Возрастное неравенство: Возрастное неравенство – ВОЗРАСТНОЕ НЕРАВЕНСТВО И ДИСКРИМИНАЦИЯ — МегаЛекции

Возрастное неравенство

РОССИЙСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ СОЦИОЛОГИИ 
 
 
 
 
 

Реферат

«Возрастное неравенство» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Москва-2011

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ  ………………………………………………………………………2

  1. Теоретическая основа возрастного неравенства……………………………………………………………………….3
  2. Проблема возрастного неравенства в ХIХ веке……………………………………………………………………………….9

ЗАКЛЮЧЕНИЕ  ……………………………………………………..…………14

Список  использованных источников……………………….…………….…16 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.

Возрастное неравенство  существовало на протяжении всей истории человечества, начиная с первобытного общества и до сегодняшнего дня. Оно изменялось, приобретало различные формы, но всегда оставалось важной движущей силой. Неравенство – это неотъемлемая составляющая любого процветающего общества. Существует множество ранговых различий, которые по своим свойствам необходимы и поэтому исчезновение любых неравенств в уравнительных процессах невозможно. Исследования антропологов говорят о том, что неравенство существовало уже в примитивных обществах и определялось силой, ловкостью, смелостью, религиозной осведомленностью и т. д. Неравенство порождается даже естественными различиями между людьми, но наиболее глубоко оно проявляется в возрастных аспектах. Возрастное неравенство проявляется в распределении добычи, моральных ограничениях, пищевых запретах (принимать определенные продукты), в знаковой символике (носить оружие, украшения, одежду), а также, что немало важно в современной обстановке – перекладывание на молодое поколение плохо оплачиваемую и неквалифицированную работу.

Возрастное неравенство  является универсальным понятием. В  той или иной степени элементы данного неравенства присутствуют в любом современном обществе. Это проявляется в семейных отношениях, в студенческой среде, в армии  и т.д. Во многих культурах распространено доминирование старшего поколения, где младшее поколение уважает и почитает взрослых. Так как последние имеют большой жизненный опыт и обладают знаниями, которые необходимо передать последующему поколению. В культурах, где религия занимает существенное место в жизни человека, они являются носителями традиций, выполняют религиозные культы. Это является огромным преимуществом перед молодыми людьми. 

1. Теоретическая основа  возрастного неравенства.

«Неравенство  – непреходящая ценность человечества, относящиеся к

фундаментальным основаниям общественной жизни»[1,стр.3]. Многие теории, объясняя возрастное неравенство, становятся идеологией или слишком  абстрактны для полного понимания  данного понятия. Возрастное неравенство  непосредственно влияет и формирует наш образ жизни, продолжительность нашей жизни, нашу семейную жизнь, наш досуг.

В современной  американской социологии существует термин «эйд-жизм» (age-ism), который обозначает существование в обществе дискриминации  по отношению к одной или нескольким возрастным группам. Широко распространен во всех сферах жизни общества. Как в формальных, так и в неформальных. Проявляется в готовности воспринимать адекватно и сотрудничать лишь с теми людьми, кто соответствует некоему заранее установленному критерию возраста[4]. Введший это понятие Роберт Батлер разработал его на примере неприятия в американском обществе пожилых категорий населения, которые в большинстве своем не способны на равных конкурировать с лицами более молодого возраста. Возможно, это исключительно американское явление[2,стр.270]. Эйджизм наиболее распространен в профессиональной сфере, потому что нет необходимости брать работника пожилого возраста, который обладает плохой памятью, плохо обучается к каким-либо нововведениям, намного выгоднее принять на работу молодого сотрудника.

Эйджизм, и в  целом непрестижное состояние старости и к старению нашло выражение  в таком широко распространённом культурном феномене, как антиэйджизм (отрицание старения). Он наряду с  обычными практиками сохранения и поддержания физической формы и своего состояния, предписывает сокрытие и уничтожение физических следов старения любыми способами, в том числе с помощью фармакологиипластической хирургии и биотехнологий, направленных на омоложение.

Факторы, влияющие на осознание возраста:

I.Влияние хронологического  возраста. 

Когда человеку становится далеко за …, его может обескураживать собственный хронологический возраст. Каждый раз, вспоминая его, человек будет осознавать, что он уже не молод.

У каждого человека есть пристрастное отношение к возрастам. Человек может сам для себя поставить критическую цифру, отделяющую молодость от старости. Например, он твердо уверен в том, что станет старым, когда выйдет на пенсию. Девушка критический возраст может «привязать» к замужеству. До какого срока ей нужно непременно выйти замуж? Многих страшит образ старой девы, от него веет безысходностью и неминуемой старостью.

II.Влияние биологических  факторов 
Человеком не могут игнорироваться ярко выраженные физиологические признаки старения. Со временем он замечает свое физиологическое старение: как сильно изменился его внешний вид, ухудшилось его здоровье, уменьшилась физическая сила и энергия. С возрастом многие отмечают ухудшение памяти, увеличение времени реакции. Происходят гормональные перестройки в организме. Многие женщины болезненно переживают наступление менопаузы, а мужчины – снижение половой потенции.

Физиологическое старение может ускориться в результате длительного периода болезней, остро  протекающих или обострения хронических  заболеваний. Нескончаемые, интенсивные  стрессы приводят к преждевременному биологическому старению.

III. Влияние психологического возраста

1.Изменение роли  будущего 
«С точки зрения молодости жизнь есть бесконечное будущее; с точки зрения старости – очень короткое прошлое» (А.Шопенгауэр). Психологический возраст сравнивают со стрелкой весов, на одной чаше которых прошлое, а на другой – будущее. Когда перетягивает прошлое, – человек чувствует себя старше, а когда для него весомее будущее – тогда он чувствует себя моложе. Если у человека все важные, значительные события остались позади, то независимо от хронологического возраста он будет ощущать себя стариком.

Человек начинает стареть, когда теряет видение будущего. Для него уменьшается притягательная сила будущего. Отчасти из-за потерь и разочарований, отчасти из-за понимания  ограниченности своих сил и возможностей со временем, из-за страха перед беспомощностью в старости. Человек задумывается о конечности своего существования.

Человек теряет жизненные ориентиры. Происходит изменение  временной перспективы: человек  перестает видеть жизненную перспективу, вплоть до полной потери психологического будущего. Его постепенно поглощает прошлое.

2.Переоценка  жизненных смыслов и ценностей 
а). Человек начинает стареть тогда, когда утрачивает смысл жизни. Старение начинается с утраты желания ставить цели, способности мечтать и верить. У человека с возрастом становится меньше иллюзий, но становится меньше и надежд. Если он не может определить свое место в жизни, не верит в то, что последующий жизненный этап будет благоприятным для него, тогда он будет ощущать себя старым. «Когда человек обнаруживает, что он постарел? Когда перестает жить надеждами и живет лишь воспоминаниями» (Ф.Зандерс).

б). Когда вырастают  и покидают семейное гнездо дети. Некоторые  люди воспринимают это как то, что  жизнь подошла к концу. Это  происходит из-за того, что у них пропадает смысл жизни. Они не умеют жить для себя, не задумываются над тем, что могло бы доставить им самим радость.

в). Появление  черт характера, свойственных поздним  возрастам: консерватизм, пессимизм, утрата гибкости во взаимоотношениях, отсутствие интересов, безразличие, уныние, ранимость. Это оказывает влияние не только на мировосприятие человека, но и на способы его поведения, вызывая падение активности, тенденцию к эмоциональному уходу из сферы общественной жизни и к сосредоточению на своем внутреннем мире.

Возраст проявляется  не в количестве лет, а в равнодушии. Сначала человеку становится все  равно, как он выглядит, ему становится все равно, что надеть. У него пропадает  желание привнести что-то новое  в окружающую его обстановку, а  в конечном итоге — и в свою жизнь. Он не намечает в своей жизни интересных событий, не ставит перед собой задач, которые развивали бы его как личность.

г). Человек стареет, когда свои планы, которые не смог воплотить в жизнь, он перекладывает  на детей или внуков. Он уверен в том, что сам уже не сможет, просто не сумеет сделать этого из-за ограниченности своего времени в будущем и уменьшения количества своих сил и энергии.

3. Череда тяжелых  утрат, потерь, горя 
Человека потрясает смерть его родителей. Угнетающее действие производит уход из жизни друзей, особенно ровесников. Потеря близких, значимых людей приносит много горя. Все более частая встреча со смертью напоминает человеку о том, что и он не вечен.

4. Длительный  неблагоприятный период жизни 
События, произошедшие в личной жизни человека, например, измены, предательства, разочарования, вызывают устойчивое негативное настроение и снижение жизненного тонуса. Нескончаемые стрессы, многочисленные переживания могут вызвать физическое и психическое истощение. В результате этого человек может почувствовать, что он постарел. Переизбыток стрессовых факторов способствуют быстрому физиологическому и психологическому старению.

IV. Влияние социальных  факторов

1. С какого  возраста человек считается старым? В обществе существуют установки относительно поведения человека, имеющего тот или иной возраст, его роли в продуктивной жизни общества. Эти нормы относительны и в разных культурах они свои. Социально-культурная среда «предлагает» образцы поведения для человека того или иного возраста.

Для многих людей  выход на пенсию, приобретение статуса  пенсионера – как приговор, как  признак наступления старости. Новый  социальный статус влечет за собой  ухудшение материального положения, сужение круга социальных ролей, изоляцию от продуктивного работоспособного населения. В обществе существует стереотип отношения к старому возрасту. Пожилые люди имеют низкий статус. Страх старения воплощается в образе человека: старого, немощного, бедного, больного, одинокого, беспомощного, зависимого, ненужного.

Для многих людей  понимание своего старения может  произойти раньше, когда у них  возникают трудности при поиске работы, поскольку на рынке труда  преобладают вакансии, ограничивающие возраст соискателей до 40-45 лет.

2. «Обратная  связь» от окружающих. Ощущение своего старения в обществе инициируется и подкрепляется обратной связью с ним. Отношение со стороны окружающих очень важно. Человек замечает изменение отношения окружающих. «Каждый вздрагивает, когда его впервые всерьез называют стариком» (О.Холмс-младший). Человеку уступают место в транспорте, называют дедулей или бабулей. Человеку могут дать понять, что он стар. Может быть, кто-то насмешливо посмотрел на человека, одевшегося не по возрасту, или ему сказали что-то обидное про людей его возраста.

3. Молодые люди воспринимают его, как старого. Молодежь уже не включает его в свои интересы. По человеку скользят глазами, как по фону, обращаются к нему как к человеку в возрасте. Разные поколения отделены друг от друга: иная культура, другие книги, фильмы, музыка. Другие интересы и жизненные ценности. Сорокалетний человек не понимает и не разделяет интересов двадцатилетнего, не понимает поколение молодых. Им он также не интересен. Игнорирование, обидные высказывания со стороны молодых многими воспринимаются очень болезненно.

4. Стареет окружение  человека, его родители, друзья, родственники, те, с кем были и есть наиболее  близкие, длительные отношения.  Особенно заметным это становится  на встречах бывших одноклассников  через много лет после окончания  школы. Человек замечает, как постарели его ровесники. Резкий контраст между тем, как они выглядели в юности и сейчас, на большинство людей производит удручающее впечатление.

5. Старение референтной группы. Референтной является группа, которую человек использует для сравнительной оценки своего собственного положения и поведения. Он ориентируется на нее, на ее нормы и ценности. Психологическим содержанием перехода к старости по А.Г.Лидерсу является разидентификация, построение и поддержание иной личностной идентичности. Человек выбирает новую референтную группу, чей возраст лучше соотносится с его хронологическим возрастом. На ее образ жизни он и будет ориентироваться. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Проблема возрастного  неравенства в  ХIХ веке.

Система возрастного  неравенства начала изучаться еще  на рубеже XIX-XX вв. Наиболее известное  сочинение на эту тему – книга  немецкого этнолога Генриха Шурца (1863-1903) «Возрастные классы и мужские  союзы» (1902). Шурц предположил, что возрастная стратификация является преимущественно мужским институтом (женщина больше тяготеет к семье, тогда как мужчина – к общественной жизни), обусловленным групповой солидарностью, которая возникает вследствие антагонизма между различными поколениями. Она является древнейшей формой организации в обществе, и из возрастных классов впоследствии сформировались мужские дома и позднее мужские тайные общества (Азаров 1985). По мнению Шурца, последние первоначально были направлены против женщин. Впоследствии они стали выполнять карательные функции, восполняя слабость официальных органов управления обществом.

ВОЗРАСТНОЕ НЕРАВЕНСТВО И ДИСКРИМИНАЦИЯ — МегаЛекции

Возрастная дискриминация — ограничение доступа к экономическим ре­сурсам, политической власти или социальным благам по признаку возрас­та — существует если не во всех, то в большинстве сфер современного об­щества. Она наблюдается в странах с различным социально-экономическим укладом, в частности при социализме и капитализме, с различной полити­ческой ориентацией, в том числе при демократическом и авторитарном правлении, а также в различные исторические эпохи.

Дискриминация (от лат. discriminatio — различение) — 1) ограничение в правах части населения по расовому, национальному или религиозному признакам; 2) любая форма подчинения или негативного отношения к от­дельным лицам или группам, основанная на характеристиках, которые не являются приемлемыми и подходящими основаниями в условиях, в кото­рых они имеют место. Дискриминация означает любое различие, исключе-

Коптев А.В. Система возрастных классов архаического Рима и реформа Сервия Туллия (http:// rome.webzone.ru).

ние или предпочтение, которое отрицает или умаляет равное осуществле­ние прав. Различают дискриминацию по категории — когда дискриминиру­ются все члены социальной группы (например, дискриминация по призна­ку пола), и статистическую дискриминацию — основанную на убеждении в наличии вероятности того, что принадлежность к такой группе ведет к об­ладанию нежелательными характеристиками18.

Дискриминация означает действие, совершаемое против других людей на основании их принадлежности к определенной группе, в частности отказ предоставить членам другой группы возможности, которые могли бы быть

предоставлены членам своей группы. Акты дискриминации могут происхо­дить открыто или тайно, они могут по­лучить широкое распространение, со­вершаться отдельными лицами или анонимными группами, они могут быть спорадическими или системати­ческими, незначительными (например, в шутках) или серьезными, нанося­щими психический, материальный или физический вред жертвам. В обы­денной речи термины «предрассудок» и «дискриминация» часто взаимоза­меняемы. Предрассудком считается предвзятое отношение к членам другой группы.



Дискриминация на рынке труда ситуация, при которой предпринима­тели не желают брать на работу представителей какой-нибудь группы (на­циональной, расовой, возрастной, религиозной и др.) на условиях оплаты труда, эквивалентных уровню оплаты более предпочтительных групп. Ста­тья 19 Конституции РФ декларирует равенство прав и свобод для всех не­зависимо в том числе и от возраста. Статья 64 Трудового кодекса РФ, осно­вываясь на этом’ положении, запрещает необоснованный отказ в заключе­нии трудового договора. В статье 3 Трудового кодекса РФ дается определение дискриминации, под которой понимается ограничение в трудовых правах и свободах по обстоятельствам, не связанным с деловыми качествами работ­ника. Лица, считающие, что они подверглись дискриминации в сфере тру­да, вправе обратиться в органы федеральной инспекции труда и (или) в суд с заявлением о восстановлении нарушенных прав, возмещении материаль­ного вреда и компенсации морального вреда. Правда, в качестве доказатель­ства оно должно иметь письменное подтверждение от работодателя, что отказали ему именно в связи с возрастом, а не по другой причине. Газетное или снятое со столба объявление, в котором фирма недвусмысленно указы­вает «верхний возрастной предел», не всегда может служить для этой цели. Сегодня в Англии тысячи людей, потерявших работу в возрасте 40—50 лет, так больше и не выходят на работу. Они встречают дискриминацию со сто­роны предпринимателей, предпочитающих брать молодежь».

В России статистика показывает, что мужчине после 50 лет, а женщине после 45 найти работу сегодня достаточно тяжело, а некоторым (не обладаю­щим сверхактивностью и деловыми связями) — просто невозможно. Вот та-

|8См.: Большой толковый социологический словарь (Collins). Т. 1 (А-О): Пер. с англ. М., 1999; Гид-

денс Энтони. Социология. М., 1999. 19 New York Times, 2003, 3 July.

кая ситуация: возраст еще не достиг пенсионного, а работы уже нет. Зарегист­рироваться на бирже труда с целью получения унизительного пособия по без­работице — не очень, наверное, приятная перспектива для полных жизнен­ных сил и трудового энтузиазма людей. В ходе одного из исследований выяс­нилось, что свыше 80% вакансий, размещенных работодателями на специализированных сайтах в интернете, содержат ограничения по возрасту20. Дискриминация на рабочем месте — долговременное неравенство статусов индивидов на основании пола, этничности, возраста, конфессиональных и политических предпочтений и иных культурных отличий, которое проявля­ется, в частности, в неодинаковом воз­награждении одинаково продуктивных групп; в практике найма, оплате, повы­шении квалификации, продвижении по службе. Чаще всего держатся за свое ра­бочее место, пусть даже и не самое луч­шее, люди 45—50 лет. Предпринимате­лю ими легче манипулировать, перево­дить на малооплачиваемую работу, не повышать оклады, загружать дополни­тельной работой и т.п.

Пожилые работники в меньшей сте­пени, чем молодежь, охвачены систе­мой профессионального непрерывно­го обучения, но этот разрыв постепен­но сокращается. Более 70% мужчин и женщин 1938 г. рождения (60% рожденных в 1943 г.) в 1990—1995 гг. не были охвачены профессиональным обучением. Это различие может объясняться тем, что менеджеры считают пожилых работников неспособными адапти­роваться к изменениям или считают нерентабельным профессиональное обучение лиц определенного возраста21.

Кризисные процессы с трудоустройством и производительным трудом на предприятиях пожилых людей наблюдались в годы горбачевской перестрой­ки и в первой половине 1990-х гг., когда начались экономические реформы. Так, например, при организации совместных предприятий иностранные партнеры часто рекомендовали вводить возрастные ограничения при при­еме на работу (30—35 лет для специалистов и 40—45 лет для руководителей). В результате шансы получить хорошую работу для возрастных тружеников резко ограничивались. Такое явление получило название возрастной диск­риминации.

Порой доходило до абсурда: на должности коммерческих или финансовых директоров, их заместителей и других руководящих и ответственных работ­ников приглашают 30—35-летних кандидатов. Не имея необходимого опыта, такие руководители с обязанностями не справлялись, а фирмы прогорали.

Не имея возможности хорошо устроиться вне предприятия, пожилые стремятся не упустить шанса внутри него. Так возникла внутризаводская

^ Работа для вас. 2002. № 63.

MolinieA.-F. Parcours de travail et fin de vie active des salaries ages// Problemes econ. P., 2001. № 2720. P. 14-16.

возрастная мобильность. Ветераны переходят из основного производства во вспомогательное. В результате основные профессии омолаживаются, а вспо­могательные стареют. Другая тенденция была выявлена В.В. Неугодовым22. Пожилые рабочие, стремясь не попасть под сокращение, переходили на вредные и тяжелые работы. В таком возрасте заниматься ими было нельзя, во всяком случае по санитарно-гигиеническим нормам: тяжелый физичес­кий труд наносил непоправимый ущерб организму возрастных работников. Как следствие заболеваемость у перешедших на такие работы была на 13% выше, чем в среднем по предприятию. Тенденция старения рабочей силы обернулась оттоком людей из профессий механизированного труда в про­фессии ручного. На обследованных В.В. Неугодовым предприятиях 62% рабочих, ранее занимавшихся механизированными малоквалифицирован­ным трудом и 37% — механизированным высококвалифицированным тру­дом, сменили его на ручной.

Агентство JRSпровело исследование британского рынка и выяснило, что большинство британских компаний придерживаются неофициальной поли­тики возрастной дискриминации, 60% компаний даже внесли возрастные ограничения во внутренние документы, а 25% компаний официально зада­ют минимальные и максимальные возрастные границы для лиц, желающих устроиться на работу. Только в 20% компаний не указан «предпенсионный» возраст, по достижении которого сотрудник не может более рассчитывать на продвижение по служебной лестнице23.

В США на предприятиях компании Форда в 2001 г. продолжалось, несмот­ря на многочисленные протесты, внедрение рейтинговой возрастной систе­мы. Суть этого новшества состоит в следующем — все рабочие и служащие корпорации делятся на несколько возрастных групп: А, Вм С, где А — это са­мые юные, а С — это потенциальные пенсионеры. Независимо от стажа ра­боты с наступлением определенного возраста происходит автоматическое пе­ремещение работника из одной категории в другую, причем система действует в независимости от должности и прочих социальных условий. По словам од­ного из членов правления Ford, такая система позволяет распределять нагрузку для людей в зависимости от возрастного рейтинга и определять допустимые для данного возраста моральные и физические нагрузки.

Однако система, обладая рядом замечательных особенностей, вызывает много протестов со стороны работников, особенно тех, кто попал в категорию С В судах различных штатов рассматривается уже около восьми жалоб от сотруд­ников Ford старше 50 лет. В Соединенных Штатах есть даже организация, ко­торая занимается защитой прав людей преклонного возраста. По заявлению юристов, представляющих сотрудников Ford, недовольных своим переходом в класс С, «возрастная» система — это дискриминация по возрастному призна­ку. С этим определением не согласны представители самой корпорации24.

В начале 2004 г. дело о возрастной дискриминации затеяли восемь рабочих, а затем их поддержали еще 425 человек, которые утверждали, что в то время, когда на посту руководителя Ford находился Жак Нессер, в компании действо­вала система оценки профессионализма рабочих, зависевшая не от способ-

22 См.: Социологические исследования. 1990. № 4. С. 48-52.

23 Санкции против британских «дискриминаторов» // Компания. 2003. 25 авг.

24 Источник: GAZETA.RU. 2001. 16 июля.

ностей человека, а от его выслуги лет. После чего суд, состоявшийся в Мичи­гане, признал, что на заводе Ford существует «дедовщина». В результате этих действий Ford вынужден заплатить в общей сложности 10,6 млн долл. рабо­чим, которые пострадали от такой несправедливости.

В Конституции РФ, как, впрочем, и конституции любого другого госу­дарства, немало вполне легальных ограничений прав граждан по возрастно­му признаку. Так, голосовать можно только с 18 лет, стать депутатом — только с 21 года, сенатором — с 30, а президентом — с 35 лет. частные фирмы при­нимают работников в возрасте до 35 лет. Почему выбран именно этот срок, никаких научных обоснований нет и быть не может, поскольку каждый че­ловек развивается индивидуально. Кроме того, такие меры нарушают закон РФ о недопущении возрастной дискриминации. Тем не менее, стереотип сформировался и руководит массовым сознанием. Аналитики кадрового рынка основными виновниками считают прессу и ассоциацию консультан­тов по подбору персонала. Но есть и другое мнение. Некоторые авторы ука­зывают, что 10 лет назад, когда на российский рынок стали проникать зару­бежные компании, они искали тех, кто способен быстро перестроиться, т.е. «сотрудников до 35 лет».

Дискриминационные тенденции поразили даже творческий рынок тру­да, хотя здесь возрастные ограничения, кажется, совершенно неуместны. Профессиональные актеры часто жалуются, что сидят без ролей, а экраны заполонили молодые и неопытные. Многие режиссеры предпочитают не тех, у кого уже сложилась своя манера игры, а начинающих: из них легче «ле­пить». В актерской лексике есть даже такое понятие — «пластилин». Оказы-

Врезка

Возраст— один из основных факторов в процессе отбора кандидатов

Возрастная дискриминация — весьма распрост­раненная проблема, с которой приходится стал­киваться многим претендентам на этапе собесе­дования. К такому выводу пришли специалисты международного сообщества компаний по трудо­устройству Monster.ie по итогам общеевропейско­го исследования. В Ирландии, к примеру, 25% населения находятся в возрасте старше 50 лет, и большинство из них испытывают несправедли­вое отношение к себе на рабочем месте. В то время как по вопросам дискриминации по инвалидности, вероисповеданию и тендерной принадлежности ведется активная работа, на­правленная на их устранение, дискриминация по возрасту остается превалирующей формой от­клонений в отношениях на рабочем месте. Вопрос, поставленный The Monster, звучал так: «Ощущаете ли вы проявления возрастной диск­риминации в вашей компании?» Почти 7000 рес­пондентов по всей Европе приняли участие в данном опросе и их ответы распределились сле­дующим образом:

~ 58%: «Да, возраст — важный фактор при от­боре кандидатов»;

 

— 22%: «Немного, у меня сложилось впечатление, что моя компания отдает предпочтение людям определенной возрастной группы»;

— 20%: «Нет, кандидаты всех возрастов находят­ся в равных условиях».

Жителям Ирландии на сайте Monter.ie было так­же предложено ответить на вопрос: «Ощущаете ли вы проявления возрастной дискриминации в

вашей компании?» Полученные результаты тако­вы:

— 37%: «Да, возраст — важный фактор при от­боре кандидатов»;

— 40%: «Немного, у меня сложилось впечатление, что моя компания отдает предпочтение людям определенной возрастной группы»;

— 23%: «Нет, кандидаты всех возрастов находят­ся в равных условиях».

вается, «лепить своих из молодого материала» — политика большинства ра­ботодателей конца 1990-х гг25.

Возрастную дискриминацию в 1990-е гг. отчасти порождали политичес­кие стереотипы. Многие предприниматели, намеревавшиеся вести бизнес

по-новому, не хотели набирать работ­ников с «советским прошлым», а это означает возрастных работников. Они искали молодых людей, не испорчен­ных застоем. После дефолта 1998 г. обо­значилась иная тенденция — возрос спрос на людей, имеющих богатый жизненный опыт. Оказалось, что «ста­рики» отличаются от молодых в более выгодную сторону тем, что они вдум­чивее и серьезнее относятся к своим обязанностям, держатся за свое место, не подвержены карьерным амбициям. Исследования показывают, что те, кому за 40, готовы проводить на рабо­те больше времени, чем их молодые коллеги. Для старшего поколения ра­ботников более характерно утверждение: «Я вкладываю в работу все свои силы, даже если это иногда мешает моей личной жизни»26.

Среди французов и британцев процент тех, кто ощущает наличие предубеждений против опреде­ленных возрастных групп, наиболее высок (71 и 66% соответственно). Нидерланды идут сразу вслед за ними; число ответивших на поставлен­ный вопрос утвердительно — 66%. В Ирландии и Финляндии, проголосовавших более нейтрально, эти цифры — 40 и 35%.

В целом по Европе, где в среднем 80% сотрудни­ков различных компаний уверены в проявлениях дискриминации в процессе отбора персонала или же предполагают наличие таковой, результаты данного опроса должны прозвучать призывом к действию для работодателей, которым следует поставить вопрос возраста на повестку дня. Алан Тауншенд, управляющий директор проекта Monster.ie, комментирует это так: «В течение следующих десяти лет количество ищущих работу людей пойдет на спад, поскольку те, кто родился в период демографического взры­ва, начнут сходить со сцены рынка труда. Нам придется столкнуться с одним из самых жестких периодов нехватки рабочей силы. До того момен­та, когда демографический сдвиг войдет в ту фазу, где рынок труда начнет испытывать недо­статок квалифицированного персонала, мы дол-

жны приложить усилия для изменения отношения к определенным возрастным группам. В интере­сах работодателей осознать, что прием на рабо­ту старших сотрудников может быть выгодной стратегией. Опытные работники несут с собой широкий спектр навыков и опыта, а также в боль­шинстве случаев чувство уверенности, что не­сомненно будет иметь самое положительное вли­яние на рабочую атмосферу в компании». В таких странах как, например, Дания, отношение к работникам старших возрастных групп находит­ся на более достойном уровне. 38% участников опроса из этой страны убеждены в том, что возра­стные предубеждения не играют никакой роли на этапе собеседования. Следом идет Финляндия — 34% и Норвегия — 26%, что по географическому принципу делает скандинавов самыми прогрессив­ными в отношении приема на работу старших со­трудников. Швеция, однако, является в данном случае исключением, поскольку в этой стране 64% проголосовавших считают, что возраст все же яв­ляется одним из факторов при отборе кандидатов. Согласно «Директиве Объединенной Европы по равным правам при приеме на работу» 2006 г. на­значен крайним сроком принятия соответствующих законов о возрастной дискриминации (www.hrm.ru).

25 Огонек. 1997. №39.

26 Наступает эра дискриминации стариков, но в России наметилась тенденция расширения возрас­
тных границ при найме сотрудников // Ведомости. 1999. 22 сент.

Существует дискриминация и в такой сфере, где по определению ника­кой дискриминации быть не должно, а именно в науке. Наука, как извест­но, предполагает академические свободы, равный доступ к источникам ин­формации и трудовой вклад в соответствии с имеющимся творческим по­тенциалом. Как правило, большинство своих открытий люди совершают в молодом или зрелом возрасте. А потому, казалось бы, руководство академи­ческих институтов должно делать все возможное для того, чтобы предста­вители этих возрастов имели все условия для творческого продвижения. Однако этого как раз и не делается. Достигнув ключевых постов в управле­нии наукой уже в преклонном или предпенсионном возрасте, чиновники от науки делают все, чтобы не допустить к рычагам правления представителей молодых страт. Старшее поколение (50—65-летние руководители институ­тов) принимает все решения по жизненно важным для института вопросам и почти никогда не учитывает мнение и позицию молодых кандидатов наук. Оно не собирается уступать свои должности молодежи, боится конкуренции с ее стороны и всячески препятствует ее продвижению. Как следствие — катастрофическое старение кадров в российской системе высшего образо­вания и науке.

Возрастная дискриминация — ограничение доступа к экономическим ресурсам и социальным благам по признаку возрасту

По мнению некоторых авторов, российские мужчины испытывают двой­ную дискриминацию. Во-первых, на пенсию уходят позже, чем женщины. Во-вторых, не успевают воспользоваться пенсионным фондом, потому что почти каждый второй не доживает до пенсионного возраста. А в развитых странах 98% мужчин — доживают! Кстати говоря, во многих государствах женщины свой уход на пенсию раньше мужчин рассматривают как дискри­минацию своих социальных прав.


Рекомендуемые страницы:


Воспользуйтесь поиском по сайту:

Возрастное неравенство

В современной американской социологии существует термин «эйд-жизм» (age-ism), который обозначает существование в обществе дискриминации по отношению к одной или нескольким возрастным группам. Введший это понятие Роберт Батлер разработал его на примере неприятия в американском обществе пожилых категорий населения, которые в большинстве своем не способны на равных конкурировать с лицами более молодого возраста (Buder 1969). Возможно, это исключительно американское явление.

В большей степени распространено обратное явление – доминирование лиц старшего возраста. Во многих культурах распространено уважительное отношение к лицам преклонного возраста, их авторитет непререкаем. Данное обстоятельство легко объяснимо. Лица более старшего возраста обладают большей информацией, жизненным опытом. Иногда они лучше организованы, чем молодежь. В их руках сосредоточены рычаги управления и власть. В традиционном обществе они являются носителями традиций, выполняют религиозные культы. Уже одно это давало им существенные преимущества перед более молодыми соплеменниками.

Система возрастного неравенства начала изучаться еще на рубеже XIX-XX вв. Наиболее известное сочинение на эту тему – книга немецкого этнолога Генриха Шурца (1863-1903) «Возрастные классы и мужские союзы» (1902). Шурц предположил, что возрастная стратификация является преимущественно мужским институтом (женщина больше тяготеет к семье, тогда как мужчина – к общественной жизни), обусловленным групповой солидарностью, которая возникает вследствие антагонизма между различными поколениями. Она является древнейшей формой организации в обществе, и из возрастных классов впоследствии сформировались мужские дома и позднее мужские тайные общества (Азаров 1985). По мнению Шурца, последние первоначально были направлены против женщин. Впоследствии они стали выполнять карательные функции, восполняя слабость официальных органов управления обществом[12].

В наиболее эгалитарных обществах возрастное неравенство проявляется в распределении добычи, сексуальных ограничениях, пищевых табу (запретов принимать те или иные виды продуктов), в знаковой символике (одежда, украшения, оружие), в перекладывании на молодежь малопрестижной и неквалифицированной работы.

В тех случаях, когда представители каждой возрастной группы оказывались объединенными в рамках корпоративной структуры, можно вести речь о системе возрастных классов. Система возрастных классов хорошо изучена у австралийских аборигенов, многих народов Африки – аканов, галла, метабеле, найди, нуэров, ньякьюса, туркана (Калиновская 1976; Бочаров 2000: 52-58).

У африканских народов каждая из возрастных групп мужчин имела свои обязанности и права. Мальчики пасли мелкий рогатый скот, молодежь получала навыки военного дела, взрослые мужчины занимались хозяйственной деятельностью и имели семьи (возможно, также, что они являлись «старшими» воинами), пожилые мужчины (как правило, после 40 лет) руководили хозяйственной деятельностью и военными походами, выполняли миротворческие функции в конфликтах, старики осуществляли жреческие обязанности и имели решающий голос во всех важнейших делах общества.

У аканов время пребывания в одном возрастном классе равнялось примерно 15 годам. Активно участвовать и управлять хозяйственной и социальной жизнью общества могли только представители старших «классов» (мпанимфо – «взрослых» от 30 до 45 лет и аберемпонфо – «старейшин» более преклонного возраста). Интересно, что это отразилось в социальной терминологии аканов. Даже молодого по биологическому возрасту вождя называют термином нана – дед (Попов 1990: 102- 104).

Система возрастных классов пронизывала всю социальную жизнь традиционного африканского общества. Как правило, она затрагивала мужскую часть общества. Инициации – ритуалы перехода из одного статуса в другой, сопровождались мучительными испытаниями для посвящаемых. Но в некоторых африканских культурах существовали возрастные ранги у женщин. Те, кто не прошел по тем или иным причинам обряды посвящения, имел более низкий социальный статус или иногда даже исключался из общественной жизни.

В той или иной степени институты возрастных классов можно проследить во многих посттрадиционных обществах, в том числе во всех бывших среднеазиатских республиках Советского Союза – ныне независимых государствах СНГ (см., например: Задыхина 1951). Здесь у различных народов имеется несколько возрастных групп как среди мужчин, так и среди женщин. Переход из группы в группу часто сопровождается инициациями (например, обряд обрезания у мальчиков), которым сопутствуют специальные обряды и праздники. Переход в новый статус налагает на человека определенные обязательства поведения. Представители групп отличаются не только своей ролью в обществе и статусом, но нередко и внешними маркерами – прической, одеждой или ее деталями, головными уборами и т. д. Так, например, для мужчин важным показателем статуса является растительность на лице (Бочаров 1995).

Возрастное неравенство является универсальным явлением. В той или иной степени элементы данного неравенства присутствуют в любом современном обществе. Понаблюдайте за взаимоотношениями между студентами старших и младших курсов. Если у вас есть родственники, которые живут в сельской местности, обратите внимание на то, в каком порядке и кому накладывается пища во время трапезы.

Не являются исключением даже современные западные общества. Американский антрополог Дж. Везердорф, работавший клерком в американском Конгрессе, показал, что конгрессмены с большим стажем работы пользуются определенными привилегиями (возглавляют комитеты, занимают более комфортабельные апартаменты и проч.), подчеркивают в отношениях с новичками свой более высокий статус (Weatherford 1981).

Из современных развитых стран, возможно, наиболее сильно система возрастного неравенства сохранилась в Японии. Здесь заработная плата и статус человека на работе зависят в первую очередь от его возраста и длительности работы в данной организации. Существует разработанная система этикета в отношениях между старшими и младшими. Младшие должны подчиняться старшим и проявлять знаки почитания и благодарности. Старшие должны руководить младшими и заботиться о них.

Самым выразительным примером системы возрастного неравенства являются так называемые неуставные отношения в армии – «дедовщина». Наиболее ярко эти отношения описаны в романе Ю. Полякова «Сто дней до приказа». Сущность данной системы заключается в том, что все военнослужащие срочной службы разбиваются на три больших иерархических группы (внутри них могут быть подгруппы) в соответствии со сроком службы. Внизу стратификационной лестницы располагаются молодые солдаты-первогодки («салаги», «духи», «бойцы», «молодые» и проч.). Средний ранг занимают военнослужащие, прошедшие первый год службы (в Сухопутных войсках от 1 до 1,5, на флоте от 1 до 2 лет службы – «фазаны», «черпаки»). Наверху иерархии находятся старослужащие, которым вскоре предстоит демобилизация («деды», «дембеля»). Отношения между стратами принимают жестокую и бесчеловечную форму. Переход из ранга в ранг сопровождается жестокими ритуалами. Существует неписаная этика поведения (нельзя доносить о жестокостях офицерам, нельзя защищать молодых и проч.). С точки зрения старослужащих данная система обеспечивает процесс воспитания и обучения молодых военнослужащих.

Все попытки гражданской общественности поднять эту проблему в печати, как правило, наталкиваются на замалчивание ее военными. В то же время внутренние попытки борьбы офицерского состава с системой данных отношений не привели к ее искоренению в армии. Только в последние 10-15 лет эта тема стала предметом активного обсуждения, в частности, в «военной социологии» (Марченко 1993; Образцов 1996; Бочаров 2000). Однако, к сожалению, ее существование не совсем правильно интерпретируется только недостатками воспитания в советском и современном постсоветском обществе, общим развалом Вооруженных Сил в стране и разрешением призывать в армию ранее судимых лиц.

Очевидно, что эти причины сыграли важную роль в масштабах распространения «дедовщины» в целом. Однако в реальности данные отношения представляют собой более широко распространенный в истории феномен. В дореволюционной России подобные явления существовали во многих военных и гражданских учебных заведениях (так называемые «цук», «подтяжка»). В частности, они описаны А.И. Куприным в «Юнкерах». Данный пример далеко не единственный. В специальной, но особенно в художественной литературе содержится множество ярких иллюстраций грубого, унизительного отношения старшекурсников к младшим ученикам в средних и высших учебных заведениях (как гражданских, так и военных) не только России, но и других стран. В. Овчинников, например, в книге «Сакура и дуб» описал подобные нравы, распространенные в современных английских публичных школах-интернатах.

Элементы неуставных отношений имеются не только в российских (советских) Вооруженных Силах, но и во всех других армиях современных государств.

В основе этого явления находится комплекс различных факторов: обладание старшими информацией о законах и традициях функционирования данной группы, их лучшая корпоративная организованность, сплоченность, связи с вышестоящими органами управления, нередко физическая сила.

Даже там, где никакой жесткой иерархии не имеется, в неявно выраженной форме определенное представление старших о своем привилегированном положении присутствует. В студенческой среде это, например, может выражаться в том, что студенты старших курсов пытаются переложить на младшекурсников порученные им администрацией разовые поручения и т. д.

Аналогичные элементы дискриминации присутствуют не только среди тинэйджеров, но и в коллективах взрослых. Помимо разницы в заработной плате (отражающей разницу в квалификации) на последних нередко возлагают дополнительные неоплачиваемые поручения, в советское время их часто привлекали к общественной работе (профсоюз, комсомол, избирательные комиссии, прочие общественные организации, спортивные соревнования, демонстрации, колхозы и т. д.), как правило, именно им поручают дежурство по праздникам, дают отпуск в зимние месяцы, отправляют в магазин за продуктами и спиртными напитками во время празднования различных событий. Со временем отношение к молодому специалисту меняется. Немаловажную роль на изменение статуса оказывает изменение его семейного положения, появление в семье детей. При повышении квалификации, служебного положения меняется и его неофициальный статус. Отныне не он, а более молодые должны выполнять различные непрестижные обязанности и поручения.

Другое дело, насколько в жесткой форме в обществе проявляются данные отношения. Очевидно, что в университете в силу более высокого уровня культуры и социальности учащихся они будут более мягкими, чем в школе. В отношениях между студентами, проживающими в общежитии, по всей видимости, они будут более жесткими, чем между студентами, живущими дома. Особенно существенны отличия между однополыми и биполыми группами. Однополые мужские замкнутые коллективы отличаются наиболее жесткой иерархической структурой.

По всей видимости, это связано с двумя главными причинами. Во-первых, с биологически несколько большей предрасположенностью мужчин к агрессивности, а во-вторых, с социальной ролью мужчин – необходимостью выступать в качестве основного «добытчика» и, следовательно, демонстрировать большую агрессивность (Бэрон, Ричардсон 1998). Именно поэтому столь жестоко ведут себя особи мужского пола (вне зависимости от их возраста) в замкнутых однополых коллективах, будь то военное училище, армейское подразделение или исправительно-трудовое учреждение. Если же в этих коллективах существует периодическая ротация за счет исключения одних и приема других, новых членов, появляются условия для складывания возрастных рангов. Иерархия принимает здесь форму возрастных статусных групп со всеми сопутствующими уродливыми атрибутами подобных типов социальной организации.

Еще один интересный аспект, который необходимо затронуть в данном разделе, – это жестокость, которой сопровождаются многие ритуалы посвящения. Существует мнение, что в первобытных обществах в условиях отсутствия репрессивного контроля пытка и боль являются одним из средств сохранения внутренней стабильности. Метки на теле испытуемого (шрамы, тотемические знаки, татуировки) символизируют память о коллективном законе разделения группы на статусы, структурируют единство внутри рангов, уже прошедших различные обряды инициации (Диас 1998). Подобный вывод справедлив и в отношении тех или иных современных общественных групп. Существование в них различных обрядов посвящения является средством сохранения неформального контроля со стороны лиц и/или подгрупп с более высоким общественным статусом.

Глава 12. Возраст и неравенство

12.По мнению Чодоровой, гендерные различия формируются с помощью образцов идентификации, усвоенных в детстве. И мальчики и девочки первоначально отождествляют себя со своими мамами. В дальнейшем происходит сближение мальчиков с отцами, в то время как девочки продолжают отождествлять себя с мамами. Таким образом девочки осознают, что женщины обязаны заботиться о маленьких детях.

13.Для дальнейшего улучшения положения женщин необходимы новые перемены, в том числе в отношении к совместному участию родителей в воспитании детей, повышение гибкости учебных программ и графика работы в учреждениях, а также отмена законов, допускающих дискриминацию женщин. /360/

Если кому-нибудь из жителей Харперс Ферри (штат Айова) требуется починить детский велосипед, отремонтировать протекающий водопроводный кран или собрать пожертвования, они обычно обращаются к Биллу Кота. Ему 86 лет, и в своем родном маленьком городке (с населением в 257 человек) он известен как мастер на все руки и местный старейшина.

«В чем главное свойство отца? Он постоянно придумывает и создает что-то

новое», — говорит один из его девяти детей. А вот что говорит о себе сам Кота: «Я вовсе не считаю себя старым. Я по-прежнему полон энергии. Чтобы оставаться молодым, нужно всегда быть в движении. Старый механизм надо смазывать и поддерживать в полном порядке».

Кота получает удовлетворение, преодолевая трудности, даже несчастья. Когда два года назад умерла его жена, ему пришлось научиться самому готовить и поддерживать порядок в доме. Вместо того, чтобы обращаться за помощью к детям, он только спрашивал кулинарные рецепты, просил совета. Он стал кулинаром и специалистом по уборке дома и по-прежнему подрезает деревья, роет колодцы, укладывает бетон и работает в поле. Зимой он катается на старых коньках с зажимами по льду реки Миссисипи (конькам уже 61 год). Кота верит, что работа продлевает молодость, и не может понять, почему его сверстники ведут себя иначе. «У меня есть сосед, который все время подсчитывает свои потери, — говорит Кота, качая головой. — Я захожу за ним, и мы утром идем в кафе выпить кофе, а в полдень отправляемся в таверну и снова пьем кофе. Но ему от этого никакого толку» (Доноски, 1 ноября, 1982. С.58).

Большинство людей, которые узнают о замечательном Билле Кота, лишь выражают удивление. Им кажется, что Кота — исключение среди пожилых людей

иболее типичен пример его соседа — пассивного, беспомощного и зависимого старика, испытывающего одиночество.

Обширные данные свидетельствуют, что в Америке пожилые люди дольше живут

исохраняют жизненную активность, чем в других странах. В итоговом отчете

конференции по вопросам старости, организованной в Белом доме в 1981 г.,

сообщалось, что в настоящее время пожилые люди в Америке являются «самыми

богатыми, здоровыми, уверенными в своих силах и имеют такое питание и

жилищные условия, которых не знали в течение всей американской истории» (с. 60). Однако /361/ наряду с таким выводом большинство из нас по-прежнему

негативно относятся к старости и престарелым и соответствующим образом

обращаются с пожилыми людьми. Выражения «стар, как мир», «второе детство» и

«грязный старик» отражают общее убеждение, что старость ассоциируется с чемто нежелательным, неприятным, даже отвратительным.

Возрастное неравенство

В африканских  племенах мужские возрастные группы выполняли определенные функции. Молодые  люди учились военному мастерству и  пасли мелкий рогатый скот, взрослые создали семьи и непосредственно занимались хозяйством. Мужчины после 40 лет занимали руководящие должности, то есть следили и управляли более молодыми, также участвовали в процессах регуляции конфликтов, их мнение учитывалось в первую очередь. Возрастные классы касаются всей социальной жизни африканского общества, преимущественно мужского, но и женщин в некоторых культурах эта проблема коснулась. При переходе из одного класса в другой мужчины подвергались мучительным испытаниям. Если же мужчина не проходил испытания, то он имел более низкий социальный статус и в некоторых случаях исключался из общины.

В одном австралийском  племени старики имели право  брать в жены столько девушек, сколько они могли себе позволить. Чтобы получить привилегированную позицию в «системе распределения женщин», молодым мужчинам приходилось ждать, пока вымрут старики. На практике эта традиция приводила к тому, что мужчины достигали брачного возраста в сорок лет и позднее. Здесь принадлежность к возрастной группе была основой системы классообразования. Внешний наблюдатель (современный этнограф) мог бы сказать, что такая практика порождает социальное неравенство между возрастными классами. Следует отметить, что сами представители племени не видели в этом установлении никакого неравенства, а рас сматривали его просто как часть естественного мирового порядка.

В той или  иной степени институты возрастных классов можно проследить во многих посттрадиционных обществах, в том  числе во всех бывших среднеазиатских республиках Советского Союза – ныне независимых государствах СНГ. Здесь у различных народов имеется несколько возрастных групп как среди мужчин, так и среди женщин. Переход из группы в группу часто сопровождается инициациями (например, обряд обрезания у мальчиков), которым сопутствуют специальные обряды и праздники. Переход в новый статус налагает на человека определенные обязательства поведения. Представители групп отличаются не только своей ролью в обществе и статусом, но нередко и внешними маркерами – прической, одеждой или ее деталями, головными уборами и т. д. Так, например, для мужчин важным показателем статуса является растительность на лице.

В современном  мире наиболее яркий пример возрастного  неравенства это – Япония. Здесь  заработная плата и статус человека на работе зависят в первую очередь от его возраста и длительности работы в данной организации. Существует разработанная система этикета в отношениях между старшими и младшими. Младшие должны подчиняться старшим и проявлять знаки почитания и благодарности. Старшие должны руководить младшими и заботиться о них.

Еще одним ярким  примером возрастного неравенства  являются отношения в армии. Сущность данной системы заключается в  том, что все военнослужащие срочной  службы разбиваются на три больших  иерархических группы (внутри них могут быть подгруппы) в соответствии со сроком службы. Внизу стратификационной лестницы располагаются молодые солдаты, прослужившие до полугода («салаги», «духи», «бойцы», «зелень» и проч.). Средний ранг занимают военнослужащие, прошедшие первый год службы (в Сухопутных войсках от 1 до 1,5, на флоте от 1 до 2 лет службы – «фазаны», «черпаки»). Наверху иерархии находятся старослужащие, которым вскоре предстоит демобилизация («деды», «дембеля»). Отношения между стратами принимают жестокую и бесчеловечную форму. Перевод с более низкого иерархического уровня на более высокий осуществляется в ходе ритуала «перебивания», «перевода». Солдат, не пользовавшийся уважением своих сослуживцев или нарушавший принципы дедовщины, а равно и отказавшийся от «жизни по дедовщине» в течение трёх «золотых дней» после прибытия в воинскую часть (т. н. «уставной», «затянутый»), может остаться «неперебитым». В этом случае он не имеет права на привилегии более высоких уровней неофициальной иерархии, а приравнивается к «духам» или «запахам». Это случается нечасто, в виде исключения[3].

Дедовщина заключается  в наличии неофициальных иерархических отношений, параллельных основным формальным, не исключая случая, когда офицеры не только знают о дедовщине, но и пользуются ею для поддержания «порядка». Следует отметить, что в официальных заявлениях некоторые высокопоставленные военные говорят о болезнях общества, которые перенесены на армейскую почву. Дедовщина является вспомогательным инструментом в руках начальствующего состава, который может большую часть своих обязанностей по поддержанию порядка переложить на лидеров неформальной иерархии, взамен предлагая им некие блага (внеочередные увольнения, снисходительное отношение к проступкам, уменьшение физической нагрузки и другие).

Иерархические связи, не предусмотренные Уставом, существуют не только среди военнослужащих срочной службы (солдат, сержантов, матросов и старшин). В определённой мере это явление имеет место быть также среди лиц младшего и старшего офицерского состава. Проявления подобных неуставных взаимоотношений среди офицеров значительно отличаются от дедовщины, и, как правило, непосредственно не связаны с физическим насилием (хотя и не исключают его). Обычно смысл неуставных отношений среди офицеров заключается в негласном предоставлении «старослужащим» более комфортных условий несения службы, что отражается, например, в распределении регулярных воинских заданий (нарядов), более качественном обслуживании в офицерской столовой (кают-компании) и т. п.

Элементы неуставных отношений имеются не только в  российских (советских) Вооруженных  Силах, но и во всех других армиях современных  государств. В основе этого явления находится комплекс различных факторов: обладание старшими информацией о законах и традициях функционирования данной группы, их лучшая корпоративная организованность, сплоченность, связи с вышестоящими органами управления, нередко физическая сила. Даже там, где никакой жесткой иерархии не имеется, в неявно выраженной форме определенное представление старших о своем привилегированном положении присутствует. В студенческой среде это, например, может выражаться в том, что студенты старших курсов пытаются переложить на младшекурсников порученные им администрацией разовые поручения и т. д.

Если говорить о возрастном неравенстве в семейных отношениях, то сейчас на Западе и в  нашей стране прослеживается такая  тенденция, как появление браков с разницей в 15 лет и выше, где мужчина старше, а женщина моложе. Ранее такие браки были возможными, прежде всего, в богемной среде. По данным западных антропологов, лет через 15 такой брак будет типичным.

Демографы сосредоточивают  свое внимание на количественном соотношении старых людей и другими возрастными категориями населения. В последние годы число пожилых в процентном соотношении постоянно увеличивается. Главной причиной этой тенденции является падение рождаемости. Другим важным фактором стало понятие возрастных когорт, включающих всех людей, родившихся в данном году или в пределах нескольких лет.

Среди результатов  изменения возрастной структуры  населения следует отметить тенденцию, когда родители вынуждены жить в «пустом гнезде» (без детей) в  течение последних 30 лет своей жизни. Увеличение численности пенсионеров может вызвать изменение показателей зависимости или процентного соотношения различных возрастных категорий населения, которые не могут обеспечивать себя материально. Это одна из причин кризиса системы социального обеспечения, наблюдающегося в последнее время. Уменьшающееся число работающих должно обеспечивать растущее число пожилых людей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение.

Возрастное неравенство  или эйджизм является частью неравенства  социального, давая последнему биологическую основу (также как и неравенство гендерное). Положение пожилых людей, пенсионеров, также как и положение молодых специалистов, новобранцев наиболее ярко иллюстрирует значимость возраста как ценности, делающей статус индивида значимым в большей или же в меньшей степени. Не являясь на первый взгляд существенным, данный вид неравенства во многом определяет функционирование структуры общества. Наступление уголовной ответственности, возраст вступления в брак, закреплённый в официальных документах, пенсионный возраст – это лишь малая часть примеров, показывающих взаимосвязь возраста и социального положения, связанного с разной мерой обязанностей и прав. Не стоит абсолютизировать значение возрастного неравенства, однако возраст выступает в данном контексте психосоциальной характеристикой, обуславливая специфику восприятия человеком других членов общества и самого себя.

Российские пенсионеры тяжело переживают старость, чувствуя себя одинокими и изолированными. Это может быть не связанно с отношением к ним членов семьи. Однако «отношение» властных структур во многом влияет на состояние индивида. Пенсионеры ряда европейских стран могут позволить себе достойное лечение, не снижать активность и мобильность. Не связанно ли подобное положение дел не только с материальным положением, но и с различным восприятием возраста?

Молодое население  страны с одной стороны выступает  в роли ресурса общества, с другой же воспринимается старшим поколением как нечто чуждое в силу новых  установок, приобретённых под влиянием меняющейся реальности.

Возрастное неравенство  естественно, смешиваясь с другими  социально-биологическими характеристиками личности, оно может определять положение  и деятельность человека, группы. Однако, не являясь основным фактором, оно  косвенно может влиять на взаимодействие акторов (например, выбор более молодого специалиста при трудоустройстве ,более уважительное отношение и прочее), порождая ситуации с одной стороны кажущиеся аномальными (дедовщина), а с другой стороны являющиеся естественно нормализующими процессы функционирования социальных институтов[5]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованных источников:

1. Радаев В.В,  Шкаратан О.И. Социальная стратификация:  Учеб. пособие для вузов. М.: Наука, 1995.

2. Крадин Н.Н. Политическая антропология: Учебник. М.: Логос, 2004.

3. Банников К.  Л. «Доминантные отношения военнослужащих срочной службы Российской Армии». — Институт этнологии и антропологии РАН, 2002.

4. wikipedia.org/wiki/Дискриминация_по_возрасту

5.http://vak.ed.gov.ru/common/img/uploaded/files/vak/announcements/sociol/2009/06-07/PuchkovPV.pdf 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Возраст и социальное неравенство

11 января 2016

Социологи провели анализ зависимости субъективных оценок мужчин и женщин своего социального статуса. Эмпирические данные, полученные в ходе опросов населения разных государств мира, указывают на то, что в России существует корреляция восприятия собственного статуса в социуме и возраста респондентов. Чем старше были опрашиваемые россияне, тем пессимистичнее они оценивали свое место в обществе.


Рис. 1. Зависимость оценок статуса от возраста для мужчин и женщин в России

Это вполне объяснимо с учетом состояния социальной сферы страны и уровня материального расслоения населения. Влиять на самоощущения россиян может и состояние их здоровья. Субъективные оценки наших соотечественников с увеличением числа прожитых лет меняются очень сильно — если молодежь присваивает себе по здоровью чуть более трех баллов из пяти возможных, то люди после 70-ти — уже в два раза меньше. Это падение на фоне результатов, показанных другими странами, довольно значимо.


Рис. 2. Зависимость оценок здоровья от возраста в отдельных странах

В западных странах с оценкой положения на социальной лестнице наблюдается совершенно иная картина. Американские граждане в возрасте ощущали себя более статусными, чем молодежь. Во Франции юношеский оптимизм после 20-ти лет несколько угасает, однако, к тридцати годам оценки стабилизируются и сохраняются идентичными с увеличением возраста респондентов.


Рис. 3. Зависимость оценок статуса от возраста для мужчин и женщин в США и Франции



Вернуться на главную

*Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Свидетели Иеговы», Национал-Большевистская партия, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), «Джабхат Фатх аш-Шам», «Джабхат ан-Нусра», «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Организация украинских националистов» (ОУН)), «Азов», «Террористическое сообщество «Сеть»

comments powered by HyperComments

Неравенство в трактовке возрастов, Молодежь в социологическом контексте

Возрастная дискриминация («эйджизм») основывается на убеждении, что определенные возрастные категории является хуже других. От этого страдают преимущественно пожилые люди в современном обществе представителей старших поколений ния стало много, больше, чем в любую предшествующую эпоху, однако они находятся в маргинальной зоне общественного внимания им, например, труднее устроиться на работу, чем молодым. Иногда возрастная дискриминации я незаметно, но она присутствует в обществе, нацеливая его членов на то, что старость является не просто нежелательной, а чем-то почти неприличным. Например, во всех фильмах, рекламных роликах, других вид ах рекламы апеллируют к молодым людям. Популярные люди стараются выглядеть молодыми, даже когда им уже давно за пятьдесят. В широкой общественности старость ассоциируется со слабостью. Наблюдаем своеобразный п арадокс: все хотят дожить до глубокой старости, но при этом никто не хочет быть старыме хоче бути старим.

Американский социолог. Норман. Гудмен приводит подходы представителей различных социологических направлений по объяснению социального неравенства учитывая возраст

Структурно-Функционалистская подход подчеркивает необходимость постепенного отхода старших людей из ответственных позиций в обществе. Поскольку все люди смертны, то для общества полезнее, если пр роцес замещения лиц, занимающих ответственные общественные роли, другими, будет происходить организованно. Общество тогда исправно и взвешенно функционирует, не поддаваясь лихорадкеці.

конфликтологической подход предлагает иначе понимание. Те, кто имеют власть в обществе, а это преимущественно лица среднего возраста, пытаются ее удержать. Для этого они пробуют исключить из общественной ринк ку труда лиц старших и очень молодых. Старшие люди менее мобильны, а потребности их выше, чем у молодых, поэтому, устраняя их с мест работы, лица среднего возраста обеспечивают себе доминирующее положение в обще льстватві.

Известный американский политолог. Френсис. Фуке. Яма в своей новейшей книге («Наше после человеческое будущее») отмечает, что генная инженерия, клонирование человеческих органов и другие достижения биологии приведет ут к тому, что развитые страны наполнит столетними, но вполне дееспособными людьми, которые притримуватимуться очень консервативных взглядов и не уступать своим высоким местом в социальные и иерархии не только своим детям, но и внукам и правнукам. И это станет в будущем одним из главных источников социальных конфликтех конфліктів.

А вот ироничный взгляд относительно того, в каком возрасте следует выходить на пенсию, предложенный. Сирилом. Паркинсоном:»Возраст вынужденной отставки варьируется от 55 до 75 лет, причем решение одинаково субье объективные и ненаучные. Каждую цифру, подброшенную нам обычаем или случайностью, можно защищать с одинаковым успехом. Там, где на пенсию увольняют в 65 лет, поборники этой системы всегда докажут вам, и ро зум и сила начинают иссякать в 62. Казалось бы, вот и ответ, если бы там, где на пенсию уходят в 60, вам не сообщили, что люди теряют деловая хватка где-то до 57 роки57 років…

Что делать вам самим, когда придет пора отставки, установленная вами для ближних? миниты. Как нам не жаль, придется подождать несколько лет, только ради обществва.

623 Молодежь в социологическом контексте

Начнем с парадокса: к установлению индустриального общества молодежи не было. Конечно, всегда существовали лица 17 — 30-летнего возраста, их доля в обществе даже была выше, чем сегодня, ведь народ джуванисть когда-то была выше, а продолжительность жизни меньше. Но можно было трактовать их как определенную социальную группу? тинства»прыгали»просто во взрослой жизнидоросле життя.

До XVII века в западноевропейских языках слова, которые означали молодых людей мужского пола, служивших для обозначения молодого мужчины (примерно до. ЗО лет), который ведет независимый образ жизни. Специальных х слов для обозначения детей и подростков мужского пола в возрасте от 7 до и6 лет не существовало. Слово»ребенок»передавало скорее семейные отношения, чем возрастные особенности. Только с XVII в начало складываться я новая концепция детства. Она окончательно созрела уже в индустриальном обществному суспільстві.

Современный»молодежный возраст»образовался на основании двух встречных процессов, которые происходили в индустриальных обществах: акселерации — ускоренного полового созревания, знаменует собой ускоренное окончание детства — с одной стороны, и непрерывное отложения срока вступления в профессиональную жизнь, вследствие увеличения периода продолжительности обучения — с другог з другого.

Кого можем считать молодежью?. В древности переход в категорию юношей определялся ритуалом инициаций, а взрослыми становились результате совершения общественно значимых действий, таких как: брак, рождение первого ребенка, убийство хищного зверя, первого врага или задачи врагу удар во время вооруженного столкновения. Сегодня же зачастую пределы периода молодости определяют по формальным признакам: нижняя — окончание школы, получение паспорта. Что же к верхней границе, то она еще более условной, например, сегодня государственная молодежная политика распространяется на граждан Украины в возрасте от 14 до 28 лет (в отдельных случаях для научной молодежи до 36 р ей). В советское время верхней границей молодежного возраста считали 28 лет — верхний предел срока пребывания в рядах комсомола, при желании можно считать верхней границей, скажем, 35 ??лет — возрастной предел, которой еще недавно разрешалось поступать на стационарное отделения вузов общем, можем сказать, что человек остается в пределах молодежной возрастной группы, пока чувствует себя принадлежащей к ней и ведет соответствующий стиль жизни життя.

Молодежь — это общественная группа, которая находится в периоде жизни, начинается с полового созревания, не имеет четко очерченной верхней границы и определяется как общественными, так и индивидуальными рамками. С. Состояние этой общественной группы может быть очерчен юс переходнойй.

Молодежь во все времена была динамичной, мобильных и наиболее подверженной новизны частью

Американский исследователь. Имре. Эмери подсчитал средний возраст лидеров социальных революций. Оказалось, что средний возраст протестантской реформации и американской революции составлял 36 лет, французской р революции — 34 года, модернизации. Японии — 36 лет, молодотурецькои революции — 30 лет, а революции в. России — 42 года. Ученый установил, что возраст революционных лидеров на 25-35лет меньше, чем возраст пол итичних лидеров период стабильноститі.

украинский историк и политолог. Иван. Лысяк-Рудницкий одной из главных причин поражения украинской революции 1917 — 1921 гг называет чрезмерную молодость ее руководителей:»Среди них много имели только по д двадцать несколько лет! в молодых, окружавших его делал в. Центральной. Раде впечатление старого»сечевого деда»Но даже этот»патриарх»имел ли 51 год (р 1866), так что как на государственного мужа был в среднем возрасте. Это зас. Илья молодежи вносило в наши освободительное движение энтузиазмом и духа жертвенности, но вместе с тем неопытности, студенческий догматизм, преимущество темперамента и сантиментов над разумной волейентиментів над розумною волею».

Высокая социальная активность молодежи обусловлена ??ее переходным состоянием. В социальном плане старшие поколения имеют стабильную, традиционную структуру деятельности, впорядкованиший образ жизни. Это означает, что й их жизненная программа является менее вариантной, для нее характерна ограниченность социальных ролей, а отсюда, соответственно, и жестче привлечения в социальные институты (профессиональные, семейные, политические и др.). Пока до доминантой общественного развития является стабильность, проблем поколений, связанных с повышенной активностью молодежи, не существует. Доступ к социально значимых ролей закономерно связывается с процессом взросленияшання.

Но роль молодежи меняется в периоды социальных потрясений. Переходность, маргинальность, отсутствие глубокой жизненной укорененности молодежи побуждает ее к поисковой активности, часто к внутренним конфл локтей между жизненными ценностями и стилем жизни. В итоге — склонность к аффективного, невзвешенное восприятие действительности, восприимчивость к экстремизму, радикализму в мыслях и в поведении. Очень характе рним для молодежи является выбор объектов подражания, которые не вписываются в привычную культурный фон (молодежная субкультурара).

Взаимосвязь между молодым возрастом и стремлением к социально-политических и культурных новаций был замечен давно. Характерно, что в некоторых языках, например, в английском, нет отдельных терминов для пон занятий»молодежь», как общественная категория и»молодость», как некая жизненная сила, источник обновления. Эти два понятия передает единственный термин»уоиth єдиний термін «уоиth».