Понуждения к действию: Методы внушения
Сила взгляда
Американские туристы Джон Гельфрейх и Отто Бутесхуде путешествовали по джунглям бразильского штата Мату-Гросу. Заночевав как-то на берегу реки Шингу, утром стали готовить завтрак. Бутесхуде пошел за водой. Он долго не появлялся, и Гельфрейх пошел искать товарища. Он нашел его возле самой воды. Отто медленно шел к густому кустарнику, движения у него были, как у робота, голова неподвижно направлена в сторону зарослей. Проследив направление его взгляда, Гельфрейх увидел голову змеи, торчащую из куста. Реакция Джона была молниеносной: выстрелом из пистолета он сразил пресмыкающееся. Отто вдруг вздрогнул и нервно рассмеялся. Позже рассказал: у воды почувствовал на себе чей-то взгляд, а что было потом – не помнит.
Вспоминается одна картинка, виденная автором в детстве: в зоопарке – кормежка удава. В террариум запустили мышь. Удав уставился на нее не мигая. Мышь оцепенела, а потом медленно стала двигаться прямо в пасть удава. При этом задние лапы толкали ее вперед, а передние упирались. Незабываемое по своему драматизму зрелище!
Оба описанных случая показывают, что особым взглядом можно подчинить и человека, и животное, навязать им определенные действия.
Пристальный взгляд
В деловом мире пристальный взгляд находит практическое применение. Президент сети закусочных быстрого обслуживания “Макдональдс” сказал: “Наши рестораны в Москве кормят ежедневно пятьдесят тысяч человек. И каждому посетителю мы уделяем индивидуальное внимание. Мы говорим ему, глядя в глаза: “Приходите к нам еще”.
Рассказанная ранее история о том, как здоровался сенатор Роберт Кеннеди, свидетельствует, что политики также умело пользуются взглядом, чтобы внушить аттракцию к себе.
Магический взгляд
Вокруг прямого пристального взгляда давно уже сложился мистический ореол. Его даже называют “магическим взглядом”. Естественно, что есть и обучающие рецепты. Об одном из них рассказывает Игорь Востоков в своей книге “Секреты целителей Востока”.
“Возьмите машинописный лист и в центре его начертите тушью или черными чернилами круг с двухкопеечную монету (1,5 см).
Повесьте этот лист на расстоянии 2-2,5 м от себя и в течение 15 минут непрерывно и не мигая смотрите на этот черный круг (круг надо заштриховать черным цветом).
Делая это ежедневно, вы выработаете в себе “магический взгляд”. Если таким взглядом женщина, к примеру, посмотрит на мужчину с целью его приворожить к себе, то он навсегда станет ее”.
Другой способ – с помощью зеркала. Чуть расслабив мышцы лица, посмотрите на свое отражение. Взгляд направьте себе в глаза или переносицу. Избегая частых маний, смотрите в точку 20-25 секунд.
В быту пристальным взглядом не следует злоупотреблять, потому что люди под ним начинают нервничать. Обычно во время разговора принято периодически отводить взгляд в сторону, чтобы не смущать.
Если вы желаете вывести собеседника из равновесия, выберите на его теле или одежде уязвимое место (например, кривые ноги, плохие зубы, грязные ногти, нечищеную обувь, пятно, ширинку и т.д.) и пристально смотрите туда. Ваш собеседник сразу же начнет нервничать. Ну а если вы вдобавок изобразите еле заметную язвительную улыбку и высокомерно откинете голову назад, то сохранить самообладание удастся только очень уж выдержанному человеку. Рассеянный или направленный мимо глаз собеседника взгляд (на ухо, лоб, подбородок, губы) сделает то же самое, но в более деликатной и щадящей форме.
Внушение словом
Слова – основной инструмент внушения. Визуальные приемы являются вспомогательными, облегчающими достижение цели. Сокрушительная сила языка нашла своеобразное отражение в Послании Иакова (3:5, 6, 8):
Так и язык – небольшой член, но много делает…
Язык – огонь, прикраса неправды…
Это неудержимое зло: он исполнен смертоносного яда.
С древних времен известно, что лечение тела и души человека покоится на трех основаниях: нож, трава и слово. Нож используется в хирургии; применение трав привело к возникновению лекарств; слово же является основным “орудием труда” психолога и психотерапевта. Но не только их. Хороший врач – тот, одно посещение которого уже облегчает состояние больного.
Пожилые люди жалуются, что врачам сейчас некогда даже как следует выслушать пациента. Наибольшим уважением у этого контингента как раз и пользуются доктора, находящие возможность терпеливо выслушать жалобы, ободрить, вселить надежду на улучшение.
“Слово убивает” – совершенно справедливо утверждается в пословице. Именно так нередко и происходило, когда колдун накладывал на того или иного человека заклятие, прокалывая при этом его изображение острым предметом, и к назначенному сроку человек действительно заболевал и умирал. Некоторые матери и теперь считают, что путем “сглаза” можно причинить вред их ребенку. В подобных случаях мы имеем дело с механизмами прямого или косвенного внушения.
Прямое внушение
Оно связано непосредственно с речью воздействующего человека. В качестве примера прямого внушения напомним описанный нами ранее случай смерти пациентки сразу после смерти лечившего ее специалиста, “успокоившего” ее словами: “Вы умрете после меня”.
Косвенное внушение
При косвенном внушении используется некое промежуточное действие или раздражитель с целью усиления его эффекта (например, проткнуть гвоздем или сжечь изображение человека, на которого наложено заклятие). Нередко, косвенное внушение бывает более эффективным, чем прямое, поскольку не действует “в лоб” и не вызывает поэтому внутреннего сопротивления у внушаемого.
Проиллюстрируем силу косвенного внушения данными трех экспериментов. В одном из них, проводившемся в психиатрической клинике в США, пациентов разделили на две группы: первая проходила психотерапию в течение полугода, вторая же в это время ожидала лечения. Когда сравнили результаты, то оказалось, что процент улучшения был одинаков в обеих группах. Надежда на излечение сравнялась с самим лечением.
Подобный эффект широко известен в медицине под названием “эффект плацебо” (то есть пустышки).
В третьем эксперименте сформировали две группы студентов, имеющих психологические проблемы. С одной работали профессиональные психологи и психиатры, а с другой – преподаватели колледжа, пользовавшиеся популярностью среди студентов. Эти преподаватели должны были в процессе работы говорить все, что придет в голову, с целью “помочь”. Подобные сессии проводились 2-3 раза в неделю в течение трех месяцев. Процент улучшений был одинаковым в обеих группах.
Внушаемость
Она сугубо индивидуальна у каждого человека. Определить уровень внушаемости можно с помощью специальных тестов, их называют “пробами”. Эти пробы обязательно проводят гипнотизеры, отбирая для себя подходящий “материал” для сеанса.
Но прежде, чем дать описание этих проб, выскажем некие сведения о внушаемости как таковой. При внушении обращаются преимущественно к чувствам слушателя и рассчитывают на некритическое восприятие информации. Поэтому наиболее внушаемы дети. Поскольку женщины, как правило, значительно эмоциональнее мужчин, то именно они более поддаются внушению.
Внушению легче поддаются малообразованные люди, а также привыкшие на службе делать то, что велит начальник.
Вообще деятельность, связанная с выполнением приказов и требований (солдаты, спортсмены, партийные функционеры), развивает внушаемость.
Утомление и стресс также повышают ее.
Еще более внушаемы алкоголики и наркоманы. Легко внушаема толпа. У нее “много голов, но мало мозгов”.
Чем массовее аудитория слушателей, тем более она безвольна и внушаема. Трудно сказать первому: “А король-то голый!” И, поскольку все молчат, то создается иллюзия, что все “за”. Идеологи тоталитарных политических систем использовали этот феномен для имитации “поддержки” своих решений. Вот и получалось: каждый в отдельности – “против”, а все вместе – “за”.
“Клин клином вышибают”
Одна малообразованная женщина внушала себе, что у нее в желу
Техника скрытого внушения. Инъекции | Обучение гипнозу
В целом, скрытые внушения можно разделить следующим образом:
- Внушение через речевые стратегии
- Внушение с использованием скрытых цитат
- Внушение через маркирование
- Создание мыслеформы
1. Внушение через речевые стратегии
Вместо того, чтобы непосредственно давать собеседнику инструкции, вы можете растворить указание в структуре своего предложения, к примеру: «возможно, следующая информация покажется Вам интересной», «разве Вы не чувствуете, пора наконец получить то, что по праву принадлежит Вам». Скрывая команды в структуре предложения, вы формулируете их мягче и изящнее, не вызывая сопротивления. Как правило, при подаче собеседнику скрытых команд используются следующие техники: допущение, ограничение выбора, отвлеченное предложение, отрицание, причинно-следственная связь, противопоставление, трюизм и т. д. (смотрите соответствующие разделы сайта).
2. Внушение с использованием скрытых цитат
Скрытые цитаты являются одной из наиболее эффективных техник скрытого гипноза, основанных на высказывании собеседнику мыслей постороннего человека или создании искусственной ситуации, используемой в качестве повода для психологического воздействия. При этом, даже если вы говорите от лица другого человека, подсознание собеседника воспринимает ситуацию непосредственно, будто вы обращаетесь именно к нему. За счет такого построения внушения, вы достигаете сразу нескольких целей: скрываете свои намерения от сознания собеседника, понижаете тонус самого сознания за счет рассказа мини-истории, а также получаете возможность использовать самый сложный диапазон средств воздействия.
В качестве отличного примера, характеризующего данный прием, можно привести шоу Дерена Брауна, когда тот в сопровождении телекамеры подходил к какому-либо человеку в метро и говорил примерно следующее: «Здравствуйте. Мы снимаем фильм о метро. В фильме рассказывается, как вдруг внезапно человек может забыть станцию, на которой ему надо выходить… Раз – и забыл! Вот Вы, к примеру, на какой станции выходите?».
3. Внушение через маркирование
Маркирование – технология скрытого гипноза, связанная с невербальным выделением той части высказывания, которая содержит спрятанную команду. Это можно сделать, к примеру, изменяя тембр голоса, когда вы излагаете указание, используя для выделения внушения громкость речи, вставляя небольшие паузы до и после указания, а также осуществляя жестикуляцию рукой, манипуляции с предметами (ручка, зажигалка, мобильный телефон) и др.
Примеры реализации техники. Вы говорите эмоционально окрашенное сообщение о человеке, одновременно на него указывая. Чем менее явно указывать, тем лучше.
– У тебя бывало так, чтобы ты без памяти влюблялся в первого попавшегося человека? С которым ты недавно познакомился? На словах «первого попавшегося человека» показываете на себя.
– Обычные парни встречаются с обычными девушками. Хорошие парни (указываете на него) встречаются с хорошими девушкам (указываете на себя).
и другие примеры скрытых внушений как управлять мужчиной
Когда требуется негативно настроить группу лиц против человека, можно сказать так:
– Я недавно видел на улице бомжа (маркируете человека), он лежал в луже блевотины (маркируете), от него несло каким-то дерьмом (маркируете). Люди обходили его за пять метров, потому что от него очень сильно несло. Но странно, на его лице была очень довольная улыбка. Бывает же такое.
Другие примеры:
– Ты же совсем мокрый! Замёрз, наверное?
– Ага, есть маленько. Сейчас бы чаю горячего! – делаю тонкий намек.
– Если хочешь, то можешь зайди ненадолго погреться.
– Если я сейчас зайду — ТЫ БУДЕШЬ КО МНЕ ПРИСТАВАТЬ, — выделил я интонацией ключевые слова.
– Не буду!
– Ну, ладно, уговорила, — немного поломавшись для вида, согласился я. — Пошли!
Увы, я понимаю, что было глупо ДУМАТЬ, ЧТО ЭТО ВСЕ МОЖЕТ БЫТЬ ТАК… Hавеpное, мы не ПОДХОДИМ ДРУГ ДРУГУ
Знакомство с девушкой в общественном транспорте:
— Знаете, есть такой анекдот… Парень подсел к девушке в автобус, думает, думает, как с ней заговорить. Потом спрашивает: У вас есть ICQ?
— Нет…
— А электронная почта?
— Тоже нет… А Вам зачем?
— Жаль. МОГЛИ БЫ ПОЗНАКОМИТЬСЯ (фраза выделяется брутальным голосом, у собеседницы уже разрыв шаблона, поэтому внушение прокатывает 🙂 )
Девушка здесь уже как правило улыбается)
— А как у Вас с ICQ? 🙂
Варианты ответа:
— Есть. — Записываю номер )
— Нет — Меня устроит и номер телефона)
— А Вам зачем? — Вы мне очень понравились и я хотел бы узнать Вас получше)
«Однажды моя знакомая встретила парня, и была такой дурочкой, что не стала с ним встречаться, но прошли годы, она снова встретила его и, хочешь верь хочешь нет, безумно влюбилась ИМЕННО В ЭТОГО ПАРНЯ. Мы постоянно шутили над тем, что она могла наслаждаться своей любовью все эти годы, но вместо этого она сама себя наказала, отказавшись от этих чувств».
Создание мыслеформы
Реализуется за счет закладывания в голову собеседника мыслей, которые направляют его рассуждения в правильную сторону. Такие мысли, сказанные убедительно, как правило, начинают жить в голове собеседника своей собственной жизнью, со временем развиваясь.
Разговор по телефону:
– Привет.
– Привет, а кто это?
– Ты подошла вчера ко мне в кафе и сказала, что я очень тебе понравился.
– Я не могла тебе такого сказать!
– Я точно помню, как ты смотрела на меня и говорила «Какой ты классный».
Контекстуальные внушения или общение в обход сознания
Во время общения каждый человек на уровне подсознания выделяет наиболее значимые для него слова и фразы при помощи интонации, пауз и жестов. За счет этого мы акцентируем свою речь, донося до собеседника всю важную информацию, которой нужно уделить особое внимание. Другими словами, люди обмениваются важными сообщениями на уровне подсознания – от бессознательного говорящего к бессознательному слушающего.
Если вы обнаружили действие этого эффекта, то попробуйте специально выделить в своем диалоге некоторые слова, с помощью которых вы хотите обратиться к подсознанию собеседников – это и является самим внушением.
Проведите такой эксперимент, и его результат превзойдет ваши ожидания. Говорите для сознания собеседника одни слова, а для его подсознания – другие, имеющие скрытый смысл.
Пример №1. В офис устраивается новый сотрудник. Руководитель компании, во время беседы с ним, произносит следующее: «Устраиваясь в нашу компанию, ТЫ (выделяет повышенной интонацией), будешь работать с разными людьми – нашими сотрудниками, помимо этого тебе следует знать, что каждый из нашей команды ДОЛЖЕН соблюдать дресс-код и прочие требования фирмы. Время от времени мы иногда все же нарушаем установленные правила, но в основном нам приходится ПОДЧИНЯТЬСЯ им. Как кажется МНЕ, мы с вами сработаемся».
Как вы уже догадались, руководитель фактически произнес такую фразу: «Ты должен подчиняться мне». Если ее повторить до пяти раз, то установка будет закреплена в подсознании собеседника, в данном случае – нового сотрудника.
Пример №2. Дизайнер рассказывает об интерьере, при этом вводит собеседника в транс: «Вот здесь, непременно, идеально встанет диван, который сделает комнату уютнее. Его приятная расцветка гармонично впишется в цветовую гамму интерьера. Особенно радовать глаз будет преображение комнаты, которое будет достигнуто преломлением теней при смене освещения. Тут для наибольшего удобства лучше поставить тумбу, а здесь плазму, чтобы проводить вечера в расслаблении».
Логика здесь практически не присутствует, зато как влияют подобные разговоры на собеседников.
Суть вот в чем – все выделенные слова автоматически складываются в голове слушателя в одно предложение-установку.
К примеру: «Доверять стоит только тем, кому можно верить. Так кажется мне».
Стараясь получить сознательный контроль, мы очень стараемся, раскланиваемся, для того, что бы собеседник, наконец, согласился с нами, но в ситуации с бессознательным контролем все обстоит по-другому – во время беседы можно использовать категоричные слова, выражения и фразы, а иногда даже и фразы, имеющие противоположный смысл: «Я никогда не считал, что прекрасная половина человечества сходит по мне с ума! Такие мысли могли возникнуть только в голове самовлюбленного болвана».
Еще несколько примеров:
1. «Наш бухгалтер разрабатывает проект снижения затрат, в связи с этим мы хотели бы обговорить с вами прейскурант цен на ваш товар. Если желаете, то можете спуститься вниз для личного разговора с ним, и помните, что главная ценность нашей совместной работы – быстрое исполнение всех обязательств».
2. Я иногда задумываюсь о том, что друг без друга мы не сможем жить.
3. Когда Эллис и ее друзья, потерявшись, вышли на маковое поле, их сморила сонливость, а глаза стали закрываться, вскоре все они уснули.
4. Мне не сказали, в какую сторону он пошел. Вон там спросите – вам там точно ответят.
Стоит заметить, что выявить действия гипнотизера практически не представляется возможным, так как диалог выглядит вполне нейтральным, а само выделение слов остается незаметным для сознания, тогда как подсознание собеседника всю информацию воспримет, так как надо.
Как же выделить фразы-установки во время диалога?
К примеру, можно воспользоваться небольшими телодвижениями – поворотами головы. Когда вам потребуется выделить то или иное слово (фразу), произносите его (ее) немного в сторону. Это способствует смене интонации, вследствие чего образуется небольшая, совершенно незаметная пауза, и сигнал прекрасно считывается подсознанием.
Дополнительные невербальные параметры, которые используются во время диалога при контекстуальном внушении:
- Изменение тембра голоса, его скорости или громкости.
- Использование пауз в качестве завершения ключевых слов.
- Телодвижения – различные жесты, постукивания и перемещения.
- Прикосновения к собеседнику.
- Изменение направления взгляда.
- Комбинирование вышеперечисленных параметров.
Испытайте на практике все способы выделения, выбрав для себя единственно подходящий. Некоторые гипнотизеры внушают нужную информацию собеседнику при помощи прикосновений – поглаживаний по плечам, коленкам; кто-то во время внушения пристально смотрит в глаза, отводя взгляд при обычном разговоре; кто-то меняет интонацию, произнося ключевые слова немного тише остального текста; кто-то жестикулирует при каждой ключевой фразе.
Помните, чем незаметнее выбранный вами метод – тем лучше. Отработав его не один раз, вы уже автоматически будете подбирать нужное выделение, которое не обнаружит сознание собеседника, но отлично усвоит подсознание.
Одно из главных преимуществ контекстуального внушения – это то, что его можно применять не только в устной речи, но также и на письме. Вы пишите человеку обычное письмо, не несущее, на первый взгляд, никакой дополнительной информации, а на самом деле наделяете его своими внушениями.
Это можно использовать в любом письменном тексте. А в наше время, когда царствуют интернет-ресурсы, Вы вообще можете позволить себе многое.
В письменной речи внушение выделяется при помощи:
- Курсива.
- Жирного шрифта.
- Прописи.
- Разницы в размере шрифта.
- Разницы в разновидности шрифтов.
- Разного цвета текста.
- Пробелов и других интервалов.
- Отступов в абзацах.
- Комбинаций, состоящих из вышеперечисленных параметров.
Как вы уже успели догадаться, текст должен выделяться незаметно, или обосновано. Здесь начинается самое сложное. Если текст написан вручную, придраться к некоторым изменениям наклона и высоты букв очень сложно, то же касается и напечатанного на бумаге текста. Но если же человеку в руки был передан сам распечатанный документ, внутри которого можно увидеть, какие шрифты и прочие параметры были использованы при написании текста, то вас запросто могут «рассекретить».
Поэтому, в ситуации с печатными текстами лучше использовать явные выделения, а также вашей «жертве гипноза» должно быть понятно, для чего вы их использовали. То есть, вы должны объяснить ваши действия, это позволит человеку полностью успокоиться и избавит ваш текст от его пристального внимания. Он перестанет думать, что выделенные слова должны иметь какой-то скрытый смысл и должны сложиться в один текст.
Как же добиться такого – все зависит от вашей фантазии и творческого мышления. Хочу здесь предложить вашему вниманию два варианта:
1. Гиперссылки. В основном их выделяют при помощи другого цвета с подчеркиванием или без него, потому каждый человек даже не обеспокоится их присутствием в тексте.
2. Выделение эмоций в тексте при помощи жирного шрифта, прописных букв и восклицательных знаков: «Как так, ты не знаешь, кем работает ВАСИЛИЙ ИВАНОВИЧ??? Да у нас в доме это все знают! Даже ДВОРНИК ИЗ СОСЕДНЕГО ДВОРА!!!»
В качестве вывода можно сказать, что контекстуальные внушения являются средством мощным и эффективным и при этом незаметным. Вам помогут в этом еще не раз убедиться большое количество уроков, которые я в скором времени проведу.
А сейчас запомните главное – выделенные слова не должны «пестрить». Их количество должно быть меньше количества слов основного текста. Проще говоря, соотношение должно быть 90% текста к 10% контекстуальных внушений.
Прямые и косвенные внушения — Психологос
Фильм «Тайны любви»
Внушения бывают прямые, бывают косвенные.Прямые внушения — не обязательно явные, звучащие как «Я сосчитаю до пяти и произойдёт …». Прямые внушения могут быть и закамуфлированными: «Ощущение, которое относится к периоду до болезни, заменит собой менее приятные ощущения». Постгипнотические внушения — также обычно прямые, но при этом от клиента скрытые.
Косвенные внушения делаются не впрямую, а идут от создаваемой ситуации либо малозаметным для клиента способом вставляются в основной текст, так что клиент практически не осознает их наличие.
В качестве примера косвенных внушений можно посмотреть текст упражнения из практики Психосинтеза Знакомство с субличностью. Во время расслабляющего, трансового, медитативного текста клиенту косвенным образом внушают, что:
- Клиент любим.
- В клиенте есть мудрость.
- Клиент умеет и любит заботиться.
- В нас кто-то нуждается.
- В каждой трудной личности есть здоровое ядро.
- Ничего и никого не подавляйте, а ищите во всем хорошее.
- Всем всегда обязательно расти.
- Лучше всего не отделяться, а воссоединяться, интегрироваться.
- Интеграция — это естественный процесс.
- А кто с кем-то не интегрирован, тому надо к психотерапевту…
С другой стороны, косвенные внушения часто бывают и вполне негативными, деструктивными. Послушайте, сколько негативных, невротизирующих внушений дается в этом фрагменте фильма «Тайны любви».
Как создаются косвенные внушения? Можно привести несколько типовых приемов:
- последовательность принятия, «yes set» (несколько высказываний, с которыми человек согласится).
«Вы пришли ко мне, сидите сейчас в этом мягком кресле, слушаете мой голос, сегодня вам станет гораздо лучше» («сегодня вам станет гораздо лучше» — это, собственно, и есть внушение, а слова следующие перед ней, настраивают человека на согласие)
- импликация, пресуппозиция.
«И пока вы погружатесь в транс, вы можете слышать мой голос»
- негативное парадоксальное (внушаем что-то, прося этого не делать).
«Не думайте о белой обезьяне». «Вам нет необходимости расслабляться». «Вам нет необходимости расслабляться (пауза) сейчас» (добавлена импликация)
- двойная связка, «выбор без выбора» (работает только если понятно, что делается для пользы клиента).
«Вы мне заплатите сейчас или после перерыва». «Я не знаю, возникнет ли ощущение лёгкости в правой или левой руке»
- двойная диссоциативная двойная связка
- контекстуальное (требуемые слова выделяются невербально: интонацией, жестами, мимикой)
- наложение противоположностей.
«В то время как кисть руки сжимается, всё остальное тело расслабляется». «В то время как рука становится всё более и более чувствительной, отмечайте, как челюсть становится всё более и более нечувствительной»
«Вы можете, разве нет?». «Вы уже делаете, не правда ли?». «Почему бы не дать этому произойти?». «Не входите в транс, пока не устроитесь удобно на этом стуле» (добавлена импликация). «Не делайте глубокого вдоха, пока рука не прикоснётся к лицу» (добавлена импликация). «Вы не узнаете, как вам может быть приятно в трансе, пока рука полностью не опустится на бедро» (добавлена импликация). «Вам нет необходимости делать (что-либо), пока не произойдёт (неизбежное поведение клиента в ближайшем будущем)»
- шок, удивление, творческие моменты
- трюизм, банальность,любые пословицы и поговорки — то, что трудно отвергнуть.
«Когда сидишь удобно, можно расслабиться». «Каждый человек входит в транс по-своему». «Люди столько всего забывают. Ключи, номера телефонов, встречи…» (структурируется амнезия)
- сложные конструкции, в которые прямо сейчас разобраться трудно, сразу возразить не получится.
«Ваша головная боль может сейчас пройти, как только ваше бессознательное будет готово дать ей пройти». «Ваш симптом может теперь исчезнуть, как только ваше бессознательное поймёт, что вы можете решать эту проблему более конструктивным образом»
- идеомоторные (хотим вызвать идеомоторные реакции — движение).
«Многие люди могут почувствовать, что одна рука легче другой»
Внушение — Психология человека
Мы есть то, что о себе внушили сами, и то, что о нас нам внушили другие.
Эрих Фромм
С внушениями мы в своей жизни сталкиваемся повсюду – это и воспитание, и образование, и реклама, и политика, и повседневные взаимоотношения. Мы подвергаемся внушению всегда, когда нам что-то пытаются вложить в голову без всяких объяснений и обоснований, заставляя просто поверить в это. С детства нам постоянно что-то внушают и надо заметить, это делается весьма успешно. Большинство из нас верят в такие вещи, которые не имеют прямых доказательств и которые мы сами лично не проверяли. Но при этом, мы считаем их истинными, – это результат чьего-то внушения. Внушение – это грамотное психологическое воздействие на сознание и подсознание человека, благодаря которому он воспринимает некритически различные убеждения, мысли, установки, взгляды, позиции. То есть, это умение влезть в голову человека и оставить в ней нужные установки. В этой статье, уважаемые читатели, мы с вами узнаем, как это делается.
Первым делом следует сказать, что внушение в основном нацелено на подсознание человека. Логика и обоснования в данном случает не играют значимой роли – упор делает на эмоции, отвлечение внимания, псевдологику, запутанные объяснения, многократное повторение, критику альтернативных суждений, в общем на красочность и настойчивость. Самый простой способ что-то внушить людям – это много раз повторить нужную установку. Реклама, пропаганда и в хорошем смысле образование – именно это и делают. Не зря же говорят: повторение – мать учения. Наш мозг так устроен, что чем чаще он что-то слышит или видит, тем большее значение он этому придает. А чем информация для него значимее, тем лучше он ее запоминает и считает истинной. Но и на сознание внушение тоже воздействует. Ниже я объясню, каким именно образом.
А пока добавлю, что внушение бывает прямым и косвенным, полезным и вредным, намеренным и естественным, открытым и скрытым и так далее. Но для нас важны не эти детали. Для нас важна сама суть внушений. Нам нужно понимать, почему вообще становится возможным кому-то что-то внушить. Это позволит нам противостоять чужим внушениям. А при необходимости, друзья, вы сами сможете кому-нибудь что-нибудь внушить.
Внушение состоит из особым образом сформированных словесных и эмоциональных конструкций, которые обходят или пробивают критическое восприятие сознания человека и оставляют в его голове нужную информацию. Основой этих конструкций являются два базовых элемента психики человека – это его инстинкты и опыт, знания. Обращаясь к инстинктам человека, мы вызываем у него интерес к себе, а принимая во внимание его опыт, знания, ранее сформировавшиеся убеждения, желания, в общем все то, что он приобрел в процессе жизни – мы настраиваемся с ним на одну волну. Невозможно что-то внушить человеку, если вы с ним будете общаться на разных языках, как в прямом, так и в переносном смысле. Вы должны понимать человека, а он должен понимать вас, только в таком случае связь между вами возможна. И важно, очень важно – подстраивать свои внушения под потребности, желания, страхи, интересы людей. Если вы посмотрите на успешных политиков, то заметите, что общаясь с народом они, во-первых, говорят на простом и понятном для людей языке, без всяких мудреных словечек, а во-вторых, они говорят о том, что у людей в голове, о том, что люди и так знают и о чем между собой говорят. Это позволяет политикам стать для людей своим человеком, настроиться с ними на одну волну, войти к ним в доверие и на этой волне внушить им нужные установки.
Любое внушение всегда подразумевает донесение до людей информации – на понятном им языке. Он, этот язык, необязательно должен быть разумным, логичным, конкретным, иначе речь пойдет уже не о внушении, а об убеждении, объяснении, просьбе, требовании и так далее. Смысл внушения в том, что оно не нуждается в доказательствах – человек должен просто поверить в то, что ему внушают. Когда мы говорим о словесных конструкциях, используемых для внушения какой-то информации, мы рассчитываем на логику. Она, на самом деле, всегда необходима, в любых убеждениях. А говоря об эмоциональных конструкциях, мы обращаемся к чувственной сфере людей, пробуждая в них необходимые эмоции. Для успешного внушения нужно и то, и другое. Если кто-то вам скажет, что людям только с помощью эмоций можно что-то внушить или с помощью логики – не верьте в это. Эмоции всегда накладываются на определенную логику, неважно насколько она логична, но она всегда есть. Во внушениях обычно используется псевдологика, которая необходима для прохождения сознательного барьера. Ведь хотим мы того или нет, а сознание всегда будет участвовать в обработке поступающей к человеку информации, если только о не находится под гипнозом или под воздействием алкоголя и наркотиков. Логика, даже самая примитивная, нужна для того, чтобы отвлечь сознание, чтобы успокоить его. Так устроен человеческий мозг, что он всегда ищет связь между условной причиной и условным следствием. Поэтому-то многие люди всегда могут объяснить свои чувства, найти их причину и с помощью логических рассуждений в состоянии с ними справиться. В частности, психологи этим занимаются, когда работают с людьми – они помогают людям рационализировать свою чувства, с помощью логических рассуждений и таким образом взять их под контроль. И для внушения нужных установок человеку – нужно обозначить логическую связь между ними и теми убеждениями, желаниями, чувствами, которые испытывает человек. Тогда послание будет восприниматься мозгом человека, как истинное, нужное, полезное, правильное.
Так что без логики внушение не работает. Что же касается эмоций, вызванных теми или иными чувствами, то это движущая сила человека. Любую логику, любые доводы, любые, даже самые светлые мысли – необходимо для большей убедительности подкреплять эмоциями. Слова должны цеплять чувства, иначе они не будут иметь никакого веса. При этом мы должны понимать, что если мы сами не добавляем в свои слова эмоций, то те, кто нас слушает, сделают это за нас. Эмоции есть всегда, в том или ином количестве. Просто одним людям нужно больше эмоций, чтобы прислушаться к тем или иным словам, а другим меньше. Поэтому внушая человеку что-то – нужно всегда следить за его эмоциональным состоянием, чтобы понимать, стоит или не стоит добавить эмоций к своим словам. Как правило, это всегда нужно делать, даже общаясь с очень рассудительными людьми. Либо мы вызовем в человеке нужные эмоции своими словами, либо он сам свяжет наши слова с определенными эмоциями, которые будет переживать. Разумеется, для успешного внушения, внушающему необходимо самому контролировать эмоциональную сферу человека. Поэтому свое послание он должен снабдит достаточным количеством эмоций. Какими будут эти эмоции, зависит от послания. Можно запугать человека, внушим ему страх, можно вызывать в нем восторг, радость, гнев, обиду и так далее. В конечном счете, конструкция, которая осядет в голове человека, должна быть такой: слова + эмоции = образ. Образ – это картинка в голове человека, которую можно объяснить словами, и которая вызывает определенные переживания. И в будущем, если человек услышит, например, слово “грех”, то в его голове сразу появится нужный образ и даже несколько образов, которые будут показывать ему такие сценарии, которые связаны с грехом – не укради [воровство], не убей [убийство], не осуждай [критика, осуждение] и так далее. И он испытает соответствующие этим образам эмоции – негативные. Это может остановиться его перед совершением определенных действий или наоборот, подтолкнуть его к каким-то действиям. Вот так работает внушение – у него есть логическая основа, только эта основа не до конца разумна, а порой и вовсе абсурдна. Поэтому человек всегда имеет объяснение внушенным ему установкам, просто не всегда эти объяснения разумны. Но они есть. Вот что важно понимать. Это важно понимать для того, чтобы и свои собственные убеждения переосмыслить, по мере необходимости, и другим людям внушать какие-то установки, подкрепляя их красивой логикой, чаще псевдологикой.
У самих внушений, как у явления, тоже есть своя логика. Если кто-то кому-то что-то внушает, значит ему это зачем-то нужно. Возникает логичный вопрос – зачем? И вот внушающему на этот вопрос нужно дать ответ. То есть, не надо ждать, пока человек – объект внушения, сам вас спросит о том, зачем вы ему что-то доказываете, объясняете, то есть, внушаете – просто дайте сами объяснения своим действиям. Это важно потому, что люди [особенно умные] всегда пытаются разобраться с причиной происходящего с ними. Поэтому, или вы, внушая им что-то, эти объяснения предоставите, или они сами их себе выдумают. В зависимости от того, кому и что вы внушаете – объяснения могут быть основаны на железобетонной логике, а могут быть довольно расплывчатыми. Иногда и псевдологические объяснения подойдут, на подобии: ветер дует, потому что деревья качаются. Главное, чтобы человек понимал, что побуждает вас что-то ему доказывать, объяснять, рассказывать, а по сути внушать. Это необходимо для того, чтобы внушить ему что-то через его сознание.
Выше я обещал вернуться к вопросу о влиянии внушения на сознание. Вот сейчас мы об этом и поговорим. Дело в том, что люди бывают разные – одним достаточно простых объяснений и бурных эмоций, чтобы во что-то поверить, а другим необходимы объяснения, доказательства, логические доводы, цифры, факты и тому подобные вещи. Другими словами, умным людям нужны разумные обоснования тех или иных утверждений. Поэтому, чтобы что-то внушить этим людям – нужно просто предоставить им нужные доказательства, которые совсем необязательно должны быть настоящими. Это будет внушением через сознание. Когда мы что-то внушаем людям через сознание, мы создаем иллюзию разумности, мы просто рисуем им тот шаблон, который они воспринимают, как истинный, правдивый. Вот пример якобы разумных и правдивых доказательств: ученые выяснили, независимое издание пишет, научные исследования подтверждают, статистика указывает, очевидцы говорят, цифры показывают, в рассекреченных архивах говорится, и так далее и так далее. Скажите, разве все это нельзя подделать? Разве статистические данные в виде цифр – сложнее подделать, чем обычные слова? Разве ссылка на авторитетные источники информации – это доказательство? Разве сами авторитетные источники информации – кристальны честны и никогда не ошибаются. Разве СМИ, журналисты, могут быть независимыми? А секретные архивы – откуда нам знать, что они вообще настоящие? Понимаете, о чем я говорю? Все эти доказательства могут быть ничуть не лучше слухов, распространяемых бабушками у подъезда. Поэтому для умных людей можно просто использовать другой подход, чтобы им что-то внушить. Они воспримут информацию через сознание, но при этом информация будет являться ни чем иным, как внушением, по той простой причине, что ее невозможно проверить самому. Так что грань между разумным обоснованием и внушением весьма расплывчатая. Просто разные люди верят в разные вещи. Одни верят в слова, другие в образы, третье в цифры, четвертые только в то, что сами могут увидеть своими глазами, пощупать, попробовать на вкус. Для всех них существует свой метод внушения. И поэтому я повторю свою мысль, которую изложил в самом начале статьи – мы все придерживаемся определенных убеждений, которые сами лично не проверяли на достоверность. Все мы во что-то верим, что нам когда-то внушили и из этого складывается наша картина мира.
Давайте теперь подумает над тем, где используется внушение. Внушение полезно во многих ситуациях и видах деятельности, начиная с простого общения с друзьями и близкими, и заканчивая торговлей и политикой. Даже если вы не ставите перед собой цель кого-то в чем-то убедить, благодаря внушению вы можете добиться правильного понимания вас людьми. Внушение – это также и частый атрибут манипуляций, а манипуляция, как вы, я надеюсь, знаете, это повсеместно распространенное явление. Кто умеет манипулировать людьми, тот обретает власть над ними. При этом нельзя сказать, что внушение – это что-то обязательно плохое. Все зависит от того, кому и что вы внушаете. Если вы продавец и внушаете покупателю, что ваш товар очень хороший, тогда как в действительности это не так, то можно сказать, что вы мошенник, вы обманываете человека, чтобы забрать у него деньги. А если вы, к примеру, своему ребенку внушаете, что нельзя общаться с незнакомыми людьми и тем более куда-то с ними ходить, то вы делаете не просто хорошее, а нужное дело – вы готовите своего ребенка к жизни и защищаете его от опасности. В обучении внушение тоже имеет огромное значение – чем лучше учитель или педагог умеет внушать нужные мысли своим ученикам, тем более эффективно он будет доносить до них учебный материал и тем лучше они его усвоят. Люди, обладающие хорошими навыками внушения – это отличные учителя, тренера, воспитатели, психотерапевты, торговцы, политики и манипуляторы. Так что уметь внушать полезно и порой просто необходимо, поэтому свои коммуникативные навыки нужно развивать.
Возможно, у вас возникнет вопрос: почему внушение вообще существует в нашей жизни, почему люди не могут общаться друг с другом открыто, без всяких внушений донося друг до друга нужную информацию? Все дело в доверии. А точнее, в его отсутствии. Люди не доверяют друг другу. А не доверяют они потому, что их доверие к кому-либо часто не оправдывается. Ну не то, чтобы совсем уж часто, все-таки надо признать, что в нашем обществе обман не такой тотальный и абсолютный, чтобы вообще никому и ничему нельзя было доверять. Но все же люди частенько друг друга обманывают, поэтому их доверие друг к другу низкое. Уровень социального доверия в разных странах разный, но в целом, слепо доверять людям нельзя. Поэтому мозг защищает человека от чужого обмана, заставляя его критически относиться к чужим словам. В нем ведь негативный опыт очень хорошо сохраняется в виде крайне неприятных воспоминаний.
С одной стороны, это хорошо – никому не доверять, а с другой, такое недоверие может распространяться и на тех людей, которые могут доносить до нас полезную информацию. Поэтому и вполне честным людям приходится не просто что-то рассказывать, объяснять, доказывать, но и заниматься внушением нужной информации, нужных мыслей, нужных установок. Ведь внушать другому человеку можно не только какую-нибудь ложь, в которую ему будет вредно верить, но и что-то полезное, что-то правдивое, нужное. Потому что если человек никому и ничему не верит, то он будет не верить в том числе и тем, кто желает ему добра и не будет верить в полезную для него информацию. Вот, представьте себе, что вас три раза обманули при покупке, скажем, книги – продали вам какую-то ерунду, хотя продавец вас заверял, что книга очень полезная и интересная. Как вы после этого будете относиться к продавцам книг? С недоверием, верно? Причем что интересно – вы им всем перестанете доверять из-за своего негативного опыта. Всего три раза вас обманут, но вы после этого будете думать, что все продавцы книг жулики и обманщики. Наш мозг любит обобщать, чтобы уберечь нас от совершения новых ошибок. Представляете, от сколького всего полезного вы из-за этого закроетесь? И что же остается делать честному продавцу книг, если он захочет вам продать хорошую книгу, а вы будете демонстрировать ему свое недоверие? Формула: хороший товар в рекламе не нуждается – здесь не сработает. Ведь откуда вам знать, что товар хороший. Поэтому честному продавцу остается только одно – внушить вам, что книга, на которую вы положили глаз или на которую он обратил ваше внимание, действительно является очень хорошей и ее имеет смысл покупать. Причем делать он это должен не так, как делали предыдущие продавцы, а по-новому, потому что те методы убеждения и внушения, которые эти недобросовестные продавцы использовали – замарали себя негативным опытом обманутых покупателей, в том числе и вашим, и поэтому вы во все те словесные конструкции, которые к вам применялись ранее, уже не верите.
Так что без внушения, как без способа донесения информации, даже честным и порядочным людям в этой жизни не обойтись. Мы с вами должны понимать, что не все люди способны воспринимать логику, не всем людям нужны доказательства, факты, цифры, чтобы во что-то поверить. Не все люди склонны к глубоким размышлениям и анализу. Некоторых из них можно в чем-то убедить только с помощью внушений. Или их проще убедить с помощью внушений, а не с помощью нормального объяснения. Например, есть люди, которые особенно подвержены внушению – их называют внушаемыми. Они вообще верят практически всему – им не нужно ничего объяснять и доказывать, им нужно просто красиво преподнести информацию.
А вообще, друзья, мы все во что-то верим, что нам когда-то внушили как истину. И мало кто из нас задумывается над тем, насколько эта истина является истинной. А ведь истина, если подходить к ней философски – это не какой-то окончательный вывод и не конечное умозаключение. Истина – это процесс, это движение к истине. То есть, истина – это бесконечность процесса познания. Следовательно, никакая истина не может быть абсолютной. А значит все, что мы знаем, это в какой-то степени либо чье-то внушение, либо самовнушение. Потому что мы просто верим в то, что наши знания истинны, но мы не можем знать этого точно.
Статья опубликована: 06.08.2012. Последнее обновление: 08.03.2020
Технология поэтапного психологического воздействия | Обучение гипно
Как добиться желаемого и заместить одно убеждение человека другим? Вы не должны пытаться в один заход навязать ему готовое мнение. Это вызовет лишь сопротивление человека.
Суть технологии
Чтобы добиться цели, вам нужно осуществить ряд последовательных этапов скрытого воздействия.
Каждое промежуточное внушение, которое вы доводите до своего собеседника, является нейтральным и внешне безобидным. У человека не будет оснований критически воспринимать ваши слова. В свою очередь, последовательно соглашаясь с вами, он в результате «самостоятельно» остановится на нужном выводе.
Чтобы полностью обезопасить себя от возможности быть пойманным на конкретном внушении, мы дробим его на внешне безобидные составляющие. Причем делаем это таким образом, чтобы желаемое внушение легко складывалось из уже внушенных фрагментов без нашего дополнительного участия.
Здесь важно помнить: между внушением различных составляющих должно пройти определенное время. Внушения должны восприниматься раздельно, и не выглядеть как построенная вами логическая цепочка.
Начнем с простой двухходовки.
Например, вам нужно заложить в подсознание коллег мысль о том, что сотрудник вашего отдела Петр (ваш конкурент) – опасный человек. Вы не говорите им об этом прямо. Нет! Вместо этого вы в процессе отвлеченных рассуждений с коллегами можете заметить, что сочетание мстительности и хорошей памяти достаточно опасно. Ваши собеседники не станут спорить, так как для них этот момент не является принципиальным. Поэтому вам через несколько дней останется лишь привести пару примеров, когда Петр кому-либо мстил. А о том, что у Петра хорошая память, коллеги узнают в другой раз. И лучше, если не от вас. После получения разрозненных фрагментов информации подсознание коллег объединит их в единую стройную картинку, из которой будет следовать, что от Петра следует держаться подальше!
Приведу другие примеры поэтапных внушений.
Результат: Приводите друзей в сетевой маркетинг
Промежуточные внушения:
1. Мы рады, что вам хорошо в нашей сети.
2. Вы в ней находитесь благодаря тому, кто вас привёл.
3. Друзьям надо делать добро.
Результат: Отдайся мне
Промежуточные внушения:
1. Грех не отдаться человеку, когда любишь его.
2. Вспоминай обо мне почаще.
3. Мы часто вспоминаем тех, кого любим.
Результат: Докладывай мне об ошибках коллег
Промежуточные внушения:
1. Ошибку можно исправить, только если она обнаружена вовремя.
2. Есть ошибки, которые невозможно исправить без вмешательства руководства.
3. Никогда нельзя заранее предсказать, потребуется ли участие шефа для помощи в исправлении ошибки.
4. Не только вы можете совершить ошибку, но и ваши коллеги.
5. В нашем общем деле не бывает чужих ошибок.
Замысел понятен?
Кстати, вы наверняка встречали в Интернете статьи в стиле «7 признаков, что вам нужен адвокат», «Как выбрать хорошего консультанта?», «5 признаков надвигающейся беды». Теперь вы знаете, в чем истинная суть таких статей.
Перейдем к более сложным формам поэтапного воздействия – многоходовым комбинациям.
Пример 1. Внушение страха
При желании, вы можете сделать так, чтобы человек начал панически вас бояться.
Профессионалы никогда не угрожают напрямую. Это расценивается ими как неумение держать удар. Задача эффективной угрозы заключается в том, чтобы продемонстрировать вашу готовность идти до конца. Поэтому вы должны не обнажать угрозу, а подразумевать ее. Оппонент сам догадается о неких ресурсах, которые будут введены в игру, если не…
Повторю, вам не нужно угрожать человеку!
Вместо этого на первом этапе вы просто рассказываете ему, что недавно общались со знакомым врачом. От него вы узнали, что ранение от заточки намного опаснее удара, нанесенного ножом. Ведь удар заточкой в живот приводит к внутреннему кровотечению, а осознав повреждение, человека охватывает ледяной ужас, который буквально парализует его. Ничего важного. Вы просто поделились информацией.
На втором этапе вы также абсолютно непринужденно сообщаете человеку, что купили в магазине длинную отвертку. Целый день ушел на то, чтобы заточить ее. Но зато получилась отличная вещь! Вы за
Открытые и скрытые внушения — Психологос
Иногда внушения делаются явным, открытым образом: «Вы чувствуете приятную тяжесть и тепло в ваших руках». Если же в тексте или речи внимание от собственно внушения отвлечено, внимание человека привлечено к чему-то другому — говорят о скрытых внушениях.
Скрытые внушения часто используются в работе психолога с клиентами — когда-то для формирования нужных ориентиров и ценностей, когда-то для закрепления полезных ситуативных установок.
Внушения в формате эриксоновского гипноза часто подсказывают клиенту, что и в каком направлении у него будет происходить, хотя и без уточнений, что именно и как конкретно. Основные разновидности подобных внушений:
Мобилизующее внушение. Во время такого внушения предлагаются неопределённые мобилизующие рамки, которые человек сам заполняет, в зависимости от своих собственных ресурсов; делается пауза после мобилизующих слов.
«Ваше бессознательное разместит по местам всё, что необходимо». «Использование ваших бессознательных ресурсов позволит (пауза) осуществить (пауза) эту работу». «Ваше бессознательное может гармонизировать (пауза) всё, что должно быть гармонизировано»
Утверждающее внушение предлагает ограниченный выбор, который не уточняется. Как правило, такие внушения являются трюизмами, которые трудно отвергнуть.
«Вы можете обучаться разными способами». «Существуют разнообразные способы работать». «Некоторые позы вызывают комфорт»
Внушения, захватывающие ассоциативные связи, создаются с помощью перечисления всех основных возможностей и добавления концовки «или что-то ещё».
«Я не знаю, что использует ваше бессознательное, для того, чтобы помочь вам разрешить вашу проблему. Может быть, какие-то слова из тех, которые я произношу или не произношу, может быть образы, может быть звуки, может быть ощущения, может быть эмоции, может быть воспоминания или что-нибудь другое»
Признание в любви
Скрытые внушения могут быть удачно вставлены в самые разные моменты общения. В частности, они могут так звучать в признании в любви. Например,
Я давно хотел сказать тебе, что ты умеешь оказывать поддержку, ты можешь показать правильное отношение к себе, к людям, к окружению. Я впечатлен, как ты можешь договариваться, мне часто хочется сказать тебе как, ты классно умеешь строить отношения с партнером, именно по стратегии «выиграл-выиграл». Когда мы вместе, мир замирает и мы словно в другом измерении под названием «Медленная Москва», где все по-другому: люди ходят медленно, нет звуков машин, парки, аллеи становятся ярче, мы идем за руку и наслаждаемся прекрасным видом с «Крымской» набережной, ты тихо улыбаешься, делай это постоянно, тебе так идет улыбка. Теплый ветер окутывает нас, словно одеяло перед сном, мы любуемся видом с набережной, словно двое ребятишек, увидевших, первый раз океан.
Ты можешь создавать уют, тебе это нравится, ведь так? Я люблю наблюдать, как ты занята на кухне, ведь ты всегда стараешься при приготовлении нам ужина. Это напоминает, праздничный вечер с музыкантами, танцами, которые были во времена наших бабушек и дедушек. Делай так всегда. Ведь мы любим, эти вечера, в которых, можно размышлять какая все-таки мы красивая пара. Я согласен с тобой, что над отношениями всегда надо работать. Как хорошо, что ты не говоришь это, а просто делаешь. Ведь слова, это просто слова, а ты можешь делать приятные сюрпризы, как и я тебе. И это мне больше всего в тебе нравится. Мы словно в «любовном королевстве», где есть соревнование среди влюбленных, кто кого больше любит, кто больше друг другу подарит подарки, скажет комплиментов, где нет победителей и проигравших.
Я люблю тебя, как здорово, что ты можешь говорить это мне и по телефону и по почте, и когда я на работе прекрасными смс. Я люблю тебя за это внимание ко мне, а так же за твою заботу, которую ты хочешь проявить, а я тебе не даю. Ведь я сам хочу заботиться о тебе, как кошка за своим котенком. Здорово, что ты уступаешь мне, где нужна мужская работа. Как хорошо, что ты можешь обо мне заботиться, когда я простужен или устал. В общем, я люблю тебя такой, какая ты есть. Будь всегда такой, нежной, ласковой, заботливой, поддержкой в разные минуты жизни. Спасибо, что ты есть у меня.
Скрытые внушения в бизнесе
Комментируя и благодаря сотрудников, с помощью скрытых внушений можно дать им ценные ориентиры, убеждения и установки. Например,
Сотрудник быстро справился с трудным поручением
- Скажи, ты волшебник или просто крепкий профессионал?
- Не понял, когда ты успел? Такая энергия и ответственность вызывает уважение.
- Я понял: ты сплав воли и сообразительности. Респект!
- Ирин, дай обниму. Настолько мне с тобой спокойно, надежно!
Сложный контракт или переговоры
- Ира, мое восхищение. У тебя такие творческие фортели сами рождаются или ты их придумаешь?
- Привет, сложно было? А что сработало, расскажи! Ну, теперь я знаю, кого отправлять к самым сложным клиентам!
- Тебя так научили работать или ты родилась с такими выдающимися способностями?
- Ты не боишься, что остальные сотрудники начнут испытывать к твоим успехам белую зависть?
- Вау! Кажется, я знаю, кому можно поручить обучение наших сотрудников. Ты с любым трудным клиентом справишься так запросто?
- Понял. С этого дня я отстраняю тебя от текущей работы, своими успехами ты убиваешь мотивацию у остальных сотрудников. Ладно, это шутка. Будешь теперь заниматься только самыми трудными клиентами!
Проявил замечательную инициативу
- Скажи, а почему ты думаешь о будущем, предлагаешь такие интересные вещи, а твои коллеги только трепом занимаются? Ты сможешь их расшевелить?
- Инициатива — двигатель карьеры. У тебя прекрасные перспективы!
- Как показывает практика, инициативный человек быстрее добивается финансовой свободы. Когда в скором времени станешь миллионером, пригласи, отметим это событие!
- Кто придумал это чудо? Девочки, вы умеете создавать такой праздник! Сами Солнышки, и радость вокруг себя создаете!
Комплимент за внешность
- Артем, мне нравятся твои светлые оттенки, вау! Молодой Джеймс Бонд, а если бы ещё костюм надеть – все женщины твои!
- То ли ты к костюму классно подходишь, то ли костюм к тебе, но вы вместе прекрасно выглядите! Ты в нем похож на дипломата: солидно и со вкусом.
- Вау! Смело и достойно. В офисе, может быть, каждый день так ходить не стоит, а на выставке — ты в этом затмишь всех! Супер!
- Назначаю тебя старшей по прическам. Поскольку ты — совершенство, будешь следить за всеми нашими девушками, чтобы все были такими же очаровательными и аккуратными.
Комплимент за работу
- Не сомневался! Как всегда, все быстро, четко и красиво!
- Все как всегда: все вовремя и красиво.
- Спасибо тебе! Как же мне с тобой спокойно и надежно!
- На комплимент нарываешься, да? Специально сделала так красиво, чтобы я восхищался?
- Как же ты красиво все делаешь!
- Слушай, мы, кажется, все успеваем, спасибо тебе!
- Юра, спасибо. Ты внимательный и энергичный. Энергичный – и внимательный!