Быть женой Леонида Филатова. Главная роль Нины Шацкой | Персона | Культура
16 марта исполняется 80 лет заслуженной артистке России Нине Шацкой. Она играла в Московском Театре на Таганке в годы его расцвета. Исполняла роль Маргариты в пьесе «Мастер и Маргарита».
Три года рядом с мужем в больнице
Первым супругом Нины Шацкой был Валерий Золотухин. Вместе с ним она пришла на просмотр к Юрию Любимову, худруку театра. В труппу взяли обоих. Правда, тогда Любимов не знал, что молодые актеры — семейная пара. Они это не афишировали. В дальнейшем, уже играя на Таганке, Нине более десяти лет придется скрывать свой роман с Леонидом Филатовым — оба были несвободны. Более того, жена Филатова — актриса Лидия Савченко — тоже служила в Театре на Таганке.
В конце концов Филатов решил расстаться с первой супругой. Тогда он был на пике славы после съемок в первом советском фильме-катастрофе «Экипаж». Изначально роль бортинженера Игоря Скворцова режиссер Александр Митта
«Экипаж» тогда посмотрело рекордное для того времени количество зрителей — 70 млн человек. Филатов приобрел всесоюзную знаменитость. Вскоре он женится на Шацкой и становится отчимом для сына актрисы — десятилетнего Дениса Золотухина. Во взрослой жизни Денис станет священником и в 90-х гг. обвенчает Леонида и Нину. Во время церковного таинства Леонид будет в инвалидной коляске. К ней он оказался прикован после сложной операции — пересадки почки. Еще раньше Леонид Алексеевич пережил инсульт. Шацкая вспоминала, что тогда провела с мужем в больничных стенах почти три года. Это непростое время она тем не менее назовет счастливым, ведь Леонид был рядом. Сам Филатов в интервью скажет, что жена «вынесла его на своем горбу и продолжает нести».
Четыре мужских костюма
Роль жены для Шацкой станет главной. После того, как Леонид серьезно заболел, она приняла решение уйти из театра.
Друзья Филатова вспоминали, что к своему здоровью он относился небрежно. Актер постоянно курил. Он никогда не отдыхал. Более того, боялся самого слова «отпуск». После фильма «Экипаж» был нарасхват у режиссеров — в год снимался в нескольких картинах. Играл в театре. Писал стихи. Одно из самых известных его произведений — «Про Федота-стрельца, удалого молодца» — народ разобрал на цитаты.
А еще у Филатова была изматывающая работа на ТВ. Изматывающая физически и морально. В своей передаче «Чтобы помнили» он рассказывал об ушедших актерах. Каждую судьбу пропускал через сердце. Шацкая вспоминала, что отговаривала мужа заниматься передачей после того, как он серьезно заболел. Видела, как много это отнимает сил. Но он не согласился. Премию ТЭФИ в 1996 г. Нина вышла получать вместо мужа. Объяснила, что Леонид не смог приехать, поскольку в данный момент проходит процедуру, которую нельзя отменить. «Но он обязательно поправится», — сказала она со сцены. Всеми силами Нина вселяла в мужа уверенность в выздоровлении. После операции, когда он передвигался на инвалидной коляске, пошла в магазин и купила четыре мужских костюма. Этим она показала, что у нее нет сомнений — Леонид встанет на ноги. И он встал. Ее уверенность передавалась ему.
«Нюська, с голоду не умрем!»
Нина организовывала надежный тыл. Сначала они жили в маленькой однокомнатной квартире. Потом смогли перебраться в двухкомнатную. В ней актриса обитает до сих пор. Несмотря на популярность, Филатов не заработал «золотых гор». В книге, посвященной мужу, Нина писала: «Вообще к деньгам у него было странное для нашего времени отношение, т. е. никакого отношения. Он мог, как говорится, ближнему отдать последнее, и это при том, что у нас никогда их не было в избытке. “Нюська, да зачем они? Хватает на хлеб — зачем больше? С голоду не умрем”, — говорил он. Деньги — презирал.
Как-то раз, когда он был еще здоров, ему позвонил концертный администратор, сказав, что в Сибири очень его ждут всего на один концерт и обещают заплатить баснословную сумму, на которую “можно было бы купить даже хорошую машину”. И — Леня отказывается. Администраторы поражались: артисты жаждут приглашений, звонят, просят их, а он без конца отказывается! И в ресторанах он мог расплатиться за весь большой стол, не дожидаясь, пока мужчины наконец-то найдут кошельки».
К слову, машину Филатов так и не купил.
Леонид Филатов, Нина Шацкая и Борис Хмельницкий — в театральном баре. Фото: www.globallookpress.com«Придумала, что Леня куда-то уехал»
При этом из всех поездок старался привезти Нюсе подарки. Не жалел на это ни времени, ни сил. Актриса Лариса Удовиченко вспоминала, что однажды во время зарубежных гастролей Филатов обошел несколько магазинов, чтобы найти для жены желтый пиджак. Покупал подарки для внуков — детей Дениса, который стал многодетным отцом.
А Нюся сделала ему сюрприз в конце жизни. Втайне построила небольшой дачный домик. Создала уютный уголок на природе. Для актера это был действительно сюрприз. О существовании дачи он узнал, когда увидел дом. Для них обоих это была первая дача. Последний год жизни Филатова пара жила именно там. Нина Сергеевна вспоминала, что незадолго до смерти Леонид Алексеевич без одышки поднимался на второй этаж, прогуливался по садовым дорожкам. Продолжал работать — писал, давал интервью, выступал перед зрителями. Последнее выступление, возможно, и сыграло роковую роль. В зале было прохладно, на сцене — сквозняки. На следующий день поднялась температура. Уже в больнице диагностировали воспаление легких. Ситуация очень опасная для человека с донорской почкой. Врачи боролись за жизнь Филатова. Но спасти артиста не удалось. На экране он умирал 15 раз. В жизни это случилось 26 октября 2003 года. Ему было 56 лет. Нина Сергеевна лишь спустя 11 лет дала первое интервью. «Первые годы рыдала. Не хотела жить. Спала со свитером Лени, ложилась на него щекой. Потом я для себя придумала, что Леня куда-то уехал. И я его жду».
Она нашла в себе силы написать о муже книгу. Нина Сергеевна преданно хранит память о Леониде Алексеевиче. Ее роль жены Филатова продолжается.
Как Филатов полжизни обманывал красавицу-жену — Рамблер/кино
Фото: Кадр из фильма «Кто платит за удачу»
Известный советский и российский актер Леонид Филатов был востребован не только на сцене и в кино, но и в личной жизни. Он никогда не сдавался и всегда добивался того, чего хотел. Юноша приехал из Ашхабада поступать на режиссерский факультет, но ВГИК его не принял, а вот в «Щуку» поступить получилось сразу, правда на актерский. После выпуска начинающего актера пригласили в Театр на Таганке. Там он познакомился со своей первой женой Лидией Савченко. Актриса играла в важных спектаклях, была успешна и любима публикой. На молодого человека, который к тому же был на пять лет младше нее, она даже не обратила внимания. Леонид же влюбился в нее с первого взгляда. Он начал ухаживать и в конце концов добился. Вскоре Лидия развелась с мужем, а еще через некоторое время вышла замуж за Филатова.Актер изменял ей с самого начала, но, как хорошая жена, она об этом узнала последней. Лидия всегда верила в своего мужа, она помогала ему всем, чем могла, с ней Леонид расцвел, а вот она почувствовала, что начала стареть. Лидия разрывалась между работой и домом.
В конце концов тайное стало явным. Лидия узнала, что Леонид уже много лет в отношениях с Ниной Шацкой. Пикантности ситуации придавало то, что Нина была замужем за Валерием Золотухиным, и все они служили в одном театре и жили по соседству. Но Золотухин и сам не слишком хранил верность жене, брак распался, а Шацкая дождалась, когда Филатов разведется с Савченко.Кадр из фильма «Белый рояль»
Их счастье продлилось 20 лет. В 2003 году Филатова не стало.
Видео дня. Откуда взялся бородатый бард на пикнике Гоши
Читайте также
Жена Леонида Филатова: Врачи буднично решали: оставить почку мужу или нет?
24 декабря исполнилось бы 65 лет знаменитому актеру и драматургу
Филатов был многогранен: один из ведущих актеров театра на Таганке, снимался в фильмах «Забытая мелодия для флейты», «Город Зеро». А стихи? Писал как дышал… Его перу принадлежит удивительно легкая, озорная сказка «Про Федота-стрельца, молодого удальца», пьесы «Часы с кукушкой и «Любовь к трем апельсинам».
— Мне очень повезло с Леней, сама не знаю, за что Бог послал такой подарок, — говорит жена Филатова Нина Шацкая. После смерти знаменитого мужа Нина Сергеевна даже и не пыталась устроить личную жизнь. «О чем вы говорите — таких мужчин, как Леня, больше нет! Все проигрывают на его фоне». Накануне круглой даты мы вспомнили замечательного актера вместе с ней и его друзьями.
О СЧАСТЬЕ
Познакомились Шацкая и Филатов, когда оба пришли в театр на Таганке. Нина Сергеевна только-только вышла из декретного отпуска, родив сына Дениса. В браке с Валерием Золотухиным все сразу пошло не так — его частые загулы, по словам Шацкой, поставили крест на их семейной жизни.
— Я отпустила его в «свободное плавание», а сама наслаждалась радостями материнства. Шли репетиции, и в перерыве меня отчего-то повлекло в гримерку. Вдруг вижу — по коридору бежит кто-то из новых артистов. Его глаза лишь на мгновение остановились на мне — но как! Цепко, как бритвой резанул. Потом сразу спросила у девочек-коллег: «Кто это?» — «Новенький, Леня Филатов из «Щуки».
Вторая встреча — на читке пьесы. Погруженная в свои заботы, откровенно скучаю. Не различаю лиц, но гипнотизируют чьи-то кисти рук с тонкими длинными пальцами. Это были руки того самого Лени Филатова из «Щуки». Наше первое свидание произошло в кафе недалеко от театра — Леня читал мне стихи, а на прощание мы как школьники украдкой поцеловались. Потом год не возвращались к нашему любовному порыву — но не смогли удержаться и кинулись в чувства с головой. И шли к нашему счастью — а поженились мы лишь в 1982 году — долгих 12 лет. За это время было все: и «ссоры навсегда», и бурные примирения, и раздирающий нас обоих вопрос: «Ну почему мы не можем быть вместе?»
Самый очевидный ответ — наши браки. На момент встречи я была замужем, а Леня состоял в гражданском союзе. А потом женился — ему давали квартиру и нужно было оформлять отношения. Точнее, об этом позаботился не он, а его гражданская супруга, быстро отправив документы в загс. Я обиделась смертельно — мне казалось, что я тоже имею право на счастье. На счастье с ним. А он умолял меня простить: «У тебя есть муж. А как я могу объясняться в любви замужней женщине и чего-то от нее требовать?»
Я пыталась с ним много раз «завязать», но не могла. Он тоже страдал и страшился меня потерять. Но зато когда мы наконец-то стали жить вместе, какое это было чудо! Не могли наглядеться друг на друга…
Но в первые годы притирались так, что искры летели… Однажды, доведенная до истерики, я выкрикнула Лене в лицо, что его не люблю, за что сразу получила от него пощечину. Не робкого десятка ее я вернула ему назад с воплями: «Ненавижу!». И опять звонкая филатовская пощечина… А через секунду его обезумевшее, с рыданиями: «Родненькая, прости, прости, скажи, что ты меня любишь, я же умираю от тебя!».
|
О БОЛЕЗНИ
Леня не берег себя — любая несправедливость вызывала у него болезненную реакцию. К тому же много работал — снимался в четырех-пяти картинах в год. А сколько сил, душевных и физических, вызвал у него распад театра! За Леней из Таганки ушли многие актеры, и отчасти благодаря ему было выиграно 26 судебных дел по разделу театра. И все это пропускал через свое сердце и слезы. Он пришел уже ко мне не совсем здоровым — с язвой двенадцатиперстной кишки. Я Ленечку выходила, язва затянулась. Но все равно в нашей жизни стали быстро появляться больницы — в 1995 году Леня просто стал мучиться от злокачественного давления — 280 на 180. Врачи установили, что его вызывают почки, но после их проверки выдали легкомысленное заключение: «Почки сморщены, но это всего лишь возрастное». А Леня таял на глазах. И лишь в НИИ трасплантологии был поставлен точные диагноз — почечная недостаточность… Спасти почки не удалось. Муж долгое время жил без почек, через день ложась на диализ. Операцию по пересадке почки сделали в 1997 году — и все обошлось.
В октябре 2003 года было подхвачено воспаление легких. Перематываю время назад, как кинопленку, и задаю себе вопрос: «Где я упустила?» Легкое недомогание Леня почувствовал после концерта «На троих», где он выступал с Володей Качаном и Мишей Задорновым». Конечно, я соблюдала все меры предосторожности — пред концертом проверяла, не дует ли на сцене, надевала на Леню теплый свитер. Он не мог жить без зрительской любви, она его подпитывала. После выступлений Леня светился и шутил: «Нюська, папа заработал». А тут дома его зазнобило, хотя было нестерпимо душно. На следующий день — температура. Я в ужасе звоню в НИИ траспланталогии, а мне говорят — мест нет. Отправляю Леню в ЦКБ. Все те время, что там пробыл Леня, я кожей чувствовала безразличие медперсонала. «Боже, как же так!» — вопило мое сознание, — за стенами больницы есть люди, переживающие за мужа (мне рассказывали, что в последние дни перед Лениной смертью в церквушках на Таганке, возле театра, все молились за его здоровье — свечки негде было поставить), а здесь едва скрываемое равнодушие. Как в страшном сне, помню консилиум врачей, которые вполне буднично голосовали: давать ему лекарство или нет? Перевысил всего лишь один голос — лекарство решили не давать. И в этот день Леня был приговорен к смерти. Почка стала отторгаться. Умер муж от отека всего организма и мозга.
|
Актер ВЛАДИМИР КАЧАН:
«На лечение собирались всем миром — как милостыню просили»
— Я знал, что Леня тяжело болеет, но незадолго до своего ухода он меня по-настоящему испугал. Приезжаю к нему на дачу, а он говорит: «Знаешь, Володь, что-то писать больше не хочется». А существует поверье: когда поэт исчерпывает себя, Господь Бог забирает его к себе…
В поразительной стране ми живем: поэт, народный артист, лауреат премии «ТЭФИ» жил в последние годы без денег. По состоянию здоровья он не мог прилично зарабатывать, и лишь два человека ему предлагали свою помощь — Леонид Ярмольник и Михаил Задорнов. Еще единовременной выплатой однажды помог Иосиф Кобзон. Но Леня не роптал — он вообще к материальному никогда не питал слабости. Где-нибудь на Западе человек, только написавший одного «Федота-стрельца, удалого молодца» обеспечил бы себя этой гениальной сказкой на всю оставшуюся жизнь, а у нас в Доме кино на вечере, посвященного Филатову, девочки обходили столы с урнами и люди бросали туда, как милостыню, деньги на лечение Лени…
Он влюбил в себя всех женщин страны
Три года, как нет Леонида Филатова. Он собирался написать книгу «Нина» — о любимой жене, актрисе Нине Шацкой. Теперь Шацкая заканчивает книгу «Леня» — о нем, о себе, об их любви.
Предлагаем вашему вниманию эксклюзивную публикацию — первые страницы книги, предоставленные автором.
Нина ШАЦКАЯ
— Нюська, ты меня любишь? — в который раз за день спрашивает Леня, лежа в кровати и смотря что-то по телевизору.
— Да.
— А как?
— Очень!
— А за что? — дурашливо-озорно настаивает он.
В тон ему сыплю горохом:
— Ты — наше национальное достояние, гордость нации, за то, что не лебезишь ни перед какой властью, свою жизнь и поступки соразмеряешь с понятиями долга, чести, совести, достоинства (добираю воздух), ты в жизни ни разу не запятнал себя…
— Ну хватит, Нюська, не умничай, тебе это не идет.
Эту фразу он приклеивал по случаю любому из наших друзей.
А я, говоря все это, понимала, что это — неполные слагаемые его незаурядной личности, что Леня — по-настоящему уникальное явление в нашей культуре.
Чистое золото
«Леня был сделан из чистого золота, я таких людей больше в своей жизни не встречал», — сказал о нем на похоронах режиссер Сергей Соловьев, работавший с ним на кинофильме «Избранные».
Он действительно прожил достойную и опрятную жизнь, никогда не изменив своим нравственным идеалам, всегда оставался самим собой — чистым, светлым, цельным человеком.
Смешной эпизод. После очередного концерта в Израиле, после оглушительных оваций, к авансцене вышла, прихрамывая, довольно пожилая женщина с палочкой.
— Ша! — крикнула она, подняв палку, и волево заставила зал замолчать и потом, забавно-комично грассируя по-одесски, произнесла фразу, которая опять же была встречена ошеломляющими аплодисментами, овацией:
— Пока есть в Госсии такие люди, как Филатов, — Госсия жива! Уга! Уга!
Публика еще очень долго не могла угомониться, выражая с ней свою солидарность. И, как обычно, выстраивалась очередь за автографом. Получив его, люди говорили Лене много хороших слов, выражая ему свою любовь. И было много слез, ностальгии по России, люди не желали расходиться, толпясь и кучкуясь возле него! Одна из женщин, получив автограф, сказала с горечью: «Ленечка! Как жаль, что вы не наш!» А я думала: «Замечательные люди, умеющие чтить и гордиться своими героями, не дающие забывать о них, будь то на радио, на телевидении или на встречах со зрителями». Почему же у нас — на Руси — не так? — неохваченная тема для диссертации. Просто мне стало обидно, что в первый же год после ухода Лени из жизни никому не пришло в голову вспомнить о нем — ни в день его рождения, 24 декабря, ни 26 октября, когда он навсегда ушел от нас. Могли б, наверное, напомнить друзья. В одной из передач Познер перечислял ушедших из жизни замечательных актеров — фамилию Филатова я не услышала. А не прошло и года.
На дворе март 2006 года. Включаю «Эхо Москвы» и сразу слышу вопрос: «А вот вы можете назвать из вашего окружения людей, которые были бы эталоном чести и порядочности (или благородства)?» До чего знакомый голос отвечающего. Ну конечно, голос Вениамина Смехова, в прошлом — артиста Театра на Таганке, работавшего с Леней долгие годы и хорошо его знавшего. Думаю, обязательно должен назвать фамилию: Филатов. Слышу: Галич, Визбор, Лиля Брик, еще кто-то… Когда назвал Володю Высоцкого, сама с собой поспорила, назовет Леню или нет? Нет. Не назвал Венечка. Может быть, уже забыл такого, ведь прошло почти три года, как Лени с нами нет.
Спасибо Володе Качану, который на встречах со зрителями говорит слова о своем товарище. «Володя, пожалуй, единственный мой друг» — так Леня думал и написал эти слова в предисловии к Володиной повести «Роковая Маруся». И за то, что ты всегда был рядом, — тогда и сейчас, — спасибо. И, конечно, я благодарна судьбе, пославшей нам в критическое для Лениной жизни время двух людей — Леонида Ярмольника и Яна Геннадиевича Мойсюка, сделавшего операцию, — без них никакие мои усилия не продлили бы Лене жизнь на целых шесть лет.
Деньги
А то, что не вспомнили, — это уже, думаю, издержки Лениной скромности. Он не любил и не ходил на праздные тусовки, хотя, озабоченный очередной работой, не мог не понимать, что именно там налаживаются деловые связи, именно там он мог бы найти поддержку своим театральным и кинопроектам. Господи, сколько сил и здоровья было потрачено на поиски денег к его незавершенному фильму «Свобода или смерть». Первый спонсор (спонсорша) никак не могла понять, почему именно такие деньги (называлась сумма) нужны для картины, для съемок. Объяснения Лени — зарплата артистам, пленка, костюмы, хорошим артистам — высокие гонорары — не давали никаких результатов. А бесконечные выяснения отношений, доводившие его до дичайшей гипертонии, приближали болезнь. А Лене она вообще решила не платить денег ни как режиссеру-постановщику, ни как исполнителю главной роли в фильме, пообещав после премьеры подарить автомобиль «Москвич», уже стоявший у нее в гараже. Такие вот дела! А на что жить? Как работать? Дикость! В результате Леня рвет контракт, и опять — поиск денег. Съемки приостанавливаются, а артисты ждать не могут — у всех какие-то дела, помимо съемок. Наконец его знакомят с неким дяденькой, который обещает доспонсировать фильм. Обнадеженный, Леня приезжает к нему в офис, и вместо обещанных денег ему приходится в течение долгого времени слушать песенки Жана Татляна, которого этот продюсер обожал. Я при этом не присутствовала, но так живо представила Ленино недомогание и раздражение, которое он старательно прятал: нужно срочно продолжить съемки — время уходит, артистов потом не соберешь. Жан поет, гипертония растет. Наконец Татлян спел-таки свои песни, и Леня слышит: денег пока нет — отданы на другую картину, — приходите в следующий раз. В следующий раз их также не было. Измученный вконец пустыми обещаниями, находясь в постоянном стрессовом состоянии, Леня серьезно заболевает. Мои слова утешения не спасают положения. Видя его несчастным, хотелось завыть, безадресно заорать во все горло: «Суки! Суки вы бездушные!..»
А артисты ждали. О них-то Леня думал в первую очередь. Он их любил, для них старался из спонсоров выбить как можно больше денег, отказываясь от денег для себя, как это было на его первой картине «Сукины дети», кстати, отснятой за 24 дня, с огромной массовкой. Вообще к деньгам у него было странное для нашего времени отношение, т.е. никакого отношения. Он мог, как говорится, ближнему отдать последнее, и это при том, что у нас никогда их не было в избытке. «Нюська, да зачем они? Хватает на хлеб — зачем больше? С голоду не умрем», — говорил он. Я согласно кивала головой, правда, не совсем уверенная в его правоте. А однажды я все-таки ему ввернула: «Вот если бы у тебя были деньги, ты бы смог отснять свою картину». Леня промолчал. А чего тут скажешь? Деньги — презирал. «В России никогда деньги не были главными, хотя они ей не противопоказаны, и были люди, которые умели их делать и считать, но было что-то поверх денег. Поэтому и в русской литературе нет почти страстей из-за денег, а где они есть, там обязательно появится Настасья Филипповна, которая возьмет да и швырнет их в огонь», — не раз повторял Леня.
Как-то раз, когда он был еще здоров, ему позвонил концертный администратор, сказав, что в Сибири очень его ждут всего на один концерт и обещают заплатить баснословную сумму, на которую «можно было бы купить даже хорошую машину». И — Леня отказывается. Администраторы поражались: артисты жаждут приглашений, звонят, просят их, а он без конца отказывается! И в ресторанах он мог расплатиться за весь большой стол, не дожидаясь, пока мужчины наконец-то найдут кошельки.
Ой! Не могу не рассказать один смешной случай, правда, смешным он кажется мне сейчас, а тогда было не до смеха. Однажды, после длительного перерыва, к нам в гости приехал один товарищ, к которому Леня замечательно относился. Обнялись, расцеловались. Не давая нам опомниться, бегло рассказав, где он был и где заработал «кучу денег» (хвастливо показал эту «кучу» — такое я видела только в кино), он приглашает нас в ресторан: «Айда в ресторан! Гуляем, ребята, — я приглашаю!» А чего не пойти, когда тебя приглашает твой хороший приятель, да еще с «кучей», да еще столько надо рассказать друг другу — давно не виделись, а историй всяких накопилось множество. Наскоро приведя себя в порядок, поехали в кафешку, что недалеко от Театра на Таганке, где мы с Леней тогда работали. Пришли, сели за отдельный столик. Настроение — праздник! Хозяин и девочки-официантки здороваются: нас тут знают и узнают нашего гостя, стесняясь, тоже здороваются и дают в красивой корочке меню. Наш гость, быстро изучив его, начинает заказывать для себя и для нас. Имея в виду его приглашение и его кошель, я все-таки напоминаю, что здесь дорогие цены, и не нужно заказывать красную, тем более черную икру, и ни к чему — семга с осетриной. Друг гулял! И назаказывал такое изобилие всего, что, казалось, оставит здесь все свои заработанные деньги. Нам накрыли красивый стол. Какие краски! От разноцветной зелени, от фруктов — красное, зеленое, желтое, черное — восторг! Пили и ели красиво и много. И много говорили, перебивая друг друга. Вино горячило и веселило. Только часа через три или, может быть, четыре стали, отяжелевшие и уставшие от праздника жизни, собираться домой. Наш гость встал, а мы остались сидеть за столом, ожидая, пока он расплатится. Но то ли он дорогу перепутал, то ли еще что, но пошел он по дороге к раздевалке. Недоумения — несколько секунд, и Леня быстро идет к стойке и записывает в долговую книгу сумму долга на свою фамилию. Потом еще долго мой любимый отрабатывал эти деньги. Смешно? Но зато — ах, как хорошо нам было тем вечером!
ИЗ ДОСЬЕ «КП»
Леонид ФИЛАТОВ и Нина ШАЦКАЯ играли на сцене Театра на Таганке.
Леонид Филатов — автор знаменитой сказки «Про Федота-стрельца…», стихотворных пьес «Еще раз о голом короле», «Золушка до и после», «Эликсир любви», «Дилижанс», популярных песен «Оранжевый кот», «О не лети так, жизнь!..» и др., телеведущий программы «Чтобы помнили…»
Последние годы он тяжело болел. Она целиком посвятила себя ему.
5 лучших фильмов Леонида Филатова:
«Экипаж»«Успех»«Забытая мелодия для флейты»«Город Зеро»«Сукины дети»
Из переписки Шацкой и Филатова
ОЧЕНЬ ЛИЧНОЕ
Леня плакал от несправедливости
…Я много думала, как бы одним словом определить человеческую суть Лени, то основное, что, как мощным магнитом, притягивало к нему людей. И мне кажется, я нашла это слово — «пронзительность». Пронзительность во всем. К чему бы он ни прикасался, в любой работе он достигал высшей планки.
Его стихи, пьесы, пародии, переводы — образец прекрасного русского слова. Автор остроумных пародий, он на конкурсе эстрады получает первую премию. Правда, за ночь, под давлением цехового начальства, жюри перерешает — и отдает первую премию, по-моему, Любе Полищук, а вторую делит между Филатовым и Винокуром…
Даже его первый фильм «Сукины дети» на ХVII Международном кинофестивале ровно половину срока держал первую строчку, а в конце фильму присудили приз зрительских симпатий. И примечательно то, я повторяюсь, что фильм, с его многочисленными массовыми сценами, был отснят за 24 дня. А какая дивная атмосфера была на площадке! Актеры не убегали, как это обычно бывает, после съемок по своим делам, а многие приходили даже тогда, когда съемок не было в этот день. Курили, как оголтелые, но подаренная в первые дни одной из актрис роза в последний день была так же хороша и свежа, как будто ее только что срезали. На площадке царила Любовь. И «виной» всему этому была, конечно же, притягательная Ленина сила, его любили, все находились под обаянием его страстной, эмоциональной натуры, которая оставалась неизменной даже тогда, когда он стал по-настоящему «звездой», влюбив в себя, казалось, все женское население страны. Популярность — медные трубы — его нисколько не изменила, и всегда и везде он оставался Мужчиной, которых — увы! — на сегодняшний день большой недород, дефицит. Он был любим женщинами и признан ими как уникальная мужская личность. Из всего мужского состава Театра на Таганке я видела только двух мужчин, мужчин с большой буквы, — Филатова и Высоцкого. Это я так, кстати. Леню любили не только женщины, его любили и к нему тянулись мужчины. Он, как мудрейший восточный старец, все понимал про нашу горестно-нелегкую жизнь, концентрируя свое внимание на негативных ее явлениях, и на любой вопрос мог дать точный ответ. Любое проявление несправедливости вызывало у него болезненную реакцию, он страдал, и я много раз видела, как у него наворачивались слезы, когда он сопереживал чужому горю, чужой беде и приходил в отчаяние от понимания, что изменить ничего невозможно. В такие моменты он мог быть едким, злым, но очень точным, пронзительно точным в характеристике того или иного явления, мог припечатать и дать такую убийственно-точную оценку, мягко скажем, несимпатичному ему человеку, что становилось страшно. Он притягивал к себе людей, ему доверяли, он был как бы камертоном, по которому проверялась нравственная оценка тех или иных действий и поступков. Он любил людей, болел за них, и они отвечали ему взаимностью: на похороны пришло огромное количество пожелавших с ним проститься! Хоронили с воинскими почестями.
«Такого количества людей мы не видели давно — пожалуй, только когда хоронили Шукшина, но и тогда народу было меньше», — говорили кладбищенские люди. Случай с Высоцким, конечно же, был особым случаем. Единственным человеком, не пожелавшим прийти на похороны и не пустившим артистов, назначив им репетицию, был Ю. Любимов. Бог ему судья! Кто-то все-таки пришел, наплевав на его негласный запрет…
оставить почку мужу или нет?»
Филатов был многогранен: один из ведущих актеров театра на Таганке, снимался в фильмах «Забытая мелодия для флейты», «Город Зеро». А стихи? Писал как дышал… Его перу принадлежит удивительно легкая, озорная сказка «Про Федота-стрельца, молодого удальца», пьесы «Часы с кукушкой и «Любовь к трем апельсинам».
— Мне очень повезло с Леней, сама не знаю, за что Бог послал такой подарок, — говорит жена Филатова Нина Шацкая. После смерти знаменитого мужа Нина Сергеевна даже и не пыталась устроить личную жизнь. «О чем вы говорите — таких мужчин, как Леня, больше нет! Все проигрывают на его фоне». Накануне круглой даты мы вспомнили замечательного актера вместе с ней и его друзьями.
О СЧАСТЬЕ
Познакомились Шацкая и Филатов, когда оба пришли в театр на Таганке. Нина Сергеевна только-только вышла из декретного отпуска, родив сына Дениса. В браке с Валерием Золотухиным все сразу пошло не так — его частые загулы, по словам Шацкой, поставили крест на их семейной жизни.
— Я отпустила его в «свободное плавание», а сама наслаждалась радостями материнства. Шли репетиции, и в перерыве меня отчего-то повлекло в гримерку. Вдруг вижу — по коридору бежит кто-то из новых артистов. Его глаза лишь на мгновение остановились на мне — но как! Цепко, как бритвой резанул. Потом сразу спросила у девочек-коллег: «Кто это?» — «Новенький, Леня Филатов из «Щуки».
Вторая встреча — на читке пьесы. Погруженная в свои заботы, откровенно скучаю. Не различаю лиц, но гипнотизируют чьи-то кисти рук с тонкими длинными пальцами. Это были руки того самого Лени Филатова из «Щуки». Наше первое свидание произошло в кафе недалеко от театра — Леня читал мне стихи, а на прощание мы как школьники украдкой поцеловались. Потом год не возвращались к нашему любовному порыву — но не смогли удержаться и кинулись в чувства с головой. И шли к нашему счастью — а поженились мы лишь в 1982 году — долгих 12 лет. За это время было все: и «ссоры навсегда», и бурные примирения, и раздирающий нас обоих вопрос: «Ну почему мы не можем быть вместе?»
Самый очевидный ответ — наши браки. На момент встречи я была замужем, а Леня состоял в гражданском союзе. А потом женился — ему давали квартиру и нужно было срочно оформлять отношения. Точнее, об этом позаботился не он, а его гражданская супруга, быстро отправив документы в загс. Я обиделась смертельно — мне казалось, что я тоже имею право на счастье. На счастье с ним. А он умолял меня простить: «У тебя есть муж. А как я могу объясняться в любви замужней женщине и чего-то от нее требовать?»
Я пыталась с ним много раз «завязать», но не могла. Он тоже страдал и страшился меня потерять. Но зато когда мы наконец-то стали жить вместе, какое это было чудо! Не могли наглядеться друг на друга…
Но в первые годы притирались так, что искры летели… Однажды, доведенная до истерики, я выкрикнула Лене в лицо, что его не люблю, за что сразу получила от него пощечину. Не робкого десятка ее я вернула ему назад с воплями: «Ненавижу!». И опять звонкая филатовская пощечина… А через секунду его обезумевшее, с рыданиями: «Родненькая, прости, прости, скажи, что ты меня любишь, я же умираю от тебя!».
Леонид Филатов в кругу семьи — с женой Ниной, внучкой Олей и кисой Анфиской
О БОЛЕЗНИ
Леня не берег себя — любая несправедливость вызывала у него болезненную реакцию. К тому же много работал — снимался в четырех-пяти картинах в год. А сколько сил, душевных и физических, вызвал у него распад театра! За Леней из Таганки ушли многие актеры, и отчасти благодаря ему было выиграно 26 судебных дел по разделу театра. И все это пропускал через свое сердце и слезы. Он пришел уже ко мне не совсем здоровым — с язвой двенадцатиперстной кишки. Я Ленечку выходила, язва затянулась. Но все равно в нашей жизни стали быстро появляться больницы — в 1995 году Леня просто стал мучиться от злокачественного давления — 280 на 180. Врачи установили, что его вызывают почки, но после их проверки выдали легкомысленное заключение: «Почки сморщены, но это всего лишь возрастное». А Леня таял на глазах. И лишь в НИИ трасплантологии был поставлен точные диагноз — почечная недостаточность… Спасти почки не удалось. Муж долгое время жил без почек, через день ложась на диализ. Операцию по пересадке почки сделали в 1997 году — и все обошлось.
Памятник Леониду Филатову
В октябре 2003 года было подхвачено воспаление легких. Перематываю время назад, как кинопленку, и задаю себе вопрос: «Где я упустила?» Легкое недомогание Леня почувствовал после концерта «На троих», где он выступал с Володей Качаном и Мишей Задорновым». Конечно, я соблюдала все меры предосторожности — пред концертом проверяла, не дует ли на сцене, надевала на Леню теплый свитер. Он не мог жить без зрительской любви, она его подпитывала. После выступлений Леня светился и шутил: «Нюська, папа денежек заработал». А тут дома его зазнобило, хотя было нестерпимо душно. На следующий день — температура. Я в ужасе звоню в НИИ траспланталогии, а мне говорят — мест нет. Отправляю Леню в ЦКБ. Все те время, что там пробыл Леня, я кожей чувствовала безразличие медперсонала. «Боже, как же так!» — вопило мое сознание, — за стенами больницы есть люди, переживающие за мужа (мне рассказывали, что в последние дни перед Лениной смертью в церквушках на Таганке, возле театра, все молились за его здоровье — свечки негде было поставить), а здесь едва скрываемое равнодушие. Как в страшном сне, помню консилиум врачей, которые вполне буднично голосовали: давать ему лекарство или нет? Перевысил всего лишь один голос — лекарство решили не давать. И в этот день Леня был приговорен к смерти. Почка стала отторгаться. Умер муж от отека всего организма и мозга.
Писатель-сатирик Михаил ЗАДОРНОВ:
«Легче представить хрюкающего соловья, чем Леню-чиновника»
— Нас было четверо — я, Боря Галкин, Володька Качан и Леня… Новыми друзьями я обзавелся еще в юности, когда Галкин и Филатов только-только окончили Щукинское. Я понимаю, что большинство узнали Леонида Филатова как поэта после того, как он написал сказку о стрельце. Я же полюбил его стихи со студенческих лет. В его рифмах не было банальных глупостей: кровь — любовь, ты — цветы, да — звезда, туда — сюда, тогда — когда, зад — назад, ботинки — полуботинки… Леня писал, подражая Пушкину, в том смысле, что сидел на стуле так же, как великий поэт, поджав под себя левую ногу. Он не вымучивал из себя стихи, они случались у него сами. Причем так легко, что я начинал верить, будто именно в этой поджатой ноге кроется секрет поэтического мастерства.
Филатов с Качаном и Галкиным снимали две комнаты в коммунальной квартире. И водились в ней мыши, тараканы и клопы. Клопы жили под обоями. По ночам ползали под ними и тревожно шуршали. А когда мои друзья решили старый матрас сменить на свежую тахту, а чтобы клопы не заселили ее, поставили ножками в консервные банки с водой, клопы — такого от них никто не ожидал — сообразили выползать ночью из-под обоев, забираться на потолок и оттуда пикировать на спящего. Единственно, кого они, всем на удивление, не мучили таким пикированием, это Филатова. Как бы брезговали. Сам Леня объяснил почему: слишком он худой и костлявый! Упав на него с потолка, любой клоп мог получить сотрясение мозга.
Никто никогда не видел Леню на презентации гламурных журналов типа «Беверли-хиллз» или на открытии бутика «Последние носки от Кавалли». Легче представить себе хрюкающего соловья, чем Леню на посту председателя какого-нибудь акционерного общества. Все модные нынче слова — лизинги, брендинги и шопинги — были для него лишь поводом для пародии. Истинным авторитетом для Лени всегда был только талант, даже если носил в дождливую погоду галоши, надетые на кроссовки.
Актер ВЛАДИМИР КАЧАН:
«На лечение собирались всем миром — как милостыню просили»
— Я знал, что Леня тяжело болеет, но незадолго до своего ухода он меня по-настоящему испугал. Приезжаю к нему на дачу, а он говорит: «Знаешь, Володь, что-то писать больше не хочется». А существует поверье: когда поэт исчерпывает себя, Господь Бог забирает его к себе…
В поразительной стране ми живем: поэт, народный артист, лауреат премии «ТЭФИ» жил в последние годы без денег. По состоянию здоровья он не мог прилично зарабатывать, и лишь два человека ему предлагали свою помощь — Леонид Ярмольник и Михаил Задорнов. Еще единовременной выплатой однажды помог Иосиф Кобзон. Но Леня не роптал — он вообще к материальному никогда не питал слабости. Где-нибудь на Западе человек, только написавший одного «Федота-стрельца, удалого молодца» обеспечил бы себя этой гениальной сказкой на всю оставшуюся жизнь, а у нас в Доме кино на вечере, посвященного Филатову, девочки обходили столы с урнами и люди бросали туда, как милостыню, деньги на лечение Лени…
5 Лучших фильмов актера:
«Иванов, Петров, Сидоров»
«Повести Белкина. Выстрел»
«Забытая мелодия для флейты»
«Экипаж»
«Сукины дети»
На Лёню навели порчу! — Рамблер/новости
24 декабря Леонид Филатов мог бы отпраздновать свой 70-летний юбилей, напоминает Sobesednik.ru. Главный герой первого советского блокбастера «Экипаж» умер в 56 лет, он перенес инсульт и операции по пересадке двух почек. Вдова актера — заслуженная артистка РФ Нина Шацкая — уверена, что на ее любимого мужчину навели порчу. Об этом и многом другом она рассказала в откровенном интервью нашему изданию. 36 лет назад на экраны страны вышел фильм-катастрофа Александра Митты «Экипаж», главную роль бортинженера Игоря Скворцова сыграл Филатов, его тут же прозвали советским плейбоем. Актер стал одним из самых востребованных в отечественном кино, хотя до этого режиссеры не хотели его снимать, считая внешность Леонида Алексеевича некиногеничной. Новая волна славы пришла к нему в 1987 году, после роли ответственного чиновника «Главного управления свободного времени» в мелодраме Эльдара Рязанова «Забытая мелодия для флейты». В фильме он разрывался между нелюбимой женой и любовницей-медсестрой, играл это так натурально, наверное, отчасти потому, что в реальной жизни переживал такие же метания. Первой женой Леонида Филатова стала актриса Театра на Таганке Лидия Савченко. Супруги вместе играли в этом театре под руководством легендарного Юрия Любимова. Филатов пришел в театр в 1969 году. Несмотря на то, что он уже жил в гражданском браке с Савченко, положил глаз на роскошную блондинку Нину Шацкую, она к тому моменту уже 4 года играла в театре и по праву считалась примой. — Он очень пронзительно на меня посмотрел, такой режущий, как бритва, взгляд. Я спросила у сотрудниц театра, мол, кто это такой, мне ответили, что Лёня из «Щуки» (Щукинского театрального училища. — Авт.). Я в то время была замужем за Валерием Золотухиным, у нас рос сын Денис. Кстати, позже Филатов, узнав о нашем союзе, сказал: «Какой странный брак». И правда, мы с Валерой были очень разными людьми, совсем друг другу не подходили. После развода мы не общались, его практически не было в жизни нашей семьи. Но мне нужно было пройти через брак с Золотухиным, чтобы потом понять, что такое настоящее счастье, обретя Лёню… С ним мы целых 12 лет были по сути любовниками: ссорились, мирились, расставались на какое-то время, а он снова и снова меня возвращал. Возможно, мы тогда еще не были готовы к таким серьезным отношениям, поэтому столько лет воспитывали друг друга. Но я убеждена, что наш брак — это была судьба. Честно говоря, вся наша жизнь связана с мистикой.В своей книге «Биография любви» Нина Шацкая подробно описала страсть, пылающую между актерами:
«Помню, проснувшись, долго не могла прийти в себя. Пронзительное чувство тревоги, чувство, очень похожее на страх, парализовало тело. Что-то заставляло сосредоточиться на очень важном. Сон! Я должна вспомнить сон, но не могла.
И самое странное случилось потом. Вдруг «что-то» как будто впрыгнуло в меня, подбросило и выкинуло вон с кровати… С этой секунды я уже себе не принадлежала, и все мои дальнейшие действия были подчинены командам этого «что-то». Охваченная непроходящим чувством тревоги, может быть, страха, в секунды, будто в лихорадке, привела себя в порядок, уже не помню, позавтракала или нет, полетела в театр. И вот этот страх… — он летел рядом. В мозгу стучало только одно: успеть! Успеть! Успеть! Бежала, задыхалась: боялась — не успею! Влетела в театр, еле затормозила в проходе, в конце зрительного зала. Внутренняя дрожь не давала сконцентрировать внимание, если бы знать: на чем? Рядом, совсем близко, артисты. На сцене репетиция, мне было не до этого: что-то очень важное должно было произойти или со мной, или в театре, но обязательно это должно было коснуться меня. Я смотрела на сцену, слышала только свое безумное сердце, которое еле справлялось с работой и, казалось, еще немного — разорвется. Вздрогнула оттого, что кто-то сзади щекотнул-поцеловал в шею. Обернулась — Лёня! И как будто это поселившееся во мне «что-то» вдруг выбросилось из меня, освободило, и, обессиленная, уставшая от жуткого напряжения-наваждения, по-моему, что-то пролепетав, я заплакала. Когда руки соединились, произошел сильный электрический разряд. И — начался обоюдный бред. Мы торопились сказать друг другу — что? — не помню. Уже гораздо позднее ни я, ни Лёня не могли вспомнить слова, которые тогда из нас вылетали. Мистика! Как не поверить, что мы, люди, подопытны, что все наши поступки, движения — чья-то Воля, нам недоступная, непонятная, но существующая. В это утро мы с Лёней обрели друг друга, и начался наш долгий 32-летний Роман».
— Помните, как Леонид Алексеевич сделал вам предложение?
— В ту пору в его семье, как и в моей, все было непросто. За год до нашего с ним знакомства он начал жить в гражданском браке с Лидией Савченко, они ютились в общежитии. Когда актерам стали давать квартиры, поженились, чтобы получить жилье. Но отношения у них все равно не клеились. В какой-то момент он стал меня жутко ревновать, грубо спрашивал, кто мне звонил, с кем я общаюсь. Не выдержала и сказала: «Ты мне кто? Какое имеешь право так разговаривать?! Разберись сначала в своей семье, с кем твоя жена общается». Ну он пришел домой и спросил у Лидии, есть ли у нее кто-то. Она призналась, что есть, он ушел. Тогда Лёня говорил, мол, переедет ко мне, я отказала: «Ты пока поживи один: без меня и без жены, а потом уже решишь, что и как будет». Вскоре мы поженились.
Моего сына Дениса он принял как родного, тот сразу стал называть его папой. И Лёня, и я, да и сам Денис очень хотели, чтобы он стал кинорежиссером. Сын поступил в институт, но на дворе были трудные времена, в стране кризис, и у нас с мужем не хватило денег, чтобы оплатить его обучение. Денис в итоге стал священником — для нас это было шоком. Я, конечно, знала, что сын с шестого класса очень интересовался религией, а в девятом классе уже спорил со взрослыми дядями на эту тему. При этом ни я, ни Лёня не водили его в церковь, он сам к этому пришел. Ну что ж — таков выбор сына (сейчас 47-летний отец Дионисий папа шестерых детей, у него четыре дочки и два сына, кстати, одна из дочек решила стать актрисой и поступила в Школу-студию МХАТ. — Авт.). Он, правда, меня ругает, что я редко хожу в церковь, не причащаюсь, но я крещеная, в Бога верю, стараюсь жить по заповедям, может, не всегда получается, но стараюсь. Когда муж уже был тяжело болен, Денис нас венчал. Правда, в тот момент Лёня мог только сидеть, а я стояла рядышком…
В 1993 году, когда в Москве из танков стреляли по Белому дому, у Леонида Филатова случился инсульт.
— Муж очень переживал по поводу событий, происходящих в стране, — продолжает Нина Сергеевна. — Он вообще был крайне чувствительным человеком. Вот когда вел документальную программу «Чтобы помнили» об ушедших из жизни актерах, приходил со съемок и плакал, у него давление скакало. Просила его уйти из этой телепрограммы, он говорил: «Нюся, кто, если не мы!» За эту программу получил две премии «ТЭФИ».
Лёня крайне тяжело переживал и скандалы в Театре на Таганке, отъезд Любимова за границу, потом, спустя годы, его возвращение в театр. После инсульта у Лёни почему-то начались проблемы с почками. Был здоровый мужик — и вдруг такие болезни! На него порчу навели или проклятие какое. Ну не может здоровый человек вот так резко стать тяжелобольным! Мужу удалили сначала одну почку, спустя год — вторую. Мы три раза в неделю возили его на гемодиализ, ему очищали кровь через аппарат «искусственная почка», он даже воду был вынужден пить только в строго разрешенных объемах. Гипертония его тоже мучила. Вы себе можете представить, однажды артериальное давление поднялось до 270/170. Я ночью каждые два-три часа мерила ему давление, как только оно повышалось, давала таблетку. Какие бы проблемы со здоровьем ни были у него, всегда внушала ему, что все будет хорошо, и он мне верил, кажется, даже больше, чем врачам.
В октябре 2003 года состояние здоровья народного артиста России ухудшилось, его доставили в Центральную клиническую больницу (так называемую Кремлевку. — Авт.) с двусторонним воспалением легких. Страна с замиранием сердца следила за новостями, но из-за того, что у Леонида Алексеевича не было двух почек, его лечение было очень затруднительно, так как многие лекарства выводятся из организма именно почками.
— Причем когда у него дома поднялась температура до 37,2, я позвонила нашим докторам, которые раньше оперировали его в Центре трансплантологии им. Шумакова. Нам сказали, мол, у них мест нет, и всё тут. Вызвала скорую, и медики констатировали, что дела плохи — хрипы в легких. Я обратилась к нашему другу, артисту Леониду Ярмольнику. Он позвонил руководству Кремлевки, и мужа увезли туда. Очень ругаю себя, что отдала его в эту больницу. Представляете, он лежал с пневмонией в палате с открытой форточкой, при этом укрыт был простыней. Первые дни Лёня еще был в сознании. Он попросил покурить. Мы его выкатили в коридор, а он волновался: «Ну как же, я раздетый, а тут девушки молодые ходят». Потом врачи ввели его в состояние медикаментозного сна. Я каждый день по 6–7 часов сидела у его кровати, держала Лёню за руку и постоянно разговаривала с ним. Один раз он немного сжал мою руку и чуть-чуть приоткрыл глаза, но потом снова ушел в беспамятство. Это было очень страшно…Последние четыре года Леонид Алексеевич писал много пьес, рассказов, конечно, они не снискали такой славы, как его легендарное произведение «Про Федота-стрельца, удалого молодца», актер и сам это понимал. Филатов стремился как можно больше оставить после себя, чтобы помнили…
— Мне очень обидно, что Лёню стали забывать. Пару лет назад по одному из федеральных телеканалов показывали большую программу об умерших актерах, и там под сентиментальную музыку листали фото артистов, Лёни там не было. Поэт Евгений Евтушенко выпустил альманах объемом больше 1000 страниц о поэтах, писателях, и для фамилии Филатов там тоже места не нашлось. Не понимаю, чем он кому-то не угодил. Очень жжет меня изнутри это, хочется, чтобы мы не забывали людей, которые внесли, без преувеличения, огромный вклад в нашу культуру.Он влюбил в себя всех женщин страны
Три года, как нет Леонида Филатова. Он собирался написать книгу «Нина» — о любимой жене, актрисе Нине Шацкой. Теперь Шацкая заканчивает книгу «Леня» — о нем, о себе, об их любви.
Предлагаем вашему вниманию эксклюзивную публикацию — первые страницы книги, предоставленные автором.
Нина ШАЦКАЯ
— Нюська, ты меня любишь? — в который раз за день спрашивает Леня, лежа в кровати и смотря что-то по телевизору.
— Да.
— А как?
— Очень!
— А за что? — дурашливо-озорно настаивает он.
В тон ему сыплю горохом:
— Ты — наше национальное достояние, гордость нации, за то, что не лебезишь ни перед какой властью, свою жизнь и поступки соразмеряешь с понятиями долга, чести, совести, достоинства (добираю воздух), ты в жизни ни разу не запятнал себя…
— Ну хватит, Нюська, не умничай, тебе это не идет.
Эту фразу он приклеивал по случаю любому из наших друзей.
А я, говоря все это, понимала, что это — неполные слагаемые его незаурядной личности, что Леня — по-настоящему уникальное явление в нашей культуре.
Чистое золото
«Леня был сделан из чистого золота, я таких людей больше в своей жизни не встречал», — сказал о нем на похоронах режиссер Сергей Соловьев, работавший с ним на кинофильме «Избранные».
Он действительно прожил достойную и опрятную жизнь, никогда не изменив своим нравственным идеалам, всегда оставался самим собой — чистым, светлым, цельным человеком.
Смешной эпизод. После очередного концерта в Израиле, после оглушительных оваций, к авансцене вышла, прихрамывая, довольно пожилая женщина с палочкой.
— Ша! — крикнула она, подняв палку, и волево заставила зал замолчать и потом, забавно-комично грассируя по-одесски, произнесла фразу, которая опять же была встречена ошеломляющими аплодисментами, овацией:
— Пока есть в Госсии такие люди, как Филатов, — Госсия жива! Уга! Уга!
Публика еще очень долго не могла угомониться, выражая с ней свою солидарность. И, как обычно, выстраивалась очередь за автографом. Получив его, люди говорили Лене много хороших слов, выражая ему свою любовь. И было много слез, ностальгии по России, люди не желали расходиться, толпясь и кучкуясь возле него! Одна из женщин, получив автограф, сказала с горечью: «Ленечка! Как жаль, что вы не наш!» А я думала: «Замечательные люди, умеющие чтить и гордиться своими героями, не дающие забывать о них, будь то на радио, на телевидении или на встречах со зрителями». Почему же у нас — на Руси — не так? — неохваченная тема для диссертации. Просто мне стало обидно, что в первый же год после ухода Лени из жизни никому не пришло в голову вспомнить о нем — ни в день его рождения, 24 декабря, ни 26 октября, когда он навсегда ушел от нас. Могли б, наверное, напомнить друзья. В одной из передач Познер перечислял ушедших из жизни замечательных актеров — фамилию Филатова я не услышала. А не прошло и года.
На дворе март 2006 года. Включаю «Эхо Москвы» и сразу слышу вопрос: «А вот вы можете назвать из вашего окружения людей, которые были бы эталоном чести и порядочности (или благородства)?» До чего знакомый голос отвечающего. Ну конечно, голос Вениамина Смехова, в прошлом — артиста Театра на Таганке, работавшего с Леней долгие годы и хорошо его знавшего. Думаю, обязательно должен назвать фамилию: Филатов. Слышу: Галич, Визбор, Лиля Брик, еще кто-то… Когда назвал Володю Высоцкого, сама с собой поспорила, назовет Леню или нет? Нет. Не назвал Венечка. Может быть, уже забыл такого, ведь прошло почти три года, как Лени с нами нет.
Спасибо Володе Качану, который на встречах со зрителями говорит слова о своем товарище. «Володя, пожалуй, единственный мой друг» — так Леня думал и написал эти слова в предисловии к Володиной повести «Роковая Маруся». И за то, что ты всегда был рядом, — тогда и сейчас, — спасибо. И, конечно, я благодарна судьбе, пославшей нам в критическое для Лениной жизни время двух людей — Леонида Ярмольника и Яна Геннадиевича Мойсюка, сделавшего операцию, — без них никакие мои усилия не продлили бы Лене жизнь на целых шесть лет.
Деньги
А то, что не вспомнили, — это уже, думаю, издержки Лениной скромности. Он не любил и не ходил на праздные тусовки, хотя, озабоченный очередной работой, не мог не понимать, что именно там налаживаются деловые связи, именно там он мог бы найти поддержку своим театральным и кинопроектам. Господи, сколько сил и здоровья было потрачено на поиски денег к его незавершенному фильму «Свобода или смерть». Первый спонсор (спонсорша) никак не могла понять, почему именно такие деньги (называлась сумма) нужны для картины, для съемок. Объяснения Лени — зарплата артистам, пленка, костюмы, хорошим артистам — высокие гонорары — не давали никаких результатов. А бесконечные выяснения отношений, доводившие его до дичайшей гипертонии, приближали болезнь. А Лене она вообще решила не платить денег ни как режиссеру-постановщику, ни как исполнителю главной роли в фильме, пообещав после премьеры подарить автомобиль «Москвич», уже стоявший у нее в гараже. Такие вот дела! А на что жить? Как работать? Дикость! В результате Леня рвет контракт, и опять — поиск денег. Съемки приостанавливаются, а артисты ждать не могут — у всех какие-то дела, помимо съемок. Наконец его знакомят с неким дяденькой, который обещает доспонсировать фильм. Обнадеженный, Леня приезжает к нему в офис, и вместо обещанных денег ему приходится в течение долгого времени слушать песенки Жана Татляна, которого этот продюсер обожал. Я при этом не присутствовала, но так живо представила Ленино недомогание и раздражение, которое он старательно прятал: нужно срочно продолжить съемки — время уходит, артистов потом не соберешь. Жан поет, гипертония растет. Наконец Татлян спел-таки свои песни, и Леня слышит: денег пока нет — отданы на другую картину, — приходите в следующий раз. В следующий раз их также не было. Измученный вконец пустыми обещаниями, находясь в постоянном стрессовом состоянии, Леня серьезно заболевает. Мои слова утешения не спасают положения. Видя его несчастным, хотелось завыть, безадресно заорать во все горло: «Суки! Суки вы бездушные!..»
А артисты ждали. О них-то Леня думал в первую очередь. Он их любил, для них старался из спонсоров выбить как можно больше денег, отказываясь от денег для себя, как это было на его первой картине «Сукины дети», кстати, отснятой за 24 дня, с огромной массовкой. Вообще к деньгам у него было странное для нашего времени отношение, т.е. никакого отношения. Он мог, как говорится, ближнему отдать последнее, и это при том, что у нас никогда их не было в избытке. «Нюська, да зачем они? Хватает на хлеб — зачем больше? С голоду не умрем», — говорил он. Я согласно кивала головой, правда, не совсем уверенная в его правоте. А однажды я все-таки ему ввернула: «Вот если бы у тебя были деньги, ты бы смог отснять свою картину». Леня промолчал. А чего тут скажешь? Деньги — презирал. «В России никогда деньги не были главными, хотя они ей не противопоказаны, и были люди, которые умели их делать и считать, но было что-то поверх денег. Поэтому и в русской литературе нет почти страстей из-за денег, а где они есть, там обязательно появится Настасья Филипповна, которая возьмет да и швырнет их в огонь», — не раз повторял Леня.
Как-то раз, когда он был еще здоров, ему позвонил концертный администратор, сказав, что в Сибири очень его ждут всего на один концерт и обещают заплатить баснословную сумму, на которую «можно было бы купить даже хорошую машину». И — Леня отказывается. Администраторы поражались: артисты жаждут приглашений, звонят, просят их, а он без конца отказывается! И в ресторанах он мог расплатиться за весь большой стол, не дожидаясь, пока мужчины наконец-то найдут кошельки.
Ой! Не могу не рассказать один смешной случай, правда, смешным он кажется мне сейчас, а тогда было не до смеха. Однажды, после длительного перерыва, к нам в гости приехал один товарищ, к которому Леня замечательно относился. Обнялись, расцеловались. Не давая нам опомниться, бегло рассказав, где он был и где заработал «кучу денег» (хвастливо показал эту «кучу» — такое я видела только в кино), он приглашает нас в ресторан: «Айда в ресторан! Гуляем, ребята, — я приглашаю!» А чего не пойти, когда тебя приглашает твой хороший приятель, да еще с «кучей», да еще столько надо рассказать друг другу — давно не виделись, а историй всяких накопилось множество. Наскоро приведя себя в порядок, поехали в кафешку, что недалеко от Театра на Таганке, где мы с Леней тогда работали. Пришли, сели за отдельный столик. Настроение — праздник! Хозяин и девочки-официантки здороваются: нас тут знают и узнают нашего гостя, стесняясь, тоже здороваются и дают в красивой корочке меню. Наш гость, быстро изучив его, начинает заказывать для себя и для нас. Имея в виду его приглашение и его кошель, я все-таки напоминаю, что здесь дорогие цены, и не нужно заказывать красную, тем более черную икру, и ни к чему — семга с осетриной. Друг гулял! И назаказывал такое изобилие всего, что, казалось, оставит здесь все свои заработанные деньги. Нам накрыли красивый стол. Какие краски! От разноцветной зелени, от фруктов — красное, зеленое, желтое, черное — восторг! Пили и ели красиво и много. И много говорили, перебивая друг друга. Вино горячило и веселило. Только часа через три или, может быть, четыре стали, отяжелевшие и уставшие от праздника жизни, собираться домой. Наш гость встал, а мы остались сидеть за столом, ожидая, пока он расплатится. Но то ли он дорогу перепутал, то ли еще что, но пошел он по дороге к раздевалке. Недоумения — несколько секунд, и Леня быстро идет к стойке и записывает в долговую книгу сумму долга на свою фамилию. Потом еще долго мой любимый отрабатывал эти деньги. Смешно? Но зато — ах, как хорошо нам было тем вечером!
ИЗ ДОСЬЕ «КП»
Леонид ФИЛАТОВ и Нина ШАЦКАЯ играли на сцене Театра на Таганке.
Леонид Филатов — автор знаменитой сказки «Про Федота-стрельца…», стихотворных пьес «Еще раз о голом короле», «Золушка до и после», «Эликсир любви», «Дилижанс», популярных песен «Оранжевый кот», «О не лети так, жизнь!..» и др., телеведущий программы «Чтобы помнили…»
Последние годы он тяжело болел. Она целиком посвятила себя ему.
5 лучших фильмов Леонида Филатова:
«Экипаж»«Успех»«Забытая мелодия для флейты»«Город Зеро»«Сукины дети»
Из переписки Шацкой и Филатова
ОЧЕНЬ ЛИЧНОЕ
Леня плакал от несправедливости
…Я много думала, как бы одним словом определить человеческую суть Лени, то основное, что, как мощным магнитом, притягивало к нему людей. И мне кажется, я нашла это слово — «пронзительность». Пронзительность во всем. К чему бы он ни прикасался, в любой работе он достигал высшей планки.
Его стихи, пьесы, пародии, переводы — образец прекрасного русского слова. Автор остроумных пародий, он на конкурсе эстрады получает первую премию. Правда, за ночь, под давлением цехового начальства, жюри перерешает — и отдает первую премию, по-моему, Любе Полищук, а вторую делит между Филатовым и Винокуром…
Даже его первый фильм «Сукины дети» на ХVII Международном кинофестивале ровно половину срока держал первую строчку, а в конце фильму присудили приз зрительских симпатий. И примечательно то, я повторяюсь, что фильм, с его многочисленными массовыми сценами, был отснят за 24 дня. А какая дивная атмосфера была на площадке! Актеры не убегали, как это обычно бывает, после съемок по своим делам, а многие приходили даже тогда, когда съемок не было в этот день. Курили, как оголтелые, но подаренная в первые дни одной из актрис роза в последний день была так же хороша и свежа, как будто ее только что срезали. На площадке царила Любовь. И «виной» всему этому была, конечно же, притягательная Ленина сила, его любили, все находились под обаянием его страстной, эмоциональной натуры, которая оставалась неизменной даже тогда, когда он стал по-настоящему «звездой», влюбив в себя, казалось, все женское население страны. Популярность — медные трубы — его нисколько не изменила, и всегда и везде он оставался Мужчиной, которых — увы! — на сегодняшний день большой недород, дефицит. Он был любим женщинами и признан ими как уникальная мужская личность. Из всего мужского состава Театра на Таганке я видела только двух мужчин, мужчин с большой буквы, — Филатова и Высоцкого. Это я так, кстати. Леню любили не только женщины, его любили и к нему тянулись мужчины. Он, как мудрейший восточный старец, все понимал про нашу горестно-нелегкую жизнь, концентрируя свое внимание на негативных ее явлениях, и на любой вопрос мог дать точный ответ. Любое проявление несправедливости вызывало у него болезненную реакцию, он страдал, и я много раз видела, как у него наворачивались слезы, когда он сопереживал чужому горю, чужой беде и приходил в отчаяние от понимания, что изменить ничего невозможно. В такие моменты он мог быть едким, злым, но очень точным, пронзительно точным в характеристике того или иного явления, мог припечатать и дать такую убийственно-точную оценку, мягко скажем, несимпатичному ему человеку, что становилось страшно. Он притягивал к себе людей, ему доверяли, он был как бы камертоном, по которому проверялась нравственная оценка тех или иных действий и поступков. Он любил людей, болел за них, и они отвечали ему взаимностью: на похороны пришло огромное количество пожелавших с ним проститься! Хоронили с воинскими почестями.
«Такого количества людей мы не видели давно — пожалуй, только когда хоронили Шукшина, но и тогда народу было меньше», — говорили кладбищенские люди. Случай с Высоцким, конечно же, был особым случаем. Единственным человеком, не пожелавшим прийти на похороны и не пустившим артистов, назначив им репетицию, был Ю. Любимов. Бог ему судья! Кто-то все-таки пришел, наплевав на его негласный запрет…