Детский рисунок русского народного костюма: Раскраска русский народный костюм – Национальный костюм рисунок для детей 1 класса

План-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа) по теме: Рисование «Русский народный костюм»

« Иван да Марья» .Рисование русского народного костюма

Разработка занятия для детей подготовительной группы.

Разработала педагог дополнительного образования МДОУ №1

Г.Конаково Комкова Тамара Евгеньевна

Цель: Познакомить с русским народным костюмом. Развивать творческие способности в изобразительной , речевой и театрально-игровой деятельности. Доставить детям радость.

Активизировать словарь :кокошник , прялка ,портные, сундук ,

косоворотка ,крестьянки .

Предварительная работа: Экскурсия в краеведческий музей, знакомство с бытом крестьян Корчевского уезда Тверской области. Чтение рассказа К.Д. Ушинского «Как в поле рубашка выросла»

Ход занятия.

Под русскую народную музыку в зал входят дети. Их встречает ведущая в русском народном костюме.

Ведущая : Добрый день , гости званные , желанные.

                   Рады мы всем гостям, как добрым вестям !

                   Всех примечаем, душевно встречаем ,

                    Присесть приглашаем .

 Дети проходят в зал и рассаживаются.    В зале создана мини-горница , в которой находятся различные предметы старинного быта, художественная литература, рассказывающая об особенностях жизни русских людей в старину. Все это собиралось сотрудниками детского сада при активной  помощи родителей .

Ведущая: Собрались мы с вами сегодня, чтобы узнать какую одежду носили наши предки. В музее мы видели с вами ткацкий станок на котором ткали ткань, из рассказа К.Д. Ушинского «Как в поле рубашка выросла», узнали как нелегко было получить льняное полотно, чтобы сшить рубашку. А вот теперь в нашей горнице мы увидели прялку. А для чего она была нужна?

( Дети отвечают).

Ведущая: Да , ребята. Крестьянская жизнь была нелегкой. Все надо было сделать своими руками и вырастить лен , и наткать ткани и спрясть пряжу и сшить одежду. А как назывались люди, которые шили одежду? (Портные)

В старину вся одежда называлась порты или портище. Так называли всю одежду и мужскую и женскую. Отсюда и идет слово портной. Слово платье появилось позже А как вы считаете, кто раньше чаше были портными мужчины или женщины. ( Дети отвечают ) Многие столетья портными были только мужчины. К мастерам портным на ученье отдавали мальчиков, для этого их даже привозили в Москву из других городов. А в деревнях, как правило, одежду шили дома. В бедных семьях сама хозяйка, в богатых-служанки. До нашего времени даже дошла поговорка «Всяк портной на свой раскрой». До нашего времени подлинной повседневной одежды почти не осталось, ее донашивали, перешивали, латали до полной ветхости

«Не поносишь старого – не носить и нового» -говорили в старину

А как вы думаете, где хранилась одежда? ( Дети отвечают – в сундуке)

Ведущая :Вот и у нас тоже в нашей горнице стоит сундук. Давайте его откроем и посмотрим что лежит там.

   Дети подходят к сундуку , звучит народная музыка и ведущий достает из сундука двух кукол Ивана и Марью в русских народных костюмах.

Ведущая :  Куклы к празднику готовы,

                     Посмотрите на обновы –

                      Сарафаны расписные

                       Да рубашечки льняные

                       Мальчика зовут Иван

                        А на Марье сарафан.

                        Хотят с вами подружиться,

                        Вместе петь и веселиться.

Ребята, а во что нарядились наши куклы? Во что одета Марья? ( Дети отвечают сарафан, кокошник, рубаха, сапожки). А Иван? (Штаны, рубашка, сапоги )

   А чем украшены костюмы? ( Дети отвечают – рубашка и сарафан украшены вышивкой, отделаны тесьмой .На кокошнике вышит узор. На шее у Марьи бусы)

Ведущая : Марья гостей ждала, наряжалася
                  Бусы красны надевала — украшалася.

                   Когда бусы одевала –

                   Нитку шелкову порвала.

                   Люди добры – помогите,

                   Марье бусы соберите.

Организуется ИГРА «Собери бусы». На ковре рассыпаются бусины. Команда девочек собирает их в корзинку с розовым бантом, команда мальчиков с синим.Играет веселая народная музыка. Дети собирают бусинки.

Ведущая : Молодцы , ребята. Садитесь на свои места. Вы увидели сегодня как старались украсить свою одежду простые люди. Ими было придумано много способов окраски ткани. Краску делали, используя разные растения  -зверобой, василек, листья бузины, березы, шелуху лука. Краски умело смешивали, получая разные цветовые оттенки. В каждом регионе жители имели свои пристрастия в выборе цвета одежды Назовите пожалуйста любимые цвета Корчевских крестьянок (Дети отвечают – красный и синий)

  У русской рубахи был своеобразный покрой ворота.Его разрез распологался не посередине груди, а сбоку. Поєтому она называлась косовороткой. Белая косоворотка часто украшалась по вороту , подолу и низу рукавов вышивкой. На груди делалась вставка другого цвета. Мужские брюки были обычно синего , или черного цвета. Выходные штаны иногда шили из ткани в полоску.

Посмотрите на Марью. А какие места в женской одежде чаще всего украшались? ( Дети отвечают – рукава, горловина рубахи, верх и подол сарафана).

Ведущая : Ребятки а у наших Ивана и Марьи есть братишки и сестренки, это нарисованные куколки. Но вот беда не могут они вместе с ними веселиться, потому что не украшены их наряды .

                     Не танцует , не поет

                     Наш игрушечный народ.

                     Сарафан у них простой-

                     Белый, а не расписной.

                     Не украшена рубашка –

                     Нет и вышивки на ней.

                     Все исправить, все украсить

                     Просят куколки детей

Ребята , давайте поможем куколкам, украсим их одежду так, как это делали в старину наши предки.

     Дети соглашаются и украшают силуэтные изображения кукол.

Ведущая : ( После выполнения детьми задания).А теперь ребятки, вместе со своими куколками встаньте в хоровод и под веселую музыку пройдитесь по залу, пусть все полюбуются на вашу работу.

                    Расступись , честной народ!

                     На лужайке у ворот

                     Закружился, завертелся

                      Разноцветный хоровод.

Куклы Иван и Марья благодарят детей за работу и прощаются с ними.

      Во второй половине дня воспитатель с детьми оформляет коллективную работу «Русский хоровод».

P.S. Фотографии данного занятия и предварительной подготовки к нему см. в фотоальбоме «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»

План-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа): Конспект ННОД по рисованию на тему: «Кукла в русском национальном костюме»

Конспект ННОД по рисованию на тему:

«Кукла в русском национальном костюме»

Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, продуктивная, игровая.

Программное содержание:

1. Познакомить детей с русским национальным костюмом.

2. Изображать силуэт куклы в народном костюме.

3. Учить детей создавать оригинальную композицию орнамента, украшая узорную полосу впереди сарафана и на подоле.

4. Развивать чувство композиции, ритма при изображении орнамента.

5. Упражнять в расположении элементов орнамента на ограниченной плоскости листа.

6. Упражнять в технике работы кистью: кончиком ворса, плашмя.

7. Формировать эстетический вкус, развивать творческое воображение.

Материал к ННОД:

Кукла в женской национальной одежде, кисти, гуашь, карандаши, простой графитный карандаш, полосы с образцами орнамента.

Предварительная работа:

Чтение русских народных сказок «Морозко», «Царевна-лягушка».

Знакомство с русским народным костюмом.

Словарная работа:

Падчерица, ярмарка, оберег, символ, орнамент, чередование, подол сарафана.

Планируемые результаты:

1) знать особенности женского русского костюма;

2) уметь рисовать куклу (передать в рисунке фигуру человека, соблюдать пропорции);

3) расписывать сарафан, кокошник;

4) уметь правильно оценивать рисунки сверстников и сравнивать со своими рисунками.

Содержание образовательной деятельности:

1 Вводная  часть:

Воспитатель: Любите ли вы сказки? Конечно, любите. Уверена, нет такого мальчика или девочки, мамы или папы, дедушки или бабушки, которые не любили бы сказки.

Воспитатель: Отгадайте загадку о сказочном герое.

Летит стрела к одной лягушке,

Пронзит сердечко у квакушки,

Лягушка эта не простая,

На ней корона золотая. (царевна-лягушка)

Посмотри, как хороша

Эта девица – душа.

Щёчки алые горят,

Удивительный наряд.

Сидит кокошник горделиво,

Барышня так красива.

Как лебёдушка плывет,

Песню тихую поёт. (А. Дьяков)

Царевне-лягушке надо было сшить русский народный костюм. Давайте ей поможем. В нашей стране живут люди разных национальностей. Они носят разные красивые костюмы. Рассмотрите куклу в национальном костюме. Назовите части женской одежды, их цвет. Представление о русском женском костюме обычно связано с сарафаном. Сарафан – это платье без рукавов. Комплект одежды с сарафаном широко распространен в России. Он включал рубаху, сарафан, передник. Сарафан носили не только крестьянки, но и городские мещанки, купчихи и другие группы населения. Спереди сарафан застегивался на длинный ряд пуговиц, на плечах удерживался широкими лямками. Сарафаны из шелковых тканей с пышными букетами и гирляндами украшались металлическим кружевом, серебряные и позолоченные пуговицы вдоль шва выполняли декоративную функцию. Такие сарафаны носили с белыми рубахами («рукавами»). Праздничные сарафаны и рубахами высоко ценились, их тщательно берегли, передавали по наследству из поколения в поколение. Сарафаны подпоясывали узким поясом, оставляя распущенными его длинные концы. Наиболее распространенный вид русского праздничного головного женского убора – «кокошник». Его носили с сарафаном. Кокошники были искусно расшиты речным жемчугом, украшены плетеными жемчужными и перламутровыми поднизями, золотым и серебряным шитьем, цветной фольгой, гранеными стразами. Формы кокошников необычайно своеобразны и самобытны: двурогие в виде полумесяца, островерхие с «шишками», маленькие плоские шапочки с ушками и другие, тесно связанные с обычаями и эстетическими представлениями народа. Сегодня мы нарисуем куклу в русском национальном костюме. Сначала изобразим простым карандашом силуэт куклы в костюме, затем раскрасим рисунок красками и цветными акварельными карандашами.

Физкультминутка.

БЕРЕЗА

(Плавное движение правой рукой в сторону – вверх)

Берёза моя, берёзонька.

(То же, но левой рукой)

Берёза моя кудрявая.

(подъём рук вверх, вдох)

Стоишь ты, берёзонька,

(опустить руки, выдох)

Посреди долинушки,

(подъём рук, вдох)

На тебе, берёзонька,

(опустить руки, выдох)

Листья зелёные,

(подъём рук, вдох)

Под тобой, берёзонька,

(опустить руки, выдох)

Трава шёлковая,

(подъём рук, вдох)

Вокруг тебя, берёзонька,

(опустить руки, длительный выдох)

Девицы красные

Венки вьют, плетут…

Раньше была такая традиция: в дни праздников устраивали ярмарки и девушки надевали самую нарядную, самую красивую одежду.

Что это за одежда? (рубаха, сарафан)

Ребята, давайте украсим праздничные сарафаны.

Вспомните, как украшалась одежда у русского народа? (узорами, вышивкой, яркими полосками ткани)

В каких местах на сарафане вышивали узоры? (на передней планке и на подоле)

Какие знаки вышивали мастерицы? (ромбы, кресты, цветы, круги)

И ведь не случайно вышивали именно эти знаки-символы. Мы с вами уже знакомились с некоторыми из них. Посмотрите на эти красивые узорные полосы (показывает образцы узорных полос).

Что означают эти волнистые линии? (символ воды)

А что означают на вышивке красные круги? (символы солнца)

Каким знаком ещё изображали солнце? (равносторонним крестом)

Что означают ромбы? (символ земли, плодородия)

Да, правильно, каждый знак имел своё значение. Даже цвета имели своё значение:

Красный – благополучие,

Желтый – тепло и ласка,

Синий – радость,

Чёрный – богатство.

Воспитатель: Ребята, а для чего вышивали символы? (они оберегали человека). Поэтому их называли оберегами.

Расписывая свои сарафаны, каждый из вас «вышьет» кисточкой такие обереги, какие ему больше нравятся.

Пальчиковая гимнастика «Алёнка». Развитие тонкой моторики, координация речи с движением.

Алёнка – маленька

Шустра, быстра:

(Хлопок ладонями, удар кулаками друг о друга — 2 раза).

Воды наносила,

Сарафан дошила.

2 Основная часть

Воспитатель: Давайте вместе вспомним, с чего начнём работу (Найдем середину передней полосы, затем середину верхней части и середину нижней части. Так же разделим пополам подол, поставим точку, затем найдём середину левой части и середину правой части)

Теперь узор будет распределён ровно.

Что ещё надо помнить, рисуя орнамент? (чередование, повторение)

Не забудьте о чередовании, только тогда у вас получится настоящий орнамент.

Какие цвета мы будем использовать в работе? (красный, желтый, синий, зелёный)

Покажи, Яна, как методом примакивания ты будешь изображать цветы (показ у доски).

Что мы будем рисовать кончиком кисти? (волнистые линии, крестики, точки)

Как будем рисовать круг? (концом кисти, не отрывая руки)

В процессе выполнения работы воспитатель следит за последовательностью действий в нанесении узора, за его расположением на полосе, за техникой работы кистью.

Рефлексия.

Воспитатель: Посмотрите, какие красивые сарафаны у вас получились. Все сарафаны разные, у каждого свой узор.

Какой из сарафанов вы бы выбрали? Почему? (ответы нескольких девочек)

А в каком из этих сарафанов, мальчики, вы хотели бы увидеть наших девочек? (ответы 2-3 мальчиков)

Воспитатель: Да, ребята, все работы очень красивые, яркие.

Недаром в народе говориться:

Не то дорого, что шито золотом,

А то дорого, что доброго мастера.

Вот такими добрыми мастерами сегодня были вы.

Теперь мы можем устроить выставку наших работ!

Конспект занятия по изобразительному искусству на тему «Русский народный костюм»

Конспект занятия

педагога дополнительного образования – Горячевой Людмилы Николаевны г. Орск

для обучающихся 8 — 9 лет

Тема: «Русский народный костюм»

Цель: Систематизация знаний о традиционном русском народном костюме через создание индивидуальных эскизов мужского или женского русского народного костюма.

Задачи:

Образовательные:

• ознакомить учащихся с историей русского народного костюма, с творчеством русского народа и его традициями.

• расширить знания о декоративно- прикладном искусстве русского народа;

• закрепить навыки и умение самостоятельной работы с художественными материалами и инструментами.

развивающие:

• развивать эстетическое мировоззрение;

• развить творческое воображение, зрительную и образную память, художественный вкус;

• развить художественно- графические умения и навыки в работе.

воспитательные:

• формировать общую культуру личности ребёнка;

• воспитывать культуру труда, любовь и интерес к русскому народному творчеству;

• способствовать восприятию уважительного отношения к традициям русского народа.

Методы: словесные – рассказ, беседа;

Творческие – создание русского праздничного костюма;

Исследовательские – справки об истории русского праздничного костюма.

Формы организации учебного процесса:

Фронтальная и индивидуальная.

Межпредметные связи: история, литература.

Развиваемые понятия: русский народный костюм, орнамент.

Тип: углубление ЗУН.

Техника: графика (цветные карандаши и фломастеры).

Материалы: цветные карандаши и фломастеры, трафареты — силуэт человека.

Оборудование: ноутбук, экран, Презентация «Русский народный костюм»,

музыкальный ряд (русские народные песни).

План занятия:

  1. Орг. момент — 5 мин.

  2. Актуализация опорных знаний (фронтальный опрос) — 5 мин.

  3. Тема и цель занятия — 2 мин.

  4. Мотивация- 3 мин.

  5. Изучение нового материала (просмотр презентации) — 10 мин.

  6. Перемена (Физкультминутка — 10 мин.)

  7. Обобщение (фронтальная беседа) — 5 мин.

  8. Закрепление (практическая работа) — 35 мин.

  9. Итог — выставка рисунков — 5 мин.

  10. Рефлексия — 3 мин.

  11. Уборка рабочих мест- 7 минут.

Ход занятия.

Ι. Организационный момент.

— Здравствуйте, ребята! Проверка присутствующих по списку. Как всегда наше занятие я хочу начать с улыбки. Хорошее настроение это залог успеха. Я прошу вас сегодня быть очень внимательными и желаю вам в работе полёта фантазии, отличного настроения и аккуратности.

— Давайте проверим, всё ли готовы к занятию. Для работы нам сегодня понадобятся: карандаш, ластик, альбомный лист, цветные карандаши, фломастеры.

II. Актуализация опорных знаний.

— Сегодня я вас приглашаю мысленно попутешествовать и отправиться в Древнюю Русь.

— Давайте на минутку закроем глазки и представим, что мы в далёком прошлом. Мы идем с вами по старинной деревенской улочке, вокруг нас деревянные избы и самые разные заборы, а за ними мы слышим….

☼ Прослушивание музыкального фрагмента «Звуки деревни».( мычание коровы, пение петуха, кудахтанье кур, лай собаки, шелест листьев, жужжание шмеля и т.д.)

— Ребята, а как вы думаете, сильно ли поменялись звуки в деревне за долгие годы?

Практически нет.

— Почему?

Домашние животные остались прежними.

-Да, звуки деревни с годами и веками мало меняются.

— А изменился ли внешний вид домов (изб) и людей. Дома строили такие же, как и сейчас?

Нет. Сегодня люди научились строить дома из другого материала…..

— В Древней Руси народ одевался также как и сегодня?

— Нет, раньше люди носили совершенно другую одежду.

— Ребята, а кто из вас знает, как одевались наши предки. Что носили мужчины и женщины в древней Руси?

— Они носили лапти, сарафаны и т.д.

— Ребята, а как вы думаете, в Древней Руси люди любили праздники?

— А как они одевались на праздник?

— Да примерно, как и мы с вами. Они одевали самые нарядные костюмы.

-Теперь посмотрите, у вас на партах лежат силуэтные трафареты людей. На них нет одежды.

— Теперь вы, наверное, догадались какая тема нашего занятия? (Да)

III. Тема и цель занятия.

Попробуйте сформулировать тему занятия.

— Тема занятия «Русская праздничная народная одежда».

Постановка цели:

— Выполнение эскиза праздничного русского народного костюма.

IV. Мотивация:

— Как вы думаете, зачем нам изучать праздничный народный костюм?

(Чтобы знать историю и традиции русского народа).

Национальная одежда – это своеобразная книга, научившись читать которую, можно узнать о традициях, об истории своего народа. Жизнь крестьянина была неразрывно связана с природой, возделыванием земли.

V. Изучение нового материала.

— Послушайте несколько строчек о русском костюме.

«Встала, красна девица рано

Встала бела да румяна

Умывалась чистою росой

Надевала яркий сарафан

Золотом расписной, бисером вышитый

На голове кокошник, а на ногах сапожки

С нею рядом молодец в расписной рубахе».

— Вся одежда и у мужчин, и у женщин была очень красивой.

В ней обязательно присутствовали элементы декора: вышивка, бисер, шитье, шнур, блестки.

-А теперь внимание на экран, сейчас мы посмотрим и узнаем, из каких элементов состояла народная праздничная одежда.

Просмотр презентации.

Слайд 1.

-Ребята, посмотрите, какая была одежда на Руси.

Она была свободной, длинной и необычайно красивой. Самой нарядной считалась одежда из красной ткани.

Слайд 2-5.

— Праздничная одежда изготавливалась долго и трудно, все делалось руками мастериц. Праздничная и будничная одежда имела сложное декоративное оформление, где важную роль играла вышивка и кружевная отделка. Поэтому по обычаю девочку с малых лет начинали обучать этим непростым, но увлекательным видам творчества. Такая одежда могла многое рассказать о своем владельце: откуда он родом, какого возраста и по какому случаю так одет.

Слайд 6.

Рубаха- основа женского народного костюма. Шилась она из белого льняного или конопляного полотна. Ее праздничный вариант украшался вышивкой, оберегавшей от дурного сглаза. Особенно украшали ворот, оплечья, грудь и подол. Считалось, что чем богаче украшена рубаха, тем счастливее ее владелица.

Слайд 7.

— Поверх рубахи надевался сарафан, он украшался спереди узорной полосой, тесьмой, кружевом, узорными пуговицами.

— Обратите внимание на женский костюм севера России, этот костюм состоял из рубахи, сарафана, епанечки в теплое время года, а в холодную пору душегрею с длинным рукавом.

Слайд 8.

— Ребята, а вот в южных районах России был распространен другой вид одежды, состоящий из рубахи, поневы (юбки), головного убора. Эта одежда была в отличие от сарафана только крестьянской.

Слайд 9.

Понева — шилась из клетчатого домотканого материала. Ее украшали вышивкой, полосками кружева, лентами, бисером. Понева состоит из трех полотнищ, по швам – орнамент. По цвету поневы были черные и синие в клетку.

Слайд 10.

Далее, надевался передник — запон, занавеска и украшали вышивкой и узорами. Чаще предпочтение отдавали красному цвету. Недаром старое слово «красный» означало одновременно и красивый. Красный цвет кроме того считался магическим.

Слайд 11.

Головным уборам уделялось особое внимание. Они были разнообразны, но при этом четко разделялись на девичьи уборы и уборы замужних женщин. Молодым девушкам разрешалось показывать свои волосы. «Девичья коса — всему миру краса». Они носили легкие воздушные головные уборы – венец.

Кокошник – самый распространенный вид праздничного головного убора.

Женщины должны были тщательно закрывать свои волосы от постороннего глаза. Замужние женщины носили шапочки – сороки и кику (кичку).

Слайд 12-13.

Костюм крестьянина на Руси состоял из портов и рубахи из домотканого холста. Рубахи носили навыпуск и подпоясывали узким поясом или цветным шнуром. Порты шились неширокие, суженные к низу, до щиколотки, завязывались на талии шнурком – гашником. Русская рубаха- косоворотка украшена богатой вышивкой.

Слайд 14.

Самой дорогой и модной вещью в костюме была пуговица. На Руси изготовили самые крупные пуговицы размером с куриное яйцо. Пуговицы делали из золота, серебра, жемчуга, хрусталя, металлические и плетеные из канители. каждая пуговица имела свое название. Подчас пуговицы стоили дороже самого платья.

Слайд 15-18

А вот посмотрите, как известные художники запечатлели русских красавиц.

Портрет «Неизвестной крестьянки в русском костюме» художника Ивана Петровича Аргунова (1729-1802).

« Русская красавица в кокошнике» художника Константина Егоровича Маковского(1839-1915)

«Боярышня» Фирс Сергеевич Журавлев. 1884 год

«Московская красавица 17 века» написал Андрей Петрович Рябушкин (1861)

— И так, ребята, сколько нового и интересного мы узнали сегодня на занятии о русском народном праздничном костюме. И наш словарный запас пополнился новыми интересными словами, обратите внимание на доску (сарафан, понева, кокошник, епанечка, душегрея, сорока, кичка, передник).

Объясняют дети значение этих слов.

— Сейчас немного отдохнем.

VI.Перемена

Физкультминутка.

Раз — подняться, подтянуться.

Два – нагнуться, разогнуться.

Три — в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире,

Пять руками помахать.

Шесть – на место тихо сесть.

VII. Обобщение.

Все в жизни меняется, а праздник остается. И хотя справляться он может по-разному, остается главное – радость, особое волнение, веселье, одежда, песни , пляски. Однако эти традиции составляют необычность и особенность. О них нужно помнить и знать! Вот мы сейчас и проверим, что вы запомнили.

Вопросы:

— Какой цвет считался праздничным на Руси?

— Красный.

— Что надевали люди на праздник?

(рубаху с вышитыми узорами, сарафан, кокошник, украшенный бисером).

— Как называлась тёплая (зимняя) юбка?

— Понёва.

Как называлась мужская рубаха, с боковым разрезом?

— Косоворотка.

-А какими узорами вышивали одежду?

— Символами.

-А как называется много повторяющийся один и тот же узор?

(Орнамент).

— Ребята, где обычно располагали узоры на рубахе?

(на рукавах).

Ребята, где обычно располагали узоры на сарафане?

(Посередине сарафана и по подолу внизу)

— А как вы думает, орнамент должен выделяться на фоне сарафана, рубахи?

(Да)

VIII. Закрепление (Практическая работа)

Этапы работы:

1. Обведите силуэт женской или мужской фигуры.

2. Нарисовать костюм (мужской или женский).

3. Головной убор.

4. Обувь.

5.Украсьте костюм орнаментом.

6. Выберите фон рубахи и сарафана, портов и косоворотки.

7.Подборите оттенок орнамента (отличие от фона).


(Звучит музыка с народными напевами).

IX. Итог

— На доске импровизированная деревенская улица, на неё крепятся эскизные работы.

— Посмотрите, как ожила наша праздничная деревенская улица.

— Посмотрите, получился ли у нас праздник в деревне?

-Да!

— Давайте полюбуемся.

X. Рефлексия.

— Ребята, внимание! Перед вами на доске незаконченные фразы. Я прошу вас сейчас выбрать одну из понравившихся фраз и закончить её.

Фразы:

Я сегодня узнал(а)…

Было интересно…

Было не просто…

Мне запомнилось…

Меня удивило…

У меня получилось…

Дети дают оценку своей работе на занятии.

-Ребята, вы сегодня отлично потрудились. Мне с вами было очень интересно.

— Сегодня мы с вами побывали в прошлом, вспомнили историю русского народного костюма. Сегодня многое забыто, утеряно. Давайте же по крохам собирать то, что уцелело. Копите добро в вашей душе, копите любовь к русской земле и её истории, пуще глаза берегите любовь свою к родителям и близким людям.

План-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа) по теме: Конспект занятия «Русский народный костюм»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 3 города Белореченска

муниципального образования Белореченский район

КОНСПЕКТ

непосредственно — образовательной деятельности

ОО «Художественно-эстетическое развитие»

в подготовительной к школе группе (6 — 7 лет)

Тема: «Русский народный костюм»

Воспитатель: Макарова Лилиана Рачиковна

г. Белореченск, 2015 год

Образовательная область: художественно-эстетическое развитие.

Вид деятельности: непосредственно-образовательная.

Возрастная группа: подготовительная к школе группа.

Тема: «Русский народный костюм».

Цель: Показать детям неразрывную связь между различными видами искусства: народным промыслом, музыкой.

Программное содержание

Образовательные задачи:

  • обобщение и конкретизация знаний детей об истории русского национального костюма;
  • развитие умения детей составлять узоры на бумаге печатанием поролоновым  тычком по трафарету;

Развивающие задачи:

  • активизация и обогащение словаря: орнамент, оболочка, косоворотка.

Воспитательные задачи:

  • воспитание чувства любви к Родине, гордости за свой народ и культуру.

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций к сказкам, на которых изображены герои в русских народных костюмах. Беседа об истории русского народного костюма.

Материалы и оборудование: Иллюстрации к сказкам: «Курочка Ряба», «Гуси-Лебеди», куклы в русских национальных костюмах, сундук, русский народный сарафан, платок, рубаха, косоворотка, береза.

Заготовки силуэтов сарафанов для рисования, гуашь, поролоновые тычки, трафареты цветочного орнамента, аудиозапись: «Во поле береза стояла», «Лапти да лапти».

Методы и приемы:

1. Введение в игровую ситуацию.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята!

Дети: Здравствуйте!

Воспитатель: Мы живем с вами в современном мире, одежду покупаем в магазинах, модно одеваемся. А вам интересно знать, как жили люди в давние времена, во что они одевались?

Дети: Да, интересно.

Воспитатель: А как можно назвать, одним словом наших прабабушек, прадедушек?

Дети: Предки.

Воспитатель: Верно! Ребята, откуда мы можем узнать, как жили наши предки?

Дети: Из книг, фильмов, музеев.

Воспитатель: Молодцы, правильно! Я предлагаю вам отправиться в наш мини — музей. Отправляемся?

Дети: Да, отправляемся!

Воспитатель вместе с детьми подходят к мини — музею, обращает внимание детей на иллюстрации к русским народным сказкам.

Воспитатель: Из какой сказки эти иллюстрации?

Дети: «Курочка Ряба», «Гуси — Лебеди».

Воспитатель: Молодцы, правильно. Обратите внимание на одежду персонажей сказок, во что одета баба из сказки «Курочка  Ряба»?

Дети: Сорочка, платок, юбка.

Воспитатель: Правильно! Обратите внимание на обувь — это лапти. Лапти — это низкая обувь, сплетенная из древесного лыка. Ребята, во что одет дед?

Дети: Рубаха, штаны, лапти.

Воспитатель: Это не просто рубаха — это косоворотка. Мужские рубашки шились с косым воротом, застежка была с боку, отсюда и название — косоворотка.

Давайте повторим новые для вас слова: лапти, косоворотка.

Дети повторяют.

Воспитатель: Я знаю замечательную песню «Лапти, да лапти». Давайте споем ее вместе?

Динамическая пауза.

Звучит аудиозапись песни «Лапти, да лапти». Дети встают в круг и повторяют движения за воспитателем: выставление поочередно правой и левой ноги на пятку, хлопок в ладоши, наклон вниз, шаг вправо — притоп, шаг влево — притоп. Руки вверх — хлопок над головой.

Воспитатель: Посмотрите на кукол, расположенных в нашем музее. Они одеты в русский национальный костюм. А вы знаете, как в народе называли одежду?

Дети: Затрудняются ответить.

Воспитатель: Одеваться, значило — облачаться. Как называлась одежда?

Дети: Оболочка.

Воспитатель: Молодцы, правильно! Оболочка, давайте вместе повторим.

Дети с воспитателем повторяют.

Воспитатель: Русские сарафаны были очень красивы. Их украшали вышивкой. Кроме вышивки одежду украшали тесьмой, полосками бархата, бисером (показывает на одежде кукол). Обратите внимание, каких цветов ткань использовали для пошива одежды?

Дети: Белый, синий, желтый, красный, коричневый.

Воспитатель: Вы знаете, что символизируют эти цвета?

Белый цвет что символизирует?

Дети: Белый цвет символизирует — свет, чистоту.

Воспитатель: Желтый?

Дети: Желтый цвет символизирует — солнце, богатство.

Воспитатель: Синий цвет?

Дети: Символ неба.

Воспитатель: Красный цвет?

Дети: Символ тепла.

Воспитатель: Коричневый?

Дети: Коричневый цвет — символ земли.

Воспитатель: Молодцы, ребята!

(показывает кокошник)

Это женский головной убор — кокошник, он украшался бисером, золотыми нитями, стеклом, у наиболее богатых — драгоценными камнями.

Давайте повторим — кокошник.

Дети вместе с воспитателем повторяют.

Воспитатель: Красивый узор на сарафане у куклы  называется — орнамент, это чередование повторяющихся элементов.

Продолжаем экскурсию по нашему мини-музею. В чем, как вы думаете, хранили вещи в древней Руси?

Дети: Вещи хранили в сундуках.

Воспитатель: Молодцы, правильно! Вещи в старину хранили в сундуках.

(открывает накрытый сундук)

Старый бабушкин сундук

Тайны жизни в нем живут…

Воспитатель достает из сундука сарафан, платок, косоворотку, рубаху. Рассматривают орнамент, вышитый на сарафане.

Воспитатель: Я вам приготовила силуэты сарафанов и трафареты. Предлагаю вам украсить сарафаны орнаментом. Присаживайтесь за столы.

(дети присаживаются за столы, на которых заранее разложены трафареты, силуэты сарафанов, поролоновые тычки, гуашь красного и зеленого цвета, вода, салфетки на каждого ребенка).

Украшать сарафаны мы будем растительным орнаментом, т.е. чередование листок, цветок. «Вышивать» будем при помощи трафарета.

Воспитатель: Перед работой давайте разомнем руки.

Пальчиковая гимнастика «Будем пальчики считать»

После показа воспитателя, дети приступают к работе: прикладывают к силуэтам сарафанов поочередно, сначала один потом другой трафареты и закрашивают их поролоновым тычком.

Анализ работ. Воспитатель предлагает детям вокруг макета березы выстроить хоровод из силуэтов сарафанов.

Воспитатель: Ребята, куда мы с вами сегодня ходили?

Дети: Мы сегодня ходили в музей.

Воспитатель: Что нового узнали?

Дети: Мужская рубаха с косым воротом называется косоворотка.

Воспитатель: Правильно! Еще мы с вами рассматривали женский головной убор, как он называется?

Дети: Кокошник.

Воспитатель: Правильно! Узор, которым мы с вами украшали сарафаны, как называется?

Дети: Орнамент.

Воспитатель: Молодцы, ребята!

В таких сарафанах красны девицы собирались возле березок, где их ждали, добры молодцы, вместе они пели песни веселые, водили хороводы. Предлагаю вам встать в хоровод вокруг нашей березки.

Звучит аудиозапись «Во поле береза стояла»

План-конспект занятия по рисованию (старшая группа) на тему: Конспект занятия «Русский народный костюм»

РУССКИЙ НАРОДНЫЙ КОСТЮМ

(занятие для детей старшей групп возраста 5-6 лет)

Цель: познакомить детей с русским народным костюмом;

Задачи: научить называть предметы костюма;

познакомить с самой заметной частью любого народного костюма- головным убором- кокошником;

обратить внимание детей на узорчатости украшений сарафана, сорочки, кокошника;

вызвать интерес к русскому костюму и познакомить детей с названиями других национальностей.

Ход занятия

Воспитатель. Ребята, а как называется страна, где мы все живем?

Дети. Наша страна называется Россия.

Воспитатель. Молодцы! Правильно. А в  России еще проживают белорусы, украинцы, молдаване и другие народы (дети повторяют названия).

Воспитатель. Ребята, посмотрите, кто сегодня у нас в гостях?

Дети. Куклы в народных костюмах.

Воспитатель. Вот кукла Айгуль в башкирском костюме и кукла Машенька в русском костюме. С Айгуль вы уже знакомы, мы рассматривали её костюм и рисовали элементы  башкирского костюма. А сегодня мы будем рассматривать другой костюм. Посмотрите и скажите, какой это костюм?

Дети. Это русский костюм.

Воспитатель. Правильно. А из каких частей состоит этот костюм?

Дети. Из сарафана, кофты.

Воспитатель. Раньше женщины и дети (девочки)в городах и деревнях носили одинаковые рубахи, которые называются сорочки. Поверх сорочки надевали длинный сарафан. Сарафаны были широкие и приталенные. Когда русская красавица шла в таком сарафане, её все называли лебедушкой. Ребята, а чтобы сарафаны были красивыми, чем их украшали?

Дети. Сарафаны украшали ленточками, бисером, кружевами.

Воспитатель. Молодцы! Вы внимательно рассмотрели Машенькин костюм. Вот такие костюмы во многих семьях передавались по наследству от бабушке и внучке.

     А теперь познакомимся с новыми пословицами: «По одежке встречают , по уму провожают»; «Курицу не накормить, а девицу не нарядить»; «Бабьи рубашки- те же мешки, рукава завяжи да что хочешь положи»; «Красная птица опереньем, а человек- рукодельем»; «У ленивой пряхи нет при себе и рубахи»; «Хороший товар сам себя хвалит»; «Делано наспех- сделано на смех».(Дети повторяют пословицы.) Раньше на сарафаны надевали передник. Он закрывал неукрашенную часть сарафана. Фартук- передник украшался аппликацией, вышивкой, кружевами.

(Дети исполняют песню «Во кузнице».)

Воспитатель. А теперь внимательно посмотрите на головку куклы. Что у Маши на голове?

Дети. Кокошник.

Воспитатель. Видите, как он красиво украшен. Посмотрите, какой красивый кокошник у меня есть. Чем он украшен?

Дети. Бусинками, разноцветными лентами.

Воспитатель. Правильно, молодцы! А еще кокошники украшались тесьмой. Посмотрите, какой красивой позолоченной тесьмой расшит этот кокошник. Он расшит завитками, как веточками, а в завитки вшиты бусинки. По краю кокошник тоже расшит тесьмой. Вот такие сарафаны и кокошники шились и вышивались руками мастериц- рукодельниц.

(Следующая часть занятия — «Укрась кокошник».

Цели: закрепить знания детей о таком виде народного творчества, как вышивка; вызвать у них желание рисовать узор, располагая его ритмично, красиво сочетать цвета; воспитывать интерес к народному творчество, понимание красоты вещей, уважении к труду .)

Воспитатель. Мы с вами в гостях у мастериц- рукодельниц. Давайте понаблюдаем за их работой и попросим их расписать кокошники для наших девочек.

(Во время работы мастерицы-рукодельницы поют. )

 Мастерицы-рукодельницы.

Я вышиваю кокошник проворно

Ниткой зеленой, и красной , и жёлтой.

Есть у меня ещё целый клубочек,

Ты вышивать помоги мне, дружочек.

     Воспитатель. Посмотрите, какие красивые кокошники получаются. Кто-то разрисовывает узоры жёлтым, кто – красным цветом. А какой красивый бисер на Анином кокошнике! Ай да молодцы! Хорошо потрудились. Наши девочки будут довольны. Спасибо вам большое!

      Мастерицы – рукодельницы.

В пальцах иголка мелькает быстрее,

Вместе работать и петь веселее.

Вот и кончаем последний стежок,

Вышили мы разноцветные кокошник.

    А в подарок от меня вы получите вот такие раскраски. Вы в группе можете разукрасить их цветными карандашами или красками. А теперь, давайте, мы с вами возьмём новых кукол в группу и познакомим их с нашими ребятами и нашей группой.

План-конспект занятия по рисованию (средняя группа) на тему: Конспект открытого занятия по художественному творчеству: «Русский народный сарафан»

Конспект открытого занятия по художественному творчеству:

«Русский народный сарафан»

Цель: познакомить детей с русским народным костюмом.

Задачи:

— Развивать у детей желание  рисовать узор, располагая его ритмично, красиво сочетать цвета, размещать узор на предложенной форме, развивать зрительное внимание, учить прорисовывать узор.

— Продолжать формировать уважение к традициям русского народа, знакомить детей с историей  русской одежды, особенностями внешнего вида русского народного костюма.

— Продолжать знакомить с орнаментами в русском народном костюме.

— Упражнять в технике работы с кистью: кончиком ворса, ватными палочками.

— Формировать эстетический вкус, развивать творческое воображение.

— Воспитывать любовь и уважение к своей Родине.

Предварительная работа:

1. Рассматривание иллюстраций «Русский народный костюм»;

2. НОД « Русский народный костюм»;

3. Беседы на тему «Одежда наших предков».

4. Дидактическая игра « Одень куклу в русский народный костюм» .

Материал и оборудование: контуры изображения сарафана, презентация «Русский народный костюм», кисти, ватные палочки, гуашь, тряпочки, образцы узоров вышивки сарафанов, кукла в русском народном костюме.

 Ход НОД:

Воспитатель:

Утром солнышко проснулось ( дети образуют круг)

Всем на свете улыбнулось ( дети улыбаются друг другу)

Громко здравствуйте сказало

И по небу побежало ( дети идут друг за другом)

Всех обогрело и тихонько село (дети садятся на корточки)

Воспитатель: Ребята посмотрите к нам в гости  пришла русская красавица Марьюшка. Посмотрите какая она красивая, изящная. Ребята посмотрите  Марьюшка одета так же  как одеты наши  девочки или по другому?

Ответы детей:

Воспитатель: Люди раньше одевались не так как мы сейчас.

Я хочу вам показать как  раньше одевались русские люди ( просмотр презентации)  

Одежда была свободной, длинной  и необычно красивой . Ее шили из льняной ткани.

Рубаха — это основа женского народного костюма. Она сшита из ткани белого цвета украшена вышивкой на рукавах, и вороте. В этой вышивке использовали следующие элементы прямые и волнистые линии, ромбы, треугольники, круги, кресты, квадраты. Знаками изображали землю, солнце, воду, птиц, растения.( это знаки обереги, предохраняют человека от разных неприятностей).

Сарафан- одевали поверх рубахи. Его шили из ткани разного цвета, каждый цвет что то обозначал:

Красный – тепло, праздник.

Желтый – солнце, богатство.

Голубой – небо, молодость.

Коричневый – земля кормилица.

 Подол и перед сарафан украшали   полосой на которой вышивали узор , тесьмой, серебряным кружевом, узорными пуговицами, лентами.

На голову русские красавицы одевали кокошники они были разной формы, украшали их разными узорами.

На ноги одевали лапти их плели из соломы, коры деревьев липы и березы

Ребята посмотрите что с собой принесла  Марьюшка? Ответы детей.

Ребята это сундук в нем раньше хранили одежду. Давайте мы с вами посмотрим что там. Открываем сундук смотрите здесь письмо.

Дорогие ребята мы русские красавицы .

Мы хотели пойти на ярмарку, на которую по традиции девушки надевают самую нарядную, красивую одежду. И когда мы достали наши сарафаны увидели , что все узоры на них исчезли.  Ребята мы вас  просим нам помочь попасть на ярмарку. Вышейте пожалуйста на наших сарафанах узоры. Мы будем вам очень благодарны.

Ребята мы поможем русским красавицам попасть на ярмарку.

Ответы детей.

Воспитатель: Ребята для того чтобы вышивать такие красивые узоры на своей одежде русские красавицы разминали пальчики, и мы с вами перед тем как начать работу тоже разомнем свои пальчики.

Физминутка

Вышивали, вышивали ( симметричные круговые движения руками)

Наши пальчики устали ( сжимание и разжимание кулачка)

А теперь мы отдохнем ( ладони положить под щечку)

Вышивать опять пойдем (шевеление пальцами обеих рук)

Воспитатель: Возьмите себе по сарафану и присаживайтесь на свои места.

Ребята мы сегодня с вами будем вышивать узор на сарафане но не иголкой , а кисточкой и ватными палочками.

Давайте рассмотрим какой узор можно вышить на сарафане.(рассматривание образцов)

Ответы детей. Волнистые линии, цветы, короткие прямые линии.

Воспитатель: Напоминание с чего начинаем работу.( держим кисть в правой руке, рисуем концом кисти, меняя краску хорошо промываем кисть и вытираем тряпочкой). Ребята в своей вышивке мы будем использовать яркие цвета красок. Назовите пожалуйста какие это цвета?

Ответы детей. Красный, голубой, зеленый, желтый.

Воспитатель:  Чтобы  узор получился красивым его нужно выполнять аккуратно.

Сначала мы вышиваем узор на полосе спереди ( волнистая линия или небольшие прямые линии)

Затем будем украшать подол нашего сарафана. Здесь мы будем рисовать ватными палочками, в полосе можно нарисовать цветы или точки.

Дети выполняют работу под русскую народную музыку.  

 В процессе выполнения работы воспитатель следит за последовательностью выполнения работы.

Воспитатель: Ребята давайте покажем Марьюшке какие сарафаны у нас получились. Все сарафаны очень красивые, с разным узором, ребята вы молодцы. Я думаю что ваши сарафаны понравятся русским красавицам и они смогут пойти на ярмарку. Ребята Марьюшке пора возвращаться к своим подружкам  давайте мы сложим сарафаны в сундук, чтобы она передала их своим подругам, тогда они смогут пойти на ярмарку в своих красивых нарядах.  

                 

Конспект открытого НОД  

по образовательной области

« Художественно – эстетическое развитие»

                   

Тема: « РУССКИЙ НАРОДНЫЙ САРАФАН»

средняя группа

10 ноября 2016 года

                                                                                         

                                                                                                                 Составила и провела:

                                                                                         Смородина Алена Владимировна

                                                                                   Воспитатель первой квалификационной категории      

г. Приморск