Святая Земля. Часть 5. Нагорная страна. Горненский монастырь | Материнство
Горненский монастырь расположен на окраине Иерусалима, близ селения Эйн-Карем. Участок был приобретен хорошо известным любому паломнику архимандритом Антонином Капустиным, начальником РДМ, в конце XIX века.
Местность эта действительно гористая, что дало название и монастырю, и «нагорной стране», куда пришла к Елисавете ее родственница, Пресвятая Дева Мария, сразу после Благовещения, из далекого Назарета.
«Во дни Ирода, царя Иудейского, был священник из Авиевой чреды, именем Захария, и жена его из рода Ааронова, имя ей Елисавета. Оба они были праведны пред Богом, поступая по всем заповедям и уставам Господним беспорочно. У них не было детей, ибо Елисавета была неплодна, и оба были уже в летах преклонных.
Однажды, когда он в порядке своей чреды служил пред Богом, по жребию, как обыкновенно было у священников, досталось ему войти в храм Господень для каждения, а все множество народа молилось вне во время каждения, — тогда явился ему Ангел Господень, стоя по правую сторону жертвенника кадильного. Захария, увидев его, смутился, и страх напал на него. Ангел же сказал ему: не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн; и будет тебе радость и веселие, и многие о рождении его возрадуются, ибо он будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера, и Духа Святаго исполнится еще от чрева матери своей; и многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их; и предъидет пред Ним в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца отцов детям, и непокоривым образ мыслей праведников, дабы представить Господу народ приготовленный.
И сказал Захария Ангелу: по чему я узнаю это? ибо я стар, и жена моя в летах преклонных. Ангел сказал ему в ответ: я Гавриил, предстоящий пред Богом, и послан говорить с тобою и благовестить тебе сие; и вот, ты будешь молчать и не будешь иметь возможности говорить до того дня, как это сбудется, за то, что ты не поверил словам моим, которые сбудутся в свое время.
Между тем народ ожидал Захарию и дивился, что он медлит в храме. Он же, выйдя, не мог говорить к ним; и они поняли, что он видел видение в храме; и он объяснялся с ними знаками, и оставался нем. А когда окончились дни службы его, возвратился в дом свой.
После сих дней зачала Елисавета, жена его, и таилась пять месяцев и говорила: так сотворил мне Господь во дни сии, в которые призрел на меня, чтобы снять с меня поношение между людьми».
(Лук.1:5-25)
Монастырь святого Иоанна Крестителя на месте дома свв. Захарии и
Елисаветы построен в XVII веке франсисканцами.
Внутри храма находится пещера, почитаемая как место рождения Иоанна Предтечи.
Храм возведен на остатках более ранней византийской базилики.
Игумен Даниил, посетивший Святую Землю в 1104-1107 гг., пишет: «В этом же доме родился Иоанн Предтеча. Ныне на этом месте построена церковь. При входе в церковь на левой стороне, под малым алтарем, находится небольшая пещерка, в этой пещерке и родился Иоанн Предтеча. Место это ограждено каменной стеной».
План церкви Рождества Иоанна Крестителя (с сайта «Франсисканцы на Святой Земле») соответствует описанию игумена Даниила.
По соседству с русским Горненским монастырем есть еще один католический монастырь, называемый «Монастырь Посещения», расположенный на месте летнего дома родителей Иоанна Предтечи. Именно сюда пришла к своей родственнице Пречистая Дева сразу после Благовещения.
Церковь Посещения Пресвятой Девы Марии — католическая церковь, расположенная по соседству с Горненским монастырем, принадлежит Кустодии Святой Земли ордена францисканцев.
Вот как об этом посещении рассказывается в Евангелии:
«Встав же Мария во дни сии, с поспешностью пошла в нагорную страну, в город Иудин, и вошла в дом Захарии, и приветствовала Елисавету. Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее; и Елисавета исполнилась Святаго Духа, и воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне?
Ибо когда голос приветствия Твоего дошел до слуха моего, взыграл младенец радостно во чреве моем. И блаженна Уверовавшая, потому что совершится сказанное Ей от Господа.
И сказала Мария: величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, что призрел Он на смирение Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды; что сотворил Мне величие Сильный, и свято имя Его; и милость Его в роды родов к боящимся Его; явил силу мышцы Своей; рассеял надменных помышлениями сердца их; низложил сильных с престолов, и вознес смиренных; алчущих исполнил благ, и богатящихся отпустил ни с чем; воспринял Израиля, отрока Своего, воспомянув милость, как говорил отцам нашим, к Аврааму и семени его до века.
Пребыла же Мария с нею около трех месяцев, и возвратилась в дом свой. Елисавете же настало время родить, и она родила сына».
(Лук.1:39-57)
Еще находясь во чреве матери своей, Иоанн Предтеча уже был пророком, и возвестил ей о приближении Матери Божией. Недаром Иисус Хрисос говорил о нем: «из рожденных женами нет ни одного пророка больше Иоанна Крестителя» (Лук.7:28)
Официально место рождения Иоанна Крестителя называется Эйн-Карем, и находится на окраине Иерусалима. По «нагорной стране» в русских источниках деревня называлась Горняя, что и дало название русскому Горненскому женскому монастырю.
Архимандрит Антонин Капустин
Основание в Горней русского монастыря связано с именем архимандрита Антонина (Капустина), который почти 30 лет (1865-1894) руководил Русской Духовной Миссией (РДМ) в Иерусалиме. Об истории этого приобретения рассказывает архимандрит Киприан (Керн) в книге «Архимандрит Антонин Капустин — начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме», изданной в Белграде в 1934 году:
«Самое большое наше владение, в 9 километрах от Иерусалима у арабской деревушки Эйн-Карем, где теперь красуется другая русская женская монашеская община, досталось о. Антонину не без некоторого соревнования и борьбы с латинскими миссионерами.
Среди довольно высоких холмов, по склонам засаженных маслинами, смоковницами и стройными, высокими кипарисами, теперь раскинулось несколько монашеских общин: наша русская и три латинских. Не без затруднений удалось нам стать тут твердой ногой. Дело в том, что Ейн-Карем выбрал себе как опорный пункт для своей деятельности столь известный на Востоке латинский миссионер, крещеный еврей Ратисбонн, основатель конгрегации Сионских сестер. Тогда населенная одними арабами Ейн-каремская долина впервые увидела у себя римских пришельцев. Благодаря организации и материальным средствам, католические миссионеры быстро скупают участки земли от арабских насельников, строят свою часовню, школу для детей, монастырь в честь Рождества Предтечи, обносят каменной оградой, засаживают, украшают. Впервые также холмы Ейн-Карема огласились новым для них и чуждым именем «Magnificat». Взоры Ратисбонна направлены были на холм с восточной стороны долины, чтобы и его присоединить к католическим владениям. Но тут-то вот зоркий глаз и энергия русского миссионера полагают неожиданно предел вожделениям латинян. Ратисбонн торговал на том холме, принадлежавший быв. драгоману французского консульства арабу-католику К… дом для нужд своих Сионских сестер. Но араб запросил совершенно неожиданно за весь участок, а не только за один дом сумму в 200 000 франков. Ратисбонн отступил, и тогда-то араб, будучи зол на него, предложил Русской Миссии купить его владение всего лишь за… 70 000 фр. Переговоры велись, разумеется, тайно, и сделка совершилась в величайшем секрете. Наконец, необходимый владенный акт был в руках о. Антонина. Ейн-Каремский холм, место встречи Божией Матери с праведной Елисаветой, одно из драгоценнейших, по воспоминаниям евангельским, мест стало русским, окрестилось милым русскому слуху именем «Горняя» , но на следующий день араб-драгоман был найден в своем доме отравленным. Народная молва упорно обвиняет тут католический фанатизм.
К этому владению о. архимандрит постепенно прикупил ряд соседних участков и таким образом закруглил его в одно большое и ценное имение общей площадью в 228 776,90 квадр. метров.
Участок был огромным. Современная клиника «Хадасса» находится на территории, когда-то купленной о. Антонином, и переданной Израилю во времена Хрущева.
Еще в 1870 году это был пустырь с одинокими домиками. Через 10 лет на нем зачинается новое русское просветительное дело. Теперь это женский монастырь с прекрасным укладом, хозяйством и совершенно отличный по самому строю своему и стилю от обычных монастырей. «Горняя» — детище о. Антонина, любимое им особой любовью, и о нем стоит подольше порассказать. Мысль о ней выносил он в сердце своем уже издавна.
При создании и оборудовании Горней о. Антонин, желая избежать скученности, вполне использовал обширность своего нового владения в Ейн-Кареме. Основным принципом было расселить будущих насельниц по всей горе, нарезав каждой ее участок для постройки на нем келий и необходимого при ней садика. Эти участки отдавались насельницам в пожизненное пользование, с правом даже строительницам передать их в пожизненное же пользование еще одному лицу, после чего домик и вся усадьба переходили в полную собственность Миссии. Вкус и желание отшельниц касательно постройки и украшения своей келий не ограничивались и не стеснялись никакими предписаниями, могущими придать трафаретный облик всей общине. Индивидуальность не убивалась, и это-то и дало Горней тот исключительно привлекательный, дышащий простотой и жизнерадостностью колорит. По всему холму разбросаны эти чистые, маленькие домики, как ульи на пасеке, тонущие в зелени кипарисов, смоковниц и миндальных деревьев, цветах и миниатюрных огородиках.
На территории Горненского монастыря
До самой смерти о. Антонина его дух и заветы, данные Горней, не угасали и были живы. Община была непосредственно подчинена Начальнику Миссии, не было ни игумений, ни каких бы то ни было официальных начальствующих лиц, насельницы доживали свой век в своих домиках, объединяясь лишь в церкви и общей трапезной. Потом условия существенно изменились: стали стремиться к расширению обители, домики и еще пустые участки стали продаваться с меньшим разбором, открылся благодаря этому доступ случайным элементам, из самой продажи или пожизненной аренды образовалась для Миссии доходная статья, захотели во что бы то ни стало обратить Горнюю в «настоящий» монастырь, перед войной особенно стремились к этому. Синод утвердил тогда и Елеонский монастырь, ввели и там, и в Горней «старших сестер», пожаловали им наперсные кресты, в 1924 году у патриарха Дамиана выпросили право назвать их «игумениями», что все вместе было, впрочем, весьма в духе общего нашего поведения в Палестине в последние годы перед войной. Нам непременно хотелось, вопреки всем канонам, иметь свою там параллельную с греческой иерархию, свое маленькое епархиальное управление.
Домики насельниц Горненского монастыря
Теперь в Горней кроме церкви, колокольни и часовни имеется свыше 50 маленьких сестринских домиков, утопающих в зелени холма и необычно радующих глаз своей живописностью. Горняя — поистине огромный сад, сколь вещественный, столько и духовный, и в этом она вполне сохранила мысль своего основателя. В этой обители теперь до 120 сестер, духовно окормляемых матушкой игуменией Тавифой.
О. архимандрит не уставал заботиться о своем детище, постоянно проявлял свою к нему отеческую любовь и частенько на своем сивом ослике приезжал в любимую Горнюю. С немалым трудом ему удалось добиться разрешения патриарха на освящение храма в Горней — это был период столь натянутых его отношений с патриархами Иерофеем и Никодимом; наконец-то митрополит Петры Аравийской, престарелый Никифор освятил небольшой, но такой молитвенный храм Казанской Божией Матери (празднуемой 22 октября). Затем о. Антонин просил Синод установить особый праздник «Целования», обычно совершаемый 30 марта, если Благовещение не падает на Страстные дни (в противном случае праздник переносится на четверг Светлой седмицы).
Икона «Целование» в Казанском храме Горненского монастыря
Из Миссии из Иерусалима идет крестный ход с иконой Благовещения в Горнюю, к которой выходит свой крестный ход из Горней с иконой Целования Божией Матери с праведной Елисаветой. Икона Благовещения в память трехмесячного пребывания Богоматери в гостях у праведных Захарии и Елисаветы, остается в Горней до 24 июня, до дня Рождества Предтечи, когда снова возвращается в Миссию в Иерусалим. Отцом Антонином написана и служба этого праздника Целования, переплетающаяся с дивной и полной таинственного смысла службой попразднества Благовещения. Синодом этот праздник был установлен и празднуется с нарочитым умилением из года в год, привлекая огромное количество народа, как из среды русских паломников, так и особенно абиссинцев. Наконец, 19 января 1886 года о. Антонином даны и особые правила Горненской общине, которые должны были регулировать жизнь этого полумонашеского скита.
Но все же несмотря на внесенную в Горнюю организацию форму и желание постоянно увеличивать число монахинь, она сохранила дух своего основателя. Вложенное им с самого первого дня жизни этого русского уголка настроение простоты и искреннего религиозного чувства живо и, хочется верить, не умрет, а может быть, Бог даст, когда-нибудь поможет воссоздать заново и развить то, что хотел видеть в ней о. Антонин. О нем помнит Горняя и вещает потомству его память».
Памятник о. Антонину Капустину в Горненском монастыре
Первый храм, построенный Антонином Капустиным в Горненском монастыре, был освящен во имя Казанской иконы Божией Матери. Долгое время он оставался единственным храмом обители.
Из паломнических впечатлений 2016 года: «Казанский храм небольшой, уютный, намоленный. В нем мы прочитали отрывок из Евангелия от Луки, приложились к иконам и мощам святых».
У входа в Казанский храм вмонтирован камень
На этом камне, по преданию, пророк Иоанн Предтеча сказал народу первую проповедь
Отец Антонин испросил у Синода разрешения на установление особого праздника Целования в память о встречи Божией Матери с праведной Елисаветой. Синодом этот праздник был установлен и с тех отмечается каждый год, обычно через пять дней после Благовещения. В этот день из Миссии в Иерусалиме идет крестный ход с иконой Благовещения в Горнюю, навстречу из Горней выходит свой крестный ход с иконой Целования Божией Матери с праведной Елисаветой. Икона Благовещения в память трехмесячного пребывания Богоматери в гостях у праведных Захарии и Елисаветы, остается в Горней до 24 июня по старому стилю – дня Рождества Иоанна Крестителя, когда она снова возвращается в Миссию на Русском Подворье в Иерусалиме. В эти три месяца Сама Царица Небесная управляет обителью; икона размещается в храме на месте игуменьи монастыря; игумения вручает ей свой жезл; сестры, приходя на богослужение, сначала подходят к иконе, а уже потом к игуменье под благословение.
Храм святой Троицы. 2009 год
В 1910 г. в монастыре был заложен более вместительный храм во имя Троицы Живоначальной. Однако храм не был тогда достроен из-за начавшейся I Мировой войны, и простоял недостроенным почти 90 лет. Лишь в 1997 г., когда отмечалось 150-летие РДМ, монастырь посетил патриарх Алексий II, и было получено благословение на достройку храма. 28 октября 2007 года храм был освящён малым чином в честь Всех святых в земле Российской просиявших, а 12 ноября 2012 года патриарх Московский Кирилл совершил великое освящение этого храма.
Храм святой Троицы. 2016 год
Горненский монастырь — самый большой русский монастырь на Святой Земле. Участок, приобретенный архимантритом Антонином Капустиным в 1871 году, был очень большим, но значительную его часть Хрущев продал Израилю за очень незначительную сумму. На этом участке был построен сверхсовременный онкологический центр (клиника «Хадасса»), куда приезжают на лечение пациенты со всего света.
Из впечатлений о паломничестве 2009 года: «Русские группы встречают в Горненском монастыре, как родных. Мы постоянно ощущали тепло и заботу. Насельница монастыря, матушка Силуана, с любовью рассказывала жизни монастыря, его традициях и укладе.
На монастырском кладбище она показала нам могилу сестер Вероники и Варвары, родных матери и дочери, жестоко убитых маньяком в 1983 году в собственных кельях».
За благословением к схимнице
Сестры Горненского монастыря, сменяя друг друга, несут послушания на многих участках РДМ на Святой Земле.
Из паломнических впечатлений 2016 года: «Нашим гидом была монахиня Лариса из Горненского монастыря. Это было нечто совершенно иное, нежели поездка со светским гидом, пусть прекрасным историком, но невоцерковленным человеком. Мать Лариса рассказывала о святых местах и событиях не столько с исторической и фактической, сколько с духовной точки зрения, а ведь именно это и нужно паломникам в первую очередь!»
Неподалеку от Горненского монастыря, в долине, находится источник, из которого Пресвятая Дева носила воду на протяжении трех месяцев, проведенных Ею в доме Елисаветы.
Сестры Горненского монастыря берут из него воду; паломники тоже с радостью пьют ее, умываются. Многие из нас набрали по дороге плодов рожкового дерева, тех самых, которыми мечтал насытиться блудный сын, и омыв в источнике, решились попробовать. Стручки оказались сладкими на вкус, а косточки-семена твердыми, как камень.
Рожковое дерево с плодами
Напомню фрагмент из притчи о Блудном сыне: «По прошествии немногих дней младший сын, собрав все, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно. Когда же он прожил все, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему.
Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих». (Лук.15:13-19)
Из паломнических впечатлений 2009 года: «От матушки Силуаны мы услышали еще один интересный рассказ — о преподобном Давиде Гареджийском, жившем в VI веке, одном из основателей грузинского монашества. Преподобный Давид вместе со своим учеником Лукианом пешком отправился на Святую Землю. В те времена такое путешествие было очень опасным делом: дорогу преграждали разбойники и дикие звери, нападавшие на путников в безлюдных местах, злодеи и убийцы, прятавшиеся в лесах и пещерах, еретики и язычники ненавидевшие православных, как своих врагов. Паломники обычно шли, собираясь большими караванами, сопровождаемые воинами. Но монахи шли одни, чтоб не нарушить безмолвие и сердечную молитву. Они шли опустив глаза, не оглядываясь по сторонам, закрыв монашеским куколем лица. Весь путь был для них духовными ступенями, лестницей, по которой в древние времена паломники с пением псалмов поднимались в Иерусалимский храм. Преподобные взошли на гору. Внизу расстилался Иерусалим, город, который предназначен был стать духовной столицей мира. Здесь был распят Христос, как Сын человеческий, здесь он воскрес как Сын Божий.
Преподобный Давид Гареджийский изображен на иконе у стен Иерусалима с камнем руке
Преподобный Давид отпустил Лукиана поклониться Гробу Господню и обойти святыни Иерусалима, а сам так и не вошел в Святой Город, считая себя недостойным. Вернувшись, преподобный Лукиан застал своего учителя стоящим на том же месте, погружённым в молитву. По обычаю паломников, берущих горсть земли Палестины, преподобный поднял с земли три камня и поспешил в обратный путь. Ночью Иерусалимский Патриарх Илия увидел сон, что монах из Грузии взял всю благодать Иерусалима и уносит с собой. Патриарх, проснувшись, послал скороходов, чтоб они догнали Давида и спросили, что произошло. Давид ответил, что он не входил в город и ничего не взял, кроме трёх камней. Тогда посланцы Патриарха взяли 2 камня обратно, а третий оставили преподобному, и тот принёс его в Гареджийский монастырь. Этот камень по сей день хранится в монастыре; в Грузии существует предание, что три посещения Гареджийской пустыни равны паломничеству в Иерусалим».
Иерусалим находится к востоку (по фото — правее).
На горе, где молился преподобный Давид, находится гробница пророка Самуила; вершина этой горы хорошо видна с участка Горненского монастыря. Эту гору называют также горой Радости, отсюда паломник может бросить прощальный взгляд на Иерусалим. Игумен Даниил называет ее горой Армафем: «Вблизи Иерусалима, на правой стороне по пути от Яфы, гора высокая, которую называют Армафем. На этой горе находится гроб пророка Самуила, и его отца Елкана, и Марии Египетской, тут было село и дом святых. Это место огорожено и зовется городом Армафем».
На горизонте — «Гора радости»
Читать дальше »»
Святая Земля. Оглавление:
Хеврон. Мамврийский дуб ; Хайфа и гора Кармил; дом Иоакима и Анны. Место Рождества Богородицы; Назарет; Горненский монастырь; Эйн Карем. Пещера Иоанна Крестителя; Вифлеем; Поле Пастушков; Иордан; Иерихон. Гора Искушений; Кана Галилейская; Генисаретское озеро. Капернаум; рыба апостола Петра; Магдала и гора Блаженств; гора Фавор и долина Изреель; вода в Иерусалиме. Цистерны, купели и купальни; Вифания. Гробница Лазаря; Горница Тайной Вечери. Гефсимания; Гефсимания. Монастырь Марии Магдалины; Крестный путь Спасителя; порог Судных Врат; Голгофа и Гроб Господень; история храма Гроба Господня; структура храма Гроба Господня; Елеонская гора – место Вознесения Господня; Яффо, Иоппия. Проповедь апостола Петра; Успение Божией Матери. Гефсиманская гробница; Лидда. Храм Георгия Победоносца; Лавра Саввы Освященного. Лавра Феодосия Великого. Монастырь Герасима Иорданского.
Дата публикации 18.03.2016
Автор статьи: Анна Хрусталева
Горненский монастырь в Иерусалиме
На юго-западной окраине священного для всех христиан города Иерусалима, в районе Эйн-Карем, названному по исторически расположенному здесь селению, находится одно из наиболее любимых и посещаемых российскими паломниками святых мест — Горненский монастырь.
История монастыря
Она началась в 1871 году. Тогда архимандрит Антонин, бывший начальником Русской духовной миссии в Иерусалиме решил создать на Святой земле приют для православных паломников. С этой целью был выкуплен в Эйн-Кареме небольшой участок, на котором располагались два дома и оливковая плантация. Он вскоре был расширен за счет докупаемых близлежащих земель и стал основой сначала для приюта русских паломников в иерусалимской земле, а после для женской монашеской общины — исполненной созерцательности, изучения священных книг и молитв благочестивой жизни образованных отшельниц, по замыслу о. Антонина не связанной жестким монастырским уставом.
Еще одной особенностью, отличающей монастырь Иерусалима от других стало поселение паломников и насельниц не в единых корпусах с келиями, а в отдельных частных домиках. Постройка на свои средства домика, разбивка вокруг него сада стали требованием, необходимым для поселения в монастыре и уже в 1894 году таких частных строений насчитывалось в монастыре 30. Кроме того на подворье располагались 6 казенных домиков, 2 дома для паломников, ризница и трапезная. Все это было окружено садами лимонных и миндальных деревьев, оливковыми плантациями, а общая площадь владений насчитывала 360 тысяч м².
В 1882 году обрел первый каменный храм, освященный через год в честь Сретенья Пречистой Девы Марии и праведной Елисаветы, в том же году в монастыре установлен праздник, привлекший большое количество паломников.
После смерти основателя, о. Антонина, монастырь Горненский претерпел большие перемены — была канонически оформлена и в 1898 году официально утверждена монашеская община, утверждены новые правила, выбрана «старшая сестра».
И дальнейшие годы для монастыря были богаты на испытания — после начала первой мировой войны монастырь подвергся эпидемии чумы — сестер и насельниц монастыря защитило чудо явления из иконы Казанской Божьей матери, которая обошла монастырь, беря его под свою защиту. С тех пор Казанская икона Божьей Матери особо почитается здесь и храм переименован в ее честь. Во времена гонений храм подвергся эвакуации, а после возвращения сестер — реорганизациям и сменам юрисдикции. Сначала он перешел в ведение Русской Церкви Заграницей, а после Московского Патриархата.
Восстановление и современная жизнь монастыря
В 1991 году в пришедший в запустение, полуразрушенный монастырь была назначена новая настоятельница Матушка Георгия. Он пребывал в плачевном состоянии — полуразрушенные строения, отсутствие электричества и канализации. Воду носили руками из источника — того самого, из которого по преданию, пила Богородица. В 1992 году обитель начала возрождаться. Была отстроена гостиница для паломников при входе — бывшая богадельня, проведены работы по благоустройству — сегодня во всех домиках есть вода и свет. В 2007 было закончено строительство храма, освященного во имя Всех святых в земле Российской просиявших.
Сегодня Горний монастырь в Иерусалиме принимает паломников и трудников — христиан, желающих посвятить некоторую часть своей жизни служению Богу, выполняя различные работы в храме. Они приезжают на различный срок — обычно до 3 месяцев (срок туристической визы в Израиль). Трудники живут по своему расписанию, отличному от распорядка дня сестер монастыря. Они выполняют работы, которые благочинная назначает им в соответствии с умениями.
Как посетить Горненский монастырь в Иерусалиме?
Для посещения монастыря необходимо совершить паломническую поездку в Иерусалим.
Документы для поездки:
- 1. заграничный паспорт со сроком не менее полугода с даты поездки;
- 2. для желающих трудиться в монастыре необходимо оформление визы, для простых паломников и туристов не требуется;
- 3. Билеты в оба конца с «закрытыми» датами;
- 4. Медицинскую страховку на срок пребывания в стране;
- 5. Бронь гостиницы или приглашение;
- 6. Подтверждение платежеспособности.
Поездка в Иерусалим, посещение святых для каждого христианина мест требует особой подготовки. И это не подготовка документов, бронирование гостиниц или подбор авиарейсов. Перед паломничеством на Святую землю желательно отрешиться от земных хлопот, исповедоваться, настроиться на восприятие величайших святынь христианского мира.
Чтобы паломническая поездка стала для вас истинным событием духа, такие несомненно важные, но земные вопросы, как организация трансфера, размещения, питания, экскурсионной программы возьмет на себя служба Товия. По благословению храма Рождества Пресвятой Богородицы наш паломнический центр помогает совершать православные туры к самым важным святыням России и мира. Православные экскурсоводы помогут проникнуться духом и смыслом истинного христианского паломничества, а наш опыт в организации поездок сделает каждый тур безопасным и комфортным.
На главнуюГорненский монастырь. Достопримечательности — Путеводитель по Израилю
Горний монастырь — православный русский женский монастырь Русской Духовной Миссии в Израиле. Расположен в Эйн Кареме, 4 км на юго-запад от Иерусалима; находится в юрисдикции Русской Православной Церкви.
Архимандрит Антонин (Капустин).В 1871 г. глава Русской духовной миссии архимандрит Антонин (Капустин) выкупил плантацию оливковых деревьев в селении Эйн Карем близ Иерусалима.
На купленном участке была организована женская община, которая через три года получила свой устав и была утверждена в качестве женского монастыря.
Первая монастырская церковь была построена в честь Казанской иконы Божией Матери, сегодня это основной храм обители, в нем хранится чтимая Казанская икона Богородицы.
Справа от входа в Казанскую церковь находится камень на котором, по преданию, проповедовал Иоанн Креститель.
Горненский женский монастырьПещерный храм в честь святого Иоанна Крестителя освящен в 1987 г.
В 1911 г. началось строительство собора в честь Всех Cвятых в земле Российской просиявших, который был делом жизни Великой княгини Елизаветы Фёдоровны после убийства её супруга, Великого князя Сергея Александровича (брата Александра III).
С началом Первой мировой войны строительство храма прекратилось. Великая княгиня Елизавета Фёдоровна была зверски убита большевиками в 1918 г. и причислена к лику святых Русской православной церкви в 1992 г.
Горненский женский монастырь. СвященникиСтолетие спустя, в 2005 г., сооружение храма завер
Храмы Русской духовной миссии в Святой земле
Воскресные и праздничные богослужения в Русской духовной миссии в Иерусалиме совершаются в главном русском соборе Святой земли — Троицком соборе Иерусалима. Будничные богослужения совершаются в домовом храме святой мученицы царицы Александры, расположенном внутри здания Русской духовной миссии…
подробнее В Горненском женском монастыре, который расположен в районе Эйн-Карем, в четырех километрах к юго-западу от центра Иерусалима, богослужения совершаются ежедневно утром и вечером по монастырскому уставу. Горнеская обитель круглый год живет по своему постоянному времени, не переводя часы с зимнего времени на летнее…
подробнее Подворье в честь свв. Праотцов живет по своему внутреннему монастырскому уставу. Два раза в неделю — по пятницам и воскресеньям — в центральном храме подворья совершаются открытые богослужения для всех прихожан…
подробнее Богослужения на подворье в честь свв. апп. Петра и Павла и прав. Тавифы в Тель-Авиве–Яффо совершаются несколько раз в неделю утром и вечером в дни великих церковных праздников, а также по субботам и воскресным дням…
подробнее Богослужения на подворье св. пророка Илии в Хайфе совершаются несколько раз в неделю утром и вечером в дни великих церковных праздников, а также по субботам и воскресным дням…
подробнее Этот участок земли был приобретен начальником Русской духовной миссии архимандритом Леонидом (Сенцовым) в 1908 году. Церковь св. Марии Магдалины построена на участке в 1962 г. В девяностых годах прошлого века стены внутри храма были расписаны фресками на евангельские темы, связанные с Галилейским морем.
подробнее Подворье Русской духовной миссии в Иерихоне было приобретено начальником Миссии архимандритом Антонином (Капустиным) в 1874 г. с целью приема паломников, направлявшихся к горе Искушения и месту Крещения на реке Иордан, и посвящено евангельскому Закхею-мытарю, апостолу от 70-ти, епископу Кесарии Палестинской…
подробнее В 2012 году в непосредственной близости от места Крещения Господня на берегу реки Иордан открылась новая русская паломническая гостиница высочайшего уровня. Место, в котором находится Дом паломника в Иордании, овеяно святостью и колоритом Востока: здесь свои подвиги совершал св. Иоанн Предтеча, здесь перешла Иордан и подвизалась в пустыне преп. Мария Египетская, здесь же совершилось огненное восхождение на небо св. Пророка Божия Илии. При Доме паломника в Иордании есть православный храм, в котором регулярные богослужения совершает священник из Русской Духовной Миссии… подробнее
В пяти минутах ходьбы от храма Рождества Христова в Вифлееме располагается участок Миссии с комфортабельной резиденцией для паломников. Гостиница располагает 62 стандартными номерами, 8 люксами, Президентский люкс, рестораном и баром. Расположена Паломническая Резиденция на вершине холма и с ее обзорной площадки открывается великолепный вид на Вифлеем, Храм Рождества, Поле Пастушков, гору Иродион, пригород Иерусалима и на Иорданские горы… подробнее
В декабре 2010 г. Русская духовная миссия завершила работы по реконструкции принадлежащего ей паломнического «Дома со сводами» в Тиверии. В результате капитального ремонта старинное здание переоборудовано под современную паломническую гостиницу – «Дом паломника», где во время посещения Галилеи будут останавливаться небольшие паломнические группы… подробнее
Паломнические дома — Русская Духовная Миссия в Иерусалиме
В 200 метрах от великой христианской святыни — от храма Рождества Христова в Вифлееме располагается участок Миссии с комфортабельной резиденцией для паломников. Паломнический дом имеет 61 стандартный номер, 8 полулюксов, президентский люкс, ресторан-бар. Расположена Паломническая Резиденция на вершине холма и с ее обзорной площадки открывается великолепный вид на Вифлеем, Храм Рождества, Поле Пастушков, гору Иродион, пригород Иерусалима и Иорданские горы. подробнее
Паломники, прибывающие в Горненский монастырь, размещаются в небольших паломнических домах, расположенных на территории монастыря. В настоящее время в Горненском монастыре имеется 4 дома паломников, вместимостью от 10 до 22 человек. подробнее
В 2012 году в непосредственной близости от места Крещения Господня на берегу реки Иордан открылась новая русская паломническая резиденция высочайшего уровня. Место, в котором она находится, овеяно святостью и колоритом Востока: здесь свои подвиги совершал св. Иоанн Предтеча, здесь перешла Иордан и подвизалась в пустыне преп. Мария Египетская, здесь же совершилось огненное восхождение на небо св. Пророка Божия Илии. При резиденции паломников в Иордании есть православный храм, в котором регулярные богослужения совершает священник из Русской Духовной Миссии… подробнее
В декабре 2010 г. Русская духовная миссия завершила работы по реконструкции принадлежащего ей паломнического «Дома со сводами» в Тиверии. В результате капитального ремонта старинное здание переоборудовано под современную паломническую резиденцию – «Дом паломника», где во время посещения Галилеи будут останавливаться небольшие паломнические группы. подробнее
Фотоархив Русской Духовной Миссии в Иерусалиме
29 января 2020
29 января, в день поклонения честным веригам апостола Петра, Начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандрит Александр (Елисов) совершил Божественную литургию на русском подворье в Яффе. Начальнику Миссии сослужили ключарь подворья протоиерей Игорь Пчелинцев и клирик РДМ диакон Илия Драчук.
Пресс-служба Русской Духовной Миссии
23 января 2020
23 января председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион совершил Божественную литургию на Гробе Господнем в храме Воскресения Христова в Иерусалиме. Возглавил богослужения иерарх Иерусалимской Православной Церкви архиепископ Мадабский Аристовул.
Фото: инокиня Феодосия (Маркова)
20 января 2020
20 января в Большом тронном зале Иерусалимской Патриархии состоялась ежегодная встреча мэра Иерусалима Моше Лиона с Главами и представителями христианских Церквей Иерусалима.
Пресс-служба Русской Духовной Миссии
20 января 2020
20 января, в день празднования Собора Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, Начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандрит Александр (Елисов) совершил Божественную литургию в главном храме обители – соборе Всех святых, в земле Русской просиявших.
Пресс-служба Русской Духовной Миссии
19 января 2020
Празднование Крещения Господня в Русской Духовной Миссии в Иерусалиме началось всенощным бдением, которое 18 января в Троицком соборе возглавил Начальник Миссии архимандрит Александр (Елисов). Архимандриту Александру сослужило духовенство Миссии в полном составе. 19 января, в самый день праздника, в Троицком соборе Иерусалима Начальник Миссии возглавил служение Божественной литургии свт. Василия Великого.
Пресс-служба Русской Духовной Миссии
18 января 2020
18 января, в Крещенский сочельник, Блаженнейший Патриарх Святого Града Иерусалима и всей Палестины Феофил III совершил освящение воды в Иордане. В тот же день архимандрит Александр возглавил совершение Божественной литургии в храме св. мц. царицы Александры. После отпуста Литургии была совершена великая вечерня. Затем Начальник Русской Духовной Миссии возглавил чин Великого освящения воды.
Пресс-служба Русской Духовной Миссии
16 января 2020
В течение Святок сестры Горненского женского монастыря посещают монастыри и подворья Святой Земли, поздравляя их насельников и насельниц с Рождеством Христовым.
Фото: инокиня Феодосия (Маркова)
14 января 2020
14 января, в день празднования Обрезания Господня и памяти свт. Василия Великого, Начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандрит Александр (Елисов) совершил праздничную Божественную литургию на подворье РДМ в Хевроне, в единственном христианском храме города – храме свв. Праотец.
Пресс-служба Русской Духовной Миссии
14 января 2020
В ночь с 13 на 14 января, в праздник Обрезания Господня, Блаженнейший Патриарх Святого Града Иерусалима и всей Палестины Феофил III возглавил служение Божественной литургии в Храме Гроба Господня. По благословению Начальника Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандрита Александра (Елисова) в богослужении принял участие иеромонах Дометиан (Маркарян).
Пресс-служба Русской Духовной Миссии
13 января 2020
В предпраздничные рождественские дни, в дни самого праздника Рождества Христова, на протяжении Святок в воскресных школах на подворьях Русской Духовной Миссии в Иерусалиме прошли праздничные концерты, ярмарки и представления.
Пресс-служба Русской Духовной Миссии