Техника чтения 2 класс 1 четверть школа россии фгос текст: Сборник текстов для проверки техники чтения во 2 классе – Картотека по чтению (1, 2, 3, 4 класс): Тексты для проверки техники чтения

ТЕКСТЫ ДЛЯ ПРОВЕРКИ ТЕХНИКИ ЧТЕНИЯ ВО 2 КЛАССЕ ВХОДНЫЕ КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ

ТЕКСТЫ ДЛЯ ПРОВЕРКИ ТЕХНИКИ ЧТЕНИЯ ВО 2 КЛАССЕ ВХОДНЫЕ КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ (10-15 сентября)

Летучая мышь

О ней рассказывают много небылиц. Ведь летучая мышь очень необычна Не то зверь, не то птица.

Этот зверек очень полезен. Летучая мышь поедает вредных на­секомых.

Днем она спит в дупле. Широкие крылья, как плащ, закрывают мышь.

Настает ночь. Летучая мышь летит на охоту. Ночью птицы спят, а мыши их заменяют. (55 слов.)

(По Ю. Дмитриеву.)

  1. Чем необычна летучая мышь?

  2. В начале рассказа сказано, что летучая мышь «не то зверь, не
    то птица». Так кто же она?

  1. Чем полезна летучая мышь?

  2. Когда она охотится?

  3. Как летучая мышь проводит день?

  4. Объясните значение слова «небылицы».

Клесты

Весной и летом у пернатых много забот. Они вьют гнезда и вы­кармливают птенцов.

Только клесты без забот прыгают по деревьям.

Но вот начались морозы. А в гнезде у клестов голенькие птен­чики. Мать не слетает с гнезда, греет птенцов.

Почему клесты выводят птенцов осенью и зимой? Пища клестов -это еловые шишки. Они созревают только к концу года. (56 слов.)

(По Ю. Дмитриеву.)

  1. Когда клесты выводят птенчиков?

  2. Почему мать не слетает с гнезда?

3. Почему только поздней осенью и зимой клесты выводят
птенчиков?

  1. Почему другие пернатые выводят птенцов летом?

  2. Объясните значение слова «пернатые». Почему птиц так зовут?

* * *

Маленький Петя шел по тропинке.

Навстречу выбежала черная лохматая собака.

Петя испугался и хотел убежать. Но вдруг к его ногам прижал­ся маленький котенок и жалобно замяукал. Он просил защиты от страшного зверя.

Пете стыдно стало перед котенком. Мальчик поднял его и сме­ло пошел навстречу собаке.

Собака остановилась, испуганно посмотрела на Петю и скры­лась в кустах. (55 слов.)

(По В. Сухомлинскому.)

  1. Что хотел сделать Петя при виде собаки?

  2. Что помогло ему преодолеть страх?

  3. Как изменилось поведение мальчика?

  4. Озаглавьте рассказ.

* * *

Ежик говорит Маше:

— Куда я покачусь, туда и ты иди! Свернулся он клубочком и покатился между елками, между березами. Катился, катился и при­катился к избушке на курьих ножках. И сидит в той избушке Баба Яга, пряжу прядет, А Ванюшка возле крылечка золотыми яблочка­ми играет.

Подкралась Маша тихонько к избушке, схватила братца и по­бежала домой. (54 слова.)

(Из русской народной сказки «Гуси-лебеди».)

  1. Из какой сказки этот отрывок?

  2. Куда привел ежик Машу?

  3. Что делала Баба Яга в своей избушке на курьих ножках?

  4. Чем занимался Ванюшка?

  5. Как Маша спасла своего братца?

  6. Что обозначает слово «пряла»?

  7. Как вы понимаете смысл слова «подкралась»?

ИТОГОВЫЕ КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ЗА I ПОЛУГОДИЕ 2 КЛАССА

(1 четверть)

Лето

На реке раскрылись белые лилии и золотые кувшинки. Буйно цветет над водой водяная кашка.

Дикая утка вывела из осоки маленьких утят. Летают над водой белые и синие стрекозы. В воде плавают пузатые караси. В зеленой осоке затих, притаился зубастый щуренок. Ходко снуют по пруду на длинных лапках водяные паучки.

Хорошо побегать по лугу и полежать в траве под березами. (59 слов.)

(По И. Соколову-Микитову.)

  1. Какие растения цвели над водой?

  2. О каких обитателях рек говорится в тексте?

  3. Почему щуренок притаился в осоке?

  4. Какое слово подтверждает, что щуренок — хищная рыба?

  5. Как передвигаются водяные паучки?

  6. Что обозначают слова «притаился», «снуют», «ходко»?

  7. Почему кувшинки названы «золотыми»?

  8. Перескажите текст.

Воробьиный термометр

У меня птицы не бездельничают. Воробьи у меня температуру показывают. Как термометры. Утром только взгляну в окно на кормушку — и уже знаю, тепло на улице или холодно.

Если воробьи гладенькие и поджарые, значит, тепло на улице, а если пухлые и взъерошенные, словно надутые шарики, значит, мо­роз трескучий, береги уши и нос! И хоть бы когда подвели меня воробьишки. (58 слов.)

(Н. Сладкое.)

  1. Почему рассказ назван «Воробьиный термометр»?

  2. Как автор узнает погоду по воробьям?

  3. Как можно озаглавить вторую часть текста?

  4. Как вы понимаете слова «поджарый», «взъерошенный»?

* * *

Мальчик осенью хотел разорить прилепленное под крышей гнездо ласточки.

— Не разоряй гнезда, — сказал мальчику отец. — Весной ласточка опять прилетит.

Прошла зима. В конце апреля пара острокрылых, красивеньких птичек прилетела и стала носиться вокруг старого гнездышка. Ра­бота закипела — и скоро гнездышко было отделано заново.

А недели через три из гнезда стали выглядывать крошечные го­ловки. Как рад был теперь мальчик, что не разорил гнездышка! (62 слова.)

(По К. Ушинскому.)

  1. 1. Озаглавьте рассказ.

  2. Что хотел сделать мальчик осенью?

  3. Как отнесся к этому отец?

  4. Как вели себя ласточки, вернувшись к старому гнезду?

  5. Чему радовался мальчик?

  6. Как понять выражение «работа закипела»?

Сила не право

Прибежал Миша в сад, выхватил у своей маленькой сестры Та­ни куклу и поскакал с куклой по саду верхом на палочке. Таня стояла и плакала.

Выбежал из дому старший брат Сережа. Сереже показалось ве­село возить куклу по саду, и он отнял у Миши куклу и лошадь.

Миша побежал жаловаться отцу; а отец сидел у окна и все ви­дел. (57 слов.)

(К. Ушинский.)

  1. Почему плакала Таня?

  2. Что сделал старший брат Сережа? Как он должен был поступить? А как бы вы поступили на месте Сережи?

  3. Как вы думаете, что сказал Мише отец?

  4. Почему неправы оба мальчика?

  5. Почему у рассказа такое название?

Может ли дерево взлететь?

(Сказка)

Росло в лесу молодое дерево. В один прекрасный день дереву захотелось летать.

Старые деревья смеялись над ним. Ведь дерево не летает. Кор­ни крепко держат его в земле.

Но гордое дерево все мечтало о полете.

И вот что случилось. Пришел лесоруб, срубил дерево. Столяр наделал из него планочки и дощечки.

Ребята смастерили из них легкие авиамодели. И дерево взлете­ло. (63 слова.)

(По Дж. Родари.)

  1. Кто помог дереву взлететь?

  2. Что сделал лесоруб?

  1. Что сделал столяр?

  2. Как сказано про работу ребят?

  3. Что значит слово «смастерили»?

  4. Зачем ребята мастерят авиамодели?

ТЕКСТЫ ДЛЯ ПРОВЕРКИ ТЕХНИКИ ЧТЕНИЯ ВО 2 КЛАССЕ

2 четверть

Синичье гнездо

Искала синица место для гнезда. Заглянула птичка в щель поч­тового ящика. Понравилось.

Синички расширили носиками щель. Натаскали мха, шерсти, травинок.

Увидел хозяин их работу. Что делать? Попросил почтальона класть газеты прямо на крыльцо.

Вывелись птенчики. Стала кошка вокруг ящика похаживать.

Хозяйка оплела ящик ветками шиповника.

Осенью в саду летала стайка синиц. А почтальон опять кладет письма в ящик, (60 слов.)

(По И. Недоле.)

  1. Почему осенью почтальон стал снова класть почту в ящик?

  2. В чем проявилась забота хозяина и хозяйки о крылатых квар­тирантах?

  3. Почему кошка не смогла забраться в гнездышко?

  4. Как крылатые квартиранты отблагодарят хозяев? Какую
    пользу они принесут?

  5. Как по-иному можно озаглавить рассказ?

Живая шляпа

Шляпа лежала на комоде. Котенок Васька сидел на полу. Вовка и Вадик раскрашивали картинки.

Вдруг позади них что-то плюхнулось на пол. Мальчики обер­нулись и увидели на полу шляпу.

Неожиданно шляпа поползла. Она выползла на середину ком­наты и остановилась.

Мальчики испугались и побежали в кухню. Они набрали кар­тошки и стали швырять ее в шляпу. Шляпа как подпрыгнет кверху! Из нее выскочил котенок. (63 слова.)

(По Н. Носову.)

  1. Почему рассказ назван «Живая шляпа»?

  2. Почему мальчики испугались?

  1. Как удалось обнаружить котенка?

  2. Почему о шляпе сказано, что она «плюхнулась», а не «упала»?

* ♦ *

Летит дятел, несет в клюве сосновую шишку. Прилетел и усел­ся на осину. Да не на ветку, как все птицы, а прямо на ствол, как муха на стену. Зацепился за кору острыми когтями, а снизу еще хвостом подпирается. Перья у него в хвосте жесткие, крепкие. Су­нул свежую шишку в расщелину осины, а старую вытащил клювом и выбросил. Расправился с этой, полетел за другой. (62 слова.)

(По Г. Скребицкому.)

  1. Озаглавьте рассказ.

  2. Как дятлу удается укрепиться на стволе?

  3. Опишите дятла.

  4. Как дятел расправляется с личинками?

  5. Как вы понимаете значение слова «расправился»?

Русская смекалка

Давно это было. Чистили дорогу в горах. В узком месте лежал огромный камень. Как его убрать?

Не знали тогда подъемных кранов. Не было могучих машин. Только сотня лошадей могла увезти камень.

Но простой крестьянин взялся один убрать камень. Подкопал он лопатой яму под самый камень. Камень и рухнул в яму.

Подровнял мужик землю — и дорога готова. Вот так просто рус­ский человек трудное дело сделал. (67 слов.)

(По В. Далю.)

  1. Из чего видно, что дело было трудное?

  2. Как справился крестьянин с этим делом?

  3. Объясните смысл названия рассказа.

ТЕКСТЫ ДЛЯ ПРОВЕРКИ ТЕХНИКИ ЧТЕНИЯ ВО 2 КЛАССЕ

3 четверть

Высотный теремок

Шел я по лесу и вижу терем в семь этажей. Это была старая бе­реза. В ней семь дупел, одно выше другого.

Из дупла первого этажа выглянула утка. Есть такие утки, кото­рые вьют гнезда в дуплах.

Во втором этаже поселился черный дятел. А в третьем жил дя­тел пестрый.

Выше еще четыре этажа. В каждом квартира. А в квартирах живут стрижи.

Прямо сказочный теремок, только высотный. (66 слов.)

(По И. Сладкову.)

Утята и стрекоза

Каждое утро хозяйка выносила утятам полную тарелку рубле­ных яиц. Она ставила тарелку возле куста, а сама уходила. Как только утята подбегали к тарелке, из сада вылетала большая стре­коза. Она страшно стрекотала. Утята убегали и прятались в траве. Они боялись, что стрекоза их всех перекусает. А злая стрекоза са­дилась на тарелку, пробовала еду и потом улетала. После этого утята уже целый день не подходили к тарелке. (68 слов.)

(По Б. Житкову.)

  1. Чем кормила утят хозяйка?

  2. Кто пугал утят?

  3. Действительно ли стрекоза была злой?

  4. Почему утята ее боялись?

  5. Как вы понимаете значение слова «перекусает»?

* *

Стояла осень. Листья в лесу облетели. Охотники разожгли кос­тер. На сковородке жарилась картошка. От нее шел вкусный запах. Вдруг в траве сердито засопел какой-то зверь. Он высунул из травы мокрый черный нос. Нос долго нюхал воздух и дрожал от жадно­сти. Из зарослей вылез маленький барсук. Он осмотрелся. Потом сделал шаг к костру, прыгнул и сунул нос в картошку. Запахло пале­ной кожей. Барсук бросился обратно в траву лечить нос. (68 слов.)

(По К. Паустовскому.)

  1. Когда произошел случай с барсуком?

  2. Что привело зверька к костру?

  3. Чем закончилась попытка барсука отведать картошки?

  4. Куда побежал барсук?

  5. Что обозначает слово «сопеть»?

Каникулы

«У нас каникулы!» — радуются школьники. Это слово означает перерыв в учебной работе.

Такое привычное земное слово родилось… на небе. Есть на не­бе яркая звезда Сириус. В древности ее называли Каникулой.

Появляется Каникула в ночном небе 26 июля. Это самое жар­кое время года. Тогда-то школьникам давали передышку, отпуск.

В честь звезды эти дни прозвали каникулами. Сначала так на­зывали только летний отдых. Теперь всякий перерыв в учебных занятиях зовут каникулами. (70 слов.)

(По Г. Ганейзер.)

  1. Почему можно пошутить, что слово «каникулы» родилось на
    небе?

  2. Когда появляется на небе Каникула-Сириус?

  3. Почему именно в это время давали отпуск школьникам?

  4. Что теперь мы зовем каникулами?

ИТОГОВЫЕ КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ЗА II ПОЛУГОДИЕ ,

3 ЧЕТВЕРТЬ 2 КЛАССА

Цыпленок

Птичница тетя Нюся вернулась с работы и плачет.

— Что с вами, тетя Нюся?

— Коршун утром цыпленка утащил. Только я отвернулась — хвать! — и понес. Бегу, кричу, а он так и не выпустил. До чего жалко!

Уже стемнело, ребятишки спать легли, а тетя Нюся сидит на крыльце и нет-нет да и всхлипнет.

— Ну, так что? Если много, так одного и жалеть не стоит?
(71 слово.)

(Э. Шим.)

  1. Почему плакала тетя Нюся?

  2. Как ее хотели успокоить?

  3. Как вы думаете, каким человеком была тетя Нюся?

  4. Назовите профессии женщин, ухаживающих за животными.
    (Птичница, телятница, доярка, свинарка.)

Дождинки

Дождь старательно подвешивает на каждую сосновую иголку прозрачную каплю-сережку.

Они долго висят, украшая сосны.

Дождь перестал. Все стихло, как бы замерло.

Солнечный луч блеснул, на миг озарил капли. Они засветились всеми цветами радуги.

Но вот слегка подул ветерок. Посыпались с сосновых иголок, словно слезинки, радужные сережки. Еще порыв. Другой. Сильнее закачались верхние ветки, обильно посыпались капли. Избавились от тяжести зеленые сосновые иглы. Ни одной сережки. Сосны об­мылись, посвежели, встрепенулись и радостно зашумели. (72 слова.)

(По В. Павлову.)

  1. Что подвешивает дождь на сосновые иглы?

  2. Как изменились капли в свете солнечного луча?

  3. Что случилось с каплями, когда подул ветер?

  4. С чем сравниваются дождевые капли и почему?

  5. Как вы понимаете смысл слова «обильно»? (Щедро, густо.)

ТЕКСТЫ ДЛЯ ПРОВЕРКИ ТЕХНИКИ ЧТЕНИЯ ВО 2 КЛАССЕ

4 четверть

Муравьиная трона

Был у муравьев мостик через ручей — дерево упало, они по не­му и бегали. Люди ходили тут и каждый день давили муравьев. Однако насекомых не остановишь, если они выбрали себе тропу. Что придумать?

Кто-то сделал очень просто: взял да и положил рядом другое бревно. Муравьи ползают по своему мостику, а человек делает свои шаги по новому бревну. Муравьи, конечно, не узнали, кто о них позаботился. Но точно можно сказать: сделал это хороший че­ловек. (72 слова.)

(Из журнала «Юный натуралист».)

  1. Какой мостик был у муравьев?

  2. Кто, кроме муравьев, пользовался им?

  3. Как позаботились о муравьях?

  4. Что можно сказать о человеке, который это сделал?

  5. Объясните смысл заголовка

Лебеди

Однажды я увидел на озере двух белых птиц. Это были лебеди-кликуны. Моя бабушка сказала, что они плавают здесь уже больше двух недель. Значит, им понравилось это место. Они хотят здесь поселиться.

Я сделал для птиц плавающую кормушку. Насыпал в нее зерно, моченый хлеб. Лебеди долго не решались приблизиться к кормуш­ке. Но однажды один из них подплыл и взял хлеб.

Постепенно лебеди привыкли ко мне. Они брали угощение прямо из рук. (70 слов.)

(Из журнала «Юный натуралист».)

1. Как лебеди выбирают себе место для жилья?

2.В чем проявилась забота о птицах?

3. Как лебеди выразили доверие к человеку?

Птица-секретарь

Почему птицу зовут «секретарь»? Ее оперение напоминает одежду секретаря в старое время. Секретарем звали писца, пере­писчика. В старину писец носил за ухом гусиные перья. У птицы косицы, словно перья за ушами. У нее серая куртка и короткие штанишки.

Секретарь — отличный охотник на змей. Змея шипит, раздувает шею. Но птица закрывает ноги широким крылом. Другим крылом секретарь бьет змею по голове. Змея оглушена. Птица рвет ее на части и съедает по кускам. (71 слово.)

(По Н. Коростелеву.)

  1. Что значит слово «секретарь»?

  2. Чем птица-секретарь напоминает писца старых времен?

  3. На кого охотятся птицы-секретари?

  4. Как они защищаются от змей?

  5. Чем птица оглушает змею?

Тексты для проверки техники чтения 2 класс «Школа России»

Лето. 2 класс

           1            2                      3                                     4                  5             6             7                                8                              9

   На реке раскрылись белые лилии и золотые кувшинки. Буйно

         10               11             12                    13                        14

цветет над водой водяная кашка.

               15               16                17              18            19                        20                         21                     22                23             24

   Дикая утка вывела из осоки маленьких утят. Летают над водой

         25         26           27                     28                    29       30                     31                          32                      33                34             35

белые и синие стрекозы. В воде плавают пузатые караси. В зеленой

         36              37                        38                                39                              40                           41                       42         43             44

осоке затих, притаился зубастый щурёнок. Ходко снуют по пруду

45               46                           47                     48                         48

на длинных лапках водяные паучки.

                    49                    50                     51           52       53             54                    55       56             57                    58

   Хорошо побегать по лугу и полежать в траве под березами.

1. Какие растения цвели над водой?

2. О каких обитателях рек говорится в тексте?

3. Почему щуренок притаился в осоке?

4. Какое слово подтверждает, что щуренок — хищная рыба?

5. Как передвигаются водяные паучки?

6. Что обозначают слова «притаился», «снуют», «ходко»?

7. Почему кувшинки названы «золотыми»?

8. Перескажите текст.

                                                                      Может ли дерево взлететь?

(Сказка).

         1           2         3                     4                           5                 6            7                      8                                 9                    10

Росло в лесу молодое дерево. В один прекрасный день дереву

                11                          12

захотелось летать.

             13                     14                          15                      16         17               18                  19              20             21                   22

Старые деревья смеялись над ним. Ведь дерево не летает. Корни

         23                      24                 25     26       27

крепко держат его в земле.

  28            29                        30               31             32                  33           34

Но гордое дерево все мечтало о полете.

35      36          37                  38                                 39                          40                         41                        42                          43

И вот что случилось. Пришел лесоруб, срубил дерево. Столяр

                 44            45         46                  47                    48             49

 наделал из него планочки и дощечки.

         50                          51                        52       53               54                           55                           56           57                     58

Ребята смастерили из них легкие авиамодели. И дерево взлетело.

1 Кто помог дереву взлететь?

2. Что сделал лесоруб?

3. Что сделал столяр?

4. Как сказано про работу ребят?

5. Что значит слово «смастерили»?

6. Зачем ребята мастерят авиамодели?

Лесной лакомка. 3 класс

    1                      2                           3            4                   5               6                    7                    8         9            10                            11

Шли охотники через тайгу. Вдруг они услышали визг и ворчание. Охотники

               12                      13             14      15

осторожно пошли на шум.

                16                    17                     18           19          20                     21           22          23          24          25       26          27               28

Молодой медведь возился у большой липы. В дупле был мед. Но липа росла

             29                  30     31                      32                      33        34       35                  36                   37

 вплотную к скале. Просунуть лапу в дупло мешали камни.

       38               39                 40                      41      42        43                    44              45        46                   47                              48

Пчелы жалили воришку. Он тер морду лапами и кричал тоненьким голоском.

           49                    50                            51             52    53       54         55                  56                57      58                  59                60           61

Наконец медведь утомился и сел. Он долго смотрел на липу. Потом полез на

62              63

ее вершину.

     64                        65                                66                    67           68          69                 70         71                        72            73          74

Медведь протиснулся между скалой и деревом. Он сильно надавил на дерево

           75                 76                     77                78           79

 лапами. Липа затрещала и рухнула.

        80                     81           82            83             84                        85                          86                  87       88                       89

Теперь добыть мед было просто. Охотник выстрелил в воздух. Мишка

        90                            91                   92                      93              94                    95             96      97    98               99

убежал. Охотники набрали ведро меду. Остался мед и для Медведя.

1. Кто назван лакомкой?

2. Почему медведь назван лакомкой?

3. Про кого, кроме медведя, рассказал нам писатель?

4. Что вы узнали о медведе?

5. Из чего видно, что медведь был сообразительный?

6. Как вы думаете, что сделал медведь, когда охотники ушли?

Теплинка.

         1               2      3          4                        5              6      7               8         9    10       11       12            13               14          15     16           17

Пошли мы с Витей однажды в лес. Были у нас с собой соль, яички и хлеб. На

           18                     19                      20

опушке набрали рыжиков.

 21            22                       23             24              25                   26             27                28                         29    30             31

На лесной лужайке мы вырыли ямку. Туда положили яйца и засыпали

         32

землей.

33         34             35                          36              37                      38     39   40               41                   42                            43

На этом месте развели теплинку. Так у нас зовется маленький костер.

               44        45                  46               47            48             49              50                     51                  52                    53               54         55        

Рыжики мы надевали на прутики и посыпали солью. Грибки шипели на огне

56         57                   58

и быстро пеклись.

              59                60             61                  62         63          64          65            66                   67         68            69     70      71              72

Погасили мы теплинку. А яички под ней упеклись на славу. Ох и вкусен же

      73       74          75

был наш обед!

1. Что называют «тепплинкой»?

2. Какие припасы были у мальчиков?

З. Как ребята развели теплинку?

4. Как они испекли яички?

5. Как они жарили грибы?

6. Что сделали мальчики, когда теплинка стала им не нужна?

7. Каков получился обед в лесу?

Опасные игры. 4 класс

           1          2      3         4              5                          6                              7                       8                 9                       10

Как-то я шел по опушке березовой рощицы. Вдруг близко раздался

                 11                      12           13              14                        15              16                                17                18          19                   20

журавлиный крик. Я остановился. Из небольшой рощицы по зеленой озими

         21        22        23        24            25                   26                   27                         28        29              30

быстро бежал журавль. Крылья его были распущены, весь он вытянулся.

            31         32                    33        34                  35          36       37                       38                       39                   40

Журавля догоняла лиса. Журавль взмыл в воздух, пролетел метров двадцать

41    42            43                        44                             45     46

и сел. Лиса подкрадывалась к нему.

         47               48                        49                    50   51                52            53         54                     55                 56                          57

Птица близко подпустила ее и побежала в сторону. Лиса проскочила мимо.

           58                59                 60               61              62              63             64        65         66       67      68                  69

Потом началось все сначала. Я закричал на лису, но она не прекращала

          70            71       72                    73             74         75             76          77              78  79           80                    81                  82

погони. Я резко захлопал в ладоши и побежал в ее сторону. Лиса испугалась

83          84                  85       86          87     88       89                   90                  91           92

и кинулась со всех ног в рощу. Журавль был спасен.

\

1. От кого убегал журавль?

2. Как птица обманывала лисицу?

3. Почему лиса преследовала такую большую птицу? (Журавль не мог долго летать. Очевидно, птица была больна.)

4. Что обозначает выражение «кинулась со всех ног» (Побежала, помчалась очень быстро.)

5. Объясните значение слова «взмыл» (Взлетел)

      Яблонька.

          1        2       3               4                     5                             6                  7           8        9        10        11

Росла в лесу дикая яблонька. Осенью упало с неё кислое яблоко. Птицы

          12                       13                     14                     15              16                       17            18                       19                          20

склевали яблоко, поклевали и зёрнышки. Одно только зёрнышко спряталось

21         22         23            24

в землю и осталось.

            25        26        27        28        29        30              31                32        33

Весной, когда солнышко отогрело мокрую землю, зерно стало прорастать.

            34        35        36        37        38        39        40        41        42        43

Пустило вниз корешок, а кверху выгнало два первых листика. Из-под

            44        45        46        47        48        49  50         51        52        53                    54

 листочков выбежал стебелёк с почкой, а из почки вышли зелёные листики.

     

   55         56        57                      58             59           60                          61               62           63                               64    65        66             67

Почка за почкой, листик за листиком, веточка за веточкой — и лет через пять

                68        69        70    71       72         73               74         75                    76

хорошенькая яблонька стояла на том месте, где упало зернышко.

              77         78   79               80                       81                               82                         83                             84                 85

Пришёл в лес садовник, выкопал яблоньку осторожно, корешков не

          86                  87       88   89   90       91         92              93            94                    95

повредил, перенес ее в сад и посадил в хорошую землю.

1. Почему от яблока осталось только одно зернышко?

2. Как стало прорастать весной зернышко?

З. Как оказалась дикая яблонька в саду?

Лето.

   На реке раскрылись белые лилии и золотые кувшинки. Буйно цветет над водой водяная кашка.

   Дикая утка вывела из осоки маленьких утят. Летают над водой белые и синие стрекозы. В воде плавают пузатые караси. В зелёной осоке затих, притаился зубастый щурёнок. Ходко снуют по пруду на длинных лапках водяные паучки.

   Хорошо побегать по лугу и полежать в траве под берёзами.

Может ли дерево взлететь?

(Сказка).

Росло в лесу молодое дерево. В один прекрасный день дереву захотелось летать.

Старые деревья смеялись над ним. Ведь дерево не летает. Корни крепко держат его в земле.

Но гордое дерево все мечтало о полёте.

И вот что случилось. Пришёл лесоруб, срубил дерево. Столяр наделал из него планочки и дощечки.

Ребята смастерили из них легкие авиамодели. И дерево взлетело.

Лесной лакомка.

Шли охотники через тайгу. Вдруг они услышали визг и ворчание. Охотники осторожно пошли на шум.

Молодой медведь возился у большой липы. В дупле был мёд. Но липа росла вплотную к скале. Просунуть лапу в дупло мешали камни.

Пчёлы жалили воришку. Он тёр морду лапами и кричал тоненьким голоском. Наконец медведь утомился и сел. Он долго смотрел на липу. Потом полез на её вершину.

Медведь протиснулся между скалой и деревом. Он сильно надавил на дерево лапами. Липа затрещала и рухнула.

Теперь добыть мёд было просто. Охотник выстрелил в воздух. Мишка убежал. Охотники набрали ведро мёду. Остался мёд и для Медведя.

Теплинка.

Пошли мы с Витей однажды в лес. Были у нас с собой соль, яички и хлеб. На опушке набрали рыжиков.

На лесной лужайке мы вырыли ямку. Туда положили яйца и засыпали землёй.

На этом месте развели теплинку. Так у нас зовётся маленький костер.

Рыжики мы надевали на прутики и посыпали солью. Грибки шипели на огне и быстро пеклись.

Погасили мы теплинку. А яички под ней упеклись на славу. Ох и вкусен же был наш обед!

Опасные игры.

Как-то я шёл по опушке берёзовой рощицы. Вдруг близко раздался журавлиный крик. Я остановился. Из небольшой рощицы по зелёной озими быстро бежал журавль. Крылья его были распущены, весь он вытянулся. Журавля догоняла лиса. Журавль взмыл в воздух, пролетел метров двадцать и сел. Лиса подкрадывалась к нему.

Птица близко подпустила её и побежала в сторону. Лиса проскочила мимо. Потом началось всё сначала. Я закричал на лису, но она не прекращала погони. Я резко захлопал в ладоши и побежал в её сторону. Лиса испугалась и кинулась со всех ног в рощу. Журавль был спасён.

                                                               Яблонька.

Росла в лесу дикая яблонька. Осенью упало с неё кислое яблоко. Птицы

склевали яблоко, поклевали и зёрнышки. Одно только зёрнышко спряталось

в землю и осталось.

Весной, когда солнышко отогрело мокрую землю, зерно стало прорастать.

Пустило вниз корешок, а кверху выгнало два первых листика. Из-под листочков выбежал стебелёк с почкой, а из почки вышли зелёные листики.

Почка за почкой, листик за листиком, веточка за веточкой — и лет через пять

хорошенькая яблонька стояла на том месте, где упало зёрнышко.

Пришёл в лес садовник, выкопал яблоньку осторожно, корешков не повредил, перенёс её в сад и посадил в хорошую землю.

Проверка техники чтения

________ класс                                                                         Учитель ___________________________________________________________________

Дата _________четверть___ учебный год 20___ — 20___        Текст____________________________________________________________________

 

№    

Ф.И. учащегося

Количество

слов

Способ

чтения

Ошибки

при чтении

Выразительность

Понимание прочитанного

Особенности чтения

общее количество

менее 10

11 — 20

21 — 40

41 — 50

51 — 60

61 — 70

71 — 80

81 — 90

более 90

буквенный

слоговой

слог +слово

слово + слог

целые слова

йотированные гласные

замена букв

 пропуск букв

в окончании

в ударении

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

1.Переведи печатные буквы в письменные, найди общий признак, одну букву допиши сам:

а, б, в, …

2.Переведи печатные буквы в письменные, найди общий признак, одну букву допиши сам:

Л, М, Т, …

3. Составьте из данных букв три слога с верхним соединением и три слога с нижним :

В, л, м, о, у, е, ш, н, б, я, ы, и.

4.Спиши предложение. Составь к нему второе, подходящее по смыслу:

Дети играли в песочнице. ….

5.Спиши с печатного текста, добавляя подходящие по смыслу слова:

Наступила … . Прилетели … птицы.

Список литературы на лето “Школа России”

Русская литература

  1. А.С.Пушкин “Сказка о царе Салтане”, “Сказка о мертвой царевне и семи богатырях”

  2. Д.Н.Мамин-Сибиряк “Серая шейка”

  3. Л.Н.Толстой “Три медведя”, “Котенок”, “Булька”, “Три товарища”

  4. Н.Носов “Живая шляпа”, “Ступеньки”, “Заплатка”, “Затейники”, “Приключения Незнайки и его друзей”*

  5. М.М. Зощенко “Елка”

  6. В.Катаев “Дудочка и кувшинчик”,”Цветик-семицветик”

  7. П.П. Бажов “Серебряное копытце”

  8. М.Пришвин “Еж”, “Берестяная трубочка”, “Лисичкин хлеб”

  9. В.Бианки “Как муравьишка домой собирался”, “Аришка трусишка”, “Кто чем поет”

  10. В.В. Медведев “обыкновенный великан”

  11. Э.Н.Успенский “Крокодил Гена и его друзья”, “Дядя Федор,пес и кот”

  12. А.М.Волков “Волшебник изумрудного города”

Зарубежная литература:

  1. Г.Х.Андерсен “Принцесса на горошине”, “Дюймовочка”, “Стойкий оловянный солдатик”, “Русалочка”,”Гадкий утенок”

  2. Братья Гримм “Сладкая каша”, “Золотой гусь”

  3. Ш .Пьерро “Спящая красавица”, “Кот в сапогах”, “Золушка”, “Красная шапочка”

  4. Дж. Родари “Путешествие голубой стрелы”

  5. Т.Янсон “Маленькие тролли и большое наводнение”

  6. А.Линдгрен “Три повести о Малыше и Карлсоне”

  7. А.Милн “Винни Пух и все-все-все”

  8. Р.Киплинг”Рикки-Тикки-Тави”, “Отчего у верблюда горб”, “Слоненок”, “Откуда взялись броненосцы”

Стихи:

  1. Б.Заходер “Веселые стихи”,”Птичья школа”

  2. С. Михалков “Дремота и забота”,”Про мимозу”, “Дядя Степа”, “Чистописание”

  3. С.Маршак “Рассказ о неизвестном герое”,”Детка в клетка”,”Школьнику на память”

  4. К.Чуковский “Доктор Айболит”

  5. Г.Б.Остер “Вредные советы”, “Зарядка для хвоста”

Список книг на лето “21 век”:

  1. Русские народные сказки

  2. Сказки братьев Гримм

  3. Сказки Андерсена (Гадкий утенок, Дикие лебеди, Принцесса на горошине, Новый наряд короля и др)

  4. Михалков “Праздник непослушания”

  5. Токмакова “Аля, Кляксич и буква “А”, “Счастливо, Ивушкин!” и др.

  6. Толстой “Золотой ключик или приключения Буратино”

  7. Чуковский. Стихи и сказки

  8. Маршак. Сказки, песни, загадки

  9. Бажов “Серебряное копытце”

  10. Гаршин “Лягушка-путешественница”

  11. Осеева “Волшебное слово”, “Добрая хозяюшка” и др.

  12. Чарушин. Рассказы

  13. Драгунский “Он живой и светится” и др.

  14. Носов “Фантазеры”, “Затейники” и др.

  15. Бианки. “Хвосты”, “Чей нос лучше”, “Кто чем поет?”, “Как муравьишка домой спешил” и др.

  16. Мамин-Сибиряк “Алёнушкины сказки”

  17. Перро “Золушка”, “Кот в сапогах”, “Спящая красавица”

  18. Катаев “Цветик-семицветик”

  19. Стихи русских поэтов о природе

  20. Стихи Заходера

Список литературы для чтени

Идем  во  2  класс 

(Школа  России)

Русские народные  сказки:

    Петушок  и бобовое зернышко.

    Лиса  и Тетерев.

    Лиса и Журавль.

    Каша  из  топора.

    Гуси-лебеди.

Пушкин А.С.            Сказка о рыбаке и  рыбке.

Крылов И.А.             Лебедь, Рак и  Щука.

                             Стрекоза  и Муравей.

Толстой Л.Н.           Старый  дед  и внучек. Филиппок.  Котенок.

Пришвин М.             Ребята  и  утята.

Бианки В.                Музыкант.    Сова.

Хармс Д.                 Стихи.

Чуковский К.           Путаница.   Федорино  горе.

Маршак С.               Кот  и  лодыри.

Михалков  С.           Мой  секрет.   Сила  воли.

Барто  А.                 Веревочка.  Вовка – добрая  душа.   В  школу.

Носов Н.                  Затейники.  Живая  шляпа.

Осеева В.                 Волшебное  слово.   Хорошее.

Заходер  Б.               Стихи.

Успенский  Э.           Крокодил  Гена  и  его  друзья.

Берестов  В.             Стихи.

Драгунский В.           Тайное становится  явным.

Перро Ш.                  Кот  в  сапогах.   Красная  Шапочка.

Андерсен Г.               Принцесса  на  горошине. 

 

Тексты для проверки техники чтения 2 класс

2 КЛАСС

ВХОДНЫЕ КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ (10-15 сентября)

Летучая мышь.

О ней рассказывают много небылиц. Ведь летучая мышь очень необычна. Не то зверь, не то птица.

Этот зверек очень полезен. Летучая мышь поедает вредных насекомых.

Днем она спит в дупле. Широкие крылья, как плащ, закрывают мышь.

Настает ночь. Летучая мышь летит на охоту. Ночью птицы спят, а мыши их заменяют.

(55 слов.)

( По Ю.Дмитриеву).

1. Чем необычна летучая мышь?

2. В начале рассказа сказано, что летучая мышь «не то зверь, не то птица». Так кто же она?

З. Чем полезна летучая мышь?

4. Когда она охотится?

5. Как летучая мышь проводит день?

6. Объясните значение слова «небылицы».

Клесты.

Весной и летом у пернатых много забот. Они вьют гнезда и выкармливают птенцов.

Только клесты без забот прыгают по деревьям.

Но вот начались морозы. А в гнезде у клестов голенькие птенчики. Мать не слетает с гнезда, греет птенцов.

Почему клесты выводят птенцов осенью и зимой? Пища клестов — это еловые шишки. Они созревают только к концу года.

(56 слов.)

(По Ю. Дмитриеву)

1. Когда клесты выводят птенчиков?

2. Почему мать не слетает с гнезда?

3. Почему только поздней осенью и зимой клесты выводят птенчиков?

4. Почему другие пернатые выводят птенцов летом?

5. Объясните значение слова «пернатые». Почему птиц так зовут?

1 полугодие

2 КЛАСС

Лето.

На реке раскрылись белые лилии и золотые кувшинки. Буйно цветет над водой водяная кашка.

Дикая утка вывела из осоки маленьких утят. Летают над водой белые и синие стрекозы. В воде плавают пузатые караси. В зеленой осоке затих, притаился зубастый щурёнок. Ходко снуют по пруду на длинных лапках водяные паучки.

Хорошо побегать по лугу и полежать в траве под березами.

(59 слов.)

(По И. Соколову-Микитову).

1. Какие растения цвели над водой?

2. О каких обитателях рек говорится в тексте?

3. Почему щуренок притаился в осоке?

4. Какое слово подтверждает, что щуренок — хищная рыба?

5. Как передвигаются водяные паучки?

6. Что обозначают слова «притаился», «снуют», «ходко»?

7. Почему кувшинки названы «золотыми»?

8. Перескажите текст.

Воробьиный термометр.

У меня птицы не бездельничают. Воробьи у меня температуру показывают. Как термометры. Утром только взгляну в окно на кормушку — и уже знаю, тепло на улице или холодно.

Если воробьи гладенькие и поджарые, значит, тепло на улице, а если пухлые и взъерошенные, словно надутые шарики, значит, мороз трескучий, береги уши и нос! И хоть бы когда подвели меня воробьишки.

(58 слов.)

(Н.Сладков).

1. Почему рассказ назван «Воробьиный термометр»?

2. Как автор узнает погоду по воробьям?

3. Как можно озаглавить вторую часть текста?

4. Как вы понимаете слова «поджарый», «взъерошенный»?

Сила не право.

Прибежал Миша в сад, выхватил у своей маленькой сестры Тани куклу и поскакал с куклой по саду верхом на палочке. Таня стояла и плакала.

Выбежал из дому старший брат Сережа. Сереже показалось весело возить куклу по саду, и он отнял у Миши куклу и лошадь.

Миша побежал жаловаться отцу; а отец сидел у окна и все видел.

(57 слов.)

(К. Ушинский.)

1. Почему плакала Таня?

2. Что сделал старший брат Сережа? Как он должен был поступить? А как бы вы поступили на месте Сережи?

З. Как вы думаете, что сказал Мише отец?

4. Почему неправы оба мальчика?

5. Почему у рассказа такое название?

Может ли дерево взлететь?

(Сказка).

Росло в лесу молодое дерево. В один прекрасный день дереву захотелось летать.

Старые деревья смеялись над ним. Ведь дерево не летает. Корни крепко держат его в земле.

Но гордое дерево все мечтало о полете.

И вот что случилось. Пришел лесоруб, срубил дерево. Столяр наделал из него планочки и дощечки.

Ребята смастерили из них легкие авиамодели. И дерево взлетело.

(63 слова).

(По Дж.Родари).

1 Кто помог дереву взлететь?

2. Что сделал лесоруб?

3. Что сделал столяр?

4. Как сказано про работу ребят?

5. Что значит слово «смастерили»?

6. Зачем ребята мастерят авиамодели?

Живая шляпа.

Шляпа лежала на комоде. Котенок Васька сидел на полу. Вовка и Вадик раскрашивали картинки.

Вдруг позади них что-то плюхнулось на пол. Мальчики обернулись и увидели на полу шляпу.

Неожиданно шляпа поползла. Она выползла на середину комнаты и остановилась.

Мальчики испугались и побежали в кухню. Они набрали картошки и стали швырять ее в шляпу. Шляпа как подпрыгнет кверху! Из нее выскочил котенок.

(63 слова.)

(По Н.Носову).

1. Почему рассказ назван «Живая шляпа»?

2. Почему мальчики испугались?

3. Как удалось обнаружить котенка?

4. Почему о шляпе сказано, что она «плюхнулась», а не «упала».

Русская смекалка.

Давно это было. Чистили дорогу в горах. В узком месте лежал огромный камень. Как его убрать?

Не знали тогда подъемных кранов. Не было могучих машин. Только сотня лошадей могла увезти камень.

Но простой крестьянин взялся один убрать камень. Подкопал он лопатой яму под самый камень. Камень и рухнул в яму.

Подровнял мужик землю— и дорога готова- Вот так просто русский человек трудное дело сделал.

(67 слов.)

(По В.Далю).

1. Из чего видно, что дело было трудное?

2. Как справился крестьянин с этим делом?

3. Объясните смысл названия рассказа.

ИТОГОВЫЕ КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ

ЗА 2 ПОЛУГОДИЕ 2 КЛАССА

Высотный теремок.

Шел я по лесу и вижу терем в семь этажей. Это была старая береза. В ней семь дупел, одно выше другого.

Из дупла первого этажа выглянула утка. Есть такие утки, которые вьют гнезда в дуплах.

Во втором этаже поселился черный дятел. А в третьем жил дятел пестрый.

Выше еще четыре этажа. В каждом квартира. А в квартирах живут стрижи.

Прямо сказочный теремок, только высотный.

(66 слов.)

(По К. Сладкову.)

Утята и стрекоза.

Каждое утро хозяйка выносила утятам полную тарелку рубленых яиц. Она ставила тарелку возле куста, а сама уходила. Как только утята подбегали к тарелке, из сада вылетала большая стрекоза. Она страшно стрекотала. Утята убегали и прятались в траве. Они боялись, что стрекоза их всех перекусает. А злая стрекоза садилась на тарелку, пробовала еду и потом улетала. После этого утята уже целый день не подходили к тарелке.

(68 слов.)

(По Е Житкову.)

1. Чем кормила утят хозяйка?

2. Кто пугал утят?

3. Действительно ли стрекоза была злой?

4. Почему утята ее боялись?

5. Как вы понимаете значение слова «перекусает»?

Стояла осень. Листья в лесу облетели. Охотники разожгли костер. На сковородке жарилась картошка. От нее шёл вкусный запах. Вдруг в траве сердито засопел какой-то зверь. Он высунул из травы мокрый черный нос. Нос долго нюхал воздух и дрожал от жадности. Из зарослей вылез маленький барсук. Он осмотрелся. Потом сделал шаг к костру, прыгнул и сунул нос в картошку. Запахло палёной кожей. Барсук бросился обратно в траву лечить нос.

(68 слов.)

(По К. Паустовскому).

1. Когда произошел случай с барсуком?

2. Что привело зверька к костру?

3. Чем закончилась попытка барсука отведать картошки?

4. Куда побежал барсук?

5. Что обозначает слово «сопеть»?

Каникулы.

«У нас каникулы!» — радуются школьники. Это слово означает перерыв в учебной работе.

Такое привычное земное слово родилось… на небе. Есть на небе яркая звезда Сириус. В древности ее называли Каникулой.

Появляется Каникула в ночном небе 26 июля. Это самое жаркое время года. Тогда-то школьникам давали передышку, отпуск.

В честь звезды эти дни прозвали каникулами. Сначала так называли только летний отдых. Теперь всякий перерыв в учебных занятиях зовут каникулами.

(70 слов.)

(По Г. Ганейзер.)

1. Почему можно пошутить, что слово «каникулы» родилось на небе?

2. Когда появляется на небе Каникула — Сириус?

3. Почему именно в это время давали отпуск школьникам?

4. Что теперь мы зовем каникулами?

Муравьиная тропа.

Был у муравьев мостик через ручей — дерево упало, они по нему и бегали. Люди ходили тут и каждый день давили муравьев. Однако насекомых не остановишь, если они выбрали себе тропу. Что придумать?

Кто-то сделал очень просто; взял да и положил рядом другое бревно. Муравьи ползают по своему мостику, а человек делает свои шаги по новому бревну. Муравьи, конечно, не узнали, кто о них позаботился. Но точно можно сказать: сделал это хороший человек.

(72 слова.)

(Из журнала Юный натуралист.)

1. Какой мостик был у муравьёв?

2. Кто, кроме муравьев, пользовался им?

3. Как позаботились о муравьях?

4. Что можно сказать о человеке, который это сделал?

5. Объясните смысл заголовка.

Лебеди.

Однажды я увидел на озере двух белых птиц. Это были лебеди — кликуны. Моя бабушка сказала, что они плавают здесь уже больше двух недель. Значит, им понравилось это место. Они хотят здесь поселиться.

Я сделал для птиц плавающую кормушку. Насыпал в нее зерно, моченый хлеб. Лебеди долго не решались приблизиться к кормушке. Но однажды один из них подплыл и взял хлеб.

Постепенно лебеди привыкли ко мне. Они брали угощение прямо из рук.

(70 слов.)

(Из журнала «Юный натуралист»).

1. Как лебеди выбирают себе место для жилья?

2. В чем проявилась забота о птицах?

3. Как лебеди выразили доверие к человеку?

Птица-секретарь.

Почему птицу зовут «секретарь»? Ее оперение напоминает одежду секретаря в старое время. Секретарем звали писца, переписчика. В старину писец носил за ухом гусиные перья. У птицы косицы, словно перья за ушами. У нее серая куртка и короткие штанишки.

Секретарь — отличный охотник на змей. Змея шипит, раздувает шею. Но птица закрывает ноги широким крылом. Другим крылом секретарь бьет змею по голове. Змея оглушена. Птица рвет ее на части и съедает по кускам.

(71 слово.)

(По Н. Коростелёву.)

1 Что значит слово «секретарь»?

2. Чем птица-секретарь напоминает писца старых времен?

З. На кого охотятся птицы-секретари?

4. Как они защищаются от змей?

5. Чем птица оглушает змею?

Тексты для проверки техники чтения во 2 классе (1 полугодие)

Тексты для проверки техники чтения во 2 классе

Проверка в I полугодии

Текст №1 Куница

Живет в густом лесу небольшой хищный зверек – куница. Ростом куница меньше кошки. Она очень проворна и так хорошо лазает по деревьям, что даже ловкая белка не всегда от нее убежит. Охотится куница за мышами и другими мелкими зверушками. А наступит лето, поспеют в лесу ягоды – куница и ими будет лакомиться.

(51 слово. В. Чаплина)

Текст №2 Лето

На реке раскрылись белые лилии и золотые кувшинки. Буйно цветет над водой водяная кашка.

Дикая утка вывела из осоки маленьких утят. Летают над водой белые и синие стрекозы. В воде плавают пузатые караси. В зеленой осоке затих, притаился зубастый щурёнок. Ходко снуют по пруду на длинных лапках водяные паучки.

Хорошо побегать по лугу и полежать в траве под березами.

(59 слов. И. Соколов-Микитов)

Текст №3 Сила не право

Прибежал Миша в сад, выхватил у своей маленькой сестры Тани куклу и поскакал с куклой по саду верхом на палочке. Таня стояла и плакала.

Выбежал из дому старший брат Сережа. Сереже показалось весело возить куклу по саду, и он отнял у Миши куклу и лошадь.

Миша побежал жаловаться отцу; а отец сидел у окна и все видел.

(57 слов. К. Ушинский)

Текст №4. Лев, медведь и лисица (проверка в октябре)

Лев и медведь добыли мясо и стали за него драться. Медведь не хотел уступить, и лев не уступал. Они так долго бились, что ослабели оба и легли. Лисица увидала их мясо, подхватила его и убежала.

(35 слов. Л. Толстой)

Текст №5. Барсуки (проверка в октябре)

Светило яркое солнышко. Под сосной у реки была барсучья нора. У норы сидел барсук. Вот зверек издал слабый звук. Из темной норы стали выползать барсучата. Малыши были маленькие и жирные. Барсучата стали играть. Они перекатывались с боку на бок по сырой земле. Маленький барсучонок был самый веселый.

(47 слов. И. Аксенов)

Текст №6. Золотой подснежник (проверка в декабре)

После холодной, суровой зимы все ждут весну. Кто открывает весну?

Весну цветов открывает ранний первенец — мать-и-мачеха. Этот золотой подснежник растет на солнечных глинистых склонах. Мать-и-мачеха распускается раньше всех трав — до выставки ульев, до вылета первых пчел, до ледохода.

Цветет этот чудесный цветок около двух месяцев.

(51 слово. К. Пронин)

Текст №7 Звёздная дорога

В давние времена жила девушка. Взяла она однажды горсть золы и бросила ее на небо. Зола рассыпалась там, и по небу пролегла звездная дорога.

С тех пор эта звездная дорога освещает ночью Землю мягким светом, чтобы люди возвращались домой не в полной темноте и находили свой дом.

(47 слов)

Текст №8. Чудесная елка (проверка в декабре)

Ребята устроили в лесу праздник для птиц и зверей. Под Новый год они украсили елку ягодами. К верхним веткам дети привязали кусочки хлеба. К нижним веткам прикрепили морковку. Под елку в снег воткнули кочан капусты. Утром прилетели стайки нарядных птиц. Они радостно щебетали, угощались подарками. Вечером под елкой около кочана капусты хлопотами два зайца. Они лакомились вкусной капустой и сладкой морковью.

(61 слово. Г. Скребицкий, В. Чаплина)

Тексты (техника чтения) 2 класс

Проверка техники чтения

2 класс

(3-4 неделя сентября)

Текст 1.

Ходили дети по лесу за грибами, набрали полны корзины. Вышли дети на поляну, сели на копну и считали грибы. За кустами завыли волки. Дети забыли про грибы, бросили свои грибы на сене и ушли домой.

Текст 2.

Тише дождь – посветлело за окнами. Улыбнулось из-за тучи солнышко, и загорелась на небе над рекою се-ми-цвет-на-я радуга. А дождь сквозь солнце – к грибам, пойдут расти грибы.

Теперь босиком на волю, бегать по лужам, по траве.

Туча всё дальше и дальше. Глуше и глуше гром. Над лесом, от земли до неба стоят столбы: там дождь идёт.

2 КЛАСС

(конец I полугодия)

ВЕЕР

На рябине, что росла у забора, неведомо откуда появилась белка.

Распушив хвост, сидела она в развилке ствола и глядела на гроздья, которые качались под ветром на тонких ветвях.

Белка побежала по стволу и повисла на ветке, качнулась – перепрыгнула на забор. Она держала во рту гроздь рябины.

Быстро пробежала по забору, а потом спряталась за столбик, выставив наружу свой пушистый, воздушный хвост.

«Веер», — вспомнил я. Так называют охотники беличий хвост.

Белка спрыгнула на землю, и больше её не было видно, но мне стало весело. Я обрадовался, что поглядел на белку и вспомнил, как называется её хвост, очень хорошо – веер.

(Ю.Коваль)

ПЕРВЫЙ СНЕГ

Что такое за окном?

Сразу в доме посветлело!

Это снег лежит ковром,

Самый первый, самый белый!

(Е. Трутнева)

ХУДОЖНИК – ЗИМА

Побелели поля и пригорки. Тонким льдом покрылась река, притихла, уснула, как в сказке.

Ходит Зима по горам, по долинам, ходит в больших и мягких валенках, ступает тихо, не слышно. А сама поглядывает по сторонам – то тут, то там свою волшебную картину исправит.

Вот бугорок среди поля, с него проказник ветер взял да и сдул белую шапку. Нужно её снова надеть. А вон между кустов серый зайчик крадется. Плохо ему серенькому: на белом снегу сразу заметит его хищный зверь или птица, никуда от них не спрячешься. «Оденься и ты, косой, в белую шубку, — решила Зима, — тогда уж тебя на снегу не скоро заметишь». (102 слова)

(Г.Скребицкий)

Проверка техники чтения

2 класс

(конец II полугодия)

ЛИВЕНЬ
Проливной дождь хлынул, как из ведра. И сад, и улица сразу потонули в ливневом потоке.
Куры стремительно кинулись в сарай. На дороге с обрывком ремня на шее металась заблудившаяся собачонка.

А гуси… гуси будто и не заметили, что начался дождь. Они спокойно пощипывали траву, важно переступая красными лапами. Только один гусак поднял голову и слушал, как дождь барабанил крупными каплями…
Потом гуси начали пить из лужи и, вытянув шеи, загоготали:
«Га, га-га-га …»
Какое удовольствие — хороший ливень ! (84 слова)

(А. Тумбасов)

ВЕСТНИЦА ВЕСНЫ


Молчалив зимний лес. Тихо и в полях, покрытых сплошной снежной пеленой. Кажется, природа навсегда погрузилась в сон.
Но дни становятся длиннее. Сильнее пригревает солнышко. Постепенно леса и поля пробуждаются, наполняются птичьими голосами.
В ясный мартовский день, когда на крышах начнет подтаивать снег и зазвучит первая капель, в парке послышится веселый голос.
«Ци-фи ци-фи», — точно маленький молоточек отбивает по стальной наковальне. Это большая синица, большак. И хотя кругом еще снег, можно уверенно сказать: весна пришла! (79 слов)

ТЕКСТЫ ДЛЯ ЧТЕНИЯ 2 КЛАСС

ТЕХНИКА ЧТЕНИЯ.

2 КЛАСС (1 — 4)

Входная контрольная работа (10 – 15 сентября).

1 четверть.

Осколок снаряда.

Миша с папой гуляли в лесу.

— Папа, смотри, кусок железа. Какой старый и ржавый!

— Нет, Миша, это не кусок железа. Это осколок снаряда. Давно — давно была война. В этом лесу шло сражение. Здесь погибло много наших солдат. Я был ранен в грудь.

— Вот этим самым снарядом?

— Может быть этим. Я не знаю.

— Папа, а больше не будет войны?

— Мы не хотим войны, Миша. Мы сделаем все, чтобы ее не было.

(75 слов)

1. Где мальчик нашел кусок железа?

2. Что это было?

З. Откуда взялся осколок снаряда?

4. Что бы ты сделал, чтобы не было войны?

hello_html_m1fc851b.gif

Ежик.

Пошел темной ночью серый ежик по лесу гулять. Увидел красную клюквинку и наколол ее на серую иголочку. Увидел желтую лисичку и тоже наколол.

Заметил, наконец, в голубой луже голубую звезду. Тоже хотел наколоть — да ничего не вышло. Подумал ежик, подумал и накрыл ее лопушком: пусть до утра полежит.

А утром под лопушком вместо голубой звезды нашел красное солнышко. Вот еж смеялся. Очень.

(62 слова) Г. Циферов.

1. Где гулял ежик?

2. Что он наколол на свои колючки?

З. Что сделал ежик с голубой звездочкой?

4. Во что превратилось звездочка утром?

Лhello_html_4e8f95b4.gifагутина Е.В. Чтение 1 – 4. сборник текстов для проверки техники чтения. — М.: “Издат –Школа 2000”- 112 с.

Лев и мышь.

Лев спал. Мышь пробежала ему по телу. Он проснулся и поймал ее. Мышь стала просить, чтобы он пустил ее; она сказала:

— Если ты меня пустишь, и я тебе добро сделаю.

Лев засмеялся, что мышь обещает ему добро сделать, и пустил ее.

Потом охотники поймали льва и привязали вёревкой к дереву. Мышь услыхала львиный рев, прибежала, перегрызла веревку и сказала:

— Помнишь, ты смеялся, не думал, чтобы я могла тебе добро сделать, а теперь видишь, — бывает и от мыши добро.

(81 слово) А. Толстой.

1. Как помогла мышь льву?

Вhello_html_meb7f028.gifорон и лисица.

Ворон добыл мяса кусок и сел на дерево. Захотелось лисице мяса, она подошла и говорит:

— Эх, ворон, как посмотрю на тебя, — по твоему росту да красоте только бы тебе царем быть! И верно был бы царем, если бы у тебя голос был.

Ворон разинул рот и заорал, что было мочи. Мясо упало. Лисица подхватила и говорит:

— Ах, ворон, коли бы еще у тебя и ум был, быть бы тебе царем.

(72 слова) А. Толстой.

1. Умная птица — ворон или глупая? Объясни, почему ты так думаешь?

ТЕХНИКА ЧТЕНИЯ.

2 КЛАСС (1 — 4)

1 четверть.

Художник-Осень.

(ОТРЫВОК)

…Для своей работы взяла Художник-Осень самые яркие краски и прежде всего отправилась с ними в лес. Там и принялась за свою картину.

Берёзы и клёны покрыла Осень лимонной желтизной. А листья осинок разрумянила, будто спелые яблоки. Стал осинник весь ярко- красный, весь как огонь горит.

Забрела Осень на лесную поляну. Стоит посреди неё столетний дуб-богатырь, стоит, густой листвой потряхивает.

“Могучего богатыря нужно в медную кованую броню одеть”. Так вот и обрядила она старика.

Глядит, а неподалёку, с краю поляны, густые развесистые липы и в кружок собрались, ветви вниз опустили. “Им больше всего подойдёт тяжёлый убор из золотой парчи”.

(96 слов) По Г. Скребицкому.

1. Какие краски использует Осень?

2. Кого разукрасила осень на лесной поляне? В какие цвета?

З. Какие деревья одела Осень в золотую парчу?

hello_html_meb7f028.gif

В саду.

В саду зелень кустов и деревьев уже потускнела, даже подсохла за лето. Но зато как славно выглядывает из побуревшей листвы румяное яблоко или сизая слива!

Уже закончился сбор вишни, крыжовника, смородины, малины, началась уборка яблок, слив и груш. В августе убирают только ранние сорта, а зимние ещё красуются на деревьях и ждут своей очереди.

Заботливый садовод последний раз в этом году разрыхлил почву вокруг деревьев, под кормил их и теперь проверяет подпорки и собирает падалицу.

(74 слова) Г. Скребицкий.

1. Какие плоды собирают летом?

2. Как заботится садовник о плодовых деревьях? Расскажите.

ТЕХНИКА ЧТЕНИЯ.

2 КЛАСС (1 — 4)

2 четверть.

Незабудки

На самом берегу ручья, у зелёного лесного болотца, густо цветут незабудки.

Очень хороши и красивы эти маленькие голубые цветы.

В крошечных их лепестках как бы отразилась голубизна летнего неба.

Приятно смотреть на чистый голубой ковёр разросшихся у ручья незабудок. Тихо журчит, плещется лесной ручеёк.

Летают над ними стрекозы, порхают бабочки.

А высоко-высоко в голубом летнем небе над недвижными макушками высокого леса тихо плывут белые летние облака.

(66 слов) И. Соколов-Микитов.

1. Чем хороши скромные цветы незабудки?

2. На каком фоне незабудки особенно красивы?

Хитрый Лис и умная Уточка.

Зима. Хитрый Лис думает: “Замёрзло озеро. Теперь Уточка моя, никуда от меня не денется: по снегу куда не пойдет, — наследит, — по следу ее и найду”

Пришел на речку, верно: лапки с перепонками наследили на снегу у берега. А сама Уточка под тем же кустом сидит, распушилась вся.

Тут ключ из- под земли бьет, не дает льду замерзнуть, — теплая полынья, и пар от нее идет

Кинулся Лис на Уточку, а Уточка — нырк от него! — И ушла под лед.

“Ах, ты! — Лис думает — Утопилась ведь.”

Ушел ни с чем.

(94 слова) В. Бианки.

1. Как Уточка перехитрила Лиса?

2. Утонула ли Уточка?

Зhello_html_meb7f028.gif. Каких еще водоплавающих птиц ты знаешь?

Собака-грибник.

На лестнице я встретил маленького щенка и принёс его домой. Я дал ему кличку Майка и стал его обучать. Недели через три она прыгала через обруч, стояла на лапках. Прошло лето, за тем и осень пришла. В лесу появились грибы. Я часто ходил в лес с Майкой. В лесу она бегала за птицами, резвилась. Стал я обучать Майку находить грибы. Заметив грибы, она громко лаяла. За восемь лет Майка была моей помощницей по сбору грибов.

(74 слова) По А. Рыжкову.

1. Кого автор назвал Майка?

2. Что умела делать Майка?

3. Как она помогала собирать грибы?

hello_html_4e8f95b4.gif

О дятле.

Живёт у нас в лесу птица. Сама чёрная с белыми пестринками, а на затылке у неё перышки яркие, красные. Называется эта птица дятел. Целый день дятел по лесу летает, еду себе ищет. Сядет на дерево, да не на ветку, а прямо на ствол. Сидит дятел, клювом по дереву постукивает и достаёт из-под коры насекомых. Иной раз на снегу под деревом много шишек валяется. Это дятел обедал — семена из шишек добывал.

(70 слов) По Г. Скребицкому.

1. Каким автор описал дятла?

2. Чем питается дятел?

ТЕХНИКА ЧТЕНИЯ.

2 КЛАСС (1 — 4)

3 четверть.

Художник-Весна.

…Приступил к работе художник – Весна – Красна. Не сразу взялась она за дело. Сперва призадумалась: какую бы ей картину нарисовать?

Вот стоит перед ней лес — хмурый, унылый. “А дай-ка я разукрашу его по-своему, по- весеннему!” Взяла она тонкие неясные кисточки. Чуть-чуть тронула зеленью ветви берёз, а на осины и тополя поразвесила длинные розовые и серебряные серёжки.

День за днём всё наряднее пишет свою картину Весна. На широкой лесной поляне синей краской вывела она большую весеннюю лужу. А вокруг неё, будто синие брызги, рассыпал первые цветы подснежника, медуницы.

Ещё рисует день и другой. Вот на склоне оврага кусты черёмухи; их ветки покрыла Весна мохнатыми гроздьями белых цветов. И на лесной опушке тоже все белые, будто в снегу, стоят дикие яблони, груши.

Посреди луговины уже зеленеет трава. А на самых серых местах, как золотые шары, распустились цветы калужницы.

Всё оживает кругом…

(137 слов) Г. Скребицкий.

1. Почему автор называет Весну художником?

2. Как разукрасила Весна — Красна сережки осины и тополя, кусты черёмухи, яблони и груши, цветы калужницы?

Хвосты.

Прилетела Муха к Человеку и говорит:

— Ты хозяин над всеми зверями, ты все можешь сделать. Сделай мне хвост.

— А зачем тебе хвост? — говорит Человек.

— А затем мне хвост, говорит Муха, зачем он у всех зверей, — для красоты.

— Я таких зверей не знаю, у которых хвост для красоты. А ты и без хвоста хорошо живешь.

Рассердилась Муха и давай Человеку надоедать: то на сладкое блюдо сядет, то на нос ему перелетит, то у одного уха жужжит, то у другого. Надоела, сил нет! Человек ей и говорит:

— Ну, ладно! Лети ты, Муха, в лес, на реку, в поле. Если найдешь там зверя, птицу или гада, у которого хвост для красоты только привешен, можешь его хвост взять. Я разрешаю.

Обрадовалась Муха и вылетела в окно.

(128 слов) В. Бианки.

1. Для чего нужен был хвост Мухе?

2. Как муха надоедала человеку?

З. А ты как думаешь, для чего нужен хвост?

ТЕХНИКА ЧТЕНИЯ.

2 КЛАСС (1 — 4)

4 четверть.

Чук и Гек. (отрывок)

Жил человек в лесу возле Синих Гор. От много работал, а работы не убавлялось, и ему нельзя было уехать домой в отпуск.

Наконец, когда наступила зима, он совсем заскучал, попросил разрешения у начальников и послал соей жене письмо, чтобы она приезжала вместе с ребятишками к нему в гости.

Ребятишек у него было двое — Чук и Гек.

И жили они с матерью в далеком огромном городе, лучше которого и нет на свете.

Днем и ночью сверкали над башнями этого города красивые звезды.

И, конечно, этот город назывался Москва.

(88 слов) А. Гайдар.

1. Где жил и работал человек?

2. Сколько ребятишек у него было?

3. Как их звали и где они жили?

hello_html_2d7e7d13.gif

Чук и Гек. (отрывок)

Удивительная это была прогулка! Они шли гуськом к роднику по узенькой тропке. Над ними сияло холодное голубое небо; как сказочные замки и башни, поднимались к нему остроконечные утёсы Синих гор. В морозной тишине резко стрекотали любопытные сороки, меж густых кедровых вётвей бойко прыгали серьге юркие белки. Под деревьями, на мягком белом снегу, отпечатались причудливые следы незнакомых зверей и птиц. Вот в тайге что-то застонало, загудело, треснуло. Должно быть, ломая сучья, обвалилась с вершины дерева гора обледенелого снега.

Раньше, когда Гек жил в Москве, ему представлялось, что вся земля состоит из Москвы, то есть из улиц, домов, трамваев и автобусов.

Теперь же ему казалось, что вся земля состоит из высокого дремучего леса.

(111 слов) А. Гайдар.

1. Куда отправились герои отрывка на прогулку?

2. Как Геку представлялась земля раньше, до его прогулки?

2. Что казалось Геку на этой прогулке?

Тексты для проверки техники чтения во 2 клвссе

Техника чтения

2 класс

(входящая проверка)

Текст №1

Лето

На реке раскрылись белые лилии и золотые кувшинки. Буйно цветет над водой водяная кашка.

Дикая утка вывела из осоки маленьких утят. Летают над водой белые и синие стрекозы. В воде плавают пузатые караси. В зеленой осоке затих, притаился зубастый щурёнок. Ходко снуют по пруду на длинных лапках водяные паучки.

Хорошо побегать по лугу и полежать в траве под березами.

( И. Соколов-Микитов)

Текст №2

Сила не право

Прибежал Миша в сад, выхватил у своей маленькой сестры Тани куклу и поскакал с куклой по саду верхом на палочке. Таня стояла и плакала.

Выбежал из дому старший брат Сережа. Сереже показалось весело возить куклу по саду, и он отнял у Миши куклу и лошадь.

Миша побежал жаловаться отцу; а отец сидел у окна и все видел.

( К. Ушинский)

Техника чтения

2 класс

(конец I полугодия)

Л.Воронкова

Снег идёт.

За окном густо падали и кружились снежинки, так густо, что сквозь них даже соседнего двора не было видно. Таня схватила платок и выбежала на крыльцо.

— Снег идёт!

Всё небо и весь воздух были полны снежинок. Снежинки летели, падали, кружились и снова падали. Они ложились на чёрствую грязь на дороге, на лужицы и на ступеньки крыльца. Таня подставила ладонь – они и на ладонь упали. Таня стала их разглядывать. Но разглядывать их долго не пришлось – снежинки растаяли на тёплой ладони.

78 слов

ТЕХНИКА ЧТЕНИЯ

2 класс

( конец III четверти )

Кот и лиса.

Русская народная сказка.

Жил-был мужик. У этого мужика был кот, только такой баловник, что беда! Надоел он до смерти. Вот мужик думал, думал, взял кота, посадил в мешок и понёс в лес. Принёс и оставил его в лесу.

Кот ходил, ходил и набрёл на избушку. Залез на чердак и полёживает себе. А захочет есть — пойдёт в лес, птичек, мышей наловит, наестся досыта — опять на чердак и полёживает себе. А захочет есть — пойдёт в лес, мышей наловит, наестся досыта — опять на чердак, и горя ему мало.

Вот пошёл кот гулять, а навстречу ему лиса. Увидела кота и дивится: «Сколько лет живу в лесу, такого зверя не видывала!»

Поклонилась лиса коту…

107 слов

Техника чтения

2 класс

(конец II полугодия)

К.Ушинский

Утренние лучи.

Выплыло на небо красное солнышко и стало рассылать повсюду свои золотые лучи — будить землю.

Первый луч полетел и попал на жаворонка. Встрепенулся жаворонок, выпорхнул из гнёздышка, поднялся высоко-высоко и запел свою серебряную песенку: «Ах, как хорошо в свежем утреннем воздухе! Как хорошо! Как привольно!»

Второй луч попал на зайчика. Передёрнул ушами зайчик и весело запрыгнул по росистому лугу: побежал он добывать себе сочной травки на завтрак.

Третий луч попал в курятник. Петух захлопал крыльями и запел: «Ку-ку-реку!» Куры слетели с нашестей, закудахтали, стали разгребать сор и червяков искать.

Четвёртый луч попал в улей. Выползла пчёлка из восковой кельи, села на окошечко, расправила крылья и — зум-зум-зум — полетела собирать медок с душистых цветов.

Пятый луч попал в детскую, на постельку к маленькому лентяю, режет ему прямо в глаза, а он повернулся на другой бок и опять заснул.

136 слов