лидера, вот с ними точно сложно ужиться, потому что они тоже чемпионы и уже имеют свой характер.

Павел Давыдов: Но компромисс же можно найти, да?

Светлана Капанина: Компромисс найти всегда можно.

Павел Давыдов: А вот здесь очень важный момент: если на ваш взгляд гендерные различия в восприятии счастья? Вот нам мужчинам кажется, что главное – это добиться успеха, а для вас женщин?

Светлана Капанина: Для женщины, наверно, тоже главное – добиться успеха, но основное предназначение женщины – это всё-таки потомство, родить детей, создать уют в семье.

Павел Давыдов: Светлана, вообще женщина в кабине пилота – достаточно редкое явление для нашей страны, но в последние годы ситуация меняется, пилотесс становится больше, как Вы считаете, с чем это связано, профессия пилота стала универсальной?

Светлана Капанина: У нас много профессий стали универсальными. При Советском Союзе было очень большое разделение, хотя почему-то на железной дороге рельсы тоже женщины клали.

Павел Давыдов: Это абсолютно мужская работа, тяжелая.

Светлана Капанина: Да, абсолютно, должна быть мужская.

Павел Давыдов: А с чем Вы это связываете: женщин стали допускать, разрешать, или женщины стали более активно пробивать себе путь к звездам в том числе?

Светлана Капанина: Я считаю, что не должно быть разделения на женские, мужски профессии, если женщина способна выполнять мужскую профессию, почему нет? Сейчас мужчины заняли, наверное, все женские позиции, кроме одной – они не могут рожать, а всё остальное…

Павел Давыдов: Слава Богу, скажу я вам от лица мужчин!

Светлана Капанина: Да, единственное, чего бы я не хотела, чтобы доставалось женщинам – это убивать, потому что они по природе должны возрождать жизнь.

Павел Давыдов: Ну, вернемся к представительницам прекрасного женского пола и Вашей замечательной профессии, скажите, пожалуйста, а какими качествами женщине необходимо обладать для того, чтобы управлять воздушным судном?

Светлана Капанина: Если рассматривать авиацию, как спортивную авиацию, то, конечно, должна быть очень хорошая физика, профессионализм я уже не беру в расчет, профессионализм должен быть везде, в любой профессии, в любом виде деятельности, а вот физика, очень хорошая координация, пространственное мышление должно быть.

Павел Давыдов: И наверное, мгновенная реакция?

Светлана Капанина: Да, реакция обязательно.

Павел Давыдов: Потому что бывают такие ситуации, когда за долю секунды принять решение, об этом мы поговорим чуть позже, а сейчас краткая информация о Вас для наших зрителей.

ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА

Павел Давыдов: Светлана Капанина – известная российская летчица, обладательница огромного количества спортивных и государственных наград, занесена в «Книгу рекордов Гиннесса», как самый титулованный пилот в мировой спортивной авиации. Светлану называют «королевой неба» и «сибирским ангелом». В ее багаже порядка 100 медалей, большая часть из которых высшей пробы. В 2015 году Светлана стала Почетным гражданином Курганской области. Вместе с мужем воспитывает сына и дочь. Светлана, Вы летаете уже 30 лет, за плечами тысячи полетов, давайте вспомним самый первый, когда Вы сели за штурвал самолета и отправились вверх в небо, какие эмоции, какие ощущения Вы испытали тогда?

Светлана Капанина: Вот здесь расхождение: любо первый, либо первый самостоятельный?

Павел Давыдов: Первый самостоятельный, конечно. Хотя, хорошо, давайте тот, который запомнился Вам больше всего.

Светлана Капанина: Да, первый был более интересный, потому что высший пилотаж первый раз я увидела из кабины самолета.

Павел Давыдов: Не пассажирского?

Светлана Капанина: Нет, нет, слава Богу.

Павел Давыдов: А то напугали меня.

Светлана Капанина: Пилотажного. И мой будущий тренер как раз прокатил меня на пилотажном – это было неповторимое ощущение, поверьте, вот нигде больше этого ощутить нельзя: ни на американских горках, нет, такого нет нигде. И только второй взгляд уже с земли был на самолет, и после этого я сказала: «Нет, этому надо научиться, это стоит того».

Павел Давыдов: А как родители отнеслись к вашему выбору, всё-таки молодая девушка выбрала такую профессию?

Светлана Капанина: Мама сказала, что даже если ты полетишь в космос – ни чему не удивлюсь.

Павел Давыдов: То есть могло быть и такое… Естественно, самолет – это своеобразный риск, разные ситуации бывали и в Вашем случае, могли бы сегодня вспомнить самый страшный свой полет, когда на решение отводились секунды?

Светлана Капанина: Было несколько таких ситуаций, было несколько остановок двигателя, кстати одна из них была на МАКСе, никто этого даже не заметил, кроме руководителя полетом, которому доложила. Одна, наверно, из сложных ситуаций была в Японии – на короткой полосе был отказ тормозов, неисправная система, горный аэродром, еще и завелись с попутным ветром и пришлось некоторые манипуляции произвести, чтобы попытаться затормозить, в результате произошло небольшое боковое столкновение с ограждением, самолет встал вертикально, постоял, подумал, подумал – падать ему в обрыв или нет, но, видимо, Боженька меня вернул всё-таки обратно на землю. И еще был один очень сложный случай: в барках, когда сорвало винт на плоском штопоре, у меня была интересная фигура: три витка прямого плоского штопора, а потом переворачиваешься в обратный плоский штопор…

Павел Давыдов: Вам удалось стабилизировать самолет после этого!

Светлана Капанина: … и у меня сначала улетела как бы одна лопасть, разрушилась и пробила лонжерон на крыле. Мне повезло, что из-за тряски срезало полностью с фала винта весь винт, потому что в таких ситуациях было несколько случаев, когда пилоты не выживали, к сожалению. Да, такая ситуация, самолет очень летучий, но не хотел выходить спортивным методом, как мы выводим очень быстро штопорной бочкой из всех штопоров и здесь уже вот эти доли секунды – понимаешь, что времени на принятие решения очень мало, но каждая мысль, скажем так, каждое решение было, как струной натянуто и нужно было, как на гитаре играешь, струны поднимаешь: где-то одной струной дети пробежали, семья… одно решение, второе… даже нашлось место, потом, когда я на земле проигрывала эту ситуацию, нашлось даже место юмору, у нас девочка одна в команде летала, ну и докладывает: «У меня винт улетел». Ей зелёную дорогу – садись. Подбегают – винт на месте. «Что у тебя улетело?». Она достает вот так изо рта: «Вот». А там, видимо, что-то где-то открутилось.

Павел Давыдов: Такой женский подход к авиации.

Светлана Капанина: Мне надо докладывать, я была техником связи, понимаю, что, если что случись, это же всё на запись, в первую очередь, вспомнила этот случай, ничего так и не нашла, как сказать: «Винт улетел». Меня потом с земли спрашивают: «38, у вас там что-то улетело с самолета, вы не наблюдаете, винт улетел?»

Павел Давыдов: Светлана, мы сейчас посмотрим фрагмент одного Вашего полета, давайте сейчас попросим сейчас запустить на наш экран. Вот скажите, пожалуйста, о чем человек думает, когда совершает такие кульбиты в воздухе?

Светлана Капанина: Это шоу-программа, поэтому она в основном состоит не из классических фигур, не из классических элементов, но – неуправляемых фигур, вот, абракадабра, например, срыв через штопорную бочку, наверняка, с вращением потому сзади земля… не земля, а не небо вращается, под нами Олимпийский парк Сочи.

Смотрите такжеВасилий Шарбур: С 16 лет можно стать пилотом сверхлегкого воздушного судна. У нас задача – дать ребенку старт

Павел Давыдов: И кстати у этого видео огромное количество просмотров, если я не ошибаюсь, за десятки миллионов, да?

Светлана Капанина: Да, видео интересное, очень интересно стоит камера, поэтому видна немножко и ногами работа, и ручкой, и газом.

Павел Давыдов: Можно я вернусь всё-таки к своему главному вопросу?

Светлана Капанина: Да.

Павел Давыдов: О чём вы думали в тот момент? Я понимаю задач у пилота много: нужно за всем следить, за приборами в том числе, но тем не менее, есть время насладиться самим полетом и окружающей действительностью?

Светлана Капанина: Окружающей действительностью точно некогда наслаждаться, обычно думаешь о том, чтобы было красиво для зрителей, чтобы было видно, чтобы было интересно, чтобы было больше вращений, ну и, естественно, основной контроль – скорость, высота, место.

Павел Давыдов: Светлана, прочитав разные Ваши интервью, я для себя сделал вывод, что Вас за рубежом ценят больше, чем в России. Может быть, я, конечно, ошибаюсь, но действительно внимание иностранных журналистов или даже тех же чиновников за границей больше в сторону Вас?

Светлана Капанина: Ну, есть такое.

Павел Давыдов: С чем вы это связываете?

Светлана Капанина: Наверно, из-за того, что у нас сейчас авиации, особенно малой, уделяется очень мало внимания.

Павел Давыдов: А ее и нет в нашей стране.

Светлана Капанина: Нет.

Павел Давыдов: Мы эту тему неоднократно в этой студии поднимали.

Светлана Капанина: Да.

Павел Давыдов: Есть какие-то отголоски, государство не поддерживает, фактически эта сфера разрушена и восстанавливать ее то ли нет средств, то ли нет желания, но это уже другая тема.

Светлана Капанина: Да, скорее по желанию, конечно.

Павел Давыдов: А это правда, что в Китае даже обсуждался вопрос, чтобы Вам установить памятник при жизни.

Светлана Капанина: Да, было такое.

Павел Давыдов: Расскажите, что это такое?

Светлана Капанина: Это после очередных соревнований, по-моему «Мастера пилотажа», что-то такое было, ко мне подходили, мерки снимали полностью, как будто мне комбинезончик хотели сшить, фотографировали со всех сторон, брали документы на согласие установки этого памятника, но, по-моему, так и не поставили, там, по-моему, поменялся губернатор, не знаю этих тонкостей.

Павел Давыдов: И еще одна история, связанная с Вами и тоже с Китаем, скажите, пожалуйста, это правда, что вы с кем-то поспорили и пролетели узкое ущелье в этой стране?

Светлана Капанина: Ну, в Китае всегда были какие-то свои прибамбасы, они любят такой экстрим. Там есть в одном из городов гора, в которой есть сквозное отверстие – это называется «райские ворота». У китайцев есть поверье: кто пройдет через «райские ворота» – познает смысл жизни, но видать они решили узнать, познает ли смысл жизни пилот, или какой смысл жизни может познать пилот, пролетев на самолете сквозь эти «райские ворота», поэтому мы – шесть пилотов: пять ребят и одна я, как всегда среди мужчин сильных полом, должны были пролететь через эти «райские ворота», но как-то лететь туда не очень хотелось, потому что в Китае всегда туман такой, дымка, вот, с пятикопеечную монету смотрелись эти «райские ворота» со стороны, когда смотришь на них. И подходит ко мне девочка журналистка, такая маленькая-маленькая, такая на меня смотрит и спрашивает: «А как Вы полетите в эти «райские ворота»?». Говорю: «А как Вы хотите?». «Ну, вот так вот как-нибудь». Думаю, куда деваться, придется лететь, а то скажут, что женщина напугалась.

Павел Давыдов: Но вы осознавали, какая это опасность?

Светлана Капанина: Пришлось слетать, вошла, как она и просила – на «ноже», потом обратно, потом на другой «нож» поставила, там потоки свои, немножечко кидануло, оно потом вышла. В следующий раз, на следующих соревнованиях опять в Китае летали на рекорд «Книги Гиннесса» 10 самолетов под один мост, под разные приемы, мне говорят: «Светлана, только «бочки» не крути под мостом – высоты не хватит».

Павел Давыдов: Даже так, предупреждали.

Светлана Капанина: Да.

Павел Давыдов: Скажите, пожалуйста, а на каких самолетах вам, как пилоту, комфортнее летать: отечественного или зарубежного производства?

Светлана Капанина: Я люблю наши самолеты Сухого: Су-31, Су-26 – это лучшие пилотажные самолеты мира, несмотря на то, что их уже больше 10 лет не производят, они всё равно лучшие в мире.

Павел Давыдов: А есть ли у нас сегодня самолеты в таком количестве, чтобы заниматься авиаспортом?

Светлана Капанина: Вот, давайте не будем о грустном, потому что сегодня у нас в нашей стране нет вообще ни одного самолета в команде, на котором команда могла бы тренироваться и выступать, все без ресурсов.

Павел Давыдов: Я знаю, что Вы к Президенту России обращались и сказали, что авиаспорт в России скорее мёртв, чем жив, летаем мы на рухляди, и Вы попросили Главу государства о помощи, она была Вам оказана?

Светлана Капанина: Увы. Вы знаете, когда всё спускается до нижних чиновников, как снег тает, как вроде бы был брошен Президентом – принять меры, решения, воде сначала туда, сюда побегали и у Министра спорта были, еще где-то, потому что несколько раз я обращалась с письмами к Президенту, но как только ниже спускается к чиновникам, всё, как растворяется – солнце засветило, и снег растаял.

Павел Давыдов: Но в очередной раз эта тема поднята, и я надеюсь, что, может быть, чиновники, которые ответственны за это, в том числе и за развитие малой авиации, сегодня нас с Вами услышат и примут какие-то меры.

Светлана Капанина: Очень надеюсь, очень надеюсь.

Павел Давыдов: Скажите, пожалуйста, а как Вы считаете, что мешает сегодня молодежи идти в спортивную авиацию? Я читал недавно исследование, которое вообще меня потрясло – молодежь вообще не идет в авиацию, в том числе спортивную, почему? Я понимаю, ДОСААФа как такового нет, нет примеров, нет популяризации, но тем не менее, может, Вы сможете ответить на этот вопрос?

Светлана Капанина: На самом деле, нет государственной поддержки, ведь раньше все провинциальные клубы, да, это ДОСААФ был, поддерживались военными, сейчас у нас этого нет. Говорят, нам не нужен этот вид спорта, нам не нужна авиация, мы сейчас воюем в другой, так сказать…

Павел Давыдов: Сфере.

Светлана Капанина: Сфере, да. Но это же неправильно, так не должно быть, мы в нашей великой стране должны летать так же легко и непринужденно, как и автомобили передвигаются по стране, тем более что летает вся Америка, летает вся Европа, а мы так и ползаем по кочкам, по нашим ямам – пора наводить порядок.

Павел Давыдов: Еще момент, который хотел с Вами обсудить: некоторые космонавты говорят, что полет в космос серьезно меняет восприятие жизни. Скажите, а полет в околоземном пространстве меняет мировоззрение?

Светлана Капанина: Не знаю, меняет или не меняет, но, когда ты летаешь, тебе не хочется потом ничем другим заниматься. Правду говорят, что авиация – это какой-то некий наркотик, наверно, просто это хобби, работа и всё прекрасное, что может быть связано именно в этом плане, это есть в авиации.

Павел Давыдов: Можно я попрошу Вас заглянуть в свой завтрашний день, что мы там увидим? Каким вы видите будущее своё, своих детей?

Светлана Капанина: Светлым, конечно, светлым будущим, детей бы я, конечно, тоже хотела видеть чемпионами, я бы хотела, чтобы они нашли себя в своей профессии, чтобы они любили свою профессию так же, как и я, чтобы она совпадала с их хобби, и чтобы они были достойны этого большого звания – «Человек».

Павел Давыдов: Спасибо Вам большое, я надеюсь именно так и будет ведь вся ваша жизнь – это «Высший пилотаж», так называлась тема этой студии, Ваш пример впечатляет, а самое главное вдохновляет, пожелаю Вам новых высот и по жизни и в авиаспорте и еще раз хочу вас поздравить с наступающим международным женским днем! Я где-то читал, что человек либо красив внутренне, либо внешне, так вот, у Вас такой редкий случай, когда Вы сочетаете и то, и другое. С праздником Вас, спасибо Вам большое!

Светлана Капанина: Спасибо большое!

Павел Давыдов: У нас в гостях была семикратная абсолютная чемпионка мира по высшему пилотажу, заслуженный мастер спорта России Светлана Капанина.

Встреча со Светланой Капаниной: fotografersha — LiveJournal

В наш век авиация превратилась в доступный вид транспорта и за повседневной рутиной стала чем-то обыденным.
И только общение с людьми, для которых авиация стала главным в жизни и позволила осуществить мечту, оживляет правильное представление о полете, возвращается нас к тому романтическому ореолу, который окружает профессию пилота.

Не стала исключением недавняя встреча со Светланой Капаниной в клубе «Авиатор», на которой собрались несколько десятков гостей.
Встреча с Капаниной


Капанина Светлана Владимировна: 7-кратная Абсолютная Чемпионка Мира по высшему пилотажу, 2-кратная Абсолютная Чемпионка Всемирных Воздушных Игр, 2-кратная Абсолютная Чемпионка Европы, 2-кратная Абсолютная Чемпионка России, 39-кратная Чемпионка Мира, 8-кратная Чемпионка Всемирных Воздушных Игр, 12-кратная Чемпионка Европы.
Встреча с Капаниной

3. Встреча состояла из двух частей — презентации двух томов книги о столетней истории аэропорта Курган — места, где Светлана начинала свою лётную деятельность в спортивном авиаклубе.
Встреча с Капаниной

4. Об истории создания книги поведал Игорь Михайлович Семенов, старший научный сотрудник и заведующий Курганским авиационным музеем.
Встреча с Капаниной

5. Вторая сессия состояла из вопросов и ответов от собравшихся гостей, среди которых были не только любители авиации и блогеры, но и журналисты авиационных изданий и даже курганский телеканал.
Встреча с Капаниной

6. Светлана начала рассказ с самого популярного вопроса — с чего всё началось?
Встреча с Капаниной

7. «Родилась я в степях Казахстана, про авиацию ничего не знала, и только когда один раз летела с мамой на самолете, помню, что просила «Давай подберем вон тех человечков внизу!..»
Встреча с Капаниной

8. «Росла такая пацанка, каталась на мотоциклах, любила скорость, высоту, мечтала прыгнуть с парашютом…»
Встреча с Капаниной

9. Проучившись четыре года на фармацевта, попала в сентябре 1987 года по распределению в Курганскую аптеку и тогда же пришла в аэроклуб, чтобы записаться на прыжок с парашютом. Чтобы ощутить то чувство страха, которое возникает при открытой двери самолета. «Я не могла себе представить, как можно сделать шаг в бездну, в никуда».
Встреча с Капаниной

«В памяти всплывает очень длинный и темный коридор в нашем аэроклубе, я иду записываться и вдруг навстречу один из инструкторов:
– Девушка, вы куда?
– Да вот, хочу быть парашютисткой.
– Зачем? Давайте к нам! Лётчицей! На самолетах!..
Встреча с Капаниной

А я раньше из окна училища наблюдала за полетами планеров и парашютистами. И думала – да ну, летать как марионетка, когда тебя за веревочку дергают а потом отпускают?
– Нет, что вы!  Какая марионетка! Будете сами летать!»
И тут Света засомневалась…
Встреча с Капаниной

«И когда уже подошла очередь записываться, принимающей заявке женщине сказала «Самолеты», а сама про себя думаю «Я ведь на парашюты хотела!» А отказываться как-то неудобно уже, скажут «пришла, сама не знает чего хочет, иди подумай ещё!…» Вот так и осталась в авиации. С тех так и говорю коротко — случайность!»
Встреча с Капаниной

«Правда, поначалу думала, что останусь совсем ненадолго, потому что первый полет совсем не впечатлил.
Плохая декабрьская погода и мы двумя самолетами потихоньку виражик вправо, виражик влево… Я думаю «Какой ужас! Я столько месяцев учусь, чтобы заниматься вот этим??» Уволилась из аптеки и собиралась вернуться в Казахстан, но инструктор уговорил остаться и посмотреть на высший пилотаж после нового года.»
Встреча с Капаниной

«Рукавишников сам привел меня за ручку на аэродром второй раз и посадил в самолет с Леонидом Аркадьевичем Солодовником. И я впервые увидела, что такое высший пилотаж из кабины самолета. Это было нечто.

То, что было в первый раз совершенно непохоже на те ощущения, которые я испытываю сейчас. Эмоций было столько!! Голова бьется о фонарь, небо, земля, это все летает, вращается, ручка управления буквально бегает по кабине, педали, не знаешь куда руки ноги спрятать. Такое впечатление, что скальп с тебя сначала пытаются стянуть, потом натянуть обратно, в общем, чтобы это выразить, слов и эмоций не хватает.

Когда я вышла из кабины, я была в таком шоке… Потом я посмотрела тот же самый полет уже с земли…
Куда я собралась? Какой Казахстан? Чего я там буду сидеть? Время есть, дай-ка попробую, время же есть!»
Встреча с Капаниной

15. После рассказа Светланы о том, как все начиналось, последовала сессия вопросов и ответов.
Встреча с Капаниной

— Поступали ли вам предложения принять участие в соревнованиях Red Bull?

— Участвовала один раз и довольно успешно, но это было еще в то время, когда они летали только над землей. Мы тогда не тренировались и налет на Су-29 был совсем небольшой. Да и самолет был тяжеловат для этих соревнований. Тогда считалась точное касание, посадка и время.
А когда Red Bull уже официально пригласил, я отказалась по двум причинам — в тот год у нас был чемпионат мира и совмещать было невозможно. Вторая причина – отсутствие самолётов, а летать на зарубежных я тогда категорически отказывалась. Это сейчас мы уже садимся на немецкую Extra, что грустно.
16.
Встреча с Капаниной

— Какой парк самолетов используется у наших спортсменов и нужны ли они?

— Наболевший вопрос. На сегодня парк спортивных самолетов отсутствует, Як-54 еще выпускается, но он не конкурент Unlimited (самолет категории высшего пилотажа) и уже не конкурент даже Advanced.

У нас есть три наших самолета Су-26М3 и каждый год «Сухие» им продляют ресурс.
Обычно это частные самолеты Extra, но хотелось бы конечно летать на Сухих. Я считаю, что это лучшие в мире самолеты, но я уже начинаю сомневаться, что мы когда-нибудь увидим новые Су-26 или Су-31.
17.
Встреча с Капаниной
Extra

18.
Встреча с Капаниной

В целом, государственной поддержки у наших спортсменов нет никакой. Лично я уже 5 лет не получаю ни копейки на сборы, обмундирование, проживание. Только поддержка фирмы «Сухого» – перед чемпионатом России они выкупили для четверых спортсменов по 7 летных часов.
И ежегодно мы сами ищем себе спонсоров и возможности для тренировок. Спасибо аэропорту Курган, они мне также очень помогают.

19. На фото: директор аэропорта Курган Коваленко Дмитрий Александрович. В июне, кстати, зовет на споттинг.
Встреча с Капаниной

— Какие типы самолетов освоили?

— Як-52, Як-50, Як-55 , Су-26, Су-31, Су-29, Extra, немного Ан-2, бланик ну и наверное все.
20.
Встреча с Капаниной

21.
Встреча с Капаниной

— Планы на этот год?

— В Венгрии чемпионат Европы, чемпионат России в Дракино. Ульяновск планировался, Санкт-Петербург, Краснодар и Уфа, но пока ничего не подтверждено, у нас как обычно это решается быстро — «надо было вчера».
Греция, Финляндия, Польша – пока под вопросом – год только начался.
Очень надеюсь, что в Европу мы полетим на Сухих. А для авиашоу в Росси проще найти Extra. В Европе я чаще летаю на тех самолетах, которые предоставляют организаторы.

22.
Встреча с Капаниной

— Как вы представляете себе будущее ваших детей? (Есения и Пересвет)
— Когда я летала внутри с Есенией я обкладывала кабину внутри подушками и было впечатление, что ребенок вместе со мной принимает удобное положение в полете. Такая тройная идиллия – я, дочь и самолет. Скажи сама – будешь летать-то? (спрашивает у дочери)
— Буду, на таком же самолете.
— Пересвет, а ты?
— Неееет… (зал смеется)
— Специально я детей тянуть в этот тяжелый спорт не буду. Может, дочь еще передумает, но так или иначе, я думаю, что летать они будут оба.

23.
Встреча с Капаниной

24. На этом встреча не закончилась и продолжилось неформальное общение под бутерброды и фрукты. В связи с этим стоит упомянуть группу «Аэрофьюлз» в лице Насти Матюшиной и Владимира Спиридонова  — крутую контору, обеспечивающую заправку топливом не только нашу тусовку, но и самолеты, в том числе в аэропорту Кургана.
Встреча с Капаниной

25.
Встреча с Капаниной

26. Раздача слонов книг и фотосессия с автографами продлилась еще час.
Встреча с Капаниной

27. Очередь за автографами.
Встреча с Капаниной

28. Авиационные тусовки и неформальное общение в клубе «Авиатор» становятся доброй традицией. За это отдельное спасибо товарищу Авиатору.
Встреча с Капаниной

29. На встрече были замечены очаровательные.
Встреча с Капаниной

30. Настя Дагаева (слева) рассказывает:
Подходит к Светлане пилот «Трансаэро» Олег Буглов за автографом. Разговорились. Он давай что-то расспрашивать про элементы высшего пилотажа. Спрашивал как-то между делом, она ему отвечала тоже, слегка шутя. А потом что-то случилось: она возьми и начни рисовать все эти элементы (бочка, мертвая петля) на бумаге. Олег улыбаться перестал, присел, начал все это дело разглядывать, слушать объяснения Капаниной.
И спустя время он во все глаза смотрел на нее и было видно, что у человека просто обалдение полное: он видит стройную женщину в макияже и на шпильках, которая объясняет ему, как делать высший пилотаж. И вот это смятение и восхищение было у Олега на лице так ярко выражено. Просто чума. И он берет книжки и очумевший улыбается…

Встреча с Капаниной

31. Всем спасибо за участие!
Встреча с Капаниной

И до новых встреч!
Встреча с Капаниной

Сайт Светланы Капаниной
Её видео-канал на Ютубе

Капанина, Светлана Владимировна Википедия

Светлана Капанина, 2018 год

Светла́на Влади́мировна Капа́нина (род. 28 декабря 1968(1968-12-28), Щучинск, Кокчетавская область) — российский пилот, семикратная абсолютная чемпионка мира в женском зачёте (1996, 1998, 2001, 2003, 2005, 2007, 2011)[1] по самолётному спорту.

Заслуженный мастер спорта России, заслуженный тренер России, лётчик-инструктор I класса лётно-испытательной и доводочной базы ПАО «Компания «Сухой» «ОКБ Сухого»

[2], член Высшего совета Всероссийской политической партии «Единая Россия», доверенное лицо Президента Российской Федерации В. В. Путина[3].

Лучший пилот столетия (по версии FAI)[4].

В 2003 году занесена в Книгу рекордов Гиннесса как самый титулованный пилот в мировой спортивной авиации[5].

Биография

Светлана Владимировна Капанина родилась 28 декабря 1968 года в семье таксиста и оператора автомобильной заправочной станции в городе Щучинске Щучинского района Кокчетавской области Казахской ССР, ныне город — административный центр Бурабайского района Акмолинской области Казахстана.

Уже в школьные годы занималась спортом, увлекалась мопедами, мотоциклами. Отстаивала честь своей школы и класса во всех спортивных мероприятиях и «Зарницах». Увлекалась лёгкой атлетикой — особенно хорошо бегала на короткие дистанции; шесть лет занималась спортивной гимнастикой, выполнила норматив кандидатa в мастера спорта СССР.

После окончания восьмого класса школы поступила учиться в Целиноградское медицинское училище по специальности «фармация», по окончании которого в 1987 году была направлена по распределению работать в аптеке при ведомственной железнодорожной больнице в городе Кургане[6].

В 1988—1991 годах работала техником-электриком связи Курганского авиаспортклуба ДОСААФ; в 1991—1992 годах — лётчиком-инструктором Иркутского авиаспортклуба ДОСААФ; с 1992 года — лётчиком-инструктором Курганского авиаспортклуба РОСТО.

В 1995 году окончила Калужское авиационное лётно-техническое училище по программе «Лётная эксплуатация летательных аппаратов».

С 2000 года — лётчик-инструктор I класса Лётно-испытательной и доводочной базы ОКБ Сухого в Москве.

В 2016 году окончила Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации по специальности 25.05.05 «Эксплуатация воздушных судов и организация воздушного движения» (Специализация «Организация лётной работы»).

Член Высшего совета Всероссийской политической партии «Единая Россия»[7].

Проживает в Москве[8].

В декабре 2018 года Светлана Капанина отметила двойной юбилей — 50-летие в жизни и 30-летие в небе[9]

Авиаспорт

С 1988 года начала заниматься авиаспортом в Курганском АСК на самолёте Як-52. Первым её инструктором был Николай Голубцов. С 1989 года стала летать у тренера, штурмана-инструктора Леонида Аркадьевича Солодовникова. Он стал мужем Светланы, но семейная жизнь длилась недолго, Солодовников погиб[10].

В 1991 году вошла в состав сборной команды России по высшему пилотажу.

В 1993 году, впервые принимая участие на международных соревнованиях, стала серебряным призёром чемпионата Европы.

В 1998 году в Великобритании открывала авиашоу в честь 80-летия Королевских ВВС.

Освоила самолёты Як-52, Як-50, Як-55, Су-26, Су-29, Су-31 и их модификации, Extra 300, Extra 330

[de], планёр LET L-13 Бланик.

Является членом пилотажной группы «Первый полёт».

Светлана Капанина поднималась в небо будучи беременной, по её словам, «проверяя отношение будущих детей к полётам». Дочь Светланы Капаниной уже летала в передней кабине её спортивного самолёта[11].

Награды и звания

Награждение орденом Мужества.
22 декабря 2014 года

Российские
Иностранные
Премии
Спортивные разряды и звания
Почётные звания

Достижения

  • Абсолютная чемпионка мира среди женщин (1996, 1998, 2001, 2003, 2005, 2007, 2011)[1].
  • Абсолютная чемпионка Всемирных воздушных игр среди женщин (1997, 2001)[1].
  • Абсолютная чемпионка России среди женщин (1991, 2001).
  • Чемпионка СССР по высшему пилотажу среди женщин (1991).
  • Абсолютная чемпионка Европы среди женщин (1997, 2006, 2014).[источник не указан 1112 дней]
  • Тридцатикратная чемпионка мира в отдельных видах программы среди женщин (1996, 1998, 2000, 2001, 2003, 2005, 2007, 2009, 2011, 2013)[1].
  • Восьмикратная чемпионка Всемирных воздушных игр среди женщин (1997, 2001).
  • Четырнадцатикратная чемпионка Европы в отдельных видах программы среди женщин (1997, 2006, 2014).[источник не указан 1112 дней]
  • Обладатель 67 золотых, 26 серебряных, 13 бронзовых медалей чемпионатов Мира, Европы в женском зачёте и Гран-при ФАИ.[источник не указан 1112 дней]

Светлана завоёвывала награды в женском зачёте чаще, чем кто-либо из коллег-женщин[источник не указан 1112 дней][16]. Также она была лучшей среди женщин на Всемирных авиационных играх 2001 — абсолютный чемпион среди женщин в 1997 и 2001 гг.[1]

В творчестве

Светлане Капаниной посвящена песня автора-исполнителя и постоянного комментатора выступлений пилотажной группы «Стрижи» Николая Анисимова «Пилотажный рок-н-ролл». Неофициальное название этой песни — «Светлана»[17].

О Светлане Капаниной Андрей Караулов снял документальный фильм в серии «Человек — национальное достояние»[3].

Семья

  • Отец — Владимир Васильевич Капанин, по профессии водитель, работал таксистом. С молоду увлекается спортом, в одной дисциплин — фигурном автовождении на льду участвовал в республиканских соревнованиях, вице-чемпион Казахстана. Впоследствии служил егерем Государственного охотнадзора Казахской ССР.
  • Мать — Галина Григорьевна, работала бухгалтером на базе в Промторге, затем оператором автозаправки.
  • Сестра — Лариса Владимировна Капанина.
  • Брат — Олег Владимирович Капанин
  • Муж — Владимир Иванович Степанов (род. 1954), каратист (имеет четвёртый дан); заслуженный тренер России и судья международной категории, мастер спорта по тайскому боксу.
    • Сын — Пересвет (род. 21 августа 2002).
    • Дочь — Есения (род. 5 июня 2004).

Общественная деятельность

По обращению Светланы Капаниной к мэру Москвы Сергею Собянину было принято постановление о начислении ежемесячной компенсационной выплаты к пенсии чемпионам мира по самолётному, вертолётному и планерному видам спорта[18].

Примечания

Ссылки

Видео

Капанина Светлана Владимировна: биография, достижения, личная жизнь

Пилотажные фигуры в небе, которые совершает эта женщина, впечатляют мировых экспертов высшей степенью летного искусства. Светлана Капанина является единственной женщиной-пилотом, обладательницей Гран-при Кубка мира. Ее регалий не счесть: летчик-инструктор, «Заслуженный мастер спорта» и тренер России, обладатель 39-ти медалей в чемпионатах мира и член российской сборной по высшему пилотажу. И, ко всему сказанному, Светлана Владимировна — красивая женщина, любящая жена и мать двоих детей.

Задатки победителя

За три дня до Нового года в 1968 родилась Светлана в Казахской ССР. Мама работала бухгалтером, потом оператором заправки, а вот папа совмещал работу таксиста с автовождением на льду. Последнее занятие принесло отцу звание вице-чемпиона Казахстана. Светлана Капанина не единственный ребенок в семье. У нее есть также сестра и брат.

Свое упорство и лидерство девочка показала, будучи школьницей. Ни одно спортивное мероприятие не проходило без ее участия: зарницы, забеги и гимнастические выступления. Светлана 6 лет отдала гимнастическим тренировкам. И уже тогда доказала, что любое ее увлечение сопровождается достижениями. В гимнастике девушка выполняла программу, соответствующую кандидату в мастера спорта. Возможно, сейчас Россия и не получила самую титулованную летчицу, если бы не преданность юной Светланы своему тренеру по гимнастике Ларисе Александровне. Подающую надежды спортсменку приглашали в школу Олимпийского резерва в Целиноград, но Капанина отказалась из-за отсутствия такого же предложения своему тренеру. А после восьмого класса девушка покинула спорт и решила осваивать фармацевтические дисциплины в Целиноградском училище.

Лётная родина

После окончания медучилища в 1987 году, по распределению, поднимать химическую промышленность отправилась Капанина Светлана в Курган. Именно в этом городе девушка решила реализовать свою давнюю мечту – прыжок с парашютом. Волею судьбы Капаниной встретился мужчина, который, увидев растерянный взгляд девушки, поинтересовался, чем он может ей помочь. Она спросила: «Где записывают на прыжки с парашютом?». – «Зачем вам парашют, записывайтесь на летчицу. С парашютом мы вас сбросим и на летной секции».

капанина светлана

Когда Светлана дошла до кабинета, где записывают желающих на разные авиационные дисциплины, она промолвила: «Самолетная секция». Осознав, что произнесла не то, за чем пришла, девушка не стала исправлять сказанное, дабы не показаться неуверенной в себе личностью перед работниками авиаклуба.

Вот так будущая чемпионка, летчица Светлана Капанина, биография которой случайным образом определила её хобби и профессию, стала тренироваться в авиационном спортклубе (АСК).

Тренировки

Перспективного ученика сразу же заприметил Рукавишников Александр Васильевич. Отличный вестибулярный аппарат, физическая подготовка, стремление быть лучшей – всеми этими качествами обладала Капанина Светлана Владимировна. Фото этой утонченной и обаятельной блондинки не соответствуют классическому представлению внешности женщины, отдавшей свою жизнь на достижения высшего пилотажа в лётном искусстве.

светлана капанина летчик инструктор 1 класса

Первый обычный полет не впечатлил Светлану, и тогда для девушки устроили настоящий прогон с петлями, виражами и разворотами, после которых она навсегда влюбилась в небо. Светлана Владимировна до сих пор помнит эти ощущения: бешеная скорость, перевернутые земля с небом, удары головой о фонарь, адреналин и желание всему этому научиться.

Оформили Капанину в АСК авиационным техником по связи. Первым тренером был Рукавишников А.В., через год обучать мастерству полетов начал Солодовников Л.А. В 1991 году Капанина Светлана попала в сборную по высшему пилотажу и получила звание «Мастер спорта».

Выступления

К 1992 году Светлана уже стала инструктором, а через год поехала на свой первый чемпионат Европы, откуда привезла серебряную медаль. И это достижение стало началом ее большого пути в карьере.

В 1995 году в ЮАР она заняла второе место в Абсолютном зачете, не оставив ни одной медали пилотам из мужской категории. А через год, на чемпионате мира в США, после того как Капанина завоевала все золото, её наградой стало звание «Почетный гражданин Оклахомы».

светлана капанина летчик испытатель кб сухого

В 1998 году в Великобритании Светлана открывала авиационное шоу, организованное в честь 80-летия ВВС Королевства. Там местные журналисты окрестили русскую летчицу «Сибирским ангелом». Это стало ее первым профессиональным прозвищем.

светлана капанина личная жизнь

На сегодня Светлана Капанина — летчик-инструктор 1 класса и обладатель 67 золотых, 26 серебряных и 13 бронзовых медалей.

Лучшие самолеты

Для Светланы, да и для мировых пилотов, лучшими летно-техническими характеристиками обладают самолеты марки Су. Когда были госзаказы, функционировали авиационные клубы, их выпускало конструкторское бюро (КБ) им. Сухого и большая часть участников на международных чемпионатах выполняла программу на этих самолетах. На сегодня Су-31, Су-29, Су-26 и вся серия спортивно-учебных летательных аппаратов не выпускается. Они лишь перепродаются подержанные и до сих пор пользуются спросом.

летчица светлана капанина биография

Самолеты, выпущенные на ОКБ им. Сухого, имеют хорошую аэродинамику, устойчивы к перегрузкам и эргономичны. Но отсутствие финансирований этого вида спорта сказалось на остановке выпуска самых лучших самолетов.

С развалом Советского Союза летные секции перестали поддерживаться государством. Об этом свидетельствует тот факт, что средний возраст команды составляет 47 лет! Когда Светлана была учеником, то количество часов для занятий отводилось около 70 в год, а сейчас если удастся отлетать хотя бы 15, уже хорошо.

В 2000 году Светлана с остальными членами сборной по высшему пилотажу была принята на работу в компанию «Сухого». Предложили Королеве небес должность летчика-инструктора с перспективой стать испытателем. Капанина как раз в то время была учеником школы им. Федотова, которая занималась подготовкой летчиков-испытателей. После теоретического курса на практике применить знания ей не пришлось. По плану необходимо было отлетать определенное количество часов на разных видах самолетов, всего в группе насчитывалось 30 человек.

По каким-то причинам, скорее всего финансовым, Светлану не допустили к практическим занятиям. Поэтому она так и не стала летчиком-испытателем в КБ «Сухого», но осталась и по сей день работать при заводе инструктором. Кстати, благодаря компании «Сухого» российская сборная высшего пилотажа всегда имеет отремонтированные самолеты.

Мечта – своя школа

Капанина Светлана Владимировна с годами не потеряла интерес к полетам. Она продолжает выступать в авиашоу и чемпионатах. Ее приглашают на авиационные представления зарубежные организаторы, а она вынуждена отказываться из-за отсутствия самолета. Например, у каждого иностранного участника чемпионата личный летательный аппарат, а у российской команды на десять человек два самолета. Сталкиваясь с множеством проблем: отсутствием техники, средств, авиашкол, она помогает молодому поколению познавать прелести летного дела, тренируя ребят.

капанина светлана владимировна фото

Светлана Владимировна с годами начала задумываться о работе за рубежом, как о способе заработать деньги, чтобы организовать летную школу и продлить угасающую жизнь самолетного спорта в России.

Нестандартные ситуации

Светлана Капанина, личная жизнь которой находится в постоянном риске, попадала во время полета в опасные ситуации. И в интервью, когда ее спрашивали, случались ли отказы двигателя, она спокойно отвечала: «Да, и это нормально». На международном демонстрационном полете после отказа двигателя Светлана так умело посадила самолет, что об этом инциденте знало только руководство полетов.

Был случай, за день до чемпионата Европы, во время тренировки, при выполнении фигуры «штопор», сорвалась лопасть аппарата и вонзилась в лонжерон крыла, а за ней сразу же отпал винт. Вся команда замерла от страха в ожидании посадки. Светлана посадила самолет на грунтовую полосу и добилась минимальных повреждений техники, даже наушники успела отстегнуть, перед тем, как покинуть кабину пилота, потому как нуждалась в них на завтрашнем чемпионате.

Светлана Капанина: биография, личная жизнь

В некоторых источниках о биографии и личной жизни «Сибирского ангела» есть сведения, что первым ее мужем был Солодовников Леонид, тренер из Кургана. По трагической случайности в 1994 году он ушел из жизни. Этот болезненный период в жизни Светлана Владимировна не любит обсуждать и давать какую-либо информацию.

светлана капанина биография личная жизнь

Сейчас семья Степанов-Капанина воспитывают двоих детей и живут в Москве. Муж Светланы — Владимир, тоже спортсмен, у него четвертый дан по каратэ. Он занимается тренерской и судейской работой. Первый ребенок в спортивной семье – это сын, с древнерусским именем Пересвет, а младшая – дочка, с не менее интересным именем Есения. Дети, видя достижения родителей, мечтают также покорить небо и боевые искусства. Поэтому хочется пожелать семье Степанов-Капанина успешных взлетов во всех начинаниях!

Женское лицо авиации. Светлана Капанина живет небом

Долгое время считалось, что авиация – дело совсем не женское. Так что к штурвалу подпускали только мужчин. Но до поры до времени. И хотя в России летчиц в гражданской авиации сегодня мало – менее одного процента, но все же они есть и даже не боятся составить конкуренцию летчикам-испытателям, в том числе военным. Условия более чем экстремальные. Тем более, для женского организма, передает корреспондент «МИР 24» Максим Красоткин.

«Ты даже чувствуешь свои руки, что они тяжелыми становятся. Такое ощущение, что немножко потоки на лице появляются, лицо деформируется. При больших перегрузках – девять-десять единиц – могут веки уже не держаться, с трудом их удерживаешь», – говорит заместитель главного редактора журнала «Авиапанорама», заслуженный военный летчик РФ Владимир Попов.

Каково это, знает Светлана Савицкая, которая управляла, в том числе истребителями МиГ-21. Она установила четыре рекорда высоты и скорости полета. А затем пошла еще дальше – стала космонавтом. Возможно, к этому подтолкнули гены: отец Евгений Савицкий был маршалом авиации. Савицкая – первая в мире женщина, которая вышла в открытый космос.

Ни больших перегрузок, ни резких перепадов высоты, ни воздушных ям не боится летчик-инструктор первого класса Светлана Капанина. За ее плечами семь побед на чемпионатах мира по самолетному спорту. У нее с работой настолько высокие отношения, насколько позволяет практический потолок самолета. Светлана Капанина садится в кабину всегда как в первый раз. Может, в этом и есть секрет ее успеха. Отточенное мастерство воздушного аса и восторг новичка – фирменный стиль лица российского пилотажа.

Пожалуй, столько приборов нет в самолете, сколько титулов она завоевала на соревнованиях. Светлана собиралась свою жизнь посвятить легкой атлетике, но демонстративно отказалась поступать в спортивное училище. Из принципа. Из-за того, что их школьной команде занизили баллы на соревнованиях.

«Подошли, говорят: «Поступайте в наше училище, вас берем без экзаменов с вашими регалиями». А я из принципа: «Никогда в жизни поступать не буду в ваше училище», – говорит Светлана Капанина.

Зато поступила в медицинское. Даже какое-то время работала фармацевтом.

«Очень стыдно мне об этом говорить, но четыре года прошли даром, вот просто даром. Даже сейчас, если кто-то заболел в семье, мне проще позвонить маме, сестре и спросить, какую таблетку дать, нежели вспомнить в своей голове какие-то пилюли», – говорит она.

На аэродром ее привело желание прыгнуть с парашютом, а там затянуло. В авиации иначе не бывает. Однако в небе бывало не все гладко. Бывало, отказ техники, если бы не мастерство и чудо, а иначе не скажешь, едва не приводил к катастрофам.

«У меня сначала разрушилась лопасть и пробила лонжерон. При таких авариях у нас много погибло пилотов. Потому что идет расбалансировка, сильная тряска, и не успевают пилоты выпрыгнуть из самолета. Мне повезло, что за лопастью срезало винт с фалом, то есть весь винт ушел. И тряски не было», – говорит летчик.

Причем, пытаясь посадить самолет, на волоске от гибели, Светлана вспоминала комичную историю, произошедшую в ее аэроклубе.

«Девочка докладывает: «У меня улетел винт». Ей быстро зеленую дорогу, все самолеты разогнали, давай, на посадку заходи. Она садится, к ней подбегают: «Какой винт у тебя улетел, все же нормально». Она вытаскивает изо рта: «Вот». Там что-то от приборной доски открутилось», – говорит Светлана.

Ее пилотаж – украшение любого авиасалона, будь то Жуковский или Ле-Бурже. Как-то в Китае пролетела через Райские ворота – сквозную пещеру в горе Тяньмэнь. Взяли на слабо. Тот полет вызвал восторг у публики и коллег, а для Светланы едва не стал последним. Спас точный расчет и единение с самолетом. «Подлетаешь к этим Райским воротам, а они «не распахиваются», и рая то не видать. Я ставлю самолет на нож, и тут в самой пещере пытается меня потоком кинуть на скалу», – говорит она.

Светлана, хоть и живет небом, в отличие от многих летчиков не верит в приметы. Например, спокойно снимается перед полетом. За штурвалом она воздушный ас, а дома – заботливая мать. «Я летала и с дочкой на пилотаж, и с сыном, будучи беременной. Ему не понравилось, а ей понравилось, это была идиллия. Первое время она говорила, что будет летать», – говорит летчик.

Но вопреки всему дети – Пересвет и Есения – увлеклись сноубордом. А у самой Светланы есть последователи и ученики, которым она передает свой «капанинский стиль». В небе она становится частью самолета — или самолет частью нее. Чувствовать машину как свой организм — не каждый это может. А у Капаниной получается.