Жж олеся лихунова: Руки матери сотканы из нежности — дети спят на них спокойным сном. — LiveJournal – Все публикации автора Олеся Лихунова

Олеся Лихунова: «Мой авторитет не должен вызывать сомнений у детей» | Материнство

Олеся Лихунова — мама восьмерых детей (Маша 14 лет, Тимур 10 лет, Галя 11 лет, Кирилл 10 лет, Нина 9 лет, Вадим 7 лет, Кристина 5 лет, Савва 2 месяца), пятеро из которых приемные. Автор книги «Хочешь, я буду твоей мамой?»

Перед вами подборка из блога Олеси в Фейсбуке о развивающих занятиях, системе наказаний и поощрений, о незыблемых правилах и воспитании с юмором.

Олеся Лихунова и ее семья

Фото Елены Ростуновой

Перед тем, как заниматься чем-либо развивающим с ребёнком, нужно прежде всего успокоиться и осознать, что это делать ВООБЩЕ НЕОБЯЗАТЕЛЬНО. Вспомнить, что ни с Гагариным, ни с Эйнштейном никто по карточкам не занимался, но это не помешало им найти своё призвание в жизни и добиться каких-то успехов. А значит, можно выдохнуть и заниматься с ребёнком в удовольствие, тогда, когда вам удобно. Хоть каждый день, хоть по субботам, хоть раз в месяц, хоть однажды.

Мы иногда начинаем учить с детьми известные картины, читаем о художниках, каждый вечер. Потом вдохновение проходит, мы перестаём. Переключаемся на что-то другое. Например, вспоминаем по карточкам названия грибов, какие ядовитые, а какие съедобные. Потом ещё чем-то другим занимаемся. Не нужно становиться заложником каких-то методик. Самое главное, чтобы во время занятия было интересно и взрослым, и детям. Тогда будет какой-то толк. Или, как минимум, приятные воспоминания.

Олеся Лихунова и ее семья

Препятствия к цели, или Назови пять

Ещё с тех времён, когда Мария была маленькая, у меня осталась привычка создавать «препятствия к цели», так я это мысленно называю. Например, дети увидели в окно, что вышли их друзья, прибегают на кухню: «Мама, а можно мы математику доделаем вечером, а сейчас побежим гулять, потому что там уже вышли гулять Рома и Назир?» Я говорю: «Ну хорошо, но только гулять на этом условии пойдёт только тот, кто расскажет мне какой-нибудь лимерик». Лимерики – это такие короткие дурацкие стишки Эдварда Лира, они очень легко запоминаются и выучить их за две минуты не составляет детям никакого труда. Дети бегут, выбирают срочно себе какой-нибудь лимерик, читают два раза, возвращаются, пересказывают мне и убегают на улицу. Зачем это делать с моей стороны? Просто так. Почему бы и нет. Почему я не прошу их выучить четыре строки из Евгения Онегина, может, это было бы полезнее? Потому что лимерики – это весело. Можно ещё стихи Ренаты Мухи предлагать или любые детские, для «памперсных малышей», как говорят мои дети. Самое главное в препятствиях – это их лёгкость. Нужно быть уверенным, что ребёнку не составит никакого труда его преодолеть.

Пример второй. Вадим говорит: «Мама, пирог был такой вкусный, можно мне взять второй кусок?» «Конечно, Вадим, только сначала назови мне пять любых насекомых». Вадим называет, я закрываю по одному пальцы на руке, после пятого получает пирог и уходит в комнату. Старшим предлагаю назвать фамилии десяти поэтов, пять стран Европы, десять пород собак – всё, что угодно. Должно быть не сложно. Если последнюю не может назвать, я подсказываю (для себя делаю вывод, что нужно потом повторить с ребёнком эту тему во время занятия). Ни разу не было такого, чтобы ребёнок огорчился, услышав мой вопрос и отказался отвечать. Они это очень любят. Галя просит ещё что-нибудь спросить. Ей приятно справляться с заданием.

Когда мы только привезли Нину, она прямо цепенела, услышав какой-то вопрос. Был страх, что не справится, что ответит что-то не так. Я задавала ей простейшее: назови три названия животных. Но она еле выдавливала из себя слова. Такой был ступор перед вопросами. Но потом, увидев. как другие дети наперебой отвечают на вопросы, что их никто не ругает, если что-то не могут назвать (а другие дети прыгают от нетерпения: «ой, я знаю, можно я подскажу!»), Нина постепенно расслабилась и тоже стала называть. И в голос смеяться от того, что всё правильно, назвала пять предметов мебели, пять птиц, пять фруктов. Так что это очень полезная привычка, приучающая к мысли, что задания бывают весёлые и преодолевать их приятно и радостно. Я так даже с Марией до сих пор делаю. Только задаю что-то посложнее. Назови на фотографии как звали всех битлов. Или выучи припев песни Цоя «Но если есть в кармане пачка сигарет». И учит же. Смеёмся вместе.

Олеся Лихунова и ее семья

В занятиях есть место шутке

Каждый день в числе прочих занятий проверяю у Вадима знание букв по карточкам. Карточки с картинками он уже запомнил, доводим до автоматизма по карточкам, где буква написана просто на белом фоне. Карточек 66, все буквы повторяются два раза. Я быстро листаю, Вадим называет. Забывает букву «Л», букву «Ч» и букву «Ф». Карточки скучные. Чтобы было веселее, вставляю в стопку две-три карточки из другого набора. Например, картинки: дом, кошка и ракета. Карточки листаю быстро, с очень серьёзным лицом. Первое время, когда попадалась неожиданная карточка, Вадим сгибался от смеха, кричал: «Эй, это не буква!», но я говорила серьёзно: «Ну и что, это такая шутка, называй!» Карточки с картинками каждый раз заменяю на другие. И Вадим не может удержаться от смеха, когда на них натыкается. Этот приём помогает снять напряжение со скучного, но полезного задания.

 

Создать «липкое место»

Ваш рассказ детям о каком-то герое ни в коем случае не должен быть нудным. Для начала можно рассказать два-три ярких факта, которые наверняка врежутся в память. Например: «А представляешь, есть такой учёный, который парализован настолько, что у него остался подвижным только один палец!» Или: «А представляешь, была такая художница, которая рисовала лёжа в гипсе, потому что во время аварии её насквозь проткнуло поручнем от автобуса!»


Даже этого достаточно для начала. Я называю это «создать липкое место» — мы обращаем внимание на героя, теперь он чем-то ярким запомнился и можно рассказывать про него следующую порцию информации – и она налипнет на эту.

Что почитать будущей маме

Книги, которые я бы посоветовала почитать будущей матери

Если бы можно посоветовать было всего одну книгу, то для меня это «Мы, наши дети и внуки» Никитиных. Если бы три, то еще Е. Комаровский «Здоровье ребенка и здравый смысл его родственников» и Л. Петрановская «Тайная опора». Не нужно следовать всем рекомендациям как инструкции, но пропустить через себя эти книги новоиспечённым мамам стоит.

Ответственность как лекарство от истерик


Когда Вадим был младше, он ужасно вёл себя в магазинах и на улице. Кричал ослом, убегал, всё хватал, закатывался беспричинным смехом или, наоборот, выл и кричал разные гадости от того, что ему не купили, что он хотел.  После таких прогулок папа возвращался домой с Вадимом со словами: «В следующий раз, когда я решу взять его с собой в магазин, напомни мне ни в коем случае этого не делать!». Но не держать же ребёнка всё время дома взаперти, приходилось брать его с собой то в аптеку, то на почту, то в супермаркет. И чтобы предупредить нежелательное поведение, я ещё дома объявляла Вадиму, что беру его с собой потому, что мне нужна будет помощь. Вадим сразу оживлялся и спрашивал, а что, собственно, он должен будет делать. Ну как что, говорю я, ты же мужчина, как папа, ты мне будешь помогать дверь открывать, тележку везти в магазине, потом нести домой пакет с покупками, я же одна не справлюсь.


И груз ответственности удивительным образом стабилизировал маленького Вадима. Он всегда был начеку и следил, когда кнопку лифта нажать, когда дверь передо мной открыть, то пустые пакеты нёс, то какие-то небольшие покупки. В магазине я спрашивала у него совета, какое мыло выбрать, или просила что-то достать с нижней полки. Вадим всё время был занят, и беситься было некогда.

Что почитать будущей маме

Воспитание ответственностью


Дома мы тоже стараемся каждому ребёнку придумать дело, за которое он отвечает. Дети очень гордятся этим.


Например, Кирилл у нас лучше всех заправляет кровать, и у него всегда порядок в комоде с одеждой. Его я назначила следить за тем, ровно ли заправлена кровать Нины, а также помогать Вадиму и Кристине правильно раскладывать одежду в комоды.


Галя лучше всех моет посуду, ищет пропавшие вещи и лучше всех определяет в постиранном белье, что кому принадлежит. Также она часто проверяет у Нины чтение и сама читает ей вслух.
Тимур проверяет у всех школьников домашнюю работу по математике. Его можно послать в магазин, если нужно что-то докупить. Или присмотреть за Савушкой несколько минут, пока я пью чай.


Нина – лучшая укротительница Вадима. Она помогает ему убирать горы конструктора с пола обратно в ящики. За обедом она следит, как ест Кристина, и если та не успевает (есть некоторые блюда, которые Крис ест крайне медленно), может её докормить.

Что почитать будущей маме

Система поощрений


Если говорить о поощрениях, то мне не нравится такая форма поощрений, как: «Деточки, кто сегодня будет хорошо себя вести, тот получит конфетку!» Мне нравится выстраивать последовательность уровней (как в компьютерной игре), в которых чередуются сложные и приятные дела.


Например, утром объявляю детям: «Так, дети, сейчас завтракаем, потом садимся делать чистописание, после можно будет два часа погулять, потом наводим порядок в комнате, садимся обедать, включу мультфильм. После обеда раздаю конфеты, ложимся на тихий час. После тихого часа будет полдник, затем математика. Кто всё сделал, можно полчаса поиграть на планшете или в приставку…»


То есть, какие-то приятные вещи дети получают не за что-то, а просто дойдя до этого места по плану. Получается цепочка взаимосвязанных дел, которая смиряет детей с необходимостью заниматься какой-то рутинной работой.
 

Что почитать будущей маме

Система наказаний

Внимание! Все трюки выполнены профессионалами, не пытайтесь повторить их!

В нашей семье есть чёткие правила поведения (что можно делать, а что категорически нельзя), которые обсуждаются заранее и действуют независимо от выходных, праздников, приезда гостей и т.п. Наказание за нарушение правил тоже обсуждается заранее и настигает нарушителя автоматически. Это значит, что я не предупреждаю по 100 раз (ой накажу, ух сейчас точно накажу) – максимум один. Наказание нельзя перенести на другое время, смягчить или как-то изменить. Поэтому мне не нужно нервничать, придумывать на ходу, как наказать ребёнка и сомневаться, не погорячилась ли я. Моё дело – только проследить, чтобы наказание последовало за нарушением. Спокойно, без нервов и угрызений совести.

Кажется, ну так просто, а на деле многие родители не выдерживают этой последовательности. То правило меняют неожиданно и то, что было обычно нельзя, вдруг за хорошее поведение или когда родитель сильно занят – разрешается. То предупреждают 200 раз, но не наказывают. То наказывают, но не доводят до конца, а прощают раньше времени или из сочувствия («ну ладно, ладно, он понял, что так нельзя было себя вести»). То оправдываются тем, что у них такой редкий вид ребёнка, который не поддаётся обычным наказаниям («Не, наш на стуле не будет сидеть. Он просто выходит и идёт заниматься своими делами»). В результате ребёнок манипулирует родителем, не воспринимает его слова всерьёз.

Я такой ситуации просто не могу себе позволить. Мой авторитет не должен вызывать ни у кого из детей сомнение, иначе начнётся хаос. Каждый ребёнок должен знать, что у него есть главный взрослый, который принимает окончательные решения, который твёрдо знает, как правильно, который защитит, успокоит, направит. Тогда ребёнок может оставаться ребёнком и спокойно играть и развиваться, ведь всё под контролем. Когда взрослый – главный и уверенный в себе, ребёнку хорошо.

Система воспитания в многодетной семье

Когда я начинаю сухо рассказывать про наши порядки, некоторые начинают думать, что у нас дома царит военная атмосфера, дети сидят тихо и боятся лишний раз пикнуть, а взрослые щёлкают зубами. Ничего подобного. Именно потому что всё чётко и ясно, у нас спокойная обстановка в семье. Дети ласковые, родители весёлые. Ещё я уверена, что привычка строго соблюдать простые правила останется с ребёнком, когда он повзрослеет. И он не станет перебегать дорогу в неположенном месте, не оставит грязную посуду с вечера на утро и сможет устоять перед третьим куском торта.

Младшие у нас чаще всего наказываются сидением на специальном стуле. Он стоит в прихожей и называется «наказательный». Старшие наказываются лишением чего-либо (десерта или просмотра телевизора) или ограничением свободы (все игры в пределах своей комнаты/пропуск прогулки).


Например, Кристина залезла в ящик Вадимкиного комода и без разрешения взяла оттуда увеличительное стекло. Я говорю, что брать чужие вещи нельзя, прошу стекло вернуть на место и отправляю Крис на наказательный стул на 5 минут, завожу таймер. Кристина громко топая и возмущаясь идёт на стул и сидит там сердитая. Таймер прозвенел, ребёнок свободен. Или Нина кричит: «Вадим, ты что дурак?» Обзываться у нас запрещено. На 9 минут на стул. Вадим, проходя мимо пьющего из миски кота, хлопнул его рукой по спине. Котиков обижать запрещено. На стул на 6 минут.

Время на таймере выставляю по количеству лет. Если ребёнок балуется в углу (продолжает возмущаться и яростно бросается тапками), предупреждаю и время увеличиваю.

Пример второй. Старшие играют в Монополию. В какой-то момент Кирилл начинает кричать, потому что ему не везёт, и он проигрывает. Предупреждаю. Кирилл снова возмущается, кричит уже на грани плача, ссорится со всеми, бросает в игру фишками. Отправляется в свою комнату на час, чтобы успокоиться.

Нина во время тихого часа разошлась и кувыркнулась через голову. Кувыркаться Нине запрещено, так как в голове стоит шунт. Три дня без магнитофона (она часть тихого часа читает, а вторую половину слушает аудио-сказки).

Мария поленилась сделать домашнее задание по французскому, и репетитор потратил время урока на его разбор. Гулять не идёт вечером.

Система воспитания в многодетной семье

Фото Елены Ростуновой

Строгая последовательность и воспитание с юмором


Ещё у нас заведена определённая последовательность действий, которая строго соблюдается и потому облегчает мне жизнь.


Например, я не приношу обед, если в комнате не убрано после игры и стол не подготовлен. За 15 минут до того, как разносить тарелки, я предупреждаю и старших и младших (это две разные комнаты с разными играми), что скоро обед. В комнате девочек дети убирают все бумажки и фломастеры с пола, протирают стол, складывают по местам книги, игры и прочие вещи. В комнате мальчиков младшие собирают весь конструктор и игрушки с пола в ящики, расставляют стулья по местам. Я проверяю, и если всё идеально, то приношу обед. Если нет, то не принесу ни за что.

Еще пример. Дети идут гулять, если в их комодах порядок. Нет порядка – остаёшься складываешь вещи. Пару раз Галя оставалась, потом стала заранее проверять комод перед прогулкой. А вообще я стараюсь не нервничать по пустякам и воспитывать с юмором.

Система воспитания в многодетной семье


Например, если я ставлю перед ребёнком тарелку с едой, а он не говорит «спасибо», я сразу молча уношу тарелку обратно на кухню. Кричит вдогонку «ой, да, спасииибо!» — возвращаюсь.

Другой пример. Приношу Вадиму ужин, а он начинает кричать, что не хочет есть такое горячее. Молча уношу кашу, приношу на тарелке замороженные блины из морозилки. Вадим с удивлением: «Ой, что это?» Я: «Ты не хочешь горячее, получай холодное!» Вадим: «Ну ладно, ладно, я хочу горячее!»

Третий пример. Открываю Галин комод, чтобы достать резинку для волос и замечаю, что в верхнем ящике фантики от конфет, какие-то бумажки и грязные салфетки. Запоминаю. После полдника приношу детям бананы, раскрываю один Кристине и кожуру бросаю в верхний ящик Галиного комода: «Дети, теперь на кухню не обязательно мусор относить, можно бросать сюда! Очень удобно!»  Через полчаса в ящике уже идеальный порядок.

Четвёртый пример. Готовлю обед. Кристина стонет, что уже голодная и не может подождать десять минут. Говорю: «Ну ладно, ладно!» и выкладываю в маленькую тарелочку недоваренные макароны и кусочек сырой курицы. «Фу, мама что это? Я такое не буду!» «Ну ты же не можешь ждать, как другие дети, а ещё не доварилось!» «Нет, я лучше подожду, чем есть такое». И в следующий раз уточняет, скоро ли обед и доварилась ли еда.

Пятый пример. Если у Вадима что-то не получается, он начинает биться об пол, психовать, кричать и рыдать. Обычно я предупреждаю, что заберу конструктор, если он будет продолжать в том же духе. Иногда забираю, если продолжает. Недавно я сказала, что раз он такой маленький, что при каждой неудаче ревёт, то у меня есть верное средство: пустышка и памперс. Вадим захохотал, но кричать перестал. Теперь если что, я появляюсь в дверях, помахивая памперсом и пустышкой, и Вадим быстро приходит в себя, смеётся и говорит: «Ну всё, всё, не буду!»

Система воспитания в многодетной семье

Конечно, иногда бывают нестандартные ситуации, когда я вспыхиваю, ругаю, долго и горячо объясняю, почему так поступать или это говорить было нельзя. Даже обижаюсь, бывает. Но такое за прошедший год случалось довольно редко. По пальцам можно пересчитать такие случаи. То ли дети подросли, то ли все привыкли держаться в рамках принятых правил. Всё течёт, всё меняется, конечно, будут ещё возрастные какие-то кризисы у детей. Но если мы с детьми слышим друг друга, то не сомневаюсь, что со всем мы справимся, всё переживём.

Фото из архива Олеси Лихуновой

Дата публикации 05.03.2018
Автор статьи: Подготовила Елена САЙ

Знакомство с Вадимом в июле 2012-го года

Не передать словами как билось мое сердце, когда я спустя полтора часа тряски в маршрутке и получаса ходьбы, оказалась у ворот дома ребенка. Лил дождь, а я остановилась и не решалась войти.

Вздохнула и перешагнула. От ворот нужно было пройти еще порядочное расстояние до открытой двери дома. Внизу сидел какой-то парень, я спросила у него, где главврач, поднялась на второй этаж к дверям кабинета. Немножко подождала, пока врач договорит по телефону, потом вошла.

Врач встретила меня довольно приветливо. Я сказала, что пришла к Вадиму. Она нашла папку с его документами и стала мне подробно рассказывать все, что известно. Я спросила, что там с сердцем, говорит, ничего серьезного — фальш-хорда (у моего Тимурки то же самое). Из проблем только обычные, на мой взгляд, для тематических деток —  задержка роста и задержка развития.

12813892_824479304348541_8305545286914234276_n

Вадим в доме ребенка. Фото — Олеся Лихунова.

Врач говорила примерно следующее: «Ой, да он на руки идет ко всем, всем улыбается, понимаете (намекая на расстройство привязаннности, я так понимаю), игрушками не интересуется, только швыряет. Дети сидят играют в группе, а он носится туда-сюда. Однажды укусил одного мальчика. Ничего не говорит, ну вообще ничего!»

Я спрашиваю:«Может, плохо слышит?» Она отвечает: «Нет, на музыку реагирует, танцует». Я: «Может у него голоса нет?» Она: «Э, нет, голос у него будь здоров! Засыпает плохо, раскачивается, сосет палец. Кушает сам и с удовольствием. На занятиях пирамидки не хочет собирать, разбрасывает. Короче, я вас не отговариваю, но подумайте хорошо. Все-таки, задержка развития у него очевидная».

Спрашиваю: «Ну вы считаете он прямо бесперспективный?» Она: «Нет, не скажу. Тут не угадаешь. Но при самом худшем раскладе задержка может остаться, но умственная отсталость ему не грозит. Мы делали совсем недавно ему МРТ — там все в порядке». Я говорю: «Ну, я все же посмотрю на него, если не возражаете. Я тут игрушечку ему принесла и печенье». Она: «Да ну, я же говорю вам, с игрушками он не взаимодействует». Я : «Ну, я попробую хотя бы».

Наш разговор я передаю очень кратко, только то, что про Вадима обсуждали. На самом деле, мы часа два беседовали. Об усыновителях, детях и т.п. Врач мне показалась приятным и добрым человеком, хоть я и не во всем с ней согласна, но видно, что она искренне переживает за детей. Просто смотрит на них немного под другим углом, чем я.

Побеседовав, мы пошли в актовый зал. Я села там на маленький стульчик и с замиранием сердца ждала пока оденут и принесут Вадима. Мысленно повторяла, что от фотографий дети обычно отличаются, и я должна быть к этому готова.

И тут приносят его. Такого маленького, что это просто невозможно было себе представить! Крошечного совершенно! На фотографиях он выходит таким крепышом, вполне себе ребеночек, но в реальности, непонятно в чем там душа держится.

Воспитательница с ним на руках подходит и ставит его передо мной. Я улыбаюсь. А Вадим вдруг заплакал и убежал в противоположный угол комнаты, стоит там спиной ко мне и сопит. Ага! А врач говорит, что ко всем идет и не понимает где свои, а где чужие. Все он понимает! 12813892_824479304348541_8305545286914234276_n

Кое-как из угла выманили его печеньем. Зажал печенье в руке, сопит и смотрит исподлобья. Воспитатели и врач говорят: «Ну, Вадим, чего ты, не стесняйся!» И посадили мне на колени. Я глажу его по спинке и рассказываю какой он миленький и маленький. Сидит напряженно и сопит в страхе, бедняжка.

Врач ушла, я осталась с одной воспитательницей. Достала из сумки молоточек, издающий смешные звуки. Потрясла им — Вадим смотрит с удивлением. Потрясла еще — на лице появилась ухмылка. Взял сам, трясет — ничего не выходит. Стал есть печенье. Расспрашиваю воспитательницу, как он вообще. Воспитательница его хвалит, говорит, что он кушает хорошо, засыпает быстро. Ну, активный, но видно, что не глупый мальчик. Конечно, ему нужно индивидуальное общение, дома дети раскрываются.

Я спрашиваю, не боится ли он ласки (читала, что некоторые дети из системы не понимают даже объятий). Она говорит: «Что вы, у нас дети очень ласковые, он любит когда его носят на ручках, ревнует, когда берем другого».

Между разговорами. я достала из сумки еще одну игрушку: такие качельки на присоске, надо толкать игрушку, а она вертится. Прикрепила их к скамейке. Вадим подошел, раз толкнул, другой — заулыбался (да-да, совсем не интересуется игрушками). Я скорее фотографировать, но заснять улыбку не успела, Вадим стал сосредоточенно крутить игрушку. А когда она упала, сказал: «Ба!» Я говорю: «А главврач сказала, что он не говорит совсем». Воспитательница: «Нет, почему. Он понемножку начал что-то повторять».

Потом малыша понесли кушать, он забрал все свои игрушки, я всунула воспитательнице оставшееся печенье и пошла к глав.врачу. Сказала ей, что мальчик мне понравился. Она попросила не спешить и хорошо подумать. Дала мне свой номер телефона и мы распрощались.

Когда я села в автобус, чтобы ехать домой, голова моя ломилась от мыслей и чувств. Я приехала домой в 4 часа дня уже другим человеком. Можно предполагать и знать, что существуют дома ребенка, но только когда ты лично видишь совершенно крошечного и бесконечно одинокого человека — доходит весь ужас происходящего. И жалко его так, что щемит сердце. Ну как я могу его там оставить?

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Всем привет! Меня зовут Олеся, мне 32 года, я живу в городе Подольске…: odin_moy_den — LiveJournal

Всем привет! Меня зовут Олеся, мне 32 года, я живу в городе Подольске с мужем и семью детьми. Некоторые из моих детей — приёмные. Приглашаю вас провести с нами один обычный день 29 июля 2015 года. Это мой первый день в сообществе, пожалуйста, не судите слишком строго 🙂
Под катом 70 фотографий.

1. Просыпаюсь в 8 утра.

2. Поворачиваюсь к окну и смотрю, какое сегодня небо. Голубое — есть надежда на солнечный день! В кроватке спит наша младшая Кристинка. Приходится занавешивать её тканью, чтобы не просыпалась в пять утра от солнечного света.

3. Прохожу мимо комнаты мальчиков. Все спят.

4. Девочки тоже спят. Прекрасно! У меня есть ещё целый час собственного времени!

5. Ставлю чайник и иду умываться. Привожу себя в порядок, крашу глаза — потом уже совсем не будет времени на это.
Делаю селфи. Сзади меня виднеется нога спящего мужа ))

6. Чай готов. Завтракаю, проверяю почту, читаю ленту в ЖЖ. Отдыхаю и набираюсь сил.

7. Будильник намекает мне, что скоро все проснутся.

8. На завтрак у нас все едят йогурты и пьют чай. Забыла сфотографировать печенье.

9. Отношу Кристинке чай в кроватку. Если вытащить её перед этим — будет капризничать и валяться на полу — проверено!

10. Раздаю кому надо лекарства и старшие садятся завтракать.

11. В это время папа кормит младших детей и мы начинаем собираться на улицу.

12. Старшие у нас гуляют сами на охраняемой площадке, а младших выгуливаем вместе. Сегодня муж работает во вторую смену, поэтому гуляем утром.
Наша Нина не может ходить, но зато прекрасно ползает. Надеваем защиту на руки и на колени.

13.Вскарабкивается на горку и весело съезжает вниз.

14. Нина и Вадим качаются на качелях вскрикивая от восторга.

15. Возвращаемся домой. Время:

16. После прогулки закидываем Кристинку в ванну. Мария приглядывает.

17. Дети садятся за письмо и прописи. Нина пока посто раскрашивает картинки.

18. Папа уходит на работу.

19. Старшая собирается гулять:

20. Остальные дети тоже доделали свои занятия и собираются на улицу.

21. Уходят.

22. Пора начинать готовить обед. Сегодня у нас красный борщ!

23. Заглядываю посмотреть, во что играют младшие. Ремонтируют инвалидную коляску ))

24.  Продолжаю готовить борщ и мою яблоки для пирога к полднику.

25. Нина увлечённо раскрашивает, слушая аудиокнигу про Незнайку.

26. Фиксирую время.

27. Борщ готов, ставлю в духовку пирог с яблоками и замороженной вишней.

28. Старшие вернулись с прогулки.

29. Разливаю по тарелкам:

30. Кристина кушает сама:

31. Дети обедают и смотрят мультфильм «Маленькое королевство Бена и Холли»:

32. Старшая ест отдельно и смотрит свой фильм:

Время:

33. Пора укладывать Кристинку. Огромное счастье, что младших не нужно как-то особо укладывать (ох, как я намучилась с старшей Машей!). Просто кладу в кроватку и ухожу. Кристина засыпает в течении 15 минут!

34. Пришёл черёд укладывать Вадима:

35. Время:

36. Сажусь обедать сама, заодно просматриваю новости.

37. Время 14.00 — начинается «тихий час». Правда у нас он длится два часа 🙂  Время, когда можно читать или спать, главное, чтобы была полнейшая тишина!


Но пока всё равно раскладываемся по местам.
Тимур читает на балконе:

Маша и Нина на своей кровати:

Галя и Кирилл на диване:

38. Фиксирую время и ложусь отдыхать.


Стелю себе одеяло на полу на кухне — самое удобное место, чтобы следить за порядком! ))  Шоколадка и книга — что может быть лучше?  Читаю до трёх, потом засыпаю..

39. Просыпаюсь в 16.04. Вставать неохота, но срежима лучше не сбиваться. Проверяю владения — все спят!

40. Готовлю всё к полднику:

41. Нина с подозрением рассматривает пирог, остальные уплетают за обе щёки.

42. Маша села за геометрию, чтобы поскорее всё сделать и убежать гулять:

43. У остальных детей тоже время математики:

44. Вадима после полдника сажаю в ванну.

45.

Пока все заняты делом, есть время пропылесосить и протереть зеркала.

46. Пришло время заниматься с Ниной:

Повторяем буквы:

47. Старшие ускакали гулять, мы с младшими тоже решили немного прогуляться перед ужином. Недалеко от нашего дома красивое искусственное озеро. Мы часто ходим сюда понаблюдать за утками.

48. Делаем с Ниной сэлфи для ОМД 🙂

49. Возвращаемся домой. На часах:


50. Забрасываю Нину купаться, а сама начинаю готовить ужин.

Сегодня у нас будет наша любимая гречка с молоком.

51. Возвращаются муж с работы и старшие дети с прогулки:

52. После ужина младшие ложатся спать, а старшие дети играют до 22.00 во что хотят.
Когда папа работает в первую смену, я обычно перед сном им что-нибудь читаю. Но когда во вторую — сил на это уже не хватает.

53. И это уже наше с мужем время! Ужинаем, обсуждая новости дня.

54. Посуды скопилась целая гора, но я уже не в силах даже смотреть в её сторону. Позже, муж загрузить её в посудомойку. Стирку запустит тоже он.

55. Папа проследил, чтоы мальчики отправились спать, я выключаю свет девочкам.

56. Старшая до 23.00 тусуется на балконе. Читает, рисует или смотрит фильмы.

57. Я же начищаю до блеска ванну и раковину, а затем погружаюсь в тёплую воду, чтобы снять усталость прошедшего дня. Книга и шоколадка всегда со мной 🙂

58. После обычных вечерних приготовлений фиксирую время и ложусь спать!

Вторая встреча с Вадимом в доме ребенка

Сегодня я встала в 6 утра, а в половину восьмого уже сидела в автобусе. Приехала в Карачев ровно в 9 утра. Пришла в опеку, подписала шесть листов согласия и отправилась в дом ребенка повидать Вадима. С собой везла пачку памперсов и каталку-утенка.

Врач встретила меня очень доброжелательно. Мы поговорили немного, и она предложила мне сначала сходить к Вадиму, а потом в отдел кадров подписать согласие у них.

Вадим_Лихунова

Таким был Вадим во время нашей второй с ним встречи. Фото — из семейного архива Лихуновых.

Вадим с группой гулял на улице. Накрапывал дождь, и дети тусовались на веранде. На десять человек — три воспитательницы. Выход из веранды был загорожен скамейкой, чтобы дети не прошли на улицу. Подхожу к этой скамейке, чтобы перешагнуть внутрь, и тут ко мне направляются все дети с протянутыми вверх руками, чтобы я взяла их на ручки. А Вадим сидит где-то посередине веранды и с любопытством смотрит, как я с трудом прорываюсь и перешагиваю через детей к нему.

Стоило мне только достать каталку, как толпа отобрала ее и утащила в сторону. Тогда я села рядом с Вадимом и пара детей тут же уселись ко мне на колени. Вадим залез на качели и я болтала с ним, стараясь не обращать внимания на облепивших меня детей.

Когда я представляла себе подобную сцену дома, мне казалось, что сердце должно разорваться от жалости в такой ситуации. Или что мне будет неприятно, что ко мне лезут, прямо скажем, очень некрасивые дети. Кроме Вадима только один мальчик выглядел более менее нормально. Но на самом деле меня ни капли они не раздражали. Ну дети и дети.

У половины группы во рту были красно-оранжевые фантики от конфет. У Вадима тоже в руке был такой фантик, и он старательно его обсасывал. Когда я достала мыльные пузыри и стала запускать, вся толпа детей стала с криками и хохотом бегать за ними и лопать. Ребята все время падали, а я ойкала с непривычки над каждым. Но ни один малыш не плакал — поднимались и бежали дальше. Вообще за всю прогулку никто из детей ни разу не плакал, не кричал и ничего не требовал. Кроме Вадима. Он карабкался на качели, не смог залезть и требовательно пищал, пытаясь разреветься.

В прошлый раз, ради знакомства Вадимку нарядили, и он был как роза. А сегодня был одет в непонятно что. Колготки велики, сандалии вообще размера на три больше, рубашка наоборот мала, шапка какая-то нелепая.. Но так все дети были одеты.

Мы погуляли немного, и я отнесла его снова на веранду. Села на лавочку наблюдать, как Вадим играет. Сначала он забрался на большую машинку и распевал там песни: «Да-да-дааа». Затем поднял с пола фантик и отнес ребенку, который сидит в коляске и сказал ему «На!». Потом раскачивал другого ребенка на качелях и сам полез на какую-то большую качалку… То есть, вел себя очень активно и, на мой взгляд, как совершенно обычный ребeнок. Я на прощанье обняла его, понюхала, как учили в ШПР, и пошла подписывать согласие в отдел кадров. Туда пришла главврач и сказала, что Вадима можно будет забрать в среду. Урааа! Я попрощалась с ними и поехала домой совершенно счастливая.

Доехав до Брянска, я побежала покупать Вадиму одежду. Как на зло, на его рост (74 см) продавались преимущественно малышовые вещи (на ярлычках написано 9 месяцев), а я искала побрутальнее что-нибудь. Купила футболку, шорты, колготки и носки. Завтра поеду за обувью.

Теперь у нас есть ровно четыре дня, чтобы купить все самое необходимое. Такие приятные хлопоты!

Наш маленький фантик уже совсем скоро поедет домой!

7 детей детей у знакомой из ЖЖ.

7 детей у моей знакомой из ЖЖ.
(стоп, не разбегайтесь! Это пост про хорошее — не про сбор денег 🙂
Так вот, у Олеси семеро детей.
Сама она тоненькая и глазастая, чисто девочка. И муж у нее классный.
Двое своерожденных детей. Девочка и мальчик. Мальчик прекрасный, как принц из сказки, а девочка вообще вундеркинд. Реально вундеркинд. С ними трудно, кстати, с девочками-вундеркиндами.
Я хорошо помню, как у них появился маленький черноглазый Вадим. И тогда меня еще зацепило, как она рассказывает про проблемы и их решение. С полным принятием ребенка, полностью с его берега. «Наш сын» — и все тут.
Потом появились еще две дочки. Год назад. Совсем крошка — и девочка постарше, первоклассница.
Я еще тогда снова и снова восхищалась: в доме у Олеси светло и прекрасно, дети с утра — за столом пишут прописи и читают, я не знаю, какой ценой такая сказка достигается, но это была сказка. Старшей приемной девочке, кстати, ставили (как всем таким детям) легкую уо. Год прошел — вы бы слышали, как Галя читает, а как пишет!
Но я все подбираюсь и подбираюсь к сути моего рассказа.
Я думала: ну все, пять детей. это Много.
И тут Олеся говорит: мы берем Кирилла. Хороший мальчик. Ему семь лет.
Я думаю: вот вообще. Герои. Шестой ребенок.
А Олеся помолчала и вдруг добавляет следующий пост.
Ребята, говорит, мы, конечно, с мужем, решили, что у нас будет шестеро детей. Но… но теперь решили, что будет семеро. Шестеро и — Нина.
Тут все немного ахнули. Нину пиарили, — а пиарить приходилось, потому что Нина не ходит. Так она умница совершенно, и с характером, и шустрая. Но не ходит.
И вот у Олеси этим летом двое новых детей — Кирилл и Нина.
А теперь (предисловие долгое) — я хочу вам Олесин пост показать. Чтоб было понятно, какая это мама, какой это человек.
Вот.
«Пошла я сегодня на вечернюю прогулку с Ниной и Кириллом.
У нас тут в пяти минутах ходьбы красивое искусственное озеро, с живописным рогозом по берегам, с утками и сосновым лесом на противоположном берегу. Очень люблю гулять до него и возвращаться другой дорогой обратно домой.
Идём по дорожке. Вдруг Кирилл шагает с бордюра и делает несколько шагов по траве.
Я говорю: „Кирилл, трава мокрая после дождя, сейчас все ботинки будут грязные..“ Кирилл снова идёт по дорожке, я качу Нину в коляске.
И вдруг думаю, что если бы Нина шла рядом, то она бы точно лезла в мокрую траву и не слушалась, очень это в её характере)) Тогда я с размаху съезжаю коляской в траву и начинаю ругаться на Нину, мол, ты куда, трава мокрая, сейчас все ботинки испачкаешь! Нина хохотала и визжала от восторга!)) Так, пока гуляли, я несколько раз завозила её то в траву, то в лужу, ругала и обещала пожаловаться папе.
А вечером, когда вернулись домой, Нина просила ей снова и снова рассказывать, как она сегодня не слушалась и в траву убегала».
Дина Сабитова

От себя: мне пофиг, кто и что думает, как это НА САМОМ деле, и ради чего. Не думаю, что большинство из нас согласились бы на такую семью и за миллион долларов. Я прочла этот пост с восторгом. Я мечтала быть такой, но никогда не буду. Но я верю, что такие люди есть

«Любовь к ребёнку придёт не сразу». История мамы восьмерых детей, пятеро из которых — приёмные: melfm — LiveJournal

Решиться на усыновление — тяжело. Ещё сложнее понять, готовы ли вы к этому. Олеся Лихунова — мама восьмерых детей, пятеро из которых приёмные. Она проходила через все эти сомнения и отвечает на восемь вопросов, которые больше всего волнуют будущих приёмных родителей.

Читайте оригинальный текст на сайте mel.fm

1. Как найти «своего» ребёнка?

Мне странно слышать, что некоторые выбирают детей годами. Своих мы привозили в течение месяца после того, как нам официально разрешали стать опекуном. Иногда смотрели фотографии и загорались забрать именно этого ребёнка. Иногда читали на форумах приёмных родителей какие-то грустные истории и понимали, что если мы не решимся, то этот ребёнок так и останется жить в детском доме.

Я бы посоветовала не сидеть и ждать, пока вам подберут идеального ребёнка. Так не бывает. Нужно выписать себе на листок более-менее подходящих детей из федеральной базы сирот, внимательно изучать информацию, может быть, пересмотреть свои требования к полу, возрасту и здоровью ребёнка. И ехать знакомиться.

После знакомства потенциальный родитель должен определиться — усыновляет он ребёнка или нет. Мне сложно представить, что я приезжаю к ребёнку, который меня ждёт, а потом подписываю отказ. Хорошо, что мне ни разу не пришлось так делать. Я всегда принимаю решение заранее.

На встречах с детьми я так волновалась, что вообще не понимала, что чувствую. В любом случае, по-настоящему родители познакомятся с ребёнком только дома. Первому впечатлению доверять нет смысла. Ребёнок в детдоме выбирает себе «образ», которые вызывает у взрослых нужные реакции. Например, одна наша дочка постоянно задавала вопросы и все восхищались её любознательностью. На деле её совершенно не интересовали ни вопросы, ни ответы, она их даже не слушала — это просто был такой способ привлечь внимание. Другая наша дочь, наоборот, периодически «включала дурака»: начинала заикаться, говорить несвязные вещи лепечущим голосом. В детдоме на это покупались и ничего не требовали от «глупой» девочки, а ей только это и нужно было.

Иногда проходит несколько лет, прежде чем дети избавляются от своих масок и начинают нормально общаться со взрослыми. При этом с другими детьми они с самого начала ведут себя естественно — ими не надо манипулировать.

2. Есть ли какие-то особенности, характерные для всех приёмных детей?

Все мои приёмные дети жили в детском доме с рождения, их общими проблемами были неуверенность в себе, узкий кругозор и выученная беспомощность. Например, Кирилл и Нина, которых мы взяли в семилетнем возрасте, не звали на помощь, когда в ванной из крана лилась слишком горячая вода или кто-то случайно выключал свет. Они просто сидели и молча страдали. Когда я спрашивала, почему они меня не позвали, отвечали, что им даже в голову это не пришло.

Галя, которую мы забрали в восемь лет, просто тихо плакала, если сломался карандаш или ей не досталось печенье. Спросить или попросить она не умела. Если во время прогулки разбивала колено, то так и ходила с кровью на ноге, пока дети не прибегали и не рассказывали мне. Не так давно был случай, когда папа перед началом новой рабочей недели погладил и повесил школьную форму не на привычное место в шкаф, а рядом. Все дети уже собрались и позавтракали, хватились — Гали нет. А Галя сидит на кровати, плачет, потому что не нашла свою форму на привычном месте. Спросить не догадалась. Это очень грустно. Приходится постоянно объяснять детям, что нужно за себя бороться. Спрашивать, просить, требовать! Иногда они помнят, что так можно делать, но иногда снова забывают.

Ещё у четырёх из пяти приёмных детей осталась депривация, которая выражается в укачивании себя перед сном и разных неврозах.

3. Что если я не смогу полюбить приёмного ребёнка?

Одного ребёнка хочется схватить в охапку, крепко прижать и больше не расставаться. С другим требуется много времени, чтобы присмотреться, привыкнуть. Не страшно, если любовь к ребёнку придёт не сразу.

Неправильно думать, что приёмные родители — это какие-то святые, которые по умолчанию любят весь мир. Такие завышенные ожидания окружающих усложняют приёмным родителям жизнь. Они привозят домой чужого ребёнка, не своего. И чтобы он стал своим и любимым, в него надо вложить много труда. Дети отогреваются и расцветают не в любви, а в заботе. Для начала этого достаточно.

4. Как быстрее наладить с ребёнком контакт?

Я сразу начинала называть ребёнка дочкой или сыном. Нарочно это делала, чтобы приучить себя к мысли, что теперь это мой ребёнок. Дети быстрее привыкали называть нас родителями, а остальных — братьями и сёстрами. Ещё мы стараемся ввести какие-то традиции, чтобы привыкать друг к другу. Например, обнимаемся перед сном и желаем друг другу спокойной ночи. Или я приобнимаю новенького, когда читаю вслух книжку. Стараюсь чаще касаться его как бы невзначай. Например, когда обращаюсь и что-то говорю, беру за руку или за плечи.

Однажды, когда я читала вечером детям книгу, Галя ради шутки надела на себя мою кофту. И вдруг сказала: «Ой, как она вкусно пахнет тобой!». И сразу все дети стали просить тоже надеть мою кофту и по очереди в ней сидели, пока я читала. Кому-то из детей требуется больше времени, чтобы привыкнуть, кому-то меньше. Например, наша маленькая Кристина сразу вцепилась в меня, когда я взяла её на руки, и готова была часами висеть на мне как детёныш коалы. А Вадим, которого мы тоже забрали в полтора года, в руки не давался, отворачивался, если я сажала его к себе на колени.

Помню, как он сильно заболел — высокая температура, сопли ручьём. Всю ночь плакал в кроватке на четвереньках. Моя первая реакция была взять его на руки, чтобы носить и утешать, но он не давался, бился в истерике и выгибался. Так непривычно ему было, что кто-то во время болезни его касается. Привык переносить боль в одиночестве. Так я и просидела тогда всю ночь на полу рядом с ним, опасаясь своим прикосновением лишний раз его побеспокоить. Вадим привыкал к объятиям очень медленно. Мы его не торопили, но и попыток не оставляли. И только через два-три года он полностью расслабился и очень полюбил обниматься. Иногда просто приходит, ложится животом мне на колени и висит, как коромысло, пока я глажу его спинку. Подзарядится — и снова идёт играть.

5. А если ребёнок не приживётся в семье?

Психологи утверждают, что в среднем адаптация к приёмному ребёнку длится около года. Спустя это время ребёнок становится своим. Так оно и есть, наверное. К маленьким детям быстрее привязываешься и привыкаешь. С детьми постарше требуется больше времени. Если времени прошло достаточно много, а ребёнок так и не прижился, нужно обратиться к психологу, искать причины и стараться над ними работать.

С одним из сыновей мы прошли классическую адаптацию, как по книгам: раздражало в нём буквально всё — от запаха до старания понравиться. Я понимала, что со мной происходит, но подавить своё раздражение была не в силах. Единственное, что я могла сделать в этой ситуации — это не подавать виду, что испытываю негативные чувства, и ждать, когда адаптация закончится. Обнимала через силу, мыла, учила. Боролась с собой, когда хотелось цепляться по пустякам. Он тоже медленно и сложно привыкал к жизни в семье, болезненно воспринимал каждое замечание или неудачу.

Прошло больше полугода, когда что-то изменилось. Особенно после того, как я попыталась представить, что его просто нет в нашей семье. И вдруг поняла, что у него уже своё место, своя роль и без него нашу семью невозможно представить. Мне резко стало легче. Был чужой ребёнок, а стал наш.

Я бы советовала читать как можно больше дневников родителей, которые уже прошли через адаптацию к приёмному ребёнку. Чем сложнее будут истории, тем лучше. Потому что нужно быть готовым ко всему.

6. Вдруг семье не будет хватать денег на приёмного ребёнка?

Конечно, нас тоже этот вопрос волновал с самого начала. Неразумно брать столько детей, если нельзя организовать им достойную жизнь. Именно поэтому мы оформляли возмездную опеку, так как работает только муж, а я занимаюсь детьми. То есть мы получаем деньги на содержание детей и зарплату приёмного родителя. Этого хватает, чтобы нормально жить.

Для меня важно чтобы дети были хорошо одеты, чтобы у них были ролики, новые книги, велосипеды, техника. Много средств уходит на еду, лечение, оплату кружков и репетиторов, но это у всех так. Одежду иногда донашивают друг за другом, но только если она в прекрасном состоянии. Например, Галя часто носит то, что уже мало Марии, нашей старшей дочери. Это хорошие вещи. Но после Гали Нина уже вещи не носит, потому что ей важно подбирать вещи, подходящие по цветотипу, иначе вид получается унылый. Мальчикам приходится покупать всегда новое, так как до следующего по очереди вещи не доживают. Не могу сказать, что хватает прямо на всё — например, купить билеты на какие-то московские спектакли или поехать отдыхать всей семьёй для нас дорого.

Вообще, доход семьи должен быть в первую очередь стабильным: в семью, где оба родителя не работают или работает кто-то один, но, например, фрилансером, ребёнка могут не отдать. Хотя каждый случай индивидуален.

7. Останется ли у родителей время на себя и друг на друга?

Странно думать, что с двумя детьми времени на личную жизнь достаточно, а вот с восемью уже нет. Наоборот, редко кто с такой радостью и облегчением встречает мужа с работы, как мать восьмерых детей! Эта радость по силе может сравниться с радостью Робинзона, встретившим на острове Пятницу. Ещё один взрослый человек дома, ура! Мы можем ходить друг за другом по квартире, обсуждая все новости дня. Не ложиться спать до поздней ночи, чтобы только подольше побыть вместе. А весь рабочий день созваниваться и хохотать над выходками детей или возмущаться. Всё-таки я стараюсь выкраивать время на собственные увлечения: занимаюсь фотографией, веду блог о развитии детей и детских книгах, встречаюсь с друзьями, хожу в музеи. Дети относятся к этому с уважением, им нравится, когда я приезжаю с прогулки в хорошем настроении и делюсь впечатлениями.

8. А что делать, если родные дети будут ревновать родителей к приёмным?

В это, наверно, сложно поверить, но в нашей семье никто не устраивает сцен ревности и нет борьбы за внимание родителей. Может, потому что я почти всё время занимаюсь с детьми, с каждым индивидуально. А может, потому что ребятам из детского дома есть, с чем сравнивать: раньше они были ничьи, а теперь рядом мама и папа, которые и на коленку разбитую подуют, и в обиду не дадут.

Что касается родных старших детей, Марии и Тимура, я не один раз их спрашивала: «Хотели бы вы жить как раньше: папа, мама и двое детей?». Они отвечали, что было гораздо скучнее. Я считаю, что мы своим образом жизни очень много даём своим кровным детям.

Олеся Лихунова ведёт блог в инстаграме и написала книгу «Хочешь, я буду твоей мамой?», где в форме дневника подробно рассказывает, как они с мужем забирали детей из детдома и привыкали друг к другу. Отрывок из книги Олеси читайте здесь.

ВАМ МОГУТ ПОНРАВИТЬСЯ ЭТИ ТЕКСТЫ:

Психосоматика: что это такое и почему бывает у детей

Как консалтинг помогает в воспитании детей? Объясняет главный дедушка-блогер «Мела»

Школьники Яндекс.Лицея делают чат-ботов и игры на Python. Ваш ребёнок тоже сможет!

Отзывы о книге Хочешь, я буду твоей мамой? Честный дневник о жизни большой семьи

Не знаю почему, но меня неизменно притягивают истории про многодетные семьи. Специально их не выискиваю, но если где-то попадаются, то забирают всё моё внимание на себя. Это могут быть книги, заметки в блогах, передачи про многодетные семьи или другие передачи/книги, в которых какая-то часть (передачи/книги) посвящена многодетным семьям в том числе (даже если тема немного другая), а остальные части – про что-то другое. Мне интересно как многодетные организуют свой быт, взаимодействуют друг с другом и с окружающими, как всё успевают и чем в целом живут. И, конечно, я не могла пройти мимо этой книги. Итак…

В книге рассказывается о семье, в которой воспитывается 7 детей (сейчас уже 8, но на момент написания книги было 7, я чуть подглядела в интернете, так как книга о реальных событиях, написана в форме дневника – как я поняла, это были посты в Фейсбуке). И дело было так: у мамы и папы родились дочь и сын, они жили-поживали и ничего не планировали. И вдруг однажды маме в ленте Фейсбука попался мальчик, которому подбирали приёмных родителей. Она не сразу, но уговорила мужа его усыновить. Потом они удочерили ещё двух девочек. А потом взяли в семью ещё мальчика и девочку. Это я так пишу удочерили/усыновили, но, наверное, они взяли над ними опеку, потому что фамилии и отчества у детей остались прежними.

В книге рассказывается о том, как дети привыкали к новой семье, а семья – к детям, как мама их обучала и социализировала, какие методы воспитания применяла. Я и не представляла себе, какими могут быть дети из детдома. Раньше думала, что это просто маленькие, напуганные человечки, которые будут просто счастливы попасть в семью и постепенно перестанут бояться и привыкнут к новому дому. Оказалось, всё намного сложнее.

Честно говоря, раньше думала, что если брать в семью приёмных детей, то если увидишь и сердце ёкнет и поймёшь, что это точно твой малыш. У Олеси Лихуновой (мамы, автора книги) на этот счёт несколько иное мнение. Она считает, что если уж решено брать ребёнка, то надо забирать, даже если особо приятных чувств по отношению к нему сразу не испытаешь. И они с мужем решают брать или не брать ещё до знакомства с возможным приёмным ребёнком, а иначе нечего малышу давать напрасную надежду. А любовь придёт со временем, когда ребёнок поживёт в семье и в него будут вложены определённые усилия. А если не придёт, то достаточно просто заниматься новым сыном / дочерью, это для него будет в любом случае лучше, чем жизнь в детском доме.

Кстати, заметила, что, когда родители только принимали ребёнка в семью, мама в своих записях старается называть их сыновьями / дочерями. Сначала я подумала «как мило, они сразу стали для неё детьми», а потом у меня промелькнула мысль, что возможно она так старается сама себя приучить к мысли, что это теперь её дети. Не знаю, какой вариант правильный. Но даже если второй, я не осуждаю, ведь нужно время привыкнуть, и Олеся правильно делает, что приучает себя к тому, что у неё новые дети, в том числе и таким образом.

Понравились методы мамы по обучению детей по карточкам (и другие тоже). Всё с юмором и «волшебными секретами», которые обучение детей делают более лёгким и интересным. Рекомендую ВСЕМ родителям взять такие методы на вооружение. Система наказаний спорная, но интересная. Главное, что нет физических наказаний, чем страдают некоторые родители.

Много забот и сложностей в воспитании детей у Олеси (не понимают значения элементарных слов, нервное поведение (я не пишу капризное, так как это не от баловства, а от тяжело начавшейся жизни у детей), у кого-то не сформирована личности (нет своих желаний, стремлений, скрытые глубоко собственные чувства), инвалидность одной из девочек (но Олеся сама на это пошла, сознательно брала ребёнка-инвалида на воспитание). Много забот. И практически всё и всегда это чудо-женщина успевает. Но самое главное, она чувствует себя при этом очень счастливой и знает, что всё правильно делает!

Мне было интересно: почему было решено принимать детей в семью? Почему не родить ещё? Не то, чтобы я была против усыновлений/удочерений, но почему не делать это вперемешку, скажем: усыновила, родила, удочерила, родила. Возможно ответ кроется в одной из записей автора книги. Не нашла цитату, поэтому напишу своими словами: после того, как мама много вложила в приёмного ребёнка и видит, как он преобразился, это внушает радость/гордость и желание взять ещё кого-то на воспитание. Но потом я узнала, что всё-таки они родили ещё одного ребёнка. Уж не знаю, чем руководствуются, но однозначно молодцы!

В целом книга вдохновляющая: на воспитание, на интересные занятия с детьми, на стремление бороться, не отчаиваться и не сдаваться, а может быть кого-то вдохновит на создание многодетной семьи и усыновление детей (а может, наоборот, такие подробные описания сложностей отпугнут кого-то, кто возможно хотел бы взять ребёнка в семью на воспитание).

Читать было иногда тяжеловато, но это, видимо из-за стиля — всё-таки это реальные посты в Фейсбуке. Но всё равно интересно!

Ещё немножко напишу о том, почему я так назвала рецензию. Олеся возмущается, почему некоторые люди считают, что приёмные дети не могут стать родными. Потому что она их не родила, а поставила подпись на согласии взять ребёнка к себе? Но ведь муж и жена становятся родными, расписавшись в ЗАГСе. Становятся родными по любви. Так и приёмные дети станут для новых родителей родными по любви, пусть мама их не родила, а просто поставила подпись на согласии взять их себе.