Артикуляционная гимнастика для шипящих звуков: как научить ребенка
Артикуляционная гимнастика для шипящих звуков — это эффективный способ, с помощью которого ребенок научится говорить правильно. Логопедические упражнения на звук Ш и Ж активно используются и рекомендуются специалистами для их постановки.
Выполняя их по видео урокам, можно понять, как поставить ребенку звук Ш в домашних условиях.
Правильная артикуляция шипящих Ш, Ж
Для начала разберемся как работает речевой аппарат при произношении шипящих. При точном повторении артикуляции Ш звучит чисто. Внимательно следите за тем, как дошкольник ставит язык и достаточно ли вытягивает губы вперед.
Артикуляционный аппарат в идеале работает так:
- губы, как при выдохе, выдвинуты вперед;
- между зубами еле заметная щель;
- язык ставим так, чтобы он стал похожи на чашку;
- выдыхаем воздух в центр языка;
- для произношения Ж включаем в работу голос.
Артикуляционная гимнастика для звука Ш и Ж развивает у детей трудные движения в речевом аппарате. Дифференциация звуков ш, ж (их различение) заключается в следующем:
- голос принимает участие в формировании Ж,
- Ж-звонкий, а Ш-глухой,
- для закрепления понятия проговариваем вместе с ребенком следующие пары слов: шар-жар, Саша-сажа, Луша-лужа, шаль-жаль, машут-мажут.
Подобные задания помогут не путать шипящие и разовьют фонематический слух.
3 этапа постановки звуков Ш и Ж
Постановка звука Ш поэтапно происходит в три действия. Сначала кратко охарактеризуем каждый этап. Более подробно разберем их ниже.
- Подготовка. Во-первых, тренируем верную артикуляцию для Ш. После, чтобы научить ребенка говорить шипящие, используем речевой комплекс.
- Постановка. Во-вторых, работаем над закреплением проговаривания Ш и Ж в словах. Ребенок воспроизводит шум дождя, шипение змеи, выход воздуха из пробитого колеса и т.д. Предлагаем ребенку повторить и запомнить скороговорки с шипящими звуками.
- Автоматизация. В-третьих, добиваемся механического произношения Ш.
Для этого предлагаем использовать следующие игры:
- Игра-соревнование: дети играют со взрослым, по очереди называя все известные слова, начинающиеся на букву Ш или Ж.
- Для второй игры берем книгу, в которой много картинок. Ребенок называет по картинкам все предметы, в которых есть Ш или Ж.
- По аналогии с картинками, можно называть все встречающиеся предметы на улице, в которых есть буквы Ш или Ж.
- Эта игра на слуховое восприятие. Взрослый называет разные слова, а ребенок повторяет те, в которых встречаются Ш и Ж.
💬 Важно! Звук Ж ставится подобно Ш, но с участием голоса.
Рассмотрим подробно каждый этап постановки шипящих согласных.
Артикуляционные упражнения на шипящие звуки
Для более легкого восприятия материала, представляем вам основные логопедические упражнения с картинками. Стоит отметить, что данные упражнения подходят для автоматизации не только Ш, но и других букв (например Р, Л, Щ, Ж).
Улыбка. Из названия становится понятно как следует выполнять упражнение. Широко улыбаемся и показываем белые зубки.
Трубочка. Губы тянем вперед так, как будто собираемся произнести У-у-у.
Чистим зубы. Губы в улыбке, языком водим внутри верхних зубов из стороны в сторону.
Варенье. Медленно облизываем верхнюю губу от носа вниз.
Качели. Кончик языка движется сверху вниз: от верхних зубов к нижним.
Ветер. Губы принимают положения для произношения У. Из этого положения дуем на предметы, находящиеся на столе. Это могут быть: шарик из бумаги, из ваты, небольшие мячики, игрушечные машинки и цветные карандаши.
Лошадка. В данном упражнении изображаем звук копыт лошади.
После выполнения предложенных упражнений, переходим к их автоматизации. Для дополнительных занятий вы можете воспользоваться конспектом индивидуальных занятий с картинками (буклетом) в пособиях по логопедии.
Скороговорки на страже дикции
Предлагаем запомнить и проговаривать следующие чистоговорки для дошкольников. Их существует очень много, вы можете выбрать для запоминания любые.
Вот несколько скороговорок на звук Ж.
А так можно тренировать звук Ш.
Заключение
Мы разобрали три пути к правильному произношению шипящих. Обобщим вышесказанное:
- Стремимся к правильному повторению Ш и Ж. Каждый орган голосового аппарата должен участвовать, а не препятствовать, в их произношении.
- Выполняем речевые упражнения каждый день. Если вам не удается постановка звуков дома, то обратитесь за помощью к логопеду. Опытный специалист сможет помочь в короткий срок.
- Для автоматизации Ш, Ж в речи повторяйте чистоговорки. Делайте это как можно чаще. Утром по дороге в садик, вечером на прогулке, перед сном дома.
💬 Важно! Выполняя наши рекомендации вы сформируете правильную речь у своего малыша.
Артикуляционная гимнастика для звука Ш и шипящих звуков Ж, Щ, Ч в картинках
Для хорошей дикции и артикуляции всех звуков мышцы речевых органов должны быть натренированы. У детей с дефектами речи мускулатура языка, губ слабая, им необходима специальная гимнастика. Упражнения направлены на решение конкретных проблем. В этой статье мы подробно рассмотрим, какие тренировочные задания можно включить в артикуляционную гимнастику для шипящих звуков.
Правильная артикуляция
Для чистого и четкого произношения звука [Ш] органы речи должны занять следующее положение:
- Губы округляются и выдвигаются слегка вперед.
- Зубки сближаются, оставляя небольшую щель (заборчик).
- Язык принимает форму чашечки, его кончик приподнимается к передней части неба, но не прижимается к нему.
- Бока язычка прикасаются к зубам.
- Звук [Ш] образуется в потоке воздушной струи, пускаемой по средней части языка.
- Голос в артикуляции участия не принимает, поскольку [Ш] глухой.
- Для произношения звонкого звука [Ж] язык занимает такое же положение, но необходимо участие голосовых связок.
Читайте также: Постановка и автоматизация звука Ш
Искажение или невозможность произношения шипящих звуков происходит из-за слабости мышц языка, открытого прикуса или укороченной подъязычной связки. Решить проблему поможет ежедневная артикуляционная гимнастика на шипящие звуки.
На заметку! К шипящим в русском алфавите относятся буквы: Ш, Ж, Ч, Щ
Упражнения
В первую очередь, нужно делать артикуляционную гимнастику для звука [Ш]. После его постановки звук [Ж] получится автоматически с добавлением голоса.
Каждое задание выполняется после показанного примера родителем или педагогом, желательно перед зеркалом. Комплекс длится около 5 минут, на одно упражнение тратьте не меньше 10 секунд. Если речевой дефект в тяжелой степени, повторяйте все задания по 3-4 раза в день, при слабо выраженном сигматизме одного урока в сутки будет достаточно.
Бублик
Цель: тренировка мышц губ.
Техника: зубки плотно сомкнуть, губы округлить и вытянуть вперед, чтобы резцы были видны. Фиксируем положение на 5 секунд. На первых занятиях можно предлагать детям удерживать пластмассовый бублик между зубами или карандаш.
Используйте веселое стихотворение вместо счета:
Бублик зубками схватили,
Губки плавно округлили.
Закрывать их нам нельзя,
Бублик выпадет тогда.
Месим тесто
Цель: массаж языка, тренировка умения просовывать тонкий язычок в межзубную щель.
Техника: губки раздвинуты в широкой улыбке, между зубами небольшая щель. Язык нужно расслабить и распластать. Протолкнуть кончик через межзубную щель наружу. Зубы активно покусывают его, мешая проходить. Постепенно продвигаясь вперед, язык становится тонким и широким. Двигайте органом до предела, затем верните обратно в рот, продолжая покусывать.
Блинчики
Цель: расслабить мышцы язычка, научить ребенка удерживать небольшую щель между верхним и нижним зубным рядом.
Техника: язык распластать и положить на нижнюю губу в расслабленном состоянии. Он не должен дрожать. Губки растянуть в улыбке так, чтобы зубы были видны. Считаем до 10.
Вкусное варенье
Цель: тренировка широких и ритмичных движений языка.
Техника: рот приоткрывается, широкий язык облизывает верхнюю губу, двигаясь сверху вниз. Челюсти остаются без движения. Облизывать из стороны в сторону неэффективно для ослабленных мышц.
Чашечка
Используется после полного освоения заданий “Блинчики”, “Вкусное варенье”.
Цель: обучение мышц язычка принимать форму чашки.
Техника: расслабить язык внутри ротовой полости, приподнять над нижним небом, свернуть боковые части внутрь тела языка. Можно представить, что на язык налили воду и нужно ее удержать. Считаем до 10.
Стих для упражнения “Чашечка”:
Чашки чистые возьмем,
Чаю мы себе нальем,
Сладкий чай мы будем пить
А потом посуду мыть.
Качели
Цель: тренировка навыка быстрой смены положения языка.
Техника: рот приоткрывается нешироко, губы улыбаются, зубы видны. Язык укладывается на нижнее небо в расслабленном состоянии, кончик упирается в зубы. Считаем до 5. Поднимаем широкий язычок наверх, цепляем кончик за внутреннюю стенку верхних зубов. Считаем до 5. Смена положения продолжается 4-5 раз. Важно удерживать челюсть и губы без движения.
Грибок
Цель: тренировка подъязычной связки.
Техника: рот широко открывается, язык стремится наверх, присасывается к верхнему небу. Кончик фиксируется у передних зубов.
Фокус
Цель: обучить подавать воздушную струю по средней части языка.
Техника: губы улыбаются, слегка вытянуты вперед. Открываем рот, вытягиваем шею. Кладем на нижнюю губу передний края язычка. Тело языка создает желобок, боковые края прижаты к центру. На нос положить ватку. Ребенок дует, направляя воздух наверх по желобку. Если задание выполнено верно, ватка улетит в сторону. На выдохе можно пытаться шипеть как змея.
Парус
Цель: формирование навыка удерживать язычок внутри ротика.
Техника: губки улыбаются, ротик немного приоткрыт. Язык заводится за верхний зубной ряд, удерживается в напряженном состоянии 5-10 секунд.
На заметку! Вместо счета читайте с дошкольниками стих:
Ветер дует в паруса,
Нашу лодку мчит, куда?
1, 2, 3, 4, 5.
Кто тут сможет угадать?
Видео
Артикуляционную гимнастику для звука [Ш] и шипящих звуков в детском саду проводите в игровой форме, используйте демонстрационные картинки для знакомства с упражнениями. В качестве домашних заданий можно задавать читать и учить наизусть скороговорки с шипящими звуками:
- Испугались мишку еж, ежиха и зайчишка.
- Где живут ужи, не живут ежи.
- Хорош б в дорожку пироги с картошкой.
- У четырех чертят четыре карандашика в сумочках лежат.
- Шесть стрижат в камышах шумят.
Артикуляционная гимнастика на звук [Ш] быстро и эффективно помогает малышам правильно произносить слова с шипящими. Главное проводить уроки регулярно, настроить дошкольника на полноценную работу с речевыми мышцами и не расстраиваться из-за неудач.
причины отклонений в речи, упражнения
Шипящие и свистящие звуки не все малыши могут освоить сразу. С некоторыми особенностями произношения дети даже оканчивают младшую школу, а если оставить эту проблему без внимания, то дефект речи сохранится и у взрослого. Даже 1 звук, произносимый неправильно, может спровоцировать возникновение многих логопедических проблем. Поэтому постановка звука «Ш» является важной задачей.
Формирование звука «Ш».
Обследование произношения звука «Ш»
При обследовании произношения специалист должен выяснить, как произносится проверяемый звук в отдельности, в словах, речи. Для этого могут использоваться изображения, в названия которых входит «Ш». Важно, чтобы он занимал разное положение и сочетался с другими звуками. Маленького ученика просят произнести стихотворение, в которых слова имеют «Ш».
Если ребенок нечетко произносит изолированный «Ш» — нужно вначале поставить этот звук, а потом закреплять его произношение в речи. Если же ребенок правильно произносит отдельный звук, а дефект наблюдается только в словах, нужно поработать над его закреплением в речи.
Правила проверки в домашних условиях:
- Ребенок в спокойном состоянии, повторяет нужные слова за одним из родителей. При форсированном произнесении звук часто искажается.
- Ребенок не один раз произносит нужный звук. Иногда дети даже при наличии дефекта могут имитировать правильное звучание и нарушение удается заметить не сразу. Услышать дефектное выговаривание проще в словах, где «Ш» произносится вместе с другими согласными. Для проверки ребенку следует выговорить такие слова: каштан, кашне, пунш, мундштук.
У одних детей проблему можно победить на первых занятиях, у других с дефектом борются поэтапно в течение некоторого времени, подбирая соответствующие задания и приемы.
Возможные отклонения
Во время обследования можно выявить, что звук «Ш» произносится некорректно. Несмотря на то что этот звук считается глухим, произносить его нужно четко и чисто.
Возможные отклонения:
- Ребенок слишком выставляет язык между зубов, в результате чего получается шепелявый звук.
- Сигматизм у «Ш» появляется при сильном напряжении глубокой части языка. Тогда «Ш» заменяется на «Х».
- При боковом сигматизме получается «хлопок».
- Призубный парасигматизм — язык упирается в верхние резцы. Вместо «Ш» получается «Т».
- При губно-зубном парасигматизме «Ш» звучит, как «Ф».
- Вместо «Ш» звучит «С», это свистящий парасигматизм.
Важно рассказать ребенку, как правильно должны располагаться речевые органы. Занятия должны сопровождаться наглядными аналогиями и демонстрациями.
Что делать, чтобы научиться выговаривать «Ш»
Упражнение для развития звука «Ш».
Правильное произношение звука [ш] возможно в таком случае: зубы максимально сближены, резцы находятся друг над другом, а округленные губы выдвинуты вперед, язык имеет форму «ковша».
Методические рекомендации для родителей
Иногда родители не обращаются к логопеду по разным причинам. Кто-то из-за финансовых затруднений, другие в соответствии с убеждениями. При этом родители должны знать, как научить ребенка говорить букву «Ш».
Разминка для языка и губ
Самые эффективный и легко выполнимый способ справиться с невыговариванием звуков — артикуляционная гимнастика.
Она включает следующие упражнения:
- «Согреем ладошки».
Его цель — научиться выпускать сильную струю воздуха. Ребенку нужно округленными губами равномерными порциями выдыхать воздух, не надувая щеки. - Непослушный язычок.
Упражнение способствует расслаблению языковых мышц. С размещенным на нижней губе языком произносится по счету от 1 до 10 слог «пя-пя-пя», края языка вверх не поднимаются. - Приклей конфетку.
Результатом такой тренировки должны стать укрепленные языковые мышцы и отработанный подъем языка наверх. Кончик языка располагается на нижней губе, на край кладется небольшой кусочек ириски, который нужно приклеить к небу. Челюсть должна оставаться неподвижной, работает только язык. - Качели.
Кончиком языка касаются то верхних, то нижних зубов. - Лошадка.
Поцокать, как лошадь. - Блинчик.
Расслабленный язык разместить на нижней губе. - Кошечка.
Ребенку нужно дотянуться языком до носа. - Фокус.
Нужно, улыбаясь, приоткрыть рот и разместить край языка на верхней губе так, чтобы образовался желоб по центру, теперь нужно сдуть вату, которая лежит на носу.
После разминки и отработки этих упражнений можно приступать к непосредственной постановке звука.
Упражнения для основного этапа
Базовым упражнением для артикуляции «Ш» можно использовать выговаривание «Р» перед зеркалом шепотом. В это время нужно остановить вибрацию языка с помощью шпателя.
Выполнив упражнение открытым ртом, можно переходить к произнесению полученного звука, стиснув зубы. Нормального звучания «Ш» достигают, округлив губы.
В качестве базового еще используется «Т», который произносится перед зеркалом. После чего артикуляция воспроизводится полуоткрытом ртом, при этом передний край языка должен касаться не зубов, а зубных лунок. После чего произносится «Т» у лунок с придыханием.
Постановка и последующая автоматизация звука
Выполняя упражнения, вырабатывают правильную артикуляцию «Ш». Но навык — процесс механический, который требует времени для отработки и закрепления. Ребенок может научиться выговаривать «Ш» уже на первых уроках, а на последующих занятиях произношение превращается в шепелявое и свистящее.
Автоматизировать звук помогут речевые игры, скороговорки на «Ш»:
- Не найду ушки у нашей лягушки.
- Шла Маша по шоссе и сосала сушки.
Постановка звука «Ш» по подражанию.
Можно придумать любимой игрушке интересное прозвище с употреблением «Ш». Например, «Волчишко-хвостишко».
Помогут отработать речь детские стишки.
Можно попросить ребенка придумать уменьшительно ласкательное слово. Например: зима — зимушка, пятно — пятнышко, хозяйка — хозяюшка, дядя — дядюшка, дед — дедушка.
Почему не шипит буква «Ш»
Причины неправильного произношения могут быть следующими:
- Физиологические: неправильный прикус, большой язык, высокое небо. Кроме того, качество произносимого звука зависит от развитости речевого аппарата.
- Длительное использовании соски. Этот предмет портит прикус, что приводит к искаженному выговариванию свистящих и шипящих.
- «Сюсюканье» с ребенком. Повторяя за старшими, дети коверкают речь.
- Повторение некорректного произношения за взрослыми, у которых есть дефекты речи.
- Плохо развиты память, мышление и внимание.
- Нарушение речевого слуха (в некоторых случаях может развиваться дислексия).
Если после домашних занятий ребенок так и не выговаривает букву «Ш», стоит обратиться к логопеду.
Когда надо обратиться к логопеду
Искажение и замена звуков у трехлетних детей не считается отклонением. Но если в 2 года у ребенка отсутствует речь, то стоит пойти на консультацию к специалисту. Только к 5 годам заканчивается формирование фонетического ряда. Постановка «Ш» происходит между третьим и пятым годами жизни.
Нарушение произношения «Ш» исправимо и часто устраняется сравнительно легко. Главное, чтобы занятия были регулярными и систематичными. Важно, чтобы сам маленький ученик имел желание исправить речь и правильно выговаривать «Ш».
Ребенок и родители должны проявить во время уроков терпение и настойчивость. Если результаты будут невелики, то стоит обратиться к логопеду. Специалист может поставить «Ш» от опорного звука с механической помощью, при помощи зонда или шпателя.
Артикуляционной гимнастики для шипящих звуков (Ш, Щ, Ж, Ч)
1. «Улыбка – Трубочка» (развитие подвижности губ).Описание: Поставить верхние зубы на нижние, растянуть губы в улыбке, показав все зубы, удерживать улыбку 3 – 5 секунд, вытянуть губы вперед трубочкой, удерживать губы в таком положении 3 – 5 секунд. Выполнять переключения с одной позиции на другую 5 – 7 раз.Внимание: Следить, чтобы в процессе переключения зубы не размыкались и не сдвигались.
Тянем губы мы к ушам,
Улыбнемся малышам.
А потом тяни вперед,
Как у слоненка хоботок.
2. «Футбол» (развитие направленной воздушной струи).
Описание: Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, лежащий на столе перед ребенком, загоняя его в «ворота».
Внимание: Следить, чтобы не надувались щеки, для этого можно их слегка придерживать пальцами. Загонять шарик на одном выдохе, не допуская, чтобы струя воздуха была прерывистой.
Щеки я не надуваю,
Мяч в ворота загоняю.
3. «Чистим зубки 2» (для подъёма языка вверх, развитие подвижности языка)
Описание: Открыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.
Внимание: Губы улыбаются, верхние и нижние зубы видны. Следить, чтобы кончик языка не высовывался, не загибался внутрь, а находился у корней верхних зубов. Нижняя челюсть неподвижна, работает только язык.
Рот окрою я немножко,
Губы сделаю «окошком».
Зубы верхние — смотри:
Чищу «чашкой» изнутри.
4. «Ириска» (для укрепления мышц языка и отработки верхнего подъема языка).
Описание: Положить широкий кончик языка на нижнюю губу. На самый край языка положить тоненький кусочек ириски, приклеить кусочек конфетки к небу за верхними зубами.
Внимание: Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижна. Рот открывать на 1,5-2 см. Для неподвижности челюсти можно использовать стёрку, вставленную между коренными зубами. Выполнять медленно.
Ах, как это вкусно,
Ах, как это сладко.
Что это? Ириска?
Или шоколадка?
5. «Грибок» (вырабатывать верхний подъём языка, растягивание подъязычной связки).
Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, и прижав широкий язык всей плоскостью к нёбу, широко открыть рот. Тогда язык будет напоминать тонкую шляпку гриба, а растянутая подъязычная связка – его ножку.
Внимание: Следить, чтобы губы улыбались. Боковые края языка должны быть прижаты одинаково плотно – ни одна половина не должна опускаться. При повторении упражнения надо шире открывать рот.
Вырос гриб большой в лесу,
В садик гриб я принесу.
Раз, два, три, четыре, пять —
Гриб мне надо удержать.
6. «Вкусное варенье» (вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, для звука Ш).
Описание: Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.
Внимание: нижняя челюсть должна быть неподвижна, можно придерживать ее пальцем. Язык должен быть широким, боковые края языка касаются углов рта. Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению «Наказать непослушный язычок», и распластанный язык можно шпателем приподнять на верхнюю губу.
Мы сегодня ели
Вкусное варенье,
А теперь по кругу
Мы оближем губы.
7. «Чашечка» (вырабатывать правильную форму языка для произношения звуков Ш, Ж).
Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка на нижнюю губу (при необходимости, распластать язык, пошлепав по нему верхней губой со звуком «пя-пя-пя»), приподнять все края языка вверх. Удерживать 5-10 секунд.
Внимание: Следить, чтобы язык был широким, без выраженного кончика языка, все края языка равномерно подняты.
Мы чаек горячий
Будем пить на даче.
Чашечку мы держим
Крепче, крепче, крепче.
8. «Лошадка» (укрепление мышц языка, выработка подъема языка вверх).
Описание: Улыбнуться, открыть рот, пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами).
Внимание: Упражнение выполняется медленно. Нижняя челюсть должна быть неподвижна, работает только язык. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался назад и вверх.
Скачем, скачем на лошадке.
Очень цокать нам приятно.
Ритм копыта отбивают,
Язычок им помогает.
Артикуляционная гимнастика для шипящих звуков (ж, ш, ч, щ)
Постановка и автоматизация звуков непростое дело. Логопеду нужно подготовить артикуляционный и дыхательный аппарат клиента и только после этого вводить чистый звук. Без этой базы ничего не получится.
СодержаниеСвернуть
Артикуляционная гимнастика для шипящих звуков состоит из комплекса упражнений. Она направлена на выработку разных движений, которые помогут органам принять определенную позу.
Общая информация
Родители иногда с пренебрежением относятся к подготовительному этапу. Они не понимают, зачем делать упражнения. Каждый комплекс подходит для определенных звуков.
К группе шипящих относят четыре звука: [Ш], [Ж], [Щ], [Ч]. Для их произношения нужен подъем языка, округленные губы и сильный выдох. Название группа получила за то, что при произношении звуков слышно характерный шум.
В норме шипящие появляются в речи ребенка к четырем годам. До этого момента нарушения считаются возрастными и не подлежат коррекции. Артикуляционный аппарат детей тоже имеет определённые этапы развития. Поэтому в три года малыши часто шепелявят и вместо «Саша» могут говорить: «Саса» и т. п.
При разных нарушениях звук может заменяться либо вовсе отсутствовать в речи. Для того чтобы исправить дефект логопеду нужно заниматься с ребенком минимум 5 раз в неделю. Если это невозможно, то родителям стоит дополнительно каждый день самим с ним заниматься.
Дефекты произношения возникают по разным причинам. Иногда они кроются в недостатках строения артикуляционного аппарата, соматической ослабленности, недостаточном развитии фонематического (речевого) слуха.
Правильное понимание причины нарушения позволит грамотно выстроить коррекционную работу.
При дизартрии сложнее всего исправлять дефект. Из-за нарушения иннервации мышц ребенок не понимает разницы между позициями, его губы и язык плохо работают. Такой категории детей особенно требуется артикуляционная гимнастика.
Правильные образцы
С дошкольником обязательно разбирают артикуляцию звука. Он должен понимать, как и что делать, чтобы начать правильно свистеть или шипеть. Если у него нарушено ощущение от движений органов артикуляции, то ему нужно вводить тактильный и зрительный анализатор.
Поэтому занятия проводятся перед большим, освещенным зеркалом. Дополнительно можно просить ребенка касаться пальцем частей рта (например, альвеол за верхними зубами). Так у него будет складываться полная картина.
Артикуляция звука [Ш] достаточно простая — губы круглые, зубы немного разомкнуты, язык принимает форму «чашечки», а его боковые края прижимаются к небу. Голосовые складки разомкнуты и воздух сильной струей проходит через щель неба и задней части языка, после через кончик языка и альвеолы. Появляется характерный шум.
Артикуляция звука [Ж] точно такая же, как и при [Ш], но с добавлением голоса. Струя воздуха чуть слабее, щель меньше и это позволяет добиться «жужжания».
В русском языке звук [Щ] можно считать утрированной мягкой версией [Ш]. Губы круглые, вытянутые, зубы разомкнуты, кончик языка чуть ниже альвеол, средняя часть органа чуть поднимается к твердому небу, задняя продвинута вперед и опущена. На выходе получается высокий шум.
У звука [Ч] сложная артикуляция. Губы в той же позиции, что и в остальной группе звуков. Кончик языка прижат к нижним резцам, передняя часть упирается в верхние зубы, орган чуть продвигается вперед и получается характерный шум – резкий и отрывистый. Звук [Ч] относят и к щелевым, и к смычным звукам, но на слух это не замечается.
Среди вариантов дефектного звучания выделяют «щечное» произношение. В таком случае струя воздуха уходит в щеки и это искажает звучание. В другом варианте образуется нижнее произношение – такое часто бывает из-за короткой уздечки или гипертонуса языка. Орган не поднимается полностью и больше получается свист, чем шипение.
Шипящие могут заменяться на свистящие, так как эта группа проще в артикуляции. Не стоит затягивать с устранением дефекта, так как чем старше ребенок, тем сложнее устранить проблему. От шипящих потом специалисту легче поставить сонорные звуки.
Правила выполнения
Артикуляционную гимнастику проводит не только логопед на индивидуальных занятиях. Это еще делают воспитатели в садике (при условии, что эта коррекционная группа) и родители. Такой подход позволяет ускорить процесс формирования базы.
Артикуляционные упражнения для шипящих звуков нужны для того чтобы:
- выработать тонкие движения языка;
- расслабить мышцы;
- почувствовать позицию органов.
Важно внимательно следовать описаниям к каждому упражнению, контролировать правильное выполнение, не допускать ошибочных движений. Существуют разные схемы, которые могут помочь родителям в понимании, что и как делать. В качестве игрового момента используют стихи.
Первое правило – упражнения идут от простого к сложному. Сначала дают ребенку усвоить одно, на следующий день второе и так доводят до полного комплекта. Нельзя торопиться, так как иначе не получится добиться хорошего выполнения.
Сначала дошкольник будет выполнять долго, с трудом и небольшими ошибками. В этом нет ничего страшного, постепенно он освоится. Но нельзя давать ему расслабляться и работать как попало.
Второе правило – все выполняется перед зеркалом с хорошим освещением. Зрительный анализатор позволяет ребенку контролировать себя, формировать представление о том или ином упражнении. Тактильные ощущения формируются чуть позже, поэтому необходимо делать все с опорой на зеркало.
На начальном этапе все выполняют в медленном темпе. Дошкольник только добивается того или иного положения, не стоит торопить его.
Во время выполнения ошибки нужно сразу исправлять. Внимание ребенка акцентируют на происходящем, предлагая понять, что он сделал неправильно. Нельзя ругать и отчитывать его, только мягко поправлять.
Количество повторов динамических упражнений от 2 до 10. Статистические позы удерживают на счет до 5. Необходимо добиваться правильного выполнения.
Артикуляционная гимнастика на шипящие звуки должна выполняться каждый день. Иначе постановка звуков затянется на долгие года. Поэтому в интересах родителей ускорить этот процесс.
Комплекс разбивают на блоки и проводят в разное время дня. Игровой прием: картинки-символы наклеивают на большой кубик. Какая сторона выпадет, такое действие и нужно сделать.
На начальном этапе можно помочь механическим способом. Шпателем поднимают язык, массируют, удерживают в распластанном состоянии.
Примерные наборы
Артикуляционная гимнастика для звука [Ш] направлена на выработку подъема языка, расслабление:
- «Месим тесто». Для него необходимо открыть рот, положить язык на нижнюю губу, аккуратно пошлепать его верхней губой или мягко прикусывать, произнося «пя-пя-пя».
- «Вкусная конфетка». На кончик языка кладут кусочек ириски, предлагая приклеить его к альвеолам.
- «Грибочек». Нужно улыбаясь, приоткрыть рот, широкий и распластанный язык приклеить к верхнему небу. Удерживать в такой позиции 5 секунд.
- «Чашечка». Рот открыт, язык распластан на нижней губе. Необходимо поднять его боковые края так, чтобы получилась «чашечка». Позу удерживают 5 секунд.
- «Вкусное варенье». Язык принимает форму «чашечки» и аккуратно облизывает верхнюю губу.
- «Фокус». Для него понадобится крохотный кусочек ватки, который кладут на кончик носа ребенка. Он высовывает язычок «чашечкой» и пытается сдуть ватку.
- «Бублик». Необходимо округлять губы, слегка выдвигая их вперед. Позу удерживают 5 секунд. Можно добавить «вишенку» − полностью сжатые.
Для артикуляционной гимнастики для звука [Щ] и [Ч] добавляют к основному комплексу несколько упражнений:
- Первое — это «Лопаточка». Широкий язык кладется на нижнюю губу, удерживают позицию 5 секунд.
- Второе упражнение – «Лошадка». Ребенок цокает языком. Рот открыт, язык присасывается к небу, резко опускается.
- Третье упражнение – «Почистим зубки». Рот открыт, кончик языка трогает каждый зуб.
Для каждого случая логопед подбирает комплекс упражнений. Он позволит эффективно решить проблему.
Варианты форм
Дошкольникам скучно сидеть перед зеркалом. В таком случае можно использовать нетрадиционные подходы. Первый – это интерактивные игры. Включается презентация на компьютере, ребенок следит за анимацией и выполняет упражнения.
Можно сочинять сказки о приключении Язычка, использовать красочные альбомы, элементы биоэнергопластики или сопряжённые движения рук. Сложный вариант: настольная игра. На поле рисуют клетки с определенными упражнениями и действиями. Куда фишка встанет, то и приходится делать.
Для гимнастики используйте нестандартное оборудование. Например, чайную ложку. Ее приставляют вогнутой частью к уголку рта – задача ребенка языком ее передвигать влево-вправо. Аналогичные действия делают уже с движениями вверх-вниз.
При дизартрии язык может находиться в сильном напряжении – это видно при визуальном осмотре. Орган как бы собирается в «комок», отодвинут вглубь рта. В таком случае применяют пассивную гимнастику – поверхность языка похлопывают ложечкой.
Воздействие должно быть легким и не приносящим серьезный дискомфорт или боль.
Для расслабления постукивают краем столового прибора. Движения идут вдоль языка. Для снятия тонуса губ ребенку предлагают их сжать, после чего ложкой массируют их по кругу. Следующей действие – губы растянуты в улыбке, ложкой обводят по контуру сначала по часовой стрелке, потом против.
Можно похлопывать вогнутой частью по щекам, после растирать их круговыми движениями. Такая пассивная артикуляционная гимнастика серьезно облегчает подготовку к постановке звуков.
Возможные ошибки
Во время гимнастики следите за неподвижностью нижней челюсти. Если ребенку тяжело выполнять, то рот чуть прикрывают. В случае возникновения затруднений челюсть придерживают рукой.
Нельзя торопиться. Пусть подходов будет меньше, но они будут качественными. Не требуйте от ребенка сразу идеального выполнения. Он будет постепенно осваиваться с упражнениями.
Нельзя давать возможность делать все халатно, кое-как. В комплексе для шипящих важно, чтобы дошкольник научился двигать языком и губами. Частая ошибка – не контролировать положение языка. Если в позиции указано, что он должен плотно прижиматься к небу, так и должно быть. На первых порах можно придерживать его пальцами.
Зрительный контроль обязателен. Необходимо сразу приучать ребенка смотреть в свое отражения, проверяя правильность выполнения действий. Если нет возможности поставить большое зеркало, то можно купить маленькое настольное. Главное, чтобы дошкольник видел свое лицо.
Постановка шипящих звуков (ш, щ, ч, ж) у детей поэтапно и их автоматизация
В период формирования речи у детей могут возникнуть сложности с произношением. Это обусловлено постепенным развитием речевого аппарата. В одних случаях произношение стабилизируется самостоятельно к 5-7 годам, в других – может потребоваться помощь логопеда. Задача родителей заключается в облегчении процесса становления речи путем внедрения специальных упражнений.
Почему возникают проблемы с произношением шипящих
За процесс речевого развития отвечают определенные участки мозга. Если их работа нарушается, возникают сложности с произношением отдельных звуков. В большинстве случаев проблему провоцируют родовые травмы. Особую опасность представляют смещения костей черепа затылочной части или позвонков. В результате этого кровообращение в области головы замедляется. Клетки мозга не получают необходимое количество кислорода, что приводит к их разрушению.
Полученная во время родов травма может спровоцировать и ущемление подъязычного нерва или нарушения в ассоциативных нейронных связях слухового анализатора. Это отражается на способности распознавания и воспроизведения устной речи. Для правильного произношения отдельных звуков не менее важны жевательные и мимические мышцы. В некоторых случаях развитие речи у детей замедляется из-за травм, полученных после рождения (падение с дивана, удар затылком и т.д.).
Как научить ребенка говорить букву «ш»
У маленьких детей нередко возникают проблемы с произношением шипящих звуков. Медики выделяют несколько вероятных причин такого явления. К самым распространенным из них относят неправильную артикуляцию. Она представляет собой определенное положение языка во время произношения. Среди других причин выделяют:
- Неправильное произношение звуков родителями. Ребенок произносит их так, как слышит от окружающих.
- Ограничение двигательной активности языка из-за укороченной подъязычной уздечки.
- Нарушения в функционировании слухового аппарата.
- Аномалии строения зубов и челюсти.
Первоначально следует устранить причину механического характера. Если проблема заключается в короткой уздечке, её подрезают. Важно обратить внимание на прикус ребенка. При отклонениях принимаются соответствующие меры. В других случаях поставить речь помогает комплекс упражнений.
Диагностика
Речь формируется в период с 3 до 5 лет. Если возникают проблемы, родителям необходимо отвести чадо к логопеду. Диагностика у специалиста осуществляется в игровой форме. Врач определяет, с произношением каких звуков у ребенка наблюдаются проблемы. Также проводится визуальное обследование артикуляционного аппарата. В него входит осмотр ротовой полости. Оцениваются строение челюсти, зуб, губ и неба. Во время осмотра ребенку предлагается выполнить следующие действия:
- попытки дотянуться языком до подбородка и носа;
- перемещения языка из левой части рта в правую, периодически меняя ритм движений;
- выдвигание нижней челюсти вперед, а затем – назад;
- пощелкивания языком;
- формирование трубочки из губ после их растягивания в улыбке.
Как проверить произношение шипящих без логопеда
Чтобы научить ребенка произносить шипящие звуки, следует настроить правильную артикуляцию. Но предварительно требуется оценка речевого аппарата. Чтобы выявить пробелы, совсем необязательно посещать логопеда. Это можно сделать и в домашних условиях. Необходимо провести с ребенком беседу, в рамках которой осуществляется наблюдение за движениями губ и языка малыша. В норме при произношении звука «ш» наблюдается следующее:
- кончик языка приподнимается к небу, образуя небольшую щель;
- поток воздуха проходит через неактивные голосовые связки, вызывая соответствующий звук;
- губы вытягиваются вперед, формируя трубочку;
- боковые края языка касаются верхних зубов.
Тренируем правильное произношение шипящих
Постановка звука «ш» осуществляется поэтапно. Чтобы достичь желаемых результатов, нужно тренироваться постоянно. Комплекс артикуляционной гимнастики включает в себя упражнения на каждую зону речевого аппарата.
Разминаем язык
В постановке правильного произношения звуков особенно важны тренировки для языка. Его положение играет значимую роль при развитии речевых навыков. К самым эффективным упражнениям относят:
- Сомкнув зубы, необходимо выталкивать язык через образовавшееся отверстие.
- Следует улыбнуться с широко открытым ртом, после чего – разместить край языка на нижней губе. В таком положении нужно удержаться в течение 40 секунд.
- Слегка приоткрыв рот, требуется дотянуться языком к носу. Такое упражнение повторяется не менее 5 раз.
- Исходное положение – как и в предыдущем упражнении. Языком нужно закрыть верхние передние зубы, а затем – вернуть его на место.
- Широко раскрыв рот, необходимо максимально поднять язык к носу, а затем – опустить к подбородку.
- Язык высовывается изо рта, на его кончик кладется кусочек конфеты. Ребенок должен постараться приклеить его на небо непосредственно за верхними зубами.
Разминаем губы
Регулярные тренировки для губ помогут в дальнейшем произносить звуки правильно. Их нужно сочетать с упражнениями на другие участки ротовой полости:
- Самое действенное упражнение – «трубочка». Зубы плотно смыкаются, а губы вытягиваются вперед. Зубы они при этом закрывать не должны. В таком положении следует продержаться 6 секунд.
- Чередование упражнений «улыбка» и «трубочка». Улыбаться следует, полностью сомкнув рот.
- Необходимо вытянуть губы, пытаясь их округлить. Через 6 секунд следует вернуться в исходное положение.
- Упражнение «трубочка» сначала выполняется в стандартной форме. После этого импровизированную трубочку следует сделать больше, немного разомкнув губы.
Массаж языка
Одним из методов коррекции произношения считается логопедический массаж. Он не только способствует правильной постановке звуков, но и ускоряет развитие речи в целом. Мануальное воздействие снижает слюноотделение и улучшает тонус лицевых мышц. При кожных и простудных заболеваниях массаж противопоказан.
Продолжительность первого сеанса составляется 10 минут. Предварительно расслабляются лицевые мышцы. Важно создать благоприятные условия, чтобы ребенок ни на что не отвлекался. Со временем продолжительность процедуры увеличивается до 20-30 минут. Курс лечения включает в себя 15 посещений специалиста.
Основные методы постановки
Приемы постановки подбираются, исходя из причин нарушения работы речевого аппарата. Существует несколько способов воспроизведения звуков. К ним относят:
- от артикуляционного уклада;
- от опорного звука;
- от подражания;
- от опорного звука с механической помощью.
Логопедические занятия
Самым удачным способом поставить речь считаются визиты к логопеду. Регулярные занятия способствуют улучшению мелкой моторики и формированию воздушной струи, которая играет значимую роль при произношении звуков. Логопед подберет комплекс упражнений, отталкиваясь от индивидуальных особенностей речевого аппарата. Занятия включают в себя игры, изучение скороговорок и мануальные практики. Если ребенок не идет на контакт с незнакомым человеком, наиболее актуальными будут занятия в домашних условиях.
Постановка звука «ж»
Во время занятий логопед может осуществить постановку любого проблемного для ребенка звука. Проводятся артикуляционные упражнения, позволяющие малышу понять, как должны быть расположены язык и губы при правильного произношения шипящих. Голосовые связки во время произношения необходимо привести в состояние напряжения. Губы слегка выдвигаются вперед и округляются. Кончик языка прикладывается к передней части неба, формируя небольшую щель. Во время произношения звука «ж» воздушную струю легко ощутить, поднеся ко рту ладонь. Перед упражнениями тренируется произношение звука «ш», так как он считается одинаковым с «ж» по артикуляции.
Постановка звука «щ»
Автоматизация шипящих звуков у детей вызывает немало трудностей. При произношении звука «щ» голосовые связки вибрировать не должны, поскольку он глухой. Положение губ и языка напоминает позицию, которая имеет место в случае со звуком «ж». Отличие заключается в направлении воздушной струи между зубами. Они смыкаются, либо максимально сближаются друг с другом. Упражнения закрепляются чтением стихов. После каждой тренировки логопед выявляет недочеты и пытается их исправить.
Постановка звука «ч»
При постановке звука «ч» логопед пользуется хитрым приемом. Ребенку ставят задачу – проговорить сочетание «ать». Но в момент произношения специалист слегка прижимает уголки губ и просит выдвинуть их немного вперед. В итоге у малыша получается воспроизвести сочетание «ачь». Регулярные тренировки помогают без труда поставить речь, даже при наличии серьезных отклонений. Чтобы повысить их эффективность, логопед постоянно разговаривает с малышом, провоцируя его произносить нужные звуки в непринужденной обстановке.
Как заниматься с ребенком дома
Автоматизация звука «ш» в домашних условиях дает такие же результаты, как визиты к логопеду. Помимо артикуляционной гимнастики, практикуют другие способы разработки речевого аппарата для постановки шипящих звуков – чистоговорки, чтение стихов и сказок, специальные игры. Не рекомендуется практиковать занятия, если ребенок к ним не расположен. Желательно выделить на них время в первой половине дня. Оптимальная продолжительность занятий составляет 15 минут.
Упражнения
Практика налаживания функции речевого аппарата включает в себя выполнение специальных упражнений. К наиболее действенным из них относят:
- Язык следует положить на нижнюю губу. При выдувании воздуха он должен образовать желобок в серединной части.
- Игра с изображениями помогает развить ассоциативное мышление. Доктор демонстрирует несколько картинок, а ребенок должен выбрать те, на которых присутствует определенный звук.
- Необходимо чередовать надувание щек со сдуванием. Через каждые 5 повторений делается небольшой перерыв.
- Осуществляются круговые движения с высунутым языком, как будто облизываются остатки мороженого или варенья с губ.
Гимнастика для постановки произношения
Артикуляционная гимнастика направляется на расслабление и напряжение мышц ротовой полости. В дальнейшем это отражается на речевых навыках ребенка. Гимнастика включает в себя следующие упражнения:
- Раскрыв рот, следует проводить языком по зубам, имитируя очищающие движения. Кончик языка не должен уходить внутрь и высовываться наружу.
- При раскрытой ротовой полости осуществляются касания по небу по принципу вперед-назад. Необходимо удерживать язык в напряженном состоянии.
- Следует приоткрыть рот, плотно прижав язык к небу. После этого рот раскрывается как можно шире. Цель такого упражнения заключается в растягивании подъязычной связки.
- Требуется растянуть рот в широкой улыбке, держа его приоткрытым. Язык при этом присасывается к небу, после чего – отрывается. Этот процесс сопровождается характерным щелчком.
- Язык всей поверхностью присоединяется к поверхности неба. Затем следует широко открывать и закрывать рот. Язык при этом не должен менять своего исходного положения.
Заключение
Постоянные занятия с ребенком способствуют быстрому обучению навыкам говорения. Рекомендуется доверить этот вопрос профессионалам. При необходимости проведения домашней гимнастики для шипящих звуков – важно тщательно ознакомиться с описанием каждого упражнения.
комплекс упражнений, логопедические занятия для постановки звука.
Как только постановка буквы «С» прошла успешно, можно переходить к упражнениям, которые помогут поставить шипящий звук «Ш». Ведь у данных звуков одинаковый принцип произношения. Какая же необходима артикуляционная гимнастика для звука «Ш», чтобы артикуляция звука происходила без проблем?
Как правильно произносить шипящий звук?
Когда человек произносит букву «Ш», его речевые органы занимают такое положение: губы немного выдвигаются вперед, кончик языка почти доходит до неба, но не касается его, а формирует маленькую щель, боковые стороны языка прижимаются к верхней челюсти и не дают воздушной струе пройти через бока.
В результате положение языка напоминает форму ковша или чашки. В процессе произношения голосовые связки размыкаются, свободно пропуская струю воздуха, которая выходит равномерно по центру органа.
Если у ребенка наблюдается хоть одно отклонение от правильного положения речевого аппарата, то произношение будет искажаться. Артикуляционная гимнастика для звука и логопедические упражнения помогут выработать верное положение речевых органов и воспроизведение точной шипящей буквы.
Гимнастика для постановки произношения
Комплекс артикуляционной гимнастики для шипящих звуков требуется выполнять для того, чтобы натренировать органы речевого аппарата ребенка, и настроить их для дальнейшей постановки звука «Ш». Поэтому он выполняется в первую очередь, а уже потом идут упражнения на произношение и закрепление результатов тренировки.
«Блин»
Задачей данного упражнения является отработка навыка расслаблять язык и фиксировать его в этом состоянии. Для выполнения нужно немного открыть ротик, расположить язык на нижней губе, а краями достичь уголков губ. Зафиксировать его в полученном положении примерно 5 секунд.
«Фокус»
Это упражнение для постановки звука позволяет закрепить поднимание и удержание широкой части языка вверху, а также навык управления струей воздуха посередине языка на верх.
Для занятия понадобится приготовить шарик из ваты. Его необходимо положить на кончик носика, язык должен принять форму чашки, а затем нужно немного открыть рот, поднять широкий край речевого органа на верхнюю губу, боковые его стороны прижать к этой губе и пытаться сдуть шарик. При этом важно, чтобы воздушная струя шла по центру языка, тогда комочек из ваты сможет взлететь вверх.
Во время выполнения упражнения следует смотреть за тем, чтобы работал только язык, все остальное должно оставаться неподвижным. Детям может быть трудно это сделать, тогда можно придерживать подбородок рукой.
«Грибок»
Такое занятие способствует закреплению подъема язычка вверх, навыка фиксации речевых органов в одном положении на некоторое время, а также растяжению связки, расположенной под языком.
Ребенку нужно широко открыть рот, приложить широкий язык к верхнему небу и попытаться удержать его в таком состоянии настолько, насколько это возможно. При этом необходимо следить, чтобы рот был широким в течение всего времени выполнения упражнения, а нижние зубы не двигались.
«Змея»
Это упражнение хорошо помогает укрепить мышечные ткани речевого органа. Для выполнения требуется улыбнуться, широко открыть рот, язык сделать узким и выдвинуть его вперед, а потом засунуть обратно в ротовую полость. Так чередовать несколько раз.
В процессе проделывания упражнения важно, чтобы рот всегда был широким.
«Варенье»
Данное занятие помогает отработать движение языка вверх и правильный уклад речевых органов для воспроизведения шипящих букв. Чтобы сделать упражнение, необходимо немного открыть рот, а затем, широко расправив язык, облизать верхнюю губу. При этом движения должны проделываться сверху вниз, а не из стороны в сторону.
Важно, чтобы зубы, находящиеся снизу, не двигались. Если это вызывает сложности, то можно помочь себе рукой. Язык обязательно должен быть широким, а его бока достигать уголков рта.
Выполнив данный комплекс артикуляционных упражнений, ребенок помог мышечным тканям своего речевого аппарата подготовиться к логопедическим занятиям, которые помогут поставить правильное произношение шипящих букв.
Логопедические занятия
Если у ребенка не было сложностей с постановкой произношения «С», то обычно и при постановке буквы «Ш» также не возникает никаких проблем. Для того чтобы научить малыша воспроизводить его, следует проделывать такое упражнение:
- Попросить ребенка произнести просто звук «С» либо же пропеть слог «С-а-а-а». В процессе воспроизведения нужно сказать, чтобы малыш удержал язык в таком положении.
- Когда ребенок будет произносить это, необходимо с помощью пальца немного приподнять кончик его язычка вверх и удержать его за верхней челюстью. Важно, чтобы кончик смог дотронуться до бугорков альвеол.
- Далее следует попросить ребенка опять сделать выдох при данном положении языка. В результате будет слышен четкий шипящий звук «Ш».
Логопеды обращают внимание родителей на то, что во время выполнения этого упражнения нужно следить за тем, чтобы весь язык малыша не упирался в небо. В противном случае возможно неправильное положение речевых органов в процессе произношения буквы «Ш».
Что касается звука «Щ», который также относится к шипящим, то его постановка не вызовет проблем, если детки хорошо произносят мягкое «C’». Если же проблемы с этим все-таки имеются, то разрешается также как и в предыдущем упражнении, сделать механическую постановку звука.
Для этого следует попросить ребенка воспроизвести слоги «ась» или «ся». Когда он будет это делать, необходимо указательным пальцем переместить кончик язычка малыша за резцы, расположенные сверху. В результате будет слышен звук «Щ».
Массаж языка
Огромную роль в правильном произношении звуков играет массаж языка. Логопеды советуют всем родителям проводить со своим детками эту полезную процедуру. Она поможет укрепить мышечные ткани языка, расслабить их.
Для постановки звука «Ш» специалисты рекомендуют следующие методики:
- Верхней челюстью почесывать язык, протягивая его между зубами.
- Слегка покусывать язычок, прижимая зубами так, как будто хочется откусить его часть.
- Сделать язык широким и коренными зубами жевать его.
- Немного прикусывать челюстями губы.
Не следует заставлять малыша начинать делать логопедический массаж, если он этого не хочет. Ведь самое главное в занятиях – это желание ребенка и его позитивное настроение. Поймайте момент, когда ваш ребенок в хорошем настроении и проведите первые занятия.
Как только шипящие звуки будут поставлены, можно переходить к их закреплению в слогах, словах и предложениях. Для этого часто применяются скороговорки, стихи, рассказы, составляют цепочки из слов, в которых имеется нужная буква.
Логопедические упражнения и артикуляционная гимнастика для шипящих звуков отлично помогают в постановке буквы «Ш». Главное, заниматься ими регулярно, не сдаваться при первых неудачах. Чтобы ребенку было интересно, можно проводить все артикуляционные упражнения для буквы «Ш» в виде игр.