7 лучших картин художника Эдгара Дега
27 сентября 1917 года скончался знаменитый художник Эдгар Дега. Он считается одним из основных представителей импрессионизма, хотя у Дега всегда был независимый стиль. Его не привлекали пейзажи. Чаще всего он изображал людей в движении. Дега оставил свыше 2000 картин маслом, пастелей и скульптур. Вспомним лучшие работы художника.
«Семейство Беллели». На этом групповом портрете изображены тетушка Дега Лаура со своим мужем, бароном Дженнаро Беллели, и двумя детьми. Лаура беременна третьим ребенком, хотя черное платье скрывает ее положение. В это время она продолжала носить траур по своему отцу — его портрет висит позади Лауры. Дега начал писать эту картину в 1858 году, когда находился в гостях у своих родственников во Флоренции. Здесь он сделал наброски, но окончательно картину написал уже в Париже в 1859 году. К тому времени портрет был самой грандиозной работой художника.
Семейство Беллели
«Хлопковая биржа в Новом Орлеане». Картину Дега написал во время поездки к своим родственникам в Новый Орлеан. Дега сообщал своему другу об этом городе: «Один хлопок. Все здесь живут только хлопком и ради хлопка». На переднем плане картины сидит дядя Дега, Мишель Мюссон, брокер хлопковой биржи; брат художника, Рене де Га, изображен читающим газету, а другой его брат, Ахилл де Га, прислонился к перегородке на заднем плане слева. Дега мастерски вписал портреты персонажей в атмосферу деловой обстановки.
Хлопковая биржа в Новом Орлеане
«Абсент». Одна из самых знаменитых работ Дега. На картине изображена пьяная, усталая пара, потягивающая свои напитки в парижском кафе «Нувель-Атен». В стакане у женщины налит абсент, легко узнаваемый по бледно-зеленому цвету. Моделями для картины стали актриса Элен Андре и художник Марселен Дебутен, друзья Дега. Их фигуры мастерски смещены от центра композиции. Люди словно выхвачены из реальной жизни. Надо сказать, что первоначально картина не была принята критиками.
Абсент
«Мадемуазель Лала в цирке Фернандо». Артисты любого жанра всегда привлекали Дега, он восхищался их отвагой и мастерством. На картине изображена акробатка, висящая под куполом цирка на зажатом у нее в зубах канате. Ракурс выбран так, что мы видим акробатку глазами сидящего внизу зрителя. В том же году, когда Дега написал свою картину, мадемуазель Лала гастролировала в Лондоне, и газеты пестрили сообщениями, что эта акробатка «уже поразила весь Париж».
Мадемуазель Лала в цирке Фернандо
«Голубые танцовщицы». Дега любил изображать людей, особенно женщин, словно бы застигнутых врасплох за своими занятиями. Темой балета художник увлекся в 1870-е годы. Танцовщиц он стремился запечатлеть не на сцене во всем блеске, а предпочитал показать их трудовые закулисные будни. Таковы картины «Танцовщицы на репетиции», «Танцовщица у фотографа», «Ожидание», «Две танцовщицы» и др. На вопрос, почему он так часто обращается к теме балета, Дега в свое время ответил: «Меня называют живописцем танцовщиц; не понимают, что танцовщицы послужили мне лишь предлогом писать красивые ткани и передавать движения».
Голубые танцовщицы
«Гладильщицы». Если импрессионисты считали важнейшим своим принципом писать картину с натуры, то к Дега это не относилось. Он любил повторять, что следует «наблюдать, не рисуя, а рисовать, не наблюдая». Он стремился показать жизнь во всем ее многообразии и бесконечном движении. В целом с импрессионистами Дега сближало желание отойти от академических шаблонов, обращение к темам современной жизни.
Гладильщицы
«Мытье». Образы женщин, принимающих ванну, расчесывающих волосы после мытья, как и образы танцовщиц, являются визитной карточкой Эдгара Дега. До него художники изображали обнаженную фигуру в застывшей позе. Между тем, Дега, по его собственному выражению, как будто подглядывал сцены купания из жизни.
Мытье
Картина «Голубые танцовщицы» и другие произведения Эдгара Дега
Эдгар Дега является одним из выдающихся и всемирно известных импрессионистов Франции. Картина «Голубые танцовщицы» стала одним из самых значимых его произведений. Нет никого, кто бы стал оспаривать тот факт, что Дега — один из величайших и самых талантливых живописцев своего века. Его творческая деятельность оказала немалое воздействие не только на импрессионизм и живопись Франции, но и на мировое искусство и культуру.
Краткая биография
Художник Э. Дега, кисти которого принадлежит картина «Голубые танцовщицы, родился 19 июля 1834 года в столице Франции — Париже. Его семья была аристократического происхождения. Его отец был управляющим крупного банковского отделения во Франции, основанного в свое время дедом художника в Италии.
Со временем семья Дега перебралась в Италию, боясь за свою жизнь, потому что во Франции началась Великая революция. Именно в Италии был основан их банк. После того как опасность миновала, они вернулись на родину.
Творческий путь
Склонность к рисованию и живописи начала проявляться у Эдгара еще в раннем детстве. И хотя в юном возрасте он был вынужден изучать юриспруденцию, к этой науке он никогда не питал интереса. Благодаря наличию денег у его семьи, он мог посвятить себя живописи, не боясь остаться на мели. В возрасте 20 лет Эдгар становится учеником живописца Ламота. В молодости он очень желал завоевать авторитет и уважение у коллег и поклонников искусства, поэтому для него было очень важно, чтобы его работы выставлялись в Салоне. Для этого он писал картины на серьезные исторические темы. Среди наиболее известных картин того периода: «Семирамида закладывает город» (1861 г.), «Бедствия Орлеана» (1865 г.) и «Александр и Буцефал» (1861-1862 гг.).
Немного позднее он отправился в путешествие по Италии, где создал групповой портрет семьи Беллели. Здесь он пробыл несколько месяцев. Художник не только вдохновлялся красотами этой чудесной страны, ее лазурными морскими берегами, яркими красками и теплыми, солнечными днями, но в большей степени его интересовали полотна великих творцов итальянского Ренессанса. В его творческой карьере насчитывается огромное количество произведений. Однако ранние, доимпрессионистические картины пользуются несколько меньшим интересом у ценителей искусства.
Знакомство с импрессионистами
Ни одно из вышеописанных произведений не имеет ничего общего с импрессионизмом, поэтому очень сильно отличается по стилю и технике картина «Голубые танцовщицы». Дега познакомился с Эдуардом Мане в 1861 году. Это была крепкая дружба до конца жизни. Именно Мане познакомил Дега с другими представителями направления в живописи, которое впоследствии было названо импрессионизмом. Художников объединяли сходные взгляды в живописи, они оба были полностью поглощены этим течением.
Герой нашей статьи очень увлекся новым стилем, поэтому стал творить в основном в соответствии с его принципами. Картина «Голубые танцовщицы» Эдгара Дега тоже относится к импрессионистическому стилю, хотя в ней уже можно найти некоторые отличительные черты. Она, скорее, относится к позднему импрессионизму. Работа была создана в 1897 году.
Э. Дега «Голубые танцовщицы»: описание картины
Стилевые особенности картины в первую очередь связаны с тем, что полотно относится к позднему периоду творчества живописца. Его зрение в то время стало сильно ухудшаться в силу возраста, поэтому он начал использовать более крупные мазки, все меньше внимания уделяя мелким деталям. На картине «Голубые танцовщицы» изображены четыре девушки в голубых платьях, которые готовятся к исполнению танца. Эту работу многие любители искусства считают настоящим шедевром. Особенно высоко ценится ее неповторимая, нежная и мягкая цветовая гамма. Особую ценность картина «Голубые танцовщицы» представляет для россиян, потому что хранится ее оригинал в Москве, в Музее искусств имени Александра Сергеевича Пушкина. Это один из выдающихся экспонатов музея.
Вклад в искусство
Простое описание картины «Голубые танцовщицы» не способно в полной мере передать всю красоту и великолепие этого произведения. Даже иллюстрация и репродукция этого не сможет. Лишь вживую можно насладиться всей магией этого гениального полотна.
Вклад Э. Дега в мировое искусство и культуру, безусловно, огромен. Помимо картины «Голубые танцовщицы», в его творческой копилке есть еще очень большое количество великих произведений, которые хранятся в самых именитых музеях и галереях мира или в частных коллекциях. Большинство его картин уже распродано и давно сосредоточено в руках арт-организаций и крупных меценатов.
Сегодня многие его произведения оцениваются очень высоко. На арт-аукционах картины Дега продаются за сотни, а то и миллионы долларов США. А его имя навечно вписано в анналы истории, как одного из лучших живописцев XIX века. А для французов он настоящий национальный герой, они гордятся тем, что он является их соотечественником.
Заключение
Творчество художников-импрессионистов сегодня ценится очень высоко. К ним относится и Э. Дега. «Голубые танцовщицы» — картина, которая по праву считается одной из важнейших в его жизни. Хотя среди его полотен многие считаются настоящими шедеврами живописи. Имя художника известно во всем мире. Даже у людей, далеких от искусства, его имя на слуху. Его картины изучают в школах на уроках мировой художественной культуры. (МХК).
Каждое произведение Дега интересно по-своему, но картина «Голубые танцовщицы» выделяется даже среди всех его творений. Это по-настоящему великое произведение, которое было гордостью для самого художника, а сейчас является достоянием постоянной экспозиции Музея искусств в Москве.
Танец (картина Матисса) — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
«Танец» (фр. La Danse) — созданная в 1910 году картина французского художника Анри Матисса. Существует в двух версиях: первая находится в Музее современного искусства в Нью-Йорке, вторая и наиболее известная — в Эрмитаже в Санкт-Петербурге.
Московский коллекционер Сергей Щукин посетил парижскую мастерскую художника в 1906 году и заказал у него три декоративных панно для парадной лестницы в своем особняке.
Два полотна из этой серии — «Танец» и «Музыка» — находится сейчас в Эрмитаже, панно «Купание, или Медитация» — так и осталось незаконченным, сохранились лишь наброски художника.
Перед отправкой полотна в Россию оно было выставлено в Осеннем салоне 1910 года в Гран-Пале и вызвало скандал. Заказчика за глаза называли сумасшедшим и собирателем декадентствующего хлама.
После революции собрание Щукина было национализировано, и «Танец» при разделе его коллекции между ГМИИ и Эрмитажем в числе других импрессионистов попал в Санкт-Петербург, в отрыве от основного щукинского собрания. Так, в ГМИИ осталась написанная для Щукина же картина «Танец с настурциями», где панно служит фоном для натюрморта.
В 1930 году Матиссу американским коллекционером Альбертом Барнсом было заказано масштабное панно «Танец» (1932), ныне называемое «Парижский танец» (Музей современного искусства, Париж), в котором данная тема находит дальнейшее продолжение[1].
Сюжет картины Матиссу навеяли увиденные им в Коллиуре народные пляски. Другая версия — «Танец» — написана под впечатлением от греческой вазовой живописи и русских сезонов Сергея Дягилева.
Основное выразительное средство полотна — сочетание лаконичности живописных средств с его огромным размером. «Танец» написан всего тремя красками. Синим цветом передано небо, розовым — тела танцоров, а зелёным цветом изображен холм. На картине изображен танец, хоровод пяти обнажённых людей на вершине холма.
Тема танца обнаженных взявшихся за руки людей ранее появляется у Матисса в картине «Счастье существования (Радость жизни)» (1905—1906, Фонд Барнса) и, очевидно, отсылает к картине Кранаха «Золотой век» (1530, Национальная галерея в Осло). Позднее эта же тема повторяется в «Танце с настурциями» (1912).
Первая версия картины была написана Матиссом в 1909 году.
Танцовщицы Дега. История спасения одной картины
Эдгар Дега. Танцовщицы занимаются у станка. 1877 г. Музей Метрополитен, Нью-ЙоркВ музее Метрополитен в Нью-Йорке хранится замечательная по своей композиции картина Эдгара Дега. На ней – две танцовщицы. И лейка. Форма лейки схожа с позой одной из девушек. К чему бы это? И причём тут лейка?
На эти вопросы есть ответы. Но самым интересным является история самой картины. Оказывается, она могла бы и не дойти до наших дней. По крайней мере в таком виде.
Причём тут лейка
Дега слыл мезантропом. Если ему собеседник не нравился, он себя не сдерживал в едких высказываниях.
Лейка на картине очень характеризует натуру Дега. Она ведь пародирует позу одной из танцовщиц. Это насмешка над ней. Об этом художник через некоторое время пожалеет. Но об этом позже.
Кстати, лейка была обычным предметом для репетиционных залов танцовщиц. Ею поливали пол, чтобы пыль не поднималась, когда балерины танцевали.
Эдгар Дега. Фрагмент картины “Танцовщицы занимаются у станка”. 1877 г. Музей Метрополитен, Нью-ЙоркКак “Танцовщицы” Дега оказались на грани уничтожения
Этот шедевр не дошёл бы до нас, если бы не бдительность её первого владельца Анри Руара. Осталось бы нам любоваться лишь этюдами.
Эдгар Дега. Этюд к картине “Танцовщицы занимаются у станка” (масло, бумага). 1876-1877 гг. Британский музей, ЛондонАнри Руар, промышленник и художник, был одним из самых страстных коллекционеров 19 века. В его коллекцию входило более 500 картин.
При выборе картин для своей коллекции он опирался исключительно на свой вкус. Нравится-не нравится. Он не поддавался модным течениям. Он не боялся покупать картины импрессионистов: Дега, Моне или Ренуара. Картины тех, кого публика их ещё не признавала.
В его коллекции было аж 5 работ Сезанна! Как мы знаем, при жизни художника его работы почти не покупали. У Руара даже было несколько картин Гогена. Его таитянские картины другие коллекционеры считали в то время “безобразными”. Не говоря уже о рядовых обывателях.
Те, кто бывал в доме Анри Руара, выходил оттуда ошеломлённым. Все стены особняка были увешаны картинами. Полностью. То есть стен не было видно вообще. Порой даже рама одной картины заходила на раму другой.
Дега был частым гостем Анри Руара. Ведь он служил лейтенантом под командованием Руара во время Франко-Прусской войны. Также Дега выступил сватом для семьи своего друга. Он многое сделал, чтобы женить его сыновей на дочерях другого своего друга, Анри Лероля.
Эдгар Дега. Анри Руар перед своей фабрикой. 1875 г. Музей искусств Карнеги, Питтсбург, СШАКаждый раз, приходя в гости к Руару, Дега лицезрел свои же картины. И однажды попросил ничего не подозревающего друга дать ему на время одну из них. Очень ему хотелось внести в неё пару изменений. Изменения он внёс. Но они ему так не понравились, что в сердцах он уничтожил картину.
Чтобы восполнить потерю, Дега подарил Руару картину “Танцовщицы занимаются у станка”. Самое интересное, что Дега через какое-то время и её порывался изменить! Его шутка с лейкой ему стала претить. Он просил Руара дать ему картину, чтобы её закрасить. На этот раз коллекционер проявил твердость и отказал художнику.
Исторический аукцион и шокирующая цена на Танцовщиц Дега
К сожалению, коллекция Руара не дошла до наших дней. После его смерти в 1912 году наследники решили её распродать с аукциона. Шедевры разлетелись по всему миру.
Аукцион был сенсационным. Картины коллекции оказались необычайно востребованны. Когда цена доходила до сотни тысяч долларов за одну картину, по залу аукциона пробегала волна удивленных возгласов.
“Танцовщиц” приобрёл известный американский коллекционер Хэвемайер. Эта картина стала самой дорогой в его коллекции. Он заплатил за неё 97500 $!
На тот момент это была рекордная сумма, отданная за картину ещё живущего художника. Дега был на аукционе в качестве зрителя. Через какое-то время он так прокомментировал это событие. “Я почувствовал себя скаковой лошадью, которая выиграла Гран При. При этом я видел, как выигранный мной кубок торжественно вручается жокею”.
Да, эта картина никакого дохода ему не принесла. Хотя очевидно, что художнику была лестна такая оценка его творчества. Пусть и в долларовом эквиваленте.
Тот аукцион стал поистине историческим. Ведь за один день широкая общественность узнала, сколько могут стоить картины импрессионистов и их последователей.
Немало картин было куплено государственными музеями. Статус многих ещё вчера отвергнутых художников взлетел до небес. Гоген, Сезанн, Дега и многие другие с тех пор стали стоить дорого. Очень дорого.
PS. Дега создал немало полотен с танцовщицами. Читайте об одних из самых известных в статье “Голубые танцовщицы Дега. 5 невероятных фактов о картине”.
Автор: Оксана Копенкина
Перейти на главную страницу
Вконтакте
Одноклассники
Похожее
Восточный танец глазами художников | Журнал Ярмарки Мастеров
Восточный танец. Манящий, грациозный, чарующий. В нём есть всё: страсть и нежность, дерзость и кротость, трепет и вызов. Многие века он будоражит умы поэтов, музыкантов, художников.
История этого удивительного действия уходит далеко в глубину веков. Изображения танцующих фигур сохранились на фресках древних храмов Месопотамии (Западная Азия) и Египта. Считается, что они описывают древний ритуальный танец, посвященный плодородию и рождению новой жизни.
Восточный танец — это взрыв эмоций и красок! Погружаясь в его ритмы, понимаешь, что он становится твоей вдохновляющей страстью на долгие годы.
Собирая материал для той или иной тематической подборки, к сожалению, не всегда удаётся установить авторов произведений. Ниже, расскажу лишь о некоторых.
Вдохновляйтесь, напитывайтесь эмоциями. Приятного просмотра!
☀ ☀ ☀ ☀ ☀
Ричард Янг (Великобритания, Йоркшир). Родился в 1961 году. С детства имел талант к изобразительному искусству. Любил рисовать мелом и карандашом. Постепенно, к 12 годам, он пришел к масляной живописи. Благодаря своему упорству и усердию, Ричарду удалось одержать победу в региональном конкурсе. Благодаря средствам массовой информации, уже в юные годы он стал известным художником на Севере Англии.
Стиль работ Ричарда Янга одновременно является как классическим (традиционным), так и современным. На его технику оказали влияние шедевры мастеров эпохи возрождения, выполненные в духе реализма и романтизма.
Предметом вдохновения и творчества художника является танец: балет, танго, фламенко, беллиданс. В его работах чувствуется экспрессия и ритм, исходящий из сердца.
☀ ☀ ☀ ☀ ☀
Фабио Фабби (Fabio Fabbi, 1861-1946) — один из самых известных итальянских художников-ориенталистов. Закончил Академию искусств во Флоренции. После окончания учёбы, путешествовал по Европе и долгое время находился в Египте.
В своих полотнах он живописно отображал жизнь гаремов: взаимоотношения мужчин и женщин, пышные застолья и зажигательные танцы восточных красавиц.
☀ ☀ ☀ ☀ ☀
Отто Пилни — швейцарский живописец (1866-1936).
Он был известен, как живописец Востока и был придворным художником вице-короля Египта. Основной тематикой его картин были невольничьи рынки, бедуины в молитвах, пустынные оазисы и танцы, танцы, танцы.
☀ ☀ ☀ ☀ ☀
Репина, Саврасова, Брюллова, Малявина, Серебряковой.
Кого изобразил на картине «Вихрь» Филипп Малявин, какому танцу посвятил свою последнюю работу Илья Репин и какую танцевальную тему можно встретить на картинах Зинаиды Серебряковой? О 5 полотнах русских художников, которые изображали на своих картинах танец — в материале портала «Культура.РФ».
Алексей Саврасов. «Хоровод в селе»
Алексей Саврасов. Хоровод в селе. 1873–1874. Государственная Третьяковская галерея
Художник Алексей Саврасов — известный мастер пейзажа. Как говорил его ученик Исаак Левитан, Саврасов испытывал «бесконечную любовь к своей родной земле». Но не на всех своих полотнах он изображал изменчивую природу. В 1874 году художник написал работу «Хоровод в селе».
Алексей Саврасов запечатлел на полотне шумное деревенское гулянье в теплый летний день. На солнечной лужайке собрались жители деревни, одетые в нарядную праздничную одежду. В центре композиции — крестьяне в процессе «хождения за солнцем». Раньше так называли хоровод — самый древний и самый распространенный в русских селениях танец.
«Саврасов старался отыскать и в самом простом и обыкновенном те интимные, глубоко трогательные, часто печальные черты, которые так сильно чувствуются в нашем родном пейзаже и так неотразимо действуют на душу».
Филипп Малявин. «Вихрь»
Филипп Малявин. Вихрь. 1906. Государственная Третьяковская галерея
Русские крестьянки были излюбленным мотивом творчества художника-импрессиониста Филиппа Малявина. В 1906 году он представил публике полотно «Вихрь», на котором женщины в развевающихся пронзительно-ярких сарафанах кружатся в танце.
Фигуры пляшущих крестьянок занимают собой все пространство холста, однако к такому композиционному решению Малявин пришел не сразу. На первоначальном эскизе персонажи картины изображены на фоне деревенского пейзажа, а зритель смотрел на пляску будто бы сверху. В итоговом варианте художник «приблизился» к фигурам и сделал их более монументальными. Полотно создано в присущем Малявину декоративном стиле: тонко выписанные лица, одновременно размашистая манера живописи, чистые цвета, хотя в начале ХХ века художники не использовали таких ярких оттенков. «Вихрь» и шокировал, и восхищал зрителей.
«Впечатление красивого ковра с огненно-красными, малиново-красными и сине-зелеными пятнами. Краски горят. Долго смотреть на них больно глазам, и все-таки оторваться не хочется. Что-то чарующее, влекущее к себе… В этом вихре красок есть что-то стоящее за ними, какая-то жуть, что-то заставляющее задуматься о чем-то далеком от красок».
Илья Репин. «Гопак» («Пляска запорожцев»)
Илья Репин. Гопак (Пляска запорожцев). 1927. Частное собрание
Полотно «Гопак» стало последней картиной русского живописца Ильи Репина. Художник начал ее в 1927 году и работал несколько лет. Здоровье Репина было уже подорвано, писать ему было тяжело.
«Недели три я очень плохо себя чувствовал, но все же, опираясь то на шпалы, то на стены, все же не бросал Сечи — подползал и отползал».
В эти годы художник жил в бедности, не было денег даже на холст, а последний его замысел требовал большого пространства. «Гопак» Репин писал на огромном куске линолеума — на готовой картине под слоем краски кое-где заметен его узор.
Живописный танец казаков художник посвятил памяти своего друга и любимого композитора Модеста Мусоргского. Главный персонаж полотна — запорожец в ярком кафтане с золотыми узорами. Разудалые пляски, прыжки через костер, игра на бандуре — веселье казаков Илья Репин изобразил яркими красками и размашистыми мазками. Однако он старательно выписал детали праздничных казацких нарядов — узорчатые яркие кафтаны. Сам художник называл свою картину «красивой и веселой».
«Картина моя по своей идее есть жанр. Портретов никаких… В веселый, теплый день казаки высыпали на берег Днепра и, радуясь своему здоровью и окружающей их природе, веселятся».
Карл Брюллов. «Девушка, собирающая виноград в окрестностях Неаполя»
Карл Брюллов. Девушка, собирающая виноград в окрестностях Неаполя. 1927. Государственный Русский музей
Художник Карл Брюллов, окончив в 1821 году Академию художеств, отправился в поездку по Италии. О своем путешествии живописец писал: «Я решился искать того предположенного разнообразия в тех формах простой натуры, которые нам чаще встречаются и нередко даже более нравятся, нежели строгая красота статуй».
В одном из итальянских двориков он увидел сцену из сельской жизни, которую позже представил на своем полотне как яркий балетный спектакль. В центре его картины «Девушка, собирающая виноград в окрестностях Неаполя» — юная крестьянка, которая тянется за гроздью спелых ягод. Брюллов изобразил свою героиню как статную артистку, застывшую в танцевальном па: девушка поднялась на полупальцы, изящно раскинула руки и слегка прогнулась в спине. Кажется, что она танцует под звуки бубна, на котором играет вторая героиня, отдыхающая после сбора урожая.
Зинаида Серебрякова. «Балетная уборная. Снежинки»
Зинаида Серебрякова. Балетная уборная. Снежинки. 1923. Государственный Русский музей
Художница Зинаида Серебрякова в своих работах не изображала сам танец — она показывала зрителю закулисье. Как вспоминала дочь художницы Татьяна Серебрякова, ее мать получила разрешение бывать за кулисами театра по средам и воскресеньям — в дни балетных спектаклей. Там она наблюдала за гримирующимися артистками, знакомилась с ними и делала наброски будущих картин. А позже писала балерин, которые преображаются перед спектаклем и готовятся выйти на сцену.
«Дома у нас бывали танцовщицы. Мама купила балетные пачки, корсажи, трико, туфли — полное облачение балерины, и сама надевала его, принимая перед зеркалом те или иные позы, необходимые для задуманных ею композиций. В своих работах, посвященных балету, шла своим путем, видела этот мир своими глазами».
Работу «Балетная уборная. Снежинки» Серебрякова написала в 1923 году. Юные артистки на полотне готовятся к «Танцу снежинок» из балета Чайковского «Щелкунчик». Одна надевает пуанты, другая поправляет лямку на плече, поглядывая на зрителя, будто в зеркало. На дальнем плане девушка собирает волосы в сценическую прическу. На лицах танцовщиц легкая улыбка — кажется, что именно в этот момент они перевоплощаются. Улыбчивыми, кокетливыми и грациозными Зинаида Серебрякова писала своих героинь на всех полотнах балетной серии.
Зинаида Серебрякова. Девочки сильфиды (Балет Шопениана). 1924. Государственная Третьяковская галерея
Зинаида Серебрякова. Балерины в уборной. 1923. Отдел личных коллекций ГМИИ имени А.С. Пушкина
Зинаида Серебрякова. В балетной уборной (Большие балерины). 1922. Частное собрание
Автор: Алина Ступакова
Описание картины Эдгара Дега «Танцовщицы в розовом»👍
Эта картина написана в жанре импрессионизма и является одной из самых известных работ Эдгара Дега, интересовавшегося изображением «балетных историй». Для нее характерны необычная композиция и сложная внутренняя система образов.
Художник запечатлел момент подготовки балерин к своему выступлению. Благодаря внезапности момента и непринужденности поз девушек картина выглядит очень динамично. Близость фигур балерин друг к другу создает ощущение разговора. Через жесты Эдгару Дега удалось передать красоту и грациозность танцовщиц. Стремление художника изобразить не балетных прим, склонившихся перед зрителями, а обычных танцовщиц, ожидающих своего выступления, делает Дега непохожим на других импрессионистов.
Экспериментаторство художника затрагивает и композицию картины. Балерины в розовом располагаются в правой части работы, в то время как современные Дега художники изображали своих героев по центру. Картина читается справа налево. Этот прием несвойственен традиционному подходу к искусству. Зрителя заинтересует, куда направлены взгляды четырех танцовщиц, и вместе с ними он посмотрит в левый нижний угол. После этого он заметит танцовщиц в зеленым. Тем самым при рассмотрении картины зритель должен совершить круг глазами по часовой стрелке.
Розовый становится цветовой доминантой картины. Утопание девушек в нем делает их похожими на букет цветов. Но есть у этого цвета и особый подтекст.
Чтобы он выглядел ярко, художник намеренно затемняет тон кожи танцовщиц и помещает их в обстановку полумрака. Этот контраст необходим художнику, чтобы подчеркнуть бледность кожи артисток. Во времена Дега существовала социальная пропасть между богатой публикой и балетными танцорами. Чаще всего положение артистов было бедственным. Художник стремился показать, что скрывается за бравадой представления и насколько не соответствует неестественная бледность балерин вызывающе яркому тону пачек.