Элементы русского народного костюма: Русский национальный костюм, обзор женской и мужской одежды – Русская национальная одежда, ее традиции и особенности

Содержание

история, виды, детали и их значения

Автор Оксана Никитина На чтение 11 мин. Просмотров 1.5k. Опубликовано

Многие люди, если их спросить о национальной русской одежде, сразу назовут расшитые сарафаны с рубашками, армяки и кафтаны, подпоясанные кушаками. Образ сложился довольно устойчивый, его часто можно увидеть на стилизованных гуляниях, во время проведения народных праздников, в спектаклях, фильмах, мультиках. Мы подробно расскажем о традиционной русской народной одежде и ее особенностях.

История костюма

Сегодня издано много интересных материалов по истории русских одежд, да и вообще, обстановки народной жизни. Как наряжались люди, что надевали на голову и на ноги, как выглядели в будние дни и на праздниках – обо всем этом написано. Мы предлагаем только основную информацию.

Любой национальный костюм – отражение народных традиций, культуры. История движется, общество развивается, меняется одежда. Но общие элементы остаются, переходя из века в век.

Одной из ярких отличительных черт русского наряда является просторный покрой, а также искусная вышивка на одежде. Детали вещей оформлялись декоративными орнаментами с характерными мотивами и цветами.

Красота покоя: история женского русского народного костюма: основные элементы, интересные факты


Женский русский народный костюм гармонично объединил в себе несколько предметов гардероба, выполненных в общей стилистике. Использование разнообразной вышивки и тканей позволяло отобразить в наряде культурное богатство нашей страны, невероятную красоту её природы. Отличительная черта одеяний девушек на Руси – многослойность, насыщенность оттенков и вычурная отделка.

Основные детали русского народного костюма красен девиц

Согласно многочисленным исследованиям в двенадцатом столетии для пошива национального наряда славяне использовали домотканый холст и шерсть. Но с девятнадцатого века на смену простым материям пришли такие ткани, как шёлк, атлас, ситец. Большим спросом пользовалась парча, декорированная растительным узором.

Когда заходит речь о традиционном одеянии русской барышни многие обыватели представляют себе женщину, облаченную в длинный сарафан и огромный кокошник. Да, именно так выглядят славянские модницы на архивных фотоснимках. Но на самом деле русский женский костюм отличался разнообразием, хотя и включал в себя несколько обязательных элементов.

Головной убор

Зависел от возраста девушки и ее семейного статуса. Он играл определяющую роль в наряде. Юные барышни, не обремененные узами брака, часть локонов оставляли непокрытыми. Элементы русского народного женского костюма в этом случае были простыми и неброскими. Девушки предпочитали использовать ленты, обручи, повязки или ажурные венцы.

После свадебной церемонии и проведения обряда «расплетения косы», барышня становилась женщиной и получала право носить головной убор под названием «кичка молодухи». После рождения ребёнка его сменяла рогатая или лопатообразная кика, которая являлась символом плодородия и способности к деторождению.

Замужние дамы полностью закрывали волосы головным убором. Согласно древним традициям поверх кички надевали убрус (платок).

Корона русских красавиц – кокошник, считался праздничным аксессуаром. Носить его могли только семейные дамы. Кичку надевали перед выходом на улицу, а вот в домашних условиях женщины предпочитали использовать головной убор попроще – повойник (чепчик).

Платок

Неотъемлемый элемент гардероба замужней барышни. Его надевали поверх кики, которую доставали из шкафа лишь по великим праздникам. Изначально носили тканевые изделия, под низ натягивали шапочки из шерсти.

Пуховой аксессуар часто дарили на церемонии бракосочетания. Поскольку после обретения статуса замужней дамы, выйти из дома с непокрытой головой считалось позором.

Убрус порой достигал ширины пятидесяти сантиметров. Чаще всего платок сшили из тонкого полотна прямоугольной формы. Один конец изделия всегда декорировали вышивкой из серебряных или золотых нитей. Он свисал на плечо, девушки никогда не прятали его под верхнюю одежду.

Вторым концом платка обвязывали голову и подкалывали с помощью булавочки под подбородком. В десятом столетии поверх убруса располагали целый комплект ювелирных украшений.

Спустя некоторое время платок стали шить из куска ткани треугольной формы. В этом случае оба конца изделия закалывали под подбородком либо закрепляли на макушке с помощью фигурного узла. Некоторые девушки предпочитали опускать богато расшитые концы аксессуара на плечи или закидывали за спину. Подобная мода пришла в страну лишь в восемнадцатом столетии.

До этого момента дамы просто туго обвязывали шею, а незамысловатый узел располагали на макушке. Подобную методику современники именовали «головкой». Считалось, что с помощью платка девушка могла подчеркнуть свою индивидуальность и красоту.
Вернуться к оглавлению 

Женская рубаха

Один из главных элементов традиционного наряда. Для ее пошива брали хлопок, лён или дорогостоящие ткани (например, шёлк). Длина рубахи не ниже щиколоток. Подол, рукава и ворот обильно украшали разнообразной вышивкой, орнаментом.

Причем тип узора и его расцветка отличались в зависимости от того, в каком регионе проживала барышня. Например, дамы из Воронежа предпочитали рисунки чёрного оттенка, которые отличались строгостью и изысканностью. В Тульской и Курской губерниях рубахи декорировали орнаментом из красной нити. На севере и в центре страны преобладал синий, золотистый и алый цвет.

Для каждого типа деятельности имелась своя сорочка. Например, у барышни были «посевные», «пожнивные» рубахи. При этом рабочий предмет гардероба обладал богатым декором и приравнивался к праздничному одеянию.

Славянские барышни часто вышивали на рубахах молитвенные обереги или заклинательные знаки. Они искренне верили, что, отбирая у земли ее плоды, отнимая жизнь у ржи или пшеницы, они нарушают естественную гармонию и вступают в конфликт с природой. Перед забоем животного или скосом травы девушки обязательно говорили: «Господи, прости меня!».

Отдельного внимания заслуживает этимология слова «рубаха». Происходит оно вовсе не от глагола «рубить», как многие могут подумать, хотя колоть дрова в ней очень удобно. Истоки названия в слове «рубь», то есть рубеж.

Получается, что рубаха – это сшитое полотнище с рубчиками. Ранее сорочки не подшивали, а подрубали. Впрочем, в некоторых поселениях подобные выражения используют до сих пор.

Сарафан

Название одежды происходит от персидского «сарон па» – «через голову». Впервые упоминание о нем встречается в летописи, датированной 1376 годом. Традиционная модель имела форму трапеции и надевалась поверх рубахи.

Изначально это был элемент мужского гардероба, предназначенное для праздничных мероприятий. Княжеское одеяние с длинными рукавами сшили из дорогостоящей материи – шёлк, бархат, парча. От знати сарафан перешел к духовенству, а потом до него добрались и девушки.

Существует множество разновидностей национального «платья»: глухие, распашные, прямые. В первом случае косоклинный сарафан имел продольные клинья и скошенные боковые вставки. Для распашного одеяния брали два полотнища и соединяли их с помощью пуговиц или иной застёжки. Прямой сарафан имел широкие лямки.

Самые популярные оттенки: зелёный, красный, синий, голубой, вишнёвый. Для праздничных мероприятий и свадебных церемоний вещи шили из парчи или шёлка, повседневные модели создавали из ситца или сукна. Иностранное слово «сарафан» крайне редко встречалось в древнерусских поседениях. Чаще всего вещь именовали штофник, костыч или синяк.

Поверх сарафанчика дамы натягивали душегрейку (аналог современной кофточки). Для простого народа она считалась праздничным одеянием, для аристократов повседневной вещью. Телогрейку шили из дорогостоящей материи (бархат, парча).

Императрица Екатерина Великая, слывшая законодательницей моды в те времена, вернула подзабытый элемент гардероба в обиход. Ведь Петр Первый, увлекшийся многочисленными реформами, не только заставил бояр сбрить бороды, но и запретил носить национальный костюм. Правитель мечтал стать на шаг ближе к Европе.

Государыня имела прямо противоположное мнение. Она считала, что в славянах необходим воспитывать чувство собственного достоинства и гордости. Встав у власти, Екатерина сама начала регулярно облачаться в сарафаны. Вскоре ее примеру последовали придворные дамы.

Если верить археологическим раскопкам, сарафан появился на Руси в четырнадцатом столетии. До восемнадцатого века их носили все слои населения, независимо от социального статуса. После реформ Петра Первого сарафан считали крестьянской одеждой. Но благодаря Екатерине одеяние совершило головокружительный камбэк и вновь вознеслось на вершину модного пьедестала.

Передник

Фартук не только защищал вещи от различных загрязнений, но и выполнял роль декоративного элемента. Его носили в качестве украшения праздничного одеяния, чтобы создать завершенный и монументальный образ.

Передник повязывали поверх сорочки, сарафана и поневы (юбка). На Руси в обиходе было слово «запон», происходившее от глагола «запинати» (закрывать). Фартуку уделяли особое внимание при декорировании. Это был самый яркий элемент наряда, украшенный вышивкой, лентами и разнообразной отделкой.

Края передника оформляли с помощью кружева и оборок. По вышивке, которой декорировали фартук, можно узнать много интересного про девушку: семейный статус, наличие и количество детей, вкусы владельцы и т.д. Каждый завиток узор и мельчайшая деталь подчеркивали индивидуальность барышни и несли особый смысл.

Женские сапожки

На народные гуляния и праздничные мероприятия девушки надевали туфли на плоской подошве, выполненные из цветной кожи. Для повседневного ношения использовали сапоги и башмаки. Чтобы их пошить брали бархат, парчу или натуральную кожу.

С конца шестнадцатого столетия русский народный женский костюм пополнился сапожками на небольшом каблуке.

Обувь для девушек отличалась невысоким голенищем. Часто ее декорировали разнообразной вышивкой или украшали драгоценными камнями. Подошву подбивали маленькими гвоздиками, под каблуком закрепляли скобы из серебра.

С семнадцатого столетия в моду вошли башмаки. Они были более комфортными, чем сапоги, поскольку имели короткое голенище. Для пошива брали атлас, бархат, шёлк. Их также обильно декорировали. Самые распространенные расцветки – жёлтый, зелёный, алый.
Вернуться к оглавлению 

Понева

Проще говоря, юбка. Считалась обязательным элементом костюма для замужней барышни. Состояла из трех полотнищ, встречались глухие и распашные модели. Длина юбки напрямую зависела от длины сорочки. Подол изделия украшали орнаментом, вышивкой. Для пошива вещи чаще всего брали полушерстяную клетчатую материю.

Юбку надевали на рубаху и оборачивали вокруг бедер. Чтобы она не спадала, изделие на талии закрепляли шерстяным шнурком. На Руси широкое распространение получил обряд надевания поневы. Это означало, что девушка готова к замужеству.

Пояс

Неотъемлемый элемент женского национального костюма. В старину было принято подпоясывать нижнюю сорочку. Существовал даже специальный обряд, в котором новорожденную крошку опоясывали. Ритуал проводили для защиты ребенка от нечисти и сглаза.

Существовало поверье, что пояс – это своеобразный магический амулет. Его не снимали даже отправляясь в баню. Считалось большим грехом разгуливать по улице с неподпоясанной рубахой.

В конце девятнадцатого столетия в южных регионах «ремешок» носили под сарафаном. Для их пошива брали лён, шерсть или хлопок. Их вязали либо ткали. Иногда кушак достигал длины трех метров. Подобные изделия предписывали носить незамужним девушкам.

А вот женщины, прошедшие процедуру венчания, облачались в пояс с объемным геометрическим орнаментом. Для праздничных мероприятий дамы доставали из гардероба жёлто-красный кушак из шерсти, декорированный тесьмой.

Украшения народного костюма для женщин

Специфическим аксессуаром славянских дам были уникальные височные кольца. Также часто встречались такие украшения, как бусы, ожерелья и массивные браслеты.

В кинофильмах женщин Древней Руси часто изображают с огромными и сложными аксессуарами, но поскольку в стране было слабо развита ювелирная отрасль, основная часть изделий отличалась простотой.

На древнерусских модницах чаще всего можно было увидеть серьги и ожерелья. Выделялось несколько разновидностей этих аксессуаров. Среди сережек наибольшей популярностью пользовались следующие модели:

  • Колты. Золотые или серебряные литые подвески, которые располагались на лентах возле виска. Они заменяли традиционные серьги и одновременно служили защитным амулетом. Представляли собой два выпуклых щитка, соединенных друг с другом и оснащенных сверху дужкой для подвешивания. Имеют округлую форму или выполнены в виде звезды.
  • Пясы. Вошли в обиход с четырнадцатого века. Это массивные подвески на кольце, оснащенные по краю колокольчиками. Крепились к головному убору и уху.
  • Одинцы, двойчатки. Появились на Руси в пятнадцатом веке. Висячие сережки с одной, двумя или тремя стержнями декорированными шариками, бусинками или жемчугом.
  • Голубцы (орлики). Украшение получило распространение в шестнадцатом веке. Массивные серьги, напоминающие фигурку одной или двух птиц.

Не меньшей популярностью, чем сережки у барышень пользовались ожерелья. Их разнообразие и красота до сих пор поражает воображение:

  • Гайтан. Нагрудный или наспинный аксессуар, состоявший из сплетенных металлических колец. В наши дни гайтана — это длинная полоска бисера шириной до десяти сантиметров. Два ее конца соединены подвеской с украшением.
  • Грибатка. Бисерная полоса, которая с помощью медальонов поделена на равные участки. Внизу может смыкаться или нет.
  • Колодочка. Имитирует тело змеи. Туго сплетенный объемный «ошейник» из бисера или цепочки пользовался популярностью в Калуге и Рязани.
  • Гривна. Ободок, который надевали на шею. Некоторые модели оснащены широкой ставкой из золота или серебра.

Большим спросом у древнерусских красавиц пользовались перлы. Это оригинальное ожерелье из речного жемчуга, нанизанного на конский волос.

Заключение

Девушка в русском народном костюме – это воплощение красоты, скромности и изящности. Традиционное одеяние барышень Древней Руси отличалось разнообразием и яркими расцветками. Практически каждая деталь наряда была декорирована оригинальной вышивкой или орнаментом.

Посмотрев видеосюжет, вы получите дополнительные сведения о такой детали народного костюма, как рубаха.

Вернуться к оглавлению 

Элементы праздничных костюмов народов России из сокровищниц Исторического и Русского музеев

Этим летом мне посчастливилось детально ознакомится с традиционными костюмами народов России. И посетила меня не новая, впрочем, но актуальная для меня мысль: кутюрье во всем мире вдохновляются народным костюмом, его традициями, многие иностранные дома моды делали коллекции по мотивам не только своего национального костюма, но и в русском стиле, так и нам, мастерам из России обязательно надо изучать свои традиции, вдохновляться ими и создавать на их основе современные творения.

Маленькая ремарка. В детстве я почему-то очень не любила наш национальный костюм. В доме были книги с фотографиями. Я их рассматривала и думала, что же эти крестьянские одежды такие аляповатые, безвкусные, слишком много всего — и цвета, и узоров, и как капуста все одно на другое. То ли дело ансамбль «Березка», или персонажи мультфильмов или фильмов-сказок Ромма. Наверное, это сказочные костюмы, думала я, придуманные. Ан нет, и такие костюмы были.

Как в детстве, так и сейчас я в восторге от душегрей, венцов, кокошников. А сейчас и народный крестьянский костюм стал нравиться. То ли вкусы меняются, то ли с опытом и знаниями пришло понимание тонкости работы и вкуса народных мастеров.

Поэтому, будучи в Русском музее в Петербурге, я не ограничилась просмотром картин известных художников, а зашла в залы прикладного искусства и получила массу вдохновения и эстетического наслаждения. К сожалению, с собой был только планшет и фото я делала исключительно для себя, но я решила также поместить эти фото, заранее прошу прощения за их качество.

Все представленные фото сканированы из каталога выставки. Вдохновляйтесь и используйте в своих работах!

г. Торжок, Тверская губ. Ожерелье: перламутр, стеклянные бусины, цветные стекла в кастах, хлопчатобумажная ткань; низание, вышивка. Пояс: шелковые и золото серебряные нити; ткачество, плетение. Первая половина XIX века.

Элементы праздничных костюмов народов России из сокровищниц Исторического и Русского музеев, фото № 1

Элементы праздничных костюмов народов России из сокровищниц Исторического и Русского музеев, фото № 2

Центральная Россия. Конец XVIII — начало XIX века. Ожерелье: перламутр, стекло, лен, шелк; вышивка.

Элементы праздничных костюмов народов России из сокровищниц Исторического и Русского музеев, фото № 3

Ожерелье: льняное полотно, льняные нити, шелковые ленты, перламутр, стекло, металл, трунцало; вышивка, низание.

Элементы праздничных костюмов народов России из сокровищниц Исторического и Русского музеев, фото № 4

Ожерелье: колотый перламутр, стеклянные бусины, льняная нить, шелк; плетение, низание.

Элементы праздничных костюмов народов России из сокровищниц Исторического и Русского музеев, фото № 5

Каптур(двуух): конец XVII в. бархат, мех соболя, тафта, шелковая лента, золотые нити и шнур, фольга; ручное золотое шитье.

Такую шапочку прям очень хочется 🙂

Элементы праздничных костюмов народов России из сокровищниц Исторического и Русского музеев, фото № 6

Кокошник: Тверская губерния, вторая половина XVIII в., бархат, ситец, золотые нити, галун, цветные стекла, бисер, колотый перламутр; золотое шитье, низание.

Элементы праздничных костюмов народов России из сокровищниц Исторического и Русского музеев, фото № 7

Кокошник: вторая половина XVIII в. узорный шелк, крашенина, жемчуг речной, перламутровые плашки, цветные стекла, желтый и белый металл, фольга, золотный и хлопчатобумажный шнуры; низание.

Элементы праздничных костюмов народов России из сокровищниц Исторического и Русского музеев, фото № 8

Кокошник: Псковская губ. конец XVIII в. ткань полушелковая, холст, колотый перламутр; низание.

Элементы праздничных костюмов народов России из сокровищниц Исторического и Русского музеев, фото № 9

Платок: первая половина XIX в. тафта, золото-серебряные нити, бить, канитель, блестки, золотная бахрома; вышивка.

Элементы праздничных костюмов народов России из сокровищниц Исторического и Русского музеев, фото № 10

Сорока: Тверская губ. (тверские карелы) начало XIX в. холст, ситец, бархат, парча, золотные нити и галун, тесьма, блестки; золотное шитье.

Элементы праздничных костюмов народов России из сокровищниц Исторического и Русского музеев, фото № 11

Венец: Архангельская губ., сер. XVIII в. колотый перламутр, перламутровые плашки, цветные стекла, ленты шелковые; низание.

(Прям как у царевны Лебедь).

Элементы праздничных костюмов народов России из сокровищниц Исторического и Русского музеев, фото № 12

Венец: Архангельская губ. XIX в. кумач, шелк, набойка, золотные нити, блестки, тесьма из бити, цветные стекла, бисер, стеклярус, мишурный галун, золотное кружево, шелковые ленты, золотное шитье по карте; низание.

Элементы праздничных костюмов народов России из сокровищниц Исторического и Русского музеев, фото № 13

Девичья головная повязка-лента: Ярославль вторая пол. XIX в. шелк узорный, набойка, золотные галун и шнурок, бисер, колотый перламутр, перламутровые плашки, цветные стекла, металл; низание.

Элементы праздничных костюмов народов России из сокровищниц Исторического и Русского музеев, фото № 14

Косники (украшение на косу): вторая пол. XVIII в. бархат, шелк, золотная нить, парча, канитель, золотное кружево и бахрома, перламутровые плашки, колотый перламутр, цветные стекла, желтый и белый металл; золотное шитье и низание.

Элементы праздничных костюмов народов России из сокровищниц Исторического и Русского музеев, фото № 15

Элементы праздничных костюмов народов России из сокровищниц Исторического и Русского музеев, фото № 16

Кокошник: Олонецкая губ. (Поволжье) вторая пол. XIX в. золотный галун, жемчуг речной, бисер, перламутровые плашки, белый шнурок, золотные нити; низание.

Элементы праздничных костюмов народов России из сокровищниц Исторического и Русского музеев, фото № 17

Сборник: конец XVIII в. парча, ситец, рубчатая шелковая лента с тканым узором, золотные галун и бахрома, бисер, фольга, блестки; низание.

Элементы праздничных костюмов народов России из сокровищниц Исторического и Русского музеев, фото № 18

Сборники: Костромская и Вологодская губ. XIX в. холст, кумач, ситец, золотные нити, колотый перламутр, перламутровые плашки, конский волос, дутые бусины, цветные стекла; золотное шитье, низание.

Элементы праздничных костюмов народов России из сокровищниц Исторического и Русского музеев, фото № 19

Элементы праздничных костюмов народов России из сокровищниц Исторического и Русского музеев, фото № 20

Ожерелье-перло: Новгородская губ. вторая пол. XIX в. бисер, стразы, хлопчатобумажная ткань, шелк, металл, конский волос; вышивка, низание.

Элементы праздничных костюмов народов России из сокровищниц Исторического и Русского музеев, фото № 21

Не удержалась 🙂 Фото сарафана целиком. Ну, прям классный джинсовый сарафан, хоть сейчас носи 🙂

Элементы праздничных костюмов народов России из сокровищниц Исторического и Русского музеев, фото № 22

Платок: Владимирская губ. конец XIX в. крашение кумачовой; ручная набивка.

Элементы праздничных костюмов народов России из сокровищниц Исторического и Русского музеев, фото № 23

Женское шейное украшение-ожерелок: Тульская губ. конец XIX — начало XX в. бархат, хлопчатобумажная ткань, стекло, пластмассовые пуговицы, металл; вышивка, низание.

Элементы праздничных костюмов народов России из сокровищниц Исторического и Русского музеев, фото № 24

Женские нагрудные украшение — гарус и грибатка: Воронежская губ. середина XIX в. шерсть, бисер, металл, стекло, шерстяные и металлические нити: плетение, низание, вышивка.

Элементы праздничных костюмов народов России из сокровищниц Исторического и Русского музеев, фото № 25

Пензенская губ. конец XIX -—начало XX в. (мордва-эрзя) Набедренное украшение — пулогай: холст, шерстяные нити, бисер, раковины каури, медные жетоны.

Элементы праздничных костюмов народов России из сокровищниц Исторического и Русского музеев, фото № 26

Нагрудная застежка — сюльгам: медь, проволока, бисер, бусины, цепочки, жетоны, пуговицы.

Элементы праздничных костюмов народов России из сокровищниц Исторического и Русского музеев, фото № 27

Женский головной убор — панго: луб, кашемир, бисер, позумент, блестки, цепочки, жетоны, пуговицы; вышивка.

Элементы праздничных костюмов народов России из сокровищниц Исторического и Русского музеев, фото № 28

Наплечное украшение — баяравань крганя: бисер, бусины, жетоны; низание.

Элементы праздничных костюмов народов России из сокровищниц Исторического и Русского музеев, фото № 29

Вятская губ. конец XIX в. (луговые марийцы) Нагрудное украшение — шушер: холст, кумач, картон, монеты, пуговицы, бисер, раковины каури, металл, коготь волка.

Элементы праздничных костюмов народов России из сокровищниц Исторического и Русского музеев, фото № 30

Женское поясное украшение — упике: первая пол. XIX в. шерсть, ситец, бисер, бусины, латунные трубки, раковины каури; ткачество.

Элементы праздничных костюмов народов России из сокровищниц Исторического и Русского музеев, фото № 31

Чувашия, вторая пол. XIX в. (чуваши) Нагрудное украшение — шулкеме: кожа, бисер, монеты, раковины каури, металл.

(Крупное фото, к сожалению, на целый разворот, так что в комплекте с рубахой. Но здесь важна скорее его форма.)

Элементы праздничных костюмов народов России из сокровищниц Исторического и Русского музеев, фото № 32

Женское нагрудное украшение: сатин, бисер, раковины каури, жетоны, бусины; плетение.

Элементы праздничных костюмов народов России из сокровищниц Исторического и Русского музеев, фото № 33

Татария (южные удмурты) Нагрудное украшение: конец XIX в. ткань, золотая тесьма, монеты, стекло. Шейное украшение: ткань, кораллы, монеты, шелковые ленты, позумент, пуговицы, раковины каури, две ювелирные подвески с сердоликами. Шейное украшение: кораллы, монеты, бусины, раковины каури.

Элементы праздничных костюмов народов России из сокровищниц Исторического и Русского музеев, фото № 34

И это только европейская часть России, а какое разнообразие цветов, материалов, техник, дизайна (если можно так выразиться).

Ну, и в завершении, немного фото из залов прикладного искусства Русского музея. Есть очень похожие изделия, но можно их увидеть несколько в трехмерном изображении. А еще есть серьги.

Элементы праздничных костюмов народов России из сокровищниц Исторического и Русского музеев, фото № 35

Элементы праздничных костюмов народов России из сокровищниц Исторического и Русского музеев, фото № 36

Элементы праздничных костюмов народов России из сокровищниц Исторического и Русского музеев, фото № 37

Элементы праздничных костюмов народов России из сокровищниц Исторического и Русского музеев, фото № 38

Элементы праздничных костюмов народов России из сокровищниц Исторического и Русского музеев, фото № 39

Элементы праздничных костюмов народов России из сокровищниц Исторического и Русского музеев, фото № 40

Элементы праздничных костюмов народов России из сокровищниц Исторического и Русского музеев, фото № 41

Элементы праздничных костюмов народов России из сокровищниц Исторического и Русского музеев, фото № 42

Элементы праздничных костюмов народов России из сокровищниц Исторического и Русского музеев, фото № 43

Элементы праздничных костюмов народов России из сокровищниц Исторического и Русского музеев, фото № 44

Элементы праздничных костюмов народов России из сокровищниц Исторического и Русского музеев, фото № 45

Что касается собственно выставки «Праздничная одежда народов России», то тут я узнала очень много нового о национальном костюме, а что-то стало просто открытием. Как мастер, занимающийся в первую очередь бижутерией и аксессуарами, я, конечно сделала акцент на украшениях, головных уборах, поясах костюмов народов европейской части России. Если кому-то будет интересна одежда в целом, пишите в комментариях, подготовлю отдельную публикацию.

Много еще, конечно, интересного в костюмах народов Севера и Кавказа, украшений, как таковых, на выставке не было представлено, зато сама одежда очень богато и интересно украшена. Но это тема для отдельной статьи.

Очарование русского народного костюма | Журнал Ярмарки Мастеров

Раньше одежду шили из льна, хлопка и шерсти. Она имела простой покрой. Только богатые люди могли ее украсить различными декоративными элементами: жемчугом, шелковой вышивкой, золотой или серебряной нитью. Национальные костюмы отличались яркими цветами.

Детская одежда очень похожа на взрослую и включает в себя: рубахи, косоворотки, штаны, сарафаны, передники, юбки и головные уборы.

Сейчас такую одежду одевают только по праздникам и концертные выступления.

Мы подобрали для вас коллекцию очаровательных детских русских народных нарядов. Мы хотим, чтобы такие наряды не забывались и дети помнили свою историю.

Очарование русского народного костюма, фото № 1

Очарование русского народного костюма, фото № 2

Очарование русского народного костюма, фото № 3

Очарование русского народного костюма, фото № 4

Очарование русского народного костюма, фото № 5

Очарование русского народного костюма, фото № 6

Очарование русского народного костюма, фото № 7

Очарование русского народного костюма, фото № 8

Очарование русского народного костюма, фото № 9

Очарование русского народного костюма, фото № 10

Очарование русского народного костюма, фото № 11

Очарование русского народного костюма, фото № 12

Русский народный костюм: шейные украшения.

Русский народный костюм: шейные украшения.

Бусы носили женщины разных сословий, и это было одно из самых популярных шейных украшений. Наиболее распространёнными были стеклянные бусы. Наиболее любимым цветом для бус считался зелёный. А вот знатные женщины предпочитали бусы, составленные из различных материалов (золотые, жемчужные и выточенные из драгоценных камней).
Древнеславянское название ожерелья «монисто» произошло от индоевропейского слова «mono» (шея). Включенные в ожерелье оленьи зубы, собачьи клыки, зерно-каплевидные предметы указывали на защитную функцию. На Руси пронизи, монеты, бляшки на нитке или шнурке; бусы из бисера, кораллов. В южных областях переделано в «намисто».
В XIX веке были распространены «гайтаны» — изделия, снизанные из мелких бус и бисера, которые спускались спереди до пояса и ниже. Большего расцвета достигли в конце XIX — начале XX в. в юго-восточной части России, у народов Поволжья и Приуралья, Сибири. Изготовляли, нанизывая бисер на одну и более нитей (иногда до 30), вручную и ткали на специальном станке с нитяной основой. Набирали бисеринки на суровую вощеную нитку, конский волос или тоненькую проволоку. Переплетая нити с нанизанными по счету бисеринками, мастерицы создавали яркие, красочные узоры, чередуя геометрические, стилизованные растительные или зооморфные орнаменты. Рисунки для украшений мастерицы придумывали сами и заимствовали из узоров тканых, плетеных и вышитых изделий.
Украшения называли по-разному — борода, жерелок, подшейник, подгорлок, ошейник, зажельник, раз метка, гайтан (в переводе с древнегреческого и древнелатинского — плетешок, тесьма, шнурок), итан, чопка, королеска, сетка, чапочка. На гайтане — шнурке носили нательный крест, гайтан — плетешок украшали монетами, ракушками, большими бусинами.
Позже появился и «заборочник» («заброшник», «заборосник» «наборник») в виде подковообразного воротничка, который плотно закрывал шею и завязывался сзади на тесемки-завязки. Шили их из льняного полотна, выкладывали белью и сплошь расшива-ли жемчугом или бисером. Такой «заборочник» казался неброским, но только на первый взгляд. Мелкий жемчуг, нашитый в россыпь по белой рельефной поверхности настила, сиял на шее у девушки, как белый снег в морозную лунную ночь, или как утренняя роса в чистом поле, посверкивающая на ясном солнышке.
Жемчужные «ожерелки» — красивые шейные украшения из речного скатного жемчуга с особым матовым блеском, которые допускалось носить только девушкам или «молодухам». Жемчуг нанизывали на крепкую шелковую нитку и собирали в ожерельица — несколько десятков жемчужных нитей закрепляли за концы с кусочками льняного полотна, к которым пришивали завязки.
В женских и девичьих нарядах употреблялись накладные воротники. Все они круглые и плоские по форме. Поверхность воротников состоит из сплошного шитья бисером и перламутром тем или иным узором. Вышивка чаще всего представляет собою волнистый стебель с цветами-розетками и овальными листьями. В ней можно найти много общего с шитьем на твердых девичьих венцах, где также сочетались белый бисер, цветные пронизи, перламутровые зерна и металлические блестки.

На фотографиях ниже представленны несколько картин мордовского художника Ф. В. Сычкова, поэтому дорогие читатели, имейте ввиду, что костюмы изображены мордовского народа. Шейные украшения в данном случае носят показательный характер.

Русский народный костюм: шейные украшения., фото № 1

Русский народный костюм: шейные украшения., фото № 2

Русский народный костюм: шейные украшения., фото № 3

Русский народный костюм: шейные украшения., фото № 4

Русский народный костюм: шейные украшения., фото № 5

Русский народный костюм: шейные украшения., фото № 6

Русский народный костюм: шейные украшения., фото № 7

Русский народный костюм: шейные украшения., фото № 8

Народные костюмы России. Костюмы русского народа

Национальная одежда — это часть культуры народа. Она формируется в зависимости от особенностей климата, мировоззрения и рода деятельности людей. Каждый народ должен знать свое прошлое и его традиции. Во многих странах национальная одежда используется на праздниках и дома, а в России очень мало кто знает, как одевались наши предки. Когда говорят о традиционной одежде, большинство людей представляет женщину в вышитой рубахе, кокошнике и сарафане. Да и с ними большинство знакомо только по фото. Народные костюмы же на самом деле отличались большим разнообразием. По ним можно было судить о социальном статусе владельца, его возрасте, семейном положении и роде деятельности. Народные костюмы России были разными в зависимости от географического положения. Например, только на севере носили сарафаны, а в южных районах поверх рубахи надевалась понева.

История национальной русской одежды

В основном изучены народные костюмы России с 18 века. Много одежды сохранилось в музеях, частных коллекциях и в обычных деревенских домах. Из произведений искусства тоже можно узнать, как выглядели народные костюмы России. Картинки из старых книг дают представление о традициях и культуре народа. О том же, как одевались наши предки ранее, мы узнаем по отрывочным сведениям из летописей, по археологическим раскопкам или из сказок. Археологи по крупицам восстанавливают не только фасон и расцветку одежды людей из захоронений, но и состав ткани и

народный костюм россии рисунокдаже вышивку и украшения. Ученые выяснили, что до 18 века и крестьяне, и бояре одевались одинаково, различия были лишь в богатстве тканей и отделки. Петр Первый запретил боярам носить народную одежду, и с этого времени она осталась только в среде простых людей. В деревнях традиционный русский костюм был распространен еще в начале 20 века, правда наряжались в него только по праздникам.

Из чего делали одежду на Руси?

Издавна на Руси для изготовления костюмов использовали натуральные ткани: хлопок, лен, конопляное полотно или сукно из овечьей шерсти. Красили их натуральными красками. В большинстве областей России наиболее распространенным был красный цвет. В более богатых семьях шили одежду из дорогих привозных тканей, например, шелка. Кроме тканей использовались меха, овчина и кожа. Для теплой одежды применяли также шерстяную нить из овечьей и козьей шерсти. Очень богато украшен был народный костюм России. Рисунок на ткани и вышивку могли делать золотой или серебряной нитью, отделывали наряд бисером, драгоценными камнями или металлическим кружевом.

Особенности национальной одежды в России

1. Наряд был многослойным, особенно у женщин. На рубаху надевали запашную поневу, сверху «запон» или передник, потом фартук.

2. Вся одежда была свободного покроя. Для удобства и свободы движений она дополнялась прямоугольными или косыми вставками.

3. Все костюмы русского народа имели общий обязательный элемент — пояс. Эта

деталь одежды использовалась не только для украшения или придерживания одежды. Орнаменты на поясах служили оберегом.

4. Вся одежда, даже повседневная и рабочая, была украшена вышивкой. Она для наших предков несла сакральное значение и служила защитой от нечистой силы. По вышивке можно было многое узнать о человеке: его социальный статус, возраст и принадлежность к определенному роду.

5. Народные костюмы России шились из ярких тканей и богато украшались тесьмой, бисером, вышивкой, блестками или узорными вставками.

6. Обязательным элементом как мужской, так и женской одежды был головной убор. В некоторых областях у замужних женщин он был многослойным и весил около 5 килограммов.

7. Каждый человек имел специальную обрядовую одежду, которая была более богато украшена и вышита. Ее старались не стирать и надевали несколько раз в году.

Россия — огромная страна, поэтому в разных регионах одежда людей отличалась, часто даже значительно. Это хорошо можно увидеть в этнографическом музее или на фото. Народные костюмы южных областей более древние. На их формирование оказали влияние украинские и белорусские традиции. И, несмотря на общие черты, в разных областях они могли отличаться цветом вышивки, фасоном юбки или особенностями головного убора.

Народный женский костюм на юге России состоял их холщовой рубахи, на которую надевалась понева — распашная юбка. В некоторых областях вместо поневы носили юбку-андорак — широкую, собранную в поясе на тесьму или резинку. Сверху надевали высокий передник и запон. Обязательным был широкий пояс. Головной убор состоял из высокой кики и сороки. Одежда была богата украшена вышивкой и узорными вставками. Самые яркие цвета использовались в костюмах Рязанской губернии, а Воронежские мастерицы расшивали свои рубахи черными узорами.

Народная женская одежда других районов России

Женский русский костюм в средней полосе и на Севере состоял из рубахи, сарафана и передника. Для шитья одежды там чаще использовались дорогие заморские ткани, например, шелк, атлас или парча. Рубахи были богато украшены яркой вышивкой или узорными вставками. Сарафаны могли быть сшиты из косых клиньев, со швом спереди или из одного полотна. Они были на широких лямках или с оплечьем. Украшали их тесьмой, кружевами, висячими пуговицами.

Головной убор у женщин этих областей состоял из кокошника и платка. Часто их украшали жемчугом или расшивали бисером. На Севере были также распространены короткие душегрейки и длинные шубы из натурального меха. В разных областях мастерицы славились каким-то рукоделием. Например, в Архангельской губернии была известна роскошная вышивка и кружева, Тверская губерния славилась золотошвейным искусством, а симбирские наряды отличались большим, красиво украшенным кокошником.

Мужской русский костюм

Он был менее разнообразным и почти не отличался у жителей разных областей. Основой его была длинная, часто до колен, рубаха. Ее отличительной особенностью являлся вырез на горловине с левого края, иногда расположенный косо. Такие рубахи получили название «косоворотка». Но во многих южных губерниях вырез был

прямым.

Штаны чаще всего были узкими, шили их с ластовицей для удобства передвижения. Они не имели карманов и застежки, удерживались с помощью тесьмы, называемой «гашником». Чаще всего они были из простой холщовой однотонной ткани или из тонкой шерсти в узкую полоску. В некоторых областях, например, среди донских казаков, были распространены широкие шаровары красного или синего цвета.

Обязательным элементом мужского костюма был широкий пояс, который, кроме обережного значения, имел еще и практическое применение: к нему привязывали разные нужные мелочи. В средней полосе России и на Севере были распространены еще и жилеты, надеваемые поверх рубахи. На голове мужчины носили мягкую суконную шапку, а в более позднее время — картуз.

Народная рубаха

Это основной элемент одежды всех русских людей, независимо от пола, возраста или социального положения. Различия были в основном в ткани, из которой ее шили, и в богатстве украшений. Например, детская рубаха делалась чаще всего из старой

одежды родителей и имела минимум вышивки. Во многих областях дети до 12 лет не носили кроме нее ничего. Все народные костюмы России обязательно включали в свой состав этот предмет одежды.

Особенности народной рубахи

1. Покрой ее был простым, свободным, и состояла она из прямых деталей. Для удобства под мышками вставлялась ластовица.

2. Рукава у рубахи всегда были длинными, часто такими, что закрывали пальцы рук. Иногда они были еще и слишком широкими. В таких случаях для их поддержки на запастья надевали специальные браслеты.

3. Все рубахи были длинными. У мужчин они часто достигали колена и носились поверх штанов, а у женщин они могли быть до пола.

4. Часто женские рубахи шили из двух частей. Верхняя делалась из более дорогой ткани, богато украшалась, а нижняя — простая и из дешевой домотканной материи. Это нужно было для того, чтобы ее можно было отпороть и постирать или заменить на другую, так как эта часть больше изнашивалась.

5. Рубахи всегда богато украшались вышивкой. И делалось это не только для украшения, эти узоры защищали человека от нечистой силы и сглаза. Поэтому располагалась вышивка чаще всего по подолу, вороту и манжетам. Закрывали орнаментом также нагрудную часть рубахи.

6. Рубах у человека было много, на все случаи жизни. Самые нарядные — обрядовые — надевались только несколько раз в году.

Сарафан

Это самая распространенная женская одежда в средней полосе и на севере Руси. Носили их до 18 века во всех сословиях, а после Петровских реформ он остался только в среде крестьян. Но в деревне до середины 20 века сарафан был единственной нарядной одеждой.

Считается, что этот предмет одежды на Руси стали носить в 14 веке. Сначала сарафан имел вид платья без рукавов, одеваемого через голову. Позже они стали

более разнообразными. А в некоторых областях сарафанами называли широкую присборенную юбку, носимую под грудью. Их шили не только из домотканного холста, но и из парчи, атласа или шелка. Обшивались сарафаны полосами цветной материи, тесьмой и атласной лентой. Иногда их расшивали вышивкой или украшали аппликацией.

Виды сарафанов

1. Туникообразный глухой косоклинный сарафан. Он шился из одного полотнища ткани, сложенного пополам. Горловину вырезали по сгибу, а с боков вставляли несколько клиньев. Они были простыми не только по крою: шили их из домотканой материи — холста, тонкого сукна или шерсти. Украшались они по подолу, вороту и пройме кусками яркого кумача.

2. Распашной косоклинный сарафан появился позже и стал более распространен. Шился он их 3-4 полотен ткани и украшался узорными вставками, атласными лентами и вышивкой.

3. В последние столетия популярным стал прямой распашной сарафан. Он шился из нескольких прямых полотен легкой материи. Имел вид юбки, присборенной на груди с двумя узкими лямками.

4. Менее распространенным видом сарафана является разновидность прямого, но сшитая из двух частей: юбки и лифа.

Что еще носили женщины на Руси?

В южных областях России вместо сарафана надевали поверх рубахи поневу. Это юбка, сшитая из трех полотнищ шерстяной ткани. Ткали материю дома, чередуя шерстяную и конопляную нить. Это создавало на ткани узор из клеток. Поневы украшали бахромой, кистями, блестками, и чем моложе была женщина, тем ярче украшалась ее юбка. Ее носили только замужние женщины, и фигура в ней казалась не такой стройной, как в сарафане, так как часто на пояс выпускали рубаху, что скрывало линию талии.

Поверх поневы надевали передник, который назывался «занавеской» или «запоном». Его шили из прямого полотна ткани, перегнутого пополам с прорезанным по сгибу отверстием для головы. Передник красиво оформляли, украшая полосами узорчатой ткани или тесьмой.

В холодное время года носили стеганые душегрейки из парчи или атласа с ватной подкладкой и часто отороченные мехом. Кроме шуб носили «пониток» — теплую одежду из сукна.

Вышивка на народной одежде

В народе очень сильна была вера в силу Природы, в богов и духов. Поэтому для защиты все вещи украшали вышивкой. Особенно большое значение она имела на обрядовой праздничной одежде. Но много вышивки имел и обычный народный костюм России. Рисунок ее располагался чаще всего по подолу, воротнику и манжетам. Вышивка также покрывала швы одежды, рукава и нагрудную часть. Чаще всего использовались геометрические фигуры, солярные символы, знаки земли, плодородия, птиц и животных. Больше всего вышивки было на женской одежде. Причем располагалась она ярусами: по подолу символы земли, семян и растений, чаще всего черного цвета, а верх одежды украшали изображения птиц, животных, солнца и звезд, выполненные красными нитками.

В последнее время все больше стали говорить о возрождении родных традиций и русской культуры. И у многих интерес вызывают народные костюмы России. Фото в сети все чаще запечатлевают современных людей в национальной одежде.

Немного об истории юбки в русском народном костюме

В русской деревне юбки появились не раньше 19 века, до этого одеждой служили длинная холщовая рубаха и сарафан. Юбки шили из прямого полотнища, густо собирая его на узком пояске. Было принято юбки шить из батиста или ситца: голубые, розовые, синие и др. Деревенская мода всегда соответствовала укладу крестьянской жизни. Телесная полнота означала для крестьянской девушки здоровье )), а здоровье – это дети работа до седьмого пота. Потому девушки на выданье надевали по праздникам по несколько юбок, (чтобы казаться толще) — полнота для них была все равно, что красота.Полным — хватало двух-трех нижних юбок, отличавшиеся худобой натягивали на себя по пять-шесть юбок сразу. Зимой обязательно надевали стеганую на вате исподнюю юбку.

Немного об истории юбки в русском народном костюме, фото № 1

Крестьянские нравы коротких юбок не допускали: девичья юбка открывала только ступни, у замужних женщин была обязательно до пят.

По числу юбок мерился достаток. У донских казачек бывало по 15-20 юбок, к ним для пары полагалась кофта того же цвета.

Древние юбки были на Руси – поневы. По сути та же юбка, только полы ее не были сшиты. Ее называли растополкой, т.е. распашной. Держалась понева на гашнике (ремень, тесьма, шнурок).

Изготовлены, как правило, из клетчатой домотканой шерсти, они были: добрые, хожалые, посвятные и последние. А еще поневы делились на синятки (однотонные синие) и краснятки (красные с узором). Понева больше всего напоминает наши прямые юбки. С18 века появились глухие поневы, у которых спереди было вшито однотонное полотенце – пошва.

Деревенские портнихи были очень изобретательны в отделке понев. Они додумались даже до плиссерованных понев: сшитую поневу складывали по клеткам и перевязав веревочкой, клали под горячий деревенский каравай. Складки плиссе долго не расходились. Придумали себе русские крестьянки нечто вроде модного тогда турнюра. Они подтыкали поневу сбоку за пояс, чтобы сзади получался кулек.Отправляясь же в церковь или в город, надевали поневу с «хвостом» из красного сукна с разноцветными шелковыми лентами, позументом, бархотками и рядом пуговиц. Такую поневу носили до тех пор, пока не приходилось стать свекровью или тещей. Или пока не наступала старость.

В Тульской губернии были поневы с бубенцами – при ходьбе их было слышно издалека. Самые разукрашенные поневы носили женщины до рождения первенца.

На праздничных поневах от украшений не оставалось живого места, и носить такую тяжесть было нелегко: иные весили по 5-6 кг.

Понева была женской одеждой. Девичий наряд, как правило, состоял из рубахи с шерстяным поясом, а поверх – фартук или армяк. В день совершеннолетия, на именины девушки или в праздник на нее в присутствии всех родных на нее надевали поневу. Девушку, надевшую поневу можно было сватать и собирать приданое.

Немного об истории юбки в русском народном костюме, фото № 2

Всегда Ваша,
Виктория Пилишевская, Tailor club.