Чем заняться после школы: 31 идея, чем заняться школьнику вместо многочасовой домашки – Выбор будущего: что делать после окончания школы?

Содержание

31 идея, чем заняться школьнику вместо многочасовой домашки

Я преподаю уже больше десяти лет, и мне есть чем гордиться в моей профессиональной жизни. Но чего я избегаю — так это репутации учителя, который загружает детей огромным количеством домашних заданий.

Большую часть моей учительской жизни я преподавала в пятом и шестом классе. Иногда я давала домашнее задание, которое нужно было выполнять больше двух часов. Дети жаловались, а родители не очень, по крайней мере, не мне. Я думаю, что родители, как и я, полагали, что выполнение домашних заданий — лучший способ потренировать новые навыки, она учит ответственности и помогает привить понятие о рабочей этике, и это возможность освоить только что пройденный материал.

Но самое главное — и я, и родители моих учеников в глубине души побаивались, что наши дети будут отставать — отставать от сверстников в параллельном классе, от детей в другой школе, от других детей в стране. И домашняя работа считалась одним из способов предотвратить отставание.

И я по-прежнему считаю, что все перечисленное верно. Но это верно только для учеников старших классов и студентов (конечно, если их домашнее задание не забирает все часы свободного времени). Но это в корне неверно, если мы говорим о младших школьниках и дошколятах.

Когда я начала изучать в докторантуре образовательную политику, я узнала о существовании исследований, утверждающих, что домашние задания вредят самым маленьким ученикам. «Домашка» не только не улучшает школьные достижения младших школьников, она может испортить отношение детей к школе и даже нанести вред психическому здоровью детей. Харрис Купер, ученый, потративший не одно десятилетие на исследования эффективности домашних заданий, сделал обзор существующих научных работ по этой теме и пришел к выводу, что «нет никаких доказательств тому, что любая домашняя работа улучшает школьные достижения учеников начальных классов».

Когда я сама стала мамой, я почувствовала, насколько уставшими и перевозбужденными бывают дети после целого дня в садике, подготовительной группе или начальной школе, за которыми следуют дополнительные занятия. После того как ребенок провел несколько часов сидя и делая то, что от него требует взрослый, уму и телу малыша нужны совсем другие занятия, а не дополнительная учеба.

И дело даже не столько в том, что от домашних заданий нет большого прока для маленьких детей, а может быть, даже вред. Дело в том, что домашние задания забирают время у других занятий, веселых, стимулирующих развитие, ценных тем, что именно благодаря им дети, вырастая, становятся здоровыми и счастливыми взрослыми.

Итак, чем же могут заниматься дети, вернувшись из школы, до того как придет время ложиться спать?

  1. Прыгать через скакалку

Очень важное место в развитии мозга ребенка занимает свободная самостоятельная игра. Дэвид Элкинд, автор книги «Сила игры: как спонтанные игры, развивающие воображение, делают ребенка здоровым и счастливым», считает, что свободная игра сейчас становится важна, как никогда, потому что уединения в жизни ребенка становится все меньше, а то его и вовсе нет, при этом день расписан по минутам.

«Играя, – пишет Элкинд, – дети получают новый опыт, и этот опыт, который они созидают сами, позволяет им получать новые социальные, эмоциональные и интеллектуальные навыки. По-другому такие навыки получить невозможно».

  1. Разговаривать с родителями

Я слышала бесчисленное количество историй о том, как взрослые ежедневно воюют со своими школьниками, пытаясь заставить их сделать домашнюю работу, и как портятся из-за этого их отношения.

Вместо того чтобы ворчать на ребенка из-за его неспособности сделать самостоятельно работу, до которой он еще не дорос, в семье нужно просто говорить о том, как прошел день. Разговор – это лучший способ для всех нас, особенно маленьких детей – узнать о мире и развить эмпатию.

  1. Спать

По данным Национального фонда по проблемам сна, от 25 до 30% детей регулярно недосыпают. Недостаток сна ведет к ряду проблем, в том числе к снижению внимания, поведенческим проблемам, трудностям с учебой, раздражительности и лишнему весу. Но даже небольшое количество дополнительного сна может сильно изменить ситуацию. Одно исследование показало, что даже 20 минут дополнительного сна значительно улучшают школьные успехи ребенка.

  1. Читать самостоятельно

Мы все знаем, что развитие хороших привычек (в том числе желательно – любовь к чтению) – важнейший шаг на пути к школьным успехам. Тем не менее, домашняя работа зачастую отнимает то время, которое ребенок мог провести, читая книгу.

  1. Слушать книги

Исследования показывают, что дети, которым читают вслух, лучше учатся и обладают большим словарным запасом.

  1. Собирать пазлы

Умение играть самостоятельно без взрослых («игра в одиночку») создает у ребенка чувство уверенности, а также делает его спокойнее.

  1. Лазать по деревьям

«Рисковые» забавы, такие, как лазание по деревьям, очень полезны для детей. Детям нужно понимать свои возможности, оценивать риски, учиться взаимодействовать с окружающей средой. Исследователи предполагают, что рисковые игры, которые наблюдаются в разных культурах и даже у других млекопитающих, несут важную функцию: готовят молодняк к взрослой жизни без постоянной опеки и заботы.

  1. Копаться в грязи

Еще один тип игры – сенсорная игра – очень важен для развития ребенка. Когда дети месят глину или играют пальчиковыми красками, они стимулируют органы чувств. «Сенсорный опыт, – объясняет один из специалистов по детскому развитию, – дает возможность почувствовать, что процесс бывает важнее, чем результат. То, как дети используют материалы, становится важнее, того,

что у них получается в итоге».

  1. Играть с друзьями в песочнице

«Параллельная игра», когда дети играют бок о бок, начинается еще у малышей двух-трех лет. Но и для более старших детей игра бок о бок очень важна для развития очень нужных социальных навыков.

  1. Помогать готовить

Дети, которые узнают о новых блюдах и помогают их готовить, приобретают необходимые кулинарные навыки и, скорее всего, будут правильно питаться в будущем.

  1. Выгуливать собаку

Дети, помогающие заботиться о домашних животных, менее возбудимые, у них реже встречается аллергия и астма, они более активные.

  1. Помогать в приюте для животных

Даже если у ребенка нет своего питомца, он все равно может побыть с животными. В приюте для животных можно позаботиться о больных собаках или кошках, можно присмотреть за соседскими животными. Это очень важно для эмоционального развития детей.

  1. Возделывать сад

Дети, работающие на земле, могут достигать бóльших успехов в науках по сравнению с теми, у кого такого опыта нет. Это происходит потому, что они активно изучают научные понятия и упражняются в математике, ухаживая за растениями.

  1. Играть на музыкальных инструментах

Дети, занимающиеся музыкой, те, кто регулярно играет на чем-нибудь и участвует в выступлениях музыкальных коллективов, развивают участки мозга, отвечающие за грамотность и речь.

  1. Общаться с бабушкой

Организуя общение детей с бабушками и дедушками, мы даем им возможность получить ценный опыт. Они могут увидеть, как другие любящие их взрослые справляются с конфликтами, создают правила и обсуждают их, решают повседневные задач, и впитать таким образом семейные традиции.

  1. Участвовать в волонтерских проектах

Участвуя в волонтерских проектах, дети учатся быть благодарными, сочувствовать другим и ощущать себя частью общества.

  1. Рисовать

Если ребенку тяжело выразить себя словами, рисование может стать возможностью расслабиться и выразить себя другим способом.

  1. Поставить научный опыт

Дети обычно очень любознательны, им интересно, как и что происходит в мире. Научные опыты за пределами школы могут стать особенно эффективными в плане привития ребенку основ научного мышления.

  1. Играть в переодевания

Важность игры «а давай как будто» или «давай представим» для развития творческого начала ребенка и способности в будущем решать проблемы трудно переоценить. Когда дети представляют себя супергероями или болтают с плюшевыми игрушками, они усваивают социальные роли, готовят почву для будущей учебы, обдумывают все, что видят вокруг. Некоторые исследователи считают, что дети, которые не участвуют в таких играх, столкнутся в школе со значительными трудностями.

  1. Бороться с братом или сестрой

Борьба и кувыркание не имеет ничего общего с агрессией. Это свободная, освобождающая тело, энергичная, радостная игра. Дети учатся принимать решения, высвобождать стресс, улучшают свои навыки социального взаимодействия, а еще – борьба полезна для сердца и сосудов!

  1. Наводить порядок

Когда дети весь день сидят за домашней работой, им не хватает времени на то, чтобы помочь родителям с уборкой. Исследователь Университета Миннесоты Марти Россман считает, что одним из показателей будущего успеха детей является их участие в домашних делах в детском возрасте.

Как утверждает Россман, «участвуя в домашних хлопотах, дети учатся у родителей ответственности, вносят свой вклад в жизнь всей семьи, чувствуют эмоции близких и привыкают заботиться о себе сами».

  1. Написать рассказ

Придумывая истории, дети выражают свои эмоции, дают простор воображению и развивают моторику.

  1. Побыть наедине с собой

Возможность побездельничать не менее важна, чем игра. Авторы книги «Перегруженные и неготовые: как сделать образование лучше, а детей – успешнее и счастливее» считают, что каждому ребенку нужны 3 вещи: игра, уединение и время с семьей.

Уединяясь, ребенок в буквальном смысле может ничего не делать – он может сидеть и слушать музыку или глазеть в потолок. Это позволяет ему подумать, отдохнуть,  «перезагрузить» и голову, и тело.

  1. Молиться или размышлять

Детям полезно молиться или размышлять о важных вопросах (конечно, без принуждения со стороны). Благодаря этому они более осознанно относятся к своим поступкам, постепенно формируют свою систему ценностей и ощущают себя цельными и живыми, в живой связи с Богом.

  1. Создать коллаж

«Созидательные игры» – строительство крепости или снеговика – ориентированы на цель и требуют использования разных инструментов и материалов. Созидательные игры также помогают развивать математические способности и социальные навыки.

  1. Слушать классическую музыку

Исследователи утверждают, что дети, слушающие классическую музыку, умеют лучше концентрироваться и слушать других, а также лучше организуют свое время.

  1. Научиться вязать

Вязание, вышивка, игра в крокет – эти занятия развивают мелкую моторику, улучшают координацию и помогают сосредотачиваться на чем-то в течение длительного времени.

  1. Фотографировать

Фотография развивает личность ребенка, его взгляд на мир и понимание себя, друзей, семьи и мира.

  1. Кататься на велосипеде

У физически активных детей, как и у взрослых, более здоровые сердце, легкие и кости. У них меньше риска набрать лишний вес, и они лучше себя чувствуют.

  1. Послушать перед сном длинную историю

Малыши, дети постарше и даже взрослые спят лучше, если сну предшествует привычный ритуал. Дети, у которых такого ритуала нет, чаще демонстрируют проблемное поведение, гиперактивность и эмоциональные трудности.

  1. Играть в «да и нет не говорить»

Играя в коллективные игры, дети учатся идти к общей цели. Они учатся быть лидерами, понимать, что такое социальные контакты и правила.

Когда маленьким детям дают много домашних заданий, их успехи в школе не становятся выдающимися. Да и в любом случае, учеба в школе – это только один из видов учебы. Домашняя работа съедает время, которое можно потратить на самые разные виды учения, социального, физического и эмоционального, а можно просто отдохнуть.

Наши дети заслуживают того, чтобы за пределами школы заниматься самым своим важным делом – быть детьми.

Источник: Parent.co

Перевод с английского Александры Матрусовой

Выбор будущего: что делать после окончания школы?

Практически каждый подросток торопится быстрее покинуть школьные стены и с головой окунуться в романтизированную студенческую жизнь. Даже если такого желания совсем нет, устоявшаяся социальная парадигма диктует свои правила: детский сад, школа, университет – равно успешное будущее. Многие родители считают, что так жить «правильно» и берут на себя право выбирать жизненный путь за ребёнка.

Вот только проблема в том, что со времен их юности многое изменилось. Ускорилось получение и потребление информации, а вот система образования поскольку-постольку осталась той же. Для нынешнего темпа 11 лет обучения в школе и 4-6 лет в вузе – это целая вечность. За это время ряд профессий может исчезнуть и появиться больше сотни новых специальностей.

Советское образование подстраивалось под плановую экономику, то есть заранее было известно сколько требуется специалистов на то или иное направление. Сегодня у руля стоит рыночная экономика, которая требует особых качеств и способностей, соответствующих современности.

Фото: pixabay/Free-Photos

Выбирая специальность и учебное заведение, многие школьники отталкиваются от позиции друзей, родителей и не понимают, что в их головах за время становления может многое измениться. Как правило, после поступления уже взрослые дети попадают в совершенно неизвестную, новую для них обстановку. Дружба со школьными друзьями постепенно стирается, никто ни к чему не обязывает, происходят кардинальные перемены в сознании, впереди открываются новые возможности. Но самое главное, что сопровождает всю взрослую жизнь – это каждодневный выбор, за который придется нести ответственность самостоятельно.

Семнадцатилетнего ребенка, который уже устал от учебы ставят перед серьезным выбором, который определит его деятельность на 5 лет. Одни точно знают, кем хотят быть. Другие ссылаются на примеры известных личностей, которые добились успеха без образования. Третьи из-за давления или нежелания что-либо решать выбирают первый попавшийся факультет, куда их приняли.

Несколько вариантов развития событий

Необязательно поступать в университет после 11 класса, многие ученики идут в колледжи уже после 9 класса. Многие специалисты, имеющие среднее профессиональное образование востребованы, как никогда. Чтобы не остаться без работы, но с дипломом о высшем образовании, есть вариант сначала получить рабочую специальность, а потом уже продолжить обучение в вузе, но уже по сокращенной программе.

Как бы противоречиво не звучало, но чтобы не тратить времени зря, следует, в первую очередь, не торопиться, взять тайм-аут и всё хорошенько обдумать. Если подросток на протяжении нескольких лет интересуется определенной профессией и стремительно движется в этом направлении, его стоит только поддержать. Настоящим профессионалом может стать только тот, кто по-настоящему горит своим делом. Но как быть, если нет никакого ориентира?

Прежде чем выбирать специальность, стоит обратить внимание на то, что факультеты популярных специальностей (экономисты, юристы и т.д.) выпускают огромное количество кадров, что значительно усложняет поиск работы. Именно поэтому нельзя выбирать «дело жизни» наобум. 

В школах часто проводят тесты на профориентацию, но дети относятся к ним крайне скептически. Лучшим вариантом станет обращение за помощью к карьерному консультанту. Благодаря правильным методикам, специалист выявит сильные и слабые стороны, пристрастия и способности, что станет основой для последующих решений.

Важно опираться на приоритеты.

Если главная цель – это достойный заработок или «диплом ради диплома», то попытки отучиться на неблизкую человеку специальность не могут увенчаться успехом. Можно проучиться в вузе много лет и только потом понять, что это было большой ошибкой, что теории не всегда сходятся с реалиями.

Иногда самый верный шаг – пропустить год. Найти работу, пройти курсы, узнать больше о специальностях и специфике работы, а уже потом, с окрепшим умом взвешенно выбирать свой жизненный путь. Возможно, заветное поступление так и не понадобиться.

10 изменений, которые произойдут с вами после школы — Учёба.ру

1) Вы будете не так много общаться с друзьями и знакомыми из школы

Это не хорошо и не плохо, просто жизнь так устроена, что у каждого — свой путь. Как бы грустно ни было расставаться (пускай даже на время) со старыми друзьями, вы все равно сможете видеться с ними. Просто не так часто, как раньше. Конечно, поначалу изменения скорее всего будут вызывать у вас печаль. Но надо двигаться дальше, и постепенно вы начнете ко всему привыкать, а также поймете, что это было неизбежно.

Чтобы не впасть в депрессию, важно не забывать о положительных моментах, которые будут ждать вас после окончания школы — об интересных открытиях, знакомствах и потрясающих перспективах. Сконцентрируйтесь на неизведанном и новом вместо того, чтобы постоянно вспоминать былое. Не зря говорят, что молодым везде дорога, и со временем вы почувствуете это. Кроме того, больше нет необходимости поддерживать связь с теми, кто по каким-либо причинам не нравился вам или обижал вас, и для кого-то это станет лучшим, что только могло произойти после выпуска.

2) Новая обстановка и новые люди

Несколько лет вы ходили в одни и те же кабинеты, общались с одними и теми же людьми и, казалось, знали школу как свои пять пальцев. Теперь вас ожидает нечто совершенно новое и, быть может, еще более захватывающее — жизнь первокурсника. В университете или колледже больше возможностей не только для получения образования, но и для личностного развития. Разнообразные кружки по интересам, дискуссии, студенческие организации, культурные мероприятия и, конечно же, совсем другие правила жизни и учебы — все это требует пристального изучения. Не бойтесь делать первые шаги, задавать вопросы (в большинстве случаев студенты старших курсов охотно помогают «первакам») и принимать участие в мероприятиях вашего учебного заведения. Так вы наверняка с кем-то подружитесь и сможете при необходимости попросить помощи у товарища, будь то одолжить конспект или объяснить сложное задание.

3) Возможно, вы решитесь на кардинальные перемены

Кто-то после окончания школы решает продолжить образование в другом городе или стране, ведь вариантов учебы сегодня очень много. И это, конечно же, очень волнительный, уникальный опыт, шанс пожить вдалеке от семьи и погрузиться с головой в новую жизнь. Если вы думаете о больших переменах, тщательно взвесьте все «за» и «против», проконсультируйтесь с родителями, спросите совета у друзей и не забудьте почитать отзывы студентов и выпускников вуза или колледжа, который вы выбрали. В первые годы учебы вы будете нуждаться в средствах на питание и проживание, смогут ли ваши родные содержать вас? С какой целью вы хотите уехать учиться, собираетесь ли вернуться? Сможете ли долгое время не видеть близких людей? Хорошо подумайте о том, как ответить на эти вопросы.

4) «Обязаловки» станет гораздо меньше

В школе обычно говорят: «Все должны прийти на линейку», «Те, кто не принесут с собой учебник или не сделает домашнее задание, получат „два“», «После уроков собираемся и идем в музей». Однако теперь никто не будет заставлять вас что-то делать и постоянно напоминать о том, почему нужно носить с собой ту или иную книгу, а также готовиться к занятиям. В вузе или колледже предполагается, что раз вы выбрали образовательную организацию и поступили, то понимаете, почему вам нужно получить образование, серьезно подходите к процессу и знаете, что никому другому не нужна ваша учеба — ни маме и папе, ни классному руководителю (которого, к слову, у вас не будет). Поэтому совет такой — готовьтесь к тому, что многое придется делать и узнавать самостоятельно, а преподаватели не всегда будут ставить хорошие оценки с первого раза. Даже, возможно, что-то придется пересдавать, «вылавливая» нужного вам профессора несколько дней подряд. При этом оценки, на самом деле, не будут иметь такого уж большого значения, как «двойки» в школе, когда вас ругают всей семьей за плохую отметку или хвалят перед классом за отличное сочинение. Значение имеют только полученные во время учебы знания и навыки. При приеме на работу никто не станет смотреть на то, как вы сдали экзамены, — только на то, что вы представляете из себя.

5) А возможностей — больше

Отныне вам больше нет нужды усиленно готовиться к ЕГЭ, регулярно посещая репетитора и решая типовые экзаменационные задания. Проводите освободившееся время с пользой: запишитесь на курсы иностранного языка, займитесь спортом, прочитайте книги, с которыми давно хотели познакомиться, получите дополнительное образование, отслеживайте афишу интересных событий в вашем городе — почему бы и нет, все это, к слову, может еще пригодиться вам в будущем.

И, разумеется, начинайте потихоньку делать шаги для реализации в профессиональном плане — принимайте участие в конкурсах, посещайте тематические мероприятия (лекции, мастер-классы, конференции), знакомьтесь с новыми людьми и узнавайте о возможностях для студентов (стажировки в компаниях или учебных заведениях, гранты и стипендии). Многие рекрутеры говорят, что первые шаги лучше делать как можно раньше, поэтому не стоит откладывать их на потом.

6) Можно начать зарабатывать деньги

Согласно Трудовому кодексу РФ, работать полный рабочий день можно с 18 лет, а до этого подросткам разрешается сокращенный день. Первая работа необязательно должна быть прибыльной и по вашему профилю обучения. В начале своей карьеры Генри Форд получал $2,5 в неделю за труд в литейном цехе, а Элвис Пресли водил грузовик за $1 в час. Не забывайте, что вы только вступаете во взрослую жизнь и начинаете получать о ней знания, так что сойдет и вакансия промоутера, официанта или администратора на ресепшн. Все равно вы не сможете устроиться на более высокооплачиваемое место без необходимого трудового стажа. Да и условия на подобных позициях, как правило, ориентированы на студентов и предполагают гибкий график занятости, а иногда и временный характер работы. Зато какое счастье будет потом понимать, что вот он, ваш первый заработок, который можно потратить по своему усмотрению.

7) Самоорганизация все решает

Студенческие годы — одни из лучших в жизни любого человека. Это беззаботное и веселое время, полное ярких впечатлений, недаром говорят: «От сессии до сессии живут студенты весело». Однако в этой фразе кроется одна из основных сложностей в жизни каждого учащегося вуза или колледжа. Во время напряженного периода сдачи экзаменов придется напрячься по максимуму — перечитать все конспекты, поработать над ответами к билетам и постараться выучить как можно больше терминов и формул, а также разобрать сложные моменты теории. Как со всем этим справиться, если товарищи из другой группы зовут погулять? Выход только один — не соглашаться и сконцентрироваться на учебе. И, да, это действительно будет тяжело, особенно во время первых экзаменов. Но со временем многие начинают привыкать к такому режиму и организовывать свое время так, чтобы не только не запускать получение образования, но и успевать повеселиться с друзьями.

8) Смена социального статуса

Взрослые товарищи больше не будут снисходительно называть вас «школьником» и подшучивать над вашими страхами перед ЕГЭ. Будучи студентом, можно посещать многие интересные мероприятия бесплатно или за символическую сумму, а также получать стипендию, если вы учитесь очно на бюджетном отделении. Кроме того, учащиеся вправе пользоваться различными скидками (они предоставляются не только в некоторых магазинах и кафе, но и, к примеру, при покупке билетов на общественный транспорт или поезд). Смело пользуйтесь всеми своими преимуществами, ведь студенческие годы летят так быстро.

9) Самоопределение

Так получается, что во время учебы в вузе или колледже многие начинают думать о том, правильный ли они сделали выбор программы и места, не нужно ли им что-то поменять. Кто-то, проучившись год, поступает снова, другие переводятся на смежные специальности. В этом нет ничего удивительного, потому что вариантов много, а жизнь одна, и не всегда выходит определиться с тем, в каком направлении вы бы хотели развиваться, с первого раза.

Как бы то ни было, даже если вас все устраивает, после окончания бакалавриата перед вами встанет выбор — стоит ли идти в магистратуру, и если да, то куда. Или другой вариант — вы можете понять, что по каким-либо причинам не хотите работать по профессии, и начать, к примеру, заниматься чем-то другим еще со студенческой скамьи. Совет во всех подобных случаях один — нужно осознавать, что интересно именно вам, к чему вы чувствуете большую тягу. Для этого стоит научиться прислушиваться к своему внутреннему голосу и извлекать из этого ценные советы для себя.

10) Взросление

Взрослый человек — это тот, кто способен принимать решения и брать за них на себя ответственность. В ходе продолжительного обучения поневоле приходится постепенно взрослеть — становиться старше и даже мудрее. Если выпуск из школы проходит с размахом и чаще всего воспринимается как некое прощание с детством, то в преддверии окончания вуза или колледжа студенты, в основном, думают о том, как получить диплом и куда потом пойти работать. Происходит смена приоритетов: молодые люди учатся сами планировать будущее и предпринимать шаги для достижения своих целей.

Как я забрала сына из школы, чтобы он учился дома, и почему всем так поступать не советую

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

За последние 3 года в России количество детей, перешедших на ту или иную форму семейного обучения, выросло почти в 3 раза. Хотите узнать, что в голове у тех, кто решает забрать ребенка из школы и дать ему домашнее образование?

Привет, меня зовут Юля, и я одна из тех самых «домашников». Я готова рассказать читателям AdMe.ru о том, «как дошла до жизни такой» и что думаю сейчас, когда прошло больше года после принятия и реализации решения.

«Ты помнишь, как все начиналось? Все было впервые и вновь»

Семь лет назад я даже не задумывалась о том, что возможно какое-то там домашнее обучение. Мы с радостью отдали сына в «нашу» школу. Ту самую, где когда-то училась я и моя младшая сестра и о которой у нас осталось столько теплых воспоминаний.

Учеба давалась ребенку легко, зато мне — нет. С первых же дней стало понятно: чтобы у сына все получалось, нужен неусыпный контроль. Требования предъявлялись такие, что справиться самостоятельно у детей не было ни малейшего шанса. Только всей семьей, да и то если подключать бабушек и дедушек. Как же меня бесила школа! Ночами мы клеили поделки, по выходным исправляли почерк и отсчитывали клеточки. В родительском чатике постоянно ругались из-за денег. Стоило пожаловаться мужу, и он сразу же предложил гениальное решение — нанять репетиторов. А как же, самое время в началке-то.

К началу 4-го класса происходящее перестало меня устраивать полностью. Я пыталась вычислить, что нужно поменять: класс, школу, подход. Но тут случилось непредвиденное: на уроке ритмики сын получил серьезную травму, которая на месяц приковала его к больничной койке. После выписки полгода ему пришлось носить корсет, долгое время нельзя было сидеть, разрешалось только лежать и стоять.

На надомном обучении

Дети, которые по состоянию здоровья долгое время не могут ходить в школу, переводятся на надомное обучение. На практике это означает, что ты приносишь соответствующие справки, учебное учреждение составляет расписание, согласовывает его с родителями, и несколько раз в неделю преподаватели приходят к вам с визитом. Представив, что у нас дома будет по 4–5 уроков в день 5 раз в неделю, я почувствовала, что сойду с ума. Но оказалось, что для того чтобы наверстать упущенное и нормально окончить год (оставались еще 2 четверти), достаточно всего 2–3 часов занятий с учителем, и 1 будний день у нас даже оказался полностью свободным.

На надомном обучении заниматься сын стал меньше, но успевал гораздо больше. Время, проведенное один на один с учителями, тратилось продуктивно, по сути это были занятия с репетиторами. С домашними заданиями тоже стало намного проще: мне оставалось их только проверять, ребенок отлично все усваивал. Именно после этого у меня появилась крамольная мысль: а так ли нам нужно ходить в школу? Ни к каким выводам я тогда не пришла и на следующий год снова наблюдала за тем, как мое чадушко стоит, прижав к пузу корзинку с цветами, на школьной линейке.

«И вновь продолжается бой»

Мы опять корпели над уроками до ночи: сын проводил в школе положенные 5–6 часов, обедал, отправлялся на занятия в кружках, а вечером выяснялось, что справиться с домашним заданием самостоятельно он снова не в силах. Ложился спать за полночь, а с утра, бледный и невыспавшийся, шел учиться.

Однажды вечером я разрыдалась. Из-за школы моя жизнь трещала по швам. Я думала только об уроках, забросила хобби, стала повышать на сына голос, с мужем мы разговаривали в основном о школьных делах, со знакомыми — о них же. И главное, обложившись программами, учебниками, дополнительной литературой, я практически заново изучала с сыном бо́льшую часть того, что он должен был усвоить на уроках.

Хватит!

Мысль о семейном обучении стала посещать меня с настойчивостью дятла, ломящегося под кору дуба за жучками. Я работаю из дома, у меня есть педагогическое образование, я и так трачу на занятия с ребенком уйму времени. Так что меня останавливает? Мне было страшно.

Я торчала в группах, посвященных домашнему обучению, и день за днем терзала мужа сомнениями. А как же социализация? А вдруг я что-то упущу? А экзамены? А если я вообще сыну жизнь испорчу? Аааааа!!!

И тем не менее я видела в соцсетях все больше и больше детей, которые прекрасно себя чувствовали, получая домашнее образование, их мамы отчитывались об их успехах, в то время как я читала очередные замечания и с «радостью» узнавала от сына-отличника, что трибун — это тот, кто сидит на трибуне.

После этого откровения я посмотрела в сторону стопки книг по истории Древнего мира, которую мы не успевали прочесть, потому что вгрызались в учебник, вздохнула и пошла забирать документы.

Свободное плаванье

Согласно федеральному закону, забрать ребенка из школы для семейного обучения вы можете в любой момент, н

Чем заняться после школы? | islam.ru

Итак, школа выбрана, учитель тоже, курсы подготовки пройдены. Учеба началась… И что теперь?

А теперь нам надо вместе и максимально легко пройти процесс адаптации к школьной жизни.

1.            Ни в коем случае не оставляйте детей на продлёнку как минимум на первые полгода. А лучше вообще никогда не оставляйте своего ребёнка на продлёнку! Если ваша жизненная ситуация вынуждает вас работать и вы действительно не можете забирать сына или дочь со школы сразу после занятий, лучше найдите няню, попросите родственницу или знакомую забирать ребенка со школы. Продлёнка вредна для развития и психологического комфорта. Это ближайший путь к потере доверительных, близких взаимоотношений между родителем и ребенком.

2.            Сейчас во многих школах, особенно в младших классах, есть такая практика, как большой перерыв на обед. Если это ваша история, то приложите усилия, чтобы забирать ребенка на обед домой или в кафе, чтобы этот перерыв провести вместе с ребёнком, узнать, как у него дела, что нового произошло за день.

3.            Очень часто дети в школе ведут себя идеально, а дома начинают баловаться. А где же ещё? Как не перед родной мамочкой побыть настоящим ребёнком? Школьный день перегружен впечатлениями, эмоциями, требованиями. А дома наступает разрядка. Радуйтесь этому! Ваш ребёнок вас любит и доверяет вам, говоря вам своим поведением: «Я люблю тебя, мама, и ты любишь меня. Я это знаю и именно поэтому так себя веду. А веду я себя так, потому что именно с тобой хочу поделиться своими переживаниями. Да, пока я не совсем умею это делать. Но я научусь!».

Ребенок знает, что именно вы сможете всё это вытерпеть и именно при вас можно показать свое детское наивное лицо. Когда же и кто же еще в их жизни даст им почувствовать себя ребенком, если не родитель?

Окажите ребенку всевозможную любовь и поддержку. Иногда ребенок может проявлять демонстративное манерное поведение и нарушать правила из-за недостатка любви и внимания. Обходитесь без нотаций и назиданий, не обращайте внимания на легкие проступки, как можно менее эмоционально делайте замечания и наказывайте.

4.            После школы ребенку нужен отдых! Самый разный. Играйте со своим ребенком, ведь это ему ещё ой как надо! Да и вам полезно освободиться в игре от лишних переживаний. Именно в игре можно проиграть великое множество ситуаций, которые произошли и происходят с ребёнком в течение дня. В игре вы можете моделировать ситуации самого разного характера. В игре вы сможете прочитать возможные сложности, которые ребёнок испытывает пока он в школе. Возьмите игрушки, постройте дом, школу, дорогу, мечеть, магазин, площадку. Герои игры зайка, кукла, белочка, ёжик, медвежонок…, становятся главными героями и именно с ними случаются разные ситуации. Зайка захотел в туалет, но он боится поднять руку. Научим его! Белочку обидел медведь, назвав длиннохвостой? Учитель ёжик, который колючий, но оказывается совсем добрый, поможет примирить бельчонка и медвежонка. А белочке подскажут и в школе, и дома, как надо себя вести, когда тебя обижают и что надо отвечать.

Как видно, в таких играх и ситуациях мы можем проецировать возможные проблемы наших детей, в том числе, и непохожесть на других (цветом кожи, внешним видом, ценностями).

5.            В контексте игр вы, как родитель, можете читать и психотерапевтические сказки своему ребёнку. Сейчас и в магазинах, и в Интернете можно найти такие сказки по адаптации детей к школьной жизни.

6.            Помимо сказок, мультиков и фильмов, общепринятых о школе, в нашей умме, альхамдулиллях, уже складывается своя библиотечка. Могу предложить вам к прочтению сказки из журнала «Светлячок и его друзья», например, «Звериная школа» (автор Умм Иклиль) или «Домик для Снежика» (автор Инна Байрамукова).

7.            Рисование – ещё один великолепный выход энергии и эмоций. Для многих школьников рисование ещё остаётся важным видом деятельности. Используйте и этот способ узнать о внутренних переживаниях ребёнка и возможности ему помочь. Предложите нарисовать школу, переменку, площадку. Беседуйте с ребёнком во время рисования, рисуйте вместе или обсудите нарисованное. Если он нарисовал что-то страшное и неприятное, спросите, как можно исправить ситуацию и пробуйте нарисовать позитивное.

Если ребёнок не хочет рисовать, не настаивайте. Для многих детей школьного возраста рисование не становится таким важным интересным, как это было совсем недавно.

8.            Весьма и весьма полезны игры с водой и песком. Они успокаивают, разряжают, снимают напряжение.

9.            Уроки в школе, а также увлечение многих первоклассников телевизионными передачами, иногда занятия музыкой, иностранным языком приводят к тому, что двигательная активность ребенка становится в два раза меньше, чем это было до поступления в школу. Потребность же в движении остается большой. Учитывайте это.

10.          Дома родителям нужно проследить за тем, чтобы ребенок как можно меньше времени проводил у телевизора. Весьма вреден телевизор, работающий фоном. А так бывает во многих семьях. В этом случае создается дополнительная нагрузка на зрительный, слуховой анализаторы, и ребёнок в итоге не может полноценно отдохнуть.

11.          Даже если в детском саду или до летних каникул ребёнок привык к более или менее стабильному режиму дня, за лето этот режим успевает окончательно разболтаться. И за один день перестроиться на строгий школьный распорядок дня первокласснику будет довольно сложно. Чтобы избежать подобных проблем, постарайтесь ещё в середине августа установить четкий режим дня, приближенный к школьному. В этом случае детский организм сможет войти в новый ритм достаточно безболезненно. В то же время в последние летние недели нужно дать ребёнку возможность хорошенько отдохнуть, вскоре его ждут серьёзные нагрузки.

12.          Когда ребёнок пойдёт в школу, не спешите сразу же записывать его во все существующие кружки. Это может привести к повышенной утомляемости и, как следствие, к раздражительности, проблемам со здоровьем.

13.          Не спрашивайте ребёнка, как он вёл себя в школе! Это усиливает его напряженность. Не давайте оценок его поведению, ни в коем случае не сравнивайте с другими детьми и с собой!

14.          Не заставляйте ребёнка переписывать, если он допустил помарку в тетради. Если вы чувствуете, что ребёнок тревожен, боится сделать что-то неправильно, не уверен в себе, всячески хвалите ребенка, отмечайте его малейшие успехи, исключите критики и завышенных требований.

15.          Обязательно давайте детям возможность отдохнуть после школы, возможно и поспать. И не полчаса-час, как делают многие мамы, а хотя бы часа два. Ребенку, как и нам, после рабочего дня нужны тишина и отдых. Помните, что в течение года есть критические периоды, когда учиться сложнее, быстрее наступает утомление, снижена работоспособность. Это первые 4–6 недель для первоклассников, конец второй четверти, первая неделя после зимних каникул, середина третьей четверти.

16.          Часто и родители, и учителя склонны винить детей в лени. Но то, что взрослый делает автоматически, для ребёнка — огромный умственный труд. Так что не спешите ругать первоклашку, по-настоящему ленивых детей очень мало. Согласно последним исследованиям физиологов, ребёнок, только начинающий учиться писать, может непрерывно заниматься этим не более трёх минут. А после он устает, рука начинает дрожать. Поэтому бессмысленно заставлять детей беспрерывно переписывать. От этого ребенок лучше писать не станет, зато начнёт ненавидеть письмо.

17.          Рисуйте с ребенком таблицу успехов: что хорошего произошло за сегодняшний день. Пусть эта табличка висит перед глазами ребенка и перед вами, создает ситуацию успеха и настрой на лучшее.

18.          Некоторые родители задаются вопросом: «Водить ли ребенка в медресе?» Я отвечу так. Если ещё до школы вы посещали различные занятия, группы медресе, то смысл прерывать эти встречи единоверцев я не вижу. Тем более, как правило, занятия в медресе начинаются не с 1 сентября, а позже, в октябре. Но если ваш ребёнок не знает, что такое мечеть, мактаб, медресе и вы вдруг решили, что ребенку «стукнуло» семь лет и теперь пора его отправить на религиозную учебу, то повремените с этим. Пусть ребёнок адаптируется к общеобразовательной школе, лишь затем, возможно весной, стоит начать привязывать сердце ребёнка к мечети.

Юлия Замалетдинова

Канд.псих.наук

Гл.редактор детского журнала «Светлячок и его друзья»

Кружки и секции или свободное время: что лучше для ребенка? Ребенок предоставлен сам себе

Содержание:

Реклама
Реклама

Что делает ваш ребенок 7-12 лет после школы? Почти наверняка вы ответите: идет на кружок (в спортивную секцию, музыкальную школу, занимается дома с репетитором и т.п.). Примерно так же дело обстоит в американских семьях. А вот шведские и японские дети большую часть времени предоставлены самим себе. Хорошо это или плохо — и что теряют школьники, которым не с кем или некогда просто играть?

Кружки и секции или свободное время: что лучше для ребенка?

Сегодня родители уделяют пристальное внимание тому, чем дети занимаются во внешкольное время. Семьи с хорошим достатком стараются обеспечить своих отпрысков интересным (и нередко дорогостоящим!) увлечением. В результате детям, чьи родители не позаботились о том, чтобы записать их в кружок или секцию, не с кем играть после уроков: друзья либо на тренировках, либо на репетициях.

Детство людей, родившихся в 1950-е, 1960-е и даже 1970-е, было совсем иным: они носились по улицам с соседскими ребятами и «бездарно» (с точки зрения современных взрослых) тратили свободные часы. За последние десятилетия ситуация разительно изменилась.

С 1981-го (мне тогда было тринадцать) до 1997-го (незадолго до рождения моего старшего сына) количество действительно свободного времени, которое ребенок проводит вне дома с друзьями, сократилось в два раза. 79% учеников средней школы после уроков или по выходным ходят на внеклассные занятия. Больше половины — практически каждый день. Естественно, с подобным расписанием ни о каких прогулках и речи быть не может. В среднем на долю каждого американского ребенка ежедневно выпадает всего лишь пять-семь минут нерасписанного времени.

Недостаток свободного времени для игр (особенно на свежем воздухе) влияет на физическое и психическое здоровье детей. За последние тридцать лет число больных ожирением в США выросло в три раза; с каждым годом врачи прописывают все больше детских антидепрессантов и психотропных препаратов, направленных на лечение синдрома дефицита внимания. Рахит, близорукость и гиперактивность также распространяются все шире. Отсутствие игр на свежем воздухе пагубно отразилось на уровне самостоятельности: в этом отношении современный пятилетний ребенок едва ли дотягивает до уровня трехлетнего ребенка 1940-х годов.

Без игры: печальные последствия

И тем не менее многие родители продолжают бежать впереди паровоза. Учительница третьих классов в нью-йоркской школе для одаренных детей рассказала мне о мальчике, которого мама фактически лишила каникул. Она решила, что сын должен перескочить через класс по математике, и заставляла его заниматься даже летом.

«Ребенок явно нуждался в разгрузке, а не ускорении, — с грустью заметила учительница. — Полноценные летние каникулы — вот что помогло бы ему сосредоточиться на учебе в новом году».

Свободные игры на открытом воздухе — это все, что угодно, только не пустая трата времени. Они готовят ребенка к настоящей жизни. Профессор престижного колледжа поделилась со мной беспокойством по поводу своих студентов: ей все чаще попадаются растерянные молодые люди, которые «не умеют думать». Они столько времени готовились к поступлению в колледж, что полностью забыли о собственных эмоциональных потребностях.

Двадцать лет назад, в самом начале педагогической карьеры, она читала лекции первокурсникам, которые, скажем, многие годы увлекались римской историей и пришли за тем, чтобы узнать еще больше. Сейчас у детей нет на это времени. Их научили получать хорошие оценки, но не проявлять инициативу или любить свой предмет. Внутренняя мотивация, искренний интерес, страсть, оригинальность мышления — к сожалению, ничего подобного у современных студентов нет.

Вместо этого в аудитории сидят неуверенные и несамостоятельные парни и девушки. Да, они получают отличные оценки, но в их глазах нет и проблеска живой мысли. Они привыкли и все время оглядываться на взрослых, которые говорят им, что делать и что чувствовать.

Реклама

Швеция и Япония: во что и с кем играть, решают дети

В Швеции родители редко беспокоятся, «правильно» ли играют их дети. Микаэла с удовольствием вспоминает, как в детстве проводила время со старшим братом. Ей было семь лет, ему восемь, и после уроков они были предоставлены самим себе, пока родители не придут с работы. «Нам было так весело вдвоем! Мы постоянно что-то придумывали, качались на качелях, лазали по деревьям и просто валяли дурака», — с улыбкой рассказывает она.

Хотя у них было много друзей, брат изо дня в день оставался для Микаэлы главным товарищем по играм. Конечно, они не всегда ладили, но им приходилось мириться и искать компромиссы, чтобы продолжать общаться. «Я училась видеть ситуацию целиком и думать о последствиях», — вспоминает Микаэла. Когда день ребенка расписан по минутам, то, даже если он с кем-то поссорится, дискомфорт продлится ровно до конца занятия, а потом ему нужно будет ехать куда-нибудь еще. Он просто не успеет в полной мере ощутить, как его слова или действия повлияли на взаимоотношения.

Когда Наоко с мужем и двумя сыновьями приехали в Штаты, они не сразу разобрались в некоторых нюансах американского воспитания. Наоко поначалу совершала немало ошибок. Например, договорилась с подругой, что та приведет своего ребенка поиграть к ним домой, а потом пригласила и других детей. Увидев, что подруга расстроилась, Наоко поняла: так здесь не принято.

В Японии дети школьного возраста сами решают, с кем и где им играть. Ребята могут собраться у кого-нибудь дома, потом пойти в гости или отправиться в парк. Родители не пытаются их развлекать и не придумывают, чем бы им заняться. Дети строят палатки из коробок, отправляются в «экспедицию», бегают друг за другом, изобретают продвинутую версию игры «камень-ножницы-бумага» или просто слоняются по окрестностям. И мамы не напоминают: «Уже пять часов, пора собираться, скоро за тобой приедет папа!». Дети сами следят за временем и знают, во сколько им нужно выйти, чтобы не опоздать.

Кружки и секции или свободное время: что лучше для ребенка?

Школьная перемена: как правильно

Учителя в Японии также осознают важность и необходимость самостоятельных игр. Позволяя ребенку самому решать, как потратить свое время, родители и педагоги дают ему понять, что он способен брать на себя такую ответственность.

Солнечным осенним утром ученики токийской начальной школы высыпают во двор — перемена! Мальчики постарше тут же хватают мяч и начинают играть в футбол, а девочки пытаются освоить одноколесный велосипед. Другие дети крутят яркие обручи, болтают или гуляют. Звенит звонок, и ученики возвращаются в класс. После обеда их ждет еще полчаса свободы, когда они вернутся во двор.

После последнего урока дети снова идут гулять. В большинстве начальных школ детей пускают на игровую площадку и после занятий, чтобы они больше времени проводили на свежем воздухе. Когда звенит звонок, после которого площадка закрывается, они хватают портфели и идут домой.

В своей книге «Искра» Джон Д. Рейти описал замечательный эксперимент, наглядно продемонстрировавший, как физическая активность положительно влияет на работу мозга. В обычной средней школе города Нейпервилл, штат Иллинойс, ученикам предложили перед самыми сложными предметами заниматься спортом. Руководство внесло соответствующие изменения в расписание.

В результате в 1999 году на международном мониторинговом исследовании качества школьного математического и естественнонаучного образования (TIMSS) среди тридцати девяти стран Нейпервилл занял первое место по естественным наукам и шестое по математике, уступив лишь признанным чемпионам — Сингапуру, Корее, Тайваню, Гонконгу и Японии.

Таким образом, расписание, предусматривающее активный отдых, благотворно влияет на общую продуктивность. Если перемежать интенсивные занятия с интенсивной физической нагрузкой на открытом воздухе, как это делают в Японии, ученики более внимательно слушают учителя в классе. Исследование, опубликованное в журнале Pediatrics, показало, что восьми-девятилетние дети куда лучше вели себя на уроке, если перед этим активно отдыхали не менее пятнадцати минут.

Ученику, который целый урок разбирался в сложностях правописания, тяжело быстро переключиться на математику. Но если дать ему возможность выпустить пар, побегать, пообщаться с друзьями, его мозг будет готов к восприятию новых знаний. В 2013 году Американская академия педиатрии однозначно заявила, что отдых между уроками «является важнейшим фактором развития ребенка и способствует укреплению физического и эмоционального здоровья».

Как показало недавнее исследование журнала Pediatrics, 30% американских детей учатся вообще без перерыва. Их лишают перемен, наказывая за плохое поведение, хотя отдых помог бы им сбросить напряжение. Тревожит и тот факт, что школы, испытывающие проблемы с финансированием, сокращают перерывы между уроками, тем самым перекладывая свои проблемы на плечи детей.

Отправить свой рассказ для публикации на сайте можно на [email protected]

Жизнь после школы: как не ошибиться с выбором профессии

Уроки и домашние задания остались в прошлом, начинается самостоятельная жизнь. Но что с ней делать? Самая известная схема, которая досталась нам ещё от бабушек и дедушек — школа, вуз, работа. Однако подходит она не всем. Алиса Шефер из проекта «Люди вне профессии» размышляет, почему у взрослых людей возникают трудности в самоопределении.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

Проблема выбора

По статистике Росстата, более половины школьников думают о будущей профессии только в выпускных классах, а почти 60% россиян не работают по выбранной специальности. Такая ситуация привычна для нас. Отчасти проблема в системе образования. Давайте посмотрим, чему учат детей в других странах.

В Финляндии, чья система образования считается одной из самых лучших, детей не готовят к экзаменам. Их учат жить и быть частью общества. Не существует приоритета предметов: физика не важнее ИЗО или музыки. Классы и задания формируются по способностям детей, нет отличников или хорошистов, есть индивидуальный подход. К моменту выпуска школьники умеют составлять портфолио и контракты, пользоваться банковскими картами, считать налоги, понимают вопросы наследства. Они знают, как планировать свой доход и какие счета нужно оплачивать, как пользоваться льготами, как ориентироваться на местности и многое другое.

В Китае за время обучения в школе дети узнают о большинстве профессий, и даже бывают с экскурсиями на предприятиях.

К сожалению, нашим программам обучения явно недостаёт практичности. Поэтому основную информацию, формирующую выбор школьника, он узнаёт от родственников, друзей или через интернет/СМИ.

Получается, что на момент принятия решения у подростка «на руках» только проходные баллы и мнения окружающих

Если в нем не проявились особые таланты и склонности, он пойдёт:

1. Куда проще поступить.

2. Куда идут друзья.

3. Куда направят родители.

4. На более оплачиваемые и востребованные специальности.

Такой неосознанный выбор может нести весьма негативные последствия.

Чему посвятить себя после школы и куда пойти — безусловно, решение значимое. Но это вовсе не выбор «раз и навсегда». Сегодня рынок труда меняется весьма активно, появляются новые профессии, сферы деятельности. Меняются и молодые люди: вкусы, навыки, ценности. Поэтому к 30 годам человек может владеть тремя-пятью профессиями одновременно. А то и больше. И это абсолютно нормально. Работодатели чаще выбирают умелых кандидатов.

Тогда чем же важен этот шаг? Он определит целый этап жизни выпускника: что тот узнает за предстоящие годы, с кем будет общаться, как это пригодится в реальной жизни. Принятие такого решения неосознанно может сулить ребёнку не хорошую работу и «тёплое» место в жизни, а серьёзный кризис и случайные подработки.

Кем я стану, когда вырасту

Чтобы понять это, подростку нужно учесть свои:

1. Интересы. Что доставляет настоящее удовольствие и делает счастливым?

2. Желания. Этим действительно можно заниматься львиную долю своего времени?

3. Характер и физические возможности. Тихоне не будет комфортно среди потока людей, активному — работа с бумагами по 40 часов в неделю покажется пыткой. Со слабым здоровьем лучше избегать тяжёлых длительных нагрузок.

Важно обеспечить себя всей возможной информацией. В справочнике профессий более 200 наименований, есть не только менеджеры, экономисты и дизайнеры. Интернет предоставляет возможность бесплатно пройти множество курсов в любых областях — хороший способ понять, что ближе. Журналы публикуют интервью людей разных профессий, изучите из чего состоят их рабочие будни. Полезно также побыть волонтёром. Это не только подарит опыт и навыки, но и поможет завести полезные знакомства. И не забывайте про сообщества, помогающие в выборе будущего дела.

Конфликт поколений

Денис хочет стать актёром, а его семья видит мальчика на более надёжном месте в жизни. Или преемником семейного дела. Как быть в подобной ситуации?

Каждый любящий родитель желает, чтобы его ребёнок был сыт, здоров, обеспечен и прожил лучшую жизнь. Однако важно понимать, что выбор своего пути ребёнок должен сделать сам. Если он не осознаёт себя человеком, способным принимать решения, он не сможет полноценно жить.

В таких конфликтах ребёнок должен доказать серьёзность своих намерений. Найти нужные курсы, изучить азы профессии. Объяснить, почему именно это, какие возможности даёт специальность, какие способности разовьёт и на какие средства он будет жить. Хороший родитель, увидев, что его ребёнок понимает все достоинства и недостатки решения и не умрёт с голода, примет этот выбор.

Ошибочное решение

Отучившись два курса на экономическом, Саша поняла, что ей не хочется этим заниматься. Она не знает, что делать и как сказать о своих сомнениях родителям.

Не стоит сразу бросать вуз и прятаться от семьи. У всех студентов на втором-третьем курсе возникают сложности. Ведь помимо учёбы начинается самостоятельная жизнь, изучать которую интереснее конспектов. Стоит подумать, откуда взялись проблемы, что нравится и не нравится в этой специальности. Что бы хотелось поменять? Если не эта профессия, то какая? Возможно, офисам и чётким графикам студент предпочёл бы общение с людьми и возможность самому решать, когда работать? Или хотел бы делать что-то более значимое, например, спасать жизни. Тогда есть смысл взять академический отпуск чтобы получше узнать себя. И только после этого решать: уйти или остаться.

Нет ничего страшного в том, чтобы сменить направление. Некоторые люди просто не способны посвятить себя какому-то одному делу

Сергей пробовал себя во многих областях. Он продавал книги и вёл о них блог, брал интервью у панк-кумиров, работал в библиотеке, выпустил курс студентов-дизайнеров, придумал и основал научно-популярный проект для детей. Каждое из занятий он выбирал по любви и реализовывал с большим удовольствием. А 27 марта на встрече проекта он делился своим опытом с теми, кто хочет найти дело по душе.

О чём действительно важно думать

Работа — это не только способ заработка, но и огромный пласт жизни каждого из нас. Если вы не хотите каждое утро ненавидеть будильник и объяснять себе, зачем вы встаёте, стоит выбирать сферу деятельности, делающую вас счастливыми изо дня в день.

Работа — это ещё и способ самореализации. Конечно, далеко не всегда она характеризует вас, но это место, где могут развиться или угаснуть ваши способности

Если ребёнок не готов сделать выбор по окончании школы, разумно будет переждать год, собрать больше информации и даже поработать, чтобы осознать себя. Ни ребёнка, ни родителя не должно волновать, что «Саша открыл свою фирму в 23 и купил BMW», а «Таня уже замужем, мама двоих очаровательных ребятишек и с квартирой». Это только их жизнь.

У любого из нас есть уникальные способности, которые сделают нас полезными и счастливыми, подскажут, как заработать на жизнь и найти своё место. Поэтому слушайте себя и делайте осознанный выбор.

Фото: iStockphoto (LewisTsePuiLung)


ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Какие специалисты будут нарасхват в 2025 году: прогнозы экспертов

Как помочь ребёнку определиться с профессией

9 советов первокурснику, как бороться с разочарованием от учёбы