Темп жизни, как быть? | В чём смысл жизни…
Темп жизни, как быть?Темп жизни, как быть и что делать, если вы страдаете от недосыпания? Какие советы даёт Библия и как их можно применить в жизни? http://shedevriki.ru/op/go/alappo/p/d043
Жизнь задаёт свой темп
Заметили ли вы, что не успеваете за темпом жизни? Вы расстраиваетесь, устаёте, всё валится из рук. Если вам знакомы эти ощущения, то знайте, что такое происходит не только с вами.
Миллионы людей, особенно в городах, замечают, что жизнь превратилась в приводящую в замешательство, изматывающую гонку. Прежде всего это относится к странам Запада.
Недавно на одной религиозной встрече в Соединённых Штатах докладчик попросил всех, кто часто испытывает усталость, поднять руку. Сразу же в зале поднялось множество рук.
В книге «Почему я так устаю?» говорится: «Жизнь никогда не была такой напряжённой, как сегодня: не опоздать на самолёт, успеть выполнить что-то к сроку, вовремя отвести и забрать детей из детского сада,— список можно продолжать бесконечно» («Why Am I So Tired?»).
Вряд ли кого-то удивит, что усталость называют проклятием нашего времени.
В прошлом жизнь была проще и размеренней. Ритм жизни людей был ближе к ритму природы: днём работали, вечером занимались семьёй, а в ночное время спали. Но сегодня по целому ряду причин мы больше устаём и утомляемся.
Неожиданно день стал длиннее
Возможно, одна из причин повышенной утомляемости в том, что люди стали меньше спать. И одним из самых значительных изобретений, повлиявших на сон, стал электрический свет. Теперь появилась возможность контролировать продолжительность «дня» простым щелчком выключателя, и люди стали продлевать время бодрствования.
А многим ничего другого и не оставалось, поскольку предприятия перешли на круглосуточный режим работы и организации непроизводственной сферы стали работать дольше.
Один публицист сказал: «Родилось круглосуточное общество».
В том, что люди «лишились» необходимого для них сна виноваты и такие технические новинки, как радио, телевидение и персональный компьютер.
Во многих странах телевизионные программы транслируются 24 часа в сутки. И очень часто любители кино или спортивных передач приходят на работу заспанные и уставшие после затянувшихся ночных просмотров.
Миллионы людей засиживаются допоздна перед своими домашними компьютерами, предлагающими всевозможные развлечения. Конечно, в самой технике нет ничего плохого, однако она побуждает слишком увлечённых ею людей пренебрегать потребностью в отдыхе.
Темп жизни ускоряется
Не только дни стали длиннее, но и сама жизнь, подталкиваемая техническим прогрессом, кажется, движется быстрей. Конная повозка, на которой ездили 100 лет назад, не идёт в сравнение с сегодняшними скоростными машинами, сверхскоростными экспрессами и реактивными самолётами.
Предприниматель, чей дедушка на работу ходил пешком, ездил на лошади или на велосипеде, сегодня между обедом и ужином успевает перелететь Атлантический океан!
В конторах тоже произошли революционные изменения, что повысило скорость и продуктивность работы. Пишущие машинки и привычная почта уступили место компьютерам, факсам и электронной почте.
Благодаря компьютерным ноутбукам, сотовым телефонам и пейджерам стало стираться различие между домом и офисом.
Конечно, никто из нас не может замедлить ускоряющийся темп жизни в мире. Но мы можем изменить свою собственную жизнь так, чтобы она была более спокойной и уравновешенной.
Прежде чем обратиться к рассмотрению этой темы, давайте немного разберём, как напряжённый темп жизни может сказаться лично на нас и на обществе в целом.
Во что обходится стремление сделать слишком многое
Сегодня западный мир помешан на скорости и удобствах.
Посудомоечные машины помогают сократить время, проводимое на кухне. Благодаря стиральным машинам на стирку уходит меньше сил. Миллионам людей даже не нужно выходить из дома, чтобы сделать покупки или выяснить состояние своих банковских дел — они просто включают компьютер и делают это через Интернет.
Мир — по крайней мере его часть — наводнён различными приспособлениями, помогающими экономить время и силы. Поэтому разумно предположить, что у людей должна высвободиться масса времени для семьи и отдыха.
Однако очень часто многие жалуются, что как никогда раньше устают и испытывают стресс. Это объясняется разными и не всегда простыми причинами.
В списке причин на первом месте экономическое давление. Австралийский центр по исследованию трудовых отношений и обучению в промышленности поставил цель узнать, сколько времени люди в этой стране тратят на работу, и установил, что «очень многие работают более 49 часов в неделю» и что «такое увеличение трудового дня не могло не сказаться на жизни семей и общества».
Многие предпочитают жить в пригородах, где тише и больше зелени. А это означает, что несколько часов в неделю — а может быть и в день — они тратят на поездки или в переполненных поездах и автобусах, или на машинах по перегруженным дорогам. В свою очередь это продлевает продолжительность рабочего дня и оборачивается дополнительным напряжением.
Страдаете ли вы от недосыпания?
Проблемы со сном стали таким обычным явлением в последние годы, что во многих странах мира появились лечебницы, занимающиеся проблемами нарушения сна. Читать
Исследователи установили, что из-за постоянного недосыпания у человека накапливается задолженность своему организму во сне. Естественно, организм стремится получить свои долги, и делает это, вызывая чувство усталости. Сегодня из-за напряжённого темпа жизни многие люди страдают от хронической усталости.
В одной стране Запада за последнее столетие среднее время сна уменьшилось на 20 процентов — от девяти до семи часов в сутки. Данные, собранные исследователями, показывают, что недосыпание отрицательно сказывается на памяти и восприятии, ухудшает координацию движения и ослабляет иммунную систему.
В большинстве своём мы и сами обнаруживаем, что с уставшей головой скорее допускаем ошибки. К сожалению, такие ошибки нередко бывают серьёзными и дорого обходятся.
Усталость обходится дорого
Среди причин самых ужасных катастроф XX века некоторые называют долгие рабочие смены и сокращение штатов. В числе таких катастроф авария на Чернобыльской атомной электростанции, взрыв космического корабля «Челленджер» и разлитие нефти танкером «Эксон Валдиз», который натолкнулся на риф в заливе Принс-Уильям (Аляска).
Взрыв в Чернобыле произошёл во время специальных испытаний на атомной станции. В книге «Круглосуточное общество» Мартин Мур-Ид говорит, что испытание «проходило под надзором команды уставших инженеров-электриков, которые, по всей вероятности, пробыли на станции не менее тринадцати часов, поскольку только разрешения на начало испытаний пришлось ждать десять часов» («The 24-Hour Society»).
По данным недавнего исследования, одним из особо печальных и длительных последствий выброса радиации на Украине стало десятикратное, начиная с 1986 года, увеличение заболеваемости детей раком щитовидной железы.
После тщательного исследования взрыва космического корабля «Челленджер» президентская комиссия констатировала, что одна группа контрактных работников превышала установленный предел сверхурочной работы (20 часов) 480 раз, а другая группа — 2 512 раз.
В отчёте также говорилось: усталость руководящих работников, накопившаяся за «несколько дней сверхурочной работы и недосыпания», значительно повлияла на то, что при запуске была дана неправильная команда.
Кроме того, в отчёте отмечалось, что, когда «сверхурочная работа становится чрезмерной, эффективность труда понижается и возрастает вероятность совершения ошибки».
Согласно словам представителей Профсоюза моряков, из-за сокращения команды с целью снижения расходов на управление кораблём, морякам на «Эксон Валдиз» пришлось больше работать и выполнять дополнительные обязанности.
В отчёте об аварии сообщалось, что третий помощник капитана, отвечавший за судно в момент, когда оно село на мель (это произошло сразу после полуночи), в тот день был на ногах с раннего утра. Выброс почти 42 миллионов литров нефти — самый большой выброс нефти за всю историю США — нанёс колоссальный ущерб побережью и природе в целом, на его устранение было затрачено более 2 миллиардов долларов США.
Скрытый ущерб от усталости
Согласно одному исследованию, усталость и утомление каждый год обходятся миру в 377 миллиардов долларов США! Но никакие деньги не заменят жизнь и здоровье людей, которые часто становятся жертвами усталости.
Возьмём, к примеру, дорожно-транспортные происшествия. Согласно данным одной сиднейской клиники, занимающейся проблемами сна, от 20 до 30 процентов дорожных аварий в Австралии происходит из-за того, что водители засыпают за рулём. Установлено, что в Соединённых Штатах ежегодно по этой же причине происходит по меньшей мере 100 000 дорожных происшествий.
Но часто последствия усталости ограничиваются не только этим. Пострадавших в авариях спешат отвезти в больницу в надежде, что врач в полной готовности придёт им на помощь. Но из-за напряжённого графика работы и долгих дежурств, врач может и не быть в полной готовности.
В отчёте Австралийского института здоровья и социального обеспечения говорится, что приблизительно 10 процентов врачей работают более 65 часов в неделю, 17 процентов специалистов работают ещё больше и 5 процентов «молодых врачей» работают более 80 часов в неделю.
«Чтобы защитить машины от поломки создаются инструкции, предупредительные знаки, проводятся курсы по эксплуатации оборудования,— говорит Мартин Мур-Ид.— Но люди приходят в этот мир без такой защиты…
Ужасно то, что о специфике организма человека мы знаем намного меньше, чем о техническом и программном обеспечении компьютеров, которыми этот человек управляет».
В нашем организме нет мигающих красных лампочек и сигнализации, которые заставляли бы нас остановиться или перейти на более медленный темп. Тем не менее организм подаёт нам предупредительные сигналы в виде хронической усталости, перемен в настроении, депрессии и низкой сопротивляемости вирусам.
Если у вас есть эти симптомы — при том, что вы не жалуетесь на здоровье,— то, может быть, настало время пересмотреть свой образ жизни.
Во что обходится обществу чрезмерная занятость
Напряжённый стиль жизни, лишающий людей сна, сказывается и на отношениях. Вот что произошло с молодожёнами Сергеем и Марией. Им хотелось того же, чего и многим молодым парам,— комфортабельного дома и материальной обеспеченности. Поэтому оба устроились на работу с полным рабочим днём.
Они работали по сменам и мало времени проводили вместе. Вскоре от этого стали страдать их отношения. Они проигнорировали появление опасных симптомов и продолжали работать, следуя своим напряжённым графикам, пока их едва начавшейся семейной жизни не пришёл конец.
«Исследования показывают, что число разводов в семьях, где у супругов сменный график работы, на 60 процентов выше, чем у тех, кто работает лишь днём»,— сообщается в книге «Круглосуточное общество».
И независимо от графика работы многие пары пытаются втиснуть в свою жизнь так много, что в итоге в ней не остаётся места для самого брака.
У других стресс и усталость приводят к употреблению наркотиков, злоупотреблению алкоголем и нарушению питания. Всё это не только усиливает усталость и утомляемость, но и может привести ко многим другим проблемам, включая даже жестокое обращение с детьми.
В помощь очень занятым родителям создаются детские центры, некоторые из них работают круглосуточно.
Для многих детей телевизор становится нянькой. Конечно, чтобы дети в будущем стали ответственными, уравновешенными взрослыми, родителям нужно уделять им много времени и внимания.
Следовательно, родителям, которые из-за старания поддерживать очень высокий уровень жизни слишком устают, чтобы заниматься с детьми, было бы мудро посчитать, во что эти старания обходятся им и их детям.
В сегодняшнем обществе, с его стремительным техническим прогрессом, жертвами нередко становятся и люди старшего возраста. Постоянные перемены и поток новых технических новинок, обрушивающийся на рынок, у многих вызывает растерянность, неуверенность, страх и даже чувство, что они навсегда отстали от жизни.
Чего же им ждать от будущего?
Неужели мы — и молодые, и пожилые — полностью зависим от мира, в котором темп всё ускоряется и ускоряется? Или всё-таки есть что-то, что может помочь нам справиться с суетой и сделать свою жизнь лучше? К счастью, помощь есть.
Сохраняйте радость в круговерти жизни
Большинство людей справляется с давлением жизни, но лишь не многие сохраняют при этом радость. Для этого нужна особая мудрость.
Признавая это, автор книги «Круглосуточное общество» пишет: «Нам нужно обрести мудрость, чтобы в мире техники, который мы сами создали, защитить самого человека и его потребности».
К счастью, много практических и мудрых советов можно найти в самой распространённой в мире книге — Божьем Слове, Библии. Читать
Её принципы проверены и верны, ведь эта книга написана под вдохновением Того, кто прекрасно понимает человеческую природу и потребности.
Применение этих принципов помогает контролировать свою жизнь в этом беспокойном мире и даже испытывать определённую радость (Исаия 48:18; 2 Тимофею 3:16).
Принципы касаются трёх важных областей жизни человека. Читать
Во-первых, они указывают на то, что было бы разумно упростить.
Во-вторых, они помогают правильно расставлять приоритеты.
В-третьих, они помогают обрести духовный взгляд на жизнь, который намного превосходит светский взгляд.
Давайте рассмотрим эти три важные области.
Не обременяйте свою жизнь лишним
Представьте себе, что вы собираетесь провести несколько дней на природе. Вам хочется комфорта, поэтому вы берёте с собой большую палатку со всевозможными приспособлениями. В прицеп машины, помимо еды, вы помещаете мебель, кухонное оборудование, холодильник, портативный электрогенератор, телевизор и множество других вещей.
Вы тратите немало часов, чтобы погрузить всё это. А приехав на любимое место, вы тратите столько же времени, чтобы всё это выгрузить и разместить. И вдруг пора отправляться обратно…
Оглядываясь назад, вы понимаете, что у вас было совсем немного времени на сам отдых! И думаете, стоило ли тащить с собой столько вещей?
Жизнь миллионов людей сегодня напоминает такую поездку. Они тратят массу времени на приобретение и ремонт бесконечного числа вещей, которые, по внушению этого мира, просто необходимы для счастья. Читать
Иисус же говорил обратное: «Жизнь человека не зависит от изобилия его имения» (Луки 12:15).
На самом деле качество жизни человека не измеряется материальным благополучием. Богатство часто сопряжено со стрессом и тревогами. «Пресыщение богатого не даёт ему уснуть»,— говорится в Екклесиасте 5:12.
Поэтому посмотрите хорошенько на каждую из принадлежащих вам вещей и спросите себя: «Нужна ли мне эта вещь или она просто загромождает дом? Она приносит мне пользу или отнимает ценное время?»
Во вступлении к книге «Почему я так устаю?», написанной Лиони Мэкман, замечается: «Изобретение различных приспособлений, призванных облегчить труд домохозяек, обернулось тем, что домохозяйкам приходится устраиваться на работу, чтобы покупать эти приспособления и платить за их ремонт».
Упрощая свою жизнь, вы высвобождаете время для семьи, друзей и себя. А это очень важно для вашего счастья. Не уподобляйтесь людям, которые слишком поздно осознают, что друзья и семья намного важней и интересней, чем деньги и вещи.
Любить вас могут только люди. Несмотря на свою ценность, банковские счета, ценные бумаги, компьютеры, телевизоры и технические новинки — это лишь оболочка, а не суть жизни.
Ставя на первое место материальное, люди обедняют себя и впоследствии испытывают неудовлетворенность и даже разочарование (1 Тимофею 6:6—10).
Берегите время и расставляйте приоритеты
В каком-то отношении распоряжаться временем — это всё равно что распределять финансы. Если вы пытаетесь втиснуть многое в рамки своего ограниченного временного бюджета, то вы живёте не по средствам. А это неизбежно приведёт к разочарованию, стрессу и истощению. Поэтому учитесь расставлять приоритеты.
Для начала определите самое главное и выделите на это достаточно времени. Для христиан духовные занятия всегда стоят на первом месте (Матфея 6:31—34).
Если важные вопросы решать в спешке или поверхностно, то потом часто появляются серьёзные проблемы. Поэтому нужно отбросить всё, что поглощает время и не приносит заметных результатов.
Думая о приоритетах, учтите, что иногда вам нужно побыть наедине с собой, чтобы поразмышлять и подзарядить свои «батарейки». «Время для личного размышления, — говорится в журнале «Современная психология»,— как тонизирующее средство, необходимое в нашем суетном мире. […] Время, проводимое наедине с собой,— это источник жизненной энергии» («Psychology Today»).
Люди, слишком занятые, чтобы размышлять, могут стать поверхностными в своём отношении к жизни.
Скромность и духовность
Скромность и духовность — два самых ценных качества, без которых невозможна счастливая, уравновешенная жизнь. Скромность помогает не нагружать себя непомерной работой и обязанностями.
Если вы скромны, то сможете сказать нет сверхурочной работе или другим занятиям, посягающим на более важное. Скромные люди не завидуют тому, что имеют или делают другие, поэтому они испытывают больше удовлетворения от жизни.
Истинная скромность отражает духовность — второй ключ, позволяющий лучше контролировать свою жизнь (Михей 6:8; 1 Иоанна 2:15—17).
Духовность, в основе которой лежат точные знания из Библии, делает человека более проницательным и восприимчивым, так что он не купится на дешёвые, свойственные миру, представления об успехе.
Он принимает во внимание мудрый совет из 1 Коринфянам 7:31: «[Пусть будут] пользующиеся миром сим, как не пользующиеся; ибо проходит образ мира сего».
Христиане «пользуются» миром, обеспечивая себя и свои семьи материально, но не позволяют миру себя поглотить. Они знают, что мир не даст настоящей безопасности, что вскоре он совсем исчезнет и что истинное благополучие — безопасность и вечная жизнь на райской земле — зависит от того, насколько близкие у человека взаимоотношения с Богом (Псалом 1:1—3; 36:11, 29).
Поэтому прислушайтесь к предостережению Иисуса и делайте ставку на мудрость, собирая себе «сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляет и где воры не подкапывают и не крадут» (Матфея 6:20).
Избегайте тревог и ищите истинного мира
По мере того как сегодняшний миропорядок приближается к своему концу, стресс и дефицит времени будут постоянно расти. Поэтому очень важно стараться следовать совету: «Не заботьтесь ни о чём, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом, и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе». Такой мир могут иметь лишь те, кто понимает ценность молитвы (Филиппийцам 4:6, 7).
Иегова Бог не просто вселит мир в сердце. Он будет каждый день помогать нести бремя ответственности, если вы возложите на него все свои заботы (1 Петра 5:7; Псалом 67:20, ПП).
Поэтому мудро слушать Бога каждый день, читая его Слово. Кто может дать совет лучше, чем Создатель? (Псалом 118:99, 100, 105). Читать
Да, опыт показывает, что те, кто ставят Бога во главе своей жизни, получают большую поддержку, которая помогает им справляться с трудностями и сохранять радость в круговерти сегодняшней жизни (Притчи 1:33; 3:5, 6). Читать http://shedevriki.ru/op/go/alappo/p/d043
Смотрите полезное видео
Здесь Библия онлайн
Исследование показало, что современный ритм жизни убивает организм
Ученые обеспокоены тем, насколько люди устают при современном ритме жизни. В ходе исследований оказалось, что человек, просыпаясь в хорошем расположении духа, днем начинает ощущать непреодолимое желание поспать из-за сильной усталости.
Необходимость рано просыпаться, чтобы отправиться на работу, является одной из основных причин недосыпания.
Эксперты отмечают, что продолжительный сон по выходным не может компенсировать недостаточное количество отдыха в течение рабочей недели.
Исследования показывают, что в последние несколько десятилетий проблема стала очень острой, люди подвергаются стрессам, давлению на работе, они поздно ложатся и рано просыпаются. Таким образом, средняя продолжительность сна сокращается на 40 минут. Последствия такого недосыпа могут быть очень негативными и проявиться только через некоторое время.
Ученые доказали, что такой образ жизни приводит к набору веса на 1-2 килограмма в день. Сбой внутренних часов приводит к повышенному аппетиту и резкой смене настроения на негативное.
Оказалось, что всего час сбоя внутренних часов повышает риск набора веса на 33 процента.
Резкая перемена настроения также является причиной заниженной самооценки. Человек ощущает угнетение, от чего критически снижается его работоспособность и продуктивность труда.
Возникают также проблемы с концентрацией внимания, людям становится трудно фокусироваться на выполнении своих обязанностей. Кроме того, многочисленные эксперименты доказали наличие связи между сбоем внутренних часов и ухудшением качества интимной жизни человека.
Из-за бешеного ритма жизни у человека просто не остается времени, сил и желания для занятий сексом со своим партнером. Врачи прибавляют к этим проблемам снижение иммунитета, увеличение скорости развития диабета, сердечных заболеваний, простудных инфекций.
Таким образом, специалисты настоятельно рекомендуют ложиться спать до десяти вечера в течение рабочей недели. Еще два дня в неделю необходимо приучить себя засыпать до полуночи.
Исследователи из Медицинского университета Дьюк провели эксперимент, который должен был доказать пользу здорового сна для здоровья 66 пожилых добровольцев.
Всех участников исследования обследовали с помощью МРТ, для них также провели тесты на выявления уровня когнитивных способностей.
Эксперимент показал, что добровольцы, которые жаловались на проблемы со сном, демонстрировали признаки нарушения мыслительных способностей.
В результате мозг добровольцев подвергался преждевременному старению.
Ученые отметили, что при отсутствии здорового сна у людей увеличивались желудочки мозга и снижались когнитивные показатели. Желудочки мозга – полости, которые наполняются жидкостью спинного мозга, их увеличение наблюдается у людей, которые страдают от симптомов шизофрении.
Темп жизни — WomanWiki — женская энциклопедия
Темп жизни – это скорость смены дел и событий в жизни. Люди живут в разном темпе – считается, что сообразно их желаниям и внутренним потребностям. Вместе с тем, многие оказываются заложниками темпа жизни общества, общественных ценностей и представлений о счастливой и гармоничной жизни.
Тенденция
Статистика показывает, что ритм жизни за последние 10 лет вырос минимум на 10%. Как это удалось отследить? Профессор психологии Университета Хертфордшира (Великобритания) Ричард Вайзман исследовал скорость движения людей на улице. Для своего исследования он побывал в 32 городах мира, где занимался тем, что замерял скорость передвижения жителей. Затем он провел сравнительный анализ полученных данных и аналогичного исследования, проведенного десятью годами ранее профессором Робертом Ливайном из Университета штата Калифорния (США). Выяснилось, что темп жизни в городах вырастает минимум на 1% в год.
Топ-10 самых спешащих городов мира выглядит следующим образом:
- 1. Сингапур
- 2. Копенгаген
- 3. Мадрид
- 4. Гуанчжоу
- 5. Дублин
- 6. Куритиба
- 7. Берлин
- 8. Нью-Йорк
- 9. Утрехт
- 10. Вена
Ценности современного общества
Что, прежде всего, определяет темп жизни? Разумеется, ценности, которые царят в том или ином обществе. Если идеалом успешного человека провозглашается личность, которая является «отличником» и на работе, и дома, и в спорте, и в общественной деятельности, хочешь не хочешь — будешь стремиться к указанному идеалу. А это значит – делать успешную карьеру, быть идеальным родителем, принимать участие в общественной жизни и так далее и тому подобное. Возможно ли это, если в сутках всего 24 часа? Одна только успешная карьера потребует от вас сверхурочных, работы на выходных, постоянного самосовершенствования, а главное – гонки и спешки. Успеть больше других, выделиться среди других, сделать лучшую презентацию, предоставить лучший отчет, достать самого сложного клиента. А еще ведь хочется принимать участие в жизни семьи, встречаться с друзьями и, конечно, отдыхать.
Бешеный ритм современной жизни приводит к тому, что толком мы ничем и не занимаемся. Либо занимаемся чем-то одним, а второе и третье получается «урывками». Счастлив ли современный человек, вынужденный все время быть в спешке? Даже на выходных, спеша отдохнуть, набраться энергии, чтобы с понедельника вновь ринуться в бой. Хотя почему с понедельника? Ведь планы на будущую неделю рекомендуют начать составлять еще в воскресенье… Вот и получается, что на встречу с лучшей подругой у нас получается выделить время раз в пару месяцев, навестить родителей в другом городе – и того реже, а уж о том, чтобы заняться здоровьем, вообще вопрос не стоит…
Наверное, есть люди, которым темп жизни современного общества «в радость». Особенно в молодости, когда энергия так и плещет, перспективы мотивируют и воодушевляют, а организм с легкостью прощает недосыпы: утром на службу, вечером – в ночной клуб. Однако для большинства людей бешеный ритм существования выливается в стрессы и неврозы. Человек куда с большим удовольствием спокойно съедал бы свой завтрак, не спеша ехал на работу, там в спокойном ритме занимался делами (в идеале – полдня, а не 8 часов), затем так же спокойно возвращался домой и отдыхал со своей семьей. Увы, реалии мегаполисов делают такой расклад маловероятным. В одном только транспорте вы можете «зависнуть» на час-полтора. Не говоря о том, что на работе вас могут задержать, а свой обед вы будете жевать за подготовкой очередного срочного отчета руководству.
Впрочем, работать нужно напряженно, — скажете вы. – Иначе результаты будут недостаточно высокими, а, значит, расчетный в конце месяца совершенно не порадует. Ведь сегодня мы не высиживаем время, мы трудимся на результат, от которого зависит наша зарплата и возможность получить блага, опять же культивируемые современным обществом.
«Раз я умная – я просто обязана быть состоятельной», — говорит одна успешная бизнес-леди, а ей «подпевают» десятки девушек в подчинении. Каждому хочется иметь отдельную квартиру, машину, обставленную бытовой техникой кухню, домашний кинотеатр, модный гардероб, заграничный отдых. Все это невозможно, если ежедневно не спешить, не бежать, не обгонять.
Планирование высокого темпа жизни
Культивирование высокого темпа жизни привело к росту популярности и популяризации такой науки, как тайм-менеджмент. Поскольку темп жизни «взбесился», а часов в сутки никто не добавил, приходится довольствоваться тем, что есть. Иными словами – тщательно планировать свою жизнь.
Вашему вниманию – простые правила, соблюдение которых, правда, потребует огромной самодисциплины.
- Жизнь по плану. В условиях всеобщей спешки не обойтись без планов – на день, на неделю, на месяц, на год. Сегодня никто не пишет в блокнотах, все ведут ежедневники, в которых по часам расписывают свои дела, звонки, встречи. Ничего не забыть и не упустить – главный девиз планирования времени.
- Отсутствие пробелов, пустоты, временных «дыр» . У человека, который хочет «бежать впереди планеты всей», не просто тщательно продумана каждая минута. У него создан не только план «А», но и план «Б» — на тот случай, если встреча не состоится, шеф отложит совещание или появится новое непредвиденное дело. У таких людей также продуманы занятия на любой случай вынужденного ожидания — чтобы ни одна минута не пропала зря. Управляя автомобилем, эти люди изучают иностранные языки. За обедом они решают деловые вопросы. «Общаясь» вечером с семьей, они читают газеты и книги.
- Экономия времени. А еще эти люди постоянно учатся тому, как экономить время. Они тщательно изучают статьи и книги на эту тему. И регулярно «вычеркивают» из своих занятий те, которые – по их мнению – являются хронофагами, а также стремятся как можно больше дел делать одновременно.
- Записи, записи, записи. А еще эти люди беспрестанно все записывают. Не только дела и планы, но и содержание телефонных звонков, а также собственные мысли. Их рабочие столы увешаны стикерами, бумаги и книги усеяны пометками, а телефон разрывается от напоминалок. Люди, которые стремятся сегодня преуспеть, не надеются на собственную память, а потерю ежедневника для них можно приравнять к амнезии, потому что объем информации, который содержит в себе современный ежедневник, человеческий мозг удержать просто не в силах.
Трудно представить, чтобы в такой ситуации у человека была возможность наслаждаться жизнью. Однако многочисленные книги на эту тему советуют как можно больше и чаще расслабляться. Вопрос в другом – можно ли научиться расслабляться, когда над тобой висит столько «должен»?..
Дауншифтинг
Некоторые люди, устав от постоянных стрессов и суеты, отказываются от головокружительной карьеры. Их называют дауншифтерами – теми, кто бросил узкие окна кабинета ради широких горизонтов жизни. Теми, кто больше не хочет бежать и спешить, а хочет просто наслаждаться жизнью.
Быть может, и вы устали от постоянной спешки? Возможно, есть резон отказаться от каких-то дел, подработок, финансовых желаний, навязанных вам какими-то людьми или модными образами? Или вы снова мечтаете высыпаться? А еще – спокойно гулять по набережной, вместо того, чтобы стремглав опять куда-то мчаться. Или спокойно сидеть с друзьями, не прокручивая в уме список дел, которые вам предстоят завтра? Задумайтесь и выберите темп жизни, который подходит лично вам.
Автор: Марина Тумовская
Ссылки
- Как успеть ВСЁ, статьи об управлении временем в женской социальной сети myJulia.ru
Про темп жизни — xommep — LiveJournal
Побывал в очередной раз в городе-герое Москве, и в очередной раз поразился его не-русскости, пластмассовости.Москву и москвичей заслуженно не любят по всей стране — от Камчатки до Подмосковья, но вот почему, до самих москвичей не доходит. Понятно, что причиной во многом является излишняя централизованность России, но есть что-то такое, что отталкивает людей из глубинки от этого города, и мешает самим москвичам понимать, как живёт остальная Россия — которая в 10 раз больше по населению и в миллиарды раз — по площади.
Одна из главных московских фишек — более высокий темп жизни. Здесь с утра до ночи кто-то носится, суетится, и такое движение продолжается до глубокой ночи. Обратил внимание, что в Москве народ шастает по улицам весьма активно и в районе полуночи; в метро и в полночь народу полно — не только в центре, но и везде.
А у нас-то в России испокон веку народ жил степенно, размеренно. Суета была признаком или крайней необходимости (читай ЧП), либо недалёкого ума. Вот пример типичной русской песни — обратите внимание на ритм:
Причём это характерно не только для русского народа, вестимо — например, в так нелюбимой москвичами Средней Азии некий тов. Омар Хайям писал следующее:
Кто понял жизнь, тот больше не спешит,
Смакует каждый миг и наблюдает,
Как спит ребёнок, молится старик,
Как дождь идёт и как снежинки тают.
Проблема Москвы и москвичей — в том, что они нифига не поняли жизнь. Уж не знаю кто и зачем взвинтил им темп жизни, но теперь у них нет времени остановиться и подумать. Хотя есть места, где это можно сделать даже и почти в центре Москвы — тот же район ВДНХ вполне подходит для раздумий и размышлений, но… не судьба.
Нас многократно убеждают с экранов телевизоров и интернетов, что это всё оттого, что Мааасква работает, а вся остальная Россия нифига не делает… Ну, на это даже и ответить цензурно не получается. Работает-то как раз вся страна — от рыболовецких артелей на Балтике, Белом море и Дальнем Востоке, до промышленных гигантов Севера, Урала и Кузбасса. Москва ничего не производит — она лишь пилит деньги. И при этом крайне суетится, ибо не успевает всё распилить.
Я уже многократно писал на тему того, что современная молодёжь точно так же заражена вирусом суеты — она что-то твиттерит, лайкает и репостит круглые сутки, но при этом во-первых, толку с этого никакого нет, а во-вторых, счастливее от этого она не становится. Вот правда — от всей этой молодёжной суеты мир краше и совершеннее никак не становится, потому что занятия современной молодёжи категорически не-креативны в буквальном смысле этого слова. Молодёжь ничего не создаёт, она только тиражирует чей-то бутор. Она тоже кое-что может, конечно, вот например:
Но, как вы понимаете, это не тренд и не мейнстрим. Стиль жизни современного человека, к чему так стремятся молодёжь и москвичи — это сиюминутность, постоянное переключение с пятого на десятое, делание десяти дел одновременно, и ни одного — полноценно…
Высокий темп жизни не даёт времени на раздумья, обдумывание правильности решений. Вот буквально стоял недавно на светофоре у ВДНХ — поток машин плотный, красный свет нам горит долго, и стоило загореться зелёному — как тут же какой-то абориген кинулся на «зебру». Казалось бы — пропусти пару машин, которые уже проехали свой светофор, да и самосохранение же должно быть какое-то… но нет, можно — значит мы побежим. А то, что машинки там пол-дороги перегородят и будут мешаться остальным — про это нам думать не надо, пусть Пушкин думает.
И так — во всём. Если это можно — то мы будем это делать. Пусть это не по-человечески, пусть аморально — но если тебе за это ничего не будет, то почему нет?.. Прямая дорога в «цивилизованный» мир, где Закон давно победил Мораль и наступило полное умиротворение.
Я здесь не про то, что Москва и москвичи — аморальны, а про то, что сам стиль жизни в данном богоугодном месте подталкивает людей на кривую дорожку скверны.
Причём молодёжь по всей стране подсознательно стремится в Москву — ведь там жЫзнь! Не то что в нашем Мухосранске — там гулянки с утра до вечера! Темп жизни молодёжи искусственно взвинчен соц. сетями и масс-медиа, и размеренной провинциальной жизни не соответствует. Вот и вырываются «лучшие» из провинции в «нерезиновую», увеличивая градус неприятия.
Современный человек воспринимает себя как единицу во враждебном внешнем мире, и старается платить этому миру взаимностью — что логично только повышает градус разобщённости человека с обществом. Увлечения у людей также единичные, единоличные, максимум распространяются на круг ближайших родственников и друзей; остальным, как правило, от них один вред. А остановиться и подумать, куда мы такой дорогой придём — времени нет. На всякую мелочь время есть, а на главное его не остаётся. Оттого москвичи в целом наверняка чуйствуют себя куда более несчастными, чем жители глухой глубинки — про это я писал в посте про боязнь быть простым человеком.
Я сам считаю себя вполне современным человеком — хотя и отставшим от модных трендов на несколько лет, но всё же ненамного. В твиттере не чирикаю, айфона не имею — но делать одновременно кучу дел умею не хуже любого тинейджера; переключаться с составления документации в браузерную игрушку могу за долю секунды. :)) И в то же время как минимум у меня есть время по пути из дома на работу и обратно — слева лес, справа лес, снизу грязь и травка, сверху белки скочут — ничего не остаётся, кроме как замышлять всякое нехорошее, типа новых статеек. 🙂 На всё время надо находить.
Что можно поделать с этой напастью? Во-первых и в основных — выключить из своей жизни масс-медиа, насколько это возможно. Не смотреть ТВ, не слушать радио; и это я вполне серьёзно. Рекламу жёстко фаерволлить в голове, чтобы ни одна сволочь не проскочила. Я так и живу. 🙂 Интернет читаю крайне выборочно — только избранные сайты, чьё число со временем только сокращается. И это позволяет мне и на конференциях общаться с большими дядечками, и в глухих сёлах со стариками гутарить. А суетиться — это без понтов. (с)
большая проблема современности — Ассоциация молодёжных медиа
Жизнь современного человека динамична. С одной стороны, в этом есть несомненный плюс — в наши дни, как правило, люди умеют четко ставить себе цели и идти к ним. Большинство замечательно приспособлены к самоорганизации и не испытывают проблем с тайм-менеджментом. С другой стороны, вечная гонка негативно сказывается на психическом здоровье человека и провоцирует многочисленные стрессы, перерастающие в депрессии и более сложные психические заболевания.
Рассмотрим проблему с точки зрения эволюции. Антропологи утверждают, что на ранних этапах существования человека разумного физическая и психическая активность организма находились в равном соотношении, поэтому риск приобретения психических расстройств сводился к минимуму. К тому же, люди общались в небольших группах и находились в условиях чистой экологической среды, что оказывало благоприятное влияние на их моральное состояние.
С ускорением темпа жизни мы всё больше забываем о своём природном происхождении. Сегодня такие естественные для нас звуки, как пение птиц, дождь, стрекот насекомых, журчание реки, уступают шуму цивилизации. Как следствие, могут наблюдаться нарушения качества сна, изменения частоты дыхания и артериального давления. Кстати, загрязнение атмосферы вредными для здоровья газами тоже не проходит для организма бесследно: мозг становится менее активным, снижается общая работоспособность.
Социологи решили подробнее изучить проблему темпа современной жизни и провели исследование “Fast love, fast life, fast everything” (“Быстрая любовь, быстрая жизнь, быстрое всё”). Согласно данному исследованию, под влиянием огромного количества информации головному мозгу тяжело концентрироваться на чём-то одном. Люди создают рестораны быстрого питания, потому что привыкли быстро есть; развивают социальные сети, ориентированные на знакомства, чтобы быстрее заводить отношения; выпускают краткие по содержанию книги и статьи, чтобы быстрее читать и т.д. Многим вещам мы перестали придавать большое значение.
Прогресс происходит быстрее, чем человек адаптируется к нему. Отсюда и проблемы со здоровьем. По результатам опроса, проведённого в рамках научного исследования, 99% людей в повседневной жизни сталкиваются со стрессом, 50% знают, как с ним справляться, а 90% хотели бы научиться выходить из таких ситуаций быстрее.
Проблема ускоренного темпа жизни получила столь широкое распространение, что людей всё чаще начинает волновать вопрос борьбы с его последствиями. Например, с каждым днём появляется всё больше духовных практик, трансово-медитативных техник и пищевых добавок (нейропептиды, стимуляторы обмена веществ в мозге, ноотропные препараты, антиоксиданты и т. д.). Многим людям подобные решения помогают снова и снова приводить себя в норму. Однако важно заметить, что такие способы подходят не каждому, поэтому необходимо прежде всего понимать свой организм и прислушиваться к нему.
Так как жизненный ритм заставляет нас быть постоянно сконцентрированными на делах и обязанностях, мы часто отодвигаем отдых или общение с близкими на дальний план, чего делать совсем не стоит. Каким бы плотным ни был ежедневный график, всегда нужно помнить о своем моральном здоровье, а прикосновения и человеческое общение позволяют его стабилизировать.
Психологи не рекомендуют пренебрегать перерывами в процессе трудовой деятельности — это гарантирует хороший настрой и повышение продуктивности. Помните, что мы не роботы, запрограммированные на исключительное выполнение своих обязанностей, а люди, которые нуждаются в какой-либо эмоциональной подпитке, перезагрузке, заботе. Мы искореним заболевания, связанные со скоростью нашей жизни только тогда, когда научимся любить свой организм и давать ему отдых.
Автор: Екатерина Самохвалова
4 причины, почему время с возрастом течет все быстрее
Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту
красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте
Пожалуй, каждый из нас замечал, что время, которое в детстве тянулось медленно, по мере взросления постоянно ускоряется. И если в 5 лет год казался целой вечностью, то в 30 он пролетает почти незаметно. С чем это связано и есть ли способ замедлить время? Мы попытались в этом разобраться и, кажется, нашли возможные причины этого явления.
AdMe.ru предлагает узнать, почему каждый новый год проходит все быстрее и как быть, если вы хотите немного «замедлить» свою жизнь.
Нехватка нового опыта
В детстве каждый день приносит нам массу новых впечатлений, мы учимся и постоянно видим что-то впервые. С возрастом таких моментов становится все меньше и меньше, поэтому мы начинаем измерять ход событий необъективно. Эту точку зрения подтвердил нейробиолог Дэвид Иглман (David Eagleman), который проводил эксперименты, демонстрируя людям различные изображения.
Часть этих картинок испытуемые уже видели прежде, а остальные были для них абсолютно новыми. Выяснилось, что по своим субъективным ощущениям люди тратили больше времени на разглядывание новых изображений, чем на просмотр уже виденных ранее, хотя абсолютно все картинки демонстрировались им с равной продолжительностью.
Из этого следует, что для человека, чей мозг занят обработкой новой информации, время субъективно течет медленнее. И это объясняет, почему детские годы видятся нам растянутыми, а взрослая жизнь кажется мимолетной. Например, некоторым людям кажется, будто 1970 год был 30 лет назад, но на самом деле прошло уже 48 лет.
Теория кусков
Эта теория также связана с впечатлениями, а именно с тем, как наш мозг их интерпретирует в зависимости от возраста. Американский когнитивист Дуглас Хофштадтер (Douglas Hofstadter) полагает, что мозг человека склонен собирать отдельные впечатления в своего рода «куски» (chunks). Например, повседневные дела вроде уборки, приготовления пищи и походов в магазин объединяются в кусок под названием «хлопоты».
Представьте себе, что мама вышла на прогулку с малышом. Для ребенка это событие полно новых впечатлений: он познакомился с другими детьми, увидел интересную бабочку или жука, научился лепить куличи из песка и т. д. Но для его мамы это самое обычное мероприятие, не первое и далеко не последнее в ее жизни.
Выходит, что на протяжении жизни наш мозг «упаковывает» впечатления в довольно широкие категории: семья, работа, развлечения, хобби, спорт и т. п. Вероятно, «кускование» помогает мозгу оптимизировать память, но в результате прошедшие события кажутся нам скоротечными.
Нейрофизиологические процессы
В человеческом мозге не обнаружено структуры, которая отвечала бы за время. Но по мере взросления у человека снижается уровень дофамина — нейромедиатора, который (помимо того что вызывает чувство удовлетворения) играет немаловажную роль в обеспечении когнитивной деятельности. В результате этого у взрослых и пожилых людей меняется способность к восприятию времени.
Это подтверждается результатами эксперимента психолога из колледжа Университета Виргинии в Уайзе Питера Мангана (Peter Mangan). Ученый сравнивал способность к оценке интервала времени в 3 минуты у двух групп люде
Почему ускорение темпа жизни не делает рабочий день короче
Многие боятся, что технический прогресс оставит людей без работы, но пока что мы загружены ею настолько, что даже смартфоны, таск-менеджеры и лайфхаки по продуктивности не сокращают рабочий день. Почему недостаточно работать меньше, чтобы отдыхать больше, чем хороша и чем плоха концепция slow living и как радикальные технологические нововведения вроде беспилотных автомобилей изменят социум — в отрывке из книги профессора социологии Лондонской школы экономики Джуди Вайсман.
Новый взгляд на рабочее время
То, как мы используем свое время, принципиально зависит от темпоральных параметров работы. Однако в том, как мы трудимся, нет ничего естественного или неизбежного. Идея о том, что труд измеряется и регулируется линейным часовым временем, — относительно современная черта индустриальных обществ. Стремление к максимизации скорости и эффективности, дисциплинированное и экономное использование времени стали правилом лишь в рыночной экономике, где время — деньги. В наше время уже не все работники начинают и заканчивают работу по часам, но логика индустриального времени продолжает существовать, влияя на то, какой мы видим свою жизнь.
Самый простой способ ослабить нехватку времени состоит в том, чтобы сократить продолжительность рабочего дня. Достаточно напомнить себе о долгих, изнурительных часах работы в прежние эпохи, чтобы осознать, насколько мы уже далеки от этого. Продолжительность рабочего дня стремительно сокращалась в 1870–1930 гг., и [экономист Джон Мейнард] Кейнс полагал, что это сокращение продолжится и дальше. Учреждение стандартного восьмичасового рабочего дня и пятидневной рабочей недели в десятилетия после Второй мировой войны было эпохальным достижением социальной демократии XX в.
Однако тенденция к сокращению рабочего дня ослабла, а в некоторых случаях и вовсе сменилась на противоположную. В своей книге «Достаточно — это сколько?» Роберт и Эдвард Скидельски, принимая вызов Кейнса, пытаются ответить, почему это произошло:
«Мы, обитатели богатого мира, в среднем живем в 4–5 раз лучше, чем в 1930 г., но средняя продолжительность рабочего дня с тех пор сократилась лишь на одну пятую».
Они предлагают двоякое объяснение того, почему сохранился длинный рабочий день: капиталистическая экономика позволяет нанимателям диктовать продолжительность и условия труда, и в то же время эта экономика пробуждает в нас ненасытный аппетит к потребительским товарам. Однако по сути наше пристрастие к труду и гиперпотреблению вызвано тем, что мы перестали обсуждать идею хорошей жизни, в которой досуг ценился бы сам по себе. Схожим образом социолог Джулиет Шор ставит новые принципы распределения времени в центр своей работы «Изобилие: новая экономика подлинного богатства». Подобно Роберту и Эдварду Скидельски, она выступает против культуры длинных рабочих дней, неограниченного роста и сверхпотребления. Согласно Шор, мы должны пересмотреть наши представления о благосостоянии, так как миллионы американцев утратили контроль над основополагающим ритмом своей повседневной жизни:
«они слишком много работают, слишком быстро едят, слишком мало общаются, слишком много ездят на машинах и сидят в транспорте, никогда не высыпаются и в придачу постоянно чувствуют себя измотанными».
Такие аргументы за сокращение стимулов к труду основываются на средней продолжительности рабочего дня. Авторы хорошо осознают рост разрыва между теми, кто много работает и страдает от нехватки времени, и теми, кто почти или совсем не работает. Более того, ими движет стремлением к более справедливому распределению рабочих часов, устранению грани между теми, кто вынужден работать больше времени, чем им хотелось бы, и теми, кому достается слишком мало работы*. Тем не менее их главная идея остается неизменной:
Кроме того, они отмечают, что продолжительность рабочего дня существенно меняется от страны к стране, причем США и Великобритания заметно выделяются с точки зрения продолжительности рабочего дня и неравенства в доходах по сравнению, например, со Швецией и Нидерландами.культура современных богатых обществ — это культура возросшей загрузки, а не возросшего досуга.
Обе книги отражают возрождение интереса к политике рабочего времени. Это было особенно поразительным для меня, так как я сама подходила к этому вопросу, используя старые левацкие аргументы в пользу общества досуга, основанного на изобилии**. Современная же критика беспредельного роста, напротив, вдохновляется экономическим спадом и необходимостью в экологической устойчивости. И вместо социалистического прославления труда как ключа к товариществу, солидарности и демократии авторы ставят под сомнение нашу готовность превращать свою жизнь в бесконечный труд. При этом они вспоминают идеи о досуге, выдвигавшиеся не только Кейнсом и его современником философом Бертраном Расселом в эссе «Похвала праздности» (1932), но и еще раньше — зятем Маркса Полем Лафаргом в «Праве на лень» (1883). К сожалению, как и предшествующие идеи, это представление о прогрессивной темпоральной политике как будто бы сумело породить лишь типично буржуазный идеал пригородного дома и семейной жизни.
См., например, работы Андре Горца.В этих попытках выработать новое отношение к продолжительности рабочего дня отсутствует какое-либо осознание гендерной динамики, присущей нашим представлениям о времени и труде. Справедливое распределение труда должно принимать во внимание не только различные современные модели занятости среди мужчин и среди женщин, но и несправедливое распределение неоплачиваемого труда в стенах дома. Хотя вышеназванные авторы справедливо критикуют осмысление времени с точки зрения роста производительности как самоцели, у них не вызывает вопросов то, что затраты времени на выполнение оплачиваемой работы оцениваются иначе, чем затраты времени на личные домашние дела. Кейти Уикс напоминает нам, что марксистский подход недооценивал и не замечал времени, потраченного на неоплачиваемую работу по дому, уход за людьми и эмоциональный труд. Феминистский же подход к времени «должен проявлять интерес ко всему рабочему дню, например требуя, чтобы оценки времени, необходимого для выполнения общественно необходимого домашнего труда, учитывались и при оценках продолжительности рабочего дня, и в предложениях по его сокращению».
Именно это сочетание оплачиваемого и неоплачиваемого труда и приводит к такому распространению дефицита времени среди работающих женщин. Как я уже указывала, главной причиной нехватки времени служит рост числа семей с двумя кормильцами, поставляющих на рынок труда больше рабочих часов, чем когда-либо прежде. В контексте повышенных ожиданий, предъявляемых родителям, особенно обремененными необходимостью учитывать взаимно противоречивые требования, связанные с работой, семейной жизнью и досугом, оказываются матери, занятые на полную ставку.
Дело здесь не только в продолжительности рабочего дня. Уход за другими и забота о них не могут быть сведены к линейному времени так, как будто они включают последовательность задач, которые в принципе могут быть поручены машинам. То, что принято называть «качественным временем», то есть времяпрепровождение с детьми, требует ритма, который не поддается ускорению. Как нельзя требовать от оркестра, чтобы он играл вдвое быстрее, чем предписывает партитура, так и характер и интенсивность времени, проведенного в обществе других людей, вносят вклад в опыт такого времяпрепровождения. Например, мы уже видели, что
у женщин свободное время «менее свободно», чем у мужчин, так как женщины более склонны сочетать досуг с присмотром за детьми.
То, что публично подается как дискуссия о сокращении продолжительности рабочего дня, скрывает причины сохраняющихся различий между полами в том, что касается временных ландшафтов.
Однако даже эта критика гендерной природы работы недостаточна. Попытки предложить новую оценку домашнего труда по-прежнему исходят из предполагаемой возможности провести четкую грань между публичной и частной сферами. Если в дискуссиях, посвященных политике времени, и фигурирует техника, то только в качестве внешнего фактора, покушающегося на свободное время. Тем не менее проникновение ИКТ во все аспекты нашей жизни ставит серьезный вопрос, сохраняется ли в цифровую эпоху дихотомия «работа — личное время».
Грань между работой и личной жизнью
[…] На мой взгляд, дигитализация провоцирует радикальный пересмотр стандартных дискуссий, которые посвящены соотношению между работой и личной жизнью и построены на противопоставлении работы и личной жизни и публичного и частного. ИКТ [Информационно-коммуникационные технологии] обеспечивают возможность новых сочетаний прежде раздельных темпоральных зон, новых разновидностей опосредованной интимности и новых форм семейной жизни. Опосредованные взаимоотношения не подменяют физическое соприсутствие, а скорее сосуществуют с ним. Феноменологический опыт удаленного присутствия способен подстегивать и усиливать коммуникацию, а не отвлекать от нее. Вопреки шумихе, поднятой вокруг этого вопроса, не исключено, что в итоге мы получаем больше времени для общения.
Таким образом, в цифровых технологиях следует видеть нечто большее, нежели простые инструменты для обмена данными и координации взаимодействия между людьми. Они не просто повышают эффективность существующих разновидностей социальной жизни. В качестве материальных объектов или социотехнических сборок они перестраивают темпоральную и пространственную динамику того, как мыслят и действуют люди. Вполне возможно, что люди приветствуют проницаемость этих границ за ту гибкость и возможности контроля, которые они обеспечивают, не испытывая страха перед вторжением работы в свободное время.
Не исключено, что важные вопросы, связанные с темпоральной политикой, в нашу эпоху связаны не столько с ощущением измотанности или сочетанием работы и домашней жизни, сколько с иерархической культурой времени, в которой ценность времени данного человека определяется его статусом и тем, сколько ему платят. Сильная загруженность высоко ценится, а того, кто имеет слишком много свободного времени, считают неудачником.
Темпоральные перекосы тесно связаны с социальным неравенством, о чем свидетельствует демонизация безработных.
Демократизация времени должна привести к установлению совершенно иного социального порядка, в рамках которого приоритеты и ограничения, связанные со временем, будут разделены справедливым образом. Не я первая указываю на «подлинно революционный характер идеи о том, что время всякого человека имеет равную ценность». Признание этого обстоятельства, на мой взгляд, служит первым шагом к более справедливому распределению труда.
Лихорадочный досуг в экономике самообслуживания
[…] Колоссальному расширению рынка потребительской электроники, такой как компьютеры, сотовые телефоны, телевизоры, планшеты и MP3-плееры, сопутствует беспрецедентная скорость запланированного устаревания товаров и отказа от них. Мы ожидаем моментальной доставки любых товаров и так же быстро избавляемся от них, как правило не думая об условиях их производства или об угрозе для экологии. Более того, одна из причин, почему мы ощущаем такую нехватку времени, сводится к невозможности потребить весь обширный диапазон предлагаемых нам товаров и услуг. Вне зависимости от того, считаем ли мы, что человеческие желания невозможно удовлетворить по самой их природе, для современной потребительской культуры, несомненно, характерна избыточность. Симптомом этого состояния служат постоянное обновление смартфонов и неограниченная емкость всемирной паутины.
Изучая те способы, которыми техника поглощает время, мы часто забываем о том, что стремительный цикл обновления технологий требует непрерывных инвестиций в приобретение новых навыков. Ознакомление с цифровыми устройствами и обучение работе с ними требуют значительных затрат неоплачиваемого пользовательского времени. Например, чтобы пользоваться интернетом, необходимы соответствующая инфраструктура и ее обслуживание. Как гласит анекдот, если бы автомобили от General Motors зависали так же часто, как программное обеспечение от Билла Гейтса, то они никому были бы не нужны. Минимальные ожидания, предъявляемые нами к компьютерным программам, умело диктует маркетинг, и потому в их недостатках мы нередко виним самих себя. Даже покупки в сети, призванные экономить наше время, порой оказываются утомительным занятием, поглощающим время, прежде отводившееся на отдых и досуг. Телефонные автоответчики служат темой множества шуток, отражающих наше разочарование в том, что мы оказались пленниками техники, экономящей чужое время и деньги за наш счет. Потребление в моментальном обществе порой бывает сопряжено с поразительно медленной темпоральностью. […]
В конечном счете взаимоотношения между техническими изменениями и темпоральностью всегда носят диалектический характер: пространства с быстрым течением времени возникают одновременно с пространствами, отличающимися поразительной неторопливостью. Скорость и замедление всегда сосуществовали в современную эпоху, хотя связанные с ними смыслы и ценности претерпевали изменения.
Невзирая на это рекурсивное взаимодействие, в социальной и культурной теории преобладает акцент на всеобщем ускорении. Эта новая темпоральность описывается как темпоральность немедленности, моментальности, одновременности, вневременности, хроноскопии или сетевого времени. Бен Эггер даже называет ее iTime, маниакальным, навязчивым, сильно сжатым временем, «наваливающимся тяжким грузом на человека, у которого всегда слишком много дел и слишком мало времени, чтобы их переделать». […]
Медленная жизнь в современную эпоху
[…] Ясно, что обращение к неторопливости как к способу повысить качество жизни следует понимать как реакцию на ускоряющееся общество. Опыт медлительности приобретает позитивную ценность как ответ на высокую скорость новых машин начиная с середины XIX в. Например, шок, вызванный скоростью железнодорожных перевозок, спровоцировал всплеск интереса к прежним способам передвижения, благодаря чему пешая ходьба стала восприниматься как способ времяпрепровождения, доставляющий повышенное сенсорное удовольствие. Неторопливость получила признание в качестве желательного или полезного свойства в тех случаях, когда она была одной из альтернатив, а не единственным вариантом и когда скорость могла ассоциироваться с такими негативными характеристиками, как отчуждение, стресс или огрубление. Именно в этом контексте неторопливость получила возможность стать основой, из которой исходила критика современности: «по сути скорость породила неторопливость»***. […]
Wendy Parkins and Geoffrey Craig, Slow Living (Oxford: Berg, 2006), 42. См. также: Helga Nowotny, Time: The Modern and Postmodern Experience (Cambridge: Polity, 2005).Недостатки движения «Медленное питание» хорошо известны. Вот лишь некоторые из них: конфликт между неторопливостью как вотчиной представителей элиты (преимущественно западной) и необходимостью равного распределения удовольствий, связанных с неторопливостью; необходимость в международном движении, которое само по себе противостоит глобализации; опора на давний дискурс, противопоставляющий пасторальную жизнь напряженному городскому существованию; вопрос о том, не связано ли удовольствие от неторопливости с традиционным разделением домашнего труда. Вообще социальное движение, корни которого восходят к политике потребления, не в состоянии вести полноценную борьбу с неравенством в темпоральном суверенитете, причинами которого являются деньги, статус и власть.
Тем не менее при при всех недостатках подобных движений они открывают политическое пространство для того, чтобы ставить под сомнение нашу одержимость скоростью как вещью, обладающей ценностью самой по себе. Отвергая господствующий темпоральный режим, коллективная культура замедления будет способствовать альтернативному потреблению времени не только в том смысле, что у людей появится больше времени, но и в том, что это будет более осмысленное, осознанное и приятное время. Как отмечают Венди Паркинс и Джоффри Крейг, «сознательное культивирование неторопливости может стать полезным напоминанием о том, что наши ритмы и привычки способны помочь нам как преодолеть, так и усилить неудовлетворенность повседневной жизнью». Движение «Медленное питание», положив в основу своей философии гибкое и динамичное восприятие времени, представляет собой интересный пример того, как может быть описан стиль жизни, подразумевающий более насыщенное время.
Я не одобряю призывов к медленной жизни. Прежде всего на самом деле мы не можем выбирать между скоростью и неторопливостью, между техникой и природой.
Эти взаимно противоположные понятия существуют и обретают смысл лишь по отношению друг к другу. Дихотомия быстрое/медленное не в состоянии передать одновременное существование многочисленных темпоральностей, характеризующее опыт современной жизни. Только признав это, мы сможем заново представить гибридные социоматериальные сборки или сети для воплощения разных времен в мире, наполненном технологиями.
Отсюда также следует, что полный отказ от глобализации и дигитализации как неизбежных причин ускорения является ошибкой. Даже ресторан McDonald’s в некоторых контекстах может иметь позитивную ценность в качестве места для медленного питания, наслаждения жизнью и проведения досуга. Устройства и системы, использующие высокие технологии, тоже могут быть отличными источниками удовольствия и креативности. Не следует отрицать создаваемые ими позитивные возможности для новых типов времени. Кроме того, более эффективное использование времени и сохранение медленных зон в реальности требуют новых технических инноваций.
Новые технологии для новых времен
[…] Пожалуй, менее очевидной, чем маркетинговые уловки техноевангелистов, является та степень, в которой сама скорость стала главным обоснованием технических инноваций. Это, в свою очередь, приводит нас к искаженной модели взаимоотношений между временем, техникой и социальными изменениями. Техника меняется непрерывно, но это не означает, что технические изменения всегда являются результатом изобретений. […]
Эта инструментальная философия максимизации эффективности составляет фундамент инженерного дела. Согласно этой логике, идеальным решением является автоматизация, поскольку человеческое «вмешательство», будучи потенциальным источником ошибок, должно быть устранено. Новейшие, быстрейшие и наиболее автоматизированные системы подаются как объективно наилучшие, а не как застывшее порождение конкретного локализованного выбора, событий, идей, технических инструментов и материалов.
Если изобретательность подразумевает вызов нашему привычному образу действий, сомнение в постулатах, пронизывающих наш политический дискурс, и создание новых возможностей для настоящего, то мы оставляем конструирование конструкторам на свой страх и риск. В другой работе я уже писала о культуре инженеров и компьютерщиков, в рамках которой «мужская культура страстной виртуозности, олицетворением которой служит работа в хакерском стиле, воплощает в себе мир мастерства и индивидуализма». Тесные взаимоотношения с компьютером могут служить как заменой намного более неопределенных и запутанных отношений, характерных для социальной жизни, так и убежищем от них. Это окружение ограничивает воображение разработчиков, игнорируя потребности тех, кто не соответствует их собственной парадигме нормальности****. Можно предположить, что такой склад ума становится все более влиятельным в нашу цифровую эпоху, когда богатейшие в мире компании — Microsoft, Apple, Google, Facebook и Twitter — по преимуществу являются технологическими компаниями.
Интересно, что тема «инженерного склада ума» недавно была поднята в социологических исследованиях, посвященных преобладанию инженеров среди исламских радикалов. См.: Diego Gambetta and Steffen Hertog, «Why Are There So Many Engineers among Islamic Radicals?», European Journal of Sociology 50, no. 2 (2009): 201–230.Меня в данном случае интересует не столько предрасположенность отдельных инженеров, сколько их общая институциональная культура. Многие технонаучные инновации происходят либо из военной, либо из корпоративной среды, где ценятся такие опыт и изобретательность, которые ориентируются на работу с определенным типом решаемых задач.
Можно привести пример такой радикальной инновации, направленной на экономию времени, как созданный Google беспилотный автомобиль. То, что автомобиль может ездить сам по себе и избегать аварий, — замечательное достижение. Оно обеспечивает эффективное использование времени в том смысле, что вы можете работать, пока вас везут, и обходиться при этом без шофера. Однако, как справедливо указывает Евгений Морозов, это изобретение может повлечь за собой непредвиденные последствия: «Не приведут ли беспилотные автомобили к деградации общественного транспорта по мере того, как все больше людей будет обзаводиться машинами? Не вызовут ли они дальнейшего расползания пригородов, так как люди, которым не нужно будет управлять машиной, смогут во время поездок писать письма и смиряться с необходимостью проводить в машине еще больше времени?» К этому можно добавить, что никто не принимал в расчет гендерные модели поездок, запутанную карту перемещений, которые ежедневно приходится проделывать матерям. Поездки в автомобиле не носят исключительно инструментального характера. Они могут служить важной площадкой для взаимоотношений между родителями и детьми, например, во время ежедневной доставки последних в школу. Когда беспилотные автомобили станут более надежными, родители наверняка поддадутся искушению отправлять детей в школу в одиночку, а сами будут заниматься другими делами.
Но в том, что касается экономии времени, беспилотный автомобиль представляет собой узкую модель изменений, даже с точки зрения транспорта. Автомобиль — не просто машина, обеспечивающая мобильность, это социотехническая система, принуждающая людей к определенным социальным привычкам и практикам. Для их изменения необходимы нововведения в экономических, политических и социальных структурах, в которые они встроены. По сути, автомобиль на Западе находится в упадке, а активность его использования вышла на плато. Многие прогнозируют альтернативные сценарии с использованием электромобилей, находящихся не в частной собственности, а в общем доступе. Основой для таких прогнозов являются новые системы каршеринга, рост интереса производителей автомобилей к экспериментам со схемами «оплата по факту использования» и массовое производство электровелосипедов в Китае. На кону при этом стоит время поездок. Но, возможно, поездки на дальние расстояния станут менее необходимыми по мере развития сверхскоростного транспорта, в то время как усовершенствования, вносимые в более простые технологии, например велосипед, повышают их привлекательность. Иными словами, не исключено, что более изобретательное сочетание старых и новых технологий вкупе с новыми принципами собственности высвободит больше времени, чем автоматизация автомобиля. […]
В рубрике «Открытое чтение» мы публикуем отрывки из книг в том виде, в котором их предоставляют издатели. Незначительные сокращения обозначены многоточием в квадратных скобках. Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.
Читайте нас в Facebook, VK, Twitter, Instagram, Telegram (@tandp_ru) и Яндекс.Дзен.