Зрительные иллюзии в одежде: 10 зрительных иллюзий в одежде — Секреты стиля

Содержание

10 зрительных иллюзий в одежде — Секреты стиля

Каждому из нас хочется выглядеть привлекательно, даже если мы не всегда признаемся себе в этом. Дизайнеры, модельеры, консультанты по стилю применяют в своей работе так называемые зрительные иллюзии, с помощью которых помогают человеку выглядеть так, как он хочет. Зрительные иллюзии не только помогают визуально корректировать фигуру, но и создавать гармоничный и эстетичный образ в целом. Сегодня я расскажу о 10 таких иллюзиях. Встречаем!

Заполненное пространство кажется больше

Так называемая иллюзия заполненного пространства состоит в том, что одежда с декором или рисунком всегда кажется нам больше, чем та, что ими не заполнена. Этот принцип удобно использовать, чтобы гармонизировать верх и низ фигуры. К примеру, тип фигуры А (Груша) смотрится более гармонично, если верхняя часть фигуры с помощью деталей, декора, рисунка будет казаться чуть больше — таким образом мы уберем визуальную дисгармонию (слишком хрупкий верх и достаточно объемный низ), и образ будет более пропорциональным.

Или в случае с типом фигуры V (Перевернутым Треугольником) можно заполнить деталями, декором, рисунком низ, чтобы он казался чуть больше и был в гармонии с верхом. Если вы не хотите увеличивать определенные области фигуры, не нужно использовать декор, рисунок, детали.

Контрасты по вертикали уменьшают объем

Иллюзия уменьшения объема при делении фигуры по вертикали контрастными по цвету тканями — отличный способ казаться более стройной и подтянутой. Деление по вертикали можно наблюдать, например, когда левая половина платья светлая, а правая темная, или же когда рукава контрастных цветов, юбка/топ вертикально поделены на цветовые контрасты.

Иллюзия полосатой ткани

Многие знают, что вертикальные полосы стройнят (правда, это зависит от некоторых нюансов, и важно понимать, что если расстояние между вертикальными полосами большое, то эффект будет противоположным), а горизонтальные добавляют объем там, где его не хватает (например, для типа фигуры А (Груша) это прекрасно работает с топами, для создания более объемного верха). Но ещё полезно взять на заметку, что если полосы расположены под углом (встречными полосами) вниз, это визуально расширяет бедра, а вверх — наоборот — зрительно делает бедра стройнее.

Иллюзия контраста

Эта иллюзия основана на том фкте, что маленький предмет/форма рядом с большим предметом/формой кажутся ещё меньше, а большой рядом с маленьким кажется еще больше. Именно поэтому не стоит слишком затягивать талию, если у вас широкие бедра — это зрительно только увеличит их. Если вы хотите подчеркнуть тонкие запястья, выбирайте топ с широкими рукавами. Тонкая шея кажется еще тоньше, если она окружена широким вырезом. В большой шляпе голова кажется более миниатюрной, чем в маленькой шляпке.

 

Иллюзия психологического отвлечения

Наверное, самая известная из всех иллюзий. Если вы по какой либо причине хотите скрыть что-то в своей фигуре, вы привлекаете внимание к другой её части, с помощью одежды, аксессуаров, декора, рисунка. Или же подчеркиваете достоинство фигуры, которое «забирает» на себя внимание, отвлекая тем самым от той части, которую вы хотите оставить в тени.

Иллюзия пространственности

Благодаря этой интересной иллюзии создается динамичный и легкий образ. Иллюзия пространственности – это постепенное уменьшение рисунка на ткани, плавное чередование от крупного к более мелкому. Словно рисунок, становясь всё меньше, постепенно уходит в пространство. Эта иллюзия стройнит, создает ощущение перспективы, вытягивает силуэт.

Иллюзия замкнутого и незамкнутого контура

Суть этой иллюзии в том, что фигура с незамкнутым контуром кажется больше, а с замкнутым — меньше. Например, водолазка под горло зрительно укоротит не только шею, но и уменьшит рост. А чем больше вырез, тем длиннее кажется шея и более вытянутым — силуэт. А вот если плечи широкие, то, наоборот, замкнутый контур ворота смотрится лучше.

Иллюзия вертикальных и горизонтальных линий

Горизонтальные линии в одежде зрительно расширяют (особенно если расположены на самых широких частях фигуры), а вертикальные, наоборот, удлиняют. Вертикальные линии кажутся нам длиннее горизонтальных. Когда мы смотрим на вертикальную линию, то наш взгляд автоматически удлиняет её. Речь сейчас не о полоске, а о линиях вообще: покрое, силуэте, декоре.

Поэтому, например, в отрезном по талии платье вы будете зрительно выглядеть ниже ростом, чем в цельнокроеном. Вертикаль из застежки, длинные бусы, отрытый вырез горловины, декор по вертикали – всё это работает на вытягивание силуэта. Например, Мирослава Дума (рост 154 см) в костюме с вертикальными линиями и открытым вертикальным вырезом горловины визуально кажется выше, чем в другом наряде.

Подобное повторяет подобное

Речь идет об иллюзии подравнивания (ассимиляции). Похожее повторяется похожим, усиливая эффект. Например, круглый вырез или рисунок на ткани подчеркнут круглый овал лица. Узкий вырез горловины подчеркивает узкий овал лица. Это касается и декора, и линий, и принтов, и аксессуаров.

Источник

Зрительные иллюзии в одежде

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели урока:

  • обучающая — сформировать у студентов представление о зрительных иллюзиях в одежде;
  • развивающая — применение знаний на практике, корректировка фигур;
  • воспитательная — формирование эстетического вкуса у студентов.

Тип урока — комбинированный (повторение пройденного материала и получение новых знаний).

Форма урока — урок-лекция

Средства обучения:

  • Интерактивная доска
  • Презентация

План урока:

  1. Организационный момент. Сообщение темы и цели урока.
  2. Повторение темы предыдущего урока.
  3. Изложение нового материала.
  4. Закрепление пройденного материала.
  5. Подведение итогов урока.
  6. Выдача домашнего задания.

Ход урока

1. Организационная часть

Проверка готовности студентов к уроку.

Сообщение темы и плана урока (слайд 1)

2. Повторение темы предыдущего урока. Устный опрос.

Вопросы для повторения (слайд 2)

1. Какие линии костюмной формы бывают по назначению?

2. Какие линии бывают по направлению?

3. От чего зависит характер линий в костюме?

Какие линии костюмной формы бывают по назначению?

 

 

(Ответы студентов)

По своему назначению линии костюмной формы подразделяются на:

  • силуэтные линии — описывающие контур предмета, его абрис; они дают обобщенное представление о форме, не конкретизируя частности внутри самой формы;
  • конструктивные линии — располагающиеся внутри силуэта и показывающие конструкцию этой формы, т. е. каким образом отдельные элементы и части формы составлены в целое; в костюме такими линиями являются все швы, линии соединения рукава с лифом, лифа с юбкой, а также вытачки, складки и др.;
  • декоративные линии — это линии рисунка декоративных отделок, а также орнаментации ткани;
  • если они совпадают с конструктивными линиями, то их называют конструктивно-декоративными; в народной одежде орнаменты, отделочные материалы (кружева, ленты, тесьма) и другие декоративные элементы часто располагаются вдоль линий конструкции изделия, создавая конструктивно-декоративные

Какие линии бывают по направлению?

(Ответы студентов)

По направлению линии бывают горизонтальные, вертикальные и наклонные, или диагональные. Все они также сообщают композиции костюма различное образно-эмоциональное содержание. Горизонтальные линии ассоциируются с горизонтом и придают композиции костюма определенную статичность, устойчивость. Зрительно они делают форму более широкой, поэтому такие линии нежелательны в одежде для невысоких людей, обладающих полной фигурой. Вертикальные линии, наоборот, сообщают форме стройность и создают ощущение вытянутое вверх. Их применение в костюме способно улучшить внешний вид полных людей, сделать их фигуру более привлекательной. Самыми активными и напряженными являются наклонные, или диагональные, линии. Они создают ощущение движения и делают композицию более выразительной

От чего зависит характер линий в костюме?

(Ответы студентов)

Начертательный характер линий в костюме зависит главным образом от пластических свойств материалов, из которых костюм изготавливается. Существуют ткани и материалы плотные, жесткие, хорошо удерживающие приданную им форму. Если одежда сшита из подобных материалов, то ее форма описывается прямыми или ломаными линиями. Другие материалы обладают мягкой пластикой — они создают неустойчивые, “текучие” формы. Здесь преобладают волнистые и кривые линии.

Теперь посмотрим на следующие модели и определим какие линии из перечисленных имеются на каждой модели (слайд 3)

(Ответы студентов -учащиеся показывают и объясняют назначение линий)

3. Изложение нового материала.

Тема нового материала: “Зрительные иллюзии в одежде” (слайд 4)

Иллюзия — нечто кажущееся, обман чувств. Ошибочное восприятие предметов, явлений.

Зрительное восприятие дает человеку 90% всего объема информации. Восприятие это процесс отражения человеком предметов и явлений объективной действительности в ходе их непосредственного воздействия на органы чувств, а также создание чувственного образа предмета или явления, возникающего в процессе такого отражения (слайд 5)

Иллюзорность — это обманчивость зрительного восприятия. Причина зрительных иллюзий лежит как в физических свойствах предмета, так и в особенностях строения глаза. Зрительное восприятие обязательно включает в себя глазомерную оценку. Человек подсознательно отмечает равенство отрезков, их параллельность, пропорции, одинаковость фигур, даже если они повернуты относительно друг друга и т. д. Наблюдаемые объекты проецируются на сферические сетчатые оболочки глаз человека, которые у всех людей устроены примерно одинаково, поэтому зрительные иллюзии закономерны и объективны.

Иллюзии не на всех действуют одинаково: на одних они действуют очень активно и могут “разубедить” даже в знаниях этого предмета, а на других слабое действие.

Иллюзии могут быть обусловлены разными причинами (слайд 6).

Всего существуют 3 типа иллюзий:

  • Физические, возникающие в следствии отражения или преломления лучей света, когда мы видим изменения лучей света, когда мы видим изменение направления предмета (ложка в стакане чая) (слайд 7)
  • Физиологические, зависящие от нашего глаза (слайд 8, 9)
  • Психологические, к которым относятся восприятие смысла целой фигуры, направление внимания, прошлые опыты или зрительные иллюзии.

Мода — это не только вечное стремление человека к переменам, но и постоянная погоня за идеалом. Иллюзии издавна, и с большим успехом, используются для того, чтобы приблизить реальную фигуру к идеальной с точки зрения бытующей моды: сделать выше рост, фигуру стройнее, плечи уже или шире, грудь больше или меньше, талию тоньше и т. д. Костюм воспринимается только на фигуре конкретного человека, сливаясь с его индивидуальным обликом и манерами. Но не всегда фигура человека соответствует той форме костюма, модной одежде, которую хотелось бы носить. Поэтому в костюме следует подчеркнуть желаемые формы и замаскировать не выгодные (слайд 10)

Способы достижения нужного визуального эффекта.

Формируя определенное зрительное восприятие фигуры, современный дизайнер использует различные способы и приемы. С одной стороны, он может придать фигуре определенный визуальный эффект (т. е. сделать полную фигуру стройнее, отвлечь внимание от проблемной зоны и т. д.) с помощью конструктивных и модельных линий. В этом случае широко используется свойство вертикальных линий (рельефов, декоративных швов и т. д.) и особое внимание уделяется моделированию воротников и выреза горловины, расположению мелких деталей (карманов, пат и т. д.). С другой стороны, того же эффекта можно достичь за счет использования свойств рисунка ткани (например, вертикальные полосы придают фигуре стройность, крупная клетка расширяет). В этом случае конструктивные линии уходят на второй план.

Зрительные иллюзии не только позволяют фигуре выглядеть более или менее идеально, но и обеспечивают определенное эстетическое восприятие художественного образа модели.

Рассмотрим основные зрительные иллюзии, которые необходимо знать при моделировании одежды.

1. Иллюзия переоценки вертикали (слайд 11)

Вертикальное всегда кажется нам больше, чем равное ему по величине горизонтальное. Расстояния, находящиеся в верхней части поля нашего зрения, кажутся больше, чем расстояния, находящиеся в его нижней части. Эта иллюзия наиболее характерна для определения пропорций верхней и нижней частей одежды. Равные по длине юбка и блуза не воспринимаются глазом как равные. Длина юбки зрительно сдвигается немного вверх, и эта малая разница вносит беспокойство, так как глаза начинают сравнивать: что больше, а что меньше. Разница должна быть более явной, чтобы модель легко читалась глазом. То есть необходимо удлинить блузу или юбку.

Давайте посмотрим на экран (слайд 12):

Квадраты кажутся разными по величине, хотя на самом деле это не так.

Если к 1-ой фигуре подрисовать “шарф”, то фигуры зрительно вытянется (Преподаватель приглашает к доске студентку и она подрисовывает шарф к фигуре на слайде).

Студентам предлагается зарисовать в тетрадь прямоугольники.

2. Иллюзия заполненного пространства (слайд 13)

Иногда случается так, что заполненное декором и деталями пространство костюма кажется больше, чем равное ему незаполненное. Поэтому лучше избежать нагромождения деталей в той части фигуры, размеры которой нежелательно увеличивать.

(Смотрим на экран)

Зрительно сравниваем между собой размеры квадратов и размеры прямоугольников, (студенты делают выводы о сравнении фигур)

Если нанести на юбку вертикальные линии и карманы накладные, то юбка зрительно станет больше, что приводит к увеличению объемов в области бедер (выполняется преподавателем на экране)

Студенты зарисовывают в тетрадь манекен <Pисунок 1>

Рис. 1

А теперь посмотрим на экран (слайд 14) и сравним фигуры. Сделайте вывод об их объеме.

(больше кажется фигура в блузке с рисунком)

3. Иллюзия переоценки острого угла (слайд 15)

Расстояние между сторонами острого угла кажется больше, чем оно есть на самом деле, а расстояние между сторонами тупого угла недооценивается. В основном это касается оформления горловины. Широкий треугольный вырез горловины делает широкие плечи уже, а узкий и длинный, наоборот, расширяет (слайд 16)

Рис. 2

<Рисунок 2> (подрисовать на манекенах на слайде)

<Рисунок 3> (подрисовать на складках наклонные линии различных направлений и сделать вывод о влиянии линий на параллельность)

Студенты зарисовывают в тетрадь манекены.

Рис. 3

4. Иллюзия контраста

Этот вид иллюзии рассмотрим на примере контраста форм, размеров и пластического рисунка. (слайд 17)

Маленькая форма рядом с большой еще больше уменьшается, а большая форма в окружении малых кажется еще больше (слайд 18)

В дизайне костюма эта иллюзия используется очень широко. Например, в большой шляпе голова будет казаться меньше, чем в маленькой; тонкая шея, окруженная широким вырезом горловины, будет казаться еще тоньше, худая рука в широком рукаве — еще уже, а сильно затянутая талия при широких бедрах сделает их еще шире (слайд 19)

5. Иллюзия полосатой ткани (слайд 20)

Выбирая расположение полос на полосатой ткани (вертикальное или горизонтальное), можно, например, придать полной фигуре стройность, учитывая ширину, частоту и ритмичность полос.)

При сложном расположении полос (например, под углом) важно учесть, что углы, образуемые встречными полосами, направленными острием вверх, сокращают ширину бедер полной фигуры. Углы, направленные острием вниз, наоборот, зрительно расширяют бедра, далее если сделать вертикальную вставку посередине (слайд 21)

(примеры на слайде, зарисовать в тетрадь)

Студенты зарисовывают в тетрадь примеры иллюзии.

Рассмотрим примеры иллюзии на фигурах и их влияние на объем тела (слайд 22, 23)

6. Иллюзия сокращения объема при делении фигуры по вертикали контрастными по цвету тканями (слайд 24)

Эта иллюзия основанная на асимметрии, к примеру, может создаваться тем, что левая половина костюма белая, правая – черная, левый рукав – черный, а правый – белый. Благодаря делению по вертикали можно сократить объем полной фигуры, придав ей некоторую стройность и динамичность.

Зарисовать в тетрадь (слайд 25)

7. Иллюзия пространственности при постепенном сокращении, сжатии, уменьшении рисунка ткани (слайд 26)

Такой эффект наиболее часто встречается в моделях стиля оп-арт. Например, крупная клетка постепенно становится меньше и как будто уходит в пространство. Причем та часть, на которой расположена крупная клетка, кажется больше и объемнее, чем та, на которой клетка становиться меньше.

Поэтому, если вы не хотите привлекать внимание к какой-либо части фигуры, не располагайте на ней участки ткани с крупным рисунком. Лучше расположите мелкий узор, а крупный, нарастая, мягко переведет внимание на другую часть фигуры.

Иллюзия пространственности (зарисовать в тетрадь) (слайд 27)

8. Иллюзия психологического отвлечения (слайд 28)

Если мы хотим скрыть определенный недостаток фигуры, то внимание лучше направить на другое место в одежде или же подчеркнуть достоинства внешности. Например, при “тяжелом” низе фигуры внимание лучше привлечь к декоративному оформлению шеи, плечевого пояса и т. д.

4. Закрепление пройденного материала (слайд 29, 30, 31, 32)

К каким зрительным иллюзиям относятся следующие модели:

(студентам по очереди предлагается 8 моделей, при рассмотрении которых они совместными усилиями отвечают на вопрос)

  • 1 модель — иллюзия полосатой ткани, зрительное расширение области груди
  • 2 модель — Иллюзия пространственности при постепенном сокращении, сжатии, умень

10 зрительных иллюзий в одежде

Каждому из нас хочется выглядеть привлекательно, даже если мы не всегда признаемся себе в этом. Дизайнеры, модельеры, консультанты по стилю применяют в своей работе так называемые зрительные иллюзии, с помощью которых помогают человеку выглядеть так, как он хочет. Зрительные иллюзии не только помогают визуально корректировать фигуру, но и создавать гармоничный и эстетичный образ в целом. Сегодня я расскажу о 10 таких иллюзиях. Встречаем!

Заполненное пространство кажется больше

Так называемая иллюзия заполненного пространства состоит в том, что одежда с декором или рисунком всегда кажется нам больше, чем та, что ими не заполнена. Этот принцип удобно использовать, чтобы гармонизировать верх и низ фигуры. К примеру, тип фигуры А (Груша) смотрится более гармонично, если верхняя часть фигуры с помощью деталей, декора, рисунка будет казаться чуть больше — таким образом мы уберем визуальную дисгармонию (слишком хрупкий верх и достаточно объемный низ), и образ будет более пропорциональным.

Или в случае с типом фигуры V (Перевернутым Треугольником) можно заполнить деталями, декором, рисунком низ, чтобы он казался чуть больше и был в гармонии с верхом. Если вы не хотите увеличивать определенные области фигуры, не нужно использовать декор, рисунок, детали.

image001

Контрасты по вертикали уменьшают объем

Иллюзия уменьшения объема при делении фигуры по вертикали контрастными по цвету тканями — отличный способ казаться более стройной и подтянутой. Деление по вертикали можно наблюдать, например, когда левая половина платья светлая, а правая темная, или же когда рукава контрастных цветов, юбка/топ вертикально поделены на цветовые контрасты.

image007

Иллюзия полосатой ткани

Многие знают, что вертикальные полосы стройнят (правда, это зависит от некоторых нюансов, и важно понимать, что если расстояние между вертикальными полосами большое, то эффект будет противоположным), а горизонтальные добавляют объем там, где его не хватает (например, для типа фигуры А (Груша) это прекрасно работает с топами, для создания более объемного верха). Но ещё полезно взять на заметку, что если полосы расположены под углом (встречными полосами) вниз, это визуально расширяет бедра, а вверх — наоборот — зрительно делает бедра стройнее.

image009

Иллюзия контраста

Эта иллюзия основана на том фкте, что маленький предмет/форма рядом с большим предметом/формой кажутся ещё меньше, а большой рядом с маленьким кажется еще больше. Именно поэтому не стоит слишком затягивать талию, если у вас широкие бедра — это зрительно только увеличит их. Если вы хотите подчеркнуть тонкие запястья, выбирайте топ с широкими рукавами. Тонкая шея кажется еще тоньше, если она окружена широким вырезом. В большой шляпе голова кажется более миниатюрной, чем в маленькой шляпке.

image012

 

image014

Иллюзия психологического отвлечения

Наверное, самая известная из всех иллюзий. Если вы по какой либо причине хотите скрыть что-то в своей фигуре, вы привлекаете внимание к другой её части, с помощью одежды, аксессуаров, декора, рисунка. Или же подчеркиваете достоинство фигуры, которое «забирает» на себя внимание, отвлекая тем самым от той части, которую вы хотите оставить в тени.

image016

Иллюзия пространственности

Благодаря этой интересной иллюзии создается динамичный и легкий образ. Иллюзия пространственности – это постепенное уменьшение рисунка на ткани, плавное чередование от крупного к более мелкому. Словно рисунок, становясь всё меньше, постепенно уходит в пространство. Эта иллюзия стройнит, создает ощущение перспективы, вытягивает силуэт.

image019

image021

Иллюзия замкнутого и незамкнутого контура

Суть этой иллюзии в том, что фигура с незамкнутым контуром кажется больше, а с замкнутым — меньше. Например, водолазка под горло зрительно укоротит не только шею, но и уменьшит рост. А чем больше вырез, тем длиннее кажется шея и более вытянутым — силуэт. А вот если плечи широкие, то, наоборот, замкнутый контур ворота смотрится лучше.

422818-1

Иллюзия вертикальных и горизонтальных линий

Горизонтальные линии в одежде зрительно расширяют (особенно если расположены на самых широких частях фигуры), а вертикальные, наоборот, удлиняют. Вертикальные линии кажутся нам длиннее горизонтальных. Когда мы смотрим на вертикальную линию, то наш взгляд автоматически удлиняет её. Речь сейчас не о полоске, а о линиях вообще: покрое, силуэте, декоре.

Поэтому, например, в отрезном по талии платье вы будете зрительно выглядеть ниже ростом, чем в цельнокроеном. Вертикаль из застежки, длинные бусы, отрытый вырез горловины, декор по вертикали – всё это работает на вытягивание силуэта. Например, Мирослава Дума (рост 154 см) в костюме с вертикальными линиями и открытым вертикальным вырезом горловины визуально кажется выше, чем в другом наряде.

Louis Vuitton: Front Row - Paris Fashion Week Womenswear Spring/Summer 2014

Подобное повторяет подобное

Речь идет об иллюзии подравнивания (ассимиляции). Похожее повторяется похожим, усиливая эффект. Например, круглый вырез или рисунок на ткани подчеркнут круглый овал лица. Узкий вырез горловины подчеркивает узкий овал лица. Это касается и декора, и линий, и принтов, и аксессуаров.

image032

 

ЗРИТЕЛЬНЫЕ ИЛЛЮЗИИ В ОДЕЖДЕ — Территория Стиля и Цвета — LiveJournalГоризонтальные , вертикальные и диагональные линии в одежде

Иллюзиями зрительного восприятия называют возникающее впечатление искажения размера, формы, цвета, пропорций предметов при определенных условиях их восприятия. В костюме иллюзии возникают в основном за счет различных сочетаний форм, фасонных линий одежды, рисунка ткани, цвета, декоративной отделки.

Горизонтальные линии — это конечно край одежды (пример, линии бортов, подолов). Любые подобные горизонтальные линии (пример, поперечные полосы, швы, кокетки, карманы, цветные швы, ремешки на обуви, отделка по низу) в одежде полнят, расширяют, приземляют. Деление костюма на горизонтали дробит силует

Основные уровни горизонталей, так называемые «проблемные зоны»:
— плечи;
— грудь;
— талия;
— бедра;
— колени;
— голени.

Низ изделия не желательно оканчивать на проблемных зонах. Юбка должна оканчиваться чуть выше или чуть ниже колена, но не на середине колена — это делает колени «тяжелыми», массивными.
Длина мини-юбки определяется очень просто: надо встать прямо, опустить руки «по швам» — окончание среднего пальца руки и будит определять ту линию горизонтали, по которой должна проходить мини-юбка. Юбка также не должна заканчиваться на самой широкой части голени ноги, особенно если ноги кривые. То же и с высотой сапог.

Вертикальные линии и детали стройнят и прибавляют визуально рост (пример, продольные полосы, однобортная застежка, длинные бусы и шарфы, высокий каблук, стрелки на брюках и длинный разрез спереди на юбке макси или миди).

Диагональные линии (подрезы на одежде, асимметричный вырез горловины, платок через одно плечо и т.д.) являются промежуточными между вертикальными и горизонтальными, привносят динамику в костюм, скрадывают асимметрию в фигуре. Чем ближе линии к вертикальным, тем больше иллюзия стройности; чем более они стремятся к горизонтали, тем сильнее способны расширять.

Клетка (квадратами) обычно увеличивает объем. И чем крупнее рисунок, тем сильнее эффект.

Линии, расходящиеся от центра фигуры вверх («морской» воротник, V-образный вырез горловины, лацканы пиджака, косынка, спереди завязанная в узелок), расширяют верхнюю часть, сужая центр, талию.

Линии, идущие от шеи вверх (волосы, поднятые над висками или зачесанные наверх, шляпа с отогнутыми полями), создают иллюзию более высокого роста и величия.

Линии, расходящиеся от центра вниз, расширяют нижнюю часть и линию талии, уменьшая верхнюю часть фигуры: покрой реглан, юбка и брюки клеш зрительно сужают плечи. Если линии идут от головы вниз (шляпа с опущенными полями, распущенные волосы на прямой пробор), то это визуально сокращает рост.

Линии, сходящиеся к центру фигуры (треугольное декольте на платье плюс широкая юбка; застежка или пальто на одну пуговицу), сужают талию, одновременно расширяя верхнюю и нижнюю части фигуры. Эта иллюзия делает женщину более стройной и сексуальной.

Волнистые линии (рисунок на ткани, рюши, воланы) подчеркивают округлости, изгибы тела, а кроме того, добавляют объем.

Круги также визуально увеличивают объем и придают очертанием фигуры округлость.

Зрительные иллюзии, создаваемые цветом, способны сильно изменить пропорции тела. Дизайнерам одежды хорошо известно, что в черном платье фигура кажется стройнее. Это связано с эффектом иррадации: черный и темные цвета зрительно уменьшают объем, поглощают свет, тогда как светлые, и особенно теплые, тона увеличивают его.

В костюме, выдержанном в одном цвете или в монохромной (неконтрастной) гамме, человек выглядит более стройным и выше ростом. Если же костюм разбит на контрастные цветовые пятна, чередующиеся светлые и темные, то фигура будет казаться ниже и полнее.

Иллюзии, возникающие при использовании разных пропорций одежды, меняют представления о реальных размерах одежды. Например, завышенная талия в платье или короткий жакет с длинной юбкой укорачивают верхнюю часть, тем самым удлиняя ноги. Более длинная верхняя часть помогает подкорректировать короткий торс. Пропорция 50/50, где верхняя и нижняя части костюмы равны, является не самой гармоничной, так как возникает переоценка размеров верхней части фигуры и ноги кажутся короче, чем они есть.

Можно изменить представления об истинных объемах и пропорциях нашего тела, грамотно сочетая и комбинируя в костюме светлые и темные цвета, а также различные линии кроя. На этом а основном и строится визуальная коррекция фигуры.
продолжение следует…

ЗРИТЕЛЬНЫЕ ИЛЛЮЗИИ В ОДЕЖДЕ

Практическое занятие № 7

Тема: Выполнение эскизов костюмов с использованием зрительных иллюзий.

Цель занятия:научить учащихся выполнять эскизы костюмов с использованием зрительных иллюзий; научить использовать закон зрительного восприятия в моделировании одежды на фигуры с отклонениями от типовых.

 

Приборы и оборудование:

1. Журналы мод.

2. Иллюстрированный материал.

3. Чертежные принадлежности.

4. Компьютер.

 

Порядок выполнения работы.

1. Рассмотреть модели одежды модного направления в данном сезоне.
Выявить и зарисовать элементы композиции, имеющие зрительные
иллюзии, характерные для данной моды (2эскиза).

2. Разработать эскизы моделей одежды, маскирующие отдельные
недостатки фигуры человека (2 эскиза — по заданию преподавателя).

3. Используя зрительные иллюзии в моделировании одежды предложить варианты визуальной корректировки фигуры одеждой.

4. Охарактеризовать полученный результат.

 

Общие сведения.Костюм воспринимается только по фигуре конкретного человека, сливаясь с его индивидуальным обликом и манерой поведения. Но не всегда фигура человека соответствует той форме костюма, модной одежде которую хотелось бы носить. Поэтому в костюме следует подчеркивать желаемые формы и замаскировывать невыгодные. Здесь следует помнить о зрительных иллюзиях или оптическом обмане. Этим явлением нельзя пренебрегать, так как могут быть нежелательные явления в костюме. Под «зрительной иллюзией» следует понимать непосредственное зрительное впечатление, не совпадающее с другими видами восприятия данного предмета, с общей совокупностью наших знаний о нём. Учеными доказано, что форма предмета, в том числе и костюма, воспринимается по его геометрическому силуэту или выделяемым наиболее понятным простым геометрическим элементам формы. Глаз как бы соединяет в пространстве невидимые или реальные точки, строя геометрические конфигурации. Любой сложный силуэт костюма может быть представлен как совокупность геометрических форм, число которых в природе весьма ограниченно: это сочетание прямоугольников, трапеций, овалов, треугольников. Благодаря этому костюм воспринимается по ассоциации то остро динамичным, то спокойным, то радостным. Большое значение имеют характер расчленения этих форм и цветовые отношения.

ЗРИТЕЛЬНЫЕ ИЛЛЮЗИИ В ОДЕЖДЕ

В моделировании одежды необходимо учитывать законы зрительных иллюзий. Зрительные иллюзии, как правило, использовались, чтобы приблизить ре­альные размеры фигуры к идеальным: сделать рост выше, фигуру стройнее, плечи уже или шире, грудь больше или меньше, талию тоньше и т.д. Иллюзию, или «зрительный обман», использовали в одежде очень давно. В истории костюма можно проследить, как «сужали» талию с помощью очень ши­роких юбок, делали ноги длиннее с помощью завышенной линии талии, создава­ли иллюзию маленькой головки большим воротником «фреза», увеличивали рост с помощью вертикальных декоративных отделок в костюме и т.п. Это был один из путей иллюзорного изменения пропорций фигуры человека. В современной одежде сохранились подкладные плечи, прокладки в облас­ти груди в пиджаках и использование специального белья в больших вечерних туалетах, позволяющие добиваться «идеальной фигуры». Но эти приемы зна­чительно упростились, потому что изменились эталоны красоты.

Первый путь создания иллюзий в одежде — фигура остается неизменной, со своими недостатками с точки зрения моды определенного отрезка времени, а изменяется зрительный образ при помощи приемов создания зрительных иллю­зий: подчеркиваются вертикали любыми средствами моделирования для прида­ния фигуре стройности, используются клетчатые и полосатые ткани, особое внимание отводится моделированию воротников и выреза горловины и т.д.

Второй путь использования зрительных иллюзий — создание модельной одежды в стиле «оп-арт», который требует геометрически точных сопряженийлиний, полосок, клеток, а также превращения плоскости ткани в иллюзорное, объемное пространство. Таким образом, использовать зрительные иллюзии в одежде можно не только для того, чтобы сделать фигуру более или менее идеальной, но и для достиже­ния эстетически значительного и в то же время парадоксального восприятия художественного образа модели. Рассмотрим зрительные иллюзии, которые важны для моделирования одежды:

1. Иллюзия переоценки вертикали. Вертикальное кажется больше равновели­кого ему горизонтального. Иногда эта иллюзия очень значительна и может приближаться к разнице в 1/3. вертикальная линия кажется боль­ше горизонтальной. Расстояния, находящиеся в верхней части поля нашего зрения кажутся боль­ше, чем расстояния, находящиеся в нижней его части. Эта иллюзия характерна для определения пропорций верхней и нижней частей одежды. Тождественные отношения, допустим, длины блузы и юбки зрительно чуть сдвигаются в пользу верха и эта неявная разница вносит беспокойство, так как глаз начинает срав­нивать: что больше и что меньше по длине. Разница должна быть явной, т.е. читаться глазом. Декоративные и формообразующие линии могут создавать иллюзорное представление о форме, не соответствующее ее реальным размерам и конфигурации. Эти иллюзии можно использовать, если необходимо зрительно изменить всю фигуру или отдельные ее части (рис. 14).

Рис. 14. Корректировка роста и полноты фигуры с помощью иллюзии переоценки вертикалей

 

 

Для женщин нижнего типа телосложения юбка должна быть прямой, а лиф свободной формы. Эффект зрительного уменьшения бедер усиливается, если на лифе применить определенное чередование полос.

2. Иллюзия заполненного пространства. Иногда заполненное декором или де­талями костюма пространство кажется больше, чем равное ему незаполненное. Нужно избегать нагромождения деталей на той части фигуры, видимые размеры которой опасно увеличивать.

3. Иллюзия переоценки острого угла. Расстояние между сторонами острого угла кажется большим, чем есть на самом деле. Расстояние между сторонами тупого угла недооценивается. Для зрительного уменьшения размеров фигуры используют иллюзии заполненного пространства, осуществляемые чередованием темных и светлых полос по краям и в центре фигуры. Фигура будет казаться выше, если ее четко ограничить по контуру и ниже, если эти контуры не выявлять. Величина и характер чередования темных и светлых полос помогут скрыть неправильные пропорции фигуры (низкая или высокая талия, короткие ноги). Используя иллюзии острого угла, можно добиться значительного расширения или заужения отдельных участков фигуры, например, плеч, бедер; можно зрительно увеличить или уменьшить длину тела. Так, очертания рукава, расширяющегося к низу, увеличивают длину руки, а расширенные в верхней части оката – уменьшают. Форма выреза горловины и размер воротника при индивидуальном изготовлении одежды выбираются с учетом характера всей фигуры, овала и черт лица, формы и длины шеи. При выборе контура линии горловины используют иллюзии контраста и подравнивания. Если линия выреза повторяет очертание лица, то она его подчеркивает: узкое лицо кажется еще уже, а широкое – шире. Поэтому женщинам, у которых лицо имеет слишком квадратную или округлую форму, рекомендуется вырез горловины овальной удлиненной формы слегка корректирующий овал лица.

4. Иллюзия контраста.Рассмотрим контраст форм, размеров и пластическо­го рисунка. Маленькая форма рядом с большой кажется еще меньше, большая форма в окружении маленьких кажется еще больше. В моделировании контраст используется весьма широко и действие его достаточно очевидно. Например, в большом головном уборе голова будет казаться меньше, чем в маленьком; если вырез воротника широк, то тонкая шея будет казаться еще тоньше; худая рука в просторном рукаве — еще худее, широкие бедра при сильно стянутой талии будут еще шире.

5. Иллюзия подравнивания (иллюзия «крученого шнура»).Эффект заключается в том, что шнур, скрученный из двух полосок разных цветов (к примеру, черной и белой), помещенный на полосатую или клетчатую ткань, дает инте­ресный оптический эффект изменения плоскости ткани: прямые линии при­обретают вид изогнутых, сдвинутых, сломанных, спиральных. Используя ил­люзию «крученого шнура» на полосатых или клетчатых тканях, можно создать
интересные творческие модели в стиле «оп-арт».


6. Иллюзия подравниванияассимиляция(употребление, слияние).Иллюзия заключается в том, что «подобное уничтожается подобным», когда линии, размеры, формы повторяются. Например, квадратный вырез горловины по­вторяет квадратный подбородок, узкое лицо делается уже при узком вырезе горловины.

7. Иллюзия замкнутого и незамкнутого контура.Эта иллюзия заключается в том, что фигура с замкнутым контуром кажется меньше, чем фигура с незам­кнутым контуром. Иллюзия незамкнутого контура применяется тогда, когда нужно изменить размеры чего-либо. Если шея короткая, то нельзя делать во­ротник «под горло», если плечи широкие — не нужно подчеркивать их ширину такой же формой выреза горловины или воротника. В изделии на фигуру с широкими плечами расходящаяся незаконченная линия воротника производит менее благоприятное впечатление, чем замкнутая.

 

8. Иллюзия полосатой ткани. Выбор расположения полос (вертикальное или горизонтальное) на полосатой ткани с целью придать стройность полной фигуре зависит от ширины и частоты полос, от их ритмичности. При сложном расположении полос (например, под углом) нужно учитывать, что если углы, образуемые встречными полосами, направлены острием вверх, то это сокращает ширину бедер полной фигуры. Углы полос, расположенных ос­трием вниз, наоборот, зрительно расширяют бедра, даже несмотря на наличие вертикальной вставки посередине.

9. Иллюзия сокращения объема при делении фигуры по вертикали контрастны­ми по цвету тканями. Эта иллюзия создается тем, что левая половина— из белой ткани, правая половина — из чер­ной, левый рукав — из черной, правый рукав — из белой, т.е. используется прием асимметрии.
10. Иллюзия расчленения формы. Форма одежды читается нечетко, если заполнена активным, доста­точно крупным рисунком или декором.


11. Иллюзия трехмерного пространства. Иногда предлагаются модели с иллюзией пространственного решения рисунка, намеренно прорывающего плос­кость двухмерного решения, в виде монокомпозиции, крупно-раппортной ткани или трикотажного по­лотна. Кроме пространственной иллю­зии присутствует иллюзия расчленения формы.


12. Иллюзия пространственностипри постепенном сокращении, сжатии, уменьшении рисунка ткани в моделях, например, в стиле «оп-арт».


13. Иллюзия психологического отвлечения.Чтобы скрыть определенный недостаток фигуры, внимание направляют на другое место в одежде или це­ленаправленно подчеркивают достоинства внешно­сти человека. Например, при «фундаментальном» низе фигуры, композиционным отвлекающим ак­центом может быть оформление шеи, плечевого пояса, лица с помощью украшений, декора, до­полнений. При моделировании на полную фигуру можно использовать один из двух совершенно разных ме­тодов:
— «французский» — подчеркивание достоинств фигуры человека;

— «русский» — скрывание недостатков фигуры.

Например, если у женщины с полной фигурой тонкая талия, то французы подчеркивают ее кроем одежды или красивым поясом, привлекающим внима­ние. Сочетание тонкой фигуры и полных бедер является достаточно волную­щим, как считают французы. Русская же полная женщина с тонкой талией наденет полосатое прямое платье. Неизвестно, что лучше! На основании всего сказанного можно сделать вывод, что знание и исполь­зование зрительных иллюзий в моделировании одежды позволяет грамотно решать задачи проектирования.

 

Контрольные вопросы

1. Что такое зрительные иллюзии?

2. Какие виды зрительных иллюзий вы знаете?

3. Как можно использовать зрительные иллюзии в «исправлении
фигуры»?

4. Как влияют зрительные иллюзии на форму костюма и его детали?

5. Какие особенности конструкции должны быть учтены при
использовании в костюмах тканей с рисунком в полоску и клетку?

6. Какие рекомендации можно дать по форме костюма: полной женщине
низкого роста? Высокой и худой женщине? Высокой полной женщине?
Худой женщине низкого роста?

 

Читайте также:


Рекомендуемые страницы:

Поиск по сайту

Зрительные иллюзии в одежде | КОНСТРУИРУЕМ ОДЕЖДУ

Иллюзиями зрительного  восприятия  называют возникающее впечатление искажения размера, формы, цвета, пропорций пред­метов при определённых условиях их восприятия. То есть оптиче­ский эффект заставляет нас обманываться: то, что мы видим, не со­ответствует реальности.

В целом ряде случаев оптические искажения (зрительные иллюзии) существенно влияют на эстетическое восприятие костюма, являясь мощным инструментом для усиления, либо уменьшения влияния отдельных элементов.

В костюме иллюзии возникают в основном за счёт различных соче­таний форм, фасонных линий одежды, рисунка ткани, цвета, декора­тивной отделки.

При заполнении формы костюма полосками или линиями членения возникает особый ряд иллюзий, называемый иллюзией заполненного промежутка. Эта иллюзия  зависит от направления и количества линий, расчленяющих поверхность.

Например, вертикальные линии и детали (продольные полосы и строчки на одежде, элементы центральной застёжки, стрелки на брюках, длин­ный шарф, высокий каблук и т.д.) стройнят, подчёркивают рост.

 

 

 

Горизонтальные линии в одежде (поперечные полосы, швы, кокетки, карма­ны, отделка по низу изделия и т.д.), напротив, расширяют, полнят. Деление костюма по горизонтали дробит силуэт, зрительно уменьшая рост или укорачивая какую-либо часть фигуры

 

 

 

 

 

 

Диагональные линии (подрезы на одежде, асимметрич­ный вырез горловины, платок через одно плечо и т.л.) яв­ляются промежуточными между вертикальными и гори­зонтальными, привносят динамику в костюм, скрадывают асимметрию в фигуре. Чем ближе линии к вертикальным, тем больше иллюзия стройности; чем более они стремятся к горизонтали, тем сильнее способны расширять.

 

Использование ткани с рисунком в клетку обычно увеличивает объём, и чем крупнее рисунок, тем сильнее эффект.

 

 

 

 

Иллюзия переоценки острого угла в костюме возникает при различных вставках, косоугольном крое деталей, острых деталях воротника и т.д. Эта иллюзия основана на том, что обычно небольшие расстояния, заключённые между сторонами острых углов переоцениваются, кажутся большими, чем они есть в действительности. Большие расстояния между сторонами тупых углов недооцениваются.

Так на основании этой иллюзии треугольный вырез горловины делает плечи более широкими, а талию уже в результате переоценки острого угла.

 

 

 

 

Линии, расходящиеся от центра фигуры вверх («матросский» воротник, V-образный вырез горловины, лацканы пиджака в сочетании с углублённой горловиной), расши­ряют верхнюю часть, сужая центр, талию.

 

 

 

Линии, сходящиеся к центру фигуры (треугольное де­кольте на платье плюс широкая юбка; застёжка жакета или пальто на одну пуговицу), сужают талию, одновременно расширяя верхнюю и нижнюю части фигуры. Эта иллюзия делает женщину более стройной.

Одним из важнейших видов иллюзий, применяемых в моделировании одежды, является иллюзия контраста и подравнивания, то есть усиление эффекта на фоне противоположности, поскольку контрасты активно действуют на нашу психику.

От соседства с контрастным предмет кажется ещё более своеобразным: маленькая деталь на фоне большой становится ещё меньше по восприятию. Так, одна и та же голова выглядит меньше  в большом головном уборе.

 

 

 

 

Шея, воротник и рукав – это тоже взаимодействующие между собой элементы. Если рукав широкий, рука кажется тоньше; при большом расклешении юбки талия кажется тоньше, а бёдра выступают ещё сильнее, если талия сильно стянута.

Ослаблять или усиливать действие контраста подравнивания можно с помощью внутренних конструктивных и силуэтных линий.

 

 

Наряду с перечисленными видами иллюзий большое значение имеют направленность внимания, расстановка акцентов и доминант. Это создаётся направлением линий, ритмом деталей и отделкой, контуром деталей и формы изделия в целом, а также использованием оптических свойств цвета.

Волнистые линии (фигурные рельефные швы, рисунок на ткани, рюши, воланы) подчёркивают округлости, изгибы тела, а кроме того, до­бавляют объём.

 

 

 

 

Зрительные  иллюзии, создаваемые цветом, способны сильно изменить пропор­ции тела. Дизайнерам одежды хорошо извест­но, что в чёрном платье фигура кажется строй­нее. Это связано с эффек­том иррадиации: чёрный и тёмные цвета зрительно уменьшают объём, поглощая свет, тогда как светлые, и особенно тёплые, тона увеличи­вают его.

В костюме, выдержанном в одном цвете или в моно­хромной (неконтрастной) гамме, человек выглядит более стройным и выше ростом. Если же костюм разбить на контрастные цветовые пятна, чередующиеся светлые и тёмные, то фигура будет казаться ниже и полнее.

 

Иллюзии, возникающие при использовании разных пропорций одежды, меняют представления о реальных размерах фигуры. Например, завышенная талия в платье или короткий жакет с длинной юбкой укорачивают верх­нюю часть, тем самым удлиняя ноги. Более длинная верх­няя часть позволяет подкорректировать короткий торс. Пропорция 50/50, где верхняя и нижняя части костюма равны, является не самой гармоничной, так как возникает переоценка размеров верхней части фигуры и ноги кажут­ся короче, чем они есть.

Можно изменить представления об истинных объёмах и пропорциях нашего тела, грамотно сочетая и комбини­руя в костюме светлые и тёмные цвета, а также различные линии кроя. На этом в основном и строится визуальная коррекция фигуры.

Расстановка акцентов в этом  случае должна производиться с учётом отвлечения внимания от «невыгодных» частей фигуры.

Хотите получать информацию с сайта?
Подписывайтесь на новые статьи!

Также на эту тему можно прочитать следующие статьи:

  1. Гармония цветовых сочетаний в одежде
  2. Композиционный центр в костюме
  3. Силуэт в одежде
Масштаб и зрительные иллюзии в одежде — Секреты стиля

Масштаб – один из самых важных инструментов для изучения, если речь идёт об одежде и индивидуальном подборе гардероба. Масштаб создаёт оптическую иллюзию. Вы можете использовать его, чтобы сделать себя или определённую часть своего тела зрительно больше или меньше, в зависимости от того, какие цели вы преследуете.

Взгляните на изображение ниже – какой из красных кругов меньше? Это называется иллюзией Эббингауза – ни один из этих красных кругов ни меньше, ни больше, они одинаковы по размеру. Но красный круг слева кажется больше, потому что его окружают синие круги меньшие по размеру.

Применяя иллюзию Эббингауза относительно своего тела или определённых его частей, вы можете:

— зрительно сделать себя миниатюрнее (например, взяв огромную сумку, как делают многие знаменитости),

— или визуально уменьшить какую-либо часть своего тела (носить длинные бусы и ожерелья, чтобы грудь выглядела меньше),

— или сделать больше какую-нибудь часть своего тела (например, надеть блейзер с узкими лацканами, чтобы голова не выглядела слишком маленькой, и для того, чтобы сбалансировать пропорции своей фигуры).

Масштаб применяется для создания баланса, с его помощью вы можете зрительно изменить свой образ с головы до ног.

Поиграйте, поэкспериментируйте с масштабом элементов, применяя оптические иллюзии, чтобы таким образом изменить ту или иную область вашего тела.

Взгляните на изображение ниже. Масштаб рисунка на топе соотносится с размерами тела самой девушки. Это создаёт баланс и гармонию в образе.

Масштаб рисунка на свитере не соотносится с размерами тела самой модели. Принт делает верх девушки слишком большим, он доминирует над ней.

Помимо одежды, масштаб можно применять относительно обуви. Например:

1. Обладательница миниатюрных, изящных ножек может позволить себе обувь с тонкими ремешками.

2. На обычной, средних размеров ноге лучше смотрится обувь со средней ширины ремешками.

3. На широкой ноге гармонично выглядит обувь с широкими ремешками.

4. Для тонкой голень и лодыжки выбирайте тонкий каблук или шпильку.

5. Для обычной, средней по величине голени и лодыжка уместен средний по толщине каблук.

6. Полная голень и лодыжка удачнее смотрится в обуви с широким каблуком.

А теперь поговорим об общем размере вашего тела. Масштаб принта или узора на одежде тоже оказывает непосредственное влияние на размеры фигуры (так же, как и размер сумки).

1. Мелкий по масштабу принт будет смотреться слишком аляповато на крупной женщине.

2. Средний по масштабу принт подходит абсолютно всем, независимо от комплекции и роста.

3. Крупный принт может подавлять и поглощать миниатюрную женщину.

При подборе одежды учитывайте все особенности своей фигуры. Пристальное внимание уделите тем областям, которые нуждаются в коррекции, т.е. выглядят пропорционально больше или меньше относительно вашего тела. Возьмите на вооружение концепцию масштаба и проведите полную работу со своим телом. Допустим, если у вас крупные черты лица, носите крупные украшения возле лица. Если у вас маленькие руки, носите изящные маленькие драгоценности на ваших руках и запястьях. При большом бюсте носите крупные ювелирные изделия, или, наоборот, если вы обладаете маленьким бюстом – меньшие по масштабу украшения.

Конечно, вы можете экспериментировать и играть с масштабом, нарушая правила, чтобы подчеркнуть свою индивидуальность и выделиться в толпе. Это возможно в том случае, если вы обладаете определённой смелостью во взглядах и готовы идти на риск. В таком случае, вы легко можете носить более крупные по масштабу (чем необходимо) детали и элементы, чем те, кто не хочет лишний раз приковывать к себе внимание.

Рэйчел Зои является примером человека, играющего с масштабом, не особо принимая во внимание свои параметры. На изображении выше огромные воротник и лацканы куртки полностью подавляют, поглощают её миниатюрную фигуру, но она носит эту куртку, потому что это отражает её личные убеждения в стиле.

Работая с масштабом, вы можете теряться в сомнениях. В таком случае, начните применять по отношению к себе элементы среднего масштаба. Но постепенно приглядывайтесь к масштабу всех частей вашего тела, насколько они гармонично смотрятся друг с другом. Со временем вы сможете экспериментировать с масштабом, уменьшая или увеличивая их размеры.

Источник

Визуальные иллюзии размера

Иллюзии размера — это изображения, на которых большинство людей не может правильно сравнить размер двух объектов из-за перспективы, которая иногда может быть обманчива.

Линейка может пригодиться, чтобы проверить, как ваши глаза могут вас обмануть. Измерьте сами.

Таблицы Шепарда

Столешницы на следующей визуальной иллюзии идентичны по форме и размеру! Я тоже не верил в это, пока сам не измерил.

Иллюзия Сандера

Диагональная линия, разделяющая пополам больший левый параллелограмм, кажется значительно длиннее, чем диагональная линия, разделяющая пополам меньший правый параллелограмм, однако обе диагонали на самом деле имеют одинаковую длину. (Фридрих Зандер)

Вертолеты

Какая линия (красная или синяя) длиннее? Конечно, нет — они равны.

Иллюзия Ястрова

Нижняя цифра кажется больше, но обе цифры идентичны.

Иллюзия Эббингауза

Также называемые кругами Титченера, изображают восприятие относительного размера.Какой центральный круг больше? Левый или правый? Ты уверен?

Понцо Иллюзия

Одна из лучших визуальных иллюзий определенно является этой. Обе зеленые линии имеют одинаковую длину. Эта иллюзия Понцо использует тот факт, что человеческий мозг интерпретирует изображение с точки зрения перспективы, однако это всего лишь простое 2D-изображение.

Пожарные

Какой солдат выше? Это разновидность иллюзии Понцо, которая предполагает, что человеческий разум оценивает размер объекта на основе его фона.

Если вам нравятся эти головоломки, не стесняйтесь поделиться ими со своими друзьями.,
11 загадочных оптических иллюзий и как они работают

Оптические иллюзии забавляли и разочаровывали людей на протяжении десятилетий. Хотя оптические иллюзии часто рассматриваются как источник удовольствия, они могут многое рассказать нам о нашем зрении и нервных системах.

Ниже представлены некоторые из самых загадочных оптических иллюзий всех времен и объяснения того, как они обманывают ваш разум.

1. Иллюзия Эббингауза: все дело в контексте

Эта иллюзия, также известная как круги Титченера, проверяет ваше восприятие размера.Хотя эта иллюзия была открыта и названа в честь Германа Эббингауза, наиболее распространенное изображение этой иллюзии было создано Эдвардом Б. Титченером.

На изображении Титченера два круга равного размера. Один круг окружен кольцом из больших кругов, а другой круг окружен кольцом из меньших кругов. Хотя оба центральных круга имеют одинаковый размер, один кажется меньше другого с добавлением дополнительных кругов.

Считается, что причина этого несоответствия кроется в том, как мы воспринимаем размер.Исследования показали, что наше восприятие размера зависит от контекста. Изменяя контекст, в котором показаны оба круга, меняется наше восприятие их относительных размеров.

11 Puzzling Optical Illusions and How They Work Источник: AlexWorth91 / Wikimedia Commons

2. Сиреневый преследователь: остаточное изображение и исчезновение Трокслера

Этот цикл изображений, широко известный как иллюзия Пак-Мэна, заставлял людей ломать голову с 2005 года. Создан Джереми Хинтоном, иллюзия состоит из двенадцати точек, обычно сиреневого или пурпурного цвета.Точки размещены на сером фоне с черным крестом в центре. Одна точка исчезает на долю секунды, а затем снова появляется, действие, которое повторяется по часовой стрелке во всех точках.

Зрителям приказывают смотреть на крест в центре кольца, и в этот момент они наблюдают за двумя происходящими событиями: во-первых, зеленая точка появляется в отсутствие исчезнувшей точки. Во-вторых, зеленая точка постепенно стирает оставшиеся сиреневые точки, пока все, что остается, не превращается в зеленую точку, движущуюся по цепи.

Объяснение этой иллюзии поистине увлекательно. Зеленая точка появляется благодаря эффекту, известному как остаточное изображение. Палочки и колбочки в наших глазах приспосабливаются к исчезновению сиреневых точек через несколько секунд и устают. В отсутствие лиловой точки наши глаза сталкиваются с конусами, которые обрабатывают цвета на противоположном конце спектра; в данном случае зеленый.

Окончательное исчезновение всех лиловых точек произошло благодаря феномену, известному как увядание Трокслера.Поскольку сиреневые точки появляются только в нашем периферийном зрении, их движения недостаточно значительны, чтобы задействовать новые нейроны нашей зрительной системы, и, таким образом, кажется, полностью исчезают.

11 Puzzling Optical Illusions and How They Work Источник: TotoBaggins / Wikimedia Commons

3. Иллюзия движения: видеть движение там, где его нет

Оптические иллюзии, создающие иллюзию движения, являются одними из самых распространенных и популярных. Вы можете быть удивлены простотой объяснения этих иллюзий.

Иллюзии движения обычно работают, представляя узор, состоящий из высококонтрастных цветов или тонов. Эти противоположные аспекты одновременно запускают разные нейронные сигналы, что приводит к эффекту обнаружения движения, когда фактически движения нет.

11 Puzzling Optical Illusions and How They Work Источник: Fiestoforo / Wikimedia Commons

4. Вращающийся танцор: управляйте танцором своим разумом

Одна из иллюзий, которая постоянно распространяется в Интернете, — это вращающийся танцор. Вращающийся танцор изображает силуэт танцора, вращающегося на одном месте.Тем не менее, движение танцора по часовой стрелке или против часовой стрелки, очевидно, может быть изменено зрителем по своему желанию.

Эта иллюзия была создана в 2003 году Нобуюки Каяхара и с тех пор вызывает недоумение людей в сети. Ключ к иллюзии — в отсутствии визуальных подсказок относительно глубины, а также в неоднозначности анатомии танцора. Эта визуальная неоднозначность известна как мультистабильное восприятие. Тело танцора и окружение слишком неоднозначны для восприятия нашей визуальной системой, поэтому мы в конечном итоге воспринимаем изображение в чередующихся, конфликтующих состояниях.

11 Puzzling Optical Illusions and How They Work Источник: Нобуюки Кайахара / Wikimedia Commons

5. Вертикально-горизонтальная иллюзия: удивительно простая головоломка

Вертикально-горизонтальная иллюзия — одна из самых визуально простых оптических иллюзий, с которыми вы, вероятно, столкнетесь. Он имеет горизонтальную линию, разделенную пополам вертикальной линией. Хотя большинство зрителей воспринимают вертикальную линию как более длинную, на самом деле они одинаковой длины.

Хотя точная причина этого явления неизвестна, было высказано предположение, что расположение вертикальной линии запускает наше восприятие глубины, заставляя нас воспринимать вертикальную линию как находящуюся дальше от нас, чем горизонтальную, и, следовательно, более длинную. ,

11 Puzzling Optical Illusions and How They Work Источник: S-kay / Wikimedia Commons

6. Треугольник Канижи: иллюзорные контуры и восприятие глубины

Треугольник Канижи — известный пример иллюзорных контуров. Иллюзорные контуры относятся к воспринимаемому присутствию края или контура, когда их нет. Такое восприятие создается наличием отдельных форм и краев, расположенных таким образом, чтобы предполагать наличие определенного контура.

11 Puzzling Optical Illusions and How They Work

В случае с Треугольником Каниджи три так называемых «конфигурации Пакмана» и три открытых угла создают иллюзию белого треугольника.В этих иллюзиях иллюзорная форма обычно выглядит ярче и ближе к зрителю.

Это потому, что конфигурации Pac-Man запускают наше восприятие глубины, заставляя наши визуальные системы воспринимать конфигурации и дальше и, таким образом, темнее, чем треугольник. С помощью этих воспринимаемых сигналов глубины создается иллюзия близкого и яркого треугольника.

11 Puzzling Optical Illusions and How They Work Источник: Fibonacci / Wikimedia Commons

7. Ваза Рубина: организация фигуры-фона и назначение граней

Созданная Эдгаром Рубином в 1915 году иллюзия вазы Рубина — одна из самых известных оптических иллюзий в мире.Изображение изображает то, что можно воспринимать как декоративную вазу, или как две грани в боковом профиле, обращенные друг к другу.

Ключ к этой иллюзии объясняется принципом организации фигуры на фоне. Это то, что позволяет нам воспринимать объекты как фигуры и как фон. Однако в иллюзии «Ваза Рубина» фигура изменяется со сдвигом перспективы.

При просмотре черной области в качестве фона ваза становится фигурой. В свою очередь, если рассматривать белую область как фон, лица становятся фигурами.

11 Puzzling Optical Illusions and How They Work Источник: Brocken Inaglory / Wikimedia Commons

8. Иллюзия утки и кролика: неоднозначные изображения и зрение среднего уровня

Это изображение впервые появилось в 1892 году и с тех пор вызывает недоумение и забавляет людей. Головоломка с уткой или кроликом основывается на принципах восприятия неоднозначных изображений и на процессах зрения среднего уровня.

Зрение среднего уровня — это точка, в которой наш мозг группирует визуальную информацию на основе своей способности находить края изображения.Однако в случае неоднозначных изображений эти края нечеткие, и мы можем воспринимать два противоположных изображения в одном и том же изображении. По этой причине мы можем видеть либо кролика, либо утку, в зависимости от того, на каком изображении мы хотим сосредоточиться.

11 Puzzling Optical Illusions and How They Work Источник: Public Domain / Wikimedia Commons

9. Иллюзия Мюллера-Лайера : какая линия длиннее?

Вы почти наверняка сталкивались с этой оптической иллюзией в прошлом. Эта серия линий, разработанная Францем Карлом Мюллер-Лайером в 1889 году, является одной из самых узнаваемых иллюзий, когда-либо созданных.

Обычно зрителю представлены три горизонтальные линии, каждая из которых имеет различную конфигурацию наконечников стрелок. Хотя линии кажутся разной длины, все они равны.

Исследования показали, что эта иллюзия наиболее эффективна среди западного населения, которое привыкло к «плотным» окружениям, где прямые линии и прямые углы являются обычным явлением. Это могло бы объяснить, как работает иллюзия.

Тот, кто знаком с пересекающимися линиями в своей повседневной жизни, автоматически зарегистрирует стрелки, направленные внутрь, как представляющие объект, который находится ближе, в то время как стрелки, указывающие наружу, предполагают, что объект находится дальше.Имея это в виду, объект, появляющийся дальше, также будет казаться длиннее.

11 Puzzling Optical Illusions and How They Work Источник: Fibonacci / Wikimedia Commons

10. Иллюзия шашечной тени: ваши глаза обманывают вас

Иллюзия шашечной тени, разработанная в 1995 году Эдвардом Х. Адельсоном, заставит вас усомниться в собственном видении. На изображении изображена шахматная доска и объект, лежащий на ней, отбрасывающий тень. Два квадрата на доске обозначены как A и B. Хотя A и B кажутся разными тонами, на самом деле они идентичны.

Иллюзия действует, используя наше восприятие постоянного света. Постоянство света — это то, что позволяет нам различать темные объекты при ярком освещении и светлые объекты при слабом освещении. В Checker Shadow Illusion мы узнаем, что A — темный объект, а B — светлый объект в тени. Однако, поскольку мы различаем квадраты посредством нашего восприятия постоянства света, мы не можем воспринимать их такими, какие они есть на самом деле — как имеющие один и тот же цвет.

11 Puzzling Optical Illusions and How They Work Источник: Эдвард Х. Адельсон / Wikimedia Commons

11. Невозможный трезубец: рисунки, которые обманывают ваш мозг

Невозможный трезубец восходит к 1964 году и является одним из самых известных примеров иллюзии невозможного объекта. На изображении изображено то, что на первый взгляд кажется трехзубым объектом, зубцы которого происходят только из двух источников.

Это загадочное изображение заставляет ваш мозг воспринимать двухмерный рисунок как трехмерный объект.Невозможная природа объекта становится ясной только после изучения изображения, поскольку мозг пытается представить себе это представление как трехмерный объект, который может существовать в мире природы.

11 Puzzling Optical Illusions and How They Work Источник: AnonMoos / Wikimedia Commons .
11 оптических иллюзий в визуальном дизайне | by Balraj Chana Balraj Chana

За годы работы в качестве дизайнера продуктов я натолкнулся на много сюрпризов при работе с визуальными эффектами, которые заставили меня пойти.

Я написал эту статью, чтобы помочь вам понять причины, по которым некоторые из этих повседневных ошибок могут сбить вас с толку. Вы можете даже не осознавать это сначала, но многие техники, с которыми вы сталкиваетесь при работе над интерфейсом, логотипом или иллюстрацией, на самом деле являются оптическими иллюзиями!

Итак, без лишних слов, вот 11 оптических иллюзий, с которыми вы можете регулярно сталкиваться как визуальный дизайнер.

Выберите точку, любую точку, я вдвойне смею.

Выравнивание треугольника по центру тяжести

Иконки могут быть обманчивыми, особенно со сложной геометрией и необычными пропорциями. Не все значки в наборе симметричны, идеальны по пикселям или сохраняют постоянное соотношение сторон. Некоторые значки требуют прямого вмешательства, в первую очередь ужасная кнопка воспроизведения!

Размещение треугольника в изогнутом или прямом контейнере может сделать элемент оптически неуместным.Причина этого заключается в эффекте, известном как иллюзия деления треугольника пополам. Центр масс треугольника рассчитывается на основе его минимальной ограничивающей рамки. Так что, если бы вы поместили точку ровно на полпути по высоте равностороннего треугольника, она оптически будет казаться намного больше, чем на полпути вверх! ¹

Какая версия имеет математический центр?

Есть 2 теории этой увлекательной иллюзии:

  • Несоответствующее масштабирование постоянства
    Иллюзия содержит подсказки перспективы, которые увеличивают воспринимаемый размер более удаленных объектов e.грамм. равносторонний треугольник может восприниматься как плоское изображение дороги в перспективе, где верхняя вершина находится на бесконечности, а нижнее основание — как ближайшая часть дороги .²
  • Центр тяжести / центр площади
    Если наблюдателя попросили найти середину пути, в конечном итоге он найдет центроид, который имеет равные площади над и под ним. Центроид равностороннего треугольника лежит значительно ниже его средней точки, и есть свидетельства того, что наблюдатели делают выбор, который является компромиссом между ними.³

Чтобы треугольник внутри его контейнера казался оптически центрированным, вам нужно найти центроид треугольника, вычислив точку пересечения линий, соединяющих каждую вершину с серединой противоположной стороны. Вот формула, которую вы можете использовать:

Формула для нахождения центра тяжести треугольника

Я шучу, это не статья о геометрических формулах 💥 (но она по-прежнему верна).

Центроид может располагаться на 1/3 расстояния от каждой стороны до противоположной вершины.Этот метод также можно применить ко многим другим формам.

Это прямоугольник? Это самолет? Нет … это квадрат ?!

Вертикально-горизонтальная иллюзия

Квадраты — фундаментальные строительные блоки любой системы дизайна. Их можно увидеть в карточках Material Design, сообщениях Facebook, значках Pinterest и снимках Dribbble.

После перетаскивания квадрата в Sketch со сдвигом иногда можно дважды взглянуть, чтобы увидеть, равны ли пропорции каждой из сторон. Если вы посмотрите достаточно близко, вертикальные стороны кажутся длиннее, чем горизонтальные.Как будто квадрат на самом деле прямоугольник! Но на самом деле это идеальный квадрат 1: 1. Это известно как вертикально-горизонтальная иллюзия.

Изображение в сообщении Facebook представляет собой квадрат 1: 1.

Что действительно интересно, так это то, что разные культуры, а также представители разных полов воспринимают эту иллюзию по-разному. Люди, живущие в развитых городских городах, как правило, более восприимчивы, чем люди, живущие в сельской местности. Это связано с тем, что жители сельской местности больше привыкли жить в круглых домах.⁵

Если ложная тень падает на поверхность, создает ли она иллюзию?

Полосы Маха

Размещение оттенков одного цвета рядом друг с другом было общей тенденцией в эпоху плоского дизайна. Присмотревшись, вы могли заметить ложную тень, появляющуюся между краями каждого контрастирующего оттенка. Эта иллюзия известна как полосы Маха. К изображению не добавлено никаких теней, просто наши глаза его воспринимают!

Тени появляются между краями каждого ряда

Техническое объяснение возникновения этого эффекта связано с боковым торможением, то есть более темная область ложно кажется еще темнее, а более светлая область ложно кажется еще светлее.

Хотя этот эффект довольно незаметен в мире визуального дизайна, чтобы доказать его влияние, полосы Маха могут стать реальной помехой для практикующих стоматологов. Рентгеновские лучи зубов генерируют изображения в оттенках серого, используемые для анализа аномальных изменений интенсивности. Полосы Маха могут дать ложноположительный диагноз, если не идентифицированы правильно.

Он жив !!!

Иллюзия Геринга

Вы когда-нибудь встречали логотип, содержащий очень тонкие линии или фоновое изображение с крошечными точками, которые движутся или пульсируют при прокрутке? А как насчет просмотра видео, в котором на заднем плане телевизор показывает волнистые линии? Если это так, то это связано с эффектом наложения спектров, называемым муаровым узором, когда два узора сетки накладываются друг на друга, создавая ложное движение при перемещении.Два шаблона сетки в этом случае — это изображение и монитор, которые постоянно обновляются для создания иллюзии.

Прокрутите вверх и вниз, чтобы увидеть эффект вибрации.

Это довольно крутой эффект, хотя муар сам по себе не является оптической иллюзией, это интерференционная картина. В примере с логотипом Sonos используется комбинация муара, иллюзии Геринга и иллюзорного движения. Эта сенсорная техника довольно популярна в сообществе оп-арта.

Появиться или не появиться — вот в чем вопрос.

Сетка Германа

Иллюзия сетки Германа довольно популярна и может быть замечена в макетах, содержащих сетку квадратов, размещенных на высококонтрастном фоне. Если смотреть прямо на любой квадрат, на пересечении окружающих квадратов образуются призрачные пятна. Но если смотреть прямо на перекресток, капли исчезнут 😱.⁷

Серые точки появляются при взгляде на перекресток

Причина этого эффекта связана с боковым торможением. Проще говоря, это способность возбужденного нейрона сокращать соседние нейроны в последнем направлении.⁸

Оба отдельных квадрата отражают одинаковое количество света? Хм…

Иллюзия одновременного контраста

Размещение двух объектов одного цвета на разном контрастирующем фоне может заставить оба объекта выглядеть так, как если бы они на самом деле были разных цветов. Это явление известно как иллюзия одновременного контраста. Контраст — король в мире визуального дизайна, и этот эффект может отличаться для некоторых людей.

Цвет текста абсолютно одинаковый с обеих сторон, но не так выглядит.

К сожалению, не существует твердой теории, объясняющей, почему возникает эта иллюзия, но существует множество исследований, которые предполагают, почему.Боковое торможение, отвечающее за сетку Германа и полосы Маха, является одной из причин.

Меня обманули мои глаза? 👀

Munker-White Illusion

Эта иллюзия довольно тонкая, но, тем не менее, захватывающая! Глядя на GIF выше, фиолетовые блоки слева кажутся светлее, чем фиолетовые блоки справа. После раскрытия оба блока фактически отражают одинаковое количество света 😲.

Серая линия выглядит темнее на светлом фоне и светлее на темном фоне.

Причина иллюзии Мункера-Уайта заключается в… как вы уже догадались, в боковом торможении.

Тонировка обманчиво обманчива!

Water Color Illusion

Бывают случаи, когда я добавляю границу к объекту, а затем задаюсь вопросом: «Когда я также изменил цвет фона?». Если вы присмотритесь, вы можете заметить, что бледная область приобретает гораздо более светлый оттенок в зависимости от цвета окружающей границы. Вы можете быть удивлены, узнав, что более светлая область на самом деле белая!

Это визуальное явление, известное как иллюзия цвета воды, зависит от сочетания яркости и цветового контраста контурных линий, чтобы получить эффект распространения цвета.

Белая область внутри кнопки, кажется, приобретает легкий оттенок в зависимости от цвета границы.

Признаюсь, эта иллюзия несколько раз приводила меня в такое недоумение, что мне пришлось вытащить палитру цветов, чтобы ее осмотреть!

Размер действительно имеет значение?

Jastrow Illusion

Работа над иллюстрацией или логотипом, будь то знак или шрифт, требует нарезания кубиками различных форм. Эта иллюзия возникает при работе с изогнутыми объектами. Два элемента кажутся разными по размеру, но при ближайшем рассмотрении они фактически одного размера! Сумасшедший, да?

Эта иллюзия видна в процессе создания, так как некоторые идентично изогнутые края могут казаться меньше других

Как это возможно? Это известно как иллюзия Ястрова, и нет окончательного объяснения того, почему мы воспринимаем сегменты разного размера.Одно из объяснений состоит в том, что наш мозг сбит с толку разницей в размере между большим и меньшим радиусом. Другими словами, короткая сторона делает длинную сторону длиннее, а длинная сторона делает короткую еще короче.

Это скользкий склон.

Иллюзия Корнсвита

В дополнение к иллюзии одновременного контраста и полос Маха, иллюзия Корнсвита использует градиент с использованием центральной линии, чтобы создать впечатление, что одна сторона изображения на самом деле темнее другой.Но на самом деле оба раздела одинаковые! Вы можете обнаружить, что обе стороны фактически идентичны, когда секции размещены параллельно.

У каждого алмаза одинаковый градиент, но они кажутся темнее (сверху вниз).

Эта иллюзия производит эффект, аналогичный двум вышеупомянутым иллюзиям, но на самом деле отличается двумя важными способами:

  • В показанном примере диапазонов Маха ранее эффект был виден только на участках, близких к границе каждого оттенка.Однако иллюзия Корнсвита влияет на их восприятие всей области.
  • С иллюзией Cornsweet светлая часть кромки кажется светлее, а темная часть кромки — темнее. Это противоположно обычным эффектам контраста.

Typo-loco!

Перескакивание для оптимального визуального восприятия

Типографы поймут, что создание шрифта требует от вас больше полагаться на интуицию дизайнера, а не на логическое мышление. Математическое позиционирование каждого символа на основе его метрической высоты сделает все слово непропорциональным с точки зрения визуального восприятия.Обычная практика в механике шрифтов включает в себя процесс, называемый перерегулированием. Проще говоря, перерегулирование — это процесс изменения размеров отдельных символов для достижения оптического баланса.

Без выхода за рамки буква «e» в LinkedIn и буква «z» в Amazon оптически не сбалансированы.

Глядя на известные логотипы выше, некоторые символы не совпадают с базовой линией и высотой по оси x. Типографам приходится вручную оптически настраивать каждую пару символов для достижения наилучшего результата.

Но почему нам нужно перескакивать через типографику?

Причина, по которой требуется перерегулирование, связана с одной из самых популярных оптических иллюзий в мире — иллюзией Мюллера-Лайера.Этот визуальный феномен утверждает, что размещение шеврона на каждом конце линейного сегмента может привести к тому, что один сегмент будет казаться короче или длиннее в зависимости от направления шеврона. Эта классическая иллюзия доказывает ошибочность человеческого восприятия. ² Довольно круто, а?