Дом пашковых: усадьба, музей, библиотека. Легенды и тайны Пашкова дома – Дом Пашкова

Содержание

Дом Пашкова — это… Что такое Дом Пашкова?

Изображение:Sight symbol black.svg памятник архитектуры (федеральный)

Пашко́в дом, Дом Пашко́ва — одно из самых знаменитых классицистических зданий Москвы, ныне принадлежащее Российской государственной библиотеке. Предположительно построено Василием Баженовым. Находится по адресу Моховая ул., д. 26.

Строительство здания

Пашков дом был построен в 1784—1786 гг. по заказу капитан-поручика лейб-гвардии Семеновского полка Петра Егоровича Пашкова[1], сына денщика Петра I, предположительно, по проекту архитектора Василия Ивановича Баженова. На протяжении XX в. высказывались различные точки зрения по вопросу его авторства, так как письменных свидетельств не сохранилось, и единственное, что доказывает принадлежность его Баженову, это устная традиция и архитектурная баженовская манера.

Слава здания

Изображение:Sight symbol black.svg

Пашков дом. Дореволюционная открытка

После своей постройки Пашков дом стал достопримечательностью Москвы и на протяжении многих лет вызывал удивление и считался одним из самых красивых зданий столицы.

«На закате солнца высоко над городом на каменной террасе одного из самых красивых зданий Москвы находились двое: Воланд и Азазелло. Снизу их никто не мог видеть, но им самим город был виден почти весь. («Мастер и Маргарита», М. А. Булгаков).»

Владельцы здания

  • Первым владельцем дома был П. Е. Пашков, по фамилии которого особняк получил свое прозвище.
  • В нач. XIX в. здание находилось в запустении.
  • В 1839 г. дом был приобретен у наследников Пашкова казной для Московского Университета. В 1843 году здесь разместился Дворянский институт, преобразованный из Университетского Благородного пансиона, позже пансион был превращен в 4-ю городскую гимназию.
  • В 1861 г. здание было передано для хранения коллекций и библиотеки Румянцевского музея.
  • В 1921 г., в связи с поступлением в музей после революции более четырехсот личных библиотек, реквизированных властью, все отделы музея были выведены из Пашкова дома. В нем осталась только библиотека музея, переименованная и преобразованная в знаменитую Публичную библиотеку СССР им. В. И. Ленина, здание было отведено под отдел редких рукописей[2]. В настоящее время Пашков входит в комплекс зданий библиотеки, но несколько десятилетий не использовался, так как там постоянно производился ремонт, который начался в 1988 г. и закончился в 2007.

Описание

»

Ж. Делабарт. «Пашков дом», литография, XVIII в.

Местоположение

Впечатляющий вид здания вызван отчасти местом его постройки. Пашков дом стоит на высоком Ваганьковском холме, как бы продолжая линию его подъема, на открытом углу двух спускающихся улиц. Главный фасад ориентирован на солнечную сторону. По отношению к улице, а также к въезду с переулка особняк поставлен не по прямой улице, а несколько скошенно. Благодаря этому он лучше воспринимается с боковых, более далеких ракурсных точек зрения.

Место здания важно и символически: Пашков дом стоит на холме напротив Боровицкого холма, увенчанного Кремлем. Важно: Пашков дом был первым светским зданием в Москве, из окон которого можно было глядеть на башни и постройки Кремля не снизу вверх, а также наблюдать Ивановскую и Соборную площади.

Планировка здания и участка

Здание имеет разнообразный и интересный силуэт, благодаря тому, что оно скомпоновано из трех компактных архитектурных объемов: центральный корпус и боковые крылья-флигеля. Упрощенно говоря, особняк, являясь одновременно городской усадьбой, имеет П-образную планировку с открытым в сторону въезда парадным двором. Оригинальность решения — въезд располагается не со стороны главного фасада, а в переулке, традиционная планировка оказывается как бы перевернутой. Высокий холм создает подножие зданию. Некогда перед особняком находился сад.

Планировка сада, разбитого перед домом, поражала своим великолепием:

«Внизу два каменных бассейна с фонтанами в средине. От улицы дом отделяется решеткою чудного узора. Сад, как и пруд, кишит иноземными редкими птицами. Китайские гуси, разных пород попугаи, белые и пестрые павлины находятся здесь на свободе или висят в дорогих клетках. Эти редкости вместе с общей красотой этого дома привлекают сюда по воскресеньям и праздничным дням многочисленные толпы народа. (Иоганн Рихтер, «Moskwa. Eine Skizze», 1799)
»

При расширении Моховой улицы участок, примыкающий к дому, сократился до одного склона.

»

Единственный въезд в Пашков дом, доступный для карет, находится со стороны Староваганьковского переулка. Он размещен на одной оси с основным объемом здания, которая подчеркивается всей системой застройки дворца. Широко используется принцип контраста — противопоставлено большое и малое:

  • центральный объем здания — служебным помещениям, оградам,
  • развернутый парадный двор перед главным входом — узкой трапециевидной воронке, соединяющей въезд с парадным двором,
  • раструб воронки соответствует выступу на фасаде главного корпуса,
  • прямолинейные очертания двора и воронки соединены криволинейными стенами.

Такое построение генплана с использованием контрастов несет в себе отпечаток предыдущего периода барокко с его любовью к сложно трактованному пространству. Создается пространственная система, полная контрастных эффектов и способствующая более сильному восприятию архитектурной доминанты всего комплекса — центрального объема главного здания.

К участку примыкает церковь Святого Николая Угодника, бывшая домовой.

Классицизм в оформлении фасадов

У дома Пашкова два главных фасада — один смотрит на проезжую часть и имеет дворцовый, торжественный характер, другой — ориентирован во двор и имеет более уютный, усадебный вид.

Фасад, выходящий на Моховую, характеризуется протяженностью. Композиция центробежно разворачивается во все стороны. Вправо и влево от центрального кубического массива отходят две одноэтажные галереи, завершающиеся двухэтажными флигелями. А в центральном корпусе с обеих сторон выдвигаются колонные портики. Ввысь поднимается цилиндрический бельведер. Это — излюбленные приемы классицизма.

»

Фасад Пашкова дома со стороны
Староваганьковского пер.

Ордерная система Пашкова дома

В контрасте с рустованным первым этажом в портиках использован большой ордер, объединяющий два этажа. Благодаря цоколю, невысокому, но протяженному, такое объединение двух этажей колоннадой увеличивает масштабность здания.

Три портика фасада расположены фронтально. Пашков дом представляет редкий пример в мировой архитектуре, где при подобной композиции фасада применены три портика, совершенно одинаковые по своим основным размерам и числу колонн. Различен только используемый ордер.

В колоннах и пилястрах центрального корпуса использован композитный коринфский ордер, (в своих деталях нарисованный с большей свободой и оригинальностью по сравнению с обычными канонами). По сторонам четырехколонного портика расположены статуи, поставленные на базы колонн. В колоннах и пилястрах флигелей использован сложный ионический ордер с т. н. диагональными капителями. Они подчеркивают художественную самостоятельность и роль флигелей в композиции фасада.

Балюстрада, обрамляющая кровлю центрального корпуса, несет на столбах пышные вазы, смягчая переход от фриза и карниза к бельведеру, завершающему центральный объем. Бельведер не является такой статичной формой как фронтон, и подчеркивает устремленность ввысь всей композиции, увенчивая здание Пашкова дома.

Внутренняя планировка

Главные, наиболее парадные помещения дворца были расположены в его центральном корпусе, вход в который был устроен по оси здания, со стороны парадного двора. Главный вестибюль был расположен также по оси главного здания, там где теперь главная лестница. Справа от вестибюля, в стороне от центральной оси, шла парадная лестница во второй этаж, приводившая в аванзал и в главный зал. Боковые флигели были отведены под жилые и служебные помещения[3].

Перестройки здания

Первоначальный цвет стен здания, согласно некоторым источникам, был оранжевый. Начало изменений баженовского облика здания было положено императором Павлом: по его приказанию с купола была снята венчавшая его статуя

Минервы (или Марса, служившая символом побед царствования его матери).

Царская эпоха

Во время наполеоновского нашествия здание сильно пострадало: были уничтожены завершающий здание деревянный бельведер с обходной колоннадой коринфского ордера, и вознесенные на антаблемент центрального портика здания огромная скульптурная группа и герб Пашковых[4].

Позже здание было восстановлено с чертами московского послепожарного классицизма: в 1815—1818 гг. один из архитекторов «Комиссии для строения Москвы», видимо Осип Бове, восстановил бельведер, заменив прежние коринфские круглые колонны на трехчетвертные ионические, тем самым утяжелив дом постановкой более тяжелого ордера над более легким. Кроме того, были видоизменены боковые продольные галереи. Первоначально они были открытыми переходными балконами и их венчали только балюстрады, сквозившие на фоне неба, теперь же они перекрыты двускатной кровлей

[5]. Утраченная скульптурная декорация не была восстановлена.

Здание, функционировавшее как Румянцевский музей, подвергалось перестройкам и в связи с функциональностью: когда Александром II музею была подарена[6] картина Александра Иванова «Явление Христа народу», обладающая огромным размером, специально для нее в 1914 году устроили сохранившийся до сего дня двусветный Ивановский зал[7] — особое здание рядом с Пашковым домом, спланированное таким образом, чтобы при сравнительно небольшом его размере открывался наиболее удачный ее обзор — в конце анфилады зал второго этажа[8].

Революция и Советское время

»

Вид с Моховой на центральный корпус. Хорошо видна лестница Долганова

В 30-е гг. XX в. произошли следующие крупные изменения в облике Пашкова дома: была снесена ограда сада, которая была немаловажной частью облика здания. Белые колонны ограды тосканского ордера подчеркивали стремление ввысь от подножия холма, наверху движение подхватывалось колоннами портика. Теперь же зрительское восприятие изменилось: движение начинается не с подножия холма, от колонн ограды, а от цоколя здания на вершине холма. Кроме того архитектором М. Долгановым в 1930-х была сооружена ныне существующая монументальная лестница, спускающаяся к Моховой, а на главном фасаде здания, на том месте, где ранее располагался герб Пашкова, был помещен серп и молот. Внутренняя планировка Пашкова дома изменялась более радикально, и от баженовских внутренних стен и лестниц почти совершенно ничего не осталось.

Последнее изменение облика дома Пашкова произошло во время одного из ремонтов 1980-х гг., когда герб СССР был снят с фасада.

В 1986 при стоительстве станции метро «Боровицкая» осел фундамент дома Пашкова, потрескались его перекрытия и здание оказалось на грани разрушения. До 2007 года находился на реконструкции.

Интересные факты

  • Глубины Ваганьковского холма под Пашковым домом считаются одним из нескольких возможных вариантов местонахождения легендарной Библиотеки Ивана Грозного.

Другие дома Пашкова

  • «Пашков дом» — название издательства Российской государственной библиотеки.
  • «Пашков дом» — роман Николая Шмелёва.
  • Пашков дом (Второй Пашков дом, Аудиторный корпус, Аптекарский дом) — в старинных документах так иногда называется здание журфака МГУ, также находящееся на Моховой ул., дом 9. Причина — эти владения также принадлежали Пашкову — Александру Ильичу, родственнику предыдущего. Еще один дом, принадлежавший Пашковым, находился на Чистопрудном бульваре, 12 [9].
  • Особняк Пашкова в Санкт-Петербурге, на Литейном, 39 (архитектор Г. Боссе), воспет Некрасовым в «Размышлениях у парадного подъезда».

Примечания

Ссылки

Wikimedia Foundation. 2010.

Пашков, Пётр Егорович — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 16 июня 2016; проверки требуют 5 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 16 июня 2016; проверки требуют 5 правок. В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Пашков. Улица Моховая перед домом Пашкова в XVIII веке

Пётр Егорович Пашков (1726-90[1]) — капитан-поручик лейб-гвардии Семёновского полка, богатый московский откупщик («первый русский водочный король»[2]), представитель дворянского рода Пашковых.

Биографические сведения о строителе Пашкова дома скудны. Родился в семье Е. И. Пашкова, разбогатевшего в петровское время на преследовании князей Гагарина и Кольцова-Мосальского[3]. С малых лет был записан в гвардию, при Елизавете Петровне нёс военную службу. После выхода в отставку занялся винными откупами, на которых сколотил колоссальное состояние, однако сам же его довольно быстро и прожил.

Во время губернаторства в Москве графа Захара Чернышёва купил у его сестры, генеральши Племянниковой, участок на Ваганьковском холме, прямо напротив Московского кремля, где и выстроил свой «кремль одного человека» — Пашков дом, оставшийся памятником его богатству и амбициям. С соседями был неуживчив: сноха В. Н. Татищева подавала челобитную, что ельник в саду Пашкова закрывает окна её дома[2].

В конце жизни задолжал казне крупные суммы по откупным делам. Своим наследником назначил троюродного брата Александра Ильича Пашкова, женатого на дочери уральского миллионера Мясникова. Для проведения балов и представлений жена нового владельца выстроила рядом со старым домом Пашкова новый, позднее проданный её сыновьями под Аудиторный корпус Московского университета.

Пашковы — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 29 сентября 2018; проверки требуют 15 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 29 сентября 2018; проверки требуют 15 правок.
Пашковы
Pashkov 8-21.jpg
Описание герба:

Выдержка из Общего гербовника

В щите, разделенном надвое, в правой половине в голубом поле изображена хоругвь, в левой половине в красном и зелёном полях, между двумя золотыми полумесяцами находится серебряная шпага остроконечием вниз. Щит увенчан дворянским шлемом и короной со страусовыми перьями. Намёт на щит голубой и красный, подложенный золотом. Щит держат два льва.

Том и лист Общего гербовника VIII, 21
Губернии, в РК которых внесён род Московская губерния
Часть родословной книги VI
Родоначальник Григорий Пашкевич
Царство Русское
Россия Российская империя
Имения Крёкшино (усадьба)
Дворцы и особняки Пашков дом
Commons-logo.svg Медиафайлы на Викискладе
Эта статья о дворянском роде; о носителях фамилии см. Пашков.

Пашко́вы — дворянский род, происходящий, по сказаниям старинных родословцев, от Григория Пашкевича, выехавшего из Польши в Россию при Иоанне Грозном. Внесён в VI часть родословной книги Московской губернии[1].

Согласно официальному родословию, Пашковы являются ветвью шляхетского семейства Пашкевичей. На шляхетском гербе Пашкевичей, Радване, изображена руническая фигура, условно определяющаяся как «хоругвь с копейным наконечником», или как «постамент для полкового значка». На гербе Пашковых этот знак заменён изображением настоящей церковной хоругви, висящей на копье[2].

При подаче документов (02 февраля 1686) для внесения рода в Бархатную книгу, была предоставлена родословная роспись Пашковых и наказ Сибирского приказа енисейскому воеводе Афанасию Филипповичу (Истомину) Пашкову, посланному в новую Даурскую землю (Забайкалье) для её освоения и основания в ней Нерчинского и других острогов (1655)[3].

Дети Григория Пашкевича писались уже Пашковыми. Один из его внуков, Филипп Иванович (1583—1607), по прозванию Истома, боярский сын, сотник венёвский, сторонник Лжедимитрия, был взят в плен под Москвой (1606), потом служил царю Василию Шуйскому и отличился в битве на Пчельне (1607). Сын его, Афанасий Филиппович (умер в 1664) был воеводой на Мезени, в Енисейске и новой Даурской земле.

  • Его сын, Еремей Афанасьевич Пашков — стольник и воевода
    • Иван Еремеевич Большой — стольник
    • Иван Еремеевич Меньшой — прапорщик, участник военных походов в Крыму в 1689 г.
      • Илья Иванович — полковник Стародубский[4]
  • Пашков Афанасий Истомин — московский дворянин (1636-1658).
  • Пашков Фёдор Истомин — московский дворянин (1636-1640).
  • Пашков Давыд Фёдорович — московский дворянин (1658).
  • Пашков Еремей Афанасьевич — стольник (1658-1686).
  • Пашков Кондратий Фёдорович — московский дворянин (1660-1668).
  • Пашков Иван Еремеевич — стольник (1671-1676).
  • Пашковы: Иван Григорьевич, Семён, Леонтий и Елисей Еремеевичи — стряпчие (1676-1692).
  • Пашков Еремей Давыдович — стряпчий (1677), стольник (1686-1692).
  • Пашков Владимир Епифанович — московский дворянин (1682).
  • Пашков Михаил Еремеевич — стольник царицы Прасковьи Фёдоровны (1686), стольник (1687-1692).
  • Пашковы: Семён, Лев, Иван большой и Иван меньшой Еремеевичи — стольники (1686-1692)[7].

В Гербовнике Анисима Титовича Князева 1785 года имеется печать с гербом гвардии капитан-поручика Петра Егоровича Пашкова (1721-1790): в щите имеющего овальную форму, в серебряном поле переходящий вверху в красный цвет, изображены коричневые два полумесяца рогами обращенные наружу и между ними коричневое же копьё остриём вверх. Щит увенчан дворянским коронованным шлемом, обращенным в левую сторону. Нашлемник: пять страусовых пера. Намёт и клейнод отсутствует. Вокруг щита изображены — знамена, пушки, ядра, сабли, трубы. барабаны[8].

  1. ↑ Московское дворянство. Алфавитный список дворянских родов с кратким указанием важнейших документов, находящихся в родословных делах Архива Московского Дворянского Депутатского Собрания. — Москва: Тип. Л.В. Пожидаевой, 1910. — С. 328. — 614 с.
  2. М. Медведев. Гербы вокруг нас: традиции и современность (неопр.) (недоступная ссылка). Геральдика сегодня (15.09.2007). Дата обращения 1 января 2011. Архивировано 19 апреля 2012 года.
  3. Сост: А.В. Антонов. Родословные росписи конца XVII века. —  Изд. М.: Рос.гос.арх.древ.актов. Археогр. центр. Вып. 6. 1996 г. Пашковы. стр. 262. ISBN 5-011-86169-1 (Т.6).  ISBN 5-028-86169-6.
  4. ↑ Пашков, Илья Иванович // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб.М., 1896—1918.
  5. Черейский Л. А. Пашков И. А. // Пушкин и его окружение / АН СССР. Отд. лит. и яз. Пушкин. комис. Отв. ред. В. Э. Вацуро. — 2-е изд., доп. и перераб. — Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1989
  6. ↑ Пашков, Николай Иванович // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб.М., 1896—1918.
  7. ↑ Алфавитный указатель фамилий и лиц, упоминаемых в Боярских книгах, хранящихся в I-ом отделении московского архива министерства юстиции, с обозначением служебной деятельности каждого лица и годов состояния, в занимаемых должностях.  М., Типогр: С. Селивановского. 1853 г. Пашковы. стр. 316.
  8. Сост. А.Т. Князев. Гербовник Анисима Титовича Князева 1785 года.  Издание С.Н. Тройницкий 1912г. Ред., подгот. текста, послесл.   О.Н. Наумова. — М. Изд. “Старая Басманная”. 2008г. Пашковы. стр. 145. ISBN 978-5-904043-02-5.

Обсуждение:Дом Пашкова — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Rename icon.svgЭта статья была переименована по результатам обсуждения от 21 июня 2017 года.
Старое название Пашков дом было изменено на новое: Дом Пашкова.
Для повторного выставления статьи на переименование нужны веские основания, иначе такое действие будет нарушать правила (см. п. 8).

классицистический или классический[править код]

Прилагательное «классицистический» является устаревшим, в современным языке ему соответствует прилагательное «классический». Предлагаю исправить в тексте статьи. —Яков писа́ть здесь 07:38, 15 августа 2007 (UTC)

В искусствоведении термины: классический — прилагательное от классика (5-4 вв. до н.э., Древняя Греция)[1]. Классика бывает ранняя, высокая и поздняя. Классицистический — прилагательное от классицизм (18-нач.19 вв., Европа), который являлся уподоблением античной классике. Это две совершенно разные вещи, а никакое не устаревшее обозначение одной и той же. В статье все правильно. —Shakko 09:52, 15 августа 2007 (UTC)
Уважаемый Shakko, спасибо за ликбез. —Яков писа́ть здесь 13:30, 15 августа 2007 (UTC)

Что то я из этой статьи так и не понял, где конкретно в романе «Мастер и Маргарита» указание на то что, дом на крыше которого сидели Воланд и Азазелло являлся именно домом Пашкова? Макар

В разделе Другие дома Пашкова перечисляются издательство и роман — это не «другие дома», м.б. унести в Пашков дом (значения)? —Mouton5pattes 08:16, 7 июля 2015 (UTC)

Правильно назвать Дом Пашкова. По аналогии Дом Набокова, Дом Салтыкова. См другие примеры Категория:Особняки Санкт-Петербурга. Если не будет возражений, то переименую. Anahoret (обс.) 07:40, 10 ноября 2016 (UTC)

Пашкова дом Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Пашков дом (значения).
Достопримечательность
Дом Пашкова, Пашков дом

Пашков дом в 2016 году
Объект культурного наследия народов РФ федерального значенияОбъект культурного наследия России федерального значения
рег. № 771420967610006 (ЕГРОКН)
объект № 7710449000 (БД Викигида)
Страна
  • Flag of Russia.svg Россия
Город Москва
Архитектурный стиль Классицизм
Автор проекта В. И. Баженов (?)
Основатель П. Е. Пашков
Строительство 1784—1786 годы
Статус Охраняется государством
Commons-logo.svg Медиафайлы на Викискладе

Дом Пашко́ва или Пашко́в дом — одно из самых знаменитых классицистических зданий Москвы, ныне принадлежащее Российской государственной библиотеке. Спроектировано (предположительно) Василием Баженовым. Находится по адресу Воздвиженка ул. 3/5, стр.1.

Содержание

  • 1 Строительство здания
    • 1.1 Слава здания
  • 2 Владельцы здания
  • 3 Описание
    • 3.1 Планировка здания
    • 3.2 Классицизм в оформлении фасадов
      • 3.2.1 Ордерная система Пашкова дома
    • 3.3 Внутренняя планировка
  • 4 Перестройки здания
    • 4.1 Царская эпоха
    • 4.2 Советское время
  • 5 Интересные факты
  • 6 Часы работы
  • 7 Другие дома Пашкова
  • 8 Примечания
  • 9 Литература
  • 10 Ссылки

Строительство здания[ | ]

Файл:Москва-Дом-Пашкова.jpg — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Перейти к навигации Перейти к поиску

Краткое описание

ОписаниеМосква-Дом-Пашкова.jpg Русский: ru:Москва, дом Пашкова English: Moscow. House Pashkova
Дата
Источник Сфотографировано загрузившим
Автор Зимин Василий геннадиевич

Лицензирование

Public domainPublic domainfalsefalse
Public domainЯ, владелец авторских прав на это произведение, передаю его в общественное достояние. Это разрешение действует по всему миру.
В некоторых странах это не может быть возможно юридически, в таком случае:
Я даю право кому угодно использовать данное произведение в любых целях без каких-либо условий, за исключением таких условий, которые требуются по закону.

История файла

Нажмите на дату/время, чтобы посмотреть файл, который был загружен в тот момент.

Дата/времяМиниатюраРазмерыУчастникПримечание
текущий11:30, 31 января 20081200 × 1056 (387 Кб)Zimin.V.G.{{Information |Description= {{ru|ru:Москва, дом Пашкова}} {{en|[[Moscow. House Pashkova}} |Source=Собственное фото |Date=26.08.2007 |Author=Зимин Василий геннадиевич |P

Использование файла

Следующие 2 страницы используют данный файл:

  • Большой ордер
  • Дом Пашкова

Глобальное использование файла

Данный файл используется в следующих вики:

Пашков дом — это… Что такое Пашков дом?

Координаты: 55°44′58.85″ с. ш. 37°36′30.42″ в. д. / 55.749681° с. ш. 37.60845° в. д. (G) (O) (Я)55.749681, 37.60845Sight symbol black.svg памятник архитектуры (федеральный)

Пашко́в дом или Дом Пашко́ва — одно из самых знаменитых классицистических зданий Москвы, ныне принадлежащее Российской государственной библиотеке. Спроектировано (предположительно) Василием Баженовым. Находится по адресу Воздвиженка ул. 3/5, стр.1.

Строительство здания

Пашков дом был построен в 1784—1786 годах по заказу капитан-поручика лейб-гвардии Семеновского полка Петра Егоровича Пашкова[1], сына денщика Петра I, предположительно, по проекту архитектора Василия Ивановича Баженова. На протяжении XX века высказывались различные точки зрения по вопросу его авторства, так как письменных свидетельств не сохранилось, и единственное, что доказывает принадлежность его Баженову, — это устная традиция и архитектурная баженовская манера.

Слава здания

Sight symbol black.svg Пашков дом. Дореволюционная открытка

После своей постройки Пашков дом стал достопримечательностью Москвы и на протяжении многих лет вызывал удивление и считался одним из самых красивых зданий столицы.

«На закате солнца высоко над городом на каменной террасе одного из самых красивых зданий Москвы находились двое: Воланд и Азазелло. Снизу их никто не мог видеть, но им самим город был виден почти весь. («Мастер и Маргарита», М. А. Булгаков).»

Владельцы здания

  • Первым владельцем дома был П. Е. Пашков, по фамилии которого особняк получил свое прозвище.
  • В начале XIX века здание находилось в запустении.
Дом Пашкова и окружающие усадьбы после пожара 1812 года
  • В 1839 году дом был приобретен у наследников Пашкова казной для Московского Университета. В 1843 году здесь разместился Московский дворянский институт, преобразованный из Университетского Благородного пансиона, позже институт был преобразован в 4-ю городскую гимназию (с 1852 года).
  • В 1861 году здание было передано для хранения коллекций и библиотеки Румянцевского музея.
  • В 1921 году, в связи с поступлением в музей после революции более четырёхсот личных библиотек, реквизированных властью, все отделы музея были выведены из Пашкова дома. В нём осталась только библиотека музея, переименованная и преобразованная в знаменитую Публичную библиотеку СССР им. В. И. Ленина, здание было отведено под отдел редких рукописей[2]. В настоящее время Пашков входит в комплекс зданий библиотеки, но несколько десятилетий не использовался, так как там постоянно производился ремонт, который начался в 1988 году и закончился в 2007 году.

В данный момент в правом флигеле Пашкова дома расположен отдел рукописей, в левом — нотно-музыкальный отдел, открывшиеся для читателей в апреле 2009 года.

Описание

» Ж. Делабарт. «Пашков дом», литография, XVIII в.

Местоположение

Впечатляющий вид здания вызван отчасти местом его постройки. Пашков дом стоит на высоком Ваганьковском холме, как бы продолжая линию его подъёма, на открытом углу двух спускающихся улиц. Главный фасад ориентирован на солнечную сторону. По отношению к улице, а также к въезду с переулка, особняк поставлен не по прямой улице, а несколько скошено. Благодаря этому он лучше воспринимается с боковых, более далёких ракурсных точек зрения.

Место здания важно и символически: Пашков дом стоит на холме напротив Боровицкого холма, увенчанного Кремлём. Важно отметить, что Пашков дом был первым светским зданием в Москве, из окон которого можно было глядеть на башни и постройки Кремля не снизу вверх, а также наблюдать Ивановскую и Соборную площади.

Планировка здания и участка

Здание имеет разнообразный и интересный силуэт, благодаря тому, что оно скомпоновано из трех компактных архитектурных объёмов: центральный корпус и боковые крылья-флигеля. Упрощенно говоря, особняк, являясь одновременно городской усадьбой, имеет П-образную планировку с открытым в сторону въезда парадным двором. Оригинальность решения — въезд располагается не со стороны главного фасада, а в переулке, традиционная планировка оказывается как бы перевёрнутой. Высокий холм создает подножие зданию. Некогда перед особняком находился сад.

Планировка сада, разбитого перед домом, поражала своим великолепием:

«Внизу два каменных бассейна с фонтанами в средине. От улицы дом отделяется решеткою чудного узора. Сад, как и пруд, кишит иноземными редкими птицами. Китайские гуси, разных пород попугаи, белые и пестрые павлины находятся здесь на свободе или висят в дорогих клетках. Эти редкости вместе с общей красотой этого дома привлекают сюда по воскресеньям и праздничным дням многочисленные толпы народа. (Иоганн Рихтер, «Moskwa. Eine Skizze», 1799)»

При расширении Моховой улицы участок, примыкающий к дому, сократился до одного склона.

Pashkow.jpg

Единственный въезд в Пашков дом, доступный для карет, находится со стороны Староваганьковского переулка. Он размещён на одной оси с основным объёмом здания, которая подчеркивается всей системой застройки дворца. Широко используется принцип контраста — противопоставлено большое и малое:

  • центральный объём здания — служебным помещениям, оградам,
  • развернутый парадный двор перед главным входом — узкой трапециевидной воронке, соединяющей въезд с парадным двором,
  • раструб воронки соответствует выступу на фасаде главного корпуса,
  • прямолинейные очертания двора и воронки соединены криволинейными стенами.

Такое построение генплана с использованием контрастов несет в себе отпечаток предыдущего периода барокко с его любовью к сложно трактованному пространству. Создается пространственная система, полная контрастных эффектов и способствующая более сильному восприятию архитектурной доминанты всего комплекса — центрального объёма главного здания.

К участку примыкает церковь Святого Николая Угодника, бывшая домовой.

Классицизм в оформлении фасадов

У дома Пашкова два главных фасада — один смотрит на проезжую часть и имеет дворцовый, торжественный характер, другой — ориентирован во двор и имеет более уютный, усадебный вид.

Фасад, выходящий на Моховую, характеризуется протяжённостью. Композиция центробежно разворачивается во все стороны. Вправо и влево от центрального кубического массива отходят две одноэтажные галереи, завершающиеся двухэтажными флигелями. А в центральном корпусе с обеих сторон выдвигаются колонные портики. Ввысь поднимается цилиндрический бельведер. Это — излюбленные приемы классицизма.

Pashkow.jpg Фасад Пашкова дома со стороны
Староваганьковского пер.
Ордерная система Пашкова дома

В контрасте с рустованным первым этажом в портиках использован большой ордер, объединяющий два этажа. Благодаря невысокому, но протяжённому цоколю, такое объединение двух этажей колоннадой увеличивает масштабность здания.

Три портика фасада расположены фронтально. Пашков дом представляет редкий пример в мировой архитектуре, где при подобной композиции фасада применены три портика, совершенно одинаковые по своим основным размерам и числу колонн. Различен только используемый ордер.

В колоннах и пилястрах центрального корпуса использован композитный коринфский ордер, (в своих деталях нарисованный с большей свободой и оригинальностью по сравнению с обычными канонами). По сторонам четырёхколонного портика расположены статуи, поставленные на базы колонн.

В колоннах и пилястрах флигелей использован сложный ионический ордер с, так называемыми, диагональными капителями. Они подчеркивают художественную самостоятельность и роль флигелей в композиции фасада.

Балюстрада, обрамляющая кровлю центрального корпуса, несёт на столбах пышные вазы, смягчая переход от фриза и карниза к бельведеру, завершающему центральный объём. Бельведер не является такой статичной формой как фронтон, и подчёркивает устремлённость ввысь всей композиции, увенчивая здание Пашкова дома.

Внутренняя планировка

Главные, наиболее парадные помещения дворца были расположены в его центральном корпусе, вход в который был устроен по оси здания, со стороны парадного двора. Главный вестибюль был расположен также по оси главного здания, там где теперь главная лестница. Справа от вестибюля, в стороне от центральной оси, шла парадная лестница во второй этаж, приводившая в аванзал и в главный зал. Боковые флигели были отведены под жилые и служебные помещения[3].

Перестройки здания

Первоначальный цвет стен здания, согласно некоторым источникам, был оранжевый. Начало изменений баженовского облика здания было положено императором Павлом: по его приказанию с купола была снята венчавшая его статуя Минервы (или Марса, служившая символом побед царствования его матери).

Царская эпоха

Во время наполеоновского нашествия здание сильно пострадало: были уничтожены завершающий здание деревянный бельведер с обходной колоннадой коринфского ордера, и вознесённые на антаблемент центрального портика здания огромная скульптурная группа и герб Пашковых[4].

Позже здание было восстановлено с чертами московского послепожарного классицизма: в 1815—1818 годах один из архитекторов «Комиссии для строения Москвы», видимо Осип Бове, восстановил бельведер, заменив прежние коринфские круглые колонны на трёхчетвертные ионические, тем самым утяжелив дом постановкой более тяжёлого ордера над более лёгким. Кроме того, были видоизменены боковые продольные галереи. Первоначально они были открытыми переходными балконами и их венчали только балюстрады, сквозившие на фоне неба, теперь же они перекрыты двускатной кровлей[5]. Утраченная скульптурная декорация не была восстановлена. В 1841 году архитектор А. В. Никитин составил проект перестройки дома под размещение Дворянского института. Он же руководил работами по перестройке совместно с архитектором И. И. Свиязевым[6].

Здание, функционировавшее как Румянцевский музей, подвергалось перестройкам и в связи с функциональностью: когда Александром II музею была подарена[7] картина Александра Иванова «Явление Христа народу», обладающая огромным размером, специально для неё в 1914 году архитектором Н. Л. Шевяковым[8] был построен сохранившийся до сего дня двусветный Ивановский зал[9] — особое здание рядом с Пашковым домом, спланированное таким образом, чтобы при сравнительно небольшом его размере открывался наиболее удачный её обзор — в конце анфилады зал второго этажа[10].

Революция и Советское время

Вид с Моховой на центральный корпус. Хорошо видна лестница Долганова

В 30-е годы XX века произошли следующие крупные изменения в облике Пашкова дома: была снесена ограда сада, которая была немаловажной частью облика здания. Белые колонны ограды тосканского ордера подчёркивали стремление ввысь от подножия холма, наверху движение подхватывалось колоннами портика. Теперь же зрительское восприятие изменилось: движение начинается не с подножия холма, от колонн ограды, а от цоколя здания на вершине холма. Кроме того архитектором М. Долгановым в 1930-х годах была сооружена ныне существующая монументальная лестница, спускающаяся к Моховой, а на главном фасаде здания, на том месте, где ранее располагался герб Пашкова, был помещён серп и молот. Внутренняя планировка Пашкова дома изменялась более радикально, и от баженовских внутренних стен и лестниц почти совершенно ничего не осталось.

Последнее изменение облика дома Пашкова произошло во время одного из ремонтов 1980-х годах, когда герб СССР был снят с фасада.

В 1986 году при строительстве станции метро «Боровицкая» осел фундамент дома Пашкова, потрескались его перекрытия и здание оказалось на грани разрушения. До 2007 года дом находился на реконструкции.

Интересные факты

  • Глубины Ваганьковского холма под Пашковым домом считаются одним из нескольких возможных вариантов местонахождения легендарной Библиотеки Ивана Грозного.
  • Дом Пашкова описан в романе «Мастер и Маргарита» как место встречи Воланда, Азазелло и Левия Матвея[11].
«На закате солнца высоко над городом на каменной террасе одного из самых красивых зданий в Москве, здания, построенного около полутораста лет назад, находились двое: Воланд и Азазелло. Они не были видны снизу, с улицы, так как их закрывала от ненужных взоров балюстрада с гипсовыми вазами и гипсовыми цветами. Но им город был виден почти до самых краев. (…) Положив острый подбородок на кулак, скорчившись на табурете и поджав одну ногу под себя, Воланд не отрываясь смотрел на необъятное сборище дворцов, гигантских домов и маленьких, обреченных на слом лачуг.»

Другие дома Пашкова

  • «Пашков дом» — название издательства Российской государственной библиотеки.
  • «Пашков дом» — роман Николая Шмелёва.
  • Пашков дом (Второй Пашков дом, Аудиторный корпус, Аптекарский дом) — в старинных документах так иногда называется здание журфака МГУ, также находящееся на Моховой ул., дом 9. Причина — эти владения также принадлежали Пашкову — Александру Ильичу, родственнику предыдущего. Ещё один дом, принадлежавший Пашковым, находился на Чистопрудном бульваре, 12 [12].
  • Особняк Пашкова в Санкт-Петербурге, на Литейном, 39 (архитектор Г. Боссе), воспет Некрасовым в «Размышлениях у парадного подъезда» [13].

Примечания

Ссылки

Герб Москвы