Доклад на тему слух: понятие, строение органов слуха и его значение в жизни человека – Доклад на тему Слух 3, 4 класс

Содержание

Доклад на тему Слух 3, 4 класс

Уши являются органом слуха, который имеется не только у человека, но еще и у любого животного. При помощи уха можно слышать различные звуки или слова. Они направляются к барабанной перепонке.

Каждый человек можно различить примерно около четырехсот тысяч разных звуков. В некоторых случаях уши являются даже намного важнее, чем глаза. Именно поэтому многие люди очень сильно переживают, когда у них вдруг начинают болеть или перестают слышать на некоторое время уши.

Для начала все звуки направляются прямиком в мозг, а потом уже распространяются по всему организму. Орган слуха формируется в человеке очень долго. И только достигает нормального результата, когда человеку исполняется девятнадцать лет.

У слухового анализатора имеется всего три отдела. К первому отделу относится ухо. Ко второму отделу относится проводниковый отдел, это нервы. И к третьему отделу относится корковая часть, это виски. Не нужно забывать, что в коре располагается очень много разных центров, при помощи которых человек слышит. Одни центры отвечают за то, чтобы человек мог легко и просто различать разные звуки. А вот другие центры отвечают за то, чтобы человек мог одновременно разговаривать с другим человеком и слушать музыку, которая играет либо у него дома или на улице.

И не забывайте частенько посещать врача, который после тщательного обследования сможет поставить вам диагноз, а также предотвратить появление различных заболеваний, а может быть даже и потерю слуха навсегда.

Заболевания могут быть воспалительными. Когда ухо начинает болеть и сопровождается данная боль не только стреляющей болью, но и выделением гноя из уха. Если вовремя не начать лечить это заболевание, то может сгнить барабанная перепонка и человек потеряет слух.

Заболевание может быть не воспалительным. Когда в ухе накапливается огромное количество жидкости. Данное заболевание лечится при помощи своевременной операции.

И еще одна разновидность заболеваний может быть грибковой. Они могут появиться в результате заражения крови или после операции. При этом заболевании ухо постоянно чешется и выделяется гной. Кроме этого в некоторых случаях человек слышит постоянный шум в ушах.

Вариант №2

Благодаря разным органам человек познает мир, общается с другими людьми. Для того, чтобы мы получали сведения из внешнего мира, мы должны различать всевозможные звуки. Это происходит за счет обращения к такому понятию, как слух. Слух играет важнейшую роль в жизни людей, позволяя полноценно жить, являясь основой общения между людьми, каналом взаимоотношений.
Слух — это способность принимать из окружающего мира любой сигнал. Для того чтобы поддерживать эту связь, у человека существует парный орган — ухо. Ухо способно круглосуточно реагировать на многообразие звуков из вне. Любое раздражение воспринимается мгновенно, независимо от того, жужжание это комара или раздавшийся гром. Нервная система получает любой сигнал из внешней среды и распознает его после того, как прозвучал звук.

Ухо — это орган чувств, строение которого представлено наружным, средним и внутренним отделами. Расположен в области височных костей. Слуховой проход наружного уха соединяет ушную раковину, которая состоит из упругого хряща, и барабанную перепонку. Среднее ухо представлено молоточком, стремечком и наковальней, по которым проходят колебания звуков во внутреннее ухо, следуя из наружного.

Форму лабиринта имеет внутреннее ухо. В нем каждая составляющая имеет определенную функцию. Положение тела человека в пространстве контролируется полукружными каналами и преддвериями. Органом слуха в нем считается улитка.

Чтобы добраться до барабанной перепонки, волна, состоящая из звуков, сначала распознается ушной раковиной. После этого перемещается в слуховой проход. Дальнейшее колебание волны создает колебание молоточка, который соприкасается с наковальней, стремечком. Попадая в лабиринт, волна увеличивает свою силу. Расположенные в улитке волоски передают сигнал от волны в мозг. Далее происходит распознавание звуков.

Существуют определенные требования в области охраны органов слуха, чтобы они оставались здоровыми, а жизнь человека была полноценной. Это те правила, с которыми знакомятся с самого детства. Требования касаются соблюдения правил гигиены, то есть поддержания чистоты ушей, защиты от посторонних предметов. Кроме того, это своевременное обращение к врачу при болях, соблюдение допустимой громкости во время прослушивания музыки. Игнорируя эти пункты, существует возможность получить нарушение слуха. Как следствие возникает искажение в восприятии информации, ошибочное различение звуков. Отсутствие слуха у человека делает жизнь скуднее в плане узнавания новых сведений, ощущений, скорости подачи информации.

Таким образом, узнавание любого звука, поступающего из внешнего мира, происходит благодаря уху человека. За счет слуха человек может защититься от любого негативного воздействия, обеспечить себе безопасность, познать новую информацию, испытывать чувство радости благодаря приятным источникам. Это способ быть максимально близким ко всему существующему многообразию звуков в мире.

Слух человека 4 класс, 3 класс

Слух

Слух

Популярные темы сообщений

  • Народные сказки

    Сказки – это сокровища народной мудрости. В далёком прошлом с помощью устного народного творчества люди могли выражать свои мысли, отношение к окружающему миру, к действительности. В каждой сказке присутствует высокая воспитательная направленность,

  • Гражданско патриотическое воспитание

    Когда с высоких трибун говорят о воспитании в стране гражданина и патриота, то чаще всего говорят языком канцелярским и пафосным, который мало воспринимается молодежью, а значит, не доходит до сознания.

  • Китай

    Китай является одной из самых больших стран в нашем мире. По площади, он превышает один миллион квадратных километров. По населению, Китай расположен на первом месте и обгоняет все другие страны. Китай — великая страна, только в ней из космоса

Доклад на тему Слух сообщение (описание для детей)

Слух относится к одному из пяти чувств, с помощью которых человек воспринимает информацию о мире. В данном случае, речь идёт о восприятии звука слуховыми органами.

Как известно из курса физики, звук – это не что иное, как колебание волн с определённой частотой и амплитудой. Последняя регулирует громкость, с которой распространяются волны, в то время как частота отвечает за тональность. Звуковые волны человеческое ухо превращает в сигналы, которые воспринимаются мозгом.

Основным органом восприятия звуковых волн является ухо, делящееся на три части: наружное, среднее и внутреннее.

Строение наружного уха – это видимая человеку раковина и спрятанная чуть глубже барабанная перепонка, передающая улавливаемый звук в среднее ухо. В нём имеются специальные слуховые косточки, соединённые с внешним и внутренним ухом. Они призваны усиливать звук, передавая его во внутреннее ухо. В среднем ухе также имеется евстахиева труба, соединяющая его с носоглоткой.

Внутреннее ухо образуют сложную, лабиринтообразную систему. Из-за спирального строения одна из его частей, заполненная жидкостью, называется улиткой. Специальные каналы с рецепторами, улавливают поступивший звук и передают его по слуховым нервам в головной мозг. Уже там происходит анализ поступившего звукового сигнала.

Диапазон звука, который способен различить человек, колеблется в районе от 20Гц до 20кГц. Герц – это единица, с помощью которой измеряется частота колебаний.

К сожалению, не все люди способны хорошо различать звуки. Причины могут быть разными. Чаще всего полное отсутствие слуха – это врождённый дефект. Однако, получить проблемы со слухом можно и в зрелом возрасте в результате инфекций, травм или возрастных изменений.

 Именно поэтому для сохранения слуха важно соблюдать несколько нехитрых правил:

1) Стоит ограничить воздействие громких звуков в течение дня. Наушники, включенные на полную мощь, повреждают внутреннее ухо. По возможности слушать музыку или смотреть фильмы лучше через колонки. А вот естественные природные звуки, наоборот хорошо влияют не только на слух, но и на работу мозга. Поэтому стоит чаще бывать на свежем воздухе, например в парке.

2) Важно содержать ушные раковины в чистоте, регулярно избавляясь от скапливающейся грязи ушной серы. Ни в коем случае нельзя заливать уши водой и использовать для очищения твёрдые предметы.

3) В случае подозрения на травму или инфекцию, необходимо своевременно обратиться к врачу. Не рекомендуется самостоятельно назначать себе ушные капли, а тем более пытаться извлекать застрявшие в ухе предметы.

Органы восприятия помогают человеку держать связь с внешним миром. Для наиболее качественной жизни необходимо беречь их.

Сообщение 2

Информацию из внешнего мира мы получаем за счет органов чувств: глаза, уши, язык, нос, кожа, вестибулярный аппарат. Разберем поподробнее уши — орган слуха.

Функции органа слуха:

  1. Получение информации из окружающей среды;
  2. Защитная;
  3. Инструмент социализации;
  4. Сохранение равновесия;
  5. Определение положения тела в пространстве.

Благодаря этому органу чувств, человек способен воспринимать звуковые колебания из окружающей среды.Звуковой диапазон, который способен воспринимать человек, начинается от 16 Гц и заканчивается 20 кГц. При повышении порога слышимости, человек начинает испытывать слуховое утомление, которое сказывается на физическом состоянии: головная боль, головокружение, кратковременное снижение слуха и другое.

С возрастом острота слуха начинает падать. На расстоянии 6-7 метров человек не может расслышать сказанных ему слов. Это состояние называется тугоухость.

Анатомия

Уши — это парный, сложноустроенный орган, состоящий из наружного, среднего и внутреннего уха.

Наружное ухо — хрящевая пластинка, напоминающая воронку, покрытая кожей по обе стороны. Включает в себя ушную раковину и наружный слуховой проход.

Ушная раковина имеет анатомические образования: завиток, антизавиток, козелок, антикозелок, мочка уха. Последнее образование отличается от всех перечисленных отсутствием хрящевой ткани и наличием адипоцитов. Наружный слуховой проход осуществляет передачу звуковых колебаний в среднее ухо и заканчивается барабанной перепонкой. Выделяемый локальными железами серный секрет является механизмом защиты. Он предупреждает занос пыли, внедрение патогенной флоры.

Среднее ухо имеет вид барабанной полости и является совокупностью трех слуховых косточек: молоточек, стремечко, наковальня. Молоточек присоединен рукояткой к барабанной перепонке, за счет этого осуществляется передача звука из наружного слухового прохода к среднему уху. Молоточек посредством головки связан с наковальней, которая передает звуковую волну на стремечко. Здесь же присутствует евстахиева труба — это регулятор давления воздуха, поступающего извне, между носоглоткой и средним ухом.

Внутреннее ухо имеет вид лабиринта. Включает в себя преддверие лабиринта, улитку и систему полукружных канальцев. Является органом слуха и равновесия.

Заключение

Сложно представить жизнь человека без такого полифункционального органа. Очень много разработок слуховых аппаратов, которые помогают слабослышащим людям сохранить прежние возможности. Поэтому если есть минимальное подозрение на снижение слуха, стоит заняться этим вопросом вплотную, пока не произошли необратимые изменения.

4 класс

Картинка к сообщению Слух

Слух

Популярные сегодня темы

  • Лось

    Лоси — млекопитающие отряда парнокопытных, крупнейшие представители семейства оленевых.

  • Профессия строитель

    Издавна люди старались что-то строить, поэтому профессия строитель является очень древней. Именно руины древних построек позволяют изучать историю. Сегодня в мире сохранилось множество тысяче

  • Города Золотого кольца России

    Многие могут считать Золотое кольцо России каким-то древним содружеством городов или чем-то подобным, но на самом деле этот феномен является сугубо туристическим. Относительно недавно в 1965

  • Известные люди Кубани

    Кубань прославилась на в страну благодаря своему народу : деятели науки, выдающиеся таланты в области искусства, спортсмены и многие другие. Предлагаю сегодня уделить внимание самым важным лю

  • Медведи

    Медведь представляет собой хищное млекопитающее. Хотя он выглядит огромным и грозным, на самом деле медведь во многом похож на человека. К примеру, подобно людям медведи практически всеядны,

  • Обитатели океана

    Если посмотреть с космоса на Землю, то можно сказать, что третью часть ее площади занимают океаны: Тихий, Атлантический, Индийский и Северный Ледовитый

Доклад Орган слуха Ухо и его строение (описание для детей)

Человек способен воспринимать информацию несколькими способами. При любом восприятии и получении информации помогает какой-либо орган в теле. Это может быть нос, мозг, руки или ухо. Ухо занимает особое место в данной иерархии, ведь с помощью органа слуха мы способны свободно существовать в пространстве и мире. С помощью звуков, шумов мы ориентируемся в пространстве и способны общаться с людьми.

Орган слуха состоит из нескольких частей, которые распространяются до самого мозга. Ухо способно воспринимать положение головы человека. Строение уха разделяется на три части: наружное ухо (Ухо, которое видно у каждого человека), среднее, внутреннее (расположены в виске головы).

Наружное ухо имеет ушную раковину. Каждый замечал в своем ухе хрящик, обтянутый кожей, а также наружный слуховой проход, он напоминает букву s, которая уходит в глубь уха. В глубине данной части вырабатывается ушная сера. Которая по-своему защищает эти проходы. Между наружным и средним ухом существует разделение в виде барабанной перепонки. Барабанная перепонка играет важную роль в получении звуков ухом. Именно она страдает в первую очередь при слишком громком звуковом воздействии, и ее растяжка служит нарушением слуха.

Среднее ухо заполнено воздухом и слизистой оболочкой. Далее следует слуховая трубка, по которой информация о звуке и взаимосвязь с носовой полостью. Таким образом, эта связь помогает сохранять равновесие воды в теле и при закладывании ушей вызывается зевота и обильно выделение слюны. Интересно знать, что именно в среднем ухе находятся самые мелкие косточки всего тела человека. Они способны принимать и усиливать поток любых колебаний.

Внутреннее ухо – самая сложная часть всего органа слуха. Его можно сравнить с лабиринтом. Все канальцы несут в себе способность сохранять равновесие головы, а улитка/. Которая содержит в себе 3000 волосяных рецепторов, которые перерабатывают звуки и передают их в кору головного мозга.

При любом попадания звука в слуховой орган все работающие, там рецепторы приводят их в колебания, и оттуда уже идет переработка полученной информации для головного мозга. Когда звуки проходят весь этот путь человек понимает, что это за звуки и воспринимает их непосредственно для себя и может уже ответить.

Сообщение про Ухо

Ухо является неотъемлемой и одной из главных частей нашего общего организма. С помощью уха мы воспринимаем, распознаём звуковые импульсы и понимаем все то, о чем нам говорит окружающий мир. Также почти у всех живых организмов уши выполняют не только функцию восприятия, но также отвечать за равновесие.

Ухо — это парных орган, который расположен на голове, а точнее в височных частях черепа. У млекопитающих и людей, уши видны снаружи в виде небольшой раковины.

Наружный отдел:

Ушная раковина – распознает и передает звуковые волны в средний отдел уха.

Слуховой проход – направляет звуковые волны от ушной раковины к барабанной перепонке.

Мышцы ушной раковины – отлично сформированы, у животных они более подвижны, чем у людей. Мышцы продвигают раковину к происхождению звуковых импульсов.

Среднее:

Барабанная перепонка – разделяет наружный и средний отдел уха, проводит звук по 3-ем косточкам к среднему отделу.

Барабанная полость — продолжение среднего уха, где располагаются 3 косточки: стремечко, молоточек и наковальня.

Слуховые косточки – это молоточек, наковальня и стремечко. Они измеряют и изминяют колибания звуковых частот при передачи волн самой улитки и её волоскам.

Слуховая труба — соединяет носоглотку с барабанной полостью. Труба стабилизирует давление воздуха внутри уха, например при зевании.

Внутренний отдел:

Перепончатый лабиринт – он делиться на 3 отдела: преддверие, полукружные каналы (по 3-ем на каждое ухо) и улитка.

Преддверие и полукружные каналы – главная функция этих отделом, это именно равновесие, но не распознавания звукового импульса.

Улитка – она делиться на 3 канала при помощи 2 мембран: лестницу преддверия, улитковый проток (средний) а также барабанную лестницу. 2 лестницы наполненны – перилимфой, а улитковый проток – эндолимфой. Главная функция улитки, это восприятие звука.

Строение улитки:

— Овальный мешочек — находиться в неглубокой ямке преддверия.

3 полукружные каналы – заполняются специальной жидкостью, которая начинает двигаться при инерциальных свойств. Главное свойство — это равновесие.

Круглый мешочек – там есть макулы и гребешки. Они довольно восприимчивы, и там после появляются волны, сообщающие о переменах состояния в положении тела и головы.

3, 4 класс

Картинка к сообщению Орган слуха Ухо

Орган слуха Ухо

Популярные сегодня темы

  • История Воронежа

    По некоторым данным Воронеж существовал в 12 столетии, некоторые записи свидетельствуют, что о нем говорится уже в 1284 году. Однако официальная дата создания приходится на 1585 год, когда и

  • Созвездие Большой медведицы

    Большая Медведица – одно из наиболее заметных на звездном небе созвездий. Чтобы найти его, не нужно быть астрономом. Это созвездие известно уже несколько тысячелетий.

  • Животные тайги 3, 4 класс

    Огромные территории нашего земного шара, лесные массивы которых представляют в основном хвойные деревья, называются тайгой.

  • Грибы

    Грибы пожалуй являются одной из самых древних форм жизни которая когда существовала. Они достаточно не придирчивы к внешним факторам и очень живучи,

  • Волнистый попугай

    Самым популярным и неприхотливым видом домашних попугаев считаются волнистые попугаи. Этот полноправный член семьи радует хозяев умением повторять речь и своей активностью.

  • Иглокожие

    Иглокожие являются очень своеобразными животными. Внешний вид ни схож вообще ни с чем. Со стороны можно подумать, что это цветок или морская звезда. Такое название они получили от древних гре

Орган слуха – строение, функции, заболевания, методы лечения

Знаете ли вы, что:

Человек, принимающий антидепрессанты, в большинстве случаев снова будет страдать депрессией. Если же человек справился с подавленностью своими силами, он имеет все шансы навсегда забыть про это состояние.

Общеизвестный препарат «Виагра» изначально разрабатывался для лечения артериальной гипертонии.

Существуют очень любопытные медицинские синдромы, например, навязчивое заглатывание предметов. В желудке одной пациентки, страдающей от этой мании, было обнаружено 2500 инородных предметов.

В течение жизни среднестатистический человек вырабатывает ни много ни мало два больших бассейна слюны.

По статистике, по понедельникам риск получения травм спины увеличивается на 25%, а риск сердечного приступа – на 33%. Будьте осторожны.

Ученые из Оксфордского университета провели ряд исследований, в ходе которых пришли к выводу, что вегетарианство может быть вредно для человеческого мозга, так как приводит к снижению его массы. Поэтому ученые рекомендуют не исключать полностью из своего рациона рыбу и мясо.

Во время чихания наш организм полностью прекращает работать. Даже сердце останавливается.

На лекарства от аллергии только в США тратится более 500 млн долларов в год. Вы все еще верите в то, что способ окончательно победить аллергию будет найден?

Для того чтобы сказать даже самые короткие и простые слова, мы задействуем 72 мышцы.

74-летний житель Австралии Джеймс Харрисон становился донором крови около 1000 раз. У него редкая группа крови, антитела которой помогают выжить новорожденным с тяжелой формой анемии. Таким образом, австралиец спас около двух миллионов детей.

Кариес – это самое распространенное инфекционное заболевание в мире, соперничать с которым не может даже грипп.

Стоматологи появились относительно недавно. Еще в 19 веке вырывать больные зубы входило в обязанности обычного парикмахера.

Человеческие кости крепче бетона в четыре раза.

Упав с осла, вы с большей вероятностью свернете себе шею, чем упав с лошади. Только не пытайтесь опровергнуть это утверждение.

Наши почки способны очистить за одну минуту три литра крови.

Доклад-сообщение Орган слуха 3, 4 класс

Человек имеет несколько органов, которые помогают ему ориентироваться в пространстве: глаза, уши, нос и другие. Ухо является органом с помощью которого мы слышим. Орган слуха имеет сложное строение. Он состоит из трёх частей: наружное ухо, среднее и внутреннее. Звук проделывает сложный путь, чтобы мы смогли что-то услышать. Звуки превращаются в звуковые волны, которые через отверстие проникают в наружное ухо.

На своём пути они встречают барабанную перепонку: тонкую кожицу. Она очень плотно натянута. Звук ударяется о барабанную перепонку, вызывая её дрожание. Затем в среднем ухе начинают движение мелкие косточки, которые очень интересно называются: «молоточек», » наковальня», «стремечко». Они выполняют роль усилителей и передатчиков звука во внутреннее ухо.

Внутреннее ухо своим видом напоминает улитку, которая наполнена жидкостью. Жидкость начинает дрожать. Это дрожание улавливают специальные крошечные клетки и передают его в мозг. Тот в свою очередь обрабатывает сигнал. Только после всего этого сложного процесса мы можем различать звуки. Данные операции происходят очень быстро.

Ухо может воспринимать как совсем тихие звуки, так и очень громкие. Но, чем громче звук, тем больше вероятность оглохнуть.

Чтобы слух был таким же острым, как в детстве, необходимо соблюдать следующие рекомендации:

1. Следить за тем, чтобы в ухо не попадали посторонние предметы. Если что-то случайно проникло в ухо, необходимо обратиться за помощью к врачу.

2. Важно быть осторожным при чистке ушей, чтобы не повредить барабанную перепонку.

3. Очень вредно громко слушать музыку и продолжительно пользоваться наушниками. Громкие звуки притупляют слух.

4. В холодную погоду желательно носить головной убор. Мороз и сильный ветер часто способствуют возникновению различных заболеваний.

У человека два уха. Они выполняют не только функцию восприятия звуков, но и являются органами, отвечающими за равновесие. Жидкость во внутреннем ухе переливается при движении. Таким образом мозг понимает то, в каком положении находится тело человека. Когда сигналы по какой-нибудь причине не поступают в мозг, человек чувствует головокружение.

Чтобы убедиться в том, что мы слышим свой голос «изнутри», можно провести эксперимент. Запишите свой голос на диктофон и послушайте запись. У вас появится ощущение, что вы слышите чужой голос. Но, именно такой голос слышат окружающие вас люди.

для  2, 3, 4 класса

Орган слуха

Орган слуха

Популярные темы сообщений

  • Трудовое законодательство РФ

    На сегодняшний день Трудовое законодательство РФ опирается на трудовой кодекс, документы, акты и указы Президента касающиеся трудовой деятельности граждан. Трудовой кодекс – это свод законов связанных

  • Растения степи

    Степи — это районы, в которых преобладает равнинный рельеф с отсутствием деревьев. Из-за длительных периодов недостатка влаги они и не растут. Поэтому растительность здесь скудна — травы, луковичные виды растений, кустарники.

  • Кукуруза культурное растение

    Прародиной маиса считаются Южная и Центральная Америка. Как культурное растение начали выращивать древние ацтеки и племена майя 12 тыс. лет назад. Предшественником растения семейства Мятликовых считается сорняк теосинте мексиканский

Реферат Слух

скачать

Реферат на тему:

План:

    Введение
  • 1 Общие сведения
  • 2 Физиология слуха
    • 2.1 Психофизиология слуха
    • 2.2 Теории физиологии слуха
    • 2.3 Слуховые следы, слияние слуховых ощущений
    • 2.4 Проецирование наружу слуховых ощущений
    • 2.5 Суждения о расстоянии и направлении звуков
  • 3 Исследование слуха
  • 4 Норма
    • 4.1 Порог слышимости
    • 4.2 Порог болевого ощущения
  • 5 Патология
  • Литература

Введение

Слух — способность биологических организмов воспринимать звуки органами слуха; специальная функция слухового аппарата, возбуждаемая звуковыми колебаниями окружающей среды, например, воздуха или воды. Одно из биологических пяти чувств, называемое также акустичеcким восприятием.


1. Общие сведения

Человек способен слышать звук в пределах от 16 Гц до 22 кГц при передаче колебаний по воздуху, и до 220 кГц при передаче звука по костям черепа. Эти волны имеют важное биологическое значение, например, зву­ковые волны в диапазоне 300—4000 Гц соответствуют человеческому голосу. Звуки выше 20 000 Гц имеют малое практическое значение, так как быстро тормозятся; колебания ниже 60 Гц воспринимаются благодаря вибрационному чувству. Диапазон частот, которые способен слышать человек, называется слуховым или звуковым диапазоном; более высокие частоты называются ультразвуком, а более низкие — инфразвуком.


2. Физиология слуха

Способность различать звуковые частоты сильно зависит от конкретного человека: его возраста, пола, подверженности слуховым болезням, тренированности и усталости слуха. Отдельные личности способны воспринимать звук до 22 кГц, а возможно — и выше.

Некоторые животные могут слышать звуки не слышимые человеком (ультра- или инфразвук). Летучие мыши во время полёта используют ультразвук для эхолокации. Собаки способны слышать ультразвук, на чём и основана работа беззвучных свистков. Существуют свидетельства того, что киты и слоны могут использовать инфразвук для общения.

Человек может различать несколько звуков одновременно благодаря тому, что в ушной улитке одновременно может быть несколько стоячих волн.

Удовлетворительно объяснить феномен слуха оказалось необычайно сложной задачей. Человек, представивший теорию, объяснявшую бы восприятие высоты и громкости звука, почти наверняка гарантировал себе Нобелевскую премию.

Оригинальный текст  (англ.)  

Explaining hearing adequately has proven a singularly difficult task. One would almost ensure oneself a Nobel prize by presenting a theory explaining satisfactorily no more than the perception of pitch and loudness.

Ребер, Артур С., Ребер (Робертс), Эмили С. The Penguin Dictionary of Psychology. — 3rd Edition. — Лондон: Penguin Books Ltd, 2001. — 880 с. — ISBN 0-14-051451-1, ISBN 9780140514513


2.1. Психофизиология слуха

У человека, как и у большинства млекопитающих, слуховым органом является ухо. Многие другие животные также обладают слухом благодаря аналогичным ушным органам или даже комбинации различных органов, которые могут значительно отличаться своим строением.

2.2. Теории физиологии слуха

На сегодняшний день нет единой достоверной теории объясняющей все аспекты восприятия звука человеком. Вот некоторые из них:

  • Струнная теория Гельмгольца
  • Теория бегущей волны Бекеши
  • Микрофонная теория
  • Электро-механическая теория

Поскольку достоверная теория слуха не разработана на практике используются психоакустические модели основанные на данных исследований проводимых на различных людях.

2.3. Слуховые следы, слияние слуховых ощущений

Опыт доказывает, что вызываемое каким-нибудь коротким звуком ощущение длится некоторое время в виде следа уже по прекращении внешнего вызвавшего его толчка. Поэтому два достаточно быстро следующих друг за другом звука дают одиночное слуховое ощущение, являющееся результатом их слияния. Но слуховые следы оказываются более кратковременными, нежели зрительные: в то время как последние сливаются уже при десятикратном повторении в секунду, для слияния слуховых ощущений требуется повторение их не менее 130 раз в секунду. Другими словами, световой след длится 1/10 с, тогда как слуховой около 1/130 секунды. Слияние слуховых ощущений имеет огромное значение в чёткости восприятия звуков и в вопросах о консонансе и диссонансе, играющих такую огромную роль в музыке.


2.4. Проецирование наружу слуховых ощущений

Как бы ни возникали слуховые ощущения, мы относим их обыкновенно во внешний мир, и поэтому причину возбуждения нашего слуха мы всегда ищем в колебаниях, получаемых извне с того или другого расстояния. Эта черта в сфере слуха выражена гораздо слабее, нежели в сфере зрительных ощущений, отличающихся своей объективностью и строгой пространственной локализацией и, вероятно, приобретается также путём долгого опыта и контроля других чувств. При слуховых ощущениях способность к проецированию, объективированию и пространственной локализации не может достигнуть столь высоких степеней, как при зрительных ощущениях. Виной этому особенности строения слухового аппарата, например, такие как недостаток мышечных механизмов, лишающий его возможности точных пространственных определений. Известно то огромное значение, какое имеет мышечное чувство во всех пространственных определениях.


2.5. Суждения о расстоянии и направлении звуков

Наши суждения о расстоянии, на котором издаются звуки, являются весьма неточными, в особенности если глаза человека закрыты и он не видит источника звуков и окружающие предметы, по которым можно судить об «акустике окружения» на основании жизненного опыта, либо акустика окружения нетипична: так, например, в акустической безэховой камере голос человека, находящегося всего в метре от слушающего, кажется последнему в разы и даже десятки раз более удалённым. Также знакомые звуки представляются нам тем более близкими, чем они громче, и наоборот. Опыт показывает, что мы менее ошибаемся в определении расстояния шумов, нежели музыкальных тонов. Способность суждения о направлении звуков у человека весьма ограничена: не имея подвижных и удобных для собирания звуков ушных раковин, он в случаях сомнений прибегает к движениям головы и ставит её в положение, при котором звуки различаются наилучшим образом, то есть звук локализируется человеком в том направлении, с которого он слышится сильнее и «яснее».

Способность человека (и высших животных) определять направление на источник звука называется бинауральным эффектом.

Известно три механизма, при помощи которых можно различить направление звука:

  • Разница в средней амплитуде (исторически первый обнаруженный принцип): для частот выше 1 кГц, то есть таких, что длина звуковой волны меньше, чем размер головы слушающего, звук, достигающий ближнего уха, имеет бо́льшую интенсивность.
  • Разница в фазе: ветвистые нейроны способны различать фазовый сдвиг до 10-15 градусов между приходом звуковых волн в правое и левое ухо для частот в примерном диапазоне от 1 до 4 кГц (что соответствует точности в определении времени прихода в 10 мкс).
  • Разница в спектре: складки ушной раковины, голова и даже плечи вносят в воспринимаемый звук небольшие частотные искажения, по-разному поглощая различные гармоники, что интерпретируется мозгом как дополнительная информация о горизонтальной, а также вертикальной локализации звука.

Возможность мозга воспринимать описанные различия в звуке, слышимым правым и левым ухом, привело к созданию технологии бинауральной записи.

Описанные механизмы не работают в воде: определение направления по разности громкостей и спектра невозможно, так как звук из воды проходит практически без потерь напрямую в голову, и значит в оба уха, из-за чего громкость и спектр звука в обоих ушах при любом расположении источника звука с высокой точностью одинаковы; определение направления источника звука по фазовому сдвигу невозможно, так как из-за гораздо более высокой в воде скорости звука длина волны возрастает в несколько раз, а значит фазовый сдвиг многократно уменьшается.

Из описания приведённых механизмов понятна и причина невозможности определения расположения источников низкочастотного звука.


3. Исследование слуха

Слух проверяют с помощью специального устройства или компьютерной программы под названием «аудиометр».

Возможно определение ведущего уха с помощью специальных тестов. Например, в наушники подаются разные аудиосигналы (слова), а человек их фиксирует на бумаге. С какого уха больше правильно распознанных слов, то и ведущее.

Определяют и частотные характеристики слуха, что важно при постановке речи у слабослышащих детей.


4. Норма

Восприятие частотного диапазона 16 Гц − 22 кГц с возрастом изменяется — высокие частоты перестают восприниматься. Уменьшение диапазона слышимых частот — связано с изменениями во внутреннем ухе (улитке), и связано с развитием с возрастом нейросенсорной тугоухости.

4.1. Порог слышимости

Порог слышимости — минимальное звуковое давление, при котором звук данной частоты воспринимается ухом человека. Величину порога слышимости выражают в децибелах. За нулевой уровень принято звуковое давление 2×10−5Па на частоте 1 кГц. Порог слышимости у конкретного человека зависит от индивидуальных свойств, возраста, физиологического состояния.

4.2. Порог болевого ощущения

Порог болевого ощущения слуховой — величина звукового давления, при котором в слуховом органе возникают боли (что связано, в частности, с достижением предела растяжимости барабанной перепонки). Превышение данного порога приводит к акустической травме. Болевое ощущение определяет границу динамического диапазона слышимости человека, который в среднем составляет 140 дБ для тонального сигнала и 120 дБ для шумов со сплошным спектром.

5. Патология

Литература

Физический энциклопедический словарь/Гл. ред. А. М. Прохоров. Ред. коллегия Д. М. Алексеев, А. М. Бонч-Бруевич, А. С. Боровик-Романов и др. — М.: Сов. энцикл., 1983. — 928 с., стр. 579

Презентация по окружающему миру на тему «Ухо не только орган слуха» (4класс)

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда: 2 слайд Что такое организм? Организм человека – это система органов, взаимосвязанных Описание слайда:

Что такое организм? Организм человека – это система органов, взаимосвязанных между собой и образующих единое целое.

3 слайд Что такое организм? Организм человека – это система органов, взаимосвязанных Описание слайда: 4 слайд Что такое организм? Организм человека – это система органов, взаимосвязанных Описание слайда: 5 слайд Что такое организм? Организм человека – это система органов, взаимосвязанных Описание слайда: 6 слайд Что такое организм? Организм человека – это система органов, взаимосвязанных Описание слайда: 7 слайд Что такое организм? Организм человека – это система органов, взаимосвязанных Описание слайда: 8 слайд Что такое организм? Организм человека – это система органов, взаимосвязанных Описание слайда: 9 слайд Работа с учебником с. 57 Описание слайда:

Работа с учебником с. 57

10 слайд Fevt.ru Описание слайда:

Fevt.ru

11 слайд Fevt.ru Описание слайда: 12 слайд Fevt.ru Описание слайда: 13 слайд Ухо — сложный вестибулярно-слуховой орган, который выполняет две функции: во Описание слайда:

Ухо — сложный вестибулярно-слуховой орган, который выполняет две функции: воспринимает звуковые импульсы; отвечает за положение тела в пространстве и способность удерживать равновесие.

14 слайд Ухо — сложный вестибулярно-слуховой орган, который выполняет две функции: вос Описание слайда:

Ухо — сложный вестибулярно-слуховой орган, который выполняет две функции: воспринимает звуковые импульсы отвечает за положение тела в пространстве и способность удерживать равновесие. Это парный орган, который размещается в височных костях черепа, ограничиваясь снаружи ушными раковинами.

15 слайд Анатомически ухо делится на три части: наружное, среднее, внутреннее ухо. Каж Описание слайда:

Анатомически ухо делится на три части: наружное, среднее, внутреннее ухо. Каждая часть выполняет свои функции.

16 слайд Наружное ухо состоит из ушной раковины, наружного слухового прохода. Ушная ра Описание слайда:

Наружное ухо состоит из ушной раковины, наружного слухового прохода. Ушная раковина — сложной формы упругий хрящ. Ушная раковина концентрирует звуковые колебания и направляет их в наружное слуховое отверстие.

17 слайд Среднее ухо Основной частью среднего уха является барабанная полость. Здесь н Описание слайда:

Среднее ухо Основной частью среднего уха является барабанная полость. Здесь находятся три слуховые косточки: молоточек, наковальня и стремечко — они передают звуковые колебания из наружного уха во внутреннее, одновременно усиливая их. Полость среднего уха связана с носоглоткой посредством евстахиевой трубы, через которую выравнивается среднее давление воздуха внутри и снаружи от барабанной перепонки.

18 слайд Внутреннее ухо является наиболее сложным из трех отделов органа слуха и равно Описание слайда:

Внутреннее ухо является наиболее сложным из трех отделов органа слуха и равновесия. Из-за своей замысловатой формы оно называется лабиринтом. Костный лабиринт состоит из преддверия, улитки и полукружных каналов. Улитка является органом слуха, а преддверия и полукружные каналы – это органы чувства равновесия и положения тела в пространстве.

19 слайд Звуковая волна улавливается УШНОЙ РАКОВИНОЙ и попадает в СЛУХОВОЙ ПРОХОД. Зат Описание слайда:

Звуковая волна улавливается УШНОЙ РАКОВИНОЙ и попадает в СЛУХОВОЙ ПРОХОД. Затем ударяется в БАРАБАННУЮ ПЕРЕПОНКУ. Барабанная перепонка соединена с молоточком. Когда звуковая волна ударяется в барабанную перепонку, она начинает дрожать, МОЛОТОЧЕК падает и ударяется по НАКОВАЛЕНКЕ и СТРЕМЕЧКУ. От удара звук усиливается еще больше, и волна летит дальше. Она попадает в настоящий ЛАБИРИНТ. Эта часть уха называется УЛИТКА. Здесь происходит самое главное: особые невидимые волоски улавливают звук и передают его в МОЗГ. А уж мозг разбирает, что же нам такое сказали.

20 слайд Человек способен слышать звук в пределах от 16 Гц до 20 кГц. Диапазон частот, Описание слайда:

Человек способен слышать звук в пределах от 16 Гц до 20 кГц. Диапазон частот, которые способен слышать человек, называется слуховым или звуковым диапазоном; более высокие частоты называются ультразвуком, а более низкие — инфразвуком.

21 слайд Слух проверяют с помощью специального устройства или компьютерной программы п Описание слайда:

Слух проверяют с помощью специального устройства или компьютерной программы под названием «аудиометр». Возможно определение ведущего уха с помощью специальных тестов. Например, в наушники подаются разные аудиосигналы (слова), а человек их фиксирует на бумаге. С какого уха больше правильно распознанных слов, то и ведущее.

22 слайд Современные слуховые аппараты являются электроакустическими устройствами и со Описание слайда:

Современные слуховые аппараты являются электроакустическими устройствами и состоят из микрофона, усилителя-преобразователя и телефона (динамика). Усиленный и преобразованный звук достигает барабанной перепонки через ушной вкладыш.

23 слайд Отличие этих аппаратов от предыдущих поколений в том, что телефон расположен Описание слайда:

Отличие этих аппаратов от предыдущих поколений в том, что телефон расположен не в корпусе заушного аппарата, а непосредственно в ушном канале пациента, что значительно уменьшает риск возникновения «обратной связи» (свиста), а также позволяет существенно уменьшить размеры корпуса слухового аппарата.

24 слайд Правила охраны слуха 1. Не ковыряй в ухе острыми предметами— ты можешь повред Описание слайда:

Правила охраны слуха 1. Не ковыряй в ухе острыми предметами— ты можешь повредить барабанную перепонку. Чистить уши можно только ватными тампонами. 2.Нельзя слушать громкую музыку, особенно в наушниках. 3.Защищай уши от ветра. 4.Не сморкайся сильно. 5.Не допускай попадания воды в уши. 6.Если уши заболели, обратиться к врачу. 7.Мой уши каждый день. 8.Каждое утро разминай ушную раковину.

25 слайд БЕРЕЖНОЕ ОТНОШЕНИЕ К УШАМ - ЗАЛОГ ОСТРОГО СЛУХА !!! Описание слайда:

БЕРЕЖНОЕ ОТНОШЕНИЕ К УШАМ — ЗАЛОГ ОСТРОГО СЛУХА !!!

26 слайд  Работа в тетради для самостоятельной работ с. № Описание слайда:

Работа в тетради для самостоятельной работ с. №

27 слайд  Работа в тетради для самостоятельной работ с. № Описание слайда: 28 слайд Домашнее задание: с.57-61 , пересказ Описание слайда:

Домашнее задание: с.57-61 , пересказ

29 слайд источник шаблона: Ранько Елена Алексеевна учитель начальных классов МАОУ лиц Описание слайда:

источник шаблона: Ранько Елена Алексеевна учитель начальных классов МАОУ лицей №21 г. Иваново Интернет – ресурсы: http://www.look.com.ua/pic/201209/1024×768/look.com.ua-13886.jpg

источник шаблона: Ранько Елена Алексеевна учитель начальных классов МАОУ лиц

Курс профессиональной переподготовки

Преподаватель естествознания

источник шаблона: Ранько Елена Алексеевна учитель начальных классов МАОУ лиц

Курс повышения квалификации

источник шаблона: Ранько Елена Алексеевна учитель начальных классов МАОУ лиц

Курс профессиональной переподготовки

Учитель, преподаватель экологии

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедия, ДефектологияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРодная литератураРодной языкРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое

Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники

Выберите тему: Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

loading

Проверен экспертом

Общая информация

Номер материала: ДБ-687311

Похожие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий