В школе изгои: изгой, 7 причин стать изгоем в школе, кто становится и почему – Почему школьные задиры во взрослой жизни катятся по наклонной, а изгои, как правило, добиваются успеха

Содержание

изгой, 7 причин стать изгоем в школе, кто становится и почему

один против всех, изгои в школе могут стать изгоями в обществе

Стать изгоем очень легко, к этому не нужно прилагать никаких собственных усилий… «Этакое счастье» сваливается на голову самостоятельно в духе новомодных законов подлости…

А изменить ситуацию в другую, обратную, сторону? Тоже легко?!

Ну, давайте вначале разберемся

 

Кто и почему становятся изгоями? Изгоями в классе, в коллективе, в обществе?

Чем больше ребенок не похож на других, чем он необычнее — в поступках, суждениях, мыслях, тем больше шансов у него стать изгоем. Ну не любят у нас «белых ворон», не таких, как все, ненормальных, психов... Слишком толстый, слишком длинный, очкарик, лопоухий, шепелявит, шкет, шут гороховый, бормочет все время что-то под нос… Список эпитетов, получаемых от сверстников в фантике «обычной» детской жестокости  — масса.

 

Ну, возьмем самое распространенное,

что может не понравится или семь причин стать изгоем:

 

1. Нестандартная внешность (любые физические недостатки, дефекты речи, заикание, носит очки)

2. Проявления энуреза, энкопореза (недержание)

3. Тихость и бесконфликтность, не в состоянии за себя постоять

4. Чрезмерно опекаемый мамочкой и шумными бабушками ребенок

5. Часто пропускающий школу

6. В начальной школе — слабо успевающий, в средней и выпускных классах, с точностью до наоборот — отличник, «ботаник»

7. Ябеда, стукач

 

почему и кто становятся изгоями в классе? Трудно быть изгоем

 

Как правило, изгоев «назначают» уже во 2-3 четверти первого класса, на поиски жертвы много времени не уходит, удостоиться такой «чести» могут и новенькие, не сумевшие сориентироваться и поставить себя в новом коллективе.

Жертвами часто становятся те ребята, кому уделяется повышенное внимание учителя. Причем, чем больше педагог хвалит и сравнивает его с другими, тем более услуга становится «медвежьей».

Иногда даже не верится, что учителя, особенно старой закалки, могут не понимать этого…

 

Как можно заподозрить родителям, что их ребенок — изгой?

1. Не хочет идти в школу, даже если сделаны домашние задания

2. Мало говорит о одноклассниках, практически никого не упоминает

3. Радуется, если заболел

4. Не знает, кому позвонить, чтобы узнать домашние задания. Или ни в какую не хочет никому звонить

5. Никто из одноклассников не звонит, не приходит в гости

6. Сам тоже никого не зовет, даже на день рождения

7. Приходит из школы взвинченным, нервным

8. Иногда появляются ссадины, царапины, о происхождении которых он «не знает»

9. Даже если ребенок аккуратен, пропадают и быстро портятся вещи

 

разбирательство в школе о травле ребенка, дети-изгои Попытки родителей сразу же во всем разобраться и, главное, во чтобы то ни стало, наказать преследователей, имеет некоторый вес в начальной школе, да и то не всегда. Ребенок тут же автоматически становится еще и ябедой, обидчики начинают действовать более изощренно, могут угрожать расправой, если он еще раз заикнется о травле. Преподаватели недовольны, так как они вынуждены встревать в конфликт и решать далеко непростую ситуацию с родителями жертвы, мучителей. Потом подключается администрация школы…

И кому после этого всего будет хуже?!  Правильно, вашему ребенку! Дело может закончиться сменой класса, а то и школы…

Нет, я не призываю, вообще не реагировать на то, что ребенок стал изгоем в школе. Не в коем разе!

Дело в том, что в 85% случаев дети становятся изгоями в классе именно тех родителей, которые сами не могли в свое время решить аналогичную проблему. И вроде бы неуверенность наследоваться не может, но способы реагирования на проблемы бессознательно копируются нашими детьми с нас, хотим мы того или нет.

А значит, если мы не в состоянии адекватно помочь ребенку, то это сможет помочь другой человек, родной дядя, психолог, двоюродный брат… Надо использовать любые возможности. И не пускать дело на самотек.

 

Агрессия против изгоев

На первый план в начальной школе выходят всевозможные обзывалки, которые с неизменным успехом вызывают злость, растерянность, слезы жертвы. И без разницы, начинает ли он плакать или  как-то иначе «интересно» реагировать, главное, вызвать чувства, растерянность, гнев, панику… Иногда даже кажется, что малолетние агрессоры собирают эти неконтролируемые выбросы негативной энергии и питаются ею, наращивают благодаря ей свою силу.

Часты советы родителей, да и учителей, в ответ на обзывалки — никак не реагировать! Мол, пообзываются и перестанут…

Но, к моему сожалению, это колоссально трудно сделать, иногда просто невозможно. И если взрослый выдержанный человек, вполне способен сделать вид, что слова обидчика ему по барабану, то зеленому первоклашке такие психологические изыски еще не по зубам.

Более полезен, с моей точки зрения, совет воспользоваться специальными отговорками, типа  «Кто обзывается, тот сам так называется», «вышел зайчик из ворот, стало все наоборот», «а я лесенку приставлю и все буквы переставлю» и немного более агрессивное — «а ну тюльпань отсюда, так засиреню, весь ромашками обсыплешься!»

Тут даже  более важен психологически сам факт ответа, что не промолчал, не проглотил обиду, не заплакал, не нажаловался… А знание универсальных формул очень помогает. В растерянности и не сообразишь сразу, как достойно ответить, а тут раз — и извлек из памяти! Чрезвычайно полезная штука! Можно поизвращаться и напридумывать еще варианты отговорок.

Если родители сядут как-нибудь вместе с детьми, в шутливой обстановке поделятся, как их обзывали когда-то, как они реагировали, какие обзывалки были в их классе вообще,  что можно придумать в ответ… Выполнить  вместе с детьми «этакое превентивное домашнее задание», » прививку» от ребячьей жестокости.

 

Наверное, одно и самых главных условий ХОРОШЕГО ответа обидчику — его НЕСТАНДАРТНОСТЬ.

Ожидает обидчик слез и кидания с кулаками. А получает что-то не ожидаемое, странное. А раз странное, не вписывающееся в стереотип, преследователь ребенка сбивается, не знает, как вести себя дальше, инициатива потеряна… Конечно, этот совет деткам постарше, подросткам изгоям.

Некоторые подростки, которым трудно живется в классе, даже специально идут на обострение ситуации. Ведут себя, как настоящие психи, бравируют экстраординарными выходками, чем зарабатывают себе репутацию бешеного, ненормального… Конечно, это не улучшает общение, но в подавляющем проценте случаев травля затихает.

Трудно, очень трудно быть изгоем… Но методы против этого есть!

 

Нестандартность вашего ребенка вызвала проблему, пусть и нестандартность вашего решения снимет ее!

 

А какие способы помощи детям изгоям знаете вы?

Блог «Я- псих! (Заметки нестандартного психолога)»  приглашает родителей и детей к разговору…

 

 

скачать бесплатно "дети изгои" КравцовойВ помощь внимательному и любящему родителю —книга «Дети-изгои. Психологическая работа с проблемой» Кравцовой М.М. 

Почему школьные задиры во взрослой жизни катятся по наклонной, а изгои, как правило, добиваются успеха

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

В каждом классе непременно есть популярная девочка. Она красивая и уверенная в себе, все хотят с ней дружить. И есть мальчик, по которому тайно воздыхают его одноклассницы. Кажется, что перед этими ребятами открыты все двери, но в жизни все совсем не так. Американские ученые пришли к выводу, что дети, считавшиеся крутыми в школе, зачастую менее успешны тех, кто вел обычную жизнь и даже считался изгоем.

Мы в AdMe.ru заметили, что наш детский опыт совпадает с мнением ученых, и решили разобраться, в чем же причина таких резких изменений.

В реальной жизни все не так, как в школе

Школьные лидеры обычно красивые, сильные и уверенные в себе. Они всегда в центре внимания, для них не существует авторитетов. Они управляют общественным мнением и издеваются над теми, кому не повезло попасть в их черный список. Родители, учителя и мы сами ждем от них небывалых побед, а через много лет оказывается, что они стали самыми обычными, неинтересными людьми. Наверняка вам уже пришли на ум свои примеры вроде тех, что описаны в историях ниже?

  • Один из лидеров всей нашей школы позвал на стрелку изгоя (причину не помню). В итоге изгой не испугался, пришел и побил крутого, причем нормально. И чем все кончилось? Его поймали и толпой избили, отомстили, так и остался изгоем. Зато потом, лет через 10, встретил того самого крутого в Burger King за кассой. © Aka47m2
  • Я сидела за одной партой с самой красивой девочкой класса. Думала, что мы подруги. Она, как и положено королеве, решила захомутать популярного старшеклассника, а он, как назло, положил глаз на меня. Так я из ее подруги превратилась в изгоя. К слову, сейчас одноклассница разведена и живет с мамой, в активном поиске нового мужа, в соцсетях зовет «записываться на ноготочки». А популярного парня родители устроили в школу физруком.

Психолог Джозеф Бурго считает, что популярные школьники часто страдают психологическими расстройствами, в том числе нарциссизмом. Нарцисс живет в мире, где есть 2 вида людей: победители и проигравшие. Его постоянная цель — доказать, что он победитель. Такой человек нуждается в неудачниках и зависит от них, тем самым укрепляя уверенность в себе.

Поэтому популярные ребята, не считая редких исключений, не добиваются в жизни больших успехов, ведь им не нужен результат. Им важно только создать иллюзию своего успеха, убедить всех окружающих в своей победе, вызвав зависть и восхищение. Они пытаются произвести впечатление, но не ведут себя как эмоционально зрелые люди, не умеют строить здоровые отношения.

Лидеры боятся неудачи, а изгои принимают ее

Многие люди в школе подвергались насмешкам, некоторые даже откровенным издевательствам. Сейчас общество активно обсуждает проблему буллинга и находит пути борьбы с ней. Раньше дети просто замалчивали жестокие поступки одноклассников. Но спустя время находили в себе силы рассказать о своем опыте и освободиться от него.

  • Я в школе была жирная. Откровенно жирная. Плюс рост чуть выше среднего. В сумме — метательница ядра (только не мышцы, а жир). После окончания школы взялась за себя, сбросила вес (в результате постоянной травли развилось расстройство пищевого поведения, каждые набранные 100 г — истерика и паника), приняла свой рост и начала носить каблуки. Обзавелась семьей и друзьями. © elektri4e4ka
  • В меня плевались од

причины, сложности общения детей и советы психологов

Каждый родитель, отправляя ребенка в школу, надеется, что ребенок органично впишется в коллектив и найдет себе друзей. Мало кто ожидает, что сверстники могут не принять ребенка, или тем более начать его травить. Жизнь ребенка может превратиться в настоящий ад, если вовремя не заметить и не предпринять мер по решению конфликтов в коллективе. Что делать, если ты изгой в классе, как пережить негативный опыт, и как поступить родителям, чтобы помочь своему ребенку — об этом в статье.

Признаки того, что ребенок — изгой

Изгой в классе — кто это? Он может быть очень яркой, артистичной натурой, может своеобразно одеваться, плохо или слишком хорошо учиться, дружить с непопулярными одноклассниками, отличаться внешне от остальных, выбирать необычных кумиров и т. д. Ребенок может иметь особенности, которые другие дети не признают.

Признаков того, что ребенок стал изгоем, несколько:

  • коллектив игнорирует ребенка, у изгоя нет друзей;
  • коллектив отстраняет ребенка от “важных” вопросов, игр, дел и поручений;
  • коллектив открыто травит ребенка (дети смеются, обзывают, бьют, выставляют в неприглядном свете, порочат репутацию).

Важно отметить, что изгой только тогда становится отверженным, когда сам начинает считать себя таким, искать в себе недостатки. Коллектив в данном случае — зеркало, которое отражает мнение ребенка о самом себе.

Принцип зеркала имеет и обратный эффект. Если ребенок популярен среди сверстников, это автоматически делает его более социализированным — открытым, добрым, энергичным, симпатичным.

Изгои, как правило, очень сфокусированы на себе, плохо прощают других людей, обращают слишком много внимания на мелочи, не умеют быстро переключаться и копят обиды. Для своих настоящих друзей они, возможно, горы свернут, однако от других всегда ждут подвоха.

Как родителям определить, что ребенок стал школьным изгоем

Да, можно вовремя распознать то, что ребенок — изгой в классе. Что делать родителям в данном случае? Быть внимательными к потребностям ребенка, слушать его, не отрицать проблемы.

Просто заподозрить неладное, если ребенок:

  • потерял желание ходить в школу, либо уже пропускает уроки;
  • не зовет в гости друзей из школы;
  • уходит от вопросов о школе, не желает распространяться об оценках и одноклассниках;
  • находится на выраженном эмоциональном спаде каждый день после школы;
  • игнорирует праздники и собрания в классе;
  • не ведет страницу в социальной сети или на ней в друзьях нет одноклассников;
  • не перезванивается с одноклассниками;
  • часто беспричинно плачет без объяснения причин;
  • имеет физические или социокультурные признаки отклонений от нормы (лишний вес, брекеты, хромота, слепота, косоглазие, заикание, смуглая кожа, акцент, восточный разрез глаз и так далее) и начинает неожиданно стыдиться их.

Что переживает ребенок-изгой

Пути переживания ребенком травмирующей ситуации могут быть разными — опасными и безопасными, конструктивными и деструктивными.

Дети-изгои в школе могут:

  • впасть в депрессию, отказаться от увлечений и общения;
  • отказываться от еды, испытывать проблемы со сном;
  • испытывать проблемы с учебой;
  • уходить из реального в виртуальный мир — компьютерные игры, чаты.
  • заболеть психосоматическим заболеванием (организм уходит от проблемы и “заболевает”, чтобы больше с ней не сталкиваться; отсюда частые простуды, головокружения, головные боли, боли в животе, рвота и так далее).

Возможные формы нарушений поведения у детей-изгоев

Нарушения поведения (девиации) очень распространены среди детей, которые подвергаются преследованию и травле.

Часто изгои в школе способны на следующие девиации:

  1. Воровство. Ребенок может красть, чтобы купить что-то себе и заглушить боль. Может красть, чтобы купить что-то другим детям/взрослым и тем самым заслужить их расположение, дружбу, любовь, признание.
  2. Ложь. Ребенок-изгой может начать лгать не только родителям, но и своим сверстникам. Придумывать истории, которых нет, чтобы повысить свои “баллы” в глазах окружающих. Как правило, выбираются истории, которые способны вызвать зависть: про богатых родственников, братьев-боксеров, престижные вещи во владении семьи (машины, одежда, драгоценности). Фантазии бывают самые невероятные и однажды находится кто-то в коллективе, кто выводит ребенка на чистую воду, и те самые “баллы” у непопулярного ребенка падают еще ниже.
  3. Попытки суицида. Не вовремя обнаруженные проблемы у ребенка, запущенный характер травли, равнодушие школьного персонала могут привести ребенка к мыслям о суициде. Не всегда они принимают реальный характер, однако у ребенка смещается доминанта в отборе информации. Он начинает посещать ненужные сайты, авторитетами становятся асоциальные личности, появляются странные друзья.
  4. Разбой. Обозленный ребенок, которого ущемляют в одном коллективе, может попытаться косвенно расквитаться со своими обидчиками в другом, выступив зачинщиком травли. Неподконтрольность таких процессов может заставить ребенка преступить грань закона. Особенно это актуально в подростковом возрасте, когда ребенок уже отвечает за проступки перед законом, а чувствительность к понятиям разрешенного и не разрешенного пока не сформирована. У детей-изгоев она может остаться несформированной вовсе.

Роль учителей в школьных конфликтах

Ведущие роли в любых школьных конфликтах отводятся, безусловно, взрослым. Учителям и родителям. В начале конфликта всегда видно, что появляется лидер-зачинщик конфликта и ребенок-изгой в классе. Признаки будущих проблем в общении учеников могут заранее подсказать взрослым правильную тактику поведения в условиях зарождающегося конфликта.

Учитель проводит с классом большое количество времени, у него есть возможность наблюдать, отмечать, говорить, рассуждать, наказывать и поощрять. Учитель может напрямую влиять на каждого участника коллектива.

Любой конфликт внимательный учитель может засечь в самом начале и сразу предпринять попытки для его устранения:

  • вывести конфликт в открытую форму, обсудить его с учениками и занять позицию против гонений;
  • инициировать коллективные обсуждения для разрешения конфликта, поговорить про лидеров и про изгоев в школе;
  • лично поддержать ученика-изгоя, предложив ему проявить себя в учебе или школьном досуге и поощрить за успехи, поставить эти успехи в пример классу;
  • устроить “дни хороших дел”, когда дети должны для каждого члена коллектива сделать что-то хорошее.

Учителя, безусловно, допускают ошибки. В условиях недостатка времени или равнодушия к процессу воспитания учеников, преподаватель не всегда способен и готов вмешиваться в детские конфликты, а иногда может непроизвольно поддержать начинающуюся травлю.

Например, наказывать за проступки, не разбираясь в причинах. Как правило, провинившимся оказывается непопулярный ученик — у него к тому моменту уже создано определенное отрицательное амплуа, которое охотно подчеркивают для учителя лидеры коллектива. Или, например, учитель склонен верить любимчикам и не верить непопулярным ученикам в силу собственных личностных предпочтений.

Отдельно стоит остановиться на ситуации, когда изгой в классе появляется с подачи самого учителя. Это происходит, когда учитель в качестве меры наказания стимулирует весь класс показать ученику, что тот неправ. В виде объявления бойкота, игнорирования, демонстративного выставления плохих оценок или регулярных требований “дать дневник для замечания”. В этом случае учитель напрямую не становится агрессором, но неформально дает лидеру класса разрешение на травлю. Исход подобного поведения плачевен, потому как класс воспринимает такую тактику за правильную, ведь она предложена авторитетным лицом.

Реакция родителей на проблемы ребенка

К сожалению, даже если уже ребенок-изгой в классе, советы психолога школы по точечной коррекции ситуации остаются родителями не восприняты. Часто родители бросают клич о помощи только тогда, когда отверженному ребенку становится особенно тяжело. В школе родители обращаются к социальному педагогу или школьному психологу, в частном порядке — к детскому психологу или семейному психотерапевту.

Общие стадии поведения родителей в ситуации разрешения проблем ребенка-изгоя:

Родители до последнего момента не хотят видеть реальных проблем ребенка, списывают эмоциональные переживания ребенка на переходный возраст, сложный характер, усталость от учебы, большой коллектив и так далее. Взрослые не желают признавать наличие трудностей и не готовы к работе над ситуацией вместе со своими детьми.

Кто такие мальчик или девочка-изгой в классе? Над ним или ней смеются, он или она регулярно приходит в слезах, поступают жалобы от школьного персонала, у него или у нее мало или нет друзей — казалось бы, все это поводы для родителей искать корни проблем в школьном коллективе. Однако большинство родителей склонны видеть причины происходящего непосредственно в самом ребенке.

  • Активное переживание.

В этой фазе родителям срочно хочется повернуть время вспять и решить проблемы быстро и эффективно. Родители обращаются к учителям или психологу. Запросы к психологу в этом случае выглядят так:

  • “С ним что-то не то”.
  • “Сделайте, поменяйте, поговорите, образумьте, внушите…”
  • “Она/она опять не может…”
  • “Не могу поверить, что это мой сын/дочь..” и так далее.

Плотная работа с психологом в этих случаях поможет эмоционально разрядить ребенка, даст родителю возможность осознать ошибки воспитания, привлечет родителя к активному участию в процессе коррекции.

  • Вовлеченность в процесс.

Родители в этой фазе разделяют эмоции ребенка, проговаривают проблемы вслух, признают их, ищут совместно пути решения.

Если говорить о возрастных особенностях, то чаще всего именно подростки — изгои в школе. Их родители склонны проходить через фазы отрицания, обвинения и активного переживания, когда на проблемы в школе накладываются и проблемы с общением внутри семьи.

Как родители могут помочь ребенку-изгою

Когда ребенок — изгой в классе, советы психолога по коррекции включают прикладные способы, как родителям помочь ребенку ослабить градус конфликтов и начать чувствовать себя лучше:

  1. Обсуждать с ребенком возникшие ситуации в школе, “проигрывать” их. Искать причинно-следственные связи, почему тот или иной ребенок так поступил или не поступил. Учиться вместе оценивать расстановку сил — кто виноват, кто прав, какие правила игры в коллективе, какие дети — изгои в школе и почему.
  2. Моделировать исход возникших ситуаций. Что могло бы быть, поступи участник конфликта иначе. Что он приобретает, что теряет, чем жертвует, что не замечает. Необходимо выработать у ребенка способность делать самостоятельный и быстрый выбор.
  3. Постоянно заявлять ребенку о полном принятии со стороны родителей. Что бы ни случилось в школе, прав ребенок или нет — ему необходимо чувствовать, что родители на его стороне и всегда ему помогут. Ребенок становится неуязвимым для травли и насмешек, если он окружен вниманием и поддержкой семьи.
  4. Изучать основы конфликтологии. Доносить до ребенка, почему возникают конфликты, как их решать, в случае, если ребенок — изгой в классе, что делать, всегда ли помогает метод компромисса, когда нужно защищать себя и каким образом. Можно сопровождать беседы примерами из жизни и кино.
  5. Привить ребенку навык смотреть со стороны. Объяснить, как становятся изгоями в классе, показать, что любые конфликты и гонения в школе — это не частные проблемы одного человека, это признаки нездорового коллектива. Четкое понимание этого условия предупредит чувство вины и “непохожести”, с которым может столкнуться ребенок-изгой.
  6. Беседовать с учителем. Без обвинений и оскорблений попытаться договориться о единой тактике решения конфликтной ситуации в коллективе.
  7. Ввести в курс дела других родителей, обрисовать ситуацию в классе.
  8. Попробовать инициировать общий досуг для всего класса у себя дома, к примеру. Продемонстрировать одноклассникам ребенка, что в доме поддерживаются модные веяния молодежной культуры.
  9. Потренировать с ребенком навыки успешного общения. Вполне возможно, что услуги и комплименты одноклассникам изменят общий фон отношения к ребенку, лишь стоит принести гостинцы, поделиться домашним заданием, дать позвонить, выделить ручки для работы на уроке, дать поиграть в новую игру на телефоне и т. д.
  10. Помочь ребенку компенсировать те недостатки, за которые он подвергается травле. Если есть физическая слабость или лишний вес — начать заниматься с ребенком спортом/единоборствами; плохая успеваемость — повысить показатели; пребывание “не в теме” молодежной культуры — познакомиться с популярными певцами/играми/приложениями для телефона/Youtube-каналами/блоггерами и т. д.
  11. Переориентировать ребенка на новые достижения и увлечения. Допустим, мальчик или девочка, юноша или девушка — изгой школы. Новые виды спорта, походы, работа (если позволяет возраст), кружки, секции — это новые коллективы, новые платформы для стартов, новые сферы для применения его или ее талантов и способностей вне зависимости от возраста. Если родители /тренер/учитель/наставник будет стимулировать ребенка или подростка идти вперед, то вполне возможно ребенок или подросток сможет сменить доминанту и отвлечься от проблем в школе. Кроме того, в новых сферах деятельности можно обрести новых друзей, кумиров, стать популярным и авторитетным человеком.
  12. Поменять школу. Коллективы отличаются друг от друга, и у ребенка есть шанс начать все заново, особенно при поддержке своей семьи.

Роли ребенка-изгоя в коллективе

Социализация начинается в семье. Когда ребенок — изгой в классе, советы родителям — проанализировать первые установки, которые получил их ребенок в семье относительно поведения в обществе, и вычленить деструктивные модели поведения взрослых в семье. Эти модели могут предполагать исполнение неправильных ролей. Такие роли может скопировать ребенок и затем перенести в школьный коллектив.

Роль жертвы.

Один из взрослых демонстрирует жертвенное поведение, внешне проявляет ложную установку “интересы других выше моих”. В корне подобного поведения лежит желание привлечь к себе внимание. Его можно получить естественными методами — за счет взаимоподдержки, заботы, любви, внимания друг к другу в семье, приемлемого для всех распределение ролей, исполнение общих традиций. Если это невозможно, взрослый насильно привлекает внимание членов семьи к себе и своим желаниям — истериками, излишней эмоциональностью, слезами, смехом, скандалами, игнором, сарказмом, необычным имиджем.

Ребенок-изгой в классе, как правило, перенимает такую модель поведения и демонстрирует ее сверстникам. Это непременно начинает вызывать раздражение и непонимание у одноклассников.

Роль “отличника”.

Отношения в семье часто строятся не на принятии членов семьи такими, какие они есть, а на принципах соответствия некой модели поведения, которую определили родители/бабушки/дедушки. Ребенок получает порцию любви и уважения только в случае, если тихо говорит, хорошо учится, не злится, не перечит взрослым, доносит на братьев и сестер, и так далее.

Моральные ценности ребенка в таком случае гибки, они подчинены оценкам авторитетных окружающих лиц.

Такие дети в школьных коллективах становятся:

  • доносчиками;
  • “двойными игроками”;
  • перебежчиками;
  • ненадежными исполнителями;
  • любимчиками учителей.

Эти дети — наверняка будущие изгои в школе, детский коллектив почти наверняка не примет детей, исполняющих любую из вышеперечисленных ролей.

Роль беспомощного.

Бывает, что в семьях доминирует кто-то из взрослых. Мнению одного человека подчиняются все правила в доме. Ребенок в данной иерархии занимает самое низкое положение, фактически ему ничего нельзя. В результате у ребенка формируется синдром выученной беспомощности, когда ребенок, казалось бы, и способен принимать свои собственные решения, но не обучен этого делать. В результате ребенок приходит в школьный коллектив и становится “прилипалой”, который все время ходит за лидером, поддакивает, не имеет своего мнения и выполняет “черную работу”.

Роль агрессора.

В семье, где с ребенком обращаются плохо, или он часто видит несправедливое отношение, где притесняется один из членов семьи, ребенок учится постоянно обороняться. Когда ребенок оказывается в школьном коллективе, любой повод может вызвать оборонительную реакцию. В результате ребенок — изгой в классе. Возникает цикличность. Ребенка отвергают — он мстит — ребенка травят еще сильнее — вырабатывается ощущение, что мир очень жестокий и мстить надо всем.

Роль “козла отпущения”.

Часто такая роль перенимается ребенком, который дома служит громоотводом для конфликтов. Все, что взрослые не могут решить между собой, переносится на ребенка. Обиды, укоры, упреки, переживания — все срывается на ребенке и таким образом поддерживается мир в семье.

Привычка быть всегда крайним сразу становится заметной в школьном коллективе и ребенок автоматически становится “козлом отпущения” и там.

Очевидно, что дети, копирующие неправильное поведение взрослых дома — будущие изгои в школе. Причины этого — в невнимательности родителей или в отсутствие у родителей базовой эмоциональной грамотности.

Особенности нездоровых детских коллективов

Казалось бы, какие претензии друг к другу могут быть у детей. На самом деле, исследования показывают, что в детских коллективах царит самая жесткая иерархия. Классические коллективы представлены:

  • лидером;
  • исполнителями;
  • наблюдателями;
  • изгоями (одним или несколькими).

Как становятся изгоями в классе, лидерами, наблюдателями и исполнителями? Роль, предназначенная ребенку, изначально зависит от его установок, поведения, особенностей характера. Считается, что дети-изгои чаще всего самые неуверенные в себе среди всех участников коллектива, но и деструктивный лидер тоже может быть таким. Чем больше лидер старается скрыть от окружающих свои страхи, тем более жестокой будет травля изгоя. На лидера и ситуацию в коллективе могут повлиять взрослые.

Невозможно повлиять на коллектив, где лидер — уверенный в своей непревзойденности ребенок. Часто такую позицию поддерживают его родители. Неугодных детей (изгоев) считается нужным и правильным выжить из коллектива, а насмешки над другими трактуются как великодушная “помощь бедным”.

Конфликт между ролями в детском коллективе может быть нивелирован в самом начале:

  • Извне — если учителя или взрослые сразу обнаружили проблемы и решили их.
  • Изнутри — когда на защиту изгоя встает другой авторитетный участник коллектива. В этом случае, с авторитетным лицом предпочитают не ругаться и изгоя оставляют в покое. Если же авторитетное лицо оказывается морально более слабым, нежели лидер коллектива, объектом травли могут сделать и его.

Важной характеристикой нездоровых детских коллективов служит гибкость культурных норм у носителей каждой роли внутри коллектива. Ребенок, с одной стороны, обязан быть сильным и защищать себя, с другой — драться нехорошо. Слабаком назовут ребенка, который откажется бить в ответ или заодно, но если ударит — общество осудит его. Дети часто оказываются неправы при любом выборе. Однако лидеры всегда выбирают силу для поддержания авторитета, исполнители всегда делают, как сильные, наблюдатели от выбора отказываются, и только изгои вынуждены сомневаться и нести всю тяжесть настоящего выбора. Обстоятельства вынуждают их идти против себя и своих установок, внутренний же голос подсказывает, что нужно стоять за свои ценности до конца. В результате такого выбора ребенок-изгой всегда будет виноват — или перед собой, или перед обществом.

Бывшие изгои: как складывается их жизнь

Бывшие изгои в школе, чьи отношения с коллективом так и не были скорректированы, впоследствии:

  • испытывают обиды на прошлое, прирастают новыми обидами на спутников и окружающих;
  • ожидают негативного исхода событий;
  • часто более агрессивны;
  • более закрыты для общения и хуже устанавливают новые контакты.

Взрослый, выросший из отверженного ребенка, остается чересчур чувствительным ко всем происходящим событиям, на него оказывают большое влияние окружающие, ему важна позитивная оценка действий и признание. Неважно, кто этот взрослый — бывший юноша или девушка. Изгой школы отличается не зависящей от пола и внешности чертой — у него не сформированы навыки работы с болью. Он не умеет отпускать боль, прощать прошлое, выносить опыт из разочарований, справляться со страхом перед новой болью.

В качестве рекомендаций взрослым, которые подвергались травле в школе, можно привести:

  • Постараться приложить усилия и попытаться узнать окружающих с хорошей стороны, понять их интересы, стремления, желания. Вполне вероятно, что такая длительная работа над собой повысит доверие к людям, покажет бывшему изгою, что не все люди плохие, что все взрослеют и становятся другими.
  • Учиться проигрывать события со своим участием, представляя себе разные исходы. Что будет, если реагировать не так остро; что будет, если сказать людям другие вещи; возможно ли чувствовать себя иначе в ходе событий (например, не разгневанным, а спокойным), как достичь этих состояний; действительно ли хочется того, к чему прилагаются силы.

С помощью этого метода человек учится анализировать свои состояния, менять их, иначе реагировать на ситуации, более открыто и спокойно относиться к изменениям.

  • Работать над эмоциональной грамотностью. Многие люди не могут описать свои эмоции. Это речевой навык, который тренируется и воспитывается. Когда проблема известна “в лицо”, ее можно решать. Если неизвестна, тогда неясно, над чем работать. Кроме того, адекватное сообщение о природе своих чувств помогает окружающим людям лучше понимать ситуацию и корректировать свое поведение. Если реагировать обидой, замыкаться без объяснений, можно растерять расположение окружающих людей, они могут устать искать подход к “сложному” человеку.
  • Тренировать уверенность в себе. Воспользоваться услугами тренеров-психологов, развиваться самостоятельно по профильной литературе, смотреть обучающие видео — все эти способы пойдут на пользу.
  • Работать над имиджем. Демонстрировать уверенные и располагающие жесты и мимику, быть приятным и опрятным внешне, всегда иметь заготовки по темам для бесед, уметь слушать и проявлять интерес — окружающие всегда такое ценят, и человеку становится проще установить новые контакты.
  • Обязательно работать с прошлым опытом. Грамотные психологи и литература смогут помочь с лихвой. Прописывание, проигрывание неприятных событий, переживание боли, прощение, разрядка негативных эмоций — все это неотъемлемые атрибуты конструктивного освоения прошлого опыта. На проработанной почве можно строить новые модели взаимоотношений без оглядки назад.

Автор: Сергей КостюченкоЖелязков

Как понять, что ваш ребенок стал изгоем в школе, классе: что делать

Каждый родитель мечтает о том, чтобы его ребенок был счастлив и нашел свое место среди сверстников. Одним из самых важных периодов в жизни любого ребенка является время, посвященное школьному образованию. В этот период ребенок не только получает необходимые знания, но и учится общению с окружающими людьми, окончательно формирует свой характер и учится социальной адаптации.

Редко кто допускает мысль, что ребенка могут не принять в школьном коллективе или, что гораздо страшнее, начать его травить.

Если вовремя не заметить, что ребенок стал изгоем и не принять меры, то его жизнь может превратиться в кромешный ад. Но как понять, что твоего ребенка не приняли одноклассники? Как пережить неприятие сверстников и как родители могут помочь?

Признаки того, что у ребенка проблемы в коллективе

Что значит быть изгоем в школьном коллективе? Ребенок может быть яркой личностью, оригинально одеваться, учиться как плохо, так и хорошо, отличаться внешне от своих одноклассников, может дружить с не самыми популярными детьми. В общем, изгоем принято считать ребенка, чьи особенности не признают окружающие ровесники.

Признаками того, что ребенка не принимают в коллективе, могут выступить следующие моменты:

  • Игнорирование. Ребенка начинают игнорировать одноклассники, он, по сути, находится в социальном вакууме. Даже если он пытается приложить усилия, чтобы с кем-нибудь подружиться, его попытки не имеют успеха.
  • Дистанцирование. Коллектив отстраняет изгоя от каких-либо общих дел, внеклассных занятий или игр.
  • Унижение. Ребенок-изгой чаще всего становится объектом насмешек и травли. Его обзывают, бьют, над ним насмехаются, за его спиной постоянно говорят гадости.

Зачастую изгоем в классе становится тот ребенок, который не способен дать отпор в случае нападок, он сам начинает считать себя хуже, чем остальные. Он начинает искать в себе недостатки и обязательно находит их, даже если на самом деле их нет. В какой-то степени можно сказать, что группа одноклассников своими действиями и отношением отображает мнение ребенка о самом себе.

Изгоя можно назвать «вещью в себе», поскольку его отличает полная сфокусированность на себе, замкнутость, сосредоточенность на мелочах и нежелание прощать обидчиков. Если у такого ребенка есть друг, то он будет относиться к нему с уважением и теплотой, всегда поддержит и поможет, но всех остальных будет воспринимать как потенциальную угрозу.

Виды нарушений в поведении ребенка-изгоя

Дети, столкнувшиеся со школьной травлей, чаще всего становятся несчастливыми обладателями различных девиаций. Негативное отношение со стороны одноклассников способно нанести серьезный вред психика ребенка, поскольку из-за постоянного преследования и травли они практически никогда не выходят из угнетенного состояния.

Часто школьные изгои способны на следующие нарушения в поведении:

  • Воровство. Ребенок начинает воровать для того, чтобы купить себе что-то и тем самым переключиться на более позитивные ощущения. У него может не быть нужды именно в воровстве, потому что родители регулярно снабжают его карманными деньгами. Суть в том, что при воровстве ребенок ощущает мощный выброс адреналина и доказывает сам себе, что он способен на что-то. Если же ребенок пытается купить что-то для других, то таким образом он стремится расположить другого ребенка к себе.
  • Обман. Такие дети часто врут, причем не только родителям, но и одноклассникам. Они рассказывают придуманные истории, с помощью которых пытаются произвести впечатление на окружающих. Чаще всего, они рассказывают истории, способные вызвать зависть у других детей. Например, отец получил новую должность, и он теперь большой начальник. Но чаще всего, спустя какое-то время, обманщика выводят на чистую воду и тогда его репутация падает еще ниже.
  • Попытки суицида. Ребенок, постоянно подвергающийся травле, не может справиться с состоянием постоянной депрессии. Побои, издевательства, игнорирование, насмешки – все это ведет к тому, что ребенок начинает задумываться о самоубийстве, как единственном выходе из ситуации. Поэтому родителям следует очень внимательно следить за поведением и настроением ребенка и не надеяться на то, что у него просто плохое настроение, которое пройдет само по себе. В противном случае, может быть поздно.
  • Ненависть и разбой. Когда школьник постоянно сталкивается с унижениями и пренебрежением со стороны сверстников, то первой эмоцией, которую он испытывает, становится обида. Со временем обида переходит в растерянность, непонимание, грусть, злость и постепенно трансформируется в жгучую ненависть. Ребенок фантазирует о том, как однажды сможет отомстить своим обидчикам. Он находится в пограничном состоянии и порой бывает достаточно одного неразумного поступка, совершенного одноклассниками, чтобы переступить черту. Ребенок может просто сорваться и учинить расправу над главным обидчиком.

Роли ребенка изгоя в школе, в классе

Характер и личность ребенка закладываются именно родителями и поэтому, если они стали замечать, что ребенка отвергает школьный коллектив, то им следует проанализировать первичные установки своей воспитательной методики.

Возможно, причина негативного отношения со стороны одноклассников кроется именно в том, что родители сами заложили в ребенка деструктивную модель поведения, которую он впоследствии перенес и в школьный коллектив.

Психологи выделили несколько самых распространенных ролей изгоев в группе одноклассников:

  • Шестерка. Ребенок, привыкший в семье наблюдать за тем, что один из родителей постоянно показывает жертвенное поведение, начинает воспринимать его как норму. Для него модель поведения «чужие интересы важнее моих» становится единственно верной, и он упорно ей следует, надеясь тем самым привлечь к себе внимание окружающих и доказать свою полезность. Только в итоге все выходит с точностью наоборот. Сверстники не испытывают уважения к «подлизе», он вызывает лишь глухое раздражение и неприятие.
  • Заучка. В разных семьях существуют различные модели поведения. Некоторые родители стараются воспитывать ребенка как равного себе в надежде вырастить из него уверенную в себе целеустремленную личность. Другие же родители приучают свое чадо к тому, что его похвалят только если он будет аккуратно себя вести, тихо говорить, учиться на одни пятерки. Ребенок привыкает к тому, что он должен обязательно выполнить какое-то задание, чтобы в результате получить признание в ответ. Такие дети чаще всего становятся доносчиками, «ботаниками», желающими выслужиться перед взрослыми.
  • Тихоня. В некоторых семьях принято доминирование одного родителя над другим, чаще всего в роли авторитарного тирана выступает отец. В такой семье у матери второстепенная роль, между родителями нет равноправного партнерства. Женщина не решается оспаривать мнение или требования своего супруга, а в случае конфликтной ситуации она всегда соглашается со своей виной. Ребенок в такой семье вообще находится в самом низу иерархической лестницы. Зато первым, что он усваивает с детства, является принцип «не хочешь проблем — молчи». В результате, когда он приходит в школу, то отличается замкнутостью, стеснительностью и нерешительностью. Если кто-то решает над ним подшутить, то он никогда не даст отпор. Дети порой бывают достаточно жестоки, этакие маленькие хищники, стоит им только почувствовать, что рядом находится бессловесный тихоня, то он сразу же становится объектом травли.
  • Козел отпущения. В некоторых семьях в случае конфликта неким буфером или громоотводом выступает именно ребенок. Вечно раздраженные родители срываются на нем, обижают его и упрекают в чем-либо. В итоге ребенок привыкает быть вечно «крайним». Эту его особенность достаточно быстро распознают одноклассники и в итоге ребенок становится «козлом отпущения» еще и в школе.
  • Агрессор. Если ребенок с детства сталкивается с плохим отношением со стороны родителей, то он ожесточается и начинает учиться давать отпор. В результате у него формируется модель поведения «обидели – надо отомстить». Сталкиваясь с неприятием в школьном коллективе, ребенок реализует именно эту модель и взаимодействие с одноклассниками обретает некую цикличность: пытались толкнуть – толкнул в ответ, обозвали – обозвал еще хуже и т.п. В итоге ребенок становится изгоем, с ним никто не хочет контактировать, считая его злобным и нелюдимым.

Важно

Изгоями становится именно те дети, родители которых отличались неправильным поведением, эмоциональной черствостью и невнимательностью по отношению к ребенку.

Что делать, если ребенок стал изгоем в школе

Если вы увидели в поведении своего ребенка признаки изгоя, то не тяните и срочно примите меры. Психологи подготовили ряд советов, которые помогут снизить общую напряженность в отношениях с ребенком и начать чувствовать себя лучше:

  • Регулярные беседы и поддержка. Возьмите за правило интересоваться школьными успехами своего ребенка. Если вы стали замечать его нежелание делиться с вами новостями, то не настаивайте и не пытайтесь что-то выведать. Начните задавать наводящие вопросы, как бы между прочим вспоминать свои школьные годы и рассказывать о том с чем вы тогда сталкивались. Ваша задача – наладить доверительные отношения с ребенком, чтобы он ощущал вашу поддержку, даже если вас нет рядом.
  • Анализ конфликтных ситуаций. Если ребенок стал участником конфликта, то постарайтесь узнать, что именно послужило его причиной. Сядьте вместе с ним и постарайтесь смоделировать различные варианты как развития, так и урегулирования спорной ситуации. Попутно не лишним будет научить ребенка искать выходы из различных спорных ситуаций. Ребенок должен в перспективе уметь сам разрешать конфликтные ситуации и стараться их избегать по возможности.
  • Развитие способности смотреть на ситуацию со стороны. Объясните ребенку, какие именно ошибки в поведении привели к тому, что он стал отверженным в классе. К тому же травля в классе не доказывает ущербности изгоя, она говорит лишь о проблеме в самом коллективе.
  • Тесный контакт с учителем. Если вы стали замечать изменения в поведении своего ребенка, то обсудите их с классным руководителем. Если опасение о плохом отношении со стороны одноклассников подтвердится, то постарайтесь вместе с учителем найти способ изменения сложившейся ситуации.
  • Изучение культуры речи. Довольно-таки часто изгоями становятся дети, которые не умеют общаться со своими сверстниками. Речь не идет о том, что он должен быть непревзойденным оратором, нет, конечно. Но если его пытаются «притеснить» в коллективе, то он должен уметь давать отпор. И речь идет не о грубой физической силе, а именно о способности урегулирования конфликта с помощью простого разговора.
  • Совершенствование достоинств. У каждого человека есть свои достоинства и недостатки. К сожалению, чаще всего окружающие скорее заметят в человеке именно минусы, нежели его преимущества. Поэтому родителям стоит научить ребенка акцентировать внимание именно на своих достоинствах. Помимо прочего, не будет лишним и помощь в борьбе с недостатками. Если у ребенка проблема лишнего веса, из-за которого его обзывают, то запишите его в спортивную секцию и обратитесь за консультацией к врачу.
  • Новые увлечения и интересы. Если у ребенка никак не складываются отношения с одноклассниками, то можно найти альтернативу. Предложите ребенку посещать какую-нибудь секцию или кружок. Там он сможет не только уделить время любимому занятию, но и найти новых друзей.
  • Смена школы. Если пребывание в школьном коллективе приносит ребенку настоящие страдания и нет способов, которые могли бы помочь и изменить ситуацию, то лучшим вариантом будет перевод ребенка в другую школу.

Ребёнок — изгой в классе: что делать родителям

Ребёнка подвергают травле в школеРебёнка подвергают травле в школеКаждый родитель мечтает, чтобы процесс адаптации к школе прошёл гладко и ребёнок ходил на занятия с удовольствием. Но в жизни не всегда так случается. И одна из главных причин, почему ребёнок отказывается ходить в школу — несложившиеся отношения с другими учениками. В запущенных случаях может дойти до травли со стороны сверстников. Итак, ребёнок — изгой в классе. Что делать? Прежде всего, всесторонне проанализировать ситуацию и воспользоваться советами психолога.

Один против всех — все против одного

Наверное, нет смысла писать назидательные речи о том, что травля в школе одноклассника — это подло, мерзко, недостойно и несправедливо. По мере возможности с этой проблемой пытаются справиться учителя. Но, конечно, основная воспитательная работа должна проводиться дома, родителями, а при возникновении необходимости — детскими психологами.

Травля в школе наносит серьёзный, а иногда даже непоправимый ущерб психике ребёнка, оказавшегося в роли «жертвы». Тактика невмешательства взрослых как в школе, так и дома может привести к трагическим последствиям. Ребёнок, загнанный в угол (в прямом и переносном смысле), способен на необдуманные, страшные поступки, вплоть до суицида. Когда они совершаются, то приобретают широкий общественный резонанс, начинается расследование. Только вот оказывается слишком поздно…

Изоляцию ребёнка в коллективе гораздо проще предупредить, нежели пытаться устранить уже существующую проблему. Как? Ранней социализацией малыша. Давайте остановимся на этом подробнее.

Поощрение общительности

С раннего возраста культивируйте в ребёнке общительность. Всегда разговаривайте с ним, даже когда он ещё не может ответить. Важно, чтобы круг общения малыша был широким и разнообразным.

Роль детского сада

После 2-летнего возраста ребёнок нуждается хотя бы в кратковременном общении с другими детьми. Реализовать эту потребность поможет оформление ребёнка в детский сад. Есть и альтернатива детсаду: центры раннего развития, где продят обучающие занятия, в том числе по подготовке к школе, всевозможные детские секции и т. п. Недостаток живого общения с другими детьми можно компенсировать ежедневными прогулками на детской площадке. Например, когда малыш играет в песочнице, учите его делиться игрушками с другими детками, обращаться с просьбами и т. п.

Роль семьи

Дети, наблюдавшие внутри своей семьи гармоничные отношения, выросшие в любви и ласке, гораздо чаще чувствуют себя счастливыми и уверенными в себе людьми во взрослом возрасте. Если говорить о школе, то большинство проблем исходит от детей из так называемых неблагополучных семей. Искажённое представление о человеческих отношениях, любви они проецируют на свою жизнь.

Благоприятным фактором воспитания общительности является наличие в семье других детей. Братья или сёстры старшего возраста содействуют ускорению психического и социального развития малыша (за счёт эффекта подражания) и стимулируют его познавательную деятельность.

Врага надо знать в лицо

Но вернёмся к проблеме изоляции, травли в школьном коллективе, когда ребёнок становится изгоем в своём классе. Он ни с кем не дружит, замкнут и с большой неохотой посещает занятия. Возможно, на этом фоне снизилась успеваемость. Что делать? Можно ли исправить ситуацию? Да! Более того, вы просто обязаны это сделать.

Зри в корень

Итак, ваши действия.

Чтобы решить любую проблему, необходимо её всесторонне изучить — проанализировать ситуацию. Почему конкретный ребёнок стал объектом травли? Что в его внешности или поведении даёт повод для подтруниваний?

Самыми распространёнными причинами насмешек одноклассников являются:

  • особенности развития ребёнка (например, вес, походка), дефекты речи, проблемы со зрением (косоглазие, ношение очков)
  • непривычные, несвойственные сверстникам элементы поведения, субъективные черты характера (психическая неустойчивость, замкнутость, плаксивость, жадность)

Постарайтесь, по возможности, устранить те дефекты, избавиться от которых вам по силам. Например, чтобы устранить проблемы со звукопроизношением, целенаправленно и регулярно посещайте логопеда. Ребёнок страдает от лишнего веса? Проконсультируйтесь с диетологом и пересмотрите его рацион питания и образ жизни. Запишите чадо в спортивную секцию и не пропускайте занятия.

Часто устранение физической проблемы позволяет решить и психологические. Например, сделав офтальмологическую операцию по устранению косоглазия, девочка-подросток избавилась от чрезмерной застенчивости и стала более общительной.

Однако но не всегда причины внутренних комплексов очевидны. И задача психолога — проанализировать ключевые события из жизни ребёнка и докопаться до истоков психологических проблем.

Неуверенность в себе — пожалуй, главное качество личности, из-за которого человека преследуют неудачи уже со школьного возраста. Его разновидностями являются мнительность и неумение за себя постоять.

Многие родители задаются вопросом: «Стоит ли учить ребёнка драться, давать сдачу?» Если ваш ребёнок не отличается агрессивностью, большинство психологов сходятся во мнении, что такая необходимость есть, тем более если речь идёт о мальчике. Очень желательно отдать сына в детскую спортивную секцию, например, бокса. Регулярные занятия не только повысят физическую силу и выносливость, сделают мальчика более ловким, но и повысят его самооценку — как собственную, так и в глазах одноклассников.

Решение проблемы

Какие же меры необходимо предпринять, чтобы решить проблему изоляции, травли в школе и избавиться от статуса изгоя?

  1. Ребёнок должен быть готов к физическому противостоянию с обидчиком. Драка — крайняя мера, но если ребёнок не способен себя защитить и демонстрирует слабость, ему не завоевать авторитет в классе. С другой стороны, на практике очень трудно дать отпор, когда «все на одного».
  2. Необходимо призвать на помощь руководство школы и учителей, хотя в подавляющем большинстве случаев они и так в курсе происходящего. Тот факт, что они осведомлены о проблеме, автоматически делает их вовлечёнными и несущими ответственность за сложившуюся ситуацию. Пока ребёнок находится в стенах школы, его безопасность — забота в том числе и руководства школы. Некоторые учителя не только не содействуют решению конфликта, но и сами его провоцируют. Вот жизненный пример. Когда в класс поступил новый ученик, классный руководитель, вместо того чтобы помочь ребёнку адаптироваться в новом коллективе и подружиться с другими детьми, посадила его одного за заднюю парту и за глаза называла «пришельцем». Так с её подачи в классе появился изгой, и весь класс дружно ополчился против тихого и скромного новенького мальчика. Или другой пример. В личном разговоре с учительницей мама поделилась сведениями из прошлого дочери, рассказав что она по медицинским показаниям посещала специализированный детский сад. Там девочка научилась говорить, а вскоре догнала в развитии своих роверсников и поставленный диагноз был снят. Девочка освоила начальные навыки чтения, письма и поступила в обычную школу. Тем не менее, информация, которую мать поведала в доверительной беседе, в будущем была использована против её дочери. Учительница во всеуслышание обзывала девочку «тупой», «дебилкой» и говорила, что после спецсадика её место в спецшколе.
  3. Родители ребёнка, ставшего объектом травли одноклассников, должны вникать во все подробности происходящего с ним в школе. Необходимо лично контролировать ситуацию, беседовать со всем классом и предупреждать обидчиков сына или дочери по отдельности. Скажите, что если они не изменят своё отношение к вашему ребёнку, вы обратитесь в детскую комнату милиции.

Если ни одно из вышеперечисленных действий не помогает, ребёнок страдает от подтруниваний и находится в состоянии постоянного стресса, выход всё равно есть — перевод в другую школу. Возможно, это слишком радикальная мера, зато на новом месте не будут известны те обстоятельства, из-за которых ребёнка повергали насмешкам, и он сможет найти друзей и начать жизнь с чистого листа.

Читайте также:

Ребёнок врёт: что делать

Как приучить ребёнка делать уроки самостоятельно

Сколько времени можно сидеть за компьютером детям

Ребенок-изгой в классе (советы учителям и родителям)

​​​​​​​Самое главное — помнить: положение ребенка в классе вплоть до подросткового возраста на 90% зависит от того, как к нему относится учитель. А у первоклашек — на все 100. Поэтому, если у ребенка не складываются отношения с одноклассниками, решить проблему может учитель, подав ребятам знак, что ребенок ей нравится, что у него что-то (неважно что, хоть с доски вытирать) получается лучше всех, что он важен и нужен в классе. В этом возрасте авторитет учителя несоизмеримо выше авторитета сверстников и даже авторитета родителей, и именно сейчас важно уловить момент и не допустить формирования в детском коллективе роли «козла отпущения», «гадкого утенка». Классу к шестому это будет сделать намного труднее, ведь для подростков голос учителя — совещательный. А пока дети, как маленькие локаторы, считывают реакцию педагога и автоматически перенимают его отношение к одноклассникам. Ваша задача — просто подать правильный сигнал.

Если в классе есть ребенок, рядом с которым действительно опасно находиться другим детям, решение о его судьбе следует принимать вместе с коллегами и администрацией школы, не привлекая для этого «общественность». Не превращайте тяжелое, но необходимое административное решение в акт коллективного осуждения и изгнания «паршивой овцы». Отверженность и озлобленность сцеплены друг с другом, одно непременно вызывает другое. Надеюсь, ни вы, ни возмущенные родители не хотите, чтобы впоследствии подросший и доведенный до крайней степени озлобления ребенок встретил их собственных «нормальных» детей где-нибудь в темном углу.

Многие педагоги, застав детей дерущимися, говорят: «Мне не важно, кто первый начал, от перемены мест слагаемых сумма не меняется, оба виноваты». Это здравый подход, когда речь идет о стычке на равных. Но если в классе систематически обижают кого-то, а он вынужден обороняться, нельзя приравнивать вину преследователя и жертвы: это еще больше ранит ребенка-жертву, который чувствует себя абсолютно незащищенным даже в присутствии взрослых. Такой подход развращает ребенка-преследователя, и он очень скоро научится доводить исподтишка, так, чтобы самому оставаться в глазах педагога «белым и пушистым». Если при этом у жертвы сильный характер, она сделает свои выводы и в следующий раз будет драться уже не на жизнь, а на смерть — ведь поймет, что рассчитывать может только на себя.

Если травля в классе уже началась, прямо объявите детям, как вы к этому относитесь. Не бейте на жалость. Говорите не о жертве, а об обидчиках, фокусируйтесь на их качествах. Скажите, что вы будете очень огорчены, если узнаете, что в вашем классе есть дети, которым приятно кого-то обижать и мучить. Твердо объявите, что такое поведение недопустимо, и вы в своем классе этого терпеть не намерены. Обычно этого бывает достаточно, чтобы обидчики притихли (они всегда трусоваты). На фоне затишья можно принимать меры по повышению статуса ребенка-жертвы и найти для него комфортное место в классном коллективе.

Поговорите с ребенком, выступающим в роли жертвы. Во-первых, объясните ему, что вы не сможете защищать его, если не будете твердо уверены, что сам он никогда драку не начинает. Скажите, что вам очень важно быть справедливым учителем и никого не наказывать напрасно; возьмите с него слово, что он не будет переходить к рукоприкладству, даже если его дразнят. Во-вторых, подскажите ему, как лучше себя вести, чтобы скорее отстали. Обидчики получают удовольствие не от самого процесса произнесения обидных слов, а от эффекта, которого достигают. Когда жертва плачет, злится, пытается возражать, убегает, они чувствуют свою власть над ней. Если же бывшая жертва отвечает сама весело и технично, к ней перестают приставать.

Как научить таким «волшебным фразам» ребенка? Смотрите статьи Дразнилки: игра в аббревиатуры и Обзывалки. И что?

Вводное занятие Университета

«Как учителю, мне страшно, что такие дети есть в каждом классе»: 3 школьные истории про изгоев

Чтобы отличаться от одноклассников, иногда достаточно только очков, хороших отметок или очень высокого роста. Учитель Марья Наговицына вспоминает, как сама была когда-то изгоем, и рассказывает о таком ученике в классе, в котором сегодня преподаёт.

Привет, учитель! Рассылка

Для тех, кто работает в школе и очень любит свою профессию

С пятого по одиннадцатый класс я почти всегда сидела одна. Но однажды, на уроке географии, Маша села ко мне. «Ничего себе!» — подумала я. Чтобы понять моё удивление, представьте, что вам примерно 14 лет, у вас куча комплексов по поводу длинного носа, проблемной кожи и немодной одежды, и вдруг с вами за парту садится самая популярная девушка класса. Красивая, смешливая, которую после уроков домой провожает десятиклассник. Я пребывала в эйфории до конца урока, точнее, до тех пор, пока другая звезда класса, Алёна, не прислала Машке записку, случайно заглянув в которую я поранилась осколками розовых очков. Там был всего один вопрос: «Не скучно тебе с этой сидеть?».

Нет, обидно даже не то, что меня считали скучной, а то, что меня назвали «эта». Так, мусор, изгой. Со мной не садились рядом в столовой, смеялись, когда на физкультуре моя неуклюжая тушка пыталась залезть на канат, а дежурные, раздавая тетради, брезгливо не трогали мои, оставляя их лежать на учительском столе.

Сейчас, оглядываясь назад, я удивляюсь, что смогла измениться. Как там иногда говорят гуру аутотренингов? «Проделала титаническую работу над собой».

Мне понадобилось семь лет, чтобы выйти из скорлупы школьного одиночества, семь лет, чтобы понять, что я могу удачно шутить и одеваться

Семь лет, чтобы убедиться в том, что длинный нос был и у Ахматовой, а сердцеедка Лиля Брик далека от всех стандартов красоты. Это теперь, имея за плечами высшее педагогическое, без всяких посещений психологов и тренингов по саморазвитию, я понимаю, что проблема-то была не только в высокомерии моих богатых одноклассников, но и в моём неумении показать себя, постоять за себя.

А ведь мне ещё, можно сказать, повезло. У меня не осталось психологической травмы, я не стесняюсь больших аудиторий, а от выступлений на публике даже ловлю кайф. Меня не били одноклассники, только смеялись, когда я нещадно тупила у доски на алгебре, которую не понимаю до сих пор. Просто со мной не общались, и всё. Для них я была скучной и непонятной девчонкой с тихим голосом и кривыми зубами.

Жёстко унижали другого одноклассника — тоже из очень небогатой семьи. Я даже не знаю, как он пережил это, потому что одного за другим потерял обоих родителей и остался на попечении тёти с младшим братом. Вот ему доставалось сильно: я даже не буду писать тут, какие неприличные вещи могут сделать подростки в травле другого. Я думаю, если бы не он, все шишки пришлись бы на меня. Да, так и было бы. Сейчас мы с ним не общаемся, но по соцсетям я знаю, что он добился своей цели, служит по контракту. Никого из бывших одноклассников у него в друзьях, как и у меня, нет. Вычеркнуто.

Но вычеркнуть могут не все. Со мной в педагогическом училась странная девушка. Назову её Таней. Она сильно тряслась, выступая перед аудиторией, никогда первая не обращалась к парням, боялась даже самых лояльных преподавателей, а из всего потока тесно общалась примерно с тремя людьми. Педагогическую практику мы проходили вместе. Она отказывалась в одиночестве заходить в класс, поэтому на её уроках я сидела на задней парте.

Когда я прямо спросила, в чём дело, она ответила, что её унижали в школе, выбрасывали портфель в окно, дразнили из-за дикой худобы и плевали на спину.

Тогда я рассказала Тане про своё вынужденное одиночество в классе, а она не поверила. Сказала, что я её не пойму и что нечего выдумывать. Меня разозлило, как откровенность натолкнулась на её высокомерие. Окончательно мы перестали общаться на пятом курсе, когда она узнала, что я хожу на дискотеки. Тогда Таня сказала мне: «Ты как все. И ещё — в первый день знакомства ты показалась мне красивой, а теперь я присмотрелась и уже так не думаю». Я не поняла, относилось ли это только к внешности.

В седьмом, где я работаю сейчас, есть мальчик. На прошлой неделе его одного не позвала на свой день рождения Лана, главная заводила класса. При этом он замечательно учится, свысока реагирует на попытки оскорбить, но часто становится агрессивным и до сих пор плачет, нет, даже воет, когда получает двойки. Дома ему сильно попадает за малейшую провинность. Любые разговоры бесполезны. Я заметила, что он ловит какую-то эйфорию от насмешек над одноклассниками, но при этом прекрасно понимает, что в следующий момент окажется униженным. Он противостоит всему классу и дразнит ребят. У мамы, помимо мальчика, ещё трое детей. И я так подозреваю, всё воспитание сына сводится к тумакам за плохие отметки. О том, что у парня отвратительные отношения с классом, она и слушать не желает: виноваты родители других детей, вот и поговорите с ними. Мой ни при чём.


Как учителю, мне страшно, что такие дети есть в каждом классе. Кто-то своей обособленностью бросается в глаза сразу, а кто-то умело маскируется, пытаясь провоцировать и оказаться не жертвой, а охотником. Лучшая защита — нападение. Наверно, так думают и те американские подростки, которые открывают стрельбу по учителям и одноклассникам. Я точно знаю только одно — учителю и родителю в этой драме отводятся не места зрителей.

Все имена действующих лиц изменены.

Фото: iStockphoto (DGLimages)