Владимир Маяковский «Вы думаете, это бредит малярия?..»
Вы думаете, это бредит малярия?
Это было,
было в Одессе.
«Приду в четыре», — сказала Мария.
Восемь.
Девять.
Десять.
Вот и вечер
в ночную жуть
ушёл от окон,
хмурый,
декабрый.
В дряхлую спину хохочут и ржут
канделябры.
Меня сейчас узнать не могли бы:
жилистая громадина
стонет,
корчится.
Что может хотеться этакой глыбе?
А глыбе многое хочется!
Ведь для себя не важно
и то, что бронзовый,
и то, что сердце — холодной железкою.
Ночью хочется звон свой
спрятать в мягкое,
в женское.
И вот,
громадный,
горблюсь в окне,
плавлю лбом стекло окошечное.
Будет любовь или нет?
Какая —
большая или крошечная?
Откуда большая у тела такого:
должно быть, маленький,
смирный любёночек.
Она шарахается автомобильных гудков.
Любит звоночки коночек.
Ещё и ещё,
уткнувшись дождю
лицом в его лицо рябое,
жду,
обрызганный громом городского прибоя.
Полночь, с ножом мечась,
догнáла,
зарезала, —
вон его!
Упал двенадцатый час,
как с плахи голова казнённого.
В стёклах дождинки серые
свылись,
гримасу громадили,
как будто воют химеры
Собора Парижской Богоматери.
Проклятая!
Что же, и этого не хватит?
Скоро криком издерётся рот.
Слышу:
тихо,
как больной с кровати,
спрыгнул нерв.
И вот, —
сначала прошёлся
едва-едва,
потом забегал,
взволнованный,
чёткий.
Теперь и он, и новые два
мечутся отчаянной чечёткой.
Рухнула штукатурка в нижнем этаже.
Нервы —
большие,
маленькие,
многие! —
скачут бешеные,
и уже
у нервов подкашиваются ноги!
А ночь по комнате тинится и тинится, —
из тины не вытянуться отяжелевшему глазу.
Двери вдруг заляскали,
будто у гостиницы
не попадает зуб нá зуб.
Вошла ты,
резкая, как «нате!»,
муча перчатки замш,
«Знаете —
я выхожу замуж».
Что ж, выходите.
Ничего.
Покреплюсь.
Видите — спокоен как!
Как пульс
покойника.
Помните?
Вы говорили:
«Джек Лондон,
деньги,
любовь,
страсть», —
а я одно видел:
вы — Джиоконда,
которую надо украсть!
И украли.
Опять влюблённый выйду в игры,
огнём озаряя бровей зáгиб.
Что же!
И в доме, который выгорел,
иногда живут бездомные бродяги!
Дразните?
«Меньше, чем у нищего копеек,
у вас изумрудов безумий».
Помните!
Погибла Помпея,
когда раздразнили Везувий!
Эй!
Господа!
Любители
святотатств,
преступлений,
боен, —
а самое страшное
видели —
лицо моё,
когда
я
абсолютно спокоен?
И чувствую —
«я»
для меня малó.
Кто-то из меня вырывается упрямо.
Allo!
Кто говорит?
Мама?
Мама!
Ваш сын прекрасно болен!
Мама!
У него пожар сердца.
ему уже некуда деться.
Каждое слово,
даже шутка,
которые изрыгает обгорающим ртом он,
выбрасывается, как голая проститутка
из горящего публичного дома.
Люди нюхают —
запахло жареным!
Нагнали каких-то.
Блестящие!
В касках!
Нельзя сапожища!
Скажите пожарным:
на сердце горящее лезут в ласках.
Я сам.
Глаза наслезнённые бочками выкачу.
Дайте о ребра опереться.
Выскочу! Выскочу! Выскочу! Выскочу!
Рухнули.
Не выскочишь из сердца!
На лице обгорающем
из трещины губ
обугленный поцелуишко броситься вырос.
Мама!
Петь не могу.
У церковки сердца занимается клирос!
Обгорелые фигурки слов и чисел
из черепа,
как дети из горящего здания.
Так страх
схватиться за небо
высил
горящие руки «Лузитании».
Трясущимся людям
в квартирное тихо
стоглазое зарево рвётся с пристани.
Крик последний, —
ты хоть
о том, что горю, в столетия выстони!
Облако в штанах — Маяковский Владимир
Тетраптих(вступление)
Вашу мысль,
мечтающую на размягченном мозгу,
как выжиревший лакей на засаленной кушетке,
буду дразнить об окровавленный сердца лоскут:
досыта изъиздеваюсь, нахальный и едкий.
У меня в душе ни одного седого волоса,
и старческой нежности нет в ней!
Мир огромив мощью голоса,
иду — красивый,
двадцатидвухлетний.
Нежные!
Вы любовь на скрипки ложите.
Любовь на литавры ложит грубый.
А себя, как я, вывернуть не можете,
чтобы были одни сплошные губы!
Приходите учиться —
из гостиной батистовая,
чинная чиновница ангельской лиги.
И которая губы спокойно перелистывает,
как кухарка страницы поваренной книги.
Хотите —
буду от мяса бешеный
— и, как небо, меняя тона —
хотите —
буду безукоризненно нежный,
не мужчина, а — облако в штанах!
Не верю, что есть цветочная Ницца!
Мною опять славословятся
мужчины, залежанные, как больница,
и женщины, истрепанные, как пословица.
1
Вы думаете, это бредит малярия?
Это было,
было в Одессе.
«Приду в четыре»,— сказала Мария.
Восемь.
Девять.
Десять.
Вот и вечер
в ночную жуть
ушел от окон,
хмурый,
декабрый.
В дряхлую спину хохочут и ржут
канделябры.
Меня сейчас узнать не могли бы:
жилистая громадина
стонет,
корчится.
Что может хотеться этакой глыбе?
А глыбе многое хочется!
Ведь для себя не важно
и то, что бронзовый,
и то, что сердце — холодной железкою.
Ночью хочется звон свой
спрятать в мягкое,
в женское.
И вот,
громадный,
горблюсь в окне,
плавлю лбом стекло окошечное.
Будет любовь или нет?
Какая —
большая или крошечная?
Откуда большая у тела такого:
должно быть, маленький,
смирный любёночек.
Она шарахается автомобильных гудков.
Любит звоночки коночек.
Еще и еще,
уткнувшись дождю
лицом в его лицо рябое,
жду,
обрызганный громом городского прибоя.
Полночь, с ножом мечась,
догнала,
зарезала,—
вон его!
Упал двенадцатый час,
как с плахи голова казненного.
В стеклах дождинки серые
свылись,
гримасу громадили,
как будто воют химеры
Собора Парижской Богоматери.
Проклятая!
Что же, и этого не хватит?
Скоро криком издерется рот.
Слышу:
тихо,
как больной с кровати,
спрыгнул нерв.
И вот,—
сначала прошелся
едва-едва,
потом забегал,
взволнованный,
четкий.
Теперь и он и новые два
мечутся отчаянной чечеткой.
Рухнула штукатурка в нижнем этаже.
Нервы —
большие,
маленькие,
многие!—
скачут бешеные,
и уже
у нервов подкашиваются ноги!
А ночь по комнате тинится и тинится,—
из тины не вытянуться отяжелевшему глазу.
Двери вдруг заляскали,
будто у гостиницы
не попадает зуб на зуб.
Вошла ты,
резкая, как «нате!»,
муча перчатки замш,
сказала:
«Знаете —
я выхожу замуж».
Что ж, выходите.
Ничего.
Покреплюсь.
Видите — спокоен как!
Как пульс
покойника.
Помните?
Вы говорили:
«Джек Лондон,
деньги,
любовь,
страсть»,—
а я одно видел:
вы — Джоконда,
которую надо украсть!
И украли.
Опять влюбленный выйду в игры,
огнем озаряя бровей загиб.
Что же!
И в доме, который выгорел,
иногда живут бездомные бродяги!
Дразните?
«Меньше, чем у нищего копеек,
у вас изумрудов безумий».
Помните!
Погибла Помпея,
когда раздразнили Везувий!
Эй!
Господа!
Любители
святотатств,
преступлений,
боен,—
а самое страшное
видели —
лицо мое,
когда
я
абсолютно спокоен?
И чувствую —
«я»
для меня мало.
Кто-то из меня вырывается упрямо.
Allo!
Кто говорит?
Мама?
Мама!
Ваш сын прекрасно болен!
Мама!
У него пожар сердца.
Скажите сестрам, Люде и Оле,—
ему уже некуда деться.
Каждое слово,
даже шутка,
которые изрыгает обгорающим ртом он,
выбрасывается, как голая проститутка
из горящего публичного дома.
Люди нюхают —
запахло жареным!
Нагнали каких-то.
Блестящие!
В касках!
Нельзя сапожища!
Скажите пожарным:
на сердце горящее лезут в ласках.
Я сам.
Глаза наслезнённые бочками выкачу.
Дайте о ребра опереться.
Выскочу! Выскочу! Выскочу! Выскочу!
Рухнули.
Не выскочишь из сердца!
На лице обгорающем
из трещины губ
обугленный поцелуишко броситься вырос.
Мама!
Петь не могу.
У церковки сердца занимается клирос!
Обгорелые фигурки слов и чисел
из черепа,
как дети из горящего здания.
Так страх
схватиться за небо
высил
горящие руки «Лузитании».
Трясущимся людям
в квартирное тихо
стоглазое зарево рвется с пристани.
Крик последний,—
ты хоть
о том, что горю, в столетия выстони!
2
Славьте меня!
Я великим не чета.
Я над всем, что сделано,
ставлю «nihil».
Никогда
ничего не хочу читать.
Книги?
Что книги!
Я раньше думал —
книги делаются так:
пришел поэт,
легко разжал уста,
и сразу запел вдохновенный простак —
пожалуйста!
А оказывается —
прежде чем начнет петься,
долго ходят, размозолев от брожения,
и тихо барахтается в тине сердца
глупая вобла воображения.
Пока выкипячивают, рифмами пиликая,
из любвей и соловьев какое-то варево,
улица корчится безъязыкая —
ей нечем кричать и разговаривать.
Городов вавилонские башни,
возгордясь, возносим снова,
а бог
города на пашни
рушит,
мешая слово.
Улица муку молча пёрла.
Крик торчком стоял из глотки.
Топорщились, застрявшие поперек горла,
пухлые taxi и костлявые пролетки
грудь испешеходили.
Чахотки площе.
Город дорогу мраком запер.
И когда —
все-таки!—
выхаркнула давку на площадь,
спихнув наступившую на горло паперть,
думалось:
в хорах архангелова хорала
бог, ограбленный, идет карать!
А улица присела и заорала:
«Идемте жрать!»
Гримируют городу Круппы и Круппики
грозящих бровей морщь,
а во рту
умерших слов разлагаются трупики,
только два живут, жирея —
«сволочь»
и еще какое-то,
кажется, «борщ».
Поэты,
размокшие в плаче и всхлипе,
бросились от улицы, ероша космы:
«Как двумя такими выпеть
и барышню,
и любовь,
и цветочек под росами?»
А за поэтами —
уличные тыщи:
студенты,
проститутки,
подрядчики.
Господа!
Остановитесь!
Вы не нищие,
вы не смеете просить подачки!
Нам, здоровенным,
с шаго саженьим,
надо не слушать, а рвать их —
их,
присосавшихся бесплатным приложением
к каждой двуспальной кровати!
Их ли смиренно просить:
«Помоги мне!»
Молить о гимне,
об оратории!
Мы сами творцы в горящем гимне —
шуме фабрики и лаборатории.
Что мне до Фауста,
феерией ракет
скользящего с Мефистофелем в небесном паркете!
Я знаю —
гвоздь у меня в сапоге
кошмарней, чем фантазия у Гете!
Я,
златоустейший,
чье каждое слово
душу новородит,
именинит тело,
говорю вам:
мельчайшая пылинка живого
ценнее всего, что я сделаю и сделал!
Слушайте!
Проповедует,
мечась и стеня,
сегодняшнего дня крикогубый Заратустра!
Мы
с лицом, как заспанная простыня,
с губами, обвисшими, как люстра,
мы,
каторжане города-лепрозория,
где золото и грязь изъязвили проказу,—
мы чище венецианского лазорья,
морями и солнцами омытого сразу!
Плевать, что нет
у Гомеров и Овидиев
людей, как мы,
от копоти в оспе.
Я знаю —
солнце померкло б, увидев
наших душ золотые россыпи!
Жилы и мускулы — молитв верней.
Нам ли вымаливать милостей времени!
Мы —
каждый —
держим в своей пятерне
миров приводные ремни!
Это взвело на Голгофы аудиторий
Петрограда, Москвы, Одессы, Киева,
и не было ни одного,
который
не кричал бы:
«Распни,
распни его!»
Но мне —
люди,
и те, что обидели —
вы мне всего дороже и ближе.
Видели,
как собака бьющую руку лижет?!
Я,
обсмеянный у сегодняшнего племени,
как длинный
скабрезный анекдот,
вижу идущего через горы времени,
которого не видит никто.
Где глаз людей обрывается куцый,
главой голодных орд,
в терновом венце революций
грядет шестнадцатый год.
А я у вас — его предтеча;
я — где боль, везде;
на каждой капле слёзовой течи
распял себя на кресте.
Привычка мягкой речи. Настоящие женщины не спят в одиночестве. Энергия женственности и тайны обольщения
Привычка мягкой речи
Наши женские привычки перетекают друг в друга, и разговор о мягкой речи станет мостиком к предыдущим разговорам об умении просить и энергиях планет. Мягкая речь женщины, журчание и очарование… Это способ получать все на свете без войны. Помнишь, мы говорили о том, что мужчину удерживает с нами наше состояние. Какое состояние дает речь женщины-распорядителя? Женщины-учительницы? Женщины-критика? Это то, что мужчина может делать самостоятельно, в этом нет поляризации. А как мы знаем из одного известнейшего закона, притягиваются противоположности.
Одной из сторон Афродиты является умение создавать атмосферу, комфорт, обольщать, украшать пространство в том числе и речью. Мы с тобой говорим очень мягкой речью, мирной и тихой, на протяжении всей книги. И это дает разрешение внутри считать сделанные ошибки не такими критичными, дает разрешение быть несовершенными, исследующими жизнь, живыми.
Ты, наверное, захочешь узнать, чем сладкая и мягкая речь отличается от слащавой? Да, во всем бывает перебор, и даже лекарство от яда отличается часто лишь мерой. Но фраза, обрати внимание, милая, сказанная мягко, в которую добавлено сердце, может достичь результата гораздо быстрее, чем рубленая фраза, призывающая к сражению. Практики этого состояния очень просты: осознавай то, как ты говоришь, и из твоей жизни уйдет множество ненужных конфликтов и непониманий по причине того, что с тобой не нужно сражаться, отражать удар. И твоя речь, как вода, будет точить самые острые камни…
Еще один ключик в нашем теле, открывающий в нас состояние тепла — это голос. Послушай, как ты звучишь на работе, с любимым, с ребенком. Останавливайся, чтобы услышать себя. Чаще всего наша речь звучит из горла, напрягая голосовые связки. Заметив это, попробуй спуститься на «этаж ниже», извлеки голос из груди, для чего расслабь шею и смягчи дыхание. Из груди, из нашего сердечного центра невозможно приказывать, тараторить или капризно возмущаться. Голос из груди убаюкивает, он льется тепло, обволакивая мягким облачком. Холодная же речь женщины делает ее похожей на «Снежную королеву». И мы помним по сказке, что в ледяной красоте нет любви, главного ингредиента в коктейле женской магии очарования. По сути, «Снежная королева» это и есть пресловутая «стерва». Мы это знаем, но незаметно выбираем в своей жизни ее образ, закрывая от людей свой свет и тепло. Давай подумаем, что такое «стервозность»? Это элемент внутреннего неудовлетворения и нереализованности, который и формирует агрессивные качества женщин. Он прессует нашу воду, превращая ее в холодный и безмолвный лед, колкий и острый. Зайди в ощущения, попробуй проникнуться состоянием мужчины рядом с такой женщиной. Ну как тебе?
Антиподом холоду и колкости льда является, конечно, теплота и мягкость.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке Следующая глава >История россиянки о жизни после женского обрезания, кавказских обычаях и насилии: Общество: Россия: Lenta.ru
На днях муфтият Дагестана высказался о запрете на так называемое женское обрезание — калечащие операции на женских половых органах с отрезанием части клитора и малых половых губ. При этом в муфтияте указали, что у женщин разрешается удаление «лишней» кожи вокруг клитора. Это заявление раскололо экспертное сообщество: одни посчитали такое заявление победой — еще пару лет назад правозащитники не могли надеяться на помощь муфтията в борьбе с дикими обычаями, другие — что это попытка религиозных деятелей усидеть на двух стульях, поскольку это неполный запрет на насильственные практики. Кроме того, для некоторых народов, например, Ингушетии, которые также практикуют женское обрезание, духовное управление мусульман Дагестана не станет авторитетом, а большинство мужчин в районах, где такое практикуют, все еще поддерживают этот обычай. По просьбе «Ленты.ру» журналистка Марьяна Самсонова записала монолог подвергнувшейся такой практике россиянки и узнала у экспертов, чем грозят такие операции, а также, чего можно ожидать от новой фетвы.
Мария (имя по ее просьбе изменено)
Я пережила эту процедуру тридцать лет назад. Помню, что о ней в селе и на улице, где мы играли, говорили старшие девочки, некоторые — даже с бравадой. Что-то вроде: «Мне сделали, и сестрам, и кузинам сделали, а если не сделать, то ты не сможешь стать женщиной и мусульманкой». Помню, что девочки, мои соседки, шушукались о ножницах, и про меня говорили, что мне еще не сделали.
Что с ними сейчас, и делают ли эту операцию в селе всем девочкам, я не знаю. Не общаюсь с родней. Но пока жила там, слышала, кому сделали, и между собой обсуждали, кому сколько «там» отрезали. Точного стандарта не было. Возможно, потому, что проделывающие эту процедуру женщины — пожилые и подслеповатые.
Никакой операционной, само собой. Домашние условия, какой-то предбанник, чтобы ничего не испачкалось, если кровь — никакой дезинфекции, перчаток, спирта или стерильных инструментов. Простые хозяйственные ножницы. Никакого обезболивающего или анестезии. Перевязки нет. Тело заживает, как может. Но я не слышала, чтобы от этого у нас кто-то умер. Может быть, бывали осложнения, но в разговорах их не связывали с причиной. Девочкам у нас делали обрезание в дошкольном возрасте.
Фото: Валерий Мельников / РИА Новости
Это была высокая женщина, лица не помню, помню силуэт, который загородил мне свет на фоне открытой двери. Черный платок и большие ладони. Еще две тети меня держали за руки и за ноги и давили сверху, чтобы не поднялась. Заставили раздеться. Я испытывала сильный стыд.
А потом резкая боль. Не помню, кричала ли я, но почему-то хотела спрятаться, хотя меня уже больше не держали. Мне казалось, кровь остановится, и все пройдет, как было раньше. Очень сильно пекло, так сильно, что я несколько дней не могла говорить. Но особых осложнений не было.
Ничего не прошло. Мне отрезали часть головки клитора. Но это я узнала уже потом. Возможно, это впоследствии стало причиной развода. Интимные отношения с мужем меня не заинтересовали. Мой супруг, впрочем, не замечал, что с точки зрения физиологии у меня что-то не так. И я ни разу не задумывалась, что надо что-то восстановить. Хотя читала о хирургической гинекологии тазового дна и интимной пластике. Это целая архитектура, оказывается.
Чисто по-женски скажу: у меня прохладные чувства к этой стороне отношений. Даже к психологу ходила — не помогло. Честно сказать, я боялась говорить об этом откровенно даже со специалистом.
Все, что касается интимного, с самого детства у нас говорилось шепотом между подружками, как неприличное. Мне и сейчас это очень тяжело. В итоге мы с психологом не добрались до обсуждения этой части моей жизни, даже когда я пошла на терапию осознанно, во взрослом возрасте и к дорогому специалисту. В итоге я так это и не проработала. Может, нужен другой специалист.
Мне неизвестно, кто именно из моих родных принял решение об этом действе надо мной. Быть может, никто конкретный, а просто решили, что пришла пора и до школы надо. Со своей матерью я тоже об этом не говорила. Стеснялась. Где-то глубоко во мне сидит, что это закрытая тема, это то, что не обсуждается. Матерей не спрашивают.
В другом селе моей же народности я слышала, как женщине сказали: «Хорошо, что родила мальчика, была бы девочка, ее бы обрезали». Мать может не знать, что собираются сделать с дочкой. Например, родня отца увозит ее на выходные в гости, а возвращает без клитора. Но многие женщины считают это необходимостью и даже обязанностью.
Еще в одном случае женщина из Чечни вынуждена была пройти обрезание уже взрослой, потому что влюбилась в нашего горца, а у нас так принято. Наверное, взрослой не так страшно. Рассказывали, что ей сделали небольшую рану, и это было в больнице, а не где-то в сарае. Он согласился жениться только после обрезания невесты.
Фото: Валерий Мельников / РИА Новости
Меня поражает, когда эту проблему отрицают даже знающие люди, старейшины, говорят: у нас в исламе такого нет, вот, почитай хадис. Другие признают, что есть, но говорят, что это никак не вредит женщине: ведь она может рожать!
Наверное, мне еще повезло. Я видела фото, что бывает, когда девушке отрезают все. И как при этом рожать, если все зашито с малых лет, по мне, так это просто невозможно. Моя подруга прошла обрезание во взрослом возрасте. Она считает, что это по сунне. Ей надрезали капюшон клитора, чтобы его раскрыть. Она убеждала меня, что это очень хорошая и правильная процедура.
Многие даже в Дагестане действительно не знают, что у нас это присутствует. А те, кто знает, в большинстве молчат, считают это неизменной традицией испокон веков, но необсуждаемой — табу. Люди зашорены.
Поможет ли тут данная фетва? Я не знаю. Да и как оценить — обращений по поводу покалеченных органов нет. В фильме Ирины Шихман богослов говорил, что женское обрезание — это по исламу. И нынешняя фетва очень мягко заявила, что вроде можно делать, если есть необходимость. А кто обозначает эту необходимость за ребенка? Этого явно недостаточно. Думаю, на муфтиев надавили, чтобы они не запрещали эти операции полностью. Надо не останавливаться на этом, продолжать бороться за полную отмену этой практики. Главное, не отрицать факт, что это есть.
За такое надо наказывать исполнителей и инициаторов этой операции. Последствия для девочек — ужас. Быть может, я от рождения малочувствительна в интимной сфере, а быть может, эта операция лишила меня сексуального удовольствия — теперь уже не узнаю.
Насколько была компетентна та знахарка, которая резала меня? Откуда она знала, что резать? А если девочка дергается? Ведь наркоза нет. Могут отрезать и то, что не планировали. В эти села запрет будет очень долго доходить, если не судить за такое. Традиционалисты в селах прикрывают все исламом, даже не традицией.
Сейчас я говорю об этом, потому что узнала, что одна очень известная на Кавказе девушка тоже через это прошла. Мы почувствовали сильную эмпатию друг к другу и ощутили, что мы не одни. Мы подружились, говорили с ней и пришли к выводу, что, хотя это и тяжело, надо рассказывать о нашем опыте, чтобы защитить девочек и чтобы в нашем обществе перестали говорить, что проблемы женских обрезаний не существует. Безусловно, осталась большая психологическая травма.
Гинеколог-акушер Анна (имя по ее просьбе изменено):
Я неоднократно принимала роды у женщин, прошедших инфибуляцию (вид обрезания, при котором отсекают головку клитора и малые половые губы и сшивают оставшуюся ткань, оставляя лишь узкий вход во влагалище — прим. «Ленты.ру»). Вся анатомия у них искалечена, вагина неэластичная. Это совершенно другое строение вульварного кольца. Диаметр головки ребенка — в среднем десять сантиметров. Она должна пройти, во время родов ткани растягиваются. Но у женщин с этим видом обрезания остается отверстие три сантиметра, вокруг — рубцы и плоть, утратившая эластичность. В рубце обычная ткань заменяется на фиброзную, прочную, но практически неспособную растягиваться. А промежность во время родов просто обязана растянуться.
Эти повреждения не позволяют родам протекать естественным образом. Приходится делать большой разрез, чтобы вытащить ребенка. Кроме того, удлиняется потужной период, что может быть опасно для ребенка.
Сами пациентки зачастую даже не могут объяснить, что именно им пришлось пережить. После родов приходится восстанавливать шов. Это выглядит очень неестественно. Мне хирург после зашивания такой пациентки как-то сказал: «Ни разу такого не видел! Шью-шью и не понимаю — шов приводит к маленькой дырочке, очень странной и неестественной». Потом надо все зашить, как было, иначе неизбежно кровотечение. Врач-гинеколог шьет по разрезу, по зарубцевавшейся ткани. Ведь девочкам режут несформировавшиеся органы. Это может вызывать боли при менструации и при мочеиспускании, при половом акте. Для восстановления может понадобиться не одна операция хирурга, специализирующегося на гинекологии тазового дна с привлечением пластического хирурга.
Что же касается утверждения муфтията о различном строении капюшона клитора у западных и восточных женщин — мне трудно понять, о чем речь. Я на каждой смене принимаю роды у женщин самых разных народностей и цветов кожи, но «лишнего» ни у кого из них нет.
Фото: Сергей Узаков / ТАСС
Михаил Савва, правозащитник, доктор политических наук, председатель правления экспертной группы «Сова», кавказовед:
Отдел фетв дагестанского муфтията пытается найти решение чрезвычайно сложной проблемы и лавирует между двумя полюсами. В сунне действительно упоминается женское обрезание. И на это опираются радикальные сторонники калечащих операций и те, кто пытается сделать из этого уродливого обычая религиозную традицию. Но женского обрезания нет в Коране. Оно упомянуто только в сунне.
Там о нем говорится так: пророк Мухаммед, разговаривая с одной женщиной, узнал, что она делает такие обрезания, и посоветовал ей не удалять лишнего. Именно на основании этой трактовки отдел фетв и заявил, что женское обрезание — это не удаление клитора.
Но такая трактовка в любом случае дает возможность продолжать эту калечащую практику. Тут можно вспомнить пример Египта, где с 1997 года законодательно женское обрезание запрещено, но сделана оговорка для медицинских показаний. Непонятно, какие могут быть в этом случае медицинские показания? Это невероятная ситуация, таких показаний просто нет. Тем не менее эта оговорка до настоящего времени используется в Египте сторонниками обрезания. Недаром власти Египта недавно были вынуждены ужесточить ответственность за это преступление.
По таким чрезвычайно чувствительным вопросам нет достоверных результатов массовых исследований, потому что люди в этих случаях дают одобряемые ответы. Вслух они скажут, что «против», а на самом деле по-прежнему «за». Поэтому именно экспертные исследования могут дать более достоверные результаты.
Женское начало. Что это такое на самом деле
Так что же такое — это Женское начало? Это не обязательно оборки, высокие каблуки или единороги и радуги. Женское начало, о котором я говорю, — это то, чем наделены и мужчины и женщины, точно так же, как у них обоих полов имеется Мужское начало. И как Земля имеет Северный полюс и Южный полюс, противоположности притягиваются друг к другу.
Мужское начало выражает себя в завоеваниях. Ему свойственно осмысливание вещей (в противоположность ощущению их), оно спорит, стоит мосты и небоскребы, ведет счет, делает деньги, летит на Луну и играет, чтобы победить. Оно твердое и сухое. Оно хочет быть пустым: сидя в своей мужской берлоге или наблюдая за игрой, или сидя бок о бок с другими мужчинами и по большей части оставаясь немногословным. Больше всего
Женскому началу близки такие аспекты жизни, как отношения между людьми, связи, импульс любить и заботиться. Женское начало хочет создать дом, ухаживать за садом, заботиться о семье, вешать занавески и на интуитивном уровне ощущать окружающих людей. Оно хочет быть в сообществе — особенно с другими женщинами — и строить общество, устанавливая границы для Мужского начала, которое без присутствия Женского начала склонно рассматривать людей и вещи (такие, как наша планета) как ресурсы, которые нужно эксплуатировать, а не беречь и лелеять. Женское начало мягкое, самобытное, непредсказуемое и красивое – как природа. Больше всего Женское начало хочет любить. В близких отношениях эти две энергии притягивают друг друга. И они высвобождают силу друг друга.
Дело вот в чем: если вы — обычная девчонка, которая ежедневно ходит на работу и нацелена на то, чтобы выполнять задачи и решать их прямым, линейным способом, сосредоточиваясь непосредственно на задаче, это означает, что большую часть времени своего бодрствования вы пребываете во власти вашего Мужского начала. И если большую часть дневного времени над вами довлеет Мужское начало, а вы не делаете ничего, чтобы развить свое Женское начало, то к тридцати с лишним годам вы обнаружите, что можете предложить мужчине гораздо больше, чем прежде — но вот способность привлечь к себе мужчину у вас будет явно недостаточной. И не потому, что вы становитесь старше. А потому, что в вас чрезмерно развита мужская сторона вашей личности.
Это часто можно наблюдать у женщин, делающих карьеру. (Я говорю это, сама являясь такой женщиной.) Те же самые качества, которые позволят вам сделать роскошную карьеру, испортят вашу личную жизнь. Это не означает, что женщины должны бросить свою работу и пойти в кружок по изготовлению лоскутных изделий. Это слишком упрощенно. Я хочу сказать, что ваше
По-моему, пытаться установить отношения с позиций вашего Мужского начала — это то же самое, что правше писать левой рукой: вы можете это делать, но вам это неудобно. Мужское начало не является центром вашей силы как женщины.
Так как же развить в себе свое Женское начало?
1. Будьте готовы нуждаться в мужчине. Ранее я в шутку сказала, что мужчинам нравится создавать — и это правда. Но это желание деятельности на самом деле проистекает из более глубокой потребности: быть для вас полезными. И если вы не нуждаетесь в мужчине, он не может быть полезным для вас. Когда я говорю «нуждаетесь», я не имею в виду, что вы бедствуете. По этим я подразумеваю, что вы позволяете ему служить вам. Вы позволяете ему иметь значение для вас. Вы позволяете ему занять большое место в сердце — и в вашем теле — до такой степени, что в случае его ухода вы стали бы страдать. Если он не может причинить вам боль, вы все еще слишком защищены.
2. Прекратите спорить. Если вы похожи на меня, то это действительно трудно. Если вы говорите с мужчиной и стараетесь отстоять свою правоту, то в вас преобладает мужская энергия. Это прекрасно, если вы на работе, но, по-видимому, на работе вы ни с кем не пытаетесь заниматься сексом. С вашим мужчиной у вас другая цель – любить. И, проще говоря, споры не создают любви. Споры по определению фокусируются на различиях. Иногда хороший спор может стимулировать отношения, но только пока в разговоре вы сохраняете приоритет любви, а борьбу и потребность быть правой ставите на второе место.
3. Откройтесь. Еще одно необходимое условие для любящих отношений — открытость. Быть открытым — это всегда затруднительно. Мы ведем активную и напряженную жизнь, и всегда находится миллион мелких поводов, вызывающих желание закрыться: ежедневные поездки на работу, налоги и давка на распродажах — и это лишь малая часть. Если вы хотите привлечь больше любви в свою жизнь, учитесь быть открытой. Просто представьте, что из вашего сердца исходит розовое сияние. Включите его, и позвольте ему вести вас. Излучайте его во все направлениях, как какой-нибудь ошеломительный розовый шар из тех, что вращаются под потолком на дискотеках. Я знаю, что это кажется наивным, но вы будете потрясены тем, насколько быстро последует реакция. Мужчины будут слетаться на ваш свет. А также женщины и дети.
Если бы можно было выразить суть всего Женского принципа одним словом, то я выбрала бы слово «смягчиться». Вам больше не нужно защищаться или строить вокруг себя заградительные сооружения.
В каждом человеке — и в вас тоже — есть место, где вы всегда находитесь в безопасности независимо ни от чего. Не потому что оно отгорожено от мира, а потому, что оно находится вне этого мира — место бесконечной любви, которое вы осознаете, укоренившись в своем Женском начале. В этом месте вы обосновываетесь, и поэтому все окружающие — ваш мужчина, ваши дети и все остальные — в вашем присутствии ощущают исходящую от вас любовь, даже когда засорился туалет и в холодильнике ничего нет на обед. Ибо вы связаны с чем-то большим.
Вы могли бы подумать, что все, о чем я говорю, находится в каких-то неведомых далях, но это самое место, о котором я толкую, — оно у вас уже есть. Оно находится внутри вас. Это наши уникальные таланты — наша интуиция, наш внутренний мир ощущений, наши скрытые способности и наши способности привлечь к себе то, в чем мы нуждаемся, видеть неосязаемое и быть источником жизни. Общество ценит эти таланты далеко не так высоко, как оно ценит аэрокосмические исследования, банковское дело, броски в баскетболе или вообще мужской способ существования в мире.
В эру технологий многие из нас, женщин, забыли о Женских аспектах нашего существа. Не нарочно. Мы скорее забыли об их сути, о том, как они влияют на отношения, и о том, почему мы в них нуждаемся — отчасти потому, что у нас не было наставников, готовых передать нам накопленный поколениями коллективный опыт. Точно так же, как мне понадобилось купить книгу, чтобы выяснить, как нужно ухаживать за своим ребенком.
Теперь настало время освежить эти знания, поскольку без них нашим отношениям не хватает главного, необходимого для успеха компонента. Самое замечательное состоит в том, что, развивая этот компонент в себе и привнося его в ваши отношения с мужчинами, вы также привносите его в окружающий мир. Попросту говоря, мужчина, который любит женщину, глубоко осознающую и прочно укоренившуюся в своем Женском начале, является более положительным, понимающим и более основательным мужчиной.
Глава из книги Трейси Макмиллан «Почему ты пока не замужем?»
Женственность. Какая она? | Мужчина и женщина
Несмотря на такие приятные ощущения, женские качества мы теряем, мы просто забываем, что это такое…
Женственность не будет спорить с мужчиной. Она мягко окутает его своим принятием и согласится. А если у нее другая, отличная точка зрения, она всегда может естественно и даже приятно добиться своего. И он будет думать, что это его решение.
Женственность не унижает мужчину (ни своего, ни чужого). Она его боготворит. Всегда. А он ради своей милой, полный гордости, сил и решимости, добьется всех благ и покорит все вершины. А силу и мужественность ему придаст ее безграничная вера, расслабленность, спокойствие и умиротворенность рядом с ним. Такую пассию любой мужчина стремится сделать счастливой.
Женственность соглашается быть слабой. Она позволяет себя защищать, оберегать, покровительствовать. Она не борется, но покоряется. А ее избранник, ощущая свою ответственность, становится более сильным. Ему нравится быть мужчиной в окружении такого отношения. Это ощущение он будет искать всегда.
Женственность — это энергия мудрости, интуиции и чего-то высокого. Это не манипуляция, а истинная вера, принятие, согласие. Это не желание во что бы то ни стало добиться своего, а стремление заботиться о близких, считаться с их желаниями, дать им возможность развиваться, быть такими, какие они есть.
Казалось бы, пассивные энергии, которые мы не привыкли использовать, являются на самом деле глубокими, действенными.
У какого представителя сильной половины человечества поднимется рука на беззащитную, но уверенную в себе и мягкую девушку, которая, даже и перечить-то не будет? Кто сможет на тебя накричать, когда ты согласишься и окутаешь спокойствием и благодатью? На настоящую женственность у мужчины никогда не будет агрессии. А будет естественное желание защитить, поберечь, помочь, проявить свои сильные качества, одним словом.
Женственность может сосуществовать с карьерой. Но, не одновременно, а по очереди. Главная наша задача в этом — уметь переключаться из одного состояния в другое, противоположное. Пусть на работе ты — руководитель, профессионал, конкурент или коллега. Но потом, дома, надо обязательно стать ею. И тогда в семье все будет хорошо: гармония, тепло уют. А из такого дома муж не убежит.
Некоторые представительницы слабой половины человечества и на работе успешно пользуются своей мягкостью, привлекательностью. Правда, тут важно не заиграться и не заменять профессионализм кокетством.
Женственность хочет своего мужчину. Но не требует. И ее чувственное желание всегда найдет отклик в его мужественном покровительстве.
Женственность — это не движения и даже не поведение (внешняя видимость — следствие). Это — состояние единения со своей природой. Здесь и расслабленность, и чувственность, и гармония, легкость, бархатность, текучесть, плавность. Это ты, такая родная и уютная, и ему так хочется в тебя окунуться и ощущать твою благость всегда!
Женская энергия в присутствии нескольких представительниц с соответствующим настроем возрастает и укрепляется. Если ты найдешь подруг, близких по духу, и вы, например, будете собираться за чашечкой чая не для того, чтобы поплакаться, а чтобы взрастить свою энергию, прочувствовать ее и насладиться состоянием внутренней гармонии, то каждый сможет подпитываться от этой общей силы, одновременно подпитывая окружающих.
Откуда же берется эта женственность?
В давние времена способность быть женщиной передавалась из поколения в поколение от мамы к дочерям. Сейчас мы многое утратили. Стали стесняться своей природы, забыли о ней, потеряли… Начали искать новое, другое. И за этими поисками упустили что-то важное. И об этом тоже забыли. А потом начали обижаться на мужчин за то, что они стали такие слабые, безвольные. А ведь во многом мужчин делаем мы, женщины!
Женственность есть в природе каждой из нас. Ее можно в себе почувствовать. Для этого расслабьтесь, позвольте матери Земле заполнить все свое пространство. Не бойтесь ее. И не бойтесь окружающих. Не защищайтесь, и никто не будет на вас нападать. Ведь ваша мягкость — это не только слабость, но и сила.
Растите свою природу, любите свою природу, принимайте свою сущность. И тогда ваша жизнь наполнится гармонией и особенным, сказочным пространством.
Виды женской обуви — названия с картинками
Недавно вышедшая статья о мужских видах обуви вызвала у вас интерес. Многие сочли несправедливым тот факт, что мужскую обувь рассматривают с точки зрения стиля гораздо чаще, чем женскую. Мы согласны, что это несправедливо, поэтому собрали для вас гид по видам женской обуви. Некоторые из них (например, лоферы и броги) пришли из мужской классификации, но фото этих моделей дадут вам понять, насколько они хороши для женского гардероба.
Мери Джейн
Мери Джейн (Mary Jane) – туфли на каблуке с округлым закрытым носом и ремешком на подъеме. Изначально туфли имели низкий школьный каблук и детский вид. История модели уходит своими корнями в эпоху позднего средневековья и Тюдоровской Англии, подробнее о ней вы можете прочесть в нашем историческом расследовании. Сегодня туфли могут быть не только на низком, но и на высоком каблуке, вплоть до шпильки. Определяющим элементом остается ремешок на подъеме – один или несколько, которые могут быть дополнены пряжками-застежками, а могут быть просто декоративным элементом. Модель на совсем низком каблуке в 0,5-2 сантиметра визуально превращает туфли в балетки, но оставляет за ними имя Мери Джейн. Хотите модель в свою коллекцию? Воспользуйтесь нашим гидом по сочетанию туфель с повседневным гардеробом.
Туфли для танго
Если перенести ремешок Мери Джейн с подъема на щиколотку и добавить вертикальный, то получится модель туфель для танго (tango shoes). Туфли имеют закрытую высокую пятку, каблук и дополнены Т-образным ремешком или перекрещивающимися лямками на подъеме. История модели началась в 1910-х годах, когда танго активно покоряло Европу и США. Страстные движения и запретная публичная откровенность привлекли к танцу всеобщее внимание. Появились вечера танго, школы танца и профессиональные пары танцоров. Обувная индустрия начала выпуск специальных туфель, которые были удобными, мягкими, устойчивыми и при этом отлично держались на ногах даже во время страстных па.
Сегодня в этих туфлях по-прежнему танцуют танго, но их же носят и в повседневной жизни. Смысл ремешков давно забыт, они стали украшением модели, подчеркивающим подъем ноги, щиколотку и красиво оформляющими стопу.
Туфли-перчатки
Туфли-перчатки (glove shoes), по мягкости сравнимые с чешками, – герои весенне-летнего сезона 2017. Название glove (англ. перчатки) туфли получили за мягкость материала, из которого они сшиты. Тонкая эластичная кожа, сравнимая по мягкости с перчаточной, делает обувь беспрецедентно комфортной. По посадке на ноге glove shoes можно сравнить разве что с чешками – обувью, в которой тренируются гимнастки и танцовщицы. Помимо мягчайшего материала glove shoes отличает отсутствие жесткой формы: подноска, пятки и прочих «каркасных» деталей. Подробнее об этих туфлях как о тренде сезона читайте в нашем материале.
Оксфорды
Оксфорды (oxford shoes) – туфли с закрытой шнуровкой, у которых боковые детали ботинка (берцы) пришиты к основной части (союзке) единым швом. Даже при развязанных шнурках оксфорды держат свою форму, расширяясь в области язычка всего на пару сантиметров.
В женский гардероб оксфорды пришли из мужского, представая иногда в оригинальном маскулинном виде, а иногда – в женственном утонченном формате.
Существует несколько подвидов оксфордов, которые отличаются конструкцией и дизайном: аделаиды, балморалы, спектаторы, сэддл и холкат. В женском гиде мы не будем вдаваться в подробности, так как подвиды оксфордов неизменны в мужском и женском гардеробах. Подробнее о каждом вы можете узнать в нашем мужском словаре.
Дерби
Дерби (derby shoes) – туфли с открытой шнуровкой, у которых боковые детали (берцы) пришиты к основной (союзке) коротким боковым швом. Модель легко надевается: когда шнурки развязаны, боковые детали свободно расходятся в стороны. По нашим субъективным наблюдениям, полуботинки-дерби встречаются в женском гардеробе чаще, чем полуботинки-оксфорды.
Женские и мужские дерби подразделяются на блюхерсы, моктое, бак, лонгвинг, сплиттое, сэддл, V-фронт. Повторяться не будем, поэтому подробнее о каждом из них вы можете узнать из мужского словаря о дерби.
Броги
Броги (brogue) – обувь с декоративной перфорацией в виде небольших отверстий, ирландскую легенду о происхождении которых вы можете узнать из нашего исторического расследования. В женском гардеробе броги обосновались так же прочно, как оксфорды и дерби. Противопоставить брогам можно плейнтое (plain toe – гладкий носок), то есть обувь, на которой нет брогирования. В зависимости от количества перфораций и их расположения броги делятся на четвертные, полуброги и полные броги. Это деление подходит для полуботинок, но брогирование может украшать любую женскую обувь, от шлепанцев и кожаных кроссовок до туфель на высоком каблуке. Подробнее о классификации читайте в мужском словаре о брогах.
Монки
Монки (monks, monkstraps) – полуботинки без шнуровки, в которых роль застежки играют боковые пряжки. В дословном переводе с английского «monkstraps» означает «пряжки монахов». Своим появлением обязаны монахам, которые носили удобную обувь с пряжками вместо шнурков.
Существуют разновидности с одной пряжкой (monk strap) и двумя (double monk strap). Благодаря жесткой форме обуви пряжки играют скорее декоративную роль, так как и в расстегнутом виде туфли держатся на ноге. Подробнее о каждой разновидности читайте в мужском словаре.
Лоферы
Лоферы (loafers) – обувь, совмещающая верх без шнуровки с подошвой туфель. Несколько разновидностей лоферов дают простор для фантазии, поэтому обувь является одной из самых популярных как в мужском, так и в женском гардеробах. В зависимости от декоративных элементов и формы верха они подразделяются на пенни-лоферы, лоферы с пряжкой, с кисточками, с бахромой, венецианские, бельгийские и слиперы.
Пенни-лоферы
Пенни-лоферы (penny loafers) – модель, дополненная кожаной полоской с прорезью. По легенде, студенты использовали этот декор в своих целях: вставляли в прорезь монетку пени на удачу, от которой и призошло название «пенни-лоферы».
Лоферы с пряжкой
Лоферы с пряжкой (buckle loafers) появились в 1930-е годы, когда итальянский дизайнер Gucci дополнил обычную модель пряжкой в форме трензеля – детали конской сбруи. Лоферы с пряжкой buckle loafers (buckle – «пряжка») имеют второе название «Gucci loafers» по имени своего создателя. Современные версии переосмысляют трензель: вместо него можно встретить украшение в виде бамбуковой палочки, спирали и просто цепи.
Лоферы с кисточками
Лоферы с кисточкой (tassel loafers) обязаны появлением американскому актеру Полу Лукасу, которого в одну из заграничных поездок очаровали завязки-кисточки на лоферах. Всемирному распространению лоферов с кисточками способствовали студенты Лиги плюща, для которых tassel loafers стали негласной униформой, отлично вписываясь в школьно-студенческий стиль преппи.
Лоферы с бахромой
Лоферы-килты (kiltie loafers) – модель, которую украшает широкая кожаная бахрома. Килтами лоферы названы по аналогии с шотландской национальной юбкой, которую отдаленно напоминают кожаные полоски. Бахрома килтов может быть дополнена пряжкой, кисточкой или быть самостоятельной деталью.
Бельгийские лоферы
Бельгийские лоферы (belgian loafers) – модель, украшенная маленьким бантиком. Эту деталь добавил дизайнер Генри Бендел, а форму он позаимствовал у бельгийских обувщиков, у которых учился ремеслу.
Венецианские лоферы
Венецианские лоферы (venetian loafers) – модель, которая отличается полным отсутствием украшений. Названы «венецианскими» за сходство с лаконичной формой венецианских гондольер. По внешнему виду схожи со слиперами, но не имеют выраженной формы язычка.
Слиперы
Слиперы (slippers) – туфли с классической подошвой лоферов и мягким верхом без украшений, часто из бархата или твида. Выступающий язычок со скругленными краями может быть декорирован тиснеными или вышитыми вензелями.
Дезерты
Дезерты (desert boots) – ботинки высотой до щиколотки из замши, нубука или кожи на каучуковой подошве. Названием обязаны британским солдатам, воевавшим в них в песках Египта во время Второй мировой, а также Натану Кларку, наладившему их производство в мирных условиях под брендом Clarks, в честь которого этот вид часто называют просто clarks. Отличительная особенность – два отверстия для шнуровки с каждой из сторон. Если их больше, то ботинки из дезертов превращаются в чакка.
Чакка
Чакка, чукка (chukka boots) – ботинки высотой до щиколотки из замши, нубука или кожи. Название «чакка» произошло от термина «чаккер» – периода игры в поло. В отличие от дезертов, чакка могут иметь любое количество отверстий для шнуровки. Характерным отличием chukka boots является кожаная подошва.
Челси
Челси (chelsea boots) – ботинки выше щиколотки на низком каблуке с резиновыми вставками по бокам. Эластичные вставки позволяют ботинкам сохранить узкую в щиколотке форму, отказавшись при этом от молнии и шнуровки. В женском гардеробе челси на низком каблуке часто становятся элементом минималистичного стиля в сочетании с узкими джинсами и кожаной косухой. Резинкой могут быть также снабжены ботильоны на каблуке, что дает нам право называть их ботильоны-челси.
Мокасины
Мокасины (moccasins) – обувь без шнуровки на мягкой резиновой подошве (без каблука) или кожаной с резиновыми вставками-шипами. Отличительная особенность мокасин – выступающий шов на верхней части обуви, часто с наружной обметкой. Женская версия мокасин практически не отличается от мужской, поэтому их можно назвать обувью-унисекс.
Топсайдеры
Топсайдеры (topsiders, boat shoes) – обувь яхтсменов на рифленой нескользящей подошве со шнурком вокруг пятки. Название происходит от topside – верхняя палуба. Шнуровка проходит пунктирно по краю верха, чтобы обеспечить надежную посадку туфли на ноге: удобство и безопасность яхтсмена на мокрой палубе являются главными требованиями. Исторически подошва топсайдеров была белого цвета, который не оставлял следов на белоснежной палубе яхты, но сегодня можно встретить модели различных расцветок, так как белый утратил свое функциональное назначение. Как и мокасины, топсайдеры не отличаются по своему внешнему виду в мужской и женской версиях, поэтому также являются унисекс-моделью.
Слипоны
Не путать со слиперами! Слипоны (slip-on) – спортивная модель с гладким верхом без шнуровки и ровной резиновой подошвой. Верх может быть сделан из текстиля или кожи, сбоку – вставки из резинок, которые обеспечивают удобство и быстроту надевания. Обувь универсальна в мужском и женском исполнении, поэтому модели нейтрального цвета при наличии размера можно покупать в любом каталоге.
Эспадрильи
Эспадрильи (espadrilles) – обувь с тканевым или кожаным верхом на плетеной подошве из джута. Из Испании с любовью! Аутентичное сочетание джута и парусины перекочевало из разряда дешевой обуви для рабочих на плантациях в гардеробы кинозвезд. Эспадрильи вдохновляли творческих и свободомыслящих людей, в числе которых были Сальвадор Дали, Пабло Пикассо, Эрнест Хемингуэй, Грейс Келли, Жаклин Кеннеди, Одри Хепберн и Маноло Бланик. Ив Сен-Лоран дополнил эспадрильи джутовой платформой, благодаря чему мы получили одну из наших любимейших летних пар – танкетки.
Веллингтоны
Резиновые сапоги без застежки – wellington boots – обязаны именем своему создателю, британскому полководцу Артуру Уэлсли Веллингтону. Первые модели были отшиты их мягкой кожи, а резиновыми стали лишь после изобретения резины и получения патента на производство обуви из нее. Пережив две мировых войны, веллингтоны обретают свою бессмертную форму, которой становятся высокие зеленые сапоги Green Hunter от компании Hunter Boot Ltd. Увлекательную историю всемирного завоевания читайте в нашем материале, а в качестве вдохновения на каждый день используйте образы Кейт Мосс в веллингтонах с фестивалей Коачелла.
Луноходы
Луноходы (moon boots) – сапоги и полусапоги, напоминающие ботинки для сноуборда. Название пришло на ум создателю, итальянцу Джанкарло Дзаната, когда он увидел плакат с астронавтами, вернувшимися с Луны. Историю создания необычной обуви для земных космонавтов читайте в нашем словаре на букву M. Отличительные особенности мунбутов – прямая линия пятки, толстая подошва и суперобъемных верх из нейлона. Правый и левый ботинок не отличаются друг от друга, сверху продет фиксирующий шнурок. Популярность «лунных ботинок» оказалась столь высока, что название бренда стало нарицательным, дав имя целому виду обуви.
Ридинги
Сапоги для верховой езды – ридинги (riding boots) – родом из времен, когда верховая езда была незаменимым навыком. Сапоги для верховой езды шились из мягкой плотной кожи, которая долго служила и при этом давала наезднику возможность управлять лошадью легким сжатием ее боков. Право на женскую пару сапог для верховой езды заслужили первые женщины-путешественницы, которые отказались от неудобного женского седла в пользу практичного мужского. Современные женские ридинги могут быть с низким каблуком или со шпилькой, в последнем варианте сохраняя лишь отдаленное сходство с оригиналом. В гардеробе ридинги органичны в сочетании с леггинсами и объемным верхом.
Джекбуты
Прообраз джекбутов (jackboots) – армейские сапоги для верховой езды. Военное время предъявляло к обуви свои требования, поэтому, в отличие от мягких ридингов, джекбуты усиливали металлической подкладкой – кольчугой, вшитой в стенки сапога. Укрепленное голенище было призвано защищать от травм и ранений в бою, а для управления лошадью сапог был дополнен ремнем со шпорой на голенище. Во время Второй мировой войны джекбуты стали частью формы немецких войск, поэтому до сих пор вызывают ассоциации с агрессией и милитари-стилем. Одна из наиболее грубых и агрессивных форм сапог, на чем эффектно играют некоторые дизайнеры, например, Рик Оуэнс.
Джодпур
Джодпур (jodhpur boots) – ботинки до щиколотки с круглыми носами на низком каблуке, снабженные ремнями на голенище. Предназначенные для верховой езды, ботинки крепились на ногах с помощью ремней и пряжек, обернутых вокруг щиколотки. Если убрать ремни, заменив их эластичной вставкой, ботинки превратятся в челси. В оригинальном виде ремешок на джодпурах оборачивается вокруг щиколотки и крепится пряжкой к внешней стороне ботинка.
Ботинки названы по имени города Джайпур (Индия). В 1897 году индийская команда игроков поло во главе с сыном махараджи Джайпура выступала на скачках в честь юбилея королевы Виктории. Игроки были одеты в национальные костюмы, включавшие брюки churidar и короткие ботинки с ремешками. Английское общество оценило экзотическую обувную новинку и заменила свои высокие сапоги ридинги на короткие джодпуры, сочетая их с привычными английскими бриджами. Кроме удобства, новые формы были гораздо дешевле в производстве, так как на них уходило меньше кожи. Сегодня джодпур могут иметь вариации с одним или несколькими ремешками, которые играют декоративную роль.
Винклиперы
Винклпикеры (winklepicker) – обувь с острым носом, которая была в моде в 90-х и вновь вернулась в этом сезоне. Ближайшие предки любимых остроносых лодочек – пулены, смешная обувь с длинными носами с гравюр 15 века, легенду о которых вы можете прочитать в нашем историческом обзоре. Современный облик средневековая обувь обретает в середине 20 века на волне стиля тедди-бой. Тогда же пулены получают свое новое имя – винклиперы, по ассоциации с длинной иглой для вынимания улиток из раковин (англ. winkle – улитка).
Сабо
Сабо (sabo) – обувь с открытой пяткой на толстой подошве. Канонические модели сабо имеют литую платформу с каблуком и напоминают деревянные колодки. Прародителями сабо являются голландские и французские деревянные башмаки. Высокая подошва должна была защищать ступни от воды, навоза и рыболовных крючков. Первые дешевые сабо вырезали из цельного куска дерева, набивали соломой для смягчения и носили с толстыми носками. Сегодня к сабо относят любую обувь с открытой пяткой на каблуке, но мы предлагаем все же ограничить этот вид обуви массивной подошвой, цельной или с устойчивым каблуком. Носок модели может быть как открытым, так и закрытым.
Мюли
Название «мюли» (mules) появилось не вчера, но узнали о нем мы сравнительно недавно. В европейскую моду туфли-мюли вошли 1694, когда графиня Д’Олон явилась на церковную службу в ярко-красных парчовых туфлях без задника на аккуратном каблучке. Чуть позже и знаменитая мадам де Помпадур, и сама королева Мария-Антуанетта стали надевать фривольные туфли в свет. Столетия спустя с подачи Мерилин Монро мюли стали неотъемлемой частью образов в стиле пин-ап, а сегодня лаконичные варианты с широкой кожаной полоской верха вошли и в повседневный гардероб. Более элегантные, чем сабо, но столь же удобные, мюли одинаково хорошо сочетаются с платьями, джинсами и минималистичными кюлотами.
Бабуши
Бабуши (babouches) – мягкая обувь без пятки и без каблука, своего рода кожаные домашние тапочки. Родина – Африканский континент, где тапки без задника делали из текстиля. В эпоху хиппи 60-х бабуши пришли в модный гардероб, вписавшись в философию свободы и близости к природе. Отличительная особенность вида – пятка, которая не просто отсутствует в конструкции обуви, а словно стоптана, заложена внутрь. Бабуши могут быть кожаными, текстильными, плетеными из соломки и комбинированными.
Римские сандалии
Древнейшая обувь для территорий с жарким климатом – Древнего Египта и Средиземноморья. Сандалии на плоской подошве времен Римской империи (roman sandals) были универсальной обувью унисекс. Пробковая подошва крепилась на ногах с помощью кожаных или тканых лент-ремешков, которые буквально привязывали подошву к ступням. Сегодня сандалиями называют открытую обувь на плоской подошве или платформе, которая держится на ногах с помощью ремешков или шнурков.
Гладиаторы
Сандалии на плоской подошве с ремешками, крепящимися на щиколотке и вокруг икры, вплоть до колена. Гладиаторы (gladiator sandals, gladiators) были обувью римских гладиаторов – аренных бойцов и воинов Римской империи. Гладиаторы трансформировали идею римских сандалий, укрепив последние гвоздями на подошве и более длинными ремнями, которые обхватывали не только стопу, но и голень вплоть до колена, надежно удерживая обувь на ногах во время боев и дальних переходов. Во времена хиппи гладиаторы вошли в моду в обновленном изящном формате – с тонкими кожаными шнурками, обвивающими голени. Сегодня можно встретить вариации на тему гладиаторов, например, босоножки на высоком каблуке, которые держатся на ногах с помощью атласных лент или кожаных шнурков.
Биркенштоки
Биркенштоки (birkenstock sandals) – ортопедические сандалии, названные по имени немецкой марки Birkenstock. Обувь появилась благодаря немецкому обувщику Конраду Биркенштоку, который в 1902 году создал мягкую стельку, повторяющую форму стопы, для профилактики плоскостопия. В 1964 году компания Birkenstock представила первый гибкий супинатор для массового производства. Форма сандалий дополнена одной или несколькими широкими ремешками. Позже название бренда-производителя стало нарицательным, дав имя отдельному виду обуви.
Слингбэки
Слингбэки (слингбеки) – название босоножек с закрытым носом и открытой пяткой с перемычкой. Название произошло от сочетания английских слов sling (лямка, ремешок) и back (спина, задник). По сути слингбэки являются разновидностью босоножек, они могут быть на высоком каблуке или низком, с острым носом, закругленным или квадратным.
Одну из первых моделей слингбэков представил Кристиан Диор в 1947 году, они дополняли образы его знаменитой коллекции, давшей начало стилю New look. Как и платья Christian Dior, слингбэки стали изящной альтернативной закрытым туфлям – тем, чего так недоставало женщинам послевоенного времени.
Десять лет спустя, в 1957 году, появились бежевые туфли-слингбэки с черным мыском. Автором двухцветного шедевра стала Габриэль Шанель. В элегантную модель были влюблены многие иконы стиля прошлого столетия, не устояла даже принцесса Диана. Черно-бежевая модель Chanel на среднем каблуке с перемычкой на пятке – вне времени, мы носим их версии и сегодня.
Слайдеры
Слайдеры – название шлепанцев с широкой перемычкой (от англ. slide – скольжение). Обувь получила имя по аналогии с движением, которым мы надеваем шлепанцы: «проскальзываем» ногой, не прикладывая усилий.
Слайдеры были популярны в 90-е как обувь для пляжа и бассейна. С возвращением моды девяностых шлепанцы появились в коллекциях Puma, Rihanna, в гардеробах моделей и звезд. Слайдеры нового поколения уже нарушили все правила: их сделали зимними, дополнив мехом; превратили в вечернюю модель, добавив стразы; начали носить со спортивными штанами, с носками и даже шелковыми платьями. Слайдеры из прозрачного пластика иногда называют «мыльницы» – еще один привет из 90-х, когда обувь из мягкого, словно желейного пластика была популярна в бассейнах и на пляжах.
Слаучи
Слаучи (от англ. slouch – свисать, опускаться) – сапоги с голенищем, которое собирается мягкими складками на ноге. Модель была популярна в 1980-е и возвращалась на подиумы в 2017-2018 годах.
По модели слаучи могут относиться к разным видам сапог: с клиновидным каблуком, на шпильке, высоким трубам на устойчивом каблуке. Объединяет их все мягкое и достаточно широкое голенище, которое образовывает складки разной интенсивности. В СССР модель сапог с присобранным свободным голенищем называли «сапоги с гармошкой».
Эффект «слауч» может дополнять не только высокие модели, но также полусапоги и ботильоны: если голенище прямое и достаточно высокое, оно уже может образовать складки.
Сапоги-трубы
Сапоги получили свое название по сходству формы с трубой: голенище прямое от основания до края, в эталонных моделях от каблука до верха обуви можно провести ровную линию.
Прямые широкие сапоги не прилегают к икре и щиколотке, чаще всего не имеют молнии или шнурков. Чтобы сапог держал форму, его шьют из плотной кожи. Мягкая тонкая кожа и замша в таких моделях не смогут создать форму «труб» и сложатся гармошкой, что превратит их в слаучи.
Прямая форма голенища характерна для жокейских сапог, у которых есть низкий широкий каблук или почти ровная плоская подошва. Сегодня трубы популярны в формате сапог до колена на высоком толстом каблуке. Носить модель можно как с мини, так и с миди-длиной, а также джинсами скинни.
Хайкеры
Hiker, hiking boots – обувь для альпинизма и горного туризма. Обувь определяют характерные элементы: нескользящая рифленая подошва, толстая кожа с пропиткой или водоотталкивающая мембранная ткань, металлически люверсы, петли и скобы для шнуровки, прочные шнурки. В повседневный гардероб хайкеры вошли благодаря моде на туристический стиль и грубую обувь.
Металлические люверсы увеличивают срок службы обуви: прочные шнурки быстро перетрут кожаные отверстия. Петли дают шнуркам возможность свободно двигаться, не пережимая ногу во время движения. Скобы регулируют посадку ботинка без перешнуровки: достаточно снять шнурки с 1-2 петель в верхней части и распределить их длину. Практичные и удобные в походных условиях, эти детали потеряли свой смысл в повседневной обуви, став элементами стиля. Хайкерами могут быть ботинки, кроссовки и даже ботильоны на каблуках.
Любовь к массивной обуви на толстой подошве можно объяснить климатом нашей страны: в снег, слякоть и гололед нет ничего лучше нескользящих, теплых и надежных хайкеров.
Абаркасы
Avarcas (абаркасы, аваркасы, аварки) – разновидность сандалий родом с Балеарских островов (Испания). Производство сандалий было местным ремеслом острова Менорка с конца 19 века. Идея модели, ставшей впоследствии известной, принадлежит крестьянину, который однажды заказал мастеру сшить ему пару прочных, практичных сандалий для жаркого местного климата. Он попросил сделать подошву из резинового протектора использованной шины. Идея оказалась настолько удачной, что с 1960-х годов сапожники острова стали делать эти сандалии на заказ.
По форме аварки напоминают обычные сандалии на плоской подошве, верх – в виде цельного куска кожи или текстиля, закрывающего верх стопы, но с небольшим открытым отверстием на пальцах. На ноге сандалии удерживает лямка на пятке.
В 1970-х годах появились первые специализированные мастерские по производству avarcas. Модель была популярна у местных и туристов, которые носили ее на островах и увозили с собой на континент. Одним из брендов, популяризировавших обувь в Европе, стал Minorquines. Название бренд получил по созвучию с названием острова Менорка, родиной абаркасов.
Кроссовки-носки
Название этой обуви говорит само за себя: текстильный верх, напоминающий носок, дополнен подошвой кроссовок. Текстиль представляет собой плотный трикотаж или трикотажную сетку, чтобы обувь было удобно надевать и носить. Сходство с носками подчеркивает цельность верха: без молний, ремешков и шнуровки.
Модель стала популярна с появлением тренда ugly shoes – массивных, необычных по форме кроссовок, которые назвали «уродливыми». Одними из первых кроссовки-носки Speed Trainer выпустили Balenciaga, сегодня они есть у многих обувных и спортивных брендов как класса люкс, так и масс-маркета.
«Носками» могут быть не только кроссовки, но также кеды и ботильоны, все зависит от того, подошву какого вида обуви дополняет трикотажный верх.
Гриндерсы и мартенсы
Общее название грубых ботинок на шнуровке, иногда на платформе или массивной протекторной подошве. Названия появились благодаря двум брендам – Grinders и Dr. Martens, которые выпускают узнаваемую брутальную обувь. Гриндерсами и мартенсами можно называть обувь именно этих брендов, но благодаря популярности стиля рок похожие модели появились у многих других, и их названия стали нарицательными. Подобное уже произошло с биркенштоками (бренд Birkenstock) и уггами (бренд UGG).
Ботинки в стиле гриндерсов и мартенсов могу иметь жесткую металлическую вставку в носочной части ботинка, контрастную отстрочку, логотипы и бирки. Чаще модели шьют из плотной, держащей форму кожи. Цвет может быть любым: наиболее популярный – черный, встречаются также белые, бордовые, темно-зеленые, синие и варианты с частичным крашением, имитирующим потертости.
Определение