Виды психологии: Основные виды психологии. Классификация методов психологии :: SYL.ru – Психология — Википедия

Содержание

Виды психологии

Определение 1

Термин психология переводится с греческого дословно, как знания о душе.

Эта наука условно изображается в виде мощного дерева с могучими ветвями и листьями, образно представленными как виды и разделы психологии. Эти два понятия различны, потому что разделами называют то, что исследует психология, а видами называют способы, применяемые для изучения.

Виды психологии

Самыми доступными и распространенными видами являются:

  1. Житейская
  2. Научная
  3. Академическая
  4. Не академическая
  5. Теоретическая
  6. Прикладная
  7. Фундаментальная
  8. Гуманитарная
  9. Естественнонаучная
  10. Здоровая
  11. Психотерапия

Житейская психология. Жизненные знания и личный опыт чаще всего имеют интуитивный характер, обычно сформированы на внешних наблюдениях или закономерных выводах, часто негативно окрашены и в большей степени подвержены настроению, чужому мнению и стереотипам поведения.

Научная психология. Базируется на житейской психологии, извлекает из жизненного опыта необходимые выводы и решения задач и затем, опять проверяется житейской психологией. Научные данные всегда проверены и продуманы, аргументированы профессиональными наблюдениями и обобщены.

Академическая психология. Представляет из себя систему теорий, разнообразных методов познания и исследований, признанных и утвержденных научными экспертными организациями. Эта психология публикуется в специализированных журналах, ссылаясь на авторитетные источники. Ей свойственен обширный культурный кругозор, детальный методологический анализ и прогноз тенденций. При этом специфична оторванность от жизненных реалий и несоответствие запросам обычных людей.

Не академическая психология. Состоит из знаний, которые не вписываются в рамки академической психологии. Сюда также входят учения, не принятые авторитетными экспертными научными кругами.

Теоретическая психология. Постигает закономерности психических процессов и разрабатывает обобщенные рекомендации для специалистов, занимающихся прикладной психологией.

Прикладная психология. Наука, устремленная к достижению реального научного результата, для использования в общей и частной практической работе психологов. В этой психологии акцент направлен на практическую работу с людьми, оказание психологической помощи и услуг населению. Самосовершенствование через работу над собой с помощью тренингов, семинаров, вебинаров, лекций и мастер-классов.

Фундаментальная психология. Занимается проведением базовых, научно-исследовательских разработок для науки. Научные эксперименты находят подтверждение или опровержение важнейших принципов и основ психологии.

Гуманитарная психология. Наука, познающая и исследующая живой мир и все взаимодействия в нем. Здесь рассматривается многомерность личности, работа с чувствами и с помощью раскрытия душевных качеств человека. Умозаключения основаны на понимании и на внутренних ощущениях.

Естественнонаучная психология. Занимается нахождением аргументов и конкретными цифрами. Психология строится на фактах, аргументах и доказательствах. Научный подход основан на логических рассуждениях и имеет четкую определенность.

Здоровая психология . Занимается здоровьем людей, делая акцент на улучшение и развитие человека. Ведется работа по усовершенствованию личных качеств, навыков и эффективных моделей поведения.

Психотерапия. Занимается исцелением душевных ран, психологических блоков и зажимов. Работает со страхами людей, фобиями и проблемами. Оказывает содействие в сложных ситуациях, облегчает физическое и духовное состояние человека.

Тема 1.Психология как наука. Предмет и методы психологии

1.1. Что изучает психология

1.2. Место психологии в системе наук. Отрасли психологической науки

1.3. Методологические принципы психологии. Методы психологии

1.1. Как понять поведение другого человека? Почему люди обладают разными спо­собностями? Что такое «душа» и какова ее природа? Эти и другие вопросы всегда занимали умы людей, причем со временем интерес к человеку и его поведению постоянно возрастал.

Рациональный подход к познанию мира основывается на том, что окружаю­щая нас действительность существует независимо от нашего сознания, может быть исследована опытным путем, а наблюдаемые явления вполне объяснимы с науч­ных позиций.

Современной наукой человек, во-первых, изучается как представитель биологического вида; во-вторых, он рассматривается как член общества; в-третьих, изучается предметная деятельность человека; в-четвертых, изучаются закономерности развития конкретного человека.

Психология изучает этот внутренний мир психических явлений чело­века, осознаваемых или не осознаваемых им.

Слово «психология» в переводе с древнегреческого буквально означает «наука о душе» (psyche — «душа», logos«понятие», «учение»). В научном употреблении термин «психология» появился впервые в XVI в. Первоначально он относился к особой науке, которая занималась изучением так называемых душевных, или психических, явлений, т. е. таких, которые каждый человек легко обнаруживает в собственном сознании в результате самонаблюдения. Позднее, в XVII-XIX вв. область, изучаемая психологией, расширяется и включает в себя не только осо­знаваемые, но и неосознаваемые явления.

Понятие «психология» имеет как научный, так и житейский смысл. В первом случае оно употребляется для обозначения соответствующей научной дисциплины, во втором — для описания поведения или психических особенностей отдельных лиц и групп людей. Поэтому в той или иной степени каждый человек знакомится с «психологией» задолго до ее систематического изучения.

Психология наука о закономерностях возникно­вения, функционирования и развития психики. Психику нельзя свести просто к нервной системе. Психические свойства являются результатом нейрофизиологической деятельности мозга, однако содержат в себе характеристики внешних объектов, а не внутренних физиологических процессов, при помощи которых психическое возникает. Преобразования сигналов, совершающиеся в мозгу, воспринимаются человеком как события, разыгрывающиеся вне его, во внешнем пространстве и мире. Мозг выделяет психику, мысль подобно тому, как печень выделяет желчь. Недостаток этой теории в том, что отождествляют психику с нервными процессами, не видят качественных отличий между ними.

Следовательно, объектами отечественной психологии в настоящее время выступают система психических явлений живых существ (людей и животных), а также психология больших (общественных, этнических, религиозных и т.д.) и малых (корпоративных, производственных и т.д.) групп людей. В свою очередь, ее

предметом являются закономерности формирования, функционирования и развития названных психических и психологических (социально-психологических) явлений.

Объекты и предмет психологии определяют перечень решаемых в ее рамках научных задач.

Таким образом, психология — это наука о психике и психических явлениях. Для того чтобы ответить на этот вопрос, необходимо построить классифика­цию психических явлений. Психические явления (конечно, на ином уровне организации) есть и у животных. Поэтому психология, изучая человека, интересуется и пси­хикой животных: как она возникает и изменяется в процессе эволюции животного мира, в чем причины отличия человеческой психики от пси­хики других живых существ.

Для того чтобы заниматься какой-либо деятельностью, общаться с другими людьми, чтобы ориентироваться в окружающем мире, человеку прежде всего необходимо его познать. Психология изучает, какие свой­ства действительности познает человек посредством психических про­цессов — ощущений, восприятия, мышления, воображения и пр. Пси­хология рассматривает также психологические особенности различных видов деятельности и общения и их влияние на психику.

Хотя психические явления подчиняются общим закономерностям, для каждого человека они индивидуальны. Поэтому психология изучает ин­дивидуально-психологические особенности людей, их личности, моти­вы поведения, темперамента и характера. Мы будем разделять психические явления на три основных класса: психические процессы, психические состояния и психические свойства личности.

Задачи психологии в основном сводятся к следующим:

• научиться понимать сущность психических явлений и их закономерности;

• научиться управлять ими;

• использовать полученные знания с целью повышения эффективности тех отраслей практики, на пересечении с которыми лежат уже оформившиеся науки и отрасли.

Система психических явлений, изучаемых современной психологией.

Психические явления — это совокупность всех явлений и процессов, которые отражают основное содержание психики человека и которые изучает психология, как наука.

1. К познавательным психическим процессам относятся психические процессы, связанные с восприятием и переработкой информации. Они делятся на:познавательные, эмоциональные, волевые.

2. Под психиче­скими свойствами личности принято понимать наиболее существенные особенно­сти личности, обеспечивающие определенный количественный и качественный уровень деятельности и поведения человека. К психическим свойствам относят направленность, темперамент, способности и характер.

3.Психические состояния — это определённый уровень работоспособности и качества функционирования психики человека, характерный в конкретный момент времени (подъем, угнетенность, страх, бодрость, уныние.и т.д.)

Явления, изучаемые психологией, связаны не только с конкретным человеком, но и с группами. Психические явления, связанные с жизнедеятельностью групп и коллективов, подробно изучаются в рамках социальной психологии.

Все групповые психические явления могут быть также разделены на психические процессы, психические состояния и психические свойства. В отличие от индивидуальных психических явлений психические явления групп и коллективов имеют более четкое деление на внутренние и внешние.

К коллективным психическим процессам, выступающим в качестве первичного фактора регуляции существования коллектива или группы, относят общение, межличностное восприятие, межличностные отношения, формирование групповых норм, межгрупповые взаимоотношения и др. К психическим состояниям группы относятся конфликт, сплоченность, психологический климат, открытость или закрытость группы, паника и др. К числу наиболее значимых психических свойств группы относят организованность, стиль руководства, эффективность деятельности.

1.2. Так, долгое время, являясь одним из разделов философии, психология неизбежно взяла из этой науки принципиально важные теоретические положения, определяющие подход к решению проблем. Таким образом, философия является методологической основой психологии.

Очевидна связь психологии с естественными науками — биологией, физиологией, химией, физикой и др., с помощью которых можно изучить физиологические и биологические процессы мозга, лежащие в основе психики.

Психологию сближают с гуманитарными науками (социологией, историей, языкознанием, искусствоведением и др.) изучение взаимо­действия личности и ее ближайшего окружения; интерес к особенностям психического, душевного склада человека в различные исторические эпохи; роль языка в культурном и психическом развитии человека, про­блема творчества.

Не менее очевидна связь психологии с педагогикой. Эффективно обучать и воспитывать можно только на основе знания закономерностей, по которым развивается психика человека.

Многообразны связи психологии с медициной. Общие точки сопри­косновения эти науки находят в изучении проблемы нарушения психи­ческой деятельности, психологическом обосновании особенностей взаи­модействия врача и пациента, диагностике и лечении ряда заболеваний.

Взаимосвязь психологии и технических наук проявляется, с одной стороны, в выявлении оптимальных психологических условий взаи­модействия человека и машины, с другой — в разработке технических средств, приборов для изучения проявлений психики.

Современная психология находится в ряду наук, занимая промежуточное положение между философскими науками, с одной стороны, естественными – с другой, социальными – с третьей. Объясняется это тем, что в центре ее внимания всегда остается человек, изучением которого занимаются и названные выше науки, но в других аспектах. Известно, что философия и ее составная часть – теория познания (гносеология) решает вопрос об отношении психики к окружающему миру и трактует психику как отражение мира, подчеркивая, что материя первична, а сознание вторично. Психология же выясняет ту роль, которую играет психика в деятельности человека и его развитии.

Согласно классификации наук академика А. Кедрова психология занимает центральное место не только как продукт всех других наук, но и как возможный источник объяснения их формирования и развития.

Рис. 1. Классификация А. Кедрова

Структура современной психологии включает широкий круг отраслей психологической науки.

Так, особенности психики животных изучает зоопсихология. Психика человека изучается другими отраслями психологии: детская психология изучает развитие сознания, психических процессов, деятельности, всей личности растущего человека, условия ускорения развития. Социальная психология изучает социально-психологические проявления личности человека, его взаимоотношения с людьми, с группой, психологическую совместимость людей, социально-психологические проявления в больших группах (действие радио, прессы, моды, слухов на различные общности людей). Педагогическая психология изучает закономерности развития личности в процессе обучения, воспитания. Можно выделить ряд отраслей психологии, изучающих психологические проблемы конкретных видов человеческой деятельности: психология труда рассматривает психологические особенности трудовой деятельности человека, закономерности развития трудовых навыков. Инженерная психология изучает закономерности процессов взаимодействия человека и современной техники с целью использования их в практике проектирования, создания и эксплуатации автоматизированных систем управления, новых видов техники. Авиационная, космическая психология анализирует психологические особенности деятельности летчика, космонавта. Медицинская психология изучает психологические особенности деятельности врача и поведения больного, разрабатывает психологические методы лечения и психотерапии. Патопсихология изучает отклонения в развитии психики, распад психики при различных формах мозговой патологии. Юридическая психология изучает психологические особенности поведения участников уголовного процесса (психология свидетельских показаний, психологические требования к допросу, и т. п.), психологические проблемы поведения и формирования личности преступника. Военная психология изучает поведение человека в условиях боевых действий.

.

1.3. В целом методология определяет те принципы, приемы, которыми руководствуется человек в своей деятельности.

Отечественная психология в качестве методологических выделяет следующие принципы материалистической психологии:

1. Принцип детерминизма, который применяется для анализа при­роды и сущности психических явлений при рассмотрении послед­них во взаимосвязи с явлениями внешнего мира. Согласно этому принципу психика определяется образом жизни и изменяется с из­менением внешних условий, являясь при этом детерминантой пове­дения и деятельности человека.

2. Принцип единства сознания и деятельности, утверждающий, что сознание и деятельность находятся в неразрывном единстве, кото­рое выражается в том, что сознание и вообще все психические свой­ства человека не только проявляются, но и формируются в деятель­ности. Этот принцип позволяет при изучении деятельности выя­вить те психологические закономерности, которые обеспечивают успешность достижения ее цели.

3. Принцип развития означает, что проявления психики могут быть правильно поняты, если они рассматриваются в непрерывном раз­витии как процесс и результат деятельности.

Методологические принципы воплощаются в специальных эмпири­ческих методах психологии, с помощью кото­рых выявляются существенно важные факты, закономерности и меха­низмы психики.

К основным методам психологического исследования относят на­блюдение и эксперимент.

Наблюдение как метод психологии заключается в фиксации прояв­лений психических явлений в поведении на основе их непосредствен­ного восприятия.

Научное наблюдение предпринимается со строго определенной це­лью, заранее определенными ситуациями и особенностями поведения, которые должны стать объектом изучения, а также разработанной систе­мой фиксации и записи результатов. При этом важно, чтобы в наблюде­нии участвовало несколько человек, а окончательная оценка должна пред­ставлять собой среднее из наблюдений. Эти меры предпринимаются для уменьшения влияния характеристик наблюдателя на процесс восприятия.

Различают следующие виды наблюдения:

  • нестандартизированное, когда исследователь пользуется общим планом наблюдения;

  • стандартизированное, при котором регистрация фактов идет на основе детальных схем наблюдения, заранее определенных образ­цов поведения.

В зависимости от положения наблюдателя выделяют наблюдение:

включенное, когда исследователь является участником той груп­пы, за которой он наблюдает;

простое, когда особенности поведения фиксируются со стороны. Это пассивный метод получения психологических фактов, поскольку исследователь не может повлиять на ход событий или повторить их. С помощью этого метода сложно установить точную причину поступка, действия, так как фиксируются только внешние их проявления. В то же время пассивность наблюдателя позволяет изучать поведение в есте­ственных условиях, не искажая естественного хода событий в резуль­тате вмешательства, как это может произойти в эксперименте.

Эксперимент отличается от наблюдения в первую очередь тем, что предполагает целенаправленную организацию психологом ситуации ис­следования; это позволяет относительно строго контролировать условия его проведения, не только описать психологические факты, но и объяс­нить причины их появления.

Это достоинство эксперимента зачастую оборачивается недостатком: сложно организовать экспериментальное исследование так, чтобы испы­туемый о нем не догадывался. Знание человека о том, что он—предмет изучения, как правило, вызывает скованность испытуемого, тревогу и пр., особенно если исследование проводится в специальных условиях, напри­мер в оборудованной лаборатории (лабораторный эксперимент).

Поэтому часто используется естественный эксперимент, при котором исследователь активно влияет на ситуацию, но в формах, не нарушающих ее естественности, например в процессе трудовой деятельности человека.

В констатирующем эксперименте проверяют наличие связи между определенными фактами или явлениями. Формирующий эксперимент предполагает активное, целенаправленное воздействие экспериментатора на испытуемого с целью формирования его психики.

Кроме основных в психологии выделяют вспомогательные методы:

  • опрос—сбор первичной вербальной информации с помощью за­ранее составленной совокупности вопросов в процессе непосред­ственного (интервью) или опосредованного (анкетирование) кон­такта между исследователем и исследуемым;

  • тесты — система стандартизированных заданий, позволяющих измерить уровень развития определенной характеристики чело­века —интеллекта, творческих способностей и пр.;

  • изучение продуктов деятельности — количественно-качествен­ный анализ различных документальных источников (дневников, ви­деозаписей, газет, журналов и пр.).

В зависимости от задач конкретного исследования методы психологии воплощаются в частные методики (например, метод наблюдения реали­зуется различным образом в ходе исследования трудового коллектива и учебной группы).

Степень надежности результатов применения методики во многом зависит от условий, в которых организуется исследование (времени су­ток, наличия или отсутствия посторонних шумов, манеры поведения ис­следователя, самочувствия испытуемого и пр.).

Виды психологии

виды психологии

Психология – это наука о душе, если переводить термин дословно. Однако сегодня гораздо чаще мы слышим о науке «о психике», ведь последнее стало таким популярным в быту словом, что никто и не догадывается о значении термина на греческом. Эту науку можно визуально представать в виде густого куста с множеством листьев и ветвей. Некоторые из них – виды психологии, некоторые – разделы психологии. Эти два понятия нельзя путать, так как разделы – это то, что изучает психология, а виды – каким способом она это делает.

Житейская и научная

Итак, начнем с самого привычного нам – житейской психологии. В принципе, этот подвид лишен научных подтверждений, обоснований своей правоты, основываясь на жизненном опыте людей, интуиции. Она стихийна – подвластна моде, веяниям, случайным размышлениям. Житейскую психологию мы можем встретить в художественных произведениях.

Противоположный вид современной психологии – научная психология. Это эксперименты, доказательства, обобщение. Одним словом, все то, что отличает науку от не науки.

Академическая психология

Это один из основных видов психологии. Академическая психология являет собой эталон психологических знаний, ее печатают в специализированных изданиях, в ней очень важны ссылки, а также возможность защиты диссертации. Ею пользуется научный мир. И обратная сторона того, какие виды психологии бывают – неакадемическая психология. Несложно догадаться, что она не являет собой эталон знаний, да и не стремится им быть.

Теория и практика

Закономерности и последовательности, издание пособий общего плана для практикующих психологов – это функции теоретической психологии. Противоположный ему вид – это вид практической психологии. Это – психологи практики, которые занимаются просветительской работой, помогают населению в решении проблем, издают практическую литературу какие виды психологии бываютдля общего круга читателей.

Психотерапия и «здоровая» психология

Последняя пара, рассказывающая нам, какие виды психологии существуют. Психотерапию и психологию (здоровую, хотя в жизни мы упускаем это примечание) очень часто путают. Психотерапия занимается проблемами психологически больных людей, избавляет от мучающих его чувств, помогает в трудные минуты жизни.

А здоровая психология направляет свое действие на психологически нормальных людей, без отклонений. Она решает обыкновенные, бытовые задачи и изучает развитие человека.

А если объединить психологию с другой наукой, к примеру, социологией, получится социологическая психология. Таким же образом получается психология труда, психология инженерии и т.п.

 

Что такое психология, методы, виды и основные отрасли, направления и исследования в психологии

Психология – это наука о поведении живых существ, а также об их мыслительных процессах. Психологи занимаются изучением мышления, чувственного восприятия, познания, обучения, мотивации, эмоции, норм поведения и его отклонений, взаимодействия людей между собой и с окружающей средой.

 

Что такое психология

Существует несколько точек зрения того, что такое психология и что она изучает. Одни говорят, что психология изучает душу, другие считают, что разум, третьи полагают, что поведение. Но, если посмотреть глубже, то психология направлена на изучение всех трех аспектов: разума, души и поведения.

 

У психологии есть главная задача – это изучить законы психической деятельности человека. Но, помимо этого психология сначала должна найти факты, подробно описать психические явления и феномены, установить некие закономерности и выявить различия. Кроме того, психология занимается изучением движущих механизмов, которые оказывают влияние на психику человека и его поведение. Эти механизмы затем применяются в практической психологии, а также внедряются в другие смежные науки и практики.

 

Основные отрасли и виды в психологии

Современная психология является достаточно многогранной и разветвленной, т.е. она объединяет многие науки, которые также изучают психику человека. Развитие психики в деятельности, пожалуй, является главным принципом классификации. Так, принято разграничивать отрасли психологии, например, общая психология, социальная психология, возрастная, педагогическая, психология труда, психолингвистика, медицинская психология, дифференциальная. Узнайте: что такое милосердие, сострадание и великодушие.

 

Виды психологии

Все отрасли в психологии делятся на основные виды – теоретическую, практическую и прикладную психологию. Теоретическая психология занимается изучением явлений, феноменов, выявлением закономерностей поведения и т.д. Прикладная психология, в продолжение теоретической, применяет полученные результаты на практике.

 

А практическая психология, пожалуй, самая важная для каждого из нас, занимается оказанием психологической помощи. Практическая психология использует различные теории, методы, средства для того, чтобы помощь людям справиться с их страхами, проблемами. Так, помощь оказывается индивидуально при беседе с психологом, в группах, на тренингах, при консультировании по телефону доверия и т.д.

 

Практическая психология включает 4 направления деятельности, к ним относятся психокоррекция, психодиагностика, психологическая профилактика и консультирование. Кстати, для тех, кому интересно, психолог, который хочет заниматься практической деятельностью, должен иметь более 1200 часов специальной подготовки, в том числе разные тренинги и курсы повышения квалификации и личного роста.

 

Методы психологии

К методам психологии относятся приемы и средства, благодаря которым психологи получают необходимую информацию о пациенте, его психологическом состоянии, условиях, которые могут на него влиять. К методам исследования относятся наблюдение, эксперимент, беседа, опрос, тестирование.

 

При изучении человека часто используется сразу несколько методов, например, если человек растерялся при выполнении той или иной задачи, то за ним можно пронаблюдать, как он себя ведет в других ситуациях. Если мысли и ощущения нельзя увидеть или рассказать, то можно пронаблюдать за ними, они часто проявляются в поступках и делах.

 

Таким образом, психология – это одна из самых сложных, но в то же время нужных наук, которые изучают поведение, психику человека, его мысли, душу, разум. Узнайте: как избавиться от жестокости. 

 

Благодаря научным исследованиям в психологии, результатам работы многих психологов, специалисты успешно помогают людям бороться с депрессиями, стрессами, комплексами, страхами, в том числе бессознательными барьерами, так, люди становятся сильнее, храбрее и просто счастливее.

 

СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА

psyholog.ru

Психотипы людей: определение, классификация

Общаясь с окружающими нас людьми, несложно заметить, что все мы разные. Это очевидная истина. Однако, оставаясь уникальными личностями со своими индивидуальными особенностями, люди могут иметь сходные черты, качества, характеристики. Еще философы древности делали попытки классифицировать представителей человеческого сообщества, объединяя их в группы по каким-то общим признакам.

Но составить всеобъемлющую классификацию практически невозможно, так как людей можно объединить в группы по разным критериям: особенностям эмоциональности, социальному статусу, уровню интеллекта, интересам, целям и т. д. В XX веке с развитием психологической науки в классификации типов людей стали основное внимание уделять особенностям их внутреннего мира, то есть психики, и появилось понятие «психотип». В настоящее время существует множество психологических типологий, и мы с вами познакомимся только с наиболее популярными.

Что такое психотип

Любой человек представляет собой единство общего и индивидуального. Признавая права каждого быть яркой и неповторимой личностью, мы должны понимать, что законы, по которым работает психика, общие для всех, значит, и сходства между людьми много. Это позволяет психологам делать общие выводы и разрабатывать эффективные и применимые ко всем индивидам методы психотерапии и коррекции.

Но наряду с общими и индивидуальными чертами, есть еще и типические, то есть позволяющие объединять людей в группы (типы) по каким-то общим признакам. В данном случае мы будем говорить о психологических особенностях и соответственно о психотипах. Психотип – это комплекс психических характеристик, составляющих обобщенную модель поведения человека и его реакций на внешние раздражители. Эти модели характерны для многих людей, что позволяет объединять их в группы.

Зачем нужны подобные классификации? Психологам они необходимы, чтобы использовать разные подходы к работе с клиентами в соответствии с их типами. Все же слишком общие методики и советы не всегда эффективны, а для того чтобы разобраться в индивидуальных «тараканах» каждого человека, требуется много времени. Проще отталкиваться от типологических особенностей и именно с них начинать анализ индивидуальных проблем, выбирать методы работы.

Вот пример. По особенностям контактов с внешним миром всех людей можно разделить на два типа: экстраверты и интроверты:

  • Экстраверты открыты миру и другим людям и черпают свою энергию извне.
  • Интроверты замкнуты на своем внутреннем мире, они с трудом строят отношения с окружающими и ориентируются на собственные ресурсы.

Понятно, что для выработки правильной стратегии общения и взаимодействия с клиентом психологу нужно знать, к какому типу он относится.

Обычным людям тоже полезно знать о собственном психотипе. Такая информация позволяет эффективнее взаимодействовать с миром и избежать многих ошибок. То есть знание психотипов – вещь полезная, и для их определения были разработаны специальные тесты.

Правда, есть одна проблема: различных типологий, классификаций и их описаний так много, что в них непросто разобраться даже психологу. Поэтому я познакомлю вас только с наиболее популярными.

Типы темперамента по Гиппократу

Самая древняя и одновременно самая известная классификация типов личности была разработана более 2500 тысяч лет назад древнегреческим философом и врачевателем Гиппократом. Об этой типологии, думаю, знают все, но начну я именно с нее. Во-первых, из-за уважения к первооткрывателю, во-вторых, потому что очень многие современные классификации основаны именно на типах темперамента.

Итак, по мнению Гиппократа, все люди делятся на 4 типа в зависимости от преобладающей в их теле жидкости:

  • Сангвиники. У этого типа людей ведущую роль играет кровь («сангва» по-древнегречески). Поэтому они очень энергичные, деятельные, упорные в достижении цели, непримиримые и часто жестокие. Сангвиники прекрасные воины и вожди.
  • Холерики. В их теле преобладает желчь (по-древнегречески – «холи»), поэтому они чрезвычайно непостоянны, суетливы, болтливы и эмоциональны. Для них характерны частые смены настроения, неуравновешенность и неспособность долго сосредотачиваться на чем-то одном.
  • Меланхолики. Преобладающая у них черная желчь («мелэна холи») делает их мрачными, унылыми людьми, пребывающими постоянно в подавленном настроении. Люди этого типа обидчивы, но чувствительны и способны к сочувствию и сопереживанию.
  • Флегматики. Благодаря доминирующей в их теле слизи («флегме») они малоподвижны, необщительны, погружены в себя, часто пребывают в задумчивом состоянии и неспособны на сильные эмоции.

В настоящее время доказано, что темпераментов в чистом виде не существует, хоть наблюдения Гиппократа, в целом, верны. Просто у каждого из нас есть отдельные качества разных типов темперамента. Как правило, каких-то из них больше, но бывает, что отдельные свойства всех темпераментов присутствуют почти в равной мере. Поэтому в современной психологии выделяют и изучают именно отдельные качества темпераментов. Например, уровень эмоциональности, уровень и характер общительности, устойчивость или, напротив, изменчивость психики и т. д.

Типы высшей нервной деятельности по И. П. Павлову

индивидуально-психологические особенности

Русский психофизиолог И. П. Павлов подтвердил правильность классификации Гиппократа, но он, конечно, не считал, что типы связаны с жидкостью в теле. Различие темпераментов или типов высшей нервной деятельности, с точки зрения Павлова, зависит от силы, характера и скорости основных нервных процессов – возбуждения и торможения. Психофизиолог тоже выделил 4 типа, которые по характеристикам очень близки к темпераментам Гиппократа:

  • Сильный, быстрый – сангвиник.
  • Сильный, инертный – флегматик.
  • Сильный, безудержный – холерик.
  • Слабый тип – меланхолик.

Именно исследование особенностей высшей нервной деятельности разных типов, сделанное И. П. Павловым, позволило выделить такие характеристики индивидов, как экстраверсия и интроверсия, эмоциональная устойчивость и лабильность, ригидность и пластичность и т. д. Сочетания этих характеристик легли в основу многих современных классификаций, в том числе одной из самых популярных – классификации психосоциотипов.

Теория К. Юнга и психосоциотипы личности

Основным критерием этой типологии являются индивидуальные различия в обмене информацией между человеком и социальной средой. К. Юнг – один из последователей З. Фрейда – в большей степени интересовался не сексуальными, а социальными проблемами людей. С его точки зрения, все индивиды различаются по тому, как они взаимодействуют с миром, точнее, с социумом. От особенностей этого взаимодействия зависит их поведение, которое проявляется очень рано, так как различия носят врожденный характер. Всего К. Юнг выделил 4 типа, в каждом из них проявляются парные и противоположные характеристики людей:

  • Экстравертный и интровертный типы. Различия между ними связаны с источником энергии. Экстраверты получают ее от внешнего мира, преимущественно от окружающих их людей. Интроверты – из внутренних резервов.
  • Сенсорно-ощущающий и интуитивный. Они различаются по особенностям сбора и обработки информации. Первый тип ориентируется на реальные данные органов чувств, для него важно все увидеть, пощупать, оценить. А второй тип больше доверяет своей интуиции.
  • По характеру принятия решений все люди делятся на эмоционально-чувственный тип и мыслительно-логический. Первый тип живет и действует по велению чувств, а второй предпочитает обдуманные действия по строго разработанному плану.
  • Особенности образа жизни определяют четвертое различие между типами. Воспринимающий (эмоциональный) тип живет «стихийно», плывет по течению, он гибок, легко приспосабливается и меняет свое поведение. Решающий (рациональный) тип предпочитает принимать самостоятельные решения, не склонен подчиняться чужой воле и часто идет напролом. Но при этом он ясно знает, какова его цель, и что надо для ее достижения.

В настоящее время на основе теории К. Юнга чаще используют упрощенную типологию, разделяя всех людей на 4 типа по характеру восприятия и обработки информации:

  • мыслительный;
  • сенсорный;
  • эмоциональный;
  • интуитивный.

Характеристики этих типов могут сочетаться, давая большое разнообразие индивидуальностей и поведенческих реакций. Например, экстраверт может иметь как сенсорно-ощущающий, так и интуитивный тип восприятия информации. А интроверт может относиться и к эмоционально-чувственному, и к мыслительно-логическому типу. Все сочетания характеристик абсолютно нормальны, хоть и кажутся иногда «неправильными», если вы принадлежите к другому типу.

Сенсорная типология

индивидуально-психологические особенности

Еще одной популярной классификацией является сенсорная типология, которая стала широко известна во многом благодаря нейролингвистическому программированию (НЛП), в котором работа с клиентами во многом строится именно на этой типологии.

Данная классификация психотипов тоже основана на особенностях восприятия информации разными людьми. Существует 3 основных канала получения информации и обработки сенсорного опыта: визуальный (зрительные образы), аудиальный (звуки) и кинестетический, связанный со сферой тактильных и двигательных ощущений.

У каждого человека обычно преобладает один канал получения информации. Это не значит, что другие не работают, просто одному из видов ощущений мы доверяем больше. У кого-то это зрительные образы, ведь «один раз увидеть лучше, чем сто раз услышать». Для другого важнее звуковое оформление, он информацию лучше воспринимает на слух и словам часто верит больше, чем глазам. А третьему вообще нужно все проверить «на ощупь», для него важен не внешний вид и не слухи, а ощущение комфорта. Эти три типа можно различить даже не прибегая к сложным психологическим тестам, достаточно послушать, какие слова они употребляют в разговоре:

  • Визуальный тип. Это люди, для которых информация предстает в виде красочных картин. Они, общаясь, стараются подробно описать все детали, связанные с визуальным образом, много жестикулируют и часто употребляют такие слова и фразы: «Мне кажется», «Посмотрите, как это выглядит», «Какое интересное решение нарисовалось», «Давайте посмотрим внимательнее». Этих людей радует все красивое, гармоничное и раздражает беспорядок на столе, в квартире, например, разбросанный вещи. Общаясь с людьми, они большое внимание уделяют внешности, одежде.
  • Аудиальный тип. Значение звуков для них настолько велико, что они в разговоре постоянно следят за своей интонацией, их речь очень выразительна. Они часто употребляют слова, связанные со слухом и звуками: «Я вас внимательно выслушал», «Это созвучно моим мыслям», «Послушайте меня», «Прозвонил звоночек». Громкие резкие звуки аудиалов раздражают, и они могут быть очарованы, например, тембром звучания голоса партнера.
  • Кинестетический тип. Люди, относящиеся к нему, много внимания уделяют чувственным ощущениям. Они любят удобные вещи, а крошки в кровати могут довести их до бешенства. В своей речи кинестетики часто употребляют слова, связанные с ощущениями, перемещением, движением: «Я чувствую, что вы хотите мне передать», «Вам удалось донести это до меня», «Это будет тяжело объяснить» и т. д.

Особенности ведущей сенсорной или, как еще говорят, репрезентативной системы влияют на поведение, характер деятельности людей, на их предпочтения и общение. Нередко конфликты между партнерами возникают именно из-за несовпадения их сенсорных систем. Визуала раздражают валяющиеся в беспорядке вещи, а его партнер аудиал приходит в бешенство, услышав, как визуал фальшиво поет в душе. И муж-кинестетик, любящий комфорт, не может понять жену-визуала, которая возмущается тем, что он курит в комнате в кресле, стряхивая пепел на ковер.

Это далеко не все примеры психотипов. Но из приведенных здесь типологий уже ясно, что охватить все разнообразие проявлений индивидуальности и «упаковать» их в одну классификацию практически невозможно. Но даже частичное знание особенностей того или иного типа помогает строить отношения с окружающими и вырабатывать собственные стратегии поведения.

Какие бывают психологи и к какому психологу обращаться

Тут я постараюсь разложить по полочкам какие психологи бывают, надо или не надо их бояться и чем они могут и чем не могут помочь.

Первым делом разберёмся какие бывают «мозгоправы». Начнём с тяжёлой артиллерии — психиатры.

Психиатр

Психиатр — в первую очередь врач. Отсюда следует не очень хорошее следствие, присущее всей современной медицине в целом. Это склонность рассматривать не человека в целом, а отдельные органы. Есть хорошее правило — лечить не болезнь, а человека. Так вот психиатр это правило знать не обязан, и имеет полное право и даже обязанность лечить именно болезни. Очень грубо говоря, у психиатра есть список болезней и список соответствующих препаратов. Его задача — правильно определить болезнь и назначить правильный препарат. Психиатр, как врач, вряд ли будет заниматься с человеком, который, в принципе, сам справляется, то есть, опять же грубо говоря, не испытывает невыносимых страданий и сам способен удержать себя в социальных рамках. К психиатру надо обращаться в случае если человек вообще не может вести нормальную жизнь и его поведение начинает представлять угрозу для окружающих или для него самого.

Психотерапевт

В российском понимании этого слова — это, опять же, врач по образованию с дополнительной подготовкой по психологии. Или наоборот, психолог с мед.образованием, что случается, конечно, реже. Преимущество психотерапевта перед просто психологом (о котором дальше) в том, что он если надо может назначить таблетки, например, антидепрессанты, и проконтролировать медикаментозное лечение. Никакой психолог у которого нет лицензии врача «психотерапевтом» уже быть не может, даже если он прекрасный специалист с огромным опытом. В то же время на западе психотерапевт не обязан иметь мед.образование, отсюда иногда идёт путаница. Я за то чтобы «как у них» любого психолога, помогающего отдельным людьми в решении их проблем называть «психотерапевтом». Тогда путаницы будет меньше, потому что «психологи» бывают очень разные.

Психолог

В первую очередь психолог — это выпускник психфака. Дальше пути этих выпускников расходятся. Кто-то идёт в науку, начинает считать корреляции статистики самоубийств с показом определённой рекламы, или типа того. Кто то идёт в масс-медиа. Кто-то начинает строить корпоративную культуру предприятия, кто-то проектировать кабины самолётов, а кто-то оседает в рекрутинговом агенстве. В общем, психологов разных много, хотя не все они на виду. Это надо помнить.

Нас интересуют сейчас психологи, к которым можно «сходить». Такие психологи в России называются «психолог-консультант», это наш аналог западного «психотерапевта».

Клинический психолог

Специализация в области психологии, подразумевающая дополнительную медицинскую подготовку. Необходима для работы с психосоматикой (взаимовлияние физических болезней на психику и наоборот, психологических проблем на телесные заболевания) и просто психологической помощи больными физическими болезнями людьми. Также клинический психолог имеет серьёзную подготовку в области патопсихологии, то есть выявления умственных, когнитивных и прочих, скажем так,механических расстройств психики. Интересен факт, что врачи-психиатры при постановке диагнозов могут обращаться к клиническим психологам для уточнения характера нарушений, на основании которого уже дают свой диагноз. 

В случае с консультированием практически здорового человека клинический психолог не имеет явных преимуществ перед психологом-консультантом, не имеющим клинической специализации.

Психолог-консультант

Психологи-консультанты это те, кто работает с отдельными людьми. Они могут принимать клиентов как в госструктурах, типа «Центров помощи семье и детям», так и в частных психологических консультациях, санаториях, а могут вести частный индивидуальный приём.

Возвращаясь к теме выпускников психфака скажу, что высшее психологическое образование в общем-то полезно, и обязательно для психолога в госстуктуре, но на самом деле погоды не делает. Высшее образование даёт всего понемножку, и с серьёзным упором на науку, научные методы, эксперимент, гипотезы, обработка и повторяемость результатов. Это ещё советское наследие, когда, согласно идеологии, личных проблем у материалистически мыслящих и строящих коммунизм людей не могло быть в принципе, а были только общественные, которые можно статистически обсчитать. Работа же с отдельными людьми, помощь личности — это совсем другое, она очень далека от психологической науки, каждая личность уникальна и неповторима.

По консультированию психологическое образование даёт примерно такой же объём знаний как и по психиатрии, то есть чуть больше чем ничего. Поэтому для работы с клиентами психологи проходят дополнительные программы, обучающие какому либо подходу в психотерапии. Про различные подходы и методы в психотерапии я расскажу отдельно, хотя об одном из них необходимо упомянуть сейчас.

Психоаналитик

Психоанализ был первым методом психотерапевтической помощи, поэтому до сих пор психотерапевтов иногда называют «психоаналитиками», как копировальный аппарат называют «ксероксом». На данный момент психоаналитком можно называть психолога-консультанта, применяющего в своей работе в основном психоаналитические методы. Работа в психоанализе подразумевает очень серьёзную подготовку, ему учатся по 5 лет и больше. Так что психоаналитик это всего лишь узкоспециализированный и очень профессиональный психолог-консультант. Психоаналитик — это очень солидно. Со своей стороны я скажу что на мой взгляд психоаналитические методы в целом устарели, мир изменился и психика у людей уже никогда не станет прежней, какой была во времена Фрейда и даже Юнга. Но это сугубо моё, в данном случае, дилетантское мнение. При этом нужно признать, что бОльшая часть теорий личности, развития личности и работы подсознания создана психоаналитиками.

А вывод из всего этого простой. Если вам надо сходить к психологу, идите к любому кто готов вас принять и с кем вы сами согласны сотрудничать,который вам понравится. Если вы непременно хотите попасть к «хорошему» психологу, можете поинтересоваться подходом, который он предлагает (об этом напишу дополнительно)  и программами подготовки, которые этот психолог прошёл, но всё таки главным в этом деле должно быть ваше собственное желание довериться именно этому человеку, а не бумагам. Переплачивать за звание «психоаналитика», «лицензированного психотерапевта» или «клинического психолога» не стоит. Хотя если вы считаете что ваши проблемы серьёзны и постоянны, можете для очистки совести найти именно «психотерапевта». И главное, обращайтесь за помощью своевременно, не доводите дело до психиатра! 🙂

Какие бывают психологи и чем они занимаются

Психотипы личности: классификация и описание

Классификация психотипов личности

Общеизвестные психологические типы были выявлены и описаны австрийским психиатром и психоаналитиком К. Г. Юнгом.

Его теория об «интроверсии – экстраверсии», а также о четырех типах восприятия мира развивалась и продолжает развиваться.

Психотипы личности, предложенные Юнгом:

  • Типы личности в зависимости от вектора ее направленности:
  1. Экстраверт – человек, психологически ориентированный на внешний мир; общительный, активный, деятельный.
  2. Интроверт – человек, ориентированный на внутренний мир; замкнутый, чувствительный, рассудительный.
  • Психологические типы в зависимости от преимущественного способа восприятия жизни, иными словами, от основной психической функции:
  1. Мыслительный тип – человек, в принятии решений преимущественно опирающийся на логику и мышление. Подавленной оказывается сфера чувств.
  2. Чувствующий тип – человек, ориентированный на чувства, судит категориями «хорошо – плохо», а не логически.
  3. Ощущающий тип – человек, воспринимающий жизнь непосредственно органами чувств, он смотрит, слушает, трогает и принимает решение исходя из получаемой информации. Интуиция им подавляется.
  4. Интуитивный тип – человек, полагающийся на «шестое» чувство; такие люди принимают решение, опираясь на интуитивные, бессознательные знания, а не на непосредственные ощущения.

Основываясь на типологии Юнга, в семидесятых – восьмидесятых годах прошлого столетия советский социолог А. Аугустинавичюте разработала одну из самых подробных и достоверных личностных типологий и стала основательницей научного направления под названием «соционика».

Еще один советский ученый А. Е. Личко, наблюдая за подростками, выделил психологические типы, описывающие виды акцентуаций характера. Акцентуация – чрезмерное усиление отдельных черт характера, психологические отклонения, граничащие с психопатологией, но не выходящее за пределы нормы.

  1. В подростковом, кризисном возрасте акцентуация проявляется наиболее выраженно.
  2. Позже характер «сглаживается», а акцентуация проявляется только в кризисных, стрессовых ситуациях.

Немецкий ученый К. Леонгард предложил схожую классификацию, но не ограничивал ее рамками пубертатного периода. В основе классификации оценка стиля общения человека с близким окружением.

Психологические типы по К. Леонгарду:

  1. Гипертимный. Оптимистичный, коммуникабельный, инициативный, деятельный, конфликтный, раздражительный, легкомысленный.
  2. Дистимный. Пессимистичный, молчаливый, замкнутый, неконфликтный, добросовестный, справедливый.
  3. Циклоидный. Переменчивый тип, совмещающий гипертимность и дистимию.
  4. Возбудимый. Медлительный, раздражительный, угрюмый, властный, добросовестный, аккуратный, любящий животных и детей.
  5. Застревающий. Перфекционист, любознательный, справедливый, честолюбивый, обидчивый, подозрительный, ревнивый.
  6. Педантичный. Формалист и аккуратист, серьезный, надежный, неконфликтный, пассивный, занудный.
  7. Тревожный. Робкий, неуверенный в себе, беззащитный, пессимистичный, самокритичный, дружелюбный, исполнительный, чувствительный.
  8. Эмотивный. Чрезмерно ранимый, слезливый, пассивный, добрый, сострадательный, отзывчивый, исполнительный.
  9. Демонстративный. Может быть как лидером, так и приспособленцем; самоуверенный, артистичный, обходительный, увлекающий, неординарный, эгоистичный, хвастливый, ленивый.
  10. Экзальтированный. Чрезвычайно общительный, испытывающий яркие и искренние чувства, влюбчивый, альтруистичный, сострадательный, переменчивый, склонный паниковать и преувеличивать.
  11. Экстравертированный. Общительный и словоохотливый, открытый, исполнительный, несерьезный, склонный к азарту и риску.
  12. Интровертированный. Идеалист, замкнутый, философствующий, неконфликтный, принципиальный, сдержанный, упорный, упрямый.

Классификация психотипов личности в зависимости от темперамента

Чаще всего типология личности составляется исходя из различий в темпераментах и характерах людей.

Первая известная типология личности в зависимости от типа темперамента была предложена древнегреческим врачом Гиппократом. Она до сих пор остается актуальной и популярной, хотя ученый не связывал индивидуально типологические особенности личности со свойствами нервной системы (как это принято сейчас).

Психотип человека по Гиппократу зависит от соотношения различных жидкостей в организме: крови, лимфы и двух видов желчи.

Психологические типы темперамента по Гиппократу:

  1. флегматик – человек, в организме которого преобладает лимфа (флегма), отчего он становится спокойным и медлительным;
  2. меланхолик – человек, в организме которого преобладает черная желчь (мелане холе), отчего он боязлив и склонен к печали;
  3. сангвиник – человек, в организме которого много крови (сангвис), подвижный и веселый;
  4. холерик – горячий и импульсивный, в его организме много желтой желчи (холе).

Много веков подряд развивалось и дополнялось учение о темпераментах. В частности, этим занимались немецкий философ И. Кант и русский физиолог И. П. Павлов. Сегодня названия видов темперамента остались теми же, но суть изменилась.

Темперамент – сочетание врожденных особенностей работы высшей нервной деятельности. Он зависит от скорости и силы процессов возбуждения и торможения в головном мозге. Так, слабый тип высшей нервной деятельности соответствует темпераменту меланхолика; сильный уравновешенный, но инертный – флегматик; холерик – сильный и неуравновешенный; сильный, уравновешенный и подвижный – сангвиник.

В начале ХХ века немецкий психиатр Э. Кречмер выделил различные типы личности в зависимости от характера. Это была первая классификация характера. Кречмер связывал психотип человека с конституцией его тела.

Три вида телесной конституции:

  1. Астенический. Худые и высокие люди, у них удлиненные руки и ноги, слаборазвитая мускулатура.
  2. Атлетический. Люди крепкие, с хорошо развитой мускулатурой, рост средний или выше среднего.
  3. Пикнический. Склонные к полноте люди со слаборазвитыми мышцами и опорно-двигательным аппаратом, среднего или небольшого роста.

Так как Э. Кречмер был психиатром, он сопоставил психотипы личности со склонностью к той или иной психопатологии и сгруппировал их в два типа личности:

  1. Шизотимики – психически здоровые люди атлетического или астенического телосложения, отдаленно напоминающие больных шизофренией. Им свойственны такие черты характера: артистичность, чувствительность, отчужденность, эгоистичность, властность.
  2. Циклотимики – психические здоровые люди пикнического телосложения, напоминающие больных маниакально-депрессивным психозом. Это веселые, оптимистичные, общительные, легкомысленные люди.

Теория Э. Кречмера была основана лишь на его личных наблюдениях, но послужила основой для последующих, более сложных типологий характера. Намного позже ученые пришли к выводу, что форма тела действительно влияет на характер и индивидуально типологические особенности личности. Связь между конституцией тела и склонностью к акцентуации характера (крайняя степень нормального функционирования психики) и психопатологии действительно существует.

Классификация психотипов личности в зависимости от характера

Люди различаются не только особенностями характера, но и отношением к жизни, обществу и нравственным ценностям. Несмотря на то что есть понятие должного поведения, люди ведут себя по-разному.

Немецкий психоаналитик и социолог Э. Фромм ввел понятие «социальный характер» и определил его как некую одинаковую совокупность черт характера в структуре личности большинства членов конкретной общности. Определенный социальный характер есть у любой общности, класса или группы людей.

Социальный характер был взят за основание для классификации психологических типов личности.

Психологические типы личности по Э. Фромму:

  • «Мазохист-садист»

Человек, склонный направлять агрессию на себя либо на других людей, если сочтет их виновными в происходящих личных неудачах или проблемах всего общества. Такие люди стремятся к самосовершенствованию, неуверенные в себе, пунктуальные, ответственные, требовательные, властные, любят терроризировать окружающих, оправдывая свои действия благими намерениями.

Психологический мазохизм практически всегда сочетается с садизмом. Однако есть люди в большей степени склонные к одному из типов.

Индивидуально типологические особенности «мазохиста»: самоуничижение, самокритика, склонность всегда и во всем винить себя. «Садиста» Фромм определял как авторитарную личность. Это человек-эксплуататор, властный и жестокий.

  • «Разрушитель»

Не причиняет страданий ни себе, ни людям, но агрессивно устраняет причину своих неприятностей. Чтобы не чувствовать себя бессильным и фрустрированным, человек прекращает отношения или прерывает начатое дело, то есть использует разрушительность как средство разрешения любой неприятности. «Разрушители» обычно люди тревожные, отчаянные, малодушные, ограниченные в реализации своих возможностей и способностей.

  • «Конформист-автомат»

В отличие от двух предыдущих психологических типов, «конформист» пассивен. Он не борется, а смиряется с трудными жизненными обстоятельствами. Это слишком лабильный человек, практически потерявший свое

Он человек-приспособленец, который изменит точку зрения, поведение, принципы и даже тип мышления, если того будет требовать ситуация. Такие люди бывают аморальны, оттого не видят ничего постыдного в смене точек зрения и жизненных ценностей.

Такая социальная типология не с лучшей стороны характеризует людей, но выявляет проблемы общества и остается необычайно актуальной и в наше время.

Нельзя сказать какая из типологий лучше, они дополняют друг друга. Любая типология личности позволяет индивиду познать себя и одновременно осознать свою уникальность.

Причина деления на психотипы

Философы и ученые во все времена существования цивилизованного общества старались разграничить и выделить из многообразия природы человеческой натуры психологические типы людей. Многие классификации основаны на наблюдениях за людьми, жизненном опыте или умозаключениях ученого, предложившего конкретную типологию. Только в прошлом столетии в связи с расцветом психологии психотипы личности стали объектом исследований и получили должное научное обоснование.

Несмотря на многообразие существующих сегодня психологических типов, определить к какому типу личности относится человек бывает сложно. Часто, читая классификацию типов и желая найти себя, индивид не может определиться или находит сразу несколько типов, схожих с индивидуально типологическими особенностями собственной личности.

Недостаток любой типологии в том, что она не может вместить все возможные типы личности, ведь каждый человек – индивидуальность. Можно говорить, что личность скорее относится к тому или иному типу, в большей мере схожа с ним или в некоторые моменты проявляет себя подобным образом.

Любой психотип человека – это обобщение, попытка объединить в группу близкие и часто наблюдаемые вместе качества, черты характера, особенности темперамента, поведения и другие индивидуально типологические особенности личности.

Типы личности часто утрированные и упрощенные, описывающие отклоняющееся поведение (даже психопатологию) или только те качества личности, которые являются ярко выраженными и стереотипными, шаблонными.

Чистые типы встречаются редко. Однако каждый второй человек, читая ту или иную типологию или проходя психологический тест, с легкостью определяет свой психотип и соглашается с даваемой ему характеристикой.

Чем более развита личность индивида, тем труднее ему отнести себя к тому или иному типу личности. Гармонично развитая личность и яркая индивидуальность с трудом «вписывается» в какой-либо отдельный психотип.

Несмотря на несовершенство типологий и типов личности, они позволяют разобраться в себе, заметить недостатки, обозначить пути развития. Окружающим индивида людям, знающим к какому психологическому типу он относится, легче выстраивать с ним отношения и прогнозировать поведение в конкретной ситуации.

Типология личности помогает профессиональным психологам проводить психодиагностику клиента. Психологический портрет личности обязательно включает описание его психотипа. Индивидуально типологические особенности личности чрезвычайно важны, ведь они расскажут о темпераменте, характере, способностях, эмоционально-волевой сфере, направленности, установках, мотивации и ценностях – обо всех компонентах индивидуальности.

Бытует множество околонаучных классификаций психологических типов, которыми люди пользуются в повседневной жизни. Например, разделение людей в зависимости от времени суток, когда наблюдается наибольшая активность и трудоспособность, на «жаворонков» и «сов».

На просторах интернета огромное количество псевдонаучных тестов, скорее развлекательных, нежели позволяющих разобраться в себе. Но даже такие психологические тесты имеют право на существование, поскольку рождают у человека стремление познать себя. Какие же психотипы людей описаны в науке психологии?