Что такое игровой стретчинг: упражнения в виде сказок для детей – Игровой стрейчинг — как технология сохранения и стимулирования здоровья детей дошкольного возраста | Дошкольное образование

Содержание

упражнения в виде сказок для детей

Игровой стретчинг Многие родители задаются вопросом, как оторвать детей от телевизора и гаджетов и привлечь их к занятиям спортом. Ведь для растущего организма особенно важно укреплять мускулатуру, развивать гибкость и выносливость. От этого зависит правильное здоровое развитие ребенка и даже его осанка. Сегодня мы познакомимся с относительно новым направлением в детских спортивных занятиях — игровым стретчингом.

Что такое игровой стретчинг

Чтобы понять, что такое игровой стретчинг, необходимо представить игры различной тематики по определенному сюжету, как правило, проходящие для малышей в детском саду. Цель этих игр — физическое развитие малышей с использованием игровых возможностей, причем все занятие состоит из взаимосвязанных заданий и упражнений, что делает игру еще более интересной. Стретчинг основан на статичных упражнениях, предназначенных для растяжки всех мышц и суставов организма, что положительно влияет на внутренние органы, гибкость и осанку.Игровой стретчинг

А кроме того, придает ребенку уверенность в собственных силах, снимает комплексы по поводу своих умений и возможностей, и снижает тревожность. Выполнение упражнений в медленном темпе делает эти занятия еще и безопасными. В отличие от классических спортивных занятий, требующих напряжения всех сил, игровой стретчинг построен на принципах умеренной интенсивности и систематичности. Знаете ли вы? Приблизительно до XIX века маленький ребенок не считался полноценной личностью, и родители не считали нужным играть с ним или как-то развивать.

Значение игрового стречинга

Планирование и проведение занятий игрового стретчинга в детском саду в результате оказывает следующее влияние на детей:

  • улучшается подвижность всех суставов тела;
  • развивается гибкость и большая эластичность мышц;
  • улучшается общая активность и подвижность;
  • формируется правильная осанка;
  • формируется старательность и выносливость.
Занятия носят характер имитации, и лучший возраст для их начала — около четырех лет. Примерно к пятилетнему возрасту у детей проявляется яркое образное мышление, что делает выполнение упражнений еще более эмоциональным, выразительным и заинтересованным. Ребенок в этом возрасте обладает хорошей способностью слушать взрослого и выполнять каждое следующее действие. Чтобы занятия были эффективными и нескучными, для детей старшего дошкольного возраста они должны длиться не дольше 35 минут, количество повторений каждого упражнения для трехлетки — 4-5 раз, в пять лет — до семи, в семь лет — до десяти раз.Игровой стретчинг

За что дети любят игровой стретчинг

Как правило, детям очень нравится игровой стретчинг, и они с нетерпением ожидают каждого следующего занятия. Итак, рассмотрим подробнее, как проходит стретчинг в ДОУ, и что это такое. Во-первых, все занятия проводятся под музыку, что уже создает позитивное и расслабленное настроение. Кроме того, они сопровождаются захватывающей историей, которая способствует тренировке не только тела, но и воображения и внимания малыша. В эту сказку ненавязчиво вплетаются необходимые упражнения, причем в сюжет часто вписываются и какие-то воспитательные элементы — взаимовыручка, дружба, доброта. Упражнения не требуют больших усилий и повторяются столько раз, сколько может осилить ребенок соответствующего возраста, делая их легко и с удовольствием. Практически все они выполняются на полу, что также очень привлекает детей.

Правила стретчинга

Сложно определить, что такое детский стретчинг — методика это или технология. Скорее всего, и то, и другое. В любом случае существуют главные правила, которым нужно следовать на протяжении занятия:

  • непременно предварительно разогреть все группы мышц;
  • все упражнения нужно делать медленно и плавно;
  • обязательно исправлять осанку детей, прямая спина — это не столько внешний вид, сколько здоровье позвоночника и внутренних органов;
  • заниматься нужно систематически и выполнять упражнения симметрично для обеих сторон тела;
  • у малыша должно быть ровное и спокойное дыхание, если оно учащается или сбивается, то обязательно нужен отдых.
Игровой стретчинг Важно! Игровые упражнения стретчинга тренируют все функции организма, повышают настроение и даже развивают артистизм. Помимо отдельных занятий, некоторые элементы растяжек можно повторять во время утренней гимнастики. В целом, игровой стретчинг — это когда знакомые, любимые и близкие малышам герои сказок помогают легко и ненавязчиво получать действенные физические нагрузки.

Основные принципы выполнения упражнений

Необходимо знать главные принципы упражнений игрового стретчинга в детском саду:

  • наглядность. Подготовленный рассказ должен быть максимально образным, все упражнения показываются либо взрослым, либо предварительно подготовленным ребенком;
  • доступность. Следует выбирать достаточно простые и понятные упражнения, обучение новым проходит по принципу от простого — к более сложному, от уже знакомого — к незнакомому;
  • систематичность. Занятия должны проводиться регулярно, с постепенным возрастанием числа повторений и уровня сложности;
  • закрепление навыков. Необходимо научить малыша выполнять упражнения и после занятий, дома, самостоятельно. Для этого они повторяются многократно, с постепенным увеличением числа повторений;
  • индивидуально-дифференциальный подход.
    Обязательно следует учитывать персональные особенности детей — здоровье, возраст и характер. Лучше, если занятия проводит преподаватель, хорошо знакомый с этими малышами, и знающий их возможности.
  • сознательность. Перед началом занятий необходимо объяснять детям, какую пользу приносят упражнения, и как помогут им стать гибче и сильнее. Детям постарше можно объяснить, на какие группы мышц направлено каждое упражнение.
Игровой стретчинг Знаете ли вы? В 30-х годах XIX века немец Фридрих Фрёбель открыл для детей учреждение, в котором малыши могли заниматься пением, танцами, играми и получать важные для жизни навыки. Педагог дал ему название Kindergarten (по аналогии с привычным нам садом, в котором в уходе нуждаются растения), что значит «детский сад».

Пример сказки для игрового стретчинга для дошкольников

Давайте познакомимся с одной из сказок, подходящей в качестве игровой составляющей стретчинга для детей. Это сказка «Ленивая девочка».

В одном селе жила ленивая маленькая девочка Аленка и ей сильно не нравилось ходить собственными ножками. (ходят, активно размахивая руками). Жила Аленка вдвоем со старенькой бабушкой. (ходят, немного пригнувшись, с руками на коленках). Однажды собрались они в лес, чтобы насобирать цветов. (и.п. (исходная позиция) дети сидят, ноги в стороны, одна нога согнута, колено — на полу, стопа развернута наружу. Хорошо потянуться, вытянув руки вверх).

Нашли они прекрасную полянку с ромашками и дикими тюльпанами, и насобирали чудесный букет. (и.п. предыдущее, вытянуться вверх и вдохнуть, наклониться к прямой ноге, прикоснуться лбом к коленке и выдохнуть, распрямиться, потянуться за руками вверх). Решили они потихоньку идти домой. (ходят маленькими шажками, руки находятся на поясе). Но Аленка скоро устала и стала проситься к бабушке на ручки. (поднимание рук вверх от плеч).бабушка
Но бабушка начала ее стыдить, приговаривая, что Аленка уже большая. (качание головы из стороны в сторону). Бабушка ушла домой, а Аленка села и заплакала. Вдруг мимо пробежала цапля. (и.п. — руки внизу, согнув одну ногу, положить стопу на внутреннюю часть бедра с помощью рук, расставить руки в стороны и потянуться ними). «Давай я помогу тебе добраться домой» — сказала цапля, посадила Аленку себе на спину и взмахнула крыльями. (и.п. предыдущая, только поднять вверх руки и помахать ими).

Но Аленка была большой девочкой, и цапле приходилось часто останавливаться на отдых. Аленке это надоело, она загрустила, прислонившись к дереву. (и.п. — руки внизу, пятки вместе, носки врозь, максимально напрячь все мышцы, вдохнуть, поднять руки вверх и напрячь их). Аленка опять принялась плакать. Вдруг откуда ни возьмись появился жеребенок. (и.п. — стоя на четвереньках, выставить одну руку вперед и потянуться за ней, голова прямо, выпрямить назад одну ногу). «Садись на меня, я отвезу тебя домой». Жеребенок начал скакать, Аленка испугалась и сразу же упала на землю. (лежа на спине, полностью расслабиться).девочка плачет

Вскочила девочка, а жеребенка и не видно. Тут Аленка опять расстроилась, никак ей не попасть домой. Но тут подошел верблюд. (и.п. — стоя на четвереньках, руки над головой, выпрямить спину, поставить руки на бедра и хорошо вытянуться вверх на вдохе, прогнуться назад, касаясь пяток руками, отвести голову назад на выдохе). «Я отвезу тебя к бабушке!» — предложил верблюд. Аленка залезла на него, но снова не усидела и кубарем покатилась на землю. (лежать на спине и активно трясти поднятыми вверх ножками и ручками). Лежит Аленка на земле и плачет, не знает, как добраться домой.

Но тут рядом пролетел журавль. (и.п. — руки внизу, одна согнутая нога впереди, обхватить колено руками и прижать к себе, стараясь сохранить равновесие). «Придется тебе идти своими ножками», — сказал он Аленке и полетел по своим делам. И пришлось ей самой идти домой. (и.п. — ноги на ширине плеч, руки внизу, поднять руки вверх, ладонями друг к другу, ногами упираться в пол (вдох), опустить руки (выдох), расслабиться). Вначале она шла очень медленно (дети ходят, высоко поднимая колени), а дальше все быстрее и быстрее (дети бегут, высоко поднимая колени).пирожки
А когда она забежала в дом, то бабушка ничего ей не сказала, а просто поставила на стол перед ней огромное блюдо с пирожками. (и.п. — сидя на полу, ноги вытянуты вперед, руки сомкнуты за спиной, вытянуться вверх (вдох), на выдохе нагнуться вперед и прикоснуться лбом к коленкам). Аленка с большим аппетитом стала есть пирожки. А бабушка стояла и счастливо улыбалась. Она была очень рада, что ее любимая внучка больше не была ленивой девочкой. (Упражнение на расслабление).расслабление

Упражнения

Вот лишь некоторые упражнения для детей, которые можно выполнять во время стретчинга:

  • «Танцовщица» — работа над руками. Встать прямо, ноги чуть полусогнуты, стопы развернуты наружу, руки замкнуть за спиной на уровне пояса. Сделать необходимое число разгибаний рук назад-вверх, пытаясь соединить лопатки. Ощутить напряжение мышц рук, остановиться на 10-20 секунд, а затем, не спеша, занять первоначальную позицию;

Важно! Статическое растягивание улучшает гибкость и выносливость детского организма, при этом являясь совершенно безопасным и нетравматичным видом физических упражнений.

Игровой стретчинг
  • «Легкоатлет» — работа над ногами. Сделать выпад одной ногой, шагнув вперед и согнув ее в колене, вторая нога прямая, обе стопы смотрят вперед. Руками упереться в колено стоящей впереди ноги, тело чуть наклонить вперед, спину не сгибать. Далее, не спеша, отодвинуть назад прямую ногу до чувства тянущихся мышц под коленом. Замереть на 30 секунд, расслабиться. Вторая нога — аналогично;
  • «Гимнаст» — работа над задней поверхностью бедра. Сесть, уперевшись руками сзади, ноги в стороны, в руках — мяч. Потихоньку катить мяч вперед, не разгибая ног, замереть на 10-20 секунд, принять первоначальную позицию;
  • «Змея» — работа над брюшным прессом. Лежа, упор руками на уровне груди. Потихоньку выпрямить руки, хорошо прогнуться, поднять вверх голову, произнести шипящий звук и посмотреть в потолок.
Освоенные в детском саду комплексы игрового стретчинга вполне можно использовать и в домашней обстановке, привлекая к их выполнению братьев, сестер, родителей, бабушек, дедушек, что сделает эти занятия еще более веселыми и увлекательными. Более того, они смогут стать новой объединяющей традицией вашей семьи и принести огромное удовольствие от совместной игры, а главное, — хорошую физическую форму всем ее участникам!

Игровой стрейчинг — как технология сохранения и стимулирования здоровья детей дошкольного возраста | Дошкольное образование

Игровой стрейчинг — как технология сохранения и стимулирования здоровья детей дошкольного возраста

Автор: Ивашкина Светлана Юрьевна

Организация: МБДОУ Детский сад №3 г. Каменки Каменского района

Населенный пункт: Пензенская область, г. Каменка

“До тех пор, пока позвоночник гибкий – человек молод,

но как только исчезнет гибкость – человек стареет”

(Индийские йоги)

В современном обществе особое место отводится охране и укреплению физического и психического здоровья граждан, в том числе их социального благополучия. Здоровый образ жизни в наше время становится необходимым условием культурного развития человека.

Поэтому крайне важно правильно организовывать физическое развитие именно в детстве, что позволит организму накопить силы и обеспечить в дальнейшем не только полноценное физическое, но и разностороннее развитие личности.

В настоящее время появилось много новых методик, направленных на обновление содержания деятельности по физической культуре. Одна из методик, которую я использую — игровой стретчинг. Автором методики является Елена Владимировна Сулим.

Что такое стретчинг? Стретчинг возник в пятидесятые годы в Швеции, но только спустя двадцать лет стал активно применяться в спорте и оздоровительной физической культуре. Эта методика заслужила широкое признание во всем мире, так как она построена с учетом всех знаний анатомии и физиологии. Она максимально использует скрытые возможности организма и поэтому наиболее эффективна.

Стретчинг в переводе с английского растяжка, стретчинг (гимнастика поз) – это комплекс упражнений, основанный на растягивании мышц.

Игровой стретчинг – это методика комплексного физического развития и оздоровления дошкольников. Это специально подобранные упражнения на растяжку мышц, проводимые с детьми в игровой форме. Занятия, построенные по методике стретчинг (растягивание), включают в себя комплекс поз, обеспечивающих наилучшие условия для растягивания определённых групп мышц. Предшественником современного стретчинга являются позы Йоги и другие восточные системы.

Занятия стретчингомэто хорошая осанка, снижение травматизма, подвижность и гибкость тела, бодрый дух и отличное настроение. Программа занятий игровым стретчингом включает в себя элементы лечебной физкультуры, упражнения корректирующей гимнастики, релаксацию, музыкальное сопровождение.

Виды стретчинга:

Баллистический – это маховые движения руками и ногами, а также сгибание и разгибание туловища, которые выполняются с большой амплитудой и значительной скоростью. Травмоопасен. Не используется при групповых занятиях.

Медленный – растяжение мышцы на максимальную длину. Выполняется в очень медленном темпе. Этот вид стретчинга хорошо использовать в разминке, его также называют ритмической гибкостью.

Статический – выполняется от 10 секунд до нескольких минут с задержкой каждой позиции. Самый безопасный метод.

Пассивный – упражнения на растяжку тех или иных частей тела помогает выполнить партнер, а сам выполняющий находится в покое.

Динамический – плавный переход от одного упражнения к другому.

Эффективность занятий стретчингом весьма индивидуальна, однако результаты у большинства становятся заметны уже через пару недель.

Основные правила стретчинга:

  1. Все упражнения должны выполняться в состоянии расслабленности мышц
  2. Упражнения требуют концентрации внимания на той части тела, которая в данный момент растягивается.
  3. Дыхание должно быть ровным, задерживать дыхание не надо.
  4. Занятия – регулярными (не менее 2 раз в неделю).

Технология игровой стретчинга:

  • вовлекает в работу все мышцы и суставы организма и успешно развивает их;
  • гарантирует детям правильное развитие систем организма;
  • является отличной профилактикой сколиоза и плоскостопия;
  • прививает коммуникативные навыки;
  • формирует привычку здорового образа жизни.

Благодаря использованию таких упражнений увеличивается подвижность суставов, мышцы становятся более эластичными и гибкими, дольше сохраняют работоспособность, формируется правильная осанка, воспитывается выносливость, старательность и уверенность в себе.

Заниматься игровым стретчингом можно уже с 3-4 лет. Главное в этом плане не объём выполненных упражнений, а их постоянство – это даёт более высокие результаты.

Игра – ведущий вид деятельности дошкольника. Упражнения игрового стретчинга носят имитационный характер и выполняются по ходу сюжетно-ролевой игры, состоящей из взаимосвязанных игровых ситуаций, заданий, упражнений, подобранных таким образом, чтобы содействовать решению оздоровительных и развивающих задач.

Целью игрового стрейчинга является «Сохранение и укрепление физического, психического здоровья и гармоничное развитие ребёнка».

Задачи игрового стретчинга:

  • Развивать и функционально совершенствовать органы дыхания, кровообращения, сердечно — сосудистую и нервную системы организма;
  • создавать условия для положительного психоэмоционального состояния детей;
  • оптимизировать рост и развитие опорно-двигательного аппарата;
  • совершенствовать физические способности;
  • воспитывать умение эмоционального выражения, раскрепощенности и творчества в движении;
  • создавать условия для благотворного влияния музыки на психосоматическую сферу ребенка.

Основные принципы игрового стретчинга:

  • Наглядность – показ физических упражнений, образный показ.
  • Доступность – от простого к сложному, от известного к неизвестному, учитываем подготовленность детей.
  • Систематичность – регулярность занятий, повышение нагрузки, увеличение количества упражнений.
  • Закрепление навыков – многократное выполнение упражнений, умение выполнять их самостоятельно.
  • Индивидуально – дифференциальный подход – учёт возрастных особенностей и состояния здоровья ребёнка.
  • Сознательность – понимание пользы выполнения упражнений.

Структура игрового стретчинга включает в себя несколько естественно переходящих одна в другую частей: вводную, основную и заключительную.

В вводной частидети выполняют упражнения в различных видах ходьбы, бега, прыжков, для принятия правильной осанки и укрепления свода стопы, координации движений, ориентации в пространстве, развития внимания. Это могут быть упражнения игровой ритмики, танцевальные упражнения.

Основная часть – обучение и закрепление упражнений на различные группы мышц. С детьми проводится новая сюжетно-ролевая игра в виде:

  • сказочных путешествий (в зоопарк, в лес, в джунгли, на необитаемый остров, в морское царство, на Луну и т. д.)
  • фантазий, когда дети сами придумывают встречи с животными, насекомыми, людьми и т. д.
  • по заранее подготовленному на основе сказки сценарию

(дети изображают сказочных персонажей, помогают героям сказок)

Заключительная часть расслабление и релаксация. Подготавливаем организм ребенка к плавному переходу к другим видам деятельности.

Использование игрового стретчинга в работе с детьми:

Физкультминутка — кратковременные физические упражнения — проводится в перерыве между занятиями, а также в процессе занятий, требующих интеллектуального напряжения (развитие речи, рисование, математика и др.). С помощью включения в физкультминутку движений по методике игрового стретчинга снимается утомление, восстанавливается эмоционально-положительное состояние ребенка.

Совместная деятельность в отличие от занятий, не имеет четкой структуры, конкретного программного содержания и не ограничена по времени. Организуется в утренние и вечерние часы и проводится в свободной форме. В вечернее время игровой стретчинг как совместная деятельность может быть организован как кружковая работа.

Самостоятельная двигательная деятельность. Знания и умения, двигательные навыки, сформированные у ребенка в организованных формах двигательной деятельности, успешно переносятся в повседневную жизнь, в самостоятельную двигательную деятельность в течение дня. Благодаря тому, что упражнения игрового стретчинга проводятся в игровой форме и тем самым становятся очень интересны и привлекательны для детей, вполне понятно, что дошкольники переносят их в свою повседневную жизнь. Эти упражнения должны лишь целенаправленно организовываться педагогом, который продумывает формы и виды деятельности и осуществляет ее корректировку.

Упражнения по методике игрового стретчинга могут быть включены в утреннюю гимнастику, в гимнастику после дневного сна, в физкультурные досуги, праздники.

Работа с родителями.

Для родителей целесообразно донести необходимую информацию о методике (игрового стретчинга) на родительских собраниях, в виде консультаций в информационном уголке, в форме индивидуальных бесед. Особенно ценны задания на дом, где прописаны упражнения игрового стретчинга отдельно и в сюжетной связи, доступные для выполнения их с детьми в домашних условиях.

Работа с педагогами.

Для того чтобы педагоги дошкольного учреждения могли включать упражнения игрового стретчинга в утреннюю гимнастику, в гимнастику после дневного сна, в совместную двигательную деятельность с детьми, в двигательную деятельность на прогулке, могли корректировать самостоятельное выполнение детьми стретчинговых упражнений провожу индивидуальные и групповые консультации, открытые занятия, семинары, практикумы.

Я полностью согласна с тем, что педагоги, занимающиеся физическим развитием детей дошкольного возраста, обязаны:

  • иметь чёткие позиции в отношении к собственному здоровью, искать действенные способы своего оздоровления;
  • быть убеждёнными в значимости физической культуры как одной из задач и важнейшего средства разностороннего развития личности;
  • систематически заниматься оздоровительными видами физических упражнений, вести здоровый образ жизни.

Поэтому я призываю вас, коллеги: «Начтите с себя!»

 

Использована методическая литература:

  1. Сулим Е.В. Занятия по физкультуре в детском саду.
  2. Игровой стретчинг.- Изд.- Сфера- 2012.
  3. Программа физического развития детей «Здоровый дошкольник» в 2-х частях под редакцией Е.Ф Купецковой, Ф.Н.Бикинеевой и др., Пенза, 2016 г.

 

Приложения:

  1. file1_e1db2835-c6f0-412d-8.. 29,8 МБ
  2. file0.docx.. 264,9 КБ
Опубликовано: 03.11.2019

Материал на тему: Картотека «Игровой стретчинг»

Картотека упражнений игрового стретчинга

Игровой стретчинг — это специально подобранные упражнения на растяжку мышц, проводимые с детьми в игровой форме.  

Благодаря стретчингу увеличивается подвижность суставов, мышцы становятся более эластичными и гибкими, дольше сохраняют работоспособность. Стретчинг повышает общую двигательную активность. Упражнения стретчинга направлены на формирование правильной осанки. Кроме этого развивается эластичность мышц, воспитывается выносливость и старательность.

Задачи:

  • Развитие физических качеств: мышечной силы, ловкости, выносливости, гибкости.
  • Развитие психических качеств: внимание, воображение, умственные способности.
  • Укрепление костно-мышечной системы, повышение функциональной деятельности органов и систем организма.
  • Создание условий для положительного психоэмоционального состояния детей, раскрепощённости и творчества в движении.

Значение игрового стретчинга:

  • увеличивается подвижность суставов
  • мышцы становятся более эластичными и гибкими
  • повышается общая двигательная активность
  • упражнения направлены на формирование правильной осанки
  • воспитываются выносливость и старательность

Упражнения стретчинга носят имитационный характер и выполняются в ходе физкультурного  занятия, индивидуальной работы с детьми. Упражнения выполняются  в медленном, а значит, безопасном ритме. Каждое упражнение повторяется 4-6 раз.

Упражнение 1. «Деревце».

И.п. Пятки вместе, носки разведены, руки опущены вдоль тела.

1) Поднять прямые руки над головой – вдох.

2) Опустить руки, расслабиться – выдох.

Упражнение 2. «Кошечка».

И.п. Стоя в упоре на ладони и колени.

1) Прогнуться в пояснице, голову поднять вверх и вперед – вдох.

2) Округлить спину, голову опустить вниз – выдох.

Упражнение 3. «Звездочка».

И.п. Ноги на ширине плеч, стопы параллельно, руки опущены вдоль туловища.

1) Вытянуть руки в стороны ладонями вниз – вдох.

2) Руки опустить вниз, расслабиться – выдох.

Упражнение 4. «Дуб».

И.п. Ноги на ширине плеч, стопы параллельно, руки опущены вдоль туловища.

1) Вытянуть руки над головой, ладонями друг к другу, сделать полуприсев, ноги крепко упираются в пол – вдох.

2) Руки опустить, расслабиться – выдох.

Упражнение 5. «Солнышко».

И.п. Ноги на ширине плеч, левая (правая) стопа развернута наружу, руки в стороны.

1) На выдохе – наклоняться в левую (правую) сторону, пока левая (правая) рука не коснется пола, правая (левая) рука вытянута вверх.

Упражнение 6. «Волна».

И.п. Лечь на спину, ноги вместе, руки вдоль туловища.

1) На выдохе – согнуть правую (левую) ногу и прижать ее к туловищу. Вытянутая левая (правая) нога на полу. Нижняя часть спины прижата к полу.

Упражнение 7. «Лебедь».

И.п. Лежа на спине, ноги вместе, руки вдоль туловища.

1) На выдохе – согнуть правую (левую) ногу, прижать ее к туловищу. Вытянутая левая (правая) нога на полу.

2) Выпрямить правую (левую) ногу и потянуть к себе.

3) И.п.

Упражнение 8. «Слоник».

И.п. Ноги на ширине плеч, пальцы ног направлены вперед, ладони согнутых в локтях рук лежат на бедрах, позвоночник вытянут вверх.

1) На выдохе – потянуться вперед вверх, наклон вперед до полного касания руками пола, пятки не отрываются от пола, спина прямая, ладони лежат на полу на ширине плеч.

2) И.п.

Упражнение 9. «Рыбка».

И.п. Лежа на животе, руки вдоль туловища, ладонями вниз.

1) Вытянуть ноги и напрячь мышцы ягодиц — на вдохе.

2) На выдохе – оторвать от пола ноги и плечи, не сгибая колен. Голова и ноги должны   находиться на одном уровне.

3) И.п.

Упражнение 10. «Змея».

И.п. Лежа на животе, ладони под грудью, пальцами вперед.

1) На выдохе – подняться на руках, руки в локтях чуть согнуты.

2) И.п.

Упражнение 11. «Веточка».

И.п. Узкая стойка, руки вытянуты вперед и сцеплены в «замок», ладонями наружу – вдох.

1) На выдохе – поднять руки над головой.

2) И.п.

Упражнение 12. «Гора».

И.п. Лежа на спине, ноги согнуты, стопы стоят на полу, руки лежат вдоль туловища.

1) Оторвать бедра и таз от пола, поднять таз выше живота – вдох.

2) Выдох – и.п.

Упражнение 13. «Ель большая».

И.п. Стоя, ноги вместе, руки вдоль туловища.

1) Развести носки врозь – вдох.

2) Вытянуть позвоночник вверх, руки развести слегка в стороны вниз. Ладони направлены в пол – выдох.

3) И.п.

Упражнение 14. «Цапля».

И.п. Сомкнутая стойка, руки опущены вдоль туловища.

1) Согнуть правую (левую) ногу, поставить правую (левую) стопу пальцами вниз на внутреннюю поверхность левого (правого) бедра как можно выше.

2) Развести руки в стороны на уровне плеч, потянуться ими в стороны.

3) И.п.

Упражнение 15.  «Волк»

И.п.: сесть в позу прямого угла. Согнуть одну ногу в колене и разместить её так, чтобы подошва ступни касалась внутренней поверхности бедра другой ноги, колено лежит на полу.

1. Поднять руки вверх, потянуться.

2. Наклониться вперёд, достать руками пальцы выпрямленной ноги. Постараться прижать лоб к колену вытянутой ноги, задержаться.

3. И.п.

Упражнение 16. «Зайчик»

И.п.: встать на четвереньки, пальцы ног упираются в пол.

1. Передвигая руки к ногам, выпрямляя колени, постараться встать на пятки, руки от пола не отрывать.

2. Вернуться в и.п.

Упражнение 17. «Медведь»

И.п.сесть в позу прямого угла, ноги согнуть в коленях, слегка разведя их. Пятки приблизить к ягодицам. Руки провести под внешнюю сторону согнутых ног, захватить ладонью стопу с внешней стороны.

1. Поднять правой рукой правую ногу, стараясь выпрямить колено, задержаться.

2. Вернуться в и.п. 3–4. Проделать то же движение левой ногой.

Упражнение 18.«Божья коровка».

И.п.: сидя на пятках, выпрямиться, потянуться вверх, сесть на пятки, наклон вперед, носом коснуться колен, руки отвести назад, и.п.

Упражнение 19. «Лягушка»

И.п., лѐжа на животе руки под подбородком, ноги максимально согнуты в коленях и раскрыты, как у лягушки. Бѐдра внутренней поверхностью плотно прижаты к полу, как и пятки.

Упражнение 20. «Летучая мышь».

И. п. сесть в позу «прямого угла», развести ноги в стороны как можно шире. Наклониться вперед, стараясь коснуться подбородком пола. Руки развести в стороны параллельно полу.

Упражнение21. «Носорог».

 И. п. лечь на спину, руки заложить за голову, ноги выпрямить, пальцы ног вытянуть. Поднять голову и плечи, одновременно поднять одну ногу, сгибая еѐ в колене. Стараться коленом коснуться носа.

Упражнение 22. «Морской червяк»

Упор стоя согнувшись;

Упражнение 23. «Улитка»

Упор лежа на спине, касание ногами за головой;

Упражнение 24. «Морской лев»

Упор сидя между пятками, колени врозь;

Упражнение 25.  «Морская звезда»

Лежа на животе, прогнувшись, руки в стороны, ноги врозь;

Упражнение 26. «Морской конек»

Сед на пятках, руки за голову;

Упражнение 27. «Дельфин»

Лежа на животе, прогнувшись, руки вверх в «замок»;

Упражнение 28. «Медуза»

Сед ноги врозь с наклоном вперед до касания руками стопы».

Упражнение 29. «Уж»

Сед с предельно разведенными врозь ногами, руки на пояс.

Упражнение 30. «Верблюд»

Стоя на коленях, ноги вместе. Медленно наклонять корпус назад до тех пор, пока ладони не коснутся пятки. Взяться обеими руками за пятки и продвинуть корпус слегка вперед, увеличивая прогиб в позвоночнике.

Упражнение 31 .«Кольцо»

 И.п: лечь ничком, ноги вместе, руки согнуть в локтях, ладони положить на пол на уровне плеч. Плавно без рывков, разгибая руки, поднять голову, грудь. Одновременно, сгибая ноги в коленях, постараться дотянуться ступнями до головы.

Упражнение 32. «Замок».

 Дети переносят согнутую в локте правую руку через плечо ладошкой внутрь, а леву заносят за спину ладошкой вверх. Складывают пальцы обеих рук в «замочек», левой рукой тянут вниз. Возвращаются в исходящее положение. Повторяют, поменяв руки.

Упражнение 33. «Коробочка с карандашами»

И. п: сесть в позу прямого угла. Пальцы ног вытянуты. Руки в упоре сзади. Руки поднять вверх, ладонями вперед. Не сгибая ног, нагнуться, стараясь прямыми руками достать пальцы ног. Грудью коснуться ног. Медленно вернуться в и.п.

Упражнение 34. «Волшебные палочки»

И.п: дети лежат на спине, руки спокойно вытянуты вдоль тела, ладонями вниз. Медленно поднять обе ноги вверх и так же медленно возвратить их в и.п.

Упражнение 35. «Поза воина»

И.п.: широкая стойка, стопы параллельно, правую стопу развернуть вправо.

1- 2- 3 – медленно поднять руки в стороны;

4 — не опуская рук повернуть голову направо, смотреть на кончики пальцев рук;  

5-8 – держать позу.

По 2 раза в каждую сторону.

Упражнение 36. «Самолёт взлетает»

И.п. — сидя на коленях, руки вдоль туловища.

1- выпрямить назад правую ногу, сесть на левую пятку /вдох/;

2- руки поднять в стороны, позвоночник вытянуть вверх /выдох/;

3-4 — руки поднять вверх, спина прямая, позвоночник вытянуть вверх /вдох/;

То же другой ногой, по 2 раза на каждую ногу.

Упражнение 37. «Сорванный цветок»

И.п. – сидя на полу, правая нога прямая, вытянута вперёд, левую ногу согнуть назад, колено отвести в сторону.

1- медленно поднять руки вверх, вытянуть позвоночник;

2– 4 — наклониться к прямой ноге, коснуться лбом колена, тянуться руками к пальцам ног, нога прямая;

5- 6- выпрямиться, вытянув позвоночник вверх потянуться;

То же на другую ногу.        

3-4 раза на каждую ногу.

Игровой стретчинг для детей дошкольного возраста

Стретчинг – направление фитнеса, где акцент делается на растяжение мышц и улучшение гибкости суставов. Стретчинг не имеет абсолютных противопоказаний по состоянию здоровья или возрасту. Специально для детей младшего возраста разработана система игрового стретчинга.

Что такое игровой стретчинг

Игровой стретчинг – тренировка на растяжку мышц, которая проводится в игровой форме. Интерактивная игра с непосредственным участием вовлекает детей и делает занятие интересным и понятным. Методика основана на тематической игре, которая включает различные статические и динамические упражнения. Рекомендованный возраст для занятий растяжкой – 3-4 года.   

Значение игрового стретчинга

Игровой стретчинг позволяет добиться таких целей:

    »  Увеличение растяжимости мышц
    »  Развитие ловкости, гибкости и выносливости
    »  Улучшение координации и чувства ритма
    »  Улучшение силовых показателей
    »  Развитие воображения
    »  Улучшение способности к концентрации
    »  Укрепление костно-мышечной системы
    »  Оптимизация развития опорно-двигательного аппарата
    »  Формирование правильной осанки
    »  Повышение уверенности в себе
    »  Умение проявлять творческую инициативу

За что дети любят игровой стретчинг

Тренировка сопровождается сюжетно-ролевой игрой, которая захватывает воображение и внимание. Интерактивная сказка призвана не только в доступной форме подать правильную технику выполнения упражнения, но также содержит воспитательные элементы.

Кроме того, занятие по игровому стретчингу проводится под ритмичную музыку. Дети могут двигаться без ограничений и направить свою неуемную энергию в конструктивное русло. Во время занятия, ребенок выполняет упражнение столько раз, сколько захочет.     

Правила стретчинга

    »  Перед каждым занятим проводится легкая разминка.
    »  Упражнения выполняются в плавном и умеренном темпе.
    »  В случае неправильного выполнения, тренер должен суметь в игровой форме поправить технику ребенка.
    »  Нагрузка должна соответствовать возрасту и возможностям детей.
    »  Упражнения выполняются одинаковое количество раз на обе стороны.
    »  

что это такое? Особенности игрового стретчинга для дошкольников, упражнения для детей дошкольного возраста

Особенности стретчинга для детей

Физическая активность очень важна для гармоничного развития детей. И вовсе не обязательно растить из малыша будущего олимпийского чемпиона. Для поддержания его формы, здоровья вполне достаточно адекватной и деликатной нагрузки. К числу таких нагрузок, которые можно освоить и практиковать дома самостоятельно, относится и детский стретчинг.

Особенности стретчинга для детей

Что это такое?

Стретчинг – это комплекс специальных физических упражнений, которые направлены на постепенное увеличение двигательного диапазона всех групп мышц. Детский стретчинг – отдельное направление фитнеса для детей. Постоянные занятия этими упражнениями помогают ребенку сохранять подвижными и активными все суставы, повышается эластичность связочного и сухожильного аппаратов.

Говоря о стретчинге в целом, специалисты подразумевают, что занятия этим видом гимнастики должны начинаться именно в детстве, пока мышечная, сухожильная и связочная ткани, суставы и хрящики относительно «мягкие», подвижные. Необязательно, что потом чадо обязательно покорит чемпионский пьедестал и станет мировым рекордсменом по художественной или спортивной гимнастике, аэробике или станет чемпионом в любом другом профессиональном виде спорта. Однако отличная растяжка, которую поможет приобрести игровой стретчинг, останется с ним на всю жизнь. А хорошая растяжка – это в первую очередь залог меньшей опасности травматизма при падении или другом несчастном случае.

Стретчинг как целая система спортивной подготовки применяется для повышения гибкости тела, для укрепления опорно-двигательного аппарата. Упражнения активно применяют при тренировках спортсмены самого разного профиля – от гимнастов до хоккеистов и боксеров. Но и отдельно этот комплекс является отличным способом улучшить физическую форму растущего организма и создать большой «задел» на будущее в плане здоровья ребенка.

Особенности стретчинга для детей Особенности стретчинга для детей

«Stretch» в переводе с английского означает растяжение, эластичность. И это полностью отражает суть гимнастического комплекса. Его уникальность и главная особенность заключается в том, что никто ничего особо не придумывал – за основу взяты движения, которые считаются вполне естественными для человека. Например, мы часто потягиваемся, вставая с постели или встав из-за стола после долгой сидячей работы. Это и есть стретчинг.

Особенности детского стретчинга заключаются в том, что ребенок не устает во время игры-занятия, не воспринимает ее как нечто неприятное, обязательное, что от него настойчиво требуют взрослые.

Существуют особые программы для дошкольников, школьников. Все дело в том, что в дошкольном и школьном возрасте есть свои особенности и нюансы роста мышечной ткани, и опытный инструктор обязательно учитывает их, планируя индивидуальную или групповую программу для детей.

Особенности стретчинга для детей

Для чего он нужен?

Как уже говорилось, растяжка и подвижность суставов обеспечивают ребенку более гармоничный рост. Очень часто дети испытывают физиологические боли в периоды интенсивного роста костной, мышечной ткани, жалуются на боли в коленях, спине. Регулярные занятия стретчингом помогают легче пережить эти периоды, и энергичный рост не доставит ребенку никаких неприятных ощущений.

Дети и подростки чаще, чем взрослые, имеют дело с вывихами и переломами. И это понятно – они более любознательны, подвижны, неугомонны, чаще падают, постигая основы мироздания, а потому стретчинг можно расценивать как своеобразную «страховку» на случай травмы – ребенок с хорошей растяжкой реже получает серьезные травмы даже при падении, чем ребенок, не имеющий ее.

Стретчинг помогает ребенку приобрести не только большую физическую выносливость, он делает его более стрессоустойчивым. Такие ребята менее подвержены эмоциональной нестабильности, перенапряжению, а при современном ритме жизни это крайне необходимый навык.

Особенности стретчинга для детей

Стретчинг помогает исправить проблемы с осанкой и походкой, а потому его элементы всегда включаются в программу лечебной физкультуры для детей с недугами опорно-двигательного аппарата. Если проблем с осанкой нет, то систематические занятия являются их отличной профилактикой.

Специалисты в области психосоматики считают стретчинг отличным «обучением» мышечного каркаса – мышцы постепенно привыкают вырабатывать адекватную телесную реакцию на любые эмоциональные и психические перегрузки, и это в несколько раз снижает риск развития психосоматических недугов.

Детский стретчинг рекомендуется не только будущим спортсменам, но и тем детям, которые хотят стать актерами, водителями и летчиками – эта гимнастика является отличной тренировкой координации движений.

И наконец, стретчинг способствует развитию фантазии. Игровая тренировка подразумевает личное участие ребенка в некой «фитнес-сказке», в которой ребенок примерит на себя в самом прямом смысле слова образы змеи, зайца, лисички, лягушки, золотой рыбки и других интересных и хорошо знакомых персонажей, которые даже малышу бывает довольно просто представить себе.

Сегодня у детей наблюдается повальная гиподинамия. Они очень малоподвижны, что является причиной массы проблем со здоровьем, считают педиатры. Увлечение стретчингом поможет ребенку нормализовать вес, мышечный тонус, состояние позвоночника и суставов, и это будет отличной платформой для его здорового роста и развития.

Особенности стретчинга для детей Особенности стретчинга для детей

Основные правила занятий

Говоря о правилах стретчинга, следует отметить, что главным из них является обратная реакция – ребенку должны нравиться занятия, иначе никакой пользы от них он не приобретет. Эти тренировки обычно нравятся детям. И чтобы добиться такого результата, важно помнить, что лучшая тренировка – это тренировка, проведенная под музыку. Если детей будет несколько – еще лучше, поскольку это позволит разыграть настоящий сказочный спектакль.

Все упражнения должны быть в должной мере легкими, чтобы ребенок не уставал, выполняя их, нагрузка на мышцы и суставы должна быть деликатной и адекватной. Основные правила занятия таковы:

  • мышцы должны быть тщательно разогреты, подготовлены к основному комплексу упражнений, поэтому тренировку всегда начинают с разминки;
  • упражнения выполняются в медленном темпе и с большой долей плавности;
  • приемы и предлагаемые упражнения должны быть направлены на симметричную растяжку мышц – справа и слева;
  • во время занятия ребенок должен дышать спокойно и ровно.
Особенности стретчинга для детей Особенности стретчинга для детей

Упражнения, которые предлагаются ребенку, должны соответствовать основным требованиям – они должны быть безопасными для его здоровья, интересными, наглядными, показанными тренером, инструктором или взрослым, который занимается с ребенком дома. История-сказка, которая будет сопровождать действие, должна быть понятной по возрасту, легкой, образной и интересной.

Тренировки должны быть регулярными, иначе достигнутый прогресс будет быстро утрачен в длительном перерыве и придется все начинать сначала. Постепенно сложность приемов растет, но усложнять упражнение можно только тогда, когда малыш полностью освоил простой вариант упражнения. Число повторений одного упражнения также должно расти постепенно.

И еще одно очень важное правило гласит, что упражнение, которое причиняет боль, не должно входить в систему стретчинга. Если больно, это может быть следствием того, что мышцы были плохо разогреты и не готовы к основной нагрузке или упражнение выполняется слишком резко, быстро, интенсивно.

Если ребенок жалуется на боль, следует прекратить занятие, дать мышцам восстановиться и вернуться к тренировке в более щадящем режиме, даже если она станет своеобразным «шагом назад» в вашей программе.

Особенности стретчинга для детей Особенности стретчинга для детей

Примеры упражнений

Стать вашей любимой «финес-сказкой» может любая история, которую любит ребенок. Можно сделать комплекс упражнений на основе «Колобка» или «Теремка» – там много животных, изображая пластику которых ребенок получит не только пользу для мышц, но и удовольствие от узнавания и визуализации любимых образов.

Вот пример сказки, которая поможет вам и вашему малышу в домашних условиях познакомиться с игровым стретчингом. Называется она «Ленивая Маша».

«В одном городе жила девочка Маша, которая была так ленива, что ей не нравилось ходить собственными ногами. Все люди делали это с удовольствием, а Маша – нет». На этом месте вы и ребенок должны активно походить, показать, как ходили все, и медленно походить, еле передвигая ногами, как это делала Маша.

«Как-то Маша собралась в лес, чтобы собрать цветы. Все дети в этом городе любили собирать цветы». На этом месте ребенок садится на корточки, вытягивает одну ножку и начинает тянуться из статичного положения за очередными «цветами».

«Маша увидела большую полянку, на ней росли тюльпаны и ромашки. Но собирать цветы ей было лень, и она улеглась в траву». Из положения лежа ребенок должен тянуться за воображаемым цветами справа и слева.

Особенности стретчинга для детей

«По пути домой Машу, которая шла опять очень медленно, нехотя, догнала цапля, которая предложила посадить девочку на спину и довезти ее до дома». Ребенок показывает цаплю – раскидывает руки в стороны, широко расставляет ноги, взмахивает крыльями.

«Маша поехала с цветами на спине у цапли. Но цапля быстро устала и попросила девочку пойти своими ножками. Расстроилась Маша и заплакала. Тут навстречу ей выбежал жеребенок и предложил ей поехать дальше на нем». На этом месте следует показать жеребенка. Ребенок стоит на четвереньках, держит голову прямо, по очереди выпрямляет ногу назад – правую и левую попеременно.

«Поскакал жеребенок, да так быстро, что Маша не удержалась и упала». Ребенок должен показать, как девочка лежит на земле, отдыхает. Важно добиться общего расслабления всех мышц, для чего можно отдельно попросить чадо показать, как у Маши расслабились руки, ноги, шея, животик и т. д.

«Лежит Маша и видит, как навстречу идет большой верблюд». Ребенок показывает это животное, стоя на четвереньках, а потом вскидывая руки за голову и округляя спину «горбиком».

«Поехали, Маша, отвезу тебя домой, – сказал верблюд. Но Маша опять не удержалась на высоком горбе и упала». Ребенок лежит на полу и активно трясет руками и ногами.

«И поняла девочка, что идти ей придется своими ножками». Ребенок переходит к активной ходьбе с плавными и высокими подъемами коленей.

«Вечером, когда Маша добралась домой, она была такой счастливой, что смогла побороть лень, что уснула так крепко, как никогда до этого. И ей снились прекрасные волшебные сны». Ребенок выполняет комплекс упражнений по спокойным дыханием и плавной растяжной рук и ног.

Особенности стретчинга для детей

Сделать такой же интересной и полезной можно любую сказку для дошкольников и младших школьников. В этом помогут базовые упражнения.

  1. «Балерина» – это упражнение для рук. Нужно встать прямо, ноги слегка согнуть в коленях, а стопы развернуть в разные стороны. Плавно ручки должны сомкнуться за спинкой на уровне поясницы. Подержав их так, следует вернуться в исходное положение и повторить. Упражнение отлично подходит для историй об оловянном солдатике, о принцессах, которые любили балы и танцы, о феях.
  2. «Бегун» – упражнение для ног. На одной ноге нужно сделать выпад, шагнув вперед и согнув ее в коленном суставе. Вторая ножка остается прямой. Важно, чтобы стопы смотрели строго вперед, не в стороны. Ручки упираются в колено, тело слегка уходит вперед, но спинку сгибать не стоит. Прямая нога сзади постепенно и очень плавно отводится назад, пока не возникает чувства напряженности мускулатуры в ней. Потом упражнение делают на вторую ногу. Этот прием отлично подойдет для описания того, как царевичи спешат на помощь, как преследуют врага или дракона.
  3. «Лошадка» – упражнения для спины и живота. Ребенок стоит на четвереньках, поочередно отводя до напряжения в мышцах правую и левую ногу назад попеременно, а потом проделывая это же с руками. Важно держать спинку прямой. Пригодится для демонстрации геройских коней супергероев и принцев.
  4. «Гимнаст» – упражнение для бедер. Нужен мяч. Ребенок сидит, упираясь руками в пол сзади, ноги широко разведены в разные стороны. В руки нужно взять мячик и постепенно двигать его вперед, не меняя положения ног. Это упражнение поможет наглядно показать, как едет, например, карета, или как группа путешествующих героев сказки медленно продвигается по лесу.
  5. «Кобра» – лежа на животе, нужно приподнять голову выше и прошипеть. Усложняется упражнение извивающимися движения корпусом, как ползет настоящая змея.

Остальные упражнения поможет освоить тренер. Детский скретчинг предлагается в любом фитнес-центре.

Пример игрового стретчинга для детей смотрите в следующем видео.

    ЧТО ТАКОЕ ИГРОВОЙ СТРЕТЧИНГ?

    Игровой Стретчинг

    Стретчинг – это:

    • хорошая осанка
    • снижение травматизма
    • избавление от болей в спине и мышцах
    • подвижность тела
    • быстрое усвоение танцевальных программ
    • здоровое тело и бодрый дух
    • отличное настроение

    Упражнения на растяжку рекомендуются как танцорам, так и всем кто следит за своей физической формой. Растяжка определяет движения ваших суставов. То, как двигаются, например, ваши плечи, позвоночник и лодыжки, очень важно, потому что именно от этих зон в первую очередь зависит качество вашего танцевального движения. О растяжке перед танцами часто забывают или же делают ее быстро и неохотно. Это неправильно. Ей требуется уделять столько же времени, сколько требуется уделять времени любой важной части танцевального урока. Занятия стретчингом очень полезны для организма человека, улучшают самочувствие, его внешний вид и здоровье в целом. Регулярные занятия стретчингом решают многие проблемы. Подвижность нашего тела зависит от эластичности наших мышц и суставов. Чем более развит и тренирован человек, тем проще ему жить и передвигаться. Упражнения на растяжку снижают травматизм. Это хорошая осанка. Высокая подвижность позвоночника снизит вероятность болей в спине. Занятия приводят к улучшению настроения, повышают самооценку, создают спокойствие и ощущение психологического комфорта! Заболеваемость растет с каждым годом, несмотря на все достижения медицины, и при этом «молодеет»: уже среди воспитанников детских садов многие дети страдают хроническими заболеваниями, имеют патологическую осанку, нарушения опорно-двигательного аппарата. Настоящего физического здоровья и душевного равновесия достигает лишь тот, кто с детства научился жить в гармонии с собой и с природой, научился управлять своим разумом, способен реализовать свои физические и духовные способности.

    Методика игрового стретчинга (или, по-другому, стрейчинга) направлена на активизацию защитных сил организма детей, овладение навыками совершенного управления своим телом и психоэнергетической саморегуляции, на развитие и высвобождение творческих и оздоровительных возможностей подсознания.

     

    ЧТО ТАКОЕ ИГРОВОЙ СТРЕТЧИНГ?

    Игровой стретчинг это творческая деятельность, при которой дети живут в мире образов, зачастую не менее реальных для них, чем окружающая действительность. Реализация игровых возможностей в целях оздоровления и развития ребенка и составляет суть стретчинга. Причем все занятия проводятся в виде сюжетно-ролевой или тематической игры, состоящей из взаимосвязанных ситуаций, заданий и упражнений. Методика игрового стретчинга основана на статичных растяжках мышц тела и суставно-связочного аппарата рук, ног, позвоночника, позволяющих предотвратить нарушения осанки и исправить ее, оказывающих глубокое оздоровительное воздействие на весь организм.

    Упражнения выполняются без воздействия со стороны, т.к. человеческое тело само себе тренер. Самоманипулирование телом в медленном, а значит, безопасном ритме наиболее эффективно. У детей исчезают комплексы, связанные с физическим несовершенством тела, неумением им управлять. Помимо этого дети приобретают запас двигательных навыков, которые позволяют им чувствовать себя сильными, красивыми, уверенными в себе, создают чувство внутренней свободы. Занятия игровым стретчингом с детьми от 4-х лет показывают стабильно высокие результаты: дети гораздо меньше болеют, становятся более открытыми для общения не только со взрослыми, но и между собой. А близкие и понятные детям образы сказочного мира позволяют легко выполнять непростые физические упражнения. Упражнения направлены на профилактику различных деформаций позвоночника, укрепление его связочного аппарата, формирование правильной осанки. Кроме этого, развиваются эластичность мышц, координация движений, воспитываются выносливость и старательность.

    Стретчинг это растяжка, специальная поза, предназначенная для увеличения и сохранения длины мышц.

    Игровой стретчинг специально подобранные упражнения на растяжку мышц, проводимые с детьми в игровой форме.

    Все мы знаем, как трудно заставить и себя, и ребенка целенаправленно заниматься физическими упражнениями. И так же хорошо мы знаем, что это необходимо, поскольку наши дети постоянно испытывают дефицит движений. В своей работе, я показываю, как превратить занятия физкультурой в увлекательную игру-сказку, где дети становятся персонажами. В эту игру можно играть взрослому с одним ребенком или с группой детей. Занятия по предложенной мною методике помогут ребенку развить чувство ритма, укрепить мышцы, выровнять осанку, снять закомплексованность.Этими упражнениями можно начинать заниматься уже с ребенком от трех-четырех лет. Каждое упражнение повторяется 4-6 раз (в зависимости от возраста). Подбирается инструментальная музыка с ярко выраженным ритмом. Начинаю рассказывать сказку, одновременно разыгрывая ее. Игра состоит из нескольких фрагментов, в которое вплетены упражнения на статическую растяжку мышц, прыжки, стимуляцию точек на стопе, расслабление для восстановления дыхания, и длится 20 минут со старшими, а с малышами, столько, сколько он сам захочет.

    После занятий игровым стретчингом у детей улучшается настроение, взаимопонимание. Разучив упражнения, дети самостоятельно разыгрывают сказку и придумывают свои сказки с движениями, тем самым развивая свои творческие способности.

    С чего начинать занятия стретчингом?

    Наклоните голову, потяните правое ухо к плечу. Задержитесь в таком положении 3 секунды, а затем повторите упражнения в левую сторону.

    Встаньте рядом со стулом, спина прямая; обхватите левую ступню пальцами левой руки, осторожно потяните. Задержитесь 3 секунды. Повторите упражнение с другой ногой.

    Поднимите руки на уровень плеч, согните локти и поверните ладони вниз. Не поворачивая таза, поверните туловище и шею влево. Задержитесь в таком положении 30 секунд. Затем повернитесь в другую сторону. (Дозировка 3-4 раза).

    Не интенсивность, а систематичность упражнений — вот ключ к успеху при занятиях стретчингом.

    Стретчинг является одним из важнейших направлений в моей работе. Упражнения стретчинга рассчитаны на вовлечение в работу всего организма, включая психику, направлены на расслабление, настройку и восстановление функций мышц.

    Упражнения методики возникли, в основном, на базе упражнений лечебной физкультуры. Не вызывает сомнений сходство многих упражнений с асанами хатха-йоги. А так как упражнения отличаются от ЛФК и большей статикой своего выполнения, и более игровым характером, и введением элементарных, доступных детям навыков концентрация и релаксации, дыхательных упражнений, но тем не менее не могут претендовать на звание «хатха-йоги» и в силу своей упрощенности, и в силу слишком огромного понятия, вкладываемого в слово «йога» и недоступного ни физическим возможностям, ни психике детей, мы их назвали системой игрового стретчинга, считая, что присущие стретчингу растяжки могут оправдать включение наших упражнений в его систему. Упражнения на растягивание мышц широко применяются в системе массажа, самомассажа, в лечебной физкультуре, особенно для коррекции двигательных расстройств; нарушениях мышечного тонуса. Популярные упражнения стретчинга и как средство достижения релаксации. Эти упражнения доступны всем, кому врачи не запрещают заниматься общефизической подготовкой. Для их выполнения не требуются спортивные снаряды, большие залы, материальные расходы. Их можно выполнять в детских учреждениях и дома, в группах и индивидуально.

    Растяжки воздействуют на все мышцы и суставы, повышают эластичность связок, снижается опасность отложения в суставах шлаков, увеличивается их подвижность. Упражнения стретчинга рассчитаны на вовлечение в работу всего организма, включая психику, направлены на расслабление, настройку и восстановление функций мышц. Это позволяет без вреда, используя защитные силы организма, предупреждать многие заболевания, т.к. воздействия на позвоночник, органы, мышцы, железы внутренней секреции, дыхательную и нервную системы, вырабатывается естественная сопротивляемость организма.

    Сочетание динамических и статичных физических упражнений наиболее соответствует природе опорно-двигательного аппарата человека и является, лучшим методом тренировки для выработок силы, выносливости, координации движений.

    Упражнения выполняются без воздействия со стороны, т. к. человеческое тело само по себе достаточно универсально. Самоманипулирование своим телом в медленном, а значит, безопасном ритме дает наиболее эффективные результаты. Медленные движения воздействуют на мышцы и суставы по всей их глубине. Упражнения стретчинга позволяют, почти не отнимая времени, творить чудеса. Не нужен будет ни мануальный терапевт, ни другие врачи.Статичные упражнения стретчинга взывают не только воздействие на глубинные мышцы организма, но также нормализуют и усиливают защитные функции организма, в том числе свертываемость крови, количество лейкоцитов, желудочную кислотность, работу кишечника и т.д. Все это связано с изменением коркового процессов в связи с возникновением в коре головного мозга области двигательного анализатора очага возбуждения, поддерживаемого, с одной стороны, формированием волевых импульсов, с другой -возбуждениями, приходящими от работающих мышц.

    Методика стретчинга не имеет возрастных ограничений, можно начинать с 4-х лет. И очень важно заниматься с детьми дошкольного возраста, тем более, что в дошкольных учреждениях дети обучаются упражнениям стретчинга в игровой форме. Упражнения, охватывающие все группы мышц, носят близкие и понятные детям названия животных или имитационных действий и выполняются по ходу сюжетно-ролевой игры, основанной на сценарии по сказочному материалу. На каждом уроке дается новая сказка-игра, в которой дети превращается в различных животных, насекомых и т.д., выполняя в такой интересной форме сложные упражнения.

    Переход от мышечных упражнений к расслаблениям позволяют в короткое время нормализовать все функции организма, приобрести активное рабочее настроение. Форма и последовательность упражнений таковы, что если данная группа мышц недостаточно развита упражнения попросту невозможно выполнить, т.е. само тело регулирует уровень нагрузки.

    Освоение упражнений стретчинга развивает мышечное чувство, умение определять напряжение в своем теле, расслабляться. А на методах концентрации внимания и расслабления мышц целиком основаны и аутогенная тренировка, и изометрическая гимнастика, и все виды психорегуляции. У детей исчезают комплексы переживаний, связанные с физическим несовершенством тела, неумением им управлять, возникает, по определению И.П.Павлова, «мышечная радость», сознанию которой помогают вводимые в занятия элементы ритмики, игровых и современных танцев, позволяющих обучить детей культуре движения, раскованному владению своим телом, пластике жеста.

    Помимо общего оздоровительного эффекта умение управлять своим телом, запас целенаправленных двигательных навыков позволяет детям чувствовать себя сильными, уверенными в себе, красивыми, избавляет их от различных комплексов, создает чувство внутренней свободы.

    Система упражнений стретчинга по характеру своего подхода к оздоровлению человека ближе к восточным оздоровительным методикам, чем к традиционной западной физкультуре, основанной на культе движения, внешнего воздействия на тело, спорта как средства выражения своих достижений. Еще со времен древней Греции в этой системе преобладает дух соревнования, профессионализма, самоутверждения перед другими. В свое время религиозный культ тела древних греков сменился опять же религиозным культом уничтожения плоти у христиан. Масса крайностей в отношении культуры тела, развития его способностей осталась и у нас, от полного пренебрежения к своему телу до культуризма, от различных систем бега до увлечения медитативными техниками. Система стретчинга не отрицает различные виды спорта, но дополняет их.

    Читайте также:


    Рекомендуемые страницы:

    Поиск по сайту

    

    Поиск по сайту:

    Игровой стретчинг в работе с детьми старшего дошкольного возраста

    Автор:

    Андреева Елена Викторовна,

    инструктор по физической культуре

    1 квалификационная категория

    стаж работы 30 лет

    МБДОУ «Детский сад № 1» г.Нефтеюганск

    Охрана и укрепление здоровья детей является первоочередной задачей воспитательно-образовательного процесса. В последнее время дети  чаще страдают заболеваниями, связанными с нарушением опорно-двигательного аппарата.

    Физкультурные занятия являются основной организационной формой физкультурно-оздоровительной работы с детьми, посещающими ДОУ, поэтому, именно они должны стать основным средством оздоровления детей и профилактик различных заболеваний. В настоящее время появилось много новых методик, направленных на обновление содержания физкультурных занятий. Одна из методик, которую я использую — игровой стретчинг.  Автором методики является Е. В. Сулим.

    Для чего же нужен игровой стретчинг и на что он направлен?

    Игровой стретчингэто специально подобранные упражнения на растяжку мышц, проводимые с детьми в игровой форме.  

    Благодаря стретчингу увеличивается подвижность суставов, мышцы становятся более эластичными и гибкими, дольше сохраняют работоспособность. Стретчинг повышает общую двигательную активность. Упражнения стретчинга направлены на формирование правильной осанки. Кроме этого развивается эластичность мышц, воспитывается выносливость и старательность.

    В  ходе проведения занятия решаю следующие задачи:

    1. Развитие физических качеств: мышечной силы, ловкости, выносливости, гибкости.
    2. Развитие психических качеств: внимание, воображение, умственные способности.
    3. Укрепление костно-мышечной системы, повышение функциональной деятельности органов и систем организма.
    4. Создание условий для положительного психоэмоционального состояния детей, раскрепощённости и творчества в движении.

    Значение игрового стретчинга

    — увеличивается подвижность суставов

    — мышцы становятся более эластичными и гибкими

    — повышается общая двигательная активность

    — упражнения направлены на формирование правильной осанки

    — воспитываются выносливость и старательность

    Упражнения стретчинга носят имитационный характер и выполняются в ходе физкультурного  занятия. Упражнения выполняются  в медленном, а значит, безопасном ритме. Начинать занятия с детьми игровым  стретчингом лучше всего со старшего дошкольного возраста. К 5 годам у ребенка формируется наглядно-образное мышление, что позволяет с наибольшей эффективностью выполнять имитационные движения, наиболее точно и эмоционально выразительно. Ребенок способен контролировать свои действия по словесному указанию взрослого. Каждое упражнение повторяется 4-6 раз. Занятие с детьми старшего дошкольного возраста проводится до 35 мин.

    Разогрев мышц, подготовка организма к работе проходит в первой вводной части занятия.Дети выполняют упражнения в различных видах ходьбы, бега, прыжков, для укрепления свода стопы, координации движений, ориентации в пространстве, развития внимания.

    Во второй (основной) части переходим  к игровому стретчингу. На занятии я использовала 6 упражнений игрового стретчинга. Упражнения подобраны на укрепление и растяжку всех групп мышц.

    Например, упражнение «Солнышко» — помогает растянуть боковые мышцы туловища, сохраняет гибкость позвоночника, подвижность тазобедренных суставов.

          

     Упражнение «Самолёт взлетает» — укрепляет мышцы спины, развивает подвижность тазобедренных и плечевых суставов.

    «Лодочка» — укрепляет мышцы спины, брюшного пресса.

    «Дуб»  — укрепляем мышцы спины, ног.

     Все упражнения стретчинга выполняются под музыку.

    Обучение детей основным видам движениям не должно остаться без внимания. Я использовала круговую тренировку, так как она является  наиболее эффективной формой организации занятий в старшем дошкольном возрасте. ОВД я подобрала так, чтобы работали все группы мышц.

    На гимнастической лестнице укрепляются мышцы брюшного пресса.

    На гимнастической скамейке с мячом  укрепляются  мышцы рук, ног.

    Прыжки через скамейку развивают  прыгучесть.

    Дети с высоким уровнем физического развития выполняли с усложнением: большее количество раз на гимнастической скамейке; прыжки через гимнастическую скамейку боком; ходьба в приседе по скамейке с набивным мячом на вытянутых руках

    Подвижная игра «Хвостики» — также составляющая основной части занятия. В игре дети развивают быстроту, ловкость, координацию движений.

    В заключительной части занятия  решается задача восстановления организма после физических нагрузок  Я использовала релаксационное упражнение на расслабление всего тела «Снеговик».

    Упражнение на релаксацию выполняется под музыкальное сопровождение.

    Следует помнить также основные принципы выполнения упражнений игрового стретчинга:

    1. Наглядность. Показ физических упражнений, образный рассказ. Показываю упражнение я или подготовленный мною ребёнок.
    2. Доступность. Обучение упражнениям от простого к сложному, от известного к неизвестному. Многие упражнения детям знакомы, но под другими названиями и выполняются в более медленном темпе. Например:  «Деревце», «Сорванный цветок», «Звезда». На занятии я использовала самые простые упражнения.
    3. Систематичность.  Регулярность, постепенное повышение нагрузки, увеличение количества упражнений.
    4. Закрепление навыков. Многократное выполнение упражнений, умение выполнять их самостоятельно, вне занятий. Начинаем выполнять упражнение с 4 раз, постепенно увеличивая количество повторов.
    5. Индивидуально-дифференциальный подход. Учет особенностей возраста, состояния здоровья каждого ребенка. Я работаю с детьми четвёртый год. Я знаю их возможности. Поэтому требования к детям индивидуальные.
    6. Сознательность. Понимание пользы выполнения упражнения, потребность их выполнять. Для этого перед разучиванием упражнения я объясняю детям для укрепления,  каких мышц данное упражнение.

    Основные правила стретчинга, которые я выполняла в течение всего занятия:

    -разогрев перед упражнениями;

    — медленное и плавное выполнение упражнений;

    -«правило ровной спины» — следите за осанкой, т.к. сгорбленность уменьшает гибкость;

    -спокойное дыхание;

    — растяжка должна выполняться систематически и симметрично для обеих сторон тела.

    Элементы игрового стретчинга можно использовать также на  утренней гимнастике.

    Занятия игровым стретчингом с детьми показывают,  что близкие и понятные детям образы сказочного мира позволяют легко выполнять непростые физические упражнения.

     

    Конспект физкультурного занятия

    «Круговая силовая тренировка с элементами стретчинга»

    Старший дошкольный возраст (6-7 лет)

     

    Цель: всестороннее развитие физических и психических качеств ребёнка в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями; формирование потребности в движении.

    Задачи:

    -развивать мышечную силу, способствовать растяжению и укреплению мышц и связок, ловкость, выносливость, умение соотносить движения с музыкой;

    -закреплять и совершенствовать силовые упражнения на гимнастической лестнице и гимнастической скамейке;

    — воспитывать внимание, упорство, уверенность в своих силах, дисциплинированность;

    -продолжать формировать умение оценивать свои действия  и действия товарищей;

    -формировать интерес к упражнениям игрового  стретчинга.

    Место проведения: спортивный зал.

    Инвентарь: гимнастическая скамейка – 2 шт, гимнастическая лестница; набивной мяч /вес 1кг/; гимнастические коврики,  косички – по количеству детей; медальки из самоклеющейся бумаги – золото, серебро, бронза.

    Музыкальный материал: А.И.Буренина Ритмическая мозаика «Голубая вода».

    Танцевальная ритмика для детей «Спортивный тренаж».

    Релакс – музыка «Мечты о лете».

    Используемая литература: Е.В. Сулим «Занятия по физкультуре в детском саду: игровой стретчинг».

     

    Ход занятия

    Инструктор: Ребята, закончились Олимпийские игры. Россия заняла 1 место. Как вы думаете, какими качествами должен обладать спортсмен, чтобы выиграть в соревнованиях? /ответы детей/

    Инструктор: Вы хотите быть сильными, быстрыми, выносливыми? Что для этого нужно? /тренироваться/Сейчас мы пойдём на стадион и проведём там тренировку.  Отправляемся?

    /муз сопровождение «Спортивный тренаж»/

    I.Вводная часть

    Инструктор: Группа, равняйсь! Смирно! За направляющим шагом марш!

    Ходьба в колонну по 1.

    Чтобы не терять времени начинаем разминку! Укрепляем мышцы спины, мышцы стопы!

    -Руки вверх, на носках  — ладошки смотрят друг на друга, подтянули колени, животы.

    -Руки за голову, на пятках – локти в стороны, спина прямая, носки потянуть на себя.

    -Руки на пояс, локти чуть назад, спина прямая, идём перекатом с пятки на носок.

    А сейчас укрепляем мышцы ног.

    -полный присед, руки на колени, ходьба в глубоком приседе

    -ходьба с высоким подниманием колен, руки на пояс —  спина прямая.

    Давайте путь мы сократим, до стадиона побежим!

    -Медленный бег 1 мин,  дыхание не задерживаем.

    -Упражнение на дыхание «Шалтай – болтай»

    Мы прибежали на стадион. Продолжим разминку.

    Дети по ходу движения берут коврики.

    Инструктор: Группа, внимание! В 3 колонны через середину зала марш!

    Дети кладут коврики.

    Инструктор: Продолжаем  разминку с элементами  игрового стретчинга.

    II. Основная часть

    Комплекс упражнений стретчинга выполняется под музыкальное  сопровождение «Голубая вода».

    1. «Поза воина» — укрепляет мышцы спины, тазобедренные и плечевые суставы.

    И.П.- широкая стойка, стопы параллельно, правую стопу развернуть вправо.

    1- 2- 3 – медленно поднять руки в стороны;

    4 — не опуская рук повернуть голову направо, смотреть на кончики пальцев рук;  

    5-8 – держать позу.

    По 2 раза в каждую сторону.

    2. «Солнышко» — помогает растянуть боковые мышцы туловища, сохраняет гибкость позвоночника, подвижность тазобедренных суставов.

    И.П. – широкая стойка, правая стопа развёрнута наружу, руки в стороны.

    1- 4 — на выдохе наклоняться вправо, пока правая рука не коснётся пола, левая рука вытянута      вверх;

    5-8- стоять в наклоне;

    9-12- медленно выпрямиться.

    То  же в другую сторону.

    По 2 раза в каждую сторону.

    3. «Дуб»  — укрепляем мышцы спины, ног.

    И.П. – широкая стойка, стопы параллельно, руки опущены вдоль туловища.

    1- 2 — поднять руки вверх ладонями друг к другу;

    3-4 —  полуприсед, ноги крепко упираются в пол;

    5-8- стоять в полуприседе;

    9-12 —  И.П.

     Повторить 4 раза.

    4. «Самолёт взлетает» — укрепляет мышцы спины, развивает подвижность тазобедренных и плечевых суставов.

    И.П. — сидя на коленях, руки вдоль туловища.

    1- выпрямить назад правую ногу, сесть на левую пятку /вдох/;

    2- руки поднять в стороны, позвоночник вытянуть вверх /выдох/;

    3-4 — руки поднять вверх, спина прямая, позвоночник вытянуть вверх /вдох/;

    То же другой ногой, по 2 раза на каждую ногу.

    6. «Сорванный цветок»  — растягивание мышц ног и спины.

    И.П. – сидя на полу, правая нога прямая, вытянута вперёд, левую ногу согнуть назад, колено отвести в сторону.

    1- медленно поднять руки вверх, вытянуть позвоночник;

    2– 4 — наклониться к прямой ноге, коснуться лбом колена, тянуться руками к пальцам ног, нога прямая;

    5- 6- выпрямиться, вытянув позвоночник вверх.потянуться;

    То же на другую ногу.        3-4 раза на каждую ногу.

    7. «Морская звезда» — растягивание мышц бёдер.

    И.П. – стоя на коленях, руки опущены вдоль туловища.

    1- сесть на пол между стоп, руки в упоре сзади;

    2- передвигая руки назад лечь на спину;

    3-4 — колени развести в стороны, руки в стороны.

    Лежать 10 сек. Медленно встать, выпрямить одну ногу, затем другую, расслабить.

    Инструктор: Молодцы, ребята! Мы провели разминку, переходим к тренировке.

     

    Проводим круговую тренировку по станциям.

    Основные виды движений

    1 станция – на гимнастической скамейке. Ходьба в приседе с набивным мячом в руках. /усложнение: мяч держать на вытянутых руках/. Дети выполняют задание самостоятельно.

    2 станция – на гимнастической лестнице. Вис с подъёмом прямых ног до угла 90 градусов. 

    6 раз /усложнение – 10 раз/.

    3 станция – прыжки через скамейку на 2 ногах, стоя лицом к скамейке  /усложнение: прыжки, стоя боком к скамейке/.

    Инструктор: Тренировку провели, можно и поиграть.

    Подвижная игра «Хвостики».

    Инструктор: Ребята, вспомните  основные правила игры /хвостики руками не держать, уворачиваться, не наталкиваться друг на друга./

    Дети при помощи считалки выбирают водящего.

    Между играми упражнение на дыхание: Носом вдох, а выдох ртом,

                                                                           Снова носиком вдохнём,

                                                                           Выдохнем опять мы ртом.

    III.  Заключительная часть

    Упражнение на расслабление всего организма «Снежная баба» выполняется под релакс – музыку «Мечты о лете».

    Инструктор:Ребята, представьте, что каждый из вас превратился в снежную бабу. Огромную красивую, которую вылепили из снега. У нее есть голова, туловище, две торчащие в стороны руки, и она стоит на крепких ножках. Прекрасное утро, светит солнце. Вот оно начинает припекать, и снежная баба начинает таять. /Далее дети изображают, как тает снежная баба/. Сначала тает голова, потом одна рука, другая. Постепенно, понемножку начинает таять и туловище. Снежная баба превращается в лужицу, растекшуюся по земле.

    Дети ложатся на пол, отдыхают, расслабляются.

    Построение в 1 шеренгу.

    Инструктор: Ребята, мы с вами провели силовую тренировку.  Как вы думаете, нам с вами есть, за что себя похвалить?

    Было ли вам легко?  Всё ли у вас получилось? Какое упражнение на сегодняшней тренировке  оказалось самым трудным? Что нужно делать, чтобы было легко?

    Инструктор: Молодцы! Вы все хорошо тренировались, укрепили мышцы, поиграли. Были быстрыми, ловкими. Я для вас приготовила медали. Подумайте, какой медали вы сегодня достойны.  Каждый из вас оценит свою работу на тренировке и возьмет ту медаль, какой он достоин.

    Дети берут медали, приклеивают на футболку.

    Инструктор: В 1 шеренгу становись! Тренировка  окончена! Идём в детский сад!

     

    Используемая литература:

     

    1. Е.В. Сулим «Занятия по физкультуре в детском саду: игровой стретчинга», Москва, 2012г.
    2. Н. Москвитина «Круговая тренировка»// «Спорт в школе» №18 (325), сентябрь 2003г.
    3. Н. Замотаева «Организация физкультурных занятий// «Дошкольное воспитание» №5, 2005г.
    4. Фотографии из архива инструктора по физической культуре Е.В. Андреевой(приложение №1).

     

     

    «Свидетельство о публикации в СМИ» Серия А № 0002631

    Штрих код (№ квитанции) 62502674105802 Дата отправки 15 июля 2014 г.

    Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
    — Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
    — Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

    Почему выгодно публиковаться у нас?

    1. 1. «Детские сады Тюменской области» официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 — 43321
    2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
    3. Мы оформляем «Свидетельство о публикации» в СМИ.
    4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись. 5. «Свидетельство о публикации» в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте. Подробно Подробно >>>
    Образец «Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ».pdf